Психопрофилактика - раздел общей профилактики, включающий комплекс мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье и предупреждение возникновения и распространения психических заболеваний.
Для осуществления этих мероприятий психопрофилактика использует ряд методов:
ü медицинского обследования психического состояния различных групп населения - учащихся, военнослужащих и т. д.;
ü анализ данных статистического изучения заболеваемости психическими болезнями и условий их возникновения;
ü ранняя диагностика психических заболеваний;
ü санитарно-просветительная работа:
ü организация специальных видов медпомощи - в первую очередь психоневрологических диспансеров, дневных и ночных стационаров, санаториев.
Задачами психопрофилактики являются :
1) предотвращение действия на организм и личность болезнетворной причины;
2) предупреждение развития заболевания путем его ранней диагностики и лечения;
3) предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.
В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии Всемирной Организации Здравоохранения, профилактика делится на -
Ø первичную,
Ø вторичную и
Ø третичную.
В таблице 1. представлено сопоставление содержания, вкладываемого разными авторами в понятие "психопрофилактика".
Таблица 1. | ||
Содержание понятия "Психологическая профилактика" | | ||
Содержание | Автор | Примечание |
Отрасль психиатрии, занимающаяся разработкой мер, предупреждающих возникновение психических заболеваний или переход их в хроническое течение, а также вопросами социальной и трудовой адаптации психически больных. | Энциклопедический словарь медицинских терминов(1983) | |
Раздел общей профилактики, который включает мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний. | Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков (1964). | Различают первичную, вторичную, третичную психопрофилактику. |
Интрадисциплинарная область, целью которой является предупреждение нервно-психических заболеваний. | Б. Д. Карвасарский (1982). | Рассматривает вопрос специфически врачебных мероприятий (психогигиена, психотерапия, фармакотерапия и т.д.). |
Часть общей профилактики, изучающая вопросы предупреждения расстройств психики. | В. М. Банщиков, В. С. Гуськов, И. Ф. Мягков (1967) | Различают, как и в психогигиене индивидуальную и социальную психопрофилактику. |
Специальный вид деятельности школьного психолога, направленный на активное содействие развитию всех учащихся школы. | И. В. Дубровина (1991) | Нет описания содержания разных видов (уровней) психопрофилактической работы. |
Специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. | И. В. Дубровина (2000 ) | Наполняет содержание психогигиеническими задачами: "... психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития" . |
Системообразующий вид деятельности практического психолога образования, направленный на предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка, создание психологических условий, максимально благоприятных для этого развития, на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей в течение всего дошкольного и школьного детства. | В. В. Пахальян (2002) | Считает, что описывает первичную профилактику. Вопрос о видах оставляет открытым. |
Формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта. | "Положение о психологической службе в системе народного образования" (1990). |
Выполнение психопрофилактических мероприятий требует специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии. Это особенно важно, если учитывать тесную взаимосвязь физического и душевного здоровья человека. Психическое состояние оказывает влияние на соматическое здоровье человека, а соматические проблемы могут вызвать серьезное эмоциональное расстройство.
Первичная психопрофилактика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику и предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения.
На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний.
Первичная психопрофилактика тесно связана с профилактикой общей и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей.
По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мероприятий, поскольку способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут –
- неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.),
- факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития мозга, неблагоприятной наследственности и т.п.).
Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики отводится психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам , которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности.
Вторичная психопрофилактика - это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение .
Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса.
Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение . Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению.
Успехи активных методов лечения, особенно достижения психофармакологии, заметно отразились на исходах психических заболеваний: повысилось число случаев практического выздоровления, увеличилась выписка больных из психиатрических больниц. Однако следует помнить, что вторичная профилактика направлена не только на биологическую основу болезни, она требует применения психотерапии и социотерапии в широком смысле этих понятий.
Третичная психопрофилактика - это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание.
Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания .
Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза с успехом применяются с профилактической целью соли лития. При неврозах главное место в поддерживающей терапии принадлежит психотерапии и т.д.
Для предупреждения утраты работоспособности при нервно-психических заболеваниях или профессиональных и личностных кризисах, речь идет обычно
- о профессиональной реабилитации (поиск новых ресурсов в профессиональной деятельности, возможностей профессионального роста или в ряде случаев - возможной смене профессии);
- о социальной адаптации (создание максимально благоприятных условий для больного человека при его возвращении в привычную окружающую среду),
- о поиске путей для самоактуализации личности (осознание личностью собственных возможностей для пополнения ресурсов роста и развития).
Реабилитация (лат. rehabilitatio - восстановление в правах) - система медицинских, психологических и социальных мер, предупреждающих дальнейшее развитие болезни, потерю работоспособности и направленных на возможно более раннее и эффективное возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду и активной социальной жизни.
Лечение болезни может проводиться без специальных реабилитационных средств, но реабилитация включает также лечебные средства для достижения своих целей.
Важнейшими задачами реабилитации являются восстановление личного (в собственных глазах) и социального (в глазах окружающих) статуса больного - семейного, трудового, общественного.
М.М. Кабановым (1978) были выделены принципы и этапы реабилитации при нервно-психических расстройствах.
Основные принципы реабилитации :
1) партнерство - постоянная апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения;
2) разносторонность воздействий - указывает на необходимость использовать разные меры воздействия, от биологического лечения до разных видов психотерапии и социотерапии, привлечение к восстановлению больного семьи, ближайшего окружения;
3) единство психосоциальных и биологических методов воздействия - подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного;
4) ступенчатость воздействий - включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер к другим (например, на начальных этапах болезни могут превалировать биологические методы лечения болезни, а на этапах выздоровления - психо- и социотерапевтические).
Основные этапы реабилитации :
1) восстановительная терапия - лечение в стационаре, активная биологическая терапия с включением психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режима к активизирующему;
2) реадаптация - начинается в стационаре и продолжается во внебольничных условиях, адаптация к семье, наряду с поддерживающей терапией применяют лечение трудом, а при необходимости обучают новой профессии;
3) реабилитация в собственном значении слова - рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь.
В приведенной таблице 2 представлено содержание понятия первичной, вторичной и третичной психопрофилактики в медицинской психологи (Чупров Л.Ф., 2003).
