Психопрофилактика включает. Медицинская учебная литература

Различные психотерапевтические методики могут применяться в рамках всех видов психопрофилактики. Так, в составе первичной психопрофилактике работа со здоровыми людьми, оказавшимися в какой-либо психотравмирующей ситуации, вполне может полностью восстановить нормальное психическое состояние человека.

Применение психотерапии для предупреждения обострения психических заболеваний является вторичной профилактикой – эти методы всегда применяются для лечения больных с психическими заболеваниями и отличаются высокой эффективностью.

Наконец, в рамках третичной профилактики психических заболеваний психотерапия применяется в составе комплексного лечения обострений психических заболеваний, адаптации больных в обществе и подавления их агрессивности.

Профилактика психических заболеваний является одной из главных задач психиатра

Первичная психопрофилактика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику. На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний. Первичная психопрофилактика тесно связана с профилактикой общей и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей. По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мероприятий, поскольку способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут как неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.), так и факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития мозга, неблагоприятной наследственности и т.п.).



Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики отводится психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам, которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности. Здесь задачи также сложны и многообразны. Они тесно смыкаются с социальной психологией, так как необходимо внимательное изучение групповой, коллективной деятельности, совместного поведения и общения, особенностей психического состояния индивида в группе. Серьезное внимание надо уделять применению медицинской и психологической экспертизы различных производств и технологических процессов, например разработке мероприятий, предупреждающих неблагоприятное, невротизирующее действие монотонности поточно-конвейерного производства.

Вторичная психопрофилактика - это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение. Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса. Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение. Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению. Успехи активных методов лечения, особенно достижения психофармакологии, заметно отразились на исходах психических заболеваний: повысилось число случаев практического выздоровления, увеличилась выписка больных из психиатрических больниц. Однако следует помнить, что вторичная профилактика направлена не только на биологическую основу болезни, она требует применения психотерапии и социотерапии в широком смысле этих понятий.

Третичная психопрофилактика - это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание. Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания. Во многих случаях для предупреждения рецидива психического заболевания больному требуется применение поддерживающей психофармакотерапии. Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза с успехом применяются с профилактической целью соли лития. При неврозах главное место в поддерживающей терапии принадлежит психотерапии и т.д.

В поддерживающей терапии при психических заболевания большую роль играет использование труда в специально созданных условиях лечебно-трудовых мастерских, терапия занятостью (чтение, участие в самодеятельности) и другие социотерапевтические меры, которые направлены не на биологическую основу болезни, а адресованы к личности больного. В любом случае, при предупреждении утраты работоспособности при нервно-психических заболеваниях или профессиональных и личностных кризисах речь идет обычно о профессиональной реабилитации (поиск новых ресурсов в профессиональной деятельности, возможностей профессионального роста или в ряде случаев - возможной смене профессии); социальной адаптации (создание максимально благоприятных условий для больного человека при его возвращении в привычную окружающую среду) и поиске путей для самоактуализации личности (осознание личностью собственных возможностей для пополнения ресурсов роста и развития).

Реабилитация (лат. rehabilitatio - восстановление в правах) - система медицинских, психологических и социальных мер, предупреждающих дальнейшее развитие болезни, потерю работоспособности и направленных на возможно более раннее и эффективное возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду и активной социальной жизни. Лечение болезни может проводиться без специальных реабилитационных средств, но реабилитация включает также лечебные средства для достижения своих целей. Важнейшими задачами реабилитации являются восстановление личного (в собственных глазах) и социального (в глазах окружающих) статуса больного - семейного, трудового, общественного. М.М. Кабановым (1978) были выделены основные принципы и этапы реабилитации при нервно-психических расстройствах.

Основные принципы реабилитации: 1) партнерство - постоянная апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения; 2) разносторонность воздействий - указывает на необходимость использовать разные меры воздействия, от биологического лечения до разных видов психотерапии и социотерапии, привлечение к восстановлению больного семьи, ближайшего окружения; 3) единство психосоциальных и биологических методов воздействия - подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного; 4) ступенчатость воздействий - включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер к другим (например, на начальных этапах болезни могут превалировать биологические методы лечения болезни, а на этапах выздоровления - психо- и социотерапевтические).

