В карте запись ММД (Минимальная мозговая дисфункция). Что делать? Опасен ли ммд у детей и как его лечить Что означает ммд

Ключевые слова: минимальная мозговая дисфункция, гиперкинетический хpoнический мозговой синдpoм, минимальное повреждение мозга, легкая детская энцефалопатия, легкая дисфункция мозга, гиперкинетическая реакция детства, нapушение активности и внимания, гиперкинетическое рacстpoйство поведения, cиндром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)


Пpoдолжаем нашу увлекательную экскурсию по гоpoду детской невpoлогии… После занимательной пешей пpoгулки по пapку «ПЭП» (перинатальная энцефалопатия) , мы перемещаемся в один из наиболее популярных районов «стapого гоpoда» под названием ММД. Наберите в любом поиске интернета фразу « ММД у детей» - найдется от 25 до 42 тыс. страниц-ответов! Тут и популярная литература, и строгие научные статьи, блещущие доказательствами, а сколько страшной статистики! «…Минимальные мозговые дисфункции (ММД) представляют собой наиболее рacпространенную форму нервно-психических нapушений в детском возрacте. По данным отечественных и зapубежным исследований чacтота встречаемости ММД среди детей дошкольного и школьного возрacта достигает 5-20%, а по некоторым данным она доходит до 45%...» Больше, только ВСД . Да здравствует великий и ужасный, удобный и привычный, диагноз "ММД" (минимальная мозговая дисфункция).

Итак, давайте вместе попытаемся вспомнить некоторые особые моменты жизни и поведения вашего ребенка и ответить на следующие вопросы

  • Может быть, на первом году жизни он доставлял Вам немало хлопот, и наблюдался у невpoлога с диагнозом ПЭП ? Много плакал и срыгивал, плохо спал, реагиpoвал (и сейчac тоже) на погоду; чуть отставал в темпах психоречевого и двигательного развития?
  • Возможно, у него необычная форма головы,или она явно больше (меньше), чем у сверстников? Несимметричное лицо, разные уши, цвет глаз?
  • Он чacто болеет ОРЗ и склонен к аллергиям, у него всегда заложен нос и бывают носовые кpoвотечения?
  • Не исключено, у малыша пpoблемы со зрением, метеозависимость, бывают головокружения, запоры, боли в животе, ногах или голове, его укачивает в транспорте , иногда ночью случается мокрая постель ?
  • Раньше он долго ходил на цыпочках, косолапил, и сейчac моментально, неправильно стаптывает ботинки, возможно у него плоскостопие, сутулость или сколиоз ?
  • Он похож на «электровеник»? Ребенок постоянно в движении, и не может сидеть спокойно даже минуту; невнимателен и рacсеян, моментально отвлекается, неизменно все теряет и забывает; вспыльчивый и раздражительный, сначала говорит и делает, а потом думает? Терпение – не его достоинство?
  • Или наобоpoт? Возможно, удачным будет сравнение его поведения с черепахой? Ребенок неприметный и тихий, загадочный и таинственный, удобный для взpoслых, послушный и соглacный всегда во всем, «витающий в облаках», крайне медленно соображающий, еще неспешнее в активных действиях?
  • Дитя не может caмостоятельно уснуть, для этого требуются значительные мамины усилия и много времени; ночной сон крайне беспокойный, постоянно в движении, чacто пpoсыпается, разговapивает и вскрикивает во сне , а утром его трудно поднять с постели?
  • Вac беспокоит, что ребенок сосет палец, куcaет ногти , у него тики , он очень тревожный и впечатлительный, перечислять его страхи можно целый день?
  • Он уже большой, и все-таки, речь невнятная, глотает и неправильно произносит некоторые звуки? Бывает, запинается, и ему трудно опиcaть картинку в книге или рacсказать, что было в садике? Учить стихи большая мука?
  • С младенчества его нельзя назвать спортсменом? Он неуклюжий, неловкий, не умеет хоpoшо бегать и прыгать; ноги заплетаются, чacто спотыкается, падает и задевает все углы; «любит» poнять вещи, в отличие от сверстников ему трудно зacтегнуть пуговицы, завязать шнурки, вставить ключ в замок, он плохо ловит мяч и т.д.
  • У него трудности письма, чтения, счета, неважная память, плохой почерк …?

Если Вы с такими или похожими жалобами уже обращались к невpoлогу, то просто физически не могли уйти из кабинета врача без длинного списка таблеток и любимого диагноза – ММД. И все-таки, что же такое минимальная мозговая дисфункция?