Таблица 2. | ||
Содержание первичной, вторичной и третичной психопрофилактики | | ||
Первичная | Вторичная | Третичная |
Задачи совпадают с целями психогигиены. | Максимальное выявление начальных форм нервно-психических заболеваний. | Предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности больных. |
Авторы: Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков (1984) | ||
Система, которая включает охрану здоровья будущих поколений, изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения, раннее выявление пороков развития у новорожденных, своевременное применение методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития. | Система мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания. | Система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение лечебной и педагогической коррекции и систематическое использование мер реадаптации. |
Мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств: борьба с инфекциями, травмами и психогенными воздействиями; правильное воспитание подрастающего поколения; превентивные меры в отношении семейных конфликтов, организационные психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных ситуациях (так называемая кризисная интервенция); профилактика проф. вредностей; правильная проф. Ориентация и проф. Отбор, а также прогнозирование возможных наследственных заболеваний (медико-генетическое консультирование). | Комплекс мероприятий по предупреждению неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, уменьшению патологических проявлений, по облегчению течения болезни и улучшению ухода, а также раннюю диагностику, своевременное и адекватное лечение, прогноз опасных для жизни больного состояний. | Мероприятия направленные на предупреждение неблагоприятных социальных последствий заболеваний; реабилитационные мероприятия, предупреждение инвалидности и др. |
Включает для реализации задач психогигиену и широкие социальные мероприятия. | Включает для реализации задач комплексную фармакотерапию и психотерапию. | Включает для реализации задач социальную реабилитацию. |
Программные положения
Психогигиена, предмет, теоретические основы, разделы, основные направления. Гигиеническое воспитание. Психопрофилактика, определение, содержание, разделы. Первичная профилактика, как система общегосударственных мер по укреплению здоровья населения. Вторичная профилактика - работа с группами повышенного риска по заболеваемости, диагностика, коррекция терапия. Третичная профилактика - помощь переболевшим людям в целях предупреждения рецидивов болезни, декомпенсации и инвалидизации. Задачи клинической психологии на всех трех этапах профилактики. Консультативные, восстановительные и коррекционные формы профилактической деятельности психологов. Взаимосвязи и разграничение отраслей «Психогигиена» и «Психопрофилактика».
Конспект лекции
Психогигиена - наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья человека. Она является составной частью более общей медицинской науки о здоровье человека - гигиены. Изучает меры и средства формирования, сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний.
Специфической особенностью психогигиены является тесная связь ее с клинической (медицинской) психологией, которая В.Н. Мясищевым рассматривается в качестве научной основы психогигиены. В системе психологических наук, предложенной известным отечественным психологом К.К. Платоновым (1972), психогигиена включена в медицинскую психологию.
Теоретическая основа психогигиены - социальная и общая психология, психотерапия, социальная психиатрия и физиология высшей нервной деятельности.
Элементы психической гигиены появились в жизни человека задолго до того, как произошла систематическая разработка принципов психической гигиены. Над необходимостью поддерживать собственное душевное здоровье и равновесие во взаимодействии с окружающим миром задумывались еще античные мыслители. Значение для психики человека "хорошей уравновешенной жизни" подчеркивал Демокрит, а Эпикур называл это "атараксией", спокойствием мудрого человека. Первый специальный труд "Гигиена страстей, или Нравственная гигиена" принадлежит Галену.
Само понятие "психическая гигиена" возникло в XIX веке, когда американец К. Бирс, будучи многолетним пациентом клиники для душевнобольных, написал в 1908 году книгу "Душа, которая нашлась вновь". В ней он разобрал недостатки в поведении и позициях медицинских работников по отношению к больным, а в последующем и вся его деятельность была направлена на улучшение условий жизни психически больных не только в клинике, но вне стен больницы.
Исторически возникновение психогигиены связывают с первым съездом психиатров России (1887 г.), на котором видные отечественные психиатры (С. С. Корсаков, И. П. Мержеевский И. А. Сикорский и др.) обратились к общественности с идеей разработки программы и создания системы предупреждения нервных и психических заболеваний. Основоположник психогигиены в России. И.П. Мержеевский видел важнейшее средство сохранения душевного здоровья и повышения продуктивности деятельности в высоких стремлениях и интересах личности.
Психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу.
Важными проблемами и направлениями исследований являются:
экология человека - изучение факторов и условий среды, влияющих на психическое развитие и психическое состояние человека,
забота об укреплении соматического здоровья, о гармоническом всестороннем развитии личности,
забота о правильном воспитании детей и подростков,
рационализация процесса обучения в школе с целью предотвращения нервно-психических перегрузок;
психологический климат в больших и малых социальных группах;
разработка методов повышения психической стойкости работников, профессиональные обязанности которых требуют значительного эмоционального напряжения;
система отношений больного человека к себе, своей болезни, медперсоналу и др.
эпидемиологические транскультурные исследования заболеваемости, микросоциологических,
Основной целью психогигиены является сохранение психического здоровья, душевного равновесия . Она призвана помогать человеку -
избегать неблагоприятных воздействий, опасных для его психического здоровья,
обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого естественные, природные ресурсы или изменяя свое отношение к ним.
На практике достижения психогигиены могут реализовываться путем:
создания для государственных и общественных учреждений научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих условия различных видов социального функционирования человека;
передачи психогигиенических знаний и обучения психогигиеническим навыкам медицинских работников, педагогов, родителей и др. групп населения, которые могут существенно влиять на психогигиеническую ситуацию в целом;
санитарно-просветительной психогигиенической работы среди широких слоев населения, привлечения к пропаганде психогигиенических знаний различных общественных организаций.
Существует разнообразная систематика разделов психогигиены. В психогигиене обычно выделяют:
личную (индивидуальную) и
общественную (социальную) психогигиену.
Разделы психогигиены :
психогигиена труда, или производственная психогигиена, изучающая влияние видов и условий труда на психическое здоровье,
психогигиена детей и подростков
школьная психогигиена, предмет которой - влияние условий обучения на психическое здоровье детей школьного возраста.
психогигиена пожилого старческого возраста,
психогигиена умственного труда,
психогигиена семьи,
психогигиена быта и др.
Гигиеническое воспитание
Это комплексная образовательная и воспитательная деятельность, направленная на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях развития, сохранения и восстановления здоровья и трудоспособности. Она формирует знания, взгляды, убеждения, мотивы и поведение человека в отношении здоровья и болезни, является составной частью как общего образования и воспитания, так и системы охраны здоровья.
Передача медико-гигиенической информации обеспечивается с помощью различных методов, форм и средств.
Информационно - рецептивный метод основан на предъявлении готовой информации и обеспечивает усвоение знаний на уровне восприятия и запоминания;
репродуктивный метод - объяснение выводов медицинской науки, освещение вариантов решения проблемы;
проблемный метод - обсуждение различных вариантов решения проблемы, которое нацелено на творческий подход к выполнению норм и правил здорового образа жизни.
Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания .
Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения психолога с пациентом (беседа, инструктаж, консультация - очная или по телефону, личная корреспонденция).
Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Радио- и телепередачи, публикации в прессе используются с целью формирования общественного мнения и ответственного отношения к здоровью и оздоровительным мероприятиям, широкого информирования общественности о состоянии здоровья народа и его отдельных групп.
Психопрофилактика
Психопрофилактика - раздел общей профилактики, включающий комплекс мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье и предупреждение возникновения и распространения психических заболеваний.
Для осуществления этих мероприятий психопрофилактика использует ряд методов:
медицинского обследования психического состояния различных групп населения - учащихся, военнослужащих и т. д.;
анализ данных статистического изучения заболеваемости психическими болезнями и условий их возникновения;
ранняя диагностика психических заболеваний;
санитарно-просветительная работа:
организация специальных видов медпомощи - в первую очередь психоневрологических диспансеров, дневных и ночных стационаров, санаториев.
Задачами психопрофилактики являются :
предотвращение действия на организм и личность болезнетворной причины;
предупреждение развития заболевания путем его ранней диагностики и лечения;
предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.
В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии Всемирной Организации Здравоохранения, профилактика делится на -
первичную,
вторичную и
третичную.
В таблице 1. представлено сопоставление содержания, вкладываемого разными авторами в понятие "психопрофилактика".
Таблица 1. |
||
Примечание |
||
Отрасль психиатрии, занимающаяся разработкой мер, предупреждающих возникновение психических заболеваний или переход их в хроническое течение, а также вопросами социальной и трудовой адаптации психически больных. |
Энциклопедический словарь медицинских терминов (1983) | |
Раздел общей профилактики, который включает мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний. |
Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков (1964). |
Различают первичную, вторичную, третичную психопрофилактику. |
Интрадисциплинарная область, целью которой является предупреждение нервно-психических заболеваний. |
Б. Д. Карвасарский (1982). |
Рассматривает вопрос специфически врачебных мероприятий (психогигиена, психотерапия, фармакотерапия и т.д.). |
Часть общей профилактики, изучающая вопросы предупреждения расстройств психики. |
В. М. Банщиков, В. С. Гуськов, И. Ф. Мягков (1967) |
Различают, как и в психогигиене индивидуальную и социальную психопрофилактику. |
Специальный вид деятельности школьного психолога, направленный на активное содействие развитию всех учащихся школы. |
И. В. Дубровина (1991) |
Нет описания содержания разных видов (уровней) психопрофилактической работы. |
Специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. |
И. В. Дубровина (2000 ) |
Наполняет содержание психогигиеническими задачами: "... психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития" . |
Системообразующий вид деятельности практического психолога образования, направленный на предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка, создание психологических условий, максимально благоприятных для этого развития, на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей в течение всего дошкольного и школьного детства. |
В. В. Пахальян (2002) |
Считает, что описывает первичную профилактику. Вопрос о видах оставляет открытым. |
Формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта. |
"Положение о психологической службе в системе народного образования" (1990). |
Выполнение психопрофилактических мероприятий требует специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии. Это особенно важно, если учитывать тесную взаимосвязь физического и душевного здоровья человека. Психическое состояние оказывает влияние на соматическое здоровье человека, а соматические проблемы могут вызвать серьезное эмоциональное расстройство.
Первичная психопрофилактика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику и предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения.
На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний.
Первичная психопрофилактика тесно связана с профилактикой общей и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей.
По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мероприятий, поскольку способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут –
неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.),
факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития мозга, неблагоприятной наследственности и т.п.).
Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики отводится психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам , которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности.
Вторичная психопрофилактика - это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение .
Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса.
Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение . Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению.
Успехи активных методов лечения, особенно достижения психофармакологии, заметно отразились на исходах психических заболеваний: повысилось число случаев практического выздоровления, увеличилась выписка больных из психиатрических больниц. Однако следует помнить, что вторичная профилактика направлена не только на биологическую основу болезни, она требует применения психотерапии и социотерапии в широком смысле этих понятий.
Третичная психопрофилактика - это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание.
Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания .
Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза с успехом применяются с профилактической целью соли лития. При неврозах главное место в поддерживающей терапии принадлежит психотерапии и т.д.
Для предупреждения утраты работоспособности при нервно-психических заболеваниях или профессиональных и личностных кризисах, речь идет обычно
о профессиональной реабилитации (поиск новых ресурсов в профессиональной деятельности, возможностей профессионального роста или в ряде случаев - возможной смене профессии);
о социальной адаптации (создание максимально благоприятных условий для больного человека при его возвращении в привычную окружающую среду),
о поиске путей для самоактуализации личности (осознание личностью собственных возможностей для пополнения ресурсов роста и развития).
Реабилитация (лат. rehabilitatio - восстановление в правах) - система медицинских, психологических и социальных мер, предупреждающих дальнейшее развитие болезни, потерю работоспособности и направленных на возможно более раннее и эффективное возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду и активной социальной жизни.
Лечение болезни может проводиться без специальных реабилитационных средств, но реабилитация включает также лечебные средства для достижения своих целей.
Важнейшими задачами реабилитации являются восстановление личного (в собственных глазах) и социального (в глазах окружающих) статуса больного - семейного, трудового, общественного.
М.М. Кабановым (1978) были выделены принципы и этапы реабилитации при нервно-психических расстройствах.
Основные принципы реабилитации :
партнерство - постоянная апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения;
разносторонность воздействий - указывает на необходимость использовать разные меры воздействия, от биологического лечения до разных видов психотерапии и социотерапии, привлечение к восстановлению больного семьи, ближайшего окружения;
единство психосоциальных и биологических методов воздействия - подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного;
ступенчатость воздействий - включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер к другим (например, на начальных этапах болезни могут превалировать биологические методы лечения болезни, а на этапах выздоровления - психо- и социотерапевтические).
Основные этапы реабилитации :
восстановительная терапия - лечение в стационаре, активная биологическая терапия с включением психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режима к активизирующему;
реадаптация - начинается в стационаре и продолжается во внебольничных условиях, адаптация к семье, наряду с поддерживающей терапией применяют лечение трудом, а при необходимости обучают новой профессии;
реабилитация в собственном значении слова - рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь.
В приведенной таблице 2 представлено содержание понятия первичной, вторичной и третичной психопрофилактики в медицинской психологи (Чупров Л.Ф., 2003).
