Основные задачи психопрофилактики. Психопрофилактика с использованием методов психотерапии Что такое психопрофилактика

Психопрофилактика - отрасль психиатрии, занимающаяся разработкой мероприятий по предупреждению психических заболеваний и их последствий.

Являясь частью общей профилактики - деятельности, направленной на предупреждение заболеваний, психопрофилактика нацелена на конкретные психические расстройства. Решение многих общепрофилактических задач является вкладом и в психопрофилактику. Так, полное выявление и раннее активное лечение начальных форм сифилиса привели в нашей стране к исчезновению таких психических заболеваний, как и сифилис мозга; с ликвидацией многих инфекционных заболеваний не стало и соответствующих инфекционных психозов. Дополняя общепрофилактическую деятельность, психопрофилактическая работа нацелена на то, чтобы в трудных для организма условиях, например в условиях уже развившегося общего соматического или инфекционного заболевания, предотвратить возникновение психических нарушений или их последствий. Вполне очевидно, что разработка проблем всегда предусматривает и психопрофилактику.

Психопрофилактика - раздел общей профилактики, включающий систему мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье и предупреждение психических заболеваний. Для осуществления этих мероприятий психопрофилактика использует ряд методов: медицинского обследования психического состояния различных групп населения - учащихся, военнослужащих и т. д.; анализ данных статистического изучения заболеваемости психическими болезнями и условий их возникновения; ранняя диагностика психических заболеваний; санитарно-просветительная работа: организация специальных видов медпомощи - в первую очередь психоневрологических диспансеров (см. Диспансер), дневных и ночных стационаров, а также и домов отдыха. Психопрофилактика тесно связана с психогигиеной - наукой об укреплении психического здоровья, являющейся одновременно и средством предупреждения психических заболеваний. Для психопрофилактики важное значение имеют благоприятные условия всестороннего развития способностей, а также возможно более полное удовлетворение духовных и материальных запросов личности. В предупреждении психических заболеваний наряду с общесоциальными условиями большую роль играет правильное воспитание, а также наличие нормальных внутрисемейных и трудовых отношений.

В соответствии с установкой Всемирной организации здравоохранения выделяют первичную, вторичную и третичную психопрофилактику. При первичной психопрофилактике речь идет о мероприятиях, направленных на предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения. Вторичная психопрофилактика предусматривает возможно более раннее выявление уже начавшегося психического заболевания, его лечение с тем, чтобы оборвать патологический процесс на начальных его этапах, не допустить развития острых форм болезни, тяжелых ее проявлений, перехода течения в хроническое, рецидивов заболевания. Под третичной психопрофилактикой понимают специальную работу с больным, препятствующую его инвалидизации в случае психического заболевания.

Первичная психопрофилактика обеспечивает наиболее высокое качество деятельности и проводится с участием не только медицинских работников, но и других специалистов, государственных и общественных организаций. Вторичная и третичная психопрофилактика осуществляется при наличии ущерба, уже нанесенного болезнью, поэтому ее конечный результат оказывается менее полным, чем при первичной. Содержанием психопрофилактики в подобных случаях является диагностическая, лечебная, консультативная, педагогическая и прочая деятельность узких специалистов психиатров, психологов, дефектологов, социологов. Эффективность зависит от характера заболевания, его проявлений, давности, остроты, темпа развития, глубины оставшегося дефекта, компенсаторных возможностей организма, особенностей ведения больного, его лечения и многих условий, сопутствующих заболеванию и его терапии.

В повседневной практике трудно разграничить, где речь идет о лечении болезненного состояния в настоящем, а где - о профилактике его инвалидизирующих последствий. Качество лечения в остром периоде обычно определяет частоту и характер будущих осложнений для организма человека и его социальной адаптации.

1

Целью исследования явилось изучение степени эмоционального напряжения студентов на первом и втором году обучения в вузе, разработка профилактических мер для саморегуляции психических состояний студентов. Актуализация вопроса связана с высокими учебными нагрузками, ухудшением психического и соматического здоровья студентов. Психоэмоциональное напряжение оценивалось по экспресс-методике В.А. Лещук, Е.В. Мостковой. Исследования показали, что 2/3 студентов имеют высокую и среднюю степень эмоционального напряжения. Это дало основание для разработки и проведения семинара-практикума «Психопрофилактика эмоциональных напряжений» при совместной деятельности преподавателя и студентов научного кружка «Актуальные вопросы здорового образа жизни». На семинаре рассматриваются вопросы: что такое психоэмоциональное напряжение, его симптомы, проводится анкетный опрос студентов, даются рекомендации для предупреждения возникновения негативных состояний и самостоятельного их преодоления студентами.

психоэмоциональное напряжение

студенты вуза

психопрофилактика

саморегуляция

1. Косицкий Г.И. Физиология человека. – М.: Медицина. – 1985. – 544 с.

2. Крючкова Г. Н. Особенности психофизиологических механизмов эмоционального напряжения // Фундаментальные исследования. – № 11. – 2007. – 15 с.

3. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. – М.: Наука. – 2000. – 123 с.

4. Лещук В.А., Мосткова Е.В. Девять ступеней к здоровью. – М., 1997.

5. Оплетин А.А. Нормализация психических состояний студентов на занятиях физической культурой // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. -– С. 31-32.

6. Физиологические механизмы учебной деятельности студентов: учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования. - М: Издательский дом «Русский врач», 2007.

7. Щепин О.П., Тишук Е.А. Медико-демографические проблемы в Российской Федерации // Вестник РАМН. - 2005. - № 9. - С. 3-6.

Одним из путей решения важной социальной задачи является изучение психических состояний, возникающих у студентов в процессе учебной деятельности.

Многочисленными исследованиями установлено, что любые сильные раздражители (стрессоры) вызывают психофизиологическое напряжение организма.

Учебная деятельность студентов сопряжена с эмоциональным напряжением, и это является нормальной приспособительной реакцией индивидов, позволяющей им мобилизовать физиологические функции на достижение результата, преодоление сложных ситуаций, творческую и исследовательскую деятельность .

Высокие нагрузки, обусловленные спецификой учебной и бытовой деятельности студентов, вызывают хроническое перенапряжение психической сферы, которое проявляется в сдвигах гормонального фона, рефлекторных изменениях дыхания и системы кровообращения, дисбалансе клеточных и гуморальных факторов иммунитета .

В итоге, состояние эмоционального напряжения сказывается не только на психическом здоровье человека, оно способно вызвать ряд соматических заболеваний и обострить уже имеющие хронические .

Важной предпосылкой для сохранения и укрепления здоровья является понимание процессов повседневной жизни и сознательное управление ими. Это актуализирует проблему разработки программы, призванной решать задачи психического здоровья студентов, а именно: преодоления психологических и психогенных состояний тревоги, что формирует уверенность личности в своих силах и возможностях .

