Гиподинамия, ее вредное воздействие на здоровье. Влияние гиподинамии на состояние здоровья человека

Все мы знаем, что лишний вес, курение, злоупотребление алкоголем, погрешности в диете и частые стрессы являются негативными факторами, провоцирующими заболевания главного мышечного насоса в человеческом организме – сердца.

ИБС, стенокардия, артериальная гипертензия и метаболический синдром – лишь неполный список патологий, с которыми нередко приходится сталкиваться людям, далёким от соблюдения принципов ЗОЖ. А каково влияние гиподинамии на ? На все вопросы ответим в нашем обзоре и видео в этой статье.

Что такое гиподинамия

Гиподинамией в медицине называется состояние, при котором происходит нарушение работы опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем, вызванное недостаточной двигательной активностью человека.

Обратите внимание! Термин «гиподинамия» произошел от двух греческих слов: «hypo» — подавление, снижение и «dynamos» — сила.

Причины возникновения

Учёные отмечают, что уровень физической активности среднестатистического жителя планеты снижается из года в год.

Причиной тому:

  • урбанизация, увеличение количества городских жителей и снижение – сельских;
  • автоматизация, механизация труда;
  • повышение значимости средств коммуникации.

Комфортные условия проживания, всевозможные службы доставки, телевидение и интернет… Все эти блага цивилизации не только делают жизнь человека комфортной, но и позволяют ему неделями не выходить из дома.

Ещё один фактор риска – сидячая работа, при которой сотрудник вынужден находиться практически без движения в течение 8-10 часов ежедневно.

Скрытая опасность

Таким образом, гиподинамия является следствием снижения необходимого для нормальной жизнедеятельности уровня физической активности. При отсутствии регулярных нагрузок человек большую часть суток проводит в сидячем или лежачем положении. Это приводит к негативным изменениям со стороны большинства органов и систем.

Таблица: Последствия гиподинамии:

Система организма Патологические изменения

  • нарушается метаболизм;
  • снижается общая выносливость организма.

  • мышцы становятся слабыми, дряблыми и постепенно подвергаются атрофии;
  • прогрессирующе снижается объем костной массы в организме, развивается остеопороз;
  • начинаются проблемы с суставами, формируется остеоартроз и остеохондроз;

Нарушаются нейро-рефлекторные связи, провоцируя различные функциональные расстройства со стороны ЦНС (ВСД, эмоциональная лабильность, депрессия)

Снижается жизненная ёмкость лёгких, что вызывает ХОБЛ и другие обструктивные нарушения

Замедляется прохождение пищи по желудочно-кишечному тракту, вследствие гипотонии кишечника развиваются хронические запоры

Влияние сниженной двигательной активности на работу сердца и сосудов

Выраженные негативные последствия имеет недостаток физической активности и на работу системы кровообращения. А как связаны гиподинамия и сосуды?

У здорового человека регулярные сердечные сокращения и циркуляция крови по сосудам представляет собой четкую и слаженную работу.

Что же происходит в условиях гиподинамии:

  1. Снижается эффективность работы «мышечного насоса» вследствие гипотонуса скелетной мускулатуры.
  2. Значительно замедляется венозный отток от дистальных отделов.
  3. Снижается объем сердечного выброса – ослабленный миокард обладает меньшей сократительной способностью.
  4. Компенсаторно развивается синусовая тахикардия (повышается ЧСС).
  5. Утрачивается адекватность прироста ударного объема сердца в условиях редких физических нагрузок.
  6. Снижается порог анаэробного обмена веществ.
  7. Уменьшается ОЦК за счёт депонирования большого объёма крови.
  8. Снижается эластичность артерий и вен: сосуды при гиподинамии дряблые, с лёгкостью повреждаются.
  9. Ухудшается питание миокарда. Со временем в сердечной мышце развиваются ишемические и атрофические изменения.

Обратите внимание! Причиной смерти каждого десятого человека на планете становится ишемическая болезнь сердца.


Указанные выше патологические изменения приводят к нарушению работы системы кровообращения. Адаптационные способности организма снижаются, что значительно повышает риск развития тяжёлых заболеваний.

Как избежать проблем со здоровьем

Если вы заметили, что большую часть суток проводите сидя, а подъем по лестнице может стать для вас настоящей пыткой, пора обратить внимание на своё здоровье.

Важно! Не ждите явных сигналов – сильной одышки, болей в сердце или проблем с давлением: в этом случае цена промедления может быть слишком высока.

Даже если никаких серьезных жалоб вы не предъявляете, посетите своего участкового терапевта, чтобы пройти полное обследование. На основании клинического обследования врач сможет составить план комплексной диагностики состояния сердца и сосудов.

Стандартная инструкция включает:

  • ОАК, ОАМ;
  • биохимию крови;
  • липидограмму;
  • ЭХОКС, УЗИ сердца и сосудов;
  • ЭКГ;
  • томографию (МР или компьютерную) – по показаниям.

Если на основании обследования будут выявлены какие-либо нарушения со стороны системы кровообращения, важно начать лечение как можно раньше.

Помимо назначенных специалистом препаратов, не стоит забывать и о методах немедикаментозной терапии:

  • отказе от вредных привычек;
  • здоровом сбалансированном питании;
  • поддержании нормальной массы тела;
  • ежедневных прогулках на свежем воздухе;
  • снижении уровня стресса.

И, конечно, основным методом борьбы с гиподинамией и вызванными ею проблемами со здоровьем остаются регулярные физические нагрузки. Для пациентов с сердечно-сосудистыми проблемами отлично подходят пешие прогулки, плавание, йога, танцы, пилатес и калланетика (см. фото).

