Индия в XVI xviii века. Индия в XVI – XVIII веках

) сохранялись все признаки аграрного об-щества .

Население

«Страна чудес», Индия, в Новое время на самом деле была значительно разнообраз-нее, чем могли себе представить европейцы. В Индии проживало около 20 больших народов и более 1000 малых народностей и племен: земле-дельцы, скотоводы-кочевники, охотники.

Впрочем, главным для жителей Индии было деление не на народы, а на касты — замкнутые группы людей, наследующие свои профессии, права и обязанности. Каждая сельская и городская профессия была от-дельной кастой, и всего их насчитывалось около 400. Переход из касты в касту и даже браки между людьми разных каст были строго запре-щены. В начале Нового времени в Индии около 15 миллионов человек обитало в городах и 85 миллионов — в деревнях.

Хозяйство

Каждая индийская деревня представляла собой одну соседскую об-щину. Земледельцы сообща делили землю под семейные поля, вместе платили 1/6 урожая сборщикам государственных налогов, вместе кор-мили ремесленников, которые обеспечивали общинников орудиями, посудой и одеждой. Главными орудиями индийского земледельца про-должали оставаться деревянный плуг с железным однозубым лемехом и лопата. Индийские крестьяне держали много коров (которые счита-лись священными животными, и их нельзя было убивать) и могли обильно удобрять пашню навозом. Они умели орошать землю или, на-оборот, отводить от нее лишнюю воду. Используя многополье, индийцы постоянно чередовали посадку зерновых культур и травянистых расте-ний. Все эти приемы в условиях теплого климата и плодородных земель позволяли выращивать по два-три урожая в год.

Налоги

Правители индийских государств (рад-жи, падишахи, султаны) не вмешивались в жизнь общины. Они были верховными собственниками всех подвластных им земель. Их военачальники в качестве на-местников управляли целыми областями и собирали с общин установленный налог. На эти средства нанимались воины для службы в войске правителя. Увеличение налогов приводило к разорению общин, во-ины не получали жалованья, и государство быстро завоевывал соседний правитель. Новый правитель восстанавливал «спра-ведливый налог», который не менялся в течение нескольких поколений. И так про-должалось сотни лет, несмотря на смену народов, религий, появление пушек и ружей. Материал с сайта

Ремесло и торговля

Индийские города были, прежде всего, столицами правителей государств. Имен-но правитель, придворная знать и чинов-ники были главными покупателями для ремесленников и торговцев. Если прави-тель переезжал на новое место, то за ним уходили и горожане, а город через несколько лет поглощался джунглями. Профессиональные секреты и традиции, передававшиеся внутри каждой ремес-ленной касты из поколения в поколение, сделали индийских мастеров лучшими в мире. Через порты западного и восточного побережья Индийского океана по всему миру расходилось оружие, сделанное из прочнейшей стали. На рынках разных стран продавались тончайшие хлопчатобумажные ткани, окрашенные в яркие цвета; шерстяные шали, которые можно было продеть сквозь маленькое кольцо; ларцы из черного дерева с резными фигурками из слоновой кости. Каждое из этих изделий индийский мастер от начала и до конца делал сам, у порога своей глинобитной хижины.

Политическая раздробленность и феодальные усобицы в начале 16 в. в Индии облегчили правителю Кабула (Афганистан) Бабуру завоевание огромных индийских территорий от Кабула на западе до границ Бенгалии на востоке. В 1526 г. Бабур вторгся с 20-тысячным войском в Индию, одержал победу в нескольких сражениях и положил начало Могольской империи. Став императором («падишахом»), Ба-бур положил конец феодальным распрям, оказывал покровительство торговле. При преемниках Бабура империя Великих моголов непрерывно расширяла свои владения. К концу 18 в. она включала почти всю Индию, кроме самой южной оконечности полуострова, и восточный Афганистан. (Искаженное на индийский манер слово «могол», т. е. монгол, стало в Индии названием части мусульманской военно-феодальной знати, а за пределами Индии - названием утвердившейся на Делийском троне династии потомков Бабура. Сами эти государи себя моголами не называли.)

