Психопрофилактика эмоционального напряжения студентов вуза. Методы психопрофилактики и социальной реабилитации больных психическими расстройствами Психопрофилактика включает

Психопрофилактика - раздел общей профилактики, включающий комплекс мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье и предупреждение возникновения и распространения психических заболеваний.

Для осуществления этих мероприятий психопрофилактика использует ряд методов:

ü медицинского обследования психического состояния различных групп населения - учащихся, военнослужащих и т. д.;

ü анализ данных статистического изучения заболеваемости психическими болезнями и условий их возникновения;

ü ранняя диагностика психических заболеваний;

ü санитарно-просветительная работа:

ü организация специальных видов медпомощи - в первую очередь психоневрологических диспансеров, дневных и ночных стационаров, санаториев.

Задачами психопрофилактики являются :

1) предотвращение действия на организм и личность болезнетворной причины;

2) предупреждение развития заболевания путем его ранней диагностики и лечения;

3) предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.

В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии Всемирной Организации Здравоохранения, профилактика делится на -

Ø первичную,

Ø вторичную и

Ø третичную.

В таблице 1. представлено сопоставление содержания, вкладываемого разными авторами в понятие "психопрофилактика".

Таблица 1.
Содержание понятия "Психологическая профилактика" |
Содержание Автор Примечание
Отрасль психиатрии, занимающаяся разработкой мер, предупреждающих возникновение психических заболеваний или переход их в хроническое течение, а также вопросами социальной и трудовой адаптации психически больных. Энциклопедический словарь медицинских терминов(1983)
Раздел общей профилактики, который включает мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний. Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков (1964). Различают первичную, вторичную, третичную психопрофилактику.
Интрадисциплинарная область, целью которой является предупреждение нервно-психических заболеваний. Б. Д. Карвасарский (1982). Рассматривает вопрос специфически врачебных мероприятий (психогигиена, психотерапия, фармакотерапия и т.д.).
Часть общей профилактики, изучающая вопросы предупреждения расстройств психики. В. М. Банщиков, В. С. Гуськов, И. Ф. Мягков (1967) Различают, как и в психогигиене индивидуальную и социальную психопрофилактику.
Специальный вид деятельности школьного психолога, направленный на активное содействие развитию всех учащихся школы. И. В. Дубровина (1991) Нет описания содержания разных видов (уровней) психопрофилактической работы.
Специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. И. В. Дубровина (2000 ) Наполняет содержание психогигиеническими задачами: "... психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития" .
Системообразующий вид деятельности практического психолога образования, направленный на предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка, создание психологических условий, максимально благоприятных для этого развития, на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей в течение всего дошкольного и школьного детства. В. В. Пахальян (2002) Считает, что описывает первичную профилактику. Вопрос о видах оставляет открытым.
Формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта. "Положение о психологической службе в системе народного образования" (1990).

Выполнение психопрофилактических мероприятий требует специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии. Это особенно важно, если учитывать тесную взаимосвязь физического и душевного здоровья человека. Психическое состояние оказывает влияние на соматическое здоровье человека, а соматические проблемы могут вызвать серьезное эмоциональное расстройство.

Первичная психопрофилактика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику и предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения.

На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний.

Первичная психопрофилактика тесно связана с профилактикой общей и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей.

По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мероприятий, поскольку способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут –

  • неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.),
  • факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития мозга, неблагоприятной наследственности и т.п.).

Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики отводится психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам , которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности.

Вторичная психопрофилактика - это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение .

Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса.

Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение . Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению.

Успехи активных методов лечения, особенно достижения психофармакологии, заметно отразились на исходах психических заболеваний: повысилось число случаев практического выздоровления, увеличилась выписка больных из психиатрических больниц. Однако следует помнить, что вторичная профилактика направлена не только на биологическую основу болезни, она требует применения психотерапии и социотерапии в широком смысле этих понятий.

Третичная психопрофилактика - это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание.

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания .

Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза с успехом применяются с профилактической целью соли лития. При неврозах главное место в поддерживающей терапии принадлежит психотерапии и т.д.

Для предупреждения утраты работоспособности при нервно-психических заболеваниях или профессиональных и личностных кризисах, речь идет обычно

  • о профессиональной реабилитации (поиск новых ресурсов в профессиональной деятельности, возможностей профессионального роста или в ряде случаев - возможной смене профессии);
  • о социальной адаптации (создание максимально благоприятных условий для больного человека при его возвращении в привычную окружающую среду),
  • о поиске путей для самоактуализации личности (осознание личностью собственных возможностей для пополнения ресурсов роста и развития).

Реабилитация (лат. rehabilitatio - восстановление в правах) - система медицинских, психологических и социальных мер, предупреждающих дальнейшее развитие болезни, потерю работоспособности и направленных на возможно более раннее и эффективное возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду и активной социальной жизни.

Лечение болезни может проводиться без специальных реабилитационных средств, но реабилитация включает также лечебные средства для достижения своих целей.

Важнейшими задачами реабилитации являются восстановление личного (в собственных глазах) и социального (в глазах окружающих) статуса больного - семейного, трудового, общественного.

М.М. Кабановым (1978) были выделены принципы и этапы реабилитации при нервно-психических расстройствах.

Основные принципы реабилитации :

1) партнерство - постоянная апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения;

2) разносторонность воздействий - указывает на необходимость использовать разные меры воздействия, от биологического лечения до разных видов психотерапии и социотерапии, привлечение к восстановлению больного семьи, ближайшего окружения;

3) единство психосоциальных и биологических методов воздействия - подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного;

4) ступенчатость воздействий - включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер к другим (например, на начальных этапах болезни могут превалировать биологические методы лечения болезни, а на этапах выздоровления - психо- и социотерапевтические).

Основные этапы реабилитации :

1) восстановительная терапия - лечение в стационаре, активная биологическая терапия с включением психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режима к активизирующему;

2) реадаптация - начинается в стационаре и продолжается во внебольничных условиях, адаптация к семье, наряду с поддерживающей терапией применяют лечение трудом, а при необходимости обучают новой профессии;

3) реабилитация в собственном значении слова - рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь.

В приведенной таблице 2 представлено содержание понятия первичной, вторичной и третичной психопрофилактики в медицинской психологи (Чупров Л.Ф., 2003).

