Карл густав юнг: свет и тени индивидуализации. К

(Jung) Карл Густав (1875-1961) - швейц. психолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии - «аналитической психологии». Один из ближайших учеников и сотрудников З. Фрейда, впоследствии переосмысливший фрейдистскую трактовку и порвавший со своим учителем. Основные работы (в скобках - годы рус. изд.): «Либидо. Его метаморфозы и символы» (1912), «Психологические типы» (1921), «Отношения между Я и бессознательным» (1928), «Проблема души в наше » (1931), «Психология и » (1940), «Paracelsica» (1942), «Формы бессознательного» (1950), «Misterium Coniunctionis» T. 1-2 (1955-1956), «Современный » (1958).
В своей психиатрической практике Юнг обратил на то, что в сновидениях, в шизофреническом бреде, камлании шаманов, в поэтических и религиозных откровениях часто появляются одни и те же фольклорные и мифологические , что натолкнуло его на о существовании в психике помимо личного бессознательного более глубокого слоя - коллективного бессознательного, бессознательного прошлых поколений. Коллективное - это совокупность архетипов, древних способов переживания человеком окружающего мира, не существует наподобие неких врожденных структур нашей психики, оно не поддается осознанию при нормальных условиях, никакая аналитическая не поможет «вспомнить» его, поскольку в отличие отличного бессознательного оно никогда не было вытеснено или забыто. Архетипы - это не врожденные представления, а врожденные возможности представления. Архетип - это фигура демона, человека или события, повторяющаяся на протяжении истории везде, где свободно действует творческая . Это прежде всего мифологическая фигура, итог огромного типического опыта бесчисленного ряда предков, остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа. Архетип есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифические представления. При этом , в виде символа проявляющийся в сновидениях, фантазии или жизни, всегда несет в себе некоторое особое влияние или силу, благодаря которой его воздействие носит нуминозный, зачаровывающий . Подобно тому, как наше , полагал Ю., в целом ряде рудиментарных органов хранит старинных функций и состояний, так и , переросшая архаические влечения, хранит в себе признаки пройденного развития и бесконечно повторяет древние мотивы в своих фантазиях и снах.
С помощью архетипов создаются , религии и философии, оказывающие воздействие на целые народы и исторические эпохи. Если личные комплексы суть за односторонние или дефектные установки сознания, то сходным образом религиозные мифы можно, согласно Ю., интерпретировать как ментальной терапии для обеспокоенного и страдающего человечества в целом.
Ю. различает два вида мышления: логическое, словесное, приспособленное к действительности и обслуживающее наши повседневные «дневные» нужды, и фантастически-мифологическое , которое преобладало в древности. Оно существует и сейчас у примитивных народов, у детей, повсеместно проявляется в снах. Логическое мышление - более поздний продукт развития культуры. Эпоха, создавшая мифы, мыслила по-детски. И люди никогда не могли отрешиться от этой эпохи. Если бы удалось одним разом отрезать всю мировую традицию, то вместе со следующим поколением вновь возникли бы вся и все исторически существовавшие религии.
Религия и создавали символы, служившие защитной стеной нашей психики от бессознательного. Молитвы, обряды, ритуалы защищали человека и укрощали его звериную природу. Протестантизм разрушил эту стену, и мощная бессознательного хлынула в , что первоначально привело к экспансии зап. мира, бурному динамическому развитию общества, но постепенно положило начало массовым психозам, весь западный оказался в состоянии шизофрении. «Освободившийся» зап. не понимает, насколько его , расстроивший его отвечать божественным символам и идеям, отдал его на психической преисподней. Он освободил себя от суеверий, но его моральная и духовная распалась, и он расплачивается за этот повсеместный распад дезориентацией и разобщенностью.
Многие современные последователи Ю. считают его пророком, гуру, показывающим европейской цивилизации новые пути развития.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

(Jung) Карл Густав (26.7.1875, Кесвиль, близ Базеля,- 6.6.1961, Кюснахт, Цюрих) , швейц. психолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии - «аналитич. психологии».

В 1900-х гг. сотрудник Э. Блейлера в Цюрихе, разработал технику свободных ассоциаций, превратив её в один из осн. методов психиатрич. исследования. В 1907-12 один из ближайших сотрудников Фрейда. Пересмотр Ю. осн. положений психоанализа (трактовка либидо как психич. энергии вообще, сексуальной этиологии неврозов, психики как замкнутой автономной системы, функционирующей по принципу компенсации, и др. ) привёл к разрыву с Фрейдом.

В работе «Метаморфозы и символы либидо» («Wandlungen und Symbole des », 1912) Ю. исследовал появление фольклорных и мифологич. мотивов в снах пациентов. Исходя из этого, постулировал в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, более глубокого слоя - коллективного бессознательного, которое, по Ю., есть опыта прежних поколений, запечатлевшееся в структурах мозга. Содержание его составляет общечеловеч. первообразы - архетипы (напр., матери-земли, героя, мудрого старца, демона и т. п.) , динамика которых лежит в основе мифов, символики художеств. творчества, сновидений и т. д. Архетипы недоступны непосредств. восприятию и осознаются через их проекцию на внеш. объекты. Центр. роль среди архетипов Ю. отводил архетипу «самости» (das Selbst) как потенциальному центру личности в отличие от «Эго» («Я») как центра сознания. Интеграция содержаний коллективного бессознательного - процесса становления личности (самореализации, индивидуации) . Осн. задача психотерапии - восстановление нарушенных связей между различными уровнями психики; в традиц. культурах динамич. равновесие между ними осуществляется, по Ю., с помощью мифов, обрядов, ритуалов как средств активизации архетипов. В целом в трактовке природы архетипов и коллективного бессознательного позитивистские идеи переплетаются у Ю, с метафизич. представлениями о психике как некой безличной субстанции и т. п., граничащими с оккультизмом.

Ю, разработал типологию характеров («Психологич. типы», 1921 , рус. пер. 1924) , в основе которой лежит выделение доминирующей психич. функции (мышление , чувство, интуиция , ощущение) и преобладающей направленности на внеш. или внутр. мир (экстравертивный и интровертивный типы) . Оказал большое влияние на сравнит. изучение религий, мифологии, фольклора (К. Кереньи, М. Элиаде, Р. Вильгельм, Г. Циммер; меж-дунар. ежегодник по проблемам культуры «Eranos-Jahr-buch», изд. с 1983 в Цюрихе) , а также эстетику и лит.-художеств. критику (X. Рид и др. ) . В 1948 был создан Ин-т Ю. в Цюрихе, в 1958 - Междунар. аналитич. психологии (изд. «Journal of Analytical Psychology», с 1955) .

Gesammelte Werke, Bd l -17, Z.- Sluttg., 1958-76; Post-hume Autobiographie, Z., 19674; и рус. пер.- Психоз и его , СПБ , 1909.