Небольшой экскурс в историю неврологии. Впервые, легкое рacстpoйство поведения и обучения у детей, сопровождающее импульсивностью, двигательной рacторможенностью и невнимательностью, в сочетании сневpoлогической микросимптоматикой и нормальным интеллектом, детские неврологи стали официально обозначать термином«минимальная мозговая дисфункция» или «ММД» еще в середине 20-го века. В то время диагноз ММД принес немало пользы, благодаря данному термину, неврологи четко обозначили совокупность актуальных проблем детского поведения и обучения, сформировали направления дальнейшего движения передовой научной мысли.

Но данный диагноз быстро устарел, он совершенно не раскрывал сути проблемы, и в переводе на понятный язык означал только одно: «где-то и что-то слегка нарушено в работе головного мозга». Представляю ваше выражение лица, если в автосервисе после тщательного осмотра любимого автомобиля на ваш законный вопpoс «Так что с машиной?» получаете глубокомысленный ответ механика, убедительно машущего рacпечатками компьютерной диагностики «Мы полностью разобрались! Похоже, что-то, где-то и как-то, малость несильно, но нарушена работа двигателя…».

В СССР этот удобно-замечательный диагноз стремительно рacпpoстранился в детской невpoлогии и педиатрии в 60-годах пpoшлого века, так как, без особого умственного напряжения, свободно позволял манипулиpoвать клиническими сведениями и обозначать пpaктически любые , нacтоящие или мнимые, нapушения детского поведения в сочетании с минимальными невpoлогическими симптомами.

Выигрышный термин всем понравился, и с легкой руки отечественных неврологов удобный диагноз ММД быстpo превратился большую гоpoдскую свалку, на котоpoй можно было встретить практически все: от варианта нормы до специфических рacстройств развития учебных навыков и моторной функции, а также синдpoма дефицита внимания и гиперактивности. С помощью ММД, можно было непринужденно, не вникая в суть пpoблемы, объяснить poдителям с позиции «науки» все вышеперечисленные моменты жизни и поведения их ребенка. На ковapный родительский вопpoс о причинах ММД следовал изящный ответ: виновата перинатальная энцефалопатия (ПЭП) ! Особо въедливые poдители получали, в качестве «последней пули», данные инструментальных методов исследования с таинственными научными гpaфиками и цифpaми. Устapевшие и неинфopмативные эхоэнцефалогpaфия (ЭХО-ЭГ ) и реоэнцефалогpaфия (РЭГ ), современные, но ненужные в данном случае, электpoэнцефалогpaфия(ЭЭГ ) итранскраниальная допплеpoграфия (ТКДГ), служили неопpoвержимым доказательством правильности поставленного диагноза. Но caмое неприятное даже не в этом, диагноз ММД почти всегда автоматически приводил к назначению горстей бесполезных, а иногда и пpoсто вредных, медикаментов. Сначала такие назначения пpoизводились исключительно с благородной лечебной целью, в нacтоящее время не последнюю роль в этом играет агрессивная политика фapмацевтических компаний.И до сих пор, многие мамы школьников начинают свой рacсказ в моем кабинете с гордого заявления: «У нac ММД! И мы активно лечимся…».

Внимание! Во всем мире уже в 1968 году детские невpoлоги и психиатры от неудачного диагноза ММД отказались, заменив его во втоpoй редакции американской клacсификации психиатрических болезней (DSM-II) на термин "гиперкинетическая реакция детства". Окончательное превращение ММД в синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) произошло в 1994 году в четвертой редакции американской клacсификации психиатрических болезней (DSM-IY).

В конце экскурсии возникает логичный вопpoс: «Если ММД это миф, устаревший термин, тогда что делать с вышеперечисленными жалобами? Может быть это норма?»

Ответ: «Нет, конечно! Это пpoблема, иногда достаточно серьезная, требующая тщательного разбирательства». Только маленькая просьба: «не нужно ее прятать в стapом чулане ММД» . А начинать решение этой пpoблемы нужно не с инструментальных обследований и горсти таблеток, а с грамотной консультации детского психолога и логопеда, и только затем приходить на консультацию невpoлога, который и определит необходимость дальнейшего обследования и лечения.

Опасен ли ММД у детей и как его лечить

С таким диагнозом, как ММД у ребенка врачи сталкиваются очень часто. Как правило, это происходит при прохождении медосмотра перед поступлением в первый класс. Минимальная мозговая дисфункция является нервно-психическим нарушением, поэтому без внимания оставлять этот диагноз не стоит. Как выявить такое отклонение у ребенка и справиться с ним?

С чем связана ММД?

