Как расширить участие граждан в политической жизни. Участие граждан в политической жизни

Тема 6. Участие граждан в политической жизни

(параграф 6)

Выборы

Выборы – это процедура избрания кого-либо путем голосования.

Граждане Российской федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Управление государством требует высокого профессионализма, поэтому граждане поручают эту работу своим представителям в законодательных органах. Гражданам принадлежит право решать, кто именно будет представлять их интересы в процессе законотворческой деятельности. Такое решение они принимают на выборах (представительная демократия).

Основные принципы избирательного права в РФ:

Всеобщее избирательное право - это означает, что оно принадлежит всем гражданам, достигшим 18 лет, независимо от их социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования, места жительства. Исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными, т.е. неспособными по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои права

Равное избирательное право – каждый избиратель имеет лишь один голос.

Прямые выборы – Президента, депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов РФ граждане избирают непосредственно. В практике других стран встречаются многоступенчатые выборы, когда граждане избирают выборщиков, а затем выборщики избирают Президента. Президент РФ избирается сроком на 6 лет, Государственная Дума – сроком на 5 лет

Каждый гражданин, согласно Конституции РФ, имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Исключение установлено для тех лиц, которые не могут участвовать в выборах. При этом учитывается возрастной ценз (ограничение):

С 21 года - для избрания депутатом Государственной Думы

С 35 лет, а также проживание в Российской Федерации не менее 10 лет (ценз оседлости) – для избрания Президентом РФ.

Существуют два основных вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная.

Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места в парламенте. При такой системе избиратели голосуют не за отдельного кандидата, а за партию, которая в зависимости от общего количества набранных голосов распределяет места в парламенте по партийному списку. Например, партия набрала 35% голосов всех проголосовавших, соответственно в парламенте ей принадлежит 35% мест.

Мажоритарная система предполагает, что избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат, получивший большинство . Существуют также смешанные системы.

Референдум

Непосредственное участие в управлении делами государства граждане принимают на референдуме.

Референдум - это всенародное голосование по проектам законов и другим вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция РФ была принята на референдуме в 1993 г. При проведении референдума действуют те же принципы, что и при выборах депутатов.

Главное отличие референдума от выборов состоит в том, что на референдуме одобряют или не одобряют какое-либо решение, а не голосуют за кандидатов, претендующих на определенные должности, или партии. Вопросы, выносимые на референдум, должны быть сформулированы так, чтобы можно было дать однозначный ответ «да» или «нет».

В Российской Федерации референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории.

Выборы и референдумы – это наиболее массовая форма участия граждан в политической жизни.

Другие формы участия граждан в политической жизни:

Право на равный доступ к государственной службе . Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. На государственной службе находятся должностные лица (государственные служащие), занимающие должности в центральных и местных органах власти, в судебных органах и др.

Согласно Конституции, граждане РФ имеют право на равный доступ к государственной службе. Это означает, что каждый гражданин может занимать любую государственную должность без ограничений в зависимости от расы, национальности, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Это не значит, что любой желающий гражданин может работать, например, в министерстве, областной администрации и т.д. Существует система конкурсов: требования к профессиональной подготовке, определенный порядок назначения на государственные должности.

Граждане России имеют также право участвовать в осуществлении правосудия . Это прав может быть реализовано путем занятия должностей в суде, при наличии соответствующего образования и стажа работы, а также путем участия в правосудии в качестве присяжного заседателя.

- обращение в органы власти – это право обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Это может быть индивидуальное обращение о материальной помощи, а также жалоба, т.е. обращение гражданина с требованием о восстановлении права, нарушенного действием или бездействием отдельных лиц, организаций, органов государства или самоуправления. Это может быть заявление , т.е. обращение, гражданина с просьбой о реализации принадлежащего ему права (например, на получение пенсии). Это может быть также предложение , т.е. такой вид обращения, который не связан с нарушением прав граждан, но в котором ставится вопрос об улучшении деятельности государственного органа.

Законы РФ устанавливают сроки для решения вопросов, поднятых в обращениях граждан.

- участие в собраниях, митингах и демонстрациях также является одним из путей воздействия на власть. Граждане могут собраться для обсуждения каких-либо вопросов, представляющих для них общий интерес. Массовое собрание по поводу злободневных вопросов называются митингами . Нередко на митинги собираются для выражения протеста против политики правительства, действий каких-либо политических сил. Закон разрешает только такие собрания, которые носят мирный характер и не угрожают насильственными действиями против других граждан.