Таблица 2.
Содержание первичной, вторичной и третичной психопрофилактики |
Первичная Вторичная Третичная
Задачи совпадают с целями психогигиены. Максимальное выявление начальных форм нервно-психических заболеваний. Предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности больных.
Авторы: Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков (1984)
Система, которая включает охрану здоровья будущих поколений, изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения, раннее выявление пороков развития у новорожденных, своевременное применение методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития. Система мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания. Система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение лечебной и педагогической коррекции и систематическое использование мер реадаптации.
Мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств: борьба с инфекциями, травмами и психогенными воздействиями; правильное воспитание подрастающего поколения; превентивные меры в отношении семейных конфликтов, организационные психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных ситуациях (так называемая кризисная интервенция); профилактика проф. вредностей; правильная проф. Ориентация и проф. Отбор, а также прогнозирование возможных наследственных заболеваний (медико-генетическое консультирование). Комплекс мероприятий по предупреждению неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, уменьшению патологических проявлений, по облегчению течения болезни и улучшению ухода, а также раннюю диагностику, своевременное и адекватное лечение, прогноз опасных для жизни больного состояний. Мероприятия направленные на предупреждение неблагоприятных социальных последствий заболеваний; реабилитационные мероприятия, предупреждение инвалидности и др.
Включает для реализации задач психогигиену и широкие социальные мероприятия. Включает для реализации задач комплексную фармакотерапию и психотерапию. Включает для реализации задач социальную реабилитацию.

Программные положения

Психогигиена, предмет, теоретические основы, разделы, основные направления. Гигиеническое воспитание. Психопрофилактика, определение, содержание, разделы. Первичная профилактика, как система общегосударственных мер по укреплению здоровья населения. Вторичная профилактика - работа с группами повышенного риска по заболеваемости, диагностика, коррекция терапия. Третичная профилактика - помощь переболевшим людям в целях предупреждения рецидивов болезни, декомпенсации и инвалидизации. Задачи клинической психологии на всех трех этапах профилактики. Консультативные, восстановительные и коррекционные формы профилактической деятельности психологов. Взаимосвязи и разграничение отраслей «Психогигиена» и «Психопрофилактика».

Конспект лекции

Психогигиена - наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья человека. Она является составной частью более общей медицинской науки о здоровье человека - гигиены. Изучает меры и средства формирования, сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний.

Специфической особенностью психогигиены является тесная связь ее с клинической (медицинской) психологией, которая В.Н. Мясищевым рассматривается в качестве научной основы психогигиены. В системе психологических наук, предложенной известным отечественным психологом К.К. Платоновым (1972), психогигиена включена в медицинскую психологию.

Теоретическая основа психогигиены - социальная и общая психология, психотерапия, социальная психиатрия и физиология высшей нервной деятельности.

Элементы психической гигиены появились в жизни человека задолго до того, как произошла систематическая разработка принципов психической гигиены. Над необходимостью поддерживать собственное душевное здоровье и равновесие во взаимодействии с окружающим миром задумывались еще античные мыслители. Значение для психики человека "хорошей уравновешенной жизни" подчеркивал Демокрит, а Эпикур называл это "атараксией", спокойствием мудрого человека. Первый специальный труд "Гигиена страстей, или Нравственная гигиена" принадлежит Галену.

Само понятие "психическая гигиена" возникло в XIX веке, когда американец К. Бирс, будучи многолетним пациентом клиники для душевнобольных, написал в 1908 году книгу "Душа, которая нашлась вновь". В ней он разобрал недостатки в поведении и позициях медицинских работников по отношению к больным, а в последующем и вся его деятельность была направлена на улучшение условий жизни психически больных не только в клинике, но вне стен больницы.

Исторически возникновение психогигиены связывают с первым съездом психиатров России (1887 г.), на котором видные отечественные психиатры (С. С. Корсаков, И. П. Мержеевский И. А. Сикорский и др.) обратились к общественности с идеей разработки программы и создания системы предупреждения нервных и психических заболеваний. Основоположник психогигиены в России. И.П. Мержеевский видел важнейшее средство сохранения душевного здоровья и повышения продуктивности деятельности в высоких стремлениях и интересах личности.

Психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу.

Важными проблемами и направлениями исследований являются:

    экология человека - изучение факторов и условий среды, влияющих на психическое развитие и психическое состояние человека,

    забота об укреплении соматического здоровья, о гармоническом всестороннем развитии личности,

    забота о правильном воспитании детей и подростков,

    рационализация процесса обучения в школе с целью предотвращения нервно-психических перегрузок;

    психологический климат в больших и малых социальных группах;

    разработка методов повышения психической стойкости работников, профессиональные обязанности которых требуют значительного эмоционального напряжения;

    система отношений больного человека к себе, своей болезни, медперсоналу и др.

    эпидемиологические транскультурные исследования заболеваемости, микросоциологических,

Основной целью психогигиены является сохранение психического здоровья, душевного равновесия . Она призвана помогать человеку -

    избегать неблагоприятных воздействий, опасных для его психического здоровья,

    обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого естественные, природные ресурсы или изменяя свое отношение к ним.

На практике достижения психогигиены могут реализовываться путем:

    создания для государственных и общественных учреждений научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих условия различных видов социального функционирования человека;

    передачи психогигиенических знаний и обучения психогигиеническим навыкам медицинских работников, педагогов, родителей и др. групп населения, которые могут существенно влиять на психогигиеническую ситуацию в целом;

    санитарно-просветительной психогигиенической работы среди широких слоев населения, привлечения к пропаганде психогигиенических знаний различных общественных организаций.

Существует разнообразная систематика разделов психогигиены. В психогигиене обычно выделяют:

    личную (индивидуальную) и

    общественную (социальную) психогигиену.

Разделы психогигиены :

    психогигиена труда, или производственная психогигиена, изучающая влияние видов и условий труда на психическое здоровье,

    психогигиена детей и подростков

    школьная психогигиена, предмет которой - влияние условий обучения на психическое здоровье детей школьного возраста.

    психогигиена пожилого старческого возраста,

    психогигиена умственного труда,

    психогигиена семьи,

    психогигиена быта и др.

Гигиеническое воспитание

Это комплексная образовательная и воспитательная деятельность, направленная на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях развития, сохранения и восстановления здоровья и трудоспособности. Она формирует знания, взгляды, убеждения, мотивы и поведение человека в отношении здоровья и болезни, является составной частью как общего образования и воспитания, так и системы охраны здоровья.

Передача медико-гигиенической информации обеспечивается с помощью различных методов, форм и средств.

    Информационно - рецептивный метод основан на предъявлении готовой информации и обеспечивает усвоение знаний на уровне восприятия и запоминания;

    репродуктивный метод - объяснение выводов медицинской науки, освещение вариантов решения проблемы;

    проблемный метод - обсуждение различных вариантов решения проблемы, которое нацелено на творческий подход к выполнению норм и правил здорового образа жизни.

Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания .

    Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения психолога с пациентом (беседа, инструктаж, консультация - очная или по телефону, личная корреспонденция).

    Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Радио- и телепередачи, публикации в прессе используются с целью формирования общественного мнения и ответственного отношения к здоровью и оздоровительным мероприятиям, широкого информирования общественности о состоянии здоровья народа и его отдельных групп.

Психопрофилактика

Психопрофилактика - раздел общей профилактики, включающий комплекс мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье и предупреждение возникновения и распространения психических заболеваний.

Для осуществления этих мероприятий психопрофилактика использует ряд методов:

    медицинского обследования психического состояния различных групп населения - учащихся, военнослужащих и т. д.;

    анализ данных статистического изучения заболеваемости психическими болезнями и условий их возникновения;

    ранняя диагностика психических заболеваний;

    санитарно-просветительная работа:

    организация специальных видов медпомощи - в первую очередь психоневрологических диспансеров, дневных и ночных стационаров, санаториев.

Задачами психопрофилактики являются :

    предотвращение действия на организм и личность болезнетворной причины;

    предупреждение развития заболевания путем его ранней диагностики и лечения;

    предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.

В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии Всемирной Организации Здравоохранения, профилактика делится на -

    первичную,

    вторичную и

    третичную.

В таблице 1. представлено сопоставление содержания, вкладываемого разными авторами в понятие "психопрофилактика".

Таблица 1.

Примечание

Отрасль психиатрии, занимающаяся разработкой мер, предупреждающих возникновение психических заболеваний или переход их в хроническое течение, а также вопросами социальной и трудовой адаптации психически больных.

Энциклопедический словарь медицинских терминов (1983)

Раздел общей профилактики, который включает мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний.

Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков (1964).

Различают первичную, вторичную, третичную психопрофилактику.

Интрадисциплинарная область, целью которой является предупреждение нервно-психических заболеваний.

Б. Д. Карвасарский (1982).

Рассматривает вопрос специфически врачебных мероприятий (психогигиена, психотерапия, фармакотерапия и т.д.).

Часть общей профилактики, изучающая вопросы предупреждения расстройств психики.

В. М. Банщиков, В. С. Гуськов, И. Ф. Мягков (1967)

Различают, как и в психогигиене индивидуальную и социальную психопрофилактику.

Специальный вид деятельности школьного психолога, направленный на активное содействие развитию всех учащихся школы.

И. В. Дубровина (1991)

Нет описания содержания разных видов (уровней) психопрофилактической работы.

Специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

И. В. Дубровина (2000 )

Наполняет содержание психогигиеническими задачами: "... психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития" .

Системообразующий вид деятельности практического психолога образования, направленный на предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка, создание психологических условий, максимально благоприятных для этого развития, на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей в течение всего дошкольного и школьного детства.

В. В. Пахальян (2002)

Считает, что описывает первичную профилактику. Вопрос о видах оставляет открытым.

Формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.

"Положение о психологической службе в системе народного образования" (1990).

Выполнение психопрофилактических мероприятий требует специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии. Это особенно важно, если учитывать тесную взаимосвязь физического и душевного здоровья человека. Психическое состояние оказывает влияние на соматическое здоровье человека, а соматические проблемы могут вызвать серьезное эмоциональное расстройство.

Первичная психопрофилактика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику и предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения.

На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний.

Первичная психопрофилактика тесно связана с профилактикой общей и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей.

По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мероприятий, поскольку способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут –

    неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.),

    факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития мозга, неблагоприятной наследственности и т.п.).

Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики отводится психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам , которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности.

Вторичная психопрофилактика - это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение .

Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса.

Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение . Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению.

Успехи активных методов лечения, особенно достижения психофармакологии, заметно отразились на исходах психических заболеваний: повысилось число случаев практического выздоровления, увеличилась выписка больных из психиатрических больниц. Однако следует помнить, что вторичная профилактика направлена не только на биологическую основу болезни, она требует применения психотерапии и социотерапии в широком смысле этих понятий.

Третичная психопрофилактика - это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание.

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания .

Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза с успехом применяются с профилактической целью соли лития. При неврозах главное место в поддерживающей терапии принадлежит психотерапии и т.д.

Для предупреждения утраты работоспособности при нервно-психических заболеваниях или профессиональных и личностных кризисах, речь идет обычно

    о профессиональной реабилитации (поиск новых ресурсов в профессиональной деятельности, возможностей профессионального роста или в ряде случаев - возможной смене профессии);

    о социальной адаптации (создание максимально благоприятных условий для больного человека при его возвращении в привычную окружающую среду),

    о поиске путей для самоактуализации личности (осознание личностью собственных возможностей для пополнения ресурсов роста и развития).

Реабилитация (лат. rehabilitatio - восстановление в правах) - система медицинских, психологических и социальных мер, предупреждающих дальнейшее развитие болезни, потерю работоспособности и направленных на возможно более раннее и эффективное возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду и активной социальной жизни.

Лечение болезни может проводиться без специальных реабилитационных средств, но реабилитация включает также лечебные средства для достижения своих целей.

Важнейшими задачами реабилитации являются восстановление личного (в собственных глазах) и социального (в глазах окружающих) статуса больного - семейного, трудового, общественного.

М.М. Кабановым (1978) были выделены принципы и этапы реабилитации при нервно-психических расстройствах.

Основные принципы реабилитации :

    партнерство - постоянная апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения;

    разносторонность воздействий - указывает на необходимость использовать разные меры воздействия, от биологического лечения до разных видов психотерапии и социотерапии, привлечение к восстановлению больного семьи, ближайшего окружения;

    единство психосоциальных и биологических методов воздействия - подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного;

    ступенчатость воздействий - включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер к другим (например, на начальных этапах болезни могут превалировать биологические методы лечения болезни, а на этапах выздоровления - психо- и социотерапевтические).

Основные этапы реабилитации :

    восстановительная терапия - лечение в стационаре, активная биологическая терапия с включением психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режима к активизирующему;

    реадаптация - начинается в стационаре и продолжается во внебольничных условиях, адаптация к семье, наряду с поддерживающей терапией применяют лечение трудом, а при необходимости обучают новой профессии;

    реабилитация в собственном значении слова - рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь.

В приведенной таблице 2 представлено содержание понятия первичной, вторичной и третичной психопрофилактики в медицинской психологи (Чупров Л.Ф., 2003).

