Медицинская учебная литература. Психопрофилактика и ее основные принципы Третичная психопрофилактика

Различные психотерапевтические методики могут применяться в рамках всех видов психопрофилактики. Так, в составе первичной психопрофилактике работа со здоровыми людьми, оказавшимися в какой-либо психотравмирующей ситуации, вполне может полностью восстановить нормальное психическое состояние человека.

Применение психотерапии для предупреждения обострения психических заболеваний является вторичной профилактикой – эти методы всегда применяются для лечения больных с психическими заболеваниями и отличаются высокой эффективностью.

Наконец, в рамках третичной профилактики психических заболеваний психотерапия применяется в составе комплексного лечения обострений психических заболеваний, адаптации больных в обществе и подавления их агрессивности.

Профилактика психических заболеваний является одной из главных задач психиатра

Первичная психопрофилактика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику. На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний. Первичная психопрофилактика тесно связана с профилактикой общей и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей. По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мероприятий, поскольку способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут как неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.), так и факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития мозга, неблагоприятной наследственности и т.п.).



Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики отводится психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам, которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности. Здесь задачи также сложны и многообразны. Они тесно смыкаются с социальной психологией, так как необходимо внимательное изучение групповой, коллективной деятельности, совместного поведения и общения, особенностей психического состояния индивида в группе. Серьезное внимание надо уделять применению медицинской и психологической экспертизы различных производств и технологических процессов, например разработке мероприятий, предупреждающих неблагоприятное, невротизирующее действие монотонности поточно-конвейерного производства.

Вторичная психопрофилактика - это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение. Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса. Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение. Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению. Успехи активных методов лечения, особенно достижения психофармакологии, заметно отразились на исходах психических заболеваний: повысилось число случаев практического выздоровления, увеличилась выписка больных из психиатрических больниц. Однако следует помнить, что вторичная профилактика направлена не только на биологическую основу болезни, она требует применения психотерапии и социотерапии в широком смысле этих понятий.

Третичная психопрофилактика - это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание. Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания. Во многих случаях для предупреждения рецидива психического заболевания больному требуется применение поддерживающей психофармакотерапии. Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза с успехом применяются с профилактической целью соли лития. При неврозах главное место в поддерживающей терапии принадлежит психотерапии и т.д.

В поддерживающей терапии при психических заболевания большую роль играет использование труда в специально созданных условиях лечебно-трудовых мастерских, терапия занятостью (чтение, участие в самодеятельности) и другие социотерапевтические меры, которые направлены не на биологическую основу болезни, а адресованы к личности больного. В любом случае, при предупреждении утраты работоспособности при нервно-психических заболеваниях или профессиональных и личностных кризисах речь идет обычно о профессиональной реабилитации (поиск новых ресурсов в профессиональной деятельности, возможностей профессионального роста или в ряде случаев - возможной смене профессии); социальной адаптации (создание максимально благоприятных условий для больного человека при его возвращении в привычную окружающую среду) и поиске путей для самоактуализации личности (осознание личностью собственных возможностей для пополнения ресурсов роста и развития).

Реабилитация (лат. rehabilitatio - восстановление в правах) - система медицинских, психологических и социальных мер, предупреждающих дальнейшее развитие болезни, потерю работоспособности и направленных на возможно более раннее и эффективное возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду и активной социальной жизни. Лечение болезни может проводиться без специальных реабилитационных средств, но реабилитация включает также лечебные средства для достижения своих целей. Важнейшими задачами реабилитации являются восстановление личного (в собственных глазах) и социального (в глазах окружающих) статуса больного - семейного, трудового, общественного. М.М. Кабановым (1978) были выделены основные принципы и этапы реабилитации при нервно-психических расстройствах.

Основные принципы реабилитации: 1) партнерство - постоянная апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения; 2) разносторонность воздействий - указывает на необходимость использовать разные меры воздействия, от биологического лечения до разных видов психотерапии и социотерапии, привлечение к восстановлению больного семьи, ближайшего окружения; 3) единство психосоциальных и биологических методов воздействия - подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного; 4) ступенчатость воздействий - включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер к другим (например, на начальных этапах болезни могут превалировать биологические методы лечения болезни, а на этапах выздоровления - психо- и социотерапевтические).

