Нарушение сна у ребенка 3 лет. Нарушения сна в детском возрасте: причины и современная терапия

(скрипение зубами), вздрагивание, расстройство инициации (плохое засыпание). Если нарушения сна повторяются регулярно, нельзя пускать процесс на самотёк и ждать, пока “перерастет”. Во-первых, отдых во время ночного сна должен быть полноценным, чтобы восстановить организм, психику ребёнка к началу нового дня. Во-вторых, нарушения часто сигнализируют о болезнях внутренних органов, нервных расстройствах.

Обращаясь за помощью к педиатру или сомнологу, нужно проанализировать, систематизировать случаи нарушений, чтобы дать доктору подробное описание проблемы.

Наиболее частые причины нарушения режима сна грудных детей:

  • Ощущения голода;
  • Температурный дискомфорт.

Это естественные проблемы, которые со временем проходят. Родители, не высыпаясь вместе с ребёнком, склонны преувеличивать их значение под влиянием собственного нервного напряжения. Но, если нарушения сна носят систематический характер, а видимые объективные причины отсутствуют, это тревожный синдром.

У дошкольников высокая эмоциональная восприимчивость. Трудности из-за привыкания к детскому саду, ссоры родителей, просмотр передач для взрослых, чрезмерное количество мультфильмов создают информационную и эмоциональную перегрузку. В этом возрасте важно наличие режима, количество впечатлений (даже положительных) нужно дозировать.

Возбуждение, которое дети не в силах преодолеть самостоятельно, мешает уснуть, служит поводом ночным страхам и кошмарам.

Пора ли обращаться к врачу

Стоит обратить особое внимание на вздрагивание во сне. Возможно, внутриутробное развитие происходило с нарушениями, а при рождении диагностировали гипоксию. Судорожный синдром может оказаться проявлением . Своевременное диагностирование увеличивает вероятность положительного прогноза.

Когда малыш дышит ртом во сне, даже при отсутствии респираторных заболеваний, дыхание неритмичное и прерывается, это повод для визита к отоларингологу.

Речь может идти о гипертрофии (увеличении) аденоидов или миндалин. Нарушение параметров верхних дыхательных систем и режима работы дыхательных мышц провоцирует кратковременные остановки дыхания у детей. На фоне этого проявляется сонливость у ребёнка, трудности с развитием, обучением. У детей до года, находящихся на грудном вскармливании, проблемы с приёмом пищи. Консультация специалиста необходима.

Малыш скрипит зубами во сне – это нередко свидетельствует о формировании неправильного прикуса. Нужно посетить стоматолога (ортодонта).

Неконтролируемое мочеиспускание ночью (энурез) может продолжаться до 6-ти летнего возраста.

Если есть признаки отставания ребёнка от сверстников по росту и весу, возможно отставание развития центральной нервной системы и формирования рефлексов пробуждения. Причиной непроизвольного мочеиспускания во время ночного сна у детей становятся стрессовые ситуации, болезни. Помимо воспаления мочевыводящих путей могут иметь место нарушения строения мочеполовой системы. Процесс сопровождается болезненными ощущениями. В таком случае обязательно нужно начинать лечение.

  • Родителям на заметку:

Лечение нарушений сна

Решение о методах медикаментозной терапии принимает врач. Он несёт ответственность за диагностику, назначает лекарства. Препарат растительного происхождения Персен рекомендуется с трёхлетнего возраста. В течение первого года жизни применяются успокоительные чаи на основе трав (фенхель, мята, валериана). Чай “Сладкие сны” от Humana можно употреблять уже двухнедельным младенцам.

– один из самых широко применяемых седативных. Используется для стабилизации психоэмоционального состояния дошкольников и школьников младшего возраста. Часто рекомендуют употреблять в комплексе с Магне В6. Некоторые врачи рекомендуют микстуру Цитраль, в состав которой входит бром. Запрещается завышать период употребления, назначенный врачом. Состояние нервного возбуждения ребёнка будет подавлено, но может развиться апатия, высока вероятность побочных эффектов.

Поклонникам гомеопатии

Гомеопатия используется в педиатрии, особенно для лечения грудных детей. Боли и нервозность при появлении зубов снимаются гомеопатическими свечами . Нарушенный сон младенцам помогают восстановить лекарства Нотта, Домиркинд. С 5 лет полезны капли Баю-Бай, которые облегчают синдром детской . Дополнительно имеют противовоспалительное, болеутоляющее действие. Подросткам, у которых депрессивный синдром, приходят на помощь капли Эпам, способствующие восстановлению нервных клеток.

Когда беспокоят глисты

Профилактические меры

При лунатизме, разговорах во сне, ночных кошмарах и страхах, медикаментозное лечение не является необходимым. Советы врачей коснутся, в основном, правильного образа жизни. Меры для нормализации ночного сна ребёнка:

  • Соблюдение режима;
  • Достаточное количество свежего воздуха;
  • Удобная кровать, подушка;
  • Правильный порядок питания и сна;
  • Положительный эмоциональный фон.

Важен процесс подготовки малыша к засыпанию. Проблемы со сверстниками, волнующее событие или новое впечатление желательно обсудить в доверительной беседе, не оказывая давление на ребёнка, объяснить происшедшее и успокоить малыша.

  • Обязательно почитайте:

Перед сном исключить просмотр телевизора, физические и эмоциональные нагрузки. Для детей полезны ванны с настоями хвои, мяты, мелиссы, лаванды. Приглушенное освещение, чтение книжек на ночь, обсуждение прошедшего дня и планирование нового способствуют спокойному переходу ко сну. Причины, по которым не стоит исключать все шумы и третировать домашних для создания идеальных условий: монотонные звуки стиральной машины из ванной или тихо работающего телевизора из соседней комнаты действуют более умиротворяюще, чем абсолютная тишина.

Если маленький страдает ночными страхами и пробуждением в спутанном сознании, кричит и плачет на протяжении 10-30 минут, не реагируя на попытки успокоить, врачи советуют будить его за несколько минут до наступления такого момента.

Подобное происходит в первое фазе глубокого сна (первая половина ночи, через час или два после засыпания), в момент перехода к фазе быстрого сна со сновидениями. Наиболее распространённые причины: отказ от правильного режима и дневного сна. Периоды эмоциональной загрузки становятся слишком затяжными для ребёнка. Нужны перерывы в активных играх и переключение на спокойные занятия.

Важно: когда в семье постоянно скандалят, не поможет ни традиционная медицина, ни гомеопатия. А только нормализация среды общения.

Сон – это важная составляющая жизни малыша. Во сне маленький человечек растет. Хороший и крепкий сон необходим не только грудничкам, но и всем детям. Однако, не всегда нормальный и здоровый сон сопровождает рост ребенка. Часто родители жалуются на то, что малыш плохо спит. Что делать, если заметно появление у ребенка бессонницы и как сделать так, чтобы ночной отдых у него был полноценным. Выяснив причину нарушения, родители могут самостоятельно решить эту проблему.

Сон взрослого человека значительно отличается от сна ребенка, которому для полноценного отдыха необходимо в среднем восемь часов. Малыш нуждается в ночном отдыхе, но, в зависимости от возраста, продолжительность сна будет различной.

Бессонница у детей встречается в разном возрасте. Она может развиваться как в грудном, так и в школьном периоде жизни. Симптоматика нарушения сна, в любой возрастной группе, будет одинакова.

