Дрезденская бомбардировка. Дрезден до и после бомбардировок авиацией англии и сша

Этот пост о том, как и зачем бомбили Дрезден.

13 февраля 1945 года королевские военно-воздушные силы Великобритании и Военно-воздушные силы США начали бомбардировки Дрездена, которые продолжались два дня и унесли жизни, как минимум, 20 тыс. человек. Вопрос о том, была ли бомбардировка Дрездена вызвана военной необходимостью, до сих пор вызывает споры.

Через несколько дней было решено, что лучшей помощью может стать бомбежка немецких заводов по производству нефти, а также бомбежка крупных немецких городов для «психологического давления», в том числе Дрездена. В меморандуме королевских ВВС накануне бомбежки значилось: «Целью атаки является нанести удар противнику там, где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта… и заодно показать русским, когда они прибудут в город, на что способны королевские ВВС»

Изначально планировалось, что операция начнется с налета ВВС США. Однако из-за плохой погоды американские самолеты не смогли принять участие в операции в этот день. В итоге вечером 13 января 796 самолетов Avro Lancaster и 9 De Havilland Mosquito вылетели двумя волнами и сбросили на Дрезден 1478 тонн фугасных и 1182 тонны зажигательных бомб. Еще спустя три часа 529 «Ланкастеров» сбросили 1800 тонн бомб

На следующий день, 14 февраля, бомбардировки продолжились с новой силой и при участии ВВС США: 311 американских бомбардировщиков Boeing B-17 Flying Fortress сбросили 771 тонну бомб. 15 февраля американская авиация сбросила 466 тонн бомб, при этом впервые были атакованы «движущиеся по дорогам цели». Таким образом увеличилось число пострадавших среди мирных жителей, которые пытались выбраться из города. И хотя ковровые бомбардировки были закончены вечером 15 февраля, американские ВВС провели еще две бомбардировки - 2 марта и 17 апреля

Жительница Дрездена Маргарет Фрейер о бомбардировке города: «В огненном шквале раздавались стоны и крики о помощи. Все вокруг превратилось в сплошной ад. Я вижу женщину - она до сих пор у меня перед глазами. В ее руках сверток. Это ребенок. Она бежит, падает, и младенец, описав дугу, исчезает в пламени. Внезапно прямо передо мной возникают двое. Они кричат, машут руками, и вдруг, к ужасу моему, я вижу, как один за другим эти люди падают на землю (сегодня я знаю, что несчастные стали жертвами нехватки кислорода). Они теряют сознание и превращаются в золу. Безумный страх охватывает меня, и я все время повторяю: "Не хочу сгореть заживо!" Не знаю, сколько еще людей попались на моем пути. Я знаю только одно: я не должна сгореть»

За два дня бомбардировок город практически сгорел дотла. Дело в том, что сначала сбрасывались фугасные бомбы, которые разрушали крыши. За ними следовали зажигательные бомбы и снова - фугасные, чтобы затруднить работу пожарных. Такая тактика бомбардировки обеспечивала образование огненного смерча, температура внутри которого достигала +1500°C

Вольфганг Фляйшер, историк Музея военной истории Бундесвера в Дрездене: «Гроссен Гартен, простиравшийся вплоть до центра города, пострадал в ночь с 13 на 14 февраля. Жители Дрездена искали спасения от огненного смерча в нем и прилегающем к нему зоопарке. Английский ас-бомбардировщик, круживший над целью, увидел, что большая территория непосредственно возле центра города не горит, как все остальные его части, и вызвал новую колонну бомбардировщиков, которая превратила в огонь и эту часть города. Многочисленные жители Дрездена, искавшие убежища в Гроссен Гартен, были убиты фугасными бомбами. А животные, бежавшие из зоопарка, после того как их клетки были разрушены, - как писали потом об этом газеты, - блуждали по Гроссен Гартен»

Точное количество погибших в результате бомбардировок неизвестно. Официальные немецкие отчеты сообщают о цифре от 25 тыс. до 200 тыс. и даже 500 тыс. погибших. В 2008 году немецкие историки говорили о 25 тыс. погибших. Судьба некоторых беженцев неизвестна, потому что они могли обгореть до неузнаваемости или покинуть город, не поставив в известность власти

В городе было разрушено 12 тыс. зданий. Местный житель О. Фриц: «Еще я очень хорошо помню, что было в сознании жителей Дрездена - это был совершенно ненужный, бессмысленный налет, это был город-музей, который ничего подобного для себя не ожидал. Это полностью подтверждают воспоминания пострадавших в то время»

Геббельс решил использовать Дрездена в пропагандистских интересах. Распространялись брошюры с фотографиями разрушенного города, обожженных детей. 25 февраля вышел новый документ с фотографиями двух обгоревших детей и с заголовком «Дрезден - бойня беженцев», где говорилось, что число жертв составило не 100, а 100 тыс. человек. Много говорилось и о разрушении культурных и исторических ценностей

Великобритания отреагировала на пропаганду Геббельса заявлением представителя британских ВВС Колина Маккея Грирсона, расцененной как попытку оправдания: «Прежде всего они (Дрезден и другие города) являются центрами, куда прибывают эвакуируемые. Это центры коммуникаций, через которые осуществляется движение по направлению к русскому фронту, и с Западного фронта к Восточному, и они располагаются достаточно близко к русскому фронту для того, чтобы продолжать успешное ведение боев. Я считаю, что эти три причины, вероятно, объясняют проведение бомбардировки»

Бомбардировка Дрездена нашла отражение в кино и литературе, в том числе антивоенном романе «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» Курта Воннегута, который участвовал в разборе завалов города. Роман не был принят в США и подвергся цензуре

По воспоминаниям радиста британских ВВС, участвовавшего в налете на Дрезден: «В то время меня поразила мысль о женщинах и детях, находившихся внизу. Казалось, мы часами летели над морем огня, бушевавшего внизу - сверху это выглядело как зловещее красное свечение с тонким слоем дымки над ним. Помню, я сказал другим членам экипажа: "Боже мой, эти бедолаги внизу". Это было совершенно необоснованно. И это невозможно оправдать»

Авиация западных союзников нанесла серию бомбовых ударов по столице Саксонии городу Дрездену, который в результате был почти полностью разрушен.