Основные этапы реабилитации: 1) восстановительная терапия - лечение в стационаре, активная биологическая терапия с включением психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режима к активизирующему; 2) реадаптация - начинается в стационаре и продолжается во внебольничных условиях, адаптация к семье, наряду с поддерживающей терапией применяют лечение трудом, а при необходимости обучают новой профессии; 3) реабилитация в собственном значении слова - рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь.

Основными группами мето­дов психогигиены и психопрофилактики являются следующие:

♦ Санитарное просвещение.

♦ Общие с психотерапией и психокоррекцией методы.

♦ Методы оздоровления на основе искусства и творчества.

♦ Ментальные упражнения.

♦ Трансовые методы.

♦ Библиотерапия.

♦ Ведение дневника.

♦ Методы биологической обратной связи.

Перечисленные методы не являются универсальными. То, что при­менимо к одним объектам психогигиенической и психопрофилакти­ческой помощи, неприменимо к другим. Выбор методов должен быть обусловлен спецификой стоящих задач, доминирующими характери­стиками той или иной группы населения, особенностями состояния индивида, если речь идет о помощи конкретному человеку. Психоги­гиеническая компетентность не может быть достаточной без собст­венных усилий человека, без самообучения, без знаний и умений ока­зывать психологическую самопомощь.

Санитарное просвещение (термин «санитария» от лат. sanitas - здоро­вье) - совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на сохранение, укреп­ление и скорейшее восстановление здоровья и трудоспособности чело­века, на продление активного периода его жизни.

Санитарное просвещение (в англоязычной литературе health edu­cation) тесно связано с профилактикой болезней. Оно выступает как средство изменения поведения, которое содержит риск возникновения определенного заболевания. По сути своей - это учебное мероприятие, предусматривающее ту или иную форму коммуникации, расширяющее знания и навыки, обеспечивающие здоровье, и основы сознательного отношения к здоровью. Различные формы санитарного просвещения должны быть ориентированы не только на индивида, но и на группы, организации и целые общины. Такой подход предполагает повыше­ние осведомленности об экологических, экономических и социальных причинах здоровья и болезни.

В недавнем прошлом санитарное просвещение было в основном направлено на пополнение знаний о поведении риска. В настоящее время многие специалисты оценивают такой подход как неспособный, несмотря на различные усовершенствования, обеспечить желаемые из­менения в образе жизни и поведении. Считается, что одинаково важ­ны знания о социальных и экономических факторах, поведении инди­вида и образе жизни. Акцент должен быть сделан на пополнение знаний о всевозможных мерах по улучшению здоровья и приобретению на­выков осознанного выбора образа жизни

Публикация посвящена такому важному разделу психологии и медицины, как психопрофилактика. Это важная часть знаний практикующего специалиста, который занимается сохранностью нервно-психического здоровья человека.

Что такое психопрофилактика?

Сначала стоит дать определение термина. Психопрофилактика - это один из разделов общей профилактики, который включает в себя совокупность мероприятий, направленных на изучение причин и своевременное устранение психических нарушений и заболеваний.

То есть психопрофилактическая деятельность направлена на формирование общей психологической культуры, создание условий для развития и своевременное предотвращение возникновения нарушений в становлении личности. Такая работа может проводиться с детьми, родителями, заменяющими их лицами, педагогами, сотрудниками компании и так далее.

Цели и задачи

Цель психопрофилактики - это своевременное определение и устранение факторов, ведущих к отклонениям в развитии.

К задачам можно отнести следующие.

  • Предупреждение развития отклонения путем ранней диагностики.
  • Устранение действия болезнетворной причины на личность или организм.
  • Проведение мероприятий, предотвращающих рецидивы.

В широком понимании психопрофилактика детей и взрослых предполагает проведение психологических мероприятий, которые укрепляют, улучшают и сохраняют психическое здоровье и самочувствие; предотвращают возникновение фобий, невротических расстройств; противодействуют эмоциональному выгоранию, стрессовому воздействию; решают проблемы психической организации на личностном, поведенческом и экзистенциальном уровнях.

Методы психопрофилактики

Для проведения психопрофилактической работы используется ряд методов:

  • Ранняя диагностика психических отклонений и заболеваний.
  • Медицинское обследование психического состояния разных групп населения - учащихся, военнослужащих и так далее.
  • Санитарно-просветительская работа.
  • Сбор статистических данных по условиям возникновения психических отклонений и их последующих анализ.
  • Организация специальной медпомощи (психоневрологических санаториев, диспансеров, ночных и дневных стационаров).

