Сакральный тибет и кайлас кора с русским гидом. Кайлаш: Путешествие, которое меняет жизнь

День 1: Прибытие в Непал.

Встреча в аэропорту, переезд в отель. Ознакомительные прогулки по Катманду.

День 2: Экскурсии в Катманду.

Осмотр достопримечательностей столицы Непала. Буддистская святыня — Сваямбунатх, обилие живущих там обезьян дало этому храму второе название — Обезьяний храм. Далее древний индуистский храмовый комплекс Пашупатинатх — сжигание умерших, странствующие йоги. Самая большая в Непале ступа Боднатх — место паломничества буддистов. Оформление разрешения на посещение Тибета в китайском посольстве.

День 3: Переезд в Тибет

Переезд из Катманду к границе с Китаем. Прохождение пограничного контроля. Встреча с тибетским гидом. Переезд в поселок Ниалам (3750м), размещение в гестхаусе.

День 4: Акклиматизация в Ниаламе

Акклиматизационный выход на высоту 4300м.

День 5: Переезд в Сага

Посещение пещеры, где медитировал великий йогин Миларепа. Переезд в Сага (4600м). Размещение в гестхаусе.

День 6: Переезд в Монсер

Переезд мимо озера Манасаровар в поселок Монсер (4500м). Размещение в гестхаусе.

День 7: Долина Гаруды

Переезд в Долину Гаруды, в древний город Куньлунг. Полный день посвященный осмотру Долины Гаруды. Вечером переезд в поселок Дарчен (4520м). Подготовка к коре. Ночь в гестхаусе.

День 8: Первый день коры. Переход в Дирапук

Длина пути вокруг Кайласа — 53 км. Обход идет по часовой стрелке. В первый день переход до монастыря Дирапук. Тропа идет на запад к большой поляне. На ней стоит увешанный молитвенными флажками столб Тарбоче, который ежегодно устанавливают во время фестиваля Сага Дава. Рядом находится чортен Кангни — ворота коры. Дальше паломники идут по долине реки Ла Чу мимо монастыря Чуку к монастырю Дирапук. Ночь в гестхаусе.

День 9: Второй день коры. Переход через перевал Дролма Ла.

Самый трудный и самый важный день. От Монастыря Дирапук тропа поднимается вверх, проходя через Шива Цаль — место, где тибетцы оставляют свою старую одежду. Этот ритуал несет смысл символической смерти, очищения от грехов и подготовки к новой жизни, которая начинается дальше, в верхней точке коры, — на перевале Дролма Ла (5630м). После перевала — спуск к монастырю Зутрулпук. Ночь в гестхаусе.

День 10: Третий день коры. Завершение коры.

Переход в Дарчен, где замыкается путь обхода священной горы Кайлас. Переезд к озером Ракшас Тал и Манасаровар. Ночь в гестхаусе возле монастыря Чиу, расположенного на берегу Манасаровара.

День 11: Переезд в Сага

День 12: Переезд в Жангму

День 13: Пересечение границы с Непалом, переезд в Катманду

День 14: Вылет домой

Наверное самый правильный с точки зрения акклиматизации, набора физической формы и с точки зрения буддистских практик путь в Тибет и подход к коре вокруг Кайлаша

Тибет! Таинственное место, куда много веков стремились исследователи, паломники, захватчики и авантюристы. Исследования Тибета географические и духовные связаны с такими именами как иезуит Ипполито Десидери(17 век), Николай Рерих, Елена Блаватская, Александра Давид-Ноель, Сарат Чандра Дас, Екай Кавагучи, Овше Норзунов, Эрнст Мулдашев.

В наше время таинственность Тибета стала темой модной. Свидетельств тому множество -раскупаемость книг Мулдашева, популярность голливудских «Семи лет в Тибете», рост интереса к тибетскому буддизму в том числе и у публичных личностей – актеров, бизнесменов, политиков и самое главное свидетельство для меня как для проводника – огромное количество людей желающих посетить Тибет и готовых потратить на это достаточно немалые деньги. Ведь экспедиция туда и сегодня дело хлопотное и затратное.

Зачастую мы слышим возгласы «… Ах Тибет!!!» от людей разной степени осведомленности – одни являются убежденными буддистами и знают о тибетском буддизме больше многих монахов, обитающих в тибетских монастырях, другие только видели Бреда Пита в нашумевшем фильме, знания третьих не простираются дальше названия страны. Но для всех кто еще не был в Тибете – первый визит в эту страну (мы будем называть ее так, несмотря на сегодняшний суверенитет Китая) всегда будет потрясением, и его характер (положительный или отрицательный) во многом зависит от того насколько человек готов к тому, с чем встретится.

Мы придерживаемся мнения многих путеводителей – каждый человек, планирующий путешествие в Тибет, должен осознавать, что это именно то место, где ему нужно побывать.

Может быть, эта статья поможет кому-либо с таким выбором. Мы опишем наши впечатления на примере одного отдельно взятого маршрута (который позволил максимально познакомиться с Тибетом не за «Семь лет», а за короткие три недели).

Короткая историко-географическая справка.

Тибет огромное и самое высокое в мире плато («крыша мира») простирающееся грубо говоря на две с половиной тысячи километров с востока на запад и на полторы – с севера на юг. Средняя высота около 4500 м7000 м. На этом огромном пространстве обитают всего 2 млн чел. Большинство из которых сосредоточено в Лхасе и окрестностях. До 1951 года Тибет являлся независимым закрытым буддистским государством в котором и светская (государственная) и духовная власть находились в руках первого духовного лица тибетского буддизма Далай Ламы. В 1951 году в Тибет вторглись Китайские войска, после подавления восстания в Лхасе в 1959 году и бегства Далай Ламы 14 в Индию над Тибетом окончательно установлен Китайский суверенитет (как над автономным районом Китая). Правительство в изгнании и духовный центр буддизма во главе с Далай Ламой находится сегодня на территории Индии в Дарамсале (предгорья Гималаев). Южная граница плато – Гималаи высочайшие горы планеты. Тибет окаймлен ожерельем из восьмитысячников, а на самом плато десятки вершин выше 7000 над уровнем моря.

В этот раз мы избрали не совсем обычный для западных туристов путь. Сотни групп попадают в более комфортные Лхасу и окрестности, прилетев самолетом в столицу. Десятки групп приезжают на джипах по «Френдшип Хайвей » - убитой горной грунтовке Катманду – граница (Кодари – Жангму) – Лхаса с перевалами в районе 5 тыс. метров, что тоже есть хорошее приключение.

Наш путь самый – прямой путь к священному Кайлашу.

Это древняя тропа индийских паломников к «центру мироздания» проходящая через западный Непал по долине великой Карнали (приток Ганга, одна из четырех магических рек (Изо Рта Павлина), стекающих с южного склона Кайлаша). На тропе встретили стариков в чалмах (народность четри) из серии «давно сидим» - сказали, что мы шестая группа за год. Одна из шести тоже наша сентябрьская. Вот вам сравнение количества туристов. Только теперь маршрут еще более отполирован – за те же три недели у нас грандиозные планы. Группа за пять дней пройдет ущелье великой реки Карнали, перевалит через главную гряду Гималаев (перевал Нара Ла около 4400м – Черный - по-тибетски) и выйдет на Тибетскую часть маршрута. Мы выйдем в Тибет в 100 км по прямой от Кайлаша и наш путь пройдет между мистических озер РакшасТал (демоническое) и Манасаровар (Победоносное для светлых сил)...

В этот раз экспедиция спустится в Долину Сатледжа (река с западного склона Кайлаша - Из Пасти Слона)к столице самого древнего буддистского королевства в Тибете – Гуге (7 век НЭ) столичному замку Тсапаранг. После Гуге нам предстоит совершить Кору – священный обход горы Кайлаш (протяженност 53км, высшая точка – перевал Дролма Ла – богини сострадания Зеленой Тары - 5669м), После этого экспедиция ускоренным маршем на джипах пересечет Тибет с запада на восток и посетит знаковые монастыри и храмы в городах Сакья, Шигатзе, Гьянтзе и конечно Лхасу.

Мы гордимся таким познавательным маршрутом – его создание стало результатом большого труда по оттачиванию элементов логистики и опыта нескольких предыдущих экспедиций.

Две последние экспедиции были достаточно большими по 16 человек участников плюс проводники, повара, караван мулов, погонщики.… Везлись жилые палатки, кухонный тент, каюткомпания, туалетная и душевая палатки. В общем туристам было очень комфортно, а все постоянные посетители Тибета (наши коллеги гиды) и местные жители запомнили, что Украина большая и очень интересующаяся Тибетом страна.

Трек по долине Карнали.

В этот раз нас немного всего трое – я – гид, и двое ребят постоянных туристов «Партии».