Аверинцев С. С., «Аналитич. » К. Г. Ю. и творч. фантазии, «Вопр. литры», 1970 , № 3; Jасоbi J., Die Psychologie v. C. G. Jung, Z,- Stuttg. , 19675; Meier C. A., Experiment und Symbol. Arbeiten zur komplexen Psychologie C. G. Jungs, Z., 1975 ; Ford h am F., An introduction to Jung"s psychology, Harmondsworth, 19783.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

(Jung)

Карл Густав ( . 26 июля 1875, Базель – . 6 июня 1961, Цюрих) швейц. психолог и психиатр; в течение 1910-1913, а затем с 1933 – доцент Цюрихского ун-та, основатель цюрихской ветви психоаналитической школы (« »). Подобно Фрейду, Юнг защищал понимание индивида как активного и реактивного центра той сферы, с которой он реально связан, центра того круга, в котором он живет и который покидает с приходом смерти. Юнг признает (наряду с существованием бессознательного в личности) существование бессознательного в коллективе, и однообразное, присущее всему человечеству , структурные которого являются «архетипами» и из которого развилась каждая индивидуальная духовность: «Все основные формы и основные стимулы мышления коллективны. Все, что люди единодушно расценивают как , коллективно, так же как и то, что всеми понимается, всем присуще, всеми говорится и делается» («Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem UnbewuЯten», 1938). Юнг отличает «маску» (лат. persona), которая есть не действительное, а компромисс между индивидом и обществом по вопросу о том, чем является , от внутренней установки на неясные побуждения, и мысли бессознательного. Направление интереса у Юнга называется «движением либидо». По Юнгу, существуют четыре осн. формы установки души: мысль , чувство, ощущение и интуиция. От предсексуалъной стадии через стадию пробуждающейся сексуальности (половая зрелость) идет к зрелому возрасту (зрелость); ср. Глубинная психология. Осн. работы: «Wandlungen und Symbole der Libido», 1912; «Die Psychologie der unbewuЯten Prozesse», 1926; «Psychologische Typen», 1921; «Seelenprobleme der Gegenwart», 1931; «Wirklichkeit der Seele», 1934; «Analytische Psychologie und Erziehung», 1936; «Psychologie und Religion», 1940; «Ьber die Psychologie des UnbewuЯten», 1943; «Die Psychologie der Ьbertrдgung», 1946; «Symbolik des Geistes», 1948; «Aion. Untersuchungen zur Symbolgeschichte», 1951; «Antwort auf Hiob», 1952; «Psychologie und Alchemie», 1952; «Versuch einer Darstellung der psychoanalytischen Theorie», 1954; «Welt der Psyche. Eine Auswahe zur Einfьhrung», 1954; «Misterium Coniunctionis» (в соавторстве с M. Л. Францем), 3 Bde., 1955-1957.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ЮНГ (Jung) Карл Густав (26 июля 1875, Кесвиль - 6 июня 1961, Кюснахт) - швейцарский психиатр и психолог. Получил медицинское в Базеле, с 1900 работал в клинике Бургхельцли (Цюрих) под руководством Э. Блейлера. В 1902 защитил докторскую диссертацию “О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов”. В организованной им психологической лаборатории разработал словесно-ассоциативный , который стал источником для множества других проективных тестов. Известность в медицинском мире принесла ему книга “Психология Dementia Praecox” (1907). В 1907 встречается с 3. Фрейдом, становится одним из самых активных его последователей, способствует распространению психоанализа в Европе и Америке, избирается первым президентом Международной психоаналитической ассоциации и является главным редактором журнала этой ассоциации. Как личные конфликты, так и теоретические разногласия ведут к разрыву с Фрейдом в 1913. В работе “Метаморфозы и символы либидо” (Wandlungen und Symbole des Libido, 1912) Юнг подверг критике учение Фрейда о либидо и выдвинул собственную концепцию коллективного бессознательного. В 20-е гг. эта получает свой окончательный вид как архетипов коллективного бессознательного. Рост числа учеников и последователей способствовал формированию ассоциации “комплексной”, или “аналитической” психологии; в 1948 в Кюснахге (под Цюрихом) был основан первый “Институт К. Г. Юнга”. Юнгианская располагает несколькими десятками подобных институтов в различных странах, будучи второй (после фрейдовской) по числу членов ассоциацией в рамках глубинной психологии. Учение Юнга, разрабатывавшееся на основе эмпирического опыта - лечения пациентов, возникло под несомненным влиянием немецкого романтизма, учений Шопенгауэра и Ницше. Коллективное бессознательное вполне сопоставимо с мировой волей Шопенгауэра, но с тем отличием, что лежащие в глубинах психики архетипы коллективного бессознательного получают у Юнга то виталистскую, то спиритуалистическую интерпретацию. В символах мифов и религиозных учений всех времен и народов видит истинной природы человека.

Психика рассматривается Юнгом как энергетическая , в которой сознание и бессознательное взаимодействуют и дополняют друг друга. Целью терапии является “индивидуация”, т. е. от “эго” () к глубинному архетипу Самости. Юнг называл свое учение “западной йогой”, им был написан трудов по восточным религиозно-философским учениям. Но значительно большее внимание он уделил гностицизму и алхимии, считая авторов гностических и алхимических трактатов своими предшественниками в области психологии. В последние два десятилетия своей деятельности он написал несколько работ (прежде всего “Ответ Иову”), в которых развивал собственный вариант гностического богословия. Его идеи получают распространение в далеких от науки кругах - он делается “гуру” для увлекающихся оккультизмом, восточными учениями и практиками медитации. В эти же годы им разрабатывается концепция “синхроничности” - акаузальных синхронных связей, т. е. значимых событий, принадлежащих различным реальностям, находящимся не в причинной, но в смысловой связи. Отталкиваясь от идей Лейбница, Юнг создает учение о своего рода предустановленной гармонии между физическими и психическими событиями, процессами во внешнем и внутреннем мире. Такого рода связями Юнг объясняет различные парапсихологические феномены, древнюю магию и т. п.

Критика современной технической цивилизации и массового общества во многих трудах Юнга обусловлена тем, что человек Запада создал обезбоженный мир, предал забвению собственную религиозную традицию и истребляет прочие по всему земному шару. На индивидуальном уровне это ведет к психопатологиям, а на социально-политическом - к распространению тоталитарных идеологий. Церковная традиция располагала средствами для трансформации энергии архетипов в прекрасный символический ; начавшийся с протестантизма “штурм священных стен” привел к материалистической цивилизации, не обладающей такого рода универсумом, а потому особенно уязвимой для неожиданных “прорывов” энергии коллективного бессознательного.

Последователями Юнга в строгом смысле слова являются несколько тысяч практикующих психотерапевтов, получивших подготовку в учебных институтах асссоциации аналитической психологии. Но влияние его воззрений было значительно более широким. В академической психологии это влияние ограничивается теорией типов (“интроверт - экстраверт”) и указанными выше проективными тестами; некоторые привнесения Юнга в технику психоанализа в начале века сохранились и приняты даже ортодоксальными фрейдистами, враждебно относящимися к Юнгу. Хотя от его идей отталкивались некоторые видные историки мифологии и религии (К. Кереньи, М. Элиаде), взгляды Юнга в этой области нередко подвергаются критике - из частого повторения одних и тех же образов в мифах разных народов мира еще не следует их обусловленность архетипами коллективного бессознательного. Значительным было влияние Юнга на многих писателей, художников, кинорежиссеров и отдельных далеких от ортодоксии богословов.

Сот.: Gesammelte Wferke, Ölten, Bd. 1-20. Z., 1958- ; The Collected W)rks, Princeton, vol. 1-20. L., 1953-64; Избр. труды по аналитической психологии. Цюрих, 1929; Архетип и . М., 1991; Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994; Психологические типы. СПб., 1995; Ответ Иову. М., 1995; Психология и . К., 1997; AION. Исследование феноменологии самости. М., 1997.