Основные этапы реабилитации: 1) восстановительная терапия - лечение в стационаре, активная биологическая терапия с включением психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режима к активизирующему; 2) реадаптация - начинается в стационаре и продолжается во внебольничных условиях, адаптация к семье, наряду с поддерживающей терапией применяют лечение трудом, а при необходимости обучают новой профессии; 3) реабилитация в собственном значении слова - рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь.

Основными группами мето­дов психогигиены и психопрофилактики являются следующие:

♦ Санитарное просвещение.

♦ Общие с психотерапией и психокоррекцией методы.

♦ Методы оздоровления на основе искусства и творчества.

♦ Ментальные упражнения.

♦ Трансовые методы.

♦ Библиотерапия.

♦ Ведение дневника.

♦ Методы биологической обратной связи.

Перечисленные методы не являются универсальными. То, что при­менимо к одним объектам психогигиенической и психопрофилакти­ческой помощи, неприменимо к другим. Выбор методов должен быть обусловлен спецификой стоящих задач, доминирующими характери­стиками той или иной группы населения, особенностями состояния индивида, если речь идет о помощи конкретному человеку. Психоги­гиеническая компетентность не может быть достаточной без собст­венных усилий человека, без самообучения, без знаний и умений ока­зывать психологическую самопомощь.

Санитарное просвещение (термин «санитария» от лат. sanitas - здоро­вье) - совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на сохранение, укреп­ление и скорейшее восстановление здоровья и трудоспособности чело­века, на продление активного периода его жизни.

Санитарное просвещение (в англоязычной литературе health edu­cation) тесно связано с профилактикой болезней. Оно выступает как средство изменения поведения, которое содержит риск возникновения определенного заболевания. По сути своей - это учебное мероприятие, предусматривающее ту или иную форму коммуникации, расширяющее знания и навыки, обеспечивающие здоровье, и основы сознательного отношения к здоровью. Различные формы санитарного просвещения должны быть ориентированы не только на индивида, но и на группы, организации и целые общины. Такой подход предполагает повыше­ние осведомленности об экологических, экономических и социальных причинах здоровья и болезни.

В недавнем прошлом санитарное просвещение было в основном направлено на пополнение знаний о поведении риска. В настоящее время многие специалисты оценивают такой подход как неспособный, несмотря на различные усовершенствования, обеспечить желаемые из­менения в образе жизни и поведении. Считается, что одинаково важ­ны знания о социальных и экономических факторах, поведении инди­вида и образе жизни. Акцент должен быть сделан на пополнение знаний о всевозможных мерах по улучшению здоровья и приобретению на­выков осознанного выбора образа жизни

Человек - это существо социальное, и ему не выжить вне пределов знакомой среды. Конечно, известны случаи когда люди попадали в дикие условия и жили рядом с животными, добывали пропитание, но при этом человек всегда стремится к полноценному общению, хочет чувствовать себя частью коллектива, ощущать свою принадлежность к тому или иному классу.

К сожалению, та среда, которая так необходима для нормального развития и существования человека, играет и другую роль - выступает в качестве катализатора и возбудителя различных расстройств психологического плана. Профилактика негативных психологических состояний направлены на то, чтобы свести воздействие вредных факторов, оказывающих негативное воздействие на психику к минимуму и устранить возникшие симптомы того или иного расстройства.

Психологическая профилактика душевных расстройств особенно необходима в таких крупных стрессогенных мегаполисах, как Москва!

Зачем нужна психопрофилактика?

Жители современных мегаполисов практически во всех промышленно развитых странах систематически подвергаются воздействию таких неврозогенных факторов, как перенаселённость, транспортные проблемы, страх попасть в аварийную ситуацию, информационные проблемы, ухудшение экологии, низкое качество питания, высокий уровень преступности, проблемы межнационального общения, подавление индивидуальности человека и стрессовый характер процесса развития.

В настоящие дни почти, каждый человек, проживающий в многомиллионном городе имеет невроз, тревожное расстройство, сниженный фон настроения, жалобы:" я ничего не чувствую, не получаю удовольствие, жизни имеет пресный вкус и т.д." Время в огромном городе летит быстро! Люди не успевают даже задуматься, как пробегают месяцы, меняются числа в календаре с бешеной скоростью, жизнь наполняется различными страхами, жизнь не удается созерцать! И, чтобы предотвратить дальнейшее развитие душевного заболевания необходимо регулярно проводить психологическую профилактику личного психического аппарата.

