Кто такой Парацельс? Описание, биография, лечебная практика. Парацельс - биография

Парацельс (лат. Paracelsus), настоящее имя Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (лат. Philippus Aureolus Theophrastus Bombast von Hohenheim). Родился 21 сентября 1493 года в Эге, кантон Швиц - умер 24 сентября 1541 года в Зальцбурге. Знаменитый швейцарский алхимик, врач, философ, естествоиспытатель, натурфилософ эпохи Возрождения, один из основателей ятрохимии. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. Способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Считается одним из основателей современной науки. Признается величайшим оккультистом средневековья и мудрейшим врачом своего времени.

Изобретённый им самим псевдоним Парацельс означает «превзошедший Цельса», древнеримского энциклопедиста и знатока медицины первого века до н. э. Современники сравнивали деятельность Парацельса с деятельностью , так как, подобно Лютеру в религии, Парацельс был великим реформатором медицинской науки и практики.

Парацельс родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода.

Мать работала медсестрой в аббатстве.

Был очень тщедушного вида, большая голова и худенькие кривые ноги.

В семье Парацельс получил прекрасное образование в области медицины и философии. К 16 годам Парацельс знал основы хирургии, терапии и хорошо ориентировался в основах алхимии.

В 16 лет Парацельс навсегда покидает дом и уезжает учиться в Базельский университет. После этого, в Вюрцбурге, у аббата Иоганна Тритемия, одного из величайших адептов магии, алхимии и астрологии, Парацельс изучал древние тайные учения. Университетское образование Парацельс получил в Ферраре, здесь же был удостоен степени доктора медицины.

С 1517 года Парацельс предпринимал многочисленные путешествия и, возможно, являлся предшественником или основателем тайных обществ, которые появляются в XVII веке в Европе, посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, Скандинавские страны, Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, России и в татарском плену).

По свидетельству Ван Гельмонта в 1521 году Парацельс прибыл в Константинополь и получил там Философский камень . Адептом, от которого Парацельс получил этот камень, был, как упоминается в некоей книге «Aureum vellus» (Золотое руно - лат.) (напечатанной в Роршахе в 1598 г.), некий Соломон Трисмозин, или Пфайфер, соотечественник Парацельса. Говорится, что этот Трисмозин обладал также универсальной панацеей; утверждают, что в конце XVII века он был ещё жив: его видел какой-то французский путешественник.

Парацельс путешествовал по придунайским странам и посетил Италию, где служил военным хирургом в имперской армии и принял участие во множестве военных экспедиций того времени.

В своих странствиях он собрал много полезных сведений, причем не только от врачей, хирургов и алхимиков, но и общаясь с палачами, цирюльниками, пастухами, евреями, цыганами, повитухами и предсказателями. Он черпал знания и от великих, и от малых, у ученых и среди простонародья; его можно было встретить в компании погонщиков скота или бродяг, на проезжих дорогах и в трактирах, что послужило поводом для жестоких упреков и поношений, которыми в своей ограниченности осыпали его враги.

Проведя в скитаниях десять лет, то применяя на практике свое искусство врача, то преподавая или изучая, по обычаю тех времен, алхимию и магию, в возрасте тридцати двух лет он возвратился обратно в Германию, где вскоре прославился после нескольких удивительных случаев исцеления больных.

В 1526 г. приобрел право бюргера в Страсбурге, а в 1527 г. по протекции известного книгоиздателя Иоганна Фробена стал городским врачом Базеля. Также в 1527 г. по рекомендации Оксколампадия, городской совет назначил его профессором физики, медицины и хирургии, положив высокое жалование. В Базельском университете он читал курс медицины на немецком языке, что было вызовом всей университетской традиции, обязывавшей преподавать только на латыни.

Его лекции, в отличие от выступлений коллег, не были простым повторением мнений Галена, Гиппократа и Авиценны, изложение которых являлось единственным занятием профессоров медицины того времени. Его учение было действительно его собственным, и он преподавал его невзирая на чужие мнения, заслуживая этим аплодисменты студентов и ужасая своих ортодоксальных коллег тем, что нарушал установленный обычай учить только тому, что можно надежно подкрепить устоявшимися, общепринятыми свидетельствами, независимо от того, было ли это совместимо с разумом и истиной. В 1528 г., в результате конфликта с городскими властями, Парацельс переехал в Кольмар. В это время был почти на 10 лет отлучён от академии.

В 1529 и 1530 гг. посетил Эсслинген и Нюрнберг. «Настоящие» врачи из Нюрнберга ославили его как мошенника, шарлатана и самозванца. Чтобы опровергнуть их обвинения, он попросил городской совет доверить ему лечение нескольких пациентов, чьи болезни считались неизлечимыми. К нему направили несколько больных слоновой болезнью, которых он излечил за короткое время, не прося никакой платы. Свидетельства этого можно найти в городском архиве Нюрнберга.

Парацельс изобрел несколько эффективных лекарств. Одно из его крупных достижений - объяснение природы и причин силикоза (профессиональная болезнь горняков).

В последующие годы Парацельс много путешествовал, писал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. В 1530 г. в одном из замков Бератцхаузена он завершил работу над «Парагранумом» (1535).

После непродолжительного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 г. закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней «Парамирум» (1532). В 1533 г. он остановился в Филлахе, где написал «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1533) и «Хроника Картинии» (1535).

В последние годы жизни были созданы трактаты «Философия» (1534), «Потаенная философия» (первое издание осуществлено в переводе на фламандский язык, 1533), «Великая астрономия» (1531) и ряд небольших натурфилософских работ, в их числе «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» (1536).

После этого он побывал в Мерене, Каринтии, Крайне и в Венгрии и в итоге осел в Зальцбурге, куда был приглашен герцогом Эрнстом, пфальцграфом Баварским, большим любителем тайных наук. Там Парацельс наконец смог увидеть плоды своих трудов и обрести славу. Наконец-то он может заняться врачебной практикой и писать труды, не заботясь о том, что завтра, быть может, ему придется перебираться в другой город. У него собственный домик на окраине, кабинет и лаборатория.

