Общее понятие о психопрофилактике кризисных психических состояний. Понятие психопрофилактики, ее виды Психопрофилактика первичная вторичная третичная


Психопрофилактика — это раздел общей профилактики, включающий совокупность мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье.
Главная цель психопрофилактики — устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека, и использование факторов, положительно влияющих на нее.
Основные задачи психопрофилактики :
1) первичная психопрофилактика — комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на психику;
2) вторичная психопрофилактика — максимально раннее выявление начальных форм нервно-психических заболеваний и их своевременное лечение;
3) третичная психопрофилактика — предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего нервно-психическое заболевание.
Психопрофилактика как вид деятельности педагога-психолога — это предупреждение возможного неблагополучия в развитии личности и групп.
Целью психопрофилактики является своевременное выявление и устранение факторов, которые могут привести к отклонениям от нормального развития ребенка.
Психопрофилактическая работа педагога-психолога направлена на:
. предупреждение психологической перегрузки детей;
. создание благоприятного психологического климата;
. психолого-педагогическое сопровождение переходных и адаптационных периодов;
. предупреждение синдрома профессионального выгорания учителя.
Принципы психопрофилактики:
. принцип профессионального взаимодействия;
. принцип индивидуального подхода;
. принцип связи психопрофилактической работы с другими видами деятельности психолога.

Психопрофилактика и психогигиена

Психогигиена — наука о сохранении и поддержании нервно-психического здоровья человека.
Основные задачи психогигиены:
1) создание научно обоснованных психогигиенических нормативов и рекомендаций;
2) передача психогигиенических знаний и обучение психогигиеническим навыкам медицинских работников, педагогов, родителей и других групп населения, которые могут существенно влиять на психогигиеническую ситуацию в целом;
3) санитарно-просветительская и гигиеническая работа среди широких слоев населения.

Психопрофилактика

Профилактика любых заболеваний, в том числе психических, согласно классификации ВОЗ, подразделяется на первичную, вторичную и третичную. Первичная психопрофилактика включает мероприятия, препятствующие возникновению нервно-психических расстройств. Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на предупреждение неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. Третичная психопрофилактика способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного и приводящих к инвалидизации.

Существуют и другие взгляды на психопрофилактику: первичная психопрофилактика складывается из общих мероприятий, направленных на повышение уровня психического здоровья населения, и специфической части, которая включает раннюю диагностику (первичный уровень), сокращение числа патологических нарушений (вторичный уровень) и реабилитацию (третичный уровень).

Психопрофилактика находится в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами. В психопрофилактической деятельности принимают участие представители разных профессий - врачи, психологи, педагоги, социологи, тренеры и специалисты по адаптивной физической культуре, юристы. Привлечение к разработке и осуществлению психопрофилактических мероприятий тех или иных специалистов и их вклад зависят от вида психопрофилактики,. Возможности реальной профилактики существуют лишь для ограниченных групп психической патологии с достаточно изученными этиопатогенетическими механизмами, к которым можно отнести: психогенные расстройства, включая невротические, расстройства личности и поведения, посттравматические и постинфекционные расстройства, некоторые сравнительно редкие формы олигофрении, связанные с наследственными болезнями обмена, например фенилкетонурию.

Для первичной психопрофилактики особенно значимы психогигиена и широкие социальные мероприятия по ее обеспечению. Важное значение имеют борьба с инфекциями и предупреждение травматизма, устранение патогенного воздействия окружающей среды, вызванного экологическим неблагополучием. Первичная профилактика родовых черепно-мозговых травм и асфиксии, которые нередко являются причиной различных, в том числе инвалидизирующих заболеваний (некоторые формы эпилепсии, олигофрении, СДВГ, ядерные формы психопатий и др.), находится преимущественно в сфере деятельности акушеров-гинекологов.

К задачам первичной психопрофилактики относится также выявление лиц с повышенной угрозой заболевания (преморбидно наименее устойчивых) или ситуаций, несущих в себе угрозу психических расстройств для лиц, оказавшихся в них, вследствие повышенного психического травматизма, и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам и ситуациям. Важную роль при этом играют такие области, как медицинская психология, педагогика, социология. юридическая психология и др., разрабатывающие рекомендации по правильному воспитанию детей и подростков, выбору профессиональной ориентации и профессиональному отбору, организационные и психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных производственных -итуациях, превентивные меры в отношении семейных конфликтов, профессиональных вредностей и т.д. В качестве профилактических мер наиболее значимая роль принадлежит психологической коррекции.