Благодаря наличию знаний, умений, навыков и практического опыта у студентов в области самопознания, саморегуляции психических состояний возможно их самопроектирование и самореализация в учебной, творческой, научной и других видах деятельности.

В этой связи проведение семинаров-практикумов по психопрофилактике эмоциональных напряжений приобретает особую значимость и может быть направлено на психологически обоснованное решение проблем социально-психологической адаптации студентов к условиям высшей школы.

Цель исследования: изучить степень психоэмоционального напряжения у студентов по их самооценке и разработать рекомендации по психопрофилактике.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 110 студентов 1-2 курсов, обучающиеся на дневном отделении ТИ (ф) СВФУ. Для выявления степени эмоционального напряжения студентов применялась экспресс-методика В.А.Лещук, Е.В.Мостковой, включающая выбор представленных утверждений . Исследование проводилось в 2013-2015 гг.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучив степень психоэмоционального напряжения у студентов, мы выявили, что 32,7% студентов имеют низкую степень эмоционального напряжения, т.е. третья часть студентов умеет снимать напряжение. 54% студентов можно отнести к среднему уровню эмоционального напряжения. Этой части студентов необходимы умения снимать лишнюю напряженность. 14% студентов попали в группу с высоким эмоциональным напряжением, в которой можно констатировать наличие «болезни спешки». Эта часть студентов попала в группу риска, и им необходимы срочные меры для избавления от отрицательных эмоций.

Полученные результаты дали основание для разработки семинара-практикума «Психопрофилактика эмоциональных напряжений» для студентов 1-2 курсов ТИ (ф) СВФУ, который проводится преподавателем совместно со студентами научного кружка «Актуальные вопросы здорового образа жизни». В содержание семинара входит:

1. Рассмотрение вопросов: что представляет собой эмоциональное напряжение, его симптомы.

2. Экспресс-опрос степени психоэмоционального напряжения у студентов.

4. Составление студентами индивидуальных программ по профилактике психоэмоционального напряжения.

Эмоциональное напряжение (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психическое состояние, характеризующееся как возрастание интенсивности эмоций и переживаний, реакция на внутреннюю или внешнюю проблему. Эмоциональное напряжение имеет, как правило, преобладающую субъективную окраску и не всегда вызывается объективными обстоятельствами .

Симптомы эмоционального напряжения. При состоянии эмоционального напряжения человек ощущает себя беспомощным и бесполезным, теряет интерес к работе, выполняя ее формально. Много кто жалуется на повышенную тревожность и беспокойство. Также при эмоциональном напряжении часто возникает апатия и скука, чувство неуверенности, подозрительности и чрезмерной раздражительности. Человек ощущает себя разочарованным и одиноким. При подобном нарушении многие люди отказываются от любых физических нагрузок, у них пропадает аппетит, может наблюдаться злоупотребление спиртным или же наркотическими веществами.

Экспресс-опрос степени психоэмоционального напряжения студентов включает следующие утверждения по выбору:

1. Вы испытываете беспокойство и чувство вины, когда ничего не делаете.

2. У вас много невыполненных дел и обязанностей.

3. Вы едите в спешке, на ходу.

4. У Вас напряженная деловая жизнь, и вы возвращаетесь домой очень уставший.

5. Вы испытываете трудности при засыпании.

6. У вас бывает утренняя «бессонница».

7. Вы редко отдыхаете.

8. Вы часто просыпаетесь ночью.

9. Вы редко находите время для эмоциональной поддержки вашей семьи и друзей.

10. Вы быстро водите машину, проезжаете на желтый свет, не терпеливы к другим водителям.

Рекомендации для студентов. Эмоции нельзя сдерживать, но надо - и в этом проблема. Эмоции иногда надо разрядить. Паллиативным выходом может быть очень сильная мышечная деятельность, которая уменьшает энергию. Можно, как это делают японцы, разрядиться на «чучело мастера» и т.п. Это не устраняет причины эмоционального напряжения, но снимает вегетативную бурю. Астенические отрицательные эмоции надо всячески избегать, а если они появились, надо устранить застывание на этой стадии. Обязательно надо выйти из этой ситуации .

Эмоциональное напряжение складывается из множества факторов. Некоторые факторы нервного напряжения поддаются сознательному контролю и управлению. Регулировать эмоциональное напряжение можно, понимая условия их возникновения. Для этого надо либо не ставить большие цели, либо наращивать собственные ресурсы - уметь адекватно распределять время, наращивать энергию и информацию, т.е. жизненный опыт и навыки.

Для уменьшения эмоционального напряжения полезно применять следующие стратегии и методы:

1. Стратегия разбивки и уменьшения. Сконцентрируйте своё внимание на мелких деталях какого-либо важного для вас дела или ситуации, отстранитесь от значимости результата.

«Съесть всего слона сразу - невозможно, по частям и постепенно - можно». Концентрация на частностях и мелких деталях делает всю ситуацию не такой значимой, чтобы её очень эмоционально переживать. При этом, конечно, полезно помнить о главной и общей цели, чтобы не запутаться в деталях. Стратегия разбивки и уменьшения позволяет переключить внимание, что способствует снижению уровня эмоционального напряжения.

2. Сравнение ситуации с чем-то большим. Уменьшение значимости. «Всё ерунда, по сравнению с мировой революцией». Так говорили революционеры и стойко переносили тяготы революционной борьбы. В учебной деятельности можно рассуждать так: «Проект, из-за которого вы переживаете, намного меньше по сравнению с проектами всего образовательного процесса. Это уже делали другие, у них получалось, значит, получится и у вас».

3. Моделирование множества приемлемых результатов. Просчитайте все возможные результаты деятельности или разрешения ситуации. Найдите в них положительные моменты. Какие-то варианты будут устраивать больше, какие-то меньше, но в любом случае, лучше быть готовым к разным вариантам, при этом знать, как максимально эффективно использовать каждый полученный результат.

4. Физическая нагрузка. Так люди устроены, что переживать сложно, когда нужно интенсивно работать физически. Эмоциональное напряжение спадает при интенсивном плавании, посещении бани, беге. Любая двигательная активность уравновешивает эмоции, делает их более стабильными. Например, в деревне, где тяжёлая физическая работа начинается в 4 часа утра и заканчивается с заходом солнца, люди более эмоционально устойчивые, чем горожане. Переживать некогда - работать надо.