Важно! В случае выраженных нарушений работы сердца и сосудов перед началом занятий спортом проконсультируйтесь с лечащим врачом.


Движение – естественная потребность нашего организма. Его недостаток становится причиной самых разнообразных заболеваний. Регулярные занятия спортом и поддержание высокой двигательной активности в течение дня являются важнейшим условием здорового образа жизни.

Человеческий организм запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность должна быть на протяжении всей жизни: с раннего детства до глубокой старости. Сотни веков человек следовал этим предначертаниям природы, а потом резко изменил образ жизни. Так, если еще в прошлом веке 96% всей затраченной на трудовую деятельность энергии приходилось на долю мышц, то сегодня 99% энергии приходится на долю машин.

Но в отличие от социальных, биологические процессы меняются очень медленно, в связи с этим возникает несоответствие, о котором русский физиолог И.П. Павлов писал: «Тело человека состоит их массы мускулов. Следовательно, оставить эту часть нашего тела, исторически тренированную, в покое, не дать ей работы – это огромный ущерб. Это должно привести к резкому неравновесию всего нашего существа…».

Таким образом, на протяжении тысячелетий человеческий организм с его сложными функциями по существу остается без изменений. Он так же, как много тысяч лет назад, для своего нормального функционирования требует физической нагрузки. Так называемые «болезни цивилизации» особенно часты у представителей профессий, связанных с малоподвижным образом жизни. А подобных профессий сейчас большинство. Видный американский врач-кардиолог, профессор В. Рааб исследовал состояние сердца физически активных (спортсмены, солдаты) и неактивных (студенты, служащие) лиц. Оказалось, что у людей, ведущих малоподвижный образ жизни, уже в 17–35 лет наблюдались признаки ослабления деятельности сердца, которое он назвал «сердцем деятельного бездельника» («деятельного» потому, что люди вершат большие дела, а «бездельники» – при этом не затрачивают больших мышечных усилий).

Гиподинамия – Это ограничение объема и интенсивности двигательной деятельности, вызывающее изменения в организме человека, которые характеризуются снижением функциональной активности и расстройством взаимосвязей органов и систем. Влияние гиподинамии на организм человека представляется в различных формах.Хроническая гиподинамия характеризуется низким уровнем повседневной двигательной активности, что зависит от условий труда и быта. Это наиболее распространенная форма гиподинамии, связанная с отсутствием воспитания у человека необходимости в активных движениях.

Острая гиподинамия возникает при внезапном и продолжительном ограничении двигательной деятельности у физически активных до этого момента людей (резкое прекращение тренировок у спортсменов, изменение профессии, клиническая гиподинамия и др.).

Выделяют также общую (ограничение двигательной активности всего организма) илокальную (ограничение движений группы мышц) гиподинамию.

При достаточно длительном воздействии гиподинамии на организм развиваются изменения, называемые синдромом гиподинамии.

Синдром гиподинамии – это комплекс сдвигов в различных органах и системах, возникающих при различных формах гиподинамии и на различных этапах детренированности.

Нервная система и двигательные функции . Существенные изменения при гиподинамии происходят в деятельности нервной системы, в частности коры больших полушарий головного мозга – расстройства двигательных функций (например, нарушение координации движений при ходьбе).

Функции двигательного аппарата . Гиподинамия всегда сопровождается атрофией и дегенерацией (перерождением) скелетных мышц. Мышечные волокна становятся тоньше, вес мышц уменьшается, отмечается замена мышечной ткани на жировую. В результате теряется устойчивость восстановительных процессов, надежность координации движений, уменьшается тонус мышц, выносливость, скорость, сила. Детренировка мышц живота происходит относительно быстро, неблагоприятно сказывается на функциях кровообращения, пищеварения, дыхания.

Синдром гиподинамии сопровождается ослаблением связочного аппарата, что приводит к разболтанности суставов, развитию плоскостопия, отмечается деминерализация костей.

Вегетативные функции . В результате гиподинамии происходят выраженные изменения в системе кровообращения: уменьшаются размеры сердца, снижается ударный и минутный объем крови, учащается пульс, уменьшается масса циркулирующей крови, удлиняется время ее кругооборота.

От недостаточной физической нагрузки сердце человека слабеет, ухудшается функция механизмов сосудистой регуляции, отмечается слабость мышц стенок сосудов, что влечет снижение артериального давления (гипотонию), в результате которой снижается работоспособность человека.

Синдром гиподинамии сопровождается ухудшением экономичности функций дыхания, наблюдается снижение функций желез внутренней секреции, в частности надпочечников.

Следует отметить, что гиподинамия, каким бы фактором она не вызывалась и к какой бы форме не относилась, всегда сопровождается состоянием психического стресса, поскольку само состояние гиподинамии глубоко неадекватно для нормальной жизнедеятельности и тяжело переносится организмом. Отмечается эмоциональная неустойчивость, снижение физической и умственной работоспособности. Гиподинамия характеризуется также снижением устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Длительная неподвижность (например, при строгом постельном режиме) приводит к значительному ухудшению физиологических функций. Но если для человека вводятся ежедневные получасовые – часовые занятия физическими упражнениями, то проявления гиподинамии или отсутствуют, или оказываются менее выраженными. Следовательно, физические упражнения являются эффективным средством, предохраняющим организм от неблагоприятных последствий недостаточной производственной или бытовой двигательной активности.