Психопрофилактика является течением в общей психологической профилактике (душевного) здоровья человека, а значит, она связана с целым рядом медицинских и общественных наук и необходима всем. Известно, что проще предупредить заболевание, нежели его лечить. Однако, если процесс уже запущен, психопрофилактика способна найти своевременное решение по стабилизации сложившейся ситуации.

Психопрофилактика нацелена на работу с нормальными, здоровыми людьми, а также воздействие на тех членов общества, у которых имеются какие-либо заболевания психического плана.

Профилактика психических расстройств хороша тем, что позволяет предупредить развитие отдельных соматических (телесных) заболеваний, возникновений респираторных расстройств, сердечно-сосудистых и кожных заболеваний, факторов в возникновении метаболических и эндокринных расстройств и в возникновении болезней суставов и скелетных мышц, функций полового аппарата и их нарушения. Случается, что человек страдающий от снижения жизненного тонуса, при этом жалуется на боли в области сердца, скачки давления, онемение конечностей. В такой ситуации первым делом обращаются к специалисту по сердечнососудистой системе. Тот выписывает лекарства, отправляет на процедуры, но симптоматика не исчезает. А все потому, что причиной проблем является не сердце, а душевное расстройство! Поэтому грамотные доктора всегда направляют пациента к психоаналитику, чтобы тот оценил состояние пациента и сделал свои выводы - возможно, нужно совершенно иное лечение - не тела, а души (в переводе «психология» - это наука о душе).

Психопрофилактика - это система мероприятий, цель которых - изучение причин, способствующих возникновению психических заболеваний и нарушений, их своевременное выявление и устранение.

В любой области медицины, будь то хирургия, тера­пия, инфекционные или другие болезни, российское здра­воохранение большое внимание уделяет вопросам профи­лактики.

При решении вопросов предупреждения раз­личных психических расстройств и заболеваний про­филактические мероприятия должны своевременно вне­дряться в жизнь и практику здравоохранения.

Методы психопрофилактики включают, в частности, предупреждение обострений психического заболевания. Поэтому может быть необходимым изучение динамики нервно-психического состояния человека во время трудо­вой деятельности, а также в бытовых условиях.

С помощью целого ряда психологических и физиологических методов ученые исследуют влияние раз­личных профессиональных вредностей некоторых отрас­лей труда (факторы интоксикации, вибрации, значение перенапряжения в работе, самого характера производствен­ного процесса и т.д.).

Психопрофилактика представляет собой раздел общей профилактики, который включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний.

Между психикой человека и его соматическим состо­янием имеется тесная связь. Устойчивость психического состояния может оказывать влияние на соматическое со­стояние. Известно, что при большом эмоциональном подъе­ме редко возникают соматические заболевания (приме­ром могут служить военные годы).

Состояние соматического здоровья также может ока­зывать влияние на психику человека, вести к возникно­вению тех или иных расстройств или препятствовать им.

В.А. Гиляровский писал, что роль нервного подъема в преодолении трудностей для организма и, в частно­сти, вредностей для нервной системы должна быть ис­пользована в планировании работ психопрофилактиче­ского характера.

Задачами профилактики являются: 1) предотвраще­

ние действия на организм болезнетворной причины, 2) предупреждение развития заболевания путем раннего его диагностирования и лечения, 3) предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы бо­лезни и переход их в хронические формы.

В профилактике психических заболеваний большую роль играют общепрофилактические мероприятия, такие, как устранение инфекционных заболеваний, интоксикаций и других вредных воздействий внешней среды.

Под психической профилактикой (первичной) приня­то понимать систему мероприятий, направленных на изу­чение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней.

Все мероприятия, относимые к психической профи­лактике, направлены на повышение выносливости пси­хики к вредным воздействиям. К ним относятся: пра­вильное воспитание ребенка, борьба с ранними инфекци­ями и психогенными воздействиями, которые могут выз­вать задержку психического развития, асинхронию раз­вития, психический инфантилизм, которые делают пси­хику человека неустойчивой к внешним воздействиям.