Религией пришедших в Индию завоевателей был ислам, но основная масса населения, около 3/4, исповедовала индуизм. Ислам стал государственной религией империи Великих моголов, религией большинства феодальной знати. Мусульманские правители могли в течение нескольких веков править Индией, оставаясь представителями численного меньшинства населения, потому что проводимая ими политика ничем не отличалась от политики индусских князей. Они также охраняли закон и порядок, взимали налоги, позволяли «неверным» в обмен на соблюдение ими законов жить по своим обычаям.

Наивысшего расцвета империя Великих моголов достигла в правление Акбара (1556-1605). Он вошел в историю как подлинный строитель Могольской империи, талантливый реформатор, стремившийся создать сильное централизованное государство. Акбар провел реформу управления. Этот правитель привлек на свою сторону всех крупных землевладельцев (мусульман и индусов) и торговцев, поощрял развитие ремесел и торговли. В первые же годы своего правления он провел налоговую реформу, установив для крестьян величину налога, равную одной трети урожая, и отменив должности откупщиков, при этом крестьяне отдавали налог напрямую государству. Кроме того, налог собирался не со всего владения, а только с обрабатываемого участка. Религиозная политика Акбара заключалась в том, чтобы признавать все религии равными. Акбар прославился и как покровитель искусства. По его приказу ученые и поэты переводили на персидский язык произведения индусского эпоса. Реформы Акбара, проводимые по принципу «мир для всех», укрепили империю Великих моголов.

После смерти Акбара его преемникам не удалось продолжить политику создания сильного централизованного государства. Индийское общество было слишком разобщено: кастовое деление, индуистская и мусульманская религии, множество народностей и народов, находившихся на разных уровнях экономического и культурного развития.

Ослабляло империю и то, что она вела бесконечные завоевательные войны, вызванные необходимостью жаловать все новые и новые земли всегда готовой к мятежам знати. Но чем больше росла территория империи, тем слабее становилась центральная власть.

Кризис и распад империи в 18 в.

С начала 18 в. власть падишахов стала символической. Провинции отделялись одна за другой. Императоры потеряли реальную власть, зато ее приобрели князья областей империи. В 1739 г. конница персидского завоевателя Надир-шаха разграбила Дели и уничтожила большую часть жителей столицы. Затем северную часть Индии наводнили афганцы. В первой половине 18 в. Индия фактически вернулась к состоянию раздробленности, что облегчило европейскую колонизацию.

Итак, средневековая Индия олицетворяет собой синтез самых разнообразных социально-политических устоев, религиозных традиций. этнических культур. Переплавив внутри себя все это множество начал, она к исходу эпохи предстала перед изумленными европейцами страной сказочного великолепия, манившей к себе богатством, экзотикой, тайнами. Внутри нее, однако, начинались процессы, сходные с европейскими, присущими Новому времени. Формировался внутренний рынок, развивались международные связи, углублялись общественные противоречия. Но для Индии, типичной азиатской державы, сильным сдерживающим началом капитализации было деспотическое государство. С его ослаблением страна становится легкой добычей европейских колонизаторов, деятельность которых прервала на долгие годы естественный ход исторического развития страны.

Тема урока в 8 классе «Индия в Х VI - XVIII вв.»

Задачи:

    дать характеристику положения Индии накануне могольского завоевания, выявить особенности культуры и религиозного развития Индии;

2) способствовать развитию фантазии, умения делать выводы, сравнивать и обобщать полученные сведения;

3) воспитание уважения к истории и культуре других народов, бережливого отношения к памятникам прошлого;

Тип урока : изучения нового материала

Форма урока : групповая, исследовательская

Средства обучения : карта «Индия в Новое время», атласы «Всемирная история Нового времени» для 8 класса, рабочие тетради на печатной основе.