Психологическая коррекция - это система психологических воздействий, направленных на изменение определенных особенностей (свойств, процессов, состояний, черт) психики, играющих известную роль в возникновении болезней. Психологическая коррекция не направлена на изменение симптоматики и вообще клинической картины болезни, т.е. на лечение. В этом заключается одно из важных отличий ее от психотерапии. Она применяется на донозологическом уровне, когда психическое расстройство еще не сформировалось, а при сформировавшемся психическом заболевании для его лечения применяется психотерапия, которую проводит врач-психотерапевт, имеющий психиатрическую подготовку.

Выявление трудностей поведения у ребенка, не связанных с органической или эндогенной патологией, а являющихся следствием педагогической и микросоциальной запущенности, требует проведения коррекционно-педагогических и социальных мероприятий (воздействие на родителей, оздоровление семейной обстановки и др.), направленных на предупреждение формирования аномальной (психопатической) личности. Ввиду психогигиенического и психопрофилактического значения этих мер они должны проводиться психологами и педагогами при консультации детского психиатра.

Первичная профилактика психических заболеваний, таких как шизофрения, эпилепсия, олигофрения и некоторые другие, пока ограничена ввиду того, что этиология и патогенез большинства наиболее тяжелых форм психической патологии до настоящего времени остаются недостаточно ясными. Значение имеет лишь медико-генетическое консультирование. Развитие техники биологических исследований привело к появлению возможности пренатальной диагностики тяжелых врожденных заболеваний головного мозга, сопровождающихся психическим недоразвитием, с помощью специальных методик цитологического исследования амниотической жидкости. Внедрение этих методик в практику должно способствовать значительному расширению возможностей предупреждения наследственных (хромосомно-генетических) заболеваний.

Вторичная психопрофилактика , т.е. раннее выявление и предупреждение неблагоприятного течения психических заболеваний, занимает большое место в работе детских психиатров и психоневрологов. Кроме того, психологи, работающие в дошкольных учреждениях и школах, педагоги и педиатры, знакомые с начальными проявлениями психических расстройств, могут оказать неоценимую помощь психиатрам и психоневрологам в раннем выявлении психических заболеваний. У взрослых пациентов ранние признаки психической патологии призваны выявлять врачи общемедицинской практики, изучающие психиатрию и клиническую психологию в вузе. Их задача - при выявлении у пациента признаков психического расстройства дать ему рекомендации обратиться за консультацией к психиатру, а в случае ургентных расстройств - организовать психиатрическое освидетельствование (консультацию психиатра) без согласия на то самого пациента, руководствуясь Законом «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании». Задачи врачей-психиатров по вторичной психопрофилактике заключаются в своевременном и правильном лечении больных с ранними проявлениями психических расстройств. Ведущая роль здесь принадлежит комплексной фармакотерапии и психотерапии.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Психопрофилактика является областью психиатрии, а в более широком контексте - разделом общей профилактики. Она разрабатывает и внедряет в практику меры по предупреждению психических заболеваний и их хронизации, а также способствует реабилитации психически больных. Отмечается тесная связь понятий психопрофилактики и психогигиены. Их разграничение (особенно первичной психопрофилактики и психогигиены) достаточно условно. Основным отличием является разная направленность этих дисциплин. Психогигиена главной своей целью имеет сохранение, укрепление и улучшение психического здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни, а психопрофилактика направлена на предупреждение психических расстройств. Отличие психогигиены и психопрофилактики заключается в объекте их исследования и практического применения. Психогигиена направлена на сохранение психического здоровья, а психопрофилактика занимается субклиническими и клиническими нарушениями.

В соответствии с установкой Всемирной организации здравоохранения выделяют первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.

