Рынок труда. Проблемы и пути их решения

Начало проведения рыночных реформ в экономике России вызвало появление безработицы, а вместе с ней - и проблем социального и социально-психологического порядка. Эти проблемы порождены не только объективной экономической ситуацией, но и изменением роли и места наемных работников в системе трудовых отношений.

Значительная часть трудоспособного населения страны начала свою трудовую деятельность в условиях плановой социалистической экономики, полной и гарантированной занятости. В этих условиях от работников не требовалось

усилий для поиска места работы - эту задачу успешно решало государство. Следует отметить, что система организованного распределения рабочей силы, ограничивая свободное волеизъявление человека в сфере труда, тем не менее гарантировала ему рабочее место в соответствии с профессией и уровнем квалификации. В этих условиях человеку не требовалось отстаивать свои интересы в борьбе за собственное трудоустройство - действовать в условиях конкуренции.

Изменение экономической ситуации, внедрение в сферу труда рыночных отношений коренным образом изменили положение наемных работников. Негарантированная занятость, многообразие ее форм стали реальностью. Для людей, чья трудовая жизнь протекала в условиях отсутствия вынужденной безработицы, это явилось серьезным "психологическим ударом". Существенно повысилась социально-психологическая дезадаптация и профессиональная дезориентация. Это привело к возрастанию у значительной части граждан трудоспособного возраста нервно-психического напряжения, невостребованности на рынке труда, следствием чего стало снижение конкурентоспособности людей, объективно способных к эффективной трудовой деятельности, увеличение занятости граждан в теневом секторе экономики, уход в экономическую неактивность и иные негативные тенденции. Усложнился процесс передачи профессионального опыта и профессиональных норм трудовой деятельности от поколения к поколению.

По данным ВЦИОМа, безработица занимает четвертое место в списке самых значимых угроз для россиян (36 % респондентов). Возможно, что на этом фоне возрастают требования к органам ФГСЗН, в деятельности которых особое значение приобретают:

  • - усиление контроля за своевременной и полной отдачей предприятиями информации о предполагаемых структурных изменениях, сопровождающихся высвобождением работников, и потребностях в рабочей силе;
  • - расширение информационного поля на основе использования потенциала многофункциональных бирж труда, обслуживающих различные профессиональные группы, организации ярмарок вакансий (в зависимости от спроса на рынке).

Цель формирования трудовых отношений состоит в обеспечении прав работника при соблюдении интересов работодателя. Речь идет не только о пособиях по безработице. Государство должно гарантировать реализацию конституционного права гражданина на свободный выбор работы и рода занятий с достойным вознаграждением за труд.

Современный рынок труда: проблемы и тенденции развития

Принципиальные изменения трудовых отношений, произошедшие в исторически сжатые сроки, привели к тому, что общество во многом утеряло мировоззренческую традицию вхождения молодого человека в трудовую жизнь - традицию передачи ценностей труда от поколения к поколению. Обнаруживается разрыв между опытом и ценностными ориентациями поколения, которое начинало трудовую жизнь 20-25 лет назад, и сегодняшней молодежи. Омут взрослых становится для нее неэффективным, ненужным, более того - дезориентирующим, а источник формирования иного, более пригодного для рыночных условий трудового сознания отсутствует.

В связи с этим традиционные пути поддержки профессионального самоопределения через семью и ближайшее социальное окружение оказываются неадекватными сложившейся ситуации.

В настоящее время социально-экономическое развитие России в области трудовых ресурсов определяется рядом тенденций. К их числу относятся следующие.

1. Устойчивое развитие экономики России обусловливает повышение спроса на труд.

По данным Росстата, за последние годы наметился прирост валового внутреннего продукта, а также рост инвестиций в основной капитал. Численность занятых в экономике значительно возросла, а общая численность безработных сократилась.

2. Тенденции демографического развития России.

Даже оптимистические сценарии развития демографической ситуации в России указывают лишь на сохранение общей численности населения при уменьшении численности трудоспособного населения. Это означает, что при реализации оптимистического сценария социально-экономического развития обеспеченность экономики трудовыми ресурсами будет всего лишь удовлетворительной, т.е. предполагающей в лучшем случае оптимальное соответствие потребностей экономики и численности населения.

3. Усиление миграционного давления.

Ухудшение демографической ситуации в России с неизбежностью вызывает усиленный приток трудовых мигрантов, в основном из стран СНГ. Данный процесс уже активно идет. В нашем случае это означает прежде всего усиление конкуренции за рабочие места между гражданами России и трудовыми мигрантами, а также снижение уровня жизни коренного населения за счет увеличения количества низкооплачиваемых рабочих мест.

4. Усиление несоответствия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

В течение последних лет в России наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы. В целом преобладает структурная безработица, предложение труда по своим параметрам не соответствует изменившемуся спросу на труд, который постоянно превышает предложение. И хотя ситуация разнится от региона к региону, в целом наблюдаются структурные несоответствия двух видов. Во-первых, несоответствие профессионально-квалификационного состава трудоспособного населения ситуации на рынке труда и, во-вторых, большое количество вакантных рабочих мест с оплатой ниже величины прожиточного минимума.

В результате произошедших за последние десятилетия социально-экономических изменений в стране сложилась новая ситуация на рынке труда, когда большинство представителей современной молодежи уже не рассматривают сферу промышленности, занимавшую лидирующее положение в эпоху научно-технической революции, в качестве направления своих профессиональных и карьерных устремлений. Молодежь в значительной степени приходит в промышленность "по остаточному принципу", проиграв в конкурентной борьбе за возможности своей карьерной реализации в других, более престижных для нее сферах.

Д. А. Медведев констатировал: "Фактически за последние годы некому стало создавать и разрабатывать технологию производства принципиально нового оборудования. Это и современные станки, агрегаты, машины и механизмы. Что не менее важно, некому стало на них работать". Также было подчеркнуто, что важнейшей задачей развития отечественной промышленности является повышение престижа технических профессий (от рабочих до инженерных) и привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности.

По мнению аналитиков, в 2016 году увеличится занятость в сельскохозяйственной сфере, а также связанной с ней перерабатывающей отрасли. В основном это будет происходить из-за того, что возрастет необходимость в импортозамещении продовольствия. Кроме этого постоянный приток новых кадров потребуется и в высокотехнологичном секторе. Сохранится высокий спрос на программистов, разработчиков, аналитиков, микробиологов, химиков. Также будут востребованы отдельные профессии из производственной сферы: инженерные кадры в легкой промышленности, ракетостроении и космонавтике, а также в химической промышленности.

Вывод аналитиков Русского экономического общества:

Текущие тенденции на российском рынке труда выглядят вполне закономерными: по мере снижение общего уровня безработицы в стране конкуренция между претендентами на одно вакантное место возрастает. Эксперты, отслеживающие состояние российского рынка труда, прогнозируют - массовых сокращений в 2016 году не будет. Как и в последний месяц прошлого года, уровень безработицы сохранится в пределах 5,8 - 6%.

В настоящее время наибольшее беспокойство может вызывать серьезная дифференциация регионов по уровню напряженности на рынке труда. В составе России есть субъекты как со значительным относительным избытком, так и со значительным относительным дефицитом трудовых ресурсов. Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда проявляется в чрезмерно низких или слишком высоких значениях коэффициента напряженности. При этом крайне высокие значения данного показателя (как, например, в Республике Ингушетия и Республике Дагестан) стимулируют социальную напряженность в регионах. В свою очередь, высокая социальная напряженность может также провоцировать политическую нестабильность, а также отпугивать потенциальных инвесторов. Поэтому крайне важной представляется проведение взвешенной и скоординированной политики как федеральных, так и региональных властей, направленной на стимулирование занятости в и повышения гибкости рынка труда в целом.