Проблема урока : определить особенности политического, экономического и культурного развития Индии в период правления Великих Моголов

Ход урока :

І этап – Актуализация знаний, умений и навыков

Учитель:

Где расположена Индия? (на юге Азии). Покажите на карте и в атласе эту страну. По площади её территория превосходила всю Западную Европу. Около 200 млн. человек проживало в Индии к Х VIII веку. Они принадлежали к разным народам и говорили на разных языках. Например, жители Северной Индии не понимали, что говорят жители Южной Индии. Но, несмотря на языковые различия, их объединяли общие религии. Как они назывались? (индуизм в Центральной Индии и ислам в Северной Индии и Бенгалии)

Ещё с древних времён и средневековья Вы знаете, что Индия- это страна высокой культуры, страна сказочных богатств, куда стремились попасть многие путешественники и мореплаватели. Достаточно вспомнить русского купца Афанасия Никитина, написавшего «Хождение за три моря» и португальского мореплавателя Васко да Гаму, который открыл морской путь в Индию. В каком году это было? (1498 г.)

Но Индию также пытались не только открыть, но и завоевать. Это воины ислама, арабы. Так, в Х III веке в результате этих завоеваний появилось крупное государство. Как оно называлось? (Делийский султанат)

Индийские князья признавали себя вассалами султана и платили дань. Что произошло с Делийским султанатом позже? (он начал слабеть после междоусобных войн и начал распадаться). В Х VI в. уже в Новое время Индия подверглась нападению новых исламских завоеваний, которые привели к возникновению сильного мусульманского государства- империи Великих Моголов.

ІІ этап- Формирование новых понятий и самостоятельная работа в группах над проблемной задачей: определение особенностей экономического, политического и культурного развития Индии в Новое время.

Учитель: А сейчас вы получите карточки с заданиями и в группах будете работать над ними. Каждый в группе должен ответить хотя бы на один вопросили дополнить ответ товарища.

Карточка № 1. Прочитать текст «Империя Великих Моголов» с.176., ответить на вопросы:

1. Кто и когда основал Могольскую империю? Расскажите о Бабуре.

(подготовленное сообщение, приложение № 1)

2.Назовите самого знаменитого императора (Акбар-1556-1605 г.) Расскажите о реформах Акбара, пользуясь отрывком из книги Х.Моде «Искусство Южной и Юго-Восточной Азии «Индия в период правления Акбара», составить его исторический портрет и дать оценку его правлению виде синквейна

(приложение № 2)

    Почему империя Великих Моголов распалась? (наместники императора становились независимыми правителями, началась междоусобная борьба)

    Какие новые государства появились в эпоху Великих Моголов? (маратхов) Кто был его правителем? (Шиваджи, создал войско и построил флот). Что стало с этим государством? (распалось под натиском афганцев)

Сделать вывод : Кто воспользовался ослабленной Индией? (Вооружённые силы английской Ост-Индской кампании)

Карточка № 2.

    Что такое торговые фактории? (поселения европейских купцов в заморских странах)

    Какая из европейских стран первой начала их строить на индийском побережье? (Португалия)

    Что создавали европейские купцы для торговли с Индией, что из Индии вывозилось? (специальные Ост-Индские кампании, драгоценные камни, ткани из хлопка, сахар, перец, слоновую кость и краситель индиго)

    Выступление эксперта на тему «Как Ост-Индские кампании грабили Индию» (приложение № 3, объяснить, что изображено на гербе этой кампании с.177, чем она занималась)

    Рассказать о Бенгалии (показать на карте). В какой битве англичане нанесли поражение бенгальскому правителю?

Примерный ответ : Бенгалия - богатый, густонаселённый район на юго-востоке Индии, англичане нанесли поражение бенгальскому правителю при Плесси в 1757 г. не без помощи военачальника, который перешёл на сторону англичан.

