Летоисчисление славянское: история. Какое время – наше

Календарь - что может быть привычнее и понятнее? Вот он, на стене, и видно, какое сегодня число: 14.09.2015. Но сознание начинает двоиться, когда вспоминаешь, что сегодня не 14 сентября, а 1-е - Новолетие по церковному календарю. И год - не 2015-й, а 7523-й - это если считать от Сотворения мира, как считали когда-то на Руси. Ох уж эта календарная путаница! Спросите любого: когда мы празднуем Рождество? И услышите в ответ: 7 января. А Преображение Господне? - 19 августа. А Покров Божией Матери? - 14 октября. Или всё же 25 декабря, 6 августа, 1 октября? Так в юлианском календаре, по которому живет наша Церковь. А нужно ли Церкви сохранять этот календарь? Может, и нам давно пора отказаться от него и перейти на тот, по которому живет «весь цивилизованный мир» и на который перешли некоторые Православные Церкви?

О значении и важности юлианского календаря, о глубинном сакральном смысле систем исчисления времени, о том, сколько лет человечеству, и о других проблемах, связанных со временем и датами, мы беседуем с историком Павлом Владимировичем Кузенковым .

«Хронология принципиально важна: она освобождает нас от ошибок»

Павел Владимирович, недавно за книгу «Христианские хронологические системы» вы получили Макариевскую премию. Почему вы решили заняться хронологией?

Всё началось, когда я учился в Российском православном университете. Нам читали большой курс по византологии, и мы знакомились с трудами византийских авторов, в том числе и Феофана Исповедника. У него есть хроника, охватывающая мировую историю до IX века, и каждое событие начинается с даты - от Сотворения мира и от Рождества Христова, а сама «Хронография» открывается целой серией разных дат: указаны год и от Сотворения мира, и от воплощения Господа, и от правления императора, и от правления персидского царя, и по кафедрам годы патриаршества всех основных престолов. Я обратил внимание, что год от Сотворения мира какой-то необычный - не тот, к которому мы привыкли: Рождество Христово плюс 5508. Я спросил об этом моего наставника - профессора Игоря Сергеевича Чурова. И на следующий семинар он принес огромную книгу «La chronologie». Ее написал француз Венанс Грюмель, монах ордена ассумпционистов, в 1951 году. Я эту книгу подержал, и у меня возникло желание разобраться в хронологии, в том, как считают годы разные традиции.

Так начался мой труд, над которым я работал лет пять. Он был защищен в качестве диссертации в Институте всеобщей истории в 2006 году. Позже я его доработал, сопроводил хрестоматией, чтобы можно было познакомиться с древними текстами, что очень важно. При этом с текстами на самых разных языках.

Дело в том, что архаичные, древние традиции сохранялись на периферии Империи. В центре они были вытеснены и уничтожены. Потому что календари не любят разнообразия. Календарь должен быть один. И когда происходит календарная реформа, все древние календари вычищаются, а на периферии они еще долгое время бытуют. Вот почему приходилось искать источники на армянском, грузинском, церковнославянском языках, ирландские на средневековой латыни…

В процессе работы выяснилось, что хронология связана с Пасхалией. И число 5508 как раз из Пасхального календаря. Потому что Пасхалия - это же вечный календарь. Он одновременно и солнечный, и лунный. И время Сотворения мира по этому календарю тоже можно попытаться высчитать. Так что это оказалось очень увлекательное исследование, которое и воплотилось в моей книге.

- А что такое время?

Время - это, если угодно, система связи событий. События и действия человека взаимосвязаны, но они не находятся все в одной точке, а отделены друг от друга. Вектор этого разделения, координатная ось, как физики говорят, условно называется временем. Хотя никакого времени нет, есть только движение. Но когда мы изучаем это движение, мы обычно делим его характеристику на пространственную и временную. Для человека время - это движение светил и небесных тел. Это циклические движения, с их помощью мы и измеряем время. Базовая единица измерения времени, имеющая абсолютный характер, - день, сутки: от одного восхода Солнца до другого - если смотреть с Земли, это круг, который описывает Солнце вокруг нее. Секунды, минуты, часы - части дня; какие-то большие величины - месяц, год - измеряются тоже днем. Поэтому, как в Писании написано, Господь и сотворил светила - для измерения времени. Собственно, мы по ним и живем.

С научной точки зрения время - очень важная категория, потому что именно время определяет направление событий. Хотя с физической точки зрения время симметрично: прошлое и будущее равноправны. Но реальный мир таков, что в нем будущее - единственное направление развития.

- Какие возможности открывает хронология?

Если мы правильно расположим события на оси времени, мы четко установим хронологию. Именно это и только это дает нам возможность определить смысл событий. Ведь историческое событие - это какое-то действие человека. А у действия есть причины и следствия. И нужно представлять, где одно, а где другое. Это как криминалисты работают - определяют, что было раньше: некто пришел куда-то, или произошло преступление? Только когда мы изучаем последовательность событий, мы можем выявить их внутреннюю суть. Понимаем, что хотел сделать человек, что он сделал. Потому что смысл истории в том, чтобы научиться опыту.

И хронология принципиально важна: она освобождает нас от ошибок. Она помогает нам избавляться от каких-то мнимых объяснений. Если мы видим, что хронология препятствует этому объяснению, значит, оно отпадает. А изучение древних систем летоисчислений особенно важно, потому что в противном случае мы лишаемся некоей оси координат, не можем расположить на ней все события. Только тогда, когда мы знаем, как эти системы переводятся, это дает нам возможность создать всемирную хронологию. Но не ту, которую сочинил .

- Очень популярную в определенных кругах…

Кстати, сегодня это один из вызовов современной исторической науке, который брошен математиками и астрономами: мол, как вы докажете, что события, которые описываются в источниках как разные, не являются одними и теми же?

Все календари - церковные

- А в чем отличие церковного календаря от светского?

Никакого светского календаря нет. Все существующие календари - церковные. Во всех культурах. Потому что именно религия занимается связыванием времен. Помните, как у Шекспира: «Распалась связь времен»? Разные поколения живут в разные эпохи, периоды. И на таком макроуровне время измеряют только религии. Прагматики, политики, экономисты, обыватели время не меряют такими вот эрами, системами. Обычно говорят: вчера, недавно, несколько лет назад - и этого достаточно. Поэтому, кстати говоря, в дохристианскую эпоху и не было глобальных систем летоисчисления: не было в этом никакого смысла. И вот что важно: именно христианство, как религия космическая, то есть универсальная, религия, которая предназначена для всего человечества, а не для какого-то отдельного народа, создала универсальную систему счета времени - универсальный календарь.

- То есть оба существующие сегодня календаря: и тот, по которому живет Церковь, и светский - церковные?