По итогам обследования численность рабочей силы в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в январе 2016г. в Российской Федерации составляет 52%.

В численности рабочей силы 71,3 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,4 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности рабочей силы) в январе 2016г. составил 5,8% (без исключения сезонного фактора).


Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в январе 2016г. составил 64,7%.

Численность и состав рабочей силы (без корректировки сезонных колебаний)

Январь 2016г.

Январь 2016г.

IV квар-тал

в среднем за год

Тыс.человек

Рабочая сила в возрасте 15-72 лет

безработные

В процентах

Уровень участия в рабочей силе (рабочая сила к численности населения в возрасте 15-72 лет)

Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет)

Уровень безработицы (безработные к числен-ности рабочей силы)

Численность занятого населения в январе 2016г. уменьшилась по сравнению c декабрем 2015г. на 960 тыс.человек, или на 1,3%, по сравнению с январем 2015г. - на 419 тыс.чело-век, или на 0,6%. Снижение численности занятого населения в значительной степени обусловлено сокращением численности населения в трудоспособном возрасте.

Численность безработных в январе 2016г. увеличилась по сравнению с декабрем 2015г. на 3 тыс.человек, или на 0,1%, по сравнению с январем 2015г. - на 261 тыс.человек, или на 6,2%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,4 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце января 2016г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1017 тыс.человек, что на 1,6% больше по сравнению с декабрем 2015г. и на 10,1% - по сравнению с январем 2015 года.

Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в январе 2016г. составила 46,3%, городских жителей - 65,6%, молодежи до 25 лет - 21,5%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности - 24,4%.

Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей (8,6%) по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей (5,0%). В январе 2016г. это превышение составило 1,7 раза.

В январе 2016г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 20,5%, а в связи с увольнением по собственному желанию - 24,0% (в январе 2015г. - соответственно, 20,0% и 24,3%).

Безработица по федеральным округам . Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

Неотъемлемыми элементами рыночной экономики являются современный рынок труда и безработица. В нынешних условиях становления рынка требуется создать действенные механизмы использования трудовых ресурсов, чтобы перейти на новый уровень, снизив рост безработицы и социальную незащищенность населения.

Рынок труда в современных экономических условиях функционирует по таким же правилам, что и рынок товаров и услуг. Только закон спроса и предложения формирует цену на особый товар – рабочую силу. Объектом на рынке труда выступают . Очевидно такое соотношение:

  1. Если количество предложений на рынке труда больше, чем спрос на них, образуется излишек рабочей силы и возникает безработица.
  2. Когда количество предложений меньше, чем нужно работодателям, будет дефицит работников, в результате чего экономика тоже пострадает.

Если государство не полностью использует имеющиеся трудовые ресурсы, то экономическая система работает не в полную меру. С большим количеством рабочих мест производится большее количество общественного продукта, и материальные потребности людей лучше удовлетворяются.

Идеальной моделью рынка будет ситуация, когда количество соискателей, предлагающих свои услуги, равно числу требующихся вакансий. Безработица при этом будет равна нулю. В реальной экономике такого быть не может, но, чем ниже реальный уровень безработицы, тем лучше для экономики страны.

Сегодняшний рынок труда – это система различных механизмов, законодательных норм, общественных и государственных институтов, благодаря которым происходит потребление и воспроизведение рабочей силы. На нем осуществляется согласование интересов работодателей и работников по поводу платы за труд и его условий.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу со стороны работодателей сформулированы четко: мало того, чтобы человек был хорошим специалистом, он должен быть мобильным и универсальным.

Государственное регулирование

Основная роль в создании позитивных тенденций на современном рынке труда должна быть у государства, поскольку оно может напрямую регулировать занятость в масштабе всей страны такими мерами:

  • поддержкой малого и среднего бизнеса;
  • организацией программ переобучения;
  • созданием условий для переселения в регионы с нехваткой специалистов;
  • предоставлением льгот отдельным категориям работников;
  • созданием дополнительных рабочих мест.

В 2012 году Правительством РФ был утвержден план реализации по программе содействию занятости населения на ближайшие три года. Он включает в себя различные мероприятия, которые должны помочь ускорить решение проблемы рынка труда.

Безработица и рынок труда : Видео

Особенности российского рынка труда

Чтобы понять, что собой представляет современный рынок труда в России, нужно ознакомиться с тем, что его индивидуализирует:

  1. Высокие показатели скрытой безработицы. Это дестабилизирует социальные отношения и ухудшает экономическую конъюнктуру.
  2. Частный сектор является достаточно крупным потребителем рабочей силы.
  3. Большое количество простаивающих предприятий, и, как следствие, неполная занятость.
  4. Очень велика дифференциация по регионам внутри страны по количеству занятых и по самым востребованным отраслям.
  5. Уровень пособий по безработице недостаточен.
  6. Границы между занятостью официальной и теневой довольно условны.
  7. Распространена модель занятости, когда рабочая сила и не используется, и не высвобождается в другие отрасли.
  8. Для определенных сегментов рынка труда характерны монополии.

Безработица в РФ

Характеристикой рынка труда на современном этапе является нормальный уровень безработицы (по состоянию на август Росстат озвучил уровень в 4,8 %). От 4 до 6% – адекватный показатель безработицы, если он выше, то можно говорить о стагнации в экономике. Такой уровень объясняется тем, что в качестве безработных учитывают только тех, кто обратился в государственную службу занятости. В то время как многие не имеют возможности или желания становиться на учет из-за крайне низкого размера пособий.

Согласно официальным статистическим данным, в России наиболее распространена фрикционная безработица, затем структурная, но по большей части как региональная проблема. Численность безработных поэтому можно сократить грамотным перераспределением рабочей силы.

Региональная безработица – это остро стоящая проблема в современной России, поскольку она не просто ухудшает экономические показатели, а приводит к социальной напряженности и появлению тенденций обособления отдельных регионов, развитию преступности и региональным конфликтам. По территориальному признаку – это, прежде всего, Северный Кавказ. Помимо этого, кризис переживают регионы, в которых развиты неактуальные сейчас отрасли.

Скрытая, или латентная безработица, которая является проблемой современного состояния рынка труда в России, с одной стороны, представляет собой нормальный этап перехода от плановой к рыночной экономике, с другой стороны – в нашей стране этот период чрезмерно затянулся. Это способствует привыканию трудящихся к работе с изменившимися условиями труда, и является препятствием для развития массовой, официально зарегистрированной безработицы.

Латентная безработица:

  • усложняет формирование эффективной занятости;
  • препятствует мобильности трудовых ресурсов по отраслям;
  • невысокая оплата труда снижает уровень жизни основного населения и усиливает тенденции по его расслоению.

Причины безработицы в России

В значительной степени современный рынок труда и безработица подвержены влиянию социально-экономических причин. Уровень безработицы часто используют в качестве показателя экономического развития.

Для нашей страны можно выделить такие основные причины недостатка рабочих мест:

  1. Структурные изменения в экономике, суть которых в том, что развитие новых технологий и техники требует сокращения лишней рабочей силы.
  2. Цикличность экономики в целом, когда работодатели просто вынуждены снижать свои потребности, в том числе и в трудовых ресурсах.
  3. Сезонные изменения.
  4. Политика правительства в трудовой сфере.

Одновременное повышение экономической эффективности производства и стремление к обеспечению полной занятости было бы утопичным. Ведь главный фактор роста экономики и производства – научно-технический прогресс – одновременно является одним из основных факторов возникновения безработицы.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа российского общества является проблема безработицы.

