«Проблемы пациента и родственников в первые часы пребывания в стационаре. Настоящие и потенциальные проблемы тяжелобольного и обездвиженного пациента Процесс лечения с данной проблемой

1) Физиологические:

Слабость.

Сонливость.

Сухость кожи.

Избыточная масса тела.

Ограничение двигательной активности.

Выпадение волос, бровей, ресниц.

Зябкость.

2) Психологические:

Отсутствие адаптации к болезни.

Апатия, депрессия.

Дефицит знаний о болезни.

Снижение интеллекта.

Снижение памяти.

Снижение работоспособности (медлительность, тугодумие).

Дефицит общения.

Изменённые семейные процессы.

3) Социальные:

Утрата социальных, производственных связей.

Утрата трудоспособности.

Изоляция во время госпитализации.

Трудности в самообеспечении (тугодумие, медлительность).

4) Духовные:

Дефицит духовного участия, сочувствия.

Отсутствие самореализации.

Отсутствие жизненных ценностей (гармонии, успеха).

5) Потенциальные проблемы:

Риск потери сознания при развитии микседематозной комы.

Риск развития психоза.

Риск развития гнойничковых заболеваний кожи.

Риск развития сердечной недостаточности.

Риск развития гипотермии.

Риск развития слабоумия.

Проблема: Запоры.

Цели: Краткосрочная: У пациента стул будет не реже раза в два дня.

Долгосрочная: Пациент продемонстрирует знания о способах борьбы с запорами к моменту выписки из стационара.

1. Обеспечить молочно-растительную диету (чёрный хлеб, овощи, фрукты, зелень, диета №3).

2. Обеспечить приём достаточного количества жидкости, лучше кисломолочных продуктов, соков, сульфатных минеральных вод до двух литров в день.

3. Выработать у пациента условный рефлекс на дефекацию в определённое время суток (утром через 15-20 минут после приёма стакана холодной кипячёной воды натощак).

4. Обеспечить достаточную двигательную активность пациента.

5. Обеспечить приём слабительных и постановку опорожнительных клизм в соответствии с указанием врача.

6. Обучить элементарным приёмам ЛФК и массажа и в дальнейшем контролировать их выполнение (индивидуально).

7. Регистрировать кратность стула в температурном листе.

8. Обучить пациента особенностям образа жизни при запорах.

Проблема: Беспокойство по поводу изменения внешнего вида (отёчность, сухая кожа, выпадение волос).

Цели: Краткосрочная: Пациент будет спокойно обсуждать проблему через два дня.

Долгосрочная: Пациент не будет испытывать беспокойства к моменту выписки из стационара.

План сестринских вмешательств:

2. М/с приведёт в пример пациента с положительной динамикой данных явлений.

3. М/с привлечёт к беседе пациента, у которого при поступлении были такие же проблемы.

5. М/с будет поддерживать у больного уверенность в положительном эффекте лечения.

Стандарты сестринской деятельности при тиреотоксикозе

I. Возможные нарушения потребностей.

1) Физиологические потребности:

Есть (тремор рук).

Дышать (одышка при физической нагрузке).

Выделять (поносы).

Быть чистым (потливость).

Поддерживать состояние (сердцебиение, гипертензия, тиреотоксический криз).

Одеваться, раздеваться (тремор рук, чувство жара).

Поддерживать температуру (лихорадка).

Спать, отдыхать (бессонница).

Риск развития побочных действий от применения лекарственных препаратов (мерказолил, препараты йода).

2) Психосоциальные:

Общаться (раздражительность, плаксивость, обидчивость).

Иметь жизненные ценности (страх утраты трудоспособности, тревога о семье, дефицит знаний о болезни).

Играть, учиться, работать (ограничение трудоспособности, изменение образа жизни).

II. Возможные проблемы пациента.

1) Физиологические проблемы:

Слабость.

Нарушение питания (похудание при сохранённом аппетите).

Нарушение сна (бессонница).

Тремор рук.

Потливость.

Сердцебиение.

Одышка при физической нагрузке.

2) Психологические:

Отсутствие адаптации к болезни.

Тревога по поводу изменения внешности (зоб, пучеглазие).

Страх перед операцией.

Эмоциональная неустойчивость (нетерпеливость, раздражительность).

Дефицит знаний о болезни.

Снижение работоспособности.

Необходимость регулярно принимать лекарства.

Изменение характера питания.

3) Социальные:

Утрата социальных, производственных связей.

Утрата трудоспособности.

Изоляция во время госпитализации.

4) Духовные:

Дефицит духовного участия, сочувствия.

Отсутствие жизненных ценностей (гармонии, успеха).

5) Потенциальные проблемы:

Риск нарушения зрения.

Риск развития осложнений от медикаментозной терапии (мерказолил, препараты йода).

Риск развития послеоперационных осложнений (гипотиреоз, афония).

Проблема: Изменение характера (плаксивость, раздражительность).

Цели: Краткосрочная: У пациента улучшится настроение через неделю после начала лечения.

Долгосрочная: К выписке из стационара настроение пациента нормализуется, исчезнет раздражительность, плаксивость.

План сестринских вмешательств:

1. М/с успокоит пациента.

2. М/с проведёт беседу о причине изменения характера и объяснит пациенту обратимость этих явлений.

3. М/с постарается обеспечить спокойную, дружескую обстановку в палате.

4. М/с побеседует с родственниками пациента, расскажет о причинах изменения характера, о необходимости моральной поддержки с их стороны в данный момент.

5. М/с познакомит с пациентом, который уже выписывается, но имел те же проблемы.

6. М/с разрешит посещения ежедневно по 15 минут знакомым пациента, которые вызовут у него положительные эмоции.

Проблема: Беспокойство по поводу изменения внешнего вида (экзофтальм, испуганное выражение лица).

Цели: Краткосрочная: Пациент будет спокойно обсуждать проблему через 2 дня.

Долгосрочная: Пациент не будет испытывать беспокойство к моменту выписки.

План сестринского вмешательства:

1. М/с объяснит пациенту причину возникновения изменений и их обратимый характер.

2. М/с приведет в пример пациента с положительной динамикой.

