Когда начинается Петровский пост и что можно есть? Петровский пост для мирян. Порядок трапезы вне длительных постов

Что можно есть мирянам в преддверии наступления Пасхи, подробно рассказывает календарь питания Великого поста 2018. В нем по дням расписано меню для православных, желающих очистить душу и тело перед светлым праздником Христова воскресенья.

Основное требование – это полный отказ от мяса, копченостей, хлебобулочных изделий, сладостей и алкогольных напитков на целых четыре декады. На каждый день придется готовить только очень простые, постные блюда, и употреблять их лишь раз в сутки. Все остальное время необходимо посвятить заботе о душе, молитвам, добрым делам и чистым помыслам. Только таким способом удастся избавиться от плохих эмоций, неприятных мыслей и греховных желаний, обретя взамен спокойствие в сердце и Божье благословение.

Если вам трудно запомнить, как правильно поститься и что можно есть каждый день, скачайте бесплатно с нашего сайта таблицу питания в Великий пост 2018 и всегда храните ее при себе. Эта маленькая шпаргалка поможет четко соблюсти все правила и встретить Пасху, полностью освободив организм и сердце от всего негативного.

Календарь питания Великого поста 2018 – таблица, что можно есть каждый день

Сокращенный календарь питания 2018 Великого поста – это таблица, в общих чертах описывающая, что можно есть православным в течении 40 суток, предшествующих Пасхе. Материал можно скачать на свой гаджет и всегда иметь под рукой, не утруждаясь запоминанием строгих требований. Особенно такая информация пригодится тем, кто совсем недавно заинтересовался православными канонами и впервые решил соблюдать правила Великого поста ради очищения души, тела и обретения Божьего благословения.

Церковь одобряет такие желания мирян и всегда поощряет их. Однако, священнослужители советуют прихожанам основательно готовиться к постному периоду и реально рассчитывать свои силы. Если есть сомнения в том, что строгая диета будет выдержана, лучше не изводить организм сильнейшей нагрузкой и на первый раз просто немного сократить количество употребляемых запрещенных блюд. Когда же этот рубеж будет успешно преодолен, можно перейти к более серьезным ограничениям и выдержать Великий пост в полном объеме.

Кроме отказа от вкусных и калорийных блюд, желательно на 40 дней забыть о различных увеселениях и праздничных мероприятиях. Это поможет очиститься духовно и стать ближе к Богу. Настроиться на нужный лад позволят молитвы и чтение библейских текстов. Они благотворно подействуют на душевное состояние и вернут сердечное равновесие, нарушенное погоней за деньгами, карьерным ростом и прочими материальными стремлениями.

Таблица питания во время Великого поста 2018 – что едим по дням недели

Православный календарь на Великий пост на 2018 год — что можно есть по дням мирянам и верующим

Что можно есть мирянам и верующим каждый день до наступления Пасхи, подробно описывает календарь на Великий пост на 2018 год. Самым главным условием прописаны две основные позиции:

  • добровольное 40-дневное воздержание от жирной, калорийной, сытной и вкусной пищи, алкоголя и сладостей;
  • отказ от любых мирских соблазнов.

В течение всего периода разрешены только постные блюда, причем в очень небольших количествах и, желательно, в вечернее время. Категорически запрещено посещение баров, дискотек и прочих праздничных мероприятий.

И мирянам, и верующим рекомендуется посвятить свободные моменты духовному росту, моральному очищению и полному избавлению от негатива, скопившего в душе. Таким способом можно научиться противиться греховным соблазнам, взяв под четкий контроль свои эмоции и желания.

Люди, строго соблюдающие правила постного периода, переосмысливают свое существование, освобождаются от зависти и злобы, становятся терпимей к окружающим и в итоге приходят к мысли, что материальные ценности, постоянные удовольствия и потакание своим прихотям ни к чему хорошему не ведут. Ведь даже за самые большие деньги нельзя купить настоящую любовь, дружбу, преданность и верность. Все эти чувства доступны только тем, кто имеет чистые помыслы и открытое сердце, не обремененное обостренным желанием получить богатство, влияние и славу.

Что можно есть мирянам и верующим во время Великого поста 2018 – православный календарь питания

И мирянам, и глубоко верующим православным христианам на время Великого поста необходимо полностью убрать из рациона любые виды мяса, сладости, шоколад, сдобу, яйца, молочные продукты, копчености и прочие виды жирной, высококалорийной пищи. Алкоголь категорически недопустим, как слабый, так и крепкий.

Многих пугают такие жесткие ограничения, но, на самом деле, ничего ужасного в них нет. В перечень доступных постных блюд входят продукты, позволяющие унять неизбежное чувство голода и в полной мере насытить организм веществами и микроэлементами, необходимыми для полноценной жизнедеятельности.

Список разрешенный продуктов не слишком скуден и включает в себя такие позиции, как:

  • хлеб – бездрожжевой из полезных злаков и черный из муки максимально грубого помола;
  • бобы – горох, фасоль, чечевица;
  • крупы – пшеничная, овсяная, кукурузная, рисовая, ячневая и гречневая;
  • свежие фрукты и овощи;
  • варенья и конфитюры из фруктов, приготовленные с минимальным количеством сахара или проваренные в собственном соку;
  • орехи разных видов;
  • овощи – соленые либо маринованные;
  • грибы – независимо от способа приготовления;
  • растительные масла.

Из выше указанных компонентов можно сформировать постный, но достаточно вкусный и питательный рацион, удовлетворяющий основные ежедневные потребности человеческого организма.

Очень важно помнить, что все описанные рекомендации актуальны только для абсолютно здоровых людей, не имеющих хронических и сезонных заболеваний. Всем остальным перед тем, как соблюдать пост, стоит посоветоваться с диетологом или лечащим врачом и узнать, сможет ли их организм выдержать 40-дневный постный марафон.