Безработица влечёт за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы - рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения состояния экономики и оценки. В своей работе хочу рассмотреть данный критерий по всем его параметрам и найти способ для уменьшения процентного состава безработицы в общей экономической сфере. Ярким примером для изучения данной проблемы является Республика Крым в период вхождения в правовое поле Российской Федерации, на которую также оказал негативное влияние мировой финасово - экономический кризис, как на рынок труда региона, так и на экономику в целом.Цель: 1.Исследование понятия безработицы, видов и их специфики;2. Анализирование состояния рынка труда Республики Крым в переходный период, выявления его основных проблем, а также предоставление рекомендаций по их преодолению.Задачи: 1.Дать представление о проблеме безработицы, её видах и их специфике;2.Исследовать состояние рынка труда Республики Крым в переходный период;3.Выявить и изучить проблемы рынка труда;4.Предложить рекомендации по их преодолению.

1. Понятие безработица. Её виды и их специфика.

Проблема безработицы - одна из самых сложных и актуальных проблем на сегодняшний день. В экономических словарях понятие «безработицы» имеет множество трактовок. Изучив их, я вывела для себя доступное и понятное определение:

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в трудовом процессе, находится в его активном поиске или же пассивном бездействии.Рассмотрим таблицу о видах безработицы.Таблица 1

1. Фрикционная (текущая) - это временная безработица, которая возникает при добровольной перемене человеком рабочего места (например, переход с одной работы на другую, изменение места жительства и другое) или при смене «этапов жизненного пути» (поступление на работу после армии, окончание учебного заведения и тому подобное). Фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере допустимой, потому что многие работники, добровольно оказавшиеся «между работами»,переходят с низкооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и продуктивную для их карьерного роста работу.2. Структурная безработица - это неполная занятость, то есть рабочие заняты неполный рабочий день или по распоряжению администрации вынуждены идти в отпуск и так далее. Этому виду безработицы подвержены наёмные работники, владельцы мелких предприятий в сфере розничной торговли и услуг, особенно в период кризисов. Но в большей степени она проявляется в аграрном секторе, откуда люди готовы уйти в любое время. Аграрное перенаселение является скрытым, потому что мелкие крестьяне лишь формально считаются хозяевами, а фактически большую их часть относят к безработным. Но в статистике данный факт не фиксируется.3. Циклическая безработица - это безработица, вызванная фазой спада экономического цикла. В спаде снижается производственная активность, закрываются отдельные предприятия. В-следствии данных факторов, растёт уровень безработицы.

Циклическая безработица - отрицательное экономическое явление. Её наличие показывает, что экономика не функционирует на уровне полной занятости, а, следовательно, не достигается потенциального уровня ВВП. Появляется из-за природных факторов, легко прогнозируется по причине своей цикличности. Данный вид безработицы характерен для туристического бизнеса, сельского хозяйства, некоторых промыслов, а также строительной промышленности. Часто сезонную безработицу относят к фрикционной.4. Явная безработица — это безработица, которая регистрируется государственными органами службы занятости.5. Застойная безработица - включает работающих не на фабриках и заводах, а у себя на дому. Специфика данного вида в том, что рабочие заняты только в определённое время, удобное для них самих, а в остальное время являются безработными.6. Скрытая безработица — это экономическое явление, при котором место работы остаётся за человеком, формально сохраняются и отношения с работодателем, но при этом фактическая занятость отсутствует. Следует отметить, что необязательным есть и выплата заработной платы.

2. Причины, которые оказали на экономику Крыма негативное влияние.

В сложившейся экономико-политической ситуации для рынка труда Республики Крыма очень остро стоит проблема занятости населения.Во-первых, мировой финансово-экономический кризис отразился негативно как на экономике, так и на рынке труда региона. Во-вторых, влияет переходный период, который связан с вхождением Крыма в правовое поле Российской Федерации. В настоящее время на рынке труда республики появились противоречия между спросом и предложением на труд, вызванные количественно-качественным несоответствием рабочих мест и рабочей силы, в результате чего возник дисбаланс спроса и предложения.

На региональном рынке труда продолжает расти безработица среди молодежи, сельских жителей, инвалидов, женщин, так как граждане не могут найти себе достойную и стабильную работу. В связи с этим возникает необходимость в урегулировании проблем, сложившихся в сфере занятости.

Я считаю, что обеспечение экономически целесообразными рабочими местами безработных граждан приведет к продуктивной и полной занятости, расширению и совершенствованию ее структуры, снижению напряженности в обществе, а в конечном итоге - к конкурентоспособности и социально-экономическому развитию региона. Поэтому крайне важным является исследование состояния рынка труда в регионе и выявления его основных проблем.

Вопросами рынка труда и занятости населения занимались многие ученые-экономисты, как С.И. Бандур, Л.С. Тараевская, Г.Г. Вукович, Н.А.Зинюхина, В.Г. Федоренко и другие.

Вышеперечисленные ученые в своих научных трудах исследуют в целом рынок труда, однако не рассматривают и не анализируют состояние рынка труда в разрезе региона на примере Республики Крым с учетом специфики его функционирования, поэтому необходимо детально его исследовать.

В настоящее время на рынке труда региона сформировалась напряженная ситуация по трудоустройству безработных граждан. Не решены многие проблемы рынка труда, в число которых входит следующее: - сезонный характер использования ресурсов; - несоответствие профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров с потребностями работодателями; - невысокий уровень мобильности граждан внутри региона; - несоответствие качества предлагаемых рабочих мест и условий труда потребностям безработных.

Вместе с тем на рынке труда региона острыми стоят вопросы трудоустройства слабозащищенных категорий граждан: женщин, молодежи, инвалидов, людей предпенсионного возраста, которые выражены в ограниченных возможностях, недостаточной конкурентоспособности по отношению к остальным трудоустроенным категориям граждан на рынке труда, а также испытывающих трудности при поиске рабочего места. Сформировавшая сложная ситуация на рынке труда свидетельствует о дифференциации муниципальных образований Республики Крым по показателям уровня регистрируемой безработицы, ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения на рабочую силу и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда.

На состояние рынка труда влияет много проблем, но главные из них - это экономические кризисы, структурные изменения в экономике и политическая нестабильность. Например, в 2009 г. на экономике и соответственно на региональном рынке труда крайне неблагоприятно отразились последствия мирового финансово-экономического кризиса, зародившегося в США в 2006 г., а затем распространившегося по всему миру. В результате этого уменьшились поступления в бюджеты всех уровней, отчисления в пенсионные фонды и фонды социального страхования, произошел спад промышленного, сельскохозяйственного и строительного производства, снизились объемы товарооборота. Какой вывод я могу сделать?

В этот период многие работодатели, особенно те, деятельность которых связана с отраслями металлургии, строительства, химической промышленности, вынуждены были поддерживать свой бизнес, переходить на четырехдневную рабочую неделю, отправлять сотрудников в вынужденный отпуск, а иногда и сокращать штат для того, чтобы продолжить функционировать. Что касается специалистов, то одним наемным работникам пришлось уволиться и остаться без работы, другим - и вовсе сменить сферу деятельности.

Сложившаяся экономическая ситуация отрицательно повлияла и на безработных граждан, в связи с тем, что условия на рынке труда диктует работодатель. На региональном рынке труда количество специалистов достаточное и работодатели предприятий могут позволить себе выбирать людей и варьировать трудовыми условиями и оплатой труда. Негативным является и то, что в связи с экономическим кризисом недостаточность денежных ресурсов у государства и работодателей привела к отсутствию необходимого качества и количества рабочих мест в регионе.

Так, по данным государственной статистики Республики Крым количество свободных рабочих мест и вакантных должностей на протяжении декабря 2009 г. уменьшилось на 14,9% и на 1 января 2010 г. составило 2561 единицу, что на 24,0% меньше, чем на 1 января 2009 г. Нагрузка незанятого населения на одно свободное рабочее место составляет 7 человек. По категориям рабочих мест этот показатель наивысший у работников, не имеющих профессии - 17 человек.

