Навязчивые движения и состояния у детей: причины развития синдрома, лечение невроза. Что такое невроз навязчивых движений и состояний у детей Навязчивые движения у ребенка после псих травмы

Дети - существа ранимые и впечатлительные, а потому нет ничего удивительного в том, что они более эмоционально переживают те или иные ситуации. Там, где взрослый переступит и забудет, ребенок будет еще долго переживать, снова и снова возвращаясь в непонятную или неприятную для него пережитую минуту. Поскольку маленькие дети не в состоянии словами выразить весь спектр своих эмоций, то они могут начать проявлять их на физическом уровне. И вот уже у ребенка появляется привычка щипать себя за ухо, часто моргать, кусать пальцы рук. Известный доктор Евгений Комаровский рассказывает о том, как относиться к таким странностям в поведении ребенка и можно ли это чем-то лечить. Синдром навязчивых движений у детей – это проблема, с которой сталкиваются многие.


Что это такое?

Синдром навязчивых движений у детей - это комплекс психоэмоциональных нарушений, которые возникают под воздействием эмоционального потрясения, сильного страха, испуга, стресса. Проявляется синдром серией немотивированных движений – однотипных либо переходящих в более сложные.

Чаще всего родители обращаются с жалобами на то, что их чадо вдруг начало:

  • грызть ногти и кожу вокруг ногтей;
  • скрежетать зубами;
  • мотать головой из стороны в сторону;
  • раскачиваться всем корпусом без видимой причины;
  • взмахивать или трясти руками;
  • щипать себя за уши, за руки, за щеки, подбородок, за нос;
  • обкусывать собственные губы;
  • моргать и жмуриться без причины;
  • выдергивать собственные волосы или постоянно накручивать их на палец.

Проявления синдрома могут быть и другими, но о заболевании можно говорить тогда, когда ребенок повторяет серию движений или одно движение часто, особенно в тех ситуациях, когда он начинает волноваться или чувствует себя неловко.



Факторы, которые могут запустить механизм возникновения синдрома навязчивых движений, многочисленны:

  • сильный стресс;
  • долгое нахождение в психологически неблагополучной обстановке;
  • тотальные ошибки в воспитании - попустительство или чрезмерная строгость;
  • дефицит внимания;
  • перемены в привычной жизни - переезд, смена детского сада , отъезд родителей и их долгое отсутствие.


Самому ребенку все эти проявления могут не причинять ровным счетом никаких неудобств – если, конечно, он не травмирует себя.

Примечательно, что синдром навязчивых движений признан медиками заболеванием, у него есть свой номер в Международной классификации болезней (МКБ-10), нарушение отнесено к невротическим, вызванным стрессовыми ситуациями, а также соматоформным. Однако у врачей не было и нет единого стандарта диагностики этой болезни. Иными словами, ребенку диагноз поставят только на основании жалоб родителей и описанных ими симптомов.

Стандарта лечения невроза навязчивых состояний также не существует - тут все зависит от конкретного врача-невролога, который может порекомендовать попить успокоительное и посетить психолога, а может прописать целую кучу лекарств, витаминов – и обязательно довольно дорогостоящий массаж (естественно, у своей знакомой массажистки).

Если непроизвольные движения чада вызваны определенной причиной, то с большой долей вероятности синдром пройдет сам, без какого-либо лечения. Просто ребенку требуется время на то, чтобы избавиться от переживаний. Однако он может быть и признаком более тревожных состояний.


Что делать родителям?

Невроз навязчивых движений и состояний, по словам Евгения Комаровского, является проявлением неадекватного поведения. Оно обязательно заставляет родителей обращаться за консультацией к врачу, поскольку очень сложно самостоятельно разобраться в том, что происходит - временное психологическое нарушение или стойкое психическое заболевание.

Евгений Комаровский при появлении неадекватных симптомов советует родителям хорошо подумать, а что предшествовало этому - были ли конфликты в семье, в детском коллективе, болел ли чем-то малыш, принимал ли при этом какие-либо медикаменты. Если принимал, то нет ли у этих таблеток или микстур побочных действий в виде нарушений со стороны центральной нервной системы.


Временному стрессовому синдрому всегда имеется объяснение, у него всегда есть причина.