А. М. Руткевич

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ЮНГ" в других словарях:

    - (Jung) Карл Густав (1875 1961) швейц. психиатр, создатель школы “аналитич. психологии”. Получив мед. образование в Базеле, Ю. с 1900 работает в психиатрич. клинике Бургхельцли. После защиты докт. дис. (“О психологии и патологии т.н.… … Энциклопедия культурологии

    - (Jung): Юнг, Александр (1799 1884) немецкий писатель. Юнг, Артур (англ. Arthur Young, [Янг]; 1741 1820) известный английский писатель. Юнг, Джон Радфорд (англ. John Radford Young, [Янг]; р. 1799) английский математик.… … Википедия

По своему значению Карл Густав Юнг (1875-1961) является фигурой, почти равной Зигмунду Фрейду. Разработанное им психоаналитическое направление называют аналитической или глубинной психологией.

Надо сказать, что это единственный человек в истории науки, который оказался одновременно признан и учеными, и оккультистами.

К.Г. Юнг родился 26 июля 1875 г. в маленьком местечке на севере Швейцарии, около знаменитого Рейнского водопада.

Прадед К. Юнга был достаточно известен еще во время наполеоновской войны, он возглавлял крупный военный госпиталь, можно сказать, был главным военным врачом Баварии. Брат прадеда был канцлером Баварии. Почему же потомок столь знатных коренных баварцев родился не в Германии?

Дело в том, что дед Юнга был очень многогранной личностью и наряду с медицинским образованием обладал еще и огромным стремлением к лидерству, публицистике, публичным выступлениям, вел достаточно активную политическую агитацию националистического толка. И хотя тогда еще никто не видел ужасов фашистской Германии, тем не менее за националистическую пропаганду он получает 13 лет тюрьмы.

После этого ему запрещается вести какую-либо деятельность в Германии. Тогда его брат находит для него место в Швейцарии, в Базеле, и дед Юнга переезжает туда. Там он работает хирургом. Благодаря своей лидерской натуре он достаточно быстро становится знаменитой фигурой в обществе.

Интересно, что дед Юнга был уверен, что приходится внебрачным сыном Гете. Кстати, Карла Густава Юнга назвали в честь деда, на которого он поразительно походил.

Сам Карл Густав Юнг не настаивал на том, что он правнук Гете в буквальном смысле (хотя многие так считают), но был уверен, что в нем реинкарнирована душа Иоганна Вольфганга Гете. Действительно, биографы прослеживают у них очень много общего в характерах, интересах и даже определенных психических отклонениях и способах их волевого преодоления.

Что касается отца Юнга, то он тоже был очень интересной личностью, но энергетики деда у него не было. Отец Юнга был по образованию теологом, доктором филологии по восточным языкам. Его пытливый ум увидел то, к чему потом придет Фрейд, - важную скрытую роль бессознательного, которое не всегда «дружит» с нашим сознанием.

Основанием для разочарования в разумности человека у отца Юнга стало понимание факта, что подсознательное или иррациональное достаточно ярко проявляется в сознании не только отдельных личностей, но также и народов, что люди, особенно в толпе, и даже целые народы часто бывают бессмысленно жестоки и безрассудны. Он публикует статьи и обзоры на модную в то время тему об иррациональности «психологии толпы». Разуверившись в человеческом разуме, он обращается к религии, проходит соответствующую подготовку и начинает пасторское служение. Но и там он не находит себя и, будучи знатоком восточных языков, все более интересуется различными восточными эзотерическими учениями.

Что касается матери Карла Густава, то она женщина очень эмоциональная, склонная к перепадам настроения, которая, несмотря на то что происходит из семьи потомственных протестантских пастырей, больше интересуется (как и ее муж) эзотерическими учениями и практиками.

Интересно, что первые воспоминания Юнга относятся к книге с красивыми иллюстрациями богов из эзотерических религий - вместо детских сказок и Библии мать читала ему различные эзотерические истории. Юнг растет в атмосфере, сочетающей в себе догматичную религию, которой формально служит отец, и более занимательных для ребенка религий, которыми увлечена мать, т. е., с одной стороны, у него укрепляется вера в Бога, а с другой - не устраивают подходы, принятые в традиционном христианстве. Юнг начинает интересоваться древними религиями разных стран, смотреть, что было до христианства.

Важно отметить, что его мать была не просто поклонником оккультизма, но одним из известных организаторов различных спиритических сеансов и собраний медиумов. Юнг растет в этой обстановке и скоро сам начинает проявлять незаурядные паранормальные способности, пророческие сновидения, предсказания и т.п. Благодаря любви к чтению и феноменальной памяти он поражает всех подробнейшими знаниями древних религий, культов, мистерий и оккультных практик. Несмотря на молодость, он становится признанным авторитетом среди любителей эзотерических учений и оккультных наук.

В дальнейшем, став известным психиатром, он осуществит глубокое профессиональное изучение своих паранормальных способностей, а также всех доступных ему медиумов и вынужден будет констатировать у себя и у них различные проявления шизофрении (которые многократно отмечались у многих выдающихся людей). Для непрофессионалов важно пояснить, что термин «шизофрения» в силу его широкой применимости часто рассматривается как синоним слабоумия. Однако это всего лишь одно из его значений. Понятие «шизофрения» произошло от греч. schizo - расщепление и phren - ум, мысль, т. е. расщепление мысли, а фактически речь идет о расщеплении сознания, раздвоении (и дальше большем «размножении») личности, утрате логических связей между мыслями и чувствами. Этот разрыв стереотипов может быть не только у слабоумных, но и у гениальных людей, приводя их к неожиданным озарениям. Термин шизофрения ввел в 1911 г. Эжен Блейлер, под руководством которого Юнг напишет первые работы на эту тему (одновременно занимаясь с Фрейдом психоанализом). Блейлер, а за ним и Юнг не отрицали генетической предрасположенности к шизофрении (как одного из факторов развития заболевания).

Это важно отметить, так как отец Карла Густава периодически впадал в глубокую депрессию, а мать страдала от малой (биполярной) депрессии с перепадами настроения. Это немаловажная информация для правильной оценки всей практической и теоретической работы Юнга, которая (как и учение Фрейда) была во многом вызвана собственными проблемами и попыткой их решения. Это оказалось одной из причин, которая привела Юнга, хотя и не сразу, к посвящению себя психиатрии.

Если добавить еще несколько слов о биографии Юнга, то следует отметить, что он учился в очень хорошей гимназии, был первым учеником, хотя замкнутым и малообщительным. Его идеалами всегда были герои античных времен, в которых гармонически сочеталось духовное и физическое совершенство. Более того, он вслед за Пифагором и Платоном видит в физическом совершенствовании путь к укреплению психического здоровья, считая, что взгляд на мир и себя «из нездорового тела» не может быть здоровым. (Вспомните русскую пословицу: «В здоровом теле - здоровый дух».) Поэтому Юнг внимательно следил за своим физическим состоянием, закаляя себя и развивая физическими упражнениями свои прекрасные природные данные. Позже он стал как бы олицетворением арийского психотипа немца - высоким, сильным, красивым, умным и поразительно волевым.

Он блестяще учится на медицинском факультете, собирается быть хирургом, ему уже приготовлено место в престижной клинике.

Но однажды, готовясь к зачету по разделу «Психические болезни», он встречает фразу Крафта-Эбинга о том, что шизофрения - это болезнь личности. Юнг вспоминает, что эта фраза озарила его как молния и определила его дальнейшую профессию - психиатрия.

