Рефлексы новорожденных. Методика последовательного развития установочных рефлексов и активных движений Лабиринтный установочный рефлекс

Эти рефлексы способствуют сохранению позы. К ним относят­ся статические и статокинетические рефлексы, в осуществлении которых большое значение имеет продолговатый и средний мозг.

Статические рефлексы возникают при изменении положения тела и его частей в пространстве: 1.при изменении положения головы в пространстве - это так называемые лабиринтные рефлексы, возникающие в результате раздражения рецепторов вестибулярного аппарата; 2.при изменении положения головы по отношению к туловищу - шейные рефлексы с проприореоров мыщц шеи; 3.при нарушении нормальной позы тела -вырямительные рефлексы с рецепторов кожи, вестибулярного аппарата и сетчатки глаз.Выпрями­тельные рефлексы - это последовательные сокращения мышц шеи и туловища, которые обеспечивают возвращение тела в вертикальное положение.

Статокинетические рефлексы компенсируют отклонения тела при ускорении или замедлении прямолинейного движения, а также при вращениях.Например, при быстром подъеме усиливается тонус сгибателей, и человек приседает, а при быстром спуске усиливается тонус разгибателей, и человек выпрямляется- это так называемый лифтный рефлекс. В двигательной деятельности человека часто возникают ситуации, когда требуется подавить эти установочные рефлексы. Произвольное подавление врожденных установочных рефлексов продолговатого и среднего мозга обеспечивается тормозящими влияниями из коры полушарий. Например, для спринтера невыгодно раннее выпрямление туловища при стартовом разбеге, поэтому корой больших полушарий тормозится выпрямительный рефлекс.

22.Понятие внд.

ВНД - деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивает наиболее совершенное приспособление животных и чел-ка к окр. среде. Структурной основой ВНД явл. кора больших полушарий и сртукт. промежуточного мозга. ВНД обеспечивает целесообразное поведение в меняющихся условиях жизни, заключ. в запоминании, т.е. способности приобретать индивид. жизненный опыт, обеспечивающий полезный приспособленный результат.

На основании обобщения работ И. М. Сеченова и собственных многолетних исследований высшей нервной деятельности животных И. П. Павлов сформулировал три принципа рефлекторной теории: 1 - принцип детерминизма, 2 - принцип анализа и синтеза, 3-прин­цип структурности.

Принцип детерминизма подчеркивает причинную обусловленность всех рефлекторных актов явлениями, происходящими во внешней и внутренней среде. Принцип анализа и синтеза заключается в установлении единства аналитических и синтетических процессов в динамике нервной деятельности. Принцип структурности предполагает связь функций с определенными морфологическими структурами.

Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, экспери­ментально доказывающее первичность материи и вторичность созна­ния, подтверждает философские положения о познаваемости матери­альных процессов, лежащих в основе психической деятельности, о причинной обусловленности произвольных движений и поступков человека материальными процессами в нервной системе, вызванными раздражениями из внешней или внутренней среды.

Основная роль в механизме высшей нервной деятельности у высших животных и человека принадлежит коре больших полушарий. После ее полного оперативного удаления у животных высшая нервная дея­тельность не осуществляется. Они теряют способность тонко приспо­сабливаться и самостоятельно существовать во внешней среде. У человека кора больших полушарий головного мозга выполняет роль «распорядителя и распределителя» всех жизненных функций (И.П. Павлов). Это обусловлено тем, что в ходе филогенетического развития происходит процесс кортикализации функций. Он выражается во все большем подчинении соматических и вегета­тивных отправлений организма регуляторным влияниям коры мозга.

Условные рефлексы в отличие от безусловных не являются врожденными и приобретаются в процессе жизни. Условные рефлексы не отличаются столь выраженной стабильностью как безусловные. При неподкреплении они ослабляются и исчезают. Условные рефлексы индивидуальны, не имеют определенного рецептивного поля. Так, условный пищевой секреторный рефлекс можно выработать и воспро­извести при раздражении различных органов чувств (ухо, глаз) и отдельных рецепторов. У высших животных и человека условные рефлексы осуществляются при обязательном участии коры больших полушарий. После удаления коры у собак сохраняются и могут образовываться только самые простые условные рефлексы. Они вырабатываются очень медленно, отличаются непрочностью и отсут­ствием характерной целенаправленности. Последнее выражается в развитии на условный сигнал беспорядочной двигательной активности.

Специальная группа рефлексов способствует сохранению позы - это так называемые установочные рефлексы . К ним относятся статические и стато-кинетические рефлексы , в осуществлении которых большое значение имеют продолговатый и средний мозг.

Эти рефлексы обеспечивают восстановление естественной позы, сохранение равновесия (позные рефлексы) и поддержание положения головы теменем кверху (выпрямительные рефлексы). Например, если животное наклоняет голову кпереди для потребления пищи, то у него при этом повышается тонус сгибателей передних конечностей и тонус разгибателей задних конечностей, что позволяет ему сохранить нужную позу, не теряя равновесия. Если же животное положить на бок, то оно сначала поднимет голову, затем перевернет передние конечности и переднюю часть туловища, потом заднюю часть туловища и задние конечности. Позные и выпрямительные рефлексы продолговатого и среднего мозга, обеспечивают непроизвольное поддержание позы и равновесия тела при неподвижном положении, например стоянии, сидении. Поэтому они относятся к статическим.Статические рефлексы возникают при изменении положения тела или его частей в пространстве:

1) при изменениях положения головы в пространстве - лабиринтные рефлексы , возникающие при раздражении рецепторов вестибулярного аппарата. 2) шейные рефлексы – возникающие с проприорецепторов мышц шеи при изменении положения головы по отношению к туловищу, и 3) выпрямительные рефлексы - с рецепторов кожи, вестибулярного аппарата и сетчатки глаза.