Но причины, которые приводят к данной патологии, будут для каждого возраста свои. В каком случае родители должны более внимательно отнестись к ребенку, если появляется следующая симптоматика нарушения сна:

  • малыш долго не может уснуть, капризничает;
  • часто, по нескольку раз за ночь просыпается;
  • пробуждается в ранние часы и больше не засыпает;
  • дети старшего возраста становятся вялыми, рассеянными, сонливыми в дневное время, начинает страдать память, отмечаются проблемы с запоминанием;
  • у ребенка появляется раздражительность, пониженный фон настроения, конфликтность.

Причины нарушения сна у детей

Для того, чтобы лечить инсомнию, необходимо выяснить причины, которые привели к проблемам со сном. Не всегда малыш, с нарушением сна, . Часто, достаточно отрегулировать режим дня маленькому человечку, чтобы патологическая симптоматика исчезла. В зависимости от возраста ребенка, нормальная продолжительность суточного сна будет изменяться так же, как и причины, вызывающие его нарушение.

Груднички и дети до трех лет

Малыши после рождения должны много спать, порядка 17-18 часов в сутки и к году жизни ночной сон сокращается до 12 часов с двухчасовым дневным сном.

Если ребенок не отдыхает положенное время, то к могут приводить следующие причины:

По мере роста малыша, время бодрствования днем увеличивается. К трем годам ребенок уже имеет более широкий кругозор и высокую активность. Поток информации, который он получает, просматривая мультфильмы, книжки или начиная посещать зрелищные мероприятия, действует возбуждающе на нервную систему.

Этот информационный стресс мешает ребенку уснуть. Кроме этого, происходит переход со специального питания на общий стол, что может сопровождаться появлением патологических симптомов, в виде диатеза или расстройства пищеварения.

Бессонница у ребенка в 2 года, может купироваться при коррекции режима дня. Необходимо уменьшить зрелищную и подвижную нагрузки. Прекратить подвижные игры за три часа до сна. Соблюдать диету, в рационе питания, для предупреждения погрешностей в работе пищеварительной системы организма.

У дошколят

Малыш в 3–6 лет — это уже самостоятельный человек, который умеет все. Он общителен, посещает детский сад, достаточное время смотрит телевизор, общается как с взрослыми, так и со сверстниками. Появляются первые конфликты с детьми. Психологическая нагрузка на нервную систему возрастает. Отмечается повышенная опасность заражения различными заболеваниями в детском коллективе. Дискомфорт от физического страдания, мешают малышу нормально спать.

Различные мультфильмы или телевизионные передачи с негативным сюжетом, а так же подвижные игры перед сном, действуют возбуждающе на ЦНС. Незрелая нервная система не может переработать весь поток информации. В результате, возникают ночные страхи и кошмары, развивается боязнь темноты, которые заставляют малыша просыпаться с плачем и звать родителей. Возможные конфликты в семье дополняют негативное действие на неокрепшую психику ребенка.

У школьников и подростков

Начало учебы в школе – это стресс для ребенка. Новый коллектив, большая учебная нагрузка и адаптация к новой жизни, становятся большим испытанием для нервной системы растущего организма. На этой почве возможно возникновение бессонницы у ребенка 8 лет. Кроме этого, переход на новый режим дня, не всегда проходит спокойно.

Первые конфликты с одноклассниками, дают дополнительный стресс. В 7–8 лет первоклассник проходит свой второй пубертатный период в развитии, когда продолжают формироваться внутренние органы, центральная нервная система. Повышенная школьная нагрузка может привести к бессоннице у ребенка 9 лет, если он не справляется со школьной программой.

В этом возрасте возможны проблемы со здоровьем, которые могут привести к развитию бессонницы. Это может быть патология со стороны сердца, различных нарушений в работе нервной системы, в виде тиков, мышечных подергиваний на фоне эмоциональной лабильности, заболеваний эндокринной системы.

По мере роста, у ребенка 11–12 лет, начинается третий пубертатный период, связанный с гормональной перестройкой организма. Половое созревание начинается раньше у девочек. В этом подростковом возрасте дети начинают уделять много времени компьютерным играм, часто с негативным сюжетом, возникает больше конфликтов со сверстниками, родителями и с учителями.

Дополняет все эти явления возрастающая учебная нагрузка, что может привести к бессоннице у ребенка 11 лет. Семейные конфликты или психическая травма, связанная с разводом родителей или потерей любимого животного, может привести к нервно – психическому срыву.

Опасность недосыпа у малышей

Сон – это важная потребность для нормальной жизнедеятельности любого организма, а детского особенно. Именно во время сна, происходит рост и формирование внутренних систем ребенка. Недосыпание в детском возрасте отрицательно действует на все органы, и, в первую очередь, на центральную нервную систему. Это патологическое состояние грозит проблемами в дальнейшем времени не только в физическом, но и в умственном развитии.

Детский организм очень чувствителен к возникшим проблемам со сном. Недосыпание у малышей провоцирует снижение сопротивляемости организма к различным инфекциям. Кроме этого, происходит отставание в весе и росте ребенка. Маленький человечек становится капризным, плохо ест. Если не устранить причину бессонницы и не нормализовать сон, возможна, в дальнейшем, задержка психического развития.

Опасность недосыпа у школьников

Если школьник постоянно не добирает своих часов отдыха, то, в первую очередь, начинает страдать нервная система, которая не успевает прийти в норму. В результате недосыпа, процессы возбуждения, в коре головного мозга, начинают преобладать над процессами торможения, что отражается во внешнем поведении его.

Снижается активность и успеваемость. Происходит замедление реакции, при общении со сверстниками. Начинает страдать логическое и ассоциативное мышление. Ребенок становится раздражительным, плаксивым. Если не купировать бессонницу, в дальнейшем возможно развитие депрессии. А это уже серьезное осложнение, которое требует лечения медикаментозными средствами.

Недосып в школьном возрасте может спровоцировать развитие заболеваний внутренних органов, так как происходит снижение иммунитета. Школьник начинает предъявлять жалобы на здоровье. Поэтому очень важно не допустить развития осложнений. Выяснив вовремя причину нарушения сна у ребенка, справиться с бессонницей родителям можно и без медикаментозных средств.

Лечение детской бессонницы

Для выяснения причины, послужившей развитием этого патологического состояния, необходимо маме понаблюдать за ребенком, за его поведением, за контактами со сверстниками. Для исключения какого – либо заболевания, ребенок должен быть осмотрен педиатром. Если никаких инфекционных или соматических заболеваний не выявлено, врач даст рекомендации по правильному режиму дня.

Если школьник раздражителен, плаксив, конфликтен, имеет проблемы с учебой, необходима консультация невропатолога для определения возможного поражения нервной системы. Лечение бессонницы направлено на снятие симптомов возбуждения ЦНС и устранения нарушений сна. Медикаментозное лечение назначается детям только специалистом и только по определенным показаниям.

Применять детям самостоятельно, какие — либо медикаментозные препараты, категорически воспрещается. У малышей до трех лет лекарственная терапия, по поводу нарушения сна, запрещена. В старшем возрасте, лечение медикаментозными препаратами возможно только по назначению врача, и средствами на основе лекарственных трав, таких как:

Хороший эффект оказывает лечение нарушений сна гомеопатическими средствами, в состав которых входят вытяжки из трав, представленных в микродозах. Лечение назначается только врачом гомеопатом, который определяет средство, дозу на прием и продолжительность курса лечения.