3. М/с привлечет к беседе пациента, у которого при поступлении были такие же проблемы.

4. М/с постарается убедить пациента не стесняться своего вида.

5. М/с будет акцентировать внимание пациента на положительные изменения внешнего вида при лечении.

ГОУ СПО Петрозаводский базовый медицинский колледж

Дата публикования: 2015-06-12 ; Прочитано: 7267 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно

Филиал государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения

«Ейский медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края

Туапсинского района в с.Агой

РЕФЕРАТ

«Проблемы пациента и родственников в первые часы пребывания в стационаре»

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….…………………….…........... 3

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРУДНОСТЕЙ ПРЕБЫВАНИЯ В ПЕРВЫЕ ЧАСЫ В СТАЦИОНАРЕ ПАЦИЕНТА И РОДСТВЕННИКОВ.......4

  • Сущность проблем пациента........................................................4
  • Трудности взаимоотношений персонала с пациентом и его родственниками...............................................................................6

ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕРВЫХ ЧАСОВ ПРЕБЫВАНИЯ ПАЦИЕНТА В СТАЦИОНАРЕ...................................................................9

2.1 Поступление в стационар................................................................9

2.2 Адаптация пациентов в стационаре................................................11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………........….……….........16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………......….….…...........17

ВВЕДЕНИЕ

Медсестра является первым медицинским работником, с которым встречается пациент, поступающий на стационарное лечение, поэтому часто от поведения медсестры зависит психологическое состояние пациента. Беседуя с пациентом, медсестра должна проявить терпение, задавая вопросы, корректные по форме и тактичные по содержанию. При приеме пациентов не должно быть никакого деления по социальному положению (бизнесмен или бомж), все пациенты имеют право получить при необходимости квалифицированную медицинскую помощь. Медицинский работник не должен позволять себе нетерпимость, грубость, невнимание, гнев и раздражительность. Также нежелательно доминировать над собеседником, прерывать его, спорить, критиковать пациента и его родственников, поспешно принимать решение, предубежденно относится к пациенту.

Актуальность работы: пациент и его родственники сталкиваются с множеством задач, выполнение которых предполагает помощь со стороны. Большинство из них связаны с самообслуживанием (еда, мытье, пользование туалетом). Персонал же надеется, что пациент будет справляться с этими задачами по преимуществу самостоятельно. Помимо этого пациент рассчитывает на то, что во время беседы медики будут тщательно и со вниманием расспрашивать его обо всем. Он готовится подробно рассказать о переживаемых неприятных ощущениях и болях.

Цель реферата: провести анализ проблем пациента и родственников в первые часы пребывания в стационаре.

Задачи реферата: рассмотреть трудности пребывания в первые часы в стационаре пациента и родственников, проанализировать организацию работы первых часов пребывания пациента в стационаре,

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРУДНОСТЕЙ ПРЕБЫВАНИЯ В ПЕРВЫЕ ЧАСЫ В СТАЦИОНАРЕ ПАЦИЕНТА И РОДСТВЕННИКОВ

1.1 Сущность проблем пациента

Больница имеет некоторые общие для ряда учреждений черты. Прежде всего, человек, попавший в больницу, относится ко многому уже совсем не так, как вне ее. Оказавшись в больнице, он не может свободно покинуть ее по собственному желанию. Роль «пациента» даже в такой больнице, в которой придерживаются самых гуманных принципов и работает самый деликатный персонал, тонко чувствующий переживания пациента, сопряжена с риском «обезличения», когда человека рассматривают лишь как объект, над которым проделывают всякие медицинские манипуляции и осуществляют процесс лечения. Так, например, персонал, имея в виду пациента, нередко прибегает к «сокращениям» типа «рак на 134-й койке» или «инсульт в третьей палате».

Концепция «роли пациента» восходит к общей теории ролей, появившейся в социологии в 50-х годах нашего столетия. Фактически, войдя в больницу, индивид меняет ролевой статус. Вместо роли независимой, самостоятельно действующей личности он принимает на себя роль «пациента», утрачивая при этом право определять характер и последовательность своей повседневной активности, становясь зависимым от тех, кто, вероятно, обладает правом лечить его, исцелять от недугов. Все это порождает ощущение безнадежности, ведет к потере контроля над собственной жизнью, что, в свою очередь, нередко приводит к состоянию депрессии и страха.

Возникновению чувства «сообщества» в стационарах препятствуют и структурно-организационные барьеры, непродолжительность пребывания, быстрая смена пациентов в отделении. У пациента и его родственников нет возможности перенять опыт других, научиться правилам и нормам нового ролевого статуса. Ситуация еще более усложняется в случае недоукомплектованности персонала в больницах. У перегруженных работой сотрудников не хватает времени для того, чтобы дать пациенту все необходимые сведения и разъяснения, обеспечить индивидуальный комфорт и социальную поддержку.

Кроме того, пациент сталкивается с множеством задач, выполнение которых предполагает помощь со стороны. Большинство из них связаны с самообслуживанием (еда, мытье, пользование туалетом). Персонал же надеется, что пациент будет справляться с этими задачами по преимуществу самостоятельно. Помимо этого пациент рассчитывает на то, что во время беседы медики будут тщательно и со вниманием расспрашивать его обо всем. Он готовится подробно рассказать о переживаемых неприятных ощущениях и болях. Кроме того, в разнообразных тестах пациенту предъявляются всевозможные требования типа: «сожмите руку в кулак»; «скажите мне, когда будет больно»; «нажмите кнопку звонка, когда сумка опустеет»; «работайте педалями, пока не почувствуете абсолютную усталость» и т.д. .

Помимо этого, пациент становится студентом. По ходу дела его обучают тому, как следует наблюдать за аппаратом, присоединенным к телу; как принимать обезболивающее лекарство или прикреплять ортопедическое приспособление. Все это сказывается на поведении пациента, заставляет его скрывать свои жалобы, опасаться, что его просьбы не будут выполнены. Пациенты очень тонко чувствуют и воспринимают отсутствие адекватной обратной связи, взаимопонимания, особенно с врачами и медицинскими сестрами. Такие переживания могут осложнить процесс их выздоровления.

