Психопрофилактика включает. Психопрофилактика - нужна ли она? Понятие психопрофилактики, ее виды

1

Целью исследования явилось изучение степени эмоционального напряжения студентов на первом и втором году обучения в вузе, разработка профилактических мер для саморегуляции психических состояний студентов. Актуализация вопроса связана с высокими учебными нагрузками, ухудшением психического и соматического здоровья студентов. Психоэмоциональное напряжение оценивалось по экспресс-методике В.А. Лещук, Е.В. Мостковой. Исследования показали, что 2/3 студентов имеют высокую и среднюю степень эмоционального напряжения. Это дало основание для разработки и проведения семинара-практикума «Психопрофилактика эмоциональных напряжений» при совместной деятельности преподавателя и студентов научного кружка «Актуальные вопросы здорового образа жизни». На семинаре рассматриваются вопросы: что такое психоэмоциональное напряжение, его симптомы, проводится анкетный опрос студентов, даются рекомендации для предупреждения возникновения негативных состояний и самостоятельного их преодоления студентами.

психоэмоциональное напряжение

студенты вуза

психопрофилактика

саморегуляция

1. Косицкий Г.И. Физиология человека. – М.: Медицина. – 1985. – 544 с.

2. Крючкова Г. Н. Особенности психофизиологических механизмов эмоционального напряжения // Фундаментальные исследования. – № 11. – 2007. – 15 с.

3. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. – М.: Наука. – 2000. – 123 с.

4. Лещук В.А., Мосткова Е.В. Девять ступеней к здоровью. – М., 1997.

5. Оплетин А.А. Нормализация психических состояний студентов на занятиях физической культурой // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. -– С. 31-32.

6. Физиологические механизмы учебной деятельности студентов: учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования. - М: Издательский дом «Русский врач», 2007.

7. Щепин О.П., Тишук Е.А. Медико-демографические проблемы в Российской Федерации // Вестник РАМН. - 2005. - № 9. - С. 3-6.

Одним из путей решения важной социальной задачи является изучение психических состояний, возникающих у студентов в процессе учебной деятельности.

Многочисленными исследованиями установлено, что любые сильные раздражители (стрессоры) вызывают психофизиологическое напряжение организма.

Учебная деятельность студентов сопряжена с эмоциональным напряжением, и это является нормальной приспособительной реакцией индивидов, позволяющей им мобилизовать физиологические функции на достижение результата, преодоление сложных ситуаций, творческую и исследовательскую деятельность .

Высокие нагрузки, обусловленные спецификой учебной и бытовой деятельности студентов, вызывают хроническое перенапряжение психической сферы, которое проявляется в сдвигах гормонального фона, рефлекторных изменениях дыхания и системы кровообращения, дисбалансе клеточных и гуморальных факторов иммунитета .

В итоге, состояние эмоционального напряжения сказывается не только на психическом здоровье человека, оно способно вызвать ряд соматических заболеваний и обострить уже имеющие хронические .

Важной предпосылкой для сохранения и укрепления здоровья является понимание процессов повседневной жизни и сознательное управление ими. Это актуализирует проблему разработки программы, призванной решать задачи психического здоровья студентов, а именно: преодоления психологических и психогенных состояний тревоги, что формирует уверенность личности в своих силах и возможностях .

Благодаря наличию знаний, умений, навыков и практического опыта у студентов в области самопознания, саморегуляции психических состояний возможно их самопроектирование и самореализация в учебной, творческой, научной и других видах деятельности.

В этой связи проведение семинаров-практикумов по психопрофилактике эмоциональных напряжений приобретает особую значимость и может быть направлено на психологически обоснованное решение проблем социально-психологической адаптации студентов к условиям высшей школы.

Цель исследования: изучить степень психоэмоционального напряжения у студентов по их самооценке и разработать рекомендации по психопрофилактике.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 110 студентов 1-2 курсов, обучающиеся на дневном отделении ТИ (ф) СВФУ. Для выявления степени эмоционального напряжения студентов применялась экспресс-методика В.А.Лещук, Е.В.Мостковой, включающая выбор представленных утверждений . Исследование проводилось в 2013-2015 гг.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучив степень психоэмоционального напряжения у студентов, мы выявили, что 32,7% студентов имеют низкую степень эмоционального напряжения, т.е. третья часть студентов умеет снимать напряжение. 54% студентов можно отнести к среднему уровню эмоционального напряжения. Этой части студентов необходимы умения снимать лишнюю напряженность. 14% студентов попали в группу с высоким эмоциональным напряжением, в которой можно констатировать наличие «болезни спешки». Эта часть студентов попала в группу риска, и им необходимы срочные меры для избавления от отрицательных эмоций.

Полученные результаты дали основание для разработки семинара-практикума «Психопрофилактика эмоциональных напряжений» для студентов 1-2 курсов ТИ (ф) СВФУ, который проводится преподавателем совместно со студентами научного кружка «Актуальные вопросы здорового образа жизни». В содержание семинара входит:

1. Рассмотрение вопросов: что представляет собой эмоциональное напряжение, его симптомы.

2. Экспресс-опрос степени психоэмоционального напряжения у студентов.

4. Составление студентами индивидуальных программ по профилактике психоэмоционального напряжения.

Эмоциональное напряжение (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психическое состояние, характеризующееся как возрастание интенсивности эмоций и переживаний, реакция на внутреннюю или внешнюю проблему. Эмоциональное напряжение имеет, как правило, преобладающую субъективную окраску и не всегда вызывается объективными обстоятельствами .