Меню для мирян на каждый день по календарю Великого поста 2018

Православный календарь питания Великого поста 2018 расписан по дням и указывает, что и когда можно кушать мирянам. Для каждых суток действуют собственные правила и их обязательно нужно выполнять. Трижды в неделю, в понедельник, среду и пятницу разрешено есть только те продукты, которые не нуждаются в приготовлении. Порция определяется индивидуально, однако, она не должна быть слишком большой. Съесть ее можно в любое время, но церковный канон рекомендует делать это в вечернее время, но не прямо перед сном, а за 2-3 часа до ночного отдыха.

В качестве питья допустима только вода. Ее нужно отфильтровать или прокипятить, а потом естественным путем остудить до комнатной температуры.

Для вторника и четверга разрешены горячие блюда, например, супы или каши. Согласно постного меню, растительные масла и фрукты в эти дни не едят. Идеальное время для употребления пищи – это вечер незадолго до сна.

В субботу и воскресенье правила немного смягчаются и разрешают заправить постным маслом блюда, сделанные из растительных продуктов. Покушать в эти дни можно дважды – с утра и вечером.

Таблица, описывающая, как правильно поститься, отдельно отмечает значимые христианские праздники, такие, как Благовещение и Вербное воскресенье. На эти торжества можно немного отойти от строгой диеты и поставить на стол блюда из постных сортов рыбы и морепродуктов, а в Лазареву субботу вполне допустимо съесть немного рыбной икры, намазав ее на кусочек зернового хлеба.

Как питаться в Федорову и Страстную недели Великого поста 2018

Первая (Федорова) и последняя (Страстная) недели Великого поста 2018 считаются самыми важными. На эти дни распространяются самые строгие ограничения относительно питания. В первый день постного периода и в Страстную пятницу верянам рекомендуется полностью отказаться от еды и провести время в молитвах. Единственное, что можно употребить, это небольшое количество святой воды. Для мирян эти ограничения не обязательны и выполнять их можно лишь по собственному желанию, предварительно посоветовавшись со своим доктором и духовником.

Великий пост является самим строгим. Следуя уставу церковному, пост имеет дни полного пищевого отказа, так называемые сухоядения дни. В эти дни разрешается употреблять в пищу только хлеб и сырые плоды.

Во время поста имеются и другие дни, в которые можно употреблять вареную пищу на растительном масле и дни, в которые употребляется рыба. Такой пост очень тяжело выдержать мирянину. Для мирян пост сравним с подвигом, на который необходимо благословение священника.

Когда человек решает впервые в своей жизни соблюдать столь Великий пост, следует узнать немного правила соблюдения великого поста, которые имеются во время Великого поста. Не следует самостоятельно составлять себе строгую степень поста. Для этого необходимо обратиться к своему наставнику духовному.

Решившись на пост, не стоит принуждать домочадцев к пищевому воздержанию. Такие решения принимаются осознано и индивидуально. Любая постная еда может насытить человека. На нет, саму суть поста сводит полностью чревоугодие. В Великий пост правила не стоит воспринимать в буквальном смысле как запрет на пищу. Ведь употребление масла, молока, сыра и творога допустимы в пост.

Соблюдая пост, нужно стараться не создавать неудобства близким людям, принуждая готовить блюда постные или перенести предстоящие праздники. Когда приглашение на праздник совпало с днями Великого поста, то следует посетить праздник обязательно, присутствие на празднике не обязывает принимать запрещенную в пост еду, а предоставляется возможность поздравить с праздником близкого человека.

Соблюдая правила поста, не следует принимать участие в шумных развлечениях, поведение должно быть скромным и сдержанным. Всегда необходимо помнить, что строгое соблюдение диеты, это всего лишь часть Великого поста.

Во время поста строго запрещается сквернословие, браниться, выяснять отношения и участвовать в развлечениях шумных.

В Великий пост правила соблюдения это тяжелое испытание. Соблюдать пост не трудно, а даже полезно для здоровья. Во время поста происходит не столько физическое, сколько духовное очищение. Такая дисциплинирующая мера духа решает ряд других проблем.

Многие, которые раньше не обращали внимание на то, что лежит на тарелке, постепенно становятся избирательными к еде. Это приводит к осознанному приему пищи. В такие дни организм очищается от токсинов и шлаков. Очищение стенок сосудов способствуют уменьшению риска сердечно-сосудистых заболеваний. Пост помогает женщинам уменьшить свой подкожный жир. Итог красивое и легкое тело, здоровый цвет лица и что важно - чистый дух и мысли.

Соблюдая Великий пост запрещаются продукты: масло, яйца, молоко, масло. Существуют и строгие дни, которые запрещают даже рыбу и масло растительное. Разрешенных продуктов много, это позволяет в пост употреблять полноценную и разнообразную пищу. Чтобы пища была полноценна, следует грамотно составить рацион, учитывая содержащие в пище вещества питательные.

Злаковые являются богатым источником волокон пищевых, витаминов В. Также злаковые богаты железам, кальцием, калием, фосфором, магнием, медью. Большую пользу приносит цельнозерновая крупа.

Бобовые также богаты витаминами В, кальцием, железом, углеводами, растительными белками, жирами, крахмальными веществами и богатой клетчаткой. Не рекомендуется их употреблять с хлебом, орехами и картофелем.

Большим источником витаминов, органических кислот, волокон пищевых, веществ минеральных, углеводов легкоусвояемых считаются овощи и фрукты. Рекомендуется принимать в день хотя бы пару плодов, в квашеном или сыром виде. Свежие плоды можно заменить сухофруктами. Сухофрукты богаты глюкозой и фруктозой, это позволяет заменить сладости скромные, к ним относятся все конфеты и шоколад.

Семечки и орехи являются ценными продуктами. В них содержатся витамины А. Е, и В, кальций, железа, калий, фосфор; содержат ценные белки растительные: поставляют организму кислоты жирные. Но при приеме данных продуктов следует учитывать их переваримость тяжелую.