Препараты, которые можно применять при детской бессоннице — это:

  • Валерианахель – показан детям с двух лет;
  • Норма-сон;
  • DreamZzz – показан детям с нарушением сна на фоне лабильной нервной системы.

Правильная организация режима дня и сна ребенка, как малыша, так и школьника, в сочетании с медикаментозным или домашним лечением средствами народной медицины, позволит купировать симптомы бессонницы и ее осложнения.

Доктор Комаровский о правилах детского сна

Лечение бессонницы у детей необходимо проводить, в первую очередь, с создания ребенку комфортных условий для сна. Известный педиатр, доктор Комаровский, дает рекомендации, следуя которым можно легко уложить ребенка спать, обеспечив покой всей семье.

Полноценный ночной отдых маленького человечка зависит во многом от родителей. Очень важно создать ему условия для нормального сна. Если имеются признаки бессонницы, необходимо выполнять определенные мероприятия, рекомендованные доктором Комаровским.

Они нужны не только для малышей, но и для детей дошкольного и школьного возраста. Только четкое их соблюдение и лечение, по показаниям, медикаментозными средствами или народной медициной, поможет купировать симптомы бессонницы и восстановить ребенку здоровый сон.

Каролина Тедке, Университет медицинского колледжа Южной Каролины, Чарльстон, Южная Каролина

Нарушения сна часто встречаются у детей. Необходимо различать случаи, когда полисомнография обнаруживает нарушения (например, парасомнии, апноэ и нарколепсию) и случаи, когда проблемы являются поведенческими по происхождению, а полисомнография носит нормальный характер. Парасомнии (ночные страхи, сомнамбулизм и энурез) вызваны незрелостью центральной нервной системы и часто проходят с возрастом. Синдром обструктивного апноэ сна (СОАС) у детей довольно часто не диагносцируется вовремя, хотя может успешно лечиться хирургическим способом. Поведенческие нарушения сна могут излечиваться при правильном инструктаже родителей. Врачи могут оказать существенную помощь таким семьям, рекомендуя эффективные методики родителям. (Американский журнал семейной медицины, 2001;63:277-84 )

Проблемы со сном у детей часто вызывают озабоченность у родителей. Ребенок, который ложится спать с нежеланием или часто просыпается ночью, часто вызывает очень большие проблемы в семье. Нарушения сна у детей, подтвержденные данными лаборатории сна, в принципе схожи с нарушениями у взрослых. Тем не менее, проблемы, которые определяются как паттерн сна, который является неудовлетворительным для родителей, ребенка или врача, встречаются чаще у детей. Определить нарушение поведение во сне довольно сложно из-за существенных отличий в паттернах сна в различном возрасте. Так, например, не является аномальным, если двухмесячный младенец часто просыпается ночью, однако это же будет патологией для двухлетнего ребенка. Чтобы понять сложность проблемы, можно учесть также большую разницу в толерантности к проблемам со сном, которая существенно варьирует между семьями.

Нормальный сон у детей.

Сон у совсем маленьких детей существенно отличается от сна у взрослых. Младенцы до 6 месяцев проводят 50% своего сна в стадии инактивного REM сна по сравнению с 20% у взрослых. Сон у малыши начинается через начальную активную REM стадию, тогда как у взрослых первая REM фаза появляется не раньше чем через 90 минут от момента засыпания. Активная REM фаза часто повторяется у младенцев, формируя укороченные циклы сна. До 6 месяцев спокойный REM (определяемый также как спокойный или неопределенный сон) не может быть подразделен на ЭЭГ стадии, известные как зрелый паттерн сна. После 6 месяцев архитектура сна младенца начинает становиться похожей на таковую у взрослых. После начального «установочного» периода, который обычно длится от 10 до 20 минут, наблюдается переход из 1 стадии NREM в стадии 3 или 4. Ребенок может вернуться в стадию 1 и повторить цикл. После одного или двух циклов NREM сна, через 60-90 минут наступает REM сон. Первая треть ночи представлена в основном глубоким сном (Стадии 3 и 4 NREM). Во второй половине ночи преобладают стадии 2 NREM и REM сон. У новорожденных, общее время сна равномерно распределено между дневным и ночным периодами суток. Ночной сон постепенно консолидируется в один непрерывный эпизод к первому году жизни. Количество дневного сна постепенно снижается на протяжении первых трех лет жизни. К четырем годам, большинство детей не испытывают больше потребности в коротком дневном сне. Потребность в ночном сне также снижается, так что в подростковом возрасте она сопоставима с потребностью у взрослых.

Объем задачи.

Родители маленьких детей стремятся узнать больше о том, чего могут ожидать от ночного сна ребенка. Проведенные исследования дали различные результаты, поскольку проводились на различных популяциях, использовали разную терминологию и методы обработки данных. Как правило, частота ночных пробуждений оценивалась как 100% у новорожденных и падала до 20-30% у шестимесячных детей. После того, как достигнут непрерывный ночной сон, некоторые дети могут начать вновь пробуждаться ночью – это является чаще результатом социальных факторов, а не проблем с созреванием. Ночные пробуждения более характерны для раннего детского возраста. Исследования показали, что приблизительно каждый третий ребенок в возрасте до 4 лет продолжает пробуждаться ночью, что требует вмешательства родителей, чтобы вернуть его ко сну.

Парасомнии

Парасомнии это расстройства сна, которые характеризуются аномальной полисомнограммой. Они эпизодические по характеру и отражают незрелость центральной нервной системы (ЦНС). Поэтому парасомнии у детей встречаются чаще, чем у взрослых и обычно проходят с возрастом. Для парасомний довольно характерна семейная наследственность. Эти нарушения являются пароксизмальными, предсказуемыми по возникновению в том или ином цикле сна, ареактивными на внешние воздействия и характеризуются ретроградной амнезией. Диагноз часто ставится исключительно на основе тщательного анамнеза. Дополнительные диагностические исследования требуются нечасто.

Pavor nocturnes или ночные страхи

Pavor nocturnus или ночные страхи возникают примерно через 90 минут от момента засыпания, в стадии 3 или 4 NREM сна. Ребенок внезапно садится и начинает безудержно кричать. Может пройти до 30 минут с тем, чтобы он успокоился и снова заснул. Это сопровождается тахикардией, учащенным дыханием и другими признаками вегетативной активации. Ночные страхи обычно возникают у детей в возрасте от 3 до 8 лет. Их необходимо отличать от ночных кошмаров (Таблица 1). Ночные страхи чаще возникают в периоды стресса или переутомления. Несмотря на их пугающий характер, родителям необходимо удостовериться, что они самокупируются. Надо попытаться выяснить, имеет ли место какая-либо стрессовая ситуация в жизни ребенка и убедиться, что у ребенка есть возможности для отдыха и восстановления. Детям, у которых ночные страхи не купируются сами по себе и эти эпизоды крайне разрушительны, можно назначить диазепам (валиум).