Симптомы эмоционального напряжения. При состоянии эмоционального напряжения человек ощущает себя беспомощным и бесполезным, теряет интерес к работе, выполняя ее формально. Много кто жалуется на повышенную тревожность и беспокойство. Также при эмоциональном напряжении часто возникает апатия и скука, чувство неуверенности, подозрительности и чрезмерной раздражительности. Человек ощущает себя разочарованным и одиноким. При подобном нарушении многие люди отказываются от любых физических нагрузок, у них пропадает аппетит, может наблюдаться злоупотребление спиртным или же наркотическими веществами.

Экспресс-опрос степени психоэмоционального напряжения студентов включает следующие утверждения по выбору:

1. Вы испытываете беспокойство и чувство вины, когда ничего не делаете.

2. У вас много невыполненных дел и обязанностей.

3. Вы едите в спешке, на ходу.

4. У Вас напряженная деловая жизнь, и вы возвращаетесь домой очень уставший.

5. Вы испытываете трудности при засыпании.

6. У вас бывает утренняя «бессонница».

7. Вы редко отдыхаете.

8. Вы часто просыпаетесь ночью.

9. Вы редко находите время для эмоциональной поддержки вашей семьи и друзей.

10. Вы быстро водите машину, проезжаете на желтый свет, не терпеливы к другим водителям.

Рекомендации для студентов. Эмоции нельзя сдерживать, но надо - и в этом проблема. Эмоции иногда надо разрядить. Паллиативным выходом может быть очень сильная мышечная деятельность, которая уменьшает энергию. Можно, как это делают японцы, разрядиться на «чучело мастера» и т.п. Это не устраняет причины эмоционального напряжения, но снимает вегетативную бурю. Астенические отрицательные эмоции надо всячески избегать, а если они появились, надо устранить застывание на этой стадии. Обязательно надо выйти из этой ситуации .

Эмоциональное напряжение складывается из множества факторов. Некоторые факторы нервного напряжения поддаются сознательному контролю и управлению. Регулировать эмоциональное напряжение можно, понимая условия их возникновения. Для этого надо либо не ставить большие цели, либо наращивать собственные ресурсы - уметь адекватно распределять время, наращивать энергию и информацию, т.е. жизненный опыт и навыки.

Для уменьшения эмоционального напряжения полезно применять следующие стратегии и методы:

1. Стратегия разбивки и уменьшения. Сконцентрируйте своё внимание на мелких деталях какого-либо важного для вас дела или ситуации, отстранитесь от значимости результата.

«Съесть всего слона сразу - невозможно, по частям и постепенно - можно». Концентрация на частностях и мелких деталях делает всю ситуацию не такой значимой, чтобы её очень эмоционально переживать. При этом, конечно, полезно помнить о главной и общей цели, чтобы не запутаться в деталях. Стратегия разбивки и уменьшения позволяет переключить внимание, что способствует снижению уровня эмоционального напряжения.

2. Сравнение ситуации с чем-то большим. Уменьшение значимости. «Всё ерунда, по сравнению с мировой революцией». Так говорили революционеры и стойко переносили тяготы революционной борьбы. В учебной деятельности можно рассуждать так: «Проект, из-за которого вы переживаете, намного меньше по сравнению с проектами всего образовательного процесса. Это уже делали другие, у них получалось, значит, получится и у вас».

3. Моделирование множества приемлемых результатов. Просчитайте все возможные результаты деятельности или разрешения ситуации. Найдите в них положительные моменты. Какие-то варианты будут устраивать больше, какие-то меньше, но в любом случае, лучше быть готовым к разным вариантам, при этом знать, как максимально эффективно использовать каждый полученный результат.

4. Физическая нагрузка. Так люди устроены, что переживать сложно, когда нужно интенсивно работать физически. Эмоциональное напряжение спадает при интенсивном плавании, посещении бани, беге. Любая двигательная активность уравновешивает эмоции, делает их более стабильными. Например, в деревне, где тяжёлая физическая работа начинается в 4 часа утра и заканчивается с заходом солнца, люди более эмоционально устойчивые, чем горожане. Переживать некогда - работать надо.

5. Юмор и работа с негативными эмоциями. Особо стоит отметить юмор, как средство работы с негативными эмоциями. Всё, что становится смешным, перестаёт быть опасным. Ревность, измена, любовь, бизнес - сколько трагедий написано об этом. И столько же комедий примиряют людей с реальностью, когда мы смеёмся над ревностью, изменой, любовью, бизнесом, чаще, других людей. Юмор заразителен, а весёлое общение сближает и помогает идти по жизни легко, смеясь, празднуя каждый свой день, создавая себе положительные эмоции .

6. Дыхание и тонус мышц. Изменяя ритм и глубину дыхания, расслабляя произвольно отдельные мышцы, мы можем снимать значительную часть нервного напряжения. Якобсон установил, что глубокое мышечное расслабление является эффективным способом восстановления физических сил и душевного здоровья.