В результате к Англии отошла богатая территория империи.

    Кто такие сипаи? Почему сипаи воевали на стороне англичан?

Примерный ответ : Индийцы, которые за вознаграждение служили в армии англичан, нищета заставляла их служить любому военачальнику. Правы ли те, кто считает, что Индию завоевали англичане руками самих индийцев?

Карточка № 3

    Составить примерный план ответа « Культура Индии» и схему.

(примерная схема)

орнамент

ислам мечети резьба по дереву

мавзолей Тадж-Махал с.179

    Выступление учащегося - эксперта по культуре Индии о мавзолее Тадж-Махал

(сообщение о нём в приложении № 4)

Учитель: В чём особенность этого памятника архитектуры?

Ответ : есть черты мусульманские и индуизма – башни-минареты, орнамент растительный, инкрустация драгоценными камнями

    Какова роль ислама в развитии культуры Индии?

    Кто покровительствовал искусству в Индии? (феодалы)

    Составить рассказ о работе ремесленников Индии по раскрашиванию тканей.

    Как индийцы относились к коровам и быкам? Какое место в жизни индейцев занимал индуизм и религия?

Физкультпауза

ІІІ этап- Формирование умений дискуссировать, высказывать свою точку зрения на основе изученного материала.

Задания для группового обсуждения.

    Англия, которая превратила Индию к концу Х VIII века в одну из своих многочисленных колоний, называла её «жемчужиной Британской империи». Почему? Докажите правильность данного выражения.

    Как развивалась бы Индия, если бы Великим Моголам не удалось её завоевать? Почему Вы так считаете?

    Какое изречение Бабура Захиреддина Мухаммеда вам ближе? Почему? Выскажите своё мнение.

«Делать хорошее плохим людям – то же самое, что поступать плохо с хорошими людьми»

«Тот, кто много говорит, тот говорит без толку».

Рефлексия: Опрос-блиц (Игра «великолепная десятка»)

    Это основатель правящей династии Великих Моголов в 16-17 вв. (Бабур)

    Правители династии Великих Моголов были из…(Монголии)

    Государство Маратхов появилось на … Индии (юге)

    Императором-реформатором в Индии был…(Акбар)

    Первые купцы из Европы, которые появились в Индии, были …(португальцы)

    Кампания, которая победила в борьбе за влияние в Индии, называлась …(Ост-Индская) и была из …(Англии)

    Поселения, которые строили европейцы на индийском побережье, назывались…

(фактории)

    В 1757 г. горстка англичан нанесла поражение бенгальцам в битве при…(Плесси)

    Самый величественный в мире памятник любви в Индии назывался ….(мавзолей Тадж-Махал). Его воздвигнул император ….(Шах –Джахан) в память о …(любящей жене)

    Главная религия в Северной Индии и Бенгалии – это …(ислам)

Учитель: Домашнее задание: параграф № 29. Кроссворды «Индия» или «Китай» в тетрадях на печатной основе (9-10 б).

Подготовить сообщения «Сулейман І Великолепный и его правление», «Южные славяне под властью Турции» на (9-10 б)

Приложение № 1

Великий узбекский поэт, мыслитель, историк и государственный деятель; основоположник династии и империи бабуридов. Бабур, бывший правитель Ферганы, изгнанный из Средней Азии кочевниками-узбеками Шейбани-хана, был способным полководцем, поэтом и наблюдательным писателем. Его мемуары, написанные простым языком, служат важнейшим источником наших знаний об экономической и политической жизни Средней Азии, Афханистана и Северной Индии того времени и содержат яркие характеристики его современников. В 1526 г. Бабур, одержав решающие победы при Панипате над правителем делийского султаната Ибрахимом Лоди и при Сикри в марте 1527 г. над предводителем раджпутанских князей Раном Сангамом, положил начало Могольской империи в Индии.