Стато-кинетические рефлексы компенсируют отклонения тела при ускорении или замедлении прямолинейного или вращательного движения

Это рефлексы, которые служат для сохранения устойчивого положения тела при движении. К ним относятся нистагм головы и глаз, лифтная реакция, рефлекс готовности к прыжку. Нистагм головы и глаз – это их медленное бессознательное движение в сторону противоположную вращению, а затем быстрое возвращение в исходную позицию. Нистагм глаз сохраняется некоторое время и после вращения. Этот рефлекс позволяет сохранять зрительную ориентацию. Лифтная реакция - это уменьшение тонуса разгибателей конечностей в начале быстрого подъема, которое сменяется его повышением. При быстром опускании, тонус разгибателей меняется противоположным образом. По-видимому, изменение тонуса мышц компенсирует изменения силы тяжести тела при быстром подъеме и спуске. Рефлекс готовности к прыжку проявляется увеличением тонуса разгибателей передних конечностей при опускании животного вниз головой. В результате они вытягиваются, что позволяет им пружинить при приземлении. Установочные рефлексы обусловлены возбуждением рецепторов вестибулярного аппарата, сетчатки и проприорецепторов скелетных мыщц. Центром их являются ядра продолговатого и среднего мозга.

Даже таламическое животное (т.е. животное, у которого удалены большие полушария) способно принимать и поддерживать нормальное положение тела. Это обеспечивается совокупным действием ряда рефлексов мозгового ствола. Примеры этих рефлексов приведены далее.

  • 1. Лабиринтный установочный рефлекс на голову состоит в том, что при любом положении тела голова животного принимает нормальное положение с параллельно расположенной ротовой щелью благодаря рефлексу с вестибулярного аппарата.
  • 2. Тонические лабиринтные рефлексы на глаза. Компенсаторные движения глаз при поворотах головы и туловища можно наблюдать у всех позвоночных. Однако у животных с боковым положением глаз (например, у кролика) они выражены более отчетливо. Под действием этих рефлексов глаз максимально перемещается назад, когда голова животного занимает положение мордой вниз. Максимальный поворот глаза верхним полюсом роговицы вверх происходит при положении головы мордой вертикально вверх. Благодаря этим рефлексам каждому положению головы в пространстве соответствует определенное положение глазного яблока в орбите. При этом не имеет значения, с какой стороны достигалось положение головы. Всегда устанавливается одно и то же закономерное положение глаз в орбитах. У животных с фронтальным расположением глаз (например, у хищных, приматов) при наклоне головы вперед глаза отклоняются вверх. Тонические реакции глаз рефлекторно возникают в результате раздражения отолитового аппарата.

При повороте головы кролика вокруг сагиттальной плоскости также возникают тонические лабиринтные рефлексы на глаза. При этом отклонения обоих глаз при разных положениях головы в пространстве происходят в противоположных направлениях. Если вращать голову от нормального положения (ротовая щель расположена горизонтально), то глаз, находящийся внизу, отклонится в орбите вверх. Отклонение достигает максимума при положении головы на боку. Контралатеральный глаз при этом отклонится вниз. При вращении через положение на затылке реакция глаз быстро изменяется на обратную.

Таким образом, существуют два независимых компонента тонического лабиринтного рефлекса на глаза, которые образуют все возможные комбинации при каждом положении головы в пространстве. Быстрые движения глаз, поскольку они вызываются с полукружных каналов, не участвуют в этих статических рефлексах. Активирование полукружных каналов (вращением головы) вызывает вестибулооку- лярный рефлекс.

3. Вестибулоокулярный рефлекс (ВОР) - один из древнейших; он сопровождает позвоночных животных на протяжении всей их эволюции. Рефлекс проявляется в том, что при вращении головы глаза в орбитах противовращаются. Внешне это проявляется в виде нистагма - колебательных движений глазных яблок в орбитах. Различают медленный компонент нистагма, при котором глаза вращаются в сторону вращения головы примерно с той же скоростью, и быструю фазу нистагма, при которой глаза в орбитах после достижения своего крайнего положения скачком (саккадой) возвращаются в исходное положение. Этот рефлекс можно наблюдать как в полной темноте, так и на свету. Биологическая роль этого рефлекса - предотвращать сползание сетчаточного изображения при вращении головы. Входным сигналом для ВОР является импульсация, передаваемая по вестибулярным афферентам на глаза от полукружных каналов. Вестибулярные афференты направляются в мозговой ствол (верхнее вестибулярное ядро). Этот афферентный сигнал после обработки выходит на эффекторное звено - экстраокулярные мышцы. Главная проблема для такой системы состоит в калибровке: как отрегулировать скорость противовращения глазных яблок, чтобы оно эффективно компенсировало вращение головы. На рисунке 5.13 показана принципиальная схема ВОР. В процессе калибровки скорости противовращения глазных яблок в орбитах относительно направления вращения головы участвует мозжечок. Это символически показано одной клеткой коры мозжечка (клеткой Пуркинье), а именно - самой задней частью мозжечка (флоккулонодулярная), которую часто называют вестибулярным мозжечком (см. Приложение 2).

Рис. 5.13.

  • 1 - глаз; 2 - нижняя олива; 3 - клетка Пуркинье коры мозжечка;
  • 4 - клетка-зерно коры мозжечка; 5 - полукружный канал; 6 - мшистое волокно;
  • 7 - мотонейрон; 8 - вестибулярное ядро

Гипотеза об участии флоккулюса мозжечка в пластичности ВОР была высказана на основе тесных связей вестибулярного мозжечка (flocculus и modulus ) как с вестибулярной, так и со зрительной системой. В пользу этого предположения говорят также результаты по удалению вестибулярного мозжечка. Оказалось, после удаления вестибулярного мозжечка (флоккулюса и парафлоккулюса), а также нижней половины VIII дольки и нижних трех-четырех долек парамедианной доли коэффициент усиления ВОР устанавливался на уровне 1,063 (диапазон 0,95-1,173) и исчезала способность ВОР к пластическим изменениям коэффициента усиления.