При оценке степени эмоционального напряжения у студентов ТИ (ф) СВФУ было выявлено, что 1/3 часть имеют низкую степень, 14% студентов находится в группе риска, имея высокую степень напряжения, чуть больше половины студентов относятся к группе со средней степенью напряжения. Психопрофилактику эмоционального напряжения студентов необходимо проводить в вузах, вооружая студентов знаниями и умениями регулярного проведения различных методов и стратегий, что в свою очередь будет способствовать здоровому состоянию организма. По нашему мнению проведение мероприятий и обучение студентов вуза психопрофилактике эмоциональных напряжений является важным условием для самостоятельного противостояния признаков их возникновения и помогает, в случае появления негативных состояний, проявлять умение самостоятельно их корригировать.

Библиографическая ссылка

Прокопенко Л.А., Черцова А.И. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-2. – С. 225-227;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=10936 (дата обращения: 19.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ncиxo + профилактика). Раздел общей профилактики, включающий в себя мероприятия по предупреждению психических заболеваний. П. первичная охватывает систему мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней; П. вторичная - мероприятия, направленные на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания, она включает в себя раннюю диагностику, прогноз и предупреждение опасных для жизни больного состояний, раннее начало лечения и применение адекватных методов коррекции с достижением наиболее полной ремиссии, длительной поддерживающей терапии, исключающей возможности рецидива болезни; П. третичная направлена на предупреждение возникновения инвалидности при хроническом течении заболевания.

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

Область психиатрии, по данным же некоторых авторов - раздел общей профилактики. Разрабатывает и внедряет в практику меры по предупреждению психических заболеваний, их хронизации; способствует реабилитации психически больных. Понятие П. тесно связано с понятием психогигиены, разграничение их (особенно психогигиены и первичной П.) довольно условно. Главным отличием, по мнению одних (Рохлин Л. Л., 1976), является разная направленность этих двух дисциплин: если "психогигиена главной целью имеет сохранение, укрепление и улучшение психического здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни, то П. направлена на предупреждение психических расстройств". Другие авторы считают, что отличие психогигиены и П. - в объекте их исследования и практического применения: психогигиена направлена на сохранение психического здоровья, а П. "охватывает область субклинических и клинических нарушений" (Мягер В. К., 1976).

Проблемам П. в той или иной мере уделялось внимание с давних времен. Однако начало систематизированной психопрофилактической деятельности в отечественной психиатрии обычно связывают с именем И. П. Мержеевского, который на I съезде психиатров поднял вопрос о "социальной этиологии" психических заболеваний. Он указал на то, что нервные и психические болезни в большинстве случаев являются следствием неблагоприятных социальных условий, таких как войны, экономические кризисы, банкротство, низкая культура, чрезмерные требования в школе, злоупотребление спиртными напитками и др. С. С. Корсаков выдвинул идею "государственной психиатрической профилактики", которую считал разделом общественной психиатрии, и предложил ее программу, включавшую борьбу с эпидемиями, алкоголизмом, наркоманией, охрану здоровья детей и беременных женщин, разработку законодательства, регулирующего время труда рабочего, правильное воспитание и др. Прогрессивные идеи выдающихся отечественных психиатров актуальны и сегодня. П. выдвигает все новые задачи и привлекает к их решению ученых и практиков (Немчин Т. А., 1983; Курпатов В. И., 1994; Литвак М. Е., 1993; Ульянов И. Г., 1996).

Согласно классификации ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную П. Первичная П. включает мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств, вторичная П. объединяет мероприятия, направленные на профилактику неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. Третичная П. способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного. Робертс (Roberts С., 1968) считает, что первичная П. складывается из общих мероприятий, направленных на повышение уровня психического здоровья населения, и специфической части, которая включает раннюю диагностику (первичный уровень), сокращение числа патологических нарушений (вторичный уровень) и реабилитацию (третичный уровень). Существуют и другие взгляды на П.

Как и психогигиена, П. находится в тесной взаимосвязи с другими медицинскими и немедицинскими дисциплинами. В психопрофилактической деятельности принимают участие представители самых разных профессий - врачи, психологи, педагоги, социологи, юристы. Привлечение к разработке и осуществлению психопрофилактических мероприятий тех или иных специалистов и их вклад зависит от вида П. Так, для первичной П. особенно значимы психогигиена и широкие социальные мероприятия по ее обеспечению: борьба с инфекциями, травмами, патогенными воздействиями окружающей среды, вызывающими те или иные нарушения психики. К задачам первичной П. относятся также определение факторов риска - групп лиц с повышенной угрозой заболевания или ситуаций, также несущих в себе угрозу вследствие повышенного психического травматизма, и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам и ситуациям. Здесь важную роль играют такие дисциплины, как медицинская психология, педагогика, социология, юридическая психология и др., позволяющие осуществлять превентивные меры в отношении семейных конфликтов, правильное воспитание детей и подростков, организационные и психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных ситуациях (кризисная психотерапия), профилактику профессиональной вредности, правильную профессиональную ориентацию и профессиональный отбор, прогнозирование возможных наследственных заболеваний (медико-генетическое консультирование). Во вторичной П. ведущую роль играет комплексная фармако- и психотерапия. При третичной П. основное значение приобретает социальная реабилитация.

Вторым важным моментом в дифференциации задач и методов П. могут являться особенности и вид психических расстройств, в отношении которых проводится психопрофилактическая работа: преимущественно функциональная или органическая природа психической патологии; реактивная или процессуальная форма течения; обратимость болезненных явлений; ведущее значение биологического или социального фактора. Учет перечисленных моментов требует дифференцированной П. с обращением внимания на нозологию психических расстройств. Л. Л. Рохлин отводит главную роль определению в каждом из них соотношения и ведущего значения биологического и социального. Другие исследователи (Мягер В. К., 1985) подчеркивают неспецифичность первичной П., в которой раннее психологическое воздействие имеет значение для предупреждения любых заболеваний, в генезе которых существенную роль играет эмоционально-аффективное перенапряжение.