5. Юмор и работа с негативными эмоциями. Особо стоит отметить юмор, как средство работы с негативными эмоциями. Всё, что становится смешным, перестаёт быть опасным. Ревность, измена, любовь, бизнес - сколько трагедий написано об этом. И столько же комедий примиряют людей с реальностью, когда мы смеёмся над ревностью, изменой, любовью, бизнесом, чаще, других людей. Юмор заразителен, а весёлое общение сближает и помогает идти по жизни легко, смеясь, празднуя каждый свой день, создавая себе положительные эмоции .

6. Дыхание и тонус мышц. Изменяя ритм и глубину дыхания, расслабляя произвольно отдельные мышцы, мы можем снимать значительную часть нервного напряжения. Якобсон установил, что глубокое мышечное расслабление является эффективным способом восстановления физических сил и душевного здоровья.

При оценке степени эмоционального напряжения у студентов ТИ (ф) СВФУ было выявлено, что 1/3 часть имеют низкую степень, 14% студентов находится в группе риска, имея высокую степень напряжения, чуть больше половины студентов относятся к группе со средней степенью напряжения. Психопрофилактику эмоционального напряжения студентов необходимо проводить в вузах, вооружая студентов знаниями и умениями регулярного проведения различных методов и стратегий, что в свою очередь будет способствовать здоровому состоянию организма. По нашему мнению проведение мероприятий и обучение студентов вуза психопрофилактике эмоциональных напряжений является важным условием для самостоятельного противостояния признаков их возникновения и помогает, в случае появления негативных состояний, проявлять умение самостоятельно их корригировать.

Библиографическая ссылка

Прокопенко Л.А., Черцова А.И. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-2. – С. 225-227;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=10936 (дата обращения: 19.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В любой области медицины, будь то хирургия, терапия, инфекционные или другие болезни, российское здравоохранение большое внимание уделяет вопросам профилактики. При решении вопросов предупреждения различных психических расстройств и заболеваний профилактические мероприятия должны быть своевременно внедряться в жизнь и практику здравоохранения.

Психопрофилактика представляет собой раздел общей профилактики и раздел медицинской психологии, который включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний.

Задачами профилактики являются: 1) предотвращение действия на организм болезнетворной причины, 2) предупреждение развития заболевания путем раннего его диагностирования и лечения, 3) предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.

Первичная профилактика включает в себя также несколько подразделов: провизорную профилактику, целью ее является охрана здоровья будущих поколений; генетическую профилактику – изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, которая направлена также на оздоровление будущих поколений; эмбриональную профилактику, направленную на оздоровление женщины, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения; постнатальную профилактику, состоящую в раннем выявлении пороков развития у новорожденных, своевременном применении методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития.

Вторичная профилактика. Под ней понимают систему мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания. Вторичная профилактика включает раннюю диагностику, прогноз и предупреждение опасных для жизни больного состояний, раннее начало лечения и применения адекватных методов коррекции с достижением наиболее полной ремиссии, длительной поддерживающей терапии, исключающей возможности рецидива болезни.

Третичная профилактика – система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение методов лечебной и педагогической коррекции.

Под психической профилактикой принято понимать систему мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней.

Все мероприятия, относимые к психической профилактике, направлены на повышение выносливости психики к вредным воздействиям. К ним относятся: правильное воспитание ребенка, борьба с ранними инфекциями и психогенными воздействиями, которые могут вызвать задержку психического развития, асинхронию развития, психический инфантилизм, которые делают психику человека неустойчивой к внешним воздействиям.


Между психикой человека и его соматическим состоянием имеется тесная связь. Устойчивость психического состояния может оказывать влияние на соматическое состояние. Известно, что при большом эмоциональном подъеме редко возникают соматические заболевания (примером могут служить военные годы). Состояние соматического здоровья также может оказывать влияние на психику человека, вести к возникновению тех или иных расстройств или препятствовать им.

В. А. Гиляровский писал, что роль нервного подъема в преодолении трудностей для организма и, в частности, вредностей для нервной системы должна быть использована в планировании работ психопрофилактического характера.

Как уже говорилось, психогениями принято называть заболевания, вызванные психическими травмами. Термин «психогенные заболевания» принадлежит Зоммеру и вначале применялся только для истерических расстройств. В. А. Гиляровский для обозначения этих состояний пользовался термином «пограничные состояния», подчеркивая этим, что указанные расстройства как бы занимают пограничное место между психическим заболеванием и психическим здоровьем или соматическими и психическими заболеваниями.

По мнению многих специалистов, с нервно-психическими нарушениями и болезнями необходимо вести такую же усиленную борьбу, как и с инфекциями. В профилактике психических заболеваний большую роль играют общепрофилакгические мероприятия, такие, как устранение инфекционных заболеваний, интоксикаций и других вредных воздействий внешней среды.

Все разделы психопрофилактики тесно связаны в тех случаях профилактики психических заболеваний, в которых речь идет о таких расстройствах, как реактивные состояния, в возникновении которых играют роль не только психогенные моменты, но и соматические расстройства.

Методы психопрофилактики и психогигиены включают в себя психокоррекционную работу рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям.

Методы психопрофилактики включают, в частности, предупреждение обострений психического заболевания. Поэтому может быть необходимым изучение динамики нервно-психического состояния человека во время трудовой деятельности, а также в бытовых условиях.

С помощью целого ряда психологических и физиологических методов ученые исследуют влияние различных профессиональных вредностей некоторых отраслей труда (факторы интоксикации, вибрации, значение перенапряжения в работе, самого характера производственного процесса и т. д.). В числе психопрофилактических мероприятий могут быть – массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними, информация населения и т. д.

Содержание и направленность конкретных психогигиенических и психопрофилактических мероприятий до сего времени остаются недостаточно разработанными. Некоторые авторы отмечают дискуссионность вопроса об обоснованности применения методов психотерапии в целях психогигиены и первичной профилактики. Это связано с пониманием одной из самых фундаментальных проблем психиатрии и медицинской психологии, т. е. проблемы соотношения психического здоровья и болезни, нормы и патологии.

Многие авторы отмечают, что в качестве главного критерия психического здоровья стала рассматриваться способность к постоянному развитию и обогащению своей личности, к реализации таких фундаментальных личностных свойств, как социальность, самостоятельность и сознательность.

Из такого понимания следует, как отмечал В. Н. Мясищев (1973), что основой психотерапевтического воздействия является в первую очередь процесс межличностного общения, в ходе которого для пациента и возникает возможность приобретения нового как познавательного, так и эмоционального опыта, необходимого ему для понимания своего внутреннего состояния, поведения и влияния последнего на других людей.

Как индивидуальная, так и групповая патогенетическая психотерапия в наибольшей степени способствует решению указанных задач развития личности, что, по сути своей, и соответствует психогигиеническим и психопрофилактическим целям.