24 сентября 1541 года, находясь в маленьком номере гостиницы «Белая лошадь» на набережной Зальцбурга, он умер после непродолжительной болезни (в возрасте 48 лет и трёх дней). Был похоронен на кладбище городской церкви св. Себастьяна.

Обстоятельства его смерти до сих пор не ясны, но самые последние исследования подтверждают версию его современников, согласно которой Парацельс во время званого обеда подвергся вероломному нападению бандитов, нанятых кем-то из лекарей, его врагов, и в результате падения на камень проломил череп, что спустя несколько дней и привело к смерти.

Учение Парацельса:

Средневековой медицине, в основе которой лежали теории , и , он противопоставил «спагирическую» медицину, созданную на базе учения . Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства.

Парацельса считают предтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» (в популярном изложении: «Всё - яд, всё - лекарство; то и другое определяет доза»).

По мнению Парацельса, человек - это микрокосм, в котором отражаются все элементы макрокосма; связующим звеном между двумя мирами является сила «М» (с этой буквы начинается имя Меркурия). По Парацельсу, человек (который также является квинтэссенцией, или пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами.

Парацельс оставил ряд алхимических сочинений, в том числе: «Химическая псалтирь, или философские правила о Камне Мудрых», «Азот, или о древесине и нити жизни» и др. В одном из этих сочинений употребил термин гном.

Именно он дал название металлу цинку, использовав написание «zincum» или «zinken» в книге Liber Mineralium II. Это слово, вероятно, восходит к нем. Zinke, означающее «зубец» (кристаллиты металлического цинка похожи на иглы).

П Парацельс как алхимик, философ и врач является одной из самых загадочных личностей древнего мира. Парацельса можно считать одним из основателей современной науки и медицины. Это человек который впервые вводит в медицину химические соединения и успешно ими пользуется.

Кто такой Парацельс?

Псевдоним Парацельс он придумал самостоятельно. В переводе с латыни псевдоним означает «превзошедший Цельса». Для справки: «Цельс – это древнеримский энциклопедист и знаток медицины, который жил в I веке до н. э.». Настоящее имя Парацельса звучит Филип Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм. Он родился 24 октября 1493 года в городе Эг в семье людей тесно связанных с медициной. Именно по этому он и посвятил всю свою жизнь изучению медицины. В 16 лет он навсегда ушел из дома и посвятил всего себя обучению. Он обучался в Германии, Швейцарии и Италии, где и черпал по крупице свои знания в разных областях. Его самым именитым учителем был Иоганн Тритемий, который считался величайшим специалистом в области астрологии, алхимии и магии. В итоге он получает звание доктора медицинских наук. После получения звания доктора, он отправляется в путешествие по миру, где получает врачебную практику. Он занимал посты как городского врача, так и военного на полях боевых действий.

Философское учение Парацельса

Взгляды Парацельса очень многообразны. Некоторые считали Парацельса великим врачем и учёным, а другие считали его просто шарлотаном. Получив огромный опыт в медицинской практике, в 1527 году городской совет Базеля назначил его профессором физики, медицины и хирургии. Он читал лекции по медицине в Базельском университете. Его отличие от остальных преподавателей было в том, что он читал лекции студентам из своих личных наблюдений и опыта, а не повторяя слова Авиценны, Гиппократа и Галена. Его коллеги с призрением относились к учению такого рода, потому что они не были документально подкреплены. Сам Парацельс критично относился к представлениям древней медицины, считая ее очень несовершенной.

Он критиковал врачей не имеющих знаний по химии, потому что без знаний химии невозможно лечить людей. Он утверждал, что человек состоит из набора химических элементов, которые в человеческом организме находится в постоянном равновесии. При отклонении от равновесия, то есть если не хватает каких-либо элементов или наоборот их становится больше – возникают болезни. Придерживаясь этого знания, он успешно лечил на тот момент неизлечимые болезни. Ещё одним его учением было, то, что даже обыденные вещи могут быть смертельными, а яды в определенных дозировках целебными. Такие учения Парацельса, на сегодняшний день не выглядят столь безумными, как считали его коллеги в то время. И сегодня его можно считать настоящим родителем современной фармацевтики.

Как уже говорилось выше, Парацельс был очень успешен в разных науках, но его призванием считается медицина. Он говорил что настоящая цель алхимии не добыча золота, а лекарств. Что касается химии, он является человеком, который дал название такому элементу как цинк, использовав написание zincum. Что касается медицины, он успешно практиковал свои полученные навыки в лечении болезней. Благодаря своим опытам, он написал несколько книг. Одной из которых является собрание заметок о происхождении и протекании болезней, которое он назвал «Парамирум». Одним из главных его достижений является объяснении природы и причин такой болезни, как Силикоз. По его трудам была индефицирована такая болезнь как рак лёгких. Самое интересное то, что Парацельс знал как лечить очень много болезней, даже те которые считаются неизлечимыми до сих пор.

Мистическая сторона личности Парацельса

Мистическая сторона личности Парацельса затрагивает разные аспекты деятельности. Как уже говорилось выше, он добился больших успехов в медицине, так как лечил огромное количество болезней. Мистики считали, что Парацельс владел так называемой «Панацеей». Для справки:

Панацея – это лекарство от всех болезней.

Мистики предполагают, что с помощью Панацеи, он мог даже воскрешать мертвых. Парацельс большую часть жизни путешествовал и черпал знания у разного типа людей. В их число входили маги, колдуны, ведьмы, некроманты, великие учёные и обычные люди. Помимо этого круга, он общался и с обычными людьми, в число которых входили: пастухи, торговцы и просто бродяги. За такие поиски информации, он становился предметом насмешек своих коллег. Ван Гельмонт утверждает, что в 1521 году, Парацельс получил «Философский камень» от адепта по имени Соломон Трисмозин. Предполагается, что и «Панацею» передал ему именно этот человек. Смерть Парацельса 24 сентября 1541 года так же очень загадочна. Он, якобы, умер в номере гостиницы «Белая лошадь» после непродолжительной болезни. То есть, он всю жизнь лечил болезни, даже неизлечимые, а потом сам умер за несколько дней в отеле. Очень загадочно… не так ли? Причем, ему приписывают начало создания тайных обществ!