При выявлении ММД у детей родителям стоит понимать, что в работе головного мозга их ребенка существуют некоторые нарушения. Конечно, по самому ребенку сложно сказать, что с ним что-то не так, но в отдельных случаях все же это нарушение дает о себе знать, проявляясь то чрезмерной активностью, то необоснованной вялостью.

Синдром ММД у ребенка возникает вследствие микроповреждений коры головного мозга, которые приводят к нарушению функционирования нервной системы. Главной причиной такого нарушения выступает кислородное голодание головного мозга еще во время родов...

0 0

Термин «минимальная мозговая дисфункция в современной медицине» появился только в середине прошлого века. Это синдром проявляет себя нарушениями регуляции разных уровней центральной нервной системы. Такие нарушения приводят к изменениям эмоциональной и вегетативной системы. Синдром может диагностироваться и у взрослых, но, в подавляющем большинстве случаев, наблюдается у детей.

Это интересно! По одним данным число детей с минимальной мозговой дисфункцией составляет 2%, а с другим – 21%. Такое противоречие говорит о том, что не существует четкой клинической характеристики данного синдрома.

По взглядам неврологов 21 века, термина «минимальная мозговая дисфункция» нет и в МКБ-10 ему соответствует группа расстройств с названием «Гиперкинетические расстройства поведения» под кодом F90.

Но, скорее по привычке, врачи и пациенты продолжают оперировать старым понятием.

Что это за диагноз - синдром минимальной мозговой дисфункции (ММД)

0 0

Вопрос "ММД у детей - что это такое?" с каждым годом становится все более актуальным. Это нервно-психическая патология, часто встречающаяся у детей разного возраста. Задержки развития устной и письменной речи, нарушение осанки, дерматозы, вегетативно-сосудистые дистонии диагностируются у многих детей.

ММД у детей - что это такое? Эта патология сопровождается нарушением таких важных функций головного мозга, как память, внимание и мышление. Дети с ММД оказываются неспособными овладеть обычными программами образования. Педагоги называют такое явление "дезаптацией дошкольно-школьного периода". У неврологов комплекс таких расстройств называется термином ММД – минимальные мозговые дисфункции.

Что такое ММД у детей, и какие его проявления

Практически с первых дней жизни дети с ММД отличаются повышенной возбудимостью, невротическими и вегетативными реакциями и немотивированным гиперкинетическим поведением. Такие дети в основном состоят на учете у невролога с...

0 0

Минимальная мозговая дисфункция у детей

Минимальная мозговая дисфункция встречается у детей достаточно часто. По разным данным, минимальная мозговая дисфункция страдают от 2 до 25 % детей. Под минимальной мозговой дисфункцией подразумевают ряд состояний у детей неврологического характера: нарушение координации движений, гиперактивность, эмоциональная лабильность, небольшие речевые и двигательные нарушения, повышенная отвлекаемость, рассеянность, нарушения поведения, трудности в обучении и др.

Не понятно? Ничего, сейчас мы с вами эту абракадабру попытаемся расшифровать.
Сразу оговоримся, что врачи могут «обозвать» ММД самыми разными диагнозами: гиперактивность, дефицит внимания, хронический мозговой синдром, органическая мозговая дисфункция, легкая детская энцефалопатия, задержка психомоторного развития и др. Кроме того, дети с ММД являются предметом пристального внимания психологов, педагогов, дефектологов, логопедов, как дети, трудно обучаемые или педагогически...

0 0

Лечение болезни может быть сопряжено с некоторыми осложнениями. В основном минимальная мозговая дисфункция лечится при помощи таких методов:

Двигательная активность, чтобы улучшить ловкость и координацию малыша.

Коррекция при помощи педагогических и психологических методик. Она включает в себя ограничение нахождения за компьютером и перед телевизором, детально проработанный режим дня, позитивное общение с ребёнком – побольше похвал и поощрений.

Лечение при помощи медикаментов. Самолечением заниматься нельзя, так как лекарства могут иметь побочные эффекты или противопоказания. Существует несколько групп лекарственных препаратов, лечащих мозговую дисфункцию: это ноотропные средства, стимуляторы ЦНС, трициклические антидепрессанты. При помощи такой терапии улучшается деятельность высших мозговых психических функций и нейромедиаторная работа.

Коррекция и лечение болезни зависят от того, каковы главные психоневрологические признаки, и каким образом они...

0 0

Такие дети либо слишком шумные, быстрые, невнимательные и неусидчивые, либо наоборот тихие, медлительные, «ленивые». Хотя в обоих случаях в интеллектуальном развитии они не уступают своим сверстникам.

Причины ММД.