Кроме кризиса на формирование и функционирование рынка труда региона влияет и переходный период, который связан с вхождением Крыма в правовое поле Российской Федерации. Занятость граждан зависит от создаваемых постоянных и временных рабочих мест работодателями. Однако в настоящее время хозяйствующим субъектам, расположенным на территории региона, необходимо организовать и формировать бизнес, осуществить перерегистрацию, отрегулировать таможенное, налоговое законодательство, изучить нормативно-правые документы, наладить бухгалтерский, финансовый и управленческий учет и многие другие вопросы. Также перед работодателями стоят кадровые вопросы. В связи с тем, что многие работодатели перепрофилировали свой бизнес, важным остается вопрос профессиональной подготовки, переподготовки и квалификации наемных работников.

О сложившийся непростой ситуации в сфере занятости свидетельствуют следующие статистические данные: в январе-августе 2014 г. состояло на учете в службе занятости 38,7 тыс. безработных, за 8 месяцев 2013 г. - 36,8 тыс. безработных. По состоянию на 01 сентября 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. увеличилось количество безработных с 11,3 тыс. чел. до 15,3 тыс. чел.; вырос уровень зарегистрированной безработицы с 0,9 % до 1,3 %; снизились объемы трудоустройства незанятых и безработных граждан с 19,5 тыс. чел. до 17,8 тыс. чел.; сократилась потребность предприятий, организаций, учреждений, расположенных в Республике Крым, в рабочей силе с 7,1 тыс. чел. до 4,7 тыс. чел.; увеличилась нагрузка на одну вакансию с 2 до 3 чел. Анализируя основные показатели рынка труда региона за 2009- 2014 гг., можно отметить следующие положительные и отрицательные тенденции.Отрицательные:1.С каждым годом снижается экономически активное население. В 2014 году по сравнению с 2009 годом экономически активное население уменьшилось на 94,1 тыс. чел. или на 9,68%.2.Снизилось и занятое население - в 2014 году по сравнению с 2009 годом на 85,1тыс. чел. или на 9,4%.Положительные:1.Снизилось количество безработных граждан на 9 тыс. чел. или на 13,53% .

Следует обратить внимание на то, что уровень безработицы и в 2009 году, и в 2014 году не изменился и составляет 6,2%. Однако если рассматривать уровень безработицы в 2013 году, то в 2014 году он снизился по сравнению с 2013 годом на 0,3 %.

Сложилась напряженная ситуация, которая характеризуется тем, что количество уволенных (выбывших) работников превышает количество принятых. Этому свидетельствуют следующие факты: по данным службы государственной статистики в январе-марте 2014 года предприятиями, организациями, учреждениями, расположенными в Республике Крым, было принято 17,1 тыс. человек, при этом уволено 44,8 тыс. чел., в том числе по причине сокращения штатов - 2,6 тыс. чел., или 5,8%. Превышение численности уволенных работников над принятыми составило 27,7 тыс. чел., что почти в 5 раз больше, чем в соответствующем периоде 2013 года. Для сравнения: в январе-марте 2013 года на предприятия, организации, учреждения, расположенные в Республике Крым, было принято 21,0 тыс. чел., выбыло, в том числе по причине сокращения штатов - 26,9 тыс. чел., или 11,2%. Превышение принятых над уволенными составило 5,9 тыс. Человек.

В 2014 году в Крыму еженедельно проводился мониторинг рисков высвобождения работников с предприятий, учреждений, организаций региона. По данным центра занятости была изучена ситуация с высвобождением работников на 1,8 тыс. предприятий, организаций, учреждений в Республике Крым с общей численностью работников свыше 266 тысяч человек. По состоянию на сентябрь 2014 года отчеты о запланированном высвобождении работников предоставили в органы службы занятости 226 предприятий, организаций и учреждений с численностью 34,1 тыс. человек, анализ которых показал, что 3390 чел. работают неполный рабочий день/неделю, 582 чел. не заняты по вине работодателя, 352 чел. находятся в отпуске без сохранения заработной платы, численность работников, предполагаемых к увольнению на этих предприятиях, составляет 6848 чел.

Следует отметить, что в регионе больше всего пострадали из-за ухода украинских компаний наемные работники коммерческих банков. Республику Крым покинули такие частные финансовые учреждения как: «ПриватБанк», «Райффайзен Банк Аваль», а также «Имэксбанк», «Киевская Русь», «Крещатик», «Кредит Агриколь», OTP, VAB, «Кредитпромбанк» и многие другие. На учете в центре занятости в Симферополе состоят 505 банковских работников, 120 человек из этой сферы уже трудоустроены. Несмотря на то, что в Республике Крым уже создано 800 отделений российских банков, сектор кредитования по-прежнему находится в нестабильном состоянии, и, соответственно, спрос на специалистов этого направления критически низкий. Также очень низкий спрос на такие профессии, как психологи и политологи. Выбыли работники в регионе из частных фирм, оказывающих юридические услуги, в связи с тем, что не все работники прошли аттестацию. Кроме этого, усиливается конкуренция со стороны юридических агентств Российской Федерации. В Республике Крым открыты представительства юридических компаний из Воркуты, Новороссийска, Санкт-Петербурга и Москвы, имеющие преимущество - доскональное знание российского законодательства. Представительствам новых юридических компаний интересны молодые специалисты-юристы, которые готовы быстро переучиться. Для опытных юристов предложений работы отсутствует, в связи с тем, что они специалисты по украинскому праву.

Одни из самых востребованных в последние годы на крымском рынке труда - специалисты IT-сферы, спрос на которых всегда превышал предложения, ныне тоже оказались без работы. После референдума несколько крупных IT-компаний закрыли свои представительства в регионе. Кроме IT-сферы уволены многие наемные работники и страховых компаний.

На рынке труда Республике Крым наблюдается дисбаланс спроса и предложения на рабочую силу. Разбалансированность регионального рынка вызвана низкими и не вовремя выплаченными зарплатами, несоблюдением работодателей условий труда, профессионально- квалификационным несоответствием работников, в частности молодых специалистов, являющихся выпускниками учебных заведений, переполнением рынка «престижными» профессиями.

Все вышеперечисленные причины вызывают несоответствие рабочего места наемному работнику и, наоборот, наемного работника - рабочему месту.

Хочу заметить, что особенностью рынка труда Республики Крым является его сезонный характер, обусловленный тем, что в сельских районах это связано с посевом и уборкой урожая, а на побережье - с курортным сезоном. Поэтому в республике многие жители вынуждены работать на временных курортных работах в летний период, а зимой, в связи с отсутствием постоянных рабочих мест, не работают и находятся на учете в центрах занятости. В связи с этим, чтобы поддержать временных безработных в зимний сезон центрами занятости были предложены общественные работы. Хотя общественные работы и обеспечивают временную занятость, однако не дают достойного и постоянного дохода безработным гражданам и их семьям. И какой вывод можно из этого сделать?

Создавая рабочие места в сферах экономической деятельности, государству необходимо обосновать их стоимость, так как важной проблемой были и остаются финансовые ресурсы; за счет государственных или частных средств финансировать рабочие места, создать оптимальное количество рабочих мест в приоритетных сферах экономики, соблюдать качественные характеристики, осуществлять государственный и частный контроля и, наконец, проводить оценку эффективности рабочих мест. Рабочие места должны создаваться не только за счет средств государства и юридических лиц, но и за счет физических лиц - предпринимателей и самозанятых. Выше отмечалось, что особенность специфики региона заключается в развитом курортно-туристическом бизнесе и обслуживающей его инфраструктуре. Развитие предпринимательства в Республике Крым даст возможность увеличить экономический рост региона, повысить занятость, обеспечивая многих граждан желаемой работой и рабочими местами. В Крыму финансовая поддержка малого предпринимательства осуществляется через республиканский и местные фонды поддержки предпринимательства, денежные ресурсы которых формируются в основном за счет бюджетных средств.