Как показывает опыт специалистов, психопрофилактика и психотерапия неразрывно связаны друг с другом. Важно корректировать межличностные отношения, чтобы устранить эмоциональные и поведенческие нарушения. Для этого используются различные методы семейной психотерапии.

Сферы профилактики

Специалисты выделяют следующие сферы психопрофилактической деятельности:

  • Предупреждение академических проблем. Сюда входит развитие познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, речи, воображения и т. д.) и мыслительных функций (логических, критических, творческих и интуитивных). Как правило, эти виды работ проводятся образовательных учреждениях с детьми начиная с раннего возраста. Но это может быть актуально и для взрослых людей, которые утратили эти способности из-за травмы или тяжелой болезни. Работа с такими пациентами осуществляется в медицинских и прочих лечебных учреждениях.
  • Профилактика социальных и личностных проблем. Она предполагает формирование адекватного отношения к алкоголю, табаку, наркотикам и половым контактам. Также может проводиться обучение критически воспринимать любую рекламу, говорить «нет», управлять агрессией, навыкам поведения в конфликтах и так далее. Как правило, именно в форме тренингов реализуется эта сфера психопрофилактики.
  • Направлена на восстановление утраченных психических функций и образований. Они могут быть нарушены из-за психической или физической травмы, искажений в ходе развития (неполная семья, гипер- или гипоопека родителей, деструктивная социальная группа и так далее). Также сюда входит формирование адекватной Я-концепции и осознанной мотивации, что может быть актуально для любого человека.

Формы психопрофилактического воздействия

Существуют различные виды психопрофилактики:

1. Информирование. Это самое распространенное направление работы. Оно может осуществляться в виде бесед, лекций, просмотра фильмов, видеороликов и распространения узкой литературы. Смысл подхода - это воздействие на когнитивные процессы для повышения способности личности принимать конструктивные решения. Обычно используется информация, которая подтверждена статистическими данными. Также она может иметь запугивающий характер. Например, упоминаются негативные последствия потребления наркотиков, описывается личностная деградация и драматические судьбы девиантов.

2. Организация социального окружения. Эта форма предполагает воздействие на среду. Может быть направлена такая психопрофилактика на педагогов, класс, школу, социальную группу, семью, конкретную личность. Иногда объектом влияния становится целое общество. Чаще всего для формирования общего негативного мнения по поводу девиантного поведения. Для реализации этой формы профилактики может создаваться социальная реклама (например, для выработки установок на трезвость и здоровый образ жизни). Здесь особое значение имеет участие средств массовой информации.

3. Формирование желания вести здоровый образ жизни. При такой форме работы создается представление о личной ответственности за свое здоровье, гармонию со своим организмом и окружающим миром. Также человек учится противодействовать неблагоприятным факторам и достигать состояния, оптимального для конкретной ситуации.

4. Стимуляция личностных ресурсов. Предполагает творческое самовыражение, занятие спортом, участие в группах психологического роста. В свою очередь, это обеспечивает активность человека, его здоровье и устойчивость к влиянию негативных внешних факторов. Особенно важной эта форма работы является для обеспечения психопрофилактики детей.

5. Минимализация и устранение негативных последствий деструктивного поведения. Обычно эта форма работы применяется в тех случаях, когда отклоняющиеся от нормы действия уже закрепились в сознании личности. Основной целью является предупреждение рецидивов и их нежелательных последствий.

6. Активное обучение важным социальным навыкам. Обычно оно реализуется через групповые тренинги. Наиболее распространены следующие их типы:

  • Тренинг выработки жизненных навыков. Под ними принято понимать самые важные социальные умения. В первую очередь это умение общаться, выстраивать дружеские связи и разрешать конфликты. Не менее значимыми являются навыки уверенного поведения, самоконтроля, изменения себя в зависимости от ситуации. Также сюда можно отнести способность принимать ответственность, отстаивать свои интересы.
  • Тренинг ассертивности. Он основан на идее, что девиантное поведение напрямую связано с эмоциональными нарушениями. Поэтому на занятии психолог учит эффективно справляться со стрессом, понимать свои чувства и выражать их допустимым образом. Также в процессе тренинга повышается самооценка, стимулируется стремление к самоопределению и развитию позитивных ценностей.
  • Тренинг резистентности. Это психопрофилактика негативного социального влияния. В ходе занятия формируются позитивные установки и вырабатывается сопротивляемость деструктивным факторам.

