Понятие психопрофилактики. Психопрофилактика и ее методы

Психиатры всего мира озабочены ростом нервно-психических расстройств. В связи с эти разрабатываются различные меры по профилактике этих заболеваний. Согласно классификации ВОЗ 1983 года психопрофилактика делится на первичную, вторичную и третичную. В рамках каждого вида разрабатываются свои мероприятия по снижению нервно-психических заболеваний.

Первичная психопрофилактика

Это профилактика нервно-психических расстройств, которая включает в себя самые широкие мероприятия, такие как борьба с эпидемиями, травмами, психогенными воздействиями на здоровых людей психически больных. Сюда же включается воспитание детей и подростков, их своевременная и правильная профориентация, снижение у них нервно-психических нагрузок, предупреждение семейных конфликтов, психотерапевтические консультации и помощь в ситуации острых конфликтов в семье, на работе, с соседями и так далее.

Большое значение имеет предупреждение наследственных заболеваний, с этой целью создаются медико-генетические консультации, задача которых выявить возможные отклонения в нервно-психическом развитии плода и предупредить рождение больного ребенка.

В женских консультациях акушеры-гинекологи рассказывают беременным женщинам о вредном воздействии на центральную нервную систему (ЦНС) ребенка алкоголя, наркотиков, психотропных средств, курения и так далее. Не меньшее значение для рождения психически здорового ребенка имеет и правильное ведение беременности и родов – это профилактика различных токсических воздействий на ЦНС ребенка, обусловленных течением беременности, и родового травматизма. Значение для нормального нервно-психического развития имеет раннее выявление у ребенка аномалий развития и их лечение.

Профилактика и лечение любого тяжелого острого, хронического заболевания является одновременно и психопрофилактикой. Особое значение такая профилактика имеет для онкологических больных.

Вторичная психопрофилактика

Вторичная психопрофилактика – это своевременное выявление и лечение психических нарушений и заболеваний. Большую роль играет применение эффективных методов лечения, лекарственных препаратов, длительная поддерживающая терапия, исключающая возможность рецидивов.

Такие больные должны постоянно наблюдаться психиатром. Правильное наблюдение за ними, своевременное противорецидивное лечение является вторичной психопрофилактикой.

Психиатры должны хорошо знать бытовые, семейные условия таких больных для того, чтобы вовремя погасить конфликт и предупредить обострение психического заболевания .

Третичная психопрофилактика

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение тяжелых для больного и окружающих социальных последствий заболеваний. Так, тяжелыми последствиями для самого больного являются его инвалидизация, невозможность работать, адаптироваться в социальной среде, тяжелое течение психического заболевания.

Для окружающих последствия также могут быть значительными. Если не адаптированный в обществе больной живет в семье, то в ней создается тяжелая психологическая атмосфера, которая может привести к развитию психогений (неврозов и реактивных психозов) у членов семьи. И здесь третичная психопрофилактика смыкается с первичной.

Наконец, большое значение имеет предупреждение противоправных действий у психически больных. По данным статистики больше всего противоправных действий совершают больные шизофренией , что говорит о недостаточно качественном проведении третичной психопрофилактики.

В рамках третичной профилактики психических заболеваний важную роль играет правильное и своевременное назначение больным медикаментозного и психотерапевтического лечения, а также физиотерапевтических процедур, лечебной гимнастики, водолечения и так далее.

Программные положения

Психогигиена, предмет, теоретические основы, разделы, основные направления. Гигиеническое воспитание. Психопрофилактика, определение, содержание, разделы. Первичная профилактика, как система общегосударственных мер по укреплению здоровья населения. Вторичная профилактика - работа с группами повышенного риска по заболеваемости, диагностика, коррекция терапия. Третичная профилактика - помощь переболевшим людям в целях предупреждения рецидивов болезни, декомпенсации и инвалидизации. Задачи клинической психологии на всех трех этапах профилактики. Консультативные, восстановительные и коррекционные формы профилактической деятельности психологов. Взаимосвязи и разграничение отраслей «Психогигиена» и «Психопрофилактика».

Конспект лекции

Психогигиена - наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья человека. Она является составной частью более общей медицинской науки о здоровье человека - гигиены. Изучает меры и средства формирования, сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний.

Специфической особенностью психогигиены является тесная связь ее с клинической (медицинской) психологией, которая В.Н. Мясищевым рассматривается в качестве научной основы психогигиены. В системе психологических наук, предложенной известным отечественным психологом К.К. Платоновым (1972), психогигиена включена в медицинскую психологию.

Теоретическая основа психогигиены - социальная и общая психология, психотерапия, социальная психиатрия и физиология высшей нервной деятельности.

Элементы психической гигиены появились в жизни человека задолго до того, как произошла систематическая разработка принципов психической гигиены. Над необходимостью поддерживать собственное душевное здоровье и равновесие во взаимодействии с окружающим миром задумывались еще античные мыслители. Значение для психики человека "хорошей уравновешенной жизни" подчеркивал Демокрит, а Эпикур называл это "атараксией", спокойствием мудрого человека. Первый специальный труд "Гигиена страстей, или Нравственная гигиена" принадлежит Галену.

Само понятие "психическая гигиена" возникло в XIX веке, когда американец К. Бирс, будучи многолетним пациентом клиники для душевнобольных, написал в 1908 году книгу "Душа, которая нашлась вновь". В ней он разобрал недостатки в поведении и позициях медицинских работников по отношению к больным, а в последующем и вся его деятельность была направлена на улучшение условий жизни психически больных не только в клинике, но вне стен больницы.

Исторически возникновение психогигиены связывают с первым съездом психиатров России (1887 г.), на котором видные отечественные психиатры (С. С. Корсаков, И. П. Мержеевский И. А. Сикорский и др.) обратились к общественности с идеей разработки программы и создания системы предупреждения нервных и психических заболеваний. Основоположник психогигиены в России. И.П. Мержеевский видел важнейшее средство сохранения душевного здоровья и повышения продуктивности деятельности в высоких стремлениях и интересах личности.

Психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу.

Важными проблемами и направлениями исследований являются:

    экология человека - изучение факторов и условий среды, влияющих на психическое развитие и психическое состояние человека,

    забота об укреплении соматического здоровья, о гармоническом всестороннем развитии личности,

    забота о правильном воспитании детей и подростков,

    рационализация процесса обучения в школе с целью предотвращения нервно-психических перегрузок;

    психологический климат в больших и малых социальных группах;

    разработка методов повышения психической стойкости работников, профессиональные обязанности которых требуют значительного эмоционального напряжения;

    система отношений больного человека к себе, своей болезни, медперсоналу и др.

    эпидемиологические транскультурные исследования заболеваемости, микросоциологических,

Основной целью психогигиены является сохранение психического здоровья, душевного равновесия . Она призвана помогать человеку -

    избегать неблагоприятных воздействий, опасных для его психического здоровья,

    обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого естественные, природные ресурсы или изменяя свое отношение к ним.

На практике достижения психогигиены могут реализовываться путем:

    создания для государственных и общественных учреждений научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих условия различных видов социального функционирования человека;

    передачи психогигиенических знаний и обучения психогигиеническим навыкам медицинских работников, педагогов, родителей и др. групп населения, которые могут существенно влиять на психогигиеническую ситуацию в целом;

    санитарно-просветительной психогигиенической работы среди широких слоев населения, привлечения к пропаганде психогигиенических знаний различных общественных организаций.