При предупреждении расстройств психической деятельности, т. е. в комплексе психопрофилактических мер, следует учитывать как факторы окружающей среды, так и этиологические и патогенные факторы, существующие в самом человеке, обусловленные его конституцией и преморбидными личностными особенностями. Здесь нужно иметь в виду 3 аспекта: а) личностный, б) характер интерперсонального взаимодействия, в) ситуационный - в их взаимосвязи. При разработке психопрофилактических мер должны учитываться и впоследствии при осуществлении использоваться защитные силы самого организма, сохранные стороны психики, которые следует стимулировать, усиливая сопротивление организма и личности болезни и компенсируя ее последствия.

Важную роль в развитии П. играют совершенствование структуры и увеличение числа практических психиатрических учреждений, прежде всего таких, как дневные стационары, ночные профилактории, лечебно-производственные и трудовые мастерские, психиатрические отделения в соматических больницах, психотерапевтические кабинеты в поликлиниках, консультации по вопросам семьи и брака, кризисные центры, психологическая служба по телефону, различные формы клубной работы с больными, перенесшими нервно-психические заболевания, кабинеты психологической и психофизиологической разгрузки и кабинеты профотбора и профориентации на производстве. Большое значение имеет также совершенствование методов диагностики и лечения больных с начальными, легкими, ларвированными формами психических расстройств.

Психопрофилактика

Psychoprophylaxe). Стремление с помощью преследующего определенную цель, биографически ориентированного анализа, направленной на конфликт врачебной беседы и метода расслабления (аутотренинг) достичь психотерапевтического воздействия во время общеврачебного или соматически специализированного приема.

Психопрофилактика - раздел общей профилактики, включающий комплекс мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье и предупреждение возникновения и распространения психических заболеваний.

Для осуществления этих мероприятий психопрофилактика использует ряд методов:

ü медицинского обследования психического состояния различных групп населения - учащихся, военнослужащих и т. д.;

ü анализ данных статистического изучения заболеваемости психическими болезнями и условий их возникновения;

ü ранняя диагностика психических заболеваний;

ü санитарно-просветительная работа:

ü организация специальных видов медпомощи - в первую очередь психоневрологических диспансеров, дневных и ночных стационаров, санаториев.

Задачами психопрофилактики являются :

1) предотвращение действия на организм и личность болезнетворной причины;

2) предупреждение развития заболевания путем его ранней диагностики и лечения;

3) предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.

В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии Всемирной Организации Здравоохранения, профилактика делится на -

Ø первичную,

Ø вторичную и

Ø третичную.

В таблице 1. представлено сопоставление содержания, вкладываемого разными авторами в понятие "психопрофилактика".

Таблица 1.
Содержание понятия "Психологическая профилактика" |
Содержание Автор Примечание
Отрасль психиатрии, занимающаяся разработкой мер, предупреждающих возникновение психических заболеваний или переход их в хроническое течение, а также вопросами социальной и трудовой адаптации психически больных. Энциклопедический словарь медицинских терминов(1983)
Раздел общей профилактики, который включает мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний. Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков (1964). Различают первичную, вторичную, третичную психопрофилактику.
Интрадисциплинарная область, целью которой является предупреждение нервно-психических заболеваний. Б. Д. Карвасарский (1982). Рассматривает вопрос специфически врачебных мероприятий (психогигиена, психотерапия, фармакотерапия и т.д.).
Часть общей профилактики, изучающая вопросы предупреждения расстройств психики. В. М. Банщиков, В. С. Гуськов, И. Ф. Мягков (1967) Различают, как и в психогигиене индивидуальную и социальную психопрофилактику.
Специальный вид деятельности школьного психолога, направленный на активное содействие развитию всех учащихся школы. И. В. Дубровина (1991) Нет описания содержания разных видов (уровней) психопрофилактической работы.
Специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. И. В. Дубровина (2000 ) Наполняет содержание психогигиеническими задачами: "... психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития" .
Системообразующий вид деятельности практического психолога образования, направленный на предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка, создание психологических условий, максимально благоприятных для этого развития, на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей в течение всего дошкольного и школьного детства. В. В. Пахальян (2002) Считает, что описывает первичную профилактику. Вопрос о видах оставляет открытым.
Формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта. "Положение о психологической службе в системе народного образования" (1990).

Выполнение психопрофилактических мероприятий требует специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии. Это особенно важно, если учитывать тесную взаимосвязь физического и душевного здоровья человека. Психическое состояние оказывает влияние на соматическое здоровье человека, а соматические проблемы могут вызвать серьезное эмоциональное расстройство.

Первичная психопрофилактика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику и предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения.

На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний.

Первичная психопрофилактика тесно связана с профилактикой общей и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей.

По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мероприятий, поскольку способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут –

  • неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.),
  • факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития мозга, неблагоприятной наследственности и т.п.).

Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики отводится психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам , которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности.

Вторичная психопрофилактика - это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение .

Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса.

Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение . Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению.