Предварительный просмотр:

ГБОУ СО СПО

Саратовский областной педагогический колледж

Контрольная работа по курсу физическая культура

Тема

«Гиподинамия и её влияние на организм человека»

Выполнила студентка

Заочного отделения

1 курса гр.№011

Китанова Светлана

Александровна

Проверил:

Нестеренко Геннадий

Иванович

2014

  1. Введение
  2. Что такое гиподинамия
  3. Гиподинамия болезнь современного человека
  4. Последствия гиподинамии
  5. Гиподинамия у детей
  6. Как избежать гиподинамии и связанных с ней заболеваний?
  7. Список литературы

1.Введение:

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придётся, то и значительные перегрузки.

Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

В сохранении и укреплении здоровья важную роль играют правильное сочетание труда и отдыха, рациональное питание, закаливание организма и физическая культура, являющееся мощными оздоровительными факторами. Особое значение имеет физическая активность человека, регулярная мышечная деятельность, лежащая в основе жизнедеятельности всего организма.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Последние годы в силу высокой нагрузки на работе и дома и других причин у большинства отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обуславливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме людей.

В настоящее время очень актуальна проблема гиподинамии.

2.Что такое гиподинамии?

Термин «гиподинамия» в переводе с латинского языка означает «малоподвижность». Под этим подразумевают ограничение двигательной активности, которое возникает в результате малоподвижного образа жизни.

Гиподинамия – весьма распространённое состояние, которое можно наблюдать не просто у большого, а у огромного количества людей.

В медицине существует достаточно близкое понятие гипокинезия, которое подразумевает снижение или полное отсутствие двигательной активности, вызванное обычно достаточно объективными причинами. Врачи относят к таким причинам некоторые тяжелые заболевания, специфические условия труда в ограниченном пространстве, длительный постельный режим или гипсовую повязку и ряд других. Основное отличие гипокинезии от гиподинамии состоит в том, что во втором случае, движения осуществляются, но в очень небольшом объеме и с недостаточной нагрузкой на мышечный аппарат. В обоих случаях мышечная нагрузка минимальна, что приводит к уменьшению силы мышц, снижению объема и веса мышечной ткани.

Генетическая программа человека остается неизменной на протяжении всех последних тысячелетий, а вот образ его жизни претерпел весьма существенные изменения. Движение ради выживания перестало быть необходимостью. Научный и технический прогресс помогает современному человеку обеспечить себе комфортные условия жизни при минимуме физических нагрузок. Совершенные автомобили, поезда и самолеты перемещают нас на огромные расстояния, тонны груза поднимаются простым нажатием нужной кнопки. Рабочий день городского жителя, как и его отдых, нередко проходит в кресле за компьютером. Таким образом, все наши движения ограничиваются дорогой от подъезда до автомобиля. Даже каналы телевидения мы переключаем с помощью дистанционного пульта. Конечно же, какое то количество движений неизбежно совершает каждый человек.

Однако движения эти весьма однообразны, направлены на одну группу мышц и совершенно не способствуют физическому развитию организма.

На первый взгляд, кажется, что нет ничего плохого в таком комфортном и удобном существовании человека. Что же внушает тревогу врачам всего мира, которые не устают твердить о необходимости занятий физкультурой и спортом, о положительном влиянии дозированной физической нагрузки на здоровье человека, и об опасностях, которые неизменно таит в себе малоподвижный образ жизни?

3.Гиподинамия – болезнь современного человека

Жизнь современного человека, благодаря техническому процессу и благам современной цивилизации, стала намного более удобной, чем, скажем, каких – нибудь 20-30 лет назад. Транспорт довозит нас до нужного места, избавляя от необходимости преодолевать пешком большие расстояния, бытовая техника помогает нам справиться с домашними делами. Люди стали меньше двигаться. Чтобы что – то сделать, не нужно прилагать особых усилий. В итоге мышцы человека, большую часть времени находящиеся в покое, начинают терять эластичность, пропадает лёгкость в движениях и возникает гиподинамия – болезненное состояние, вызванное понижением физической активностью. Гиподинамию называют болезнью современной цивилизации. Причины развития гиподинамии могут быть различны. Низкая двигательная активность может быть вызвана каким – либо заболеванием или длительным постельным режимом, но, чаще всего, её причиной становится малоподвижный сидячий образ жизни. Для стабильной полноценной работы организму необходима достаточная физическая активность и нагрузка на мышцы, от этого в немалой степени зависит самочувствие и здоровье человека.

Основным симптомом гиподинамии является: общая слабость, учащённое сердцебиение, повышенная утомляемость, даже при сравнительно небольших нагрузках, нестабильное эмоциональное состояние, повышенная нервозность.

Гиподинамия может иметь серьёзные последствия. При отсутствии необходимости физической нагрузки снижается мышечный тонус, уменьшается выносливость, теряется сила человека, в результате может развиться вегето – сосудистая дистония, нарушается обмен веществ. Со временем гиподинамия приводит к нарушениям в работе опорно – двигательного аппарата: развитию остеопороза, остеоартроза и остеохондроза. Сказывается гиподинамия на деятельности сердечно – сосудистой системы, это приводит к возникновению артериальной гипертонии и ишемической болезни сердца. Также гиподинамия оказывает влияние на дыхательную систему, она может грозить развитием заболеваний лёгких. Гиподинамия может стать причиной нарушений работы пищеварительной системы и кишечника. Изменения в работе эндокринной системы приводят к ожирению и нарушению обмена веществ.

При гиподинамии ухудшается работа головного мозга, снижается умственная активность и трудоспособность, появляется быстрая утомляемость, общая слабость, бессонница.