Известен как:
Статьи о герметизме

Источники мудрости мира
Алхимия · Астрология · Теургия

Герметические движения

Последователи учения
Джон Ди Уильям Йейтс Парацельс Алессандро Калиостро Джордано Бруно Мартинес де Паскуалис Сэмуэль Лиддел Мазерс Франц Бардон Роберт Фладд Фулканелли Макс Гендель

Современники сравнивали деятельность Парацельса с деятельностью Лютера , так как, подобно Лютеру в религии, Парацельс был великим реформатором медицинской науки и практики .

Биография

Парацельс родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать работала медсестрой в аббатстве . Был очень тщедушного вида, большая голова и худенькие кривые ноги. В семье Парацельс получил прекрасное образование в области медицины и философии. К 16 годам он знал основы хирургии , терапии и хорошо ориентировался в основах алхимии . В 16 лет Парацельс навсегда покинул дом и уехал учиться в Базельский университет . После этого обучался в Вюрцбурге у аббата Иоганна Тритемия , одного из величайших адептов магии, алхимии и астрологии . Университетское (англ.) русск. образование Парацельс получил в Ферраре , здесь же был удостоен степени доктора медицины.

Скитания

С 1517 года Парацельс предпринимал многочисленные путешествия и, возможно, являлся предшественником или основателем тайных обществ, которые появляются в XVII веке в Европе), посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, Скандинавские страны, Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, России и в татарском плену).

Парацельс путешествовал по придунайским странам и посетил Италию, где служил военным хирургом в имперской армии и принял участие во множестве военных экспедиций того времени. В своих странствиях он собрал много полезных сведений, причем не только от врачей, хирургов и алхимиков, но и общаясь с палачами, цирюльниками, пастухами, евреями, цыганами, повитухами и предсказателями. Он черпал знания и от великих, и от малых, у ученых и среди простонародья; его можно было встретить в компании погонщиков скота или бродяг, на проезжих дорогах и в трактирах, что послужило поводом для жестоких упреков и поношений, которыми в своей ограниченности осыпали его враги. Проведя в скитаниях десять лет, то применяя на практике своё искусство врача, то преподавая или изучая, по обычаю тех времен, алхимию и магию, в возрасте тридцати двух лет он возвратился обратно в Германию, где вскоре прославился после нескольких удивительных случаев исцеления больных.

В художественной литературе и кино

  • Парацельс упоминается в серии романа о Гарри Поттере, написанной английской писательницей Дж. К. Роулинг.
  • В произведении Хорхе Луиса Борхеса «Роза Парацельса» к магистру, мечтающему об ученике, приходит молодой человек и просит взять его в ученики. Единственным условием незнакомец ставит демонстрацию чуда - сожжение розы и её воскрешение. После диалога, насыщенного философскими реминисценциями, молодой человек сам сжигает розу и требует от Парацельса подтвердить свою славу и оживить её. Парацельс говорит, что правы те, кто утверждают, что он шарлатан, выпроваживает юношу - и оживляет розу одним словом.
  • В романе «Франкенштейн » главный герой находился под сильным влиянием трудов и идей Парацельса, что и определило его стремления.
  • Парацельс - один из главных героев романа братьев Вайнеров «Лекарство для Несмеяны ».
  • Австрийский кинорежиссёр Георг Пабст в 1943 году снял фильм «Парацельс ».
  • Парацельс - одно из главных действующих лиц фильма «Вход в лабиринт ».
  • Парацельс - прототип отца главного героя Ван Хоэнхайма в манге и аниме «Стальной алхимик ».
  • Персонаж по имени Парацельс является антигероем последних сезонов сериала Склад 13 .
  • Часто упоминается в рассказах Г. Ф. Лавкрафта как автор оккультных трудов и алхимик, чьи произведения наряду с произведениями других средневековых ученых-оккультистов используются героями в мистических целях, например, при воскрешении мертвецов.
  • Парацельс - один из персонажей японской визуальной новеллы «Animamundi: Dark Alchemist ». Он является протагонисту в виде мальчика, старика и молодого мужчины, венчает его короной за достижения в алхимии, а позже, по просьбе Архангела Михаила, проводит через Чистилище, помогая искупить свои грехи и вернуться в мир смертных, избавленным от влияния Люцифера.

Напишите отзыв о статье "Парацельс"

Примечания

  1. В современной транскрипции также - Хоэнхайм.
  2. . med-info.ru. Проверено 25 ноября 2015.
  3. . www.hrono.ru. Проверено 25 ноября 2015.
  4. . Профессионалы.ru. Проверено 25 ноября 2015.
  5. . miryasnosveta.ru. Проверено 25 ноября 2015.
  6. // Академик.
  7. . www.fpss.ru. Проверено 25 ноября 2015.
  8. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  9. // Google Books
  10. // Google Books
  11. Hoover, Herbert Clark (2003), Georgius Agricola de Re Metallica , Kessinger Publishing, с. 409, ISBN 0766131971
  12. Gerhartz, Wolfgang (1996), Ullmann"s Encyclopedia of Industrial Chemistry (5th ed.), VHC, с. 509, ISBN 3527201009

Литература

  • Володарский В. М. // История социалистических учений: сб.статей. - М., 1985
  • Володарский В. М. Образ природы в творчестве Парацельса // Природа в культуре Возрождения. - М., 1992.
  • Володарский В. М. Леонардо да Винчи и Парацельс о магии и алхимии // Леонардо да Винчи и культура Возрождения. - М.: Наука, 2004.- С.176-183. - ISBN 5-02-032668-2
  • Гундольф Ф. Парацельс / Пер. Л. Маркевич, общ. ред. и послесл. В. Н. Морозова. - СПб.: Владимир Даль, 2015. - 191 с. - ISBN 978-5-93615-154-5
  • Зорина Е. В. // Дельфис № 24(4/2000)
  • Койре А. Парацельс // Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века / пер.и посл. А.М. Руткевич. - Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. - 170 с. - ISBN 5-87859-067-0 .
  • Майер П. Парацельс - врач и провидец. / Пер. Е. Б. Мурзина. - М., 2003.
  • Jole Shackelford. A Philosophical Path for Paracelsian Medicine: The Ideas, Intellectual Context, and Influence of Petrus Severinus (1540-1602). - Copenhagen: Museum Tusculanum Press, 2004. - Pp. 519.
  • Walter Pagel . . - Karger Publishers Switzerland. - ISBN 3-8055-3518-X

