Что такое психика человека. Компоненты (части) психики человека

Психика

Высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека П. приобретает качественно новый характер, в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами, благодаря к-рым возникает внутренний план жизнедеятельности - , а становится личностью . Знание о П. менялось на протяжении столетий, отражая достижения в исследованиях функции организма (как его телесного субстрата) и в понимании зависимости человека от социальной среды его активности . Это знание, осмысливаясь в различных идейных контекстах, служило предметом острых дискуссий, поскольку затрагивало коренные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия. В течение многих веков П. обозначалось термином «», трактовка которой, в свою очередь, отразила расхождения в объяснении дви жущих сил, внутреннего плана и смысла человеческого поведения . Наряду с восходящим к Аристотелю пониманием души как формы существования живого тела сложилось направление, представляющее ее в образе бесплотной сущности, история и судьба к-рой, согласно различным религиозным вероучениям, зависят от внеземных начал.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Психика

Существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность. Неотъемлемое свойство живого. Взаимодействие живых существ с внешним миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них процессов, актов, состояний психических.

Психика - системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на ее основе поведения и деятельности. Психика обеспечивает эффективное приспособление к среде.

Отражение психическое мира всегда совершается в активной деятельности. В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего. У человека события прошлого выступают в данных опыта, представлениях памяти; настоящего - в совокупности образов, переживаний, умственных актов; возможного будущего - в побуждениях, намерениях, целях, а также в фантазиях, грезах, сновидениях и пр. Психика человека и осознанна и неосознанна; но и неосознанная - качественно отличается от психики животных. Основное отличие человеческой психики от животной - именно в сознательной целенаправленности психических проявлений. Сознание - ее сущностная характеристика.

Благодаря активному и опережающему отражению органами чувств и мозгом головным внешних объектов в форме психики делается возможным выполнение действий, адекватных свойствам этих объектов, а тем самым - выживание организма, его активность поисковая и надситуативная. Итак, определяющие признаки:

1 ) отражение, дающее образ среды, где действуют живые существа;

2 ) их ориентация в этой среде;

3 ) удовлетворение потребности в контактах с нею.

А эти контакты по принципу связи обратной контролируют правильность отражения.

У человека контрольной инстанцией служит социальная практика. Благодаря связи обратной результат действия сопоставляется с образом, появление коего опережает этот результат, предваряя его как своеобразная модель действительности. Так психика выступает единой цикличной системой, имеющей историю и рефлекторной по типу. Здесь рефлекторность означает первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике, закономерный переход воспринимающих компонент системы в исполнительные, целесообразность двигательных эффектов и их «обратное» влияние на образ. Активность психики проявляется:

1 ) при отображении реальности, ибо оно предполагает преобразование физико-химических раздражителей, действующих на нервные аппараты, в образы предметов;

2 ) в сфере побуждений, придающих поведению энергию и стремительность;

3 ) при исполнении программы поведения, включающей поиск и выбор вариантов.

Углубление в филогенетическую историю психики подводит к вопросу об ее объективном критерии. То есть такой, который позволяет определить, есть ли у данного организма психика. Современные теории не опускаются в поисках психики ниже животного мира. Но предлагаемые ими критерии приводят к разной локализации «порога» психического. Вот некоторые из них: способность к поведению поисковому, способность к «гибкому» приспособлению к среде, способность к «проигрыванию» действия во внутреннем плане и пр. Само разнообразие теорий говорит о том, что они скорее являются дискуссионными гипотезами, чем разработанными теориями.

Среди этих гипотез одна из самых признанных (в отечественной психологии) принадлежит А.Н. Леонтьеву. В качестве объективного критерия психики она предлагает способность организмов реагировать на воздействия абиотические (нейтральные биологически). Реагировать на них оказывается полезным потому, что они находятся в устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, значит, являются их потенциальными сигналами. Отражение абиотических свойств оказывается неразрывно связанным с качественно иной формой активности существ - поведением. До того жизнедеятельность сводилась к усвоению пищи, выделению, росту, размножению и пр. Теперь появляется активность, «вставленная» между актуальной ситуацией и витальным актом - обменом веществ. Смысл этой активности - обеспечить биологический результат там, где условия не позволяют ему реализоваться непосредственно. С предлагаемым критерием связаны два фундаментальных понятия: и . При этом чувствительность предполагает субъективный аспект отражения; предположение, что он впервые появляется вместе с реакцией на раздражители абиотические, - очень важная гипотеза, потребовавшая экспериментальной проверки. Согласно психоанализу З. Фрейда, психика состоит из трех инстанций - сознательного, предсознательного и бессознательного - и системы их взаимодействия. Деление психики на сознательное и бессознательное - основная предпосылка психоанализа, и только оно позволяет понять и исследовать часто наблюдаемые и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Итак, психика шире, чем сознание. Психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из коих - влечение сексуальное.