Пациентам приходится выполнять действия, требующие значительных усилий, решительности, а то и мужества, когда, например, людям, страдающим невыносимыми болями, требуется поменять позу, либо при необходимости принять лекарство, очень неприятное на вкус, либо сделать глубокий вдох, резко усиливающий боль. Многие действия, связанные с отправлением физиологических функций, вызывают смущение и приводят пациентов в замешательство, как бывает, например, в случае необходимости получения помощи при мочеиспускании, дефекации, сплевывании мокроты.

1.2 Трудности взаимоотношений персонала с пациентом и его родственниками

Взаимоотношения между медработниками и родственниками пациентов также являются важной проблемой медицинской деонтологии. Во всех случаях они должны складываться с учетом интересов пациента. Необходимо сообщать данные о состоянии здоровья пациента членам его семьи, родственникам, опекунам только с его согласия. Если пациент не дает такого согласия, им следует сообщать только необходимую или интересующую их информацию в том объеме, который, необходим.

Осведомленность пациента о тяжелом заболевании, как правило, снижает эффективность лечения. Поэтому в документах, выдаваемых пациенту, нередко не упоминается название тяжелого заболевания или настораживающие результаты проведенных обследований. Полную информацию в таких случаях получает один из близких родственников пациента.

Данную работу можно разделить на два основных направления:

Обучение приемам ухода и обращения с пациентом, знакомство с особенностями ухода, питания, предметы ухода и их использование, т.е. конкретные практические приемы и методы ухода за пожилыми людьми

Психологическая помощь и поддержка родственников пациентов: роль ухаживающего в создании благоприятной атмосферы, семья и уход, влияние семьи на выздоровление и самочувствие пациента человека, мотивация ухода, изменение взаимоотношений в семье с появлением пациента, нуждающегося в уходе, снятие обоюдосторонней тяжести в отношениях, агрессивности, напряжения в семье (физического, психического и социального), кризисов в семье, организация групп взаимопомощи, психологическая разгрузка, тренинги и т.д.

Необходимо регулярно доводить до сведения пациентов и их родственников информацию о новых методах лечения лекарственными препаратами и профилактики заболеваний.

Случись пациенту отказаться или не суметь что-то выполнить, как его начинают уговаривать, упрашивать, а то и ругать. Это унижает пациента, снижает его самооценку. В результате уменьшается мотивация к успешному взаимодействию с персоналом и соблюдению медицинского режима, необходимого для успешного завершения лечения.

Как правило, больничный персонал надеется, что пациент и его родственники настроены на сотрудничество, и вправе рассчитывать на благополучный ход лечения. Некоторые медицинские работники проходят специальную подготовку, как обучать, поддерживать пациентов и их родственников, помогать им в выборе пути, позволяющем выполнить поставленные перед ними задачи. Однако есть и такие работники, которые могут назвать пациента «неуступчивым», «трудным», «не считающимся с другими», «упрямым», что весьма болезненно действует на него.

Указанные изменения ролевого поведения, как персонала, так и пациента, составляют основное направление деятельности социальных работников в стационарах, цель социальной работы. Неправильное поведение персонала мешает процессу выздоровления пациента, однако не меньше препятствует этому и неправильное поведение пациента и/или его родственников, которое ухудшает взаимоотношения пациента с персоналом.

Независимо от своего происхождения, негативные чувства и поведение неизбежно затрудняют процесс выздоровления и увеличивают время госпитализации. Это особенно справедливо для взаимоотношений «врач – пациент». Растет число исследований, подтверждающих, что скорость выздоровления и желание следовать совету врача напрямую определяются тем, как пациент воспринимает этого врача. В выборке пациентов, перенесших угрожавшие их жизни состояния, на скорость выздоровления влиял «стиль врачевания» [I]. По данным обследования 300 бывших пациентов общественной больницы, в 99% случаев наиболее важным компонентом качества медицинской помощи в больнице было названо объяснение врачом плана предстоящего лечения. Второй по важности компонент, отмеченный 97% респондентов, – внимание со стороны врачей и ответственность медицинских сестер и другого персонала .

Критика отношения врачей к пациентам и их родственникам касается, прежде всего, плохого общения, обезличения, недостаточности времени, уделяемого пациентам и их семьям. Некоторые из этих упреков актуальны и для отношений медицинских сестер к пациентам. В определенной степени последнее респонденты связали с восприятием сестер как перегруженных работой и обладающих значительной властью над жизнями временно ставших зависимыми от них пациентов. Во многих больницах отделения социальной работы проводят (как часть оценочной программы) «обзоры удовлетворенности пациентов», которые обычно показывают положительную оценку взаимоотношений социальных работников и пациентов.

Принципиально важными для достижения основной задачи, стоящей на повестке дня социальной работы в стационарах, являются взаимоотношения социального работника, пациента и врача. Они обусловливают стремление так повлиять на процесс оказания помощи пациенту, чтобы сделать эту помощь более соответствующей его нуждам, чтобы он сам мог с пользой для себя включиться в терапевтический процесс, а его боль и страдания были сведены к минимуму. Выполнение этих задач возможно только при формировании хороших взаимоотношений врача с теми, с кем рядом он работает.

На характер взаимоотношений пациента и его родственников с персоналом влияют, с одной стороны, специфические особенности пациента и его родственников (пол, образование, социально-экономический статус, опыт предыдущих госпитализаций), а с другой – особенности персонала (пол, образование, социально-экономический статус, уровень профессиональной подготовки, степень укомплектованности персоналом в больнице). На их взаимоотношениях могут сказываться также общекультурный базис и представления о здоровье, разделяемые пациентом и персоналом

ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕРВЫХ ЧАСОВ ПРЕБЫВАНИЯ ПАЦИЕНТА В СТАЦИОНАРЕ

2.1 Поступление в стационар

При поступлении пациента в стационар проводят антропометрию – измерение ряда конституциональных характеристик, т. е. тех или иных особенностей телосложения пациента. К антропометрическим исследованиям относятся, например, измерение окружности грудной клетки, измерение продольных и поперечных размеров таза, имеющее большое значение в акушерстве, и т. д. .