Таблица 1. Сравнение ночных страхов и ночных кошмаров

Снохождение и сноговорение

При снохождении (somnambulism) и сноговорении (somniloquy) ребенок садится в постели с открытыми глазами, но так называемым «невидящим взором». Активность может варьировать в диапазоне от бесцельного беспокойства в постели вплоть до реального хождения по дому. Речь нечеткая и редко носит внятный, понятный характер. Эти расстройства возникают у детей школьного возраста, больше у мальчиков, чем у девочек, и часто сопровождаются также энурезом. Дети со снохождением могут получать травмы и родителям необходимо предпринять меры, чтобы избежать опасных ситуаций, например, падения с балкона или лестниц. Спальные комнаты для таких детей должна находиться на первом этаже, окна и двери надежно закрыты. Во время эпизода снохождения родители должны минимально вмешиваться и воздерживаться от того, чтобы встряхивать его, кричать на него. Такой тип поведения во сне обычно проходит с возрастом и обычно не требует специального вмешательства, кроме мер предосторожности, указанных выше. Другой способ – это так называемые «пробуждения по расписанию». Родители ведут дневник, на протяжении нескольких ночей записывают время, когда происходит снохождение и затем начинают будить ребенка за 15 минут до предполагаемого времени. При этом необходимо убедиться, что ребенок находится в состоянии полного бодрствования как минимум 5 минут. Использование такого метода устраняет снохождение у 80% детей.

Ночной энурез

Ночной энурез или ночное недержание мочи является одной наиболее преобладающих и стойких проблем у детей. Энурез классифицируется как первичный, если ранее ребенок никогда не был «сухим» в постели и вторичный, если возникает после того, как ребенок в течение минимум года мог сдерживать мочеиспускание. Первичный энурез встречается гораздо чаще и маловероятно является следствием патологии.
Этиология первичного энуреза является, скорее всего, мультифакторной. Часто первичный энурез связан с семейным анамнезом. Умение сдерживать мочеиспускание тесно связано со зрелостью нервной системы и ребенок, который в возрасте 1-3 лет задержан в развитии, имеет гораздо больше шансов быть энуретиком в шесть лет. У детей-энуретиков была обнаружена меньшая функциональная емкость мочевого пузыря (объем мочи, который мочевой пузырь способен удерживать), чем у детей без энуреза, хотя истинная емкость не различалась. И наконец, энурез относится большинством исследователей к парасомниям, поскольку наблюдается только в стадиях NREM сна. Тем не менее, несмотря на субъективное мнение родителей, детей-энуретиков разбудить не сложнее, чем остальных.
В большинстве случаев, если при тщательно собранном анамнезе, общем и неврологическом осмотре отсутствуют симптомы других нарушений, не требуется проводить дополнительных диагностических исследований, включая анализ мочи. Как правило, еще до первого визита к врачу, родители уже предпринимают какие-то меры, в частности ограничивают вечерний прием жидкости, будят ребенка, чтобы он сходил в туалет до того, как сами родители лягут спать. Хотя иногда врачи и прибегают к медикаментозному лечению, такому как назначение имипрамина (тофранил) и как следующий этап десмопрессина (DDAVP), многочисленные исследования показали превосходство сигналов «влажности» в плане эффективности, отсутствия побочных эффектов и редком проценте повторения эпизодов. Эти устройства доступны через аптеки или могут быть заказаны через Интернет. Существует также «тренировка сдерживания» (мочевого пузыря), которая подразумевает ряд методов, что лежит, однако, за рамками этой статьи (см. Sheldon).

Синдром обструктивного апноэ сна

Считается, что синдром обструктивного апноэ сна (СОАС) встречается у 1-3% детей. Симптомы включают храп, затрудненное или ротовое дыхание во сне. Родители младенцев с выраженным СОАС могут отмечать затруднения при питании ребенка. СОАС у детей часто вызван аденотонзиллярной гипертрофией. К другим причинам относятся краниофациальная патология, ожирение и нервно-мышечные заболевания. Сообщается о высоком проценте аллергических заболеваний у детей с храпом и СОАС.
У взрослых, обструкция дыхательных путей является преходящей и часто очень выраженной. У детей, если причиной является аденотонзиллярная гипертрофия, обструкция носит постоянный характер, но менее выражена. Дети реже испытывают гиперсомноленцию (дневную сонливость), чем взрослые, однако у них часто отмечаются также энурез, повышенная потливость и задержка в развитии. СОАС. Имеются очевидные доказательства наличия СОАС у определенного процента детей, испытывающих сложности в обучении, проблемы в поведении, включая синдром гиперактивности и дефицита внимания. Диагноз ОАС ставится в педиатрической лаборатории нарушений сна с использованием ночной оксиметрии и полисомнографии. У большинства таких детей наблюдается существенное улучшение состояния после тонзиллэктомии. Последняя не показана, если причиной СОАС у ребенка является иная патология (краниофациальная аномалия, нервно-мышечные заболевания, ожирение). В этих случаях, а также, если операция по тонзиллэктомии не принесла удовлетворительного результата, можно назначить лечение CPAP – устройством, которое создает положительное воздушное давление в верхних дыхательных путях. Такая методика используется обычно у взрослых, однако показала себя эффективной и безопасной также у детей.

Нарколепсия

Нарколепсия нехарактерна для детского возраста, хотя может встречаться у подростков. Основным симптомом, как и у взрослых, является повышенная дневная сонливость. Очевидно, что это может создавать сложности в процессе обучения. У детей катаплексия или гипнагогические галлюцинации встречаются значительно реже, чем у взрослых. Вначале ребенок начинает испытывать сложности при утреннем пробуждении. После пробуждения может отмечаться некоторая спутанность, ребенок может быть даже агрессивным в словах и поступках. Диагноз может быть довольно трудным, начальная полисомнография может быть нормальной. Если диагноз остается под сомнением, показаны повторные полисомнографии. Таким детям может помочь регулярный короткий дневной сон. Иногда может потребоваться медикаментозная стимуляция. Поскольку это пожизненное заболевание с повышенной смертностью, дети с нарколепсией должны находиться под контролем специалиста-сомнолога.

Вторичные расстройства сна

Вторичные нарушения встречаются гораздо чаще, чем первичные, и характеризуются нормальными показателями данных полисомнографии. Нарушение паттерна сна часто носит преходящий характер, однако может вызвать серьезные проблемы в семье, если продолжается в течение длительного времени. Наиболее часто встречающимся вторичным расстройством сна являются ночные пробуждения и нежелание засыпать в назначенное время, что чаще всего наблюдается у только начинающих ходить детей и вообще в дошкольном периоде. Хотя 95% новорожденных плачут после ночного пробуждения и требуют родительского внимания для повторного засыпания, к возрасту одного года от 60 до 70% детей могут уже в принципе заснуть вновь самостоятельно. Важной является концепция ассоциаций сна. Ребенок, который укладывается в постель в бодрствующем состоянии и учится засыпать используя комфортные для него меры, как правило, способен успокаиваться сам, если вдруг просыпается посередине ночи. И напротив, ребенок, который засыпает при помощи родителя, например покачиванием или просто благодаря физическому присутствию, может испытывать сложности к самостоятельному засыпанию после ночного пробуждения. В таких случаях родителям можно порекомендовать изменить поведение, перестать укачивать ребенка и т.д., ждать дольше обычного, когда ребенок плачет после пробуждения, пока ребенок постепенно не научится успокаиваться и засыпать самостоятельно.

Колики и ночные пробуждения.