Валера и Олег. Их тоже очень интересует, что такое Тибет для свежего человека безотносительно его религиозных (либо атеистических) взглядов. Ребята имеют определенный опыт самодеятельного туризма – поэтому мы отказываемся от обычного для стандартных туров каравана. Как инструктор, и опытный походный повар заботу о питании беру на себя я, раскладка продуктов привезена из дому. Спартанские пожитки, палатку, микро кухню и фотоаппаратуру мы в состоянии нести сами, а для припасов предназначенных на Тибетскую часть экспедиции с помощью нашего постоянного проводника симпатяги Базу нанимаем пару носильщиков. Обычно в этом районе Непала мы пользуем для перемещения грузов лошадей и мулов, но конец апреля – здесь слегка рановато для сезона, перевал может быть в снегу, по которому животные не могут пройти.

От Симикота - центра непальской провинции Хумла наш путь лежит на север вверх по ущелью могучей Карнали.

Ничто здесь не напоминает знакомые многим туристические районы Непала – Аннапурну и Эверест. Здесь нет никаких чистеньких гест хаусов, и чайных домиков, да и сами селения местных «четри» напоминают тесные и грязные соты, прилепившиеся к тропе на отвесном склоне, в которых копошатся старики и дети. Среднего возраста – особенно женщин не наблюдается. Ребята говорят – «четри как черти» - они действительно черные, пропеченные солнцем и дикого вида.

Зато природа, тоже непохожая на центр Непала – прекрасна. Сосновые леса, могучие каньоны Карнали, суровые снежные вершины массива Сайпал (7758). Первые два дня мы набираем высоту по тесным ущельям, но потом за Сосновой речкой вырываемся в светлые и просторные верхние долины. Здесь все меняется – население в основном буддистское, много тибетцев, люди выглядят более цивилизовано (относительно диких четри конечно), взгляды более осмысленные, поселки почище – в Ялбанге даже есть электричество, школа и большой монастырь. Тропа становится проще – намного меньше потерь высоты, следственно плавнее подъем. Хоть приютов и нет, но мы люди неприхотливые – спали в местных хибарах и палатку ставили только два раза. Первый раз было уж больно хорошее место для палатки – берег голубой горной речушки весь в соснах, второй раз уж больно страшная хибара. Перевал Нара Ла несложный, но попыхтеть надо, все-таки 4400. Особенно досталось Олегу – он подхватил местный простудный вирус, сильно температурил, чихал и кашлял. Но сила воли, инъекции иммуностимуляторов и поддержка коллектива сделали свое дело. Перевал был взят достаточно быстро. На северной тибетской стороне, как и ожидали, тропа в нескольких местах была перекрыта еще не растаявшими после зимы языками снежников. Однозначно животные не прошли бы, да и люди к счастью шли опытные. Вывод – в это время лучше не планировать такой переход, если в группе есть люди без соответствующего горного опыта. Зато парой недель позже все входит в обычную колею.

После головокружительного спуска в Хилсу (пограничное с Тибетом селение) ночевали в почти «шикарном» гест хаусе. Съели постного «дал бата», сдобрив его тушенкой. Есть приятная новость по маршруту – до самой Хилсы не встретили маоистов, которые жестко контролировали территорию. Раньше они сидели в Ялбанге и обдирали проходящих туристов на сотню, полторы долларов с каждого под роспись и квитанцию. Называлось это стыдливо «местными пожертвованиями». Теперь маоистов пригласили в парламент и они «бузят» в уже Катманду.

А в долине Карнали устанавливаются государственные полицейские и пограничные (в самой Хилсе) посты.

Резюме по треку:

* трек физически достаточно напряженный – к этому надо быть готовым.
* природа прекрасная,
* приютов нет, еды съедобной для европейцев практически нет.
* передвигаться можно либо как мы делаем обычно для наших туристов - караваном с полным палаточным лагерем (вьючные животные, жилые палатки, съестные припасы, кухня, душевые и туалетные палатки с бригадой шерпов которые все это обслуживают), либо автономной (жилье, питание, шмотки – на себе) туристской группой с проводником (он же переводчик – по-английски никто не говорит). Можно нанять пару носильщиков, нужно нести газ и горелки - дрова есть не везде.

Западный Тибет – Нгари.

На следующий день мы, как поется в песне «перешли границу у реки» - просто перешли мост и поднялись на бугор на котором находится Китайская погранзастава городка Шер.

На бугре нас уже выглядывали наши тибетские гид и водитель, которые были зафрахтованы из Лхасы.

Было 1 мая и мы очень переживали, что могут быть проблемы с Китайской пограничной бюрократией, которая по-прежнему любит выпить и закусить по коммунистическим праздникам. Но Китайская встреча нас поразила – вопреки обыкновению на нас набросились младшие чины, отобрали рюкзаки и понесли их на вытянутых руках. Нас напоили чаем, быстро и ненавязчиво проверили документы и вещи и с эскортом отправили в районный городок Пуранг в погран. комендатуру. С китайцами явно происходят изменения в лучшую сторону. Хотя, мы заметили несколько погон с большими звездами, и может, все происшедшее было учениями по китайскому народному гостеприимству. После прохождения формальностей в Пуранге мы повезли Олега в госпиталь. Заведение «стильное» - дорогое облупленное и закрытое на амбарный замок головное здание, «туалеты» под заборами, заплеванный кровью стационар с одной открытой палатой в которой лежали парочка сильно побитых молодых тибетцев под капельницами без малейшего присмотра. Они дали нам телефон врача и – о, чудо – она приехала на мотороллере через минут 10.

Девушка произвела впечатление вменяемой, в ответ на нашу просьбу быстренько послушала Олега и так же на пальцах успокоила, что воспаления нет (уффф. слава Богу, на высоте это очень опасно). Потом она «вгатила» инъекцию (Олег говорит, что я, по сравнению с ней, эльф) и выдала мешок каких-то пилюль и порошков, которые Олег добросовестно съел за неделю без особого вреда для себя. Денег не взяла.

Затем мы двинулись на джипе в сторону перешейка между двумя магическими озерами. Везде чувствуется Китайское влияние дорога щебеночная, но ухоженная, везде бетонные аккуратные мостики – в каждой глинобитной деревне огромное помпезное здание с воротами-пагодой и большим двором – армейские казармы. Гурла Мандата огромный массив 7728 м стоящий отдельно от Гималаев доминирует над всем пейзажем. Сказать что все это не похоже на то, что было вчера – ничего не сказать. Ощущение что мы попали на другую планету. Горы лунного вида, долина Карнали широкая и безжизненная. Все напоминает застывшую психоделическую музыку. Когда поехали между озерами Валеру «порвало». Он увлеченный фотохудожник (ждите выставки) и в первый раз за путешествие совершенно четко понял, что приехал не зря. Ночевали на горячих источниках Монастыря Чуку - баня для сильных духом, но после недели отсутствия любой – пошло. На перешейке, как положено перед Корой умылись в обоих озерах. Вопреки легендам и Мулдашеву Ракшастал – не отравленный – сами видели в нем крупную форель, но кожу от умывания стягивает.

Монастырь Чиу, рядом с которым заночевали - знаковый – в нем находится пещера великого бодхисатвы Падмасамбхавы. В монастырь мы не попали – не было ключника. Но зато поснимали и помедитировали на противоположном холме. Место потрясающей красоты и энергетики. Меня сильно зацепило, Валера отрицает, Олег лежал больной.

После Чуку мы двинулись в Занду провинциальный городишко на месте бывшего королевства Гуге.

Городок полностью посвящен китайским воякам. Единственная бетонная улица наполнена марширующими военными, рекламой, маленькими кафешками, и сомнительного свойства массажными – парикмахерскими, где сонные девицы находятся в боевой готовности оказать сервис доблестным китайским воинам. Находящийся в городе монастырь Толинг в годы культурной революции был разрушен китайцами, а позже бездарно восстановлен.

Зрелище жалкое. Зато столица королевства Гуге – древний Тсапаранг - полупещерный замок, расположенный на высоченном глинистом утесе поражает воображение и требует получаса, чтобы забраться на самый верх к королевским покоям. Вид оттуда нельзя сравнить ни с чем. Вообще долина Сатледжа, где находилось Гуге, представляет собой эдакое Колорадо - огромный каньон с такими эрозионными пейзажами, что не хватает воображения это описать.

На следующей стоянке горячих источниках Тиртапури – мы встретили российскую группу. Ребята пригласили нас на чай и мы обменялись впечатлениями. Ребята заехали через Хайвей из Катманду. Как и следует ожидать при таком пути в Тибет – часть народа жаловалась на «горняшку». Держались крепко, но некоторые выглядели зеленоватыми и почти все явно завидовали нашему состоянию. Мы и сами себе завидовали – при таком графике акклиматизации у нас не было практически никаких симптомов. Очень редко можно себе позволить такую роскошь.

Техническое отступление - «Горная Болезнь»

Или ласково «горняшка», известная «подруга» всех горных путешественников и альпинистов. Строго говоря, это реакция организма на комплекс воздействия всех высокогорных факторов – низкого атмосферного давления, разреженного воздуха с малым количеством кислорода, холода, повышенной солнечной радиации.

Проявления горняшки могут быть самыми различными от отдышки и легкой головной боли до отека легких и мозга. К счастью, последние серьезные проявления на высотах до 6000 м случаются крайне редко, и больше это угрожает высотным альпинистам. Но у каждого человека реакция на высоту индивидуальна. Поэтому недооценивать эту опасность нельзя. Однозначно то, что людям с сердечнососудистыми и дыхательными заболеваниями не стоит играть в игры с большой высотой.