Первичная психопрофилактика . При первичной психопрофилактике речь идет о мероприятиях, направленных на предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения. Общегосударственная задача - укрепление здоровья всего населения, вклющая мероприятия, препятствующие возникновению нервно-психических расстройств.. Здравоохранение должно выполнять не только функцию лечения, но и функцию охраны здоровья. Задача психологов - формировать представление о здоровом образе жизни, ценность здоровья, чувство необходимости здоровья у всех людей. Первичная психопрофилактика обеспечивает наиболее высокое качество деятельности и проводится с участием не только медицинских работников, но и других специалистов, государственных и общественных организаций.

Вторичная психопрофилактика предусматривает возможно более раннее выявление уже начавшегося психического заболевания, его лечение с тем, чтобы оборвать патологический процесс на начальных его этапах, не допустить развития острых форм болезни, тяжелых ее проявлений, перехода течения в хроническое, рецидивов заболевания. Объединяет мероприятия, направленные на предупреждение неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику.

Третичная психопрофилактика. Под третичной психопрофилактикой понимают специальную работу с больным, препятствующую его инвалидизации в случае психического заболевания. Способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного.

Вторичная и третичная психопрофилактика осуществляется при наличии ущерба, уже нанесенного болезнью, поэтому ее конечный результат оказывается менее полным, чем при первичной. Содержанием психопрофилактики в подобных случаях является диагностическая, лечебная, консультативная, педагогическая и прочая деятельность узких специалистов психиатров, психологов, дефектологов, социологов. Эффективность зависит от характера заболевания, его проявлений, давности, остроты, темпа развития, глубины оставшегося дефекта, компенсаторных возможностей организма, особенностей ведения больного, его лечения и многих условий, сопутствующих заболеванию и его терапии.

В повседневной практике трудно разграничить, где речь идет о лечении болезненного состояния в настоящем, а где — о профилактике его инвалидизирующих последствий. Качество лечения в остром периоде обычно определяет частоту и характер будущих осложнений для организма человека и его социальной адаптации.

Психопрофилактика - это система мероприятий, цель которых - изучение причин, способствующих возникновению психических заболеваний и нарушений, их своевременное выявление и устранение.

В любой области медицины, будь то хирургия, терапия, инфекционные или другие болезни, российское здравоохранение большое внимание уделяет вопросам профилактики. При решении вопросов предупреждения различных психических расстройств и заболеваний профилактические мероприятия должны своевременно внедряться в жизнь и практику здравоохранения.

Методы психопрофилактики включают, в частности, предупреждение обострений психического заболевания. Поэтому может быть необходимым изучение динамики нервно-психического состояния человека во время , а также в бытовых условиях.

С помощью целого ряда психологических и физиологических методов ученые исследуют влияние различных профессиональных вредностей некоторых отраслей труда (факторы интоксикации, вибрации, значение перенапряжения в работе, самого характера и т.д.).

Психопрофилактика представляет собой раздел общей профилактики, который включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний.

Между психикой человека и его соматическим состоянием имеется тесная связь. Устойчивость психического состояния может оказывать влияние на соматическое состояние. Известно, что при большом эмоциональном подъеме редко возникают соматические заболевания (примером могут служить военные годы).

Состояние соматического здоровья также может оказывать влияние на , вести к возникновению тех или иных расстройств или препятствовать им.

В.А. Гиляровский писал, что роль нервного подъема в преодолении трудностей для организма и, в частности, вредностей для нервной системы должна быть использована в планировании работ психопрофилактического характера.

Задачами профилактики являются: 1) предотвращение действия на организм болезнетворной причины, 2) предупреждение развития заболевания путем раннего его диагностирования и лечения, 3) предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.

В профилактике психических заболеваний большую роль играют общепрофилактические мероприятия, такие, как устранение инфекционных заболеваний, интоксикаций и других вредных воздействий внешней среды.

Под психической профилактикой (первичной) принято понимать систему мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения и .

Все мероприятия, относимые к психической профилактике, направлены на повышение выносливости психики к вредным воздействиям. К ним относятся: ребенка, борьба с ранними инфекциями и психогенными воздействиями, которые могут вызвать задержку психического развития, асинхронию развития, психический инфантилизм, которые делают психику человека неустойчивой к внешним воздействиям.

Первичная профилактика включает в себя также несколько подразделов: провизорную профилактику, целью ее является охрана здоровья будущих поколений; генетическую профилактику - изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, которая направлена также на оздоровление будущих поколений; эмбриональную профилактику, направленную на оздоровление женщины, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения; постнатальную профилактику, состоящую в раннем выявлении пороков развития у новорожденных, своевременном применении методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития.