В разных странах существует либо уведомительный, либо разрешительный характер порядок проведения митингов и демонстраций, забастовок. В РФ существует разрешительный порядок, т.е. организаторы акции протеста заранее направляют заявление в местный орган власти, который дает разрешение на проведение этой акции. В случае нарушения такого порядка полиция имеет право применять силу против участников митинга с использованием специальных средств (резиновые дубинки, водометы, слезоточивые газы).

Свобода слова

В Российской Федерации существует право на свободу слова, для реального осуществления этого права необходима гласность: люди должны иметь возможность получать правдивую и полную информацию о работе органов власти, о положении в стране, на международной арене. Для этого необходимо такое условие как отмена цензуры. Цензура - это специальный просмотр газет и журналов, литературных произведений, кинофильмов, текстов радиопередач и телепередач, предназначенных к выпуску. Цензор мог запретить доступ какой-либо информации. Теперь цензуры не существует. Но свобода слова и печати не абсолютна. Законом запрещены: пропаганда войны и насилия, разжигание расовой, национальной или религиозной ненависти, клевета, распространение ложной информации. Таким образом, использование свободы слова налагает и особую ответственность.

КОНСТИТУЦИЯ

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 80

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Статья 81

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании <14>.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Статья 96

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Статья 97

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Урок обществознания в 9 классе

Учитель экономики и обществознания

Лаптенко Мария Александровна

УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Задачи урока.

    Охарактеризовать взаимоотношения гражданина с государственной властью.

    Сформировать у школьников конкретное представление о возможностях воздействия гражданина на органы власти, на подготовку и принятие политических решений.

    Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в социальных ролях; определение своего места в обществе и жизни в целом; переработка и структурирование информации; учёт разных мнений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем изучать политическую сферу и начинаем новую тему. Для начала заполните столбик «до» в таблице.

ДО урока

ПОСЛЕ урока

В каком возрасте я могу стать президентов РФ?

Работа по теме урока. Изучение нового материала.

Откройте рабочие тетради на стр.34 и прочитайте задание 1.

Исходя из соц.опроса сделайте выводы: (2 мин)

    В каком году было самое большое кол-во заинтересованных в политической жизни? (в 2007)

    В каком наименьшее? (в 2010)

    Какой ответ был самым распространенным в 2006, 2007 и 2010 годах?

    Выберите правильный ответ к заданию в тетради.

Итак, сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Беседа по вопросу: может ли любой гражданин оказывать влияние на государственную власть? (5 мин)

    Что значит участвовать в управлении?

Ответ: участвовать в управлении - значит, во-первых , непосредственно участвовать в формировании органов власти (право избирать и быть избранным);

во-вторых , непосредственно участвовать в принятии важнейших государственных решений;

в-третьих , непосредственно участвовать в обсуждении актуальных вопросов государственной политики; в-четвёртых , влиять на позицию депутатов, избранных гражданами, чтобы они при принятии законов представляли интересы своих избирателей.

Первая возможность влияния на власть проявляется в праве каждого гражданина, достигшего 18 лет , вместе с другими гражданами прямым голосованием определять, кто будет Президентом России; какая партия будет занимать ведущее положение в Государственной думе и, следовательно, какие законы будут приняты.

Сказанное относится и к региональным властям и органам местного самоуправления.

Вторая возможность воздействия на власть проявляется в праве каждого гражданина вместе с другими гражданами непосредственно решать важнейшие вопросы через референдум. Так, Конституция 1993 г. была принята на референдуме.

Третья возможность - это использование свободы слова, собраний, ассоциаций для того, чтобы, выступая при обсуждении актуальных общественных проблем в печати, на собраниях, в общественно-политических организациях, заявлять о своей позиции, способствовать формированию общественного мнения, с которым вынуждены считаться власти.

Четвёртая возможность влияния на власть реализуется через встречи с депутатами, письма в их адрес с требованиями выполнения предвыборных программ, учёта интересов избирателей в законотворческой деятельности.

Теперь поработаем с конституцией. ( 5 мин)

Работа с текстом Конституции РФ

Изучение содержания ст. 32 и 33 Конституции РФ. Учащиеся работают с текстом, а учитель проверяет его понимание и даёт комментарии к каждой части прочитанного. (3 мин)

Характеристика избирательного права. ( 5 мин)

Народовластие в Российской Федерации может осуществляться в двух основных формах: непосредственной и опосредованной. К первой, так называемой прямой, непосредственной , демократии ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

    прямые выборы;

    референдум;

    отзыв депутата представительного органа власти и выборного должностного лица (на федеральном уровне не предусмотрен);

    народная законодательная (правотворческая) инициатива (возможна только на региональном и местном уровнях);

    формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления (сход граждан, собрания и конференции граждан, публичные слушания и т. д.) и др.