Успехи активных методов лечения, особенно достижения психофармакологии, заметно отразились на исходах психических заболеваний: повысилось число случаев практического выздоровления, увеличилась выписка больных из психиатрических больниц. Однако следует помнить, что вторичная профилактика направлена не только на биологическую основу болезни, она требует применения психотерапии и социотерапии в широком смысле этих понятий.

Третичная психопрофилактика - это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание.

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания .

Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза с успехом применяются с профилактической целью соли лития. При неврозах главное место в поддерживающей терапии принадлежит психотерапии и т.д.

Для предупреждения утраты работоспособности при нервно-психических заболеваниях или профессиональных и личностных кризисах, речь идет обычно

  • о профессиональной реабилитации (поиск новых ресурсов в профессиональной деятельности, возможностей профессионального роста или в ряде случаев - возможной смене профессии);
  • о социальной адаптации (создание максимально благоприятных условий для больного человека при его возвращении в привычную окружающую среду),
  • о поиске путей для самоактуализации личности (осознание личностью собственных возможностей для пополнения ресурсов роста и развития).

Реабилитация (лат. rehabilitatio - восстановление в правах) - система медицинских, психологических и социальных мер, предупреждающих дальнейшее развитие болезни, потерю работоспособности и направленных на возможно более раннее и эффективное возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду и активной социальной жизни.

Лечение болезни может проводиться без специальных реабилитационных средств, но реабилитация включает также лечебные средства для достижения своих целей.

Важнейшими задачами реабилитации являются восстановление личного (в собственных глазах) и социального (в глазах окружающих) статуса больного - семейного, трудового, общественного.

М.М. Кабановым (1978) были выделены принципы и этапы реабилитации при нервно-психических расстройствах.

Основные принципы реабилитации :

1) партнерство - постоянная апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения;

2) разносторонность воздействий - указывает на необходимость использовать разные меры воздействия, от биологического лечения до разных видов психотерапии и социотерапии, привлечение к восстановлению больного семьи, ближайшего окружения;

3) единство психосоциальных и биологических методов воздействия - подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного;

4) ступенчатость воздействий - включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер к другим (например, на начальных этапах болезни могут превалировать биологические методы лечения болезни, а на этапах выздоровления - психо- и социотерапевтические).

Основные этапы реабилитации :

1) восстановительная терапия - лечение в стационаре, активная биологическая терапия с включением психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режима к активизирующему;

2) реадаптация - начинается в стационаре и продолжается во внебольничных условиях, адаптация к семье, наряду с поддерживающей терапией применяют лечение трудом, а при необходимости обучают новой профессии;

3) реабилитация в собственном значении слова - рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь.

В приведенной таблице 2 представлено содержание понятия первичной, вторичной и третичной психопрофилактики в медицинской психологи (Чупров Л.Ф., 2003).

Таблица 2.
Содержание первичной, вторичной и третичной психопрофилактики |
Первичная Вторичная Третичная
Задачи совпадают с целями психогигиены. Максимальное выявление начальных форм нервно-психических заболеваний. Предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности больных.
Авторы: Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков (1984)
Система, которая включает охрану здоровья будущих поколений, изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения, раннее выявление пороков развития у новорожденных, своевременное применение методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития. Система мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания. Система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение лечебной и педагогической коррекции и систематическое использование мер реадаптации.
Мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств: борьба с инфекциями, травмами и психогенными воздействиями; правильное воспитание подрастающего поколения; превентивные меры в отношении семейных конфликтов, организационные психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных ситуациях (так называемая кризисная интервенция); профилактика проф. вредностей; правильная проф. Ориентация и проф. Отбор, а также прогнозирование возможных наследственных заболеваний (медико-генетическое консультирование). Комплекс мероприятий по предупреждению неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, уменьшению патологических проявлений, по облегчению течения болезни и улучшению ухода, а также раннюю диагностику, своевременное и адекватное лечение, прогноз опасных для жизни больного состояний. Мероприятия направленные на предупреждение неблагоприятных социальных последствий заболеваний; реабилитационные мероприятия, предупреждение инвалидности и др.
Включает для реализации задач психогигиену и широкие социальные мероприятия. Включает для реализации задач комплексную фармакотерапию и психотерапию. Включает для реализации задач социальную реабилитацию.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в клиническую психологию

Высшего профессионального образования восточно европейский институт психоанализа.. утверждаю первый проректор к псх н муханова н а..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Всего часов Семестры Аудит

Основные характеристики профессиональной деятельности клинического психолога
1. Какова роль клинического психолога в общей системе оказания медицинской помощи? 2. Деятельность психолога в медицинском учреждении. 3. Основные направления работы и задачи клин

Теоретико-методологические проблемы клинической психологии. Норма и патология, здоровье и болезнь
1. Назовите основные содержания понятия «Норма» 2. В чем отличие между функциональной и индивидуальной нормой? 3. Что обычно понимается под психической нормой? 4. Что под

Психология больного. Внутренняя картина болезни
1. Что включают в себя социально-конституциональные и индивидуально-психологические факторы, формирующие отношение к болезни? 2. Аутопластическая картина болезни (Гольдшейдер А., 1929).