Колики у детей часто являются настоящим бичом для молодых родителей. При том, что колики не являются сами по себе проблемой расстройства процесса сна, младенцы с коликами имеют укороченную общую длительность сна. Проблемы со сном могут иногда продолжаться и после того, как колики прошли с возрастом – поскольку меры, которые родители использовали, чтобы остановить приступы плача (укачивание в руках, на коляске), могут помешать усвоению нормального паттерна сна. Младенец старше 4 месяцев, которые продолжает пробуждаться ночью, считается «обученным ночным плакальщиком». Такие младенцы быстро успокаиваются после того, как их берут на руки. Один из способов – это рекомендовать родителям постепенное увеличение временных интервалов «игнорирования», еще способ остановить плач ребенка – это “cold turkey.”. Любой способ приводит к сложностям на протяжении нескольких ночей, однако в конечном итоге помогает в «обучении» ребенка к самостоятельному засыпанию (Ferber). Другой способ, который также является эффективными и с большей готовностью воспринимается некоторыми родителями – это «пробуждения по расписанию». Родители при этом будят ребенка в определенное время, незадолго до ожидаемого самостоятельного пробуждения ребенка. Как только частота спонтанных пробуждений снижается, длительность интервала между «пробуждениями по расписанию» может увеличиваться, вплоть до прекращения спонтанных пробуждений.

Нарушения инициации и поддержания сна

Нарушения инициации и поддержания сна (disorders of initiating and maintaining sleep - DIMS) чаще всего встречаются у детей дошкольного возраста ввиду особенностей психологического развития и сложностей, присущих этому возрасту. Иногда у родителей возникают сложности в установке твердых ограничений или согласия с требованиями ребенка – «еще один стакан», «еще одну сказку». Родителям в таких случаях рекомендуется воспринимать такие попытки задержки отхода ко сну спокойно, но твердо, игнорируя протесты ребенка. Избежать дальнейшей конфронтации можно, сказав ребенку, что дверь в его комнату будет открытой, пока он находится в постели, но будет закрыта (не на замок), если он попытается встать с нее. Одна из рекомендуемых методик называется «постельный паспорт» - карточка с написанным на ней именем ребенка, которая может быть обменена без штрафа за один короткий выход из спальни за вечер и затем возвращается родителю на остаток вечера. Для детей, испытывающих сложности засыпания, может быть полезно разработка предсказуемой процедуры – 3 или 4 компонента, длительностью от 20 до 30 минут, например, сказка, песня, напиток, массаж спины; постоянное использование такой процедуры очень эффективно. Процедуру можно сдвигать по времени все раньше, до желаемого времени.

Проблемы со сном у старших детей.

В подростковом возрасте или чуть раньше, проблемы со сном снова становятся более актуальными. Поскольку родительский контроль убывает, а образовательные и социальные требования возрастают, сон может начать становиться все более и более непостоянным. Иногда возникает задержка начала засыпания, уменьшение времени сна и повышенная дневная сонливость. В ряде случаев, у таких детей может развиться синдром задержанной фазы сна. Это означает, что они не могут спать ночью и не могут бодрствовать днем. Такое состояние может представлять форму избегания школьных занятий. Лечение заключается в строгом контроле времени засыпания, которое постепенно сдвигается к вечеру. Суммарно проблемы со сном и предполагаемые меры представлены в таблице 2.

Таблица 2. Нарушения сна в различном возрасте.

Возраст Нарушение сна Рекомендации
0 – 4 месяца Ночные пробуждения и питание соответствуют возрасту
4 – 12 месяцев Ночные пробуждения, требования ночного питания Систематическое игнорирование, «пробуждения по расписанию». Увеличение интервала приема кормления, уменьшение объема пищи, длительности кормления
2 – 4 года DIMS Предсказуемая процедура и условия засыпания, система поощрений, установка ограничений
3 – 6 лет Ночные страхи «Пробуждение по расписанию», иногда медикаментозное лечение
6 – 12 лет Ночной энурез «Сигналы влажности», тренировка, медикаментозное лечение
8 – 12 лет Сомнамбулизм Меры предосторожности, «пробуждение по расписанию»
Подростки Синдром задержанной фазы сна.

Нарколепсия

Установка ограничений, постепенный сдвиг засыпания на раннее время.

Обращение к сомнологу

Любой СОАС Обращение к сомнологу, возможное оперативное лечение

Совместный сон

Совместный сон – это термин, который относится к родителям и детям, которые спят в одной постели. Многие эксперты неодобрительно относятся к такой практике из-за озабоченности возможными сексуальными домогательствами или нарушением личностной независимости. Однако статистические исследования не подтверждают достоверно этих опасений. Совместный сон особенно развит в ряде культур, считается, что он способствует чувству безопасности и любви у ребенка. Независимо от вышесказанного, можно утверждать, что частота совместного сна гораздо выше, поскольку родители могут просто не говорить об этом или даже скрывать из-за опасения, что врач неодобрительно отнесется к этому. По разным данным, 33-55% дошкольников и 10-23% школьников спят в одной постели с одним из родителей. Нельзя не учитывать вероятность драматических последствий, не связанных собственно с нарушениями сна. Недавно специальная комиссия в США опубликовала доклад, в котором за 8 лет описаны 515 смертей детей в одной кровати со взрослыми. Примерно каждая четвертая смерть была вызвана механическим сдавлением ребенка взрослым. Три четеврти случаев были вызваны механическими нарушениями кровати, матраса, которые привели к странгуляции и удушению ребенка.

Как улучшить и нормализовать паттерн сна.

Из-за распространенности нарушений сна у детей, педиатр или семейный врач в каждое из своих посещений или осмотров должен обратить внимание и на этот аспект, расспросив родителей (таблица 3). Врач должен рассказать родителям о важности здорового сна у ребенка, не менее важного, чем нормальное питание или рост зубов. При наличии каких-либо проблем со сном, необходимо собрать тщательный анамнез, обратить внимание на наличие других медицинских проблем, как то хронические заболевания, респираторные проблемы, припадки, повторяющиеся ушные инфекции, прием медикаментов. Очень эффективно ведение родителями дневника сна ребенка на протяжении недели. Родителей необходимо научить, как разработать ритуалы отхода ко сну и как вести себя ночью при той или иной проблеме.

Таблица 3. Вопросы родителями для оценки сна ребенка

Каждый визит должен включать вопросы:

Если в ответ на вопрос родитель указывает на проблемы
В какое время вы укладываете ребенка в постель?
Что обычно происходит в вашем доме перед ужином и засыпанием?
Что вы обычно делаете за 60 и 30 минут до засыпания?
Что происходит, когда выключается свет?
Когда ребенок плачет, как вы отвечаете? Как быстро?
Получает ли ребенок бутылочку или с ним возятся при засыпании вечером?
Получает ли ребенок бутылочку или с ним возятся при ночном пробуждении?
Сколько раз ребенок просыпается ночью?
Как вы или другой родитель реагируете?
Как быстро ребенок снова засыпает?
Во сколько ребенок просыпается утром?
Играет ли ребенок спокойно сам перед засыпанием или ждет, пока к нему кто-нибудь подойдет?
Спит ли ребенок в колыбели или в постели?
Являются ли условия детской комнаты, способствующими засыпанию?
Спит ли ребенок когда-либо с вами в постели?
Спит ли ребенок с игрушкой, мягкой игрушкой или любимым одеялом?
Засыпает ли ваш ребенок днем? Как часто? Как долго?

