Киммерийцы. Киммерийцы- кто они

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

История происхождения, расселения и деятельности киммерийских племен

Введение

Актуальность данной темы состоит в том, что одной из главных сложностей в изучении киммерийской проблемы состоит в разнородности имеющихся в нашем распоряжении источников, одинаково квалифицированный анализ которых редко удается провести в рамках одного исследования. Письменные источники по киммерийской проблеме делятся на две абсолютно несходные группы. Первая из них - это данные античной традиции. Они достаточно многочисленны и разнообразны, однако большинство этих данных известно нам из вторых и третьих рук и сохранилось в сочинениях авторов, живших намного позже реальных контактов греков с киммерийцами. Имевшаяся у античных авторов информация о киммерийцах была весьма скудной, и потому ее недостаток уже с самого раннего времени компенсировался разного рода теориями, рассуждениями и учеными конструкциями. Развитие античной традиции о киммерийцах после их исчезновения с исторической сцены не позже рубежа VII-VI вв. до н.э. происходило не за счет поступления новой информации, а появления новых толкований ограниченного круга уже известных данных. Особенности развития этой традиции требуют весьма осторожного отношения к сообщаемым ею сведениям. Хотя в основе многих сообщений античных авторов лежат реальные события, в каждом конкретном случае при их использовании с особой остротой встает вопрос о проверке достоверности этих сведений, решение, которого требует специальных процедур, источниковедческого анализа. Недооценка этого обстоятельства и буквальное, зачастую наивное, следование античной традиции, ведет к искажению представлений об истории киммерийцев.

Вторую группу источников, резко отличающуюся по своему характеру от первой, составляют аккадские клинописные тексты, написанные одновременно с прямыми контактами ассирийцев и киммерийцев. К ним примыкают и немногочисленные библейские тексты. Благодаря им мы получаем из первых рук весьма достоверную информацию. Многие аккадские документы хорошо датируются, часто с точностью до года, иногда даже месяца и дня, что позволяет создать надежную хронологию киммерийской истории и вписать ее в общий контекст истории Передней Азии. Однако при всех своих достоинствах аккадские источники дают чрезвычайно фрагментарную картину киммерийской истории, отражая лишь отдельные ее эпизоды, которые были связаны со сферой непосредственных прагматических интересов ассирийцев и вавилонян. Некоторые события киммерийской истории освещены аккадскими текстами достаточно хорошо, однако между ними остаются большие лакуны, которые лишь иногда удается заполнять, используя сведения античной традиции и косвенные данные. Кроме того, сведения восточных источников ограничены, естественно, лишь эпохой пребывания киммерийцев в Передней Азии.

Письменные источники обеих основных групп содержат лингвистические данные, составляющие особую категорию источников по истории киммерийцев. Эти данные представляют специальный интерес для решения проблемы этнической и языковой принадлежности киммерийского этноса. К сожалению, лингвистические данные в высшей степени скудны: они ограничиваются именами трех киммерийских царей и самим их названием, сохранившимся в различных языках.

Разумеется, археологические источники не менее важны для изучения киммерийской проблемы, чем письменные. Термин "киммерийская культура" был введен уже самыми первыми исследователями предскифской археологии Северного Причерноморья. В настоящее время он прочно вошел в археологическую литературу, применяясь в качестве обозначения культуры предскифского населения Северного Причерноморья. При этом большинство археологов долгое время не осознавало, а многие не осознают и теперь, всей условности этого термина. Они не сомневаются в том, что "киммерийская культура" действительно принадлежала реальным киммерийцам исторических источников, что совершенно не очевидно и никогда не было доказано.

Целью и задачей этой работы является обобщение, изучение и систематизация материала, который связан с историей происхождения, расселения и деятельности киммерийских племен.

Историография

Многие ученые занимались киммерийской проблемой, от античных путешественников и философов до наших современников. Например, Артамонов в своей книге "Киммерийцы и скифы", исследую и анализируя археологические и письменные источники, восстанавливает историю киммерийцев: происхождение, этническую принадлежность, переселение их в Азию, возвращение в Северное Причерноморье. Автор гипотетически связывает достоверные факты истории Северного Причерноморья внутренней логикой исторического процесса и представляет предскифский период в совершенно новом и ярком свете, разъясняющем смысл и значение важных явлений прошлого нашей страны.

Книга "От киммерийцев до крымчаков" (И.Н. Храпунов, А.Г. Герцен) представляет собой ряд очерков о народах, населявших Крымский полуостров с древнейших времён до конца XVIII века. Авторы, преимущественно учёные Таврического национального университета им. Вернадского, в популярной форме рассказывают об истории этносов, проживавших и проживающих в Крыму. Книга предназначена для преподавателей, студентов, учащихся средних школ, всех интересующихся историей Крыма.

В книге "Киммерийцы" Тереножкина А.И рассматривается материальная культура киммерийцев: захоронения, оружие, бытовые вещи. Отдельные разделы посвящены киммерийскому искусству, их этническому происхождению и социальной организации.

Наиболее достоверными источниками, в которых сохранились сведения о киммерийцах, являются разнообразные документы Новоассирийского царства. Это официальные надписи на "цилиндрах" и "призмах" (т. н. "анналы"), где деяния царей Ассирии описаны в превосходных выражениях, а также переписка с агентами и запросы к астрологам и оракулам, где происходящие события трактованы ближе к истинному положению дел. Переписка велась клинописью на аккадском языке. К сожалению, многие глиняные таблички сильно повреждены. Данные, получены из анализа архивов Саргона II, Ассархаддона и Ашшурбанипала.

Киммерийцев упоминают Гомер и Каллин.

В "Одиссее" Гомера киммерийцы предстают как легендарный народ, живущий на крайнем Западе у океана, куда никогда не проникают лучи Солнца. Филологи Аристарх и Кратет исправляли у Гомера написание киммерийцы на "керберии". О "киммерийском граде" рассказывал Гекатей. Эфор помещает их около озера Аверн в Италии.

Геродот называет киммерийцев доскифским населением степной части Северного Причерноморья.

Первая часть книги А.И. Иванчика "Киммерийцы и скифы" посвящена этой проблеме: выяснению того, какая археологическая реальность скрывается за сообщениями письменных источников о киммерийцах. Для ее решения приходится обращаться не только и даже не столько к материалу, происходящему из степей, которые были, судя по всему, коренной территорией обитания киммерийцев, но и прежде всего к районам Передней Азии. Эти области, служившие объектом военных набегов киммерийцев и, очевидно, достаточно маргинальные для их культуры, имеют, однако, то достоинство, что именно с ними связано подавляющее большинство письменных источников, упоминающих этот народ, и притом, источников наиболее достоверных. Поэтому именно эти районы имеют приоритетное значение при анализе проблем, требующих согласования данных письменных и археологических источников, а именно такой проблемой является вопрос об археологической культуре исторических киммерийцев.

Известный советский ученый Граков Б.Н. еще в конце 30-х годов ХХ века пришел к выводу, что в наших степях в предскифское время одновременно обитали киммерийцы и прямые предки скифов, отождествленные со срубной культурой. Данную гипотезу он впервые высказал в своей работе "Скіфи", вышедшей в Киеве в 1947 г. на украинском языке. Более аргументировано ученый изложил ее в труде "Каменское городище на Днепре" (Москва, 1954 г.)

Одним из первых, кто попытался определить киммерийский период в древней истории нашей страны, был известный археолог Самоквасов Д.Я.. В вышедшем в 1892 г. в Варшаве труде под названием "Основания хронологической классификации древностей Европейской России" он выделил наиболее ранние древние погребения, сопровождавшиеся каменными и бронзовыми орудиями, и отнес их к эпохе, которую назвал киммерийской. Ученый признал эту эпоху временем, предшествующим вторжению основной массы скифов в Северное Причерноморье, в соответствие с тем, как оно было освещено в историческом придании у греческого историка V в. до н.э. Геродота.

Расселение

Киммерийцы являются древнейшими из числа известных по своему имени народов, обитавших в Восточной Европе. С ними связана эпоха, которая освещается не только немыми археологическими материалами, но и свидетельствами письменных источников, что имеет особое значение для исторической науки. Они оставлены нам ранними греческими писателями и подкреплены данными переднеазиатской клинописи.

Происхождение имени "киммерийцы" вызывает споры. Одни ученые производят его от финикийского слова - "темный". Другие исследователи считают, что оно происходит от греческого слова "зимние", то есть люди стран, в которых, по представлениям греков были холодные зимы. Имя "киммерийцы" пытались также перевести с фракийского и хеттского языков. Однако, наибольший интерес вызывает объяснение этого имени с позиции древнеиранского языка как самоназвания "подвижный отряд ираноязычного кочевого населения евразийских степей"

Первые известия о киммерийцах сохранились в поэмах Гомера, датирующихся 8 в. до н.э. "Закатилось солнце,- рассказывается в "Одиссее",- и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и область людей киммерийских, окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами тогда, когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными" (Одиссея, XI, 12-19). Гомер помещает киммерийцев где-то на крайнем севере, рисуя их обиталище как преддверие царства мертвых. Более точно, на северном побережье Черного моря, локализует киммерийцев "Отец истории" Геродот. От причерноморских греков и скифов он узнал, что вся страна, которую в его время (5 в.до н.э.) занимали кочевые скифы, ранее принадлежала киммерийцам, покинувшим ее под давлением скифов, пришедших с востока, из глубин Азии. В подтверждение своих слов он пишет: "и теперь еще есть в Скифии Киммерийские стены, есть Киммерийские переправы, есть и область, называемая Киммериец, есть и так называемый Киммерийский Босфор (IV, 12).