Источником белков и углеводов всегда считались грибы. Грибы также богаты аминокислотами, антиоксидантами, витаминами групп В, С, Е, РР и провитамином D. Еще в грибах много фосфора, калия, цинка, железа, йода и кальция. Грибы считаются низкокалорийным продуктом и усваиваются долго, что не рекомендует их употреблять каждый день.

Для правильного пищеварения необходимо употреблять растительное масло, которое содержит насыщенные кислоты и витамины жирорастворимые А, D, Е. Растительное масло поддерживает иммунитет организма и обмен веществ в организме. Такие морские продукты как кальмары, мидии и креветки уставом церковным приравниваются к грибам, поэтому разрешаются в пост.

Употребление морепродуктов, несомненно, полезно во время поста. Такие продукты снабжают организм микроэлементами необходимыми как йод, цинк, медь и фосфор, легкоусвояемыми белками и жиром диетическим.

Первый в жизни пост – особенно Великий – золотое время неофитства, когда кажется, что свернёшь горы. Чужие советы в это время воспринимаются со скепсисом, потому что «у меня, конечно, всё будет по-другому и лучше». И всё же.

Правило первое: дело не в еде

С наступлением постного времени Интернет и эфир заполняются подробнейшими гастрономическими указаниями о том, что отныне можно, а что нельзя вкушать православным. Указания эти бывают порой, мягко говоря, странными – несколько лет назад на одном из центральных телеканалов в список «запрещённых продуктов» попал, Бог весть, почему, морковный сок.

Добавляют ажиотажа и календари, до сих пор активно перепечатывающие предписания монастырского устава с его сухоядением, а иногда и полным воздержанием от пищи.

Глядя на всю эту «постную вакханалию», я вспоминаю выражение Иоанна Дамаскина: “Если бы в посте всё дело было в еде, то святыми были бы коровы”. И как человек, в своё время не успевший, но честно пытавшийся испортить здоровье буквальным соблюдением Типикона, хочу напомнить правило, ставшее в последнее время повсеместным: меру Вашего поста Вы определяете в личной беседе с духовником или исповедующим священником.

И не стоит приходить на неё со списком и «поштучно» утверждать виды разрешённых продуктов. Основная идея здесь – пост – это не ритуал «священного вкушения картошки», а наша жертва Богу. И уж конечно он не должен превращаться в кратчайший способ попасть в больницу.

Пост призван дисциплинировать, но при этом быть посильным. Шахтёр не может поститься так, как домохозяйка, студент – как пенсионерка с гипертонией, не говоря уже о детях, беременных или, например, диабетиках, для которых отказ от пищи или отдельных продуктов может быть смертельно опасен.

Весьма неплохо «компенсировать» «допуск запрещённых продуктов» в ваше меню бóльшей разборчивостью в пище духовной. Например, можно почитать хорошие, не обязательно даже «духовные» книжки, которые вы так давно откладывали. А вот телевизор и соцсети ваше отсутствие в течение семи недель вполне себе переживут.

И, всё-таки, ещё немного про еду

С другой стороны, допускаемые послабления тоже должны быть разумны. И, поверьте, взрослый, условно здоровый человек обходиться без животной пищи в течение семи недель без ущерба для здоровья может вполне.

Да, при этом немного меняется физическое состояние, к этому просто надо привыкнуть. При переходе на растительную пищу есть, как правило, хочется чаще (особенно, если на улице холодно). Может, особенно поначалу с непривычки, меняться настроение.

Как правило, подобные проблемы переносятся легче, если в пост входить плавно и использовать Масленицу именно как «сырную седмицу», а не «блинную обжираловку». Выход из поста тоже требует определённой умеренности, но мы пока не об этом.

Разумный подход надо проявить и тем, кто регулярно занимается спортом. Если вы не член олимпийской сборной, то до Пасхи вполне можете удержаться от рекордов – ведь ресурсов стало меньше, а организм не железный. Зато спортивное упорство и выдержка пригодятся вам вполне.

Пост – время молитвы

Многажды говорилось, что главная цель поста – молитва. Собственно, для того, чтобы немного «вынуть» человека из его обычного состояния и направить на молитву, и придуманы все пищевые ограничения. В общем же, пост призван стать временем наблюдения себя, внутреннего спокойствия и ясности.

Молитвенные упражнения, предписанные верующим во время Великого поста, – это ряд особенных общих служб и ваше личное молитвенное правило. Мера того и другого, опять же, в разумных пределах, колеблется.

Службы

Понятно, что присутствовать постом на всех церковных службах так, как это делали иногда древнерусские крестьяне (поскольку полевые работы в средней полосе в это время ещё не начинались), современный человек, особенно житель мегаполиса, позволить себе не может. И всё же, есть несколько особенных богослужений, побывать на которых желательно.

В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели поста, а затем вечером в среду пятой недели (формально – на утренней службе четверга) в храмах читают «Великий покаянный канон» Андрея Критского. Конечно, его можно почитать дома, а теперь даже и послушать на диске. Но при возможности быть в храме – очень желательно.

Великим, а теперь и другими постами в храмах массово проводится таинство Соборования, очень созвучное постной дисциплине. Время его проведения и продолжительность в разных храмах различается, нужно просто узнать про ближайшие и выбрать удобный.

Очень помогает достойно завершить пост и подготовиться к празднику Пасхи посещение служб последней Страстной седмицы. Некоторые православные даже берут на эти дни отпуск, а в православных гимназиях – объявляют специальные каникулы.

Всё перечисленное выше, – ключевые моменты, которые хорошо бы не пропустить. Разумеется, что прочие церковные службы постом тоже продолжаются (правда, чуть реже служатся литургии, которые в первые шесть недель по будням бывают только в среду и пятницу). И их посещение зависит от Ваших возможностей.

Важно иметь в виду, что после Соборования необходимо при первой же возможности причаститься. То есть, в обычном порядке подготовиться и побывать либо на ближайшей литургии, либо – на литургии в ближайшие выходные (разумеется, всё – с посещением вечерней службы накануне).