Об особенностях сна и его проблемах у детей школьного возраста рассказал Алексей Сергеев, старший научный сотрудник, к.м.н. врач-невролог Научно-образовательного клинического центра неврологии I МГМУ им. И.М. Сеченова «Клиника нервных болезней им. А.Я. Кожевникова»

Какой сон можно считать беспокойным

Безусловно, точного определения, какой сон у ребенка называть беспокойным, нет. Существует несколько типов нарушений сна.
1. Трудности засыпания без родителей (как и длительность сна, «нормальное время засыпания» понятие индивидуальное, но обычно, под нарушением подразумевают, невозможность заснуть более 30 минут).

2. Нарушения поддержки сна (способность заснуть ребенка без вмешательства родителей после ночного пробуждения, как правило, время не должно превышать 20 минут, а ночных побуждений у ребенка школьного возраста не должно быть более 2 в течение ночи).

3. Ранее окончательное пробуждение.

4. Парасомнии – это то, что обычно и называют «беспокойным сном», связанные со сном и происходящие во сне различные двигательные и поведенческие изменения (например: ночные страхи, кошмары, снохождение, бруксизм (скрежет зубами), синдром беспокойных ног, некоторые виды храпа и другие нарушения дыхания во сне и т.д.). В данном случае, важно помнить, что при наличии подобных нарушений сна у ребенка необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом.

5. Избыточную сонливость (гиперсомния), конечно нельзя отнести к беспокойному сну, но она является важным признаком расстройств сна и симптомом который требует повышенного внимания, как со стороны родителей, так и врачей.

В любом случае необходимо понимать, что эпизодические трудности засыпания или редкие эпизоды ночных пробуждений не являются проблемой и могут отмечаться у детей под воздействием различных стрессовых факторов и причин. При правильных подходах к гигиене сна эпизодические расстройства не становятся хроническими и самостоятельно разрешаются.

Причины беспокойного сна и возраст ребенка

Действительно, причины нарушений сна у детей младшего школьного возраста и у подростков могут отличаться. Так, для детей 6-8 лет одной из важных причин является несформированный ранее стереотип самостоятельного засыпания, сна в отдельной кровати и т.д. В возрасте до 12 лет чаще отмечается энурез, снохождения, ночные кошмары. С ростом постепенно на первое место выходят психоэмоциональные (тревога, депрессия, фобии) и поведенческие причины расстройств сна. Одной из важных причин расстройств сна у подростков является синдром задержки фазы сна. В тоже время, схожие факторы, в особенности психоэмоциональное напряжения и нарушение режима сон-бодрствование, встречаются в любом школьном возрасте. В общем, около 20-25% детей в течение школы сталкиваются с различными нарушениями сна.

Основные причины беспокойного сна у школьников

Причины расстройств сна у детей могут быть крайне разнообразны. С одной стороны, в большинстве случаев, они не являются проявлением серьезных заболеваний. Ребенок в школе и на дополнительных занятиях (художественная или музыкальная школа, спортивные секции) сталкивается с дополнительным психоэмоциональным напряжением, с необходимостью принимать решения которые он раньше не принимал. В подростковом возрасте это происходит на фоне изменением биологических часов ребенка, эмоциональной сферы. При этом подростку требуется достаточное время сна на восстановление. В результате нарушений режима сна-бодрствования (поздние засыпания, ранние пробуждения в школу) и постоянной нехватки сна происходит нарастание эмоциональных проблем, которые в свою очередь усиливают нарушения сна. Формируется порочный круг: нарушения сна – психоэмоциональные расстройства – нарушения сна.

С другой стороны есть специфические причины нарушений сна: ночные кошмары и страхи, снохождение, синдром беспокойных ног, бруксизм, синдром апноэ во сне и многие другие, которые нельзя объяснить только повышенными нагрузками и эмоциональным напряжением. Подобные нарушения, а также любые изменения засыпания и поддержания сна, продолжающиеся более 2-3х недель, являются показанием для врачебной консультации.

Как бороться с беспокойным сном

Если нарушения сна развиваются при соблюдении правильного режима сон-бодрствование, или не нормализуются на фоне режима, необходима консультация специалиста. Важно понять, что происходит вокруг ребенка, какие факторы и причины нарушений сна отмечались. Если, например, у ребенка трудности засыпания во время периода экзаменов, которые самостоятельно регрессировали после стрессового фактора, конечно в данной ситуации не требуется никаких специфических обследований.

Как нормализовать сон ребенка школьного возраста

Во-первых, родители должны осознать необходимость полноценного сна у ребенка. Это крайне важно, т.к. в большинстве случаев только от родителей зависит какой паттерн сна сформировался у ребенка и насколько соблюдаются правила гигиены сна, режима сон-бодрствование. Зачастую на приеме сталкиваешься с тяжелыми ситуациями, когда у ребенка частые головные боли, тревожно-депрессивные расстройства, выраженные нарушения сна, при этом родители уделяют внимание только повышению образовательной и эмоциональной нагрузки, усилению требований к подростку, не обращая должного внимания на сон и время отдыха.

Сон это сложный и крайне необходимый для правильной работы мозга процесс и это особенно важно для детского и подросткового возраста.

В большинстве случаев качество сна значительно улучшается при соблюдении простых правил:

1. Спокойная атмосфера перед сном. (рекомендуется исключить выраженные когнитивные и физические нагрузки и создать спокойный стереотип засыпания в тихой, темной, хорошо проветренной комнате).

2. Необходимо исключить просмотр телевизора, компьютерные игры, напряженное чтение перед сном.

4. Режим сна (время засыпания – пробуждения).

5. Важно помнить, что спальня должна быть только для сна, следует избегать длительного чтения или компьютерных игр в кровати перед сном.

6. Исключить употребление любых кофеинсодержащих продуктов после 16.00 (включая, шоколад, газированные напитки).

7. Регулярная аэробная физическая нагрузка и здоровое питание способствует хорошему сну.

8. Если ребенок хочет поспать днем, желательно, чтобы дневной сон не превышал 1 часа.

9.

10. Не прибегать к использованию лекарственных препаратов без назначения врача.

Если нарушения сна развиваются при соблюдении правильного режима сон-бодрствование, или не нормализуются на фоне режима, необходима консультация специалиста. Дело в том, что у подростков меняется циркадный ритм, и в возрасте около 9-11 лет идет смещение засыпания на 1-2 часа на время около 22-23 часов. Однако, абсолютно неверно считать, что очень позднее засыпание и пробуждение норма для школьника. В большинстве случаев, таким образом может проявляется синдром задержки наступления фаз сна. При этом хроническое недосыпание может приводить к расстройствам настроения, эмоций, трудностям с вниманием и памятью и соответственно проблемам с обучением.

Отсыпаться на выходных

Порой работающие люди поздно ложатся и рано встают. Они привыкают «досыпать» в выходные – по пол дня. Такая практика возможна у школьников, хотя она порочна как для детей, так и для взрослых.

1. Невозможно полностью компенсировать нехватку сна в течение учебной недели в выходные, поэтому не рекомендуется спать в выходные более 2 часов от времени обычного пробуждения. При не соблюдении данного правила, обычно происходит изменение работы внутренних биологических часов ребенка, что приводит к еще большим трудностям засыпания и пробуждения.

2. Хроническая нехватка сна приводят к необратимым изменениям работы мозга, что не компенсируются периодами длительного сна в выходные.