Появление киммерийцев на исторической арене было связано со многими процессами, происходившими в конце 2 - начале 1 тыс. до н.э. в степных районах Восточной Европы. Существенным фактором, вызвавшим формирование раннекочевнических образований на этой территории, было ухудшение природно-климатических условий. Наряду с другими причинами, оно способствовало распаду таких крупных культурных общностей эпохи поздней бронзы как срубная и белозерская. Их население имело комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство, и иссушение климата вынудило стенных обитателей перейтик кочевому скотоводству. Однако, с ростом засушливости и уменьшением продуктивности степных ландшафтов в 10-9 вв. до н.э. неокрепшее еще кочевое хозяйство, также, по-видимому, начинает переживать кризис. Это заставило значительную часть населения покинуть степные районы и переселиться в места с более благоприятными природными условиями. Данное положение можно проиллюстрировать некоторыми цифрами. Так, в 12-10 вв. до н.э., по сравнению с предшествующим периодом, в степной зоне между Доном и Дунаем наблюдается десятикратное уменьшение количества поселений и погребений. Те же тенденции сокращения населения проявляются в степном Причерноморье и в последующую киммерийскую эпоху, что находит свое отражение в отсутствии на этой территории поселений и стационарных могильников. Расселение киммерийцев, вероятно, проходило в несколько этапов и в нескольких направлениях. В первую очередь, они переселялись в районы, которые в значительно меньшей степени пострадали от понижения уровня увлажненности, так как находились в зоне с положительным балансом влаги. Это лесостепь и прилегающие к ней районы правобережья и левобережья Днепра, территории предгорного Крыма и Северного Кавказа, в частности Закубанья, где в предскифский период отмечен резкий прирост могильников. Многие из них несут в себе черты, свидетельствующие о контактах со степными племенами. Данное обстоятельство явилось важным фактором формирования одной из групп киммерийских памятников, получивших в науке название "новочеркасской". Она была названа по кладу бронзовых предметов, найденных в 1939 г. в г. Новочеркасск. Основной территорией распространения "новочеркасской" группы является Предкавказье и лесостепное Днепровское Правобережье. Культура этого населения сформировалась, преимущественно, в процессе тесных контактов ранних кочевников и местного населения Северного Кавказа.

Вместе с тем, следует отметить, что указанные выше переселения не привели к запустению степей. Часть кочевого населения осталась там, сосредоточившись в местах, наиболее пригодных для жизни, например, в долинах больших рек. Именно с ней следует связывать другую группу киммерийских памятников. Она названа "черногоровской" по захоронению в кургане у хутора Черногоровский в Донецкой области. Эта группа памятников локализовалась на широкой территории от Заволжья на востоке до низовий Дуная на западе. Именно черногоровское население более тесно связано по обряду погребения и общему облику материальной культуры со степными культурами эпохи поздней бронзы юга Восточной Европы.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что сложение киммерийской культуры было достаточно сложным процессом. Оно осуществлялось в условиях коренной перестройки хозяйства и быта, этнического смешения и высокого диапазона связей. Киммерийцы являлись создателями первого крупного объединения кочевых племен на юге Восточной Европы. Как и многие кочевнические объединения, они включали ряд группировок, имевших свои особенности в материальной культуре и, возможно, разное происхождение. Наиболее ярко это демонстрирует существование двух крупных групп памятников: черногоровской и новочеркасской.

Хозяйство

Срубная культура была оседло-земледельческой и представлена на Волге и в Северном Причерноморье многочисленными поселениями с жилищами типа землянок, нередко отличающимися значительной площадью - около 100м 2 . Такие поселения в степи находятся по большей части в речных долинах и содержат многочисленные остатки, свидетельствующие о занятиях их обитателей не только земледелием, но и разведением крупного и мелкого рогатого скота лошадей и даже свиней, а также занятием рыболовством и охотой. Занимались они и домашними производствами, такими, как изготовление оружия, орудий и вещей бытового назначения из камня, дерева, кости, рога и глины, прядением, ткачеством и переработкой для нужд потребления других продуктов своего хозяйства: зерна, молока, мяса, шкур, кожи и т.д.

Киммерийцам была известна и металлургия бронзы - литье в вырезанных из камня твердых формах или по восковой модели. Однако металл был дорог, он получался со стороны - из Приуралья или северо-западного Причерноморья, и из Трансильвании. В переплавку шли сломанные или несоответствующие своему назначению вещи. Литейное производство осуществлялось специалистами, в связи, с чем находится значительное число кладов, из предназначенного для переплавки лома и литейных форм.

Наиболее многочисленны на поселениях находки фрагментов керамики, представленной слепленными от руки прямостенными или со слабо выпуклыми стенками баночными горшками, а также приземистыми сосудами с широким устьем и выпуклыми с реберчатым перегибом боками, с расположенным по верхней части стенок нарезным или штампованным прямолинейным геометрическим орнаментом. С течением времени в керамике появляются новые формы, хотя наиболее распространенными долго остаются банки с налепным валиком в верхней части стенок или под самым краем.

В первые века I тысячелетия до н. э. оседлые поселения в степной полосе Восточной Европы исчезают, что может означать только одно, а именно смену комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства специализированным скотоводческим и в соответствии с этим оседлого образа жизни кочевым. Разведение домашних животных существовало с мезолита и с того же времени всегда сочеталось с другими видами хозяйственной деятельности: охотой, рыболовством, собирательством и в особенности с земледелием. В зависимости от географических условий и совокупности хозяйственных занятий скотоводы вели оседлый или подвижный образ жизни и в соответствии с этим разводили те или другие виды животных. У оседлого населения предпочтение отдавалось крупному рогатому скоту и свиньям, у подвижного - мелкому рогатому скоту и лошадям. Примитивная повозка на колесах была известна с энеолита, а кочевание как образ жизни существовало с древнейших времен, как непосредственное продолжение бродячего образа жизни палеолитических охотников. Однако, до конца эпохи бронзы скотоводство как у относительно оседлых, так и у более или менее подвижных общин было только одним из направлений хозяйственной деятельности, сочетавшимся с другими производствами в пределах каждого отдельного хозяйства. Оно могло играть в одних случаях большую, а в других меньшую роль, но не являлось единственной основой их существования.

Преимущественное внимание к разведению скота и увеличению его количества сверх пределов текущих потребностей данного хозяйства возникло тогда, когда скот и продукты скотоводства стали представлять собой меновую ценность, когда появилась возможность получения взамен их продуктов других производств. Только со времени развития регулярного обмена возникли специализированные скотоводческие хозяйства. При отсутствии значительных кормозаготовок содержание большого числа животных на подножном корму в одном месте было невозможным. Перегоняя скот с одного пастбища на другое, люди и сами вынуждены были порвать с оседлостью и сделаться кочевниками. В соответствии с природной средой возникают различные формы кочевания. В ровных степях это более или менее непрерывное передвижение в меридиональном направлении: с юга на север и с севера на юг - в зависимости от времен года и состояния растительности. Зимой скот пасется на обильных кормом бесснежных или малоснежных областях на юге, а летом, когда растительность выгорает от жары, содержится на севере, где травостой сохраняется более продолжительное время. В полупустынях и пустынях скот перегоняют с пастбища и на пастбище на значительные расстояния, определяющим возможность содержания скота здесь является наличие воды - естественных источников или колодцев, и путь кочевников пролегает между ними. В горах скот летом пасется на альпийских лугах, а зимой содержится в малоснежных долинах или в предгорьях. В зависимости от емкости пастбищ кочевники живут то большими, то маленькими общинами и в соответствии с кормовыми ресурсами пастбищ разводят те или иные виды животных с преобладанием во всех случаях овцы. В степях важную роль играет лошадь, в пустынях - верблюд. Главным транспортным животным во многих местах выступает бык или як. Передвижение людей и их имущества совершается опять-таки в зависимости от географических условий или на применимой в ровной степи повозке, оборудованной в виде передвижного дома на колесах - кибитке, или во вьюках, характерных для пустынь и гор. В последнем случае на местах остановок ставятся разборные жилища - юрты, состоящие из деревянного каркаса и войлочной оболочки.

Несмотря на определяющее значение скотоводства, кочевые хозяйства при первой возможности совмещали его с другими видами производственной деятельности, в том числе и с земледелием. В некоторых случаях кочевники возделывали небольшие участки земли, но при минимальном уходе за посевами урожай не мог быть сколько-нибудь значительным. Больше внимания они уделяли охоте и переработке продуктов скотоводства - шерсти, кожи, но и эти занятия редко выходили за пределы удовлетворения внутренних потребностей. Все виды хозяйственной деятельности при кочевом скотоводстве играли вспомогательную роль и ни в коей мере не обеспечивали кочевников при утрате основного источника существования, например при падеже скота, или угоне его неприятелями. Скотоводческое кочевое хозяйство не могло доставлять своими ресурсами все средства существования своим владельцам, недостающие продукты им приходилось приобретать путем обмена излишков своего производства на продукцию хозяйств с другим направлением экономической деятельности.