Существует разнообразная систематика разделов психогигиены. В психогигиене обычно выделяют:

    личную (индивидуальную) и

    общественную (социальную) психогигиену.

Разделы психогигиены :

    психогигиена труда, или производственная психогигиена, изучающая влияние видов и условий труда на психическое здоровье,

    психогигиена детей и подростков

    школьная психогигиена, предмет которой - влияние условий обучения на психическое здоровье детей школьного возраста.

    психогигиена пожилого старческого возраста,

    психогигиена умственного труда,

    психогигиена семьи,

    психогигиена быта и др.

Гигиеническое воспитание

Это комплексная образовательная и воспитательная деятельность, направленная на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях развития, сохранения и восстановления здоровья и трудоспособности. Она формирует знания, взгляды, убеждения, мотивы и поведение человека в отношении здоровья и болезни, является составной частью как общего образования и воспитания, так и системы охраны здоровья.

Передача медико-гигиенической информации обеспечивается с помощью различных методов, форм и средств.

    Информационно - рецептивный метод основан на предъявлении готовой информации и обеспечивает усвоение знаний на уровне восприятия и запоминания;

    репродуктивный метод - объяснение выводов медицинской науки, освещение вариантов решения проблемы;

    проблемный метод - обсуждение различных вариантов решения проблемы, которое нацелено на творческий подход к выполнению норм и правил здорового образа жизни.

Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания .

    Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения психолога с пациентом (беседа, инструктаж, консультация - очная или по телефону, личная корреспонденция).

    Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Радио- и телепередачи, публикации в прессе используются с целью формирования общественного мнения и ответственного отношения к здоровью и оздоровительным мероприятиям, широкого информирования общественности о состоянии здоровья народа и его отдельных групп.

Психопрофилактика

Психопрофилактика - раздел общей профилактики, включающий комплекс мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье и предупреждение возникновения и распространения психических заболеваний.

Для осуществления этих мероприятий психопрофилактика использует ряд методов:

    медицинского обследования психического состояния различных групп населения - учащихся, военнослужащих и т. д.;

    анализ данных статистического изучения заболеваемости психическими болезнями и условий их возникновения;

    ранняя диагностика психических заболеваний;

    санитарно-просветительная работа:

    организация специальных видов медпомощи - в первую очередь психоневрологических диспансеров, дневных и ночных стационаров, санаториев.

Задачами психопрофилактики являются :

    предотвращение действия на организм и личность болезнетворной причины;

    предупреждение развития заболевания путем его ранней диагностики и лечения;

    предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.

В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии Всемирной Организации Здравоохранения, профилактика делится на -

    первичную,

    вторичную и

    третичную.

В таблице 1. представлено сопоставление содержания, вкладываемого разными авторами в понятие "психопрофилактика".

Таблица 1.

Примечание

Отрасль психиатрии, занимающаяся разработкой мер, предупреждающих возникновение психических заболеваний или переход их в хроническое течение, а также вопросами социальной и трудовой адаптации психически больных.

Энциклопедический словарь медицинских терминов (1983)

Раздел общей профилактики, который включает мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний.

Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков (1964).

Различают первичную, вторичную, третичную психопрофилактику.

Интрадисциплинарная область, целью которой является предупреждение нервно-психических заболеваний.

Б. Д. Карвасарский (1982).

Рассматривает вопрос специфически врачебных мероприятий (психогигиена, психотерапия, фармакотерапия и т.д.).

Часть общей профилактики, изучающая вопросы предупреждения расстройств психики.

В. М. Банщиков, В. С. Гуськов, И. Ф. Мягков (1967)

Различают, как и в психогигиене индивидуальную и социальную психопрофилактику.

Специальный вид деятельности школьного психолога, направленный на активное содействие развитию всех учащихся школы.

И. В. Дубровина (1991)

Нет описания содержания разных видов (уровней) психопрофилактической работы.

Специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

И. В. Дубровина (2000 )

Наполняет содержание психогигиеническими задачами: "... психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития" .

Системообразующий вид деятельности практического психолога образования, направленный на предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка, создание психологических условий, максимально благоприятных для этого развития, на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей в течение всего дошкольного и школьного детства.

В. В. Пахальян (2002)

Считает, что описывает первичную профилактику. Вопрос о видах оставляет открытым.

Формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.

"Положение о психологической службе в системе народного образования" (1990).

Выполнение психопрофилактических мероприятий требует специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии. Это особенно важно, если учитывать тесную взаимосвязь физического и душевного здоровья человека. Психическое состояние оказывает влияние на соматическое здоровье человека, а соматические проблемы могут вызвать серьезное эмоциональное расстройство.

Первичная психопрофилактика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику и предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения.

На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний.

Первичная психопрофилактика тесно связана с профилактикой общей и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей.

По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мероприятий, поскольку способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут –

    неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.),

    факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития мозга, неблагоприятной наследственности и т.п.).

Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики отводится психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам , которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности.

Вторичная психопрофилактика - это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение .

Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса.

Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение . Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению.

Успехи активных методов лечения, особенно достижения психофармакологии, заметно отразились на исходах психических заболеваний: повысилось число случаев практического выздоровления, увеличилась выписка больных из психиатрических больниц. Однако следует помнить, что вторичная профилактика направлена не только на биологическую основу болезни, она требует применения психотерапии и социотерапии в широком смысле этих понятий.

Третичная психопрофилактика - это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание.

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания .

Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза с успехом применяются с профилактической целью соли лития. При неврозах главное место в поддерживающей терапии принадлежит психотерапии и т.д.

Для предупреждения утраты работоспособности при нервно-психических заболеваниях или профессиональных и личностных кризисах, речь идет обычно

    о профессиональной реабилитации (поиск новых ресурсов в профессиональной деятельности, возможностей профессионального роста или в ряде случаев - возможной смене профессии);

    о социальной адаптации (создание максимально благоприятных условий для больного человека при его возвращении в привычную окружающую среду),

    о поиске путей для самоактуализации личности (осознание личностью собственных возможностей для пополнения ресурсов роста и развития).

Реабилитация (лат. rehabilitatio - восстановление в правах) - система медицинских, психологических и социальных мер, предупреждающих дальнейшее развитие болезни, потерю работоспособности и направленных на возможно более раннее и эффективное возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду и активной социальной жизни.

Лечение болезни может проводиться без специальных реабилитационных средств, но реабилитация включает также лечебные средства для достижения своих целей.

Важнейшими задачами реабилитации являются восстановление личного (в собственных глазах) и социального (в глазах окружающих) статуса больного - семейного, трудового, общественного.

М.М. Кабановым (1978) были выделены принципы и этапы реабилитации при нервно-психических расстройствах.

Основные принципы реабилитации :

    партнерство - постоянная апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения;

    разносторонность воздействий - указывает на необходимость использовать разные меры воздействия, от биологического лечения до разных видов психотерапии и социотерапии, привлечение к восстановлению больного семьи, ближайшего окружения;

    единство психосоциальных и биологических методов воздействия - подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного;

    ступенчатость воздействий - включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер к другим (например, на начальных этапах болезни могут превалировать биологические методы лечения болезни, а на этапах выздоровления - психо- и социотерапевтические).

Основные этапы реабилитации :

    восстановительная терапия - лечение в стационаре, активная биологическая терапия с включением психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режима к активизирующему;

    реадаптация - начинается в стационаре и продолжается во внебольничных условиях, адаптация к семье, наряду с поддерживающей терапией применяют лечение трудом, а при необходимости обучают новой профессии;

    реабилитация в собственном значении слова - рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь.