Первичная профилактика включает в себя также не­сколько подразделов: провизорную профилактику, целью ее является охрана здоровья будущих поколений; гене­тическую профилактику - изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, которая направ­лена также на оздоровление будущих поколений; эмбри­ональную профилактику, направленную на оздоровление женщины, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию ро­довспоможения; постнатальную профилактику, состоящую в раннем выявлении пороков развития у новорожденных, своевременном применении методов лечебно-педагогичес­кой коррекции на всех этапах развития.

Вторичная профилактика. Под ней понимают систему мероприятий, направленных на предупреждение опасно­го для жизни или неблагоприятного течения уже начав­шегося психического или другого заболевания. Вторич­ная профилактика включает раннюю диагностику, про­гноз и предупреждение опасных для жизни больного со­стояний, раннее начало лечения и применения адекват­ных методов коррекции с достижением наиболее полной ремиссии, длительной поддерживающей терапии, исклю­чающей возможности рецидива болезни.

Третичная профилактика - система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инва­лидности при хронических заболеваниях. В этом боль­шую роль играет правильное использование лекарствен­ных и других средств, применение методов лечебной и педагогической коррекции.

Все разделы психопрофилактики особенно тесно свя­заны в тех случаях профилактики психических заболе­ваний, в которых речь идет о таких расстройствах, как реактивные состояния, в возникновении которых играют роль не только психогенные моменты, но и соматические расстройства.

Как уже говорилось, психогениями принято называть заболевания, вызванные психическими травмами. Термин «психогенные заболевания» принадлежит Зоммеру и вна­чале применялся только для истерических расстройств.

В.А. Гиляровский для обозначения этих состояний пользо­вался термином «пограничные состояния», подчеркивая этим, что указанные расстройства как бы занимают пограничное место между психическим заболеванием и психическим здоровьем или соматическими и психичес­кими заболеваниями.

По мнению многих специалистов, с нервно-психичес­кими нарушениями и болезнями необходимо вести такую же усиленную борьбу, как и с инфекциями.

Методы психопрофилактики и психогигиены включа - ют в себя психокоррекционную работу в рамках кон­сультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую по­мощь здоровым людям. В числе психопрофилактических мероприятий могут быть - массовые обследования с це­лью выявления так называемых групп риска и профилак­тической работы с ними, информация населения и т.д.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое психогигиена и психопрофилактика?

2. Понятие психогигиены.

3. Расскажите о разделах психогигиены.

4. Классификация психогигиенических аспектов.

5. Дайте определение психопрофилактики.

6. Расскажите о задачах психопрофилактики.

7. Что такое первичная, вторичная и третичная пси­хопрофилактика?

Содержанием психопрофилактики является широкий круг медицинских и социальных мероприятий, предупреждающих возникновение психических заболеваний и значительно уменьшающих вред, наносимый болезнями, повышающих качество жизни душевнобольных и их родственников. Принято выделять первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.

Первичная психопрофилактика - это меры, предупреждающие возникновение психических заболеваний. Об эффективности первичной профилактики можно судить по снижению показателя заболеваемости (см. раздел 1.3). Ее основой является понимание этиопатогенетических механизмов возникновения болезни. Наибольшего успеха в XX в. удалось добиться в профилактике инфекционных психозов. Введение в практику антибиотикотерапии привело к тому, что больные с сифилитическими психозами, которые в начале века составляли до 30 % всех больных, находящихся на стационарном лечении, в настоящее время стали казуистической редкостью. Значительно труднее предупреждать возникновение эндогенных психозов. К настоящему времени единственным способом их профилактики является генетическое консультирование. При этом, как известно, генетический прогноз является вероятностным, причем нередко вероятность рождения больного ребенка относительно низкая (так, шизофрения наблюдается в среднем у 10- 12 % детей, рожденных в семье, где один из родителей болен). Психическое здоровье родителей и ближайших родственников еще не гарантирует здоровья детей. Так, жестокие меры по уничтожению и стерилизации душевнобольных в фашистской Германии, проведенные с целью «оздоровления нации», не привели к реальному снижению заболеваемости в дальнейшем. Важным фактором профилактики психогенных заболеваний, психопатий и токсикоманий является правильно поставленное, основанное на доверии семейное воспитание, исключающее как гипер-, так и гипоопеку.