По способу организации психопрофилактической деятельности можно выделить индивидуальную, групповую и семейную форму работы.

Принципы

Специалисты отмечают, что при проведении психопрофилактики необходимо соблюдать следующие принципы:

  1. Адресность. Это означает, что следует учитывать, половые, возрастные и социальные характеристики.
  2. Комплексность. Эффективнее всего воздействовать на различных уровнях: личности, семьи и социального пространства.
  3. Позитивность информации.
  4. Сведение негативных последствий к минимуму.
  5. Направленность результата на будущее.
  6. Максимальная активность, личная заинтересованность и ответственность участников.

Этапы

Специалисты выделяют несколько этапов (уровней) психопрофилактики в зависимости от того, здоров ли человек, находится он в зоне риска, имеет психические расстройства или выраженную стойкую патологию. Принято придерживаться международной классификации. Согласно ей, профилактика делится на:

  • первичную;
  • вторичную;
  • третичную.

Первичная профилактика

Это комплекс мероприятий, которые направлены на предупреждение возникновения расстройств психики. Они распространяются как на сами психические заболевания, так и на нарушения, связанные с органическими отклонениями головного мозга. Первичная психопрофилактика предполагает изучение устойчивости психики к влиянию вредных агентов среды, выявление возможных путей улучшения этой выносливости и предотвращение психогенных заболеваний.

Мероприятия этого уровня тесно взаимосвязаны с общей профилактикой. Поэтому в них должны участвовать специалисты разных областей (психологи, врачи, физиологи, социологи и гигиенисты). При этом особая роль отводится психотерапевтам и клиническим психологам, которые способны не только выявлять нервно-психические заболевания на ранних этапах, но и разрабатывать и внедрять специальные мероприятия.

В некотором смысле первичная профилактика - это диспансеризация здоровых людей, поскольку нервно-психические расстройства могут возникнуть из-за нескольких причин:

  1. Неблагоприятных социально-психологических условий развития и существования. Неправильного воспитания в детстве, микросоциальных конфликтов, информационных перегрузок и т. п.
  2. Факторов биологического характера. Неблагоприятной наследственности, травм мозга, соматических заболеваний, интоксикаций, вредного воздействия на этапе внутриутробного развития.

Можно выделить несколько видов первичной :

  1. Воспитание у населения психологической грамотности.
  2. Просветительская работа, которая касается вопросов стрессовых ситуаций, их последствий, методов профилактики и способов противостоять им.
  3. Коррекция деструктивных межличностных отношений.
  4. Обучение приемам саморегуляции.
  5. Освоение навыков освобождения от девиантного поведения и вредных привычек.

Вторичная психопрофилактика

Вторичная психопрофилактика - это комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию таких факторов риска, которые при наличии определенных условий приводят к рецидиву или обострению заболевания. В том числе могут возникнуть расстройства, опасные для жизни и здоровья не только самого больного, но и окружающих.

Вторичная психопрофилактика предполагает максимально раннее определение начальных стадий нервно-психических отклонений и их своевременное активное лечение. То есть проводится контроль за утяжелением или повторным появлением негативных последствий уже протекающего заболевания. Если лечение будет несвоевременным или некачественным, то заболевание может принять затяжной

На исход психических заболеваний сильно влияют активные методы лечения, передовые фармакологические препараты. Они заметно повышают число случаев выздоровления и выписки пациентов из психиатрических больниц. Но следует иметь в виду, что вторичная психопрофилактика поведения предполагает не только работу с биологической составляющей нарушения. Она также требует использования социотерапии и психотерапии. Наиболее эффективным методом для данного уровня психологической профилактики считается диспансерное наблюдение. Оно включает в себя раннее выявление признаков отклонения, динамический осмотр, направленное лечение и реабилитацию.

Третичная психопрофилактика

Третичная психопрофилактика - это система мероприятий, целью которых является предотвращение формирования психических отклонений и инвалидизации при хронических расстройствах. Меры направлены на реабилитацию больных, которые лишились полноценной жизнедеятельности.