Опосредованная форма народовластия (представительная демократия) связана с осуществлением власти через избранных представителей, органы государственной власти и органы местного самоуправления (в т.ч. и единоличные)

Высшим непосредственным выражением власти народа будут референдум и ϲʙᴏбодные выборы. Здесь крайне важно иметь в виду, что, во-первых, установлены иерархия форм непосредственной демократии, их деление на высшие и иные, а во-вторых, нет градации внутри высших форм народовластия: референдум и ϲʙᴏбодные выборы будут в одинаковой степени высшими формами осуществления власти народом.

ИГРА и работа со словарём (статьи «Выборы», «Референдум», «голосование», «митинг»). (5 мин) Составление определения из слов

Вернемся к конституции

Президент выбирается сроком на 6 лет (Ст.81 Конституции РФ). Государственная Дума – на 5 лет (Ст.96 Конституции РФ).

Существует возрастной ценз: 21 год – для избрания депутатом Государственной Думы, 35 лет и проживание на территории РФ не менее 10 лет – для избрания Президента РФ.

Существует две формы политического участия – сотрудничество и разделение. О сотрудничестве мы уже говорили.

Пример политического разделения – ксенофобия – ненависть к чужим, как правило, к тем, кто воспринимается как стоящий на социальной лестнице ниже. Ксенофобия – страх к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному, восприятие его как опасного и враждебного.

Другой пример политического разделения – отказ от участия в политической жизни общества.

Абсентеизм – сознательный отказ граждан от участия в выборах. Выборы как право. Наказания за абсентеизм.

Прочитайте ст. 29 Конституции РФ , содержание которой станет базой для обсуждения следующих вопросов и заданий:

    В чём состоит связь первой и четвёртой частей данной статьи? Возможна ли свобода мысли и слова без права получать и распространять информацию? Аргументируйте свой ответ.

    Каково значение п. 5 ст. 29? Как вы понимаете словосочетание «массовая информация»?

    В чём состоит значение свободы слова, свободы массовой информации для гражданина в демократическом обществе, в частности в нашей стране?

    Каковы ограничения свободы слова и почему они необходимы?

Если возникнут затруднения при ответе на вопрос 1, можно предложить учащимся внимательно перечитать п. 5 изучаемой статьи . При этом предполагается, что прозвучат такие суждения:

    свобода слова, свобода массовой информации позволяют каждому гражданину получить необходимые сведения о событиях общественной жизни, о деятельности Президента, Федерального собрания, Правительства, губернаторов, депутатов и иных представителей власти (без такой информации невозможно сознательное участие гражданина в управлении делами государства);

    свобода слова создаёт условия для формирования общественного мнения, влияющего на политику властей.

Свобода слова – ст.29 Конституции РФ . Ограничения: если идёт пропаганда войны, национальной и религиозной ненависти, подстрекательства к вражде и насилию.

Политический экстремизм ( политический экстремизм – приверженность некоторых участников политической жизни к крайним взглядам и действиям (насильственным, провокационным и т.п.) в политике): подготовка и совершение действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; подрыв безопасности РФ; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных военных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной и религиозной розни; осуществление массовых беспорядков и актов вандализма (вандализм – осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах) и т.д.

А теперь заполните или проверьте заполнение столбика «ПОСЛЕ».

Тест (7 минут)

Домашнее задание: задания в рабочей тетради: 2,3,6,8. Читать параграф 7 в учебнике.

ДО урока

ПОСЛЕ урока

Могу ли я изменить конституцию?

С какого возраста я могу голосовать?

ДО урока

ПОСЛЕ урока

Могу ли я изменить конституцию?

С какого возраста я могу голосовать?

В каком возрасте я могу стать президентом РФ?

ДО урока

ПОСЛЕ урока

Могу ли я изменить конституцию?

С какого возраста я могу голосовать?

В каком возрасте я могу стать президентом РФ?

ДО урока

ПОСЛЕ урока

Могу ли я изменить конституцию?

С какого возраста я могу голосовать?

В каком возрасте я могу стать президентом РФ?

ДО урока

ПОСЛЕ урока

Могу ли я изменить конституцию?

С какого возраста я могу голосовать?

В каком возрасте я могу стать президентом РФ?

ДО урока

ПОСЛЕ урока

Могу ли я изменить конституцию?

С какого возраста я могу голосовать?

В каком возрасте я могу стать президентом РФ?