Культура

Степные курганы Черногоровский, Камышеваха, Малая Цимбалка, Обрывский и некоторые другие, предскифский возраст которых удалось установить раньше всего, фактически не содержат никаких изделий, которые могли бы познакомить нас с особенностями искусства той исторической поры. Пробел этот ощущался очень остро, так как оставалось не известным, было ли это искусство близким к скифскому или отличалось от него.

Разрешить загадку помогли материалы из раскопок могилы воина в кургане у с. Зольского близ г. Симферополя, произведенных в 1962 г. А.А. Щепинским. В кургане оказался великолепный набор разных костяных украшений и принадлежностей от конской узды. Его дополнил великолепный набор вещей, в том числе и местной художественной выделки, из Носачевского кургана.

Вскоре выяснилось, что различные вещи воинского, а иногда и домашнего обихода изготовленные по киммерийским образцам или в духе киммерийского прикладного искусства, есть в памятниках чернолесской, протомеотской, кобанской, древнейшей ананьинской и фрако-киммерийской культур. Материалы такого рода не только способствуют углублению знаний об искусстве киммерийцев, но и расширяют представления о его особой роли в развитии культуры у многих народов, живших в то время по соседству со степью.

У киммерийцев в резьбе по кости преобладали плоский рельеф и гравировка. Литье из бронзы и золота выполнялось по восковым моделям, т.е. так же, как у чернолесских племен позднейшего периода. Применялись вместе с тем чеканка, штамповка и паяние (золотом по золоту). Для киммерийского искусства более всего типичны геометрические орнаменты в виде одинарных и концентрических кружков, розеток, разнородных спиралей, меандров, ромбовидных фигур и пр. Этому искусству не были чужды и зооморфные образы, известные по единичным изделиям.

Чаще всего на киммерийских вещах встречается фигура в виде ромбовидного значка с вогнутыми сторонами и кружочком в середине. Почти всегда такой значок вписывается в круг, в результате чего образуется простая четырехлепестковая розетка. Значками такого рода обычно оформляли круглые бронзовые бляхи с отверстиями для перекрещивающихся ремней у уздечки. Значки эти часто ставились на явно культовых предметах и принадлежностях конской узды.

Выделялась еще одна серия костяных уздечных принадлежностей, отличающихся от вышеописанных и типологически и по своему художественному оформлению. Впервые они выделены в составе позднечернолесских комплексов при раскопках на Субботовском городище. В преобладающей части эти бляшки, имеющие вид овальных пуговиц с одним или двумя отверстиями для прикрепления к уздечным ремням. Чаще всего бляшки гладкие, реже с проточенным вдоль края желобком. Точно такие же бляшки были найдены в составе уздечных наборов из Жирноклеевского кургана в Волгоградской области, а также в курганах у с. Веселая Долина и у поселка Новолуганского на Доннечине.

Киммерийские памятники представлены только захоронениями, обычно курганными, известные и бескурганные захоронения.

Распространены они от Дуная (Истра) до Волги (Аракса). Выделены две ступени культуры: Черногоровской и Новочеркасской. На первой ступени хоронили в простых прямоугольных и овальных ямах, иногда с деревянным перекрытием (иногда - с подбоями) в скорченном на боку положении. Мужчин сопровождали оружием (стрелы с бронзовым ¬ ми и костяными наконечниками, кинжал с бронзовым рукояткой и железным лезвием), сбруя (часто стременоподобные удила), а женщин - золотые и бронзовые пронизи, бусины, глиняная посуда. Посуда хранил белозерские традиции (толстостенные круглотелые горшки, часто орнаментированные налепным валиком с "усиками", кубки с цилиндрически-метрическими шейками и черпаки, орнаментированные каннелюрами, шишечками), но исчезли одноручные черепки, распространились лощеные кубки и деревянные кубки с золотыми пластинками.

На Новочеркасской ступени существенно изменился погребальный обряд: появились глубокие ямы, известные прямоугольные ямы с деревянной крышей, поставленной на деревянные столбы. Предметы начали класть и на перекрытия. Распространилось железное оружие, в том числе и железные наконечники стрел. В посуде стали преобладать кубки, подобные Жаботинским (украшенные геометрическим орнаментом). Важной чертой культуры киммерийцев является стелы, которые хотя и не имеют отчетливо воссозданной головы человека, но содержат изображения одежды и вооруженные усвоения (подобные стел бронзового века Украина).

Социальная структура киммерийцев

Двойственность типов поселений, могильников и ряда др. признаков киммерийцев, даёт основания говорить о том, что киммерийское общество имело довольно чёткую дифференциацию, как в социальном, так и в хозяйственном отношении. Лесостепь и северную часть степи Змиевщины населяли племена киммерийцев, основой хозяйства которых было земледелие. В степи же обитала скотоводческая их часть. При этом и земледельцы, и скотоводы явно представляли собою единое этнокультурное целое. Об этом говорят следующие факты. Во-первых, курганные могильники, характерные в первую очередь кочевникам-скотоводам, встречаются и в районах, заселённых земледельцами. Во-вторых, кратковременные поселения (кочевнические стойбища) киммерийцев-скотоводов, встречаются и в поймах рек. Некоторые учёные не исключают возможность единовременного жительства скотоводов и земледельцев на одних и тех же поселениях.

Небезынтересным является тот факт, что на всей территории распространения киммерийцев имеются две регионально расположенные группы погребений. В наборе вещей из погребений Степного Поволжья и Среднего Дона отчётливо выражен военный характер: наконечники копий и стрел, бронзовые ножи, каменные топоры, псалии и др. Вторая группа погребений, распространённая на Северском Донце и Приднепровье, имеет мирный, производительный характер. В погребениях обеих региональных групп имеются могилы с деревянными сосудами, оббитыми бронзовыми пластинками.

В первую очередь напрашивается мысль о трёхчастности индоевропейского общества, сформулированная Ж. Дюмезилем. По его предположению индоевропейское общество состояло из воинов, жрецов и хозяйственников. На основании этого можно предположить, что в рассматриваемых погребениях Степного Поволжья и Среднего Дона захоронены представители военной группы киммерийского населения, в то время как в соответствующих захоронениях Северского Донца и Приднепровья находились владельцы большого количества скота - хозяйственники. И, наконец, в могилах с деревянными сосудами, оббитыми бронзовыми пластинками были, вероятно, погребены жрецы. Поскольку в одном и том же обществе невозможно, чтобы представители воинского сословия жили на одной территории, а представители хозяйственного - на другой, то, следовательно, это не касты, а племена. То есть, для киммерийских племён киммерийцев, которые населяли Приднепровье и бассейн Северского Донца, в т. ч. и Змиевщину, профилирующим занятием было скотоводство и земледелие, в то время как киммерийское племя, обитавшее в Степном Поволжье и на Среднем Дону, специализировалось на войне. Жрецы при этом имелись в обоих племенах.

Выводы

В данной работе было рассмотрено расселение, хозяйство и быт, культуру и социальное устройство киммерийских племен.

Расселение киммерийцев проходило в несколько этапов и в нескольких направлениях. В первую очередь, они переселялись в районы, которые в значительно меньшей степени пострадали от понижения уровня увлажненности, так как находились в зоне с положительным балансом влаги. Это лесостепь и прилегающие к ней районы правобережья и левобережья Днепра, территории предгорного Крыма и Северного Кавказа, в частности Закубанья, где в предскифский период отмечен резкий прирост могильников.

Вместе с тем, следует отметить, что указанные выше переселения не привели к запустению степей. Часть кочевого населения осталась там, сосредоточившись в местах, наиболее пригодных для жизни, например, в долинах больших рек.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что сложение киммерийской культуры было достаточно сложным процессом.

Хозяйство киммерийцев было довольно развитое. Большинство из них вели кочевой и полукочевой образ жизни, поэтому их поселения были, как правило, кратковременными. Гомер вспоминает этот народ как "прославленных кобылодойцев, молокоедов убогих, более всех на земле справедливых". Однако они были не только скотоводами, но и земледельцами. Для некоторой части киммерийского населения именно земледелие было главным занятием.

Киммерийцам была известна и металлургия бронзы - литье в вырезанных из камня твердых формах или по восковой модели.

Киммерийское общество имело довольно чёткую дифференциацию, как в социальном, так и в хозяйственном отношении. С ранних времен у них сложилось рабовладельческое государство, были сформированы крупные военные отряды, во главе которых стояли цари и вожди. Общество киммерийцев, как и общество ранних скифов, делилось на три социальные группы; жрецов, профессиональных воинов и производителей материальных благ. киммерийский кочевой племя

Список использованной литературы

1. Артамонов М.И "Киммерийцы и скифы"

2. Э.Берзин "Киммерийцы и скифы - старые загадки и новые открытия"

3. Иванчик А.И. "Киммерийцы и скифы"

4. Колотухин В.А. "Киммерийцы и скифы степного Крыма"

5. Тереножкин А.И. "Киммерийцы"

6. Урбан В.В. " Кочевники Восточной Европы"

7. http://fandag.ru/load

8. http://crimeagold.com.ua/peoples/kimmers.htm

9. http://colovrat.at.ua

Приложени е

Строение дома киммерийцев срубной культуры.

Загадочные письмена на керамике срубной культуры.