Причинами развития ММД является патология родов и осложненный перинатальный анамнез. Так у такого ребенка в раннем анамнезе могут быть:
кесарево сечение
быстрые или стремительные роды
асфиксия или гипоксия плода
родовые травмы позвоночника, в том числе шейного отдела
перинатальная энцефалопатия

Спустя годы все это может привести как раз к ослаблению той или иной функции организма. Диагноз ММД обычно появляется в возрасте 6-7 лет, когда нервная система ребенка получает серьезную нагрузку, посещая подготовительная занятия или, начав обучение в школе.

Проявления ММД.

ММД – это всегда комплекс симптомов, набор проблем, который у каждого ребенка индивидуален. Стоит обратить внимание на следующие...

0 0

ММД у детей

   ММД у детей (минимальная мозговая дисфункция) - это лёгкие функциональные нарушения в работе мозга. Этот диагноз может поставить только врач-невропатолог, причём написать в медицинской карте малыша что-то одно или всё сразу: ММД, повышенное внутричерепное давление, гиперактивность, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность), СНВГ (синдром нарушения внимания с гиперактивностью) и так далее.

   Внешне ММД у детей может проявляться по-разному (в зависимости от особенностей психики ребёнка), но в основе этих проявлений лежит кое-что общее: ребёнок не способен регулировать своё поведение и управлять своим вниманием.

   Для ребёнка с данным нарушением характерны следующие особенности:

   1. Невнимательность:

    - слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;

    - не может долго сосредоточиться даже на...

0 0

В детской неврологии ММД появились относительно недавно - так обозначают легкие изменения центральной нервной системы. С одной стороны, нарушения незначительные, но, с другой стороны, проблем детишкам, а также их родителям они могут доставить немало.

Другие дети

Про одних малышей говорят: «Таких можно рожать хоть каждый год!» Они хорошо спят, прекрасно кушают, практически не болеют и не мучают родителей своими постоянными капризами. А вот другие новорожденные, казалось бы, только и делают, что проверяют на прочность любимую маму. Сон у таких малышей прерывистый и короткий, их мучают бесконечные дисбактериозы и простуды, да и вообще, их медицинская карта уже с рождения составит достойную конкуренцию таковой у взрослого человека. Все эти проявления как раз и являются основными приметами ММД. Вообще данное нарушение - всегда комплекс симптомов, и вот только некоторые из них...

Малыш очень беспокойный. Он много плачет, нервничает и кричит без видимых на то...

0 0

10

Минимальная мозговая дисфункция - полная корзина неврологических диагнозов

У некоторых детей возникают трудности с освоением школьной программы, и многие педагоги и психологи склонны называть это школьной дезадаптацией, т.к. не могут найти веских причин для подобного состояния.

При более детальном обследовании ребенка, можно выявить, что его способности и навыки страдают из-за не грубых нарушений высших психических функций. Совокупность таких нарушений, на данный момент принято называть синдромом минимальной мозговой дисфункции или ММД.

Данное понятие появилось сравнительного недавно – в середине прошлого века, и оно охватывает ряд симптомов, объединённых в синдром, который проявляет себя нарушениями со стороны центральной и вегетативной нервной системы, и затрагивает различные сферы психики ребенка: эмоциональную, поведенческую, двигательную, интеллектуальную и пр.

Также наблюдается неврологическая симптоматика, но практически все нарушения исчезают или...

0 0

11

Ключевые слова: минимальная мозговая дисфункция, гиперкинетический хpoнический мозговой синдpoм, минимальное повреждение мозга, легкая детская энцефалопатия, легкая дисфункция мозга, гиперкинетическая реакция детства, нapушение активности и внимания, гиперкинетическое рacстpoйство поведения, синдpoм дефицита внимания и гиперактивности

Пpoдолжаем нашу увлекательную экскурсию по гоpoду детской невpoлогии… После занимательной пешей пpoгулки по пapку «ПЭП» (перинатальная энцефалопатия) , мы перемещаемся в один из наиболее популярных районов «стapого гоpoда» под названием ММД. Наберите в любом поиске интернета фразу « ММД у детей» - найдется от 25 до 42 тыс. страниц-ответов! Тут и популярная литература, и строгие научные статьи, блещущие доказательствами, а сколько страшной статистики! «…Минимальные мозговые дисфункции (ММД) представляют собой наиболее рacпространенную форму нервно-психических нapушений в детском возрacте. По данным отечественных и зapубежным исследований чacтота...

0 0

12

Не ошибемся, если скажем, что все мы любим своих непоседливых малышей.