Вторичная профилактика. Под ней понимают систему мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания. Вторичная профилактика включает раннюю диагностику, прогноз и предупреждение опасных для жизни больного состояний, раннее начало лечения и применения адекватных методов коррекции с достижением наиболее полной ремиссии, длительной поддерживающей терапии, исключающей возможности рецидива болезни.

Третичная профилактика - система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение методов лечебной и педагогической коррекции.

Все разделы психопрофилактики особенно тесно связаны в тех случаях профилактики психических заболеваний, в которых речь идет о таких расстройствах, как , в возникновении которых играют роль не только психогенные моменты, но и соматические расстройства.

Как уже говорилось, психогениями принято называть заболевания, вызванные психическими травмами. Термин «психогенные заболевания» принадлежит Зоммеру и вначале применялся только для .

В.А. Гиляровский для обозначения этих состояний пользовался термином «пограничные состояния», подчеркивая этим, что указанные расстройства как бы занимают пограничное место между психическим заболеванием и психическим здоровьем или соматическими и психическими заболеваниями.

По мнению многих специалистов, с нервно-психическими нарушениями и болезнями необходимо вести такую же усиленную борьбу, как и с инфекциями.

Методы психопрофилактики и психогигиены включают в себя работу в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям. В числе могут быть - массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними, информация населения и т.д.

1

Целью исследования явилось изучение степени эмоционального напряжения студентов на первом и втором году обучения в вузе, разработка профилактических мер для саморегуляции психических состояний студентов. Актуализация вопроса связана с высокими учебными нагрузками, ухудшением психического и соматического здоровья студентов. Психоэмоциональное напряжение оценивалось по экспресс-методике В.А. Лещук, Е.В. Мостковой. Исследования показали, что 2/3 студентов имеют высокую и среднюю степень эмоционального напряжения. Это дало основание для разработки и проведения семинара-практикума «Психопрофилактика эмоциональных напряжений» при совместной деятельности преподавателя и студентов научного кружка «Актуальные вопросы здорового образа жизни». На семинаре рассматриваются вопросы: что такое психоэмоциональное напряжение, его симптомы, проводится анкетный опрос студентов, даются рекомендации для предупреждения возникновения негативных состояний и самостоятельного их преодоления студентами.

психоэмоциональное напряжение

студенты вуза

психопрофилактика

саморегуляция

1. Косицкий Г.И. Физиология человека. – М.: Медицина. – 1985. – 544 с.

2. Крючкова Г. Н. Особенности психофизиологических механизмов эмоционального напряжения // Фундаментальные исследования. – № 11. – 2007. – 15 с.

3. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. – М.: Наука. – 2000. – 123 с.

4. Лещук В.А., Мосткова Е.В. Девять ступеней к здоровью. – М., 1997.

5. Оплетин А.А. Нормализация психических состояний студентов на занятиях физической культурой // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. -– С. 31-32.

6. Физиологические механизмы учебной деятельности студентов: учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования. - М: Издательский дом «Русский врач», 2007.

7. Щепин О.П., Тишук Е.А. Медико-демографические проблемы в Российской Федерации // Вестник РАМН. - 2005. - № 9. - С. 3-6.

Одним из путей решения важной социальной задачи является изучение психических состояний, возникающих у студентов в процессе учебной деятельности.

Многочисленными исследованиями установлено, что любые сильные раздражители (стрессоры) вызывают психофизиологическое напряжение организма.

Учебная деятельность студентов сопряжена с эмоциональным напряжением, и это является нормальной приспособительной реакцией индивидов, позволяющей им мобилизовать физиологические функции на достижение результата, преодоление сложных ситуаций, творческую и исследовательскую деятельность .

Высокие нагрузки, обусловленные спецификой учебной и бытовой деятельности студентов, вызывают хроническое перенапряжение психической сферы, которое проявляется в сдвигах гормонального фона, рефлекторных изменениях дыхания и системы кровообращения, дисбалансе клеточных и гуморальных факторов иммунитета .

В итоге, состояние эмоционального напряжения сказывается не только на психическом здоровье человека, оно способно вызвать ряд соматических заболеваний и обострить уже имеющие хронические .

