На что направлена первичная психопрофилактика. Психопрофилактика и ее основные принципы

Психопрофилактика - отрасль психиатрии, занимающаяся разработкой мероприятий по предупреждению психических заболеваний и их последствий.

Являясь частью общей профилактики - деятельности, направленной на предупреждение заболеваний, психопрофилактика нацелена на конкретные психические расстройства. Решение многих общепрофилактических задач является вкладом и в психопрофилактику. Так, полное выявление и раннее активное лечение начальных форм сифилиса привели в нашей стране к исчезновению таких психических заболеваний, как и сифилис мозга; с ликвидацией многих инфекционных заболеваний не стало и соответствующих инфекционных психозов. Дополняя общепрофилактическую деятельность, психопрофилактическая работа нацелена на то, чтобы в трудных для организма условиях, например в условиях уже развившегося общего соматического или инфекционного заболевания, предотвратить возникновение психических нарушений или их последствий. Вполне очевидно, что разработка проблем всегда предусматривает и психопрофилактику.

Психопрофилактика - раздел общей профилактики, включающий систему мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье и предупреждение психических заболеваний. Для осуществления этих мероприятий психопрофилактика использует ряд методов: медицинского обследования психического состояния различных групп населения - учащихся, военнослужащих и т. д.; анализ данных статистического изучения заболеваемости психическими болезнями и условий их возникновения; ранняя диагностика психических заболеваний; санитарно-просветительная работа: организация специальных видов медпомощи - в первую очередь психоневрологических диспансеров (см. Диспансер), дневных и ночных стационаров, а также и домов отдыха. Психопрофилактика тесно связана с психогигиеной - наукой об укреплении психического здоровья, являющейся одновременно и средством предупреждения психических заболеваний. Для психопрофилактики важное значение имеют благоприятные условия всестороннего развития способностей, а также возможно более полное удовлетворение духовных и материальных запросов личности. В предупреждении психических заболеваний наряду с общесоциальными условиями большую роль играет правильное воспитание, а также наличие нормальных внутрисемейных и трудовых отношений.

В соответствии с установкой Всемирной организации здравоохранения выделяют первичную, вторичную и третичную психопрофилактику. При первичной психопрофилактике речь идет о мероприятиях, направленных на предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения. Вторичная психопрофилактика предусматривает возможно более раннее выявление уже начавшегося психического заболевания, его лечение с тем, чтобы оборвать патологический процесс на начальных его этапах, не допустить развития острых форм болезни, тяжелых ее проявлений, перехода течения в хроническое, рецидивов заболевания. Под третичной психопрофилактикой понимают специальную работу с больным, препятствующую его инвалидизации в случае психического заболевания.

Первичная психопрофилактика обеспечивает наиболее высокое качество деятельности и проводится с участием не только медицинских работников, но и других специалистов, государственных и общественных организаций. Вторичная и третичная психопрофилактика осуществляется при наличии ущерба, уже нанесенного болезнью, поэтому ее конечный результат оказывается менее полным, чем при первичной. Содержанием психопрофилактики в подобных случаях является диагностическая, лечебная, консультативная, педагогическая и прочая деятельность узких специалистов психиатров, психологов, дефектологов, социологов. Эффективность зависит от характера заболевания, его проявлений, давности, остроты, темпа развития, глубины оставшегося дефекта, компенсаторных возможностей организма, особенностей ведения больного, его лечения и многих условий, сопутствующих заболеванию и его терапии.

В повседневной практике трудно разграничить, где речь идет о лечении болезненного состояния в настоящем, а где - о профилактике его инвалидизирующих последствий. Качество лечения в остром периоде обычно определяет частоту и характер будущих осложнений для организма человека и его социальной адаптации.

Один из основоположников отечественной терапии, Мудров М.Я., считал профилактику болезней основой деятельности врача.

Психопрофилактика - это раздел общей профилактики, включающий совокупность мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье, включая профилактику личностных и профессиональных кризисов, предупреждения возникновения и распространения нервно-психических заболеваний.

Выполнение психопрофилактических мероприятий требует наличия у врача любого профиля, кроме общей профессиональной подготовки, специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии.

В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии ВОЗ, профилактика делится на первичную, вторичную и третичную .

Первичная психопрофилактика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику. На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний. Первичная психопрофилактика тесно связана с общей профилактикой и предусматривает комплексную участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей. По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мер, поскольку способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут как неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.) , так и факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития, неблагоприятной наследственности и т.п.).
Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики уделяется психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам, которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности.

Вторичная психопрофилактика - это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение. Согласно рекомендации ВОЗ, во вторичной профилактикой подразумевается само лечение . Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжном, хроническом течения.
Успехи активных методов лечения, особенно достижения психофармакологии, заметно отразились на исхода психических заболеваний: повысилось число случаев практического выздоровления, увеличилась выписка больных с психиатрических больниц.

Третичная психопрофилактика - это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановления работоспособности человека, перенесшего заболевания. Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания. Во многих случаях для предупреждения рецидива психического заболевания больному требуется применение поддерживающей психофармакотерапии. Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза, с успехом применяются с профилактической целью соли лития.