Что же так потрясло Юнга в этой фразе? Дело в том, что в медицине тех времен бытовало мнение, что все психические болезни имеют органический характер (наследственное, травматическое или инфекционное поражение нервной системы), практически неизлечимы, и уж тем более методами психологии и психотерапии. Утверждение выдающегося психиатра Крафта-Эбинга, что шизофрения - это болезнь личности, а не нервной системы (по крайней мере, во многих случаях), открывало возможности применения значительно более широкого арсенала подходов к ее лечению.

Напомним, что эта проблема была актуальна и для самого Юнга с его трудной наследственностью и домашней атмосферой периода раннего детства. С этого момента и до конца дней Юнг работает главным образом как психиатр, сначала под руководством Эжена Блейлера, а затем и самостоятельно разрабатывая проблему шизофрении и ее лечения. Даже к Фрейду он приходит в поисках новых путей разрешения этой проблемы и лишь потом «входит во вкус» разработки собственного психоаналитического направления, соединив в нем свои многосторонние научные увлечения.

Итак, Юнг уходит от практически готовой и престижной карьеры хирурга в весьма сомнительную в медицинских кругах того времени профессию - психиатрию, да еще не с медицинским (органическим), а психологическим подходом к диагностике и лечению нервно-психических заболеваний.

В этом весь Юнг - если он чувствовал «зов судьбы», его ничто не могло остановить, никакие престижные или материальные соображения. Так же в дальнейшем он откажется от предложения Фрейда стать полномочным наследником его психоанализа, к этому времени уже всемирно признанного, имеющего четкую международную организацию.

Это давало ему власть, славу, стабильное материальное положение и ставило его в истории психотерапии на второе место после великого Фрейда. Но вот этого второго места он и не захотел. И не столько из-за тщеславия, сколько из-за «зова судьбы» к собственному пути или, говоря его терминологией, к реализации «самости» - истинной сущности индивидуума.

Юнг не был прямым учеником Фрейда и пришел к нему как психиатр в поиске психологических подходов к лечению нервно-психических заболеваний. До этого было знакомство с работами Фрейда, переписка, договоренность о встрече. Встреча перешла в беседу двух невероятно эрудированных и творчески мыслящих врачей-практиков, наконец-то встретивших достойного собеседника. Эти два не очень-то общительных человека проговорили друг с другом без остановки 13 часов и расстались в полном взаимном восхищении. В этом же 1911 г. по предложению Фрейда Юнга избирают президентом Международного психоаналитического сообщества. Это вызывает ревность и недовольство Адлера и других венских коллег Фрейда. Фрейд приглашает Юнга в совместную поездку с лекциями в Соединенные Штаты. С этого начинается распространение психоанализа в Америке, хотя Юнг уже не является безоговорочным пропагандистом фрейдизма, а при всем искреннем уважении к нему начинает отстаивать собственные научные взгляды.

Можно сказать, что недолгое сотрудничество Юнга и Фрейда оказалось взаимовыгодным. Юнг благодаря Фрейду быстро завоевал всемирную славу, а Фрейд благодаря швейцарскому немцу Юнгу, с его харизматической внешностью и невероятной эрудицией, выводит психоанализ из узкого кружка венских врачей-единомышленников на мировую арену.

Но вот когда Фрейд, сделал Юнгу предложение стать не просто президентом общества (т. е. выборным администратором), а полным наследником Фрейда, он отказался, хотя знал, что это приведет к разрыву с Фрейдом.

Фрейд требовал от Юнга дать клятву, что он будет отстаивать как незыблемые догмы положения о ведущей роли сексуального инстинкта в развитии неврозов, о стадиях ранней детской сексуальности и об эдиповом комплексе. Юнг же, признавая эти положения, как заслуживающие внимания, отказывался считать их непогрешимыми и недискутируемыми. Более того, он считал, что психоанализ существенно сужает свои возможности, фокусируясь на этих проблемах как на основных.

Под libido Юнг, в отличие от Фрейда, понимал не только энергию сексуального инстинкта, но объединенную силу всех первичных жизненно важных потребностей, а проявления эдипова комплекса считал частными случаями.

К тому же Юнг, для которого психоанализ был не единственной сферой деятельности, стремился к никогда не поощрявшейся Фрейдом излишней самостоятельности, выразившейся в расширении сферы психоанализа далеко за рамки классического фрейдизма.

Юнг включил в него изучение и толкование мифологии, различных, в первую очередь восточных религий и культовых ритуалов и даже теоретизирование вокруг парапсихологии и алхимии, что уж было совсем неприемлемо для Фрейда, считавшего себя последовательным материалистом.

Фрейд сам глубоко изучал корни формирования бессознательного в историческом развитии человечества (см. «Тотем и табу», «Моисей и единобожие» и др.), но всегда придерживался строго материалистического толкования.

Фрейд считал религию массовым неврозом (что не помешало в последующем теологам попытаться соединить фрейдизм, как модное и привлекающее интеллигенцию течение, с различными направлениями религии), а Юнг всегда был верующим человеком, хотя не в строго конфессиональном смысле.

Он утверждал, что психологи, вне зависимости от их личного отношения к религии, не могут игнорировать присущую всем народам во все времена потребность в религиозности, как одну из важнейших потребностей человека, нереализованность или неудовлетворительная реализованность которой часто является причиной неврозов.

Воинствующим атеистам Юнг указывал, что раз уж эта потребность у людей существует, то следует «официально» признать Бога, «иначе люди начнут поклоняться чему-нибудь глупому и несуразному». Что мы и имеем в виде различных сект, самозваных «пророков» и доморощенных «религиозных философов».

Итак, короткий, но очень продуктивный для всего психоанализа период сотрудничества Фрейда и Юнга закончился в 1913 г. Они обменялись письмами о несовместимых расхождениях во взглядах и в том, что не имеют друг к другу никаких претензий. Расстались они корректно. Фрейд в своих работах Юнга практически не упоминал, а Юнг (в отличие от другого великого «отступника» Адлера), даже высказывая критические замечания в адрес различных положений Фрейда, всегда отзывался о нем исключительно уважительно.

Юнг очень болезненно переживал разрыв с Фрейдом, который у него совпал с периодом длительной депрессии, а возможно, и спровоцировал ее. Он вынужден был на время прекратить активную работу, но не бездействовал, а мужественно боролся с депрессией своими методами.

Юнг еще от матери унаследовал внимательное отношение к сновидениям и любовь к их толкованию. В отличие от Фрейда, который видел в сновидениях лишь неотреагированные переживания прошлого, Юнг считал, что они несут определенную информацию и о будущем. Он говорил, что почти все важнейшие решения жизни принимал, «посоветовавшись со снами», а точнее, со своим подсознанием, в котором, по Юнгу, и находится наша самость - истинная сущность, требующая реализации.

Выход из депрессии он тоже связывает со сном. Ему приснился труп на земляном полу, который вдруг зашевелился и был резко отброшен мощным фонтаном яркой крови. Большинство, наверное, испугались бы такого сна, а Юнг встал бодрый и сказал: «Депрессия кончилась. Этот труп был авторитет Фрейда, который давил на меня, но теперь отброшен фонтаном свежей крови моих собственных идей».