На мой взгляд, в Республике Крым в значительной степени не использован потенциал для развития малого и среднего бизнеса в этом и в других секторах хозяйствования. Местные органы власти должны максимально способствовать устранению административных барьеров для граждан, которые желают открыть свой бизнес, финансировать, содействовать и поддерживать развитие малого, среднего предпринимательства в Крыму.

В настоящий момент государственными органами управления разработаны мероприятия по регулированию занятости и рынка труда, которые зафиксированы в Государственной программе содействия занятости населения Республики Крым на 2015-2017 гг. Программа является одним из инструментов в реализации мер и действий на региональном рынке труда, важным элементом механизма государственного регулирования занятости населения и воздействия на рынок труда Республики Крым. В регионе существует актуальная и нерешенная проблема трудоустройства инвалидов. В настоящее время в Республике Крым насчитывается около 126 тыс. инвалидов, работать из которых могли бы большинство. Поэтому одним из важных мероприятий программы является содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные для них рабочие места. В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 №596 «Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов на создание специальных рабочих мест для инвалидов» определены правила предоставления компенсации работодателям Республики Крым на создание специальных рабочих мест для инвалидов. Специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов - это рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов с учетом среднесписочной численности (далее - специальное рабочее место). Трудоустройство незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) рабочие места (в том числе специальные), создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочим местам инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски, осуществляется в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, у индивидуальных предпринимателей, в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Предоставление компенсации на создание специального оборудованного (оснащенного) места осуществляется за счет средств, предоставляемых из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения и средств бюджета Республики Крым через территориальные отделения Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» на основании заявки работодателя, договора и предоставления документов, предусмотренных Постановлением Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 № 596. Средний размер возмещения затрат на оборудование рабочего места для незанятого инвалида в 2015 г. составляет 79,69 тыс. руб.

Среди востребованных профессий можно выделить такие, как менеджеры по продажам, работники строительных профессий. Растет спрос на сотрудников курортно-туристического комплекса. По данным центра занятости на предприятиях есть потребность в привлечении иностранной рабочей силы. Часть предприятий особенно в летний период не укомплектованы необходимыми работниками. Особенно возникает потребность в торговых работниках и строительных специальностях. Есть также некоторые предприятия сельского хозяйства, которым необходимы работники на уборку сельскохозяйственной продукции.

Крым является специфическим регионом, в котором увеличение потребности в рабочей силе в основном вызвано курортным сезоном, летним туризмом и рекреацией, развитием сельского хозяйства. В связи с этим растет и спрос на рабочую силу в сферах туризма и сельского хозяйства. После окончания летнего курортного сезона, сбора урожая, как правило, сокращается спрос на эти рабочие места. В Крыму значительная часть работающих граждан занята в торговле - почти 30%, на сельское хозяйство приходится 20%, в промышленности занято 9% граждан, в организациях охраны здоровья и оказания социальной помощи - 8%.

Сегодня в Крыму наиболее востребованными остаются представители рабочих профессий, в частности строительных специальностей. Остро нуждается регион во врачах и медсёстрах. Растёт спрос на таких работников, как няни, сиделки, гувернантки и домработницы. Существенная проблема Республики Крым - предоставления рабочих мест и трудоустройство безработных граждан в сельскохозяйственной местности. Ситуация сложилась так, что во многих населённых пунктах нет реальных работодателей.

Заключение

Так, в Республике Крым правительству нужно решить в первую очередь проблему качества создания рабочих мест, создавая их в сферах, связанных с товарами широкого потребления, удовлетворяя потребности необеспеченных граждан региона. Помимо этого, следует поддерживать и развивать экономику в регионе, создавая рабочие места в высокотехнологических сферах с помощью инвестиций.

Продолжать уделять внимание особое внимание трудоустройству инвалидов. Увеличить количество рабочих мест для них, учитывая их потребности, соблюдая благоприятные условия труда. А также центрам занятости проводить профессиональное обучение безработных лиц с инвалидностью по профессиям, которые пользуются спросом у работодателей, проводить стажировки на конкретных рабочих местах с целью их дальнейшего трудоустройства.

Разработать механизм по стимулированию и дотациям рабочих мест в сельской местности, а также экономически поддерживать в развитии малый и средний бизнес, проводить соответствующие консультации, обучения и финансовую поддержку начинающим предпринимателям.

Целесообразно разработать региональные схемы по созданию рабочих мест с предусмотренным ежегодным финансированием. К тому же важно чётко определить региональную потребность в рабочих местах, для этого регулярно проводить мониторинг прогнозирование на рынке труда.

Таким образом, созданные и действующие рабочие места должны эффективно функционировать, преодолеть дисбаланс спроса и предложения в регионе, чтобы наёмные работники могли получить достойную работу и благоприятные условия труда, работодатели - квалифицированные кадры и максимальную прибыль от своего бизнеса, а регион - социально-экономические развитие.

Список использованных источников литературы 1. Арабов Н.У., Зикиряев З.М. (2013) Организационно-экономический механизм регулирования рынка труда.Инвестиции.Строительство.Недвижимость.,1,23-282. Анисимов Л.Н.Новое в трудовом законодательстве. « Юстицинформ» 2007.г

3. Баева В.Д. (2010) Госрегулирование рынка труда как фактор инновационного развития России. Государственное и муниципальное управление. Учёные записки СКАГС,4,161-171.4. Бандур С.И. (2008) Система приоритетов государственной политики занятости в парадигме формирования инновационной модели развития экономики Украины. Рынок труда и занятость населения,1,10-15.5. Бандур С.И, Тараевская Л.С (2006) Стратегия развития рабочих мест в механизме государственного регулирования национального рынка труда. Экономика и государство,1,73-76.6. Богдановский В.А (2012) Российская модель трансформации занятости в переходной экономике. Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве,3,27-33.7. Вукович Г.Г (2011) Исследование механизмов разрешения противоречий регионального рынка труда. Теория и практика общественного развития,7,315-316.8. Вукович А.Г. (2009) Региональный рынок труда: факторный анализ. Аудит и финансовый анализ,6,376-382.9. Гулевич О. (2005) Нормативный анализ государственного регулирования рынка труда. Украина: аспекты труда,8,3-6.10. Гоффе Н.В (2012) Влияния кризиса на занятость и безработицу. Мировая экономика и международные отношения,8,27-38.11. Громыко В.А (2012) Эффективность механизмов государственного регулирования регионального рынка труда. Кооперативное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра кооперативного права, управления и венчурного инвестрирования Сыктывкарского государственного университета,2,2.*Таблица основана на данных раздела «Рынок труда и занятость населения» на сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым.



Рынок труда. Проблемы рынка труда в России

Введение 3

Глава 1. Рынок труда: понятие, типология и структура.

§1.1.Эволюция понятия рынка труда 5

§1.2.Типология и структура рынка труда 8

Глава 2. Необходимость и формы регулирования рынка труда в

современных условиях.

§ 2.1 Механизм саморегулирования рынка труда 12

§ 2.2 Государственное регулирование рынка труда 14

Глава 3. Проблемы функционирования рынка труда в

переходной экономике современной России. 20

Глава 4. Рынок труда в Швеции 24

Заключение 29

Библиография 31

Приложение 33

Введение

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.

Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий.

Но и тогда реалии жизни вступали в противоречие с господствующей философией всеобщности труда. Об этом свидетельствовало наличие трудоизбыточных районов прежде всего в республиках Средней Азии и Закавказья. Наряду с вынужденной незанятостью в одних регионах существовала сверхзанятость в других. Это касалось европейской части РСФСР и республик Прибалтики.

Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных. Однако рассматривать безработицу как явление переходного периода ошибочно. Она связана и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе и социальном статусе самого работника.

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.

Объектами исследования взяты Россия и Швеция на рубеже 20-21 века.

Предмет исследования – теоретические вопросы формирования рынка труда, проблемы регулирования его деятельности, а так же практические аспекты функционирования рынка труда в современных российских и шведских условиях.

Теоретической и методологической основой написания работы послужили труды ведущих российских и зарубежных экономистов. Я внимательно ознакомилась с содержанием научных журналов за последние несколько лет, в которых рассматриваются вопросы экономической теории и практики.

Одной из основных целей макроэкономической политики является достижение высокого уровня занятости населения. Проблемы рынка труда и безработицы в России являются наиболее актуальными на сегодняшний день.

Глава1.Сущность рынка труда, его типология и структура.

§1.1. Эволюция понятия «рынок труда».

Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Исследуя механизм функционирования рыночной экономики, Карл Маркс исходил из того, что рабочая сила как «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека», является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата.

В тот период домонополистического капитализма удовлетворение спроса на рабочую силу со стороны предпринимателей и спроса на условия труда со стороны работников осуществлялось стихийно, через одномоментные действия не несущих обязательства сторон, условием обмена было материальное вознаграждение работника за труд определенного количества и качества. Поэтому понятие «рынок труда» Маркс относил к сфере обращения.

С развитием капитализма, переходом его в монополистическую стадию усложнились экономические связи и экономические отношения, претерпел существенные изменения и рынок рабочей силы. Рабочее движение привело к расширению понятия «условия найма». Они стали включать в себя не только зарплату и рабочее время, но и гарантии занятости, оплаченное, но не отработанное рабочее время (т.е. отпуск), различные социальные выплаты.

Изменилось отношение к рабочей силе и у предпринимателей. Развитие современного производства предъявило повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной подготовке, творческому отношению к труду, высокому качеству работы. Бизнес активно включился в профессиональную подготовку кадров, авансируя тем самым работников материальными затратами на учебу. Вложение средств на переподготовку кадров в связи с научно-техническим прогрессом и стремительным развитием экономических отношений определило политику закрепления кадров, их стабилизации.

Поэтому сокращение потребности в рабочей силе в определенные периоды, ранее приводившее в росту безработицы, стало в известной мере регулируемым процессом, встроенным в рыночный механизм. Это, в свою очередь, оказывает существенное влияние не только на социально-экономические, но и на политические процессы. Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.

Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы – с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.

Продажа труда может иметь место лишь при условии, если работник юридически свободен и может по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду. С другой стороны, юридическая свобода не вынуждает его продавать свой труд; эта необходимость появляется лишь тогда, когда он не имеет всего необходимого для ведения своего собственного хозяйства как источника получения всех нужных для жизни благ.

Появление на рынке продавца, в свою очередь, еще не гарантирует продажи его товара – для этого нужен покупатель. Таким покупателем становится предприниматель, располагающий всем необходимым для ведения своего хозяйства, кроме наемных работников. Здесь надо иметь в виду одно важное обстоятельство: предприниматель, покупая рабочую силу, вместе с этим предлагает работнику трудиться на определенном рабочем месте. В свою очередь и работник, продавая свой труд предъявляет спрос на определенное рабочее место.

После купли-продажи обычного товара продавец и покупатель в большинстве случаев прекращают свои взаимоотношения. Отношения же купли-продажи труда непрерывны с момента найма работников до их увольнения. Поэтому не правы те, кто считает, что рынок труда существует лишь за пределами предприятия, а те работники, которые заняты на фирме, уже не состоят в отношениях купли-продажи своего труда с предпринимателем. Предъявляя спрос, предприниматель адресует его не только тем, кто ищет работу, но занятым на других предприятиях, предлагая им более выгодные условия найма. В то же время и среди занятых работников немало тех, кто ищет работу на других предприятиях с более выгодными условиями найма.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие основные особенности товара «труд»:

собственник и носитель этого товара – человек со всеми его правами и обязанностями, охраняемыми законом. Предприниматель не может произвольно использовать работника, он должен соблюдать общественные и правовые нормы, регулирующие рынок труда.

труд – это товар производственного назначения, но, в отличие от вещественных факторов производства, он несет на себе личностную нагрузку и поэтому является решающим.

Экономико-математические исследования предельной производительности труда, проведенные в США экономистом П. Дугласом и математиком Ч. Коббом, показали зависимость объемов производимой продукции от капитала и труда. Ими было выведено уравнение, согласно которому объем произведенной продукции на 3/4 создается трудом наемных работников и на 1/4 – капиталом, т.е. применительно к теории предельной производительности, 1% увеличения затрат труда увеличивает объем производства в 3 раза больше, чем 1% прироста капитала. Это подтверждается и официальной статистикой стран с развитой рыночной экономикой.

Особенность товара «труд» заключается также в том, что его невозможно хранить, как другие товары. Более того, если работник не продал свои способности и навыки, он не будет иметь дохода, а следовательно, и средств к существованию, которые нужны ему постоянно. А количество этих жизненных средств и их цена на рынке не зависят от того, продал работник свой труд или нет. Эта особенность имеет огромное значение для рыночной экономики в целом.

§1.2. Типология и структура рынка труда.

Рынок труда имеет сложное строение. Прежде всего из общей численности населения нужно выделить ту его часть, которая способна работать по найму. Но способность работать по найму не совпадает с понятием «трудоспособное население», к которому статистика относит лиц определенного возраста (у нас, например, это мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55). Тем не менее в общей численности населения можно выделить 2 крупные группы: люди способные и неспособные работать по найму, которые в свою очередь подразделяются на определенные подгруппы.(П.1. рис.1) Схема, приведенная в приложении, отражает составные части рынка труда: они обособлены друг от друга, самостоятельны и каждая из них выполняет особую функцию, образуя единый рынок труда, который не может существовать без какой-либо одной части.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

По легитимности трудоустройства занятость подразделяется на формальную и неформальную. Формальная занятость -- это заня-тость, зарегистрированная в официальной экономике. Неформаль-ная занятость -- занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, имеющая источником рабочих мест неформальный сек-тор экономики и отдельные его виды.

По условиям организации трудовых процессов занятость подразделяется на стандартную и нестандартную. В основе такого деления лежит специфика организации трудового процесса, которая принимает различные формы. Стандартная (типичная) занятость - это заня-тость, предполагающая постоянную работу наемного работника у од-ного работодателя в его производственном помещении при стандарт-ной нагрузке в течение дня, недели, года. Нестандартная (гибкая) занятость выходит за эти рамки и включает следующие формы:

· занятость, связанная с нестандартными режимами рабочего времени, такими, как гибкий рабочий год, сжатая рабочая неделя, гибкие графики рабочего времени и др.;

· занятость, связанная с социальным статусом работников: самостоятельные работники, помогающие им члены семьи;

· занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда: надомный труд, «работники по вызовам», вахтово-экспедиционная занятость;

· занятость по нестандартным организационным формам: временные работники, совместительство.

3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РЫНКА ТРУДА

Учитывая сложность ситуации на рынке труда, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо сосредоточить внимание на решении следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных. При этом необходимо учесть возрастной и половой состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы четче просматривались масштабы возможного замещения и потребности в нем в целом.

Необходимо определить проекты государственной значимости, для которой в первоочередном плане следует готовить специалистов и квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует значительных финансовых затрат. Такие проекты необходимо определить и на региональном (областном), и местном уровнях.