Клиническая психология в экспертной практике
1. Принципы клинико-психологической экспертизы (в отличие от клинико-психологической диагностики). 2. Виды экспертных задач, решаемых клиническими психологами 3. Что такое Медико-

Основы неврологии
1. Дайте определение Неврологии. 2. Что составляет теоретическую основу Неврологии? 3. Что является предметом изучения неврологии? 4. Назовите методы исследования, исполь

Основы психогигиены и психопрофилактики
1. Дайте определение Психогигиене. 2. Что является теоретической основой психогигиены? 3. С чем связывается возникновение Психогигиены в России? 4. Назовите важнейшие про

Вопросы к предварительной аттестации
Определение клинической психологии. Задачи клинической психологии: теоретические и практические. Связи клинической психологии с другими науками и дисциплинами. Мето

Вопросы для подготовки к зачету
1. Предмет и задачи клинической психологии. 2. Место клинической психологии в системе других наук. 3. Разделы клинической психологии. 4. Методы клинической психологии.

Образец теста
1. Какая этическая модель в клинической психологии получила наибольшее развитие в последней четверти XX в.? 1) модель Гиппократа; 2) биоэтика; 3) деонтоло

Конспект лекции
Клиническая психология представляет собой одну из ведущих и наиболее интенсивно развивающихся отраслей современной психологии. Она является не только фунда­ментал

Клиническая психология - это область профессиональной деятельности психологов, направленная на охрану и укрепление здоровья населения
Предметом клинической психологии как области профессиональной деятельности психологов являются многообразные особенности психики человека в их отношении

То она является отраслью медицинской науки
Однако если исходить из теоретических предпосылок и методов исследования - это наука психологическая. В нашей стране клиническая психология сформировалась в резу

Методологические принципы клинической психологии
Методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, объединенная учением об этой системе. Она имеет разные уровни: философский, общена

Методология в психологии реализуется посредством следующих положений (принципов)
1. Психика, сознание изучаются в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных, изменяющихся формах является не только об

Методы клинической психологии
В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, ст

Различные подходы к содержанию и определению медицинской и клинической психологии
Разнообразие терминов указывает на то, что фактически клиническая психология не была самостоятельной научной дисциплиной и зачастую даже не рассматривалась как одна из прикл

Программные положения
Разделы клинической психологии, которые находят практическое применение знаний в соответствующих клиниках. Патопсихология - самостоятельная отрасль клинической пс

Психология больного, психология лечебного взаимодействия
Психологии больного посвящена отдельная лекция (тема 5). Психологические особенности пациента в условиях лечебных взаимодействия приходят в соприкосновение

Психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия
Одной из наиболее значимых проблем клинической психологии является оказание психологической помощи клиентам с разнообразными житейскими проблемами,

Программные положения
Роль клинического психолога в общей системе оказания медицинской помощи. Виды деятельности клинического психолога. Основные направления работы и задачи клинического психолога. Работа клинического п

Роль клинического психолога в общей системе оказания медицинской помощи
В соответствии с современной концепцией организации психологической помощи в здравоохранении, клинический психолог - это специалист с базовым высшим психологическим образованием, получивший дополни

Решение задач дифференциальной диагностики
Чаще всего такие задачи возникают при необходимости отличить начальные проявления вялотекущих форм шизофрении от неврозов, психопатии и органических заболеваний головного мозга. Также, необходимост

Исследование личности и социальной среды больного
В данном случае выявляются особенности психики больных, психических процессов и свойств личности, которые играют важную роль в социальной и профессиональной адаптации. Патопсихолог должен установит

Экспертная работа
Патопсихологическое исследование является важным элементом врачебно-трудовой, военно-врачебной, медико-педагогической и судебно-психиатрической экспертиз. Кроме того, в судебной практике психологич

Работа клинического психолога в учреждениях, оказывающих психотерапевтическую помощь
1. Наиболее распространенной моделью психотерапевтической помощи пациентам с неврозами и другими непсихотическими психическими расстройствами являетсяпсихотерапевтический каб

Работа клинического психолога в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь
Структура психиатрической помощи в Российской Федерации включает в себя амбулаторную сеть, главным звеном которой являются психоневрологические диспансеры, сеть психиатрических стационаров, полу ст

Особенности организации работы клинического психолога в реабилитационных центрах (отделениях) психиатрической службы
Важной составной частью работы психолога в учреждениях психиатрического профиля является его участие в реабилитационных мероприятиях. В ряде психиатрических клиник они проводятся в специальных реаб

Особенности организация работы клинического психолога в медицинских учреждениях другого профиля
1. Кризисная помощь. Основными учреждениями кризисной помощи являются: ü кабинеты социально-психологической помощи,

Этика и деонтология в деятельности клинического психолога
Этика-учение о нравственных основах поведения человека, в том числе в условиях диагностического и лечебного взаимодействия. Этика определяет законы морали и нравственности, нар

Программные положения
Состояния здоровья и болезни как проявления нормы и патологи (расстройства) на социальном уровне функционирования человека. Основные содержания понятия «норма». Статистическ

Конспект лекции
Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и

Многомерный подход к оценке психического состояния человека в медицине и клинической психологии
Вместе с тем, В.Д. Менделевич выделяет несколько принципов-альтернатив, вот некоторые из них: · нозос-патос (нозология патология), · реакция-состояние-развитие,

Нозос-патос
Принцип-альтернатива «нозос-патос» позволяет трактовать любой психологический феномен в системе координат, использующей понятия болезни (нозос) и патологии (патос). Под первым в психиатрии подразум

Дефект-выздоровление-хронификация
Принцип-альтернатива «дефект-выздоровление-хронификация» дает возможность оценивать в зависимости от особенностей клинической картины психического заболевания состояния, возникающие после исчезнове