При гиподинамии происходит снижение силы сердечных сокращений, ослабление венозных и артериальных сосудов, это, в свою очередь, приводит к ухудшению кровообращения и варикозному расширению вен.

Влияние гиподинамии на опорно – двигательный аппарат выражается в уменьшении мышечной массы и возникновении жировой прослойки между мышечными волокнами. В результате мышечный тонус снижается.

4.Последствия гиподинамии.

Ещё в древности как было уже сказано, замечено, что физическая активность способствует формированию сильного и выносливого человека, а неподвижность ведёт к снижению работоспособности, заболеваниям и тучности. Всё это происходит вследствие нарушения обмена веществ. Уменьшение энергетического обмена, связанное с изменением интенсивности распада и окисления органических веществ. Уменьшение энергетического обмена, связанное с изменением интенсивности распада и окисления органических веществ, приводит к нарушению биосинтеза, а также к изменению кальциевого обмена в организме. Вследствие этого в костях происходят глубокие изменения. Прежде всего они начинают терять кальций. Это приводит к тому, что кость делается рыхлой, менее прочной. Кальций попадает в кровь, оседает на стенках кровеносных сосудов, они пропитываются кальцием, теряют эластичность и делаются ломкими. Способность крови к свёртыванию резко возрастает. Возникает угроза образования кровяных сгустков (тромбов) в сосудах. Содержание большого количества кальция в крови способствует образованию камней в почках.

Отсутствие мышечной нагрузки снижает интенсивность энергетического обмена, что отрицательно сказывается на скелетных и сердечных мышцах. Кроме того, малое количество нервных импульсов, идущих от работающих мышц, снижает тонус нервной системы, утрачиваются приобретённые ранее навыки, не образуются новые. Всё это самым отрицательным образом отражается на здоровье. Следует учесть также следующее. Сидячий образ жизни приводит к тому, что хрящ постепенно становится менее эластичным, теряет гибкость. Это может повлечь снижение амплитуды дыхательных движений и потерю гибкости тела. Но особенно сильно от неподвижности или малой подвижности страдают суставы.

5.Гиподинамия у детей.

Дети довольно часто становятся «заложниками» данного состояния. Гиподинамию принято считать социальным заболеванием, так как всё меньшее количество людей прилагают хоть какое – то усилие, чтобы выполнить ту или иную работу.

За последние десятилетия гиподинамия значительна помолодела. Ведь ещё не так давно основным детским развлечением были подвижные игры на свежем воздухе, а работа многих взрослых была связана с физической деятельностью. А теперь телевизор и персональный компьютер вошли в каждый дом, заменив другие, более полезные для здоровья досуги. Современные дети огромное количество времени уделяют не столько учёбе и спорту, сколько компьютеру.

Одна из причин Близорукости –гиподинамия. Уже давно замечено, что подростки, плохо развитые физически, часто бывают и близоруки. Иногда, прогрессируя, близорукость приводит к необратимым изменениям и значительной потере зрения. Порой в этом виноваты и сами родители, которые не могут отучить ребёнка от компьютерных игр и не приучают своих детей вести здоровый образ жизни. Некоторые из родителей уверены, что увлечение компьютером ограждает от негативного воздействия улицы. Но таким образом они приучают своих детей к сидячему образу жизни, который рано или поздно скажется на здоровье.

Гиподинамия весьма отрицательно сказывается на позвоночнике ребёнка, что в свою очередь становится причиной развития различных заболеваний жизненно важных органов.

В школьном возрасте гиподинамия обычно связана с нетрадиционным распорядком дна ребёнка, с перегрузкой его учёбой. Дети очень мало бывают на свежем воздухе, мало двигаются. Много сидят перед компьютером, поздно ложатся спать. Без работы мышцы слабеют и постепенно атрофируются. Уменьшаются сила и выносливость, появляется вегетососудистая дистония, депрессия и другие расстройства нервной системы, нарушается обмен веществ. Гиподинамия приводит к функциональным изменениям сердечно -сосудистой и дыхательной систем. Потому что в этом случае не работают мышцы, помогающие движению крови по сосудам. Недостаток притока крови к головному мозгу, плохой отток по сосудам шеи приводят к изменениям внутричерепного давления. Отсюда сильная головная боль, усталость, утомляемость. К перечисленному можно добавить расстройства дыхания и пищеварения. С течением времени из-за гиподинамии уменьшается костная масса, страдают суставы и позвоночник. Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте. Она задерживает формирование организма. Существенно снижает иммунитет, дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение. Малая подвижность школьников и длительное пребывание в однообразной позе за столом в школе и дома могут вызвать нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника. Так называемый мускульный голод у детей может привести к более выраженному нарушению функций, чем у взрослых, к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.

Накопление избыточного веса у ребенка также является следствием малоподвижности. Ожирение у детей сейчас встречается в два раза чаще, чем 10 лет назад. Иногда ожирение у ребенка может достигать значительной степени. Многие родители не воспринимают это как болезнь. Но в 80% случаев полнота, возникшая в детстве, не покидает человека уже всю жизнь. Гиподинамия ведет к ожирению потому, что жир сгорает в мышцах: в работающих мышцах этот процесс многократно усиливается, а в малоподвижных, соответственно, уменьшается.

6.Как избежать гиподинамии и связанных с ней заболеваний?