Налет на Дрезден стал частью англо-американской программы стратегических бомбардировок, начатой после встречи глав государств США и Великобритании в Касабланке в январе 1943 года.

Дрезден — седьмой по величине город довоенной Германии с населением 647 тысяч человек. В связи с изобилием исторических и культурных памятников его нередко называли "Флоренцией на Эльбе". Значительных военных объектов там не было.

К февралю 1945 года город был переполнен ранеными и беженцами, спасавшимися от наступающих частей Красной Армии. Вместе с ними в Дрездене насчитывалось, по оценкам, до миллиона, а по некоторым данным, до 1,3 миллиона человек.

Дату налета на Дрезден определила погода: над городом ожидали ясное небо.

Во время первого налета вечером 244 британских тяжелых бомбардировщика "Ланкастер" сбросили 507 тонн фугасных и 374 тонны зажигательных бомб. Во время второго налета ночью, который продолжался полчаса и был в два раза мощнее первого, на город 529 самолетами было сброшено 965 тонн фугасных и свыше 800 тонн зажигательных бомб.

В первой половине дня 14 февраля город бомбили 311 американских В-17. Они сбросили в бушующее под ними море огня более 780 тонн бомб. Днем 15 февраля 210 американских В-17 довершили разгром, сбросив на город еще 462 тонны бомб.

Это был самый разрушительный бомбовый удар в Европе за все годы Второй мировой войны.

Площадь зоны сплошных разрушений в Дрездене в четыре раза превысила таковую в Нагасаки после ядерной бомбардировки американцами 9 августа 1945 года.

На большей части городской застройки разрушения превысили 75-80%. К числу невосполнимых культурных потерь относятся старинные Фрауенкирхе, Гофкирхе, знаменитая Опера и всемирно известный архитектурно-дворцовый ансамбль Цвингер. При этом ущерб, нанесенный промышленным предприятиям, оказался незначительным. Железнодорожная сеть тоже пострадала мало. Сортировочные станции и даже один мост через Эльбу повреждений не получили, и движение через дрезденский узел возобновилось через несколько дней.

Определение точного числа жертв бомбардировки Дрездена осложняется тем, что в городе на тот момент находилось несколько десятков военных госпиталей и сотни тысяч беженцев. Многие были погребены под обломками рухнувших зданий или сгорели в огненном торнадо.

Число погибших оценивается в разных источниках от 25-50 тысяч до 135 тысяч человек и более. Согласно анализу, подготовленному историческим отделом ВВС США, погибли 25 тысяч человек, по официальным данным исторического отдела британских Королевских ВВС — свыше 50 тысяч человек.

В дальнейшем западные союзники утверждали , что налет на Дрезден был ответом на просьбу советского командования нанести удары по железнодорожному узлу города, якобы прозвучавшую на Ялтинской конференции 1945 года.

Как свидетельствуют рассекреченные протоколы заседаний Ялтинской конференции, продемонстрированные в документальном фильме режиссера Алексея Денисова "Дрезден. Хроника трагедии" (2006), СССР никогда не просил англо-американских союзников во время Второй мировой войны бомбить Дрезден. О чем действительно просило советское командование, так это о нанесении ударов по железнодорожным узлам Берлина и Лейпцига в связи с тем, что немцы уже перебросили с западного фронта на восточный порядка 20 дивизий и собирались перебросить еще около 30. Именно эта просьба и была вручена в письменном виде Рузвельту и Черчиллю.

С точки зрения отечественных историков, бомбардировка Дрездена преследовала, скорее, политическую цель. Они связывают бомбардировку саксонской столицы с желанием западных союзников продемонстрировать свою военно-воздушную мощь наступающей Красной армии.

После завершения войны развалины церквей, дворцов и жилых зданий были разобраны и вывезены за город, на месте Дрездена осталась лишь площадка с размеченными границами бывших здесь улиц и зданий. Восстановление центра города заняло 40 лет, остальные части были восстановлены раньше. При этом по сей день ведется восстановление ряда исторических зданий города, расположенных на площади Ноймаркт.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Бомбардировка Дрездена союзной авиацией в феврале 1945 года до сих пор остается одним из самых узнаваемых эпизодов Второй мировой войны, в немалой степени благодаря книге Воннегута "Бойня номер пять, или Крестовый поход детей". Мне захотелось свести воедино кое-какие имеющиеся у меня данные и высказать свое мнение о причинах и результатах этого налета. Пост получился довольно-таки длинным, имейте в виду.

Часть I. Дрезден и нацистская военная экономика

В начале Второй мировой войны в Дрездене проживало 642 тысячи человек. Это делало его седьмым по размеру немецким гордом - после Берлина, Гамбурга, Мюнхена, Кёльна, Лейпцига и Эссена.

Город был чрезвычайно важным транспортным узлом, в котором сходились три крупных железнодорожные ветки: Берлин-Прага-Вена, Мюнхен-Бреслау и Гамбург-Лейпциг. Важность Дрездена для транспортной сети Германии ясна из того факта, что в 1939 году Саксония была седьмой по территории и протяженности ж/д среди прочих немецких земель, и при том третьей по общему тоннажу грузоперевозок. Вот карта немецких железных дорог в 1932 году (кликните для большего разрешения):

Вот еще одна карта. Читается она лучше предыдущей, но показаны только те ж/д узлы, которые подвергались бомбардировкам авиации союзников (кликните для большего разрешения):

По данным USAF, к 1945 году в городе находилось до 110 важных заводов и промышленных обьектов. На заводах, имеющих отношение к производству военной продукции, трудилось до пятидесяти тысяч человек. В частности, в Дрездене находились: распределенное авиационное производство, производство химического оружия (Chemische Fabric Goye & Company), производитель рентген-аппаратов (Koch & Sterzel A.G.), производство зенитной и полевой артиллерии (Lehman), пожалуй, самый важный оптический завод в Германии (Zeiss Ikon A.G.), и предприятия электрического и механического машиностроения (напр. Gebruder Bassler и Saxoniswerke). Также в городе имелся арсенал и казармы.