Таблица 2.

Первичная

Вторичная

Третичная

Задачи совпадают с целями психогигиены.

Максимальное выявление начальных форм нервно-психических заболеваний.

Предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности больных.

Система, которая включает охрану здоровья будущих поколений, изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения, раннее выявление пороков развития у новорожденных, своевременное применение методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития.

Система мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания.

Система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение лечебной и педагогической коррекции и систематическое использование мер реадаптации.

Мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств: борьба с инфекциями, травмами и психогенными воздействиями; правильное воспитание подрастающего поколения; превентивные меры в отношении семейных конфликтов, организационные психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных ситуациях (так называемая кризисная интервенция); профилактика проф. вредностей; правильная проф. Ориентация и проф. Отбор, а также прогнозирование возможных наследственных заболеваний (медико-генетическое консультирование).

Комплекс мероприятий по предупреждению неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, уменьшению патологических проявлений, по облегчению течения болезни и улучшению ухода, а также раннюю диагностику, своевременное и адекватное лечение, прогноз опасных для жизни больного состояний.

Мероприятия направленные на предупреждение неблагоприятных социальных последствий заболеваний; реабилитационные мероприятия, предупреждение инвалидности и др.

Включает для реализации задач психогигиену и широкие социальные мероприятия.

Включает для реализации задач комплексную фармакотерапию и психотерапию.

Включает для реализации задач социальную реабилитацию.

Участие клинических психологов в психопрофилактике и реабилитации больных и в восстановлении нарушенных высших психических функций.

Клиническая психология участвует в решении прикладных проблем, связанных с предупреждением и возникновением заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, психо - коррекционными формами влияния, в социальной и трудовой реабилитации больных людей.

В психопрофилактической деятельности принимают участие представители самых разных профессий - врачи, психологи, педагоги, социологи, юристы.

    Задача психологов, при первичной психопрофилактике , - формировать представление о здоровом образе жизни, ценность здоровья, чувство необходимости здоровья у всех людей.

    В рамках вторичной психопрофилактики клинические психологи осуществляют диагностическую, коррекционную и психотерапевтическую работу. Роль психологов предусматривает консультативные и восстановительные формы профилактической деятельности. Сюда же относится психологическая работа с группами риска, коррекция факторов риска и образа жизни.

    Третичная профилактика - работа с переболевшими людьми, направленная на предотвращение инвалидизации или повторения рецидива болезни. Клинические психологи участвуют в решении психологических задач реабилитации больных разного профиля - психических, неврологических, соматических и др. Выделяют три вида задач:

    коррекция риска суицида или инвалидизации, возобновления заболевания;

    коррекция тревожности, уровня притязаний, мотивации, послеболезненных синдромов;

    восстановление нарушенных ВПФ;

    восстановление и нормализация отношений в среде.

Рассмотрим вопрос взаимосвязей двух отраслей: психогигиены и психопрофилактики, ряд авторов ставит знак тождества между этими двумя понятиями, и для этого у них имеются основания.

Немецкий исследователь К. Гехт (1979) в своей книге, приводя обширный исторический обзор, обосновывая науку психогигиену, дает следующее определение этой науке:

"Под психогигиеной мы понимаем профилактическую охрану психического здоровья человека

    путем создания оптимальных условий функционирования мозга и полного развития психических свойств личности,

    путем улучшения условий труда и жизни, установления многосторонних межличностных отношений,

    а также путем повышения сопротивляемости психики человека вредоносным воздействиям окружающей среды".

Согласно психологу К. К. Платонову, - "Психогигиена - наука, лежащая на пересечении медицинской психологии и медицинской науки гигиены и как последняя нацеленная на оздоровление среды и условий жизни человека"

Л.Л. Рохлин (1983) проводит разграничение этих понятий. Отмечая, что "Психопрофилактика тесно связана с психогигиеной. Эти понятия можно разграничить только условно, т. к. сохранение и укрепление психического здоровья невозможно без предупреждения психических болезней".

Он проводит эту условную черту следующим образом:

"Психогигиена в отличие от психопрофилактики имеет главную цель - сохранение, укрепление и улучшение здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни. Психопрофилактика - деятельность, цель которой предупреждение психических расстройств" .

Таким образом,

    Психогигиена - наука о сохранении, укреплении и улучшение здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни,

    а психопрофилактика - деятельность, направленная на предупреждение психических расстройств.

Приложение 2.

Различные психотерапевтические методики могут применяться в рамках всех видов психопрофилактики. Так, в составе первичной психопрофилактике работа со здоровыми людьми, оказавшимися в какой-либо психотравмирующей ситуации, вполне может полностью восстановить нормальное психическое состояние человека.

Применение психотерапии для предупреждения обострения психических заболеваний является вторичной профилактикой – эти методы всегда применяются для лечения больных с психическими заболеваниями и отличаются высокой эффективностью.

Наконец, в рамках третичной профилактики психических заболеваний психотерапия применяется в составе комплексного лечения обострений психических заболеваний, адаптации больных в обществе и подавления их агрессивности.

Профилактика психических заболеваний является одной из главных задач психиатра

Первичная психопрофилактика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику. На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний. Первичная психопрофилактика тесно связана с профилактикой общей и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей. По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мероприятий, поскольку способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут как неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.), так и факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития мозга, неблагоприятной наследственности и т.п.).



Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики отводится психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам, которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности. Здесь задачи также сложны и многообразны. Они тесно смыкаются с социальной психологией, так как необходимо внимательное изучение групповой, коллективной деятельности, совместного поведения и общения, особенностей психического состояния индивида в группе. Серьезное внимание надо уделять применению медицинской и психологической экспертизы различных производств и технологических процессов, например разработке мероприятий, предупреждающих неблагоприятное, невротизирующее действие монотонности поточно-конвейерного производства.

Вторичная психопрофилактика - это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение. Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса. Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение. Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению. Успехи активных методов лечения, особенно достижения психофармакологии, заметно отразились на исходах психических заболеваний: повысилось число случаев практического выздоровления, увеличилась выписка больных из психиатрических больниц. Однако следует помнить, что вторичная профилактика направлена не только на биологическую основу болезни, она требует применения психотерапии и социотерапии в широком смысле этих понятий.

Третичная психопрофилактика - это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание. Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания. Во многих случаях для предупреждения рецидива психического заболевания больному требуется применение поддерживающей психофармакотерапии. Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза с успехом применяются с профилактической целью соли лития. При неврозах главное место в поддерживающей терапии принадлежит психотерапии и т.д.