Ссылки

  • // Хронос (интернет-сайт)

Отрывок, характеризующий Парацельс

Император Франц принял его, стоя посредине комнаты. Перед тем как начинать разговор, князя Андрея поразило то, что император как будто смешался, не зная, что сказать, и покраснел.
– Скажите, когда началось сражение? – спросил он поспешно.
Князь Андрей отвечал. После этого вопроса следовали другие, столь же простые вопросы: «здоров ли Кутузов? как давно выехал он из Кремса?» и т. п. Император говорил с таким выражением, как будто вся цель его состояла только в том, чтобы сделать известное количество вопросов. Ответы же на эти вопросы, как было слишком очевидно, не могли интересовать его.
– В котором часу началось сражение? – спросил император.
– Не могу донести вашему величеству, в котором часу началось сражение с фронта, но в Дюренштейне, где я находился, войско начало атаку в 6 часу вечера, – сказал Болконский, оживляясь и при этом случае предполагая, что ему удастся представить уже готовое в его голове правдивое описание всего того, что он знал и видел.
Но император улыбнулся и перебил его:
– Сколько миль?
– Откуда и докуда, ваше величество?
– От Дюренштейна до Кремса?
– Три с половиною мили, ваше величество.
– Французы оставили левый берег?
– Как доносили лазутчики, в ночь на плотах переправились последние.
– Достаточно ли фуража в Кремсе?
– Фураж не был доставлен в том количестве…
Император перебил его.
– В котором часу убит генерал Шмит?…
– В семь часов, кажется.
– В 7 часов. Очень печально! Очень печально!
Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним.
Вопреки словам Билибина, известие, привезенное им, было принято радостно. Назначено было благодарственное молебствие. Кутузов был награжден Марией Терезией большого креста, и вся армия получила награды. Болконский получал приглашения со всех сторон и всё утро должен был делать визиты главным сановникам Австрии. Окончив свои визиты в пятом часу вечера, мысленно сочиняя письмо отцу о сражении и о своей поездке в Брюнн, князь Андрей возвращался домой к Билибину. У крыльца дома, занимаемого Билибиным, стояла до половины уложенная вещами бричка, и Франц, слуга Билибина, с трудом таща чемодан, вышел из двери.
Прежде чем ехать к Билибину, князь Андрей поехал в книжную лавку запастись на поход книгами и засиделся в лавке.
– Что такое? – спросил Болконский.
– Ach, Erlaucht? – сказал Франц, с трудом взваливая чемодан в бричку. – Wir ziehen noch weiter. Der Bosewicht ist schon wieder hinter uns her! [Ах, ваше сиятельство! Мы отправляемся еще далее. Злодей уж опять за нами по пятам.]
– Что такое? Что? – спрашивал князь Андрей.
Билибин вышел навстречу Болконскому. На всегда спокойном лице Билибина было волнение.
– Non, non, avouez que c"est charmant, – говорил он, – cette histoire du pont de Thabor (мост в Вене). Ils l"ont passe sans coup ferir. [Нет, нет, признайтесь, что это прелесть, эта история с Таборским мостом. Они перешли его без сопротивления.]
Князь Андрей ничего не понимал.
– Да откуда же вы, что вы не знаете того, что уже знают все кучера в городе?
– Я от эрцгерцогини. Там я ничего не слыхал.
– И не видали, что везде укладываются?
– Не видал… Да в чем дело? – нетерпеливо спросил князь Андрей.
– В чем дело? Дело в том, что французы перешли мост, который защищает Ауэсперг, и мост не взорвали, так что Мюрат бежит теперь по дороге к Брюнну, и нынче завтра они будут здесь.
– Как здесь? Да как же не взорвали мост, когда он минирован?
– А это я у вас спрашиваю. Этого никто, и сам Бонапарте, не знает.
Болконский пожал плечами.
– Но ежели мост перейден, значит, и армия погибла: она будет отрезана, – сказал он.
– В этом то и штука, – отвечал Билибин. – Слушайте. Вступают французы в Вену, как я вам говорил. Всё очень хорошо. На другой день, то есть вчера, господа маршалы: Мюрат Ланн и Бельяр, садятся верхом и отправляются на мост. (Заметьте, все трое гасконцы.) Господа, – говорит один, – вы знаете, что Таборский мост минирован и контраминирован, и что перед ним грозный tete de pont и пятнадцать тысяч войска, которому велено взорвать мост и нас не пускать. Но нашему государю императору Наполеону будет приятно, ежели мы возьмем этот мост. Проедемте втроем и возьмем этот мост. – Поедемте, говорят другие; и они отправляются и берут мост, переходят его и теперь со всею армией по сю сторону Дуная направляются на нас, на вас и на ваши сообщения.
– Полноте шутить, – грустно и серьезно сказал князь Андрей.
Известие это было горестно и вместе с тем приятно князю Андрею.
Как только он узнал, что русская армия находится в таком безнадежном положении, ему пришло в голову, что ему то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе! Слушая Билибина, он соображал уже, как, приехав к армии, он на военном совете подаст мнение, которое одно спасет армию, и как ему одному будет поручено исполнение этого плана.
– Полноте шутить, – сказал он.