У всех пациентов при поступлении принято определять рост (длину тела), который измеряют в положении пациента сидя или стоя специальным ростомером, а также массу тела. Взвешивание пациентов производят с помощью специальных медицинских весов, натощак, после предварительного опорожнения мочевого пузыря и освобождения кишечника.

Измерение антропометрических данных, прежде всего роста и массы тела, имеет большое значение и для клинической практики, в частности, для диагностики некоторых заболеваний: ожирения, алиментарной дистрофии (истощения вследствие длительного недостаточного питания), нарушений функций гипофиза и др. Измерение окружности грудной клетки (при спокойном дыхании, глубоком вдохе и выдохе) играет определенную роль в диагностике заболеваний легких. Регулярное взвешивание пациента является достаточно надежным методом контроля отеков.

При поступлении пациента в приемном отделении проводят его тщательный осмотр с целью выявления педикулеза. В таких случаях могут обнаружиться головная, платяная и лобковая вошь.

При обнаружении вшивости проводят санитарную обработку, которая может быть полной (мытье пациента с мылом и мочалкой в ванне или под душем, уничтожение микроорганизмов и насекомых в белье, одежде, обуви, постельных принадлежностях и жилых помещениях, т. е. дезинфекция и дезинсекция) или частичной, подразумевающей только мытье людей и дезинфекцию (дезинсекцию) белья, одежды и обуви.

При поступлении в стационар в необходимых случаях пациенты принимают гигиеническую ванну или душ, причем пациентов, нуждающихся в посторонней помощи, опускают в ванну на простыне или сажают на поставленный в ванну табурет и обливают с помощью душа.

Гигиеническую ванну или душ в приемном отделении (иногда это не совсем правильно называют санитарной обработкой) должны принимать все пациенты, затем они переодеваются в больничную одежду. На практике это правило соблюдается далеко не всегда, что связано с несколькими причинами. С одной стороны, пациенты, поступающие на госпитализацию в плановом порядке, принимают, как правило, душ или ванну дома. С другой стороны, в приемном отделении стационара часто не хватает помещений и медицинского персонала, чтобы организовать прием ванны или душа всем поступающим пациентам.

Что касается больничного белья (пижам и халатов), то оно часто отличается невысоким качеством, и пациенты переодеваются в одежду, взятую с собой из дома. Поэтому пациенты принимают ванну в приемном отделении и переодеваются в больничную одежду обычно лишь по определенным показаниям (в инфекционных больницах, при сильном загрязнении кожных покровов и т. д.).

Не разрешается принимать гигиеническую ванну пациентам с тяжелыми заболеваниями (с гипертоническим кризом, острым инфарктом миокарда, острым нарушением мозгового кровообращения, с выраженной недостаточностью кровообращения, туберкулезом в активной фазе и др.), некоторыми кожными заболеваниями, заболеваниями, требующими экстренного хирургического вмешательства, а также роженицам. Обычно в таких случаях кожные покровы пациента обтирают тампоном, смоченным теплой водой с мылом, затем чистой водой и насухо вытирают.

Для обтирания можно также использовать теплую воду с добавлением одеколона или спирта. Ногти у пациентов коротко подстригают.

2.2 Адаптация пациентов в стационаре

Общение - это обмен информацией между людьми.

Выделяют пять основных составляющих общения: передающий сообщение, информация, способ передачи информации, принимающий сообщение, ответ.

Факторы, облегчающие общение: благорасположенность собеседников друг к другу: взаимопонимание между ними, достаточное время на общение, умение говорить ясно и лаконично, не отклоняясь от темы. Доброжелательное отношение к больному.

При первой встрече необходимо: создать непринужденную обстановку, не торопиться, сосредоточиться на больном, не превращать разговор в допрос, дать больному свободно высказаться, сделать так, чтобы больному от разговора стало легче.

Умение слушать. Нет ничего важнее умения слушать своего собеседника. Слушать - значит воспринимать и пропускать через себя. Умение слушать включает: восприятие информации, восприятие чувств, сочувствие к собеседнику, анализ.

Принципы общения: говорить доступным языком, не злоупотреблять терминами, давать только четкие инструкции, избегать двусмысленностей, не обещать невозможного, просвещать пациента, его решения должны стать осмысленными, не бояться повторяться, если чувствуется, что больной не до конца все понял.

Трудности во взаимоотношениях медработника и пациента.

Общению мешают: отрицательный опыт обращения к медработникам (диагностические ошибки или неэффективное лечение, нечестность, непорядочность), разница в возрасте, половой принадлежности, вероисповедании, социальном положении, культурном уровне, политических пристрастиях, психические болезни, нарушения речи, близкие или родственные отношения между медработником и пациентом.

Значительную роль в системе взаимоотношений медицинского работника и пациента играют личностные данные врача, медсестры, пациента, особенности его заболевания.

Необходимо остановиться на этапах установления отношений между сестрой и пациентам в период пребывания его в лечебном учреждении.

Можно различить несколько этапов: начальный; развернутый; конечный.

Большое значение имеет первое знакомство с пациентом, пришедшим на прием или поступившим в стационар. На начальном этапе происходит ориентация, больной и сестра знакомятся друг с другом.

Недопустимы: формальное отношение, безучастность к больному. Приспособление к больничной обстановке не должно быть для пациента большой нагрузкой; медперсоналу следует с первых часов пребывания пациента в лечебном учреждении окружить его заботой, обеспечить его быт, организовать полноценный и своевременный уход.

Очень важно, чтобы не только медперсонал, но и больной был уверен в готовности персонала к своевременному и квалифицированному оказанию медпомощи. В поведении врачей и медсестер, в том, как назначаются лекарства и процедуры и как выполняются назначения, больной должен видеть и чувствовать заинтересованность его судьбой, ответственное отношение к его здоровью.

При выборе формы общения с пациентом следует учитывать его эмоциональное состояние, интеллект, образование, профессию, особенности личности.

Важно выработать умение слушать пациента, снимать с него напряжение в процессе беседы, устранять страхи, беспокойство, вселять уверенность в его силы. В разговоре с пациентом необходимо следить не только за содержанием, но и за формой речи, помнить, что для пациента значимы и тон, и мимика, и жесты.