В поддерживающей терапии при психических заболевания большую роль играет использование труда в специально созданных условиях лечебно-трудовых мастерских, терапия занятостью (чтение, участие в самодеятельности) и другие социотерапевтические меры, которые направлены не на биологическую основу болезни, а адресованы к личности больного. В любом случае, при предупреждении утраты работоспособности при нервно-психических заболеваниях или профессиональных и личностных кризисах речь идет обычно о профессиональной реабилитации (поиск новых ресурсов в профессиональной деятельности, возможностей профессионального роста или в ряде случаев - возможной смене профессии); социальной адаптации (создание максимально благоприятных условий для больного человека при его возвращении в привычную окружающую среду) и поиске путей для самоактуализации личности (осознание личностью собственных возможностей для пополнения ресурсов роста и развития).

Реабилитация (лат. rehabilitatio - восстановление в правах) - система медицинских, психологических и социальных мер, предупреждающих дальнейшее развитие болезни, потерю работоспособности и направленных на возможно более раннее и эффективное возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду и активной социальной жизни. Лечение болезни может проводиться без специальных реабилитационных средств, но реабилитация включает также лечебные средства для достижения своих целей. Важнейшими задачами реабилитации являются восстановление личного (в собственных глазах) и социального (в глазах окружающих) статуса больного - семейного, трудового, общественного. М.М. Кабановым (1978) были выделены основные принципы и этапы реабилитации при нервно-психических расстройствах.

Основные принципы реабилитации: 1) партнерство - постоянная апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения; 2) разносторонность воздействий - указывает на необходимость использовать разные меры воздействия, от биологического лечения до разных видов психотерапии и социотерапии, привлечение к восстановлению больного семьи, ближайшего окружения; 3) единство психосоциальных и биологических методов воздействия - подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного; 4) ступенчатость воздействий - включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер к другим (например, на начальных этапах болезни могут превалировать биологические методы лечения болезни, а на этапах выздоровления - психо- и социотерапевтические).

Основные этапы реабилитации: 1) восстановительная терапия - лечение в стационаре, активная биологическая терапия с включением психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режима к активизирующему; 2) реадаптация - начинается в стационаре и продолжается во внебольничных условиях, адаптация к семье, наряду с поддерживающей терапией применяют лечение трудом, а при необходимости обучают новой профессии; 3) реабилитация в собственном значении слова - рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь.

Основными группами мето­дов психогигиены и психопрофилактики являются следующие:

♦ Санитарное просвещение.

♦ Общие с психотерапией и психокоррекцией методы.

♦ Методы оздоровления на основе искусства и творчества.

♦ Ментальные упражнения.

♦ Трансовые методы.

♦ Библиотерапия.

♦ Ведение дневника.

♦ Методы биологической обратной связи.

Перечисленные методы не являются универсальными. То, что при­менимо к одним объектам психогигиенической и психопрофилакти­ческой помощи, неприменимо к другим. Выбор методов должен быть обусловлен спецификой стоящих задач, доминирующими характери­стиками той или иной группы населения, особенностями состояния индивида, если речь идет о помощи конкретному человеку. Психоги­гиеническая компетентность не может быть достаточной без собст­венных усилий человека, без самообучения, без знаний и умений ока­зывать психологическую самопомощь.

Санитарное просвещение (термин «санитария» от лат. sanitas - здоро­вье) - совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на сохранение, укреп­ление и скорейшее восстановление здоровья и трудоспособности чело­века, на продление активного периода его жизни.

Санитарное просвещение (в англоязычной литературе health edu­cation) тесно связано с профилактикой болезней. Оно выступает как средство изменения поведения, которое содержит риск возникновения определенного заболевания. По сути своей - это учебное мероприятие, предусматривающее ту или иную форму коммуникации, расширяющее знания и навыки, обеспечивающие здоровье, и основы сознательного отношения к здоровью. Различные формы санитарного просвещения должны быть ориентированы не только на индивида, но и на группы, организации и целые общины. Такой подход предполагает повыше­ние осведомленности об экологических, экономических и социальных причинах здоровья и болезни.

В недавнем прошлом санитарное просвещение было в основном направлено на пополнение знаний о поведении риска. В настоящее время многие специалисты оценивают такой подход как неспособный, несмотря на различные усовершенствования, обеспечить желаемые из­менения в образе жизни и поведении. Считается, что одинаково важ­ны знания о социальных и экономических факторах, поведении инди­вида и образе жизни. Акцент должен быть сделан на пополнение знаний о всевозможных мерах по улучшению здоровья и приобретению на­выков осознанного выбора образа жизни

Психопрофилактика - раздел общей профилактики, включающий комплекс мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье и предупреждение возникновения и распространения психических заболеваний.

Для осуществления этих мероприятий психопрофилактика использует ряд методов:

ü медицинского обследования психического состояния различных групп населения - учащихся, военнослужащих и т. д.;

ü анализ данных статистического изучения заболеваемости психическими болезнями и условий их возникновения;

ü ранняя диагностика психических заболеваний;

ü санитарно-просветительная работа:

ü организация специальных видов медпомощи - в первую очередь психоневрологических диспансеров, дневных и ночных стационаров, санаториев.

Задачами психопрофилактики являются :

1) предотвращение действия на организм и личность болезнетворной причины;

2) предупреждение развития заболевания путем его ранней диагностики и лечения;

3) предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.

В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии Всемирной Организации Здравоохранения, профилактика делится на -

Ø первичную,

Ø вторичную и

Ø третичную.

В таблице 1. представлено сопоставление содержания, вкладываемого разными авторами в понятие "психопрофилактика".

Таблица 1.
Содержание понятия "Психологическая профилактика" |
Содержание Автор Примечание
Отрасль психиатрии, занимающаяся разработкой мер, предупреждающих возникновение психических заболеваний или переход их в хроническое течение, а также вопросами социальной и трудовой адаптации психически больных. Энциклопедический словарь медицинских терминов(1983)
Раздел общей профилактики, который включает мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний. Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков (1964). Различают первичную, вторичную, третичную психопрофилактику.
Интрадисциплинарная область, целью которой является предупреждение нервно-психических заболеваний. Б. Д. Карвасарский (1982). Рассматривает вопрос специфически врачебных мероприятий (психогигиена, психотерапия, фармакотерапия и т.д.).
Часть общей профилактики, изучающая вопросы предупреждения расстройств психики. В. М. Банщиков, В. С. Гуськов, И. Ф. Мягков (1967) Различают, как и в психогигиене индивидуальную и социальную психопрофилактику.
Специальный вид деятельности школьного психолога, направленный на активное содействие развитию всех учащихся школы. И. В. Дубровина (1991) Нет описания содержания разных видов (уровней) психопрофилактической работы.
Специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. И. В. Дубровина (2000 ) Наполняет содержание психогигиеническими задачами: "... психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития" .
Системообразующий вид деятельности практического психолога образования, направленный на предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка, создание психологических условий, максимально благоприятных для этого развития, на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей в течение всего дошкольного и школьного детства. В. В. Пахальян (2002) Считает, что описывает первичную профилактику. Вопрос о видах оставляет открытым.
Формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта. "Положение о психологической службе в системе народного образования" (1990).