– Не шучу, – продолжал Билибин, – ничего нет справедливее и печальнее. Господа эти приезжают на мост одни и поднимают белые платки; уверяют, что перемирие, и что они, маршалы, едут для переговоров с князем Ауэрспергом. Дежурный офицер пускает их в tete de pont. [мостовое укрепление.] Они рассказывают ему тысячу гасконских глупостей: говорят, что война кончена, что император Франц назначил свидание Бонапарту, что они желают видеть князя Ауэрсперга, и тысячу гасконад и проч. Офицер посылает за Ауэрспергом; господа эти обнимают офицеров, шутят, садятся на пушки, а между тем французский баталион незамеченный входит на мост, сбрасывает мешки с горючими веществами в воду и подходит к tete de pont. Наконец, является сам генерал лейтенант, наш милый князь Ауэрсперг фон Маутерн. «Милый неприятель! Цвет австрийского воинства, герой турецких войн! Вражда кончена, мы можем подать друг другу руку… император Наполеон сгорает желанием узнать князя Ауэрсперга». Одним словом, эти господа, не даром гасконцы, так забрасывают Ауэрсперга прекрасными словами, он так прельщен своею столь быстро установившеюся интимностью с французскими маршалами, так ослеплен видом мантии и страусовых перьев Мюрата, qu"il n"y voit que du feu, et oubl celui qu"il devait faire faire sur l"ennemi. [Что он видит только их огонь и забывает о своем, о том, который он обязан был открыть против неприятеля.] (Несмотря на живость своей речи, Билибин не забыл приостановиться после этого mot, чтобы дать время оценить его.) Французский баталион вбегает в tete de pont, заколачивают пушки, и мост взят. Нет, но что лучше всего, – продолжал он, успокоиваясь в своем волнении прелестью собственного рассказа, – это то, что сержант, приставленный к той пушке, по сигналу которой должно было зажигать мины и взрывать мост, сержант этот, увидав, что французские войска бегут на мост, хотел уже стрелять, но Ланн отвел его руку. Сержант, который, видно, был умнее своего генерала, подходит к Ауэрспергу и говорит: «Князь, вас обманывают, вот французы!» Мюрат видит, что дело проиграно, ежели дать говорить сержанту. Он с удивлением (настоящий гасконец) обращается к Ауэрспергу: «Я не узнаю столь хваленую в мире австрийскую дисциплину, – говорит он, – и вы позволяете так говорить с вами низшему чину!» C"est genial. Le prince d"Auersperg se pique d"honneur et fait mettre le sergent aux arrets. Non, mais avouez que c"est charmant toute cette histoire du pont de Thabor. Ce n"est ni betise, ni lachete… [Это гениально. Князь Ауэрсперг оскорбляется и приказывает арестовать сержанта. Нет, признайтесь, что это прелесть, вся эта история с мостом. Это не то что глупость, не то что подлость…]
– С"est trahison peut etre, [Быть может, измена,] – сказал князь Андрей, живо воображая себе серые шинели, раны, пороховой дым, звуки пальбы и славу, которая ожидает его.
– Non plus. Cela met la cour dans de trop mauvais draps, – продолжал Билибин. – Ce n"est ni trahison, ni lachete, ni betise; c"est comme a Ulm… – Он как будто задумался, отыскивая выражение: – c"est… c"est du Mack. Nous sommes mackes , [Также нет. Это ставит двор в самое нелепое положение; это ни измена, ни подлость, ни глупость; это как при Ульме, это… это Маковщина. Мы обмаковались. ] – заключил он, чувствуя, что он сказал un mot, и свежее mot, такое mot, которое будет повторяться.
Собранные до тех пор складки на лбу быстро распустились в знак удовольствия, и он, слегка улыбаясь, стал рассматривать свои ногти.
– Куда вы? – сказал он вдруг, обращаясь к князю Андрею, который встал и направился в свою комнату.
– Я еду.
– Куда?
– В армию.
– Да вы хотели остаться еще два дня?
– А теперь я еду сейчас.
И князь Андрей, сделав распоряжение об отъезде, ушел в свою комнату.
– Знаете что, мой милый, – сказал Билибин, входя к нему в комнату. – Я подумал об вас. Зачем вы поедете?
И в доказательство неопровержимости этого довода складки все сбежали с лица.
Князь Андрей вопросительно посмотрел на своего собеседника и ничего не ответил.
– Зачем вы поедете? Я знаю, вы думаете, что ваш долг – скакать в армию теперь, когда армия в опасности. Я это понимаю, mon cher, c"est de l"heroisme. [мой дорогой, это героизм.]
– Нисколько, – сказал князь Андрей.
– Но вы un philoSophiee, [философ,] будьте же им вполне, посмотрите на вещи с другой стороны, и вы увидите, что ваш долг, напротив, беречь себя. Предоставьте это другим, которые ни на что более не годны… Вам не велено приезжать назад, и отсюда вас не отпустили; стало быть, вы можете остаться и ехать с нами, куда нас повлечет наша несчастная судьба. Говорят, едут в Ольмюц. А Ольмюц очень милый город. И мы с вами вместе спокойно поедем в моей коляске.
– Перестаньте шутить, Билибин, – сказал Болконский.
– Я говорю вам искренно и дружески. Рассудите. Куда и для чего вы поедете теперь, когда вы можете оставаться здесь? Вас ожидает одно из двух (он собрал кожу над левым виском): или не доедете до армии и мир будет заключен, или поражение и срам со всею кутузовскою армией.
И Билибин распустил кожу, чувствуя, что дилемма его неопровержима.
– Этого я не могу рассудить, – холодно сказал князь Андрей, а подумал: «еду для того, чтобы спасти армию».
– Mon cher, vous etes un heros, [Мой дорогой, вы – герой,] – сказал Билибин.