Да, один древний, который возник еще в эпоху Константина Великого, первых отцов Церкви, то есть в IV веке, - это так называемый юлианский календарь. По нему живет наша Церковь. Он основан на календаре Юлия Цезаря, но с некоторыми своими особенностями. В частности, в отличие от римского календаря, дни считаются последовательно: 1 января, 2 января, 3 января… Это ранний имперский календарь. А есть поздний календарь - григорианский. Тоже церковный, изобретенный по указу папы Григория XIII в конце XVI века. И он стал господствующим в католической Европе. Потом, в силу того что экономически им было удобнее пользоваться, на него с неохотой перешли протестанты. Перешли постепенно. Англичане, например, только в XVIII веке. Почему Петр I не принял григорианский календарь? Потому что, когда он ездил в Англию, англичане жили по юлианскому календарю. И шведы тоже только в XVIII веке перешли на григорианский календарь. А Восточная Европа лавинообразно приняла этот календарь в Первую мировую войну. И Россия была далеко не первой православной страной, которая отошла от календаря юлианского, - до нас от него отказались в Болгарии.

Пасхалия базируется на юлианском календаре, григорианский календарь к ней не может быть приспособлен

Но именно потому, что переходило на другой календарь светское правительство, не спрашивая Церковь, и возникло это разделение, которое сейчас существует: на как бы церковный и светский календари. Но они оба церковные, просто один из них римско-католический, а другой - православный. Именно в этом и заключается сейчас основная календарная проблема в православном мире, потому что Пасхалия базируется на юлианском календаре, григорианский календарь к ней не может быть приспособлен.

- Почему?

Потому что в нем отсутствует цикличность. В нем поправка сбивает цикл, и Пасхалия разрушается. Именно поэтому те православные страны, которые перешли на «новый стиль» - Греция, Константинополь, - вынуждены пользоваться Пасхалией, подстроенной под юлианский календарь. Получается некая литургическая нестыковка. Это, знаете, такой синкретизм. Если принимать «новый стиль», нужно делать и новую Пасхалию. Но это задача очень непростая.

- А в чем главная задача церковного календаря?

Это, прежде всего, создание некоего устойчивого ритма, который бы отображал божественные ритмы мироздания, космическое устроение. Самое главное в этой системе - ее стабильность и постоянство, когда в течение тысячелетий она не меняется. Недельный цикл, например, не меняется со времен Моисея. Юлианский календарь в принципе не меняется с I века.

Григорианский календарь настроен на другое. Его задача - приспособить наш календарь к астрономическим явлениям. Сделать так, чтобы равноденствие было в тот самый день, когда оно обозначено в календаре. Сделать так, чтобы величина тропического года совпадала с величиной календарного года. Но это задачи скорее естественнонаучные. Пафос в XVI веке, когда эта реформа проходила, заключался в том, чтобы показать Церковь как прогрессивную организацию, которая прислушивается к голосу ученых, к голосу науки. Это было очень важно Римскому папе, потому что шла Реформация. И заставив перейти на новый календарь всю Европу, папа продемонстрировал свою мощь. Попробуйте сейчас провести такую реформу, чтобы на нее весь мир перешел. Так что здесь были политические задачи. Когда православные страны перешли на новый календарь, задачи тоже были чисто политические: показать себя частью западного мира. Вспомним, какое выражение использовал Ленин: «для перехода на календарь цивилизованного мира». Календарь культурных стран, понимаете? То есть мы тем самым продемонстрировали свою неполноценность.

- В научной среде термин «от Рождества Христова» стал вытесняться иным. Это было сделано сознательно?

Конечно, сознательно. Это отражение так называемой толерантности, политкорректности. Непременного условия жизни западноевропейского мира. Прежде всего американского.

Выражение «от Рождества Христова» оскорбляет слух иудеев, которые Иисуса не считают Христом. Говорить «от Рождества Иисуса» будет оскорбительным для христиан - в этом можно увидеть умаление значения Господа. Поэтому и используются такие, никого не оскорбляющие, но и ничего не выражающие формулировки, вроде «христианская эра», например.

- Коммунисты тоже оскорбились выражением «христианская эра»?

Было принято выражение «новая эра» или «наша эра» - «н.э.». До сих пор не могу найти подробных сведений, когда и при каких обстоятельствах оно получило распространение. А в советские годы, конечно, было невозможно написать в научной работе: «по Рождестве Христовом» или «до Рождества Христова». Да и сейчас тоже: тебя сразу воспринимают как эпатажного мракобеса.

Когда родился Христос?

Большую популярность среди молодежи получил фильм «Дух времени», где рассказывается, что 25 декабря как день зимнего солнцестояния почитался задолго до пришествия Спасителя в мир. Могли бы вы прояснить этот вопрос?

Знаете, В. Черномырдин однажды сказал: «Наглая ложь и не совсем правда». Праздновать «День непобедимого солнца» в Римской империи начали только с конца III века - при императоре Аврелиане. Никогда раньше этот праздник не отмечали! Более того, у римлян был декабрьский праздник, но он не попадал на 25 декабря.

Благовещение праздновали 25 марта уже в начале III века. Задолго до установлений Аврелиана. А что такое Благовещение? Это ровно 9 месяцев до 25 декабря. По сути дела, это ключ. И потом ведь и в Писании - в Новом Завете - есть определенные данные для того, чтобы подсчитать примерно дату Рождества Христова. Повествуя о чудесном рождении Иоанна Крестителя, евангелист Лука указывает, что отец Предтечи, праведный Захария, был «священником из Авиевой чреды» (Лк. 1:5). А в книге Второзаконие есть список всех черед служения священников. Если мы наложим еврейский календарь на римский и посмотрим, как эти череды попадали на правление императора Августа, мы увидим, что декабрь - это фактически тот месяц, на который попадает Рождество Христа.

- Известна точная дата, когда родился Спаситель?

Точной даты мы не знаем. Архаичная традиция относит нас к декабрю.

- А год?

Год 5-й или 6-й дохристианской эры: если декабрь, тогда 6-й, если январь, тогда 5-й. В это время волхвы наблюдали знамения. А волхвы - это астрологи. Астрологические наблюдения все задокументированы. И мы знаем, когда в созвездии Рыб сходились Юпитер и Сатурн. Для астрологов это было еще и указание на место - именно поэтому волхвы отправились в Иерусалим, а не куда-нибудь. Это были лучшие астрологи древности. Персидские маги. Именно они в подлинном греческом тексте именуются волхвами. А это астрологическое событие относится к 6-му году. Волхвы же, когда пришли в Иерусалим, как мы знаем, сказали Ироду, что Младенцу было уже до двух лет.

Современное представление сформировано западноевропейской традицией, и Вифлеемская звезда связана именно с Рождеством. Так оно и происходило, но сами маги пришли спустя год. Дорога заняла какое-то время.

- То есть когда волхвы пришли поклониться Спасителю, Он не был новорожденным Ребенком?

Он не был новорожденным. Он уже был подросшим Младенцем, Которого можно было увезти в Египет. Надо понимать, что евангелист Лука и евангелист Матфей повествуют о разном времени.

А тот астрономический ключ, о котором я говорил выше, дает нам возможность относить Рождество Христа к 5 или 6 году дохристианской эры. Хотя тут тоже возможны споры.