А вот у психического заболевания причины чаще всего может не оказаться. Если ничего не менялось, не болело, никаких лекарств ребенок не принимал, у него не было температуры, он хорошо ел и спал, а наутро он мотает головой из стороны в сторону, морщится, моргает и жмурится, пытается спрятаться, убежать, трясет руками без перерыва уже битый час – это, безусловно, повод для обращения к детскому неврологу, а затем и к детскому психиатру.

Проблема заключается в том, говорит Комаровский, что родители стесняются обращаться к такому специалисту, как психиатр. Это большое заблуждение. Негативные установки в отношении докторов, которые помогают решить проблемы с поведением, нуждаются в скорейшем пересмотре.

Сын или дочка может дойти в своих нервных проявлениях до состояний, которые могут угрожать жизни и здоровью. Если появляется риск членовредительства, ребенок своими движениями способен причинить себе серьезный вред, Комаровский советует обязательно обратиться к специалисту, чтобы исключить наличие психиатрических нарушений и получить рекомендации по выходу из создавшегося положения.


Чего делать нельзя?

Не стоит акцентировать внимание на навязчивых движениях – и уж тем более пытаться запрещать ребенку их совершать. Он делает их неосознанно (или практически неосознанно), а потому запретить их в принципе невозможно, а вот усугубить эмоциональное нарушение запретами – легко. Лучше отвлечь ребенка, попросить его сделать что-то, помочь, куда-то вместе сходить.

Нельзя повышать голос и кричать на ребенка в тот момент, когда у него началась серия немотивированных движений, говорит Комаровский. Реакция родителей должна быть спокойной, адекватной, чтобы не испугать ребенка еще сильнее.

Лучше всего продолжать говорить с малышом тихим, спокойным голосом, короткими предложениями, не спорить с ним, ни в коем случае не оставлять его одного. Не стоит также смотреть малышу прямо в глаза.

Игнорировать проблему тоже нельзя, ведь ребенок очень нуждается с том, чтобы с ним поговорили, обсудили его проблему. В конце концов, у него эти новые «вредные» привычки тоже вызывают недоумение и испуг. Порой именно доверительно общение помогает избавиться от проблемы.


Лечение

С большой долей вероятности невролог, к которому придут на прием родители с жалобами на навязчивые движения у ребенка, назначит один или несколько седативных препаратов, препараты магния, а также витаминные комплексы. Он настоятельно порекомендует посетить массаж, ЛФК, бассейн и солевую спелеокамеру. Лечение встанет семейству в довольно круглую сумму (даже при самых приблизительных подсчетах).

Евгений Комаровский советует хорошо подумать, собираясь начать такое лечение. Если психиатр не нашел серьезных отклонений, то диагноз «синдром навязчивых движений» не должен становиться поводом для того, чтобы пичкать ребенка таблетками и уколами. Фармацевтические средства с огромной долей вероятности вообще никак не повлияют на процесс выздоровления.

Именно в период дошкольного детства может возникать синдром навязчивых состояний – определенная реакция детей на психологические травмы или разного рода ситуации. Высокая подверженность дошколят неврозам в большей степени объясняется кризисными проявлениями: они возникают как противоречия между возрастающей самостоятельностью малыша и необъективным отношением к нему взрослых. Появление таких состояний отражается на поведении ребенка и отрицательно влияет на его психическое развитие. Что могут предпринять родители, чтобы оградить дошкольника от факторов, травмирующих его психику?

Большинство детских неврозов проявляется в дошкольном возрасте, когда ребенок входит в промежуточный этап между детством и самостоятельностью

Какие причины влияют на появление неврозов?

Родители просто обязаны знать причины, провоцирующие появление невроза у детей. Степень его проявлений зависит от возраста малыша, характера травмирующей ситуации, а также связана с эмоциональным откликом на нее дошкольника. Специалисты утверждают, что чаще всего причинами могут быть:

  • различного рода психологические травмы в семье и детском саду;
  • неблагоприятная окружающая обстановка (частые ссоры между родственниками, развод родителей);
  • ошибки в семейном воспитании;
  • перемена привычного образа жизни ребенка (новое место жительства, перевод в другое дошкольное учреждение);
  • чрезмерная физическая или эмоциональная нагрузка на детский организм;
  • сильный испуг (рекомендуем прочитать: ).