Следует сказать, что учитывая близость проблемы эмоционального стресса, психогигиенических и психопрофилактических аспектов охраны психического здоровья, устранение болезненных форм нервно-психического напряжения в реальной жизни предполагает два возможных варианта: 1) устранение психотравмирующей ситуации, 2) изменение отношения к этой ситуации личности при условии, что сама ситуация сохраняется. А устранение же психотравмирующей ситуации предполагает также две возможности: 1) она объективно может быть изменена в желательном для личности направлении, 2) личность «уходит» из этой ситуации, «избегает» ее.

Психотравмирующие ситуации чаще всего связаны с конфликтными нарушениями межличностных отношений.

В случаях когда объектом системы психогигиенических и психопрофилактических мероприятий является отдельный индивид, содержание их должно включать обращение к лицам, которые так или иначе причастны к возникающим нарушениям межличностных отношений, обусловливающих травмирующую ситуацию. В реальной жизни это обычно члены семьи и сотрудники по работе.

Когда же объектом этих мероприятий являются большие группы людей и когда могут быть выделены некоторые типовые особенности поведения, часто приводящие к возникновению типовых же психотравмирующих обстоятельств, устранение и предупреждение нервно-психического перенапряжения требует уже обращения к значительному числу людей путем использования средств массовой коммуникации. Это такие средства как телевидение, видео, кино, радио, лекции, семинары и пр. Эти формы важны в профилактике психических стрессов, вызываемых нарушениями межличностных отношений в условиях, как правило, более случайных, кратковременных форм общения, имеющих место в повседневной жизни.

Другим же путем устранения болезненных форм нервно-психического напряжения, является «уход» из травмирующей ситуации или избегание ее. Этот путь, представляющийся внешне рациональным, оказывается в свете опыта клиники неврозов, как правило, неэффективным. Во-первых, индивид нередко, по существу, не в состоянии «уйти» из травмирующей его ситуации, обусловливающей нервно-психическое перенапряжение. Типичным примером является нервно-психическое перенапряжение, возникающее при гибели близких людей, при личностных реакциях на тяжелые соматические, неизлечимые, уродующие заболевания и пр. Ситуация может характеризоваться не столько объективной, сколько субъективной невозможностью «ухода» из нее из-за морально-этических соображений, чувства долга, ответственности. В ряде случаев это обусловлено наличием уже психологического конфликта, в основе которого находится борьба противоречивых личностных тенденций. Например, при супружеском конфликте желанию одного из супругов уйти из семьи может противодействовать страх одиночества, страх потери имущества, социального престижа и т. д. Не всегда «уход» из ситуации выступает как достаточно целесообразное средство для устранения нервно-психического перенапряжения, даже если это и возможно, так как оно при этом сохраняется и вне наличия психотравмирующих обстоятельств.

Опыт лечения неврозов свидетельствует о том, что наибольшее значение в проблеме предупреждения и устранения болезненных форм нервно-психического напряжения имеют мероприятия, направленные не столько на устранение психотравмирующих обстоятельств, сколько на реконструкцию нарушенных отношений личности.

Возрастает роль методов семейной психотерапии среди других средств психогигиены и психопрофилактики. Семейная психотерапия рассматривается как метод профилактики психогенных заболеваний, психопрофилактики применительно к лицам с повышенным риском суицидального поведения, при обусловленности его семейными дисгармониями, а также у больных с тяжелыми соматическими заболеваниями, в частности инфарктом миокарда – Зайцев В. П. (1975).

Другие методы, направленные на устранение нервно-психического напряжения, может иметь своим основанием психотерапевтические воздействия, относимые к симптоматическим.

Например, с помощью императивных внушений психотерапевт может пытаться уменьшить стрессовое значение психотравмирующих обстоятельств, повысить силу конструктивных противодействий личности этим обстоятельствам, уменьшить или снять отдельные болезненные проявления нервно-психического напряжения, включая его соматовегетативные корреляты.

Метод аутогенной тренировки, получивший значительное распространение в психотерапевтической практике, направлен прежде всего на развитие способности к саморегуляции исходно непроизвольных функций организма, что может быть использовано для снятия или уменьшения нервно-психического перенапряжения. Аутогенная тренировка получила широкое применение для решения психогигиенических и психопрофилактических задач в производственных условиях, в спорте и т. д., еще во времена социализма. Например В. Е. Рожновым и А. А. Репиным разработана система психологической производственной тренировки для лиц морских профессий. Программа психопрофилактической подготовки, основанной на обучении методам саморегуляции в вариантах седативно-охранительного и энергетически активизирующего ее действия, создана А. Т. Филатовым и его сотрудниками для ряда специалистов в промышленности. При этом использовались электронные устройства, создающие возможности самоощущения, произвольного самоконтроля и управления соматовегетативными функциями с применением биологической обратной связи. А для решения задач психогигиены и психопрофилактики в спорте были разработаны комплексы приемов психической саморегуляции. Многими авторами подчеркивается, что речь идет не о механическом перенесении тех или иных суггестивных приемов в различные области социальной практики человека, а о создании специальных вариантов этих методов, учитывающих особенности деятельности в соответствующих областях.

Следует отметить, что эффективность методов внушения, самовнушения, «поведенческих» приемов подтверждается многими авторами. Роль этих методов в устранении болезненных форм нервно-психического напряжения может быть важной в тех случаях, когда в его развитии в качестве ведущей причины выступают обстоятельства, патогенная роль которых в малой степени детерминируется особенностями личности и историей формирования ее отношений. Чаще это кратковременные стрессы, так как причины их кроются в большей степени во внешних обстоятельствах, а не во внутренних психологических конфликтах, влекущих за собой обычно развитие хронического нервно-психического напряжения.

Большое место занимают методы психотерапии, не требующие непосредственного участия врача-психотерапевта, психолога и использующие современные технические средства. В нашей стране и в особенности за рубежом получают распространение психотерапевтические сеансы в аудиозаписи, видеофильмы, которые предназначены для индивидуального пользования и могут транслироваться по радио и телевидению одновременно для больших групп людей (например, для отдельных палат и больниц в целом, санаториев и домов отдыха). Эти формы психотерапии оправдывают себя в той мере, в какой возможен отказ от обратной связи «больной – психотерапевт». К определенным достоинствам вариантов психотерапии можно отнести то, что в этих случаях опыт наиболее квалифицированных и искусных психотерапевтов может быть использован применительно к широкому кругу больных, а в ряде случаев и практически здоровых людей при решении задач психогигиены и психопрофилактики.

К числу методов такого опосредованного психотерапевтического воздействия следует отнести библиотерапию и музыкотерапию – использование специально подбираемых литературных и музыкальных произведений для воздействия на личность, отношения, нервно-психическое состояние человека с психотерапевтической и психогигиенической целью.