(«Моголами» называли население «Моголистана», к которому относили районы Северной Индии и юга Центральной и Средней Азии. Поэтому и государство выходца из Средней Азии Бабура получило название «Могольского».

Европейцы называли Могольскую империю «Государством Великого Могола».

Победами над индийскими феодалами Бабур был обязан своей опытной, закалённой в боях армии, состоявшей из тюрков, таджиков и афганцев, отличной артиллерии и новым приёмам ведения боя (например, прикрытие своей пехоты и артиллерии заграждением из повозок, соединённых цепями).

Бабур умер в 1530 г., разделив перед смертью свои владения между сыновьями. Основную часть Индии он отдал старшему сыну Хумаюну.

Приложение № 2

«Индия в период правления Акбара»

из книги X. Моде «Искусство Южной и Юго-Восточной Азии»

«Акбар укрепил власть династии Моголов в Индии и стал тем самым властителем, с правления которого начинается новый этап в истории Индии. Акбар был не только покровителем искусства, но и обладал большими организаторскими способностями и никогда не был узколобым религиозным фанатиком. Он стремился найти общий язык со своими подданными-индуистами.

Акбар разделил свое государство на множество провинций: Кабул (теперь Афганистан), Лахор (теперь Пакистан; в эту провинцию входил и Кашмир), Мультан и СИнд, Дели, Агра, Аудх (Авадх), Аллахабад. Аджмер, Ахмадабад, Бихар, Бенгалия и Орисса, Кандеш, Берар и Ахмеднагар. Вся Северная и Центральная Индия находились под его владычеством. Очень рано Акбар понял, что нельзя управлять массой инаковерующих подданных, не привлекая и их в какой-то форме к управлению. Он стремился привлекать к своему двору князей из рода Раджпутов и поручать им ответственные посты. К таким дискриминационным мерам, как, например, повышенный поголовный налог с «неверных», взимавшийся султанами - его предшественниками, Акбар уже не прибегал.

Стремление Акбара объединить Индию и различные населявшие ее народности привело к усилению индийского влияния на мусульманское искусство. Еще при своей жизни Акбар начал строительство мавзолея в Сикандре, которое завершилось в 1613 году. Недалеко от Сикандры, примерно в тридцати километрах юго-западнее Агры, находится город, выстроенный по приказу Акбара и служивший ему резиденцией, - Фатхпур-Сикри».

Вопросы к тексту:

1.Какую административную реформу провёл Акбар?

2. Какие памятники архитектуры были построены по его приказу?

3. Нарисуйте краткий исторический портрет Акбара и дайте оценку его правлению в виде синквейна.

(Примерный синквейн) Акбар

Знаменитый, религиозный

Укреплял, правил, объединял

Строитель мавзолея в Сикандре

Реформатор

Приложение № 3

Ограбле ние Индии Ост-Индской компанией.

Начиная с 70-х гг. XVIII в. ограбление Индии английской Ост- Индской компанией приобрело огромные масштабы. Все богатства Индии стекались в Англию, а английские чиновники в Индии брали огромные взятки, занимались вымогательством.

В 1773 г. состоялся показательный процесс над Робертом Клайвом, руководителем группы английских войск в Индии, которому инкриминировалось злоупотребление властью и вымогательство. Клайва обвинили в том, что после сражения при Плесси он похитил огромные сокровища бенгальского правителя и присвоил их себе. В ответ на обвинение Клайв заявил: «Богатый город был у моих ног, могущественное государство было в моей власти, мне одному были открыты подвалы сокровищницы, полной слитками серебра и золота, драгоценными камнями. А я взял-то всего 200 тыс. фунтов стерлингов. Джентльмены, я до сих пор не перестаю удивляться собственной скромности!»

Клайв сумел подкупить судей «царскими» взятками, и в итоге был оправдан. Однако через некоторое время, не выдержав позора, он покончил с собой.