Такая классификация достаточно условна, так как дошколята по-разному реагируют на какое-либо психологическое воздействие, но именно эти причины, по оценкам специалистов, могут влиять на изменения в психике и поведении детей, а в дальнейшем - на проявление у них невроза. Если родители будут внимательны к своим детям, то они вовремя заметят странности в их поведении - это даст возможность предотвратить невроз или справиться с ним в довольно легкой форме.

Специалисты также обращают внимание родителей, что наиболее подвержены негативу дети особого склада личности: дошкольники с повышенной тревожностью, с такими характерными чертами, как мнительность, робость, внушаемость, обидчивость. Если к ребенку предъявляются завышенные требования, то в зоне риска находятся самолюбивые дети, тяжело переживающие собственные неудачи.

Симптомы проявления неврозов у детей

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Как узнать, что у ребенка возник невроз? Какие симптомы должны насторожить родителей? Психологи предупреждают, что на проявление неврозов могут указывать:

  • часто повторяющиеся тревожные мысли ;
  • непроизвольные, многократно совершаемые движения ;
  • сложные поведенческие действия, так называемые.

Самым распространенным синдромом невротического состояния, которое вызывает навязчивые мысли, является страх. Малыш может бояться темноты, посещения детского сада, врача, замкнутого пространства и т (подробнее в статье: ).д. При этом у него часто появляются мысли о том, что он никому не нужен, родители не любят его, а сверстники не хотят с ним дружить.

Кроме навязчивых мыслей, в дошкольном возрасте нередко возникают многократно повторяющиеся действия, которые затем переходят в невроз навязчивых движений. В этих случаях ребенок может часто вздрагивать руками, притоптывать ногами, трясти головой. При наличии такого синдрома он постоянно шмыгает носом, учащенно мигает глазами, грызет ногти, накручивает волосы на палец, щелкает пальцами (рекомендуем прочитать: ). Иногда дошкольники усердно занимаются гигиеническими процедурами: неоднократно моют руки, специально шмыгают, а затем тщательно вытирают нос, постоянно поправляют одежду, волосы.

Трудно перечислить все симптомы, при которых обнаруживается невроз навязчивых движений, так как они могут проявляться у каждого ребенка индивидуально. Но взрослые должны знать их главный признакчастое непроизвольное выполнение .

«Ритуальные» навязчивые движения

В наиболее сложных случаях навязчивые движения приобретают форму «ритуалов», которые носят характер защитной реакции ребенка на травматический фактор. «Ритуалы» могут состоять из постоянного набора навязчивых движений. Например, специалистам известен случай определенных действий во время подготовки ко сну, когда мальчику необходимо было подпрыгивать нужное количество раз. Или ребенок может начинать какие-либо действия только с определенных манипуляций - например, обходит предметы исключительно слева.

Кроме раздражающих навязчивых движений неврозы обычно сопровождаются общим ухудшением здоровья ребенка. Так, часто малыш становится раздражительным, истеричным, плаксивым, он страдает бессонницей, часто вскрикивает, плачет по ночам. У него ухудшается аппетит, работоспособность, присутствует вялость, замкнутость. Все это может отразиться на отношениях с ближайшим окружением ребенка (взрослыми, сверстниками), нанести ему дополнительную психологическую травму.



Даже такое распространенное и безобидное на первый взляд действие, как обкусывание ногтей, тоже является характерным признаком возможного невроза

Необходимость лечения навязчивых состояний у детей

Не надо ждать, что невроз навязчивых движений у детей пройдет со временем, так как пренебрежительное отношение к проблемам ребенка только усугубит его положение. Известный специалист по вопросам детского воспитания и развития доктор Комаровский говорит о необходимости устранения причин, вызывающих синдром навязчивых мыслей и движений. Он указывает, что неврозы дошкольников являются не заболеванием, а расстройством психики, поражением эмоциональной сферы. Поэтому в период дошкольного детства родители обязаны знать особенности развития дошкольников, характеристику возрастных кризисов (подробнее в статье: ). Взрослым, внимательно относящимся к своим детям, нетрудно заметить первые признаки симптома навязчивых состояний (даже такого простого, как шмыганье носом) и обратиться за консультацией к специалисту. Психолог или психоневролог после обследования малыша и выявления причин невроза назначит дальнейшее лечение.