Распространение срубной культуры на Украине.

Нимрудский рельеф с киммерийскими воинами.

Виды предметов искусства киммерийцев.

Изображение киммерийцев на этрусской вазе

Оружие, предметы быта и украшения киммерийцев.

Киммерийские стрелы, удила и псалии. VIII-VII вв. до н.э.

Разновидности мечей.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История происхождения, расселения и деятельности киммерийских племен, а также описание их быта, социальной структуры, хозяйства и культуры. Общая характеристика срубной культуры киммерийцев, а также особенности их распространения на территории Украины.

    реферат , добавлен 04.12.2010

    Древнейшее и древнее население Беларуси, история и основные этапы расселения славянских племен по исследуемой территории. Этнические общности раннего средневековья: дреговичи, радимичи, кривичи. Основные концепции происхождения белорусского этноса.

    контрольная работа , добавлен 24.08.2014

    Влияние географического, геополитического, экономического, этнического факторов на Россию. Концепции происхождения славянства, процесс расселения. Хозяйство славянских племен, основные ремесла. Язычество древних славян. Образование племенных союзов.

    контрольная работа , добавлен 27.08.2009

    Изучение принципов расселения древнейших славян. Обзор теорий происхождения древнерусского государства. Исследование политической жизни на Руси до прихода Варягов. Ознакомление с историей основания Киева. Общественный и государственный строй государства.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2016

    Реконструкция духовной жизни праиндоевропейского общества: исследование происхождения индоарийских племен и выявление индоевропейских истоков ведийской религии. Территория распространения индоарийских племен и путь их движения к полуострову Индостан.

    дипломная работа , добавлен 14.02.2014

    Историография происхождения славян. Вопрос о происхождении восточнославянских племен, обитавших в лесостепной и лесной зонах Восточной Европы. Проблема славянской прародины. Анализ праславянских культур. Различия между восточнославянскими племенами.

    контрольная работа , добавлен 08.06.2016

    Изучение появления славян на территории Восточно-Европейской равнины. Характеристика теорий расселения славян: автохтонное происхождение, норманнская и хазарская теории происхождения русского государства. Анализ взглядов Ключевского на эту проблему.

    контрольная работа , добавлен 25.06.2010

    Историко-географическое положение Приамурья, его физико-географические особенности. Историография племен Приамурья в I тыс. до н.э. Социально-экономические и политические отношения племен. История племен польцевской культуры, их быт и хозяйство.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2013

    Этническая и политическая панорама Восточной Европы в VII-IX вв. Славяне: теории происхождения и расселения. "Повесть временных лет" об основании Киевской Руси. Теории возникновения древнерусского государства: норманнская, теория М.В. Ломоносова.

    контрольная работа , добавлен 24.01.2008

    Происхождение тюркских народов и их этнокультурных традиций. Шестнадцатилетняя межплеменная война и династийная междоусобица. Общественно-политическая жизнь Хазарии в VII-IX вв. Роль кочевых племен и родов в становлении современных государств Земли.

Киммери́йцы - кочевые племена, вторгшиеся в Закавказье во второй половине VIII века до н. э. и в VII веке до н. э. завоевавшие некоторые районы Малой Азии. Также условное название так называемых «доскифских» народов Северного Причерноморья Железного века. Гимирру из ассирийских источников могут быть тождественны киммерийцам античных авторов, вытесненным из степей на Ближний Восток движением скифов.Киммерийцы - кочевые племена, которые проникли в Закавказье из степной зоны и были в 714 году до н. э.зафиксированы ассирийскими текстами под именем народа «гимирру» . Данные, полученные из анализа архивов Саргона II, Ассархаддона и Ашшурбанипала сводятся к следующему. В 714 году до н. э. киммерийцы фиксируются в районе к северу или северо-западу от озера Севан, и что в предыдущий период они платили дань Урарту. Царь Урарту Руса I совершил следующий поход на кочевников и потерпел крупное поражение, в результате которого многие знатные лица попали в плен. В это же время киммерийцы напали на соседнюю с Манной область Уаси, в районе озера Урмия. После этих событий киммерийцы не упоминаются в ассирийских текстах в течение 35 лет.

За это время часть их продвинулась в западную часть Малой Азии, а другая группа находилась вблизи восточных границ Ассирии. Малоазийские киммерийцы в союзе с Табалом, Хиллакку и племенем мушков враждовали с Ассирией. В 679 году до н. э. ассирийский царь Ассархаддон разбил в Каппадокии войско киммерийского царя Теушпы, но эта победа не имела особых последствий. Вскоре киммерийцы напали и частично подчинили себе Фригию, убив при этом царя Мидаса, одноимённого легендарному фригийскому правителю. Восточная группа кочевников приняла участие в восстании Каштарити в 671-669 годах до н. э., в результате которого образовалось Мидийское царство. Видимо, вскоре после этого восточные киммерийцы ассимилируются с местным населением и исчезают с исторической арены, что нельзя сказать об их западных соплеменниках.В 660-х годах до н. э. они усиливают натиск на Лидию, в результате чего царь Гиг обратился за помощью к Ассирии. Вскоре лидийцам удалось нанести поражение киммерийцам, на некоторое время обезопасившее царство. В это время кочевникам удалось отторгнуть у Ассирии ряд западных территорий, что заставило Ашшурбанипала считать их весьма опасными противниками. Усилившись, киммерийцы во главе с царёмДугдамми

(Тугдамме; Лигдамисом греческих текстов) в 644 году до н. э. вновь атакуют Лидию, в результате чего были взяты Сарды и погиб царь Гиг. В это время происходит единственное столкновение греков с киммерийцами, которым удалось захватить некоторые города Ионии, в частности Магнесию-на-Меандре и, видимо, Эфес (cогласно Архилоху, в Эфесе киммерийцы разорили храм Артемиды). Опорным пунктом завоевателей на западе Анатолии стал Антандр, который впоследствии даже получил название Киммерида. Но для постоянного расселения своих соплеменников Тугдамме выбрал более отдаленную Каппадокию.Вскоре были предприняты новые нападения на Ассирию, но в ходе одного из этих походов царь Дугдамми умер от болезни (Страбон предполагал, что Тугдамме был побеждён и убит царём скифов Мадием; Ашшурбанипал утверждает, что Тугдамме победил бог Мардук), и киммерийцы отступили. Его наследник Сандакурру (Сандакшатра), также названный царём скифов-саков, упоминается как враг Ассирии в одном из текстов Ашшурбанипала, но кочевникам больше не удалось восстановить своё могущество. Больше они не упоминаются в ассирийских документах.Киммерийцами часто именуются археологические культуры Северного Причерноморья, относящиеся к раннему железному веку, соответственно, и это время носит название «Киммерийской эпохи» (XI-VII вв. до н. э.). Происхождение киммерийцев связывается с племенами срубной культуры позднего бронзового века. А. И. Тереножкин выделил в культуре «киммерийцев» две хронологические ступени: первая (ранняя) получила название черногоровская (по названию кургана у хут. Черногоровский на Украине), вторая (поздняя) - новочеркасская (по названию города Новочеркасск, у которого был найден клад предметов) (Тереножкин, 1976). Для погребений характерно скорченное положение скелетов, многочисленны находки конской упряжи (удила, стремена).Также, исторические киммерийцы отождествляются с представителями белозерской культуры, а также белогрудовской и чернолесской.

Для юга европейской части СССР это древнейшие племена, о которых нам известно из античных письменных источников. Сведения о киммерийцах содержатся в "Одиссее" Гомера (IX - начало VIII вв. до н. э.), ассирийской "Клинописи" (VIII-VII вв. до н. э.), в "Истории" Геродота (V в. до н. э.), у Страбона (I в. до н. э. - I в. н. э.) и других древних авторов. Из этих сообщений вытекает, что киммерийцы - древнейшие аборигены Северного Причерноморья и Северо-Западного Кавказа. Они жили здесь еще до прихода скифов. Границы их расселения - северные берега Черного моря и от устья Дуная на Кишинев, Киев, Харьков, Новочеркасск, Краснодар и Новороссийск. Позже эти племена появляются в Малой Азии, а к VI в. до н. э. сходят с исторической арены. Как считает ряд исследователей, название "киммерийцы" - собирательное имя. Киммерийцев связывают со многими культурами эпохи бронзы и раннего железа - катакомбной и срубной на юге Украины, кобанской на Кавказе, кизилкобинской и таврской в Крыму, гальштатской в Придунавье и другими. Особое место в решении этого вопроса занимает Крым, в частности Керченский полуостров. Именно с ним связаны наиболее достоверные и наичаще встречаемые сведения о киммерийцах: "киммерийская область", "Киммерийский Боспор", "город Киммерик", "гора Киммерик" и т. д. Материальная культура киммерийцев характеризуется археологическими памятниками двух основных видов - погребениями и поселениями. Захоронения, как правило, совершались под небольшими курганами в грунтовых, часто подбойных, могилах. Обряд погребения - на спине в вытянутом положении или со слегка подогнутыми в коленях ногами. Поселения, состоящие из надземных каменных построек жилого и хозяйственного назначения размещались на возвышенных местах поблизости от источников пресной воды. Хозяйственная утварь представлена главным образом лепными сосудами - мисками, чашами, горшками и т. д.Выделяются крупные плоскодонные сосуды для хранения продуктов с высоким узким горлом, выпуклыми боками и черной или коричневато-серой лощеной поверхностью. Для орнамента сосудов характерен невысокий рельефный валик или несложный резной геометрический узор. При раскопках находят костяные и мелкие бронзовые предметы - шилья, проколки, украшения, а также изредка изделия из железа - мечи, ножи, наконечники стрел. В Крыму памятники киммерийского времени известны на Керченском полуострове, в Присивашье, на Тарханкуте и в зоне предгорий. В районе Главной гряды Крымских гор, в том числе на яйлах и Южном берегу характерных киммерийских памятников X-VIII вв. до н. э. не обнаружено.