Предполагают, что сигналом для изменения усиления ВОР является смещение сетчаточного изображения. Далее этот сигнал по дополнительной зрительной системе поступает в претектальную область (ядро оптического тракта), затем к нижней оливе и через лазающие волокна из нижней оливы к клеткам Пуркинье коры вестибулярного мозжечка (флоккулюсу). Сигнал скорости вращения головы передается от верхнего вестибулярного ядра по мшистым волокнам к клеткам-зернам и далее через параллельные волокна поступает также на клетки Пуркинье. Таким образом, клетки Пуркинье коры вестибулярного мозжечка выполняют роль компараторов (сравнителей), благодаря «работе» которых может модифицироваться коэффициент усиления ВОР.

У человека ВОР участвует в реакции установки взора. Эта реакция возникает при появлении сбоку в поле зрения неожиданного зрительного стимула. В первый момент человек скачкообразно переводит глаза в сторону стимула и «захватывает» зрением этот стимул.

Слово «захватывает» означает, что стимул помещается в область сетчатки с наилучшим разрешением (зрительная яикг, fovea). С небольшим отставанием (это связано с инерцией) в эту же сторону начинает перемещаться голова. Чтобы изображение не сползло с сетчатки (другими словами, чтобы человек не потерял изображение), включается ВОР, который в данном случае запускается благодаря вращению головы и, следовательно, возбуждению рецепторов полукружных каналов. При этом скорость противовращения глаз в орбитах равна скорости вращения головы. Благодаря этому взор (алгебраическая сумма скоростей вращения глаз и головы) остается неподвижным в пространстве.

Вестибулоокулярный рефлекс обеспечивает движение глаза в противофазе с движениями головы в диапазоне 0,01-6,5 Гц. На более низкой частоте в стабилизации сетчаточного изображения участвуют также оптомоторный рефлекс и рефлекс прослеживания. Под стабилизацией будем понимать то, что положение глаза относительно зрительной цели не меняется, несмотря на вращение головы. Это достигается механизмом ВОР: глаза противовращаются в орбитах со скоростью, равной скорости вращения головы.

Для успешной стабилизации сетчаточного изображения при вращениях головы необходимо регулировать коэффициент усиления ВОР. Нетрудно себе представить ситуации, в которых необходимо изменять усиление ВОР. Например, при росте организма меняются размеры головы и глазных яблок, в силу разных обстоятельств (травмы, процессы старения и пр.) меняется упругость глазодвигательных мышц и многое другое. Коэффициент усиления ВОР регулируется в коре задней части мозжечка.

  • 4. Оптомоторный рефлекс проявляется в том, что при движении в поле зрения структурированного зрительного поля происходит непроизвольное движение глазных яблок в сторону движения стимулов. Когда движение глазных яблок в орбитах исчерпывает свой диапазон (по 45 угловых градусов от среднего положения), глаза скачкообразно возвращаются в исходное состояние. Совместная работа трех систем (вестибулоокулярной, оптомоторной и прослеживания) обеспечивает латентный период реакции глазного яблока, не превышающий 80 мс. Другими словами, человек способен следить за объектами, движущимися со скоростью около 300 угл. град./с.
  • 5. Шейные рефлексы на глаза. Если у животного (например, у кролика) удалить лабиринты, а затем поворачивать его голову, то можно получить все те перемещения глаз, которые описаны ранее. Но в данном случае движения глаз осуществляются исключительно за счет шейных рефлексов. Положение глаз, вызванное этими рефлексами (при изменении положения головы или туловища), в конечном итоге приводит к тому, что изображение на сетчатках обоих глаз остается стабильным. В норме это достигается только совместным действием лабиринтных и шейных рефлексов. Шейноокулярный рефлекс довольно плохо выражен у интактных взрослых млекопитающих и практически отсутствует в норме у человека.
  • 6. Шейный рефлекс на конечности. Если поднимать или опускать голову животного в атлантоокципитальном суставе, то вызываемые при этом рефлексы на передние и задние конечности действуют противоположным образом: при опускании головы активируются флексоры передних конечностей и экстензоры задних, при поднимании головы активируются экстензоры передних конечностей и флексоры задних (см. рис. 5.8). Сравнивая тонические рефлексы, можно видеть, что шейные и лабиринтные рефлексы на передние конечности действуют как синергисты, а на задние как антагонисты.
  • 7. Рефлекс перераспределения тонуса конечностей при поворотах головы. Если голову децеребрированной кошки (удалены большие полушария), лежащей на животе, поворачивать, то повышается тонус экстензорной мускулатуры в «челюстных» конечностях (конечности той половины туловища, к которым поворачивается нос), уменьшается и увеличивается - в «черепных» (конечности, к которым в этом случае поворачивается череп).

Такое перераспределение тонуса для четвероногих животных оправдано соответствующим перенесением центра тяжести, и для того чтобы выдержать увеличенную массу в соответствующих конечностях, увеличивается их разгибательный (экстензорный) тонус. Можно получать все описанные шейные тонические рефлексы, если фиксировать позвоночный столб и перемещать только переднюю часть шеи.