На основании указанных проектов и концепции профессиональной занятости должны быть определены масштабы обучения и профессиональная направленность подготовки специалистов и квалифицированных рабочих и выданы соответствующие задания учебным заведениям, которые, получив заказ на подготовку кадров приоритетных профессий специалистов и рабочих под проекты государственной значимости, должны и финансироваться в первую очередь. Целесообразно сократить масштабы подготовки по тем профессиям, по которым трудоустройство обучающихся в местных условиях становится невозможным или проблематичным и если требуемый резерв предстоящего замещения незначителен.

Несмотря на всю сложность экономической ситуации, начиная с предприятий до области включительно должны быть, составлены программы высвобождения мало - и неквалифицированных рабочих, а также тяжелым физическим, не престижным и вредным по условиям трудом, которые подлежат первоочередному высвобождению.

Необходимо закончить создание полной системы сбора, обработки и выдачи информации Государственной службы занятости, предусмотрев автоматическое поступление информации от предприятий и организаций о каждом освободившемся и свободном рабочем месте, условиях работы на нем, размере заработной платы.

Следует в корне изменить философию отношения к Государственной службе занятости, сложившуюся сейчас. Необходимо четко понять, что служба занятости - это в первую очередь орган по оказанию услуг на рынке труда, и ее работа чаще всего сводится к организации перераспределения рабочей силы на имеющиеся вакантные рабочие места. Требовать, чтобы служба занятости создавала новые рабочие места (или даже ставить задачу), неразумно.

В части переобучения или первичного обучения безработных служба занятости со стороны работодателей должна иметь социальный ориентир - заказ, и под него из числа безработных подбирать контингент обучающихся.

Необходимо создать максимально благоприятные условия со стороны государства для развития коллективной и индивидуальной предпринимательской деятельности. Это могло бы в значительной степени расширить число рабочих мест и снизить напряженность на рынке труда.

Следует упростить процедуру выезда за рубеж на временное трудоустройство. Это позволило бы уменьшить численность безработных на рынке труда, улучшить материальное положение как самих безработных и членов их семей, так и увеличить возможные поступления в республику валютных средств.

Целесообразно проработать, а возможно, и в законодательном плане решить вопрос об экономическом стимулировании (обязательном с одновременной выплатой пособия) лиц, готовых оставить производство за 2-3 года до наступления пенсионного возраста (при наличии трудового стажа для последующего начисления пенсии). Это создало бы существенные предпосылки для приведения численности работающих в соответствие с фактической потребностью и одновременно для трудоустройства молодежи (в первую очередь выпускников ПТУ, техникумов, вузов). Лица предпенсионного возраста, ушедшие на льготную пенсию, могли бы более широко использоваться на общественных работах, куда молодежь в силу их непрестижности идти не хочет.

Нужно последовательно проводить курс на разукрупнение предприятий, что позволит более оперативно решать вопросы ускорения освоения новой продукции и увеличения занятости, а также уменьшения влияния узкой специализации отдельных рабочих мест, требующей постоянной переподготовки кадров при изменении технологического процесса. В настоящее время именно безработные с узкой специализацией (к тому же нередко с продолжительным стажем работы по ней) испытывают наибольшие затруднения при трудоустройстве.

В сложившихся экономических условиях целесообразно ввести положение (возможно, даже законодательно), при котором преимущественное право на переподготовку как внутри предприятия (оперативное или опережающее переобучение), так и иным образом (в учебных учреждениях через систему Государственной службы занятости), а также право первоочередного трудоустройства должны получать женщины, воспитывающие детей; главные кормильцы семьи; молодежь, окончившая учебные заведения (право первого места работы).

Необходим поиск решений процесса «выхода» молодежи на рынок труда, развитие у нее «предпринимательского чувства». Иными словами, необходимо существенное улучшение профессионального ориентирования молодежи на выбор будущей профессии, осознание ею того, что на протяжении трудового пути профессию, возможно, придется менять неоднократно.

Необходимо ускорить создание отраслевых, территориальных и республиканских объединений нанимателей, которые должны взять на себя функции отраслевых министерств, Госплана и Минэкономики по вопросам определения реальной потребности в кадрах специалистов и рабочих по отдельным профессиям и организации их последующего трудоустройства.

Поскольку структурная перестройка в практически не начиналась, хотя она неизбежна, важным является разработка программ обеспечения занятости по конверсионным предприятиям.

Необходимо, особенно на местах, приступить к разработке серьезных перспективных программ по обеспечению занятости населения. Инициативу в этом деле в первую очередь должны проявить местные органы власти. В разработке таких программ должны участвовать самые квалифицированные специалисты, хорошо знающие проблему, располагающие достоверной информацией о перспективах развития предприятий и отраслей региона, развитии предпринимательского сектора.

На уровне регионов необходимо как можно скорее осуществить расчеты численности работников, подлежащих высвобождению при различных экономических ситуациях.

Учитывая, что многие предприятия работают в режиме неполной рабочей недели, целесообразно организовать в нерабочие дни упреждающее (оперативное или опережающее) профессиональное переобучение за счет средств предприятий или Фонда содействия занятости по широкому спектру профессий для повышения конкурентоспособности работников на рынке труда, на котором могут оказаться и часть из тех, кто сегодня работает. Организация подобного переобучения может быть осуществлена как на предприятиях непосредственно в привычных для работающих условиях, так и через службу занятости с учетом возможного спроса на перспективные профессии на рынке труда. Упреждающее обучение (переобучение) позволил бы сократить размеры выплаты пособия по безработице в ожидании начала обучения, поскольку высвобожденный работник уже сразу регистрировался на рынке труда в качестве безработного с двумя профессиями, что расширяло возможности его трудоустройства.

Таким образом, положение дел на рынке труда необходимо рассматривать как сложную систему, состояние которой улучшается или ухудшается от степени ее изученности и управляющих воздействий на разных уровнях, как по горизонтали, так и по вертикали. Мнение, что рынок труда есть нечто стихийное, абсолютно неверно. Он в значительной степени управляем при должной продуманности и комплексном подходе.

Заключение

Итак, на рынке труда начало экономического подъема сопровождается появлением большого количества новых экономически эффективных рабочих мест, преимущественно в производственном секторе.

Кроме того, имеется избыток дешевой и высокопроизводительной рабочей силы, то есть, высок уровень безработицы.

Наконец, рабочая сила должна быть достаточно мобильной.

Ничего этого на отечественном рынке труда нет. Платежеспособный спрос со стороны работодателей есть в основном в финансовом секторе и сфере услуг. Уровень безработицы в России такой, как в благополучной Швеции, а потенциально свободная рабочая сила привязана к своим экономически неэффективным рабочим местам подачками государства и невозможностью свободной миграции по стране.

Конечно, экономический подъем нельзя смоделировать в кабинетах. Но есть вещи очевидные. Совершенно необходимо создать преобладание предложения труда над спросом. Подъем уровня безработицы неизбежен - нерентабельные предприятия не имеют права на жизнь. Государству по силам снизить доходность «спекулятивного» сектора экономики, что автоматически снизит там уровень заработной платы. Одновременно нужно обеспечить достаточный уровень мобильности и большое количество экономически эффективных рабочих мест (прежде всего в реальном секторе). Последнее, пожалуй, самое трудное. Наше государство на это не способно - оно как раз самый неэффективный в экономическом смысле работодатель. Нужны люди, способные создавать новые эффективные рабочие места. И здесь от властей требуется просто не мешать обременительными налогами, неграмотным протекционизмом и излишним человеколюбием. Порочный круг «выпустим еще ГКО - выплатим задолженности по зарплате» должен быть разорван. Большинство населения любой страны способно лишь занимать готовые рабочие места - и только малая часть может открывать новые. Создатели новых эффективных рабочих мест появлялись при любом экономическом подъеме. Это профессиональные менеджеры и управленцы - типичные представители пресловутого среднего класса. Спрос на них со стороны элиты, уже раскупившей практически всю бывшую госсобственность, растет. Именно средний класс - союзник государства на рынке труда в ситуации экономического подъема (он-то его и обеспечивает).