В эпоху, получившую название «ранний железный век» (IX в. до н.э. — IV в. н.э.), когда люди овладели технологией производства железа и стали изготовлять из него значительно более производительные орудия труда и оружие, относятся самые ранние упоминания древних авторов о живших в Крыму, да и вообще в Восточной Европе, народах. Первыми на страницы хроник попали киммерийцы, имя которых (этноним), начиная с VIII в. до н.э., неоднократно упоминалось в древнегреческих и древневосточных документах.

Пожалуй, раньше всех о киммерийцах написал великий греческий поэт Гомер в своих произведениях «Одиссея» и «Илиада». Рассказывая о долгом и полном приключений путешествии Одиссея и его спутников, Гомер сообщает о народе и городе людей киммерийских. Страна эта находилась где-то на краю света, где все покрыто влажным туманом и мглой облаков, сквозь которые даже не пробивался солнечный свет. Вот так уныло в глазах древних греков выглядела родина киммерийцев — Северное Причерноморье. В «Илиаде» о киммерийцах прямо не сказано, но считается, что они скрываются здесь под названиями «доители кобылиц» и «млекоеды». Причем, в одном эпосе киммерийцы охарактеризованы как оседлое, городское население, а в другом — как скотоводы-кочевники.

Гораздо больше данных о киммерийцах содержится у известного древнегреческого историка Геродота, жившего в V в. до н.э. Он составил знаменитую «Историю» в девяти книгах, за которую заслужено получил почетное прозвище «Отец истории». Четвертая книга этого сочинения почти полностью посвящена Северному Причерноморью и господствовавшим там скифам. Повествуя о них — победителях несокрушимой армии персидского царя Дария I — Геродот описал и те народы, с которыми скифы вступали в контакты. Благодаря этому, нам и стало известно, что среди жителей Таврики, как тогда назывался Крым, были кочевники-киммерийцы, а также тавры — жестокие горцы, промышлявшие грабежом и пиратством.

Геродот упоминает киммерийцев, пересказывая одну из трех легенд о происхождении скифов. Когда-то киммерийцы населяли северный берег Черного моря и с тех пор здесь так и сохранились связанные с ними географические названия: область Киммерия, Боспор Киммерийский (Керченский пролив), Киммерийские переправы, Киммерийские стены, город Киммерик и гора Киммерий. Но однажды в их земли вторглись вытесненные из Азии воинственные скифы-кочевники. Киммерийцы стали советоваться: вступить ли им в сражение со скифами или же уступить грозной силе и покинуть свою страну. На совете мнения разделились. Цари предлагали дать сражение, предпочитая умереть за свою землю, но народ, не желая подвергаться опасности, предложил уйти без боя. Так и не сумев договориться, киммерийцы разделились на две части и вступили в кровопролитную битву друг с другом. Многие в ней были перебиты, а оставшиеся в живых похоронили своих соплеменников и, покинув родину, ушли вдоль восточного берега Черного моря в Переднюю Азию.

Так начался переднеазиатский период в истории киммерийцев, о котором достаточно подробно сообщают уже древневосточные (ассирийские, вавилонские, древнееврейские) письменные источники. Они весьма многочисленны и речь в них идет о вооруженных столкновениях киммерийцев с Ассирией, Мидией, Лидией и Урарту. Для жителей этих стран киммерийцы или «гамирра», как их называли, были пришедшими с севера дикими кочевниками, живущими грабежом и войной. Легко предавая и меняя союзников, нападая на богатые города, киммерийцы повсюду несли с собой смерть и разрушения. Конец киммерийскому владычеству в Передней Азии положили их недавние враги — вторгшиеся сюда скифы. Потерпев от них ряд поражений, киммерийцы отступили в район города Синопа на юге черноморского побережья, а около 600 г. до н.э. их окончательно разгромил лидийский царь Алиатт. После этого киммерийцы сошли с исторической арены, но, несмотря на это, они до сих пор остаются одним из самых загадочных народов.

Причин тому несколько. Так, например, в соответствии с данными античной письменной традиции, киммерийцы жили в северопричерноморских степях, однако попытки уточнить территорию их обитания привели ученых к крайне противоречивым выводам. Большинство современных исследователей, вслед за Геродотом, полагают, что киммерийцы некогда были широко расселены от Дуная до Дона. Другие сужают их ареал до Северо-Западного Кавказа, а также до Таманского и Керченского полуостровов, иногда даже только до одного Керченского полуострова, поскольку с ним связаны практически все уже упоминавшиеся топонимы, имеющие отношение к киммерийцам. Существует гипотеза, в соответствии с которой киммерийцы никогда не жили в Северном Причерноморье, а их племенной союз сложился на землях современного Ирана, откуда они совершали свои грабительские походы в Малую Азию, Закавказье и в Северное Причерноморье. Полагают также, что киммерийцы — это не этноним, а общее название передового подвижного отряда воинов-кочевников, в частности скифов, и, следовательно, такого народа как киммерийцы вообще не существовало.

Не решен до конца вопрос о языковой принадлежности киммерийцев, поскольку из их языка до нас дошло всего три слова. Это имена киммерийских царей Теушпа, Тугдамме (Лигдамис) и Сандакшатру. В свое время их считали фракийскими, кельтскими, германскими, славянскими и кавказскими, но сейчас языковеды выводят эти имена из иранских корней, относя язык киммерийцев к иранской группе индоевропейской языковой семьи.

Разночтения с локализацией киммерийцев породили сохраняющуюся и поныне проблему выявления принадлежащей киммерийцам археологической культуры. Так, в Малой Азии, где киммерийцы несомненно жили в течении многих лет, нет ни одного оставленного ими памятника и поэтому нет того эталона, с которым можно было бы сравнивать памятники других территорий. Следуя указаниям Геродота, киммерийцев искали в Северном Причерноморье, пытаясь связать с ними катакомбную и срубную культуры эпохи бронзы. Однако, к IX в. до н.э. они прекратили свое существование, тогда как киммерийские памятники только лишь стали появляться в это время. В конечном счете, археологи условились считать киммерийскими разбросанные по степи кочевнические подкурганные погребения IX — первой половины VII вв. до н.э., которые по своему обряду и инвентарю отличаются от кочевнических древностей эпохи бронзы, а также от культуры появившихся в середине VII в. до н.э. скифов.
Связываемые с киммерийцами захоронения, а их насчитывается порядка 200, открыты на огромном пространстве от Дуная до Волги. Они совершались в прямоугольных или овальных ямах, большинство которых впущено в курганы, насыпанные в предшествующее время. Иногда стены могильной ямы обшивали деревом, из которого делали и перекрытие могилы. В погребениях содержатся останки воинов с оружием и деталями конской узды, а также с лепной лощеной посудой, куда помещалась заупокойная пища. Изредка вместе с умершим хоронили и его боевого коня. В отдельных случаях над могилой устанавливали каменные стелы в виде человеческой фигуры. Погребения такого типа, а на сегодняшний день их известно свыше 15, открыты и в степной части Крымского полуострова.

Археологические материалы из киммерийских погребений дают возможность реконструировать хозяйственный уклад, жизнь и быт этого кочевого народа. Основой хозяйства киммерийских племен было кочевое скотоводство, в котором доминировало разведение лошадей. Коневодство не только обеспечивало киммерийских воинов и пастухов «средствами передвижения», но, если вспомнить «Илиаду», снабжало их продуктами питания. Большую роль в жизни киммерийцев играли войны, открывавшие кочевникам широкие возможности в получении продуктов земледелия и ремесла. О переднеазиатских походах уже говорилось, но постоянное давление со стороны киммерийцев испытывало и северное оседло-земледельческое население лесостепи.

Кочевая жизнь киммерийских племен отразилась и на их внешнем виде. Сохранилось всего два изображения на расписных вазах VI в. до н.э., на которых, как считается, запечатлены киммерийцы. На этрусской вазе показаны киммерийские всадники, а на греческой — киммерийский лучник. Одежда людей на этих изображениях полностью отвечает тем степным «стандартам», которые были выработаны кочевыми условиями жизни. Киммерийцы одевались в удобные для верховой езды узкие штаны и приталенные рубахи с расширяющимися полами, на ноги обували мягкие сапожки с короткими голенищами, а головы покрывали высокими островерхими шапками-башлыками. Неотъемлемым кочевническим компонентом является и конская сбруя, служившая для управления конем. Ее основные детали — это удила и псалии, которые очень часты в киммерийских могилах. Бронзовые удила киммерийских лошадей фиксировались во рту лошади при помощи костяных и бронзовых трехдырчатых псалиев. Соединявшие их ременные уздечки украшались разнообразными бронзовыми или ажурными костяными накладками.