У здорового взрослого человека шейные и лабиринтные рефлексы не проявляются, но они отчетливо выступают в патологических состояниях (гидроцефалия, опухоли мозга, тяжелые мозговые травмы и пр.). Например, в этих условиях обнаруживаются тонические шейные рефлексы. Если поворачивать голову влево, чтобы нос приближался к левому плечу, то левые конечности становятся «челюстными», а правые - «черепными», поэтому повышается разгибательный тонус в обеих конечностях левой половины тела и уменьшается - справа.

8. Оптический установочный рефлекс играет особенно важную роль в правильной установке головы у высших млекопитающих.

Например, обезьяна с разрушенным лабиринтом может правильно устанавливать голову, но если надеть ей колпак, закрывающий глаза, т.е. лишить зрения, она уже не сможет правильно устанавливать голову в пространстве.

Таким образом, в организме животных взаимодействует ряд установочных рефлексов, благодаря которым обеспечивается нормальное положение головы и тела. Описанные установочные рефлексы осуществляются нервными центрами на уровне не выше среднего мозга.

9. Лифтная реакция представляет собой рефлекс на прямолинейное ускорение. Рефлекс состоит в том, что при поднятии площадки, на которой находится животное, тонус экстензоров снижается и конечности подгибаются; при опускании площадки развивается противоположная реакция: экстензоры активируются и конечности разгибаются. Эта реакция легко вызывается и у человека при подъеме или опускании в скоростном лифте.

Описанные ранее установочные рефлексы легко наблюдать на интактной кошке, которая свободно падает из положения на спине (рис. 5.14). Прежде всего активируются лабиринтные рефлексы на голову, благодаря которым она поворачивается по направлению к нормальному положению. К этой реакции присоединяется шейный установочный рефлекс, вследствие чего за головой следует тело, сначала грудной отдел и только затем таз. Происходит своего рода штопорообразное движение животного в пространстве, начинающееся с головы. При этом передние конечности разгибаются. Дальнейшее прямолинейное смещение головы в пространстве при свободном падении вызывает разгибание задних конечностей. Последнее можно объяснить лабиринтным рефлексом на падение (линейное ускорение). Благодаря совокупному действию этих рефлексов голова и тело кошки принимают нормальное положение, конечности тонически разгибаются и готовы принять массу тела, когда животное достигнет земли.

Таким образом, положение тела и головы в пространстве и по отношению друг к другу принадлежит к наиболее застрахованным и автоматически выполняемым реакциям ЦНС. Благодаря взаимной деятельности большого числа разнородных рефлексов осуществляется единая конечная цель - правильная установка головы и тела в пространстве. Статокинетические и статические реакции взаимно дополняют друг друга: благодаря кинетическим реакциям выполняется движение, приводящее отдельные части тела в такое положение, в котором они потом удерживаются статическими рефлексами.

В данной статье рассмотрим основные группы физиологических рефлексов новорожденного ребенка.

Чтобы вам было проще разобраться в том, какие явления для младенца являются нормой, по каждому рефлексу разберем, в каком возрасте он проявляется, а когда исчезает (или переходит в другие двигательные навыки).

Что такое рефлексы новорожденных

Рефлексы (их еще называют автоматизмы) - это определенные двигательные реакции ребенка на определенные внешние раздражители. Условно говоря, «если вы сделаете такое-то движение, то ребенок должен ответить на него таким-то движением». Все физиологические рефлексы имеют свое время появления (определенный возраст ребенка) и время исчезновения. Некоторые рефлексы могут не исчезать, а развиваться в определенные двигательные навыки и умения.

По тому, как выражены рефлексы ребенка, врач может делать вывод о развитиии нервной системы (в соответствии с возрастом).

Важные признаки выраженности рефлексов новорожденного

  • Рефлексы новорожденного в норме обязательно должны быть симметричными. Это означает, что то, что делается, условно говоря, в правую сторону, должно точно так же делаться и в левую, и наоборот. Нессиметричность проявления рефлексов - это важный признак, о котором обязательно нужно сообщить врачу.
  • Слабая выраженность рефлексов (в соответствии с возрастом ребенка)
  • Не исчезновение рефлексов в положенный срок (в определенном возрасте ребенка).

Эти признаки может обнаружить врач педиатр при осмотре ребенка, а могут обнаружить и родители (в этом случае, обязательно поставить в известность врача).

Основные физиологические безусловные рефлексы новорожденного

Оральные рефлексы (автоматизмы)

Сосательный рефлекс новорожденных. При прикосновении к языку ребенка, или к губам, ребенок начинает выполнять сосательные движения. То же самое происходит, если в рот ребенка поместить палец, например, или соску (при проникновении предмета, похожего на сосок на 1-2 см в рот). Начинает проявляться еще до рождения (иногда даже видно на , как малыш сосет пальчик), рефлекс наблюдается в течение первого года жизни.

Хоботковый рефлекс новорожденых. При точечном контакте (пальцем) с верхней губой ребенка, сокращается круговая мышца рта, и ребенок складывает губы «хоботком». Выражен до 2-3 месяцев, затем угасает. Замедленное угасание хоботкового рефлекса характерно для детей с поражением ЦНС.

Поисковый (искательный) рефлекс новорожденных (Куссмауля). При поглаживании области возле угла рта (не прикасаясь к губам) ребенок поворачивает голову в сторону , угол рта при этом опускается. Выражен в возрасте от рождения до 2-3 месяцев. Затем ребенок начинает больше реагировать уже на зрительный образ (например, грудь или бутылку с молоком).

Ладонно-рото-головной рефлекс новорожденных (Бабкина). При надавливании пальцами на ладони ребенка, он открывает рот и подводит головку к груди. Лучше всего проявляется перед кормлением. Этот рефлекс ярко выражен с рождения до 2 месяцев, в 3 месяца начинает ослабевать, и после 3 месяцев может проявляться только частично.