Для «практически здоровых» людей самое главное средство профилактики горной болезни - постепенный график акклиматизации, а лечение серьезных симптомов – быстрый спуск вниз. Большая проблема состоит в том, что чаще всего маршруты зажаты стандартными временными рамками, которые люди могут потратить на путешествие.

Ведь не хочется тратить драгоценные дни отпуска, праздно сидя и акклиматизируясь в каком-нибудь скучном месте. И в этом смысле наш маршрут идеален, так как график набора высоты практически соответствует старым учебникам по горному туризму – 600м в день. И это без единого пустого дня.

Здесь хочется отметить, что существуют медицинское средство, которое помогаете более быстрой акклиматизации – это диамокс (диакарб). Оно действительно эффективно, хотя и не панацея, но не слишком полезно для печени и поджелудочной – поэтому принимать его или нет – личное дело каждого. Если решите принимать - обязательно посоветуйтесь с нами по дозировке и знайте, что у нас всегда оно есть в аптечках.

После Тиртапури мы вернулись в Дарчен – место начала и окончания Коры вокруг Кайлаша. У нас было полдня свободных и мы сходили со все еще больным Олегом в Центр Тибетской Медицины. Не стоит себе представлять сборище волшебников, которые одной воткнутой в попу серебряной иглой лечат сразу все болезни. Все гораздо прозаичнее. Это заведение финансирует благотворительный фонд Швейцарских Тибетцев, руководимый доктором Тукпой. При центре действует мед.школа для местных подростков и маленькая фабричка по изготовлению медикаментов из более чем экзотических ингредиентов. Учителя школы - несколько молодых последователей Тукпы принимают больных, помогая местному населению и, чаще всего, страдающим «горняшкой» туристам. Парни практикуют пульсодиагностику и делают это чрезвычайно убедительно, определяя давно известные вам болезни и их нынешнее состояние. После чего выписываются травяные шарики и микстуры очень и очень эффективные, как мы смогли неоднократно проверить.

Олегу тоже здорово помогло. После Центра мы съездили в радиалку к монастырю Гьяндрак, построенному внутри кольца Коры. И тут нас впервые ненадолго зацепило горное недомогание. Монастырь новый, потрясающе красивый, построенный на месте старого – 13 века. Меня здесь всегда охватывает ощущение наполняющей меня светлой энергии. Этот раз не составил исключения. Валера отрицает, Олег по-прежнему болен.

В Дарчене встретили еще пару российских групп. Такое ощущение, что наших людей здесь большинство. Статистику портили 117 индусов из которых, правда, как впоследствии выяснилось, на кору вышло 16, а прошло по непроверенным данным 4, мы вроде обогнали всех и индусов не видели. Вообще трудно себе представить, что может заставить этих часто пожилых, бесформенных и физически беспомощных людей пытаться и, не всегда безуспешно, совершать такие тяжелые и рискованные для их шаткого здоровья путешествия.

Отступление - гора Кайлаш

Гора Кайлаш (Кайлас). Множество мифов и легенд связываются с Кайласом. Четыре мировых религии считают Кайлас священным местом: Индуисты верят, что Кайлас является космическим центром мироздания, и именно там живет могущественный бог Шива, а расположенное рядом священное озеро Манасаровар создано богом Брамой. В индуистской традиции, существует мифическая гора Меру, соответствующая Кайласу. В Махабхарате она описывается как "целующая небеса в их самой вышине, сияющая как утреннее солнце, как огонь не затуманенный дымом, неизмеримая, и для людей несущих грех недоступная". Джайны почитают Кайлас как место, где их первый святой достиг освобождения. В религии Бон считается, что первый мастер Тонгпа Шенраб сошел с небес именно на горе Кайлас. В буддизме считается, что на Кайласе живет Демчок, гневная форма Будды Шакьямуни (аналогия с Шивой). Кайлас по форме напоминает пирамиду, грани горы расположены практически точно по сторонам света, на южной и восточной сторонах горы пересечение трещин напоминает свастику. С кайлаша стекают четыре великих азиатских реки Сатледж, Инд, Карнали и Брахмапутра. Кора – это ритуальный обход вокруг Кайласа. Считается, что даже однократный обход избавляет от всех жизненных грехов. А 108-и кратный, обеспечивает переход в Нирвану в этой жизни. Благоприятными также считаются 3 и 13 обходов. Совершенная в полнолуние, кора засчитывается за две! Кайлас окружен долинами, поэтому кора не требует особой подготовки или снаряжения. Расстояние - 53км.

Высота Кайлаша 6714 м, а не 6666 как написано у Мулдашева. И вообще все его «географические» выкладки по поводу горы мягко выражаясь спорные. У Кайлаша достаточно тайн и магии и без людской помощи. Сейчас в Интернете можно найти всякие простите бредовые россказни, что кто-то подымался на вершину. Разрешите не поверить. Почтенное во всем мире издание путеводителей Одинокая Планета, имеющее доступ к любой информации, отмечает, что разрешения на восхождения на Кайлаш были выданы всего два раза – один раз испанской экспедиции, которая была отменена из-за протестов мировой общественности, второй раз Великому Рейнгольду Месснеру. Покоритель соло всех восьмитысячников провел некоторое время рядом с Горой и отменил восхождение по неизвестной причине, ограничившись установлением записанного рекорда прохождения Коры - около12 часов, что, впрочем, ненамного быстрее среднего тибетского пилигрима. Да и мы не торопясь прошли кору за 14 ходовых часов.

И вот Кора. Волнующее утро. Олег собрал все силы измученного кашлем организма, и мы двинулись по главному пути паломников. Надо сказать, что мы уже тоже здорово, чихали и кашляли – нахождение в одном джипе не могло пройти бесследно.

В общем, наше продвижение шло без приключений. Мы прошли мимо Дарбоче – это огромный молитвенный флагшток, который меняется раз год в Сага Дава – день рождения, просветления и ухода в паранирвану Будды Шакьямуни (Шакья Тукпы по- тибетски). Дарбоче стоял прямо – существует легенда, если ты идешь мимо и видишь, что Дарбоче стоит прямо – значит у тебя все в порядке, если Дарбоче наклонен к центру Кайлаша, то дела твои не очень, а если от центра – то дела из рук вон…

У нас было все в порядке. Это успокоило меня не меньше, чем заверения китайского и тибетского врачей, что у Олега нет воспаления.

Как и полагается на удачу, мы прошли внутри двуного чортена (ступы) Кангьи обошли место небесного захоронения (тело покойного отдают птицам – обычная для Тибета практика) 84-рех махасидх (святых тантристов). Мы с Валерой забрались в Монастырь Чуку нависающий над долиной Шершонг. Монастырь посвящен Амитабе– Будде неопределенного света. В прошлый раз наши ребята участвовали в обряде долголетия, когда Статуя Амитабы омывалась и переодевалась, и получили благословение Ринпоче (настоятеля).

В этот раз в монастыре все занимались своими делами, и мы удалились, оставив пожертвования и сделав несколько снимков.

По дороге то и дело встречались местные паломники. Некоторые из них нас удивляли. С нами вместе из Дарчена вышла бабушка лет 70 с внуком. Мы шли довольно быстро, обгоняя все группы, но бабушка каким то чудом все время шла рядом. Часто встречались особо религиозные дервиши, передвигающиеся простираниями, отмеряющие свой путь, ложась на землю во весь рост.

Погода постепенно портилась и, пока мы добрались до монастырского приюта Дира Пук, разыгрался настоящий буран. Мы сидели в большой брезентовой палатке, пили тибетский чай с ячьим маслом и солью, и наблюдали, как удивительно красивая и грациозная молодая тибетка готовила нам тукпу – тибетскую домашнюю лапшу вперемешку со всем, что есть в съестного в доме.

Завтра утром нам предстоит преодолеть Дролма Ла - перевал Зеленой Тары одной из слез сострадательного Ченрезига(Будды сострадания), которая уберегла от несчастий первопроходца коры Готсампу, строителя всех монастырей Кайлаша. Она и теперь бережет всех, кто идет дорогой паломников. Каждый раз, спускаясь к Дарчену, я думаю – и вправду перевал 5700 м мог быть намного труднее. Так было и в этот раз.

Несмотря на снег и ветер мы добрались до перевала за три часа, и, обогнав все группы, уже в этот день были в Дарчене.

За пять километров до Дарчена мы вышли на дорогу, где нас поджидал наш джип, но вся компания, включая атеиста Валеру и больного Олега, захотела завершить кору – т.е. как положено, дойти ногами до того места, откуда начали.

И еще – перед самим перевалом есть место Шива Тсал – здесь нужно оставить все ненужное или символ, с чем вы хотите распрощаться, я закопал в снег пачку сигарет… и уже почти месяц не курю.

Вечером мы ужинали у «дяди Сэма» так мы прозвали китайца хозяина ресторанчика в Дарчене, утром сели в джип и вечером после 10 - часового драйва доехали до Сага, границы западного Тибета. В Сага наконец-то построили более или менее сносную гостиницу, в которой можно ожидать наличия горячей воды. Мы с трудом воспользовались этим цирком.