Военная специфика киммерийского быта отразилась в разработке и изготовлении первоклассных для своего времени образцов вооружения и снаряжения боевого коня. Главным видом наступательного вооружения являлся мощный дальнобойный лук со стрелами, имевшими бронзовые двухлопастные наконечники.

В ближнем бою киммерийцы использовали длинные (свыше 1 м) железные мечи, а также короткие кинжалы, имевшие иногда бронзовые рукояти. Изредка киммерийцы применяли и копья с железными наконечниками, но широкого распространения этот вид оружия не получил. Как свидетельствуют археологические находки и редкие изображения, киммерийцы представляли собой легковооруженную конницу. Какими-либо данными об использовании ими защитного вооружения наука не располагает, хотя не исключено, что перед боем киммерийцы могли облачаться в простые, но весьма эффективные кожаные доспехи, прикрываясь от неприятельских стрел и ударов мечей легкими щитами. Широкое распространение киммерийской конской упряжи и оружия является лучшим подтверждением их высокой эффективности и удачной конструкции.

Кочевничье-скотоводческий способ жизни отразился и на социальном развитии киммерийцев. Главной ценностью кочевников был скот, стада которого могли легко переходить из рук в руки вследствие вооруженных столкновений, засух и других причин, скапливаясь у наиболее предприимчивых и удачливых соплеменников. Им же перепадала и основная часть военной добычи, что приводило к имущественному и социальному расслоению киммерийского общества. О киммерийских вождях говорится в ряде письменных источников, например у Геродота, где они названы царями, а археологически это прослеживается в появлении захоронений военной аристократии, которые своим богатством заметно отличаются от основной массы рядовых погребений. В качестве примера можно привести крымское погребение знатного воина, исследованное в кургане у с. Целинное Джанкойского района. Похороненный здесь лежал в скорченном положении на левом боку. За его головой стояла чернолощеная корчага, наполненная костями барана, оставшимися от заупокойной пищи. Под нижней челюстью умершего найдены две височные подвески в виде бараньих рогов, изготовленные из бронзы и обтянутые золотой фольгой. К поясу был подвешен железный кинжал, а в левую руку вложен точильный камень (оселок). При раскопках кургана обнаружена нижняя часть каменной стелы, на которой рельефом изображены пояс, заткнутый за него горит (футляр для лука и колчана со стрелами) с луком, а также подвешенные кинжал, оселок и крестообразное изделие неясного назначения.

Приведенные факты говорят о том, что киммерийцы находились на стадии перехода от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу и государственности. Однако дальнейшее развитие этого процесса было прервано вторжением скифов, с которыми связан следующий этап истории Крыма.

В. П. Власов

ЛИТЕРАТУРА:
Алексеев А. Ю., Качалова Н. К., Тохтасьев С. Р. Киммерийцы: этнокультурная принадлежность. — СПб., 1993.
Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. — М., 1989.
Тереножкин А. И. Киммерийцы. — Киев, 1976.
Храпунов И. Н. Древняя история Крыма. — Симферополь, 2003.

По свидетельству Геродота до-скифским населением степной части Северного Причерноморья были киммерийцы. В «Истории» Геродот пишет: «И теперь в Скифии есть Киммерийские стены, есть и Киммерийские переправы, есть и страна с названием Киммерия, есть и Боспор, именуемый Киммерийским». (IV, 12.) И далее добавляет: «Киммерийцы же, обитавшие у Южного моря, под натиском скифов покинули страну» (IV, 13.) Геродот рассказывает о Южном — это Чёрное море, и в рассказе о киммерийцах он дважды упоминает «Киммерийскую переправу» — это Керченский пролив между Чёрным и Азовским морем.

О киммерийцах упоминает и Гомер в «Одиссее»: «Там страна и город мужей киммерийских. Всегдашний сумрак там и туман».

История, рассказанная Геродотом о киммерийцах довольно печальна, он пишет: «Скифы-кочевники, живущие в Азии, вытесненные во время войны массагетами, ушли, перейдя реку Аракс, в Киммерийскую землю (именно её теперь и населяют скифы, а в древности, как говорят, она принадлежала киммерийцам)» (IV, 11.)

«(2) При нашествии скифов киммерийцы стали держать совет, так как войско наступало большое, и мнения у них разделились. Обе стороны были упорны, но лучшим было предложение царей. По мнению народа, следовало покинуть страну, а не подвергаться опасности, оставаясь лицом к лицу с многочисленным врагом. А по мнению царей, следовало сражаться за страну с вторгающимися.

(3) И народ не хотел подчиниться, и цари не хотели послушаться народа. Первые советовали уйти, отдав без боя страну вторгающимся. Цари же, подумав о том, сколько хорошего они [здесь] испытали и сколько возможных несчастий постигнет их, изгнанных из отечества, решили умереть и покоиться в своей земле, но не бежать вместе с народом.

(4) Когда же они приняли это решение, то, разделившись на две равные части, стали сражаться друг с другом. И всех их, погибших от руки друг друга, народ киммерийцев похоронил у реки Тираса (Днестр), и могила их (курганы ) ещё и теперь видна. Похоронив их, народ таким образом покинул страну, и скифы, придя, заняли безлюдную страну». (IV, 11.)

«(2) Очевидно также, что киммерийцы бежали от скифов в Азию и заселили полуостров, на котором теперь находится эллинский город Синопа. Ясно и то, что скифы, преследуя их, вторглись в Мидийскую землю, сбившись с пути»

«(3) Ведь киммерийцы всё время бежали вдоль моря, а скифы преследовали их, имея по правую руку Кавказ , до тех пор, пока не вторглись в Мидийскую землю, повернув по дороге во внутренние области страны. Вот так излагается это общее для варваров и эллинов предание». (Геродот, «История», IV, 11.)

Итак, похоронив своих царей, киммерийский народ, отказавшийся сражаться со скифами, покинул территорию своей родины Киммерии и отправился в Переднюю Азию.

Для киммерийцев началась новая жизнь, на чужих землях они получили славу кочевого кровожадного воинственного племени , живущего исключительно войнами и грабительскими набегами. Сведения о данном периоде жизни киммерийцев историки почерпнули из письменных ассирийских и вавилонских источников. Приблизительно в 600 году до нашей эры царствование киммерийцев в Передней Азии завершилось. Произошло это из-за тех же скифов, которые стали вторгаться и в эти земли. Киммерийские племена были вынуждены отступать на юг черноморского побережья, где они были разгромлены царем Алиаттом из Лидии.

По изображениям на греческой вазе, датированной VI веком до нашей эры, на этрусском кувшине той же эпохи, видно как выглядели воины киммерийцы. Киммерийцы были хорошими наездниками, носили высокие шапки-башлыки. Одевались в удобные для верховой езды узкие штаны, подпоясанные рубахи, короткие скифские сапожки.

Киммерийцы (лат. Cimmerii, др.-греч. Κιμμέριοι) - племена, вторгшиеся в Закавказье во второй половине VIII века до н. э. и в VII веке до н. э. завоевавшие некоторые районы Малой Азии.

Сегодня практически невозможно выяснить точные границы территории , на которой проживали киммерийцы. Одни исследователи считают, что киммерийцы проживали на северных территориях Причерноморья, другие считают, что они заселяли более обширные территории - от Дона до Дуная. Иные учёные предполагают, что киммерийцы занимали очень мало земель - Северо-Западный Кавказ и Керченский с Таманским полуострова. Есть даже предположение, что киммерийцы - это не отдельный народ, а собирательное название для кочевых воинственных племён .

Киммерийцы являются древнейшим народом, обитавшим в Восточной Европе. Происхождение имени «киммерийцы» возможно от финикийского «тёмный» или от ведического санскрита Хима - hima - зима, холодный (отсюда Гималаи - Himalaya – «обитель снегов» ), позднее от греческого χειμώνας — «химонос» — «зимний» , так греки называли людей, живущих в странах, где тёмные и холодные зимы. Киммерийцы имели контакты с Урарту, Ассирией, Фригией и Лидией.

Киммерийская (скифская) амазонка на коне. Надпись «этруск» — читается слева направо

Первые письменные упоминания о киммерийцах зафиксированы ассирийских архивах в 714 году до н.э., киммерийцев там называют «гимирри» , а в Библии киммерийцев называют яфетический народ, «гомер».

В Уэльсе живут сегодня кельты-валлийцы (Wales), самоназвание которых - Кимры - Cymru - «соотечественники», пришедшие на территорию Самоназвание скифов - сколоты - skolot или skolt, легко трансформируется в kelt - кельт.

Сохранилось несколько имён киммерийских царей в ассирийской транскрипции: - Te-ush-pa (Теушпа, Teuspa). Киммерийский царь Теушпа в 668 г. основал династию Ахеменидов в Персии . Был женат на дочери скифского царя Ишпакая – Шпако; от их брака родился будущий царь персов Кир I Великий, который был разгромлен ассирийским царем Асархаддоном при помощи скифов-наемников во главе с Партатуа. (Геродот I 110, VII 11; Ельницкий Л.А., Скифия евразийских степей. – Новосибирск, 1977, с. 27; Е. Молев. Эллины и варвары, М., 2003, с. 30.) погиб около 679 до н. э.)