То есть на этом уровне психопрофилактики психологи и другие специалисты занимаются предупреждением инвалидности при наличии нервно-психического расстройства. Важно предотвратить возникновение рецидивов и восстановить трудоспособность человека.

В лечении большое значение имеет грамотный подбор медицинских препаратов и педагогическая коррекция. Так, при аффективных расстройствах (например, при маниакально-депрессивном психозе) упор делается на использование солей лития. Для профилактики неврозов в основном назначается психотерапия и прочие формы работы.

При третичной психопрофилактике особая роль отводится приемам, которые направлены на сохранение работоспособности. Для этого обычно проводятся следующие мероприятия:

  • Поиск путей для самоактуализации. Человек должен осознать собственные возможности, чтобы пополнить свои ресурсы роста и развития.
  • Профессиональная реабилитация. Это поиск возможностей карьерного роста, новых ресурсов для деятельности или смена профессии.
  • Социальная адаптация. При возвращении больного человека в привычную среду должны быть созданы максимально благоприятные условия.

Психопрофилактика и психогигиена - одно и то же?

Что такое психопрофилактика, уже было рассмотрено. Теперь необходимо познакомиться с понятием психологической гигиены. Это наука о поддержании и сохранении нервно-психического здоровья личности. Психогигиена выполняет ряд важных задач. Она создает научно обоснованные психогигиенические нормативы и рекомендации. Передает эти знания и обучает необходимым навыкам педагогов, медицинских работников, родителей и прочие группы. Также в задачи входит санитарно-просветительская работа, которая ведется среди широкого круга населения.

Некоторые специалисты считают, что между психогигиеной и психопрофилактикой можно поставить знак тождества. Такое мнение небезосновательно.

Например, немецкий ученый К. Гехт, рассказывая в своей книге о психогигиене, дает свое определение этой науке. Он писал, что под психологической гигиеной можно понимать профилактическую охрану нервно-психического здоровья человека. Для этого, по его мнению, нужно создавать оптимальные условия для полноценного развития личности и функционирования мозга. Не менее важно повышать сопротивляемость психики вредоносным факторам окружающей среды. Также необходимо устанавливать многосторонние межличностные отношения, улучшать условия жизни и труда.

Советский психолог К. К. Платонов считал, что психогигиена - это наука, которая лежит на пересечении гигиены и медицинской психологии. Она направлена на оздоровление среды и улучшение условий жизни.

По мнению Л. Л. Рохлина, необходимо разграничивать понятия психопрофилактики и психологической гигиены. Они лишь тесно взаимосвязаны друг с другом. Ведь укрепить и сохранить психическое здоровье невозможно без предотвращения болезней. Ученый говорил об условном разграничении этих двух отраслей. Он полагал, что главная цель психогигиены - это укрепление, улучшение и сохранение здоровья путем формирования надлежащей общественной и природной среды, соответствующего образа жизни и режима. В то время как психопрофилактика направлена на предупреждение психических отклонений.

Итак, публикация рассказала об основах психопрофилактики, ее целях, задачах, принципах, формах, методах и уровнях. Можно подвести некий итог. Психопрофилактика представляет собой отрасль общей профилактики здоровья, которая связана с рядом общественных и медицинских наук. Это направление науки полезно для всех, в том числе для людей без психических отклонений. Ведь, как известно, заболевание проще предупредить, чем лечить его. Если же отклонение запущено, то психопрофилактика тоже способна помочь найти подходящее решение по стабилизации состояния.

Психопрофилактика – раздел общей профилактики, в рамках которого осуществляются мероприятия, направленные на предупреждение психических расстройств.

Задачами психопрофилактики являются:

1. предотвращение действия на организм болезнетворных факторов;

2. предупреждение развития заболеваний путём ранней диагностики и лечения;

3. предупредительное лечение и проведение мероприятий, предотвращающих рецидив болезней и переход в хронические формы.

Психопрофилактические мероприятия принято делить на три этапа, или уровня, в зависимости от того, здоров человек, страдает преходящими психическими расстройствами или имеются факторы риска заболевания либо у него обнаруживаются стойкая выраженная патология психики.

Первичная психопрофилактика - это система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения психических расстройств. Она распространяется как на собственно психические болезни, так и на расстройства, связанные с органической патологией головного мозга, патологии личности и психогении.