В Септуагинте от рождения Адама до перехода Авраама насчитывается 3389 лет. Масоретская версия дает другое число - 2023 года. Почему в двух переводах ветхозаветных текстов так сильно разнится летоисчисление?

Это одна из самых больших загадок в библеистике. В древности ответ был простой: евреи сократили возраст мира для того, чтобы избежать фатального для их неверия совпадения середины шестого тысячелетия (5500 года) с Рождеством Христа. Дело в том, что уже в дохристианскую эпоху в иудейской среде знали, что Мошиах явится в мир в середине 6-го дня Божия. А день Божий - это 1000 лет. Середина шестого тысячелетия - это 5500 год. И действительно, мы читаем у древних еврейских авторов - у Иосифа Флавия, у других, - что ко времени Августа шестое тысячелетие началось. Когда потом христианские хронологи изучали Библию и подсчитали срок, который прошел от Сотворения мира согласно библейским данным Септуагинты, получилось, что год Рождества Христова - 5500-й. Плюс-минус один-два-три года. То есть очень близкое совпадение. Это воспринималось как явное доказательство, что Иисус есть Христос.

Евреи с помощью ухищрений зачеркивали первые цифры даты рождения первенцев в Септуагинте. У Патриархов как гармошка сжималась вся хронология. Поскольку срок жизни людей всё время уменьшался, в какой-то момент от рождения Патриарха до рождения первенца оказывалось менее 100 лет. Как поступали в этом случае? Убирали 50. Это доказывает, что движение шло в этом направлении, а не наоборот, как утверждают некоторые евреи. Они, наоборот, говорят, что христиане дописали везде сотенки - чтобы получить нужные христианам 5500. Но в случае с 50 это никак не работает. Что мешало христианам дописать и здесь сотню? А вот убрать сотню здесь было невозможно, поэтому убрали 50. И другие мелочи доказывают, что движение шло в сторону уменьшения. Но, на мой взгляд, это не было связано с полемикой с христианами. Скорее всего, это было связано с теми ожиданиями скорого пришествия Мессии, которые распространились в иудейской среде чрезвычайно сильно.

- Хотели отдалить приход Мессии?

Фарисеи стремились отдалить для них не очень комфортный рубеж. Книга Юбилеев, где мы видим отчетливо эту тенденцию, вышла из фарисейской среды.

Византийцы перешли на счет лет от Сотворения мира в середине VII века - в эпоху, когда весь мир ждал конца света после шестого тысячелетия. То шестое тысячелетие, когда явился Господь, закончилось. И должно было начаться седьмое, мистическое тысячелетие, с началом которого многие связывали глобальные изменения в мире. И византийцы продемонстрировали, что это тысячелетие уже началось. Что это и есть та 1000 лет, когда христианство будет господствующей религией. Это и есть царство святых. Царь действует не сам по себе, но как Помазанник Божий. Это тысячелетие христиане проведут в подготовке к Воскресению, которое начнется в 7000 году. Трагедия как раз и заключалась в том, что Византия подошла к 7000 году на излете своей политической истории, не продемонстрировала никакого желания борьбы именно потому, что в представлении многих жителей борьба не имела никакого смысла. В 1492 году история мира должна была закончиться.

- Удивительно, что этот период совпал с существованием самой Византийской империи.

Так вот именно поэтому! Они воспринимали нашествие турок как закономерное явление. Как ознаменование конца света. И в принципе готовились к тому, что сейчас разверзнется земля и начнется другая жизнь. Кстати, и у нас с этим связаны тяжелые события. Драма заключалась в том, что конец света не произошел, - и потому очень возбудились всякие противники христианства.

Сколько лет человечеству?

Господь запретил нам «вычислять времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти». Тем не менее попытки выяснить возраст человеческой цивилизации не оставляются до сих пор. Вы, как ученый, к этому как относитесь?

Это совершенно закономерно - вычислять не будущее, а прошлое. Никаких запретов на это не было.

Генетика открыла, что все живущие на земле люди - родственники

Сегодня у нас на глазах происходит переворот в генетике. То есть если раньше считалось, что человеку как биологическому виду многие миллионы лет или, по крайней мере, сотни тысяч лет, и человека возводили к обезьянам, гоминидам, то в последние 10-15 лет развивается новое направление в генетике - гаплохронология. В геноме выявляются особые участки, так называемые гаплогруппы. И не в верхней части генома, где генетическая информация сосредоточена, а в стволе, то есть в той части, которая не подвергается генетическим изменениям, которые копируются от отца к сыну или от матери к дочери. А там миллиарды аминокислот. В этих участках с определенной частотой накапливаются изменения, которые позволяют отследить появление того или иного ответвления от основного «адамова генотипа». Оказалось, что система расселения племен, которая указана в Библии, соответствует тому, о чем говорят результаты исследований. Абсолютно все живущие на земле люди - это родственники. Они происходят не от каких-то разных популяций, как раньше считалось. Все люди являются потомками одного и того же человека.

- Адама?

Да, первопредка, которого в науке уже называют «генетическим Адамом». Это явление удивительное. Выяснилось, что жил этот наш первопредок совсем недавно. Речь идет о десятках тысячах лет. Не больше. Это говорит о том, что нас с вами от Адама отделяет около 500 поколений. То есть если выстроить всех наших предков в линию - это будет небольшая очередь.

- Всё же в годах это сколько?

Точно неизвестно. Во всяком случае, первопредок всех жителей Евразии жил около 80 тысяч лет назад. Первопредок жителей Евразии и Африки жил порядка 100 тысяч лет назад, но не больше.

- То есть семиты, яфетиды…

Это именования лингвистические. Говорят о семитских, индоевропейских языках, хамитских. Это всё лингвистика. Предыдущий уровень осмысления генеалогии человечества. Потому что языки - это то, что дает нам возможность заглянуть в прошлое. Но выяснилось, что языки часто накладываются на совершенно другой этнический или генетический тип.

- А что такое язык?

Язык - это то, чему научила человека мать. Тут прямой связи с отцом может и не быть. Отец может происходить из другого этноса, а его ребенок будет говорить уже на другом языке. Сплошь и рядом так и бывает, когда языки вытесняли этнотип.

- Выходит, все люди оказываются близкими родственниками?

Античное представление о том, что каждый народ автохтонен, имеет неких своих предков, и, соответственно, война между людьми неизбежна, неверно. Теперь представление о народах совершенно меняется в точном соответствии с Писанием, с Ветхим Заветом. Потому что именно в Писании - и только в нем, заметьте, - все люди являются потомками одного человека. Может, еще в зороастризме… Там тоже есть нечто подобное. Универсализм генетический - это характерная черта Священного Писания. И он подтверждается научно. Вот что важно! И это открытие, которое пока широко неизвестно. В школах еще до сих пор учат про человекообразных обезьян. И про миллионы лет. Это очень важный, если угодно, козырь в руках христиан. Он имеет колоссальный потенциал. Потому что с его помощью можно уничтожить вражду между людьми. Мы теперь не потомки разнообразных обезьян, которые ведут войну за выживание: кто сильнее, тот и продолжит род. Это то, на чем основан дарвинизм и капитализм.