Выполнение психопрофилактических мероприятий требует специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии. Это особенно важно, если учитывать тесную взаимосвязь физического и душевного здоровья человека. Психическое состояние оказывает влияние на соматическое здоровье человека, а соматические проблемы могут вызвать серьезное эмоциональное расстройство.

Первичная психопрофилактика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику и предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения.

На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний.

Первичная психопрофилактика тесно связана с профилактикой общей и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей.

По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мероприятий, поскольку способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут –

  • неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.),
  • факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития мозга, неблагоприятной наследственности и т.п.).

Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики отводится психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам , которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности.

Вторичная психопрофилактика - это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение .

Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса.

Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение . Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению.

Успехи активных методов лечения, особенно достижения психофармакологии, заметно отразились на исходах психических заболеваний: повысилось число случаев практического выздоровления, увеличилась выписка больных из психиатрических больниц. Однако следует помнить, что вторичная профилактика направлена не только на биологическую основу болезни, она требует применения психотерапии и социотерапии в широком смысле этих понятий.

Третичная психопрофилактика - это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание.

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания .

Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза с успехом применяются с профилактической целью соли лития. При неврозах главное место в поддерживающей терапии принадлежит психотерапии и т.д.

Для предупреждения утраты работоспособности при нервно-психических заболеваниях или профессиональных и личностных кризисах, речь идет обычно

  • о профессиональной реабилитации (поиск новых ресурсов в профессиональной деятельности, возможностей профессионального роста или в ряде случаев - возможной смене профессии);
  • о социальной адаптации (создание максимально благоприятных условий для больного человека при его возвращении в привычную окружающую среду),
  • о поиске путей для самоактуализации личности (осознание личностью собственных возможностей для пополнения ресурсов роста и развития).

Реабилитация (лат. rehabilitatio - восстановление в правах) - система медицинских, психологических и социальных мер, предупреждающих дальнейшее развитие болезни, потерю работоспособности и направленных на возможно более раннее и эффективное возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду и активной социальной жизни.

Лечение болезни может проводиться без специальных реабилитационных средств, но реабилитация включает также лечебные средства для достижения своих целей.

Важнейшими задачами реабилитации являются восстановление личного (в собственных глазах) и социального (в глазах окружающих) статуса больного - семейного, трудового, общественного.

М.М. Кабановым (1978) были выделены принципы и этапы реабилитации при нервно-психических расстройствах.

Основные принципы реабилитации :

1) партнерство - постоянная апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения;

2) разносторонность воздействий - указывает на необходимость использовать разные меры воздействия, от биологического лечения до разных видов психотерапии и социотерапии, привлечение к восстановлению больного семьи, ближайшего окружения;

3) единство психосоциальных и биологических методов воздействия - подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного;

4) ступенчатость воздействий - включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер к другим (например, на начальных этапах болезни могут превалировать биологические методы лечения болезни, а на этапах выздоровления - психо- и социотерапевтические).

Основные этапы реабилитации :

1) восстановительная терапия - лечение в стационаре, активная биологическая терапия с включением психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режима к активизирующему;

2) реадаптация - начинается в стационаре и продолжается во внебольничных условиях, адаптация к семье, наряду с поддерживающей терапией применяют лечение трудом, а при необходимости обучают новой профессии;

3) реабилитация в собственном значении слова - рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь.

В приведенной таблице 2 представлено содержание понятия первичной, вторичной и третичной психопрофилактики в медицинской психологи (Чупров Л.Ф., 2003).

Таблица 2.
Содержание первичной, вторичной и третичной психопрофилактики |
Первичная Вторичная Третичная
Задачи совпадают с целями психогигиены. Максимальное выявление начальных форм нервно-психических заболеваний. Предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности больных.
Авторы: Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков (1984)
Система, которая включает охрану здоровья будущих поколений, изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения, раннее выявление пороков развития у новорожденных, своевременное применение методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития. Система мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания. Система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение лечебной и педагогической коррекции и систематическое использование мер реадаптации.
Мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств: борьба с инфекциями, травмами и психогенными воздействиями; правильное воспитание подрастающего поколения; превентивные меры в отношении семейных конфликтов, организационные психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных ситуациях (так называемая кризисная интервенция); профилактика проф. вредностей; правильная проф. Ориентация и проф. Отбор, а также прогнозирование возможных наследственных заболеваний (медико-генетическое консультирование). Комплекс мероприятий по предупреждению неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, уменьшению патологических проявлений, по облегчению течения болезни и улучшению ухода, а также раннюю диагностику, своевременное и адекватное лечение, прогноз опасных для жизни больного состояний. Мероприятия направленные на предупреждение неблагоприятных социальных последствий заболеваний; реабилитационные мероприятия, предупреждение инвалидности и др.
Включает для реализации задач психогигиену и широкие социальные мероприятия. Включает для реализации задач комплексную фармакотерапию и психотерапию. Включает для реализации задач социальную реабилитацию.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в клиническую психологию

Высшего профессионального образования восточно европейский институт психоанализа.. утверждаю первый проректор к псх н муханова н а..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Всего часов Семестры Аудит

Основные характеристики профессиональной деятельности клинического психолога
1. Какова роль клинического психолога в общей системе оказания медицинской помощи? 2. Деятельность психолога в медицинском учреждении. 3. Основные направления работы и задачи клин

Теоретико-методологические проблемы клинической психологии. Норма и патология, здоровье и болезнь
1. Назовите основные содержания понятия «Норма» 2. В чем отличие между функциональной и индивидуальной нормой? 3. Что обычно понимается под психической нормой? 4. Что под

Психология больного. Внутренняя картина болезни
1. Что включают в себя социально-конституциональные и индивидуально-психологические факторы, формирующие отношение к болезни? 2. Аутопластическая картина болезни (Гольдшейдер А., 1929).