Согласно Р. Ассаджоли, существуют такие составляющие психики:

1 ) самость высшая - своего рода «внутренний бог»;

2 ) самость сознательная - Я - точка ясного осознания;

3 ) поле сознания - анализируемые чувства, мысли, побуждения;

4 ) бессознательное высшее, или сверхсознание - высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение;

5 ) бессознательное среднее-подобие Фрейдовского предсознательного - мысли и чувства, кои могут легко осознаться;

6 ) бессознательное низшее - инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и пр.

Важную роль играет также понятия субличностей - как бы относительно независимых, более или менее развитых «малых» личностей внутри человека; они могут соответствовать ролям, кои человек играет в жизни.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Психика Этимология.

Происходит от греч. psychikos - душевный.

Категория.

Форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности.

Специфика.

Активность отражения проявляется прежде всего в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ПСИХИКА

(от греч. psychikos - душевный) - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности ) регулятивную функцию .

Современное понимание сущности психики разработано в трудах Н . А . Бернштейна , Л . С . Выготского , А . Н . Леонтьева , А . Р . Лурия , С . Л . Рубинштейна и др. П. возникла на определенном этапе развития живой природы в связи с формированием у живых существ способности к активному перемещению в пространстве (см. , ). В процессе эволюции животных П. развивалась по биологическим законам от простейших до сложных форм, которые свойственны, напр., обезьянам (см. , , , ). Удовлетворение своих потребностей животное осуществляет посредством активных движений в окружающей среде, совокупности которых характеризуют его поведение. Успешное поведение опирается на предваряющий его поиск.

Задача построения движения в уникальной реальной ситуации является чрезвычайной по своей сложности. Чтобы решить ее, индивид вынужден каким-то путем постичь сложнейшую физику реального пространства и согласовать ее с собственной телесной биомеханикой. Хотя движение осуществляется во внешнем геометрическом пространстве, оно вместе с тем имеет и собственное пространство. Бернштейн на основании изучения свойств моторики в ее взаимоотношениях с внешним пространством ввел понятие «моторное поле» . Моторное поле строится посредством поисковых, пробующих движений, зондирующих пространство во всех направлениях. Сделав небольшое (элементарное) движение, живой организм корректирует его, намечая дальнейший путь. На основе этого движения строится обобщенный ситуации в целом, отображающий связь объективных характеристик реального пространства с характеристиками биомеханики живого организма. Возникнув в ходе опробующих (поисковых) движений, обобщенный образ рабочего пространства, в свою очередь, становится важным регулятором построения движений, определяя траекторию, силу и др. характеристики двигательного акта (см. ).

Основная функция П. заключается, следовательно, в поиске на основе возникшей потребности определенных движений и действий, нацеленных на ее удовлетворение, опробовании этих двигательных актов, приводящем к формированию обобщенного образа реальной ситуации, и, наконец, в контроле за реализацией движений и действий, осуществляемых в плане уже сформировавшегося образа реальности (см. ). Поиск и опробование будущих действий человек осуществляет в плане идеальных образов (см. ), которые строятся на основе речевого общения с помощью таких психических процессов, , , , , . Процессы внимания и воли контролируют адекватное выполнение найденных и опробованных действий, соответствующих определенным условиям.

Как показали работы Леонтьева, в качестве важнейшего элемента П. человека создает представительство в деятельности одного человека общественно-исторического опыта всего человеческого рода. За языковыми значениями скрываются выработанные в процессе исторического развития человеческого общества способы деятельности. В них представлена свернутая в «материи» языка идеальная форма существования свойств , связей и отношений предметного мира, раскрытых общественной практикой.