Адаптация - это способность человека сознательно регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями). Существует предел индивидуальной адаптации, но адаптированный человек может жить в привычных для него условиях.

Реабилитация (лат. rehabilitatio - восстановление в правах) - система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на или устранение возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности человека, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Основные принципы реабилитации:

1) партнерство - постоянная апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения;
2) разносторонность воздействий - указывает на необходимость использовать различные меры воздействия от биологического лечения к различным видам психотерапии и социотерапия, привлечение к восстановлению семьи больного, его ближайшего окружения;

3) единство психоциальних и биологических методов воздействия - подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного;
4) ступенчатость воздействий - включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер в другие (например, на начальных этапах болезни могут превалировать биологические методы лечения болезни, а на этапах выздоровления психо-и социотерапевтични).

В процессе реабилитации выделяют три этапа:

1) этап восстановительного лечения (восстановление биомедицинского статуса) - лечение в стационаре, активная биологическая терапия с включением психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режима, в который активизирует;

2) этап социализации или ресоциализации (восстановление индивидуально-личностного статуса) - начинается в стационаре и продолжается в внебольничных условиях. Это адаптация к семье и микросоциальному окружению с развитием, формированием, или восстановлением компенсацией социальных навыков и функций, обычных видов жизнедеятельности и социально-ролевых установок индивида;

3) этап интеграции социальной или реинтеграции (восстановление социального статуса) - сосредоточен на оказании содействия и создании условий для включения или возвращения в обычные условия жизни вместе и наравне с другими членами общества (рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь).

Психотерапия - это рациональное и планомерное использование психических средств для лечения соматических, нервных и психических заболеваний. Физиология психотерапии была описана В.А. Котляровским - воздействие словом на II сигнальную систему, а также целый комплекс воздействия на психику лекарствами и манипуляциями.
Психотерапия - является системой комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях (психических, нервных, психосоматических). Основной своей задачей психотерапия считает купирование психопатологической симптоматики, за счет чего считается достижение

внутренней и внешней гармонизации личности.

Виды психотерапии:

I. Общая - это комплекс действия психологических факторов на больного любого профиля с целью повышения его мил в борьбе с болезнью.
II. Частная (специальная): - рациональная (индивидуальная)
- Аутогенная тренировка (АТ) (индивидуальная, групповая)
- Гипноз (индивидуальная, групповая)

1. Групповая

1) собираются терапевтические группы, больным читаются лекции, а затем обсуждаются;
2) группы типа «интервью» - больные свободно обсуждают свои проблемы,
выражают глубоко личные сведения о себе;
1) трудовые группы - общение в процессе труда;
2) общество «анонимных алкоголиков» - собрания, дискуссии;
3) групповая терапия с родственниками

2. Индивидуально – психологическая

Опосредованная косвенная психотерапия (placebo - терапия).
В рамках placebo - терапии (лат. Placebo - кажется, представляется), расценивается как косвенное (Косвенное) внушение, суггестия реализуется, когда терапевтические возможности предоставляются реальном предмета или явлению, не имеющих предоставляемых им возможностей; placebo понимается как фармакологически индифферентное вещество, имитирующее лекарственное средство.

В медицине психотерапия рассматривается как общемедицинская дисциплина, ее методы используются для лечения и профилактики не только нервно-психических, но и многих соматических заболеваний.
Общепринятой классификации методов психотерапии не существует, однако, как и в медицине в целом, обычно принято делить методы на симптоматические и патогенетические.

Симптоматические методы психотерапии (логическое убеждение, внушение, релаксация и др.) ориентированы на устранение или ослаблении отдельных, хотя и ключевых, симптомов болезни, управление физиологическими функциями организма, на оптимизацию поведения.
Патогенетическая психотерапия позволяет наиболее полно реализовать каузальный подход к пониманию и ликвидации причин и механизмов болезни. Она наиболее значима при заболеваниях, где личностно-психологические механизмы являются ведущими в возникновении и сохранении болезненных нарушений, - это неврозы, психосоматические расстройства.
К симптоматической психотерапии, которая предусматривает активизацию когнитивного компонента личности, относится рациональная психотерапия . Она направлена на логическое убеждение пациента, обучение его правильному мышлению (Dubois P., 1912) и предусматривает различные варианты разъяснительной психотерапии. Убеждения - (персуазия) - процесс замены (изменения, перестройки, трансформации) ранее сформированных убеждений под влиянием дополнительной или разъяснительной информации, полученной из различных источников и в разных обстоятельствах. Лечение убеждением - это лечение информацией, которая поступает в связь и взаимодействие с представлениями, которые есть у больного.
Сторонником лечения убеждениям был швейцарский невропатолог Дюбуа, который детально разработал метод и давший ему название рациональная психотерапия (от лат. Ratio - разум). Термины "лечения убеждениям" и "рациональная психотерапия" является синонимами.