В приведенной таблице 2 представлено содержание понятия первичной, вторичной и третичной психопрофилактики в медицинской психологи (Чупров Л.Ф., 2003).

Таблица 2.

Первичная

Вторичная

Третичная

Задачи совпадают с целями психогигиены.

Максимальное выявление начальных форм нервно-психических заболеваний.

Предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности больных.

Система, которая включает охрану здоровья будущих поколений, изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения, раннее выявление пороков развития у новорожденных, своевременное применение методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития.

Система мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания.

Система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение лечебной и педагогической коррекции и систематическое использование мер реадаптации.

Мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств: борьба с инфекциями, травмами и психогенными воздействиями; правильное воспитание подрастающего поколения; превентивные меры в отношении семейных конфликтов, организационные психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных ситуациях (так называемая кризисная интервенция); профилактика проф. вредностей; правильная проф. Ориентация и проф. Отбор, а также прогнозирование возможных наследственных заболеваний (медико-генетическое консультирование).

Комплекс мероприятий по предупреждению неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, уменьшению патологических проявлений, по облегчению течения болезни и улучшению ухода, а также раннюю диагностику, своевременное и адекватное лечение, прогноз опасных для жизни больного состояний.

Мероприятия направленные на предупреждение неблагоприятных социальных последствий заболеваний; реабилитационные мероприятия, предупреждение инвалидности и др.

Включает для реализации задач психогигиену и широкие социальные мероприятия.

Включает для реализации задач комплексную фармакотерапию и психотерапию.

Включает для реализации задач социальную реабилитацию.

Участие клинических психологов в психопрофилактике и реабилитации больных и в восстановлении нарушенных высших психических функций.

Клиническая психология участвует в решении прикладных проблем, связанных с предупреждением и возникновением заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, психо - коррекционными формами влияния, в социальной и трудовой реабилитации больных людей.

В психопрофилактической деятельности принимают участие представители самых разных профессий - врачи, психологи, педагоги, социологи, юристы.

    Задача психологов, при первичной психопрофилактике , - формировать представление о здоровом образе жизни, ценность здоровья, чувство необходимости здоровья у всех людей.

    В рамках вторичной психопрофилактики клинические психологи осуществляют диагностическую, коррекционную и психотерапевтическую работу. Роль психологов предусматривает консультативные и восстановительные формы профилактической деятельности. Сюда же относится психологическая работа с группами риска, коррекция факторов риска и образа жизни.

    Третичная профилактика - работа с переболевшими людьми, направленная на предотвращение инвалидизации или повторения рецидива болезни. Клинические психологи участвуют в решении психологических задач реабилитации больных разного профиля - психических, неврологических, соматических и др. Выделяют три вида задач:

    коррекция риска суицида или инвалидизации, возобновления заболевания;

    коррекция тревожности, уровня притязаний, мотивации, послеболезненных синдромов;

    восстановление нарушенных ВПФ;

    восстановление и нормализация отношений в среде.

Рассмотрим вопрос взаимосвязей двух отраслей: психогигиены и психопрофилактики, ряд авторов ставит знак тождества между этими двумя понятиями, и для этого у них имеются основания.

Немецкий исследователь К. Гехт (1979) в своей книге, приводя обширный исторический обзор, обосновывая науку психогигиену, дает следующее определение этой науке:

"Под психогигиеной мы понимаем профилактическую охрану психического здоровья человека

    путем создания оптимальных условий функционирования мозга и полного развития психических свойств личности,

    путем улучшения условий труда и жизни, установления многосторонних межличностных отношений,

    а также путем повышения сопротивляемости психики человека вредоносным воздействиям окружающей среды".

Согласно психологу К. К. Платонову, - "Психогигиена - наука, лежащая на пересечении медицинской психологии и медицинской науки гигиены и как последняя нацеленная на оздоровление среды и условий жизни человека"

Л.Л. Рохлин (1983) проводит разграничение этих понятий. Отмечая, что "Психопрофилактика тесно связана с психогигиеной. Эти понятия можно разграничить только условно, т. к. сохранение и укрепление психического здоровья невозможно без предупреждения психических болезней".

Он проводит эту условную черту следующим образом:

"Психогигиена в отличие от психопрофилактики имеет главную цель - сохранение, укрепление и улучшение здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни. Психопрофилактика - деятельность, цель которой предупреждение психических расстройств" .

Таким образом,

    Психогигиена - наука о сохранении, укреплении и улучшение здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни,

    а психопрофилактика - деятельность, направленная на предупреждение психических расстройств.

Приложение 2.

Психопрофилактика - это система мероприятий, цель которых - изучение причин, способствующих возникновению психических заболеваний и нарушений, их своевременное выявление и устранение.

В любой области медицины, будь то хирургия, тера­пия, инфекционные или другие болезни, российское здра­воохранение большое внимание уделяет вопросам профи­лактики.

При решении вопросов предупреждения раз­личных психических расстройств и заболеваний про­филактические мероприятия должны своевременно вне­дряться в жизнь и практику здравоохранения.

Методы психопрофилактики включают, в частности, предупреждение обострений психического заболевания. Поэтому может быть необходимым изучение динамики нервно-психического состояния человека во время трудо­вой деятельности, а также в бытовых условиях.

С помощью целого ряда психологических и физиологических методов ученые исследуют влияние раз­личных профессиональных вредностей некоторых отрас­лей труда (факторы интоксикации, вибрации, значение перенапряжения в работе, самого характера производствен­ного процесса и т.д.).

Психопрофилактика представляет собой раздел общей профилактики, который включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний.

Между психикой человека и его соматическим состо­янием имеется тесная связь. Устойчивость психического состояния может оказывать влияние на соматическое со­стояние. Известно, что при большом эмоциональном подъе­ме редко возникают соматические заболевания (приме­ром могут служить военные годы).

Состояние соматического здоровья также может ока­зывать влияние на психику человека, вести к возникно­вению тех или иных расстройств или препятствовать им.

В.А. Гиляровский писал, что роль нервного подъема в преодолении трудностей для организма и, в частно­сти, вредностей для нервной системы должна быть ис­пользована в планировании работ психопрофилактиче­ского характера.

Задачами профилактики являются: 1) предотвраще­

ние действия на организм болезнетворной причины, 2) предупреждение развития заболевания путем раннего его диагностирования и лечения, 3) предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы бо­лезни и переход их в хронические формы.

В профилактике психических заболеваний большую роль играют общепрофилактические мероприятия, такие, как устранение инфекционных заболеваний, интоксикаций и других вредных воздействий внешней среды.

Под психической профилактикой (первичной) приня­то понимать систему мероприятий, направленных на изу­чение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней.

Все мероприятия, относимые к психической профи­лактике, направлены на повышение выносливости пси­хики к вредным воздействиям. К ним относятся: пра­вильное воспитание ребенка, борьба с ранними инфекци­ями и психогенными воздействиями, которые могут выз­вать задержку психического развития, асинхронию раз­вития, психический инфантилизм, которые делают пси­хику человека неустойчивой к внешним воздействиям.

Первичная профилактика включает в себя также не­сколько подразделов: провизорную профилактику, целью ее является охрана здоровья будущих поколений; гене­тическую профилактику - изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, которая направ­лена также на оздоровление будущих поколений; эмбри­ональную профилактику, направленную на оздоровление женщины, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию ро­довспоможения; постнатальную профилактику, состоящую в раннем выявлении пороков развития у новорожденных, своевременном применении методов лечебно-педагогичес­кой коррекции на всех этапах развития.