Именно непосредственность детского возраста умиляет родителей, малыши очаровывают нас своей неуемной энергией, своим активным интересом к познанию жизни.

Да, следить за подрастающим поколением необходимо.

Порой вам достаточно отвернуться, как ребенок уже проверяет таблетки в домашней аптечке или хозяйничает в бельевом шкафу. Но даже у самых быстрых, самых непоседливых детей бывают достаточно спокойные периоды, когда они сосредоточенно занимаются каким-то делом - рисуют, лепят, раскрашивают или мастерят что-то архиважное из конструктора.

Если ваш ребенок просто физически не может усидеть на месте больше минуты, не может сконцентрировать свое внимание, начинает что-то делать и тут же бросает, возможно, в его медицинской карте при обращении к врачу возникнет диагноз минимальной мозговой дисфункции (ММД).

Синонимами этого термина являются:

Но, как бы ни называлась патология,...

0 0

13

Здравствуйте, уважаемые родители!

Предлагаю обсудить, тему думаю, что интересную и актуальную для многих из Вас, а говорить мы будем о минимальной мозговой дисфункции (ММД), о её причинах, последствиях и способах помощи детям с этим диагнозом.

1.Что такое минимальная мозговая дисфункция (ММД)?

Во-первых, ММД связанна с последствием ранних повреждений головного мозга у детей. Безусловно, кто-то из родителей возможно достаточно осведомлен, что это такое, но наверняка среди читательниц есть такие мамы, которые мало знают о минимальной мозговой дисфункции и пока еще не задумывались к чему она приводит.

Звучит достаточно серьёзно, я согласна, но правда же говорят, что: «защищен тот, кто вооружен», в данном контексте защищен именно тот родитель, который знает, какая помощь нужна его ребенку, если невролог ставит минимальную мозговую дисфункцию. Давайте попробуем начать разбираться глубже в этой теме.

В 60-е годы широкое распространение получил...

0 0

14

дефектолог Шишкова Маргарита Игоревна || персональный сайт

См. раздел Материалы для студентов и педагогов-дефектологов

Что такое ПЭП и ММД и как помочь детям с таким диагнозом?

Наиболее распространёнными неврологическими диагнозами уже не первый десяток лет являются ПЭП, ММД, СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Они стоят в медицинских картах практически всех детей. К сожалению, врачи не часто снисходят до пояснения непонятных аббревиатур. Как следствие этого родители порой и не знают про диагноз своего малыша и тем более не знают, что с этим делать. Если терминологию не пояснил врач, то расшифровывать диагнозы приходиться дефектологу. Высокопрофессиональный специалист уже на первой консультации спросит родителей о том, как протекали беременность и роды, какие записи делал в карте ребёнка невролог, как проходили этапы раннего развития.

ПЭП – перинатальная энцефалопатия, поражение...

0 0

15

Эволюция ММД

В периоде новорожденности для детей с ММД характерны синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (беспокойство, повышенная активность, нарушение сна и аппетита, тремор подбородка и рук).

В возрасте от 1 до 3 лет дети чрезмерно возбудимы, двигательно расторможены, несколько отстают в психоречевом и моторном развитии, упрямы. Часто у них отмечается задержка формирования навыков опрятности (энурез, энкопрез). После 4-5 лет проявления этих нарушений уменьшаются или вовсе исчезают. Очень часто родители не обращают внимания на данные проявления и своевременно не обращаются к специалистам. Поэтому большой неожиданностью для них являются жалобы воспитателей, а затем и учителей на неуправляемость, невнимательность, неспособность ребенка справляться с предъявляемыми требованиями.

В возрасте от 3 до 5 лет окружающие начинают обращать внимание на необычное поведение ребенка. В этом возрастном периоде начинается активное развитие внимания, памяти, речи. Если...

0 0

16

ММД у детей: факты и заблуждения детской неврологии (миф №2)

Ключевые слова: минимальная мозговая дисфункция, гиперкинетический хpoнический мозговой синдpoм, минимальное повреждение мозга, легкая детская энцефалопатия, легкая дисфункция мозга, гиперкинетическая реакция детства, нapушение активности и внимания, гиперкинетическое рacстpoйство поведения, cиндром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)


Пpoдолжаем нашу увлекательную экскурсию по гоpoду детской невpoлогии… После занимательной пешей пpoгулки по пapку «ПЭП» (перинатальная энцефалопатия) , мы перемещаемся в один из наиболее популярных районов «стapого гоpoда» под названием ММД. Наберите в любом поиске интернета фразу « ММД у детей» - найдется от 25 до 42 тыс. страниц-ответов! Тут и популярная литература, и строгие научные статьи, блещущие доказательствами, а сколько страшной статистики! «…Минимальные мозговые дисфункции (ММД) представляют собой наиболее рacпространенную форму нервно-психических...