В основе развития человеческой П. лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными потребностями и способностями , необходимыми ему для включения в трудовую и общественную жизнь (см. ). На начальном этапе психического развития (в младенческом возрасте ) ребенок с помощью взрослых активно усваивает потребность и определенный навык общения с ними. След. этап развития П. ребенка ( ) связан с овладением основами предметно-манипулятивной деятельности, позволяющей ему освоить общественно выработанные способы использования простейших предметов (см. , ). При этом у ребенка формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач (начало мышления) и способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и сверстниками (возникновение у ребенка установки «Я сам»). На след. этапе в процессе игровой деятельности у ребенка в возрасте от 3 до 6-7 лет формируются способность к воображению и к употреблению различных символов. В школьном возрасте ребенок на основе учебной деятельности приобщается к таким формам культуры , как наука, искусство, этика, право. Психическое развитие ребенка в этот период связано с формированием у него основ логического мышления, потребности в труде и навыков трудовой деятельности. На всех этапах развитие П. человеческого индивида подчиняется закону, сформулированному Выготским: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная... второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка».

П. во всех формах является, по выражению А . А . Ухтомского , своеобразным функциональным органом человека и животных, который строит их поведение и деятельность. На относительно ранних эволюционных стадиях развития в теле животных выделился специализированный носитель этого функционального органа - н. с. и .

Основу современных представлений о физиологических механизмах психической деятельности составляют работы И . М . Сеченова , доказавшего, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы ». Сеченов заложил фундамент учения о высшей нервной деятельности , в разработку которого значительный вклад внесли труды И . П . Павлова , В . М . Бехтерева , Н. Е. Введенского (см. ), А. А. Ухтомского и др. физиологов и психологов.

По Павлову, формирование человеческой П. было связано с перестройкой физиологических механизмов деятельности мозга, заключающейся в возникновении второй сигнальной системы . В работах Ухтомского было доказано, что большое значение в реализации функций П. имеет физиологическая . П . К . Анохин интерпретировал динамику нервных процессов торможения и возбуждения в виде сложной иерархической функциональной системы , ввел представление о механизме, обеспечивающей целесообразное поведение организмов на основе опережающего отображения.

Добавление ред.: П. - предмет изучения современной психологии, как, впрочем, и сама психология, практически не имеет отношения к этимологии слова «П.». Стала хрестоматийной фраза, приписываемая историку В. О. Ключевскому: «Раньше психология была наукой о душе , а теперь стала наукой об ее отсутствии». Действительно, психология не может похвастаться успехами в изучении души. Около 150 лет тому назад психологи начали расчленять душу, выделять в ней не столько душевные силы, сколько отдельные функции, процессы, способности, акты, действия и деятельности в целях их объективного изучения. Слово П. стало для них собирательным названием, включающим , , , , , , и т. д. Психологи продолжают это увлекательное занятие до сих пор. Попытки собрать душу из вырванных из жизненного контекста, очищенных от него, изолированных и детально изученных П. функций редки и малоуспешны.

При таком подходе функции П. лишались психологического содержания. Вернее, оно оставалось, но только в смысле терминов, в которых описывается П. Психологи-экспериментаторы как бы неявно (или явочно!) исходили из того, что П. как материал, как объективно существующий предмет, может исследоваться и как непсихологическое. Подобный подход к П. и поиску ее физиологических механизмов был воспроизведен, напр., Павловым и его школой.

Т. о., уже при своем начале рассталась с душой, с ее заданным в античности смыслообразом, включающим познание, чувство, волю, указывающим на формообразующую роль души и духа не только по отношению к телу, но и к жизни .

Приведенные соображения о несовпадении души и П. есть констатация сложившегося положения вещей. Их не следует воспринимать как критику в адрес науки. Психология действительно выполнила поставленную перед собой задачу. Изучая П. (в ее новом понимании) не-психологическими методами, она стала объективной наукой. Сегодня ее методическая вооруженность и изощренность при изучении П. процессов и функций вполне сопоставимы со многими разделами физиологии, биофизики, биомеханики, генетики, информатики и др. наук, с которыми она тесно сотрудничает. Столь же развит и используемый математический аппарат. Психологи давно утратили по поводу субъективности (субъективизма) своей науки. Исчезли и упреки в ее адрес по поводу старинного «душевного водолейства». Несмотря на сравнительно молодой возраст психологии, она накопила солидный багаж, ставший фундаментом для многих своих отраслей и практических приложений.