В ту же ночь, откланявшись военному министру, Болконский ехал в армию, сам не зная, где он найдет ее, и опасаясь по дороге к Кремсу быть перехваченным французами.
В Брюнне всё придворное население укладывалось, и уже отправлялись тяжести в Ольмюц. Около Эцельсдорфа князь Андрей выехал на дорогу, по которой с величайшею поспешностью и в величайшем беспорядке двигалась русская армия. Дорога была так запружена повозками, что невозможно было ехать в экипаже. Взяв у казачьего начальника лошадь и казака, князь Андрей, голодный и усталый, обгоняя обозы, ехал отыскивать главнокомандующего и свою повозку. Самые зловещие слухи о положении армии доходили до него дорогой, и вид беспорядочно бегущей армии подтверждал эти слухи.
«Cette armee russe que l"or de l"Angleterre a transportee, des extremites de l"univers, nous allons lui faire eprouver le meme sort (le sort de l"armee d"Ulm)», [«Эта русская армия, которую английское золото перенесло сюда с конца света, испытает ту же участь (участь ульмской армии)».] вспоминал он слова приказа Бонапарта своей армии перед началом кампании, и слова эти одинаково возбуждали в нем удивление к гениальному герою, чувство оскорбленной гордости и надежду славы. «А ежели ничего не остается, кроме как умереть? думал он. Что же, коли нужно! Я сделаю это не хуже других».
Князь Андрей с презрением смотрел на эти бесконечные, мешавшиеся команды, повозки, парки, артиллерию и опять повозки, повозки и повозки всех возможных видов, обгонявшие одна другую и в три, в четыре ряда запружавшие грязную дорогу. Со всех сторон, назади и впереди, покуда хватал слух, слышались звуки колес, громыхание кузовов, телег и лафетов, лошадиный топот, удары кнутом, крики понуканий, ругательства солдат, денщиков и офицеров. По краям дороги видны были беспрестанно то павшие ободранные и неободранные лошади, то сломанные повозки, у которых, дожидаясь чего то, сидели одинокие солдаты, то отделившиеся от команд солдаты, которые толпами направлялись в соседние деревни или тащили из деревень кур, баранов, сено или мешки, чем то наполненные.
На спусках и подъемах толпы делались гуще, и стоял непрерывный стон криков. Солдаты, утопая по колена в грязи, на руках подхватывали орудия и фуры; бились кнуты, скользили копыта, лопались постромки и надрывались криками груди. Офицеры, заведывавшие движением, то вперед, то назад проезжали между обозами. Голоса их были слабо слышны посреди общего гула, и по лицам их видно было, что они отчаивались в возможности остановить этот беспорядок. «Voila le cher [„Вот дорогое] православное воинство“, подумал Болконский, вспоминая слова Билибина.
Желая спросить у кого нибудь из этих людей, где главнокомандующий, он подъехал к обозу. Прямо против него ехал странный, в одну лошадь, экипаж, видимо, устроенный домашними солдатскими средствами, представлявший середину между телегой, кабриолетом и коляской. В экипаже правил солдат и сидела под кожаным верхом за фартуком женщина, вся обвязанная платками. Князь Андрей подъехал и уже обратился с вопросом к солдату, когда его внимание обратили отчаянные крики женщины, сидевшей в кибиточке. Офицер, заведывавший обозом, бил солдата, сидевшего кучером в этой колясочке, за то, что он хотел объехать других, и плеть попадала по фартуку экипажа. Женщина пронзительно кричала. Увидав князя Андрея, она высунулась из под фартука и, махая худыми руками, выскочившими из под коврового платка, кричала:
– Адъютант! Господин адъютант!… Ради Бога… защитите… Что ж это будет?… Я лекарская жена 7 го егерского… не пускают; мы отстали, своих потеряли…
– В лепешку расшибу, заворачивай! – кричал озлобленный офицер на солдата, – заворачивай назад со шлюхой своею.
– Господин адъютант, защитите. Что ж это? – кричала лекарша.
– Извольте пропустить эту повозку. Разве вы не видите, что это женщина? – сказал князь Андрей, подъезжая к офицеру.
Офицер взглянул на него и, не отвечая, поворотился опять к солдату: – Я те объеду… Назад!…
– Пропустите, я вам говорю, – опять повторил, поджимая губы, князь Андрей.
– А ты кто такой? – вдруг с пьяным бешенством обратился к нему офицер. – Ты кто такой? Ты (он особенно упирал на ты) начальник, что ль? Здесь я начальник, а не ты. Ты, назад, – повторил он, – в лепешку расшибу.
Это выражение, видимо, понравилось офицеру.
– Важно отбрил адъютантика, – послышался голос сзади.
Князь Андрей видел, что офицер находился в том пьяном припадке беспричинного бешенства, в котором люди не помнят, что говорят. Он видел, что его заступничество за лекарскую жену в кибиточке исполнено того, чего он боялся больше всего в мире, того, что называется ridicule [смешное], но инстинкт его говорил другое. Не успел офицер договорить последних слов, как князь Андрей с изуродованным от бешенства лицом подъехал к нему и поднял нагайку:
– Из воль те про пус тить!
Офицер махнул рукой и торопливо отъехал прочь.
– Всё от этих, от штабных, беспорядок весь, – проворчал он. – Делайте ж, как знаете.
Князь Андрей торопливо, не поднимая глаз, отъехал от лекарской жены, называвшей его спасителем, и, с отвращением вспоминая мельчайшие подробности этой унизи тельной сцены, поскакал дальше к той деревне, где, как ему сказали, находился главнокомандующий.
Въехав в деревню, он слез с лошади и пошел к первому дому с намерением отдохнуть хоть на минуту, съесть что нибудь и привесть в ясность все эти оскорбительные, мучившие его мысли. «Это толпа мерзавцев, а не войско», думал он, подходя к окну первого дома, когда знакомый ему голос назвал его по имени.
Он оглянулся. Из маленького окна высовывалось красивое лицо Несвицкого. Несвицкий, пережевывая что то сочным ртом и махая руками, звал его к себе.
– Болконский, Болконский! Не слышишь, что ли? Иди скорее, – кричал он.
Войдя в дом, князь Андрей увидал Несвицкого и еще другого адъютанта, закусывавших что то. Они поспешно обратились к Болконскому с вопросом, не знает ли он чего нового. На их столь знакомых ему лицах князь Андрей прочел выражение тревоги и беспокойства. Выражение это особенно заметно было на всегда смеющемся лице Несвицкого.
– Где главнокомандующий? – спросил Болконский.
– Здесь, в том доме, – отвечал адъютант.
– Ну, что ж, правда, что мир и капитуляция? – спрашивал Несвицкий.
– Я у вас спрашиваю. Я ничего не знаю, кроме того, что я насилу добрался до вас.
– А у нас, брат, что! Ужас! Винюсь, брат, над Маком смеялись, а самим еще хуже приходится, – сказал Несвицкий. – Да садись же, поешь чего нибудь.
– Теперь, князь, ни повозок, ничего не найдете, и ваш Петр Бог его знает где, – сказал другой адъютант.
– Где ж главная квартира?
– В Цнайме ночуем.
– А я так перевьючил себе всё, что мне нужно, на двух лошадей, – сказал Несвицкий, – и вьюки отличные мне сделали. Хоть через Богемские горы удирать. Плохо, брат. Да что ты, верно нездоров, что так вздрагиваешь? – спросил Несвицкий, заметив, как князя Андрея дернуло, будто от прикосновения к лейденской банке.
– Ничего, – отвечал князь Андрей.
Он вспомнил в эту минуту о недавнем столкновении с лекарскою женой и фурштатским офицером.
– Что главнокомандующий здесь делает? – спросил он.
– Ничего не понимаю, – сказал Несвицкий.
– Я одно понимаю, что всё мерзко, мерзко и мерзко, – сказал князь Андрей и пошел в дом, где стоял главнокомандующий.