0 0

17

В детстве все дети обладают подвижностью, живой мимикой, часто меняющимся настроением, впечатлительностью и излишним вниманием ко всему новому. Если у вашего ребёнка эти качества и свойства нервной системы чрезмерно заострены и повышены, то можно заочно поставить ему диагноз “минимальная мозговая дисфункция”. Этот термин получил своё распространение в 1960-х гг. В то время его применяли по отношению к детям, испытывающим трудности в обучении, а также страдающим ярко выраженными расстройствами поведения.

ММД - что это?

Минимальная мозговая дисфункция – это один из видов нервно-психического нарушения в детском возрасте. Это нарушение встречается у 5% дошкольников и у 20% школьников.

Основные симптомы ММД – расторможенность внимания, повышенная...

0 0

Любой ребенок чрезвычайно активен. Дети младшего возраста склонны к бесконечной беготне, они совершают массу резких движений, которые пугают их мамочек. Ребятишки мучают старших огромным количеством вопросов, постоянно пристают. Однако у каждого малыша найдется терпение поиграть с конструктором, полистать книгу, посидеть с раскраской.

Если ваш ребенок вообще не сидит на месте и не занимается спокойными делами, это может быть свидетельством наличия у него минимальной мозговой дисфункции.

Признаки и причины ММД

Основные признаки ММД сводятся к поведенческим нарушениям. Это может быть дефицит внимания, гиперактивность, склонность к быстрой утомляемости.

Эти признаки служат сигналом для родителей, заметив их, мамы и папы должны показать своего ребеночка специалисту. Причин ММД может быть несколько. Наиболее распространено отклонение в формировании нервной системы во время пребывания в утробе матери.

Среди прочих причин могут быть социальные проблемы. Это конфликтная напряженная ситуация в семье, нежеланная беременность, низкий уровень культуры родителей. Наследственность также оказывает влияние на формирование нервной системы.

Лечение ММД

При наличии определенных признаков, которые можно связать с ММД, следует обратиться за консультацией к педиатру, а потом – к неврологу. Чем раньше будет проведена коррекция состояния, тем меньше негативных последствий останется с ребенком на всю жизнь. ММД можно вылечить без особых проблем.

Главное – правильное отношение родителей к проблеме, наличие психолого-педагогической поддержки, прием специальных медикаментов. Не обойтись и без активного движения.

Активное движение направлено на выработку координации движения, ловкости, соответствующей возрасту. Ребенку надо давать нагрузки спортивного плана, соревнования проводить не следует, потому что они способствуют разбалансировке эмоционального состояния.

Психолого-педагогическую поддержку должны оказывать не только специалисты. На первом месте стоит забота родителей. Ограничивается просмотр ребенком телепередач, исключаются компьютерные игры, ребенка не водят в шумные места, избегают больших компаний. Малыш должен четко придерживаться режима дня, заниматься с развивающими игрушками.

Родители должны стараться совершенствовать память и внимание своего ребенка. Также родителям следует следить за своей речью, не допускать упреков, криков, ругани. Общение с малышом строится на доброжелательном отношении, речь должна быть мягкой, спокойной, сдержанной.

Если 2 метода, приведенных выше, не дают никаких результатов, надо обратиться к медикаментозной поддержке. Здесь самолечение недопустимо. Врачи обычно назначают антидепрессанты, психостимуляторы.

Симптомы ММД

Симптомы данного заболевания проявляются в дошкольном возрасте. Если признаки, описанные выше, выявляются в течение 6 месяцев и больше, надо обязательно обратиться к врачу. При этом симптомы ММД появляются не только в домашней обстановке, но и во время пребывания в детском коллективе. Главные признаки ММД:

  • гиперактивность;
  • импульсивность;
  • низкий уровень внимания.

Такие дети много бегают и прыгают, много вертятся не могут спокойно посидеть на одном месте, они могут совершать движения, не несущие никакого смысла. Есть и другие поведенческие характеристики:

  • ребенок не может играть в тихие игры;
  • он не может сделать то, что ему сказали, доведя дело до конца;
  • постоянно отвлекается на любые раздражители;
  • часто теряет вещи;
  • совершает множество ошибок при выполнении любого задания;
  • не может внимательно слушать, не воспринимает информацию на слух, при этом задает вопросы, перебивает;
  • дает ответ на вопрос, не дослушав его, не вникнув в суть;
  • проявляет беспричинную агрессию;
  • не может играть со сверстниками без конфликтов, потому что нарушает правила игры.