Прежде всего, необходимо вести здоровый образ жизни. Правильный режим дня в сочетании с разумными физическими нагрузками и рациональным питанием необходимое условие для профилактики гиподинамии. Для профилактики гиподинамии врачи рекомендуют пить больше жидкости: чай, компот, а особенно полезны натуральные соки, так как они укрепляют иммунитет. Питание должно быть сбалансированным, в рационе обязательно должно присутствовать достаточное количество овощей и фруктов. Немаловажен и полноценный отдых, нужно уделять достаточно времени на сон, ведь каждому человеку нужно спать не менее восьми часов в сутки, чтобы чувствовать себя бодрым и отдохнувшим. Окажут неоценимую услугу в борьбе с гиподинамией ежедневные пешие прогулки на свежем воздухе. Помогут занятия спортом, регулярные посещения бассейна, но если такой возможности нет, нужно по возможности увеличить физическую нагрузку на организм, (конечно, в разных пределах) например, если вы живёте в многоэтажном доме, старайтесь подниматься на нужный вам этаж пешком, не пользуясь лифтом, делайте лёгкую зарядку по утрам.

7.Список литературы

Чумакова Б.Н. «Основы здорового образа жизни»

Айзман Р.И. «Здоровье населения России»

В.С.Новиков «Не забывайте о ваших мышцах»

Если причиной гиподинамии стало острое, либо хроническое заболевание, нужно обязательно обратиться за врачебной помощью для лечения основной болезни.

Термин «гиподинамия» в переводе с латинского языка означает «малоподвижность». Под этим подразумевают ограничение двигательной активности, которое возникает в результате малоподвижного образа жизни.

Гиподинамия – весьма распространённое состояние, которое можно наблюдать не просто у большого, а у огромного количества людей. В современной медицине данное понятие довольно часто именуют также гипогинезией.

Под гипогинезией и гиподинамией понимают недостаточность мышечной деятельности человека. Гипогинезия означает уменьшение двигательной деятельности с ограничением пространственных характеристик движения, а гиподинамия – уменьшение силы сокращения мышц. В обычных условиях эти сочетания, как правило, сочетаются.

Основное отличие гипокинезии от гиподинамии состоит в том, что во втором случае, движения осуществляются, но в очень небольшом объёме и с недостаточной нагрузкой на мышечный аппарат. В обеих случаях мышечная нагрузка минимальна, что приводит к уменьшению силы мышц, снижению объёма мышечной ткани.

Отметим сразу же, что состояние гиподинамии опасно и всё потому, что оно оказывает негативное влияние на весь организм человека в целом. В самую первую очередь попробуем разобраться во всех существенных причинах, способствующих развитию данного синдрома Сразу же обращаем внимание на то, что таких причин на сегодняшний день предостаточно. Это и чрезмерное количество производственной автоматизации и механизации, и малоподвижный образ жизни, и нерациональное использование транспорта, и весьма продолжительное пребывание в космических полётах, и вынужденный постельный режим. Довольно часто к развитию гиподинамии приводит и не совсем правильная организация отдыха. Если говорить о причинах развития гиподинамии у школьников, то это, как правило, чрезмерные школьные нагрузки, которые не дают нагрузки, которые не дают возможности детям как можно чаще играть либо заниматься спортом. Дети также довольно часто становятся «заложниками» данного состояния. Гиподинамию принято считать социальным заболеванием, так как всё меньшее количество людей прилагают хоть какое –то усилие, чтобы выполнить ту или иную работу. За последние десятилетия гиподинамия значительна помолодела. Ведь ещё не так давно основным детским развлечением были подвижные игры на свежем воздухе, а работа многих взрослых была связана с физической деятельностью. А теперь телевизор и персональный компьютер вошли в каждый дом, заменив другие, более полезные для здоровья досуги. Современные дети огромное количество времени уделяют не столько учёбе и спорту, сколько компьютеру. А теперь, что касается гиподинамии и её влияния на человеческий организм. Одна из причин Близорукости –гиподинамия. Уже давно замечено, что подростки, плохо развитые физически, часто бывают и близоруки. Иногда, прогрессируя, близорукость приводит к необратимым изменениям и значительной потере зрения. Порой в этом виноваты и сами родители, которые не могут отучить ребёнка от компьютерных игр и не приучают своих детей вести здоровый образ жизни. Некоторые из родителей уверены, что увлечение компьютером ограждает от негативного воздействия улицы. Но таким образом они приучают своих детей к сидячему образу жизни, который рано или поздно скажется на здоровье.

Гиподинамию нередко называют бичом современной цивилизации. Справедливость такого утверждения становится очевидной, если вспомнить, как формировался организм человека в процессе эволюции животного мира. Физическая активность была необходима нашим предкам просто для того, чтобы выжить. Древний человек вынужден был находиться в постоянном движении, чтобы добыть пищу и сохранить жизнь себе и своему потомству. Таким образом, потребность в движении была заложена в генах человека, как одно из условий для нормальной жизнедеятельности организма в суровых условиях внешней среды.

Генетическая программа человека остаётся неизменной на протяжении всех последних тысячелетий, а вот образ его жизни претерпел весьма существенные изменения. Движение ради выживания перестало быть необходимостью.

Попробуем рассмотреть, что же происходит в организме вследствие ограничения физической нагрузки, то есть гиподинамии. Первыми от гиподинамии страдают наши мышцы. Лишённые необходимой тренировки, мышцы слабеют, становятся дряблыми и, в конце концов, атрофируются. Ограничение мышечной активности естественно приводит к снижению активности энергетического обмена. Замедляется образование богатых энергией фосфорных соединений, замедляется вывод кальция, вызывая повышенную хрупкость костей. Происходит неизбежное снижение газообмена, приводя к уменьшению вентиляции лёгких и общему снижению работоспособности. Вот почему человек, ведущий сидячий образ жизни, часто устаёт больше, чем его активно двигающийся собрат.