Часть II. Причины февральского налета на город

Для начала, взглянем на положение на советско-германском фронте в начале 1945 года (кликните для большего разрешения):

А теперь обратим внимание на отрывок протокола из материалов Ялтинской Конференции.

Крымская конференция. Запись заседания глав правительств
4 февраля 1945 г., 17 час., Ливадийский дворец
Рузвельт, просит кого-либо доложить о положении на советско-германском фронте. Сталин отвечает, что он может предложить, чтобы доклад сделал заместитель начальника Генерального штаба Красной Армии генерал армии Антонов.
Антонов: "1. Советские войска с 12-15 января перешли в наступление на фронте от р.Неман до Карпат протяжением 700 километров.
<...>
7. Вероятные действия противника:
а) Немцы будут защищать Берлин, для чего постараются задержать продвижение советских войск на рубеже р.Одер, организуя здесь оборону за счет отходящих войск и резервов, перебрасываемых из Германии, Западной Европы и Италии.
Для обороны Померании противник постарается использовать свою курляндскую группировку, перебрасывая ее морем за Вислу.
б) Немцы будут возможно прочнее прикрывать венское направление, усиливая его за счет войск, действующих в Италии.
8. Переброска войск противника:
а) На нашем фронте уже появились:
из центральных районов Германии - 9 дивизий
с западноевропейского фронта - 6 дивизий
из Италии - 1 дивизия

16 дивизий
Находятся в переброске:
4 танковые дивизии
1 моторизованная дивизия
________________________________________
5 дивизий.
б) Вероятно, будет еще переброшено до 30-35 дивизий (за счет западноевропейского фронта, Норвегии, Италии и резервов, находящихся в Германии).
Таким образом, на нашем фронте может дополнительно появиться 35-40 дивизий.

От себя добавлю, что
9. Наши пожелания:
а) Ускорить переход союзных войск в наступление на западном фронте, чему сейчас обстановка очень благоприятствует:
1) поражение немцев на восточном фронте;
2) поражение группировки немцев, наступавшей в Арденнах;
3) ослабление немецких сил на западе в связи с переброской их резервов на восток.
Желательно начать наступление в первой половине февраля.
б) Ударами авиации по коммуникациям препятствовать противнику производить переброски своих войск на восток с западного фронта, из Норвегии и из Италии; в частности, парализовать узлы Берлин и Лейпциг.
в) Не позволять противнику снимать свои силы из Италии".
(Текст сообщения Антонова был вручен в письменном виде Рузвельту и Черчиллю.)

В западных источниках упоминается, что просьба Антонова об авиационных ударах была конечным результатом переговоров между Сталиным и Теддером от 15 января 1945 года, в ходе которых среди прочего было обсуждено использование стратегической авиации союзников в совместных целях РККА и западных держав. К сожалению, я не смог найти протокол этой встречи в интернете, так что если у кого-то есть текст "Memorandum of Conference with Marshal Stalin, 15 January 1945" или "22378, U.S. Military Mission Moscow, 16 January 1945" — был бы премного благодарен. 31 января 1945 года Теддер подписал дерективу, которая делала Берлин, Лейпциг и Дрезден второй по приоритетности целью для стратегических бомбардировщиков союзников, в целях "затруднения переброски подкреплений с других фронтов".

Внимательный читатель, разумеется, уже обратил внимание,что Дрезден не фигурировал в просьбе Антонова. Но если посмотреть на ж/д карты и информацию по ж/д перевозкам в Саксонии из первой части данного поста, включение Дрездена в список целей выглядит вполне логичным со стороны англичан. Ведь сутью просьбы Антонова является пожелание "ударами авиации по коммуникациям препятствовать противнику производить переброски своих войск на восток с западного фронта", а не "в частности, парализовать узлы Берлин и Лейпциг". Все три города, Лейпциг, Дрезден и Берлин — это узловые и жизненно необходимые центры ж/д коммуникаций в восточной части Германии. Выбей их — и способности немцев перебрасывать грузы будет нанесен ощутимый удар.

Мне до сих пор неясно, просила ли советская сторона конкретно о бомбардировке города Дрезден вдобавок к Лейпцигу и Берлину - документов, подтверждающих это, у меня не имеется. Но то, что в список трех приоритетных целей этот город был включен в рамках кооперации союзников по антигитлеровской коалиции, на мой взгляд, очевидно. Бомбили ли бы Дрезден в первых месяцах 1945 без просьбы РККА об ударе по немецким коммуникациям? Не знаю. Вполне возможно, что да. В любом случае, это уже альтернативная история. В реальной же истории 8 февраля 1945 года главное командование союзных сил информировало Bomber Command и United States Strategic Air Forces о том, что Дрезден является одной из целей, выбранных из-за важности для Восточного фронта.

Кратко отмечу, что часто называются иные причины бомбардировки Дрездена (особенно в советской историографии). Одной из них является попытка лишить СССР причитающихся ему репараций. Другой - "запугивание" советского руководства путем демонстрации возможностей стратегических бомбардировщиков. Эти версии мне кажутся неубедительными, и ниже, в пятой части поста, я подробнее обьясню, почему.

Часть III. Налет

Налет ночью 14-15 февраля был проведен силами 1299 стратегических бомбардировщиков: 527 американских и 722 английских. Было сброшено 3906,9 тонн бомб. Американцы сбросили 953,3 тонн фугасных и 294,3 тонн зажигательных бомб, пытаясь с помощью радара H2X попасть в район дрезденских сортировочных станций. Англичане сбросили 1477,7 тонн фугасных и 1181,6 тонн зажигательных бомб на городскую застройку, эвфемистично называемую в документах того времени "индустриальные районы". Вот карта города, для понимания:

1 - стадион Heinz-Steyer, на который английские бомбардировщики выходили как на ориентир, и веером начинали расходиться и бомбить.
2 - сортировочная станция Dresden-Friedrichstadt‎
3 - вокзал Dresden-Neustadt‎
4 - Центральный вокзал
5 - Парламент Саксонии, ратуша и т.д. - центр города.

Как именно шел веер английских бомбардировщиков - не очень понятно. Мне попадалась такая картинка, но по-моему это не официальные данные, а воспоминания одного из летчиков.