Резюме по западному Тибету – Нгари.

Нгари – дикое огромное место, километров 1000 в длину, китайская дорога составляет диссонанс с дикими горами, выжженными пустынными пространствами и грязными каменными поселками
* в Нгари находятся Кайлаш, Манасаровар, Гуге и еще множество тибетских святынь и памятников.
* тибетцы в основном красивые мужественные люди страшно похожие на андских индейцев кичуа – потомков инков. К стати ритуальные тибетские маски тоже один в один как южноамериканские – возможно есть связь.
* пейзажи потрясающи и разнообразны, от снежных пиков до огромных песчаных дюн – ни на что не похоже!!! - городов нет, гостиниц нет, несколько городишек такие как Пуранг, Занда, Али, имеют одну бетонную улицу с неоновой рекламой и китайскими проститутками, но не имеют водопровода и нормальных туалетов. Фраза из путеводителя - в этой гостинице есть телевизор и туалет - немного менее ужасен. Обхохочешься.
* душа нет – есть пара горячих источников для «сильных духом».
* приюты – гест хаусы, вполне сносные, хотя и хуже непальских.
* еду можно добыть почти в любом гестхаусе – это тибетская тукпа, в поселках – еда китайская, поначалу кажется вкусной, через неделю европеец чувствует себя, как аквариум от каких-то их специй. Дико противное ощущение, вылечить может только кусок просто жареного мяса с картошкой фри или миска гречки.
* передвигаться можно четырьмя способами:

1. С полным палаточным лагерем, кухней и грузовиком поддержки с непальскими шерпами как описано ранее – такой метод предпочитают западные туристы. Они брезгливы и не любят жить в гест хаусах.

2. С грузовиком и непальской кухней, но без палаток – так предпочитают наши туристы – они находят приюты вполне сносными и более комфортными, чем палатки, но непальские повара сильно скрашивают жизнь.

3. Только с джипом и проводником, своей горелкой и частично с продуктами – так ехали мы –вполне можно перебиться, если народ некапризный – очень прибавляет мобильности.

4. Без всего оного – как обезбашенные бэкпекеры, у которых времени – вся жизнь впереди, чтобы дождаться автостопа до Лхасы.

Коротко о Тсанге

Дальше нас ждал Тсанг – центральный Тибет, место зарождения тибетской культуры и расположения основных святынь Буддизма, изрядно претерпевших от китайцев. Это уже обычное туристическое путешествие, которое тоже вместилось в нашу программу. Мы расскажем о нем коротко не потому что нечего рассказывать, наоборот каждый из великих монастырей Тсанга достоин отдельной истории,(даже отдельной монографии) но только это уже совсем другие истории.

Начиная от Лхатзе, нас ждали шикарные автострады. Теперь по таковой можно доехать и до культового монастыря Сакья, а в прошлом году нас не пустили из-за ее(дороги) строительства.

Сакья это место зарождения и главный монастырь ордена Сакьюпа, одного из четырех в Тибетском буддизме. Глава этого ордена в отличие от остальных тибетских монахов имеет право вступать в брак для продолжения рода и передачи титула по наследству. От Сакьи Imageпару часов до Шигатзе и великого монастыря Ташилунпо, который связан с возникновением обоих высших духовных институтов Тибета – Далай Ламы и Панчен Ламы. В Ташилунпо находится построенная при 9 Панчен ламе самая большая в мире 26 метровая позолоченная статуя Будды Майтреи (будущего Будды).

Далее наш путь лежал в Гьянтзе. Здесь расположен монастырь Пелкор Чоде уникальный тем, что объединяет 13 монастырей трех различных орденов. На территории монастыря находится Кумбум – самая большая ступа (чортен) в Тибете. Над городом возвышается Дзонг – историческая крепость взятая в 1904 году англичанами при вторжении под командованием Английского колониального офицера Френсиса Янгхазбенда.

К сожалению еще не достроена новая дорога через перевал Камба Ла которая позволяет увидеть во всей красе Ямдрок Тсо одно из четырех (наверное самое красивое) священных озер Тибета.

И наконец Лхаса. Лхаса теперь очень китайский город – недавно запущена в эксплуатацию новая скоростная железная дорога и китайцев станет еще больше. Можно много рассказывать о монастырях Лхасы, о Золотой красавице Потале лишенной своей души – присутствия Далай Ламы, и о громадном Дрепунге – самом большом монастыре в мире, который вмещал 10000 монахов. Валеру как фотографа в очередной раз «порвало», когда мы попали на знаменитые философские диспуты в монастыре Сера, известные еще со средних веков, и представляющие собой ярчайший спектакль.

Но все же душой Лхасы хранящей тибетские корни является главный храм буддизмы Джокханг расположенный в центре старого тибетского квартала Баркор. Кольцевая улица вокруг Джокханга она же Баркор Стрит – это и сувенирный рынок и место продажи настоящих шедевров, я например не могу забыть одну из тангка (тибетская иконография) с изображением Зеленой Тары нашей покровительницы на коре.

А провожала нас Лхаса замечательным ресторанчиком, с которым связана романтическая история посещения 6 Далай Ламой кроме духовной роли известным как лирический поэт Тибета. Но это уже совершенно другая история. После трех недель возвращение в Катманду напоминало возвращение домой.

Резюме по Тсангу и окрестностям Лхасы.

* Тсанг место расположения главных монастырей тибетского буддизма
* вполне цивилизованное место, хотя селения попадаются по-прежнему дикие - в городах все цивильно.
*
* монастыри потрясают архитектурой, скульптурой и живописью, Историческое и культурное их значение огромно
* лично мне там трудно сосредоточится на энергетике и своих внутренних переживаниях.
* особенно мешает наличие китайских правил – за вход плати – за фото плати, и очевидно китайских КГБистов в монашеских одеждах, которые за этим следят.
* еда есть какая угодно – полно всяких ресторанчиков, лучшие те, где непальские повара.
* гостиницы попадаются вполне приличные. Но от любой можно ожидать каких-либо китайских сюрпризов, даже от четырехзвездочного Лхаса отеля (выше там нет).

Раскрыть ветку обсуждения

Путешествие на «гору-гуру» Кайлас, пожалуй, одно из немногих духовных подвигов,
которые должен совершить на своем пути каждый ищущий Истину. Хотя бы для того,
чтобы понять одно: искать эту самую Истину стоит не где-то далеко в горах, а совсем близко, т.е. в себе истинном.

Но все же я предлагаю начать наше путешествие на величественно-мистичный Кайлас – гору высотой порядка 6700 метров, от которой берут начало четыре главные реки Тибета, Индии и Непала – Инд, Сатледж, Брахмапутра и Карнали. Гору, которую в мире называют «Олимп Азии», где живут божества и святые.

Удивительный рай Поднебесной

Сегодня Кайлас стоит на территории Китая. Помните, «удивительный рай Поднебесной» находится именно на китайской земле (по версии самих китайцев). Порой даже кажется, что китайцы всерьез занялись оккупированием самых высоких и мистических вершин мира, дабы стать самой сильной нацией в мире.

Кайлас, несмотря на то, что находится казалось бы на территории гималайского кряжа, не относится к Гималаям и является горой, которая возникла сама по себе каким-то совершенно мистическим образом. Глядя на множество фотографий, складывается впечатление, что Кайлас неизменен сотни лет подряд. Идет ли снег, капает ли дождь, светит ли солнце – снег лежит на нем таким же рисунком, каким лежал всегда.

Многие говорят – это мистическое место! Но я смеюсь и отвечаю: «Безусловно, оно мистическое! Но осознать это в полной мере человек может лишь пережив свой личный мистический опыт
там…»

Первая стоянка: Лхаса или Тапопани

На Кайлас есть несколько дорог. Одна из них через «священную» Лхасу (3600 м), главной достопримечательностью которой все еще считается Дворец Потала - «царский дом», буддийский храмовый комплекс, прекрасный сад, а сегодня еще и музей. Комплекс когда-то являлся основной резиденцией Далай-Ламы, вплоть до того как он, после вторжения Китая в Тибет, вынужденно покинул страну и в 1959 году получил политическое убежище в Индии (г.Дарамсала). Дворец Потала расположен на Красном холме Марпо Ри и горедливо возвышается над всей Лхасой.

Также китайкую границу для похода на Кайлас можно пересечь со стороны Татопани. Это более скучный, но дешевый вариант путешествия. В переводе Татопани означает «горячая вода» и известен своими горячими источниками, в которых можно с удовольствием
искупаться, за неимением душа в номерах отелей. Вообще Татопани – это одна большая улица, на которой расположено абсолютно все: гостиницы, рестораны, лавки со всякой всячиной, домишки жителей города, визовый отдел, полицейский участок и… где-то в конце – китайская граница. Если удастся быстро пройти паспотрный контроль и таможню, то к ночи можно добраться до следующей стоянки – небольшого, очень пыльного, с вечно строящимися домами, городка Сага.