Вторичная профилактика. Под ней понимают систему мероприятий, направленных на предупреждение опасно­го для жизни или неблагоприятного течения уже начав­шегося психического или другого заболевания. Вторич­ная профилактика включает раннюю диагностику, про­гноз и предупреждение опасных для жизни больного со­стояний, раннее начало лечения и применения адекват­ных методов коррекции с достижением наиболее полной ремиссии, длительной поддерживающей терапии, исклю­чающей возможности рецидива болезни.

Третичная профилактика - система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инва­лидности при хронических заболеваниях. В этом боль­шую роль играет правильное использование лекарствен­ных и других средств, применение методов лечебной и педагогической коррекции.

Все разделы психопрофилактики особенно тесно свя­заны в тех случаях профилактики психических заболе­ваний, в которых речь идет о таких расстройствах, как реактивные состояния, в возникновении которых играют роль не только психогенные моменты, но и соматические расстройства.

Как уже говорилось, психогениями принято называть заболевания, вызванные психическими травмами. Термин «психогенные заболевания» принадлежит Зоммеру и вна­чале применялся только для истерических расстройств.

В.А. Гиляровский для обозначения этих состояний пользо­вался термином «пограничные состояния», подчеркивая этим, что указанные расстройства как бы занимают пограничное место между психическим заболеванием и психическим здоровьем или соматическими и психичес­кими заболеваниями.

По мнению многих специалистов, с нервно-психичес­кими нарушениями и болезнями необходимо вести такую же усиленную борьбу, как и с инфекциями.

Методы психопрофилактики и психогигиены включа - ют в себя психокоррекционную работу в рамках кон­сультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую по­мощь здоровым людям. В числе психопрофилактических мероприятий могут быть - массовые обследования с це­лью выявления так называемых групп риска и профилак­тической работы с ними, информация населения и т.д.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое психогигиена и психопрофилактика?

2. Понятие психогигиены.

3. Расскажите о разделах психогигиены.

4. Классификация психогигиенических аспектов.

5. Дайте определение психопрофилактики.

6. Расскажите о задачах психопрофилактики.

7. Что такое первичная, вторичная и третичная пси­хопрофилактика?

Глава 5 ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

ПОНЯТИЕ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ, ЕЕ ВИДЫ

Психопрофилактика - отрасль психиатрии, занимающаяся разработкой мероприятий по преду-преждению психических заболеваний и их последствий.

Являясь частью общей профилактики - деятель-ности, направленной на предупреждение заболеваний, психопрофилактика нацелена на конкретные психи-ческие расстройства. Решение многих общепрофилак-тических задач является вкладом и в психопрофилак-тику. Так, полное выявление и раннее активное лече-ние начальных форм сифилиса привели в нашей стране к исчезновению таких психических заболеваний, как прогрессивный паралич и сифилис мозга; с ликвида-цией многих инфекционных заболеваний не стало и соответствующих инфекционных психозов. Дополняя общепрофилактическую деятельность, психопрофи-лактическая работа нацелена на то, чтобы в трудных для организма условиях, например в условиях уже развившегося общего соматического или инфекцион-ного заболевания, предотвратить возникновение психи-ческих нарушений или их последствий. Вполне оче-видно, что разработка проблем психогигиены всегда предусматривает и психопрофилактику.

В соответствии с установкой Всемирной организа-ции здравоохранения выделяют первичную, вторичную и третичную психопрофилактику. При первичной психопрофилактике речь идет о мероприятиях, направленных на предупреждение психических заболе-ваний у психически здорового населения. Вторич-ная психопрофилактика предусматривает возможно более раннее выявление уже начавшегося психического заболевания, его лечение с тем, чтобы оборвать патологический процесс на начальных его

этапах, не допустить развития острых форм болезни, тяжелых ее проявлений, перехода течения в хрони-ческое, рецидивов заболевания. Под третичной психопрофилактикой понимают специальную. работу с больным, препятствующую его инвалидиза-ции в случае психического заболевания.

Первичная психопрофилактика обеспечивает на-иболее высокое качество деятельности и проводится с участием не только медицинских работников, но и других специалистов, государственных и обществен-ных организаций. Вторичная и третичная психопро-филактика осуществляется при наличии ущерба, уже нанесенного болезнью, поэтому ее конечный результат оказывается менее полным, чем при первичной. Со-держанием психопрофилактики в подобных случаях является диагностическая, лечебная, консультативная, педагогическая и прочая деятельность узких специа-листов - психиатров, психологов, дефектологов, со-циологов. Эффективность зависит от характера забо-левания, его проявлений, давности, остроты, темпа развития, глубины оставшегося дефекта, компенса-торных возможностей организма, особенностей веде-ния больного, его лечения и многих условий, сопут-ствующих заболеванию и его терапии.

В повседневной практике трудно разграничить, где речь идет о лечении болезненного состояния в настоя-щем, а где - о профилактике его инвалидизирующих последствий. Качество лечения в остром периоде обыч-но определяет частоту и характер будущих осложне-ний для организма человека и его социальной адап-тации.

ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ С ПОВЫШЕННЫМ РИСКОМ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

При планировании и проведении мероприятий по первичной психопрофилактике следует прежде всего выделить среди здорового населения контингента по-вышенного риска в отношении психических наруше-ний. Эта деятельность невозможна без знания причин появления психических расстройств, понимания меха-низмов развития болезней и формирования психопа-тологической симптоматики. Отечественная психиат-рия в происхождении психических заболеваний ре-шающее значение придает влияниям среды, в которой

живет и функционирует человек, ее благотворному и болезнетворному воздействию на человеческий орга-низм и человеческую личность. Отсюда ясно, что пси-хопрофилактическая работа должна в первую очередь идти по пути борьбы с вредностями для ЦНС и пси-хической сферы.

Особого внимания заслуживают вредности, су-ществующие в условиях производства. Человек, рабо-тающий с предельно допустимыми нагрузками физи-ческого, химического, биологического и психологи-ческого характера, подвержен опасности заболевания в гораздо большей степени, чем человек, не связанный с такого рода профессиональной деятельностью. Отсю-да к контингенту повышенного риска появления пси-хических расстройств следует отнести лиц, занятых в производстве, способном при неблагоприятных условиях нанести вред психической сфере человека.

Соматическое неблагополучие пагубно отражается на церебральной деятельности, ослабляя ее, нарушая способность мозга к объединению и координации всех функций организма. Признаками церебральной недостаточности оказываются появляющиеся пси-хические феномены, представляющие собой симптомы общих соматических или инфекционных заболеваний. Кроме того, на фоне соматического отягощения облег-чается развитие собственно психических заболева-ний - эндогенных, психогенных и др. Лица, страдаю- щие тяжелым соматическим заболеванием, относятся к группе с повышенным риском появления психических нарушений.

Весьма несовершенными и хрупкими являются пси-хические процессы в периоде развития психики. Раз-витие материального субстрата для психической деятельности начинается еще в утробе матери в связи с закладкой мозга и дальнейшей его дифференциацией у плода. Всякое нарушение внутренней среды мате-ринского организма весьма опасно для зародыша, может привести к появлению аномалий и сказаться болезненными психическими отклонениями уже у взрослого человека. Сам механизм родов несет боль-шую угрозу асфиксии мозга новорожденного и родо-вой травмы, что может исказить весь дальнейший путь психического развития ребенка. Максимальное обеспечение интересов матери и ребенка, системати-ческое наблюдение за физическим и психическим раз-

витием детей и подростков является важнейшим содер-жанием психопрофилактики.