Техника лечения сводится к беседам с больным, при которых врач разъясняет ему причину заболевания и обратимый характер нарушений, которые у него есть, призывает больного изменить свое отношение к событиям, которые его беспокоят, прекратить фиксировать свое внимание на патологических симптомах, которые у него есть.

К симптоматической психотерапии, центрированной на эмоционально-волевой сфере личности, относят внушения (суггестии).
Под внушением, либо суггестией, понимаются информационные воздействия, которые вызывают ощущения, воображения, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также влияют на вегетативные функции.
Внушаемость - это своеобразное качество психики человека, позволяющее ему воспринимать информацию без критической его оценки.
Основные требования к психотерапевту - авторитарность (директивность).

Основным средством внушения является слово, речь психотерапевта - суггестора; невербальные факторы (жесты, мимика, действия) обычно выполняют дополнительными. Эффект суггестии тем сильнее, чем выше в глазах пациента авторитет врача, который проводит внушение, степень реализации внушения определяется также личностными особенностями пациента.
Противопоказанием к использованию суггестивных методов являются психозы. Основным осложнением суггестивной психотерапии сегодня признается ятрогения.

Гипнотерапия или гипносуггестивной психотерапия представляет собой метод психотерапии, использующий гипнотическое состояние в лечебных целях.
Под гипнабельностью понимается свойство центральной нервной системы, которое позволяет достигать измененного состояния сознания в ответ на направленное психологическое воздействие.

Гипноз же представляет собой особое состояние сознания, которое возникает под влиянием направленного психологического воздействия; он отличается как от сна, так и от бодрствования, и сопровождается повышением восприятие факторов при снижении чувствительности к действию других факторов внешней среды. Под рапортом (фр. Rapport - связь, доклад) в психотерапии понимается словесный контакт того кто гипнотизирует с тем, кто находится в гипнотическом состоянии.

В гипнотерапии основные диагностические приемы сводятся к гипнабельности. При низком уровне гипнабельности использование гипнотерапии имеет определенные трудности. Также перед началом гипнотерапевтического сеанса необходимо провести беседу, для того чтобы выяснить отношение больного к этому методу и устранить возможные опасения с его стороны.

В психотерапевтической практике выделяют 3 стадии:

- Сонливость -возникает сонливость и расслабление;

- Гипотаксия (каталептическое) - наблюдается недвижимость, мутизм, восковая гибкость;

- Сомнамбулизм - полная отчужденность от реальности, снохождение и вызванные образы.

В любой стадии гипнотического состояния должен поддерживаться рапорт.
Гипносуггестивной психотерапия может проводиться индивидуально и в группе. Индивидуальное проведение позволяет дать конкретные установки, созданные для больного, что повышает эффективность психотерапии. Групповой гипноз используется преимущественно в пределах санаторно-курортной сети.

Аутогенная тренировка (от греч. Autos - сам, genos - происхождение) - активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направленный на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия. Основными элементами методики являются тренировка мышечной релаксации, самовнушение и самовоспитание (аутодидактика). Активность аутогенной тренировки противостоит некоторым отрицательным сторонам гипнотерапии в ее классической модели - пассивному отношению больного к процессу лечения, зависимости от врача.

Методика проведения аутогенной тренировки.

Выделяют две степени аутогенной тренировки (по Шульцу):

1) низкая степень - обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания,

2) высокая степень - аутогенная медитация - создание трансовых состояний различного уровня.

Показания и противопоказания к аутогеннгой тренировке.

Аутогенная тренировка (АТ) наиболее эффективна при лечении неврозов и соматоформных расстройств, нарушении адаптации и психосоматических заболеваниях.

Отмечается хороший результат при бронхиальной астме, в инициальном периоде гипертонической болезни и облитерирующего эндоартериита, при диспноэ, эзофагоспазме, стенокардии, спастических болях в желудочно-кишечном тракте, язвенной болезни.

АТ включается в комплексное лечение алкоголизма и наркомании, для устранения абстинентного синдрома и формирования установки.
Противопоказания для АТ являются состояния неясного сознания и бред, особенно бред отношения и преследования. Не рекомендуется АТ при острых соматических приступах и вегетативных кризах.

Показания, осложнения и противопоказания к рациональной психотерапии.
Убеждение является составной частью не только любой формы психотерапии, но и любого контакта врача и пациента в каждой клинике. Психотерапевт сознательно или невольно обучает пациента конструктивному образу жизни, убеждает его принять личную ответственность за свои поступки и активную роль в управлении своей жизни.
Рациональная психотерапия в качестве одного из элементов входит во все виды психотерапии, без нее затруднено начало каждого из них.
Осложнений и противопоказаний нет.

Показания и противопоказания для проведення гипносуггестии .

Показаниями для гипноза могут быть: сильные головные боли, которые не подлежат снятию анальгетиками при невралгии тройничного нерва, сильные головные боли другой этиологии, фантомные боли. Есть результаты при лечении гипнозом атипичных форм бронхиальной астмы, приступов стенокардии, гипертонической болезни I и II стадии, неврозов, некоторых форм кожных заболеваний. Успешно применяется гипноз при лечении алкоголизма, наркомании, в акушерской и стоматологической практике.