Сага – стоянка номер два

С момента пересечения китайской границы, всем рекомендуется принимать таблетки от горной
болезни. «Горняшка» достаточно серьезная «барышня»: головная боль, тошнота, рвота, температура, недостаток кислорода, вызывающий общую слабость, не позволяют даже поднять
голову путешественникам. Тот, кто по личным соображениям не принимает таблетки вовремя, в Саге (а это высота приблизительно 4500 м), очень скоро ощущают это на своем самочувствии, кому-то даже приходится спускаться вниз.

С этого момента температура воздуха значительно понижается и вместо привычного «летнего непальского климата» подступают холода, порой достигающие минусовой температуры по ночам.

На следующий день, а лучше через два, мы движемся дальше. Иногда кажется, что горные дороги здесь намазаны маслом гхи, – так они блестят и переливаются своей идеальной текстурой
на солнце. К югу от дороги на горизонте временами появляются белые массы Больших Гималаев с восьмитысячниками Манаслу, Аннапурной и Дхаулагири. Время от времени приходится проезжать небольшие озера какого-то невероятно зелено-фиолетово-бирюзового цвета. Общая слабость и высота опустошают ум и начинает казаться, будто бы ты попал в сказку.

Озеро Манасаровар – очищение тела и ума

Пыльный, находящийся в состоянии стройки Сага, сменяет следующий городок, затем путешественников ждет перевал в 5900 м, после которого они оказываются перед прекраснейшим и волшебным озером Манасаровар.

– «Манас» – это сознание, ум, – объясняет значение слова «Манасаровар» Пайлот Бабаджи (Махайог и Святой из Индии). – «Саровар» переводится как озеро. Окунающийся в этом озере очищает свое сознание и карму. Говорят, что это первый объект, созданный Брахмой в этом мире. Совершенно неподалеку находится озеро Ракшас-Тал. Оно действует противоположно Манасаровару. Тот, кто совершает омовение в нем, становится обладателем демонической природы. Можно сказать, что два озера – олицетворение мертвой и живой воды и энергии.

С этой точки открываются прекрасные пейзажи и вид на Кайлас, который своей божественной
природой освещает все окружающее пространство, завораживает и останавливает ум вовсе.
Яркое, обжигающее солнце и холодный, пронизывающий ветер становятся невидимыми и немногословными свидетелями путешествия.

Обязательно совершите омовение в озере. Ледяная вода и ветер, пробирающий до костей не дадут вам долгое время пребывать в «озере мудрости», но после омовения чувствовать себя вы будете счастливыми, благословленными и чистыми.

Там же на Манасароваре есть две достопримечательности. Первая – это монастырь Святого Муни Падмасамбхавы – красивое строение горделиво расположенное на отвесной скале возле Манасаровара, с крыши которого можно увидеть Кайлас во всей красе.

Этот монастырь называют еще “чиу”, что в переводе означает “птичий”. Считается, что его построили еще до появления в нем Падмасамбхавы (приблизительно 1200 лет назад). После коры вокруг Кайласа, Падмасамбхава увидел над собой кружащуюся птицу и пошел вслед за ней. Она и привела его в монастырь, где он провел многие годы тапасьи. В пещере Падмасамбхавы можно увидеть отпечаток стопы Муни и его жены, несмотря на то, что у него их было две.Между отпечатками священных стоп стоит яйцо дракона, символизирующее жемчужину мудрости, рождающуюся в священном озере Манасаровар.

Высота здесь также около 4500 м и нехватка воздуха иногда очень ощутима. Особенно, когда поднимаешься к заветному монастырю, чтобы погрузиться в раздумья или медитацию. Тибетские паломники очень часто посещают это место. И это не удивительно – ведь присутствие великого Муни ощущается там и по сей день.

Четвертая стоянка: Дарчен (4800м)

В Дарчене можно ощутить полный привкус предстоящего путешествия – ведь город находится прямо у подножия горы Кайлас. Еще одна ночь и путешествие к себе начнется. Мысли здесь практически не беспокоят тебя. Разве что откликаются на естественный страх организма – смерть. В этом пространстве ты чаще, чем когда-либо начинаешь задумываться о непостоянстве этой жизни.

Кора. День первый: Ложка воды

Есть притча о том, как ученикам было сказано перенести ложку, наполненную водой, на другую сторону реки, да так, чтобы не расплескать ее. И вот шел каждый из них, внимательно наблюдая за тем, чтобы ни одна капля не упала на землю, боясь оступиться и разлить воду. И лишь один из них успевал смотреть по сторонам и наслаждаться великолепием этого мира! Вот и путешествие на Кайлас во многом повторяет эту историю.

Первый день пути по сути несложный и недлинный. Справа от дороги время от времени показывается пик Кайласа и порой желание «взлететь» овладевает сознанием! Блаженство и радость разливаются по телу и кажется будто бы ты растворяешься в безграничном пространстве силы и любви и все святые гималайских вершин и Кайласа благословляют тебя в пути. Река Ла Чу практически все время находится в поле зрения вашего пешего путешествия. Проходя все далее на юг, пред взором открывается западное ребро Кайласа и так называемая гора Гуру Римпоче.

Именно на слиянии трех притоков Ла Чу стоит храм Дирапук – храм рога самки яка, символизирующий божество ваджры. По легенде лама Гурва Готтсанг Па из Бутана, во время коры следовал вслед за ячихой и открыл путь через перевал Долма Ла, по которому сейчас и следуют все паломники.

Дирапук – небольшой монастырь, который был пристроен к пещере, где когда-то медитировал великий йог Миларепа. Вокруг Монастыря расположено множество ступ, красиво наряженных в цветные флаги, с развивающимися на ветру мантрами. Напротив монастыря во всей своей непревзойденной красе видна северная стена Кайласа. Обычно гиды несутся вперед и не задерживаются здесь более, чем на один день, но если вам все-таки удастся убедить их остаться еще на одну ночевку, вы сможете совершить небольшое путешествие и даже дотронуться до Кайласа рукой. Святые, правда, говорят, что это не совсем правильно, так как даже Эрнст Мулдашев, дотронувшись до священной горы, получил сильный ожег, ибо не имел благословения свыше на это. Но вы можете рискнуть!

День второй: Перевал Дорма Ла 56 30 м (18 км и 9 часов пути)

И вот мы поднимаемся на первый перевал… Достигая первой вершины, так хочется выдохнуть и упаст… Но поднимая голову вверх, ты видишь следующий перевал, более крутой и высокий. Высота уже за 5000м и дышится все тяжелее и тяжелее.

По пути до третьего перевала мы проходим символическое кладбище Шивацал (5120 м), где паломники оставляют свои одежды или личные предметы в знак окончания прошлого периода своей жизни с надеждой на новую добрую жизнь. Преодолев перевал Зеленой Тары, нам открывается Священное озеро Гаурикунд и Топор Кармы. Далее мы спускаемся к монастырю Зутул Пук (4630 м). Здесь находятся самые важные медитационные пещеры Миларепы, где Великий Учитель размышлял о полете на Кайлас.

Ты стоишь перед открывающимся видом в оцепенении… Озираешься по сторонам, стараясь не расплескать воду в ложке! Шива, Шива, о Шива! Твои божественные шутки становятся прекрасным показателем ЭГО и в голове неожиданно появляется вопрос: «Что я здесь делаю?»

К слову «Дорма Ла» – это одно из имен тантрической богини Тары, богини-заступницы, родившейся из слезы Будды сострадания. Здеась, на высоте 5630 м паломники празднуют свой подъем, развешивают флаги, совершают пуджи, жгут благовония и молятся о новой жизни, наполненной счастьем и радостью.

Считается, что даже если вы не осознанно совершили это путешествие, переходя перевал, все ваши ошибки остаются в прошлом и вы начинаете свою жизнь с чистого листа.

Спуск дается легче, чем подъем. Далее вас ждет небольшой отдых в придорожном кафе и еще несколько часов пешей прогулки, но на этот раз по ровной, красивой дороге со всех сторон окруженной красивыми горными хребтами. Кайласа уже не видно, но его свет раздается из самой глубины души.

День третий: дорога домой

Спуск длиться всего несколько часов пути или 15 км. Нет никакой усталости и, кажется, тебя несет на руках сам ветер. Дорога лежит по живописной долине Баркха, разливающейся в свете солнечного дня. Отсюда виднеется озеро Ракшас-Тал. Купаясь в невидимых энергиях блаженства, ты сейчас только начинаешь понимать, что путь в 47 км на высоте более 5500м пройден и ты СДЕЛАЛ ЭТО. Возвращение в Дарчен и переезд к Священному Живому озеру Манасаровар приносит радость.

Самое время принять горячие ванны в природных лечебных источниках Чу, которые «держат» местные жители. И лежа в теплой воде ощутить все прелести земного бытия и осознать, что и это игра твоего воображения, которая скоро закончится… Но это тоже только начало великого пути великой души!
Ом Тат Сат!