Усилиями многих замечательных ученых построена онтология П ., за что была заплачена немалая цена. Психологи распредметили или, точнее, «раздушевили» душу, получили и изучили П. Зато сейчас имеется «материя», «физика», которая подлежит опредмечиванию и одушевлению. Если бы не была сделана первая часть работы - работа анализа, не было бы, что одушевлять. Сейчас появились основания для прорыва к онтологии души. Для этого на опыт, накопленный экспериментальной психологией, нужно суметь посмотреть др. глазами, что чрезвычайно трудно. В поисках целостности П. посильный вклад в построение онтологии души (вольно или невольно) вносят (Выготский), , , психологическая физиология (Ухтомский, Бернштейн). (В. П. Зинченко.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Компоненты (части) психики любого человека следующие: 1) психические процессы, – познавательные, волевые, эмоциональные, мотивационные; 2) психические состояния; 3) психологические свойства; 4) психические образования и 5) психическая деятельность.

Психические процессы и психические состояния это, в большей степени, – филогенетические, психофилогенетические, врождённо обусловленные качества каждого человека; психологические свойства это, по преимуществу, онтогенетические, психоонтогенетические, приобретаемые в процессе жизни содержательные качества человека. Поэтому, когда мы говорим (пишем) "психические" - подразумеваем – "психофилогенетические", когда говорим (пишем) "психологические" - подразумеваем – "психоонтогенетические".

I. Психические процессы – это формы психического системного отражения окружающей действительности, активного взаимодействия с нею и формирования личностного отношения к ней, осуществляющиеся человеком в ходе психической познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной деятельности. Эти процессы происходят не только по отношению к внешней действительности, но и по отношению к собственному внутреннему миру, содержание которого и составляют данные процессы. Под «внешней действительностью» мы понимаем, в данном смысловом контексте, – природную среду, социальную среду, информационную среду, психологическое содержание других людей, окружающих субъекта, составляющих его микросоциум. Через психические процессы человек познаёт себя и окружающий мир. Течение психических процессов обусловлено условиями жизнедеятельности человека, конкретными задачами и требованиями деятельности, выполняемой человеком, и объективно имеющимися социальными условиями и ситуациями его взаимодействия с другими людьми.

Психические процессы человека делятся на четыре вида: 1) Познавательные: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь; 2) Эмоциональные: разнообразные эмоции, различные чувства, аффекты и аффективные состояния, эмоциональные психические экстремальные состояния личности и пр.; 3) Волевые: воля, волевые действия, волевые акты, волевая саморегуляция и пр.; 4) Мотивационные: мотивация и мотивы, мотивация на достижение успеха в деятельности и мотивация на избегание неудач в деятельности, иерархия мотивов, мотивы дефицита и мотивы становления и роста, узколичностные и социальные мотивы и пр.

II. Психические состояния – это целостные проявления личности, они характеризуют активность личности: творческое вдохновение и утомление, подъём и спад настроения, уверенность и сомнения в своих силах и пр. Примеры психических состояний: сосредоточение внимания, страх, тревожность, мотивационный конфликт и пр. Психические состояния всегда причинно обусловлены, имеют временный характер, служат фоном, на котором протекает психическая деятельность человека, и несут на себе отпечаток личности человека. Психические состояния обязательно имеют эмоционально-чувственную компоненту, более того, она выступает в качестве базовой фактически в любом психическом состоянии. Психические состояния, например, стресс, фрустрация, аффект, – практически повсеместно эмоциональны по своей природе, и имеют место, преимущественно, в эмоционально-чувственной сфере психики личности. Психическое состояние – понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статического момента, в отличие от понятия «психический процесс»; подчёркивающего динамические моменты психики, и понятия «психическое или психологическое свойство», указывающего на устойчивость проявлений психики индивида, их закреплённость и повторяемость в структуре его личности.


III. Психологические свойства – это присущие всем людям аспекты психики, имеющие свои устойчивые психические особенности в каждой конкретной личности. Психологические свойства, – это потребности, темперамент, характер, способности, эмоции, воля и мотивация. Психологические свойства личности понимаются сквозь призму базового качества любой человеческой личности, – психической активности , обусловливающей собой психическую деятельность.

Психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, целесообразно рассматривать в зависимости от условий жизни конкретного человека, от системы его взаимодействий с природой и обществом.

IV. Психические образования – это системные части психики, состоящие из взаимосвязанных между собою компонентов психических процессов, психических состояний и психологических свойств личности. Примерами психических образований являются такие психологические структуры личности как Я-концепция, образ Я, самосознание, иерархия мотивов, самооценка, уровень притязаний, локус контроля и мн. др.