«Необходимо отметить важную роль при осуществлении задач охраны психического здоровья психогигиенических и психопрофилактических знаний, их широкой пропаганды, в особенности знаний сущности психогенных расстройств, роли личности и нарушения ее отношений в их возникновении» Б. Д. Карвасарский.

Знание определенных гигиенических правил способствует сохранению соматического здоровья, знание правил психогигиены необходимо для здоровья психического.

На значение организации и систематического проведения психогигиенического воспитания в психопрофилактике указывает Г. К. Ушаков (1978).

Наряду с методами психотерапии, которые могут применяться для устранения и предупреждения болезненных форм нервно-психического напряжения, распространение получили психофармакологические средства. Это объясняется успехами фармакологии, и значительной распространенностью эмоционально-стрессовых реакций в связи с нарастающим темпом и напряжением современной жизни.

Существуют причины, объясняющие повышенный интерес к медикаментозным средствам, которые могут быть использованы для воздействия на психическое состояние человека, в особенности в целях оптимизации его деятельности. Невозможность удовлетворения потребности в квалифицированной психотерапевтической помощи при нервно-психическом перенапряжении всех, кому она показана и где она может быть эффективной, прежде всего из-за больших временных затрат. Напротив, психотропные препараты характеризуются широкой доступностью и хотя бы в будущем можно надеяться на получение средств, отличающихся более высокой избирательной эффективностью и быстротой действия. Особенностью этой группы препаратов является их способность избирательно воздействовать на страх, тревогу, депрессию, астению.

Как выбор, так и дозировка препаратов требуют знания показаний и противопоказаний к их применению в каждом случае, использование их целиком относится к компетенции медицинских работников.

Следует подчеркнуть, что полное перенесение опыта применения препаратов в медицинской практике на область устранения и предупреждения длительного нервнопсихического напряжения у здоровых людей требует соответствующей проверки и проведения специальных исследований.

В ряде случаев лишь система психотерапевтических и фармакотерапевтических воздействий обеспечивает наилучшие условия для устранения болезненных форм нервно-психического напряжения, соотношение же этих компонентов должно определяться с учетом конкретных обстоятельств. Следует при этом учитывать, что в то время как фармакотерапевтические средства обеспечивают скорее тактический непосредственный успех, психотерапия может способствовать стратегическому успеху, более длительному и устойчивому, с повышением общей стрессовой толерантности личности.

Можно отметить основные направления деятельности врача и психолога, ответственных за отбор и психическое состояние лиц, деятельность которых протекает в экстремальных условиях. Психогигиеническая и психопрофилактическая подготовка коллективов для работы в экстремальных условиях во многом могла бы быть обеспечена путем исключения во время отбора лиц, отличающихся низкой стрессовой толерантностью. Значение профотбора как важного звена психогигиенических и психопрофилактических мероприятий подчеркивается К. К. Платоновым (1973), В. Е. Рожновым и А. А. Репиным (1974), Ц. П. Короленко (1978) и др. При осуществлении профотбора в то же время необходимо иметь в виду замечание К. К. Платонова и Т. И. Тепенициной (1976) о том, что любое психическое свойство или черта личности, выступая в разных структурных сочетаниях, могут играть самые различные роли в деятельности человека.

Оптимальная деятельность, и это особенно значимо для экстремальных условий, во многом определяется целевой установкой и мотивацией.

В XXI веке, когда возрастает число людей, связанных с деятельностью в условиях эмоциональной напряженности, при одновременном повышении требовательности к их квалификации и при отсутствии абсолютной надежности прогнозирования стрессовой устойчивости, существенное значение приобретает проблема их психологической подготовки.

Психологическая подготовка должна проводиться как в индивидуальной, так и прежде всего в групповой ее формах. При последней могут использоваться приемы моделирования различных ситуаций, в частности связанных с будущей деятельностью в экстремальных условиях, с последующей групповой дискуссией, направленной не только на коррекцию неправильных отношений, но главным образом на создание оптимальной мотивации ожидаемой деятельности, основанной на осознании единства общественно ценного и одновременно индивидуально личностно значимого содержания совместной деятельности. Могут быть использованы такие приемы групповой терапии, как психогимнастика, рецептивная музыкотерапия и др., приобретающие значение не только в период подготовки, но и. в качестве методов обучения к применению их уже в экстремальных условиях в будущем, наличных психологических конфликтов, лежащих вне сферы будущей деятельности, информирование об ожидаемых психологических трудностях, прежде всего индивидуально-значимых, рекомендации о наиболее адекватных для этих случаев типах компенсаторных реакций и др.

Как подчеркивает О. Н. Кузнецов (1976), выдвинутый В. Н. Мясищевым принцип изучения адекватности личностных отношений к среде оказывается одинаково применимым при решении как терапевтических, так и психогигиенических и психопрофилактических задач медицинской психологии, объединяя в едином неразрывном подходе личностные проблемы экстремальной и медицинской психологии.

Применение различных психогигиенических и психопрофилактических мероприятий непосредственно в экстремальных условиях во многом определяется конкретной обстановкой, в которой протекает деятельность группы, ее численностью, продолжительностью деятельности в особых условиях, наличием или отсутствием врача, психолога и пр.

Наиболее полезным может оказаться использование тех индивидуальных и групповых методов, которые уже применялись в предварительном периоде. В то же время возрастает роль методов, основанных на внушении, и применения психотропных средств.

Можно предполагать, что эффективность деятельности спецконтингентов в экстремальных условиях будет во многом определяться эффективностью всей системы психогигиенических и психопрофилактических мероприятий на различных этапах их подготовки.

Специфика деятельности людей с развитием научно-технического прогресса требует комплексного подхода к проблеме охраны психического здоровья. Это предполагает, с одной стороны, тесное объединение гигиенических, психопрофилактических и лечебных мероприятий, и с другой – постоянное взаимодействие целого ряда смежных дисциплин: медицины, психологии, педагогики и др.

На взаимосвязь оздоровительно-восстановительной практики и психологического формирования человека, психотерапии и социально-педагогических воздействий указывает Е. В. Шорохова (1978). Создание таких условий формирования личности, которые выступали бы действительными детерминантами ее всестороннего и целостного развития, по мнению А. Ф. Полиса (1978), представляет собой магистральный путь общественной психогигиены и психопрофилактики, имманентный предметно-деятельной сущности человека.

Публикация посвящена такому важному разделу психологии и медицины, как психопрофилактика. Это важная часть знаний практикующего специалиста, который занимается сохранностью нервно-психического здоровья человека.

Что такое психопрофилактика?

Сначала стоит дать определение термина. Психопрофилактика - это один из разделов общей профилактики, который включает в себя совокупность мероприятий, направленных на изучение причин и своевременное устранение психических нарушений и заболеваний.