Помимо обители Шивы или Будды, на вершине Кайласа расположен вход в таинственную страну Шамбалу. Если обойти гору один раз по часовой стрелке, можно получить отпущение грехов. (В полнолуние один раз считается за три). Обойдя ее 13 раз, ты больше не попадёшь в Ад в течение пятисот последующих рождений и получишь благословение на совершение внутренней коры.Сделав это 108 раз, вырвешься из круга перерождений и достигнешь просветления Будды.

Духовные туры в Индию, Непал, Тибет, Шри Ланку, Бали.

Каждое путешествие – это целая история в вашей жизни, во время которой вы не просто
знакомитесь с местными достопримечательностями и духовными памятниками, но и познаете свое истиное Я и предназначение.

С вами лучшие преподаватели «Академии гималайской йоги и реализации человека»

Вылет из Москвы в Пекин регулярным рейсом Аэрофлота в 21.25 из аэропорта Шереметьево.

День 1

Прибытие в Пекин в 09.50 утра. Встреча в аэропорту и трансфер в отель уровня 3*. Размещение и отдых. По желанию (за дополнительную плату): экскурсия по Пекину или поездка на Великую Китайскую стену. В этот день вы получите разрешение на посещение Тибета. Ночь в Пекине.

День 2

Пекин - Лхаса (высота 3650 м)

Трансфер в аэропорт, вылет в Лхасу. Прибытие в Лхасу - столицу Тибета (3650 м над уровнем моря), «город небожителей», административный центр и главный священный город Тибета. В аэропорту гид приветствует туристов с тибетскими национальными шарфами Хадак. По дороге из аэропорта вы будете очарованы высокогорными пейзажами и видами тибетских деревень, а также видом на самую высокогорную в мире реку Брахмапутру . Дорога займёт менее часа. После прибытия в город - размещение в гостинице, послеобеденный отдых, акклиматизация в условиях высокогорья. Свободное время. Ночь в Лхасе.

День 3

Лхаса (высота 3650 м)

Дворец Потала, храм Джоканг, улица Баргхор. Центр Тибетской медицины

Завтрак. После завтрака мы посетим Зимний дворец Далай-Лам многих поколений - Дворец Потала . Дворец строился с 641 г. по 17 в. Во дворце 999 роскошных комнат. Отсюда открывается прекрасная панорама Лхасы, это исторический, архитектурный, политический и религиозный центр Тибета. Восхищают своей архитектурой великолепные залы Красного и Белого Дворцов, множество часовен, крытые террасы резиденции Далай-ламы. На территории дворца в храме Пхакпа Лхакханг находится священная для буддистов статуя Авалокитешвары. Здесь же располагается личный монастырь Далай-Ламы , религиозная школа, кельи монахов, сокровищница и кладовые помещения.

Посещение одного из древнейших храмов Лхасы - храма Джокханг (17 в). Сюда приходят паломники со всех уголков Тибета, чтобы поклониться священной статуе Шакьямуни, привезеной в Лхасу в X в. В храме 14 отдельных молитвенных помещений, посвящённых Цзонкапе, основателю секты Гелуг-ба, Авалокитешваре (одному из главных проявлений Будды), знаменитому учителю (гуру) Ламе Римпоче.

Обход-"кора" вокруг монастыря по улице сувениров Багкхор .

После обеда мы посетим Институт Тибетской медицины , где познакомимся с историей, современностью и чудесами тибетской медицины. По желанию можно пройти бесплатную диагностику. Возвращение в отель. Ночь в Лхасе.

День 4

Высота 3650 м

Монастырь Дрепунг, пещерный комплекс Друк Йерпа

После завтрака, выезд на экскурсию Монастырь Дрепунг (секта "желтошапочников" Гелугпа). Монастырь Дрепунг находится в 8 км к западу от Лхасы на горе Гэньупэйцзы в западном предместье Лхасы. Это самый большой монастырь Тибета, занимает территорию в 200 тыс. кв.м., число лам и монахов в нём порой превышало 10 тысяч. Монастырь построен в 14 веке на пожертвования богатых семей и землевладельцев. Монастырь хранит богатейшую коллекцию исторических реликвий, художественных произведений и манускриптов. В монастыре Дрепунг установлена знаменитая статуя Будды Будущего Майтрейи - вестника Шамбалы. Паломничество в Дрепунг - важный пункт на пути к коре вокруг Кайласа.
Уникальный по красоте и энергетическому воздействию пещерный комплекс Друк Йерпа, находится в 35 км от Лхасы на высоте 4885 метров над уровнем моря. Монастырь Друк Йерпа был основан в 12 веке на месте пещерного комплекса, сохранившегося и поныне. Именно здесь в своё время проводили годы в медитации известнейшие учителя Тибета - Гуру Ринпоче (Падмасамбава) и Атиша, сюда же удалялся для медитаций самый значимый царь Тибета - Сронгзангампо. Монастырь частично пострадал во времена культурной революции, но основные павильоны сохранились и восстанавливаются. В настоящее время здесь постоянно проживает около 15 монахов. Паломничество в Друк Йерпу - неотъемлемая часть на пути к Священной горе Кайлас. Возвращение в отель. Ночь в Лхасе.

День 5

Лхаса - Священное озеро Ямдрок (4488 м) - Ледник Каро-ла - Гьянтце (4040 м) - Шигадзе (3836 м)

Выезд к одному из трёх Великих озёр Тибета - Ямдрук-цо. Оно известно благодаря своим мистическим свойствам, сбывающимся на нем предсказаниям. Осмотр красивой панорамы озера сверху. Переезд в город Гьянтце (4040 м), где мы посетим монастырь Пелкхор Чходэ - комплекс из 15 монастырей трёх разных традиций, что само по себе является редкостью для тибетского буддизма. 9 монастырей принадлежали секте Гелуг-па, три - к секте Сакья-па и еще три - к немногочисленной традиции Будона, чей главный монастырь Шалу располагался рядом с Шигадзе. Здесь находится самая большая ступа Центрального Тибета - Кумбум. В ней пять этажей, множество комнат, статуй и алтарей. «Кумбум » означает «тысяча», поскольку здесь есть 1000 изображений Будд, божеств и боддхисатв. Что касается статуй, то большая их часть была повреждена во время Китайской Культурной Революции, но сейчас восстановлена. Мы также увидим снаружи старинный форт , построенный ещё в 14 веке. Форт расположен в центре города и эффектно венчает скалистый холм высотой несколько сот метров. Он был задуман, как главное оборонительное укрепление на дороге, ведущей в Лхасу с юга. Многочисленные постройки из белого камня и сейчас производят внушительное впечатление: высокие (5-8 м) и толстые (до 4 м) стены, мощные укрепления, массивные здания. На его территории размещался гарнизон, насчитывающий в мирное время 500 человек.
Далее мы отправляемся во второй по значимости город Тибета - Шигадзе (3836 м). Размещение в отеле. Ночь в Шигадзе.

День 6

Шигадзе (монастырь Ташилумпо) - Сага (4460 м)

Завтрак. Экскурсия в монастырь Ташилумпо , где в прежние века проживали Панчен-Ламы. В настоящее время в монастыре, принадлежащем к секте Гелупта, обучается 800 монахов. На территории храмового комплекса сохранились могилы всех Панчен-Лам и 13-го Далай-Ламы. В главном храме находится старинная статуя Будды Будущего Майтреи высотой 26 м. Переезд в Сагу. Размещение в гестхаузе. Ночь в Саге.

День 7

Сага - Священное озеро Манасаровар - Дарчен (подножие горы Кайлас). Высота 4550 м.

Священная гора Кайлас (6714 м). Верующие четырёх религий - индуисты, буддисты, джайнисты и приверженцы Бон считают эту необычайную гору «сердцем мира», «осью земли», местом соприкосновения космических сфер. Со склонов этой горы берут своё начало великие реки Индии - Ганг, Брахмапутра, Инд, Калигандаки. В этом центре возможен прорыв уровней и обретение сакральных знаний. Подготовка к "коре". Гид помогает паломникам нанять носильщиков, лошадей или яков для предстоящей завтра коры. Ночь в Дарчене у подножия горы Кайлас.

День 8

Кайлас, 1 день коры. Тарбоче, Монастырь Чуку гомпа. Дом счастливого камня, Западное лицо Кайласа, монастырь Дирапук, Северное лицо Кайласа.Высота 4890 м.

Наш путь начинается рано утром от Дарчена (4800 м). Путь лежит вдоль западного склона Кайласа. Если в местечке Сер-шунг отклониться на запад, пройти через реку, то можно посетить монастырь Чуку Гомпа, в котором сохранились три великие драгоценности: древняя ритуальная ракушка, беломраморный Будда, медный чан, в котором вода кипела без огня. 13 кор вокруг этого монастыря засчитываются за одну внешнюю кору. Попросив благословения на кору, начинаем путь до монастыря Дирапук Гомпа, где сохранилась медитационная пещера Мастера Миларепы (4910 м). В первый день мы преодолеваем 15 км, около 6–8 часов в пути. Ночь в гестхаузе.

День 9

Кайлас, 2 день коры. Монастырь Дирапук, мимо Долины смерти, кладбище Шивацал, перевал Зелёной тары, озеро Гаурикунд, Топор кармы, монастырь Зутулпук.Высота 4630 м.

Преодоление перевала Зелёной тары в дни полнолуния считается большим накоплением заслуг!

Новолуние - идеальный день для избавления от вредных привычек, день хорош для уединения, самоанализа и оценки прошлых поступков, или же строительства планов на будущее. Чтобы спокойно пройти кору, обдумать и расстаться с прошлым это лучшее время!

Второй день коры самый сложный физически - 18 км, около 7–9 часов пути, нам предстоит преодолеть перевал Дорма-ла (5500 м). Мы пересекаем скалистый перевал, нужно быть осторожными, чтобы не оступиться, дорога усыпана огромными камнями. Паломники оставляют на перевале свои одежды или личные предметы в знак окончания прошлого периода своей жизни с надеждой на новую жизнь. Преодолев перевал, спускаемся к монастырю Зутул Пук (4910 м). Здесь находятся самые важные медитационные пещеры Миларепы, где Великий Учитель размышлял о полёте на Кайлас. Ночь в палатках или в монастырском приюте, по обстановке.

День 10

Кайлас, 3 день коры. Возвращение в Дарчен. Переезд на Манасаровар. Ночь в приюте монастыря Чу на берегу озера Манасаровар.

Сегодня спуск, 15 км, нас ждут около 4–5 часов пути. Дорога лежит по живописной долине Баркха, по дороге мы можем поразмышлять о пройденной коре. Возвращение в Дарчен. Ночь в Дарчене в гестхаузе или в приюте монастыря Чу на берегу озера Манасаровар.

Манасаровар - самое священное, почитаемое и известное озеро во всей Азии. Вместе с горой Кайлас озеро Манасаровар является местом паломничества, привлекая религиозных людей из Индии, Тибета и других окрестных стран. Чтобы избавиться от грехов, люди купаются в озере и пьют его воду. По легенде, озеро Манасаровар было первым сотворённым в сознании Брахмы объектом. Последователи буддизма также полагают, что Манасаровар является легендарным озером Анаватапта, где королева Майя зачала Будду. По пути проезжаем Мёртвое озеро Ракшас-тал.

В этот день можно принять горячую ванну в природных лечебных источниках Чу. Стоимость 50 юаней с человека. Ночь в гестхаузе у монастыря Чу на берегу озера.

День 11

Манасаровар - Сага (4460 м)

Переезд Манасаровар - Сага. Размещение в гестхаузе. Ночь в Саге.

День 12

Сага - Шигадзе (3836 м)

Переезд из Саги в Шигадзе. Размещение в отеле 3*. Ночь в Шигадзе.

День 13

Шигадзе - Пекин

Завтрак. Трансфер в аэропорт Лхасы, вылет в Пекин. Прибытие в Пекин, встреча и трансфер в отель 3*. Размещение и отдых.

День 14

Завтрак в отеле. Трансфер в аэропорт. Вылет в Москву в 11.40 утра регулярным рейсом Аэрофлота. Прибытие в Москву в 15.25 в аэропорт Шереметьево.


Стоимость программы на одного человека, в USD:

Группы от 6 человек / даты путешествия

При двухместном размещении

При одноместном размещении

тур с 28 апреля на майские праздники
(этот тур НЕ на полнолуние)
1650 1900

тур, который начинается в мае

туры, которые начинаются в июне-сентябре 1890 2140
туры, которые начинаются в октябре-ноябре 1650 1900

В стоимость тура включено :

  • размещение в Пекине, Лхасе и Шигадзе в отелях 3* в двухместных номерах с завтраком. В остальных пунктах гестхаузы (не гарантируется двухместное размещение и наличие удобств в номере), в районе Кайласа возможно размещение в стационарных палаточных лагерях или в приютах монастырей.
  • завтраки в отелях Пекина, Лхасы и Шигадзе, в остальных пунктах без питания.
  • все экскурсии на индивидуальном автотранспорте (автобус для группы),
  • все экскурсии с англоговорящим гидом в Тибете (в Лхасе, как правило, русскоговорящий гид инструктирует группу перед выездом на Кайлас), русскоговорящий гид-встречающий в Пекине,
  • все входные билеты во время экскурсий по программе,
  • получение разрешение по посещение Тибета;
  • туристическая виза в Китай;
  • медицинская страховка.

В стоимость тура не включено :

  • авиаперелёт Москва - Пекин - Москва (от 28000 рублей),
  • авиаперелёт Пекин - Лхаса - Пекин (перелет с пересадкой или посадкой = 998 USD);
  • питание (средние траты: 10-20 USD в день), оплата носильщиков, чаевые, спальные мешки.

По желанию и при необходимости:

Носильщики, яки, погонщики яков на коре вокруг Кайласа, стоимость от 60 до 150 USD в среднем в день за единицу помощи; летом цены выше. Вам точно понадобится одна из этих услуг, сумму денег нужно взять с собой к Кайласу.

Доплата за срочную китайскую визу за 4 рабочих дня 2400 рублей, за 3 рабочих дня 5400 рублей;

Все личные расходы, все прочие расходы, не указанные в программе.

Экскурсия по Пекину в первый день (с русскоговорящим гидом): 110 USD на человека при группе из 2 человек минимум или 210 USD при индивидуальной экскурсии.

Спальный мешок (можно взять в аренду в Лхасе, 20 USD, оплата на месте).

ВНИМАНИЕ!!!

Страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями и астмой запрещено путешествие в Тибет.

Обладателям дипломатических и журналистских паспортов пермит не выдается, просьба путешествовать по гражданским паспортам.

Если вы поменяли паспорт или планируете поменять паспорт до заезда, бронируйтесь только по новому паспорту!

Программа тура может быть изменена исходя из текущих или прогнозируемых погодных/природных условий, указов властей о порядке пребывания иностранцев в Тибете и иных распоряжений властей КНР. При изменении маршрута в ходе путешествия единоличное решение об изменении маршрута принимает сопровождающий гид.

Список необходимых вещей:

Непромокаемая обувь (подойдут горные или военные ботинки, лучше купить дома и немного разносить до поездки, в Тибете могут быть проблемы с размерами)

Тёплый, очень теплый спальник (максимально комфортно в спальнике на критическую температуру -15 или -10). Спальник можно взять в аренду в Тибете за 20 USD. Сообщать о необходимости аренды спальника нужно на этапе бронирования.

Головной убор, перчатки, повязка на лицо

Качественные солнцезащитные очки, защищающие от ультрафиолетового излучения!

Крем от солнца с максимальным фактором защиты!

Лекарства для личного использования: от простуды, от отравления, от поноса, лейкопластырь (для мозолей).

Любимые продукты питания в дорогу, например, специальные консервы, шоколад, сухарики, кофе.

Список не обязательных вещей, которые могут пригодиться и которые можно купить в Тибете:

Альпеншток. Вы можете взять альпеншток в аренду,

Лекарства от горной болезни (некоторые пьют ДО приезда в Лхасу),

Вкусная еда (шоколадки, конфеты, печенье, колбаса, сыр, хороший чай или кофе). Купить можно в Пекине или в Лхасе.

29 апреля/День 1: Приезд в Лхасу
Добро пожаловать в Лхасу! Прибытие в столицу Тибета, встреча группы в полном составе. Отдых в отеле для акклиматизации к большой высоте.

30 апреля/День 2: Лхаса
Утром экскурсия в , являющийся зимней резиденцией Далай лам. Потала состоит из 13 этажей общей высотой 118 метров. Внутри находится одна тысяча комнат, в которых помещено около двухсот тысяч изображений и статуй буддийских мастеров и божеств. Особое внимание уделяется ступам, в которых хранятся реликвии Пятого и Тринадцатого Далай лам. В настоящее время Потала привлекает тысячи буддийских паломников. Они обходят коры вокруг Дворца, начитывают мантры и молитвы, делают простирания. После обеда посещение со священной статуей Чжово Будды и , по которой сотни тибетцев делают коры (ритуальные обходы) вокруг храма. Далее посещение храма Рамоче, являющегося вторым по значимости после Джокханга. В Рамоче хранится святая статуя Будды в возрасте 8 лет, привезенная из Непала в 7 веке.

1 мая/День 3: Лхаса
Утром поездка в , находящийся в 10 км от Лхасы. Дрепунг - самый крупный буддийский монастырь и университет школы гелуг тибетского буддизма. Монастырь Дрепунг был основан в начале 15 века Джамьянг Чодже - учеником Чже Цонкапы, великого реформатора и основателя школы гелуг. До возведения дворца Потала монастырь Дрепунг также служил резиденций Далай лам. Во второй половине дня поездка в монастырь Сера, который также был построен в начале 15 века вторым учеником Чже Цонкапы Сакья Еши. В Сере вы посмотрите знаменитые философские дебаты монахов. После дебатов можно совершить кору вокруг монастыря.