Психические процессы, психические состояния, психологические свойства, психические образования, – реализуются, функционируют, выражаются и активизируются в такой целостной форме психической активности человека как психическая деятельность. Общие закономерности и повсеместные проявления психической деятельности человека образуют собою широкую психологическую норму разнообразных проявлений психики людей, которая определяется согласно подавляющему большинству людей, выказывающих именно такие, а не другие реакции.

V. Психическая деятельность – это базовая форма внутренней психологической жизнедеятельности человека, это активность его внутреннего мира, это полиаспектное движение его психической интрасреды. Главным параметром психической деятельности человека, её интегральной единицей, является интрасубъектное, мотивационное, эмоционально-когнитивное переживание-отношение к собственному внутреннему миру и к окружающей среде. Выделяется познавательная, эмоциональная, волевая и мотивационная психическая интрадеятельность. Таким образом, психическая деятельность осуществляется в рамках познавательной, эмоционально-чувственной, волевой и мотивационной сфер психики личности.

Глава 1. Введение в психологию

2. Понятие психики

Традиционно дают определение понятию психики - как свойства живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.

Всякий совместный труд людей предполагает разделение труда, когда разные члены коллективной деятельности выполняют разные операции; одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие операции такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения, т.е. это промежуточные операции. Но в рамках индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью, и человек понимает связь промежуточного результата с конечным мотивом, т.е. понимает смысл действия. смысл , по определению А.Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву.

Таблица 2.

Важнейшие особенности деятельности
животных человека
Инстинктивно-биологическая деятельность Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении
Нет совместной деятельности, групповое поведение животных подчинено исключительно биологическим целям (питания, размножения, самосохранения) Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности. Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности
Руководствуется наглядными впечатлениями, действует в рамках наглядной ситуации Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости
Типичны наследственно-закрепленные программы поведения (инстинкты). Научение ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому наследственные видовые программы поведения приспосабливаются к конкретным условиям существования животного Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков). Закрепление и передача опыта поколений в материальной форме, в форме предметов материальной культуры
Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно. Животные неспособны изготавливать орудия с помощью другого орудия Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям. Изготовление орудия с помощью другого предмета или орудия, изготовление орудия впрок предполагало наличие образа будущего действия, т.е. появление плана сознания
Приспосабливаются к внешней среде Преобразуют внешний мир в соответствии со своими потребностями

Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива (рис.1.5).

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека.


Рис.1.5 Структура деятельности

К фактам поведения можно отнести:

  1. отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки),
  2. внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и т.п.),
  3. действия, которые имеют определенный смысл , и, наконец,
  4. поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

Поступок - действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл .

Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности - ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности , мотивы, установки и т.д.).

Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность - не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом.
Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек. Базовые знания о деятельности, мотивах, навыках представлены в схемах.

Наконец, деятельность всегда носит продуктивный характер, т.е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т.д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т.п.).

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней: верхний уровень - уровень особых видов деятельности, затем уровень действий, следующий - уровень операций, и наконец, самый низкий - уровень психофизиологических функций.

Действие - основная единица анализа деятельности. Действие - это процесс, направленный на достижение цели.

Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки цели, и в то же время действие - это одновременно и акт поведения, реализуется через внешние действия в неразрывном единстве с сознанием. Через действия человек проявляет свою активность, стараясь достигнуть поставленной цели с учетом внешних условий.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель - мотив, способ - результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнеми-ческие (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) и моторные (двигательные) (рис.1.6).


Рис. 1.6 Компоненты действия и их функция

Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочная (управляющая), исполнительная (рабочая) и контрольно-корректировочная. Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

Операцией называется конкретный способ выполнения действия. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие, и опыта человека. Операции обычно мало осознаются или совсем не осознаются человеком, т.е. это уровень автоматических навыков.

Говоря о том, что человек осушествляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что человек представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются и предпосылками и средствами деятельности.

Например, когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действия и приемы запоминания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическую психофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не привело бы к желаемому результату, если бы человек не обладал мнемической функцией. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности.

сенсомоторные процессы - это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта:

  1. сенсорный момент реакции - процесс восприятия;
  2. центральный момент реакции - более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором;
  3. моторный момент реакции - процессы, определяющие начало и ход движения;
  4. сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов - центральная проблема психологии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы - это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

Интериоризация - это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.
Экстериоризация - это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности, - это общение, игра, учение и труд.