Профилактика и лечение детских неврозов

Методика профилактики и лечения детских неврозов достаточно разработана в медицинской практике, при своевременном обращении дает хорошие результаты. При лечении, как правило, учитываются личностные и психологические особенности малыша: его темперамент, уровень психического развития, особенности эмоционального восприятия. В зависимости от уровня расстройства, длительность терапевтического и психологического воздействия занимает разное время.

При легкой форме невроза применяются общеукрепляющие упражнения и психотерапевтические методики (игровая психотерапия, поведенческая терапия, предполагающая «встречу» ребенка со страхом, аутогенные тренировки, арттерапия) (подробнее в статье: ). Для восстановления психических и поведенческих реакций ребенка, которые в разной степени нарушаются при неврозе, применяется комплексное лечение, включающее медикаментозные средства и психотерапевтические техники.

Особенностями методики является использование определенных приемов:

  • моделирование ситуаций, пугающих ребенка, когда он «проживает» свой страх, чтобы снять тревогу;
  • для избавления от навязчивых мыслей и движений идет обучение дошкольника умению управлять эмоциями, подавлять тревогу, справляться с агрессией;
  • организация полезного общения (примеров поведения) с окружающими людьми, сверстниками, родителями, воспитателями;
  • консультирование родителей с целью устранения источника невроза (построение правильных взаимоотношений в семье, коррекция методов воспитания);
  • проведение психогимнастики для коррекции мыслей, эмоций, поведения дошкольника.

Чтобы лечить последствия невроза, а в дальнейшем предотвратить его проявления у дошколят, необходима совместная работа специалистов, родителей. Лучше, если такая профилактика будет организована с самого рождения малыша.

Распространенным видом психических нарушений в дошкольном и младшем школьном возрасте является невроз навязчивых движений у детей, лечение которого должно осуществляться специалистом в тесном контакте с родителями маленького пациента. Невротические проявления у ребенка, как правило, возникают в ответ на травмирующую ситуацию или сильный стресс. Факторами, провоцирующими развитие невроза, могут выступать напряженные отношения между родителями, авторитарная линия воспитания, давление в детском коллективе или его смена, переутомление и др. Таким образом, возможно нарастание симптоматики при увеличении или постоянстве стресса. Наиболее вероятные возрастные рамки для появления невроза навязчивых движений определяются как 2-3 года и 5-9 лет.

Симптомы невротического состояния

Невроз навязчивых движений у ребенка можно предположить в ходе наблюдения за ним. Обычно для этого не требуется много времени, так как проявления расстройства весьма характерны. Предположить невроз позволяют, например, такие непроизвольные действия, неоднократно повторяющиеся в поведении:

  • ребенок грызет ногти, кончики волос;
  • сосет палец или предмет одежды;
  • теребит пуговицы;
  • притоптывает ногой;
  • шмыгает носом;
  • мотает головой;
  • покусывает губы и пр.

Перечислить все возможные действия сложно, так как они различны в каждом индивидуальном случае. Их объединяет постоянство повторения, доходящее иногда до причинения ребенком вреда самому себе (обкусывание ногтей до крови, выдирание волос и т. д.). Поиск причины навязчивых движений обычно приводит специалиста к обнаружению более широкой психологической проблемы, которая именуется как невроз навязчивых состояний у детей. Его формируют испытываемые (или испытанные) ребенком страхи и отрицательные эмоции. Возникновение навязчивости определенных движений, как правило, имеет яркую и ощутимую связь со страхами невротического характера.

Психическое состояние, при котором пациент непроизвольно компенсирует свою тревожность выполнением определенных действий, в медицине называется термином обсессивно-компульсивное расстройство.

Классическому проявлению данного вида невроза часто сопутствуют симптомы, свидетельствующие об общем неблагоприятном психическом состоянии малыша: беспричинные истерики, бессонница, потеря аппетита, снижение внимания, ухудшение памяти. В связи с этим лечить ребенка нужно начинать как можно раньше при установлении диагноза. Диагностируя невроз навязчивых действий, важно отличать собственно навязчивые движения от нервных тиков. Последние проявляются в автоматическом движении мышц, их подергивании, которое нельзя прекратить усилием воли или проконтролировать. Следует помнить о том, что нервные тики не всегда завязаны на психологической причине. Остановить повторение навязчивых движений в конкретный момент ребенок способен сам или после акцентирования на них внимания со стороны взрослого. Возникновение невротических действий всегда обусловлено психологическим дискомфортом.