Любопытная деталь: в Дрездене на момент налета, похоже, вообще не было ни одного батальона зенитной артиллерии. Ее еще в 1944 году всю перевели на охрану заводов по производству синтетического бензина (напр., Leuna) и гидрогенизационных заводов (напр., Pölitz и Böhlen). Собственно говоря, именно благодаря отсутствию огня зенитной артиллерии удалось получить очень хорошую концентрацию бомб. Ведь огонь зенитной артиллерии заставляет бомбардировщиков забираться повыше, ухудшая кучность; ну и противозенитные маневры летчиков и общий мандраж точности не улучшают.

Отдельно стоит отметить, что тогда же, в феврале, после почти годового перерыва американцами было совершено два налета на Берлин: 3 февраля силами 1003 Б-17 и 26 февраля силами 1184 Б-17. Также, 27 февраля ими же был проведен налет на ж/д узел в центре Лейпцига силами 756 Б-17. По англичанам у меня столь точных данных нет, но подозреваю, что в налетах на Берлин и Лейпциг они также участвовали.

Часть IV. Последствия налета на Дрезден

Точное количество жертв бомбардировки не будет известно никогда. По данным немецкой полиции, на 22 марта 1945 года в городе, в результате бомбардировок, найдено погибшими 18 375 человек. В период после бомбардировок до 31 марта 1945 года было погребено 22 096 человек. К 1970 году во время строительных работ было найдено ещё 1900 трупов. Современная немецкая оценка жертв - примерно 25 000 человек. В частности, совсем недавно к этой же цифре после шести лет работы пришла комиссия историков, созданная в 2004 году по настоянию местных властей (доклад на немецком). Стоит упомянуть, что долгое время называлась другая оценка количества жертв - 250 000 человек. В первый раз эта оценка, насколько я понимаю, появилась еще во время войны - эту цифру озвучило министерство пропаганды Геббельса. Затем она фигурировала в книге Ирвинга и долгое время упоминалась в советской литературе. В пятой части поста я попытаюсь обьяснить, почему такое количество жертв мне видится маловероятным.

Налет уничтожил или серьезно повредил 23% индустриальных строений, 56% неиндустриальных (не включая жилые) и примерно 50% жилищных единиц (т.е. квартир, односемейных домов, и проч.). 78 тысяч жилищных единиц было уничтожено; 27,7 тысяч единиц оказались непригодны для жилья с возможностью ремонта; 64,5 тысяч единиц были повреждены.

По оценке USAF, в первые дни после налета Дрезденский военный производственный потенциал упал примерно на 80%. Большинство железнодорожных станций, грузовых терминалов, депо и складов оказались либо полностью разрушены, либо повреждены с различной степенью тяжести. Мост Carolabrücke через Эльбу перестал быть проходимым. Другие железнодорожные мосты (в частности, Marienbrücke, на который упала зажигательная бомба) закрыли на период от одной до нескольких недель. Движение по мостам считалось небезопасным, плюс многие мосты уже были заминированы, и немцы опасались случайного взрыва.

Часть V. Мифы

"Дрезден бомбили чтобы лишить СССР репараций"

Репарации СССР получал не с конкретно оговоренных объектов, а по принципу "что хочу". И разбомбили бы или нет конкретный Дрезден, тут роли никакой не играло. В Ялте и Потсдаме определили "долю" СССР (из которой он делился с Польшей) в размере 10 млрд. долларов. Наряду с армейскими трофейными командами привлекли и специалистов по "демонтажу" предприятий, где были задействованы специалисты соответствующих отраслей промышленности. Не только каждый наркомат промышленного профиля, но и многие крупные советские предприятия, а также различные учреждения, не имевшие к промышленности никакого отношения, отправляли в Германию своих собственных "демонтажников". Доходило до дурдома - например, Госкомитет по физкультуре и спорту поручил своим бригадам демонтировать плавательные бассейны. Атмосферу хорошо описал Черток в т.1 "Ракеты и люди". Если кому интересно, хорошая работа по этому поводу - это М. Семиряга, "Как мы управляли Германией". В сети для скачки есть.

В принципе, цифра в 10 миллиардов долларов была взята с потолка председателем Репарационной комиссии послом И.М. Майским, рекомендовавшим Сталину эту сумму, и, по мнению всех специалистов, потерь СССР не покрывала (и даже с учетом того, что реально по репарациям увезли много больше 10 млрд., потерь от войны они все равно и близко не покрыли). Но, с другой стороны, стоимость имевшегося в Германии имущества многократно превышала эту сумму. Посему "много" или "мало" набомбили союзники экономику рейха, на советские репарации в абсолютных цифрах (и в физических объемах) не влияло вообще.

В целом СССР к тому, что Германию разносят, относился совершенно индифферентно. Да и сам поступал соответствующим образом. Взять тот же штурм Кенигсберга, не особо даже нужный с военной точки зрения, где за месяц до конца войны артиллерией разнесли примерно половину жилого фонда. Военных волновало, что этот город потом войдет в советскую зону оккупации? Вряд ли.

"Дрезден бомбили с целью устрашения"

Эта версия мне попросту непонятна. То, что может сотворить с городом тысяча стратегических бомбардировщиков, стало очень ясно уже после Гамбурга в 1943. У советского руководства все данные англичан о результатах того налета были. Дрезден тут не был чем-то новым.

"В Дрездене было убито 250 тысяч человек"

Это крайне маловероятно. То, что современные немецкие оценки другие, я уже упомянул. В качестве дополнительного косвенного доказательства взглянем на эту таблицу. Это Дрезден вкупе с четырьмя другими городами, имеющими наибольший процент смертности в результате одного налета. В Дрездене количество жителей указано как один миллион из-за притока беженцев из восточных областей Германии. Как видим, 250 тысяч жертв чрезвычайно выбивалось бы из общего ряда.

Город Население на момент налета Убито в ходе налета Доля от общего кол-ва жителей
Дармштадт 109 000 8,100 0,075
Кассель 220 000 8 659 0,039
Дрезден 1 000 000 25 000 0,025
Гамбург 1 738 000 41 800 0,024
Вупперталь 400 000 5 219 0,013

"Дрезден - это наиболее пострадавший город за всю Вторую мировую войну"

Бо льший, нежели в Дрездене, процент населения за один налет был убит в Дармштадте и Касселе; большее количество жертв было убито в Гамбурге. Это еще не учитывая бомбежки в Японии, один Токио чего стоит.