Вопросы к тексту:

    Рассмотрите рисунок на с.177 вашего пособия. Что изображено на гербе Ост-Индской кампании? Чем она занималась?

    Дать оценку словам Роберта Клайва. Как они характеризуют отношение чиновников к Индии?

Приложение № 4

Работа с иллюстрацией (с. 179 учебного пособия):

Тадж-Махал - пример мусульманской архитектуры на индийской почве. (рассказ Тадж-Махал - памятник индийской архитектуры, мавзолей-мечеть в 2 км от Агры, по приказу императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о любимой жене Мумтаз-Махал.

В 19 лет, будучи простой цыганкой и уличной танцовщицей, Мумтаз-Махал вышла замуж за наследного принца, будущего императора Шах-Джахана. Являлась хранительницей государственной печати. Никогда не разлучалась с мужем, была его главной советчицей и сопровождала его даже в трудных и опасных военных походах. Умерла в 1630 г. во время похода при родах 14-го ребенка. Перед смертью Мумтаз-Махал просила Шах-Джахана исполнить две ее просьбы: не жениться снова и построить для нее мавзолей. Архитектор Тадж-Махала достоверно не известен, но первенство отдаётся местному мастеру Устад Ахмаду Лахори.

В строительстве мавзолея принимали участие зодчие не только из Индии, но и Османской империи, Ирана. Тадж-Махал представляет собой 5-купольное сооружение (высота центрального купола 74 м) на платформе с 4 минаретами по углам. Стены выложены белым мрамором с инкрустацией из самоцветов, который привозили за 300 км. В строительстве Тадж-Махала участвовали более 20 тыс. мастеров со всех концов империи. По легенде, после окончания строительства Шах- Джахан приказал отрубить всем рабочим руки, чтобы они не смогли построить что-либо подобное. Кроме того, Шах-Джахан планировал построить рядом мавзолей для себя - точную копию Тадж-Махала, но только из черного мрамора, и соединить оба мавзолея черно- белым мраморным мостом. Но строительство было приостановлено из-за свержения Шах-Джахана старшим из четырех сыновей.

Вопросы к тексту:

1. Вспомните, что такое мавзолей. Какой мавзолей Древности считался одним из семи чудес света? (в Галикарнасе)

2. Что в облике Тадж-Махала указывает на то, что это памятник не только индийской, но и исламской культуры?

3. Что такое минареты, каким целям они служили?






ИНДИЯ

в XVI – XVIII веках

план – конспект урока

всемирная история 8 класс

учителя СШ №3 г. Мариуполя

Бойко Елены Дмитриевны

Тема: Индия в XVI – XVIII века.

Цель: охарактеризовать экономическое и политическое положение империи Великих Моголов; определить вклад Индии в развитие мировой культуры ; развивать у учащихся умение анализировать источники информации, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, составлять план, высказывать собственную точку зрения; приобщить к проектной деятельности; развивать различные группы компетентности; приобщение к самостоятельной работе; развивать познавательную активность; уметь использовать межпредметные связи; развивать творческую активность учащихся;

Оборудование: настенная карта «Индия в 16-18вв.», фломастеры, информационные материалы, таблицы самооценки, исторический атлас, контурные карты, листы ватмана, скотч, картинки, относящиеся к Индии, учебник И.М.Лихтей «История средних веков», Грамота «Киев», 2007г.

Ожидаемые результаты: после этого урока учащиеся смогут:

показывать на карте территорию Индию;

узнать о характерных чертах развития государства;

создать представление о внутренней жизни и экономике Индии;

развивать умения формулировать причины событий;

описывать памятники индийской культуры;

высказывать мнение о вкладе индийской культуры в развитие мировой культуры;

прогнозировать собственную работу на уроке и уметь оценивать ее;

Основные понятия: каста, империя Великих Моголов, деспотия, джизью, «Божественная вера», раджа, колония.