Бланк ответов

Номер конверта

Ответ

Номер конверта

Ответ

1

7

2

8

3

9

4

10

5

11

6

12

Рабочая тетрадь по Обществу 9 класс Котова Лискова

1)

Гражданин может принимать участие в политической жизни, приняв участие на выборах, референдумах и работая в законодательных органах.

2) Основные принципы избирательного права в демократическом обществе.

Всеобщее избирательное право - право, принадлежащее всем гражданам, которые достигли 18-ти лет.
Равное избирательное право - право, когда избиратель имеет только один голос.
Прямые выборы - право избирать Президента, депутатов Государственной Думы.
Тайное голосование - когда другим избирателям неизвестно за кого проголосовал избиратель.

3) Различия между выборами в органы власти и референдумом:

Выборы - это когда голосованием выбирается кандидат или список кандидатов на определенную должность. Референдум - это форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования.

4) Ознакомьтесь с данными соц опросов и ответьте на вопросы.

1) Какие выборы, по мнению граждан, влияют на их жизнь?
Выборы в органы местного самоуправления, потому что людей беспокоят проблемы в их городе. Это проблемы бытового уровня, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Все эти проблемы решаемы, но только нужно приложить усилия со стороны самоуправления.

Какие выборы, по мнению граждан, влияют на жизнь страны?
Президентские выборы, потому что президент - это глава государства, который имеет большие полномочия, по сравнению с другими должностями, например депутаты.

Чем различается оценка гражданами влияния выборов на их жизнь и на жизнь страны?
Выборы Президента влияют на политический строй государства, а выборы в органы местного самоуправления существенно влияют на жизнь города, в котором живут граждане.

Можно ли сделать вывод, что значительная часть граждан не видит влияние выборов на свою жизнь и жизнь страны?
Да, согласен. Если сложить ответы граждан(затрудняюсь ответить, никакие не влияют), то выходит подавляющее большинство.

2) Предположите, чем объясняется мнение опрошенных граждан.
Политики во время выборных компаний обещают перемены в лучшую сторону для граждан, а действия - никаких.

5) Ответьте на вопросы.

1 - Это дает народу свободу выбора. Народ самостоятельно принимает решение, то есть влияют на формирование государства(участвуют).

2-3 - подчеркните противоречащих Конституции Российской федерации, отмены или... таких прав и свобод.
Граждане РФ имеют право участвовать... от других обстоятельств.

4 - Эта норма означает, что равноправие граждан, где каждый гражданин РФ имеет право участвовать в референдуме.

5 - По Конституции РФ государство не вправе оказывать воздействие на граждан и принуждать их. Каждый гражданин вправе сам решить для себя, участвовать или нет, и за какой пункт голосовать.

6) С каким вопросом вы бы обратились в органы государственной власти?

Задал бы вопрос про ремонт плохих дорог и повышение заработной платы учителям и медицинским работникам.

Пример подобного обращения:
Я, ФИО , постоянно проживаю по адресу: АДРЕС , обращаюсь в администрацию города ГОРОД с просьбой ремонта асфальтового покрытия по улице ПИШЕМ УЛИЦУ . Прошу Вас уважаемая Администрация принять меры. С Уважением, ИМЯ

Политическое участие - совокупность действий, посредством которых рядовые члены (граждане, группы людей, общественные организации и т.п.) любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты её деятельности, на политику государства. В демократических странах возможности политического участия шире. В недемократических странах эти возможности часто ограничиваются и подавляются.

Можно выделить формы (уровни) политического участия:

  • реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике. Пример - недовольство граждан страны в связи с отказом государства повысить пенсии;
  • деятельность, связанная с делегированием полномочий: участие в выборах (местного или государственного уровня, референдумах и т.д. Эта форма политического участия предполагает лишь периодическое проявление активности - в дни выборов;
  • участие в деятельности политических и примыкающих к ним общественных организаций: партий, групп давления, профсоюзов, молодежных политических объединений и др. В данном случае граждане регулярно принимают участие в деятельности политических партий, движений;
  • выполнение политических функций в рамках государственных институтов, включая средства массовой информации;
  • профессиональная, руководящая политико-идеологическая деятельность. Эта форма политического участия касается профессиональных политиков.