И Юнг пошел своим путем. Страстное увлечение историей, религиями, философией и медициной сделали свое дело: синтезировав эти интересы, Юнг дополнил психоанализ учением о коллективном бессознательном. Напомним, что у Фрейда, несмотря на его глубокие исторические экскурсы («Тотем и табу», «Психология масс и анализ человеческого «Я» и др.), речь идет главным образом об индивидуальном бессознательном.

Карл Густав Юнг - основатель аналитической психологии, не потерял свой высокий статус в отличие от своего заклятого друга и радушного . Последнего сейчас редко воспринимают всерьез, причем немало усилий по уничтожению «научности психоанализа» приложил сам Юнг. Но мы не будем вдаваться в подробности этого противостояния, достаточно лишь сказать, что аналитическая психология сегодня живет и здравствует, ее методы активно применяются по всему миру и она помогает людям, а психоанализом занимаются лишь отъявленные романтики - эта дисциплина в опале у научного сообщества. Впрочем, нельзя рассматривать личность Карла Густава Юнга только с позиции психологии, ведь он был еще и отменным знатоком человеческой истории и мифов, которые порождает каждый из нас. Он ввел в научный дискурс такие термины, как «коллективное бессознательное» и «архетип». Юнг не боялся идти вразрез с общими представлениями науки ХХ века, потому и смог добраться до самых потаенных уголков нашего разума. Ему удалось описать (хотя и не полностью) влияние мифа на становление человеческого разума, а значит и его страхов, слабых и сильных мест. Разумеется, у такого человека полно железобетонных высказываний, которые могут помочь разобраться в собственной жизни. Приводим их с надеждой, что ты не будешь ограничиваться лишь цитатами, но и ознакомишься с трудами этого, без сомнения, уникального человека. Прочитанное принесет тебе пользу, даже если ты из тех парней, которые любят говорить: «психология - это не наука».

Стакан наполовину полон?

Всегда забавляло это деление на оптимистов и пессимистов - казалось, что и те, и другие теряют значительную часть жизни. Даже упускают, а не подпускают эту часть к себе, ведь их взгляд на мир чертовски однобок и статичен. Если тебе интересно быть человеком, который использует свои чувства и разум по полной, то придется смотреть на мир двумя глазами, а не одним. Это сложнее, чем кажется, но и, одновременно с этим, безумно интересно.

О коллективной вине

Вопрос коллективной вины, который так затрудняет и будет затруднять политиков, для психолога факт, не вызывающий сомнений, и одна из наиболее важных задач лечения заключается в том, чтобы заставить немцев признать свою вину. Уже сейчас многие из них обращаются ко мне с просьбой лечиться у меня. Если просьбы исходят от тех «порядочных немцев», которые не прочь свалить вину на пару людей из гестапо, я считаю случай безнадежным.
– Из интервью от 11 мая 1945 года –

Если происходят трагические события на уровне целой страны, то народ предпочитает искать виновного, жаждет крови и расплаты, но не справедливости ради, а лишь затем, чтобы самому не понести наказание. Но проблема в том, что виновата не маленькая группка людей у власти - виновато все общество, которое допустило эту группу во власть. Об этом Юнг очень подробно рассказал в послевоенном выпуске швейцарской газеты Die Weltwoch.

О страхе перед миром

Если ты узнал себя в этом высказываний, то еще не все потеряно - каждый когда-то боялся этого мира и все люди, по своей природе, не далеко ушли от этого самого «примитивного человека». Но сегодня у тебя есть возможность изменить себя. Для этого необходимо провести работу над собой, своими страхами, фобиями и тайными желаниями.

О профессиональном сообществе

Хотя я сам врач – medicus medicum non decimat, – тем не менее, должен с сожалением констатировать, что именно врачи мешают нашим усилиям. Профессиональный дух всегда враждебен даже к самым полезным новшествам. Стоит только подумать о прискорбном отношении врачей к антисептикам и борьбе с послеродовой лихорадкой! Снова и снова я сталкиваюсь с положительно безграничным невежеством своих ближайших коллег, психиатров, в отношении психологии и лечения неврозов.
– Письма –

Забавно, что именно те люди, которые считают себя профессионалами в той или иной сфере, тормозят развитие этой области. Парадокс. Но примеров тому мы видим множество. Просто есть такая когорта людей, которые не умеют создавать новые смыслы, новые решения проблем, но прекрасно могут пользоваться опытом предыдущих поколений. Они цепляются за прошлое, думая что истина обитает только там и нигде больше, потому и встречают любую инновацию с изрядной долей враждебности. Ты можешь столкнуться с этим, причем не единожды.

Новые взгляды

Над самим Карлом Густавом Юнгом часто нависала тень , ведь его методы совершенно отличались от тех, которые были приняты в общей массе. Однако именно новый ракурс на проблему дает человечеству новое, порой лучшее, решение этой проблемы.

Об игре в «мужика»

Персона, идеальный образ мужчины, каким он должен быть, изнутри компенсируется женской слабостью, и как внешне индивид играет роль сильного мужчины, так внутри он становится.
– Отношения между «Я» и бессознательным –

Вообще, Карл Густав Юнг в этой книге, если ты вдумчивый читатель, дает отличные советы по поводу того, как не попасть под каблук. С точки зрения Юнга в каждом мужчине обитает персона и его анима (женская сторона). Если подавлять аниму, то она начнет проецироваться на личные отношения с женщинами, делая мужчину подвластным их влиянию - так рождаются подкаблучники. Если же усиливать власть анимы, то сами девушки будут считать себя неполноценными. В общем, тема занятная и, на первый взгляд, звучит безумно, но это просто потому, что рассказать о проблеме в одном абзаце просто невозможно.

О критиках психологии

Меня всегда изумляет, когда люди говорят, что они отвергают психологию. Мне бы и в голову не пришло отвергнуть литературоведение или эстетику, потому что они тоже занимаются определенными аспектами человеческой души, и я не могу понять, как мои коллеги из других профессиональных сфер оправдывают отвержение психологии. Мне и не снилось ставить психологию на место эстетики или что-то в этом роде. С другой стороны, даже ребенку понятно, что у художника тоже есть человеческая душа, которая, по крайней мере, по своим качествам, схожа с душами обычных смертных. Я лучше понимаю сопротивление философов, поскольку психология пилит ветку, на которой они сидят, коварно лишая их иллюзии, что они представляют абсолютный дух.
– Письма –

Завершим наш парад цитирования мыслью Юнга о критиках, которые, в свое время (да и сейчас) обложили психологию со всех сторон. Сами мы думаем, что многие психологические проблемы нашего общества решаемы, но не абсурдным законотворчеством, а созданием серьезной системы психологической поддержки, которой у нас просто нет. Каждый борется с внутренними демонами собственными силами, а это не всегда лучший путь.

Ка́рл Гу́став Юнг (нем. Carl Gustav Jung [ˈkarl ˈgʊstaf ˈjʊŋ]) (26 июля 1875, Кесвиль, Тургау, Швейцария - 6 июня 1961, Кюснахт, Цюрих, Швейцария) - швейцарский психиатр, последователь , основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии.

Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществление индивидуации личности. Также получила известность концепция психологических типов Юнга, разделяемых по установке (экстравертные и интровертные) и по сочетанию функций (мышления, чувства, ощущения и интуиции). На типологии Юнга основываются более развёрнутая Типология Майерс - Бриггс и классификация психотипов в соционике.