Таблица 2. |
||
Первичная |
Вторичная |
Третичная |
Задачи совпадают с целями психогигиены. |
Максимальное выявление начальных форм нервно-психических заболеваний. |
Предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности больных. |
Система, которая включает охрану здоровья будущих поколений, изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения, раннее выявление пороков развития у новорожденных, своевременное применение методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития. |
Система мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания. |
Система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение лечебной и педагогической коррекции и систематическое использование мер реадаптации. |
Мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств: борьба с инфекциями, травмами и психогенными воздействиями; правильное воспитание подрастающего поколения; превентивные меры в отношении семейных конфликтов, организационные психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных ситуациях (так называемая кризисная интервенция); профилактика проф. вредностей; правильная проф. Ориентация и проф. Отбор, а также прогнозирование возможных наследственных заболеваний (медико-генетическое консультирование). |
Комплекс мероприятий по предупреждению неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, уменьшению патологических проявлений, по облегчению течения болезни и улучшению ухода, а также раннюю диагностику, своевременное и адекватное лечение, прогноз опасных для жизни больного состояний. |
Мероприятия направленные на предупреждение неблагоприятных социальных последствий заболеваний; реабилитационные мероприятия, предупреждение инвалидности и др. |
Включает для реализации задач психогигиену и широкие социальные мероприятия. |
Включает для реализации задач комплексную фармакотерапию и психотерапию. |
Включает для реализации задач социальную реабилитацию. |
Участие клинических психологов в психопрофилактике и реабилитации больных и в восстановлении нарушенных высших психических функций.
Клиническая психология участвует в решении прикладных проблем, связанных с предупреждением и возникновением заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, психо - коррекционными формами влияния, в социальной и трудовой реабилитации больных людей.
В психопрофилактической деятельности принимают участие представители самых разных профессий - врачи, психологи, педагоги, социологи, юристы.
Задача психологов, при первичной психопрофилактике , - формировать представление о здоровом образе жизни, ценность здоровья, чувство необходимости здоровья у всех людей.
В рамках вторичной психопрофилактики клинические психологи осуществляют диагностическую, коррекционную и психотерапевтическую работу. Роль психологов предусматривает консультативные и восстановительные формы профилактической деятельности. Сюда же относится психологическая работа с группами риска, коррекция факторов риска и образа жизни.
Третичная профилактика - работа с переболевшими людьми, направленная на предотвращение инвалидизации или повторения рецидива болезни. Клинические психологи участвуют в решении психологических задач реабилитации больных разного профиля - психических, неврологических, соматических и др. Выделяют три вида задач:
коррекция риска суицида или инвалидизации, возобновления заболевания;
коррекция тревожности, уровня притязаний, мотивации, послеболезненных синдромов;
восстановление нарушенных ВПФ;
восстановление и нормализация отношений в среде.
Рассмотрим вопрос взаимосвязей двух отраслей: психогигиены и психопрофилактики, ряд авторов ставит знак тождества между этими двумя понятиями, и для этого у них имеются основания.
Немецкий исследователь К. Гехт (1979) в своей книге, приводя обширный исторический обзор, обосновывая науку психогигиену, дает следующее определение этой науке:
"Под психогигиеной мы понимаем профилактическую охрану психического здоровья человека
путем создания оптимальных условий функционирования мозга и полного развития психических свойств личности,
путем улучшения условий труда и жизни, установления многосторонних межличностных отношений,
а также путем повышения сопротивляемости психики человека вредоносным воздействиям окружающей среды".
Согласно психологу К. К. Платонову, - "Психогигиена - наука, лежащая на пересечении медицинской психологии и медицинской науки гигиены и как последняя нацеленная на оздоровление среды и условий жизни человека"
Л.Л. Рохлин (1983) проводит разграничение этих понятий. Отмечая, что "Психопрофилактика тесно связана с психогигиеной. Эти понятия можно разграничить только условно, т. к. сохранение и укрепление психического здоровья невозможно без предупреждения психических болезней".
Он проводит эту условную черту следующим образом:
"Психогигиена в отличие от психопрофилактики имеет главную цель - сохранение, укрепление и улучшение здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни. Психопрофилактика - деятельность, цель которой предупреждение психических расстройств" .
Таким образом,
Психогигиена - наука о сохранении, укреплении и улучшение здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни,
а психопрофилактика - деятельность, направленная на предупреждение психических расстройств.
Приложение 2.
Различные психотерапевтические методики могут применяться в рамках всех видов психопрофилактики. Так, в составе первичной психопрофилактике работа со здоровыми людьми, оказавшимися в какой-либо психотравмирующей ситуации, вполне может полностью восстановить нормальное психическое состояние человека.
Применение психотерапии для предупреждения обострения психических заболеваний является вторичной профилактикой – эти методы всегда применяются для лечения больных с психическими заболеваниями и отличаются высокой эффективностью.
Наконец, в рамках третичной профилактики психических заболеваний психотерапия применяется в составе комплексного лечения обострений психических заболеваний, адаптации больных в обществе и подавления их агрессивности.
Профилактика психических заболеваний является одной из главных задач психиатра
Первичная психопрофилактика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику. На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний. Первичная психопрофилактика тесно связана с профилактикой общей и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей. По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мероприятий, поскольку способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут как неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.), так и факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития мозга, неблагоприятной наследственности и т.п.).
Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики отводится психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам, которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности. Здесь задачи также сложны и многообразны. Они тесно смыкаются с социальной психологией, так как необходимо внимательное изучение групповой, коллективной деятельности, совместного поведения и общения, особенностей психического состояния индивида в группе. Серьезное внимание надо уделять применению медицинской и психологической экспертизы различных производств и технологических процессов, например разработке мероприятий, предупреждающих неблагоприятное, невротизирующее действие монотонности поточно-конвейерного производства.
Вторичная психопрофилактика - это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение. Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса. Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение. Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению. Успехи активных методов лечения, особенно достижения психофармакологии, заметно отразились на исходах психических заболеваний: повысилось число случаев практического выздоровления, увеличилась выписка больных из психиатрических больниц. Однако следует помнить, что вторичная профилактика направлена не только на биологическую основу болезни, она требует применения психотерапии и социотерапии в широком смысле этих понятий.
Третичная психопрофилактика - это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание. Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания. Во многих случаях для предупреждения рецидива психического заболевания больному требуется применение поддерживающей психофармакотерапии. Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза с успехом применяются с профилактической целью соли лития. При неврозах главное место в поддерживающей терапии принадлежит психотерапии и т.д.