То есть психопрофилактическая деятельность направлена на формирование общей психологической культуры, создание условий для развития и своевременное предотвращение возникновения нарушений в становлении личности. Такая работа может проводиться с детьми, родителями, заменяющими их лицами, педагогами, сотрудниками компании и так далее.

Цели и задачи

Цель психопрофилактики - это своевременное определение и устранение факторов, ведущих к отклонениям в развитии.

К задачам можно отнести следующие.

  • Предупреждение развития отклонения путем ранней диагностики.
  • Устранение действия болезнетворной причины на личность или организм.
  • Проведение мероприятий, предотвращающих рецидивы.

В широком понимании психопрофилактика детей и взрослых предполагает проведение психологических мероприятий, которые укрепляют, улучшают и сохраняют психическое здоровье и самочувствие; предотвращают возникновение фобий, невротических расстройств; противодействуют эмоциональному выгоранию, стрессовому воздействию; решают проблемы психической организации на личностном, поведенческом и экзистенциальном уровнях.

Методы психопрофилактики

Для проведения психопрофилактической работы используется ряд методов:

  • Ранняя диагностика психических отклонений и заболеваний.
  • Медицинское обследование психического состояния разных групп населения - учащихся, военнослужащих и так далее.
  • Санитарно-просветительская работа.
  • Сбор статистических данных по условиям возникновения психических отклонений и их последующих анализ.
  • Организация специальной медпомощи (психоневрологических санаториев, диспансеров, ночных и дневных стационаров).

Как показывает опыт специалистов, психопрофилактика и психотерапия неразрывно связаны друг с другом. Важно корректировать межличностные отношения, чтобы устранить эмоциональные и поведенческие нарушения. Для этого используются различные методы семейной психотерапии.

Сферы профилактики

Специалисты выделяют следующие сферы психопрофилактической деятельности:

  • Предупреждение академических проблем. Сюда входит развитие познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, речи, воображения и т. д.) и мыслительных функций (логических, критических, творческих и интуитивных). Как правило, эти виды работ проводятся образовательных учреждениях с детьми начиная с раннего возраста. Но это может быть актуально и для взрослых людей, которые утратили эти способности из-за травмы или тяжелой болезни. Работа с такими пациентами осуществляется в медицинских и прочих лечебных учреждениях.
  • Профилактика социальных и личностных проблем. Она предполагает формирование адекватного отношения к алкоголю, табаку, наркотикам и половым контактам. Также может проводиться обучение критически воспринимать любую рекламу, говорить «нет», управлять агрессией, навыкам поведения в конфликтах и так далее. Как правило, именно в форме тренингов реализуется эта сфера психопрофилактики.
  • Направлена на восстановление утраченных психических функций и образований. Они могут быть нарушены из-за психической или физической травмы, искажений в ходе развития (неполная семья, гипер- или гипоопека родителей, деструктивная социальная группа и так далее). Также сюда входит формирование адекватной Я-концепции и осознанной мотивации, что может быть актуально для любого человека.

Формы психопрофилактического воздействия

Существуют различные виды психопрофилактики:

1. Информирование. Это самое распространенное направление работы. Оно может осуществляться в виде бесед, лекций, просмотра фильмов, видеороликов и распространения узкой литературы. Смысл подхода - это воздействие на когнитивные процессы для повышения способности личности принимать конструктивные решения. Обычно используется информация, которая подтверждена статистическими данными. Также она может иметь запугивающий характер. Например, упоминаются негативные последствия потребления наркотиков, описывается личностная деградация и драматические судьбы девиантов.

2. Организация социального окружения. Эта форма предполагает воздействие на среду. Может быть направлена такая психопрофилактика на педагогов, класс, школу, социальную группу, семью, конкретную личность. Иногда объектом влияния становится целое общество. Чаще всего для формирования общего негативного мнения по поводу девиантного поведения. Для реализации этой формы профилактики может создаваться социальная реклама (например, для выработки установок на трезвость и здоровый образ жизни). Здесь особое значение имеет участие средств массовой информации.

3. Формирование желания вести здоровый образ жизни. При такой форме работы создается представление о личной ответственности за свое здоровье, гармонию со своим организмом и окружающим миром. Также человек учится противодействовать неблагоприятным факторам и достигать состояния, оптимального для конкретной ситуации.

4. Стимуляция личностных ресурсов. Предполагает творческое самовыражение, занятие спортом, участие в группах психологического роста. В свою очередь, это обеспечивает активность человека, его здоровье и устойчивость к влиянию негативных внешних факторов. Особенно важной эта форма работы является для обеспечения психопрофилактики детей.

5. Минимализация и устранение негативных последствий деструктивного поведения. Обычно эта форма работы применяется в тех случаях, когда отклоняющиеся от нормы действия уже закрепились в сознании личности. Основной целью является предупреждение рецидивов и их нежелательных последствий.

6. Активное обучение важным социальным навыкам. Обычно оно реализуется через групповые тренинги. Наиболее распространены следующие их типы:

  • Тренинг выработки жизненных навыков. Под ними принято понимать самые важные социальные умения. В первую очередь это умение общаться, выстраивать дружеские связи и разрешать конфликты. Не менее значимыми являются навыки уверенного поведения, самоконтроля, изменения себя в зависимости от ситуации. Также сюда можно отнести способность принимать ответственность, отстаивать свои интересы.
  • Тренинг ассертивности. Он основан на идее, что девиантное поведение напрямую связано с эмоциональными нарушениями. Поэтому на занятии психолог учит эффективно справляться со стрессом, понимать свои чувства и выражать их допустимым образом. Также в процессе тренинга повышается самооценка, стимулируется стремление к самоопределению и развитию позитивных ценностей.
  • Тренинг резистентности. Это психопрофилактика негативного социального влияния. В ходе занятия формируются позитивные установки и вырабатывается сопротивляемость деструктивным факторам.

По способу организации психопрофилактической деятельности можно выделить индивидуальную, групповую и семейную форму работы.

Принципы

Специалисты отмечают, что при проведении психопрофилактики необходимо соблюдать следующие принципы:

  1. Адресность. Это означает, что следует учитывать, половые, возрастные и социальные характеристики.
  2. Комплексность. Эффективнее всего воздействовать на различных уровнях: личности, семьи и социального пространства.
  3. Позитивность информации.
  4. Сведение негативных последствий к минимуму.
  5. Направленность результата на будущее.
  6. Максимальная активность, личная заинтересованность и ответственность участников.