- Выживает сильнейший…

Не просто выживает сильнейшей. А «хорошо, что выживает сильнейший!» Дарвинизм ведь не просто оправдывает войны. Он их поощряет. И социалдарвинизм. И капитализм. А христианское представление о людях другое: люди - родственники, живущие в любви, братстве. Такой подход воспринимает войны как трагедию и аномалию. Именно это подтверждается сейчас наукой - что люди действительно близкие родственники, что войны между ними - это признак некоей духовной деградации.

- Давайте вернемся к календарным проблемам. 1 марта 2100 года все даты неподвижных праздников сместятся. Значит ли это, что наши потомки уже в XXII веке будут праздновать Рождество Христово 8 января?

Да. И это вызовет бурю эмоций. И к этому нужно готовиться. Самой лучшей нейтрализацией этой путаницы был бы перевод церковного календаря на традиционную, юлианскую систему. Чтобы мы все свои праздники справляли по юлианским датам. Тогда ничего не изменится. И это будут те юлианские даты, по которым праздники справляли наши предки.

- Но Церковь же и живет по юлианскому календарю!

Да, но об этом мало кто помнит. Кто сразу может сказать, какой сейчас день по юлианскому календарю? К сожалению, для удобства все праздники уже давно переведены на календарь григорианский. И уже давно православные справляют Рождество Христово 7 января. А когда говоришь, что православные справляют Рождество 25 декабря, не понимают.

- Скажут, что католики…

Скажут, что католики. Нет, православные! (Смеется.) Надо приучить людей к тому, что есть два календаря. Как, кстати, это было в Древнем Египте, в Древней Персии, в Древнем Китае, во многих других культурах. Существовал бытовой календарь, который удобен для текущих нужд, и сакральный. Как существует бытовой язык и сакральный. Как существует бытовая архитектура и сакральная. Это очень важно. Потому что профанирование многих сакральных вещей приводит к утрате их ценности.

- Именно поэтому и важен юлианский календарь?

Конечно. Надо им гордиться. Надо его хранить как особую святыню, доставшуюся нам не просто от наших предков, а от первых христиан, от святых отцов.

Но меру тоже нужно знать, потому что сам календарь не является частью церковного Предания так, как является догматика, какие-то вещи, связанные с жизнью святых, с Богородицей, с Господом. Это часть церковной культуры, часть церковной традиции. Часть очень удобная. Часть, оправдавшая себя тысячелетней историей.

И еще важно то, что мы не пытаемся юлианский календарь приспособить к астрономии. Потому что сама по себе астрономия для христиан уже неактуальна. Да, у иудеев пасха играла роль какого-то сезонного праздника. В Ветхом Завете собирали сноп возношения, первые зерна. Это уже тогда было локально.

- А у христиан?

Христианские праздники вне мира. Поэтому опираться на движение планет при определении их дат - абсурдно

У христиан Пасха имеет духовный смысл. Христианские праздники вне мира. Поэтому опираться на движение планет - абсурдно. Эта идея характерна для гуманизма, для XVI века, когда была попытка сопрячь земное и небесное в человекобожии. Когда человек возомнил себя способным постичь всю тайну мироздания. Но мы через это переросли. Самое главное - чтобы церковный календарь воспринимался не как церковная архаика, не как старая система или пережиток, а как особая, иная система счета. Вот храм, он же не воспринимается как нелепое здание. Храм воспринимается как особое здание. Или облачение священника. Или церковнославянский язык.

Календарь входит в систему неких святынь, неких священных традиций, которые хранят в себе старину. Ведь с календарем связаны разные поверья, народные приметы. Они на юлианский календарь настроены, на дни памяти святых. И если мы перейдем на новый календарь, у нас не только сдвинутся основные праздники неподвижные - сдвинуться и дни памяти святых. А это вызовет серьезную ломку. Люди привыкли, что на Покров - снег. Эти приметы наивные, но они сложились в течение столетий. И когда люди все именины перенесут на 13 дней, это будут проблемы бытового уровня. Я уже не говорю, что возникнет проблема с Пасхалией. Между прочим, у католиков нет Пасхалии. Католическая система вычисления Пасхи основана на нашей Пасхалии. Они сначала вычисляют православную Пасху по александрийской Пасхалии, так называемое «золотое число», а потом к ней делают по хитрой формуле некую коррекцию.

- Разве это удобно?

Очень неудобно. Вычислить эту коррекцию вручную очень сложно. Они пожертвовали красотой древнего календаря. Ведь календарь - это еще и математическая система. Она соотносит три совершенно разных астрономических движения: Земли вокруг Солнца, Земли вокруг оси и Луны вокруг Земли. И поскольку эти движения никак не связаны, они в целых числах и не соизмеряются. Нужна некая дробь. Чем точнее дробь, тем длиннее у тебя цикл будет. И вот гармония между точностью и простотой - это юлианский календарь и александрийская Пасхалия. Идеальная гармония: короткий четырехлетний цикл високосный, 19-летний лунный цикл…

- Но ведь и здесь бывают сдвиги.

Даже астрономы всего мира до сих пор пользуются юлианским календарем. Он удобен. Он цикличен

Да, есть небольшие сдвиги. Раз в 300 лет уходит Луна на один день. Раз в 124 года на один день от тропических узлов уходит Солнце. Но какая это проблема? В чем пафос исправления этих погрешностей? Папа Римский писал, что невозможно праздновать Пасху не весной, а летом или осенью. Но, во-первых, Пасха на лето перейдет через несколько десятков тысяч лет. А во-вторых, уже сейчас Пасху справляют осенью на половине Земного шара - в Южном полушарии. А там много и католиков, и православных. Самое главное, что даже астрономы всего мира до сих пор пользуются юлианским календарем. Он удобен. Он цикличен.

«Это не мы должны “догонять” Запад, а Запад - нас»

- Почему Европа всё же перешла на григорианский календарь?

Тяжело перешла. Изначально протестантская среда приняла этот календарь как бесовский.

- Но все-таки приняли?

Коммерция, коммерция!.. Ломка была. Что важнее: деньги или церковные традиции? В конечном счете Европа выбрала деньги. Мы тоже. Но мы даже и не деньги. Удивительно, Ленин воспринимается нами как антизападник, на самом деле он был ультразападник. И вообще коммунизм в России - это ультрарадикальная западная идеология. Да, она проводилась и насаждалась у нас азиатскими методами, но ее интеллектуальное ядро абсолютно западное. Это квинтэссенция гуманизма. Человекобожие, возведенное в абсолютный принцип. Это будто бы материализм, за которым стоит глубокий идеализм, основанный на вере в человека - во всемогущество человека. И совсем неслучайно большевики всё время ждали мировую революцию в Европе: в Германии, во Франции, в Англии… Им Россия была нужна лишь как база.