Противопоказаниями для гипнотерапии следует считать в острой стадии, тромбозы, инсульт, III стадию ГБ, гипертонический криз.

Применения, осложнения и противопоказания психоанализа.

Психоанализ как психотехника может быть использована как информативная процедура для широкого круга патологии, требующей психотерапевтического лечения. Традиционно считается, что психоанализ показан пациентам с неврозами, личностными расстройствами, сексуальными нарушениями.

Показания, осложнения и противопоказания нейролингвистического программирования (НЛП).

В целом, при несомненных заслугах НЛП в плане попытки ассоциации нейро-лингвистических методик и психотерапии, НЛП не может быть рекомендовано к широкому применению в клинической практике; в психиатрии использование метода возможно только в клинике невротических расстройств.

Применения, осложнения и противопоказания арттерапии.
Под атр-терапией понимается использование (средств) искусства как терапевтического фактора. Терапия творческим самовыражением может использоваться как в стационаре, так и амбулаторно, в условиях поликлиники, а также диспансера, в кабинетах эстетотерапии (в санаториях), при работе с группами риска (с теми, кто страдает алкоголизмом). Кроме того, этот метод может занять весомое место в системе реабилитации психически больных.

Терапия творчеством противопоказана лицам с тяжелой депрессией и суицидальными мыслями, поскольку в обстановке одухотворенного творчества может усугубиться чувство тоскливой безысходности, отдаленности от людей.

Показания и противопоказания для проведення гештальт - терапии.
Гештальт-терапия используется в индивидуальной терапии, в терапии пар, в семейной, групповой терапии, в учреждениях (в школах, больницах, предприятиях). Этот подход используется для тех кто испытывает трудности перед проблемами (конфликт, прерывание отношений, одиночество, траур, безработица). В настоящее время большую распространенность получил этот метод в бизнес-консультировании. Перлз называл этот метод "терапией нормального человека".

Психологическая помощь в кризисных периодах и психологические особенности оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях .
Выделяют три вида психологической помощи:

1. Психологическое консультирование

2. Психокоррекция

3. Психотерапия

Под психологическим консультированием понимается проведение анализа психического состояния клиента с использованием различных методов психологической диагностики (интервью, эксперимент и др.) с предоставлением ему объективных данных и научных интерпретаций, а также процесс обучения навыкам психологической защиты и средствам нормализации своего эмоционального состояния.

Психологическая коррекция базируется на консультировании, которое предполагает целенаправленное активное психологическое воздействие на пациента с целью приведения его психического состояния к норме в случае диагностики у него каких-либо личностных аномалий. Психокоррекция это деятельность специалиста по исправлению тех особенностей личности, которые не являются оптимальными для нее.

Психотерапия - является видом активного психологического воздействия на пациента, который имеет психопатологические симптомы и синдромы и находится в состоянии кризиса, фрустрации, стресса.

Психопрофилактика – раздел общей профилактики, в рамках которого осуществляются мероприятия, направленные на предупреждение психических расстройств.

Задачами психопрофилактики являются:

1. предотвращение действия на организм болезнетворных факторов;

2. предупреждение развития заболеваний путём ранней диагностики и лечения;

3. предупредительное лечение и проведение мероприятий, предотвращающих рецидив болезней и переход в хронические формы.

Психопрофилактические мероприятия принято делить на три этапа, или уровня, в зависимости от того, здоров человек, страдает преходящими психическими расстройствами или имеются факторы риска заболевания либо у него обнаруживаются стойкая выраженная патология психики.

Первичная психопрофилактика - это система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения психических расстройств. Она распространяется как на собственно психические болезни, так и на расстройства, связанные с органической патологией головного мозга, патологии личности и психогении.

Основные виды первичной психопрофилактики:

v Воспитание психологической грамотности, просветительская работа, касающаяся вопросов стресса, его последствий и методов профилактики;

v Обучение общедоступным методам преодоления стрессовых состояний;

v Отработка навыков освобождения от вредных привычек, девиантных форм поведения;

v Изменение нарушенных межличностных отношений;

v Освоение приёмов саморегуляции.

Вторичная профилактика - система мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определённых условиях могут привести к обострению или рецидиву заболевания, в том числе к возникновению расстройств, опасных для здоровья или жизни самого больного или окружающих, а также предупреждение хронификации заболевания.

Наиболее эффективным методом вторичной психопрофилактики является диспансерное наблюдение, включающее выявление ранних признаков обострения заболевания, динамическое наблюдение, направленное лечение, реабилитационные мероприятия.

Третичная психопрофилактика - комплекс мер, направленных на предупреждение формирования негативных психических расстройств и инвалидизации при хронических психических заболеваниях. Целью мероприятий третичной психопрофилактики является реабилитация больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, лечебная и педагогическая коррекция.

Реабилитация направлена на восстановление социального статуса больного – ресоциализация , предполагающую возможность использования трудовых навыков, восстановление социальных связей больного и его индивидуальной и общественной ценности.