Касательно площади разрушений, вот перечень городов, в которых площадь разрушений составила 50% и более общей площади построек (т.е. больше чем в Дрездене):
50% — Людвигсхафен, Вормс
51% — Бремен, Ганновер, Нюрнберг, Ремшайд, Бохум
52% — Эссен, Дармштадт
53% — Кохем
54% — Гамбург, Майнц
55% — Неккарзульм, Зоэст
56% — Ахен, Мюнстер, Хайльбронн
60% — Эркеленц
63% — Вильгельмсхафен, Кобленц
64% — Бингербрюк, Кёльн, Пфорцхайм
65% — Дортмунд
66% — Крайльсхайм
67% — Гисен
68% — Ханау, Кассель
69% — Дюрен
70% — Альтенкирхен, Брухзаль
72% — Гейленкирхен
74% — Донаувёрт
75% — Ремаген, Вюрцбург
78% — Эмден
80% — Прюм, Везель
85% — Ксантен, Цюльпих
91% — Эммерих
97% — Юлих

Также, бомбежка Дрездена не была исключительным явлением ни по сброшенному бомбовому тоннажу, ни по количеству самолетов, в этом участвующих. Вот, например, данные по налетам на Дрезден в ходе войны:

Число Кол-во самолетов Тонн бомб: всего (фугасных/зажигательных)
7 октября 1944 8th AF 30 72,5 (72,5 / 0)
16 января 1945 8th AF 133 321,4 (279,8 / 41,6)
14 февраля 1945 RAF BC 772 2659,3 (1477,7 / 1181,6)
14 февраля 1945 8th AF 316 782 (487,7 / 294,3)
15 февраля 1945 8th AF 211 465,6 (465,6 / 0)
2 марта 1945 8th AF 406 1080,8 (940,3 / 140,5)
17 апреля 1945 8th AF 572 1690,9 (1526,4 / 164,5)
17 апреля 1945 8th AF 8 28,0 (28,0 / 0)

А вот налеты на Мюнхен силами американских ВВС летом 1944:

В дополнение, общее количество сброшенных за войну бомб

Город Население в 1939г. Тоннаж бомб, сброшенных за войну
Берлин 4 339 000 67 607,6
Гамбург 1 129 000 38 687,6
Мюнхен 841 000 27 110,9
Кёльн 772 000 44 923,2
Лейпциг 707 000 11 616,4
Эссен 667 000 37 938,0
Дрезден 642 000 7 100,5
"Англичане и американцы специально бомбили жилые районы вместо точечных ударов по депо и военным предприятиям"

Тут вопрос, в целом, непростой.

Вкратце, англичане начали жечь немецкие города отнюдь не из врожденного садизма. Дело в том, что дневные налеты в первую половину войны оказались практически невозможными из-за слишком высоких потерь бомбардировщиков. Американцы поначалу тоже честно пытались бомбить точечные цели днем, но после жутких потерь в период с августа по октябрь 1943 (Регенсбург, Швайнфурт, Штутгарт, Бремен-Вегесак-Ванциг-Мариенбург-Анклам, второй Швайнфурт) поняли, что дневные точечные налеты без истребительного прикрытия кончаются очень плохо, и также перешли на ночные налеты.

А ночью на четырехмоторном стратегическом бомбардировшие той эпохи даже попадание в город было относительно непростым занятием. В июне-июле 1941 англичане провели исследование реальной эффективности ночных бомбардировок (тогда они еще бомбили точечные цели). Обнаружилось, что:
1) Только один из трех самолетов, которые отчитались об успешной атаке цели, бомбили в радиусе 8 километров от нее.
2) У французских портов данная пропорция была 2 из 3, над Германией 1 из 4, над Руром 1 из 10 (!).
3) В полнолуние данная пропорция (над Руром) становилась 2 из 5, в безлунные ночи — 1 из 15.
4) Эти цифры относятся только к самолетам, которые отчитались об атаке цели (см. (1)); таковых в каждом налете было меньше трети.

У советских военлетов, к слову, в ходе ночных налетов на города врага обнаружилась та же проблема: "налеты на Хельсинки в феврале 1944 г (всего 2120 вылетов) провалились не столько из-за потерь, сколько из-за невысокой точности попаданий. В первом налете сбросили 2100 бомб, из коих на город упала только 331. Во втором из 4200 на Хельсинки упало только 130, в третьем из 9000 бомб в город попало только 338. В итоге в Хельсинки было убито всего 134 человека. На Котку сбросили 800 бомб, из которых на территорию города упало только 35. При бомбежке Оулу большая часть бомб вообще попадала на шведскую территорию, при налете на Турку часть самолетов по ошибке сбросила бомбы на Стокгольм (!) и т.д ."

В общем, в начале и даже в середине войны тактика ночных ковровых бомбометаний была вполне обоснованной в силу низкой эффективности высокоточных налетов. Рекомендую книгу Мюррея "Strategy for Defeat: The Luftwaffe 1933-1945", в интернете она есть. А вот к концу войны, когда от Люфтваффе оставались рожки да ножки и были эффективные эскортные истребители, англичанам от этой тактики надо было отказываться. К сожалению, на них влияла инерция первых военных лет, плюс специфическая личность Харриса. Жертв в ходе ночной бомбардировки ж/д узлов Дрездена, находящихся в центре города, было не избежать — тогдашние стратегические бомбардировщики не отличались высокой точностью при бомбометании по радару. Однако то, что англичане, в отличие от американцев, даже не попытались проводить бомбометание по радару, а специально вывели свой бомбардировочный поток на жилые районы Дрездена, можно и нужно поставить им в вину.

С 13 по 15 февраля 1945 г. британские и американские ВВС произвели серию разрушительных бомбардировок Дрездена. Город почти полностью был уничтожен. Прежде чем представить Вам подборку фотографий, други мои, хотел бы ознакомить с публикацией и документальным фильмом, раскрывающими малоизвестные факты об этом событии.