Характер и направленность бесед могут и должны меняться в зависимости от периода болезни, настроения пациента. Умелое и осторожное проникновение в мир пациента возможно лишь при искреннем сочувствии к его страданиям. Поэтому недопустимо доверять работу с пациентом тем медработникам, кто душевно очерствел, утратил способность к состраданию, стал формально относиться к выполнению профессиональных обязанностей.

Плохо, если объектом ухода и лечения является обезличенный больной, а не конкретная человеческая личность. В подобных случаях отношения между медсестрой и пациентам носят официальный, формальный характер. Бесспорно, всегда важны специальные профессиональные знания и навыки, однако их может быть недостаточно при отсутствии чуткости, предупредительности, внимания, доброжелательности.

Больной, как правило, легко улавливает любую фальшь при обращении к нему и болезненно переживает это. Сочувствие, терпение, вежливость - составные элементы хорошего стиля работы медсестры. В то же время нежность, теплота в отношении медсестры к больному никогда не должны носить интимного характера, не должны побуждать пациентов к ухаживанию, к недозволенным отношениям. Лучшая защита от опасности быть неправильно понятой - искренность и доброжелательность при проявлении внимания к больному.

Медсестра должна иметь аккуратный внешний вид, быть собранной, приветливой; неуместны капризность, раздражительность, а также жалобы больному на тяготы своего труда. Недопустимы сплетни, фамильярность, которые мешают нормальным отношениям между сестрой и пациентам.

На развернутом этапе лечащий и лечащийся познакомились друг с другом. Дальнейшая работа уже зависит от сформировавшегося контакта между ними. Изменяющаяся картина болезни, все происходящее с пациентом могут вызвать появления страха, неуверенности, связанных с этим болезненных фантазий, иронию, горькую насмешливость, придирчивость; все это можно уменьшить или вообще устранить, проявляя внимание к больному, беседуя с ним, выслушивая его.

На конечном этапе трудности обычно возникают при выписке из больницы. Больной обеспокоен, он боится покинуть стены, где был надежно защищен от опасности. Пациента в таких случаях мучают сомнения: "Что будет со мной дома?", "Как смогу я выдерживать диету?", "Что будет, если?" и пр. Больной должен быть соответствующим образом подготовлен к выписке. Неоднократные занятия, беседы обо всем том, что беспокоит его, что вызывает опасения и страхи в связи с выпиской, все это способствует устранению тех затруднений, которые часто связаны с выпиской пациентов из больницы.

Личность сестры, метод ее работы, стиль ее, умение обращаться с пациентом и, владение техникой психологической работы с пациентом и - все это, как и в случае врача, - само по себе может служить лекарством, оказывать исцеляющее действие.

Сестре приходится выполнять и руководящую, воспитательную, просветительную деятельность. Прием пациента в лечебной учреждение, его знакомство с распорядком жизни больницы, сообщение ему необходимых во время его пребывания здесь сведений, выполнение назначений врача, - все это выполняется через сестру, с ее помощью. Врач не имеет возможности по нескольку раз объяснять больному одно и то же. Его представителем, его послом среди пациентов является сестра, она-то и "переводит" пациентам все, что было ими неправильно понято, вообще не понято или не так воспринято, как это следовало бы. Очень важно умение сестры видеть, что и как понял больной, в чем состоит недоразумение, способность умело разъяснить ему недопонятое или плохо понятое.

Больной очень многое может узнать о неправильности своего образа жизни, сама болезнь требует от него по-новому вести себя, приспособиться к новым условиям. Сестра, способствуя осуществлению на практике этого нового, здорового образа жизни, физической и психической гигиены, помогает больному развиваться. Эта ее работа может быть эффективно только в том случае, если она хорошо знает своих пациентов. Ведь необходимо знать, кому, что и как следует объяснять. Ее взгляды и мнения должны соответствовать тому общему духу, который господствует в отделении. Ошибки ее, недостатки личности, столкновения с коллегами и пациентам и очень мешают работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В основе медицинской профессии лежит и уважение к жизни, включающее принцип священности человеческой жизни, и принцип качества (осмысленности) жизни. Для медицинского работника любая жизнь обладает одинаковой ценностью, она священна.

Успешное осуществление диагностических и лечебных мероприятий, качественного ухода за пациентом возможно только тогда, когда весь коллектив медицинского учреждения и каждый член этого коллектива постоянно соблюдают требования медицинской деонтологии. Необходимым является установление контакта и доверительных взаимоотношений с пациентом. Этому способствуют здоровый психологический климат в лечебном учреждении, атмосфера внимания к больному, заботы о нем, четкость выполнения диагностических и лечебных процедур, хорошие деловые, основанные на взаимном уважении и доверии отношения между сотрудниками.

Болезнь нарушает душевное равновесие и самого пациента, и его родственников, рождает напряженность в семье, и любая невнимательность со стороны врача может стать роковой. Плохие отношения с врачом умножают страдания пациента. Всем нам хочется, заболев, лечиться у настоящего врача, заботливого и терпеливого, никуда не спешащего, думающего только о нас. Мы всю жизнь учимся ставить себя на место пациентов и иногда, только сами оказавшись на больничной койке, осознаем свои ошибки.