Основные виды первичной психопрофилактики:

v Воспитание психологической грамотности, просветительская работа, касающаяся вопросов стресса, его последствий и методов профилактики;

v Обучение общедоступным методам преодоления стрессовых состояний;

v Отработка навыков освобождения от вредных привычек, девиантных форм поведения;

v Изменение нарушенных межличностных отношений;

v Освоение приёмов саморегуляции.

Вторичная профилактика - система мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определённых условиях могут привести к обострению или рецидиву заболевания, в том числе к возникновению расстройств, опасных для здоровья или жизни самого больного или окружающих, а также предупреждение хронификации заболевания.

Наиболее эффективным методом вторичной психопрофилактики является диспансерное наблюдение, включающее выявление ранних признаков обострения заболевания, динамическое наблюдение, направленное лечение, реабилитационные мероприятия.

Третичная психопрофилактика - комплекс мер, направленных на предупреждение формирования негативных психических расстройств и инвалидизации при хронических психических заболеваниях. Целью мероприятий третичной психопрофилактики является реабилитация больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, лечебная и педагогическая коррекция.

Реабилитация направлена на восстановление социального статуса больного – ресоциализация , предполагающую возможность использования трудовых навыков, восстановление социальных связей больного и его индивидуальной и общественной ценности.

Психопрофилактика - раздел медицинской (клинической) психологии, который разрабатывает и внедряет в практику ме­ры по предупреждению психических за­болеваний, их хронизации, способству­ет реабилитации психически больных.

Понятие «психопрофилактика» тесно связано с понятием психогигиены, разграничение их (осо­бенно психогигиены и первичной психопрофилактики) до­вольно условно. Главным отличием яв­ляется разная направленность этих двух дисциплин: психогигиена – раздел медицинской (клинической) психологии, имеющий целью сохранение, укрепление и улучшение психического здоровья пу­тем организации надлежащей природ­ной и общественной среды, соответству­ющего режима и образа жизни; психопрофилактика на­правлена на предупреждение психичес­ких расстройств.

Отличие психогигиены и психопрофилактики также состоит в объекте их исследования и практическо­го применения: психогигиена направле­на на сохранение психического здоровья; психопрофилактика охватывает область субкли­нических и клинических нарушений психики.

Проблемам психопрофилактики в той или иной мере уде­лялось внимание с давних времен. Од­нако начало систематизированной пси­хопрофилактической деятельности в оте­чественной психиатрии обычно связывают с именем И.П. Мержеевского, который на Первом съезде психиатров поднял вопрос о «социальной этиологии» психических заболеваний. Он указал на то, что нервные и психические болезни в большинстве слу­чаев являются следствием неблагоприят­ных социальных условий, таких как вой­ны, экономические кризисы, банкротство, низкая культура, чрезмерные требования в школе, злоупотребление спиртными напитками и др. С.С. Корсаков выдвинул идею «государственной психиатрической профилактики», которую считал разделом общественной психиатрии, и предложил ее программу, включавшую борьбу с эпиде­миями, алкоголизмом, наркоманией, охра­ну здоровья детей и беременных женщин, разработку законодательства, регулирую­щего время труда рабочего, правильное воспитание и др. Прогрессивные идеи выдающихся отечественных психиатров актуальны и сегодня. Психопрофилактика выдвигает все новые задачи и привлекает к их решению ученых и практиков.

Согласно классификации ВОЗ, выде­ляют первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.

Первичная психопрофилактика - мероприятия, предупреждающие возникнове­ние нервно-психических расстройств.

Первич­ная психопрофилактика складывается из двух компонентов:

Общие меропри­ятия, направленные на повышение уров­ня психического здоровья населения;

Специфические мероприятия, включающие раннюю диагностику психических нарушений;

Вторичная психопрофилактика - мероприятия, направленные на профилактику неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на умень­шение патологических проявлений, об­легчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. Общей задачей вторичной психопрофилактики является сокращение числа патологических нарушений.

Третичная психопрофилактика (психореабилитация) – мероприятия, способствующие предуп­реждению неблагоприятных социаль­ных последствий заболевания, рециди­вов и дефектов, препятствующих трудо­вой деятельности больного.

Как и психогигиена, психопрофилактика находится в тесной взаимосвязи с другими медицин­скими и немедицинскими дисциплинами. В психопрофилактической деятельности принимают участие представители самых разных профессий - врачи, психологи, пе­дагоги, социологи, юристы, военнослужащие. Привлечение к разработке и осуществлению психопрофилактических мероприятий тех или иных специалистов и их вклад зависит от вида психопрофилактики.