Спинальные рефлексы новорожденных (автоматизмы)

Защитный рефлекс. Если новорожденного ребенка положить на живот, он рефлекторно повернет голову в сторону, чтобы не задохнуться. На наличии этого рефлекса основаны рекомендации о том, что ребенок может с рождения (после заживления пупочной ранки) спать на животе. У новорожденных с поражениями ЦНС рефлекс может отсутствовать, и если головку ребенка не повернуть, он может задохнуться. В норме, защитный рефлекс выражен с рождения.

Ниже приведем группу дополнительных защитных рефлексов.

  • «Утиный» рефлекс. Если направить струю воды на область носика и рта, то ребенок задержит дыхание. Именно этот рефлекс лежит в основе раннего ныряния новорожденного.
  • Зрачковый рефлекс. При ярком свете зрачок новорожденного сужается
  • Мигательный рефлекс. Ребенок зажмуривает глазки, если ему подуть в лицо.

Рефлекс опоры. Если новорожденного взять подмышки и поставить ножками на ровную твердую поверхность, то он (в норме) должен опереться на поверхность всей стопой. Опора «на носочках» - не в норме, может говорить о повышенном тонусе у новорожденного. Рефлекс опоры проявляется с рождения и до 1-1,5 месяцев. Затем он угасает. Только к 10-12 месяцам ребенок постепенно учится сам ходить.

Рефлекс выпрямления. В том же положении, если взять новорожденного подмышки, и поставить на ровную твердую поверхность, то он рефлекторно выпрямляет туловище. Рефлекс выпрямления выражен с рождения до 1-1,5 месяцев, затем угасает.

Рефлекс автоматической ходьбы новорожденных. В том же положении, если новорожденного взять подмышки, и (придерживая головку пальцами) чуть наклонить вперед, он начнет делать шаги. В норме, ребенок должен во время этой «автоматической походки» , не скрещивать ножки. Рефлекс автоматической ходьбы выражен с рождения до 1-1,5 месяцев, затем угасает. У детей с поражениями ЦНС, этот рефлекс может быть выражен долгое время (до 7-8 месяцев).

Внимание! Специально стимулировать рефлекс автоматической ходьбы (чтобы он не угасал, а проявлялся дальше) - нельзя.

Рефлекс ползания (Бауэра). Если новорожденного положить на ровную твердую поверхность, то он начнает делать ползательные движения (и на спине, и на животе). Если подставить ему под ножки опору (руку, например), то движения усиливаются. Рефлекс ползания начинает проявляться в возрасте 3-4 дней. Норма проявления до 4 месяцев, затем рефлекс угасает (ребенок начинает самостоятельно ползать в 6-7 месяцев).

Хватательный (обезьяний) рефлекс. Если контактировать (надавливать) любым предметом на ладони новорожденного, он крепко зажимает предмет в кулачке (даже сложно разжать пальцы). Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает.

Рефлекс Робинсона (подвешивания). Если надавить на ладони ребенка своими пальцами, ребенок крепко за них схватится (хватательный рефлекс). Затем можно поднять ребенка так, чтобы он удерживался только своими пальчиками за Ваши. Если держит вес своего тела, то это и есть рефлекс Робинсона. Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает.

Нижний хватательный рефлекс. Если надавить пальцем на основание 2-го пальца ножки (на подошве ребенка) то новорожденный подожмет пальчики ноги. Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает.

Рефлекс Бабинского. Если провести пальцем по наружному краю стопы новорожденного в направлении от пяточки к пальцам, то он «расставит пальчики веером». Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает.

Рефлекс Моро (объятия). При внезапном резком звуке, или при похлопывании на расстоянии 15 см от головки новорожденного по столу, или при похлопывании по груди, - новорожденный резко симметрично разводит и сводит руки. Рефлекс обусловлен нашим происхождением от обезьян J. Когда есть риск падения, нужно схватиться за маму. Проявляется в норме с рождения до 4 месяцев, затем угасает. Проявления после 5 месяцев сигнализируют о проблемах с развитием ЦНС.

Рефлекс Галанта. Если малыш лежит на боку, то при проведении пальцами по околопозвоночной линии (то шеи к копчику) ребенок выгибается в сторону раздражителя, В норме рефлекс Галанта симметричный. Проявляется в норме с 5-6 дня от рождения до 3-4 месяцев, затем угасает. Рефлекс может быть ослаблен или не проявляться, если есть поражения спинного мозга.

Рефлекс Переса. Ребенок лежит на животе, пальцем проводят по позвоночникам от копчика к шее. Новорожденный реагирует резким криком, поднимает таз, сгибает ручки и ножки. Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает. В норме, проявления рефлекса (крик, подгибание конечностей) должны «мягко сойти на нет».

Надсегментарные позотонические рефлексы

Группа рефлексов, связанная с поддержанием положения тела в пространстве, адекватным перераспределением мышечного тонуса. На этих рефлексах формируются способности , сидеть, ходить, и тд.

Ассиметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса- Клейна). Головку новорожденного нужно повернуть так, чтобы подбородок касался плеча. Должно быть заметно, как рука, в сторону которой направлена голова,- выпрямится, а другая ручка, наоборот, согнется (поза фехтовальщика). Это и есть перераспределение тонуса. В руке, которая разогнута, повышается тонус мышц- разгибателей, а в руке, которая согнута, - повышается тонус мышц -сгибателей. Рефлекс должен в норме наблюдаться в обе стороны, при повороте головки вправо и влево, ручки должны разгибаться и сгибаться соответственно. Выражен у новорожденного постоянно, у недоношенных детей выражен хуже.