____________________

Уничтожение Дрездена, 1945 год

Вторая мировая война оставила мировой истории множество прискорбных и ужасных страниц человеческой жестокости. Именно во время этой войны широкое распространение получила тактика ковровых бомбардировок городов. Как говорит известная пословица, посеявший ветер - пожнет бурю. Именно это и произошло с гитлеровской Германией. Начав в 1937 году с бомбардировки испанской Герники легионом «Кондор», продолжив налетами на Варшаву, Лондон, Москву и Сталинград, с 1943 года Германия сама стала подвергаться воздушным ударам союзников, которые во много раз превышали по мощи налеты, совершаемые люфтваффе в начальный период войны. Так одним из символов трагедии немецкого народа стал налет союзнической авиации на крупный город Дрезден в феврале 1945 года, который привел к огромным разрушениям жилой инфраструктуры города и большим жертвам среди мирного населения.

Даже после завершения войны на протяжении вот уже более чем 60 лет, в Европе раздаются призывы к тому, чтобы признать уничтожение древнего города Дрездена военным преступлением и геноцидом против его жителей. Многие в Европе и США придерживаются мнения о том, что бомбардировка немецких городов в заключительные месяцы войны уже не бала продиктована военной необходимостью и была излишней в военном плане. Признать бомбардировку Дрездена военным преступлением в настоящее время требуют лауреат Нобелевской премии по литературе немецкий писатель Гюнтер Грасс и бывший редактор английской газеты «The Times» Саймон Дженкинс. Поддерживает их и американский журналист и литературный критик Кристофер Хитченс, который считает, что бомбардировки последних месяцев войны проводились лишь с целью отработки молодыми пилотами методов бомбометания.

Число жертв бомбардировки, которой город подвергся с 13 по 15 февраля 1945 года, оценивается в 25 000 - 30 000 человек, при этом многие из оценок перешагнули за отметку в 100 000. Во время бомбардировки город был разрушен практически полностью. Площадь зоны сплошных разрушений в городе в 4 раза превысила площадь зоны полных разрушений в Нагасаки. После завершения войны развалины церквей, дворцов и жилых зданий были разобраны и вывезены за город, на месте Дрездена осталась лишь площадка с размеченными границами бывших здесь улиц и зданий. Восстановление центра города заняло 40 лет, остальные части были восстановлены раньше. При этом по сей день ведется восстановление ряда исторических зданий города, расположенных на площади Ноймаркт.

Формально у союзников были основания для бомбардировки города. США и Англией были согласованы с СССР бомбёжки Берлина и Лейпцига, о Дрездене речи не шло. Но этот крупный 7-й по величине город Германии действительно был крупным транспортным центром. И союзники заявляли о том, что бомбили город с целью сделать невозможным движение транспорта в обход данных городов. По мнению американской стороны, бомбардировка Берлина, Лейпцига и Дрездена имела важное значение и способствовала выводу этих транспортных узлов из строя. Косвенно эффективность бомбардировок подтверждалась именно тем, что под Лейпцигом, в Торгау, 25 апреля встретились передовые части союзнических войск, разрезав Германию надвое.

Однако даже меморандум, который был зачитан английским пилотам перед вылетом на бомбежку 13 февраля, открывал истинный смысл данной военной операции:

Дрезден, 7-й по размеру город Германии… на настоящий момент крупнейший район противника всё ещё не подвергавшийся бомбёжкам. В середине зимы, с потоками беженцев, направляющимися на запад, и войсками, которые где-то должны быть расквартированы, жилые помещения в дефиците, поскольку требуется не только разместить рабочих, беженцев и войска, но и правительственные учреждения, эвакуированные из других районов. В своё время широко известный своим производством фарфора, Дрезден развился в крупный промышленный центр… Целью атаки является нанести удар противнику там, где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта… и заодно показать русским, когда они прибудут в город, на что способны Королевские ВВС.

Дрезден. Хроника трагедии.

Фильм Алексея Денисова посвящен событиям 13 февраля 1945 года - бомбардировке Дрездена англо-американской авиацией во время Второй Мировой войны. Эта акция трактовалась союзниками как акт помощи советским войскам, наступающим с востока, якобы, в подтверждение ялтинских соглашений.
Осуществление варварской бомбардировки проходило в три захода силами почти в три тысячи самолетов. Ее результат - гибель более 135 тысяч человек и разрушение около 35 470 зданий.
Один из главных вопросов, на который пытались ответить авторы фильма, - действительно ли с советской стороны была такая просьба и почему по сей день бывшие союзники из Англии и Америки упорно стараются свалить вину за бессмысленную бомбардировку одного из красивейших городов Европы, к тому же не имеющего военного значения, на Россию.
В фильме принимают участие немецкие и российские историки, американские летчики и очевидцы этой трагедии.

________________________________________ ____

1. Вид с городской ратуши Дрездена на руины города после англо-американских бомбардировок в феврале 1945 года. Справа, скульптура Августа Шрайтмюллера — "Добро".

3. Вид с городской ратуши Дрездена на руины города после англо-американских бомбардировок в феврале 1945 года.

4. Разрушенный Дрезден. 1945 год

5. Собор Фрауэнкирхе, одна из самых значительных церквей Дрездена, и памятник Мартину Лютеру, разрушенные бомбардировкой города 13 февраля 1945 года.

В течение нескольких десятилетий в Европе то и дело раздаются призывы придать бомбардировке древнего города Дрездена статус военного преступления и геноцида жителей. Недавно немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Гюнтер Грасс и бывший редактор британской газеты «The Times» Саймон Дженкинс вновь потребовали сделать это.

Их поддерживает американский журналист и литературный критик Кристофер Хитченс, заявивший, что бомбардировки многих немецких городов проводились исключительно для того, чтобы новые экипажи самолётов могли отработать практику бомбометания.

Немецкий историк Йорк Фридрих в своей книге отметил, что бомбардировки городов были военным преступлением, поскольку в последние месяцы войны они не были продиктованы военной необходимостью: «…это была абсолютно излишняя в военном смысле бомбардировка».

Число жертв ужасной бомбардировки, случившейся с 13 по 15 февраля 1945 года, составляет от 25 000 до 30 000 человек (многие источники заявляют о большем числе). Город был разрушен практически полностью.