Также на литургии по будням могут быть отслужены полным чином Часы, и тогда служба займёт больше времени, чем обычно. Впрочем, это зависит от обычаев конкретного храма, о которых стоит заранее расспросить дежурную у свечного ящика.

Молитвенное правило

Пост – время молитвы, и личному правилу в это время тоже стоит уделить чуть большее внимание. Но здесь опять необходимо призвать на помощь разум.

Помните, что пост – это забег на длинную дистанцию. А потому человек, решивший ежедневно в качестве подвига вычитывать пол-Псалтири, рискует бросить вообще всё ещё до конца первой недели. Рассчитайте свои силы, при необходимости посоветуйтесь со священником, учтите обстоятельства.

В итоге, кто-то добавит что-то к набору ежедневных молитв, кто-то – просто постарается, наконец, дочитывать до конца утреннее и вечернее правило. Это – опять же вопрос совести, личных сил, времени и терпения. Главное, чтобы молитва в принципе не уходила из фокуса вашего внимания.

О ближних

Отдельных замечаний требует общение с окружающими.

Все мы живём среди людей. Это – и домашние, и наши коллеги. И именно постом нередко возникают ситуации в стиле «был бы праведником – но ближние так мешают!» Но, в конце концов, именно того человека, который стоит перед Вами сейчас, некоторые Отцы называли главным человеком Вашей жизни.

Поэтому пост – самое время помириться или наладить отношения. И уж, конечно, он – не время раздувания конфликтов (хотя иногда с голодухи очень хочется).

К тому же на Великий пост выпадает у нас несколько гражданских праздников, сопровождающихся иногда коллективными застольями. И тут – опять призываем на помощь разум.

Понятно, что на разухабистом корпоративе православным лучше не гулять. Но немного посидеть с коллегами за столом с бутылкой шампанского и парой салатиков, демонстрируя тем самым, что православные – вообще-то не угрюмые отшельники, а вполне себе мирные люди, – можно. (Небольшой жизненный совет: принесите к столу связку бананов. В противном случае набор «шампанское+солёный огурец» вам обеспечен).

***

Надеемся, всё вышесказанное хоть немного поможет вам благополучно перебраться через обширное море поста (или, как обычно бывает, к его окончанию вновь констатировать, что «не успел, «не сделал», «не прочитал», «не стал») и достойно встретить праздник Пасхи.

И тихонечко шёпотом: «Христос Воскресе!».

Петр Селинов

Хотя Великий пост в самом разгаре, мы продолжаем обсуждать на страницах «Прихожанина» различные вопросы, касающиеся темы поста. От чего в пост верующему следует отказаться и в чем можно сделать себе послабление? Как поститься больным? Следует ли мирянам поститься столь же строго, как и монашествующим? И как правильно выходить из поста, чтобы не навредить своему организму? За ответами на эти вопросы мы обратились к иеромонаху Феодориту (Сеньчукову), который не только является священнослужителем, но и работает на «Скорой» и может оценить пользу поста не только с точки зрения душевного здоровья, но и физического.

- Отец Феодорит, в чем главный смысл поста?

Если подумать, идея поста впервые была предложена еще в раю. Ведь заповедь о невкушении с древа познания и зла - это и есть первый пост, который, увы, наши прародители не выдержали. В результате мы с вами получили дебелость нашей плоти, ее тленность и смерть.

А ведь именно плоть отдаляет нас от Бога. Господь хочет, чтобы мы приблизились к Нему, но плоть пробуждает в нас различные страсти, которые порождают грехи и отдаляют нас от Бога. Взять, к примеру, вполне естественное чувство голода. Даже Господь испытывал его в период Своей земной жизни. Но именно чувство голода приводит нас к греху чревоугодия, и этого греха, к сожалению, не может избежать, практически, никто. Все мы периодически впадаем либо в чревобесие (когда съедаем больше, чем нужно), либо в гортанобесие (когда хотим съесть чего-нибудь вкусненького). И эти грехи отдаляют нас от Бога.

Пост - это время, когда мы отказываемся от своей плотяности (от слова «плоть»). В то же время, вступая в борьбу со своей плотью (не с телом, ибо это храм души, а именно с плотью), ограничивая себя, мы приближаемся к Господу. Известно, что сытый человек менее склонен к духовному, чем человек постящийся. Это не значит, что голодный всегда духовен. Нет, конечно. Но желудок, отягощенный пищей, мешает нам думать о Боге. Ведь процесс пищеварения, особенно мясных продуктов, требует со стороны организма больших энергозатрат. Кстати, именно поэтому рыба постнее мяса, потому что для переваривания мяса требуется больше энергии. Кроме того, сытый человек сонливый и вялый. И куда уж сонливому и вялому молиться и думать о своей душе и Боге.

Но это лишь одна сторона поста. Другая - в подражании Господу. Мы знаем, что Иисус, перед тем как выйти на Свое служение, 40 дней постился на горе Искушений. Спаситель воспринял человеческую природу и до начала Своего служения жил обычной человеческой жизнью. А перед тем как отправиться проповедовать людям Новый завет, Христос ушел в пустыню, где постом освободил Свое тело от дебелости плоти, ее греховных ощущений. «Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни» (Лк. 4, 1-2). Поэтому и мы в подражание Спасителю постимся, чтобы приблизиться к Нему и вместе с Воскресшим Господом встретить Пасху.

Есть у поста и третий важный момент - дисциплинарный. Раз Церковь установила посты, мы, как ее верные чада, должны их соблюдать.

Отец Феодорит, миряне и монашествующие постятся одинаково, точнее, миряне постятся по монашескому уставу. Не имеет ли смысл сделать для мирян отдельный устав поста, дав им некое послабление?