Вторичная психопрофилактика - это меры, нацеленные на своевременное выявление и эффективное лечение психических заболеваний. Основными задачами вторичной психопрофилактики являются формирование качественных ремиссий, профилактика рецидивов, поддержание трудоспособности больных в межприступном периоде. Об эффективности данного вида профилактики судят по снижению показателя болезненности. Наибольшие успехи вторичной психопрофилактики в XX в. связаны с введением новых методов биологического лечения психических болезней (психофармакотерапии, шоковых методов). Особое значение имеет создание препаратов для профилактики обострений болезни (соли лития, противосудорожные средства). Развитие психофармакотерапии и психотерапевтических методов позволило довольно широко проводить лечение мягких психических расстройств в амбулаторных условиях без прекращения трудовой деятельности и без отрыва от семьи. Вместе с тем повышение доверия пациентов к врачам, улучшение обстановки психиатрических учреждений, отказ от мер стеснения привели к тому, что больные отказываются от самостоятельного поиска выхода из сложной социальной ситуации, обращаются к врачу с самыми несущественными вопросами, предпочитают вернуться в больницу, как только почувствуют первые признаки дезадаптации. В последние годы в больницах возрастает доля пациентов с мягкими расстройствами, лечение которых можно проводить амбулаторно. Во всем мире большое внимание уделяется проблеме «вращающихся дверей», когда больной возвращается в стационар уже через несколько недель или даже дней после выписки. Поэтому уже при проведении лечения врач вынужден обдумывать план третичной психопрофилактики.

Третичная психопрофилактика - это меры по восстановлению нарушенных болезнью социальных функций пациента. Таким образом, третичная профилактика - синоним реабилитации. Эффективность третичной профилактики определяется по снижению показателей нетрудоспособности. Реабилитация - это сложный комплекс мероприятий, включающий, помимо собственно медицинских мер, профессиональное обучение и ресоциализацию больных. Следует учитывать, что психическое заболевание всегда приводит к нарушению социальных связей пациента (с семьей, друзьями, сотрудниками). Длительное лечение в стационаре нередко поддерживает в больном чувство собственной неполноценности. Этому может способствовать недопустимо покровительственный, поучающий тон врачей и персонала. Неравноправное, зависимое положение пациента в стационаре нередко становится стойким стереотипом поведения, развивает в нем иждивенческие установки, поддерживает явление госпитализма.

Все это побудило психиатров уже в XIX в. искать новые способы содержания и обслуживания душевнобольных. В этом смысле многих психиатров привлекала стихийно сложившаяся в бельгийском местечке Гель система патронажа - посемейного призрения душевнобольных. В данной системе больные, не представлявшие непосредственной угрозы для окружающих, проживали в крестьянских семьях на правах члена семьи, выполняли обычную работу, оправдывая тем самым затраты на их содержание. Другой пример включения реабилитационных мер в лечебный процесс - это система «открытых дверей», введенная впервые в Шотландии Д. Б. Тьюком (1872). Отсутствие замков и решеток способствовало поддержанию доверия к врачам больницы, но, с другой стороны, требовало от всего медицинского персонала дружеского уважительного отношения к больному и внимательного наблюдения за возможными изменениями в его состоянии. Тьюк отмечал, что побеги из его больницы были довольно редкими (раз в 4 мес).

Утрате социальной адаптации при психических заболеваниях способствует длительное безделье. Г. Симон (1929) одним из первых предложил терапию занятостью (трудотерапию) как важную часть сохранения и восстановления социального статуса душевнобольного. Вместе с тем следует учитывать, что важна не столько возможность трудиться, сколько возможность чувствовать себя нужным. В этом смысле характер предлагаемого труда должен учитывать имеющийся уровень образования и квалификацию больного. Низкоквалифицированный труд может поддерживать в человеке чувство собственной неполноценности, снижать уровень притязаний, лишать его инициативы. Примером успешного использования труда душевнобольных является завод, производивший сложное электронно-техническое оборудование, созданный при Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева.