Киммерийский царь Dug-dam-me (Тугдамме или Дугдамме, Лигдамис, умер в 640 г. до н. э.) – вождь киммерийцев, водивший их в военный поход в Малую Азию, отец Сандаксарта. Упоминается в ассирийских источниках, как царь племени сака-угутум, известно, что саками в Ассирии называли скифов. Ельницкий Л.А. усматривает в этом родство киммерийцев с прикаспийскими саками и скифами. (Strab., Geogr., I, 3, 12; Ельницкий Л.А., указ. соч., стр.26.) В ассирийских источниках скифов называют саками.

Киммерийский царь- Sandaksatru\ Sandaksatra (Сандаксатру или Шандаксатра , с 640 г. до н. э.) – сын вождя киммерийцев Дугдамме (Лигдамиса). Имя его упоминается в ассирийских клинописных документах в связи с событиями в Малой Азии. (Ельницкий Л.А., Скифия евразийских степей. – Новосибирск, 1977, стр. 27; L. L. Zgusta. Die Personennamen griechischer Stadte der nordlischer Swarzmeerkunste. Praha, 1955.)

Племена киммерийцев населяли Восточный Крым в X-VII веках до н.э. , именно поэтому древние греки называли восточный Крым Киммерией.

Киммерийцами древние греки называли племена скифов Северного Причерноморья в VI веке до н.э. У Эсхила Керченский пролив назван «Коровий брод» (греч. Βόσπορος, то есть Боспорос, Боспор, Босфор). Из «Истории» Геродота известно, что Керченский пролив зимой можно было перейти по льду, поэтому греки называли его «коровий брод» и «Боспор Киммерийский».

В VI веке до н. э. греки ионийцы из Милета основали на западном берегу Киммерийского пролива город Пантикапей - будущую столицу Боспорского царства на месте нынешней Керчи. Греческий писатель Диодор Сицилийский сообщает, что в 438/437 г. до н. э. исполнилось 42 года царствования над Киммерийским Боспором правителей, именуемых . На основании указанного известия можно считать, что греческие города на Боспоре примерно с 480 г. до н. э. представляли уже единое государство , в котором власть принадлежала членам рода, ведшего своё происхождение от некоего Археанакта . Археанакт был ойкистом, т. е. главой первого отряда милетских переселенцев, основавших колонию Пантикапей.

Греческие историки и географы иногда путали киммерийцев со скифами, которые изгнали киммерийцев из Северного Причерноморья. Киммерийцы и скифы были родственными племенами , схожие обычаи, материальная культура и курганных захоронений.

Киммерийцы были первыми степняками, которые пугали своими набегами великую древнегреческую цивилизацию. Опустошительные набеги грозных северных кочевников киммерийцев и их необычный вид настолько поражали их южных соседей, что образ киммерийских воинов был запечатлён в изобразительном искусстве (на вазах), в скульптуре и описан в древних текстах.

Теснимые родственными племенами скифов, киммерийцы часто вторгались в Азию, в 650 г. до Р. X. киммерийцы ограбили город Сарды, богатейшую столицу Лидийского царства. Киммерийцы были разбиты лидийским царем Алиаттом, отцом царя Крёза.

К киммерийским археологическим находкам относят курганные захоронения конца IX - первой половины VII веков до нашей эры . Захоронения совершали в прямоугольных, реже в овальных, ямах. Стены могилы зашивали деревом и делали деревянное перекрытие. Археологи обнаружили в них останки воинов с оружием, посуду, конскую сбрую. Зачастую вместе с погибшим воином хоронили его коня . Повседневный быт киммерийцев учёные восстанавливают по немногочисленным материалам археологических раскопок. Киммерийцы признаны кочевым народом, промышляющим набегами, занимавшимся скотоводством, разведением лошадей.

В качестве оружия для охоты и набегов воины-киммерийцы использовали лук и стрелы, длинные железные мечи, короткие кинжалы для ближнего боя. В племени киммерийцев было значительное расслоение в социальном плане. Учёные подтверждают это по обнаруженным захоронениям военной аристократии. В качестве примера можно привести курган в Джанкойском районе, у села Целинное. Этот курганное захоронение воина, лежащего на боку, головой на восток. В могиле воина найден железный кинжал и сланцевый оселок. Рядом с умершим располагался грушевидный сосуд с заупокойной пищей, две спиральные височные подвески, украшенные золотой фольгой. Большое внимание киммерийцы уделяли конской сбруе - в могильниках находили бронзовые удила, псалии, ременные уздечки. Над курганом была установлена каменная стела.

Курганные захоронения Закавказья и Северного Причерноморья, характерны для племён киммерийцев и скифов. Интересные открытия сделала археологическая экспедиция, проходившая в Закавказье, рядом с аулом Кошехабль в долине реки Фарс, проводившая раскопки кургана- могильника Уашхиту в Адыгее на Северном Кавказе. В курганном захоронении были обнаружены 42 погребения и 7 конских ритуальных захоронений, охватывающие исторический временной отрезок в 3 тысячи лет – с 3 тыс. до н.э. до 1 тыс. н.э.

Майкопская археологическая культура, относящаяся к эпохе раннего бронзового века (3500-2000 до н. э.), имеет большое сходство с Кеми-Обинской культурой , представляющей культуры крымских и степных племён, что обусловлено их общим происхождением , и близким родственным соседством на территории Причерноморья. Учёные отмечают и антропологическое сходство лиц представителей Майкопской и Кеми-обинской археологической культуры.

В захоронениях киммерийцев и майкопцев, археологи находят образцы самой первой металлоносной культуры на Кавказе, относящейся к концу 3-го тысячелетия до н. э.

В кургане обнаружены различные типы ритуальных захоронений : кремация, скорченники, пакетники (рассеченные на части), катакомбники (тип захоронения буквой «Г», вниз головой, как бы в катакомбе).

Раскопки кургана Уашхиту - уникальны, они открыли ценные сведения о культурах народов, живших на Северном Кавказе и Северном Причерноморье на протяжении трёх тысяч лет.

В киммерийском кургане захоронен военный вождь, погребённый в модели турлучного «дома» — стены погребального дома составлены из шестов, вкопанных в землю, переплетены лозой или хворостом и обмазаны глиной, как мазанки, которые строили на юге России. С киммерийским вождём захоронена четвёрка лошадей, запряжённых в деревянную колесницу, в майкопском захоронении похоронен аристократ огромного роста . Захоронения двух аристократов-вождей принадлежат к разным историческим эпохам. Захоронение майкопского вождя уникально. Обнаружено место большой погребальной тризны, поминок по киммерийскому вождю. Остальные захоронения кургана Уашхиту-2 - это воины (сарматы и др.), дети, женщина, младенец и останки одного древнего мусульманина.

В кургане Уашхиту обнаружены бронзовые иглы, керамические женские украшения (височные кольца и стеклянные бусы ), кремниевый ритуальный нож, кремниевый наконечник от стрелы, керамика и бронзовые удила, псалии, бляхи, и кольца от киммерийской колесницы .На бляхах изображен солнечный, «солярный» знак. Согласно «Авесте», запряженная солнечными лошадьми колесница должна была перевезти знатного покойника из Мира живых в Мир мёртвых. Из богов скифы почитают только Солнце, которому они приносят в жертву коней.

Племенам Кеми-обинской и Майкопской культуры было известно искусство добычи и обработки металлов , бронзы, серебра, меди, золота. Им был известен и гончарный круг , на котором они изготовляли глиняную посуду.

И в Кеми-обинской, и в Майкопской археологических культурах обнаружен одинаковый тип захоронений в курганах , окружённых кромлехами, во многом схожи и украшения, с элементами скифского «звериного стиля». Если представители Майкопской культуры хотели отметить значимость умершего, они, как и кеми-обинцы, устанавливали на вершине кургана каменную антропоморфную стелу или вертикальный камень - менгир.

В Крыму и на Кавказе в курганах найдены посмертные дары - оружие, украшения, посуду, одежду, а также делали жертвоприношения людей и животных. И в Кеми-обинской и Майкопской археологических культурах было развито скотоводство, разведение овец и крупного рогатого скота (коров, быков), пасли на горных склонах Крыма и Кавказа, причём, в раннее время в Майкопской культуре преобладало свиноводство . Встречаются и не значительные останки лошадей .Племена Кеми-обинской и Майкопской культуры занимались земледелием , о чём свидетельствуют находки мотыги, кремневых вкладышей для серпов, которые вставляли в деревянную или костяную основу серпа, каменных зернотёрок .

Носители Майкопской культуры, были солнцепоклонниками, так же, как и племена Кеми-Обинской археологической культуры среднего неолита , существовавшей на территории Нижнего Поднепровья, Приазовья и в Крыму (близ г. Белогорска) в 3 тысячелетии до н. э.

Майкопская культура получила своё название от известного своими сокровищами Майкопского кургана - археологического памятника, относящегося к эпохе раннего бронзового века (3500-2000 до н. э.).

Майкопский курган, был найден в 1897 г. на восточной окраине Майкопа и исследован известным русским археологом Н.И.Веселовским.

Высота кургана 11 метров, диаметром около 100 метров. Вокруг кургана был установлен каменный круг - Кромлех или Храм Солнца. Каменный круг состоял из нескольких вертикально поставленных камней – менгиров , образующих концентрическую окружность - круг Солнца.