Так, для первичной психопрофилактики особенно значи­мы психогигиена и широкие социальные мероприятия по ее обеспечению: борьба с патогенными воз­действиями окружающей среды и деятельности, вызываю­щими те или иные нарушения психики; оп­ределение факторов риска, групп лиц с повышенной угрозой психического заболевания, а также си­туаций, несущих в себе угрозу вслед­ствие повышенного психического трав­матизма; организация психопро­филактических мер по отношению к этим группам и ситуациям.

Здесь важную роль играют такие дисциплины, как социальная, военная психология и др., позволя­ющие осуществлять превентивные меры в различных ситуациях военной службы.

Во вторичной психопрофилактике ведущую роль играет комплексная психотерапия. При третич­ной психопрофилактике основное значение приобретает социальная реабилитация.

Вторым важным моментом в диффе­ренциации задач и методов психопрофилактики могут являться особенности и вид психических расстройств, в отношении которых прово­дится психопрофилактическая работа: преимущественно функциональная или органическая природа психической пато­логии; реактивная или процессуальная форма течения; обратимость или необратимость болезненных явлений; ведущее значение биологическо­го или социального фактора.

При предупреждении расстройств пси­хической деятельности, т.е. в комплексе психопрофилактических мер, следует учи­тывать как факторы окружающей среды, так и этиологические и патогенные факто­ры, существующие в самом человеке, обус­ловленные его конституцией и личностными особенностями.

Здесь нужно иметь в виду три аспекта: лично­стный; межличностный; средовой.

При разработке психопрофи­лактических мер должны учитываться и впоследствии при осуществлении исполь­зоваться защитные силы самого организма, сохранные стороны психики, которые сле­дует стимулировать, усиливая сопротивле­ние организма и личности болезни и ком­пенсируя ее последствия.

ncиxo + профилактика). Раздел общей профилактики, включающий в себя мероприятия по предупреждению психических заболеваний. П. первичная охватывает систему мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней; П. вторичная - мероприятия, направленные на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания, она включает в себя раннюю диагностику, прогноз и предупреждение опасных для жизни больного состояний, раннее начало лечения и применение адекватных методов коррекции с достижением наиболее полной ремиссии, длительной поддерживающей терапии, исключающей возможности рецидива болезни; П. третичная направлена на предупреждение возникновения инвалидности при хроническом течении заболевания.

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

Область психиатрии, по данным же некоторых авторов - раздел общей профилактики. Разрабатывает и внедряет в практику меры по предупреждению психических заболеваний, их хронизации; способствует реабилитации психически больных. Понятие П. тесно связано с понятием психогигиены, разграничение их (особенно психогигиены и первичной П.) довольно условно. Главным отличием, по мнению одних (Рохлин Л. Л., 1976), является разная направленность этих двух дисциплин: если "психогигиена главной целью имеет сохранение, укрепление и улучшение психического здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни, то П. направлена на предупреждение психических расстройств". Другие авторы считают, что отличие психогигиены и П. - в объекте их исследования и практического применения: психогигиена направлена на сохранение психического здоровья, а П. "охватывает область субклинических и клинических нарушений" (Мягер В. К., 1976).

Проблемам П. в той или иной мере уделялось внимание с давних времен. Однако начало систематизированной психопрофилактической деятельности в отечественной психиатрии обычно связывают с именем И. П. Мержеевского, который на I съезде психиатров поднял вопрос о "социальной этиологии" психических заболеваний. Он указал на то, что нервные и психические болезни в большинстве случаев являются следствием неблагоприятных социальных условий, таких как войны, экономические кризисы, банкротство, низкая культура, чрезмерные требования в школе, злоупотребление спиртными напитками и др. С. С. Корсаков выдвинул идею "государственной психиатрической профилактики", которую считал разделом общественной психиатрии, и предложил ее программу, включавшую борьбу с эпидемиями, алкоголизмом, наркоманией, охрану здоровья детей и беременных женщин, разработку законодательства, регулирующего время труда рабочего, правильное воспитание и др. Прогрессивные идеи выдающихся отечественных психиатров актуальны и сегодня. П. выдвигает все новые задачи и привлекает к их решению ученых и практиков (Немчин Т. А., 1983; Курпатов В. И., 1994; Литвак М. Е., 1993; Ульянов И. Г., 1996).