В любой области медицины, будь то хирургия, терапия, инфекционные или другие болезни, российское здравоохранение большое внимание уделяет вопросам профилактики. При решении вопросов предупреждения различных психических расстройств и заболеваний профилактические мероприятия должны быть своевременно внедряться в жизнь и практику здравоохранения.

Психопрофилактика представляет собой раздел общей профилактики и раздел медицинской психологии, который включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний.

Задачами профилактики являются: 1) предотвращение действия на организм болезнетворной причины, 2) предупреждение развития заболевания путем раннего его диагностирования и лечения, 3) предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.

Первичная профилактика включает в себя также несколько подразделов: провизорную профилактику, целью ее является охрана здоровья будущих поколений; генетическую профилактику – изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, которая направлена также на оздоровление будущих поколений; эмбриональную профилактику, направленную на оздоровление женщины, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения; постнатальную профилактику, состоящую в раннем выявлении пороков развития у новорожденных, своевременном применении методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития.

Вторичная профилактика. Под ней понимают систему мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания. Вторичная профилактика включает раннюю диагностику, прогноз и предупреждение опасных для жизни больного состояний, раннее начало лечения и применения адекватных методов коррекции с достижением наиболее полной ремиссии, длительной поддерживающей терапии, исключающей возможности рецидива болезни.

Третичная профилактика – система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение методов лечебной и педагогической коррекции.

Под психической профилактикой принято понимать систему мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней.

Все мероприятия, относимые к психической профилактике, направлены на повышение выносливости психики к вредным воздействиям. К ним относятся: правильное воспитание ребенка, борьба с ранними инфекциями и психогенными воздействиями, которые могут вызвать задержку психического развития, асинхронию развития, психический инфантилизм, которые делают психику человека неустойчивой к внешним воздействиям.


Между психикой человека и его соматическим состоянием имеется тесная связь. Устойчивость психического состояния может оказывать влияние на соматическое состояние. Известно, что при большом эмоциональном подъеме редко возникают соматические заболевания (примером могут служить военные годы). Состояние соматического здоровья также может оказывать влияние на психику человека, вести к возникновению тех или иных расстройств или препятствовать им.

В. А. Гиляровский писал, что роль нервного подъема в преодолении трудностей для организма и, в частности, вредностей для нервной системы должна быть использована в планировании работ психопрофилактического характера.

Как уже говорилось, психогениями принято называть заболевания, вызванные психическими травмами. Термин «психогенные заболевания» принадлежит Зоммеру и вначале применялся только для истерических расстройств. В. А. Гиляровский для обозначения этих состояний пользовался термином «пограничные состояния», подчеркивая этим, что указанные расстройства как бы занимают пограничное место между психическим заболеванием и психическим здоровьем или соматическими и психическими заболеваниями.

По мнению многих специалистов, с нервно-психическими нарушениями и болезнями необходимо вести такую же усиленную борьбу, как и с инфекциями. В профилактике психических заболеваний большую роль играют общепрофилакгические мероприятия, такие, как устранение инфекционных заболеваний, интоксикаций и других вредных воздействий внешней среды.

Все разделы психопрофилактики тесно связаны в тех случаях профилактики психических заболеваний, в которых речь идет о таких расстройствах, как реактивные состояния, в возникновении которых играют роль не только психогенные моменты, но и соматические расстройства.

Методы психопрофилактики и психогигиены включают в себя психокоррекционную работу рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям.

Методы психопрофилактики включают, в частности, предупреждение обострений психического заболевания. Поэтому может быть необходимым изучение динамики нервно-психического состояния человека во время трудовой деятельности, а также в бытовых условиях.

С помощью целого ряда психологических и физиологических методов ученые исследуют влияние различных профессиональных вредностей некоторых отраслей труда (факторы интоксикации, вибрации, значение перенапряжения в работе, самого характера производственного процесса и т. д.). В числе психопрофилактических мероприятий могут быть – массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними, информация населения и т. д.

Содержание и направленность конкретных психогигиенических и психопрофилактических мероприятий до сего времени остаются недостаточно разработанными. Некоторые авторы отмечают дискуссионность вопроса об обоснованности применения методов психотерапии в целях психогигиены и первичной профилактики. Это связано с пониманием одной из самых фундаментальных проблем психиатрии и медицинской психологии, т. е. проблемы соотношения психического здоровья и болезни, нормы и патологии.

Многие авторы отмечают, что в качестве главного критерия психического здоровья стала рассматриваться способность к постоянному развитию и обогащению своей личности, к реализации таких фундаментальных личностных свойств, как социальность, самостоятельность и сознательность.

Из такого понимания следует, как отмечал В. Н. Мясищев (1973), что основой психотерапевтического воздействия является в первую очередь процесс межличностного общения, в ходе которого для пациента и возникает возможность приобретения нового как познавательного, так и эмоционального опыта, необходимого ему для понимания своего внутреннего состояния, поведения и влияния последнего на других людей.

Как индивидуальная, так и групповая патогенетическая психотерапия в наибольшей степени способствует решению указанных задач развития личности, что, по сути своей, и соответствует психогигиеническим и психопрофилактическим целям.