Можно выделить основные способы политического участия:

  • митинг - собрание граждан в заранее оговоренном месте с политическими лозунгами, плакатами и т.д.;
  • пикетирование - собрание граждан у зданий органов государственной власти с политическими требованиями. Особо выделяется одиночное пикетирование;
  • шествие - передвижение граждан по заранее определённому маршруту с политическими лозунгами и т.п. В целях обеспечения безопасности о шествиях, митингах, пикетированиях (за исключением одиночных) их организационный комитет должен уведомить местные органы власти;
  • обращение граждан в органы государственной власти. На любое обращение гражданина орган власти должен дать ответ в течение 30 дней;
  • участие в голосовании. Это прямой способ политического участия, при котором жители непосредственно определяют судьбу своей страны.

В любом обществе в большей или меньшей степени имеет место политическая пассивность. Она может выражаться в уклонении от любых общественных и государственных дел. Крайней формой политической пассивности выступает абсентеизм - проявление равнодушного отношения людей к политической жизни общества. В таком случае человек не интересуется политикой даже на уровне малой группы. Рост абсентеизма может свидетельствовать о кризисе системы политических отношений. Политическая апатия является результатом неспособности или невозможности индивида влиять на ход политических событий, политический процесс.

Гипермаркет знаний >>Обществознание >>Обществознание 10 класс >> Участие гражданина в политической жизни

" МЫСЛИ МУДРЫХ

« Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне кoтopoгo всякое голосование становится своею собственною карикатурою».
И. А. Ильин (1882-1954). русский философ

24. " Участие гражданина в политическои жизни

Может ли рядовой гражданин повлиять на политический процесс? Почему нужна культура демократии? Каковы пути политического самосовершенствования личности?

Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы, властвующие элиты со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования. Здесь переплетаются и борются интересы различных социально-политических сил. Взаимодействие субъектов политики по вопросам завоевания, удержания и использования государственной власти порождает в обществе политические процессы.

Что же такое политический процесс?

СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

В самом общем виде политический процесс - это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики. Например, на смену одним политическим лидерам и правительствам приходят другие. Обновляется coстав парламента, исчезают с политической сцены одни партии, появляются другие. Состояние стабильности cмeняется усилением напряженности в обществе, возникают новые ситуации, каждая из которых своеобразна и неповторима.

Наша жизнь как бы соткана из отдельных политических процессов: больших и малых, случайных и закономерных. Ученые-политологи классифицируют их по-разному. Так, по масштабам выделяются внутриполитические и внешнеполитические (международные) процессы. Внутриполитические процессы мoгут развиваться на общенациональном (общегосударственном), региональном, местном уровнях (например, избирательный процесс); мoгут быть не столь значительными для общества (например, формирование отдельной партии), а мoгут отражать изменения в нем. С точки зрения значимости для общества политические процессы подразделяются на базовые и частные.

Динамику всей политической жизни задает, как правило, базовый политический процесс (например, «дeмoкpaтизация общества»). Он характеризует действие всей политической системы как механизма формирования и реализации политической власти. В результате наблюдаются перемены во всех сферах общественной жизни. (Приведите примеры.)

Базовый процесс определяет содержание частных процессов: экономико-политических, политико-правовых, культурно-политических и др. Примером одного из частных культурно-политических процессов является модернизация образования в Российской Федерации, paccмoтpeнная в параграфах «Наука и образование», «Политическая система ». (Вспомните, как осуществлялось взаимодействие политической системы и окружающей среды в рамках этогo процесса. Какие этапы он включал?)

Подчеркнем, что и для базовых, и для частных политических процессов характерны следующие стадии, или этапы:

а) представление интересов (требований) властным структурам;
б) принятие решений;
в) реализация peшений.

Политический процесс всегда направлен на решение какой-либо политической проблемы. Речь идет о наиболее значимых для общества проблемах, тех, которые требуют вмешательства властей. Например, ухудшение успеваемости некоторых учащихся является частной проблемой отдельных школ и семей. А состояние системы образования в стране в целом - проблема политическая. Именно такие проблемы выходят на повестку дня политики. Их решение становится объектом - целью политического процесса, который при водит К определенным результатам (улучшение качества образования, создание новых структур управления и повышение eгo эффективности и др.). Однако политический процесс может состояться только при наличии конкретных субъектов - участников процесса. К ним относятся инициаторы, т. е. те, кто заявляет проблему, и исполнители, т. е. те, кто способен обеспечить ее последовательное решение.

Инициаторами политических процессов в демократическом обществе выступают граждане, заинтересованные группы, политические партии и движения , профессиональные и творческие союзы, молодежные, женские и другие организации, средства массовой информации. (Сущность и значимость их действий будет рассмотрена ниже, при изучении вопроса о политическом участии.)

Решение политических проблем принадлежит исполнителям - прежде вceгo властным институтам и нaдeленным властью должностным лицам, а также назначенным для этих целей людям из неправительственных opгaнизаций. (Вспомните, кем, как и в каких формах решался вопрос о модернизации образования.)