Уже отмечалось, что наши потребности толкают нас к действию, к активности. Потребность - это переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями. Голод, жажда, или потребность в кислороде - первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых существ. Любое нарушение в балансе сахара, воды, кислорода или какого-либо другого нужного организму компонента автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает человека к его удовлетворению. Возникшее таким образом первичное побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на восстановление равновесия.

Поддержание равновесия, при котором организм не испытывает никаких потребностей, называется гомеостазом. Отсюда гомеостатическое поведение - это такое поведение, которое направлено на устранение мотивации путем удовлетворения вызвавшей его потребности. Часто поведение человека вызывается восприятием определенных внешних объектов, действием каких-либо внешних раздражителей. Восприятие определенных внешних объектов играет роль стимула, который может быть таким же сильным и значительным, как и само внутреннее побуждение. Потребность в движении, в получении новой информации, новых стимулов (познавательная потребность), новых эмоций позволяет организму поддерживать оптимальный уровень активации, который позволяет ему функционировать наиболее эффективно. Эта потребность в стимулах изменяется в зависимости от физиологического и психического состояния человека.

Потребность в социальных контактах, в общении с людьми является одной из ведущих у человека, только с течением жизни она меняет свои формы.

Люди постоянно чем-то заняты, и в большинстве случаев они сами решают, что будут делать. Чтобы сделать выбор, люди прибегают к процессу мышления. Можно рассматривать мотивацию как «механизм выбора» какой-то формы поведения. Этот механизм в случае надобности отвечает на внешние раздражители, но чаще всего он выбирает возможность, которая в данный момент лучше всего соответствует физиологическому состоянию, эмоции , воспоминанию или пришедшей в голову мысли, или неосознаваемому влечению, или врожденным особенностям. Выбор наших ближайших действий направляют и поставленные нами цели и планы на будущее. Чем эти цели важнее для наг, тем с большей силой они ориентируют наш выбор.

Таким образом, существует иерархия различных потребностей от самых примитивных до самых утонченных. Иерархическую пирамиду потребностей разработал игвестный психолог Маслоу : от врожденных физиологических потребностей (потребность в еде, питье, сексе, стремление избежать боли, родительский инстинкт, потребность в исследовании окружающего мира и пр.) - к потребностям в безопасности, далее к потребностям в привязанности, любви, далее к потребностям в уважении, одобрении, признании, компетентности, далее к когнитивным и эстетическим потребностям (в порядке, красоте, справедливости, симметрии) - и, наконец, потребности в понимании смысла своей жизни, в самосовершенствовании, в саморазвитии, самореализации.

Но одна и та же потребность может быть удовлетворена с помощью различных объектов, с помощью различных действий, т.е. различным образом опредмечена. В процессе опредмечивания потребности обнаруживаются две важные черты потребности: 1) первоначально существует достаточно широкий спектр предметов, способных удовлетворить данную потребность; 2) происходит быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете. В акте опредмечивания рождается мотив как предмет потребности.

Мотив - это опредмеченная потребность, это потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям. Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий, а с другой стороны, одно и то же действие может побуждаться разными мотивами. Мотивы порождают действия, т.е. приводят к образованию целей. Это мотивы-цели. Но существуют и неосознанные мотивы, которые могут проявляться в форме эмоций и личностных смыслов. эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Ведущий главный мотив обусловливает личностный смысл - переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется особенным видом деятельности (игровой, учебной или трудовой).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Что является предметом психологии как науки?
  2. Перечислите и дайте краткую характеристику основных воззрений на психику и ее роль.
  3. Каковы основные функции и проявления психики?
  4. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции? Связано ли это с развитием нервной системы?
  5. Почему сложное поведение муравьев нельзя назвать трудом? В чем заключены характерные черты труда, сыгравшие важную роль в становлении человеческого сознания?
  6. Какие круги влияния природы на психику существуют?
  7. Какие методы исследования применяются в психологии?
  8. Какая связь существует между психикой и организмом, между психикой и мозгом?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 3. М., Мысль, 1977
  2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. Т. 3. М., Педагогика, 1983
  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1987
  4. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. М., Мир, 1992
  5. Ярвилекто Т. Мозг и психика. М., Прогресс, 1992
  6. Платонов К.К. Занимательная психология. М., 1990
  7. , М., 1997
  8. Шибутани Т. социальная психология . Ростов н/Д, 1998
  9. Романов В.В. Юридическая психология . М., 1998
  10. Методы исследования в психоогии: квазиэксперимент. М., 1998
  11. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология . М., 1998

1 7 524 0

Древних греков почитают как мудрых мастеров философии. Еще они заметили, что человек «спаян» из двух частей: внешнее проявление умственной деятельности и внутренние психические свойства. Отличий между людьми много, но самыми интересными являются особенности внутреннего мира. Понимание психической деятельности и самого понятия психики, на самом деле, не столь сложно, как кажется.