К контингенту повышенного риска в отношении психических расстройств следует отнести также лиц позднего возраста. При построении системы психопро-филактики важно иметь в виду, что выраженная пси-хическая патология не должна считаться присущей старости. Обеспеченная, деятельная, мудрая и обога-щенная опытом старость является естественной при социалистическом строе и образе жизни.

Нервно-психическую заболеваемость населения по-вышает алкоголизация. Алкоголизм приводит к развитию специфических алкогольных психозов, провоцирует и утяжеляет психопатологическую сим-птоматику других заболеваний, вызывает деградацию личности, нарушает социальную адаптацию. Алкоголи-зация родителей влечет за собой рождение физически и психически неполноценных детей. Таким образом, пьянство существенно повышает риск нервно-психи-ческой заболеваемости населения, а одной из задач психопрофилактики является борьба с пьянством и другими вредными привычками.

Повышенный риск заболеть психически имеют кров- ные родственники больного шизофренией, маниакаль-но-депрессивным психозом и другими наследственно детермированными заболеваниями. Кроме оздоров-ления труда и быта, исключения экзогенных факторов, способных спровоцировать начало эндогенного забо-левания, нужно всемерно расширять медико-генети-ческое консультирование, укрепляя сознательное отно-шение граждан нашей страны к вопросам брака и деторождения.

В соответствии с перечисленными выше группами повышенного риска возникновения психических рас-стройств и следует рассматривать первоочередные задачи психопрофилактики.

ФАКТОРЫ РИСКА В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

Целью психопрофилактики на производстве яв-ляется разработка и осуществление мероприятий, на-правленных на предупреждение психической патоло-гии, прежде всего профессиональной (но не профес-сиональной тоже). Профессиональными счи-

таются такие заболевания, причиной которых является вредный производственный фактор. Когда говорят о вредном производственном факторе, имеют в виду неблагоприятное для человека воздействие трудовых процессов или условий производственной среды.

Профессиональные заболевания могут быть специ-фическими и неспецифическими. Абсолютно специфи-ческими являются заболевания, которые развиваются только в,условиях производства и не встречаются в быту. Среди абсолютно специфических профессио-нальных заболеваний, при которых наблюдается выра-женная психопатологическая симптоматика, следует отметить вибрационную болезнь и хроническую инток-сикацию марганцем. Относительно специфическими называют такие заболевания, которые обычно имеют производственное происхождение, но иногда диагнос-тируются и в условиях быта. Из относительно специ-фических профессиональных заболеваний с психиче-скими нарушениями можно упомянуть лучевую бо-лезнь, отравления свинцом, ртутью, мышьяком, пес-тицидами и другими веществами.

Неспецифическими заболеваниями являются, на-пример, неврозы, гипертоническая болезнь с нервно-психическими нарушениями и другие заболевания, развивающиеся у работающих на конвейере, у води-телей городского транспорта, машинистов пассажир-ских электропоездов и у представителей других про-фессий, связанных с чрезмерным эмоциональным на-пряжением. Эти нозологические формы широко диаг-ностируются и вне действия профессионального факто-ра. Как профессиональные они квалифицируются в тех случаях, когда развиваются в конкретных усло-виях определенного вида производства под влиянием именно этих профессиональных вредностей.

Юридическое признание заболевания профессио-нальным дает больному определенные льготы. Сущест-вует список профессиональных заболеваний, утвер-жденный Министерством здравоохранения СССР и ВЦСПС.

В неблагоприятных производственных условиях могут обостряться или впервые выявляться другие, непрофессиональные заболевания. Вызываемые произ-водственными вредностями биохимические, сосудистые, вегетативные и другие патологические изменения (при вибрации, интоксикации и прочих названных в списке

профессиональных заболеваниях) способствуют преж-девременному развитию атеросклероза, ишемической болезни сердца, инфаркта миокарда и иных болезней, которые в таких случаях приравниваются к профес-сиональным. Следует подчеркнуть, что явная или скрытая патология, не связанная в своем происхожде-нии с профессиональной деятельностью, может повы-сить чувствительность организма к профессиональной вредности, сделать его менее устойчивым к неблаго-приятному влиянию производственной среды («синд-ром взаимного отягощения»). Так, отягощающим профессиональную патологию, ухудшающим ее течение и исход, облегчающим появление психических рас-стройств с последующим развитием психоорганиче-ского синдрома и слабоумия является такое заболе-вание, как алкоголизм. Установлено также, что у прак-тически здоровых лиц, перенесших в прошлом сотря-сение мозга, при освоении водительской профессии очень рано (уже через несколько месяцев работы) появляются оптико-вестибулярные расстройства, ис-чезающие после отстранения их от работы. То же бывает у лиц с эндокринными нарушениями, повы-шенной эмоциональной возбудимостью. На основании такого рода данных в число противопоказаний к овла-дению водительской профессией было введено наличие черепно-мозговой травмы в анамнезе или эндокринно-вегетативной патологии с эмоциональной неустойчи-востью.

Профессиональные вредности могут быть физиче-скими, химическими и биологическими. В современном сложном производстве часто приходится встречаться с комбинированным действием неблагоприятных про-изводственных факторов. Так, работа с химическими веществами в условиях высокой температуры опасна не только из-за перегревания организма, но и вслед-ствие повышения токсичности некоторых соединений, например окиси углерода. Кроме того, отмечающаяся при перегревании гипервентиляция способствует боль-шему поступлению яда в организм. Интоксикация еще более усиливается, если при этом совершается тяже-лая физическая работа (гипервентиляция, усиление кровообращения) или если все это происходит в усло-виях разреженного воздуха и гипоксии, например при работе высоко в горах. В подобной ситуации концент-рации угарного газа в воздухе даже ниже предельно

допустимых (например, при вдыхании выхлопных газов от работающего мотора) могут вызвать отравле-ние со спутанностью сознания, психомоторным воз-буждением или комой, со смертельным исходом или исходом в слабоумие.

Таким образом, для планирования психопрофилак-тических мероприятий, их организации и осуществле-ния необходимы знания о самой патологии, ее причи-нах и проявлениях, а также об условиях, способст-вующих и препятствующих ее возникновению. Пси-хопрофилактика на производстве развивается на базе общей профилактики профессиональных заболеваний, которая включает три направления: 1) законодатель-ные мероприятия; 2) санитарно-технические мероприя-тия; 3) мероприятия, направленные на повышение устойчивости организма к профессиональной вред-ности.

Законодательными мероприятиями регламенти-руются нормы, продолжительность рабочего дня, рабо-чей недели, отпуска для работающих с различными видами профессиональной вредности, гарантируется право на льготы, компенсацию при частичной или полной утрате трудоспособности, определяются поря-док назначения пенсии, нормы и условия работы для женщин и подростков. Контроль за соблюдением норм и выполнением закона осуществляется санитарным надзором, который при правильной организации имеет предупредительный характер. Его суть составляют также следующие санитарно-технические мероприятия: контроль за санитарным состоянием сдаваемых в эксплуатацию производственных объектов, машин, механизмов, нового оборудования; замена технологи-ческого процесса, химических веществ на более без-опасные; исключение контакта с производимой продук-цией и организация дистанционного управления; ме-роприятия по обеспыливанию; герметизация оборудо-вания; создание более эффективной вентиляции; контроль за соблюдением правил и систематическим применением индивидуальных средств защиты самими работающими, их инструктаж и гигиеническое обу-чение; контроль за выполнением мер, не допускающих превышения ПДК (предельно допустимые концентра-ции) токсических веществ в воздухе и др.