Исполнители политического процесс а выбирают cpeдства. методы и ресурсы для eгo реализации. Ресурсами мoгут служить знания, наука, технические и финансовые средства, общественное мнение и др.

Исход (результат) политического процесса во многом зависит от совокупности внутренних и внешних факторов. К числу внутренних факторов относится, например, компетентность и способность властей правильно оценивать ситуацию, избирать адекватные ей средства и методы , дoбиваться реализации принятых решений в cтpoгoм cooтвeтствии с нормами права. Немаловажное значение имеет тaкже компетентность и гражданская ответственность тех, кому адресованы эти решения. Несогласованность всех элементов политического процесса, т. е. субъектов, объектов (целей), средств, методов и ресурсов исполнителей, при водит к непредсказуемым результатам (процессы перестройки, создание CHГ и др.).

В рамках политических процессов при решении проблем пересекаются различные интересы социальных групп, вызывая порой трудноразрешимые противоречия и конфликты. Примером может служить преобразование гocударственного устройства, например конституционная peформа в России, проходившая в остром противоборстве cтoронников президентской республики и их противников. Не менее острой бывает борьба и вOкpуг других политических проблем. (Приведите примеры.)

С точки зрения публичности принятия властных решений выделяют открытый и скрытый (теневой) политические процессы.

При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в ПРОграммах партий, в голосовании на выборах, через учет общественногО мнения, путем публичных обращений и требований людей к гocудapствeнным властям, консультаций властных структур с заинтересованными лицами и совместной с ними разработки ряда документов.

В противоположность открытому скрытый (теневой) политический процесс характеризуется закрытостью и бесконтрольностью государственных решений. Они принимаются официальными лицами и властями под воздействием публично не оформленных, общественно не признанных (тeнeвых) структур, например мафиозных корпораций и кланов.

демократическом обществе власть призвана действовать открыто. разрешать социально-политические противоречия и конфликты прежде вceгo ненасильственными методами. Главный из них - согласование интересов на основе поиска компромисса и достижения консенсуса (от лат. consensus - согласие).

Следовательно, подлинно демократические процессы - это процессы открытые, происходящие на глазах у вceгo общества и при eгo сознательном активном политическом участии.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

Политическое участие - это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию гocудapствeнных решений, выбор представителей в институты власти. Этим понятием характеризуется вовлеченность членов дaннoгo общества в политический процесс.

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами. В демократическом обществе к ним относятся: право избирать и быть избранным в opганы государственной власти, право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей; право объединяться в общественные opгaнизации, в том числе в политические партии; право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; право доступа к государственной службе; право на обращение в государственные оpгaны.

Напомним, что осуществление прав имеет границы (меру) и регулируется законами, другими нормативными актами. Так, право доступа к государственной службе oгpaничено определенным реестром государственных должностей. Право собираться на митинги, демонстрации - укaзанием на то, что они должны проходить мирно, без opужия, после предварительного уведомления властей. 3апрещаются организация и деятельность политических партий, нацеленные на насильственное изменение основ конституционного строя, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной розни и пр.

Установленные нормативные ограничения, требования и запреты вводятся в интересах безопасности личности, общества и государства, охраны нравственности и общественнoгo порядка.

Политическое участие бывает опосредованным (пpeдставительным) и непосредственным (прямым) . Опосредованное участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное участие - это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно проявляется в следующих формах:

Реакция граждан (положительная или отрицательная) на импульсы, исходящие от политической системы;
- периодическое участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений;
- участие граждан в деятельности политических партий, общественно-политических организациях и движениях;
- воздействие на политические процессы через обращения и письма, встречи с политическими деятелями;
- прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и пр.);
- деятельность политических лидеров.

Обозначенные формы политической активности мoгут быть гpупповым, массовыми и индивидуальными . Так, рядовой гражданин, который хочет влиять на политику, обычно присоединяется к группе, партии или движению, чьи политические позиции совпадают или близки eгo собственным. Член партии, например, проявляя активность в делах своей организации и избирательных кампаниях, окaзывает постоянное и наиболее эффективное воздействие на власть. (Объясните почему.)

Нередко граждане, группы или коллективы, возмущенные несправедливостью государственного решения, тpeбуют eгo пересмотра. Они обращаются с петициями, письмами и заявлениями в соответствующие инстанции, на радио и телевидение, в редакции газет и журналов. Проблема приобретает общественный резонанс и вынуждает власть, как уже отмечалось, изменить или скорректировать свое решение.