Пациенты доверяют медработникам свою жизнь; от них зависит качество их жизни. Чтобы оправдать это доверие, медицинские работники должны обеспечивать соответствие своих действий высоким стандартам профессиональной квалификации, и осознавать принимаемую на себя ответственность за жизнь других.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гоглова О.О.. Ерофеев С.В., Гоглова Ю.О. Биомедицинская этика. - СПб.: Питер, 2013.
  2. Журавлева Е.С., Островская И.В. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ С ПАЦИЕНТАМИ С РАЗЛИЧНОЙ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНОЙ БОЛЕЗНИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 2-1.
  3. Кулешова Л.И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии; под ред. В.В. Морозова.- изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, ил. – (Медицина) , 2013.
  4. Кулешова, Л. И., Пустоветова, Е. В. Основы сестринского дела. Теория и практика. В 2 частях. Часть 2; Феникс - Москва, 2013.
  5. Медицинская сестра: Практическое руководство по сестринскому делу. - М.: Гиорд, 2016.
  6. Орлова Е.В. Культура профессионального общения врача: коммуникативно-компетентностный подход. Монография - М.: Инфра-М, 2012.
  7. Основы сестринского дела. Т.П. Обуховец, «Феникс», 2014 г.
  8. Островская, И.В., Широкова, Н.В. Основы сестринского дела [Электронный ресурс] : учебник / И.В. Островская, Н.В. Широкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. Режим доступа:
  9. Петров, В. Диля. Терапия. Пособие для медицинских сестер (16+) / В. Петров. - Москва: Высшая школа, 2015.
  10. Романовская О.В. Саморегулирование в сфере здравоохранения // Менеджер здравоохранения. 2013. № 4.
  11. Свистунов А.А., Улумбекова Г.Э., Балкизов З.З. Непрерывное медицинское образование для улучшения качества медицинской помощи // Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2014 . - № 1.
  12. Справочник медсестры. Практическое руководство. - М.: Рипол Классик, 2017.
  13. Учебник «Основы сестринского дела» Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоцветова; Ростов на Дону, феникс, 2014.
  14. Филиппченкова С.И. Социально-психологическая модель врачевания: конструирование коммуникации «врач-пациент» // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2013. № 1 (6).
  15. Харди, И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными / И. Харди. - М.: Akademiai Kiado, 2014.

В период восстановления после лечения дома или в стационаре, а также при потере трудоспособности больные нуждаются в квалифицированной помощи и поддержки. При этом основные проблемы пациента затрагивают не только физиологические, но и психологические потребности. Поддержка со стороны опытной медсестры имеет чрезвычайно позитивное влияние на человека и ведет к его быстрому выздоровлению. Приоритетные проблемы пациента – это прежде всего необходимость в тщательном уходе, выполнения врачебных предписаний. Наличие сестринского ухода в данном случае выступает гарантией того, что больной не окажется беспомощным в сложных ситуациях или при отсутствии родственников.

Основные проблемы пациента

Основная масса неподвижных пациентов в первую очередь испытывает дискомфорт из-за ограниченной подвижности тела. Отсюда следует и дефицит самоухода, изменение привычного питания. Результатом вышеупомянутых проблем нередко становится развитие нарушений в функционировании органов и систем, в частности речь идет о появлении отеков, приступов головной боли, одышки, боли в суставах, сбоях сердечного ритма. В свою очередь психологические проблемы пациента выражаются в дефиците общения, в ощущении общего морального дискомфорта. Без поддержки со стороны медсестры или сиделки подобный дискомфорт может перерасти в апатию к окружающему миру. На фоне неподвижного состояния нередко возникают затяжные депрессивные состояния.

Приоритетные проблемы

Приоритетные проблемы пациента – это такие патологии и состояния:

  • отсутствие сознания;
  • недержание мочи и кала или запоры;
  • нарушение работы дыхательных органов;
  • перебои в сердечной деятельности.
  • Потенциальные проблемы

    На стадии реабилитации у человека с ограниченной подвижностью потенциально может возникнуть ряд трудностей. Без должного ухода за больным вероятно развитие пролежней и опрелостей. При длительном нахождении в лежачем положении пациент может страдать от гипотрофии мышечной ткани, что нередко переходит в остеопороз и сопровождается костными переломами.
    Помимо прочего, проблемы пациента настоящие и потенциальные - сказываются на повышении риска:

  • образование венозных тромбов;
  • развития пневмонии;
  • возникновение урологических инфекций;
  • проявления осложнений, которые сказываются на функционировании сердечно-сосудистой системы.
  • Основы плана сестринской помощи

    Сестринский уход должен основываться на следующих положениях. Для начала сиделки необходимо добиться выравнивания частей тела пациента, продумать, каким образом можно максимально аккуратно выполнять движения конечностей на сопротивление. Кроме того, сестре следует предупредить потерпевшего о возможной опасности выполнения наклонов и поворотов, разъяснить пациенту основные положения биомеханики. Особое значение имеет контроль питания больного. Для скорейшего восстановления рацион человека, прикованного к больничной койке, должен включать продукты, обогащенные белками, фосфором, кальцием. Поэтому питание здесь строится на употреблении бобовых, рыбы, мяса и печени, молочных продуктов.

    В каких случаях прибегают к сестринской помощи?

    Поддержка больного со стороны медработника или сиделки выглядит актуальной:

  • если пациент находится в состоянии комы;
  • при восстановлении после инсульта, инфаркта, прочих нарушений работы органов сердечно-сосудистой системы;
  • в период реабилитации, направленной на устранение серьезных последствий травм;
  • после оперативного вмешательства;
  • в случае развития у больного онкологических заболеваний;
  • при психологических расстройствах, психических заболеваниях, нервных отклонения;
  • в случаях, когда не могут быть самостоятельно реализованы основные потребности пациента;
  • при обслуживании немощных людей, лиц пожилого возраста.
  • Первый этап сестринского ухода – обследование

    Главной целью сестринского обследования пациента выступает сбор данных о состоянии его здоровья. Сначала медицинские работники собирают информацию для формирования истории болезни. Далее прибегают к физическому обследованию, в частности измерение температуры тела, артериального и глазного давления. В дальнейшем выполняют анализ крови и мочи, исследуют биохимические показатели телесных жидкостей.

    Второй этап сестринского ухода – выявление проблем пациента

    На следующем этапе сестринской помощи определяют потенциальные и существующие, а также приоритетные проблемы пациента. Это могут быть стрессовые состояния, страх перед оперативным вмешательством, дискомфорт из-за ограничения подвижности тела. Обычно медработники выявляют одновременно разные типы проблем пациента. В подобных ситуациях главной задачей выступает определение трудностей, устранение которых требует экстренного вмешательства. В качестве примера здесь стоит привести повышение артериального давления, стресс, развитие болевых синдромов. Наоборот, промежуточные проблемы не несут опасности для здоровья – наличие дискомфорта в послеоперационный период, дефицит самоухода, другое.