При проведении социальной и профессиональной реабилитации следует учитывать не только преморбидные особенности пациента, но и характер личностного дефекта (см. раздел 13.-3), вызванного болезнью. Так, при трудоустройстве больного с шизофреническим дефектом следует учитывать его склонность к уединенному времяпрепровождению, отсутствие стремления к общению, неспособность к установлению новых эмоциональных связей с окружающими. С другой стороны, следует использовать его склонность к интеллектуальному труду. Отмечено, что больные, занимающиеся переводческой деятельностью, лабораторной работой, плановыми научными исследованиями, статистическими расчетами, ремонтом тонких технических устройств, могут длительное время продолжать прежнюю деятельность, несмотря на выраженный личностный дефект. Эпилептический дефект личности проявляется в первую очередь педантичностью и аккуратностью, что позволяет успешно использовать данных больных при проведении рутинной, монотонной работы (бухгалтерские расчеты, учет и составление каталогов). Выраженный органический дефект проявляется в первую очередь снижением памяти и сообразительности. При данном виде дефекта рекомендуется несложный физический труд под контролем руководителя.

Психопрофилактика - раздел общей профилактики, включающий комплекс мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье и предупреждение возникновения и распространения психических заболеваний.

Для осуществления этих мероприятий психопрофилактика использует ряд методов:

ü медицинского обследования психического состояния различных групп населения - учащихся, военнослужащих и т. д.;

ü анализ данных статистического изучения заболеваемости психическими болезнями и условий их возникновения;

ü ранняя диагностика психических заболеваний;

ü санитарно-просветительная работа:

ü организация специальных видов медпомощи - в первую очередь психоневрологических диспансеров, дневных и ночных стационаров, санаториев.

Задачами психопрофилактики являются :

1) предотвращение действия на организм и личность болезнетворной причины;

2) предупреждение развития заболевания путем его ранней диагностики и лечения;

3) предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.

В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии Всемирной Организации Здравоохранения, профилактика делится на -

Ø первичную,

Ø вторичную и

Ø третичную.

В таблице 1. представлено сопоставление содержания, вкладываемого разными авторами в понятие "психопрофилактика".

Таблица 1.
Содержание понятия "Психологическая профилактика" |
Содержание Автор Примечание
Отрасль психиатрии, занимающаяся разработкой мер, предупреждающих возникновение психических заболеваний или переход их в хроническое течение, а также вопросами социальной и трудовой адаптации психически больных. Энциклопедический словарь медицинских терминов(1983)
Раздел общей профилактики, который включает мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний. Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков (1964). Различают первичную, вторичную, третичную психопрофилактику.
Интрадисциплинарная область, целью которой является предупреждение нервно-психических заболеваний. Б. Д. Карвасарский (1982). Рассматривает вопрос специфически врачебных мероприятий (психогигиена, психотерапия, фармакотерапия и т.д.).
Часть общей профилактики, изучающая вопросы предупреждения расстройств психики. В. М. Банщиков, В. С. Гуськов, И. Ф. Мягков (1967) Различают, как и в психогигиене индивидуальную и социальную психопрофилактику.
Специальный вид деятельности школьного психолога, направленный на активное содействие развитию всех учащихся школы. И. В. Дубровина (1991) Нет описания содержания разных видов (уровней) психопрофилактической работы.
Специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. И. В. Дубровина (2000 ) Наполняет содержание психогигиеническими задачами: "... психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития" .
Системообразующий вид деятельности практического психолога образования, направленный на предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка, создание психологических условий, максимально благоприятных для этого развития, на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей в течение всего дошкольного и школьного детства. В. В. Пахальян (2002) Считает, что описывает первичную профилактику. Вопрос о видах оставляет открытым.
Формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта. "Положение о психологической службе в системе народного образования" (1990).

Выполнение психопрофилактических мероприятий требует специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии. Это особенно важно, если учитывать тесную взаимосвязь физического и душевного здоровья человека. Психическое состояние оказывает влияние на соматическое здоровье человека, а соматические проблемы могут вызвать серьезное эмоциональное расстройство.

Первичная психопрофилактика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику и предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения.

На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний.

Первичная психопрофилактика тесно связана с профилактикой общей и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей.

По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мероприятий, поскольку способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут –

  • неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.),
  • факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития мозга, неблагоприятной наследственности и т.п.).

Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики отводится психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам , которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности.

Вторичная психопрофилактика - это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение .

Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса.

Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение . Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению.