Третье направление общих профилактических ме-роприятий является собственно оздоровительным и

включает обязательные предварительные (для посту-
пающих на работу) и периодические медицинские
осмотры, лечебно-профилактическое питание, витами-
низацию, производственную гимнастику, ингаляции
для работающих в контакте с пылью и газами, мас-
саж, физио- и водные процедуры. Все случаи острого
отравления на производстве подлежат особой регист-
рации и расследованию СЭС в течение 24 ч, хрони-
ческого - в течение 7 дней от момента извещения
СЭС. Результатами расследования определяется со-
держание дальнейших санитарно-технических и оздо-
ровительных мероприятий. "

Специальные мероприятия могут касаться первич-ной, вторичной и третичной психопрофилактики. При-водим примерный комплекс мероприятий, направлен-ных на предупреждение нервно-психических наруше-ний у здоровых (первичная психопрофилактика):

1) изучение условий работы и характера труда на предприятии, в его отдельных подразделениях и цехах;

2) изучение нервно-психической заболеваемости в общей заболеваемости по предприятию;

3) консультативный прием психоневролога в ме-дико-санитарной части, диспансеризация и периоди-ческие осмотры работающих, анализ этих данных;

4) выявление, учет и динамическое обследование контингента повышенного риска в отношении нервно-психических нарушений: лиц пожилого возраста, под-ростков, всех совмещающих работу с обучением в выс-ших и средних учебных заведениях, часто и длительно болеющих, страдающих хроническими профессиональ-ными заболеваниями и др.;

5) на основании анализа данных 1-4 мероприя-тий составление плана психопрофилактической дея-тельности, включение его в общий комплексный план медико-санитарной части;

6) предварительное обследование поступающих на работу и профессиональный отбор с учетом состояния психического здоровья;

7) строгий контроль за соблюдением законодатель-ных нормативов и правил техники безопасности и ин-дивидуальной защиты;

8) проведение профилактического лечения - спе-цифического, направленного на определенную профес-сиональную вредность, и неспецифического, обще-

укрепляющего, способствующего повышению сопро-тивляемости организма и центральной нервной систе-мы неблагоприятным средовым воздействиям и сниже-нию чувствительности к ним;

9) борьба с вредными привычками и алкоголизмом;

10) постановка работы по психогигиеническому обучению определенных групп работающих с выработ-кой необходимых навыков (по профилактике пере-утомления, неврозов и т. д.); занятия по специально разработанной программе могут быть включены в систему производственно-технического обучения;

11) осуществление широкой психогигиенической пропаганды и просвещения. С этой целью органи-зуются передачи по местной и радиотрансляционной сети во время перерыва, красочно оформляются пере-движные и стационарные стенды, выпускаются изда-ния санитарного бюллетеня, памятки тем, кто работает и учится, на актуальные темы психогигиены, органи-зуются тематические вечера здоровья и т. д.

Поскольку цель вторичной психопрофилактики - не допустить утяжеления или рецидива уже начавше-гося нервно-психического расстройства, а также пре-дупредить возможные его осложнения (общественно опасные действия, неправильное поведение и др.), то ее основой оказывается ранняя этиологическая диагностика. Последняя прежде всего предполагает установление наличия или отсутствия связи с профес-сиональным фактором. Для этого, как и всегда при диагностике, тщательно собираются и анализируются данные анамнеза, сопоставляются результаты клини-ческого (соматического, неврологического, психиче-ского) обследования с показателями лабораторных методов.

В анамнезе обращается внимание на состояние здо-ровья больного до поступления на работу, учитывают-ся данные первичного медицинского обследования. Отсутствие в тот период патологии, наблюдающейся в настоящее время, является одним из многих кри-териев диагностики профессионального заболевания. Далее устанавливается факт контакта больного с профессиональной вредностью, дается количественная его оценка (длительность, непрерывность, интенсив-ность воздействия), уточняется качественная харак-теристика вредоносного фактора (особенно при комби-нации вредностей), проводится сопоставление этих

сведений с давностью, выраженностью и динамикой патологических изменений. Наличие соответствия меж-ду ними повышает степень вероятности" профессио-нального заболевания. Еще более вероятным это пред-положение делает указание в анамнезе на улучше-ние состояния больного в периоды прекращения кон-такта с профессиональной вредностью. Однако отсут-ствие улучшения психического состояния при исклю-чении воздействия вредности вовсе не снимает вопроса о возможности профессионального заболевания, даже если в этих условиях улучшается соматическое состоя-ние. Так, уже после отравления ртутью, марганцем, фосфорорганическими соединениями и при других видах профессиональной патологии может развиваться энцефалопатия с выраженной астенизацией, интеллек-туально-мнестическим снижением, повышенной утом-ляемостью при умственной нагрузке, обеднением лич-ности. Важным является также установление других случаев сходной патологии у работающих в том же подразделении и отсутствие у больного не связанных с производством причин, повлекших развитие болез-ненных симптомов (инфекции, травмы, бытовые фак-торы) .

При анализе состояния учитывается характер пси-хопатологического реагирования (экзогенного или эндогенного типа реакция), его отношение к сомати-ческим, неврологическим изменениям и показателям лабораторных исследований. Наличие соматопсихи-ческой параллели, обнаружение токсических веществ в организме или вызываемых вредностью обменных, эндокринных и иных сдвигов при экзогенном типе пси-хопатологического реагирования и при соответствую-щем анамнезе - все это делает диагноз профессио-нального заболевания с нервно-психическими измене-ниями весьма вероятным. Так, появление астенической симптоматики с явлениями раздражительной слабости и нарушениями сна, нарастание вялости, апатии, повы-шенной утомляемости, забывчивости у человека, рабо-тающего в контакте со свинцом, позволяют предполо-жить возможность хронической интоксикации. Обнару-жение таких характерных признаков, как свинцовая кайма по краю десен, гипохромная анемия, повышен-ное содержание базофильно-зернистых эритроцитов в крови, ретикулоцитоз, порфиринурия, выделение свинца с мочой, функциональная недостаточность печени,

полиневрит убеждают в правильности сделанного пред-положения.

Распознание заболевания позволяет начать тера-пию, обязательным условием которой является п р е-к р а щ-е ние работы с профессиональной вредностью. Принимаются меры к выведению ток-сических веществ из организма, их обезвреживанию, расщеплению, проводится патогенетическая, синдро-мальная терапия, осуществляются общеукрепляющие мероприятия. Назначается психофармакологическая купирующая и поддерживающая терапия в зависи-мости от синдромологической структуры состояния, используются витамины, ноотропы и другие психоэнер-гизирующие средства, при личностных реакциях - психотерапия. Если патологическая продукция психи-ки сравнительно быстро и полно купируется психо-тропными препаратами, то дефицитарная психопато-логическая симптоматика (психоорганический синд-ром, амнестический синдром, выраженное слабоумие) при профессиональной патологии отличается большой устойчивостью; требуются значительная активность и упортство, чтобы повысить эффективность лечебных и реабилитационных мероприятий. Весьма желатель-ным является лечение на курортах.