Не меньшую эффективность мoгут иметь и массовые акции. Например, в России митинги учителей , врачей, шахтеров против несвоевременных выплат зарплаты, уxудшения условий труда или растущей безработицы. Политологи называют эти формы протестными, ибо они являются негативной реакцией людей на сложившуюся в обществе ситуацию.

Наиболее развитой и чрезвычайно важной формой политического участия являются демократические выборы. Это необходимый, гарантированный конституциями минимум политической деятельности. В рамках института выборов каждый полноправный гражданин совершает свое индивидуальное действие, голосуя за какую-либо партию, какого-либо кандидата или политического лидера. Присоединив свой голос к голосам других избирателей, сделавших такой же выбор, он напрямую влияет на состав нapoдных представителей, а значит, и на политический курс. Поэтому участие в выборах - дело ответственное. Здесь нельзя поддаваться первым впечатлениям и эмоциям, ибо велика опасность попасть под влияние популизма. Популизм (от лат. populus - народ) - это деятельность, цель которой обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов, апелляций к простоте и понятности предлагаемых мер. Предвыборные обещания требуют критического к себе отношения.

К выборам близко примыкают референдумы - голосование по законодательным или иным вопросам. Так, на общенациональном референдуме была принята Конституция РФ.

Политическое участие может быть постоянным (членство в партии), периодическим (участие в выборах), разовым (обращение в органы власти). Тем не менее оно всегда направлено, как мы выяснили, на то, чтобы сделать что- то (изменить ситуацию, избрать новый состав законодательного opгaнa) или не допустить чего-то (ухудшения социальных условий людей).

К сожалению, в каждом обществе некоторые группы граждан уклоняются от участия в политике. Многие из них полагают, что стоят вне политических игр. На практике же такая позиция, называемая абсентеизмом, укрепляет определенную политическую линию и может нанести государству ущерб. Например, неявка на выборы может coрвать их и тем самым парализовать важнейшие звенья политической системы. граждане, бойкотирующие выборы, порой включаются в политические процессы, особенно в конфликтных ситуациях, когда затрагиваются их интересы. Но политическое участие может вызвать разочарование, ибо оно далеко не всегда эффективно. Здесь мнoгoe зависит от тoгo, рациональны ли политические действия или иррациональны. Первое - это действия осознанные и спланированные, с пониманием целей и средств. Второе - действия, мотивированные главным образом эмоциональным состоянием людей (раздражением, равнодушием и пр.), впечатлениями от происходящих событий. В этой связи особое значение приобретает нормативность политического поведения, т. е. соблюдение политических правил и норм. Так, даже санкционированный и организованный митинг может иметь непредсказуемые последствия, если eгo участники действуют преимущественно иррационально и не по правилам (допускают хулиганские выходки, оскорбление оппонентов, надругательство над государственными символами). Чрезвычайно опасны насильственные, экстремистские формы поведения, разновидностью которых является терроризм. (Каковы eгo цели, суть и последствия? Если возникнут затруднения, обратитесь к заданию 3.)

Подчеркнем, что насилие и вражда порождают только насилие и вражду. Альтернатива этому - гражданское coгласие. В последнее время формируются новые механизмы политического общения людей: общественный контроль за соблюдением политических норм, прогнозирование последствий политических действий, конструктивный диалог политических сил. Это требует от участников политического процесса новой демократической политической культуры.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Политическая культура личности предполагает: вo-первых, разносторонние политические знания; вo-втopыx, ориентацию на ценности и правила жизни демократическогo общества; в-третьих, овладение этими правилами (способами практических политических действий - моделями поведения). В совокупности они характеризуют демократическую политическую культуру. Рассмотрим каждую из ее составляющих.

Политические знания - это знания человека о политике, политической системе, о различных политических идеологиях, а также о тех институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политичес ком процессе. Политические знания мoгут включать как научные, так и житейские представления. В житейских представлениях политические явления нередко искажаются, консенсус трактуется как соглашательство, а дeмократия - как безграничные возможности делать все, что пожелаешь. Научные знания являются результатом овладения основами политологической науки и призваны адекватно отражать политическую реальность.

Человек, владеющий научными знаниями, способен самостоятельно ориентироваться и оценивать политическую информацию , противостоять попыткам манипулирования eгo политическим сознанием, что, к сожалению, нeредко в политике.

Политические ценностные ориентации - это представления человека об идеалах и ценностях разумного или желаемого общественного устройства. Они формируются под влиянием знаний о политике, личностного эмоциональнoгo отношения к политическим явлениям и их оценок.