В поддерживающей терапии при психических заболевания большую роль играет использование труда в специально созданных условиях лечебно-трудовых мастерских, терапия занятостью (чтение, участие в самодеятельности) и другие социотерапевтические меры, которые направлены не на биологическую основу болезни, а адресованы к личности больного. В любом случае, при предупреждении утраты работоспособности при нервно-психических заболеваниях или профессиональных и личностных кризисах речь идет обычно о профессиональной реабилитации (поиск новых ресурсов в профессиональной деятельности, возможностей профессионального роста или в ряде случаев - возможной смене профессии); социальной адаптации (создание максимально благоприятных условий для больного человека при его возвращении в привычную окружающую среду) и поиске путей для самоактуализации личности (осознание личностью собственных возможностей для пополнения ресурсов роста и развития).
Реабилитация (лат. rehabilitatio - восстановление в правах) - система медицинских, психологических и социальных мер, предупреждающих дальнейшее развитие болезни, потерю работоспособности и направленных на возможно более раннее и эффективное возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду и активной социальной жизни. Лечение болезни может проводиться без специальных реабилитационных средств, но реабилитация включает также лечебные средства для достижения своих целей. Важнейшими задачами реабилитации являются восстановление личного (в собственных глазах) и социального (в глазах окружающих) статуса больного - семейного, трудового, общественного. М.М. Кабановым (1978) были выделены основные принципы и этапы реабилитации при нервно-психических расстройствах.
Основные принципы реабилитации: 1) партнерство - постоянная апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения; 2) разносторонность воздействий - указывает на необходимость использовать разные меры воздействия, от биологического лечения до разных видов психотерапии и социотерапии, привлечение к восстановлению больного семьи, ближайшего окружения; 3) единство психосоциальных и биологических методов воздействия - подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного; 4) ступенчатость воздействий - включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер к другим (например, на начальных этапах болезни могут превалировать биологические методы лечения болезни, а на этапах выздоровления - психо- и социотерапевтические).
Основные этапы реабилитации: 1) восстановительная терапия - лечение в стационаре, активная биологическая терапия с включением психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режима к активизирующему; 2) реадаптация - начинается в стационаре и продолжается во внебольничных условиях, адаптация к семье, наряду с поддерживающей терапией применяют лечение трудом, а при необходимости обучают новой профессии; 3) реабилитация в собственном значении слова - рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь.
Основными группами методов психогигиены и психопрофилактики являются следующие:
♦ Санитарное просвещение.
♦ Общие с психотерапией и психокоррекцией методы.
♦ Методы оздоровления на основе искусства и творчества.
♦ Ментальные упражнения.
♦ Трансовые методы.
♦ Библиотерапия.
♦ Ведение дневника.
♦ Методы биологической обратной связи.
Перечисленные методы не являются универсальными. То, что применимо к одним объектам психогигиенической и психопрофилактической помощи, неприменимо к другим. Выбор методов должен быть обусловлен спецификой стоящих задач, доминирующими характеристиками той или иной группы населения, особенностями состояния индивида, если речь идет о помощи конкретному человеку. Психогигиеническая компетентность не может быть достаточной без собственных усилий человека, без самообучения, без знаний и умений оказывать психологическую самопомощь.
Санитарное просвещение (термин «санитария» от лат. sanitas - здоровье) - совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на сохранение, укрепление и скорейшее восстановление здоровья и трудоспособности человека, на продление активного периода его жизни.
Санитарное просвещение (в англоязычной литературе health education) тесно связано с профилактикой болезней. Оно выступает как средство изменения поведения, которое содержит риск возникновения определенного заболевания. По сути своей - это учебное мероприятие, предусматривающее ту или иную форму коммуникации, расширяющее знания и навыки, обеспечивающие здоровье, и основы сознательного отношения к здоровью. Различные формы санитарного просвещения должны быть ориентированы не только на индивида, но и на группы, организации и целые общины. Такой подход предполагает повышение осведомленности об экологических, экономических и социальных причинах здоровья и болезни.
В недавнем прошлом санитарное просвещение было в основном направлено на пополнение знаний о поведении риска. В настоящее время многие специалисты оценивают такой подход как неспособный, несмотря на различные усовершенствования, обеспечить желаемые изменения в образе жизни и поведении. Считается, что одинаково важны знания о социальных и экономических факторах, поведении индивида и образе жизни. Акцент должен быть сделан на пополнение знаний о всевозможных мерах по улучшению здоровья и приобретению навыков осознанного выбора образа жизни
Психопрофилактика - раздел общей профилактики, включающий комплекс мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье и предупреждение возникновения и распространения психических заболеваний.
Для осуществления этих мероприятий психопрофилактика использует ряд методов:
ü медицинского обследования психического состояния различных групп населения - учащихся, военнослужащих и т. д.;
ü анализ данных статистического изучения заболеваемости психическими болезнями и условий их возникновения;
ü ранняя диагностика психических заболеваний;
ü санитарно-просветительная работа:
ü организация специальных видов медпомощи - в первую очередь психоневрологических диспансеров, дневных и ночных стационаров, санаториев.
Задачами психопрофилактики являются :
1) предотвращение действия на организм и личность болезнетворной причины;
2) предупреждение развития заболевания путем его ранней диагностики и лечения;
3) предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.
В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии Всемирной Организации Здравоохранения, профилактика делится на -
Ø первичную,
Ø вторичную и
Ø третичную.
В таблице 1. представлено сопоставление содержания, вкладываемого разными авторами в понятие "психопрофилактика".
Таблица 1. | ||
Содержание понятия "Психологическая профилактика" | | ||
Содержание | Автор | Примечание |
Отрасль психиатрии, занимающаяся разработкой мер, предупреждающих возникновение психических заболеваний или переход их в хроническое течение, а также вопросами социальной и трудовой адаптации психически больных. | Энциклопедический словарь медицинских терминов(1983) | |
Раздел общей профилактики, который включает мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний. | Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков (1964). | Различают первичную, вторичную, третичную психопрофилактику. |
Интрадисциплинарная область, целью которой является предупреждение нервно-психических заболеваний. | Б. Д. Карвасарский (1982). | Рассматривает вопрос специфически врачебных мероприятий (психогигиена, психотерапия, фармакотерапия и т.д.). |
Часть общей профилактики, изучающая вопросы предупреждения расстройств психики. | В. М. Банщиков, В. С. Гуськов, И. Ф. Мягков (1967) | Различают, как и в психогигиене индивидуальную и социальную психопрофилактику. |
Специальный вид деятельности школьного психолога, направленный на активное содействие развитию всех учащихся школы. | И. В. Дубровина (1991) | Нет описания содержания разных видов (уровней) психопрофилактической работы. |
Специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. | И. В. Дубровина (2000 ) | Наполняет содержание психогигиеническими задачами: "... психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития" . |
Системообразующий вид деятельности практического психолога образования, направленный на предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка, создание психологических условий, максимально благоприятных для этого развития, на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей в течение всего дошкольного и школьного детства. | В. В. Пахальян (2002) | Считает, что описывает первичную профилактику. Вопрос о видах оставляет открытым. |
Формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта. | "Положение о психологической службе в системе народного образования" (1990). |
Выполнение психопрофилактических мероприятий требует специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии. Это особенно важно, если учитывать тесную взаимосвязь физического и душевного здоровья человека. Психическое состояние оказывает влияние на соматическое здоровье человека, а соматические проблемы могут вызвать серьезное эмоциональное расстройство.