В идеале в России следует создать максимально гибкий, но по возможности легализованный рынок труда, гарантирующий низкую безработицу и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим ростом заработной платы). Для этого придется немало поработать, прежде всего, над правовой инфраструктурой. Необходимо ввести срочность контрактов; ликвидировать пожизненный наем, формально доминирующий сегодня в России; предусмотреть и обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете, уменьшает занятость. Низкий размер пособия при увольнении является одним из факторов, обеспечивающих мобильность рабочей силы. Коллективные договоры должны заключаться преимущественно на уровне предприятия. Коллективные же договоры на уровне отраслей, регионов, тем более общенациональном не должны иметь обязательной силы. Это вносит огромные диспропорции в размер заработной платы и способно привести к разорению многих предприятий, которые в противном случае могли бы выжить. Право на забастовки должно быть обеспечено, безусловно. Но его необходимо дополнить эффективным арбитражем, механизмами обеспечения исполнения индивидуальных и коллективных трудовых договоров - это то, чего сейчас нам не хватает: до суда не всегда могут достучаться даже крупные работодатели или профсоюзы, не говоря уже об отдельном работнике.

Минимальная оплата труда должна поддерживаться в пределах 20% средней заработной платы - это уровень, характерный для развитых стран с низким уровнем безработицы.

Есть еще одна проблема, с которой российский рынок труда пока не справляется: межрегиональная мобильность. Насколько остро стоит проблема территориальной мобильности, мы можем судить хотя бы по разбросу безработицы и средней заработной платы по регионам: дифференциация первой - более 20 раз, второй - 12. В Москве огромный дефицит трудовых ресурсов, потому что зарегистрированная безработица здесь составляет всего 0,3%, что в рыночной экономике свидетельствует об остром дефиците рабочей силы. А рядом в Ивановской области огромный избыток рабочей силы, высочайшая открытая безработица. Наличие таких диспропорций это тоже прямой вычет из экономического роста и фактор повышенной безработицы.

Здесь не срабатывают в первую очередь экономические факторы, связанные с рынком жилья, - даже прописка в данном случае дело третьестепенное. Одно из основных препятствий для внутренней миграции - субсидирование оплаты жилья. Рынок официально арендуемого жилья у нас невозможен просто потому, что муниципальное жилье оплачивается по цене ниже рыночной. Естественно, спрос на него во много раз превышает, предложение. Это дефицит, административно распределяемый ресурс. Поэтому, если человек оставил свое арендуемое жилье в одном регионе, он не может получить его в другом. Значит, переехать он может, только поменявшись. А возможность обмена зависит от баланса миграции. Если этот баланс - жестко асимметричен, обмен становится практически невозможен, что в свою очередь блокирует миграцию. Арендуют жилье приблизительно 50% россиян. Следовательно, половина населения страны не имеет возможности переместиться в другой регион в поиске работы. Другая половина населения - собственники жилья, это довольно высокий показатель. С точки зрения влияния на занятость, миграцию, безработицу это отрицательный фактор. Чтобы исправить сложившееся положение, прежде всего, нужно сформировать рынок закладных и жилищного кредита чтобы хоть как-то облегчить собственникам жилья его продажу в одном месте и покупку в другом. Но собственность все равно привязывает человека к месту. Поэтому мы должны поощрять переход к аренде в жилищной сфере.

В завершении вышесказанного отмечу, что сегодняшний российский рынок труда характеризуется несбалансированностью и неравновесностью. Перспективы выхода российской экономики из кризисного состояния во многом зависят от выбора модели занятости, применения эффективных методов регулирования рынка труда с целью устранения диспропорций и деформаций.

Список литературы

1. Липсиц И.В. «Экономика: учебник для вузов». - М.: Омега-Л, 2006. - 656с. - (Высшее экономическое образование).

2. Николаева И.П. «Экономика в вопросах и ответах: учеб. пособие». - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 336с.

3. http://www.ancor.ru/ - Бендина Н. «Российский рынок труда готовится к шторму», RBC, 10 ноября 2004г.

4. Постановление «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» от 30.06.2004 г. № 324.

6. Экономика труда: социально-трудовые отношения / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. М.: ЭКЗАМЕН, 2004г.

7. Экономическая теория. Под ред. Камаева В.Д. - М. Изд. ИМПЭ, 2005г.

8. http://www.severinform.ru/ - Информационное агентство "СеверИнформ"// Статьи// Капелюшников Р. «Российский рынок труда: проблемы безработицы» от 26. 04. 2006г.

9. Остапенко Ю.М. «Экономика труда: Учеб. пособие». - М.: ИНФРА-М, 2006г. - 268с. - (Высшее образование).

10. Хейне П., Боуттке П., Причитко Д. «Экономический образ мышления», 10-е издание / пер. с англ. Гуреш Т.А. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2005. - 544 с.

11. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. «Курс экономической теории: учебник». - 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание - Киров: «АСА», 2005. - 832с.

12. Кибанов А.Я. «Экономика и социология труда: Учебник». - М.: ИНФРА-М, 2004. - 584с.

13. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю, Экономикс, принципы, проблемы и политика. Издательство «Республика», г.Москва, 2004 г.

14. Современная экономика. Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону, 2005г.

15. Экономический вестник. Журнал, Ростов-на-Дону 2007г.

Приложения

Приложение 1

Классификация рынков труда

Приложение №2

Классификация форм занятости

Приложение №3

Подобные документы

    Рынок труда, его структура. Сущность занятости и безработицы как характеристика состояния рынка труда. Цель государственного регулирования российского рынка труда. Разработка новых методов для решения проблемы занятости в стране и последствий безработицы.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2014

    Теоретические подходы к анализу рынка труда и особенности его функционирования. Структура рынка труда. Характеристика основных проблем развития рынка труда в России. Пути решения проблем рынка труда. Цели и задачи федеральной политики занятости в России.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2010

    Проблемы рынка труда в России в условиях развития рыночной экономики. Теоретические аспекты сущности рынка труда, его структура. Связь заработной платы с рынком труда. Рост уровня безработицы и современное состояния рынка труда в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2010

    Особенности сельского рынка труда. Анализ занятости и безработицы сельских жителей, динамики численности населения. Проблемы рынка труда в сельской местности в России, его государственное регулирование и пути повышения эффективности функционирования.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2013

    Сущность, структура и функции рынка труда. Классификация и теории рынков труда. Механизм функционирования рынка труда. Особенности современного рынка труда. Сущность, виды и формы занятости. Сущность, формы и виды безработицы.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2006

    Сущность, структура и функции рынка труда и занятости. Правовое регулирование занятости населения в РФ. Анализ состояния рынка труда и занятости в Кировской области, направления его регулирования. Основные проблемы в развитии трудовых ресурсов региона.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2013

    Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. Понятие рынка труда. Тендерные аспекты состояния рынка труда. Ситуации на рынке труда. Государственное регулирование рынка труда.

    реферат , добавлен 30.06.2008

    Сущность и функции рынка труда, его виды и модели. Государственное регулирование рынка труда в Российской Федерации. Принципы правового регулирования трудовых отношений, деятельность профсоюзов. Социальные последствия безработицы и политика занятости.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Историческое становление российского рынка труда. Динамика и структура безработицы в РФ. Государственное регулирование рынка труда. Политика занятости населения. Направления по повышению эффективности функционирования рынка труда в условиях кризиса.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Эволюция понятия "рынок труда". Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год. Инфраструктура рынка труда и его особенности. Безработица и ее формы. Анализ ситуации и перспективы на рынке труда в России. Сущность и отношения занятости.