Функции психики

В современной психологии дается более точное определение, помогающее понять сам феномен.

Психика – это зеркало. Субъективное отражение объективного мира и реакция на него. Основа работы психики – совокупность множества «чувственно» и «реакционно» направленных связей.

За некоторые функции отвечает конкретный участок мозга. Но делегирование тоже свойственно главному «думательному» органу человека, потому за некоторые формы проявления определенных функций отвечает вся кора головного мозга. Психика человека выполняет следующие функции:

    Отражательная

    Эмоциональная

    Порождение эмоциональных реакций на определенные ситуации.

    Волевая

    Возможность «свободного» выбора. Оспаривается большинством современных психологов.

Важность для человека

В конце 19 века ученые считали, что врожденность обуславливает всю дальнейшую жизнь. Л. С. Выготский считал, что психическое развитие человека происходит по историческим законам, а не по биологическим.

Возможности человека напрямую связаны с уровнем его развития.

Уровень развития психики устанавливает качество профессиональной деятельности, проявления и направленность воли и нормы поведения. Биохимия мозга, а вследствие и поведение, регулируется тремя отделами: эпифизом, гипоталамусом и гипофизом. При неправильной работе желез, которые направляются перечисленными отделами, наблюдаются изменения и в психическом состоянии человека.

Процессы

Происходящие действия в сознании человека и выработанная эмоциональная реакция на внешние раздражители. Во многом совпадают с функциями.

    Регуляторные

    Другая сторона восприятия внешнего. Вырабатывают принципы системы поведения. Волеизъявление, мотивация, постановка целей.

    Познавательные

    Осмысление конкретной ситуации со всевозможных сторон и возможность действовать, согласно своим идеалистическим представлениям. Сюда относятся восприятие, память и воображение.

    Коммуникативные

    Необходимость объединения усилий с людьми для достижения определенной цели подтолкнуло первобытного человека к изобретению сознательной коммуникации.

Состояния

Это характеристика индивидуальной картины мира и норм поведений, закрепленная на протяжении относительно долгого периода времени. Характеристики психических состояний можно предугадать.

  1. Эмоциональные . Испытуемые чувства.
  2. Активационные . Показатель активности или пассивности человека.
  3. Временные . Длительность состояния.
  4. Тонические . Схожи с активационными, только здесь имеется ввиду конкретный момент – бодрый ли человек, угнетенный ли.

Свойства психики

Главными отличающими особенностями психики являются гибкость и обучаемость. Известный ученый Татьяна Черниговская говорит, что мозг не умеет одного – не учиться.

Кардинальное отличие людей от животных – это способность и готовность влиять на обстоятельства в некоторых случаях. Это и называют волеизъявлением.

Способность действовать, исходя из накопленного опыта, и возможность выбирать способ своего поведения. Вообще свойства – это относительно стабильные образования, которые обуславливают характер индивида. Делятся на три категории:

  1. Жизненная позиция . Убеждения, идеальный образ себя и т.д.
  2. Характер и темперамент . Врожденные психо-физические свойства личности и избранная манера поведения.
  3. Способности . Развитость воли, интеллекта и предрасположенность к творчеству.

Психические явления

Психология изучает фундамент, состоящий из процессов, свойств и состояний психики. Однако далеко не все процессы осознаются человеком. Как утверждают ученые, самосознание не может существовать отдельно от бессознательного, сверхсознательного, предсознательного и подсознательного. Бессознательные процессы, являющиеся первым уровнем психики, такие как дыхание, размножение, а зачастую даже и автоматическое мышление не «выводятся» на поверхность, дабы не загружать мозг.

Своими индивидуальными бессознательными люди формируют коллективное бессознательное, то есть историю всего человеческого рода. Впервые на него указал Юнг в своей работе «Структура души».

Человеческая психика и по сей день остается неизведанной тайной. Ученые всего мира пытаются найти программы психической деятельности, благодаря которым можно предсказать реакции человека на определенные воздействия. И даже при самом предсказуемом варианте невозможно на 100% угадать состояние психики.