Адаптация-дезадаптация, компенсация-декомпенсация
Принципы-альтернативы «адаптация-дезадаптация» и «компенсация-декомпенсация» дают возможность рассматривать психические расстройства в связи с их влиянием на социально-психологические функции. Они

Психология здоровья
Психология здоровья - «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Она включает в себя практику подд

Внутренняя картина здоровья
Таким образом, здоровье складывается из трех компонентов: физического, психического и со­циального. И в настоящее время здоровье трактуется как способ­ность к адаптации, способность

Программные положения
Психология больного. Больной и окружающая среда. Влияние болезни на психику человека. Соматогенное и психогенное влияние соматической болезни на психику. Внутренняя картина болезни (Р.А.Лурия). Аут

Конспект лекции
Когда человек здоров, многие вещи или контакты с окружающим миром являются для него естественными, он может их корректировать по своему усмотрению.  

Влияние болезни на психику человека
Субъективное отношение к болезни формируется на базе множества факторов, которые можно сгруппировать в следующие группы: социально-конституциональную и индивидуально-психологическую.  

Типы реакции на болезнь
По мнению других авторов (П.И.Сидоров, А.В.Парняков, 2000), можно выделить три главных типа реакции больного на свое за­болевание: стеническая, астеническая и рациональная.

Переживание болезни во времени
В переживаниях и отношении человека к своей болезни в динамике можно наблюдать следующие этапы: Предмедицинская фаза - длится до начала общения с врачом, появляются п

Возрастные особенности внутренней картины болезни
Наибольшие расхождения между субъективной оценкой болезни и ее объективными проявлениями выражены в молодом и старческом возрасте (Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г., 1980). При о

Ятрогении и ятропатии
Ятрогенные заболевания (греч. iatros врач + gennaō создавать, производить; синоним ятрогении) - психогенные расстройства, возникающие как следствие деонтологических ошибок

Программные положения
Специализация «Клиническая психология в экспертной практике». Принципы клинико-психологической экспертизы. Виды экспертных задач, решаемых клиническими психологами. Роль психологического исследован

Конспект лекции
Специализация «Клиническая психология в экспертной практике» является частью специальности «Клиническая психология». Данная специализация создается с целью получения более углубленн

Виды экспертных задач, решаемых клиническими психологами
Ø При Медико-социальной экспертизе- учет нарушенных и сохранных компонентов психической деятельности; соотнесение психологического статуса с профессиограммой и психоло

Программные положения
Неврология: определение, теоретическая основа, связь с другими дисциплинами. Предмет изучения и методы исследования неврологии. Основы общей неврологии. Системная организация деятельности ЦНС. Стро

Конспект лекции
Неврология - (греч. neuron нерв + logos учение), наука о нервной системе человека в норме и патологии. Это раздел клинической медицины, изучающий все заболевания и здо

Предметом изучения неврологии являются
Строение, изменение, болезни нервной ткани. Неврологические симптомы и синдромы Исследование причин заболевания (этиология). Механизмы развития болезней (патогенез).

Методы исследования
В неврологии применяют методы исследования, принятые в соответствующих медико-биологических науках (анатомии, гистологии, биохимии, физиологии и др.). Специфическим мето

Строение нервной системы
Центральная нервная система Периферическая нервная система (соматическая) Каждый из этих базовых отделов, в свою очередь, подразделяется на ряд составляющих ег

Частная неврология (отдельные формы заболеваний нервной системы)
Все нервные болезни могут быть разделены в зависимости от преимущественного поражения того или иного отдела нервной системы на несколько больших групп. Болезни перифе

Менингит
Менингит- воспаление мозговых оболочек. Тяжелое заболевание инфекционной и неинфекционной этиологии. Осложнение менингита приводит к распространению патологического процесса на ткань головного мозг

Полиомиелит
Полиомиелит - острое инфекционное заболевание нервной системы. Вызывается вирусом полиомиелита. В основном им болеют дети. Источником инфекции является больной или вирусоноситель, заражение происхо

Арахноидиты
Арахноидит - воспаление паутинной оболочки головного или спинного мозга. Иногда в патологический процесс вовлекаются и мягкие мозговые оболочки. Воспалительный процесс носит негнойный хара

Формы ДЦП
1. Гемиплегическая - спастическая, проявляется в виде гемипарезов, центрального паралича половины тела. Ребенок развивается с отставанием половины тела. Речевое и психомотор

Программные положения
Психогигиена, предмет, теоретические основы, разделы, основные направления. Гигиеническое воспитание. Психопрофилактика, определение, содержание, разделы. Первичная профилактика, как система общего

Конспект лекции
Психогигиена - наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья человека. Она является составной частью более общей медиц

Теоретическая основа психогигиены - социальная и общая психология, психотерапия, социальная психиатрия и физиология высшей нервной деятельности
Элементы психической гигиены появились в жизни человека задолго до того, как произошла систематическая разработка принципов психической гигиены. Над необходимостью поддерживать собс

Участие клинических психологов в психопрофилактике и реабилитации больных и в восстановлении нарушенных высших психических функций
Клиническая психология участвует в решении прикладных проблем, связанных с предупреждением и возникновением заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, психо - коррекционными фор

Глоссарий
Абазия(от греч. а – отрицат. частица, basis – ходьба) – нарушение способности ходить при сохранности других движений ног; встречается чаще при диссоциативном расстройстве (истерия)

Психопрофилактика – раздел общей профилактики, в рамках которого осуществляются мероприятия, направленные на предупреждение психических расстройств.