На могиле даже установили камень с пространной надписью:

«Здесь погребен Филипп-Теофраст, превосходный доктор медицины, который тяжелые раны, проказу, подагру, водянку и другие неизлечимые болезни тела идеальным искусством излечивал и завещал свое имущество разделить и пожертвовать беднякам. В 1541 году на 24 день сентября Парацельс сменил жизнь на смерть».

Парацельс так бы и остался известным только историкам, ученым, да любителям старины, если бы не талантливые произведения братьев Вайнеров, Иеремия Парнова и снятые по ним фильмы. Естественно, что связанные сюжетом произведений, авторы не могли поведать обо всей богатой приключениями жизни легендарного медика и алхимика. Но интерес к этой неординарной личности они в обществе разбудили.

Будущий медик родился в конце 1493 года (обычно приводятся две даты — 10 ноября или 17 декабря) в швейцарском городке Айнзидельн в старинной, но обедневшей дворянской семье. При крещении он получил имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм . Его отец занимался врачебной практикой, к работе врачом стал с детских лет готовить и сына. Мальчика медицина явно интересовала, занимался он ею с увлечением, хотя не был чужд и обычным детским проказам.
Фото:

Была и еще одна область, в которой Теофраст Гогенхайм преуспел в молодости. Как и большинство молодых дворян, он хорошо усвоил науку фехтования. Хотя рыцарские времена уже прошли, дуэли не были редкостью, да и разбойников на больших дорогах (а путешествовать будущий врач любил с детства) хватало. Так что шпага стала его постоянным спутником, как и инструменты .

Начальное медицинское образование он получил под руководством отца, а с основами философии и натуралистическими взглядами на окружающий мир его познакомил ученый-гуманист Иоганн Тритемий , бывший в тот период аббатом в Шпангейме. Образование Теофраст продолжил в итальянском городе Феррара , где ему была присвоена степень доктора медицины.

Когда он стал пользоваться прозвищем Парацельс, сказать трудно. Возможно, это имя он выбрал себе сам или же его дали коллеги по врачебному искусству, сравнив Гогенхайма с одним из основоположников медицины — древнеримским врачом Авлом Корнелием Цельсом . Официально этот псевдоним видимо впервые был обнародован в 1529 году, когда Теофраст стал так подписывать выпускаемые им астрологические календари. Впоследствии он стал пользоваться этим именем практически повсеместно, подписывая им свои произведения.
Фото:

Закончив образование и получив хорошие навыки , Парацельс не стал по примеру многих его однокашников по университету обзаводиться врачебной практикой и вести жизнь добропорядочного буржуа, а отправился путешествовать. Он ставил перед собой двоякую цель — увидеть новые страны и получить новые знания, которые из книг почерпнуть невозможно. Почти десять лет он путешествовал по Европе, Северной Африке и Ближнему Востоку, слушая лекции в местных университетах, общаясь с профессиональными врачами, целителями и знатоками народной медицины, алхимиками, учеными. Служил военным врачом в армиях нескольких стран, получив прекрасную практику полевой хирургии. Спускался в рудники, пытаясь понять, как рождаются минералы, которые он стал использовать в качестве компонентов своих лекарств.

Интересы его были чрезвычайно широки, он не только как губка впитывал новые знания, но и сам делился секретами медицины, фармакологии, алхимии и астрологии. Есть сведения, что Парацельс добирался даже до Московии.

Немного остепенился он только в 1526 году, получил статус бюргера в , где занялся врачебной практикой. На следующий год Парацельс вынужден был перебрался в , где смог вылечить нескольких безнадежных (по мнению местных медиков) больных, стал городским врачом и начал преподавать медицину в местном университете. К неудовольствию коллег, он стал читать лекции не на общепринятой латыни, а на немецком языке. Идти на компромиссы Парацельс не хотел и, из-за конфликта с университетским руководством, местными городскими властями и коллегами по медицинской практике, снова вынужден был отправиться в путь, на этот раз в .

Не терпящий шарлатанов от медицины, неуживчивый по характеру и острый на язык, Парацельс редко где задерживался надолго. При этом серьезных покровителей, ценивших его как прекрасного медика и крупного ученого, у него хватало. Поражает его работоспособность. При постоянных переездах он умудрялся не только активно заниматься наукой и , но и практически каждый год писать крупные труды по медицине, фармакологии, алхимии, астрологии, философии.

Фото:

Несколько его трудов, увидевших свет, были запрещены по требованию профессоров медицины Лейпцигского университета, которые не смогли подняться до его понимания проблем медицины. Наконец ему удалось опубликовать в Ульме и Аугсбурге труд «Большая хирургия». Книга стала широко известной в медицинских кругах, заставив коллег по профессии воспринимать Парацельса как крупного хирурга.