- В России переход на новый календарь был идеологическим жестом?

С ощущением нашей будто бы культурной неполноценности нужно усиленно и целенаправленно бороться

Большевики тогда прямо заявили, что культура находится там, на Западе, а мы находимся в ситуации догоняющего развития. Что мы - это периферия культурного мира и наши традиции, в том числе календарные и церковные, глубоко провинциальны, архаичны и надо их изменить, чтобы развиваться. Но эта позиция недальновидна и не соответствует реальности. Потому что юлианский календарь и древнее, и удобнее. Но она связана с постоянным, присущим русскому человеку, особенно интеллигенту, ощущением некоей нашей культурной неполноценности. И с этим нужно усиленно и целенаправленно бороться.

- Как с этим представлением о нашей «культурной неполноценности» можно бороться?

Раскрыть перед русским человеком тот подлинный корень, который питает русскую культуру, - а это античность через Византию. Раскрыть, прежде всего, через образование, через приобщение к той культуре, которая питала нашу Русь начиная с X века. И европейцы тоже ведь восходят к этому же корешку. И они еще более глухая провинция, чем Россия. Потому что нас учили сами греки, а их - римляне, которые учились у греков. Понимаете? А мы чувствуем себя неполноценными и учимся! У кого учимся? У немцев, которые вообще последними приобщились к цивилизации на Западе. Позже них разве что только норвежцы с исландцами. Это самый дикий народ в Европе. А русские уже с X века имеют свою письменность. Немецкий же язык как литературный сформировался через 500 лет после русского.

Надо не забывать: мы восходим к своим античным корням непосредственно через Византию. В обход Западной Европы

- Проблема в том, что мы вообще очень мало знаем о себе.

Это связано, прежде всего, с технологическим рывком Европы в XVII веке. Этот рывок не только нас - весь мир поставил в позицию учащихся. Но это время прошло. Современная Европа технологически мало чем отличается от остального мира. Здесь самое время вспомнить про нашу интеллектуальную базу. Про нашу культурную автономию от западноевропейской цивилизации. Мы восходим к своим античным корням непосредственно через Византию. В обход Западной Европы. И понимание этого нам нужно для того, чтобы отстаивать свои ценности. Для того, чтобы их возвещать миру. Для того, чтобы Западу помогать, потому что он находится в ситуации тупика.

«Христианин должен торопиться»

Павел Владимирович, у нас очень популярны сейчас западные системы тренингов, которые ориентируют человека на успех. Их лозунг: «Торопись, богатей, времени очень мало, действуй!» Расскажите о христианском здоровом отношении ко времени.

Времени очень мало у христианина. Конец света может наступить завтра. Сегодня! Яко тать в нощи. Поэтому и должно быть всё время состояние напряженности. А эти системы - мутация такого христианского состояния - состояния постоянной нацеленности на действие. Но! В них смещены ценностные координаты. А смена этических координат приводит к страшным вещам. Вот ты бежал-бежал-бежал, схватил, получил - а счастья нет! У меня много знакомых, которые занимаются подобными практиками, - это фантастически эффективные люди. Но парадокс в том, что чем эффективнее ты достигаешь ложной цели, тем хуже тебе! А постановке правильной цели нигде не обучают. Этому обучают только в духовных учебных заведениях.

Христианин должен торопиться. Но он должен торопиться правильно и в правильном направлении. Аскетизм - жизнь размеренная. Вот как монастырь живет. Ведь эта жизнь очень насыщенная. Там ни у кого нет свободного времени. Все заняты. Никакой лени, праздности. Но нет и суеты. Важно четко видеть поставленные нашими предками координаты, систему ориентиров. И тогда уйдет огромное количество миражей.

А впоследствии как суббота 1 сентября 5509 г. до н. э. Начиная с VII века постепенно стала текущей хронологической системой в Византийской Империи и во всём православном мире, например, в Сербии и Болгарии. Использовалась, в частности, в русских летописях (с некоторыми погрешностями в 1-2 года, связанными с датами первого дня нового года и другими проблемами), а также вообще на Руси до календарной реформы Петра I в 1700 году .

Византия

Использовались две даты начала года, периодически параллельно:

В Византии эра от «сотворения мира» с началом 1 сентября 5509 г. до н.э. была официально утверждена на VI Вселенском соборе 681 года . Окончательно эта система победила в Византии в середине IX века, ко времени распространения христианства среди славян. Древняя Русь приняла летосчисление в готовом виде .

«Для того чтобы как-то отличать эти эры друг от друга, академические историки назвали «сентябрьскую» эру «византийской» , а «мартовскую» - «константинопольской». После принятия христианства «мартовская» эра получила большое распространение на Руси, использовалась наравне с сентябрьской и уже в советской литературе получила наименование «древнерусской» .

Как вычислялась дата

«Через несколько лет после смерти св. Константина Великого была рассчитана начальная точка - эра, от которой вёлся отсчёт дней, месяцев и лет христианского календаря. Методика расчёта основывалось на представлении, согласно которому все три цикла - солнечный (с периодом в 28 лет), лунный (с периодом в 19 лет) и индиктион (период в 15 лет) начинались в одно и тоже время. В окончательном виде эра сложилась в 353 году. Правда, на тот момент системы летоисчисления от Рождества Христова еще не существовало, речь шла о 1106-м годе от основания Рима , который также был девятым годом в 28-летнем солнечном цикле, девятым годом в лунном 19-летнем цикле и, наконец, одиннадцатым годом в 15-летнем цикле индиктионов. Перед составителями новой системы летоисчисления стояла задача - найти в прошедших веках тот исторический момент, на который приходится начало всех трёх циклов одновременно. Искомая дата пришлась на сентябрь 5509 года до Р. Х. Удивительным образом она почти точно совпала с вычисленным на основе библейских текстов возрастом мира, начало которого было отнесено примерно к 5500 году до Р. Х. Отметим, что некоторое время спустя в римской христианской ойкумене появились и другие разновидности эры от сотворения мира, самая известная из которых начиналась 1 марта 5508 года до Р. Х. Считалось, что она лучше согласована с библейскими данными, поскольку её начало приходилось на пятницу - пятый день недели, в который был сотворён человек. Между тем сентябрьская эра с эпохой от 1 сентября 5509 года, начинающаяся в субботу, также имеет теологическое обоснование. Напомним, что суббота - это день покоя , начинающегося в тот момент, когда творение завершено. В символическом смысле её допустимо интерпретировать как начало периода (и также как сам этот период целиком), когда описанный в первой главе Книги Бытие цикл творения полностью закончен и потомки Адама предоставлены своей свободной воле. Это начало «автономной» человеческой истории, в котором даже Сам Бог спасает мир, становясь Богочеловеком» .