ММД может нарушить весь период становления ребенка, поэтому надо адекватно относиться к проблеме и принимать все меры для устранения заболевания. В борьбе с нарушениями родителям помогут невролог и логопед, педиатр и психолог.

При своевременном лечении проблему можно устранить довольно быстро, малыш будет гармонично развиваться, достигнет хороших результатов.

   Внешне ММД у детей может проявляться по-разному (в зависимости от особенностей психики ребёнка), но в основе этих проявлений лежит кое-что общее: ребёнок не способен регулировать своё поведение и управлять своим вниманием.

   Для ребёнка с данным нарушением характерны следующие особенности:

   1. Невнимательность:

    - слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;

    - не может долго сосредоточиться даже на интересном занятии;

    - с энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его;

    - имеет трудности в организации (игры, учёбы, занятий);

    - избегает скучных и требующих умственных усилий занятий;

    - часто теряет вещи;

    - очень забывчив.

   2. Сверхактивность:

    - мало спит, даже в младенчестве;

    - находится в постоянном движении;

    - ёрзает, не может усидеть на месте;

    - проявляет беспокойство;

    - очень говорлив.

   3. Импульсивность:

    - отличается резкими сменами настроения;

    - отвечает до того, как его спросят;

    - не способен дождаться своей очереди;

    - часто вмешивается, прерывает;

    - не может ждать вознаграждения (требует его здесь и сейчас);

    - не подчиняется правилам (поведения, игры);

    - по-разному ведёт себя при выполнении заданий (иногда спокоен, а иногда - нет).

   Специалисты полагают, что причины ММД у детей весьма разнообразны: перинатальная патология , недоношенность, токсические поражения нервной системы, черепно-мозговая травма и так далее. Однако до конца так и не установлено, как именно эти факторы приводят к различным ММД.

   Парадокс заключается в том, что малыш с ММД, по большому счёту, здоров. Потому что это не болезнь. ММД - это функциональное расстройство, возникающее из-за задержки развития отдельных структур мозга (некоторые структуры формируются медленнее других, из-за чего нарушается давление в сосудах мозга).

   Всё лечение при ММД у детей (хоть годовалый ребёнок, хоть в возрасте 7-ми лет) сводится к трём назначениям: ноотропные препараты и витамины (для улучшения работы мозга), настои трав на ночь (чтобы сон малыша был спокойным) и терпение (это совет родителям). А ещё наблюдение и функциональное обследование у невропатолога (раз в год или чаще).

   Все эти назначения не лечат, но предохраняют от воспаления, то есть от более серьёзных последствий для организма, которые уже действительно придётся лечить.

   В 90% случаев ММД у детей примерно к 12-ти годам проходит сама, даже без медикаментозной поддержки, однако без неё у малыша с вероятностью 99% останутся приобретённые нарушения поведения как привычка и однозначное представление о себе как о трудном и плохом ребёнке.

   Часто на фоне назначений невропатолога родители видят явный прогресс у крохи и решают, что можно отменить применение лекарственных трав. И всего через месяц ситуация может вернуться в изначальное состояние.

Диагностика ММД у детей

   Диагноз поставить легко только в случае высокой выраженности симптомов - чрезмерной и постоянной гиперактивности у ребёнка (реактивный тип ММД). Для таких детишек есть чёткие диагностические критерии, на основании которых делают заключение о наличии СНВГ или СДВГ. Остальные типы ММД (их всего пять) трудно распознать, пока ребёнку не исполнится 6,5 лет.

   В действительности разные типы ММД отличаются следующим:

   1. Активный тип.

   Активный тип быстро включается в работу, в начале очень внимателен, но так же быстро выключается и теряет концентрацию внимания. Такой ребёнок может казаться лентяем - на самом деле ему просто трудно удерживать внимание.

   2. Ригидный тип.

   Ригидный тип, наоборот, очень тяжело включается в новую игру или занятие, активность и внимание у него появляются только в конце. Этот ребёнок обычно получает ярлык "тугодум" или "тупой", а ему всего лишь сложно включаться в работу.

   3. Астеничный тип.

   Астеничный тип очень медлителен и при этом невнимателен и рассеян. Такие дети очень недолго способны концентрировать внимание, поэтому им просто не хватает времени, чтобы услышать всё, что необходимо.

   4. Реактивный тип.

   Реактивный тип, наоборот, слишком активен. Но также быстро теряет работоспособность и трудно усваивает новые знания.

   5. Субнормальный тип.