Юнг родился в семье пастора швейцарской реформаторской церкви в Кесвиле в Швейцарии. Дед и прадед со стороны отца были врачами. Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет университета в Базеле. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э. Блейлера. В 1909-1913 годах сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ. В 1907-1910 годах Юнга в разное время посещали московские психиатры Михаил Асатиани, Николай Осипов и Алексей Певницкий.

В 1911 году Юнг вышел из Международной психоаналитической ассоциации и отказался от техники психоанализа в своей практике. Он разработал собственную теорию и терапию, названную им «аналитической психологией». Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, культурологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу.

В своих трудах Юнг охватил широкий спектр философско-психологической проблематики: от традиционных для психоанализа вопросов терапии нервно-психических расстройств до глобальных проблем существования человека в обществе, которые рассматривались им сквозь призму собственных представлений об индивидуальной и коллективной психике и учения об архетипах.

В 1922 году Юнг приобрел поместье в Боллингене на берегу Цюрихского озера (неподалеку от своего дома в Кюснахте) и на протяжении многих лет строил там так называемую Башню. Имея в первоначальной стадии вид примитивного круглого каменного жилища, после четырёх этапов достройки к 1956 году Башня приобрела вид небольшого замка с двумя башнями, кабинетом, огороженным двором и причалом для лодок. В мемуарах Юнг описывал процесс строительства как воплощённое в камне исследование структуры психики.

В 1935 году Юнг был назначен профессором психологии Швейцарской политехнической школы в Цюрихе. Тогда же он стал основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии.

С 1933 по 1942 вновь преподавал в Цюрихе, а с 1944 - в Базеле. С 1933 по 1939 год издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям», который поддерживал национальную и внутреннюю политику нацистов по очищению расы, а выдержки из «Mein Kampf» стали обязательным прологом к любой публикации. После войны Юнг открещивался от редактирования этого журнала, объясняя свою лояльность Гитлеру требованиями времени. В интервью Кароль Бауман 1948 года в качестве оправдания своего сотрудничества с нацистским режимом Юнг не находит ничего лучше как заявить, что «среди его коллег, знакомых и пациентов в период с 1933 по 1945 было много евреев». Хотя и тогда и сейчас ряд историков упрекают Юнга в сотрудничестве с нацистским режимом, он никогда не был осуждён официально и, в отличие от Хайдеггера, ему было разрешено продолжить преподавание в университете.

Среди публикаций Юнга этого периода: «Отношения между Я и бессознательным» (1928), «Психология и религия» (1940), «Психология и воспитание» (1946), «Образы бессознательного» (1950), Символика духа (1953), «Об истоках сознания» (1954).

В апреле 1948 года в Цюрихе был организован Институт К. Г. Юнга. Институт вёл подготовку на немецком и английском языках. Сторонники его метода создали Общество аналитической психологии в Англии и подобные общества в США (Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе), а также в ряде европейских стран.

Первоначально Юнг развивал гипотезу, согласно которой мышление превалировало над чувством у мужчин, а чувство имело более высокий приоритет по сравнению с мышлением среди женщин. Впоследствии Юнг от этой гипотезы отказался.

Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено», таким образом, отказавшись от ряда положений психоанализа. Вместе с тем Юнг выделял несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное, которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы.

Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.

Юнг является автором ассоциативного теста, в ходе которого испытуемому предъявляют ряд слов и анализируют скорость реакции при назывании свободных ассоциаций к этим словам. Анализируя результаты тестирования людей, Юнг предположил, что некоторые сферы опыта у человека приобретают автономный характер и не подчиняются сознательному контролю. Эти эмоционально заряженные части опыта Юнг назвал комплексами. В основе комплекса, по его предположению, всегда может быть обнаружено архетипическое ядро.

Юнг предполагал, что часть комплексов возникает в результате психотравмирующих ситуаций. Как правило, это моральный конфликт, целиком проистекающий из невозможности полного включения сущности субъекта. Но доподлинно природа возникновения и развития комплексов неизвестна. Образно, травмирующие ситуации откалывают от эго-комплекса кусочки, уходящие глубоко в подсознание и приобретающие далее определенную автономию. Упоминание информации, связанной с комплексом, усиливает защитные реакции, препятствующие осознаванию комплекса. Комплексы пытаются проникнуть в сознание через сновидения, телесные и поведенческие симптомы, паттерны отношений, содержание бреда или галлюцинаций в психозе, превосходя наши сознательные намерения (сознательную мотивацию). При неврозе грань, разделяющая сознательное и бессознательное ещё сохранна, но истончена, что позволяет комплексам напоминать о своем существовании, о глубоком мотивационном расколе личности.

Лечение по Юнгу идет по пути интеграции психологических составляющих личности, а не просто как проработка бессознательного по Фрейду. Комплексы, возникающие как осколки после ударов психотравмирующих ситуаций, несут не только ночные кошмары, ошибочные действия, забывание необходимой информации, но и являются проводниками творчества. Следовательно, объединить их можно посредством арт-терапии («активного воображения») - своего рода совместной деятельности между человеком и его чертами, несовместимыми с его сознанием в других формах деятельности. Из-за разницы в содержании и тенденциях сознательного и бессознательного их конечного сращивания не происходит. Вместо этого происходит появление « », делающей переход от одной установки к другой органически возможным без утраты бессознательного. Её появление является высоко аффективным событием - обретением новой установки.

Карл Густав Юнг умер в своём доме 6 июня 1961 в Кюснахте. Похоронен на кладбище протестантской церкви города.


Читай биографию философа мыслителя: факты жизни, основные идеи и учения
ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ
(1875-1961)

Швейцарский психолог и философ, основатель "аналитической психологии". Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (то есть архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений ("Метаморфозы и символы либидо"). Цель психотерапии, по Юнгу, - осуществление индивидуализации личности. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию.

Карл Юнг родился 26 июля 1875 года в Кессвиле, кантон Тургау, на берегу живописного озера Констанц в семье пастора швейцарской реформаторской церкви, дед и прадед со стороны отца были врачами. Учился в Базельской гимназии, любимыми предметами гимназических лет были зоология, биология, археология и история. В апреле 1895 года поступил в Базельский университет, где изучал медицину, но затем решил специализироваться по психиатрии и психологии. Помимо этих дисциплин интересовался философией, теологией, оккультизмом. По окончании медицинского факультета Юнг написал диссертацию: "О психологии и патологии так называемых оккультных явлений", оказавшуюся прелюдией к его длившемуся почти 60 лет творческому периоду. Основанная на тщательно подготовленных спиритических сеансах со своей необычайно одаренной медиуматическими способностями кузиной Хелен Прейсверк, работа Юнга представляла описание ее сообщений, полученных в состоянии медиуматического транса.

В 1900 году Юнг переехал в Цюрих и стал работать ассистентом у известного в то время врача-психиатра Юджина Блейлера в больнице для душевнобольных Бургхольцли (пригород Цюриха). Он поселился на больничной территории, и с этого момента жизнь молодого сотрудника стала проходить в атмосфере психиатрического монастыря. Блейлер от себя и сотрудников требовал точности, аккуратности и внимательности к пациентам. На территории больницы царил сухой закон. Юнг упоминает, что первые шесть месяцев он провел совершенно отрезанный от внешнего мира и в свободное время читал.

Вскоре он начал публиковать свои первые клинические работы, а также статьи по применению разработанного им же теста словесных ассоциаций Юнг пришел к выводу, что посредством словесных связей можно обнаружить ("нащупать") определенные совокупности (констелляции) чувственно окрашенных (или эмоционально "заряженных") мыслей, понятий, представлений и тем самым дать возможность выявиться болезненным симптомам.