Следует сказать, что учитывая близость проблемы эмоционального стресса, психогигиенических и психопрофилактических аспектов охраны психического здоровья, устранение болезненных форм нервно-психического напряжения в реальной жизни предполагает два возможных варианта: 1) устранение психотравмирующей ситуации, 2) изменение отношения к этой ситуации личности при условии, что сама ситуация сохраняется. А устранение же психотравмирующей ситуации предполагает также две возможности: 1) она объективно может быть изменена в желательном для личности направлении, 2) личность «уходит» из этой ситуации, «избегает» ее.

Психотравмирующие ситуации чаще всего связаны с конфликтными нарушениями межличностных отношений.

В случаях когда объектом системы психогигиенических и психопрофилактических мероприятий является отдельный индивид, содержание их должно включать обращение к лицам, которые так или иначе причастны к возникающим нарушениям межличностных отношений, обусловливающих травмирующую ситуацию. В реальной жизни это обычно члены семьи и сотрудники по работе.

Когда же объектом этих мероприятий являются большие группы людей и когда могут быть выделены некоторые типовые особенности поведения, часто приводящие к возникновению типовых же психотравмирующих обстоятельств, устранение и предупреждение нервно-психического перенапряжения требует уже обращения к значительному числу людей путем использования средств массовой коммуникации. Это такие средства как телевидение, видео, кино, радио, лекции, семинары и пр. Эти формы важны в профилактике психических стрессов, вызываемых нарушениями межличностных отношений в условиях, как правило, более случайных, кратковременных форм общения, имеющих место в повседневной жизни.

Другим же путем устранения болезненных форм нервно-психического напряжения, является «уход» из травмирующей ситуации или избегание ее. Этот путь, представляющийся внешне рациональным, оказывается в свете опыта клиники неврозов, как правило, неэффективным. Во-первых, индивид нередко, по существу, не в состоянии «уйти» из травмирующей его ситуации, обусловливающей нервно-психическое перенапряжение. Типичным примером является нервно-психическое перенапряжение, возникающее при гибели близких людей, при личностных реакциях на тяжелые соматические, неизлечимые, уродующие заболевания и пр. Ситуация может характеризоваться не столько объективной, сколько субъективной невозможностью «ухода» из нее из-за морально-этических соображений, чувства долга, ответственности. В ряде случаев это обусловлено наличием уже психологического конфликта, в основе которого находится борьба противоречивых личностных тенденций. Например, при супружеском конфликте желанию одного из супругов уйти из семьи может противодействовать страх одиночества, страх потери имущества, социального престижа и т. д. Не всегда «уход» из ситуации выступает как достаточно целесообразное средство для устранения нервно-психического перенапряжения, даже если это и возможно, так как оно при этом сохраняется и вне наличия психотравмирующих обстоятельств.

Опыт лечения неврозов свидетельствует о том, что наибольшее значение в проблеме предупреждения и устранения болезненных форм нервно-психического напряжения имеют мероприятия, направленные не столько на устранение психотравмирующих обстоятельств, сколько на реконструкцию нарушенных отношений личности.

Возрастает роль методов семейной психотерапии среди других средств психогигиены и психопрофилактики. Семейная психотерапия рассматривается как метод профилактики психогенных заболеваний, психопрофилактики применительно к лицам с повышенным риском суицидального поведения, при обусловленности его семейными дисгармониями, а также у больных с тяжелыми соматическими заболеваниями, в частности инфарктом миокарда – Зайцев В. П. (1975).

Другие методы, направленные на устранение нервно-психического напряжения, может иметь своим основанием психотерапевтические воздействия, относимые к симптоматическим.

Например, с помощью императивных внушений психотерапевт может пытаться уменьшить стрессовое значение психотравмирующих обстоятельств, повысить силу конструктивных противодействий личности этим обстоятельствам, уменьшить или снять отдельные болезненные проявления нервно-психического напряжения, включая его соматовегетативные корреляты.

Метод аутогенной тренировки, получивший значительное распространение в психотерапевтической практике, направлен прежде всего на развитие способности к саморегуляции исходно непроизвольных функций организма, что может быть использовано для снятия или уменьшения нервно-психического перенапряжения. Аутогенная тренировка получила широкое применение для решения психогигиенических и психопрофилактических задач в производственных условиях, в спорте и т. д., еще во времена социализма. Например В. Е. Рожновым и А. А. Репиным разработана система психологической производственной тренировки для лиц морских профессий. Программа психопрофилактической подготовки, основанной на обучении методам саморегуляции в вариантах седативно-охранительного и энергетически активизирующего ее действия, создана А. Т. Филатовым и его сотрудниками для ряда специалистов в промышленности. При этом использовались электронные устройства, создающие возможности самоощущения, произвольного самоконтроля и управления соматовегетативными функциями с применением биологической обратной связи. А для решения задач психогигиены и психопрофилактики в спорте были разработаны комплексы приемов психической саморегуляции. Многими авторами подчеркивается, что речь идет не о механическом перенесении тех или иных суггестивных приемов в различные области социальной практики человека, а о создании специальных вариантов этих методов, учитывающих особенности деятельности в соответствующих областях.