Успехи активных методов лечения, особенно достижения психофармакологии, заметно отразились на исходах психических заболеваний: повысилось число случаев практического выздоровления, увеличилась выписка больных из психиатрических больниц. Однако следует помнить, что вторичная профилактика направлена не только на биологическую основу болезни, она требует применения психотерапии и социотерапии в широком смысле этих понятий.

Третичная психопрофилактика - это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание.

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания .

Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза с успехом применяются с профилактической целью соли лития. При неврозах главное место в поддерживающей терапии принадлежит психотерапии и т.д.

Для предупреждения утраты работоспособности при нервно-психических заболеваниях или профессиональных и личностных кризисах, речь идет обычно

  • о профессиональной реабилитации (поиск новых ресурсов в профессиональной деятельности, возможностей профессионального роста или в ряде случаев - возможной смене профессии);
  • о социальной адаптации (создание максимально благоприятных условий для больного человека при его возвращении в привычную окружающую среду),
  • о поиске путей для самоактуализации личности (осознание личностью собственных возможностей для пополнения ресурсов роста и развития).

Реабилитация (лат. rehabilitatio - восстановление в правах) - система медицинских, психологических и социальных мер, предупреждающих дальнейшее развитие болезни, потерю работоспособности и направленных на возможно более раннее и эффективное возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду и активной социальной жизни.

Лечение болезни может проводиться без специальных реабилитационных средств, но реабилитация включает также лечебные средства для достижения своих целей.

Важнейшими задачами реабилитации являются восстановление личного (в собственных глазах) и социального (в глазах окружающих) статуса больного - семейного, трудового, общественного.

М.М. Кабановым (1978) были выделены принципы и этапы реабилитации при нервно-психических расстройствах.

Основные принципы реабилитации :

1) партнерство - постоянная апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения;

2) разносторонность воздействий - указывает на необходимость использовать разные меры воздействия, от биологического лечения до разных видов психотерапии и социотерапии, привлечение к восстановлению больного семьи, ближайшего окружения;

3) единство психосоциальных и биологических методов воздействия - подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного;

4) ступенчатость воздействий - включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер к другим (например, на начальных этапах болезни могут превалировать биологические методы лечения болезни, а на этапах выздоровления - психо- и социотерапевтические).

Основные этапы реабилитации :

1) восстановительная терапия - лечение в стационаре, активная биологическая терапия с включением психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режима к активизирующему;

2) реадаптация - начинается в стационаре и продолжается во внебольничных условиях, адаптация к семье, наряду с поддерживающей терапией применяют лечение трудом, а при необходимости обучают новой профессии;

3) реабилитация в собственном значении слова - рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь.

В приведенной таблице 2 представлено содержание понятия первичной, вторичной и третичной психопрофилактики в медицинской психологи (Чупров Л.Ф., 2003).

Таблица 2.
Содержание первичной, вторичной и третичной психопрофилактики |
Первичная Вторичная Третичная
Задачи совпадают с целями психогигиены. Максимальное выявление начальных форм нервно-психических заболеваний. Предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности больных.
Авторы: Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков (1984)
Система, которая включает охрану здоровья будущих поколений, изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения, раннее выявление пороков развития у новорожденных, своевременное применение методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития. Система мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания. Система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение лечебной и педагогической коррекции и систематическое использование мер реадаптации.
Мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств: борьба с инфекциями, травмами и психогенными воздействиями; правильное воспитание подрастающего поколения; превентивные меры в отношении семейных конфликтов, организационные психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных ситуациях (так называемая кризисная интервенция); профилактика проф. вредностей; правильная проф. Ориентация и проф. Отбор, а также прогнозирование возможных наследственных заболеваний (медико-генетическое консультирование). Комплекс мероприятий по предупреждению неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, уменьшению патологических проявлений, по облегчению течения болезни и улучшению ухода, а также раннюю диагностику, своевременное и адекватное лечение, прогноз опасных для жизни больного состояний. Мероприятия направленные на предупреждение неблагоприятных социальных последствий заболеваний; реабилитационные мероприятия, предупреждение инвалидности и др.
Включает для реализации задач психогигиену и широкие социальные мероприятия. Включает для реализации задач комплексную фармакотерапию и психотерапию. Включает для реализации задач социальную реабилитацию.