Первичная психопрофилактика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику и предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения.
На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний.
Первичная психопрофилактика тесно связана с профилактикой общей и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей.
По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мероприятий, поскольку способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут –
- неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.),
- факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития мозга, неблагоприятной наследственности и т.п.).
Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики отводится психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам , которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности.
Вторичная психопрофилактика - это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение .
Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса.
Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение . Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению.
Успехи активных методов лечения, особенно достижения психофармакологии, заметно отразились на исходах психических заболеваний: повысилось число случаев практического выздоровления, увеличилась выписка больных из психиатрических больниц. Однако следует помнить, что вторичная профилактика направлена не только на биологическую основу болезни, она требует применения психотерапии и социотерапии в широком смысле этих понятий.
Третичная психопрофилактика - это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание.
Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания .
Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза с успехом применяются с профилактической целью соли лития. При неврозах главное место в поддерживающей терапии принадлежит психотерапии и т.д.
Для предупреждения утраты работоспособности при нервно-психических заболеваниях или профессиональных и личностных кризисах, речь идет обычно
- о профессиональной реабилитации (поиск новых ресурсов в профессиональной деятельности, возможностей профессионального роста или в ряде случаев - возможной смене профессии);
- о социальной адаптации (создание максимально благоприятных условий для больного человека при его возвращении в привычную окружающую среду),
- о поиске путей для самоактуализации личности (осознание личностью собственных возможностей для пополнения ресурсов роста и развития).
Реабилитация (лат. rehabilitatio - восстановление в правах) - система медицинских, психологических и социальных мер, предупреждающих дальнейшее развитие болезни, потерю работоспособности и направленных на возможно более раннее и эффективное возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду и активной социальной жизни.
Лечение болезни может проводиться без специальных реабилитационных средств, но реабилитация включает также лечебные средства для достижения своих целей.
Важнейшими задачами реабилитации являются восстановление личного (в собственных глазах) и социального (в глазах окружающих) статуса больного - семейного, трудового, общественного.
М.М. Кабановым (1978) были выделены принципы и этапы реабилитации при нервно-психических расстройствах.
Основные принципы реабилитации :
1) партнерство - постоянная апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения;
2) разносторонность воздействий - указывает на необходимость использовать разные меры воздействия, от биологического лечения до разных видов психотерапии и социотерапии, привлечение к восстановлению больного семьи, ближайшего окружения;
3) единство психосоциальных и биологических методов воздействия - подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного;
4) ступенчатость воздействий - включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер к другим (например, на начальных этапах болезни могут превалировать биологические методы лечения болезни, а на этапах выздоровления - психо- и социотерапевтические).
Основные этапы реабилитации :
1) восстановительная терапия - лечение в стационаре, активная биологическая терапия с включением психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режима к активизирующему;
2) реадаптация - начинается в стационаре и продолжается во внебольничных условиях, адаптация к семье, наряду с поддерживающей терапией применяют лечение трудом, а при необходимости обучают новой профессии;
3) реабилитация в собственном значении слова - рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь.
В приведенной таблице 2 представлено содержание понятия первичной, вторичной и третичной психопрофилактики в медицинской психологи (Чупров Л.Ф., 2003).
Таблица 2. | ||
Содержание первичной, вторичной и третичной психопрофилактики | | ||
Первичная | Вторичная | Третичная |
Задачи совпадают с целями психогигиены. | Максимальное выявление начальных форм нервно-психических заболеваний. | Предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности больных. |
Авторы: Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков (1984) | ||
Система, которая включает охрану здоровья будущих поколений, изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения, раннее выявление пороков развития у новорожденных, своевременное применение методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития. | Система мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания. | Система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение лечебной и педагогической коррекции и систематическое использование мер реадаптации. |
Мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств: борьба с инфекциями, травмами и психогенными воздействиями; правильное воспитание подрастающего поколения; превентивные меры в отношении семейных конфликтов, организационные психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных ситуациях (так называемая кризисная интервенция); профилактика проф. вредностей; правильная проф. Ориентация и проф. Отбор, а также прогнозирование возможных наследственных заболеваний (медико-генетическое консультирование). | Комплекс мероприятий по предупреждению неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, уменьшению патологических проявлений, по облегчению течения болезни и улучшению ухода, а также раннюю диагностику, своевременное и адекватное лечение, прогноз опасных для жизни больного состояний. | Мероприятия направленные на предупреждение неблагоприятных социальных последствий заболеваний; реабилитационные мероприятия, предупреждение инвалидности и др. |
Включает для реализации задач психогигиену и широкие социальные мероприятия. | Включает для реализации задач комплексную фармакотерапию и психотерапию. | Включает для реализации задач социальную реабилитацию. |
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Введение в клиническую психологию
Высшего профессионального образования восточно европейский институт психоанализа.. утверждаю первый проректор к псх н муханова н а..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Всего
часов
Семестры
Аудит
Основные характеристики профессиональной деятельности клинического психолога
1. Какова роль клинического психолога в общей системе оказания медицинской помощи?
2. Деятельность психолога в медицинском учреждении.
3. Основные направления работы и задачи клин
Теоретико-методологические проблемы клинической психологии. Норма и патология, здоровье и болезнь
1. Назовите основные содержания понятия «Норма»
2. В чем отличие между функциональной и индивидуальной нормой?
3. Что обычно понимается под психической нормой?
4. Что под
Психология больного. Внутренняя картина болезни
1. Что включают в себя социально-конституциональные и индивидуально-психологические факторы, формирующие отношение к болезни?
2. Аутопластическая картина болезни (Гольдшейдер А., 1929).
Клиническая психология в экспертной практике
1. Принципы клинико-психологической экспертизы (в отличие от клинико-психологической диагностики).