Следует отметить, что эффективность методов внушения, самовнушения, «поведенческих» приемов подтверждается многими авторами. Роль этих методов в устранении болезненных форм нервно-психического напряжения может быть важной в тех случаях, когда в его развитии в качестве ведущей причины выступают обстоятельства, патогенная роль которых в малой степени детерминируется особенностями личности и историей формирования ее отношений. Чаще это кратковременные стрессы, так как причины их кроются в большей степени во внешних обстоятельствах, а не во внутренних психологических конфликтах, влекущих за собой обычно развитие хронического нервно-психического напряжения.

Большое место занимают методы психотерапии, не требующие непосредственного участия врача-психотерапевта, психолога и использующие современные технические средства. В нашей стране и в особенности за рубежом получают распространение психотерапевтические сеансы в аудиозаписи, видеофильмы, которые предназначены для индивидуального пользования и могут транслироваться по радио и телевидению одновременно для больших групп людей (например, для отдельных палат и больниц в целом, санаториев и домов отдыха). Эти формы психотерапии оправдывают себя в той мере, в какой возможен отказ от обратной связи «больной – психотерапевт». К определенным достоинствам вариантов психотерапии можно отнести то, что в этих случаях опыт наиболее квалифицированных и искусных психотерапевтов может быть использован применительно к широкому кругу больных, а в ряде случаев и практически здоровых людей при решении задач психогигиены и психопрофилактики.

К числу методов такого опосредованного психотерапевтического воздействия следует отнести библиотерапию и музыкотерапию – использование специально подбираемых литературных и музыкальных произведений для воздействия на личность, отношения, нервно-психическое состояние человека с психотерапевтической и психогигиенической целью.

«Необходимо отметить важную роль при осуществлении задач охраны психического здоровья психогигиенических и психопрофилактических знаний, их широкой пропаганды, в особенности знаний сущности психогенных расстройств, роли личности и нарушения ее отношений в их возникновении» Б. Д. Карвасарский.

Знание определенных гигиенических правил способствует сохранению соматического здоровья, знание правил психогигиены необходимо для здоровья психического.

На значение организации и систематического проведения психогигиенического воспитания в психопрофилактике указывает Г. К. Ушаков (1978).

Наряду с методами психотерапии, которые могут применяться для устранения и предупреждения болезненных форм нервно-психического напряжения, распространение получили психофармакологические средства. Это объясняется успехами фармакологии, и значительной распространенностью эмоционально-стрессовых реакций в связи с нарастающим темпом и напряжением современной жизни.

Существуют причины, объясняющие повышенный интерес к медикаментозным средствам, которые могут быть использованы для воздействия на психическое состояние человека, в особенности в целях оптимизации его деятельности. Невозможность удовлетворения потребности в квалифицированной психотерапевтической помощи при нервно-психическом перенапряжении всех, кому она показана и где она может быть эффективной, прежде всего из-за больших временных затрат. Напротив, психотропные препараты характеризуются широкой доступностью и хотя бы в будущем можно надеяться на получение средств, отличающихся более высокой избирательной эффективностью и быстротой действия. Особенностью этой группы препаратов является их способность избирательно воздействовать на страх, тревогу, депрессию, астению.

Как выбор, так и дозировка препаратов требуют знания показаний и противопоказаний к их применению в каждом случае, использование их целиком относится к компетенции медицинских работников.

Следует подчеркнуть, что полное перенесение опыта применения препаратов в медицинской практике на область устранения и предупреждения длительного нервнопсихического напряжения у здоровых людей требует соответствующей проверки и проведения специальных исследований.

В ряде случаев лишь система психотерапевтических и фармакотерапевтических воздействий обеспечивает наилучшие условия для устранения болезненных форм нервно-психического напряжения, соотношение же этих компонентов должно определяться с учетом конкретных обстоятельств. Следует при этом учитывать, что в то время как фармакотерапевтические средства обеспечивают скорее тактический непосредственный успех, психотерапия может способствовать стратегическому успеху, более длительному и устойчивому, с повышением общей стрессовой толерантности личности.

Можно отметить основные направления деятельности врача и психолога, ответственных за отбор и психическое состояние лиц, деятельность которых протекает в экстремальных условиях. Психогигиеническая и психопрофилактическая подготовка коллективов для работы в экстремальных условиях во многом могла бы быть обеспечена путем исключения во время отбора лиц, отличающихся низкой стрессовой толерантностью. Значение профотбора как важного звена психогигиенических и психопрофилактических мероприятий подчеркивается К. К. Платоновым (1973), В. Е. Рожновым и А. А. Репиным (1974), Ц. П. Короленко (1978) и др. При осуществлении профотбора в то же время необходимо иметь в виду замечание К. К. Платонова и Т. И. Тепенициной (1976) о том, что любое психическое свойство или черта личности, выступая в разных структурных сочетаниях, могут играть самые различные роли в деятельности человека.

Оптимальная деятельность, и это особенно значимо для экстремальных условий, во многом определяется целевой установкой и мотивацией.