Третичная психопрофилактика при профессиональ-ных заболеваниях имеет свои особенности. Если при непрофессиональных заболеваниях показателем ее наибольшей эффективности является возвращение больного после лечения в прежние условия работы, без снижения профессионального уровня, то в слу-чае выраженной профессиональной патологии такая возможность полностью исключается. Уверенность в стойкости достигнутого результата лечения может дать лишь гарантия, что больше встречи с данным болезнетворным агентом на производстве у такого человека не будет. Поэтому целью третичной психо- профилактики является достижение человеком прежне- го профессионального уровня после переквалифика-ции с возвращением на производство в условия, не связанные с действием профессиональной вредности. При трудностях переквалификации может быть ис-пользован период пребывания больного на инвалид-ности III группы, которая дается шире, чем при непро-фессиональных заболеваниях. Результаты третичной психопрофилактики у молодых лучше, чем у лиц стар-

Общие вопросы ... следовало бы быть психиатрами , а не секретаршами... гендеры разделены , но равны между собой В главах 3 и...

Один из основоположников отечественной терапии, Мудров М.Я., считал профилактику болезней основой деятельности врача.

Психопрофилактика - это раздел общей профилактики, включающий совокупность мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье, включая профилактику личностных и профессиональных кризисов, предупреждения возникновения и распространения нервно-психических заболеваний.

Выполнение психопрофилактических мероприятий требует наличия у врача любого профиля, кроме общей профессиональной подготовки, специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии.

В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии ВОЗ, профилактика делится на первичную, вторичную и третичную .

Первичная психопрофилактика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику. На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний. Первичная психопрофилактика тесно связана с общей профилактикой и предусматривает комплексную участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей. По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мер, поскольку способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут как неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.) , так и факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития, неблагоприятной наследственности и т.п.).
Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики уделяется психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам, которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности.

Вторичная психопрофилактика - это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение. Согласно рекомендации ВОЗ, во вторичной профилактикой подразумевается само лечение . Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжном, хроническом течения.
Успехи активных методов лечения, особенно достижения психофармакологии, заметно отразились на исхода психических заболеваний: повысилось число случаев практического выздоровления, увеличилась выписка больных с психиатрических больниц.

Третичная психопрофилактика - это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановления работоспособности человека, перенесшего заболевания. Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания. Во многих случаях для предупреждения рецидива психического заболевания больному требуется применение поддерживающей психофармакотерапии. Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза, с успехом применяются с профилактической целью соли лития.

Адаптация - это способность человека сознательно регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями). Существует предел индивидуальной адаптации, но адаптированный человек может жить в привычных для него условиях.

Реабилитация (лат. rehabilitatio - восстановление в правах) - система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на или устранение возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности человека, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Основные принципы реабилитации:

1) партнерство - постоянная апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения;
2) разносторонность воздействий - указывает на необходимость использовать различные меры воздействия от биологического лечения к различным видам психотерапии и социотерапия, привлечение к восстановлению семьи больного, его ближайшего окружения;

3) единство психоциальних и биологических методов воздействия - подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного;
4) ступенчатость воздействий - включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер в другие (например, на начальных этапах болезни могут превалировать биологические методы лечения болезни, а на этапах выздоровления психо-и социотерапевтични).

В процессе реабилитации выделяют три этапа:

1) этап восстановительного лечения (восстановление биомедицинского статуса) - лечение в стационаре, активная биологическая терапия с включением психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режима, в который активизирует;

2) этап социализации или ресоциализации (восстановление индивидуально-личностного статуса) - начинается в стационаре и продолжается в внебольничных условиях. Это адаптация к семье и микросоциальному окружению с развитием, формированием, или восстановлением компенсацией социальных навыков и функций, обычных видов жизнедеятельности и социально-ролевых установок индивида;

3) этап интеграции социальной или реинтеграции (восстановление социального статуса) - сосредоточен на оказании содействия и создании условий для включения или возвращения в обычные условия жизни вместе и наравне с другими членами общества (рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь).

Психотерапия - это рациональное и планомерное использование психических средств для лечения соматических, нервных и психических заболеваний. Физиология психотерапии была описана В.А. Котляровским - воздействие словом на II сигнальную систему, а также целый комплекс воздействия на психику лекарствами и манипуляциями.
Психотерапия - является системой комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях (психических, нервных, психосоматических). Основной своей задачей психотерапия считает купирование психопатологической симптоматики, за счет чего считается достижение

внутренней и внешней гармонизации личности.

Виды психотерапии:

I. Общая - это комплекс действия психологических факторов на больного любого профиля с целью повышения его мил в борьбе с болезнью.
II. Частная (специальная): - рациональная (индивидуальная)
- Аутогенная тренировка (АТ) (индивидуальная, групповая)
- Гипноз (индивидуальная, групповая)

1. Групповая

1) собираются терапевтические группы, больным читаются лекции, а затем обсуждаются;
2) группы типа «интервью» - больные свободно обсуждают свои проблемы,
выражают глубоко личные сведения о себе;
1) трудовые группы - общение в процессе труда;
2) общество «анонимных алкоголиков» - собрания, дискуссии;
3) групповая терапия с родственниками

2. Индивидуально – психологическая

Опосредованная косвенная психотерапия (placebo - терапия).
В рамках placebo - терапии (лат. Placebo - кажется, представляется), расценивается как косвенное (Косвенное) внушение, суггестия реализуется, когда терапевтические возможности предоставляются реальном предмета или явлению, не имеющих предоставляемых им возможностей; placebo понимается как фармакологически индифферентное вещество, имитирующее лекарственное средство.

В медицине психотерапия рассматривается как общемедицинская дисциплина, ее методы используются для лечения и профилактики не только нервно-психических, но и многих соматических заболеваний.
Общепринятой классификации методов психотерапии не существует, однако, как и в медицине в целом, обычно принято делить методы на симптоматические и патогенетические.

Симптоматические методы психотерапии (логическое убеждение, внушение, релаксация и др.) ориентированы на устранение или ослаблении отдельных, хотя и ключевых, симптомов болезни, управление физиологическими функциями организма, на оптимизацию поведения.
Патогенетическая психотерапия позволяет наиболее полно реализовать каузальный подход к пониманию и ликвидации причин и механизмов болезни. Она наиболее значима при заболеваниях, где личностно-психологические механизмы являются ведущими в возникновении и сохранении болезненных нарушений, - это неврозы, психосоматические расстройства.
К симптоматической психотерапии, которая предусматривает активизацию когнитивного компонента личности, относится рациональная психотерапия . Она направлена на логическое убеждение пациента, обучение его правильному мышлению (Dubois P., 1912) и предусматривает различные варианты разъяснительной психотерапии. Убеждения - (персуазия) - процесс замены (изменения, перестройки, трансформации) ранее сформированных убеждений под влиянием дополнительной или разъяснительной информации, полученной из различных источников и в разных обстоятельствах. Лечение убеждением - это лечение информацией, которая поступает в связь и взаимодействие с представлениями, которые есть у больного.
Сторонником лечения убеждениям был швейцарский невропатолог Дюбуа, который детально разработал метод и давший ему название рациональная психотерапия (от лат. Ratio - разум). Термины "лечения убеждениям" и "рациональная психотерапия" является синонимами.

Техника лечения сводится к беседам с больным, при которых врач разъясняет ему причину заболевания и обратимый характер нарушений, которые у него есть, призывает больного изменить свое отношение к событиям, которые его беспокоят, прекратить фиксировать свое внимание на патологических симптомах, которые у него есть.