Важной предпосылкой для сохранения и укрепления здоровья является понимание процессов повседневной жизни и сознательное управление ими. Это актуализирует проблему разработки программы, призванной решать задачи психического здоровья студентов, а именно: преодоления психологических и психогенных состояний тревоги, что формирует уверенность личности в своих силах и возможностях .

Благодаря наличию знаний, умений, навыков и практического опыта у студентов в области самопознания, саморегуляции психических состояний возможно их самопроектирование и самореализация в учебной, творческой, научной и других видах деятельности.

В этой связи проведение семинаров-практикумов по психопрофилактике эмоциональных напряжений приобретает особую значимость и может быть направлено на психологически обоснованное решение проблем социально-психологической адаптации студентов к условиям высшей школы.

Цель исследования: изучить степень психоэмоционального напряжения у студентов по их самооценке и разработать рекомендации по психопрофилактике.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 110 студентов 1-2 курсов, обучающиеся на дневном отделении ТИ (ф) СВФУ. Для выявления степени эмоционального напряжения студентов применялась экспресс-методика В.А.Лещук, Е.В.Мостковой, включающая выбор представленных утверждений . Исследование проводилось в 2013-2015 гг.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучив степень психоэмоционального напряжения у студентов, мы выявили, что 32,7% студентов имеют низкую степень эмоционального напряжения, т.е. третья часть студентов умеет снимать напряжение. 54% студентов можно отнести к среднему уровню эмоционального напряжения. Этой части студентов необходимы умения снимать лишнюю напряженность. 14% студентов попали в группу с высоким эмоциональным напряжением, в которой можно констатировать наличие «болезни спешки». Эта часть студентов попала в группу риска, и им необходимы срочные меры для избавления от отрицательных эмоций.

Полученные результаты дали основание для разработки семинара-практикума «Психопрофилактика эмоциональных напряжений» для студентов 1-2 курсов ТИ (ф) СВФУ, который проводится преподавателем совместно со студентами научного кружка «Актуальные вопросы здорового образа жизни». В содержание семинара входит:

1. Рассмотрение вопросов: что представляет собой эмоциональное напряжение, его симптомы.

2. Экспресс-опрос степени психоэмоционального напряжения у студентов.

4. Составление студентами индивидуальных программ по профилактике психоэмоционального напряжения.

Эмоциональное напряжение (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психическое состояние, характеризующееся как возрастание интенсивности эмоций и переживаний, реакция на внутреннюю или внешнюю проблему. Эмоциональное напряжение имеет, как правило, преобладающую субъективную окраску и не всегда вызывается объективными обстоятельствами .

Симптомы эмоционального напряжения. При состоянии эмоционального напряжения человек ощущает себя беспомощным и бесполезным, теряет интерес к работе, выполняя ее формально. Много кто жалуется на повышенную тревожность и беспокойство. Также при эмоциональном напряжении часто возникает апатия и скука, чувство неуверенности, подозрительности и чрезмерной раздражительности. Человек ощущает себя разочарованным и одиноким. При подобном нарушении многие люди отказываются от любых физических нагрузок, у них пропадает аппетит, может наблюдаться злоупотребление спиртным или же наркотическими веществами.

Экспресс-опрос степени психоэмоционального напряжения студентов включает следующие утверждения по выбору:

1. Вы испытываете беспокойство и чувство вины, когда ничего не делаете.

2. У вас много невыполненных дел и обязанностей.

3. Вы едите в спешке, на ходу.

4. У Вас напряженная деловая жизнь, и вы возвращаетесь домой очень уставший.

5. Вы испытываете трудности при засыпании.

6. У вас бывает утренняя «бессонница».

7. Вы редко отдыхаете.

8. Вы часто просыпаетесь ночью.

9. Вы редко находите время для эмоциональной поддержки вашей семьи и друзей.

10. Вы быстро водите машину, проезжаете на желтый свет, не терпеливы к другим водителям.

Рекомендации для студентов. Эмоции нельзя сдерживать, но надо - и в этом проблема. Эмоции иногда надо разрядить. Паллиативным выходом может быть очень сильная мышечная деятельность, которая уменьшает энергию. Можно, как это делают японцы, разрядиться на «чучело мастера» и т.п. Это не устраняет причины эмоционального напряжения, но снимает вегетативную бурю. Астенические отрицательные эмоции надо всячески избегать, а если они появились, надо устранить застывание на этой стадии. Обязательно надо выйти из этой ситуации .