Вернуться к оглавлению

Методы лечения невроза

Первым шагом на пути к избавлению ребенка от невроза навязчивых движений всегда должно быть определение причины, которая его спровоцировала. Медикаментозно лечить болезнь без выявления и устранения корня проблемы невозможно и зачастую бессмысленно, так как симптомы будут регулярно возвращаться.

Лечение невроза навязчивых движений должен проводить опытный специалист при активном участии родителей.

Невротические проявления двигательной навязчивости лечатся путем применения комплексного подхода. Прежде всего, следует обратиться с ребенком на консультацию к неврологу, так как невроз навязчивых движений часто является следствием повышенной реактивности нервной системы. С целью снижения тревожности врач может назначить курс препаратов, в числе которых могут быть успокоительные средства и антидепрессанты. Данные медикаменты по-разному влияют на центральную нервную систему и могут вызывать побочные эффекты, поэтому применять их без назначения врача опасно, особенно у детей. Лекарственная терапия требуется обычно в том случае, если заболевание запущено.

На ранних стадиях с неврозом навязчивых движений у ребенка можно справиться при помощи психолога или психотерапевта. Основой лечения в этом случае станет курс психотерапии. В ходе регулярных встреч с ребенком и работы с его родителями специалист поможет определить и устранить причину тревожности малыша. Он даст советы по нормализации психологического климата в семье, укажет оптимальный вектор воспитания, подходящий ребенку в зависимости от особенностей его нервной системы. Взаимодействуя с маленьким пациентом на сеансах психотерапии, опытный врач поможет ему научиться контролировать свои чувства, вовремя замечать начало приступа тревожности и снимать его иными, более подходящими способами. Результатом совместной работы в идеале должно стать полное избавление от проявлений невроза.

Вернуться к оглавлению

Родительская поддержка

Крайне важным для устранения симптомов двигательной навязчивости у детей считается правильное родительское отношение к проблеме. Если родители долго не замечают психическое расстройство у ребенка или отмахиваются от него, считая незначительным и временным явлением, невроз может привести к серьезным психологическим проблемам при становлении детской личности, не говоря уже о том, что навязчивые действия станут вредной и трудноустранимой привычкой. Для того чтобы работа психотерапевта была эффективной, родители должны постараться создать для ребенка максимально щадящую атмосферу. Это касается как внутрисемейных отношений, так и нахождения ребенка в социуме. Необходимо на время терапии устранить избыточную информационную и эмоциональную нагрузку.

В зависимости от типа темперамента и интересов малыша следует подобрать занятия, помогающие снять стресс, выплеснуть накопившиеся негативные эмоции или поменять их полярность. Значимую роль играет посильная физическая нагрузка. Отличным источником положительного эмоционального заряда станет совместное семейное времяпровождение. Причем качество общения во время общего семейного дела важнее формы самого мероприятия. Необязательно устраивать грандиозные семейные праздники или культпоходы, чтобы показать ребенку свою любовь. Совместное творчество или чтение добрых книг, приготовление ужина или неспешная прогулка в парке помогут малышу расслабиться и справиться со своими страхами. На время таких мероприятий взрослые по возможности должны отложить свои дела и телефонные разговоры, чтобы ребенок почувствовал себя значимым и защищенным.

Под синдромом навязчивых движений у детей понимают расстройство, спровоцированное тяжелым эмоциональным потрясением и проявляющееся сериями немотивированных повторяющихся действий. Патология может сохраняться в течение длительного периода, а в случае своего неблагоприятного течения одни навязчивые движения нередко сменяются другими, более сложными. Иногда расстройство является проявлением компульсии (обсессивно-компульсивного синдрома), симптомом общего нарушения развития или нервным тиком.

Какими бывают навязчивые движения у детей?

Действия при таком синдроме могут быть весьма разнообразными, однако в число наиболее распространенных входят:

  • Сосание пальцев;
  • Частое подтирание и шмыганье носом;
  • Обкусывание ногтей;
  • Скрежет зубами (бруксизм);
  • Кивание головой;
  • Взмахи конечностями или монотонное раскачивание всем телом;
  • Щипание кожи;
  • Подергивание гениталий (у мальчиков);
  • Беспричинное, длительное мытье рук;
  • Выдергивание волос, накручивание прядей на палец и т. д.