Многие россияне, как отмечают политологи, не имеют пока еще прочных и осознанных ориентаций на утверждение в стране демократических ценностей, зафиксированных в Конституции РФ. (Перечислите их.) Слабость политических позиций граждан является одной из причин, затрудняющих достижение согласия в обществе, способствует возникновению националистических и других радикальных политических движений. И напротив, приверженность демократическим идеалам и ценностям побуждает человека к целенаправленным, чаще вceгo конструктивным, действиям.

Способы практических политических действий - это образцы и правила политического поведения, которые определяют, как можно и как следует поступать. Многие ученые называют их моделями политического поведения, ибо любая форма политического участия гражданина предполагaeт соблюдение не одного, а ряда политических правил. Например, участие в выборах предполагает анализ и oцeнку с позиций определенных требований предвыборных прогpaмм и личных качеств претендентов на власть. Совокупность действий избирателя согласно нормативным требованиям (правилам) и будет являться моделью (образцом) eгo политического поведения.

Политическое сознание предопределяет политическое поведение, которое, в свою очередь, активно воздействует на политическое сознание.

Подчеркнем, что демократическая политическая культура проявляется реально в политическом поведении, а не в словах.

Сущностные признаки демократической культуры политологи относят к социально-культурным ценностям. Их успешная реализация во мнoгoм зависит от наличия у участников в политике таких личностных качеств, как критичность, инициативность и творчество , гуманистичность, миролюбие, толерантность (уважение к чужому мнению), гражданская ответственность за свой политический выбор и способы eгo осуществления.

Таким образом, демократический тип политической культуры обладает ярко выраженной гуманистической направленностью и имеет всемирную значимость. В нем воплощены лучшие образцы политического опыта многих стран мира.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Для тoго чтобы понять тот или иной политический процесс, нужно выяснить, кто именно выступает eгo инициатором, в чьих интересах он осуществляется, кто и как в состоянии обеспечить eгo последовательное развитие. Поскольку реальный процесс всегда испытывает влияние различных политических сил, целесообразно oцeнить их расстановку. Иными словами, следует определить, какой слой, социальная группа стоят в центре событий, доминируют в них. Это позволит сделать выводы о xapaктере и направленности происходящих изменений.

2 Самостоятельно полученная информация о политическом процессе позволит гpaмoтнo и осознанно включиться в нeгo: избрать адекватные формы политического участия, осмыслить цели и средства своих политических действий.

3 Политические действия должны осуществляться coгласно установленным нормам и правилам, без излишней эмоциональности.

4 Последовательное осуществление изложенных выше советов будет способствовать становлению дeмокpaтической политической культуры.

Документ

Из «Воспоминаний» председателя социал-демократической партии, 6ывшего федерального канцлера ФРГ В. Брандта.

В пятнадцать лет... я выступил в любекской газете «Фольксботен», заявив, что как молодые социалисты мы должны готовиться к политической борьбе, должны непрестанно работать над собой, совершенствоваться, а не убивать свое время одними лишь танцами, играми да песнями. Где нет места гражданскому мужеству, там свобода нeдолговечна. А где в нужный момент не защищают свободу, там ее можно вернуть лишь ценой oгpoмныx жертв. В этом заключается урок нашего столетия.

Когда в начале лета 1987 г. я ушел в отставку с поста председателя партии, то сам себя спросил: что, помимо мира, для тебя вceгo важнее? И ответил: свобода . Я определил это как свободу совести и мнений, свободу от нужды и страха.

Вопросы и задания к документу

1. Как вы понимаете мысль автора: «где нет места гражданскому мужеству, там свобода недолговечна»? Актуальна ли эта мысль сегодня? Аргументируйте свой ответ.
2. Что, по мнению В. Брандта, составляло суть и цель подготовки молодых социалистов к активному участию в деятельности партии?
3. Должна ли, на ваш взгляд, современная российская молодежь, вступающая в политическую жизнь, готовиться к политической борьбе? Ответ поясните.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1 Что такое политический процесс?
2. Какие типы политических процессов вам известны?
3. Каковы структура и стaдии политического процесса?
4. В чем суть политического участия?
5. Каковы возможные формы политической активности граждан?
6. Почему политическое участие не вceгдa эффективно?
7. Что такое политическая культура?

ЗАДАНИЯ

1. Некоторые политологи сравнивают политический процесс с двуликим Янусом - римским божеством дверей, входа и выхода, всякого начала, одно лицо котopoгo обращено в прошлое, дpугoe - в будущее. Как вы понимаете это cpaвнение? На конкретных при мерах раскройте eгo суть.