    Третий этап сестринского ухода – постановка целей

    Существует целый ряд задач, которые неизменно ставят перед сиделками при уходе за больным:

  • формирование информационной базы о пациенте;
  • выявление объективных потребностей больного в период реабилитации;
  • расстановка главных приоритетов в обслуживании;
  • разработка плана ухода за больным, учитывая проблемы пациента настоящие и потенциальные;
  • определение того, насколько эффективным в плане успешной реабилитации пострадавшего окажется составлен план мероприятий.
  • При этом отводится время для оценки каждой цели. Продолжительность оценки здесь зависит от этиологии заболевания, объективных проблем, состояния пациента.
    Сестринский уход предполагает реализацию нескольких целей: долгосрочные – больше 2 недель и краткосрочные – 1-15 недели. Например, при постановке целей медсестра может обучать больного в течение нескольких дней самостоятельно принимать лекарства, закапывать глазные капли без посторонней помощи. В конце отведенного срока сиделка должна определить, насколько эффективно пациент справляется с указанными действиями.

    Четвертый этап сестринского ухода – вмешательство

    Основной задачей сестринского вмешательства выступают мероприятия, направленные на реализацию ранее поставленных целей. Выделяют такие системы вмешательства медработника:

  • Компенсирующие (абсолютная) – в нем несколько категорий пациентов. В первую очередь пострадавшие, которые находятся в критическом или бессознательном состоянии. К обслуживанию пациентов, согласно представленной системе, прибегают и в случаях наличия врачебных предписаний, направленных на ограничение подвижности. Кроме того, подход применяется, если человек не может самостоятельно принимать осознанные решения.
  • Частично компенсирует – распределение действий между больным и медицинской сестрой зависит от степени ограниченности двигательных способностей потерпевшего, а также склонность последнего к учебе.
  • Поддерживающее – вмешательство система применяется в ситуациях, когда пациент способен самостоятельно обучаться уходу за собой и выполнять несложные задания. В то же время присутствие медсестры и контроль действий с ее стороны выступают обязательным условием ухода за больным.
  • Пятый этап сестринского ухода – оценка результатов

    Здесь могут возникать сестринские проблемы. Пациента необходимо как можно скорее привести в дееспособное состояние. Поэтому на данном этапе медицинскому работнику приходится оценивать степень реализации пунктов плана, сравнивать итоги проведенных мероприятий с желаемыми результатами. На завершение оценки результатов сестра формирует соответствующие выводы, делает отметку в истории болезни. В документации отмечается, насколько улучшилось или ухудшилось состояние пациента по итогам проведенных мероприятий. Если результаты сестринского ухода неудовлетворительные – выявляются допущенные ошибки. Ранее поставленные цели меняются на более реальные, достижимые в существующих условиях. В конечном итоге пересматривается план действий, вносятся коррективы в план сестринской помощи.

    заключение

    Как видно, приоритетные проблемы пациента – это физический и психологический дискомфорт, который возникает в ответ на ограниченную подвижность тела, необходимость длительного соблюдения постельного режима. Что касается сестринского ухода, подобные мероприятия не только способствуют быстрой реабилитации больного, но и адаптации родных пострадавшего к изменениям, которые возникли по причине проблем со здоровьем близкого человека. В целом же неудовлетворение потребностей пациента всегда вызывает возникновения тех или иных проблем.

    Дата публикации: 22.05.17

    Приоритетная проблема : головная боль в затылочной области.

    Сестринский диагноз : головная боль в затылочной области вследствие повышенного артериального давления.

    Краткосрочная цель : у пациента уменьшится головная боль через 4 дня лечения.

    Долгосрочная цель : у пациента не будет головной боли к моменту выписки.

    План Мотивация
    Независимые вмешательтва 1. Создать физический и психический покой. Для уменьшения действия раздражителей на ЦНС
    2. Обеспечить основной вариант стандартной диеты с ограничением соли до 5 г/сут. Для снижения АД
    3. Обеспечить возвышенное положение в постели. Для уменьшения притока крови к головному мозгу и сердцу.
    4. Провести беседы с пациентом: об устранении факторов риска (избыточный вес, соблюдение диеты, устранение вредных привычек), о значении систематического приёма гипотензивных препаратов и посещения врача. Для нормализации АД и профилактики осложнений.
    5. Обучить пациента и его родственников определению АД, распознаванию первых признаков гипертонического криза и оказанию первой доврачебной помощи при гипертоническом кризе.
    Для выявления задержки жидкости организме.
    7. Обеспечить доступ свежего воздуха путём проветривания палаты по 20 минут 3 раза в день. Для обогащения воздуха кислородом.
    8. Вести наблюдение за состоянием пациента, внешним видом, величиной АД.
    2. Подготовить пациента и сопроводить его на инструментальные исследования (ЭКГ, ЭхоКГ, мониторирование АД).
    Зависимые вмешательства 1. Обеспечить правильный и своевременный приём антигипертензиных препаратов (диуретики, ингибиторы АПФ, антагонисты кальция, бета-адреноблокаторы) по назначению врача. Для эффективного лечения.

    Приоритетная проблема : задержка жидкости (отёки, асцит).

    Сестринский диагноз : задержка жидкости (отёки асцит) вследствие повышения давления в большом круге кровообращения.

    Краткосрочная цель : у пациента уменьшится отёки на нижних конечностях и размеры живота к концу недели.

    Долгосрочная цель : пациент демонстрирует знания о диете, подсчёте суточного диуреза к моменту выписки.