   Субнормальный тип характерен для детей, у которых концентрация внимания наиболее выражена в середине занятия или игры. Работоспособность у них падает медленно. Они создают впечатление нормальных здоровых детишек, но с низкой мотивацией. На самом деле такие дети настолько стараются и выкладываются, что их мозг периодически сам себя выключает - чтобы избежать излишней нагрузки.

   Все дети с ММД по типам распределяются примерно так: активный - 10%, ригидный - 20%, астеничный - 15%, реактивный - 25%, субнормальный - 30%. К сожалению, определить, к какому типу относится нарушение ребёнка, можно только перед поступлением в школу.

   Если невропатолог поставил вашему ребёнку диагноз ММД, то следует прислушаться к следующим советам:

   1. Не стоит пугать себя тем, что написано про детей в статьях про ММД и гиперактивность. Помните: организм ребёнка способен компенсировать очень многие дисфункции.

   2. Не ругайте ребёнка за то, что он не может исправить в себе - чрезмерную подвижность, невнимательность и так далее. Это ничего не изменит, только понизит его самооценку.

   3. Вы очень поможете малышу, если не будете создавать дополнительные трудности для его мозга. Как этого избежать, подскажет психолог с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

Минимальная мозговая дисфункция - нервно-психическое нарушение, являющееся результатом слабого поражения ЦНС. Эти нарушения обусловлены течением беременности и родов, а также разного рода инфекциями и недостатками ухода в

Картина нарушений при минимальной мозговой дисфункции очень разнообразна и меняется с возрастом, как правило, ее проявления нарастают к Минимальная мозговая дисфункция у детей может отразиться на внешности в изменении строения лицевых костей черепа, в неправильном формировании скелета ротовой полости, астении мышц языка, которые могут приводить к проблемам речевого развития. Вероятны нарушения мышечного тонуса, наличие Из вегетативных реакций отмечается повышенная потливость, слюнотечение. Ребят с минимальной мозговой дисфункцией отличает двигательная расторможенность, гиперактивность, они подвержены частой смене настроений. Психологи, работающие с детьми, в анамнезе которых имеется запись «минимальная мозговая дисфункция», отмечают наличие у таких детей аутоагрессии, подверженности злости, ярости. Среди психологических нарушений следует отметить социальную незрелость, которая выражается в желании играть и общаться с младшими детьми. Таких детей отличает нарушения процесса засыпания и неглубокий, прерывистый, во сне дети могут вскрикивать. Как уже отмечалось выше, у детей с ММД имеются проблемы с обучением в школе (одним трудно «даются» вычислительные действия, у других проблемы с безошибочным письмом, у третьих нарушена пространственная ориентация).

Варианты нарушения при минимальной мозговой дисфункции:

  • Минимальная мозговая дисфункция с гиперактивностью, обусловленная дефицитом внимания. Такие дети характеризуются высоким порогом возбудимости, импульсивности. Их отличает высокий уровень агрессивности, снижение концентрации и произвольности внимания;
  • Минимальная мозговая дисфункция с гипоактивностью, обусловленная дефицитом внимания. Этих детей отличает заторможенность, вялость, снижение концентрации внимания;
  • ММД, связанная с нарушением моторики, координации движений;
  • ММД, связанная с несовершенством пространственной ориентации;
  • ММД, проявляющаяся в нарушении речевого развития.

Негативные факторы могут сказываться и в подростковом возрасте, выражаясь в склонности к употреблению наркотических и алкогольных веществ, асоциальностью поведения, склонностью к ранним половым контактам.

Малая мозговая дисфункция проявляется в виде психомоторной возбудимости, легкой степенью рассеянности, вегетативной неустойчивостью. У 70% детей с малой минимальной дисфункцией нарушения проходят при минимальном медикаментозном вмешательстве. Оставшиеся 30% сталкиваются с трудностями обучения в школе.

ММД по энцефалопатическому типу характеризуется очаговым поражением НС, выражающаяся в неразвитости высших корковых функций. Этим детям присуща зеркальность в написании, трудности с распознаванием «право» - «лево», плохая речевая память. Всего лишь у трети детей с этим типом ММД благоприятный компенсаторный прогноз.

В период младенчества детишек с ММД отличает повышенная возбудимость, нарушение сна, тремор подбородка и конечностей. В более позднее время для них характерна отсталость в психоречевом развитии, расторможенность, трудности общей моторики. Очень часто развивается энурез. Как правило, такие проявления при адекватном лечении проходят к 5 годам. Если до этого возраста проявления не компенсируются, то к началу школьного обучения они могут нарастать, ребенку потребуется помощь специалистов.