К симптоматической психотерапии, центрированной на эмоционально-волевой сфере личности, относят внушения (суггестии).
Под внушением, либо суггестией, понимаются информационные воздействия, которые вызывают ощущения, воображения, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также влияют на вегетативные функции.
Внушаемость - это своеобразное качество психики человека, позволяющее ему воспринимать информацию без критической его оценки.
Основные требования к психотерапевту - авторитарность (директивность).

Основным средством внушения является слово, речь психотерапевта - суггестора; невербальные факторы (жесты, мимика, действия) обычно выполняют дополнительными. Эффект суггестии тем сильнее, чем выше в глазах пациента авторитет врача, который проводит внушение, степень реализации внушения определяется также личностными особенностями пациента.
Противопоказанием к использованию суггестивных методов являются психозы. Основным осложнением суггестивной психотерапии сегодня признается ятрогения.

Гипнотерапия или гипносуггестивной психотерапия представляет собой метод психотерапии, использующий гипнотическое состояние в лечебных целях.
Под гипнабельностью понимается свойство центральной нервной системы, которое позволяет достигать измененного состояния сознания в ответ на направленное психологическое воздействие.

Гипноз же представляет собой особое состояние сознания, которое возникает под влиянием направленного психологического воздействия; он отличается как от сна, так и от бодрствования, и сопровождается повышением восприятие факторов при снижении чувствительности к действию других факторов внешней среды. Под рапортом (фр. Rapport - связь, доклад) в психотерапии понимается словесный контакт того кто гипнотизирует с тем, кто находится в гипнотическом состоянии.

В гипнотерапии основные диагностические приемы сводятся к гипнабельности. При низком уровне гипнабельности использование гипнотерапии имеет определенные трудности. Также перед началом гипнотерапевтического сеанса необходимо провести беседу, для того чтобы выяснить отношение больного к этому методу и устранить возможные опасения с его стороны.

В психотерапевтической практике выделяют 3 стадии:

- Сонливость -возникает сонливость и расслабление;

- Гипотаксия (каталептическое) - наблюдается недвижимость, мутизм, восковая гибкость;

- Сомнамбулизм - полная отчужденность от реальности, снохождение и вызванные образы.

В любой стадии гипнотического состояния должен поддерживаться рапорт.
Гипносуггестивной психотерапия может проводиться индивидуально и в группе. Индивидуальное проведение позволяет дать конкретные установки, созданные для больного, что повышает эффективность психотерапии. Групповой гипноз используется преимущественно в пределах санаторно-курортной сети.

Аутогенная тренировка (от греч. Autos - сам, genos - происхождение) - активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направленный на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия. Основными элементами методики являются тренировка мышечной релаксации, самовнушение и самовоспитание (аутодидактика). Активность аутогенной тренировки противостоит некоторым отрицательным сторонам гипнотерапии в ее классической модели - пассивному отношению больного к процессу лечения, зависимости от врача.

Методика проведения аутогенной тренировки.

Выделяют две степени аутогенной тренировки (по Шульцу):

1) низкая степень - обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания,

2) высокая степень - аутогенная медитация - создание трансовых состояний различного уровня.

Показания и противопоказания к аутогеннгой тренировке.

Аутогенная тренировка (АТ) наиболее эффективна при лечении неврозов и соматоформных расстройств, нарушении адаптации и психосоматических заболеваниях.

Отмечается хороший результат при бронхиальной астме, в инициальном периоде гипертонической болезни и облитерирующего эндоартериита, при диспноэ, эзофагоспазме, стенокардии, спастических болях в желудочно-кишечном тракте, язвенной болезни.

АТ включается в комплексное лечение алкоголизма и наркомании, для устранения абстинентного синдрома и формирования установки.
Противопоказания для АТ являются состояния неясного сознания и бред, особенно бред отношения и преследования. Не рекомендуется АТ при острых соматических приступах и вегетативных кризах.

Показания, осложнения и противопоказания к рациональной психотерапии.
Убеждение является составной частью не только любой формы психотерапии, но и любого контакта врача и пациента в каждой клинике. Психотерапевт сознательно или невольно обучает пациента конструктивному образу жизни, убеждает его принять личную ответственность за свои поступки и активную роль в управлении своей жизни.
Рациональная психотерапия в качестве одного из элементов входит во все виды психотерапии, без нее затруднено начало каждого из них.
Осложнений и противопоказаний нет.

Показания и противопоказания для проведення гипносуггестии .

Показаниями для гипноза могут быть: сильные головные боли, которые не подлежат снятию анальгетиками при невралгии тройничного нерва, сильные головные боли другой этиологии, фантомные боли. Есть результаты при лечении гипнозом атипичных форм бронхиальной астмы, приступов стенокардии, гипертонической болезни I и II стадии, неврозов, некоторых форм кожных заболеваний. Успешно применяется гипноз при лечении алкоголизма, наркомании, в акушерской и стоматологической практике.

Противопоказаниями для гипнотерапии следует считать в острой стадии, тромбозы, инсульт, III стадию ГБ, гипертонический криз.

Применения, осложнения и противопоказания психоанализа.

Психоанализ как психотехника может быть использована как информативная процедура для широкого круга патологии, требующей психотерапевтического лечения. Традиционно считается, что психоанализ показан пациентам с неврозами, личностными расстройствами, сексуальными нарушениями.

Показания, осложнения и противопоказания нейролингвистического программирования (НЛП).

В целом, при несомненных заслугах НЛП в плане попытки ассоциации нейро-лингвистических методик и психотерапии, НЛП не может быть рекомендовано к широкому применению в клинической практике; в психиатрии использование метода возможно только в клинике невротических расстройств.

Применения, осложнения и противопоказания арттерапии.
Под атр-терапией понимается использование (средств) искусства как терапевтического фактора. Терапия творческим самовыражением может использоваться как в стационаре, так и амбулаторно, в условиях поликлиники, а также диспансера, в кабинетах эстетотерапии (в санаториях), при работе с группами риска (с теми, кто страдает алкоголизмом). Кроме того, этот метод может занять весомое место в системе реабилитации психически больных.

Терапия творчеством противопоказана лицам с тяжелой депрессией и суицидальными мыслями, поскольку в обстановке одухотворенного творчества может усугубиться чувство тоскливой безысходности, отдаленности от людей.

Показания и противопоказания для проведення гештальт - терапии.
Гештальт-терапия используется в индивидуальной терапии, в терапии пар, в семейной, групповой терапии, в учреждениях (в школах, больницах, предприятиях). Этот подход используется для тех кто испытывает трудности перед проблемами (конфликт, прерывание отношений, одиночество, траур, безработица). В настоящее время большую распространенность получил этот метод в бизнес-консультировании. Перлз называл этот метод "терапией нормального человека".

Психологическая помощь в кризисных периодах и психологические особенности оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях .
Выделяют три вида психологической помощи:

1. Психологическое консультирование

2. Психокоррекция

3. Психотерапия

Под психологическим консультированием понимается проведение анализа психического состояния клиента с использованием различных методов психологической диагностики (интервью, эксперимент и др.) с предоставлением ему объективных данных и научных интерпретаций, а также процесс обучения навыкам психологической защиты и средствам нормализации своего эмоционального состояния.

Психологическая коррекция базируется на консультировании, которое предполагает целенаправленное активное психологическое воздействие на пациента с целью приведения его психического состояния к норме в случае диагностики у него каких-либо личностных аномалий. Психокоррекция это деятельность специалиста по исправлению тех особенностей личности, которые не являются оптимальными для нее.

Психотерапия - является видом активного психологического воздействия на пациента, который имеет психопатологические симптомы и синдромы и находится в состоянии кризиса, фрустрации, стресса.