Получивший признание медиков, Парацельс получил и больше возможности для плодотворной работы, но и это не избавило его от необходимости скитаться. Обычно ситуация развивалась по одинаковому сценарию. Прибыв в новое место, он начинал вылечивать больных, которых местные медики отчаялись поставить на ноги. Естественно, что вскоре возникал конфликт с местными врачами, начинавшими терять клиентуру. К тому же, Парацельс, не выбирая выражений, говорил все, что думает и о местных медиках, и об их методах лечения. Не стоит забывать, что у местных эскулапов был мощный союзник в лице церкви, которую не стоило труда убедить, что практикуемыми Парацельсом методами лечения давно следует заинтересоваться и инквизиции. Город приходилось в срочном порядке, а иногда и тайно, покидать.

В 1541 году Парацельс смог обосноваться в , где ему покровительствовал местный архиепископ, что обеспечивало защиту от обвинений в ереси. К этому времени его здоровье было серьезно подорвано, видимо, он понимал, что его земные дни сочтены. Несколько месяцев Парацельс занимался напряженным трудом, приводя в порядок и систематизируя свои записи. Вылечить себя он уже оказался не в состоянии, 24 сентября 1541 года великий медик скончался.

К сожалению, многие труды Парацельса были изданы только после смерти автора. Поистине, это был человек энциклопедически образованный, а главное, умеющий видеть новое, сопоставлять уже известное и делать выводы, которые зачастую не сразу становились понятны его современникам.
Фото: ru.wikipedia.org

В истории науки Парацельс больше известен как медик и . Его успехи в этих областях поистине впечатляют. Он умудрился погасить вспышку чумы в Штерцинге в 1534 году, прибегнув к собственным методам лечения, а ведь за это можно было и на костер инквизиции попасть. Объяснил природу и причины возникновения силикоза, которым традиционно страдали горняки. Разработал несколько высокоэффективных лекарственных препаратов, опираясь не только на гомеопатию, но и на успехи алхимии, главная задача которой, как он считал, «заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств».

Некоторые его представления о природе болезней и общем строении человеческого тела выглядят сегодня, мягко выражаясь, наивными. Естественно, что давно устарели и многие его философские воззрения. Но это не умаляет его достижений в , а как медик он в свое время, пожалуй, просто не имел достойных конкурентов. На его книгах, переиздававшихся в течение нескольких столетий, учились поколения европейских врачей. Да и само имя Парацельс уже давно стало нарицательным, а значит дело, которому он посвятил свою недолгую, но яркую жизнь, продолжается его учениками и последователями.

Парацельс и его вклад в развитие фармации кратко изложенный в этой статье.

Парацельс вклад в медицину

Полное имя Парацельса звучит следующим образом — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм Парацельс. О нем ходили легенды, будто врачеватель умел выращивать жемчуг и драгоценные камни, делать эликсир молодости и золото, путешествовать на летающем коне по воздуху. Сам себя он называл «святым доктором». Но судить об этом сложно, поэтому давайте остановимся на его достижениях в медицине.

Парацельс был первым врачом, который использовал в медицине минералы и химические вещества . Он был поклонником алхимии и считал, что болезнь и здоровье в организме зависит от гармонии природы и человека. Также придерживался мнения, что в теле человека имеются остатки ископаемых, поэтому некоторые недуги могут вылечить химические средства.

Парацельс развивал герметичную идею, в которой макромир вселенной имеется в каждом человеке и называется микрокосмом. Врачеватель создал теорию микрокосм-макрокосм, основанную на взаимодействии космоса и человека. Он считал, что все болезни вызваны ядами, которые попали на Землю из звезд. Но не обязательно они являются негативными, все зависит от дозы его влияния на тело человека. Излечить такие недуги можно путем принятия того же звездного яда, вместившегося в минералах, травах и химических комбинациях. Такие взгляды Парацельса противоречили церкви.

Его главная работа «Die große Wundarzney» заложила фундамент к будущему развитию антисептики. Хотя исторически и не доказано, что Парацельс первым применил опиум в качестве обезболивающего препарата, но предполагается, что он был одним из первых. Врачеватель применял опиум для лечения ран солдат.

Самым недооцененным его достижением в медицине является систематическое изучение целебных свойств минеральных альпийских источников и минералов. Парацельс считал, что алхимия нужна не только для того, чтобы изготовлять серебро и золото, а и для изучения силы лекарств. Врачеватели того времени были уверены в следующем: все недуги вызваны дисбалансом 4 гуморов — мокроты, крови, желтой желчи и черной желчи. Чтобы достичь равновесия гуморов, необходимо проводить кровопускание и придерживаться конкретной диеты, очищающей желудок организма от разложившихся соков. А Парацельс утверждал следующее – болезни вызваны внешними агентами, которые нападают на организм. Выступал против кровопускания, так как данный процесс разрушает гармонию в системе, к тому же кровь не очиститься, если уменьшить ее количество. Данными взглядами он враждебно настраивал против себя ведущих врачевателей.

Парацельс также опровергнул господствующую теорию о том, что инфекция является естественной частью заживления ран. Врач выступал за защиту и чистоту ран, регулирование рациона. Ему приписывают обоснования наследственного характера сифилиса. В своей брошюре он описал клинику сифилиса и методику его лечения дозами ртути.

Кроме того, Парацельса называют отцом токсикологии. В своем труде «Доза делает яд» врачеватель считал такие вещества хоть и токсичными, но в малых дозах безвредными. И наоборот, безвредные токсичные вещества могут стать смертельными, если их потреблять в чрезмерных дозах.

Также Парацельс внес вклад в и психотерапию – он впервые научно описал бессознательные процессы, как источник заболеваний у взрослых и детей. Инструментом психотерапии выступала все та же алхимия. Еще одно важное открытие врача – водородный газ, побочный продукт от воздействия кислот на металлы.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какой вклад внес Парацельс в медицину.