Однако последствия гиподинамии далеко не исчерпываются общей слабостью и ощущением усталости. Снижение двигательной активности отрицательно сказывается на состоянии всех мышц организма человека. Если говорить непосредственно о работе сердечно – сосудистой системы то при гиподинамии отмечается явное снижение силы сердечных сокращений, а также уменьшение массы сердца. Помимо этого данное состояние способствует ослаблению сердечной мышцы, снижению энергетического потенциала сердца, сокращению его минутного объёма, а также ослаблению как венозных, так и артериальных сосудов. Все эти явления неминуемо ведут к серьёзному ухудшению снабжения тканей кислородом, то есть к гипоксии. Вполне возможны нарушения и в балансе жиров, белков, углеводов, а также солей и воды. Немаловажно отметить, что гиподинамия отрицательно сказывается на работе головного мозга. В результате о себе дают знать следующие симптомы: общая слабость, уменьшение трудоспособности, бессонница, снижение умственной активности, чрезмерная утомляемость и некоторые другие. При гиподинамии отмечается также уменьшение ёмкости лёгких и лёгочной вентиляции. Довольно часто можно наблюдать и уменьшение интенсивности газообмена. Что касается влияния гиподинамии на костно – мышечный аппарат, то в данном случае наблюдается уменьшение мышечной массы, развитие дегенеративно – дистрофических изменений и возникновение прослоек жировой ткани между мышечными волокнами. Все эти изменения становятся причиной очень сильного снижения тонуса мышц, что в свою очередь приводит к нарушению осанки, а следовательно, и к смещению внутренних органов. Гиподинамия не остаётся безучастной и в отношении желудочно –кишечного тракта. В этом случае данный синдром провоцирует задержку пищи в области желудка. Все эти состояния неминуемо ведут к развитию запоров либо частым изменениям стула. Следует отметить, что кровеносные сосуды также весьма «безболезненно» реагируют на гиподинамию, вызывая при этом развитие не только атеросклерозов, но и ещё и гипертонической болезни, варикозного расширения вен и многих других состояний. Необходимо обратить внимание и на то, что гиподинамия – это прямой путь к ухудшению состояния зрительного анализатора и мышечной чувствительности, снижению координации движений и работы вестибулярного аппарата.

Если для взрослого гиподинамия вредна, то для ребёнка она просто опасна. Гиподинамия у ребёнка:

Задерживает формирование организма;

Вызывает нарушение осанки и деформацию позвоночника;

Отрицательно воздействует на развитие опорно – двигательного аппарата;

Нарушает работу эндокринной, сердечно- сосудистой систем;

Нарушает половое созревание, а в дальнейшем может привести к дефекту репродуктивной функции;

Ведёт к накоплению избыточного веса у ребёнка.

Как же бороться с гиподинамией?

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Занятия физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием ими.

Для того, чтобы двигаться, нет никаких препятствий, кроме собственной лени. Если нет возможности посещать фитнес- клуб, бегайте в парке, чаще пользуйтесь лестницей, а не лифтом, больше ходите пешком –и тогда гиподинамии вас не догнать!

Список литературы:

Чумаков Б.Н. «Основы здорового образа жизни. Здоровье и его профилактика»

В.С.Новиков «не забывайте о ваших мышцах»


Гиподинамия (недостаточная подвижность) – это патологическое состояние, которое развивается при значительном ограничении физической активности и приводит к нарушению функций опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного и респираторного тракта и пр.

Источник: simptomer.ru

Подвижность – естественное свойство человека, которое заключается в его способности к осуществлению активной деятельности. Основными функциями двигательной активности являются:

  • поддержание гомеостаза;
  • поддержание тонуса мышц, сосудов, а вместе с ними и нормальной жизнедеятельности организма;
  • развитие индивидуальных способностей и свойств;
  • достижение высокого эффекта двигательной деятельности (спорт, трудовые навыки).

В результате технического прогресса с начала прошлого столетия доля физического труда в жизни человека уменьшилась в 150–200 раз. При этом летальность от сердечно-сосудистых патологий увеличилась примерно в 6 раз. Распространенность гиподинамии увеличивается в связи с урбанизацией, механизацией и автоматизацией трудовой деятельности и повседневной жизни, увеличением роли в современном обществе средств коммуникации. По данным некоторых исследований, возрастание двигательной активности приводит к понижению уровня заболеваемости примерно на 45%.

При своевременно принятых мерах прогноз благоприятный, большинство патологических изменений, вызванных гиподинамией вследствие нездорового образа жизни, обратимы.

Причины и факторы риска

Гиподинамия может быть вызвана объективными причинами, например, инвалидностью, тяжелым и продолжительным заболеванием. Но в большинстве случаев она связана с неправильной организацией образа жизни или сидячей работой.

К основным факторам риска развития гиподинамии относятся:

  • недостаточные физические нагрузки;
  • избыточная масса тела;
  • психологические расстройства;
  • соматические заболевания;
  • генетические факторы;
  • родовые травмы;
  • вредные привычки.

Формы гиподинамии

Выделяют такие основные формы гиподинамии:

  • гипоэргия – недостаток общего объема движений и их количества;
  • гипокинезия – недостаток разнообразия движений;
  • гипотония – недостаток качества движений и их интенсивности.