2. Виды экспертных задач, решаемых клиническими психологами
3. Что такое Медико-
Основы неврологии
1. Дайте определение Неврологии.
2. Что составляет теоретическую основу Неврологии?
3. Что является предметом изучения неврологии?
4. Назовите методы исследования, исполь
Основы психогигиены и психопрофилактики
1. Дайте определение Психогигиене.
2. Что является теоретической основой психогигиены?
3. С чем связывается возникновение Психогигиены в России?
4. Назовите важнейшие про
Вопросы к предварительной аттестации
Определение клинической психологии. Задачи клинической психологии: теоретические и практические. Связи клинической психологии с другими науками и дисциплинами. Мето
Вопросы для подготовки к зачету
1. Предмет и задачи клинической психологии.
2. Место клинической психологии в системе других наук.
3. Разделы клинической психологии.
4. Методы клинической психологии.
Образец теста
1. Какая этическая модель в клинической психологии получила наибольшее развитие в последней четверти XX в.?
1) модель Гиппократа;
2) биоэтика;
3) деонтоло
Конспект лекции
Клиническая психология представляет собой одну из ведущих и наиболее интенсивно развивающихся отраслей современной психологии. Она является не только фундаментал
Клиническая психология - это область профессиональной деятельности психологов, направленная на охрану и укрепление здоровья населения
Предметом клинической психологии как области профессиональной деятельности психологов являются многообразные особенности психики человека в их отношении
То она является отраслью медицинской науки
Однако если исходить из теоретических предпосылок и методов исследования - это наука психологическая.
В нашей стране клиническая психология сформировалась в резу
Методологические принципы клинической психологии
Методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, объединенная учением об этой системе. Она имеет разные уровни: философский, общена
Методология в психологии реализуется посредством следующих положений (принципов)
1. Психика, сознание изучаются в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных, изменяющихся формах является не только об
Методы клинической психологии
В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, ст
Различные подходы к содержанию и определению медицинской и клинической психологии
Разнообразие терминов указывает на то, что фактически клиническая психология не была самостоятельной научной дисциплиной и зачастую даже не рассматривалась как одна из прикл
Программные положения
Разделы клинической психологии, которые находят практическое применение знаний в соответствующих клиниках. Патопсихология - самостоятельная отрасль клинической пс
Психология больного, психология лечебного взаимодействия
Психологии больного посвящена отдельная лекция (тема 5).
Психологические особенности пациента в условиях лечебных взаимодействия приходят в соприкосновение
Психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия
Одной из наиболее значимых проблем клинической психологии является оказание психологической помощи
клиентам с разнообразными житейскими проблемами,
Программные положения
Роль клинического психолога в общей системе оказания медицинской помощи. Виды деятельности клинического психолога. Основные направления работы и задачи клинического психолога. Работа клинического п
Роль клинического психолога в общей системе оказания медицинской помощи
В соответствии с современной концепцией организации психологической помощи в здравоохранении, клинический психолог - это специалист с базовым высшим психологическим образованием, получивший дополни
Решение задач дифференциальной диагностики
Чаще всего такие задачи возникают при необходимости отличить начальные проявления вялотекущих форм шизофрении от неврозов, психопатии и органических заболеваний головного мозга. Также, необходимост
Исследование личности и социальной среды больного
В данном случае выявляются особенности психики больных, психических процессов и свойств личности, которые играют важную роль в социальной и профессиональной адаптации. Патопсихолог должен установит
Экспертная работа
Патопсихологическое исследование является важным элементом врачебно-трудовой, военно-врачебной, медико-педагогической и судебно-психиатрической экспертиз. Кроме того, в судебной практике психологич
Работа клинического психолога в учреждениях, оказывающих психотерапевтическую помощь
1. Наиболее распространенной моделью психотерапевтической помощи пациентам с неврозами и другими непсихотическими психическими расстройствами являетсяпсихотерапевтический каб
Работа клинического психолога в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь
Структура психиатрической помощи в Российской Федерации включает в себя амбулаторную сеть, главным звеном которой являются психоневрологические диспансеры, сеть психиатрических стационаров, полу ст
Особенности организации работы клинического психолога в реабилитационных центрах (отделениях) психиатрической службы
Важной составной частью работы психолога в учреждениях психиатрического профиля является его участие в реабилитационных мероприятиях. В ряде психиатрических клиник они проводятся в специальных реаб
Особенности организация работы клинического психолога в медицинских учреждениях другого профиля
1. Кризисная помощь. Основными учреждениями кризисной помощи являются:
ü кабинеты социально-психологической помощи,
Этика и деонтология в деятельности клинического психолога
Этика-учение о нравственных основах поведения человека, в том числе в условиях диагностического и лечебного взаимодействия. Этика определяет законы морали и нравственности, нар
Программные положения
Состояния здоровья и болезни как проявления нормы и патологи (расстройства) на социальном уровне функционирования человека. Основные содержания понятия «норма». Статистическ
Конспект лекции
Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология.
Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и
Многомерный подход к оценке психического состояния человека в медицине и клинической психологии
Вместе с тем, В.Д. Менделевич выделяет несколько принципов-альтернатив, вот некоторые из них:
· нозос-патос (нозология патология),
· реакция-состояние-развитие,
Нозос-патос
Принцип-альтернатива «нозос-патос» позволяет трактовать любой психологический феномен в системе координат, использующей понятия болезни (нозос) и патологии (патос). Под первым в психиатрии подразум
Дефект-выздоровление-хронификация
Принцип-альтернатива «дефект-выздоровление-хронификация» дает возможность оценивать в зависимости от особенностей клинической картины психического заболевания состояния, возникающие после исчезнове
Адаптация-дезадаптация, компенсация-декомпенсация
Принципы-альтернативы «адаптация-дезадаптация» и «компенсация-декомпенсация» дают возможность рассматривать психические расстройства в связи с их влиянием на социально-психологические функции. Они
Психология здоровья
Психология здоровья - «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Она включает в себя практику подд
Внутренняя картина здоровья
Таким образом, здоровье складывается из трех компонентов: физического, психического и социального. И в настоящее время здоровье трактуется как способность к адаптации, способность
Программные положения
Психология больного. Больной и окружающая среда. Влияние болезни на психику человека. Соматогенное и психогенное влияние соматической болезни на психику. Внутренняя картина болезни (Р.А.Лурия). Аут
Конспект лекции
Когда человек здоров, многие вещи или контакты с окружающим миром являются для него естественными, он может их корректировать по своему усмотрению.