Симметричные тонические шейные рефлексы. Если нагнуть головку ребенка, то ножки разогнутся а руки согнутся. Если наоборот, голову отклонить назад, то ручки разогнутся а ножки согнутся. Выражен у новорожденного постоянно, у недоношенных детей выражен хуже.

Тонический лабиринтный рефлекс. Когда ребенок лежит на животе, то повышен тонус мышц- сгибателей: ручки прижимаются к телу, ножки к животу, сгибается спина). Затем тонус перераспределяется и движения ребенка переходят в рефлекс ползания (Бауэра).

Развитие этой группы рефлексов переходит в двигательные навыки ребенка.

Мезенцефальные установочные рефлексы

Группа рефлексов, которые предваряют собой различные «выпрямительные» активности. Ребенок начинает держать голову, выпрямлять туловище.

Лабиринтный установочный рефлекс. Первый рефлекс, который помогает ребенку справиться с силой тяготения . Ребенок начинает держать головку в положении лежа. Сначала приподнимать ее, потом удерживать плечи, затем подниматься на ручках. Начинает проявляться с 1-2 месяцев.

Цепные симметричные рефлексы

Шейная выпрямляющая реакция. Рефлекс, направленный на развитие положения шеи относительно ткуловища. Именно благодаря ему, ребенок может начинать переворачиваться со спины на бок. Проявляется на 3-4 месяце, затем «перерастает» в перевороты на живот и обратно.

Туловищная выпрямляющая реакция (с туловища на голову). При ощущении твердой опоры под ногами (лежа) ребенок выпрямляет шею. Проявляется начиная с 1-го месяца жизни. Затем перерастает в удержание головки в положении лежа на животе.

Выпрямляющий рефлекс туловища. Рефлекс, позволяющий ребенку поворачивать вначале голову, затем плечи, затем все туловище. Именно из этого рефлекса происходят полные перевороты (со спины на живот и обратно). Положение «на четвереньках» и дальнейшее ползание. Проявляется начиная с 6-го месяца жизни и переходит в другие двигательные навыки.

Выпрямляющие реакции. Направлены на приспособление головы и туловища к вертикальному положению. Начальные проявления (пробует «держать голову») видны уже на 1-м месяце жизни, дальше реакции развиваются и соверщенствуются, вплоть до 12-15 месяцев.

Защитная реакция рук. Реакция, помогающая держать тело в вертикальном положении. Проявляется как движения рук в ответ на изменение положений туловища. Руки выпрямляются, выставляются вперед, вбок, назад, чтобы как-бы «стабилизировать» положение в пространстве. Проявления заметны с 5-6 месяца жизни и перерастают дальше в соответствующие двигательные навыки.

Рефлекс Ландау. Первая фаза, 4-6 месяцев: если ребенк уложить на животик на стол, так, чтобы головка и плечи были вне стола, он будет выпрямлять руки и поднимать голову и плечи вверх. Вторая фаза, 6-8 месяцев: если ребенка уложить на стол на спинку, так, чтобы ножки находились вне стола, то он будет поднимать ножки вверх на уровень туловища.

Рефлексы равновесия

Группа реакций и рефлексов, которые направлены на поддержание равновесного положения тела в момент сидения, стояния, а затем ходьбы. В основном проявляются с 6 месяцев до 2 лет. Отдельные равновесные навыки могут формироваться до 5-6 лет.

Становится понятно, что когда пишут «ребенок к такому-то возрасту должен то-то и то, и не должен это» - эти «требования» чаще всего базируются на проявлениях, развитии и угасании определенных рефлексов. Именно рефлексы на конкретном этапе жизни ребенка сигнализируют о том, что ребенок растет и развивается хорошо. Здоровья Вам и Вашему малышу!