В курганных захоронениях Кеми-обинской археологической культуры стены ямы тщательно выкладывались хорошо обработанными и подогнанными друг к другу каменными плитами, или деревом, точно такое же построение могил и в Майкопском захоронении. Стенки могильной ямы Майкопского кургана были обшиты деревом, и бревенчатый в два наката потолок поддерживался столбами, стоявшими по углам. Дно могильной ямы было выложено речным булыжником, посыпанным красной краской (суриком) .

В Майкопском кургане по скифскому обряду захоронен племенной вождь и две женщины. Тела их густо засыпаны ярко-красным суриком , лежат они, в согнутом положении, на правом боку, голова направлена на юг, лицо на восток — восход солнца. Солнцепоклонники верили, что жизнь человека – это круг, умерший должен и после смерти лежать также, как в утробе матери. Останки вождя покоятся под балдахином, расшитым золотыми бляшками в виде 38 колец, фигурками 19 быков и 68 львов. Балдахин закреплён на 4 серебряных шестах, на которые надеты литые золотые и серебряные фигурки быков.

Среди золотых украшений в Майкопском кургане найдена золотая царская диадема, золотые, бирюзовые и сердоликовые бусины, разной величины. Царская тиара, в виде высокой остроконечной шапки , украшена подвесками из золотых бляшек, бирюзы и ляпис-лазури, найдены украшения из серебра, а также два золотых и четырнадцать серебряных сосудов.

На одном из сосудов изображён горный пейзаж, напоминающий Кавказский хребет и вереница зверей. Между высоких горы с двуглавыми вершинами изображены два дерева и стоящий на задних лапах медведь. В горах берут начало две реки, изображенные ломаными линиями, они сливаются в небольшое озеро на дне сосуда. В устье реки на разных сторонах сосуда, под ручками для подвешивания изображены плавающая птица и летящая надо львом птица. Весь сосуд заполнен в два ряда изображениями животных. В первом ряду симметрично изображены лошадь, лев и два быка, в нижнем ряду изображены горный козёл, львица, дикий кабан и баран. Возможно, этот сосуд имел ритуальное назначение , изображённые на нём культовые животные символизировали силы божественной природы - землю, воду, горы и небо.

На фризе серебряного сосуда изображены 5 животных, идущих друг за другом - два козерога, два барса, бык и три птицы. Туловище отделяется от горло сосуда украшено гравированной ломаной линией реки, схожей с изображением реки на первом сосуде. На дне сосуда гравировка в виде большой розеткой.

В кургане найдено множество медных предметов - шилья, кинжал, кирки, топоры, долота. Предметы из Майкопского кургана представлены в экспозиции «Золото Кубани» в Государственном Эрмитаже, в Санкт-Петербурге.

Народы Крыма Апрель 07, 2011

Киммерийцы были самым древним населением Крыма, о котором упоминают письменные источники.

Так например, Гомер в своем произведении «Одиссея» впервые упоминает о киммерийцах и об их городе, повествуя о долгом путешествии Одиссея. В глазах Одиссея и его спутников родина киммерийцев выглядела мрачно и уныло, покрытая густым туманом и плотным слоем облаков, что даже лучи солнца не пробивались через них.

Геродот, древнегреческий историк, повествуя одну из легенд, в которой говорится о происхождении скифов, упоминает о киммерийцах. В древние времена киммерийцы заселили северный берег Черного моря, который назывался Киммерией, а Керченский пролив имел название Боспор Киммерийский. Такие географические названия, как город Киммерик и Киммерийские стены, Киммерийские переправы и гора Киммерий также сохранились с тех пор.

Однажды на киммерийские земли совершили набег скифы, воинственные кочевники. Киммерийцы собрали совет и стали думать: принять ли им в сражение со скифами или же покориться и покинуть территорию. Но они не сумели договориться и разделившись на две части, вступили в битву между собой. В этой битве полегло много народу, а те кто выжил, покинули родину, похоронив своих соплеменников, ушли в Переднюю Азию.

Киммерийцы на этрусском кувшине

С этого момента начался другой период в истории киммерийцев , который носит название переднеазиатский. Об этом периоде довольно подробно описывается в древневосточных источниках. Это достаточно многочисленные ассирийские, а также вавилонские письменные источники. Они сообщают о вооруженных действиях, которые вели киммерийцы с Ассирией и Лидией, Мидией и Урарту. Жители этих стран называли киммерийцев «гамирра» и считали их пришедшим с севера диким кочевым племенем, живущим грабежом и войной.

Около 600 г. до нашей эры наступил конец владычеству киммерийцев в Передней Азии. Произошло это не сразу. Начало краху положили, вторгшиеся в их владения, недавние враги скифы. Потерпев от них ряд поражений, киммерийцам пришлось отступить на юг черноморского побережья в район города Синопа, а окончательно их разгромил царь Алиатт из Лидии. Так киммерийцы покинули историческую арену и до сих пор считаются одним из самых загадочных народов.

И этому существует несколько причин. Так, например, ученые пришли к крайне противоречивым выводам, при попытке уточнить территорию их обитания. Если опираться на данные античной письменной традиции, то можно сделать вывод, что киммерийцы жили в северопричерноморских степях. Однако большинство современных историков, как и Геродот, предполагают, что киммерийцы были обширно расселены от Дона до Дуная. Другие же сужают их ареал до Северо-Западного Кавказа, а также до Керченского и Таманского полуостровов, или же только до одного Керченского полуострова, так как с ним связаны все уже известные топонимы, которые имеют отношение к киммерийцам.

С другой стороны, имеется гипотеза, по которой киммерийцы никогда не проживали в Северном Причерноморье, а ареалом их обитания являются земли современного Ирана. Именно отсюда они совершали свои военные походы в Малую Азию, Северное причерноморье и Закавказье. Некоторые исследователи полагают, что киммерийцев как народа не существовало, и в свою очередь киммрерийцы - это не этноним, а общее название передового подвижного отряда воинов-кочевников, например, скифов.

Тяжело решить до конца вопрос о том к какой языковой группе относятся киммерийцы. Это связано с тем, что до нас дошло всего три их слова. Эти слова — имена киммерийских царей Тугдамме (Лигдамис), Теушпа и Сандакшатру. Ранее полагали их германскими, фракийскими, славянскими, кельтскими и кавказскими, но теперь языковеды определяют эти имена из иранских корней.

И поныне существует проблема выявления археологической культуры, принадлежащей киммерийцам, так как нет ни одного памятника, оставленного ими. После долгих археологических исследований, принято считать подкурганные захоронения конца Ⅸ - первой половины Ⅶ веков до нашей эры, киммерийскими. Таких захоронений около 200. Они открыты на большом пространстве от Волги и, практически, до Дуная.

Эти захоронения совершались в основном в прямоугольных иногда в овальных ямах, стены которой зачастую обшивали деревом и делали деревянное перекрытие. В таких погребениях обнаружены останки воинов с оружием и частями конской сбруи, а также посуда с заупокойной пищей, каменный оселок и прочее. Иногда вместе с воином хоронили и его коня. Также обнаружены захоронения, над могилой которых были установлены каменные стеллы, которые имели вид человеческой фигуры. В Крыму, в его степной части были открыты захоронения такого типа.

Каков же был хозяйственный уклад и быт этого народа? Это можно реконструировать по археологическим материалам из киммерийских погребений. Кочевое скотоводство — вот основа хозяйства киммерийских племен, причем в основном они занимались разведением лошадей так как большую роль в их кочевой жизни играли войны. Войны открывали широкие возможности киммерийцам в получении продуктов питания и ремесла. Походы они совершали как в Переднюю Азию, так и в северные лесостепи.


Киммерийский лучник
на греческой вазе

А что можно сказать об их внешнем виде? До нас дошло всего два изображения этих воинов. На греческой вазе Ⅵ века до н.э. — киммерийский лучник, а на этрусском кувшине того же периода — всадник. Головы киммерийцев покрыты шапками-башлыками, высокими и островерхими головными уборами. Одеты они в узкие штаны, удобные для верховой езды, а на теле приталенные рубахи полы которой расширяются книзу, на ногах сапожки с короткими голенищами. Особое место в киммерийских могилах занимает конская сбруя — это бронзовые удила и псалии, а также ременные уздечки, которые украшались бронзовыми или костяными накладками.
К предметам вооружения киммерийцев относятся дальнобойный лук со стрелами, применяемый в наступательном бою, а длинные железные мечи и короткие кинжалы для ближнего боя.

В киммерийском обществе наблюдалось имущественное и социальное расслоение. Это подтверждается в обнаруженных захоронениях военной аристократии. Например, крымское погребение, впущенное в курган у села Целинное Джанкойского района, отличается от основной части рядовых погребений. Погребенный здесь воин лежал на боку в скорченном положении к востоку головой. За его головой находился лощеный грушевидный сосуд, наполненный остатками заупокойной пищи. Найдены две спиральные височные подвески из бронзы, обложенные золотой фольгой. К поясу был подвешен обломок железного кинжала, а в руку вложен сланцевый оселок (точильный камень).

В свое время над погребением была установлена, обнаруженная при раскопках, каменная стела. Она имеет вид, закругленного сверху и слегка расширенного книзу, столба, схематически изображая воина. На ней рельефом показан портупейный пояс и прикрепленные к нему предметы: слева — футляр для лука и колчана — горит, в котором помещен и кинжал, сзади — оселок.