Мнение Ватикана

Католический Рим этих расчётов не признал, используя ватиканскую эру (в латинском переводе Вульгата , в отличие от Септуагинты, продолжительности жизни древних патриархов, правления царей и т. п. указаны меньшие, чем в греческом переводе, поэтому дата получалась другой - 4713 или 4000 лет , обозначая её Anno Mundi - «от сотворения мира». А у Беды Достопочтенного выходил 3952 год, существовали и другие даты.). Западные церкви перешли на летосчисление от Рождества Христова после того, как его вычислил в IX веке монах Дионисий Малый .

Россия

Погрешности в летописях

Исследователи отмечают, что во многих летописях, в частности в «Повести временных лет » используется сразу несколько вариантов датировок, не обязательно константинопольская эра . Также там встречаются:

  • александрийская - 29 августа 5493 до н. э.
  • антиохийская эра - 1 сентября 5969 до н. э. (или 5517, 5507)
  • старовизантийская эра - 5504 до н. э.
  • болгарская эра - 5511 (или 5504 до н. э.)

Также скольжение дат может происходить в связи с разностью начала года - в сентябре или марте. Учёные отмечают: «из-за перевода дат византийского сентябрьского рода на славянский мартовский возможны ошибки на один год («мартовский» и «ультрамартовский» стили») .

Хронологические рамки

Как считается, в России эта система использовалась начиная с XI века. Окончательный выбор в пользу «сентябрьской эры» был сделан в 1492 году .

Последним днём по этому летосчислению было 31 декабря 7207 года; по указу Петра I следующий день уже официально считался по новому летосчислению от «рождества Христова» - 1 января 1700 года .

Церковный календарь

Константинопольская эра до сих пор принята в некоторых православных церквах, и 1 сентября (в церквах, использующих юлианский календарь - 14 сентября н. ст.) отмечается церковное новолетие. «Несмотря на то, что в 1700 году Петр Первый ввел чисто светский календарь, где новый год приходится на 1 января, церковное новолетие по-прежнему выпадает на 1 (14 по новому стилю) сентября. При этом каждый церковный новый год отсчитывается по эре „от сотворения мира“, начавшейся в 5509 году до Р. Х. (вопреки расхожим представлениям, такая практика сохраняется сегодня не только у старообрядцев, но и в Русской Православной Церкви Московского Патриархата)» .

Cм. также

  • Византийский календарь

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Какой сейчас идет год в действительности? Нам необходимо помнить свою историю, и идти по своему пути.

В настоящее время мы пользуемся датировкой лет от Рождества Христова и Григорианским календарём. Не забыт и Юлианский календарь, так называемый «старый стиль» . Ежегодно в январе мы вспоминаем о нём, когда отмечаем «старый» Новый год. Также средства массовой информации заботливо напоминают о смене лет по Китайскому, Японскому, Тайскому и прочих календарях. Безусловно, это расширяет наш кругозор.

Давайте расширим свой кругозор. Но, чтобы кругозор стал ещё шире, давайте прикоснёмся к древнейшей традиции летоисчисления Славянских народов – Даарийскому Круголету Числобога, по которому ещё не так давно жили наши Предки. Ныне этим календарём пользуются только Староверы – представители самой древней Славяно-Арийской Веры – Инглиизма. Повсеместное использование нашего древнего календаря прекратилось немногим более 300 лет назад, когда царь Пётр 1 своим Указом ввёл на территории Руси иностранный календарь и повелел в ночь на 1 января праздновать наступление 1700 года от рождения Иисуса Христа.

Реформа календаря украла (как минимум) 5500 лет нашей истории. А на Руси в то время шло Лето 7208 от Сотворения Мира в Звёздном Храме. Принято считать, что это нововведение Петра 1 было прогрессом для России, приобщением её к «европейской культуре» . Но совершенно не говорится о том, что император не просто поменял календарь, он фактически «украл» , как минимум(!). пять с половиной тысяч лет нашей истинной истории. Ведь под событием, от которого вёлся отсчёт лет – Сотворение Мира в Звёздном Храме (5508 г, до Р.Х.), подразумевалось вовсе не сотворение вселенной библейским богом, а буквально; подписание мирного договора в год Звёздного Храма по Круголету Числобога после победы Державы Великой Расы (в современном понимании – России) над империей Великого Дракона (по современному – Китая). Кстати говоря, символическое изображение всадника на белом коне, поражающего копьём дракона, известное по христианской традиции как Георгий Победоносец, на самом деле символизирует как раз эту победу. Именно поэтому издавна этот символ так распространён и почитаем на Руси среди Славяно-Арийских народов.

От каких событий велось летоисчисление?
Возникает естественный вопрос: а от какого же события велось летоисчисление до Сотворения Мира в Звёздном Храме? Ответ очевиден – от более раннего значительного события. Более того, параллельно могли вестись отсчёты лет от разных событий. Именно так, с упоминания нескольких временных отрезков и начинались древние летописи. Для примера приведём несколько датировок нынешнего 2004 года от RX: – Лето 7512 от Сотворения Мира в Звёздном Храме – Лето 13012 от Великого Похолодания – Лето 44548 от Сотворения Великого Коло Рассении – Лето 106782 от Основания Асгарда Ирийского – Лето 111810 от Великого Переселения из Даарии – Лето 142994 от периода Трёх Лун – Лето 153370 от Асса Деи – Лето 185770 от Времени Туле – Лето 604378 от Времени Трёх Солнц и т.д. Очевидно, что в контексте современной «официальной» хронологии эти датировки выглядят просто фантастическими, Но для самостоятельно мыслящего человека, интересующегося древним Культурным наследием народов Земли, такие «пропасти лет» не выглядят столь уж пугающе. Ведь не только в Славяно-Арийских Ведах, но и в довольно многочисленных дошедших до нас памятниках письменности по всей Земле упоминаются ещё куда более продолжительные отрезки исторического времени, На эти же факты указывают и непредвзятые археологические и палео-астрономические исследования. Также очень интересно будет вспомнить, что в допетровские времена на Руси для обозначения численных величин использовались не цифры, как сейчас принято, а буквицы титлованные, т.е. славянские буквы со служебными символами.

Что “исправили” Кирилл и Мефодий?
А так как календарь-это традиция письменная (попробуйте-ка устно вести и передавать из поколения в поколение столь сложный и динамичный массив информации), то очевидно, что до времён Петра I письменность на Руси уже существовала, по меньшей мере(!) семь с лишним тысяч лет. Однако считается, что письменность была «изобретена» специально для нас, “безграмотных” , двумя греческими монахами Кириллом и Мефодием, которые лишь добавили в нашу азбуку несколько греческих букв вместо непонятных им дифтонгов. И, скромно говоря, вызывает удивление всё нарастающая помпезность при проведении ежегодных «кирилло-мефодиевников» и «дней рождения» “славянской” письменности. В настоящее время, коль скоро мы пользуемся современным календарём (от Р.Х.), то правильнее будет его применять только для событий последних трёхсот лет. А более древние события, для ясного понимания их сути, должны быть датированы в той системе летоисчисления, которая употреблялась до 1700 года, Иначе возможно неправильное толкование нашей истории, культуры, традиций и обычаев. Вызывает искреннее сожаление датировка допетровских событий в современных учебниках, Например, годом Ледового побоища на Чудском озере называют 1242 год, а в то время на Руси шёл 6750 год. Или, например, годом крещения Киева считают 988 год от рождения Иисуса Христа. Но в Киеве тогда отметили Лето 6496 от Сотворения Мира в Звёздном Храме.
Братья и сестры, давайте помнить наше прошлое, искать его, если злые умы специально его от нас прячут.
Славяне – великая расса.