Все развитие моторики у детей с детским церебральным параличом должно осуществляться по тем же этапам, которые имеют место у здорового ребенка и в той же последовательности. Из необходимости последовательного развития моторики строится и работа методиста. Так, если у трехмесячного ребенка нет установочного рефлекса на голову, методист начинает свою работу с тренировки этого рефлекса. Если этого рефлекса, первого в постнатальном онтогенезе, нет у годовалого ребенка, то методист начинает свою работу также с тренировки этого рефлекса, а не с обучения сидению или ползанию или же с обучения элементам произвольной моторики рук.
Первоначально, независимо от возраста, необходимо провести работу по воспитанию установочно-лабиринтного рефлекса с головы на шею, если этого рефлекса еще нет.
В том случае, если установочный лабиринтный рефлекс с головы на шею еще совсем не развит, методист, используя наступившее после указанных выше упражнений расслабление мышц, адаптирует ребенка к положению на животе, чему будет препятствовать тонический лабиринтный рефлекс, если он угашен недостаточно.
В таких случаях упражнения на торможение этого рефлекса с помощью «позы эмбриона» следует повторять в процессе всех занятий по нескольку раз. Затем под грудь ребенка подкладывают свернутую пеленку
или плоский мешочек с песком. Первоначальный этап работы сходен с тем, который применяется и у грудных детей. Однако это касается только самого акта приподнимания головы. У детей в начальной резидуальной стадии заболевания (т. е. 1-2-3 лет) для осуществления лабиринтного установочного рефлекса с головы на шею необходимо включить мускулатуру всего плечевого пояса: следует стимулировать опору на предплечье с разогнутой кистью и пальцами, прежде всего I пальцем, - кисть уже становится опорной. Необходимо следить и за отведением плеча, положением лопатки, напряжением мышц спины, стимулировать активное приподнимание верхней части тела. Для этого необходимо точечным массажем в паравертебральной области стимулировать сокращение разгибателей шеи, мышц лопатки, а затем регулировать сокращение большой грудной мышцы и пр.
Нередко препятствием для поднимания головы, удержания ее в этом положении, опоре на предплечья является резкое сокращение большой грудной мышцы, синхронное с сокращением других приводящих мышц плеча, верхних частей широчайшей и ромбовидной мышц, при минимальном сокращении группы задних мышц лопатки. Если пренебречь устранением создавшейся патологической синергии, опоры на предплечье не создается или она будет постоянно недостаточной. Обычно таким недостаточным оказывается прежде всего разгибание кисти и пальцев. Ребенок опирается на согнутую кисть с пальцами, сжатыми в кулак. Методист должен обязательно устранить сгибание кисти и пальцев, так как при этом исключается возможность формирования опорной функции кисти. У здорового ребенка 2-6 мес кисть является опорной при ползании, затем позже - при стоянии на четвереньках. Опорная функция кисти предшествует и обусловливает возможность развития следующего этапа развития деятельности рук - манипулятивной функции кисти и пальцев, обеспечивающей все самообслуживание и ручную умелость.
Следует с помощью точечного массажа создать правильную установку конечности, ослабив силу сокращения большой грудной мышцы и ее синергистов. О правильности своих действий методист будет судить по тому, что устранится чрезмерное сгибание в локтевом суставе, приведение и внутренняя ротация плеча, нижний угол лопатки переместится ближе к позвоночнику, отойдя от задней подмышечной линии, повысится напряжение верхних порций разгибателей спины.
В некоторых случаях, когда этого не удается достигнуть точечным массажем большой грудной мышцы, следует прибегать к системному массажу, несколько более трудному из-за того положения, в котором лежит ребенок. Массаж производится в точках 56, 58, 50, 21, 22, 17, 9.
После расслабления всех необходимых для данного движения мышц ребенку придают пассивно нужную позу, он осваивает ее зрительно с помощью зеркала, затем подключаются рефлекторные и произвольные движения. Так, если произвольного упора на руки при положении лежа на животе не удается добиться, а у ребенка остается сохранным шейный симметричный тонический рефлекс, методист поднимает его голову за подбородок, и при таком положении головы рефлекторно возникает разгибание рук в локтевом и лучезапястном суставах, а также во всех суставах пальцев рук. У ребенка возникают определенные ощущения в мышцах рук. Ребенок фиксирует положение тела и рук глазами. В этот период методист может активно включать произвольную моторику и стимулировать ее развитие - он предлагает ребенку посмотреть на игрушку, проследить за ее движениями, протянуть к ней руку, тем самым укрепляя возможность удержания головы в созданном пассивно положении, стимулировать движение руки, а затем ребенок начинает сам воссоздавать эту позу головы и руки.
Овладение нужными движениями руки производится и при работе на мяче. Ребенок слегка перекатывается на мяче, удерживаемый одной рукой методиста, вторая его рука производит глубокий массаж в паравертебрально расположенных точках шейного и грудного отделов позвоночника, стимулируя поднимание головы и верхней части тела. Ребенку легче расположить пальцы на выпуклой стороне мяча, чем на горизонтальной поверхности. Легче он будет производить и отведение большого пальца.
Методисту следует проследить, что вызывает более интенсивное снижение тонуса - раскачивающие движения вперед - назад или движения вправо - влево.
Методика развития разгибательных синергии в верхних конечностях. Из этого же положения на мяче, после того как окажется сниженной активность тонического шейного симметричного рефлекса и начнет свое развитие установочный, следует начать движение с целью, с одной стороны, воспитать оптическую реакцию опоры, с другой - закрепить отработанные методистом разгибательные физиологические синергии в верхних конечностях. У детей с церебральными параличами оптическая реакция опоры чаще всего не развивается - при опускании тела ребенка, лежащего на руках методиста, по направлению к поверхности стола (площадь опоры), ребенок не разгибает кисть и не расставляет пальцы, а, наоборот, сжимает их в кулачки (рис. 20). Оптическая реакция опоры, появляющаяся у здорового ребенка к 4 мес жизни, возникает не только в верхних конечностях-происходит напряжение мышц шеи, верхних порций мышц-разгибателей спины, рефлекторная установка лопаток в положение, соответствующее тому, которое поддерживает разгибательное положение рук ребенка.
При стимуляции реакции опоры в руках у детей с церебральными параличами методист стимулирует и корригирует сокращение и напряжение всех этих групп мышц, а не только разгибание кисти и пальцев (рис.21).