Согласно классификации ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную П. Первичная П. включает мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств, вторичная П. объединяет мероприятия, направленные на профилактику неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. Третичная П. способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного. Робертс (Roberts С., 1968) считает, что первичная П. складывается из общих мероприятий, направленных на повышение уровня психического здоровья населения, и специфической части, которая включает раннюю диагностику (первичный уровень), сокращение числа патологических нарушений (вторичный уровень) и реабилитацию (третичный уровень). Существуют и другие взгляды на П.

Как и психогигиена, П. находится в тесной взаимосвязи с другими медицинскими и немедицинскими дисциплинами. В психопрофилактической деятельности принимают участие представители самых разных профессий - врачи, психологи, педагоги, социологи, юристы. Привлечение к разработке и осуществлению психопрофилактических мероприятий тех или иных специалистов и их вклад зависит от вида П. Так, для первичной П. особенно значимы психогигиена и широкие социальные мероприятия по ее обеспечению: борьба с инфекциями, травмами, патогенными воздействиями окружающей среды, вызывающими те или иные нарушения психики. К задачам первичной П. относятся также определение факторов риска - групп лиц с повышенной угрозой заболевания или ситуаций, также несущих в себе угрозу вследствие повышенного психического травматизма, и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам и ситуациям. Здесь важную роль играют такие дисциплины, как медицинская психология, педагогика, социология, юридическая психология и др., позволяющие осуществлять превентивные меры в отношении семейных конфликтов, правильное воспитание детей и подростков, организационные и психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных ситуациях (кризисная психотерапия), профилактику профессиональной вредности, правильную профессиональную ориентацию и профессиональный отбор, прогнозирование возможных наследственных заболеваний (медико-генетическое консультирование). Во вторичной П. ведущую роль играет комплексная фармако- и психотерапия. При третичной П. основное значение приобретает социальная реабилитация.

Вторым важным моментом в дифференциации задач и методов П. могут являться особенности и вид психических расстройств, в отношении которых проводится психопрофилактическая работа: преимущественно функциональная или органическая природа психической патологии; реактивная или процессуальная форма течения; обратимость болезненных явлений; ведущее значение биологического или социального фактора. Учет перечисленных моментов требует дифференцированной П. с обращением внимания на нозологию психических расстройств. Л. Л. Рохлин отводит главную роль определению в каждом из них соотношения и ведущего значения биологического и социального. Другие исследователи (Мягер В. К., 1985) подчеркивают неспецифичность первичной П., в которой раннее психологическое воздействие имеет значение для предупреждения любых заболеваний, в генезе которых существенную роль играет эмоционально-аффективное перенапряжение.

При предупреждении расстройств психической деятельности, т. е. в комплексе психопрофилактических мер, следует учитывать как факторы окружающей среды, так и этиологические и патогенные факторы, существующие в самом человеке, обусловленные его конституцией и преморбидными личностными особенностями. Здесь нужно иметь в виду 3 аспекта: а) личностный, б) характер интерперсонального взаимодействия, в) ситуационный - в их взаимосвязи. При разработке психопрофилактических мер должны учитываться и впоследствии при осуществлении использоваться защитные силы самого организма, сохранные стороны психики, которые следует стимулировать, усиливая сопротивление организма и личности болезни и компенсируя ее последствия.

Важную роль в развитии П. играют совершенствование структуры и увеличение числа практических психиатрических учреждений, прежде всего таких, как дневные стационары, ночные профилактории, лечебно-производственные и трудовые мастерские, психиатрические отделения в соматических больницах, психотерапевтические кабинеты в поликлиниках, консультации по вопросам семьи и брака, кризисные центры, психологическая служба по телефону, различные формы клубной работы с больными, перенесшими нервно-психические заболевания, кабинеты психологической и психофизиологической разгрузки и кабинеты профотбора и профориентации на производстве. Большое значение имеет также совершенствование методов диагностики и лечения больных с начальными, легкими, ларвированными формами психических расстройств.

Психопрофилактика

Psychoprophylaxe). Стремление с помощью преследующего определенную цель, биографически ориентированного анализа, направленной на конфликт врачебной беседы и метода расслабления (аутотренинг) достичь психотерапевтического воздействия во время общеврачебного или соматически специализированного приема.