План
Введение
1 Византия
1.1 Как вычислялась дата
1.2 Мнение Ватикана

2 Россия
2.1 Погрешности в летописях
2.2 Хронологические рамки

3 Церковный календарь
4 Cм. также
Список литературы

Введение

Константинопольская эра, византийская эра, древнерусская эра, «от Адама», ультрамартовский стиль - система летоисчисления «От сотворения мира», которая православными теологами относилась к пятнице - шестому дню творения, вычисленному согласно Септуагинте как 1 марта 5508 год до н. э., а впоследствии как суббота 1 сентября 5509 г. до н. э. Начиная с VII века постепенно стала текущей хронологической системой в Византийской Империи и во всём православном мире, например, в Сербии и Болгарии. Использовалась, в частности, в русских летописях (с некоторыми погрешностями в 1-2 года, связанными с датами первого дня нового года и другими проблемами), а также вообще на Руси до календарной реформы Петра I в 1700 году.

1. Византия

Использовались две даты начала года, периодически параллельно:

«При императоре Констанции (353 год) была создана эра, летосчисление по которой велось с субботы 1 сентября 5509 г. до н. э. Но Констанций не был „последовательным христианином“, поэтому имя его и составленная при нем эра упоминались весьма неохотно. Ранневизантийская эра „непоследовательного христианина“, еретика Констанция в VI в. была уточнена, и в Византии начала использоваться другая эра от „сотворения мира“ с эпохой эры 1 марта 5508 г. до н. э. (Следует особо подчеркнуть, что константинопольская патриархия всегда начинала церковный год 1 сентября)».

В Византии эра от «сотворения мира» с началом 1 сентября 5509 г. до н.э. была официально утверждена на VI Вселенском соборе 681 года. Окончательно эта система победила в Византии в середине IX века, ко времени распространения христианства среди славян. Древняя Русь приняла летосчисление в готовом виде.

«Для того чтобы как-то отличать эти эры друг от друга, академические историки назвали «сентябрьскую» эру «византийской» , а «мартовскую» - «константинопольской». После принятия христианства «мартовская» эра получила большое распространение на Руси, использовалась наравне с сентябрьской и уже в советской литературе получила наименование «древнерусской».

1.1. Как вычислялась дата

«При императоре Диоклетиане в Римской империи каждые 15 лет проводилась переоценка имущества с целью установления величины налогов. Порядковые номера годов в каждом 15-летнем промежутке назывались индикты. В 312 г. при императоре Константине это счисление было введено официально, причём счёт начинался с 23 сентября. В Византии в 462 г. из практических соображений начало года и отсчёта индиктов было перенесено на 1 сентября. Создатели византийской эры решили, что в первый год от Сотворения мира должны начинаться сразу все три цикла: 19-летний лунный, 28-летний солнечный и 15-летний индиктовый циклы»

«Через несколько лет после смерти св. Константина Великого была рассчитана начальная точка - эра, от которой вёлся отсчёт дней, месяцев и лет христианского календаря. Методика расчёта основывалось на представлении, согласно которому все три цикла - солнечный (с периодом в 28 лет), лунный (с периодом в 19 лет) и индиктион (период в 15 лет) начинались в одно и то же время. В окончательном виде эра сложилась в 353 году. Правда, на тот момент системы летоисчисления от Рождества Христова еще не существовало, речь шла о 1106-м годе от основания Рима, который также был девятым годом в 28-летнем солнечном цикле, девятым годом в лунном 19-летнем цикле и, наконец, одиннадцатым годом в 15-летнем цикле индиктионов. Перед составителями новой системы летоисчисления стояла задача - найти в прошедших веках тот исторический момент, на который приходится начало всех трёх циклов одновременно. Искомая дата пришлась на сентябрь 5509 года до Р. Х. Удивительным образом она почти точно совпала с вычисленным на основе библейских текстов возрастом мира, начало которого было отнесено примерно к 5500 году до Р. Х. Отметим, что некоторое время спустя в римской христианской ойкумене появились и другие разновидности эры от сотворения мира, самая известная из которых начиналась 1 марта 5508 года до Р. Х. Считалось, что она лучше согласована с библейскими данными, поскольку её начало приходилось на пятницу - пятый день недели, в который был сотворён человек. Между тем сентябрьская эра с эпохой от 1 сентября 5509 года, начинающаяся в субботу, также имеет теологическое обоснование. Напомним, что суббота - это день покоя , начинающегося в тот момент, когда творение завершено. В символическом смысле её допустимо интерпретировать как начало периода (и также как сам этот период целиком), когда описанный в первой главе Книги Бытие цикл творения полностью закончен и потомки Адама предоставлены своей свободной воле. Это начало «автономной» человеческой истории, в котором даже Сам Бог спасает мир, становясь Богочеловеком».

1.2. Мнение Ватикана

Католический Рим этих расчётов не признал, используя ватиканскую эру (в латинском переводе Вульгата, в отличие от Септуагинты, продолжительности жизни древних патриархов, правления царей и т. п. указаны меньшие, чем в греческом переводе, поэтому дата получалась другой - 4713 или 4000 лет, обозначая её Anno Mundi - «от сотворения мира». А у Беды Достопочтенного выходил 3952 год, существовали и другие даты.). Западные церкви перешли на летосчисление от Рождества Христова после того, как его вычислил в VI веке монах Дионисий Малый.

2.1. Погрешности в летописях

Исследователи отмечают, что во многих летописях, в частности в «Повести временных лет» используется сразу несколько вариантов датировок, не обязательно константинопольская эра. Также там встречаются:

· старовизантийская эра - 5504 до н. э.

· болгарская эра - 5511 (или 5504 до н. э.)

Также скольжение дат может происходить в связи с разностью начала года - в сентябре или марте. Учёные отмечают: «из-за перевода дат византийского сентябрьского рода на славянский мартовский возможны ошибки на один год («мартовский» и «ультрамартовский» стили»).

2.2. Хронологические рамки

Как считается, в России эта система использовалась начиная с XI века. Окончательный выбор в пользу «сентябрьской эры» был сделан в 1492 году.

Последним днём по этому летосчислению было 31 декабря 7208 года; по указу Петра I следующий день уже официально считался по новому летосчислению от «рождества Христова» - 1 января 1700 года.