Клиническая психология в экспертной практике
1. Принципы клинико-психологической экспертизы (в отличие от клинико-психологической диагностики). 2. Виды экспертных задач, решаемых клиническими психологами 3. Что такое Медико-

Основы неврологии
1. Дайте определение Неврологии. 2. Что составляет теоретическую основу Неврологии? 3. Что является предметом изучения неврологии? 4. Назовите методы исследования, исполь

Основы психогигиены и психопрофилактики
1. Дайте определение Психогигиене. 2. Что является теоретической основой психогигиены? 3. С чем связывается возникновение Психогигиены в России? 4. Назовите важнейшие про

Вопросы к предварительной аттестации
Определение клинической психологии. Задачи клинической психологии: теоретические и практические. Связи клинической психологии с другими науками и дисциплинами. Мето

Вопросы для подготовки к зачету
1. Предмет и задачи клинической психологии. 2. Место клинической психологии в системе других наук. 3. Разделы клинической психологии. 4. Методы клинической психологии.

Образец теста
1. Какая этическая модель в клинической психологии получила наибольшее развитие в последней четверти XX в.? 1) модель Гиппократа; 2) биоэтика; 3) деонтоло

Конспект лекции
Клиническая психология представляет собой одну из ведущих и наиболее интенсивно развивающихся отраслей современной психологии. Она является не только фунда­ментал

Клиническая психология - это область профессиональной деятельности психологов, направленная на охрану и укрепление здоровья населения
Предметом клинической психологии как области профессиональной деятельности психологов являются многообразные особенности психики человека в их отношении

То она является отраслью медицинской науки
Однако если исходить из теоретических предпосылок и методов исследования - это наука психологическая. В нашей стране клиническая психология сформировалась в резу

Методологические принципы клинической психологии
Методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, объединенная учением об этой системе. Она имеет разные уровни: философский, общена

Методология в психологии реализуется посредством следующих положений (принципов)
1. Психика, сознание изучаются в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных, изменяющихся формах является не только об

Методы клинической психологии
В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, ст

Различные подходы к содержанию и определению медицинской и клинической психологии
Разнообразие терминов указывает на то, что фактически клиническая психология не была самостоятельной научной дисциплиной и зачастую даже не рассматривалась как одна из прикл

Программные положения
Разделы клинической психологии, которые находят практическое применение знаний в соответствующих клиниках. Патопсихология - самостоятельная отрасль клинической пс

Психология больного, психология лечебного взаимодействия
Психологии больного посвящена отдельная лекция (тема 5). Психологические особенности пациента в условиях лечебных взаимодействия приходят в соприкосновение

Психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия
Одной из наиболее значимых проблем клинической психологии является оказание психологической помощи клиентам с разнообразными житейскими проблемами,

Программные положения
Роль клинического психолога в общей системе оказания медицинской помощи. Виды деятельности клинического психолога. Основные направления работы и задачи клинического психолога. Работа клинического п

Роль клинического психолога в общей системе оказания медицинской помощи
В соответствии с современной концепцией организации психологической помощи в здравоохранении, клинический психолог - это специалист с базовым высшим психологическим образованием, получивший дополни

Решение задач дифференциальной диагностики
Чаще всего такие задачи возникают при необходимости отличить начальные проявления вялотекущих форм шизофрении от неврозов, психопатии и органических заболеваний головного мозга. Также, необходимост

Исследование личности и социальной среды больного
В данном случае выявляются особенности психики больных, психических процессов и свойств личности, которые играют важную роль в социальной и профессиональной адаптации. Патопсихолог должен установит

Экспертная работа
Патопсихологическое исследование является важным элементом врачебно-трудовой, военно-врачебной, медико-педагогической и судебно-психиатрической экспертиз. Кроме того, в судебной практике психологич

Работа клинического психолога в учреждениях, оказывающих психотерапевтическую помощь
1. Наиболее распространенной моделью психотерапевтической помощи пациентам с неврозами и другими непсихотическими психическими расстройствами являетсяпсихотерапевтический каб

Работа клинического психолога в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь
Структура психиатрической помощи в Российской Федерации включает в себя амбулаторную сеть, главным звеном которой являются психоневрологические диспансеры, сеть психиатрических стационаров, полу ст

Особенности организации работы клинического психолога в реабилитационных центрах (отделениях) психиатрической службы
Важной составной частью работы психолога в учреждениях психиатрического профиля является его участие в реабилитационных мероприятиях. В ряде психиатрических клиник они проводятся в специальных реаб

Особенности организация работы клинического психолога в медицинских учреждениях другого профиля
1. Кризисная помощь. Основными учреждениями кризисной помощи являются: ü кабинеты социально-психологической помощи,

Этика и деонтология в деятельности клинического психолога
Этика-учение о нравственных основах поведения человека, в том числе в условиях диагностического и лечебного взаимодействия. Этика определяет законы морали и нравственности, нар

Программные положения
Состояния здоровья и болезни как проявления нормы и патологи (расстройства) на социальном уровне функционирования человека. Основные содержания понятия «норма». Статистическ

Конспект лекции
Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и

Многомерный подход к оценке психического состояния человека в медицине и клинической психологии
Вместе с тем, В.Д. Менделевич выделяет несколько принципов-альтернатив, вот некоторые из них: · нозос-патос (нозология патология), · реакция-состояние-развитие,

Нозос-патос
Принцип-альтернатива «нозос-патос» позволяет трактовать любой психологический феномен в системе координат, использующей понятия болезни (нозос) и патологии (патос). Под первым в психиатрии подразум

Дефект-выздоровление-хронификация
Принцип-альтернатива «дефект-выздоровление-хронификация» дает возможность оценивать в зависимости от особенностей клинической картины психического заболевания состояния, возникающие после исчезнове

Адаптация-дезадаптация, компенсация-декомпенсация
Принципы-альтернативы «адаптация-дезадаптация» и «компенсация-декомпенсация» дают возможность рассматривать психические расстройства в связи с их влиянием на социально-психологические функции. Они

Психология здоровья
Психология здоровья - «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Она включает в себя практику подд

Внутренняя картина здоровья
Таким образом, здоровье складывается из трех компонентов: физического, психического и со­циального. И в настоящее время здоровье трактуется как способ­ность к адаптации, способность

Программные положения
Психология больного. Больной и окружающая среда. Влияние болезни на психику человека. Соматогенное и психогенное влияние соматической болезни на психику. Внутренняя картина болезни (Р.А.Лурия). Аут

Конспект лекции
Когда человек здоров, многие вещи или контакты с окружающим миром являются для него естественными, он может их корректировать по своему усмотрению.  