В XXI веке, когда возрастает число людей, связанных с деятельностью в условиях эмоциональной напряженности, при одновременном повышении требовательности к их квалификации и при отсутствии абсолютной надежности прогнозирования стрессовой устойчивости, существенное значение приобретает проблема их психологической подготовки.

Психологическая подготовка должна проводиться как в индивидуальной, так и прежде всего в групповой ее формах. При последней могут использоваться приемы моделирования различных ситуаций, в частности связанных с будущей деятельностью в экстремальных условиях, с последующей групповой дискуссией, направленной не только на коррекцию неправильных отношений, но главным образом на создание оптимальной мотивации ожидаемой деятельности, основанной на осознании единства общественно ценного и одновременно индивидуально личностно значимого содержания совместной деятельности. Могут быть использованы такие приемы групповой терапии, как психогимнастика, рецептивная музыкотерапия и др., приобретающие значение не только в период подготовки, но и. в качестве методов обучения к применению их уже в экстремальных условиях в будущем, наличных психологических конфликтов, лежащих вне сферы будущей деятельности, информирование об ожидаемых психологических трудностях, прежде всего индивидуально-значимых, рекомендации о наиболее адекватных для этих случаев типах компенсаторных реакций и др.

Как подчеркивает О. Н. Кузнецов (1976), выдвинутый В. Н. Мясищевым принцип изучения адекватности личностных отношений к среде оказывается одинаково применимым при решении как терапевтических, так и психогигиенических и психопрофилактических задач медицинской психологии, объединяя в едином неразрывном подходе личностные проблемы экстремальной и медицинской психологии.

Применение различных психогигиенических и психопрофилактических мероприятий непосредственно в экстремальных условиях во многом определяется конкретной обстановкой, в которой протекает деятельность группы, ее численностью, продолжительностью деятельности в особых условиях, наличием или отсутствием врача, психолога и пр.

Наиболее полезным может оказаться использование тех индивидуальных и групповых методов, которые уже применялись в предварительном периоде. В то же время возрастает роль методов, основанных на внушении, и применения психотропных средств.

Можно предполагать, что эффективность деятельности спецконтингентов в экстремальных условиях будет во многом определяться эффективностью всей системы психогигиенических и психопрофилактических мероприятий на различных этапах их подготовки.

Специфика деятельности людей с развитием научно-технического прогресса требует комплексного подхода к проблеме охраны психического здоровья. Это предполагает, с одной стороны, тесное объединение гигиенических, психопрофилактических и лечебных мероприятий, и с другой – постоянное взаимодействие целого ряда смежных дисциплин: медицины, психологии, педагогики и др.

На взаимосвязь оздоровительно-восстановительной практики и психологического формирования человека, психотерапии и социально-педагогических воздействий указывает Е. В. Шорохова (1978). Создание таких условий формирования личности, которые выступали бы действительными детерминантами ее всестороннего и целостного развития, по мнению А. Ф. Полиса (1978), представляет собой магистральный путь общественной психогигиены и психопрофилактики, имманентный предметно-деятельной сущности человека.

Психопрофилактика – раздел общей профилактики, в рамках которого осуществляются мероприятия, направленные на предупреждение психических расстройств.

Задачами психопрофилактики являются:

1. предотвращение действия на организм болезнетворных факторов;

2. предупреждение развития заболеваний путём ранней диагностики и лечения;

3. предупредительное лечение и проведение мероприятий, предотвращающих рецидив болезней и переход в хронические формы.

Психопрофилактические мероприятия принято делить на три этапа, или уровня, в зависимости от того, здоров человек, страдает преходящими психическими расстройствами или имеются факторы риска заболевания либо у него обнаруживаются стойкая выраженная патология психики.

Первичная психопрофилактика - это система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения психических расстройств. Она распространяется как на собственно психические болезни, так и на расстройства, связанные с органической патологией головного мозга, патологии личности и психогении.

Основные виды первичной психопрофилактики:

v Воспитание психологической грамотности, просветительская работа, касающаяся вопросов стресса, его последствий и методов профилактики;

v Обучение общедоступным методам преодоления стрессовых состояний;

v Отработка навыков освобождения от вредных привычек, девиантных форм поведения;

v Изменение нарушенных межличностных отношений;

v Освоение приёмов саморегуляции.

Вторичная профилактика - система мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определённых условиях могут привести к обострению или рецидиву заболевания, в том числе к возникновению расстройств, опасных для здоровья или жизни самого больного или окружающих, а также предупреждение хронификации заболевания.

Наиболее эффективным методом вторичной психопрофилактики является диспансерное наблюдение, включающее выявление ранних признаков обострения заболевания, динамическое наблюдение, направленное лечение, реабилитационные мероприятия.

Третичная психопрофилактика - комплекс мер, направленных на предупреждение формирования негативных психических расстройств и инвалидизации при хронических психических заболеваниях. Целью мероприятий третичной психопрофилактики является реабилитация больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, лечебная и педагогическая коррекция.

Реабилитация направлена на восстановление социального статуса больного – ресоциализация , предполагающую возможность использования трудовых навыков, восстановление социальных связей больного и его индивидуальной и общественной ценности.