В 1907 году Юнг опубликовал исследование о раннем слабоумии (эту работу Юнг послал Зигмунду Фрейду), несомненно повлиявшее на Блейлера, который спустя четыре года предложил термин "шизофрения" для соответствующей болезни. Встреча с Фрейдом обозначила важную веху в научном развитии Юнга. К моменту личного знакомства в феврале 1907 года в Вене, куда Юнг приехал после непродолжительной переписки, он был уже широко известен как своими опытами в словесных ассоциациях, так и открытием чувственных комплексов. Используя в опытах теорию Фрейда, Юнг не только объяснял свои собственные результаты, но и поддерживал психоаналитическое движение как таковое. Встреча положила начало тесному сотрудничеству и личной дружбе, продолжавшимся вплоть до 1912 года. Фрейд был старше и опытнее, и нет ничего странного в том, что он стал для Юнга в некотором смысле отцовской фигурой. Со своей стороны, Фрейд уверовал в то, что наконец-то нашел в лице Юнга своего духовного "сына" и последователя. Бесценным даром для всей истории психоанализа является их многолетняя переписка, составившая полновесный том.

В феврале 1903 года Юнг женился на двадцатилетней дочери преуспевающего фабриканта Эмме Раушенбах (1882-1955), с которой прожил вместе пятьдесят два года, став отцом четырех дочерей и сына. Вначале молодые поселились на территории клиники Бургхольцли, заняв квартиру этажом выше Блейлера, а позже - в 1906 году - переехали в собственный дом в пригородное местечко Кюснахт, что неподалеку от Цюриха. Годом раньше Юнг начал преподавательскую деятельность в Цюрихском университете.

В 1909 году вместе с Фрейдом и другим психоаналитиком - венгром Ференчи, работавшим в Австрии, Юнг впервые приехал в Соединенные Штаты Америки, где прочел курс лекций о методе словесных ассоциаций. Университет Кларка в штате Массачусетс, пригласивший европейских психоаналитиков и праздновавший свое двадцатилетнее существование, присудил Юнгу вместе с другими почетную степень доктора.

Международная известность, а с ней и частная практика, приносившая неплохой доход, постепенно росли, так что в 1910 году Юнг оставил свой пост в Бурхгольцльской клинике (к тому времени он стал клиническим директором) и расширил частную практику у себя в Кюснахте, на берегу Цюрихского озера. В это время Юнг становится первым Президентом международной Ассоциации психоанализа и погружается в свои глубинные исследования мифов, легенд, сказок в контексте их взаимодействия с миром психопатологии. Появляются публикации, довольно четко обозначившие область последующих интересов Юнга, а также границу идеологической независимости от Фрейда во взглядах обоих на природу бессознательного психического.

Словом, "отступничество" Юнга было неизбежно, и последовавшие события привели к тому, что в 1913 году между двумя великими людьми произошел разрыв, и в науке каждый пошел своим путем, следуя своему творческому гению.

Юнг очень остро переживал свой разрыв с Фрейдом. Фактически это была личная драма, духовный кризис, состояние внутреннего душевного разлада на грани глубокого нервного расстройства. "Он не только слышал неведомые голоса, играл, как ребенок, или бродил по саду в нескончаемых разговорах с воображаемым собеседником, - замечает один из биографов в своей книге о Юнге, - но и серьезно верил, что его дом населен привидениями".

Драма расставания обернулась для тридцативосьмилетнего Юнга возможностью большей свободы развития своей собственной теории содержаний бессознательного психического. В работах его все более выявляется интерес к архетипическому символизму. В личной жизни это означало добровольный спуск в "пучину" бессознательного. В последовавшие шесть лет (1913-1918) Юнг прошел через этап, который он сам обозначил как время "внутренней неопределенности" или "творческой болезни" Юнг пытался понять значение и смысл своих сновидений и фантазий и описать это - насколько возможно в терминах повседневной жизни. В результате получилась рукопись в 600 страниц, иллюстрированная множеством рисунков образов сновидений и названная "Красной книгой". (По причинам личного характера она никогда не публиковалась.) Пройдя через личный опыт конфронтации с бессознательным, Юнг обогатил свой аналитический опыт и создал новую систему аналитической психотерапии и новую структуру психического.

Юнг считал исследование психики наукой будущего. Для него актуальная проблема человечества заключалась не столько в угрозе перенаселения или ядерной катастрофе, сколько в опасности психической эпидемии. В судьбе человечества решающим фактором является сам человек, его психика. Еще конкретнее этот "решающий фактор" сфокусирован и сконцентрирован в бессознательной психике, являющейся реальной угрозой; "мир висит на тонкой нити, и эта нить - психика человека".

В 1920-е годы Юнг совершает ряд длительных увлекательных путешествий, предпринятых им в различные районы Африки и к индейцам Пуэбло в Северной Америке. Отчет об этих исследовательских поездках (включая еще и поездку в Индию, состоявшуюся позже, в 1938 году), а точнее, своеобразное культурно-психологическое эссе составили позднее главу "Путешествия" в автобиографической книге Юнга "Воспоминания, сновидения, размышления".

В отличие от беззаботно-любопытствующих туристов, Юнг смог взглянуть на другую культуру с точки зрения раскрытия содержащегося в ней смысла; он полагает, что сама история имеет известный общечеловеческий универсальный смысл, в рамках которого возможно взаимодействие и культур, и времен.

Вначале 1920-х годов Юнг познакомился с известным синологом Рихардом Вильгельмом, переводчиком известного китайского трактата "Книга перемен", и вскоре пригласил его прочесть лекцию в Психологическом клубе в Цюрихе. Юнг живо интересовался восточными гадательными методами и сам с некоторым успехом экспериментировал с ними. Он также участвовал в те годы в ряде медиуматических экспериментов в Цюрихе совместно с Блейлером. Сеансами руководил известный в те годы австрийский медиум Руди Шнайдер. Юнг долгое время отказывался делать какие-либо заключения по поводу этих экспериментов и даже избегал всякого о них упоминания, но впоследствии открыто признавал реальность этих феноменов. Он также проявлял глубокий интерес к трудам средневековых алхимиков, в лице которых увидел провозвестников психологии бессознательного.

В 1923 году Юнг приобрел небольшой участок земли на берегу Цюрихского озера в местечке Боллинген, где он выстроил здание башенного типа и где в тишине и уединении проводил воскресные дни и отпуск. Здесь не было ни электричества, ни телефона, ни отопления Пища готовилась на печи, вода доставалась из колодца. Как удачно заметил Элленбергер, переход из Кюснахта в Боллинген символизировал для Юнга путь от эго к самости, или, другими словами, путь индивидуализации.

В 1930-е годы Юнг был удостоен титула почетного президента Психотерапевтического общества Германии. В ноябре 1932 года цюрихский городской совет присудил ему премию по литературе, приложив к ней чек на 8000 франков. В1933 году в Германии к власти пришел Гитлер. Психотерапевтическое общество было немедленно реорганизовано в соответствии с национал-социалистическими принципами, а его президент Эрнст Кречмер подал в отставку. Президентом Международного Общества стал Юнг, но само Общество стало действовать по принципу "крышечной организации", состоящей из национальных обществ (германское общество было лишь одним из них) и индивидуальных членов. Как впоследствии объяснял сам Юнг, это была своего рода увертка, позволившая психотерапевтам-евреям, исключенным из германского общества, оставаться внутри самой организации. В связи с этим Юнг отверг всяческие обвинения относительно его симпатий к нацизму и косвенных проявлений антисемитизма.