После окончания Второй мировой войны развалины жилых домов, дворцов и церквей разобрали и вывезли за город. На месте Дрездена образовалась площадка с размеченными границами бывших улиц и зданий.

Восстановление центра длилось около 40 лет. Остальную часть города застроили значительно быстрее.

По сей день ведётся восстановление исторических зданий на площади Ноймаркт.

Огненный смерч втягивал людей…

До войны Дрезден считался одним из самых красивых городов Европы. Туристические путеводители называли его Флоренцией на Эльбе. Здесь располагались знаменитая Дрезденская галерея, второй по величине в мире музей фарфора, красивейший дворцовый ансамбль Цвингер, оперный театр, соперничавший по акустике с театром Ла-Скала, множество церквей, построенных в стиле барокко.

В Дрездене часто останавливались русские композиторы Пётр Чайковский и Александр Скрябин, а Сергей Рахманинов готовился здесь к своим мировым турне. Подолгу жил в городе писатель Фёдор Достоевский, работавший над романом «Бесы». Здесь у него родилась дочь Любаша.

В конце Второй мировой войны местные жители были уверены, что Дрезден не подвергнется бомбардировкам. В нём не было военных заводов. Ходили слухи, что после войны союзники сделают Дрезден столицей новой Германии.

Противовоздушная оборона здесь практически отсутствовала, поэтому сигнал воздушной тревоги прозвучал всего за несколько минут до начала бомбёжки.

В 22 часа 03 минуты 13 февраля жители окраин услышали гул приближающихся самолётов. В 22 часа 13 минут 244 тяжёлых бомбардировщика «Ланкастер» британских Королевских ВВС сбросили на город первые фугасные бомбы.

В считанные минуты город был объят пламенем. Свет от гигантского пожара был виден за 150 километров.

Один из лётчиков британских Королевских ВВС впоследствии вспоминал: «Фантастический свет вокруг становился всё ярче, когда мы приближались к цели. На высоте 6000 метров мы могли различить в неземном ярком сиянии детали местности, которые никогда до этого не видели; впервые за время множества операций мне стало жаль жителей, находящихся внизу».

Штурман-бомбардир одного из бомбардировщиков свидетельствовал: «Признаюсь, я бросил взгляд вниз, когда бомбы падали, и своими глазами увидел шокирующую панораму города, полыхающего от одного конца до другого. Виден был густой дым, относимый ветром от Дрездена. Открывалась панорама ярко сверкавшего города. Первой реакцией была потрясшая меня мысль о совпадении происходившей внизу бойни с предостережениями евангелистов на проповедях перед войной».

В план бомбардировки Дрездена входило создание на его улицах огненного смерча. Такой смерч появляется, когда возникшие разрозненные очаги пожаров объединяются в один огромный костёр. Воздух над ним нагревается, его плотность уменьшается и он поднимается вверх.

Британский историк Дэвид Ирвинг так описывает огненный смерч, созданный в Дрездене лётчиками британских Королевских ВВС: «…образовавшийся огненный смерч, судя по обследованию, поглотил более 75 процентов территории разрушений… Гигантские деревья были вырваны с корнем или наполовину сломлены. Толпы спасавшихся бегством людей были неожиданно подхвачены торнадо, их протащило по улицам и швырнуло прямо в огонь; сорванные крыши и мебель… были выброшены в центр полыхающей старой части города.

Огненный смерч достиг пика в трёхчасовом промежутке между налётами, именно в тот период, когда укрывшимся в подземных коридорах жителям города следовало бежать на его окраины.

Железнодорожник, укрывавшийся возле Почтовой площади, наблюдал, как женщину с детской коляской потащило по улицам и швырнуло в пламя. Другие люди, спасавшиеся бегством вдоль железнодорожной насыпи, которая казалась единственным путём спасения, не заваленным обломками, рассказывали, как железнодорожные вагоны на открытых участках пути сдуло бурей".

На улицах плавился асфальт, и люди, падая в него, сливались с дорожным покрытием.

Телефонистка Центрального телеграфа оставила такие воспоминания о бомбардировке города: «Некоторые девушки предложили выйти на улицу и бежать домой. Лестница вела из подвала здания телефонного узла в четырёхугольный двор под стеклянной крышей. Они хотели выбраться через главные ворота двора на Почтовую площадь. Мне не нравилась эта идея; неожиданно, как раз когда 12 или 13 девушек перебегали двор и возились с воротами, стараясь их открыть, раскалённая докрасна крыша обрушилась, похоронив их всех под собой».

В гинекологической клинике, после попадания бомбы, погибли 45 беременных женщин. На площади Альтмаркт несколько сотен человек, искавших спасения в старинных колодцах, сварились заживо, а вода из колодцев испарилась наполовину.

В подвальных помещениях Центрального вокзала во время бомбардировок находились приблизительно 2000 беженцев из Силезии и Восточной Пруссии. Подземные проходы для их временного проживания власти оборудовали задолго до бомбардировки города. О беженцах заботились представители Красного Креста, отряды женской службы в рамках государственной трудовой повинности и сотрудники национал-социалистической службы социального обеспечения. В другом городе Германии скопления такого количества людей в помещениях, отделанных легковоспламеняющимися материалами, не допустили бы. Но власти Дрездена были уверены, что город бомбить не будут.

Беженцы находились и на лестницах, ведущих на платформы и на самих платформах. Незадолго до налёта на город британских бомбардировщиков на вокзал прибыли два поезда с детьми из Кенигсбрюка, к которому подступала Красная армия.

Беженка из Силезии вспоминала: «На площади плечом к плечу толпились тысячи людей… Над ними бушевал огонь. У входов в вокзал лежали трупы погибших детей, их уже складывали друг на друга и вывозили с вокзала».

Согласно данным начальника ПВО Центрального вокзала, из 2000 беженцев, находившихся в туннеле, 100 сгорели заживо, ещё 500 человек задохнулись в дыму.

Во время первой атаки на Дрезден британские «Ланкастеры» сбросили 800 тонн бомб. Спустя три часа 529 «Ланкастеров» сбросили 1800 тонн бомб. Потери Королевских ВВС во время двух рейдов составили 6 самолётов, ещё 2 самолёта потерпели крушение во Франции и 1 в Великобритании.