    План сестринских вмешательств

    План Мотивация
    Независимые вмешательства 1. Обеспечить основной вариант стандартной диеты с ограничением соли до 5 г/сут.и жидкости (суточный диурез +400 мл). Для уменьшения отёков.
    3. Обеспечить взвешивание пациента 1 раз в 3 дня. Для контроля уменьшения задержки жидкости в организме.
    4. Контролировать суточный диурез и водный баланс Для контроля динамики отёков.
    5. Обеспечить доступ свежего воздуха путём проветривания палаты по 20 минут 3 раза в день. Для обогащения воздуха кислородом
    6. Обеспечить уход за кожей и слизистыми. Для профилактики пролежней.
    7. Провести беседы с пациентом: о необходимости соблюдения диеты, постоянного приёма лекарственных препаратов (сердечных гликозидов, диуретиков, ингибиторов АПФ). Для предупреждения ухудшения состояния пациента и возникновения осложнений..
    8. Обучить пациента и его родственников определению АД, пульса и контролю суточного диуреза, водного баланса. Для контроля состояния пациента и раннего выявления осложнений.
    9. Вести наблюдение за состоянием пациента, внешним видом, пульсом, АД. Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений.
    Взаимозависимые вмешательства 1. Подготовить пациента и собрать биологический материал на лабораторное исследование: общий анализ крови, мочи, биохимический анализ крови. Для диагностики состояния пациента
    Для диагностики состояния пациента.
    Зависимые вмешательства 1. Обеспечить правильный и своевременный приём лекарственных препаратов (диуретики, ингибиторы АПФ, антагонисты кальция, бета-адреноблокаторы, сердечные гликозиды) по назначению врача. Для эффективного лечения.
    2. Проводить оксигенотерапию 3 раза в день по 30 минут (по назначению врача) Для уменьшения гипоксии.

    Приоритетная проблема: одышка.

    Сестринский диагноз: одышка вследствие повышения давления в малом круге кровообращения.

    Краткосрочная цель: у пациента уменьшится одышка через 3 дня лечения.

    Долгосрочная цель: у пациента не будет одышки к моменту выписки.

    План сестринских вмешательств

    План Мотивация
    Независимые вмешательства 1. Обеспечить основной вариант стандартной диеты с ограничением соли до 5 г/сут. и жидкости до 1 л. Для уменьшения одышки.
    2. Обеспечить возвышенное положение в постели. Для уменьшения притока крови к сердцу.
    3. Обеспечить частое проветривание палаты. Для обогащения воздуха кислородом, уменьшения гипоксии
    4. Провести беседы с пациентом: о рациональном питании, о значении систематического приёма лекарственных препаратов и посещения врача. Для профилактики прогрессирования сердечной недостаточности.
    5. Обучить пациента и его родственников определению АД, подсчёту пульса, ЧДД, измерению суточного диуреза. Для динамического наблюдения и профилактики осложнений.
    6. Контролировать суточный диурез и водный баланс. Для коррекции водного баланса.
    7. Вести наблюдение за состоянием пациента, внешним видом, величиной АД, пульсом, ЧДД. Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений.
    Взаимозависимые вмешательства 1. Подготовить пациента и собрать биологический материал на лабораторное исследование: общий анализ крови, мочи, биохимический анализ крови. Для диагностики состояния пациента
    2. Подготовить пациента и сопроводить его на инструментальные исследования (ЭКГ, ЭхоКГ). Для диагностики состояния пациента.
    Зависимые вмешательства 1. Обеспечить правильный и своевременный приём лекарственных препаратов (диуретики, ингибиторы АПФ, антагонисты кальция, бета-адреноблокаторы) по назначению врача. Для эффективного лечения.
    2. Проводить оксигенотерапию Для уменьшения гипоксии

    Как только медицинская сестра приступила к анализу полученных в ходе обследования данных, начинается второй этап сестринского процесса - установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза.

    Проблемы пациента - это проблемы, которые существуют у пациента и препятствуют ему в достижении состояния оптимального здоровья в любой сложившейся ситуации, включая состояние болезни и процесс умирания. На данном этапе формулируется клиническое суждение медицинской сестры, в котором даётся описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь.

    Целью сестринской диагностики является разработка индивидуального плана ухода за больным для того, чтобы пациент и его семья могли адаптироваться к изменениям, возникшим из-за проблем со здоровьем. В начале данного этапа медицинская сестра выявляет потребности, удовлетворение которых у данного пациента нарушено. Нарушение потребностей приводит к возникновению у пациента проблем.

    По характеру реакции пациента на болезнь и своё состояние различают сестринские диагнозы:

    1) физиологические , например, недостаточное или избыточное питание, недержание мочи;

    2) психологические , например, тревога о своём состоянии, дефицит общения, досуга или семейной поддержки;

    3) духовные, проблемы связанные с представлениями человека о его жизненных ценностях, с его вероисповеданием, поисками смысла жизни и смерти;

    4) социальные , социальная изоляция, конфликтная ситуация в семье, финансовые или бытовые проблемы, связанные с выходом на инвалидность, переменой места жительства.

    В зависимости от времени проблемы подразделяются на существующие и потенциальные . Существующие проблемы имеют место в данный момент, это проблемы «здесь и сейчас». Например, головная боль, отсутствие аппетита, головокружение, страх, беспокойство, дефицит самоухода и т.п. Потенциальные проблемы не существуют в настоящее время, но могут появиться в любой момент. Возникновение этих проблем необходимо предвидеть и предотвратить усилиями медицинского персонала. Например, риск аспирации рвотными массами, риск инфицирования, связанный с оперативным вмешательством и снижением иммунитета, риск развития пролежней и т.п.

    Как правило, у пациента одновременно регистрируется несколько проблем, поэтому существующие и потенциальные проблемы могут быть подразделены на приоритетные - наиболее значимые для жизнедеятельности пациента и требующие первоочерёдного решения, и второстепенные - решение которых может быть отсрочено.

    Приоритетными являются:

    1) неотложные состояния;

    2) проблемы, наиболее тягостные для пациента;


    3) проблемы, способные привести к ухудшению состояния пациента или развитию осложнений;

    4) проблемы, решение которых приводит к одновременному решению других имеющихся проблем;

    5) проблемы, ограничивающие способность пациента к самоуходу.

    Приоритетных сестринских диагнозов должно быть немного (не более 2-3).

    Диагностирование призвано установить проблемы, возникающие у пациента, факторы, способствующие или вызывающие эти проблемы.

    Когда информация собрана, её следует проанализировать и определить явные и скрытые неудовлетворённые потребности пациента в уходе. Необходимо определить возможности пациента в плане оказания самопомощи, помощи на дому или необходимости сестринского вмешательства. Для этого медицинский сестре нужны определённый уровень профессиональных знаний, умение формулировать сестринский диагноз.

    Сестринский диагноз - это клиническое суждение медсестры, в котором даётся описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и своё состояние (проблемы) с указанием причин такой реакции, и которое медсестра может самостоятельно предупредить или разрешить.