Симптомы гиподинамии

Симптомы гиподинамии проявляются постепенно. К ним относятся нарастающая усталость, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, нарушения сна , повышенная беспричинная нервозность, регулярные головные боли разной интенсивности, повышенный риск переломов , увеличение массы тела, одышка при незначительной физической нагрузке, боли в спине. У женщин может развиваться аноргазмия, у мужчин – эректильная дисфункция .

Вследствие недостаточной физической активности уменьшаются силовые показатели, сокращаются объем и масса мышц, нарушаются нервно-рефлекторные связи, что может приводить к развитию вегетососудистой дистонии , депрессивных состояний. При длительном течении патологического процесса постепенно уменьшается костная масса, вследствие чего нарушаются функции позвоночника и суставов. Из-за ослабления связочного аппарата возникают межпозвонковые грыжи . У пациентов с гиподинамией, как правило, происходит увеличение частоты сердечных сокращений как при физических нагрузках, так и в состоянии покоя, а также повышение артериального давления.

Источник: simptomer.ru

Коррекция патологического состояния, помимо постепенного увеличения физической нагрузки, включает физиотерапевтические методы, массаж, диетотерапию.

Особенности протекания гиподинамии у детей

Гиподинамия у детей может проявляться сонливостью, заторможенностью, снижением умственных способностей, отставанием в физическом развитии, ожирением , отказом от общения и игр с другими детьми, низкой успеваемостью в школе, развитием психических расстройств.

Диагностика

Диагностика гиподинамии базируется на данных, полученных при проведении сбора жалоб и анамнеза. С целью выяснения тяжести развившихся осложнений прибегают к объективному осмотру пациента, а также инструментальным (рентгенологическое исследование, ультразвуковая диагностика, компьютерная томография и т. д.) и лабораторным (общий анализ крови и мочи , биохимический анализ крови и т. д.) исследованиям, объем которых определяется имеющейся патологией.

Лечение

При гиподинамии, развившейся на фоне соматического заболевания, в первую очередь требуется лечение основного патологического процесса. Также необходимо устранить неблагоприятные факторы, которые способствовали развитию гиподинамии.

Коррекция патологического состояния, помимо постепенного увеличения физической нагрузки, включает физиотерапевтические методы , массаж, диетотерапию. Для восстановления функций органов и систем организма при гиподинамии рекомендуются:

  • лечебная физкультура – с нее следует начинать, особенно при гиподинамии, развившейся на фоне соматических заболеваний;
  • аэробная физическая нагрузка (быстрая ходьба, бег, бадминтон, теннис, лыжи);
  • силовые упражнения;
  • упражнения на растяжку мышц и связок.

При гиподинамии, развившейся на фоне психологических проблем, рекомендуется работа с психологом или психотерапевтом. Детям, так же как и взрослым, рекомендуются подвижные игры на свежем воздухе, занятия спортом или танцами, туризм.

По данным некоторых исследований, возрастание двигательной активности приводит к понижению уровня заболеваемости примерно на 45%.

Салахутдинова Алина

Влияние гиподинамии на состояние здоровья школьника

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ Гимназия №3 ЗМР РТ

Влияние гиподинамии на состояние здоровья школьника

Выполнили: ученицы 8 «А» класса

Салахутдинова Алина

Якимова Валерия

Руководитель: Иванова А.В.

г.Зеленодольск

2016

1.Актуальность……………………………………………………………………….

2.Цель …………………………………………………………………………………

3.Задачи……………………………………………………………………………….

4.Целевая группа……………………………………………………………………..

5.Концепция проекта…………………………………………………………………

6.Ожидаемые результаты ……………………………………………………………

7.Заключение................................................................................................................

Влияние гиподинамии на состояние здоровья школьника.

  • Гиподинамия - ослабление мышечной деятельности организма в результате малоподвижного образа жизни.

1.Актуальность

Обозначенная проблема достаточно актуальна, так как о гиподинамии и общей тенденции к ограничению количества двигательной активности современных людей говорится очень часто. Отметим сразу же, что состояние гиподинамии опасно и все потому, что оно оказывает негативное влияние на весь организм человека в целом. Гиподинамия представляет собой особое состояние организма, вызванное длительным ограничением мышечной активности. По своей выраженности и последствиям оно может быть различным, и обусловлено условиями работы человека, длительностью и степенью недостаточности мышечных нагрузок. Гиподинамия в сочетании с другими факторами может явиться предпосылкой к возникновению целого ряда болезненных состояний и даже заболеваний. Она сопровождается снижением общей работоспособности, что обуславливается уменьшением легочной вентиляции и снижением газообмена в организме. Масса и объем мышц снижаются, в них наблюдаются выраженные дистрофические изменения, уменьшается содержание миоглобина и гликогена, происходит изменение сократительного аппарата, мышечного тонуса, и, как следствие, ослабление выносливости. Вследствие уменьшения нагрузки на сердечнососудистую систему оказывается ухудшенным функциональное состояние сердца, его размеры уменьшаются, работа становится менее «экономичной». Появляется учащение и снижение силы сердечных сокращений, уменьшение ударного и минутного объема крови.

2.Цель

Выявить количество школьников страдающих гиподинамией с помощью метода анкетирования, наблюдения, впоследствии сравнения, обработки и представления полученных данных, а так же разработать методы борьбы с гиподинамией.

3.Задачи

  • Найти способы предотвращения гиподинамии у детей школьного возраста.
  • Выявить количество школьников, страдающих гиподинамией.
  • Познакомить учащихся с причинами появления гиподинамии.
  • Рассказать школьникам о последствиях гиподинамии и ее влиянии на организм.
  • Разработать программу физических упражнений, направленных на борьбу с малоподвижностью.