2 мая/День 4: Лхаса – монастырь Миндролинг – монастырь Самье
Утром переезд в Миндролинг - один из шести главных ньингмапинских монастырей в Тибете. На протяжении 600 лет в этом монастыре готовили ученых и йогинов со всех регионов Тибета. Во второй половине дня - монастырь Самье - самый первый буддийский монастырь в Тибете. Самье был построен в конце 8 века под руководством царя Тибета Трисонг Децена, который пригласил в Тибет Шантаракшиту - великого индийского буддийского ученого и настоятеля университета Наланды. Царь вместе с Шантаракшитой начали строительство монастыря Самье, но из-за злых духов и вредоносного влияния царских министров было невозможно довести до конца строительство монастыря. Тогда Шантаракшита посоветовал царю пригласить в Тибет известного буддийского мастера Падмасамбхаву. Тот принял приглашение, прибыл в Тибет и подавил все негативные влияния, препятствующие строительству монастыря. Тем самым, монастырь Самье наконец-то был возведен. Этот монастырь постепенно стал центром, из которого буддизм распространился во все уголки Тибета. Ночь в отеле при монастыре.

3 мая/ День 5: Самье – трек по пещерам Чимпу – г. Цетханг
Утром - короткий трек в Чимпу - комплекс на горе, представляющий собой пещеры для медитаций и хижины отшельников. Даже в наши дни в этих пещерах медитируют монахи и отшельники. Гуру Ринпоче (Падмасамбхава) после основания монастыря Самье в этих пещерах передал учения Будды 25 ученикам, среди которых был и царь Тибета Трисонг Децен. Во второй половине дня переезд в Цетханг - крупный город, расположенный в долине реки Брахмапутра (Ярлунг Цангпо). Осмотр дворца Юмбулхаганг - самого первого здания и дворца, построенного в Тибете во втором веке до нашей эры. Юмбулхаганг также был резиденцией Нятри Ценпо - первого царя Тибета. Ночь в Цетханге.

4 мая/День 6: Цетханг – озеро Ямдрок – монастырь Самдинг – Гьянтце
Утром переезд на озеро Ямдрок Юмцо, которое считается одним из четырех наиболее почитаемых озер в Тибете. Посещение монастыря Самдинг - единственного в Тибете монастыря, управление которого ведется женщиной-монахиней. Аббот монастыря - Самдинг Дордже Пагмо - самое главное женское воплощение в Тибете. Далее переезд через два горных перевала – Карола и Симила в город Гьянтце. Посещение монастыря Пелкор Чоде с древнейшей ступой Кумбум, осмотр городской крепости.

5 мая/День 7: Гьянтце – монастырь Шалу – Шигатзе
После завтрака двухчасовой переезд в Шигадзе – второй по величине город в Центральном Тибете. По дороге вы заедите в Шалу – монастырь начала 11 века, в котором сохранились древние настенные изображения. Осмотр монастыря Ташилунпо – резиденции Панчен лам. Здесь располагается огромная статуя Будды Майтреи (Будда Будущего), у которой можно попросить удачу и исполнения желаний.

6 мая/День 8: Шигатце - озеро Ланцо - Сага
Целый день в пути по горным дорогам через 4-5-тысячные горные перевалы, с которых открываются непередаваемые виды на цепь Гималайских вершин. Вы будете проезжать через луга и сельские местности и сможете увидеть маленькие озёра и лагеря кочевников с яками и овцами. Примерно через 180 км, вы остановитесь у красивого высокогорного озера Лангцо на высоте 4300 м. Вокруг него пасутся стада яков и овец. Поздним вечером вы приедете в Сагу - небольшой поселок, расположенный близ реки Ярлунг Цанпо (Брахмапутра). Ночь в Саге.

7 мая/День 9: Сага Парьянг – Дарчен
Проезжая по долине вы сможете насладиться прекрасными видами горных вершин и обширных долин, на которых кочевники пасут свои стада яков и овец. Дальше и дальше к югу-западу пейзажи будут сменяться на песчаные дюны, скалистые горы и вершины, покрытые снегом. В зависимости от сезона, кочевники и бродячие торговцы одеваются в цветные национальные одежды. На обед остановка в небольшом городе Парьянг, который считается одним из самых высокогорных городов мира. В этом маленьком городе складывается ощущение, будто небо находится так близко, что, вытянув руку, до него можно докоснуться рукой. В городе есть несколько тибетских и китайских ресторанов, а также несколько торговых лавок, где можно купить печенье, напитки и конфеты. Ближе к вечеру мы доедем до Дарчена – отправного пункта перед корой вокруг Кайласа. Ночь в гест хаусе.

8 мая/День 10: Первый день Кайлаш коры – до монастыря Дирапук, 19 км, 6-7 часов
Вся протяженностью в 53 км. - достаточно простой. Тропа коры проходит мимо «кладбища 84 махасиддх», затем по левую руку на склоне горы стоит монастырь Чугу школы Кагью, в котором хранится раковина буддийского мастера Наропы. Во второй половине дня мы дойдем до монастыря Дирапук, где и останемся на ночь. В этом монастыре сохранилась пещера, где медитировал буддийский святой Миларепа. Дирапук смотрит прямо на северное лицо Кайлаша. Из крыши монастыря Кайлаш предстает во всем своем могуществе и красоте. Напротив северного склона индуисты молятся Шиве. Последователи индуизма верят, что на вершине Кайлаша находится обитель Шивы, а сам пик - это отображение Меру - космической горы, которая является центром Вселенной. Буддисты считают Кайлаш местом обитания Будды Шакьямуни в облике гневного божества Чакрасамвары, покровителя одной из высших тантр буддизма ваджраяны. Ночь в гест хаусе при монастыре.

9 мая/День 11: Второй день Кайлаш коры – перевал Долма-ла – монастырь Зутулпук, 12 км, 7 часов
- самый сложный день коры, так как нам предстоит перейти через перевал Долма-ла (5637 м). Буддисты верят, что все те, кто взобрался на перевал Долма-ла, избавляются от грехов и негативной кармы, тем самым, начиная новую жизнь, полную смысла и осознанности. Поднявшись на перевал Долма-ла, мы развесим молитвенные флажки, сделаем подношения и помолимся о счастье всех живых существ. Далее тропа коры ведет вниз вплоть до монастыря Затулпук, который также является местом паломничества Миларепы. Ночь в гест хаусе при монастыре.

10 мая/День 12: Третий день Кайлаш коры, вид на гору Немо Нани - переезд на озеро Манасаровар ПОЛНОЛУНИЕ!
начнётся с пути вдоль одной из самых чистейших рек, которую вы когда-либо видели. Тропа пологая и здесь гораздо больше растительности. В конце долины, перед поворотом направо, вас откроется потрясающий вид на снежный пик Немо Нани (7728 м). После завершения коры вокруг горы Кайлаш возвращение на - одно из самых высокогорных пресных озёр в мире. Это бирюзовое озеро полно рыбы и лебедей. Тибетцы считают его священным и называют «Мапхам Цо» - непобедимое озеро. Манасаровар также священен для индуистов. Вокруг озера находятся 2 священные горы - Кайлаш и Гурула-Мандала, и озеро Рашекши. На холме у озера находится монастырь Чиу - древний монастырь школы Друкпа Кагью тибетского буддизма. Когда Гуру Ринпоче (Падмасамбхава) принес из Индии буддизм в Тибет, он оставался в Стране Снегов на протяжении 55 лет. Когда пришло его время покинуть Тибет, он неделю медитировал в пещере близ озера Манасаровар, впоследствии на месте которой был построен монастырь Чиу. Рядом с монастырем есть горячие источники, в которых могут искупаться все желающие. В нескольких километрах от озера Манасаровар находится озеро Ракшас Тал, напоминающее по форме полумесяц. На этом озере почти всегда волны, пасмурно и ветрено. В водах озера нет ни рыбы, ни водорослей. Местные считают это озеро темным началом, негативной и неизвестной стороной сознания.

По желанию/возможности: автобусная кора вокруг озера Манасаровар.

11 мая/День 13: Озеро Манасаровар – Парьянг – Сага
Обратная дорога из Западного Тибета. Насладитесь прекрасным видом на Гималайские цепи. Большинство туристов предпочитают отдохнуть в эти 3 дня переезда в Лхасу после незабываемой коры. Но это путешествие обычно приносит неожиданные сюрпризы, такие как внезапно появившиеся огромные дождевые лужи или стада яков и овец, преградившие дорогу. Дикие животные, перебегающие дорогу, красивые озёра и снега, рассветы и закаты. Всё это сделает дорогу гораздо увлекательней.

12 мая/День 14: Сага – Шигадзе
Обратная дорога из Западного Тибета. Весь день вы проведёте в пути, так как на трассе есть ограничения по скорости. Предусмотрены короткие остановки на прогулки и фотографии. По пути вы пересечёте реку Юрлунг Цанпо перед Лхатце. Прибытие в Шигадзе поздним вечером.

13 мая/День 15: Шигатце - монастырь Юндрунг - Лхаса
По дороге обратно в Лхасу вы заедите в монастырь Юнгдрунглинг - один из главнейших бонских монастырей в Тибете. Вечером, вернувшись в Лхасу, свободный вечер на шоппинг, рестораны и чайные.

14 мая/День 16: Отбытие из Лхасы
Трансфер в аэропорт или на вокзал. Прощание с Тибетом!

Маршруты могут изменяться без предварительного оповещения.