Этапы

Специалисты выделяют несколько этапов (уровней) психопрофилактики в зависимости от того, здоров ли человек, находится он в зоне риска, имеет психические расстройства или выраженную стойкую патологию. Принято придерживаться международной классификации. Согласно ей, профилактика делится на:

  • первичную;
  • вторичную;
  • третичную.

Первичная профилактика

Это комплекс мероприятий, которые направлены на предупреждение возникновения расстройств психики. Они распространяются как на сами психические заболевания, так и на нарушения, связанные с органическими отклонениями головного мозга. Первичная психопрофилактика предполагает изучение устойчивости психики к влиянию вредных агентов среды, выявление возможных путей улучшения этой выносливости и предотвращение психогенных заболеваний.

Мероприятия этого уровня тесно взаимосвязаны с общей профилактикой. Поэтому в них должны участвовать специалисты разных областей (психологи, врачи, физиологи, социологи и гигиенисты). При этом особая роль отводится психотерапевтам и клиническим психологам, которые способны не только выявлять нервно-психические заболевания на ранних этапах, но и разрабатывать и внедрять специальные мероприятия.

В некотором смысле первичная профилактика - это диспансеризация здоровых людей, поскольку нервно-психические расстройства могут возникнуть из-за нескольких причин:

  1. Неблагоприятных социально-психологических условий развития и существования. Неправильного воспитания в детстве, микросоциальных конфликтов, информационных перегрузок и т. п.
  2. Факторов биологического характера. Неблагоприятной наследственности, травм мозга, соматических заболеваний, интоксикаций, вредного воздействия на этапе внутриутробного развития.

Можно выделить несколько видов первичной :

  1. Воспитание у населения психологической грамотности.
  2. Просветительская работа, которая касается вопросов стрессовых ситуаций, их последствий, методов профилактики и способов противостоять им.
  3. Коррекция деструктивных межличностных отношений.
  4. Обучение приемам саморегуляции.
  5. Освоение навыков освобождения от девиантного поведения и вредных привычек.

Вторичная психопрофилактика

Вторичная психопрофилактика - это комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию таких факторов риска, которые при наличии определенных условий приводят к рецидиву или обострению заболевания. В том числе могут возникнуть расстройства, опасные для жизни и здоровья не только самого больного, но и окружающих.

Вторичная психопрофилактика предполагает максимально раннее определение начальных стадий нервно-психических отклонений и их своевременное активное лечение. То есть проводится контроль за утяжелением или повторным появлением негативных последствий уже протекающего заболевания. Если лечение будет несвоевременным или некачественным, то заболевание может принять затяжной

На исход психических заболеваний сильно влияют активные методы лечения, передовые фармакологические препараты. Они заметно повышают число случаев выздоровления и выписки пациентов из психиатрических больниц. Но следует иметь в виду, что вторичная психопрофилактика поведения предполагает не только работу с биологической составляющей нарушения. Она также требует использования социотерапии и психотерапии. Наиболее эффективным методом для данного уровня психологической профилактики считается диспансерное наблюдение. Оно включает в себя раннее выявление признаков отклонения, динамический осмотр, направленное лечение и реабилитацию.

Третичная психопрофилактика

Третичная психопрофилактика - это система мероприятий, целью которых является предотвращение формирования психических отклонений и инвалидизации при хронических расстройствах. Меры направлены на реабилитацию больных, которые лишились полноценной жизнедеятельности.

То есть на этом уровне психопрофилактики психологи и другие специалисты занимаются предупреждением инвалидности при наличии нервно-психического расстройства. Важно предотвратить возникновение рецидивов и восстановить трудоспособность человека.

В лечении большое значение имеет грамотный подбор медицинских препаратов и педагогическая коррекция. Так, при аффективных расстройствах (например, при маниакально-депрессивном психозе) упор делается на использование солей лития. Для профилактики неврозов в основном назначается психотерапия и прочие формы работы.

При третичной психопрофилактике особая роль отводится приемам, которые направлены на сохранение работоспособности. Для этого обычно проводятся следующие мероприятия:

  • Поиск путей для самоактуализации. Человек должен осознать собственные возможности, чтобы пополнить свои ресурсы роста и развития.
  • Профессиональная реабилитация. Это поиск возможностей карьерного роста, новых ресурсов для деятельности или смена профессии.
  • Социальная адаптация. При возвращении больного человека в привычную среду должны быть созданы максимально благоприятные условия.

Психопрофилактика и психогигиена - одно и то же?

Что такое психопрофилактика, уже было рассмотрено. Теперь необходимо познакомиться с понятием психологической гигиены. Это наука о поддержании и сохранении нервно-психического здоровья личности. Психогигиена выполняет ряд важных задач. Она создает научно обоснованные психогигиенические нормативы и рекомендации. Передает эти знания и обучает необходимым навыкам педагогов, медицинских работников, родителей и прочие группы. Также в задачи входит санитарно-просветительская работа, которая ведется среди широкого круга населения.

Некоторые специалисты считают, что между психогигиеной и психопрофилактикой можно поставить знак тождества. Такое мнение небезосновательно.

Например, немецкий ученый К. Гехт, рассказывая в своей книге о психогигиене, дает свое определение этой науке. Он писал, что под психологической гигиеной можно понимать профилактическую охрану нервно-психического здоровья человека. Для этого, по его мнению, нужно создавать оптимальные условия для полноценного развития личности и функционирования мозга. Не менее важно повышать сопротивляемость психики вредоносным факторам окружающей среды. Также необходимо устанавливать многосторонние межличностные отношения, улучшать условия жизни и труда.

Советский психолог К. К. Платонов считал, что психогигиена - это наука, которая лежит на пересечении гигиены и медицинской психологии. Она направлена на оздоровление среды и улучшение условий жизни.

По мнению Л. Л. Рохлина, необходимо разграничивать понятия психопрофилактики и психологической гигиены. Они лишь тесно взаимосвязаны друг с другом. Ведь укрепить и сохранить психическое здоровье невозможно без предотвращения болезней. Ученый говорил об условном разграничении этих двух отраслей. Он полагал, что главная цель психогигиены - это укрепление, улучшение и сохранение здоровья путем формирования надлежащей общественной и природной среды, соответствующего образа жизни и режима. В то время как психопрофилактика направлена на предупреждение психических отклонений.

Итак, публикация рассказала об основах психопрофилактики, ее целях, задачах, принципах, формах, методах и уровнях. Можно подвести некий итог. Психопрофилактика представляет собой отрасль общей профилактики здоровья, которая связана с рядом общественных и медицинских наук. Это направление науки полезно для всех, в том числе для людей без психических отклонений. Ведь, как известно, заболевание проще предупредить, чем лечить его. Если же отклонение запущено, то психопрофилактика тоже способна помочь найти подходящее решение по стабилизации состояния.