Эмоциональное напряжение складывается из множества факторов. Некоторые факторы нервного напряжения поддаются сознательному контролю и управлению. Регулировать эмоциональное напряжение можно, понимая условия их возникновения. Для этого надо либо не ставить большие цели, либо наращивать собственные ресурсы - уметь адекватно распределять время, наращивать энергию и информацию, т.е. жизненный опыт и навыки.

Для уменьшения эмоционального напряжения полезно применять следующие стратегии и методы:

1. Стратегия разбивки и уменьшения. Сконцентрируйте своё внимание на мелких деталях какого-либо важного для вас дела или ситуации, отстранитесь от значимости результата.

«Съесть всего слона сразу - невозможно, по частям и постепенно - можно». Концентрация на частностях и мелких деталях делает всю ситуацию не такой значимой, чтобы её очень эмоционально переживать. При этом, конечно, полезно помнить о главной и общей цели, чтобы не запутаться в деталях. Стратегия разбивки и уменьшения позволяет переключить внимание, что способствует снижению уровня эмоционального напряжения.

2. Сравнение ситуации с чем-то большим. Уменьшение значимости. «Всё ерунда, по сравнению с мировой революцией». Так говорили революционеры и стойко переносили тяготы революционной борьбы. В учебной деятельности можно рассуждать так: «Проект, из-за которого вы переживаете, намного меньше по сравнению с проектами всего образовательного процесса. Это уже делали другие, у них получалось, значит, получится и у вас».

3. Моделирование множества приемлемых результатов. Просчитайте все возможные результаты деятельности или разрешения ситуации. Найдите в них положительные моменты. Какие-то варианты будут устраивать больше, какие-то меньше, но в любом случае, лучше быть готовым к разным вариантам, при этом знать, как максимально эффективно использовать каждый полученный результат.

4. Физическая нагрузка. Так люди устроены, что переживать сложно, когда нужно интенсивно работать физически. Эмоциональное напряжение спадает при интенсивном плавании, посещении бани, беге. Любая двигательная активность уравновешивает эмоции, делает их более стабильными. Например, в деревне, где тяжёлая физическая работа начинается в 4 часа утра и заканчивается с заходом солнца, люди более эмоционально устойчивые, чем горожане. Переживать некогда - работать надо.

5. Юмор и работа с негативными эмоциями. Особо стоит отметить юмор, как средство работы с негативными эмоциями. Всё, что становится смешным, перестаёт быть опасным. Ревность, измена, любовь, бизнес - сколько трагедий написано об этом. И столько же комедий примиряют людей с реальностью, когда мы смеёмся над ревностью, изменой, любовью, бизнесом, чаще, других людей. Юмор заразителен, а весёлое общение сближает и помогает идти по жизни легко, смеясь, празднуя каждый свой день, создавая себе положительные эмоции .

6. Дыхание и тонус мышц. Изменяя ритм и глубину дыхания, расслабляя произвольно отдельные мышцы, мы можем снимать значительную часть нервного напряжения. Якобсон установил, что глубокое мышечное расслабление является эффективным способом восстановления физических сил и душевного здоровья.

При оценке степени эмоционального напряжения у студентов ТИ (ф) СВФУ было выявлено, что 1/3 часть имеют низкую степень, 14% студентов находится в группе риска, имея высокую степень напряжения, чуть больше половины студентов относятся к группе со средней степенью напряжения. Психопрофилактику эмоционального напряжения студентов необходимо проводить в вузах, вооружая студентов знаниями и умениями регулярного проведения различных методов и стратегий, что в свою очередь будет способствовать здоровому состоянию организма. По нашему мнению проведение мероприятий и обучение студентов вуза психопрофилактике эмоциональных напряжений является важным условием для самостоятельного противостояния признаков их возникновения и помогает, в случае появления негативных состояний, проявлять умение самостоятельно их корригировать.

Библиографическая ссылка

Прокопенко Л.А., Черцова А.И. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-2. – С. 225-227;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=10936 (дата обращения: 19.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»