14 февраля 311 американских бомбардировщиков сбросили на город 771 тонну бомб. 15 февраля американская авиация сбросила 466 тонн бомб. Часть американских истребителей «Р-51» получила приказ атаковать движущиеся по дорогам цели, чтобы увеличить хаос и разрушения на важной транспортной сети региона.

Командир дрезденского спасательного отряда вспоминал: «В начале второй атаки многие ещё теснились в тоннелях и подвалах, ожидая конца пожаров… Детонация ударила по стёклам подвалов. К грохоту взрывов примешивался какой-то новый, странный звук, который становился всё глуше и глуше. Что-то напоминающее гул водопада — это бил вой смерча, начавшегося в городе.

Многие, находившиеся в подземных убежищах мгновенно сгорали, как только окружающий жар вдруг резко увеличивался. Они или превращались в пепел, или расплавлялись…"

Тела других погибших, обнаруженные в подвалах, сморщились от кошмарного жара до одного метра длины.

Британские самолёты сбрасывали на город и канистры, наполненные смесью каучука и белого фосфора. Канистры разбивались о землю, фосфор воспламенялся, вязкая масса попадала на кожу людей и прилипала намертво. Погасить её было невозможно…

Один из жителей Дрездена рассказывал: «У трамвайного депо была общественная уборная из рифлёного железа. У входа, уткнувшись лицом в меховое пальто, лежала женщина лет тридцати, совершенно нагая. В нескольких ярдах от нее лежали два мальчика, лет восьми-десяти. Лежали, крепко обнявшись. Тоже нагие… Везде, куда доставал взгляд, лежали задохнувшиеся от недостатка кислорода люди. Видимо, они сдирали с себя всю одежду, пытаясь сделать из нее подобие кислородной маски…».

После налётов трехмильный столб желто-коричневого дыма поднимался в небо. Масса пепла плыла, покрывая руины, в сторону Чехословакии.

В некоторых местах старого города создался такой жар, что даже через несколько дней после бомбёжек невозможно было войти на улицы между развалинами домов.

Согласно отчёту дрезденской полиции, составленному после налётов, в городе сгорело 12 000 зданий, было разрушено «… 24 банка, 26 зданий страховых компаний, 31 торговая лавка, 6470 магазинов, 640 складов, 256 торговых залов, 31 гостиница, 26 публичных домов, 63 административных здания, 3 театра, 18 кинотеатров, 11 церквей, 60 часовен, 50 культурно-исторических зданий, 19 госпиталей (включая вспомогательные и частные клиники), 39 школ, 5 консульств, 1 зоологический сад, 1 водопроводная станция, 1 железнодорожное депо, 19 почтамтов, 4 трамвайных депо, 19 судов и барж».

22 марта 1945 года муниципальные власти Дрездена выпустили официальный отчёт, согласно которому количество учтённых к этой дате погибших составило 20 204, а общее количество погибших в ходе бомбардировки, как ожидалось, составит около 25 000 человек.

В 1953 году в труде немецких авторов «Итоги Второй мировой войны» генерал-майор пожарной службы Ганс Румпф написал: «Количество жертв в Дрездене подсчитать невозможно. По данным Госдепартамента, в этом городе погибло 250 тысяч жителей, однако действительная цифра потерь, конечно, гораздо меньше; но даже 60−100 тысяч человек гражданского населения, погибших в огне за одну только ночь, с трудом укладываются в человеческом сознании».

В 2008 году комиссия из 13 немецких историков, работавших по заказу города Дрезден, пришла к выводу, что во время бомбёжек погибли приблизительно 25000 человек.

«И заодно показать русским…»

Разбомбить Дрезден премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю предложил 26 января 1945 года министр ВВС Арчибальд Синклер в ответ на его депешу с вопросом: «Что можно сделать, чтобы как следует отделать немцев при их отступлении от Бреслау (этот город расположен в 200 километрах от Дрездена. „СП“)?».

8 февраля Верховная ставка экспедиционных сил союзников в Европе известила ВВС Великобритании и США, что Дрезден включён в список целей для нанесения бомбовых ударов. В тот же день военная миссия США в Москве направила официальное уведомление советской стороне о включении Дрездена в список целей.

Меморандум Королевских ВВС, с которыми британские пилоты были ознакомлены в ночь перед атакой, сообщал: «Дрезден, 7-й по размеру город Германии… на настоящий момент крупнейший район противника всё ещё не подвергавшийся бомбёжкам. В середине зимы, с потоками беженцев, направляющимися на запад, и войсками, которые где-то должны быть расквартированы, жилые помещения в дефиците, поскольку требуется не только разместить рабочих, беженцев и войска, но и правительственные учреждения, эвакуированные из других районов. В своё время широко известный своим производством фарфора, Дрезден развился в крупный промышленный центр… Целью атаки является нанести удар противнику там, где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта… и заодно показать русским, когда они прибудут в город, на что способны Королевские ВВС».

— Если говорить о военных преступлениях и геноциде, то бомбардировке подвергались многие города Германии. Американцы и англичане разработали план: беспощадно бомбить города, чтобы за короткое время сломить дух гражданского населения Германии. Но страна жила и работала под бомбами, — говорит автор книг по истории Второй мировой войны Владимир Бешанов. — Считаю, что военными преступлениями необходимо признать не только варварскую бомбардировку Дрездена, но и бомбёжки других германских городов, а также Токио, Хиросимы и Нагасаки.

В Дрездене были уничтожены жилые дома и памятники архитектуры. Крупные сортировочные станции почти не получили повреждений. Остался нетронутым железнодорожный мост через Эльбу и военный аэродром, находившийся в окрестностях города.

После Дрездена британцы успели разбомбить средневековые города Байройт, Вюрцбург, Зоэст, Ротенбург, Пфорцхайм и Уэльм. Только в Пфорцхайме, где проживали 60 000 человек, погибла треть жителей.

Что выйдет из очередной попытки придания чудовищному событию статуса военного преступления — неведомо. Пока каждый год 13 февраля жители Дрездена поминают сограждан, погибших в огненном смерче.