А зачем? Вы считаете, миряне слабее духом или в вере, чем монашествующие? Сомневаюсь. В патериках приводится такая история. Один монах (к сожалению, я запамятовал его имя) жил строгой, аскетичной жизнью, соблюдал посты, много молился, но при этом в душе часто задавался вопросом, насколько он приблизился к Богу. И хотя окружающие называли его святым, сам он испытывал по этому поводу большие сомнения. И Господь в ответ на его вопрос послал ему ангела, который показал ему некоего ремесленника. Тот жил в городе со своей семьей и занимался обычным ремесленным делом, то есть жил обычной мирской жизнью. При этом он много молился, воспитывал детей в христианской вере и всегда и во всем был готов помочь людям, нуждающимся в помощи. И ангел, указывая на этого мирянина, сказал монаху: «Вот человек, который приблизился к Богу более, чем ты». Так что не стоит думать, что миряне слабее духом, чем монахи, и им нужен какой-то особый постный устав с послаблениями.

Кроме того, где вы сейчас найдете монаха, который постится строго . Возможно, в какой-нибудь заброшенной пещере в глухом лесу. Зайдите в любой монастырь с самым строгим уставом, и вы вряд ли найдете там монахов, которые так строго постятся. Древние монахи, установившие Типикон, в пост занимались только молитвой. Святые старцы уходили в пустыню, питались травами и пили родниковую воду. Они не пасли коров, не рубили дров, не пахали землю. А сегодня в любом монастыре у каждого монаха есть немало послушаний, порой, физически очень тяжелых. Монахам приходиться и землю копать, и дрова рубить, и трактор водить. Ведь в наши дни каждый монастырь по сути своей является самоокупаемым хозяйством. Если монахи перестанут работать, они просто умрут с голоду, а их обитель придет в упадок.

Другое дело, что в каждом монастыре есть свой устав, свои правила. К примеру, моя дочка живет в Якутии, и там монахи во всей епархии в пост едят рыбу. Вы спросите, почему? Да потому что у них там нет ничего, кроме рыбы, мяса и молока. Сами видите, из чего им приходится выбирать.

Я не думаю, что есть смысл создавать отдельно уставы для монашествующих и мирян. Поскольку в реальной жизни и миряне, и монахи не постятся по Типикону и имеют разные послабления. Гораздо важнее, чтобы каждый человек - будь то монах или мирянин - понимал, какой именно пост ему по силам. И не брал бы на себя ни лишнего подвига, ни лишних послаблений. А для этого постящемуся человеку, во-первых, нужен духовник, который его направит и подскажет, в чем можно сделать себе послабление, а в чем - недопустимо. И, во-вторых, важно понимать, что главное в пост не еда, а молитва.

А что делать недавно воцерковившемуся неофиту, который еще не обрел своего духовника? Он ходит в храм и за советом обращается к разным священникам. Один говорит ему о строгом посте, другой - о некотором послаблении… Как ему поступить?

Мой совет: иметь на плечах голову и соблюдать во всем умеренность. Есть такое понятие - «царский путь», когда человек выбирает себе среднюю дорогу. Он не пытается, образно говоря, воспарить к святым угодникам, но и не позволяет себе каких-то сильных послаблений. Выбирая «царский путь», верующий может ограничить себя в еде, отказаться от мяса и молочного. А если по каким-либо причинам - из-за болезни или финансовых возможностей (ведь бывает и так, что человеку хватает денег лишь на сосиску или пирожок с яйцом и рисом) - верующий вынужден нарушать пост в еде, он должен усилить его в чем-то другом: молитве, делании добрых дел, помощи близким…

- Отец Феодорит, а почему все же мы не можем поститься по Типикону?

А вы попробуйте! К примеру, Типикон предписывает в первые два дня с начала Великого поста не есть ничего: ни хлеба, ни воды, - а в следующие дни на первой седмице вкушать лишь воду и финик. И только в пятницу можно съесть вареные бобы. Не всякий сможет так питаться и при этом работать.

Поэтому в Церкви существует иной устав. В дни Великого поста вся неделя - вареная пища без масла. Среда и пятница - сухоядение (пища невареная, овощи и фрукты, печеная картошка). Для монашествующих сухоядение предполагается еще и в понедельник. В субботу и воскресенье - вареная пища с вином и елеем (маслом).

Кстати, в среду и пятницу Великим постом мы постимся строже, чем в другие дни, хотя в Типиконе такого указания нет. Потому что по Типикону предполагается во все дни, когда совершается Литургия (кроме суббот и воскресений, это именно среды и пятницы), причащаться Святых Христовых Таин, что является праздником. В праздник же ради утешения положено вкушать вино. Но мы в обычной жизни не причащаемся каждый день, и потому в эти дни пост у нас более строгий.

Есть пищу с растительным маслом можно только в выходные и праздничные дни. А что плохого в том, чтобы готовить себе еду на растительном масле и в другие дни?

В вопросе поста нельзя рассуждать с позиции плохо - хорошо. Таков церковный устав. Каждый человек сам выбирает свою жизнь, сам решает, следовать ли церковному уставу или нет. Почему наш устав таков? Мысль проста: чем меньше мы будем думать о еде, ее приготовлении, тем больше будем думать о Боге.

- А почему в среду и в пятницу дозволяется картошка печеная и не допускается вареная?

В древности не было и печеной картошки. Изначально сухоядение в церковном уставе предполагало лишь немного фруктов, изюм и воду, то есть припасенной еды, которая могла бы дать человеку энергию, необходимую для молитвы. Печеную картошку добавили уже мы в России, чтобы хоть как-то поддержать свои слабые силы.

Но ведь Россия и Палестина сильно различаются по своим климатическим условиям. В жаркой Палестине можно съесть горсть изюма или дюжину фиников, а нам в холодной России, чтобы поддержать силы, требуется еда посущественнее.

Поэтому на постный стол в России добавляются соленые грибочки, квашеная капуста, печеная картошка, овощное рагу

А чем вызвана необходимость в среду и пятницу пить «неподогретое питье»? Это в нашу-то холодную зиму? Почему нельзя пить горячий чай?

А откуда вы взяли указания про «неподогретое питье»?