Бесспорно, что продолжительность сна индивидуальна у каждого ребенка и зависит от многих параметров. Но для правильной организации гигиены сна важно помнить нормативные показатели длительности сна: возраст 6-9 лет – 10-12 часов, 10-13 лет – 8-10 часов, 14-16 лет – 8-9 часов.

«Спит как младенец» - фраза, отражающая наши представления о детском сне как о чем-то идеальном, образце для подражания. Однако не все родители маленьких детей согласятся с таким утверждением. К сожалению, нарушение сна - достаточно частое явление, обусловленное серьезными причинами. Разобраться с этой проблемой поможет врач – сомнолог.

Сон - сложное физиологическое состояние, которое характеризуется относительным покоем, неподвижностью и выраженным снижением реакций на внешние стимулы. Основная функция сна - восстановительная. Он играет важную роль в процессах обмена веществ в организме. Так, во время медленного сна высвобождается гормон роста, увеличивается синтез клеточных белков. Во сне происходит восстановление иммунитета путем активации защитных иммунных клеток Т-лимфоцитов и выработки иммуноглобулинов, необходимых для борьбы с инфекциями. Во время быстрого сна происходит переработка информации и переход кратковременной памяти в долговременную.

Сон является неоднородным процессом и представляет собой генетически детерминированное состояние организма, которое характеризуется последовательной сменой фаз - медленного сна (сон без сновидений) и быстрого (парадоксальный сон или сон со сновидениями). Основная функция фазы медленного сна - восстановительная. Уменьшаются частота дыхания и ритм сердцебиения, расслабляются мышцы и замедляются движения глаз. По мере углубления медленного сна общее количество движений спящего уменьшается, его трудно разбудить в это время, и сновидения при пробуждении не запоминаются. Основная функция фазы быстрого сна – переработка информации, создание программы поведения на будущее. При быстром сне физиологические функции, наоборот, активизируются, дыхание, ритм сердцебиения и движения учащаются. Клетки мозга в эту фазу чрезвычайно активны, однако информация от органов чувств к ним не поступает и к мышцам не подается. В этом и заключается парадоксальный характер этого состояния. Движения глазных яблок становятся быстрыми - спящий видит сновидения, если его разбудить спустя 10 минут, он расскажет о сновидении.

Потребность во сне у детей более важна для организма, чем потребность в пище. Количество сна - главная составляющая понятия «качество жизни». Сон у малышей существенно отличается от сна у взрослых. До б месяцев он начинается со стадии активного, быстрого сна. Общее время сна примерно одинаково днем и ночью. По мере взросления ночной сон постепенно «консолидируется», количество ночных пробуждений уменьшается, дневной сон становится короче, и уже к 4 годам потребность в дневном сне исчезает у большинства детей. Суточная продолжительность сна детей раннего возраста - в среднем от 12 до 14 часов. К 18 месяцам большинство из них самопроизвольно устанавливают собственный режим сна, который включает послеобеденный однократный сон от 1,5 до 3 часов.

Основной особенностью расстройств сна у детей является богатство двигательных и вегетативных феноменов, которые можно выделить в следующие группы:

Стереотипные движения, связанные со сном: качание, биение, складывание, феномен «челнока», сосание пальцев во сне, онанизм во сне, другие стереотипные движения.

Пароксизмальные явления во сне: судороги, ночные страхи, ночной энурез, бруксизм, ночная астма, пароксизмальные ночные носовые кровотечения, ночные рвоты, другие пароксизмы во сне.

Статические феномены сна: странные позы, сон с открытыми глазами, сон с открытым ртом.

Сложные формы психической деятельности во сне: снохождение, сноговорение, кошмарные сновидения.

Нарушения «переключений» в цикле «сон - бодрствование» у детей: нарушения засыпания, нарушения пробуждения, нарушения бодрствования, инверсия сна и бодрствования.

На сегодняшний день насчитывается более 100 нарушений сна. У детей наиболее часто встречаются инсомнии (нарушения засыпания), парасомнии (ночные страхи, ночные кошмары, снохожде-ние, сноговорение, энурез) и апноэ во сне (остановка дыхания).

Инсомния - недостаточный или неадекватный сон, включающий сложности засыпания, беспокойный сон, частые ночные пробуждения, трудности пробуждения, раннее пробуждение. Наиболее частые причины инсомнии у детей: психофизиологические факторы (стрессы, изменение привычного режима); нарушение циркадных ритмов (синдром смены часовых поясов); соматические, неврологические и психические расстройства (например, тревога); периодические движения конечностей во сне (железодефицитная анемия, ортопедические заболевания); лекарственная зависимость (частое употребление капель в нос - адреномиметиков с выраженным стимулирующим эффектом, например, нафтизина); неадекватные привычки, связанные со сном (нарушение гигиены сна); синдром апноэ во сне (гипертрофия миндалин, заболевания нервно-мышечного аппарата и анатомические особенности верхних дыхательных путей).

У детей в возрасте от 3 до 5 лет самыми частыми причинами нарушения засыпания и поддержания сна могут быть: железодефицитная анемия, инфекция и интоксикация, глистная инвазия, тревожные расстройства.

Снохождение (сомнамбулизм) - наиболее частое нарушение сна, с которым встречаются родители. Оно может случиться с ребенком в любом возрасте, но чаще наблюдается у детей первого года жизни с максимальным проявлением в возрасте от 2 до 4 лет. При снохождении ребенок садится в постели с открытыми глазами, так называемый невидящий взор. Речь обычно невнятная. Ребенок не отдает отчета в действиях. В выраженных случаях могут отмечаться эпизоды хождения по дому. Лунатика разбудить очень сложно - лучше осторожно проводить его обратно к постели. Попытки разбудить ребенка при сомнамбулизме, как и при других парасомниях, безуспешны и могут приводить к проявлениям агрессивности. Иногда агрессия может наблюдаться и спонтанно. Окружающие должны быть предупреждены об этом, а также о нежелательности прерывания приступа посредством насильственного пробуждения. Около 25% лунатиков наносят себе различные повреждения во время ночных блужданий. Бывает, что сомнамбулы вываливаются из окон, ошибочно принимая их за двери. В таких случаях необходима консультация врача и лечение.

Сноговорения чаще случаются у детей в периоды напряжения и тревоги, при этом психически дети совершенно здоровы. В редких случаях при сочетании сноговорений со снохождениями проводится дифференциальная диагностика с эпилепсиями.

Ночные страхи возникают обычно в первую половину ночи и сопровождаются пронзительным криком или плачем, вегетативными и поведенческими проявлениями сильного страха. Типичный возраст начала - от 3 до 8 лет. Через 60-90 минут после засыпания ребенок внезапно садится, начинает кричать. Состояние сопровождается учащенным сердцебиением и дыханием, расширением зрачков, повышением мышечного тонуса. С утра эпизод страха забывается. Обычно в лечении нет необходимости, но оно может быть показано, если эпизоды становятся частыми. В этих случаях обычно прибегают к короткому курсу препаратов снотворного действия, только после консультации сомнолога.