Навязчивые движения у детей, как правило, являются безопасными, не доставляют серьезного беспокойства и считаются естественным этапом развития. Чаще всего синдром проходит с течением времени без врачебного вмешательства.

Причины навязчивых движений у детей

В отличие от тиков, которые зачастую имеют невротическую природу, причины навязчивых движений у детей являютсясугубо психологическими. Повторяющиеся действия могут быть обусловлены:

  • Острой психотравмой кратковременного воздействия;
  • Длительным нахождением в эмоционально неблагоприятной ситуации.

Наиболее подвержены такому расстройству дети из неблагополучных семей, постоянно живущие в состоянии напряжения. Предпосылкой для развития синдрома навязчивых движений могут стать частые скандалы и ссоры родителей, диктаторский (требовательный, необоснованно строгий) или попустительский стиль воспитания, чрезмерная опека либо безразличное отношение к ребенку. Кроме того, возникновение такого нарушения часто связано с переменами в жизненном укладе и распорядке: смена места жительства, поступление в детский сад или школу и т. д. Эти причины нередко вызывают стресс, особенно у избалованных детей, а также малышей со слабым типом нервной системы.

Вероятность развития патологии несколько выше у ребятишек, перенесших черепно-мозговые травмы. В группе риска находятся дети, в анамнезе которых присутствуют нейроинфекции, инфекционные заболевания (в том числе туберкулез), хронические патологии внутренних органов (детский ревматизм, порок сердца и пр.). Все эти заболевания приводят к истощению нервной системы, снижают защитные функции организма, и в итоге даже пустяковая, на первый взгляд, ситуация может оказаться для ослабленного ребенка тяжелым испытанием.

Диагностика навязчивых движений у детей

В случаях, когда синдром навязчивых движений является ярко выраженным, приводит к травмам или препятствует нормальной активности ребенка, целесообразно обратиться к специалисту для проведения дополнительного обследования. Специфических тестов и анализов, позволяющих диагностировать это состояние, не существует, однако врач сможет исключить другие возможные нарушения и патологии.

Выраженный синдром навязчивых движений чаще развивается у детей с замедленным интеллектуальным развитием, однако может возникнуть и у абсолютно здорового ребенка. Заболеванием чаще страдают мальчики, причем появление первых симптомов возможно в любом возрасте. В то же время систематически повторяющиеся монотонные движения могут свидетельствовать о наличии обсессивно-компульсивного расстройства, трихотилломании или синдрома Туретта.

Несмотря на большую схожесть, навязчивые движения у детей обычно появляются до двух лет, в то время как синдром Туретта развивается в 6-7-летнем возрасте. В отличие от тиков, характерных для последнего, навязчивые движения повторяются дольше и могут усиливаться, если ребенок испытывает стресс или нервное напряжение. Примечательно, что такого рода повторяющиеся движения чаще абсолютно не беспокоят пациента, тогда как моторные и вокальные тики становятся поводом для жалоб.

Методы лечения навязчивых движений у детей

При условии своевременной диагностики и правильного лечения навязчивые движения у детей проходят бесследно. Наиболее эффективным считается сочетание медикаментозной терапии у невролога и психотерапевтических сеансов у детского психолога. Стоит отметить, что прекращение повторяющихся действий не является поводом для отмены лечения, поскольку невротические симптомы имеют свойство попеременно затухать и возобновляться. Длительность терапии навязчивых движений колеблется в пределах от 6 месяцев до нескольких лет.

Реагируйте на навязчивые движения спокойно, но внимательно. Воспринимайте это как желание ребенка о чем-либо вам сообщить, ведь по сути так оно и есть. Дайте малышу понять, что вы замечаете его действия, но не раздувайте из этого проблемы. Если он не замкнулся в себе, деликатно спросите, в чем дело. Объясните, что такое может произойти с каждым, кто очень устал, перенервничал или хочет что-то сказать, но боится. Не ругайте ребенка, особенно при посторонних, не акцентируйте внимание на его действиях и уж тем более не оправдывайтесь за такое поведение перед людьми – лишнее внимание только способствует закреплению симптома. Чаще хвалите чадо, подпитывайте его веру в себя. голосов)