4.Целевая группа проекта

Участниками данного проекта являются учащиеся Гимназии №3, а также медицинский работник общеобразовательного учреждения, педагоги и родители учеников.

Важную роль в физическом развитии детей играют педагоги и родители, от которых зависит развитие гиподинамии у ребенка.

Профессиональной задачей медика является контроль за состоянием здоровья школьников и выявление развития гиподинамии у обучающихся.

5.Концепция проекта

В первую очередь необходимо рассмотреть симптомы и причины развития гиподинамии у человека.

Симптомы гиподинамии:

  • Вялость
  • Усталость
  • Сонливость
  • Быстрая утомляемость
  • Снижение аппетита
  • Апатия

Причины появления гиподинамии:

  • малоактивный образ жизни;
  • использование транспорта даже для коротких расстояний;
  • длительный постельный режим;
  • преобладание пассивных форм отдыха;
  • чрезмерные интеллектуальные нагрузки, не оставляющие времени для занятий спортом или подвижных игр.

После ознакомления с ними следует выявить количество учащихся Гимназии №3, которым можно поставить диагноз гиподинамия.

Чтобы обнаружить учеников, проявляющих описанные ранее симптомы, мы должны пройти по классам, понаблюдать за учениками, побеседовать с ними, узнать, как они себя чувствуют, какие недомогания испытывают.

После того, как мы проведем собственные исследования по поиску учеников, у которых проявляются признаки гиподинамии, необходимо проинформировать педагогов о проявлениях гиподинамии, их влиянии на организм и последствиях. В завершении беседы узнать их мнение по данной проблеме, дать советы по профилактике.

Влияние гиподинамии на организм:

  • Негативно влияет на работу сердечнососудистой системы.

Снижается тонус сосудов, ослабевает работа сердечной мышцы.

  • Замедляются метаболические процессы.

В последствие этого нарушается обмен веществ, уменьшается основной обмен, клетки плохо снабжаются питательными веществами.

  • Уменьшается общий тонус организма, и как результат, снижается трудоспособность.
  • Снижается и мышечный тонус организма, соответственно, человек становится слабее.

Последствия гиподинамии:

  • Уменьшение выносливости.
  • Расстройства нервной системы.
  • Проблемы с опорно-двигательной системой.
  • Нарушение функционирования сердечно-сосудистой системы.
  • Снижение работоспособности мозга.
  • Гормональные нарушения.

Профилактика гиподинамии:

  • Ходьба в аэробном темпе по одному часу в день;
  • Зарядка дома;
  • Интенсивные прогулки, движение;
  • Отказ от использования лифта;
  • Активные игры на свежем воздухе;
  • Посещение спортивных секций;
  • Увеличение подвижности суставов посредством растяжки;
  • Занятия спортом как дома, так и в школе или в фитнес-центрах, посещение бассейна.

После проведения опроса мы можем составить целостную картину о проявлении гиподинамии в нашей школе, а значит, и сформировать методы борьбы с данной проблемой.

Сначала представим результаты опроса (Анкетирование в Приложении 1):

Распределение учеников по группам здоровья:

1 группа

«здоровые» - это лица, не предъявляющие никаких жалоб и у которых в анализе и во время осмотра не выявлены хронические заболевания или нарушения функции отдельных систем и органов.

2 группа

«практически здоровые» - лица, имеющие в анализе острые или хронические

заболевания, но не имеющие обострений в течение нескольких лет, с непродолжительными потерями трудоспособности.

3 группа

«больные, нуждающиеся в лечении» - лица с редкими обострениями; лица с частыми и продолжительными потерями трудоспособности.

4 группа

«дети инвалиды»

Вывод:

1 группу (это абсолютно здоровые дети) не имеет ни один школьник. Больше

всего детей со 2-ой группой здоровья-98% , причем дети, которые приходят в образовательное учреждение уже имеют 2 группу здоровья.

Исследования показали, что большинство школьников этой группы имеют проблемы с осанкой, зрением - это основные диагнозы детей 2-й группы.

Это дети, которые могут заняться своим здоровьем - начать заниматься спортом

и перейти в 1-ю группу, т.к. низкая физическая активность только усугубляет

данные заболевания.

Также можно сделать вывод, что старшеклассникам больше времени

требуется на подготовку к урокам, они ведут менее активный образ жизни,

поэтому у них в основном 2-я группа здоровья.

Методы:

  • опрос учеников и учителей, с целью выяснения наличия признаков гиподинамии у школьников;
  • составление программ физических упражнений;
  • проведение зарядок;
  • выделение времени на занятия физической активности;

6.Ожидаемые результаты реализации проекта

Главное ожидание реализации проекта - предупреждение развития гиподинамии у детей школьного возраста,а также её предотвращение, профилактика и контроль.

7.Заключение

В заключение хотим отметить, что в настоящее время у большинства школьников можно обнаружить развитие гиподинамии. Оно достаточно опасно, так как это может повлиять на эмоциональное и физическое состояние ребёнка. Для устранения данной проблемы нужно заниматься спортом, больше дышать свежим воздухом и делать специальные физические упражнения.

Приложение 1

Анкетирование

1.Сколько времени в сутки

вы проводите в движении?

2.Выполняете ли по утрам утреннюю зарядку?

3.Как вы считаете, необходим ли 3-ий урок физкультуры в школе?

4.Надо ли заниматься спортом?

5.Занимаетесь ли вы спортом?

6.Много ли вы проводите времени за компьютером? Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов « Физиологические основы двигательной активности» 1991