Подготовка к огэ по химии кимы. Огэ по химии

Тренировочный тест для подготовки к ОГЭ – 2018 по химии в 9 классе

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из 2 частей, включающих 22 задания. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 3 задания с развернутым ответом.

Ответы к заданиям 1-15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.

Ответы к заданиям 16-19 записываются в виде последовательности цифр.

К заданиям 20-22 следует дать полный развёрнутый ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и решение задачи.

При выполнении работы можно пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.

Часть 1

1.Химическому элементу 2-го периода VIA-группы соответствует схема распределения электронов

1) Рис. 1

2) Рис. 2

3) Рис. 3

4) Рис. 4

Ответ:

2. Неметаллические свойства простых веществ усиливаются в ряду

1) фосфор → кремний → алюминий

2) фтор → хлор → бром

3) селен → сера → кислород

4) азот → фосфор → мышьяк

Ответ:

3. Ковалентная полярная связь реализуется в веществе

1) CuO

2) P 4

3) SO 2

4) MgCl 2

Ответ:

4 . В каком соединении степень окисления хлора равна +7?

1)HCl

2) Cl 2 O

3) KClO 3

4) KClO 4

Ответ:

5. Вещества, формулы которых - ZnO и Na 2 SO 4 , являются соответственно

1) оснόвным оксидом и кислотой

2) амфотерным гидроксидом и солью

3) амфотерным оксидом и солью

4) оснόвным оксидом и основанием

Ответ:

6. Реакция, уравнение которой

2NaOH + CuCl 2 = Cu(OH) 2 + 2NaCl

относится к реакциям

1) разложения

2) соединения

3) замещения

4) обмена

Ответ:

7. Наименьшее количество положительных ионов образуется при диссоциации 1 моль

1) азотной кислоты

2) карбоната натрия

3) сульфата алюминия

4) фосфата калия

Ответ:

8. Необратимое протекание реакции ионного обмена между растворами гидроксида бария и карбоната калия обусловлено взаимодействием ионов

1) K + и OH ―

2) K + и CO 3 2―

3) Ba 2+ и CO 3 2―

4) Ba 2+ и OH ―

Ответ:

9. Медь реагирует с раствором

1) AgNO 3

2) Al 2 (SO 4 ) 3

3) Fe SO 4

4) NaOH

Ответ:

10 . Оксид меди(II) может реагировать с каждым веществом пары

1) HCl, O 2

2) Ag, SO 3

3) H 2 , SO 4

4) Al, N 2

Ответ:

11 . Определите формулу неизвестного вещества в схеме реакции:

KOH + …→ K 2 CO 3 +H2O

1) CO

2) CO 2

3) CH 4

4) C

Ответ:

12. Превратить CaNO3 в CaSO3 можно с помощью

1) сероводорода

2) сульфита бария

3) сульфита натрия

4) сернистого газа

Ответ:

13. Верны ли суждения о способах разделения смесей?

А. Выпаривание относят к физическим способам разделения смесей.

Б. Разделение смеси воды и этанола возможно способом фильтрования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

14. В реакции 3CuO + 2NH 3 =3Cu+ N 2 + 3H 2 O

Изменение степени окисления окислителя соответствует схеме

1) +2 → 0

2) −3 → 0

3) −2 → 0

4) 0 → +2

Ответ:

15 . На какой диаграмме распределение массовых долей элементов

соответствует NHNO 3

Часть 2

16. При выполнении задания из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите цифры, под которыми они указаны.

В ряду химических элементов Be- Mg- Ca

1) увеличивается атомный радиус

2) возрастает высшая степень окисления

3) увеличивается значение электроотрицательности

4) увеличиваются основные свойства образуемых гидроксидов

5) уменьшается число электронов на внешнем уровне

Ответ:

18. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.

ВЕЩЕСТВА

РЕАКТИВ

А) NaNO 3 и Ca(NO 3 ) 2

Б) FeCl 2 и FeCl 3

В) H 2 SO 4 и HNO 3

1) BaCl 2

2) Na 2 CO 3

3) HCl

4) NaOH

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

19. Установите соответствие между веществом и реагентами, с каждым из которых оно может вступать в реакцию.

Ответ:

20. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой

P + H 2 SO 4 →H 3 PO 4 + SO 2 + H 2 0

Определите окислитель и восстановитель

2 , H 2 SO 4 , CaCO 3

Система оценивания тестовой работы по химии

Верное выполнение каждого из заданий части 1 базового уровня сложности (1–15) оценивается 1 баллом.

Верное выполненное каждого из заданий части 1 повышенного уровня сложности (16–19) максимально оценивается 2 баллами. Задания 16 и 17 считаются верно выполненными, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван один из двух ответов или названы три ответа, из которых два верные, – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются в 0 баллов.

Задания 18 и 19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются в 0 баллов.

Часть 1

Часть 2

20. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой:

HNO 3 +Zn = Zn(NO 3 ) 2 + NO + H 2 O

Укажите окислитель и восстановитель.

Элементы ответа

1) Составим электронный баланс:

S +6 + 2ē = S +4 │2 │5

P 0 - 5ē = P +5 │5 │2

2) Укажем, что S +6 (H 2 SO 4 ) - окислитель, а P 0 (P) -восстановитель

3) Расставим коэффициенты в уравнений реакции:

2P + 5H 2 SO 4 →2H 3 PO 4 + 5SO 2 + 2H 2 0

Критерии оценивания

Баллы

В ответе допущена ошибка только в одном из элементов

В ответе допущены ошибки в двух элементах

Максимальный балл

21. При взаимодействии избытка раствора карбоната калия с 10%-ным раствором нитрата бария выпало 3,94 г осадка. Определить массу взятого для опыта раствора нитрата бария.

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Пояснение.

  1. Составлено уравнение реакции:

K 2 CO 3 + Ba(NO 3 ) 2 = ↓ + 2KNO 3

2) Рассчитано количество вещества карбоната бария и масса нитрата бария:

N(BaCO 3 ) = m(BaCO 3 ) / M(BaCO 3 ) = 3,94: 197 = 0,02 моль

n (Ba(NO 3 ) 2 ) = n(BaCO 3 ) = 0,02 моль

m (Ba(NO 3 ) 2 ) = n (Ba(NO 3 ) 2 ) M (Ba(NO 3 ) 2 ) = 0,02 261= 5,22 г.

3) Определена масса раствора нитрата бария:

M (раствора) = m(Ba(NO 3 ) 2 / ω (Ba(NO 3 ) 2 = 5,22 / 0,1= 52,2 г

Ответ: 52,2 г.

Критерии оценивания

Баллы

Ответ правильный и полный, включает все названные элементы

Правильно записаны 2 элемента из названных выше

Правильно записан 1 элемент из названных выше (1-ый или 2-ой)

Все элементы ответа записаны неверно

Максимальный балл

22. Даны вещества:CuO, NaCl, KOH, MnO 2 , H 2 SO 4 , CaCO 3

Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии хлорид меди(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Напишем 2 уравнения реакций:

2NaCl + H 2 SO 4 =2HCl+ Na 2 SO 4

CuO +2HCl =CuCl 2 +H 2 O

Укажем признаки реакций.

Для первой реакции - выделение газа. Для реакции растворения CuO - изменение цвета, образование голубого раствора.

Составим сокращённое ионное уравнение для первой реакции:

CuO +2H + =Cu 2+ +H 2 O

Критерии оценивания

Баллы

Ответ правильный и полный, включает все названные элементы

Правильно записаны четыре элемента ответа

Правильно записаны три элемента ответа

Правильно записаны два элемента ответа

Правильно записан один элемент ответа

Все элементы ответа записаны неверно

Максимальный балл

2018 год.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.

Таблица 4
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)

  • 0-8 баллов - отметка «2»
  • 9-17 баллов - отметка «3»
  • 18-26 баллов - отметка «4»
  • 27-34 баллов - отметка «5»

Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.


Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2018 году
основного государственного экзамена
по ХИМИИ

1. Назначение КИМ для ОГЭ - оценить уровень общеобразовательной подготовки по химии выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Документы, определяющие содержание КИМ

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Разработка КИМ для ОГЭ по химии осуществлялась с учетом следующих общих положений.

  • КИМ ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для основной школы. В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта по химии эта система знаний представлена в виде требований к подготовке выпускников.
  • КИМ призваны обеспечивать возможность дифференцированной оценки подготовки выпускников. В этих целях проверка усвоения основных элементов содержания курса химии в VIII-IX классах осуществляется на трех уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком.
  • Учебный материал, на базе которого строятся задания, отбирается по признаку его значимости для общеобразовательной подготовки выпускников основной школы. При этом особое внимание уделяется тем элементам содержания, которые получают свое развитие в курсе химии X-XI классов.

4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

Важнейшим принципом, учитываемым при разработке КИМ для ОГЭ, является их преемственность с КИМ ЕГЭ, которая обусловлена едиными подходами к оценке учебных достижений учащихся по химии в основной и средней школе.

Реализация данного принципа обеспечивается: единством требований, предъявляемых к отбору содержания, проверяемого заданиями ОГЭ; сход-свом структур экзаменационных вариантов КИМ для ОГЭ и ЕГЭ; использованием аналогичных моделей заданий, а также идентичностью систем оценивания заданий аналогичных типов, используемых как в ОГЭ, так и в ЕГЭ.

5. Характеристика структуры и содержания КИМ 1

В 2018 г. на выбор органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, предлагается две модели экзаменационной работы, по своей структуре и содержанию включаемых в нее заданий аналогичных моделям экзаменационной работы 2014 г.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, в их числе 15 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 1, 2, 3, 4, ... 15) и 4 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 16, 17, 18, 19). При всем своем различии задания этой части сходны в том, что ответ к каждому из них записывается кратко в виде одной цифры или последовательности цифр (двух или трех). Последовательность цифр записывается в бланк ответов без пробелов и других дополнительных символов.

Часть 2 в зависимости от модели КИМ содержит 3 или 4 задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом. Различие экзаменационных моделей 1 и 2 состоит в содержании и подходах к выполнению последних заданий экзаменационных вариантов:

  • экзаменационная модель 1 содержит задание 22, предусматривающее выполнение «мысленного эксперимента»;
  • экзаменационная модель 2 содержит задания 22 и 23, предусматривающие выполнение реального химического эксперимента.

Задания расположены по принципу постепенного нарастания уровня их сложности. Доля заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности составила в работе 68, 18 и 14% соответственно.
Общее представление о количестве заданий в каждой из частей экзаменационной работы моделей 1 и 2 дает таблица 1.

..............................

1 Модели 1 (M1) соответствует демонстрационный вариант № 1; модели 2 (М2) – демонстрационный вариант № 2.

В этом разделе я систематизирую разборы задач из ОГЭ по химии. Аналогично разделу , вы найдете подробные разборы с указаниями к решению типовых задач по химии в ОГЭ 9 класса. Перед разбором каждого блока типовых задач я даю теоретическую справку, без которой решение данного задания является невозможным. Теории ровно столько, сколько достаточно знать для успешного выполнения задания с одной стороны. С другой стороны, я попытался расписать теоретический материал интересным и понятным языком. Я уверен, что пройдя подготовку по моим материалам, вы не только успешно сдадите ОГЭ по химии, но и полюбите этот предмет.

Общая информация об экзамене

ОГЭ по химии состоит из трех частей.

В первой части 15 заданий с одним ответом - это первый уровень и задания в нем несложные, при наличии, конечно, базовых знаний по химии. Данные задачи не требуют расчетов, за исключением 15 задания.

Вторая часть состоит из четырех вопросов - в первых двух - 16 и 17 необходимо выбрать два правильных ответа, а в 18 и 19 соотнести значения или высказывания из правого столбца с левым.

Третья часть - это решение задач . В 20 нужно уровнять реакцию и определить коэффициенты, а в 21 решить расчетную задачу.

Четвертая часть - практическая , несложная, но необходимо быть внимательным и осторожным, как всегда при работе с химией.

Всего на работу дается 140 минут.

Ниже разобраны типовые варианты заданий, сопровожденные теорией, необходимой для решения. Все задания тематические - напротив каждого задания указана тема для общего понимания.

Особенности КИМ - 2014

src="../new.jpg" width=22 height=21 border=0 Align=right>

В 2014 г. на выбор органов управления образованием субъектов РФ предлагаются 2 модели экзаменационной работы по химии.

- Демовесия-1 : по структуре аналогична работе 2013 г. Однако в содержание части С внесены существенные изменения:
- Задание С1 предусматривает расстановку коэффициентов в ОВР методом электронного баланса (аналогично С1 ЕГЭ, на более простых реакциях). Оценивается в три первичных балла.
- Задание С2 - расчетная задача (аналогично С2 прошлых лет). Оценивается в три первичных балла.
- Задание С3 - мысленный эксперимент: для заданного набора веществ спланировать двухстадийный синтез нового вещества, написав уравнения реакций, указать признаки их протекания. Написать ионное уравнение одной из реакций. Оценивается в пять первичных баллов.
Максимальный первичный балл за выполнение части С увеличился до 11 баллов, за выполнение всей работы - до 34 баллов.

- Демовесия-2 : усилена практико-ориентированная составляющая, в связи с чем в экзаменационную работу включено задание для выполнения реального химического эксперимента (С4). Задание С4 является продолжением задания С3, которое оценивается в данном случае в 4 балла, максимальная оценка задания С4 - 5 баллов, общая оценка части С - 15 баллов.

Проведение химического эксперимента осуществляется в специальном помещении – химической лаборатории (список оборудования и реактивов приводится в спецификации).

Для наблюдения за проведением химического эксперимента должны обязательно приглашаться специалисты-химики, которые являются одновременно и экспертами по оценке его выполнения.

На химический эксперимент дополнительно выделяется 20 минут. Для организации экзамена по второй модели могут быть использованы:
Методические материалы по организации и проведению ученического химического эксперимента в рамках государственной (итоговой) аттестации (ГИА) 2014 г. выпускников IX классов по химии. /Каверина А.А., Добротин Д.Ю., Молчанова Г.Н. – ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», - М, 2013. (

ОГЭ по химии сдается только по выбору ученика, это испытание не входит в перечень обязательных. Выбирают химию ученики, которые после 9-го класса планируют поступать в профильный 10-й класс школы или специализированный колледж, техникум. Для поступления в медицинское училище требуется сдавать не только химию, но и биологию. Экзамен подразумевает ориентацию в теории, успешное применение ее на практике. Испытуемому необходимо решить немало заданий разных уровней сложности из широкого спектра тем. Чтобы определиться в том, на какие темы обратить внимание, ознакомьтесь с Программой подготовки в ОГЭ по химии.


Экзамен состоит из заданий, который делятся на два логических блока:

  • В первую часть входят задания на знание теории: здесь нужно дать краткий ответ – цифра, последовательность чисел, слово.
  • Во второй части – несколько вопросов, на которые нужно дать развернутые, полные ответы, провести лабораторный эксперимент, написать заключения, выполнить расчеты. Крайне важно умение пользоваться специальным оборудованием, использовать алгоритмы решения задач разного уровня сложности.
В 2018 году минимальный порог составил 9 баллов – это минимум, который позволит получить минимальную оценку и аттестат.
На экзамене у испытуемого есть подсказки: таблицы растворимости солей, кислот, оснований в воде, периодическая таблица Менделеева, таблицы напряжений металлов. При условии умения пользоваться этими материалами, можно решить многие задания без трудностей.


  • Главный совет, актуальный на каждом экзамене – планируйте свое обучение. Без четкого плана вы не сможете достичь высокого уровня подготовки. Чтобы планирование было максимально эффективным, ознакомьтесь с – в ней указаны темы и разделы, на которые нужно обратить особое внимание.
  • Оцените свои силы: наиболее простой способ – онлайн тестирование. По факту прохождения теста, вы получаете результат, и можете оценить – какие типы заданий и темы вызывают у вас наибольшие трудности.
  • Когда вы определили проблемные темы, уделите им большее внимание, чем остальным. Для обучения возьмите учебники, справочники.
  • Обязательно решайте задачи! Чем больше задач вы решите для подготовки, тем проще будет на экзамене.
  • Задавайте вопросы: найдите специалиста, который сможет вам помочь в проблемных ситуациях. Это может быть репетитор или школьный учитель. Только специалист может помочь вам проанализировать свои ошибки и больше не совершать их.
  • Научитесь пользоваться подсказками – теми таблицами, которые можно брать с собой на экзамен.
  • Изучать теорию - мало, очень важно тренироваться выполнять тесты. Данная форма проверки знаний у многих вызывает трудности, особенно, если на уроках она не использовалась. Решайте больше тестовых заданий разных типов, чтобы на экзамене они не вызывали страха и непонимания.
  • «Решу ОГЭ по химии» поможет вам подготовиться к экзамену и успешно сдать его, рационально используя отведенное время, без стресса.