Влияние болезни на психику человека
Субъективное отношение к болезни формируется на базе множества факторов, которые можно сгруппировать в следующие группы: социально-конституциональную и индивидуально-психологическую.  

Типы реакции на болезнь
По мнению других авторов (П.И.Сидоров, А.В.Парняков, 2000), можно выделить три главных типа реакции больного на свое за­болевание: стеническая, астеническая и рациональная.

Переживание болезни во времени
В переживаниях и отношении человека к своей болезни в динамике можно наблюдать следующие этапы: Предмедицинская фаза - длится до начала общения с врачом, появляются п

Возрастные особенности внутренней картины болезни
Наибольшие расхождения между субъективной оценкой болезни и ее объективными проявлениями выражены в молодом и старческом возрасте (Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г., 1980). При о

Ятрогении и ятропатии
Ятрогенные заболевания (греч. iatros врач + gennaō создавать, производить; синоним ятрогении) - психогенные расстройства, возникающие как следствие деонтологических ошибок

Программные положения
Специализация «Клиническая психология в экспертной практике». Принципы клинико-психологической экспертизы. Виды экспертных задач, решаемых клиническими психологами. Роль психологического исследован

Конспект лекции
Специализация «Клиническая психология в экспертной практике» является частью специальности «Клиническая психология». Данная специализация создается с целью получения более углубленн

Виды экспертных задач, решаемых клиническими психологами
Ø При Медико-социальной экспертизе- учет нарушенных и сохранных компонентов психической деятельности; соотнесение психологического статуса с профессиограммой и психоло

Программные положения
Неврология: определение, теоретическая основа, связь с другими дисциплинами. Предмет изучения и методы исследования неврологии. Основы общей неврологии. Системная организация деятельности ЦНС. Стро

Конспект лекции
Неврология - (греч. neuron нерв + logos учение), наука о нервной системе человека в норме и патологии. Это раздел клинической медицины, изучающий все заболевания и здо

Предметом изучения неврологии являются
Строение, изменение, болезни нервной ткани. Неврологические симптомы и синдромы Исследование причин заболевания (этиология). Механизмы развития болезней (патогенез).

Методы исследования
В неврологии применяют методы исследования, принятые в соответствующих медико-биологических науках (анатомии, гистологии, биохимии, физиологии и др.). Специфическим мето

Строение нервной системы
Центральная нервная система Периферическая нервная система (соматическая) Каждый из этих базовых отделов, в свою очередь, подразделяется на ряд составляющих ег

Частная неврология (отдельные формы заболеваний нервной системы)
Все нервные болезни могут быть разделены в зависимости от преимущественного поражения того или иного отдела нервной системы на несколько больших групп. Болезни перифе

Менингит
Менингит- воспаление мозговых оболочек. Тяжелое заболевание инфекционной и неинфекционной этиологии. Осложнение менингита приводит к распространению патологического процесса на ткань головного мозг

Полиомиелит
Полиомиелит - острое инфекционное заболевание нервной системы. Вызывается вирусом полиомиелита. В основном им болеют дети. Источником инфекции является больной или вирусоноситель, заражение происхо

Арахноидиты
Арахноидит - воспаление паутинной оболочки головного или спинного мозга. Иногда в патологический процесс вовлекаются и мягкие мозговые оболочки. Воспалительный процесс носит негнойный хара

Формы ДЦП
1. Гемиплегическая - спастическая, проявляется в виде гемипарезов, центрального паралича половины тела. Ребенок развивается с отставанием половины тела. Речевое и психомотор

Программные положения
Психогигиена, предмет, теоретические основы, разделы, основные направления. Гигиеническое воспитание. Психопрофилактика, определение, содержание, разделы. Первичная профилактика, как система общего

Конспект лекции
Психогигиена - наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья человека. Она является составной частью более общей медиц

Теоретическая основа психогигиены - социальная и общая психология, психотерапия, социальная психиатрия и физиология высшей нервной деятельности
Элементы психической гигиены появились в жизни человека задолго до того, как произошла систематическая разработка принципов психической гигиены. Над необходимостью поддерживать собс

Участие клинических психологов в психопрофилактике и реабилитации больных и в восстановлении нарушенных высших психических функций
Клиническая психология участвует в решении прикладных проблем, связанных с предупреждением и возникновением заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, психо - коррекционными фор

Глоссарий
Абазия(от греч. а – отрицат. частица, basis – ходьба) – нарушение способности ходить при сохранности других движений ног; встречается чаще при диссоциативном расстройстве (истерия)

Психопрофилактика – раздел общей профилактики, в рамках которого осуществляются мероприятия, направленные на предупреждение психических расстройств.

Задачами психопрофилактики являются:

1. предотвращение действия на организм болезнетворных факторов;

2. предупреждение развития заболеваний путём ранней диагностики и лечения;

3. предупредительное лечение и проведение мероприятий, предотвращающих рецидив болезней и переход в хронические формы.

Психопрофилактические мероприятия принято делить на три этапа, или уровня, в зависимости от того, здоров человек, страдает преходящими психическими расстройствами или имеются факторы риска заболевания либо у него обнаруживаются стойкая выраженная патология психики.

Первичная психопрофилактика - это система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения психических расстройств. Она распространяется как на собственно психические болезни, так и на расстройства, связанные с органической патологией головного мозга, патологии личности и психогении.

Основные виды первичной психопрофилактики:

v Воспитание психологической грамотности, просветительская работа, касающаяся вопросов стресса, его последствий и методов профилактики;

v Обучение общедоступным методам преодоления стрессовых состояний;

v Отработка навыков освобождения от вредных привычек, девиантных форм поведения;

v Изменение нарушенных межличностных отношений;

v Освоение приёмов саморегуляции.

Вторичная профилактика - система мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определённых условиях могут привести к обострению или рецидиву заболевания, в том числе к возникновению расстройств, опасных для здоровья или жизни самого больного или окружающих, а также предупреждение хронификации заболевания.

Наиболее эффективным методом вторичной психопрофилактики является диспансерное наблюдение, включающее выявление ранних признаков обострения заболевания, динамическое наблюдение, направленное лечение, реабилитационные мероприятия.

Третичная психопрофилактика - комплекс мер, направленных на предупреждение формирования негативных психических расстройств и инвалидизации при хронических психических заболеваниях. Целью мероприятий третичной психопрофилактики является реабилитация больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, лечебная и педагогическая коррекция.

Реабилитация направлена на восстановление социального статуса больного – ресоциализация , предполагающую возможность использования трудовых навыков, восстановление социальных связей больного и его индивидуальной и общественной ценности.