В 1935 году Юнг был назначен профессором психологии швейцарской политехнической школы в Цюрихе, в том же году он основал Швейцарское Общество практической психологии. По мере того как международная ситуация становилась все хуже, Юнг, который до того никогда не выказывал сколь-нибудь явного интереса к мировой политике, стал проявлять к ней все больший интерес. Из интервью, которые он давал в те годы разным журналам можно понять, что Юнг пытался анализировать психологию государственных лидеров и в особенности диктаторов.

28 сентября 1937 года во время исторического визита в Берлин Муссолини Юнг случайно оказался там и имел возможность близко наблюдать поведение итальянского диктатора и Гитлера во время массового парада С этого времени проблемы массовых психозов сделались одним из фокусов внимания Юнга.

Другой поворотный пункт в жизни Юнга следует отнести в концу Второй мировой войны. Он сам отмечает этот момент в своей автобиографической книге.

В начале 1944 года, пишет Юнг, он сломал ногу, а также у него приключился инфаркт, во время которого он потерял сознание и почувствовал, что умирает. У него возникло космическое видение, в котором он рассматривал нашу планету со стороны, а самого себя не более, чем сумму того, что он когда-то сказал и сделал в течение своей жизни. В следующий момент, когда он собирался переступить порог некоего храма, он увидел своего доктора, идущего ему навстречу. Вдруг доктор принял черты короля острова Кос (родина Гиппократа), чтобы вернуть его обратно на землю, и у Юнга возникло такое чувство, что жизни доктора что-то угрожало, в то время как его, Юнга, собственная жизнь была спасена (и действительно, через несколько недель его врач неожиданно умер).

Юнг отметил, что впервые почувствовал горькое разочарование, когда вернулся обратно к жизни. С этого момента что-то изменилось в нем бесповоротно, и его мысли приняли новое направление, что можно увидеть и из его работ, написанных в то время. Теперь он сделался "мудрым старцем из Кюснахта".

К концу своей жизни Юнг все меньше отвлекался на внешние перипетии каждодневных событий, все более проявляя свое внимание и интерес к общемировым проблемам. Не только угроза атомной войны, но и все возрастающая перенаселенность Земли и варварское уничтожение природных ресурсов наряду с загрязнением природы глубоко волновали его. Возможно, Юнг почувствовал гораздо раньше других, какая угроза нависла над человечеством. Поскольку на кон поставлена судьба человечества, то естественно спросить а не существует ли архетип, который представляет, так сказать, целое человечества и его судьбу?

Юнг видел, что почти во всех мировых религиях такой архетип существует и обнаруживает себя в образе так называемого изначального (первочеловека) или космического человека, антропоса. Антропос, гигантский космический человек олицетворяет жизненный принцип и смысл всей человеческой жизни на Земле (Имир, Пуруша, Панку, Гайомарт Адам).

Сотрудничество Юнга в последние годы жизни с физиком Вольфгангом Паули привело обоих к убеждению, что изучение физиками глубин материи, а психологами - глубин психического, могут быть лишь разными способами подхода к единой, скрытой реальности. Ни психология не может быть достаточно "объективной", поскольку наблюдатель неизбежно влияет на наблюдаемый эффект, ни физика, не способная на субатомном уровне измерить одновременно количество движения и скорость частицы. Принцип дополнительности, ставший краеугольным камнем современной физики, применим и к проблемам души и тела.

В течение всей жизни у Юнга возникало впечатление последовательности разных внешне не связанных друг с другом событий, происходящих одновременно. Скажем, смерть одного человека и тревожный сон у его близкого родственника, случившиеся одномоментно. Юнг ощущал, что подобные "совпадения" требовали какого-то дополнительного объяснения, кроме утверждения о некоей "случайности". Такой дополнительный принцип объяснения Юнг назвал синхронностью. По мнению Юнга, определенные изменения в состоянии психики Сведенборга дали ему временный доступ к "абсолютному знанию" - к области, где преодолеваются границы времени и пространства. Восприятие структур упорядочивания воздействует на психическое как смысл.

В 1955 году в честь восьмидесятилетия Юнга в Цюрихе состоялся Международный конгресс психиатров под председательством Манфреда Блейлера, сына Юджина Блейлера (у которого Юнг начинал свою карьеру психиатра в Бурхгольцли). Юнгу предложили сделать доклад о психологии шизофрении, теме, с которой начались его научные исследования в 1901 году.

В ноябре 1955 года он пережил большое горе - умерла его жена Эмма, бессменный спутник на протяжении более полувека. Из всех великих пионеров глубинной психологии Юнг был единственным, чья жена стала его учеником, усвоила его методы и приемы и на практике применяла его психотерапевтический метод.

С годами Юнг ослабевал физически, но его ум оставался живым и отзывчивым. Он поражал своих гостей размышлениями о тайнах человеческой души и будущем человечества. В восемьдесят пять лет Карл Густав Юнг получил титул почетного гражданина Кюснахта, в котором поселился в далеком 1909 году. Мэр торжественно вручил "мудрому старцу" церемониальное письмо и печать, а Юнг выступил с ответной речью, обратившись к собравшимся на своем родном базельском диалекте.

Незадолго до смерти Юнг завершил работу над своей автобиографической книгой, "Воспоминания, сновидения, размышления", ставшей бестселлером в западном мире, а также вместе со своими учениками написал увлекательную книгу "Человек и его символы", популярное изложение основ аналитической психологии.

Карл Густав Юнг умер в своем доме в Кюснахте 6 июня 1961 года. Прощальная церемония состоялась в протестантской церкви Кюснахта. Местный пастор в погребальной речи назвал покойного "пророком, сумевшим сдержать всеохватывающий натиск рационализма и давшим человеку мужество вновь обрести свою душу". Два других ученика Юнга - теолог Ганс Шер и экономист Юджин Бюлер отметили научные и человеческие заслуги своего духовного наставника. Тело было кремировано, а пепел захоронен в семейной могиле на местном кладбище

* * *
Вы читали биографию философа, факты его жизни и основные идеи его философии. Эту биографическую статью можно использовать, как доклад (реферат, сочинение или конспект)
Если вас интересуют биографии и учения других (русских и зарубежных) философов, то читайте (содержание слева) и вы найдёте жизнеописание любого великого философа (мыслителя, мудреца).
В основном, наш сайт (блог, сборник текстов) посвящён философу Фридриху Ницше (его идеям, произведениям и жизни) но в философии всё связано и нельзя понять одного философа, совсем не читая тех мыслителей, которые жили и философствовали до него...
... Век XIX - век философов революционеров. В этом же веке появились Европейские иррационалисты - Артур Шопенгауэр, Кьеркегор, Фридрих Ницше, Бергсон... Шопенгауэр и Ницше являются представителями нигилизма (философии отрицания)... В XX веке среди философских учений можно выделить - экзистенциализм - Хайдеггер, Ясперс, Сартр... Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора...
Русская философия (по мнению Бердяева) начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе русский философ - Владимир Соловьев. Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее читаемый на Западе из русских философов - Николай Бердяев.
Спасибо за чтение!
......................................
Copyright: