Морской транспорт. Какой Тихий океан? Общая характеристика и описание Тихого океана

Дата публикации или обновления 12.08.2017


Тур Хейердал в своих трудах неоднократно подчеркивает, что одна из главных целей его многолетних исследований - определение и реконструкция древних морских путей человечества, особенно в Тихом и Атлантическом океанах.

Хейердал наметил и тщательно изучил три основных морских пути из Старого света в Новый - два в Атлантике и один в Тихом океане, - а также два маршрута из Нового света в Старый, оба в Тихом океане.

Несколько лет назад испанцы, построив копию одной из каравелл Колумба, совершили на ней экспериментальное плавание.

Они постарались полностью воспроизвести обстановку и условия пятисотлетней давности, включая провиант и мореходные инструменты того времени. Оказалось, что Америку открывать совсем не просто. Новоявленные колумбы затратили на переход на несколько недель больше, чем великий мореплаватель, а в конце пути, увидев сушу, не смогли подойти к ней самостоятельно, пришлось просить помощи буксирного корабля.

Двадцать лет назад от берегов Африки через Атлантический океан совершил в одиночку переход на западноафриканской пироге (долбленка из одного ствола) либерийский врач Ханнес Линдеман, предполагая, что он воспроизводит плавания тысячелетней давности.

И, наконец, Тур Хейердал своими плаваниями на папирусных ладьях «Ра-1» и «Ра-2» доказывает возможность трансатлантических переходов в еще более далекие века. Путь «Ра-1» и «Ра-2» был проложен с учетом попутных ветров (северо-восточный пассат) и течений (Канарское и Северное пассатное).

Следовательно, путь в Америку в северных тропических широтах Атлантического океана был доступен как судам с водонепроницаемым, так и с днищем, свободно пропускающим воду.

Доказана также и возможность для возвращения в Европу любого примитивного суденышка, если его подхватывают в умеренных широтах западный ветер и мощное течение Гольфстрим. В зависимости от гидрометеорологической ситуации суденышко может оказаться либо в северной, либо в южной Европе.

Маршрут инков - морской путь в тропических широтах южного полушария. Этим путем в наше время уже прошли одиннадцать плотов, начиная с широко известного плавания «Кон-Тики» в 1947 году. Спустя семь лет бальсовый плот «Семь сестричек» доставил американского одиночного мореплавателя Уильяма Уиллиса от берегов Перу на Самоа. В 1958 году плот «Таити Нуи» во главе с французом Эриком де Бишопом проплыл от перуанских берегов в Центральную Полинезию. Также в Центральную Полинезию приплыл со своей командой на бальсовом плоту «Кантута II» чех Эдуард Ингрис. Предыдущая его попытка на плоту из бальсы «Кантута I» в 1955 году окончилась неудачей. Ингрис стартовал из северного Перу и попал к Галапагосским островам, где ветры и течения крутили плот, не продвигая его ни на восток, ни на запад.

На металлическом плоту «Возраст не помеха» почти семидесятипятилетний Уильям Уиллис совершил в 1963 - 1964 годах переход в два этапа через весь Тихий океан - от Перу до Австралии.

В 1973 году интернациональные экипажи трех бальсовых плотов «Ла Ацтлан», «Ла Гуаякиль» и «Ла Муулуулаба» под руководством Витала Альсара совершили за 179 дней переход от Эквадора до Австралийского континента.

Транстихоокеанские плавания всех этих и других моделей перуанских плотов были возможны благодаря попутным юго-восточным пассатным ветрам и Южному пассатному течению. В популярной литературе океанские течения иногда называют «реками без берегов», или «реками в жидких берегах». Поэтому у многих сложилось представление о течениях как об устойчивых «самодвижущихся лентах», пересекающих океан. На самом деле это не так. Проведенные в 1970 году советскими океанологами шестимесячные наблюдения в Атлантическом океане в 17 точках Северного пассатного течения показали, что течение резко меняет свое направление через 10-40 суток. И это - пассатное течение, которое имеет репутацию устойчивого и постоянного.

Океанские течения правильнее представлять не в виде рек, а в виде систем вихрей разных масштабов, перемещающихся относительно друг друга и вместе движущихся в определенном направлении. Таким образом, плывя (точнее, дрейфуя) в пассагтной зоне, мореплаватель отнюдь не гарантирован от того, что изменившийся ветер или течение вытолкнет его из пассатной воздушной и водной «магистрали».

В Тихом океане, в его северной части, Тур Хейердал отмечает два возможных маршрута. Один из них от берегов Мексики к Малайскому архипелагу. Здесь можно использовать северо-восточные пассатные ветры и Северное пассатное течение. Для реконструкции этого морского пути пока еще не отправлялась в плавание ни одна модель примитивного судна. Другой морской путь - маршрут испанца Урданеты, который в 1565 году прошел от Филиппинских островов вдоль японских островов и далее с западными ветрами пересек Тихий океан.

В 1974 году попытку пересечь Тихий океан по этому маршруту предпринял австрийский исследователь Куно Кнебль. Он построил настоящую азиатскую джонку, использовав в качестве образца керамическую модель первого века нашей эры, обнаруженную при археологических раскопках.

На этой джонке «Тай Ки» («Великий Космос») интернациональный экипаж проплыл 115 дней, пока она не затонула в двух тысячах миль от американского побережья. Основной причиной катастрофы считают то, что морской червь древоточец источил корпус джонки.

Более удачлив был английский моряк Брайен Плетт, который в 1959 году на построенной по классическим образцам джонке сумел в одиночку пересечь северную часть Тихого океана. Правда, Плетт не ставил перед собой никаких научных задач, только спортивные.

Совсем недавно Тур Хейердал приступил к моделированию древних плаваний (вероятно, самых древних) в Индийском океане.

Плаванием на камышовой ладье «Тигрис», моделирующей шумерские древние суда, Хейердал подтвердил возможность далеких рейсов шумерских мореплавателей в северной части Индийского океана. Вообще Индийский океан, на берегах которого существовала не одна древняя цивилизация, сейчас усиленно привлекает внимание морских историков.

Складывается точка зрения, что именно Индийский океан был колыбелью мирового мореплавания.

Особенности природных условий общегеографического и ЭГП величайшего океана нашей планеты формируют его главные черты как транспортного звена, морские пути которого связывают разные страны мира. На просторах проходят многие трассы мирового и регионального судоходства, а на берегах расположено большое количество портов, на долю которых приходится 26% грузооборота портов капиталистических стран. Тихоокеанские порты концентрируют значительную часть судов мирового торгового флота.

Для тихоокеанского транспортного бассейна прежде всего характерна очень большая протяженность широтных трансокеанских путей. Они вдвое длиннее, чем трансатлантические, поэтому использование Тихого океана для транзитных перевозок довольно неудобно.

Интенсивные судоходные трассы пролегают главным образом вдоль обоих побережий океана. Вместе с тем одна из важнейших линий морских связей проходит от североамериканских берегов к дальневосточным берегам Азии. По ней совершается обмен в основном между двумя центрами империалистического соперничества на Тихом океане - США и Японией. Правда, связи между ними гораздо менее интенсивны, чем между США и Западной Европой.

Самая разветвленная сеть морских трасс сложилась на путях к Японии, ведущей весьма оживленный обмен с различными странами-поставщиками разнообразного сырья и потребителями готовой японской продукции. Наконец, сравнительно много трансокеанских маршрутов располагается в южной части океана, примерно до 40° ю.ш., что объясняется развитием морских сообщений восточного побережья Австралии и Новой Зеландии с другими странами.

Трассы и маршруты Тихого океана

В общем Тихий океан уступает Атлантическому по густоте морских путей и по объему грузопотоков, но опережает его по темпам роста перевозок. Тенденция к возрастанию значения Тихого океана для мировой торговли проявляется в настоящее время и представляет собой его существенную черту как крупнейшего транспортного бассейна.

Экономические и социально-политические различия тихоокеанских стран во многом определяют особенности размещения судоходных линий, объемы и структуру грузоперевозок. Большой густотой и грузонапряженностью характеризуется сеть трансокеанских путей, соединяющих западные и восточные берега океана. Они группируются по двум главным направлением американо-азиатскому и американо-австрийскому.

В первом из них сформировались три разных по объему и напряженности маршрута. Трассы самого оживленного здесь судоходства связывают тихоокеанские порты США и Канады (Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Ванкувер) с портами Японии, Китая, Филиппин (Иокогама, Шанхай, Манила). Несмотря на большую протяженность и суровые навигационные условия, по этому маршруту перевозится очень большой объем разнообразных грузов, что объясняется высоким экономическим потенциалом Японии и притихоокеанских районов США. Эти государства по прилегающим здесь трассам интенсивно обмениваются между собой и с другими странами. Из США и Канады в Японию вывозятся: каменный уголь, лес и лесные грузы, зерно, руда, различные полуфабрикаты и т.п. В обратном направлении идут разные виды промышленной продукции: изделия из стали, трубы, автомобили, электроприборы, радиотовары, шелк, рыба и рыбные продукты. Для структуры грузопотоков США-Китай, США-Филиппины характерен экспорт промышленных изделий из США и импорт сырьевых и сельскохозяйственных (в основном рис) продуктов в эту страну.

Несмотря на хорошие навигационные условия, менее интенсивно судоходство развито на маршруте от Панамского канала и западных портов Южной Америки к Сингапуру и от тех же начальных пунктов через Гавайские острова на Иокогаму и Манилу. Заметное место в этом маршруте занимают транзитные перевозки через Панамский канал из Атлантического океана к портам восточных берегов Индийского океана и в обратном направлении.

Южноамериканские страны Тихого океана характеризуются сравнительно невысоким уровнем экономического развития и небольшими масштабами внешних экономических связей, что сказывается на объемах и структуре грузопотоков этого маршрута. Из южноамериканских портов и Манилы вывозится преимущественно горно-рудное и сельскохозяйственное сырье в Японию, а из этой страны в них поступают промышленные изделия. В Сингапур поступают преимущественно материалы и оборудование, необходимые для обеспечения ремонта судов - одной из основных отраслей хозяйства этого государства-порта.

Довольно редко используется маршрут от Магелланова пролива через Гавайские острова или, минуя их, в порты Азии. Здесь пролегают трассы большой протяженности, для южных участков которых характерны сложные навигационные условия. По этим путям обмениваются грузами в основном южные районы Аргентины и тихоокеанские страны. В целом американо-азиатское направление концентрирует подавляющую часть трансокеанских путей, по которым проходят очень большие по объему и различные по структуре грузопотоки. Они отражают крупный внешнеторговый оборот стран северной части Тихого океана.

Американо-австралийское трансокеанское направление связывает порты Северной и Южной Америки с портами Австралии и Новой Зеландии. Здесь проходят судоходные линии из портов США и Канады в Сидней, от Панамского канала к Сиднею и от южноамериканских портов в Сидней. Объемы и структура морских перевозок по этим путям во многом определяются уровнем развития и характером экономики Австралии и Новой Зеландии. Обе эти страны вместе с тем находятся в сильной экономической и политической зависимости от США и Великобритании. Австралия выступает на мировом рынке как поставщик промышленного сырья и продовольственных товаров, а Новая Зеландия - как экспортер продукции мясо-шерстного животноводства. В США они доставляют свинец, цинк, шерсть, мясо, в обратном направлении идут станки, машины и другое промышленное оборудование. Перевозки осуществляются в основном транспортным флотом США и Великобритании.

Более короткие, чем трансокеанские, линии, но не менее напряженные пролегают вдоль азиатских и американских берегов Тихого океана, где соответственно господствуют морские связи Японии и США с тихоокеанскими и другими странами. Западные меридиональные пути образуют азиатско-австралийское направление. Японские судоходные компании организовали здесь регулярные линии, по которым из Австралии в Японию вывозятся железная руда, каменный уголь, шерсть и другое сырье, а в Австралию из Японии поступают различные промышленные товары. В этом же районе океана от Малаккского пролива к японским портам проходит весьма грузонапряженная трасса, по которой ближневосточная перевозится в Японию. Среди других морских путей она выделяется большими объемами перевозок жидких грузов.

Восточные меридиональные маршруты связывают южноамериканские страны (через Панамский канал) с тихоокеанскими и атлантическими портами США и Канады. В этих районах превалируют перевозки США. Около 1/5 объема внешней торговли тихоокеанских портов этой страны приходится на государства Южной Америки, откуда в США поступают железная руда, руды цветных , селитра, сера и другое сырье. Из США в южноамериканские порты транспортируются оборудование для горнодобывающей промышленности, машины, станки и другие товары. По существу это грузообмен развитых и зависимых стран.

Кроме трансокеанских и меридиональных путей в Тихом океане немало сравнительно коротких трасс проходит возле материков и по прилежащим к ним морям. Так, оживленное судоходство развито в Японском море, австрало-азиатских морях, вблизи Австралии и Новой Зеландии, в водах, омывающих берега Центральной Америки, и т.д. Объемы и структура грузопотоков здесь отличаются неустойчивостью.

Краткий обзор хозяйственной деятельности разных стран в Тихом океане позволяет выявить несколько ее существенных черт. В настоящее время здесь сложилось многоотраслевое океанское хозяйство, в котором ведущее место занимает рыболовство, включая морепродукты. За ним идет транспортное использование океана. Далее следует разработка богатств прибрежно-морских россыпей и добыча «морской» нефти.

Какие моря окрашены?
И соленость морей

К наиболее крупным акваториям Тихоокеанского бассейна относятся Берингово море на севере; залив Аляска на северо-востоке; заливы Калифорнийский и Теуантепек на востоке, у берегов Мексики; залив Фонсека у берегов Сальвадора, Гондураса и Никарагуа и несколько южнее - Панамский залив. У западного побережья Южной Америки имеется всего несколько небольших заливов, например Гуаякиль у берегов Эквадора. В западной и юго-западной частях Тихого океана многочисленные крупные острова отделяют от основной акватории множество межостровных морей, таких как Тасманово море к юго-востоку от Австралии и Коралловое море у ее северо-восточного побережья; Арафурское море и залив Карпентария к северу от Австралии; море Банда к северу от о. Тимор; море Флорес севернее одноименного острова; Яванское море к северу от о. Ява; Сиамский залив между полуостровами Малакка и Индокитай; залив Бакбо (Тонкинский) у берегов Вьетнама и Китая; Макассарский пролив между островами Калимантан и Сулавеси; моря Молуккское и Сулавеси соответственно к востоку и северу от о. Сулавеси; наконец, Филиппинское море к востоку от Филиппинских о-вов. Особый район на юго-западе северной половины Тихого океана представляет собой море Сулу в пределах юго-западной части Филиппинского архипелага, где также имеется множество небольших заливов, бухт и полузамкнутых морей (например, моря Сибуян, Минданао, Висаян, бухта Манила, заливы Ламон и Лейте) . У восточного берега Китая расположены Восточно-Китайское и Желтое моря; последнее образует на севере два залива: Бохайвань и Западно-Корейский. Японские о-ва отделены от п-ова Корея Корейским проливом. В этой же северо-западной части Тихого океана выделяются еще несколько морей: Внутреннее Японское море среди южных Японских о-вов; Японское море к западу от них; севернее - Охотское море, соединяющееся с Японским морем Татарским проливом.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Читайте также

1.Какие факторы размещения производства являются новыми?

а)трудовые ресурсы и территория
б)природные условия и ЭГП
в)трудовые ресурсы и транспортный фактор
г)факторы наукоёмкости и экологический фактор
2.Укажите морской канал, сокращаюший путь из Балтийского моря в Атлантику
а)Суэцкий
б)Панамский
в)Английский
г)Кильский
3.Какой морской порт лидирует в мире по грузообороту?
а)Роттердам
б)Лондон
в)Шанхай
г)Сингапур
4.Установите соответсвие между страной и её сельскохозяйственной специальностей
1)Китай А.Каучук
2)Таиланд Б.сахарный тростник
3)США В.чай
4)Бразилия Г.соя

1.Из перечисленных субъектов Российской Федерации подчеркни относящиеся к Западной Сибири:

а). Кемеровская обл. б).Вологодская обл.; в).Карачаево-Черкесская р-ка; г).Р-ка Удмуртия; д). Алтайский край; е). Ямало-Ненецкий авт. окр; ж).Нижегородская обл.; з). Р-ка Алтай; и).Курганская обл.; к). Новосибирская обл; л).Тверская обл.; м). Омская обл; н).Республика Коми; о).Челябинская обл; п).Ростовская обл; р).Тульская обл; с). Тюменская обл.; т).Алтайский край; у).Ханты-Мансийский авт. окр; ф). Томская обл.; ч).Чукотский авт. окр.
2.Из предложенных утверждений выбери верные:
На Кавказе климат мягкий.
В Поволжье климат очень холодный.
Транспортная сеть наиболее хорошо развита на юге Западной Сибири.
Транспортная сеть наиболее хорошо развита на севере Западной Сибири.
На западе Россия граничит с Украиной.
Поволжье имеет выход в моря.
Западная Сибирь находится восточнее, чем Уральский экономический регион.
Калининградская обл. самая западная область в России.
В Северо-Западной России богатейшие запасы топливных полезных ископаемых.
Нефти на территории Западной Сибири нет.
На западе Дальний Восток граничит с Восточной Сибирью
Р-ка Якутия самый большой субъект Р.Ф.
В Корякском авт. округе одна из наименьших в России плотность населения.
3.Из предложенных вариантов составь характеристику экономико-географического положения Поволжья.
а).Климат довольно жесткий.
б).Транспортная сеть хорошо развита.
в).Транспортная сеть наиболее хорошо развита на западе.
г).Имеет выход к государственной границе с Украиной.
д).Имеет выход к Северному морскому пути.
е). Имеет выход к государственной границе с Казахстаном.
ж).На востоке граничит с Уралом.
з).Маленькая плотность населения.
и).Климат довольно мягкий.
к).На востоке граничит с Восточной Сибирью.
л).Граничит с Центральной Россией.
м).Является связующим звеном между Азиатской и Европейской Россией.
4. Крупные месторождения железной руды в России расположены
1) в Белгородской области и в Карелии 2) в Вологодской области и в Поволжье
3) на Дальнем Востоке 4) в республике Коми
5.Наибольшее количество гидроэлектростанций построено:
а).На Енисее; б).На Ангаре; в).На Волге; г).На Оби.
7.Какие из перечисленных национальностей проживают на территории Западной Сибири?
а).Удмурты; б).Чукчи; в).Долганы; г).Манси; д).Шорцы; е).Адыгейцы; ж).Саами; з).Кабардинцы; и).Алтайцы; к).Ненцы; л).Селькупы; м).Татары; н).Башкиры; о).Русские.
8.Из списка выбери города миллионеры Поволжья и Центральной России:
а).Москва; б).Новосибирск; в).Уфа; г).Омск; д).Самара; е).Нижний Новгород; ж).Челябинск; з).Екатеринбург; и).Казань; к).Ростов-на-Дону; л).Пермь.
9.Численность населения России в настоящее время (млн. чел.):
а).30,2; б).125,2; в).145,4; г).292,5.
10.В настоящее время естественное движение населения характеризуется:
а).Естественным приростом; б).Естественной убылью.
11. В России преобладает население:
а).Мужское; б).Женское.
13.Что такое топливно-энергетический комплекс?___________________
14.Эксплуатация каких электростанций очень проста и требует минимальных затрат труда?
а). Тепловых; б).Гидравлических; в).Атомных.
15.Какой вид транспорта является самым дорогим?
а).Авиационный; б).Железнодорожный; в).Автомобильный.
16. Определите регион России по его краткому описанию.
Этот край имеет выход к двум морям, по суше граничит с одной из зарубежных стран. Бóльшую часть территории занимает низменность, на юге расположены молодые высокие горы. Особенностью климата является непродолжительный холодный период года. Основное богатство края – агроклиматические и рекреационные ресурсы.

Вы находитесь на странице вопроса "какие морские пути проходят через моря тихого океана? ", категории "география ". Данный вопрос относится к разделу "10-11 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "география ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

В этом разделе вы будете изучать океаны и материки - самые крупные части географической оболочки. Каждый океан и материк - это своеобразный природный комплекс. Они отличаются своими размерами, взаимным расположением, высотой поверхности или глубинами в океане, другими природными особенностями, хозяйственной деятельностью человека.

Океаны

Мировой океан обнимает Землю неразделимыми водами и является по своей природе единой стихией, которая приобретает разные свойства с изменением широт. У берегов Гренландии и Антарктиды, в ревущих ветрами сороковых широтах круглый год бушуют штормы. У тропиков немилосердно печет Солнце, дуют пассаты и лишь иногда проносятся разрушительные ураганы. Но ведь огромный Мировой океан разделен еще и материками на отдельные океаны, каждый из которых имеет свои особые природные черты.

§ 17. Тихий океан

Тихий океан - самый большой по площади, самый глубокий и самый древний из океанов. Главные его особенности - большие глубины, частые движения земной коры, множество вулканов на дне, огромный запас тепла в его водах, исключительное разнообразие органического мира.

Географическое положение океана. Тихий океан, еще его называют Великий, занимает 1/3 поверхности планеты и почти 1/2 площади Мирового океана. Расположен он по обеим сторонам от экватора и 180° меридиана. Этот океан разделяет и одновременно соединяет берега пяти континентов. Тихий океан особенно широк у экватора, поэтому на поверхности он самый теплый.

На востоке океана береговая линия расчленена слабо, выделяется несколько полуостровов и заливов (см. карту). На западе берега сильно изрезаны. Здесь много морей. Среди них есть шельфо-вые, расположенные на материковой отмели, с глубинами не более 100 м. Некоторые моря (какие?) лежат в зоне взаимодействия литосферных плит. Они глубокие и отделены от океана островными дугами.

Из истории исследования океана. Многие народы, населяющие тихоокеанские берега и острова, с давних времен совершали плавания по океану, осваивали его богатства. Начало проникновения европейцев в Тихий океан совпало с эпохой Великих географических открытий. Корабли Ф.Магеллана за несколько месяцев плавания пересекли огромное водное пространство с востока на запад. Все это время море было удивительно спокойным, что дало основание Магеллану назвать его Тихим океаном.

Рис. 41. Морской прибой

Много сведений о природе океана было получено во время плаваний Дж. Кука. Большой вклад в исследование океана и островов в нем внесли российские экспедиции под руководством И. Ф. Крузенштерна, М. П. Лазарева, В. М. Головни на, Ю. Ф. Лисянского. В том же XIX в. комплексные исследования велись С. О. Макаровым на судне «Витязь». Регулярные научные рейсы с 1949 г. совершали советские экспедиционные суда. Изучением Тихого океана занимается специальная международная организация.

Особенности природы. Рельеф дна океана сложен. Материковая отмель (шельф) хорошо развита только у берегов Азии и Австралии. Материковые склоны крутые, часто ступенчатые. Большие поднятия и хребты разделяют ложе океана на котловины. Близ Америки расположено Восточно-Тихоокеанское поднятие, которое входит в систему срединно-океанических хребтов. На дне океана расположено более 10 тыс. отдельных подводных гор, в основном вулканического происхождения.

Литосферная плита, на которой лежит Тихий океан, на своих границах взаимодействует с другими плитами. Края Тихоокеанской плиты погружаются в тесное пространство желобов, которые кольцом окружают океан. Эти движения порождают землетрясения и извержения вулканов. Здесь лежит знаменитое «Огненное кольцо» планеты и самая глубокая Марианская впадина (11022 м).

Климат океана разнообразен. Тихий океан расположен во всех климатических поясах, кроме северного полярного. Над его огромными пространствами воздух насыщен влагой. В области экватора выпадает до 2000 мм осадков. От холодного Ледовитого океана Тихий защищен сушей и подводными хребтами, поэтому северная часть его теплее южной.

Рис. 42. Японское море

Тихий океан - самый неспокойный и грозный среди океанов планеты. В центральных частях его дуют пассаты. В западной - развиты муссоны. Зимой с материка приходит холодный и сухой муссон, оказывающий существенное влияние на климат океана; часть морей покрывается льдом. Нередко над западной частью океана проносятся опустошительные тропические ураганы - тайфуны («тайфун» означает «сильный ветер»). В умеренных широтах всю холодную половину года бушуют штормы. Здесь преобладает западный перенос воздуха. Самые высокие волны высотой до 30 м отмечены на севере и юге Тихого океана. Ураганы поднимают в нем целые водяные горы.

Свойства водных масс определяются особенностями климата. Из-за большой протяженности океана с севера на юг среднегодовая температура воды на поверхности изменяется от -1 до +29°С. В целом осадки в океане преобладают над испарением, поэтому соленость поверхностных вод в нем несколько ниже, чем в других океанах.

Течения в Тихом океане согласуются с общей схемой их в Мировом океане, которая вам уже известна. Так как Тихий океан сильно вытянут с запада на восток, в нем преобладают широтные потоки вод. И в северной, и в южной части океана образуются кольцеобразные движения поверхностных вод. (Проследите по карте их направления, назовите теплые и холодные течения.)

Органический мир Тихого океана отличается необыкновенным богатством и разнообразием видов растений и животных. В нем обитает половина всей массы живых организмов Мирового океана. Объясняют эту особенность океана его размерами, разнообразием природных условий и возрастом. Особенно богата жизнь в тропических и экваториальных широтах у коралловых рифов. В северной части океана много лососевых рыб. На юго-востоке океана близ берегов Южной Америки образуются огромные скопления рыбы. Водные массы здесь очень плодородны, в них развивается много растительного и животного планктона, которым питаются анчоусы (сельдеобразные рыбы длиной до 16 см), ставриды, скумбрии и другие виды рыб. Много рыбы поедают здесь птицы: бакланы, пеликаны, пингвины.

В океане обитают киты, морские котики, морские бобры (эти ластоногие живут только в Тихом океане). Много и беспозвоночных животных - кораллы, морские ежи, моллюски (осьминоги, кальмары). Здесь обитает самый крупный моллюск - тридакна, весом до 250 кг.

В Тихом океане есть все природные пояса, кроме северного полярного. Каждый из них имеет свои особенности. Северный субполярный пояс занимает небольшую часть Берингова и Охотского морей. Температура водных масс здесь низкая (до -1°С). В этих морях происходит активное перемешивание вод, и поэтому они богаты рыбой (минтай, камбала, сельдь). В Охотском море много лососевых рыб и крабов.

Обширные территории охватывает северный умеренный пояс. Он подвержен сильному влиянию западных ветров, здесь часты штормы. На западе этого пояса лежит Японское море - одно из наиболее богатых разнообразными видами организмов.

В экваториальном поясе на границах течений, где усиливается подъем глубинных вод к поверхности и возрастает их биологическая продуктивность, обитает много рыб (акулы, тунцы, парусники и др.).

В южном тропическом поясе Тихого океана у берегов Австралии находится уникальный природный комплекс Большого Барьерного рифа. Это самый крупный на Земле «горный хребет», созданный живыми организмами. По размерам он сопоставим с Уральским хребтом. Под защитой островов и рифов в теплых водах развиваются колонии кораллов в виде кустов и деревьев, колонн, замков, букетов цветов, грибов; кораллы светло-зеленые, желтые, красные, голубые, лиловые. Здесь же обитает множество моллюсков, иглокожих, ракообразных, различных рыб. (Другие пояса опишите по карте атласа.)

Виды хозяйственной деятельности в океане. На берегах и островах Тихого океана расположено более 50 прибрежных стран, в которых живет примерно половина человечества. (Какие это страны?)

Рис. 43. Рельеф дна Тихого океана. Каковы особенности строения рельефа дна?

Использование природных богатств океана началось еще в древности. Здесь возникло несколько центров мореплавания - в Китае, в Океании, в Южной Америке, на Алеутских островах.

Тихий океан играет важную роль в жизни многих народов. Половина мирового улова рыбы приходится на этот океан (см. рис. 26). Кроме рыбы часть улова составляют различные моллюски, крабы, креветки, криль. В Японии на морском дне выращивают водоросли, моллюсков. В некоторых странах из морской воды извлекают соль и другие химические вещества, опресняют ее. На шельфе ведут разработки россыпей металлов. У берегов Калифорнии и Австралии добывают нефть. На дне океана обнаружены железомарганцевые руды.

Через величайший океан нашей планеты проходят важные морские пути, протяженность этих трасс очень велика. Хорошо развито судоходство, главным образом вдоль побережий материков. (Найдите на карте порты Тихого океана.)

Хозяйственная деятельность человека в Тихом океане привела к загрязнению его вод, к истощению некоторых видов биологических богатств. Так, к концу XVIII в. были истреблены млекопитающие - морские коровы (вид ластоногих), открытые одним из участников экспедиции В. Беринга. На грани истребления в начале XX в. находились котики, уменьшилась численность китов. В настоящее время их промысел ограничен. Большую опасность в океане представляет загрязнение вод нефтью, некоторыми тяжелыми металлами и отходами атомной промышленности. Вредные вещества разносятся течениями по всему океану. Даже у берегов Антарктиды в составе морских организмов обнаружены эти вещества.

  1. Выделите наиболее характерные черты природы Тихого океана.
  2. Назовите виды хозяйственной деятельности в океане. Укажите районы рыбных и других промыслов.
  3. В чем проявляется отрицательное воздействие человека на природу Тихого океана?
  4. Проложите по карте маршрут туристского судна или научно-исследовательского корабля. Объясните направления маршрутов целями плаваний.

В настоящее время побережье и острова Тихого океана освоены и заселены крайне неравномерно. Наиболее крупными центрами промышленного освоения являются побережье США (от района Лос-Анджелеса до района Сан-Франциско), побережье Японии и Южной Кореи. Значительна роль океана в экономической жизни Австралии и Новой Зеландии. Южная часть Тихого океана является «кладбищем» космических кораблей. Здесь, вдали от судоходных маршрутов, затапливаются вышедшие из эксплуатации космические объекты.

Рыболовство и морские промыслы

Наибольшее промысловое значение имеют умеренные и тропические широты Тихого океана. На акваторию Тихого океана приходится около 60 % мирового улова рыбы. Среди них лососёвые (горбуша, кета, кижуч, сима), сельдеобразные (анчоусы, сельдь, сардина), тресковые (треска, минтай), окунёвые (скумбрия, тунцы), камбаловые (камбалы). Ведётся добыча млекопитающих: кашалот, полосатики, морской котик, калан, морж, сивуч; беспозвоночных: крабы, креветки, устрицы, морской гребешок, головоногие моллюски. Добывают ряд растений (ламинария (морская капуста), анфельция (агаронос), морская трава взморник и филлоспадикс), перерабатываемых в пищевой промышленности и для медицины. Наиболее результативный промысел осуществляется в Западно-центральной и Северо-западной частях Тихого океана. Наиболее крупные промысловые державы Тихого океана: Япония (Токио, Нагасаки, Симоносеки), Китай (архипелаг Чжоушань, Яньтай, Циндао, Далянь), Российская Федерация (Приморье, Сахалин, Камчатка), Перу, Таиланд, Индонезия, Филиппины, Чили, Вьетнам, Южная Корея, КНДР, Австралийский Союз, Новая Зеландия, США.

Транспортные пути

Через Тихий океан пролегают важные морские и воздушные коммуникации между странами тихоокеанского бассейна и транзитные пути между странами Атлантического и Индийского океанов. Важнейшие океанские пути ведут из Канады и США на Тайвань, в Китай и Филиппины. Основные судоходные проливы Тихого океана: Берингов, Татарский, Лаперуза, Корейский, Тайваньский, Сингапурский, Малаккский, Сангарский, Бассов, Торресов, Кука, Магелланов. Тихий океан соединён с Атлантическим океаном искусственным Панамским каналом, прорытым между Северной и Южной Америками по Панамскому перешейку. Крупные порты: Владивосток (генеральные грузы, нефтепродукты, рыба и морепродукты, лес и пиломатериалы, металлолом, чёрные и цветные металлы), Находка (уголь, нефтепродукты, контейнеры, металл, металлолом, рефгрузы), Восточный, Ванино (уголь, нефть) (Россия), Пусан (Республика Корея), Кобе-Осака (нефть и нефтепродукты, машины и оборудование, автомобили, металлы и металлолом), Токио-Иокогама (металлолом, уголь, хлопок, зерно, нефть и нефтепродукты, каучук, химикаты, шерсть, машины и оборудование, текстиль, автомобили, медикаменты), Нагоя (Япония), Тяньцзинь, Циндао, Нинбо, Шанхай (все виды сухих, наливных и генеральных грузов), Сянган (текстиль, одежда, волокно, радио и электротовары, изделия из пластмассы, машины, оборудование), Гаосюн, Шэньчжэнь, Гуанчжоу (Китай), Хошимин (Вьетнам), Сингапур (нефтепродукты, каучук, продовольствие, текстиль, машины и оборудование) (Сингапур), Кланг (Малайзия), Джакарта (Индонезия), Манила (Филиппины), Сидней (генеральные грузы, железная руда, уголь, нефть и нефтепродукты, зерно), Ньюкасл, Мельбурн (Австралия), Окленд (Новая Зеландия), Ванкувер (лесные грузы, уголь, руды, нефть и нефтепродукты, химические и генеральные грузы) (Канада), Сан-Франциско, Лос-Анджелес (нефть и нефтепродукты, копра, химические грузы, лес, зерно, мука, мясные и рыбные консервы, цитрусовые, бананы, кофе, машины и оборудование, джут, целлюлоза), Окленд, Лонг-Бич (США), Колон (Панама), Уаско (руды, рыба, топливо, продовольствие) (Чили). В бассейне Тихого океана имеется значительное количество относительно небольших многофункциональных портов.
Важную роль играют авиационные перевозки через Тихий океан. Первый регулярный авиарейс через океан был совершён в 1936 году по маршруту Сан-Франциско (США) - Гонолулу (Гавайские острова) - Манила (Филиппины). Сейчас основные трансокеанские маршруты проложены через северный и центральный районы Тихого океана. Большое значение имеют авиалинии во внутренних перевозках и между островами. В 1902 году Великобританией по дну океана был проложен первый подводный телеграфный кабель (длина 12,55 тысячи км), проходивший через острова Фаннинг и Фиджи, связывая Канаду, Новую Зеландию, Австралийский Союз. Широко и издавна применяется радиосвязь. Сейчас для связи через Тихий океан используются искусственные спутники Земли, что значительно расширяет ёмкость каналов связи между странами.

Полезные ископаемые

Дно Тихого океана скрывает богатые месторождения различных минералов. На шельфах Китая, Индонезии, Японии, Малайзии, Соединённых Штатов Америки (Аляска), Эквадора (Гуаякильский залив), Австралии (Бассов пролив) и Новой Зеландии добывают нефть и газ. По существующим оценкам, недра Тихого океана содержат до 30-40 % всех потенциальных запасов нефти и газа Мирового океана. Самым крупным производителем концентратов олова в мире является Малайзия, а циркона, ильменита и других - Австралия. Океан богат железомарганцевыми конкрециями, с общими запасами на поверхности до 7 1012 т. Наиболее обширные запасы наблюдаются в северной наиболее глубокой части Тихого океана, а также в Южной и Перуанской котловинах. В пересчёте на основные рудные элементы в конкрециях океана содержится марганца 7,1 1010 т, никеля 2,3 109 т, меди 1,5 109 т, кобальта 1 109 т. В Тихом океане обнаружены богатые глубоководные залежи газовых гидратов: во впадине Орегон, Курильской гряде и шельфе Сахалина в Охотском море, жёлобе Нанкай в Японском море и вокруг побережья Японии, в Перуанской впадине. В 2013 году Япония намерена начать опытное бурение по добыче природного газа из месторождений гидрата метана на дне Тихого океана к северо-востоку от Токио.

Рекреационные ресурсы

Рекреационные ресурсы Тихого океана характеризуются значительным разнообразием. По данным Всемирной туристской организации, на конец XX века на Восточную Азию и Тихоокеанский регион приходилось 16 % международных туристских посещений (к 2020 году прогнозируется увеличение доли до 25 %). Основными странами формирования выездного туризма в этом регионе являются Япония, Китай, Австралия, Сингапур, Республика Корея, Россия, США и Канада. Основные рекреационные зоны: Гавайские острова, острова Полинезии и Микронезии, восточное побережье Австралии, Бохайский залив и остров Хайнань в Китае, побережье Японского моря, районы городов и городских агломераций побережья Северной и Южной Америки. Среди стран с наибольшим потоком туристов (по данным на 2010 год Всемирной туристской организации) в азиатско-тихоокеанском регионе выделяются: Китай (55 миллионов посещений в год), Малайзия (24 миллиона), Гонконг (20 миллионов), Таиланд (16 миллионов), Макао (12 миллионов), Сингапур (9 миллионов), Республика Корея (9 миллионов), Япония (9 миллионов), Индонезия (7 миллионов), Австралия (6 миллионов), Тайвань (6 миллионов), Вьетнам (5 миллионов), Филиппины (4 миллиона), Новая Зеландия (3 миллиона), Камбоджа (2 миллиона), Гуам (1 миллион); в прибрежных странах Северной и Южной Америки: США (60 миллионов), Мексика (22 миллиона), Канада (16 миллионов), Чили (3 миллиона), Колумбия (2 миллиона), Коста-Рика (2 миллиона), Перу (2 миллиона), Панама (1 миллион), Гватемала (1 миллион), Сальвадор (1 миллион), Эквадор (1 миллион).