Эта информация приводится в ряде церковных календарей и на интернет-сайтах, где размещены церковные календари. Там так и указано - «неподогретое питье» по понедельникам, средам и пятницам…

В Типиконе такого нет. И в календаре Патриархии такого нет. Эти придумки - благочестивая традиция русского народа. И я не советую верующим руководствоваться подобными календарями. Давайте не путать благочестивые традиции народа с церковным уставом. Если брать церковный устав, то там вообще полагается вкушать пищу лишь раз в день - вечером. И все! И лишь в субботу и воскресение едят два раза. А в праздники - три.

Подчеркну еще раз: принимать «неподогретое питье» - это благочестивая традиция русского народа. И подобных традиций, не совпадающих с церковным уставом, у нас немало. Часто они возникают из-за путаницы, недопонимания церковных текстов. К примеру, сказано в уставе: на первой седмице «пиемши квас» и «едимши варение с укропом». И русский человек, видя слово «квас», наливает себе любимый русский напиток. Хотя на самом деле имеется в виду не именно напиток квас, а сквашенное питье. И «укроп» - это не трава, которую мы добавляем к картошке, а… кипяток, то есть «едим вареную пищу с кипятком». И когда на первой седмице предлагается «едимши хлеба с укропом», то, как вы теперь поняли, предлагается есть хлеб с кипятком, своего рода хлебную похлебку.

А так, конечно, пост в разных странах учитывает особенности климата и национальных традиций. Приведу вам такую историю. Один греческий архимандрит сказал, что Великим постом можно пить пиво каждый день, вино в уставные дни, а водку нельзя совсем. Вы думаете, это указание можно перенести на русскую почву? Сомневаюсь! От нашего пива можно быстро захмелеть, а греческое пиво совсем не похоже на наше традиционное пиво, оно невероятно легкое, пьется как вода, и в нем алкоголя не больше, чем в нашем квасе. Греки пьют свое пиво, как мы с вами пьем квас.

И по поводу пить «неподогретое питье» повторюсь: руководствуйтесь только календарем Патриархии. Великим постом верующий может пить как квас, так и горячий чай.

- Отец Феодорит, тогда давайте проясним. Что в пост точно есть нельзя и что в какой-то мере допустимо?

К примеру, в некоторых случаях можно молочное, но кому? Болящему! И только с разрешения духовника. В свое время Патриарх Алексий II всем учащимся разрешил в пост есть творог и молоко. Даже семинаристам. Кстати, в семинарии Великим постом разрешается и рыба. Но благочестивые семинаристы ее не едят, а те, кто послабее, вкушают.

Если бы мы с вами были святы, вопросы еды нас так не волновали бы. Вот вам еще одна история из патерика. Однажды святые старцы пришли в гости к местному царю, и царедворцы решили над ними подшутить - подали им на обед мясо. Святые старцы его съели, и царедворцы начали над ними насмехаться: «Как же так? Вы святые, а едите мясо». На что старцы ответили, что они не ведали, что едят мясо, и были уверены, что им подали овощи. Для человека святого абсолютно все равно, что есть. Сам он мясо не выберет, а если ему подсунут, то он и не заметит, что съел мясо.

Хочу подчеркнуть один важный момент: для поста еда - не главное. Она вообще не важна! Вопрос: для чего мы постимся? Едим мы что-то или не едим - это нас не приближает к Богу и не отдаляет от Него. Еда - это только средство, а не самоцель.

И не стоит думать, что голодающий человек ближе к Богу. Я могу вам расписать постный стол таким образом, что вы будете сыты и при этом не нарушите канонов. Немало есть блюд питательных и вкусных и в то же время постных. Когда я прихожу к себе на подстанцию «Скорой помощи» и приношу с собой свою постную еду, то мои коллеги смеются, говоря: «Так, как питается наш батюшка, никакого мяса не нужно». Работа на «Скорой» очень тяжелая, и на одних финиках далеко не уедешь. Постный стол можно сделать очень разнообразным: каши, макароны, картошка, грибы в разных видах, соленья, овощные рагу, фаршированный рисом и овощами перец… В воскресные и праздничные дни всякие омары-кальмары…

Кстати, по поводу «омаров, кальмаров»... Греки их в пост едят. А для нас они допустимы - все эти креветки, мидии, кальмары, омары?

В выходные и праздничные дни, когда можно масло, тогда же можно и креветки, и раков, и кальмары, и омары. Если, конечно, человеку они по средствам. На Благовещение и Вербное допустима рыба. Греки, кстати, во все дни едят неочищенную рыбную икру. А в другие дни верующему остаются каши, картошка, макароны…

- …Отец Феодорит, простите, что перебиваю. А если человеку по здоровью мучное противопоказано. Сразу выпадают макароны, хлеб и прочее. Как тогда ему питаться?

А в чем проблема? Кто мешает ему есть кабачки, баклажаны, овощное рагу? Надо только понимать: Богу нужно наше сердце, а не наш больной желудок . Не надо себя изводить, чтобы в пост оказаться в больнице, но не надо искать себе и лишних поблажек. Вот я, к примеру, диабетик и не могу есть булки. Так я легко приготовлю себе тушеные баклажаны или овощное рагу.

- И все же: как врач, как бы Вы посоветовали поститься больным людям?

Это во многом зависит от болезни. При каждом заболевании существует своя определенная диета. Если у человека, к примеру, больной желудок, то он, как минимум, должен часто питаться, и в этом случае монастырское правило вкушать пищу один раз в день для него категорически не подходит.