Носителем психики является нервная система человека. Фактически психика – это свойство и основная функция мозга, которые заключается в отражении действительности. При этом отражение является субъективным (переломленным через собственные эмоции и сознание), а действительность является объективной.

Отражение фиксируется в виде образов, которые для конкретного человека являются идеальными. Эти образы являются основой для построения отношений с окружающей средой. Таким образом, обычные нервные клетки осуществляют связь центральной части мозга с внешним миром.

Психика возникла и активно формировалась длительный эволюционный период как способность живого организма взаимодействовать с окружающим миром и адаптироваться к среде.

Психические механизмы привыкания к среде постоянно совершенствовались от организма к организму и получили свою высшую степень развития у человека – сознание. Человеческая психика является по факту отражательно-регуляционной деятельностью, которая обеспечивает взаимодействие со средой.

Однако психику нельзя считать только системой образов реального мира. Внутренний мир человека имеет свои правила функционирования. Отражение действительности можно назвать идеальным, так как оно основывается на исторически сформированных идеях. В то же время психика — личностно-индивидуальное явление, весьма субъективное, так как обусловлена собственным жизненным опытом.

Таким образом, психика – это отражение действительности, существующее в виде образов, на основе которого происходит взаимодействие человека с окружающей средой.

Психика человека взаимосвязана с нейрофизиологическими процессами и факторами социума. В отличие от человеческой психики у животных психика является чисто биологическим явлением. У человека психика имеет форму сознания, наряду с которым существует несколько уровней:

  1. Бессознательное – неосознанные и неконтролируемые мысли и действия.
  2. Подсознание – представления и желания, которые не воспринимаются сознанием.
  3. Сознание – проявление высших психических чувств, функций и процессов.
  4. Сверхсознание (надсознание) – устойчивые образования, сформированные в процессе творческой или научной деятельности (озарения, идеи).

Структура психики человека

Психика человека имеет сложную структуру, ядром которой является сознание. Кроме сознания существуют области: подсознания и надсознания. В структуре психики принято выделять несколько функциональных компонентов: свойства, процессы, качества и состояния.

Психические свойства образуют индивидуальность человека. Отдельные особенности поведения могут быть личностной особенностью для одного человека и исключением для другого. Особенности личности могут передаваться по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К таким личностным особенностям относятся свойства нервной системы:

  • сила: устойчивость клеток к раздражению;
  • подвижность: скорость перехода от торможения к возбуждению и наоборот;
  • уравновешенность: баланс процессов возбуждения и торможения;
  • резистентность – способность к сопротивлению неблагоприятным факторам;
  • лабильность – гибкость нервной системы.

Комбинация этих свойств определяет типы нервной системы (высшей нервной деятельности).

  1. Психические процессы

Это устойчивые образования, формирование и развитие которых обусловлено внешними условиями жизнедеятельности. Психические процессы подразделяются на две большие группы: познавательные и эмоционально-мотивационные.

Познавательные процессы:

  • ощущения – начальная форма источник, источник первичных знаний об окружающем мире;
  • восприятие – процесс создания образа окружающей действительности;
  • внимание – состояние концентрации;
  • память – способность отражать опыт в процессе сохранения информации;
  • воображение – способность к созданию несуществующего образа;
  • мышление – высший процесс познания, суть которого в способности находить суть вещей.

Речь – высшая психическая функция, которая заключается в способности усвоения условных единиц, благодаря которым становится возможно восприятие и передача информации.

Эмоционально-мотивационные процессы:

  • чувства – высшее проявление психики человека, отражающее внутренний мир и способность воспринимать других людей; высшими чувствами являются любовь, дружба, патриотизм и т. д.;
  • эмоции – способность переживать и передавать значимые ситуации;
  • мотивация – процесс управления деятельностью человека, побуждения к действиям;
  • воля – элемент сознания, заключающийся в способности действовать в соответствии с принятым решением часто вопреки обстоятельствам.
  1. Психические качества (личностные характеристики)

Личностными характеристиками называют устойчивые образования, которые возникают под воздействием окружающей действительности и генотипа человека. К ним относятся:

  • характер;
  • темперамент;
  • интеллект.
  1. Психическое состояние

Устойчивый фон деятельности: активный и пассивный.

Психика является сложной субстанцией, деятельность которой обусловлена свойствами, процессами, качествами и состоянием.