3. Церковный календарь

Константинопольская эра до сих пор принята в некоторых православных церквах, и 1 сентября (в церквах, использующих юлианский календарь - 14 сентября н. ст.) отмечается церковное новолетие. «Несмотря на то, что в 1700 году Петр Первый ввел чисто светский календарь, где новый год приходится на 1 января, церковное новолетие по-прежнему выпадает на 1 (14 по новому стилю) сентября. При этом каждый церковный новый год отсчитывается по эре „от сотворения мира“, начавшейся в 5509 году до Р. Х. (вопреки расхожим представлениям, такая практика сохраняется сегодня не только у старообрядцев, но и в Русской Православной Церкви Московского Патриархата)».

4. Cм. также

· Византийский календарь

Список литературы:

1. Кругликова Г. И. К историю создания исторической хронологии

2. В. А. Уваров. Оборотная сторона календарной реформы Юлия Цезаря

3. Александр Рудаков. Константин Великий и государство будущего

4. О. В.Приходько. ... В лето от Рождества Христова

5. Кузьмин А. Г. Древняя Русь в IX-XI вв.

6. Историография отечественной истории. Учебное пособие

Современное летоисчисление мировым сообществом ведется по Григорианскому календарю, ведущему учет лет от Рождества Христова. До этого у каждой значительной территориально-этнической группы существовал свой учет дат, имеется и славянский календарь от сотворения мира, бывший в ходу на Руси в допетровские времена.

Рождество Христово представлялось главным событием, определившим ход мировой истории, именно от него начался отсчет времени новой эры. То, что мы называем сейчас «старым стилем» летоисчисления — это всего лишь старый вариант того же христианского календаря, или Юлианского, на территории России бывшего в ходу вплоть до 1918 года. Мы ежегодно вспоминаем о дате по «старому стилю», когда встречаем «старый» Новый год. Даты церковных праздников в Православии также определяются по Юлианскому календарю.

А еще мы следим за сменой лет по Японскому, Китайскому, Тайскому календарях. Это наследие нашей общей человеческой культуры и это нужно помнить. Но почему же так быстро было забыто летоисчисление и календарь славян?

Как велось летоисчисление у древних славян

Древнейшей традицией летоисчисления славянских народов считается Даарийский Круголет Числобога, бывшей в ходу на Руси еще не так давно. Переход на новый календарь был осуществлен великим российским реформатором Петром I, который указом ввел начало нового исчисления начиная с 1 января 1700 года, повелев ввести светское празднование Нового года. Старый календарь был вытеснен из обращения насильственным путем, сейчас он в ходу только у Староверов, исповедующих традиции Инглиизма, считающейся самой древней славяно-арийской верой.

Переход на «европейский» календарь был выгоден с точки зрения интеграции в европейское сообщество. Но Петр I был решительным реформатором, для ускорения процесса он использовал жесткие меры, решительно отсекая все, что сейчас принято называть «пережитками прошлого». Вместе с пережитками ушло в практически забытье и пять с половиной тысяч лет нашей истории.

В тот год на Руси шло Лето 7208 от Сотворения Мира в Звездном Храме. ‘’Но нужно четко понимать, что славянский календарь от сотворения мира ведется не от мифического или предполагаемого сотворения мира Богом или Творцом. Речь идет о вполне реальном событии, имевшем место в году 5508 до Р.Х. В тот год, год «Звездного Храма» по Круголету Числоборга, был подписан мирный договор («Сотворен Мир») после победы Державы Великой Расы (территория современной России) над империей Великого Дракона (Китаем). ‘’

Нам с тех давних и славных времен достался в наследие символ — всадник на белом коне, копьем поражающий дракона, один из наиболее почитаемых символов на Руси. В христианской традиции этот символ связывают с именем святого Георгия Победоносца.

От какого события ведется летоисчисление?

Изменение способа летоисчисления всегда начинается от значительного эпохального события. Таким было подписание мирного договора между двумя великими державами. А как велось летоисчисление до этого? От других ранних значительных событий, с указанием этого события. Так, когда совсем недавно началось третье тысячелетие Новой эры, то по другим привязкам можно определить это как даты, например:

  • 2004 год от Р.Х.;
  • 7512 лето от Сотворения Мира в Звездном Храме;
  • 13012 лето от Великого Похолодания;
  • 111810 лето от Великого Переселения из Дарии;
  • 142994 лето от периода Трех Лун;
  • 604378 лет от Времени Трех Солнц.

С привязкой к современной хронологии и официальному историческому периоду, эти даты выглядят поистине фантастически. Но нужно помнить, что древнее культурное наследие Земли имеет письменные и материальные памятники, включая Славяно-Арийские Веды, которые упоминают еще более длительные исторические периоды времени.

Понимать их буквально или пытаться пересчитывать на сегодняшнее летоисчисление с учетом (возможного) изменения периода обращения Земли или наклона ее оси, это вопрос археологических и палео-астрономических исследований.

Какова роль Кирилла и Мефодия

Вести календарь, вполне очевидно, можно только в письменном виде. Иначе невозможна передача такого объемного массива информации. Письменность на Руси, конечно, существовала и в допетровские времена, причем Петр, вскоре после реформы календаря, предпринял и реформу письменности. Но нас интересует письменность до периода Кирилла и Мефодия. Роль греческих монахов в данном случае, весьма вероятно, несколько переоценена. Их задачей было упрощение и универсализация распространения библейских текстов, с этим они вполне справились, переработав древнеславянский алфавит, удалив уникальные дифтонги и добавив древнегреческие символы.

Что касается календаря, то в славянском летоисчисления для написания цифр использовались буквы. ‘’Сейчас у большинства славянских народов в написании и произношении символов есть свои собственные нюансы, но «день рождения славянской письменности», связанный с ежегодными днями «Кирилла и Мефодия», правильнее было бы называть иначе. Ведь славянская письменность существовала и до того, а их заслуга, как реформаторов, скорее, в попытке объединения разобщенных к тому времени славянских народов. ‘’

Древнеславянское исчисление в современности

История, как известно, не приемлет сослагательного наклонения. Нельзя рассуждать о том, чтобы было, и как бы повернулся круг, если бы Петр не обрубил решительно все вековые славянские традиции и уничтожив древний календарь славян. Бытует мнение, что исчисление событий, произошедших до 1700 года, требуется вести по той системе исчисления, в которой они происходили.

Или с указанием дополнительной даты, как, например, до сих пор используется при датировании событий до 1918 года (реформа по переходу на Григорианский календарь). По крайней мере, это могло быть обозначено в учебниках истории или специализированной литературе. Несколько знаменательных дат для примера:

  • Ледовое побоище на Чудском озеро произошло в 1242 году, а на Руси в это время шло лето 6759;
  • Крещение Киева относят к 988 году Р.Х., в то время как шло лето 6496.

Это вовсе не значит, что следует все даты пересчитывать в эпоху от Сотворения Мира в Звёздном Храме, но нужно помнить свое культурное наследие и им гордиться.

Заметка: если вам нужен качественный преобразователь 220 на 100 вольт для подключения специальной аппаратуры, тогда купить его вы сможете на сайте www.toroidy.ru по выгодной цене.