Ночные кошмары - устрашающие сновидения, от которых наступает пробуждение в фазу быстрого сна (фазу сновидений). Подобные сновидения встречаются у 10-15% детей в возрасте 3-6 лет. До 75% могут вспомнить хотя бы один такой эпизод в детстве. В редких случаях ночные кошмары могут продолжаться и в старшем возрасте, иногда всю жизнь. Возникновению ночных кошмаров могут способствовать тяжелые инфекционные заболевания и просмотр фильмов устрашающего содержания. является частой проблемой у детей. Он подразделяется на первичный и вторичный. Под первичным энурезом понимают наследственный вариант ночных мочеиспусканий. Он гораздо чаще встречается, продолжается с младенческого возраста, с частотой от 1-2 эпизодов в неделю до нескольких ежедневно. Вторичный энурез характеризуется повторным появлением недержания мочи после того, как у ребенка созрели механизмы, препятствующие энурезу, и эпизодов которого не было уже на протяжении длительного времени (З-б месяцев и более). В этом случае необходимо искать причины, которые могут быть самыми разными - от урологических до психиатрических. Энурез отмечается у 30% детей в возрасте 4 года, у 10% - в 6 лет и у 3% - в 12 лет. Особую обеспокоенность вызывают дети со стойким энурезом старше 5 лет. Обнаружена связь между обструктивными дыхательными нарушениями (апноэ во сне - остановка дыхания) и энурезом. У таких детей ночные мочеиспускания могут отмечаться несколько раз на протяжении ночи на фоне гипоксии.

Храп и апноэ во сне. 3-12% детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют осложненный храп. У мальчиков храп встречается с такой же частотой, как и у девочек. Самое частое и клинически значимое осложнение храпа - синдром обструктивного апноэ-гипопное сна. Практически всегда он сопровождается храпом и имеет следующие характеристики: отсутствие или снижение воздушного потока при обструкции дыхательных путей со снижением содержания кислорода в крови. Подобные остановки дыхания могут длиться от 5 до 40 секунд, быть достаточно частыми и приводить к неполноценному и неэффективному сну. Наступление сна сопровождается увеличением сопротивления верхних дыхательных путей, при этом периодически возникает частичная или полная обструкция дыхательных путей. Ребенок обычно просыпается на короткое время из-за гипоксии или гиперкапнии (гипоксия – кислородное голодание, кислородная недостаточность, понижение содержания кислорода в тканях, гиперкапния – повышенное парциальное давление и содержание углекислого газа в артериальное крови и в организме), а также из-за повышенных усилий при попытке вдохнуть. Эти явления вызывают повторные пробуждения, приводят к фрагментации сна и к дневной сонливости. Во время обструктивных эпизодов может возникать выраженное снижение кислородного насыщения крови, что бывает причиной опасных для жизни артитмий. Дневными проявлениями синдрома осбтруктивного апноегипное сна у детей часто отмечаются нарушения поведения: невнимательность, отвлекаемость, раздражительность, гиперактивность.

Бруксизм – это переодически возникающие во все приступообразные сокращения жевательных мышц, сопровождающиеся сжатием челюстей и скрежетом зубов. Помимо скрежета зубов, ребенок может жаловаться на мышечные и суставные боли в области нижней челюсти. При осмотре можно не отметить каких-либо нарушений, однако при тяжелой форме заболевания часто наблюдаются стирание дентина, кариес и воспаление периодонтальных тканей. Диагноз можно подтвердить с помощью специального полисомнографического исследования. Кроме этого, полисомнография важна для исключения эпилепсии как причинного фактора бруксизма.

Периодические движения ног во сне и синдром беспокойных ног - периодические движения конечностей во сне, характеризующиеся частыми движениями, обычно в ногах, но иногда в руках. Повторяются во время сна с интервалами в 10-90 секунд. Могут вызывать пробуждения, что приводит к фрагментации сна и дневной сонливости. Дети спят очень беспокойно, могут принимать вычурные позы и даже падать с кровати во сне. Синдром беспокойных ног характеризуется неприятными ощущениями в ногах (иногда в руках), которые появляются перед наступлением сна (а иногда и в другое время) и вызывают сильное желание совершать движения конечностями. У детей возникают ощущения зудящего, скребущего или ноющего характера, которые временно проходят, когда нижние конечности совершают движения, но в состоянии покоя возвращаются через несколько секунд. Симптомы продолжаются от нескольких минут до нескольких часов и могут значительно задерживать наступление сна, а иногда и лишать сна.

Ночное ритмичное качание головой или телом - расстройство сна, обусловленное ритмическими движениями. Основные симптомы возникают в первые 2 года жизни. Типичны стереотипные движения головы и шеи, возникающие непосредственно перед засыпанием и сохраняющиеся во время поверхностного сна. От­мечаются различные виды стереотипных движений - удары головой, вращение, качание в стороны, катание тела. В подростковом возрасте данные нарушения иногда наблюдаются при аутизме, шизоидном расстройстве, пограничных психических расстройствах.

Вздрагивание при засыпании – внезапные кратковременные сокращения мышц рук и ног, иногда головы, возникающие при засыпании. При этом нередко испытываются ощущения иллюзии, падения. В ряде случаев вздрагивания приводят к частому пробуждению, в результате чего может нарушаться засыпание.

Ночные судороги икроножных мышц (крампи) - сопровождаются интенсивными болями в икроножных мышцах. Приступ продолжается в течение 30 мин, затем внезапно проходит, сопровождается сильным криком. Нередко подобные пароксизмы могут быть вторичными и встречаются при широком круге заболеваний, таких как ревматизм, эндокринные, нервно-мышечные нарушения и нарушения обмена веществ. Во время приступа рекомендуется массаж икр, движения, согревание; иногда полезен прием препаратов, содержащих магний, и препаратов железа.

Оценивая состояние сна, рекомендуется начинать с открытых вопросов об общем самочувствии ребенка. Всегда стоит учитывать дневные симптомы, связанные с нарушением сна. Затем можно дополнительно задать несколько уточняющих вопросов родителям, касающихся отдельных симптомов: 1) нарушения засыпания; 2) частых пробуждений в течение ночи (нарушения поддержания сна); 3) преждевременного утреннего пробуждения; 4) потливости во сне; 5) эмоционального состояния ребенка и дневной сонливости; 6) храпа во сне. Стоит также уточнить, спит ребенок с открытым или закрытым ртом.

Профилактикой расстройств сна следует заниматься уже в раннем детском возрасте, вырабатывая у детей привычку ложиться спать в определенное время. Перед сном необходимо избегать волнующих разговоров, эмоционально возбуждающей музыки и телевизионных передач, утомительных умственных занятий. Засыпанию способствуют воздушные ванны, обливания и обтирания, вечерние прогулки, общий массаж, занятия спортом. Если в доме есть лунатик, следует сделать загородку перед ведущей вниз лестницей, снабдить окна спальни крепкими решетками, не оставлять электропроводов, стеклянных столиков и хрупких украшений, лежащих на возможном пути. В связи с тем, что при сомнамбулизме имеется «внутренняя логика» поступков, прервать эпизод можно «входя в игру», например, ребенку, «готовящему уроки», сказать, что он уже все сделал, тогда тот послушно ложится в кровать. Для детей дошкольного возраста с выраженным бруксизмом разработаны специальные капы для защиты зубов. Профилактика зубочелюстных аномалий позволяет устранить также риск возникновения расстройств сна, связанных со скрежетом зубов. Бруксизм, развивающийся в младенчестве, как правило, не требует лечения и самостоятельно прекращается к 6-7 годам.

Записаться на прием