Если человек по медицинским показаниям должен пить куриный бульон или есть творог, то он должен так питаться и во время поста. Зачем вредить своему организму и вгонять себя в гроб? При этом верующий должен понимать, что раз он - пусть и по медицинским показаниям - идет на ослабление поста телесного, то должен усилить свой пост в чем-то другом: в молитве, помощи ближнему…

Порой мы забываем еще об одном важном нюансе. Во время поста мы не только меняем свою пищу качественно, но и количественно. И те деньги, которые не тратим на еду, мы можем отдавать на благотворительность, на помощь другим людям. И совсем уж глупо, когда человек накупает себе каких-то сверхдорогих продуктов только потому, что они постные. Одно дело, если омара ест французский рыбак, только что выловивший его в море. Для французских рыбаков омары, возможно, самая дешевая еда. И совсем другое дело, когда состоятельный москвич в пост выбирает себе омарную диету. Вот это совсем не постный подход, не христианский.

Или другой пример. Меня однажды спросили, можно ли в пост есть печеный картофель, фаршированный грибной икрой. На первый взгляд, почему бы и нет. Продукты-то все постные. Но вы подумайте, сколь трудоемко приготовление этого блюда! Сколько времени и сил человек может потратить, чтобы потешить свой желудок. И это вместо молитвы или благих дел!

Отец Феодорит, а как правильно выходить из поста? Помнится, врачи одной больницы рассказывали мне, что, едва заканчивается Великий пост, к ним везут многочисленных бабушек и дедушек с различными проблемами: у кого рези в желудке, у кого желчный пузырь выходит из строя… Наверное, Вы на «Скорой» с подобным сталкивались?

Да, к сожалению, есть такая проблема. Дело в том, что бабушки и дедушки нарушают главное правило и на Пасху входят в грех. В этом-то как раз и проявляется грех чревоугодия. Постились-постились верующие - а тут и Пасха наступила! Можно есть все, что раньше было не велено. Вот люди и отрываются. А потом попадают в больницу.

Здесь главное правило: выходя из поста, на Пасху не надо набрасываться на жирную пищу, не надо набивать себе желудок всем, что стоит на столе. Съешьте пару яиц, кусочек кулича, немножко творожной пасхи. И достаточно! И чуть погодя можно переходить к пище более тяжелой и жирной. Пусть организм перестраивается постепенно. Но, поймите, это проблема не поста, а человеческого невоздержания.

- Пост - это не только еда. В чем еще верующий должен себя ограничивать?

В пост однозначно запрещены супружеские отношения. Конечно, в жизни всякое бывает: молодые супруги, недавно женаты, не удержались. Но, в принципе, интимные отношения в пост недопустимы!

Но бывает же так, что женщина церковная, строго постится, а ее муж, скажем, не сильно верующий и может настаивать на интимной близости. Как ей тогда быть?

Надо договариваться с супругом. Конечно, «тело жены принадлежит не жене, но мужу. И тело мужа принадлежит не мужу, но жене». Но я не знаю ни одного человека, который не мог бы выдержать 50 дней без интимной близости, и считаю, что супруги вполне могут договориться по этому вопросу. Если же муж будет настаивать, женщина, наверное, должна уступить. Зачем же в пост намеренно идти на конфликт с мужем. При этом она должна понимать, что идет на ослабление своего поста и должна усилить свой молитвенный и благотворительный подвиг.

А если пытаться перечислять все то, чем в пост заниматься нельзя, то надо понимать следующее: грех не столько само действие, которое вы совершаете, а пристрастие к этому действию. Смотреть ли телевизор в пост? Наверное, не страшно, если вы посмотрите, к примеру, один раз в день новости, чтобы быть в курсе событий, или вашу любимую передачу. Но грех и нарушение поста, если вы не можете оторваться от телевизора, просиживая у экрана вечер за вечером, вместо того чтобы молиться.

Греховных действий, которые мы совершаем в обычной жизни, не так много. Просто мы не задумываемся о том, что такое грех. Кто-то любит болтать по телефону, кто-то - сидеть в интернете, кто-то - смотреть телевизор или играть в игры на компьютере. Повторюсь: грех не само действие, грех - пристрастие к нему.

Не зря, когда речь заходит о посте для маленьких детей, мы говорим, что нельзя лишать детей мяса, но надо ограничивать их в том, к чему они испытывают тягу: сладкое, компьютерные игры, интернет.

Каждый человек сам прекрасно осознает, к чему он питает пристрастие, склонность, тягу. И во время поста он должен ограничивать себя в своих пристрастиях. Именно поэтому так важно, чтобы верующий по всем вопросам соблюдения поста общался со своим духовником. Ведь тот хорошо знает слабости своего духовного чада. Одному надо поменьше есть, другому отказаться от каких-то иных пристрастий: курения, выпивки, интернета, телевизора. И вместо этого больше сил уделять молитве и благим делам…

Кстати, о благотворительности… Известно, что в Москве существует разветвленная мафиозная сеть нищих и попрошаек, которые оккупировали московские улицы, метро, церкви. Как тут быть верующему: подавать ли нищим, просящим у храма?

Подавать или не подавать нищему - этот вопрос каждый решает для себя сам. Ведь когда человек творит благо, он творит его для своей души, не гадая, в чью протянутую руку он кладет монетку: профессионального попрошайки или бедной старушки, которой не хватает пенсии на жизнь.

Но благотворительность ведь не сводится только к тому, чтобы подавать нищим возле храма. Деньги можно переводить в благотворительные фонды, которых немало: «Милосердие», «Кислород», «Предание», «Подари жизнь», «Линия жизни»… Они собирают деньги на лекарства и лечение, аппаратуру для больных и инвалидов. А можно просто прийти в детский дом и предложить свою помощь. Или принять участие в работе волонтерских бригад. В конце концов ваша помощь, возможно, нужна кому-то из ваших близких или дальних родственников, знакомых или соседей. Надо просто открыть свое сердце, оглянуться по сторонам и поискать, кому вы можете помочь. Так что в пост надо не с грустью смотреть на полупустой холодильник, а определить для себя, какой дорогой мы идем к Богу.

Люди в наше время не просто задумываются о Боге. Они устремляются к нему духовно, стараясь по мере сил приспосабливать свою жизнь под правила, обозначенные канонами веры. Рано или поздно каждый приходит к необходимости соблюдать Великий пост. Для мирянина - требование сложное, порой непомерное. Тем более если ориентироваться на монастырский устав. Однако не все так, как кажется. Давайте разберемся.