Задачами психопрофилактики являются:

1. предотвращение действия на организм болезнетворных факторов;

2. предупреждение развития заболеваний путём ранней диагностики и лечения;

3. предупредительное лечение и проведение мероприятий, предотвращающих рецидив болезней и переход в хронические формы.

Психопрофилактические мероприятия принято делить на три этапа, или уровня, в зависимости от того, здоров человек, страдает преходящими психическими расстройствами или имеются факторы риска заболевания либо у него обнаруживаются стойкая выраженная патология психики.

Первичная психопрофилактика - это система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения психических расстройств. Она распространяется как на собственно психические болезни, так и на расстройства, связанные с органической патологией головного мозга, патологии личности и психогении.

Основные виды первичной психопрофилактики:

v Воспитание психологической грамотности, просветительская работа, касающаяся вопросов стресса, его последствий и методов профилактики;

v Обучение общедоступным методам преодоления стрессовых состояний;

v Отработка навыков освобождения от вредных привычек, девиантных форм поведения;

v Изменение нарушенных межличностных отношений;

v Освоение приёмов саморегуляции.

Вторичная профилактика - система мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определённых условиях могут привести к обострению или рецидиву заболевания, в том числе к возникновению расстройств, опасных для здоровья или жизни самого больного или окружающих, а также предупреждение хронификации заболевания.

Наиболее эффективным методом вторичной психопрофилактики является диспансерное наблюдение, включающее выявление ранних признаков обострения заболевания, динамическое наблюдение, направленное лечение, реабилитационные мероприятия.

Третичная психопрофилактика - комплекс мер, направленных на предупреждение формирования негативных психических расстройств и инвалидизации при хронических психических заболеваниях. Целью мероприятий третичной психопрофилактики является реабилитация больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, лечебная и педагогическая коррекция.

Реабилитация направлена на восстановление социального статуса больного – ресоциализация , предполагающую возможность использования трудовых навыков, восстановление социальных связей больного и его индивидуальной и общественной ценности.

Психиатры всего мира озабочены ростом нервно-психических расстройств. В связи с эти разрабатываются различные меры по профилактике этих заболеваний. Согласно классификации ВОЗ 1983 года психопрофилактика делится на первичную, вторичную и третичную. В рамках каждого вида разрабатываются свои мероприятия по снижению нервно-психических заболеваний.

Первичная психопрофилактика

Это профилактика нервно-психических расстройств, которая включает в себя самые широкие мероприятия, такие как борьба с эпидемиями, травмами, психогенными воздействиями на здоровых людей психически больных. Сюда же включается воспитание детей и подростков, их своевременная и правильная профориентация, снижение у них нервно-психических нагрузок, предупреждение семейных конфликтов, психотерапевтические консультации и помощь в ситуации острых конфликтов в семье, на работе, с соседями и так далее.

Большое значение имеет предупреждение наследственных заболеваний, с этой целью создаются медико-генетические консультации, задача которых выявить возможные отклонения в нервно-психическом развитии плода и предупредить рождение больного ребенка.

В женских консультациях акушеры-гинекологи рассказывают беременным женщинам о вредном воздействии на центральную нервную систему (ЦНС) ребенка алкоголя, наркотиков, психотропных средств, курения и так далее. Не меньшее значение для рождения психически здорового ребенка имеет и правильное ведение беременности и родов – это профилактика различных токсических воздействий на ЦНС ребенка, обусловленных течением беременности, и родового травматизма. Значение для нормального нервно-психического развития имеет раннее выявление у ребенка аномалий развития и их лечение.

Профилактика и лечение любого тяжелого острого, хронического заболевания является одновременно и психопрофилактикой. Особое значение такая профилактика имеет для онкологических больных.

Вторичная психопрофилактика

Вторичная психопрофилактика – это своевременное выявление и лечение психических нарушений и заболеваний. Большую роль играет применение эффективных методов лечения, лекарственных препаратов, длительная поддерживающая терапия, исключающая возможность рецидивов.

Такие больные должны постоянно наблюдаться психиатром. Правильное наблюдение за ними, своевременное противорецидивное лечение является вторичной психопрофилактикой.

Психиатры должны хорошо знать бытовые, семейные условия таких больных для того, чтобы вовремя погасить конфликт и предупредить обострение психического заболевания .

Третичная психопрофилактика

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение тяжелых для больного и окружающих социальных последствий заболеваний. Так, тяжелыми последствиями для самого больного являются его инвалидизация, невозможность работать, адаптироваться в социальной среде, тяжелое течение психического заболевания.

Для окружающих последствия также могут быть значительными. Если не адаптированный в обществе больной живет в семье, то в ней создается тяжелая психологическая атмосфера, которая может привести к развитию психогений (неврозов и реактивных психозов) у членов семьи. И здесь третичная психопрофилактика смыкается с первичной.

Наконец, большое значение имеет предупреждение противоправных действий у психически больных. По данным статистики больше всего противоправных действий совершают больные шизофренией , что говорит о недостаточно качественном проведении третичной психопрофилактики.

В рамках третичной профилактики психических заболеваний важную роль играет правильное и своевременное назначение больным медикаментозного и психотерапевтического лечения, а также физиотерапевтических процедур, лечебной гимнастики, водолечения и так далее.