Корригируется прежде всего правильная установка лопаток, а затем - разгибание кистей, отведение и разгибание большого пальца, затем - остальных.
После устранения тонических рефлексов и патологических синергии работу над разгибанием кисти производят при положении сидя за столом.
Методист помогает ребенку разогнуть кисть штриховыми движениями на коже тыла кистей рук, стимулируя движение массажем в точке 9, дает инструкцию для производства активного движения разгибания кистей.
Если разгибание кисти в указанном исходном положении все же оказывается трудным для ребенка, его можно начать из исходного положения с упором локтя на поверхность подставки, скамеечки, поставленной на стол, рядом с ребенком, при коррекции этого движения массажем в точках 9, 17, 67, 10.
Для формирования и закрепления разгибания кисти применяют также различные, специально приспособленные каталки. Целесообразно использовать каталки двух образцов. Первый тип каталки представляет собой платформу для лежания ребенка на животе. Длина платформы соответствует расстоянию от уровня плеч до голеностопных суставов. Стопы должны быть опущены за край плоскости опоры каталки, ширина каталки должна соответствовать размеру плечевого пояса (рис.22).
Разгибание кисти стимулируется при работе на каталке, помимо всех указанных приемов, весом верхней части тела, которое опирается на разогнутые руки.
Для стимулирования разгибательных выпрямительных рефлексов на переднем отделе каталки монтируется клиновидное возвышение под грудной отдел (под углом 15°). Колеса для передвижения каталки обычно применяются в виде роликов до 10 см в диаметре и отстоят от края платформы на 2-3 см. Крепление колес желательно иметь не фиксированное. Это облегчает возможность ребенку передвигаться во всех направлениях. Высота каталок 10-15 см помогает развивать опорность рук. Методист при этом постоянно контролирует опору на полностью разогнутую кисть с отведенным I пальцем.
На каталке указанного типа удается добиться развития первой фазы рефлекса Ландау - лежа на краю каталки, а затем на краю стола, ребенок начинает поднимать верхнюю половину туловища, вытягивая при этом руки вперед и вверх.
Второй тип каталки - укороченный, равный по размеру длине тела ребенка - от плечевого пояса до тазового. Передний конец каталки также приподнят клинообразно под углом 15°. Высота каталки достигает 15 см; устройство колес такое же, как и у каталки первого типа. На этой каталке ребенок может без труда опираться на кисти вытянутых рук и на колени. Применение этого приспособления облегчает тренировку разгибания кисти и пальцев, опорность рук, тренировку передвижения на четвереньках. Особого внимания заслуживает возможность тренировки реципрокных движений рук и ног при попытках ребенка к передвижению и возможность воспитания цепного шейного симметричного рефлекса.
Перед укладкой на каталку, а также после работы с этим приспособлением следует укладывать ребенка в положение на животе на валик, лучше всего поролоновый (размер 40X15 см), с тем, чтобы ребенок опирался вытянутыми руками и разогнутой кистью и пальцами на поверхность стола или мата. Этим формируется, а затем закрепляется тренировка опорности рук. При стойкой тенденции к порочному положению рук (пальцы сжаты в кулачки, I палец подведен к ладони, кисть отведена кнаружи) применяют различные шинки, фиксирующие кисть и пальцы в правильном положении.
При стойкой тенденции к положению пальцев сжатыми в кулачки и к приведению I пальца, когда его порочное положение настолько стойко, что он находится поперек ладони, целесообразно начинать коррекцию с фиксации к ладони маленького валика (5X2 см) или целлулоидного шарика от настольного тенниса. Последние фиксируют с помощью лейкопластыря. Можно так же накладывать легкие гипсовые лонгеты.
С развитием механической и оптической реакции опоры на руки значительно облегчается следующий этап работы - формирование выпрямительных рефлексов- шейного цепного симметричного и асимметричного установочных рефлексов и других, формирование активных произвольных движений.
Методика формирования выпрямительного рефлекса Ландау. Из изложенного выше ясно, что работу над формированием, закреплением функции разгибания головы, верхних конечностей и верхней половины туловища следует проводить одновременно.
Большое значение в этом плане следует придавать развитию рефлекса Ландау, стимулировать который следует лишь после того, как будет в достаточной степени закреплен лабиринтный установочный рефлекс с головы на шею.
Рефлекс Ландау формируется из двух фаз - I и II. Фаза I рефлекса Ландау обеспечивает разгибание шеи, верхних конечностей и верхней половины туловища у ребенка, положенного на стол так, чтобы грудь и живот находились на его краю. Фаза II - выпрямляют ноги у ребенка, положенного так, чтобы на краю стола находился таз, а ноги свисали с края стола вниз. Маленьких детей для выявления состояния этого рефлекса приподнимают в положение на животе на руках врача.
Если рефлекс отрицательный, разгибания туловища и конечностей не происходит - руки и ноги свисают.
Такое состояние носит название симптом «свешанного белья». У детей с церебральными параличами рефлекс этот чаще всего оказывается отрицательным, т. е. выявляется состояние «свешанного белья» (рис. 23).

Стимуляцию рефлекса Ландау целесообразно проводить на мяче. Ребенка укладывают на мяч лицом вниз и производят массаж в паравертебральных точках шейного, грудного и верхнее-поясничного отделов позвоночника.
При этом методист все время слегка покачивает мяч, обращая внимание на положение рук, положение кистей, лопаток. Перед глазами ребенка должны устанавливаться различные игрушки или внимание его обращается на что-либо интересное, находящееся выше уровня его головы. Следует особенно настойчиво фиксировать зрительное внимание ребенка на положение его тела при выполнении этого рефлекса (лучше всего работать перед зеркалом), закрепляя оптически создающуюся схему положения и движения его тела.
Воспроизводить рефлекс в его I фазе следует 3-4 раза подряд, длительность удержания туловища и рук - 30-90 с.
После отработки I фазы рефлекса следует переходить к работе над II его фазой. Для ее выполнения должны быть достаточно функционально активны большие ягодичные мышцы. Поэтому начинать работу над становлением этого рефлекса следует только после того, как методист убедится в состоятельности движений разгибания бедер и отведения их вверх в положении лежа на животе. Подготовку к овладению этим рефлекторным движением следует начинать с глубокого массажа ягодичных мышц (обязательно параллельно производится расслабляющий массаж приводящих мышц бедер для избежания синергичного с большой ягодичной мышцей их сокращения). Затем следует начать тренировку разгибания бедра (одного, затем второго) в положении на животе таким образом, что все тело ребенка размещается на столе. Тренировать движение разгибания бедра следует с применением штрихового и щеточного массажа ягодичных мышц, системного точечного массажа в точках 45, 70, 48, 43, направленного на закрепление созданной ранее физиологической синергии, возникающей при разгибании. Затем переходят к тренировке рефлекса Ландау из положения лежа на краю стола, со спущенными вниз ногами.
Окончательное формирование этого рефлекса - одного из основных, необходимых для стояния и ходьбы - возможно только при условии появления физиологического поясничного лордоза и разгибательного тонуса в мышцах тазового пояса, независимо от положения головы.