Различные психотерапевтические методики могут применяться в рамках всех видов психопрофилактики. Так, в составе первичной психопрофилактике работа со здоровыми людьми, оказавшимися в какой-либо психотравмирующей ситуации, вполне может полностью восстановить нормальное психическое состояние человека.

Применение психотерапии для предупреждения обострения психических заболеваний является вторичной профилактикой – эти методы всегда применяются для лечения больных с психическими заболеваниями и отличаются высокой эффективностью.

Наконец, в рамках третичной профилактики психических заболеваний психотерапия применяется в составе комплексного лечения обострений психических заболеваний, адаптации больных в обществе и подавления их агрессивности.

Профилактика психических заболеваний является одной из главных задач психиатра

Первичная психопрофилактика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику. На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний. Первичная психопрофилактика тесно связана с профилактикой общей и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей. По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мероприятий, поскольку способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут как неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.), так и факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития мозга, неблагоприятной наследственности и т.п.).



Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики отводится психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам, которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности. Здесь задачи также сложны и многообразны. Они тесно смыкаются с социальной психологией, так как необходимо внимательное изучение групповой, коллективной деятельности, совместного поведения и общения, особенностей психического состояния индивида в группе. Серьезное внимание надо уделять применению медицинской и психологической экспертизы различных производств и технологических процессов, например разработке мероприятий, предупреждающих неблагоприятное, невротизирующее действие монотонности поточно-конвейерного производства.

Вторичная психопрофилактика - это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение. Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса. Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение. Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению. Успехи активных методов лечения, особенно достижения психофармакологии, заметно отразились на исходах психических заболеваний: повысилось число случаев практического выздоровления, увеличилась выписка больных из психиатрических больниц. Однако следует помнить, что вторичная профилактика направлена не только на биологическую основу болезни, она требует применения психотерапии и социотерапии в широком смысле этих понятий.

Третичная психопрофилактика - это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание. Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания. Во многих случаях для предупреждения рецидива психического заболевания больному требуется применение поддерживающей психофармакотерапии. Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза с успехом применяются с профилактической целью соли лития. При неврозах главное место в поддерживающей терапии принадлежит психотерапии и т.д.

В поддерживающей терапии при психических заболевания большую роль играет использование труда в специально созданных условиях лечебно-трудовых мастерских, терапия занятостью (чтение, участие в самодеятельности) и другие социотерапевтические меры, которые направлены не на биологическую основу болезни, а адресованы к личности больного. В любом случае, при предупреждении утраты работоспособности при нервно-психических заболеваниях или профессиональных и личностных кризисах речь идет обычно о профессиональной реабилитации (поиск новых ресурсов в профессиональной деятельности, возможностей профессионального роста или в ряде случаев - возможной смене профессии); социальной адаптации (создание максимально благоприятных условий для больного человека при его возвращении в привычную окружающую среду) и поиске путей для самоактуализации личности (осознание личностью собственных возможностей для пополнения ресурсов роста и развития).

Реабилитация (лат. rehabilitatio - восстановление в правах) - система медицинских, психологических и социальных мер, предупреждающих дальнейшее развитие болезни, потерю работоспособности и направленных на возможно более раннее и эффективное возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду и активной социальной жизни. Лечение болезни может проводиться без специальных реабилитационных средств, но реабилитация включает также лечебные средства для достижения своих целей. Важнейшими задачами реабилитации являются восстановление личного (в собственных глазах) и социального (в глазах окружающих) статуса больного - семейного, трудового, общественного. М.М. Кабановым (1978) были выделены основные принципы и этапы реабилитации при нервно-психических расстройствах.

Основные принципы реабилитации: 1) партнерство - постоянная апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения; 2) разносторонность воздействий - указывает на необходимость использовать разные меры воздействия, от биологического лечения до разных видов психотерапии и социотерапии, привлечение к восстановлению больного семьи, ближайшего окружения; 3) единство психосоциальных и биологических методов воздействия - подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного; 4) ступенчатость воздействий - включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер к другим (например, на начальных этапах болезни могут превалировать биологические методы лечения болезни, а на этапах выздоровления - психо- и социотерапевтические).

Основные этапы реабилитации: 1) восстановительная терапия - лечение в стационаре, активная биологическая терапия с включением психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режима к активизирующему; 2) реадаптация - начинается в стационаре и продолжается во внебольничных условиях, адаптация к семье, наряду с поддерживающей терапией применяют лечение трудом, а при необходимости обучают новой профессии; 3) реабилитация в собственном значении слова - рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь.

Основными группами мето­дов психогигиены и психопрофилактики являются следующие:

♦ Санитарное просвещение.

♦ Общие с психотерапией и психокоррекцией методы.

♦ Методы оздоровления на основе искусства и творчества.

♦ Ментальные упражнения.

♦ Трансовые методы.

♦ Библиотерапия.

♦ Ведение дневника.

♦ Методы биологической обратной связи.

Перечисленные методы не являются универсальными. То, что при­менимо к одним объектам психогигиенической и психопрофилакти­ческой помощи, неприменимо к другим. Выбор методов должен быть обусловлен спецификой стоящих задач, доминирующими характери­стиками той или иной группы населения, особенностями состояния индивида, если речь идет о помощи конкретному человеку. Психоги­гиеническая компетентность не может быть достаточной без собст­венных усилий человека, без самообучения, без знаний и умений ока­зывать психологическую самопомощь.

Санитарное просвещение (термин «санитария» от лат. sanitas - здоро­вье) - совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на сохранение, укреп­ление и скорейшее восстановление здоровья и трудоспособности чело­века, на продление активного периода его жизни.

Санитарное просвещение (в англоязычной литературе health edu­cation) тесно связано с профилактикой болезней. Оно выступает как средство изменения поведения, которое содержит риск возникновения определенного заболевания. По сути своей - это учебное мероприятие, предусматривающее ту или иную форму коммуникации, расширяющее знания и навыки, обеспечивающие здоровье, и основы сознательного отношения к здоровью. Различные формы санитарного просвещения должны быть ориентированы не только на индивида, но и на группы, организации и целые общины. Такой подход предполагает повыше­ние осведомленности об экологических, экономических и социальных причинах здоровья и болезни.

В недавнем прошлом санитарное просвещение было в основном направлено на пополнение знаний о поведении риска. В настоящее время многие специалисты оценивают такой подход как неспособный, несмотря на различные усовершенствования, обеспечить желаемые из­менения в образе жизни и поведении. Считается, что одинаково важ­ны знания о социальных и экономических факторах, поведении инди­вида и образе жизни. Акцент должен быть сделан на пополнение знаний о всевозможных мерах по улучшению здоровья и приобретению на­выков осознанного выбора образа жизни