 
Влияние болезни на психику человека
Субъективное отношение к болезни формируется на базе множества факторов, которые можно сгруппировать в следующие группы: социально-конституциональную и индивидуально-психологическую.
 
Типы реакции на болезнь
По мнению других авторов (П.И.Сидоров, А.В.Парняков, 2000), можно выделить три главных типа реакции больного на свое заболевание: стеническая, астеническая и рациональная.
Переживание болезни во времени
В переживаниях и отношении человека к своей болезни в динамике можно наблюдать следующие этапы:
Предмедицинская фаза - длится до начала общения с врачом, появляются п
Возрастные особенности внутренней картины болезни
Наибольшие расхождения между субъективной оценкой болезни и ее объективными проявлениями выражены в молодом и старческом возрасте (Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г., 1980).
При о
Ятрогении и ятропатии
Ятрогенные заболевания (греч. iatros врач + gennaō создавать, производить; синоним ятрогении) - психогенные расстройства, возникающие как следствие деонтологических ошибок
Программные положения
Специализация «Клиническая психология в экспертной практике». Принципы клинико-психологической экспертизы. Виды экспертных задач, решаемых клиническими психологами. Роль психологического исследован
Конспект лекции
Специализация «Клиническая психология в экспертной практике» является частью специальности «Клиническая психология». Данная специализация создается с целью получения более углубленн
Виды экспертных задач, решаемых клиническими психологами
Ø При Медико-социальной экспертизе- учет нарушенных и сохранных компонентов психической деятельности; соотнесение психологического статуса с профессиограммой и психоло
Программные положения
Неврология: определение, теоретическая основа, связь с другими дисциплинами. Предмет изучения и методы исследования неврологии. Основы общей неврологии. Системная организация деятельности ЦНС. Стро
Конспект лекции
Неврология - (греч. neuron нерв + logos учение), наука о нервной системе человека в норме и патологии. Это раздел клинической медицины, изучающий все заболевания и здо
Предметом изучения неврологии являются
Строение, изменение, болезни нервной ткани.
Неврологические симптомы и синдромы Исследование причин заболевания (этиология).
Механизмы развития болезней (патогенез).
Методы исследования
В неврологии применяют методы исследования, принятые в соответствующих медико-биологических науках (анатомии, гистологии, биохимии, физиологии и др.).
Специфическим мето
Строение нервной системы
Центральная нервная система
Периферическая нервная система (соматическая)
Каждый из этих базовых отделов, в свою очередь, подразделяется на ряд составляющих ег
Частная неврология (отдельные формы заболеваний нервной системы)
Все нервные болезни могут быть разделены в зависимости от преимущественного поражения того или иного отдела нервной системы на несколько больших групп.
Болезни перифе
Менингит
Менингит- воспаление мозговых оболочек. Тяжелое заболевание инфекционной и неинфекционной этиологии. Осложнение менингита приводит к распространению патологического процесса на ткань головного мозг
Полиомиелит
Полиомиелит - острое инфекционное заболевание нервной системы. Вызывается вирусом полиомиелита. В основном им болеют дети. Источником инфекции является больной или вирусоноситель, заражение происхо
Арахноидиты
Арахноидит - воспаление паутинной оболочки головного или спинного мозга. Иногда в патологический процесс вовлекаются и мягкие мозговые оболочки.
Воспалительный процесс носит негнойный хара
Формы ДЦП
1. Гемиплегическая - спастическая, проявляется в виде гемипарезов, центрального паралича половины тела. Ребенок развивается с отставанием половины тела. Речевое и психомотор
Программные положения
Психогигиена, предмет, теоретические основы, разделы, основные направления. Гигиеническое воспитание. Психопрофилактика, определение, содержание, разделы. Первичная профилактика, как система общего
Конспект лекции
Психогигиена - наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья человека. Она является составной частью более общей медиц
Теоретическая основа психогигиены - социальная и общая психология, психотерапия, социальная психиатрия и физиология высшей нервной деятельности
Элементы психической гигиены появились в жизни человека задолго до того, как произошла систематическая разработка принципов психической гигиены. Над необходимостью поддерживать собс
Участие клинических психологов в психопрофилактике и реабилитации больных и в восстановлении нарушенных высших психических функций
Клиническая психология участвует в решении прикладных проблем, связанных с предупреждением и возникновением заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, психо - коррекционными фор
Глоссарий
Абазия(от греч. а – отрицат. частица, basis – ходьба) – нарушение способности ходить при сохранности других движений ног; встречается чаще при диссоциативном расстройстве (истерия)
Психопрофилактика – раздел общей профилактики, в рамках которого осуществляются мероприятия, направленные на предупреждение психических расстройств.
Задачами психопрофилактики являются:
1. предотвращение действия на организм болезнетворных факторов;
2. предупреждение развития заболеваний путём ранней диагностики и лечения;
3. предупредительное лечение и проведение мероприятий, предотвращающих рецидив болезней и переход в хронические формы.
Психопрофилактические мероприятия принято делить на три этапа, или уровня, в зависимости от того, здоров человек, страдает преходящими психическими расстройствами или имеются факторы риска заболевания либо у него обнаруживаются стойкая выраженная патология психики.
Первичная психопрофилактика - это система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения психических расстройств. Она распространяется как на собственно психические болезни, так и на расстройства, связанные с органической патологией головного мозга, патологии личности и психогении.
Основные виды первичной психопрофилактики:
v Воспитание психологической грамотности, просветительская работа, касающаяся вопросов стресса, его последствий и методов профилактики;
v Обучение общедоступным методам преодоления стрессовых состояний;
v Отработка навыков освобождения от вредных привычек, девиантных форм поведения;
v Изменение нарушенных межличностных отношений;
v Освоение приёмов саморегуляции.
Вторичная профилактика - система мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определённых условиях могут привести к обострению или рецидиву заболевания, в том числе к возникновению расстройств, опасных для здоровья или жизни самого больного или окружающих, а также предупреждение хронификации заболевания.
Наиболее эффективным методом вторичной психопрофилактики является диспансерное наблюдение, включающее выявление ранних признаков обострения заболевания, динамическое наблюдение, направленное лечение, реабилитационные мероприятия.
Третичная психопрофилактика - комплекс мер, направленных на предупреждение формирования негативных психических расстройств и инвалидизации при хронических психических заболеваниях. Целью мероприятий третичной психопрофилактики является реабилитация больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, лечебная и педагогическая коррекция.
Реабилитация направлена на восстановление социального статуса больного – ресоциализация , предполагающую возможность использования трудовых навыков, восстановление социальных связей больного и его индивидуальной и общественной ценности.