Смысл поста

Необходимо понимать, что отказ от пищи не является диетой, а тем более наказанием.
Великий пост для мирянина должен стать временем духовного в первую очередь очищения. Это возможность отгородиться, оторваться от распространенного в нынешние времена стремления к потреблению. Реклама и многообразие товаров порой вытесняют из умов самое осознание Господа. А Великий пост для мирянина может стать возможностью уйти из этой «постоянной гонки за благами». Ведь счастье, как выясняет почти каждый, не зависит от богатств материальных. Понять это, осознать сердцем - и есть цель Великого поста. Еще следует понять, что его правила, естественно, определены достаточно однозначно. Тем не менее, существует множество «поблажек», которыми желающие пользуются. Это не «лазейки для хитрецов». Скорее, они являются милостью Господа для неокрепших духом, да и телом тоже. Только не стоит подходить с унынием к этому своеобразному испытанию. Совсем не для этого придуман пост Великий. Правила для мирян не строги. Во всяком случае, от голода человек не умрет, а вот время на размышления у него появится.

Не по уставу, а по совести

Если спросить у священнослужителя, что значит Великий пост для мирянина, то он, как правило, станет говорить не о продуктах, а о душе. К примеру, рассказывая о различных уставах, служители Храма часто упоминают о монастырском, а еще о Типиконе. Дело в том, что различные группы верующих трактовали по-своему правила, изложенные в Священном Писании.

Монахи, отдающие Господу все свои помыслы, обязаны соблюдать пост очень строгий. От мирян такового не требуется. Да, им предписаны некоторые ограничения. Но все они связаны более с работой духа, а не угнетением желудка. Киевский игумен Алипий сделал такой вывод: по совести поститься нужно, тогда Господь примет ваши усилия и благословит. Неугодны Всевышнему нормы и правила. Ему важнее, когда верующий сумеет воспитать в себе покаяние, осветить душу любовью к ближнему. То есть стремится душой к Господу, а не мучает себя голодом.

Как мирянам соблюдать Великий пост

Давайте все же поговорим о конкретных правилах четырехдесятницы. В первую очередь коснемся строгих запретов. Они касаются мяса, алкоголя, масла. Также следует воздерживаться от то есть конфет, пирожных, тортиков, булочек и тому подобного. Все это делается для того, чтобы душа работала, пребывала без «удовольствий телесного толка». Хотя некоторые послабления все же предусмотрены.

Так, в определенные дни разрешено подавать к столу рыбу, икру, использовать растительное масло. Вы скажете, что соблюдение Великого поста для мирян - чистый кошмар. На самом деле это не так. Ведь разрешенных продуктов намного больше, чем запрещенных. И еще важнее, что они намного вкуснее и полезнее, только мы с нашими привычками об этом забыли.

Что можно есть

К столу разрешено подавать крупы и овощи, фрукты в свежем и сушеном виде. Многим людям трудно отказаться от мяса. Так, его прекрасно заменяют грибы! Их есть в четырехдесятницу позволено. Белок восполнить помогут орехи. Их нынче множество продается и своих, и «заморских». Пока все распробуете, забудете об ограничениях. То же касается и фруктов. Интересно, что за время поста у многих людей меняются вкусовые предпочтения. Сухофрукты, цукаты и орехи они потом жуют с большим удовольствием, чем конфеты и шоколадки. Для некоторых откровением становится множество блюд, которые готовятся из овощей. Кроме того, позволено есть сыры. Чаще всего, рекомендуют нежирные. Но ведь их огромное количество. Покупайте брынзу или твердые сорта. Таким образом, про мясо совсем забудете.

Кстати, о морепродуктах в уставах нет упоминаний. В некоторых к примеру, их подают по выходным и праздникам. Следовательно, мирянам тоже можно.

О хлебе

Составляя меню на дни Великого поста, старайтесь делать его разнообразным. Кстати, это достаточно просто. Но строгие правила тоже следует учитывать. Они в первую очередь касаются хлеба. Людям с нормальным здоровьем запрещена белая мука. То есть хлеб покупать (печь) следует ржаной или из зерен грубого помола. С этим в магазинах проблем нет. Нынешняя промышленность предлагает множество вариантов: и с отрубями, и с орехами, и с зерном. Выбирайте себе по вкусу. А вот от белого батона стоит отказаться. С другой стороны, на то он и пост, чтобы себя ограничивать во славу Господа! Исключения из правил делаются только для малых деток и больных. Им позволительно употреблять в пищу мясо и другие яства. В этом есть высшая справедливость, не стоит рисковать здоровьем, таковой жертвы Господь ни от кого не требует.

Календарь поста для мирян

Составить таковой вы и сами сумеете. Следует запомнить, что в первый день воздерживаются от еды вообще. А потом чередуют вареную пищу с сырой. По выходным позволено сдабривать блюда постным маслом. Кроме того, в Вербное воскресенье не возбраняется полакомиться рыбкой. Однако мирянам таковое разнообразие (морепродукты, икра) позволены по субботам тоже. Людям, имеющим проблемы с пищеварением (а таковы почти все наши современники), можно пропустить рекомендации о сыроедении. Следовательно, получим, что каждый можно нормально есть овощи и каши без масла, грибы и фрукты. По выходным - добавлять в рацион и рыбу. Вы спросите, а когда можно есть сыры? Это зависит от строгости поста. Монастырский устав вообще рекомендует без них обойтись. Типикон позволяет молочное только в выходные. Мирянам же следует смотреть по своему самочувствию. Вспомните: пост по совести, а не по уставу. Страдаете от недостатка белка или однообразия рациона - лакомитесь сыром или брынзой через день (со второго). Господь этого не запрещал. А лучше больше внимания направьте внутрь себя. Молитесь - и ответы на все вопросы придут непосредственно от Господа. И это будет самым правильным!