План урока:


  1. Создание обложки журнала. Его название (создает учитель).

  2. Страница: «Из истории Индии» (вопр. 2-8 самостоятельная работа учащихся).

  3. « Развитие Индии. Основные черты».

  4. «Галерея Великих»(выдающиеся правители того времени).

  5. Постер (создается всеми учащимися).

  6. «Религия».

  7. «Культура».

  8. «В мире интересного».

  9. «Что для нас современная Индия?» (создается совместными усилиями – учителя и учеников).

Тип урока: урок – проект, создание исторического журнала.

Ход урока:


  1. Организационный момент.
Класс на предыдущем уроке был разбит на группы, по количеству страниц издаваемого журнала. Каждая группа получила свое опережающее задание:

  1. 1-я группа – «Из истории Индии»;

  2. 2-я группа – «Развитие Индии»;

  3. 3-я группа – «Выдающиеся правители того времени»

  4. 4-я группа – «Религия»;

  5. 5-я группа – «Культура»;

  6. 6-я группа –«В мире интересного».+ каждый принес картинку (для постера), того, что у него ассоциируется с Индией.

Все учащиеся являются соавторами урока. Главная цель этого урока самостоятельное издание журнала. Девять листов ватмана вывешиваются на доске на каждом листе учителем уже написано название соответствующей страницы журнала.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.

План к каждой странице примерный, т.к. это результат творческой деятельности учащихся.

Итак, мы начинаем создавать наш журнал. Времени у нас не много, а работы – не мало. Очень хочется, чтобы у нас все получилось! Хотя я не сомневаюсь, что вы отлично подготовились! (учитель вывешивает на доске ватман с названием журнала и озвучивает его). Т.к. обложка – это первая страница, то мы переходим сразу ко второй, где вспомним все, что учили до этого.

Страница 2 - «Из истории Индии»:


  1. Географическое положение Индии;

  2. Древнейшие города;

  3. Захват Индии ариями;

  4. Изобретения и открытия, которыми прославились древние индийцы;

  5. Чем интересна и своеобразна Древняя Индия.
Учитель: Это было очень интересно, мы вспомнили все, что учили раньше. Но теперь переходим к истории Индии нового времени. Итак, следующая страница:

III. Изучение нового материала:

Страница 3 – Развитие Индии. Основные черты:


  1. Экономика страны;

  2. Политическое положение в к.XV – XVI веках;

  3. Образование империи Великих Моголов. Падишах Бабур.
Учитель: образовалось новая империя и,конечно, появились новые выдающиеся правители. Следующая страница так и называется « Галерея великих»

Страница 4 - Галерея Великих»(выдающиеся правители того времени):


  1. Акбар Великий 1556-1605 (Джелал ад-дин Акбар);

  2. Джахангир 1605-1627 Завоеватель Мира;

  3. Аурангзеб 1658-107 Краса Престола.
Страница 5 – Постер. В каждом журнале есть вкладыш, который отображает главную цель и мысль журнала. Я предлагаю создать постер, используя домашние заготовки (учащиеся прикрепляют на страницу иллюстрации). Постер готов! Какие вы молодцы! Посмотрите, что у нас вышло . Все получается как в настоящем журнале! Молодцы!

Наша следующая страница это - религия. Без единой государственной религии не могла нормально существовать ни одна страна. И Индия не исключение, просто в ней было разрешено несколько вероисповеданий.

Страница 6 – Религия.


  1. Что такое религия;

  2. Касты;

  3. Индуизм;

  4. Буддизм;

  5. Сикхизм.
Учитель : а какие еще мировые религии вы знаете? (христианство, ислам). Религия связанна с культурой. Поэтому переходим к следующей странице-

Страница 7 – Культура.


  1. Литература;

  2. Живопись;

  3. Танец и песня.
Учитель: Отлично! Молодцы! Следующая страница посвящена тому, что тоже стало мировым достоянием, изобретениям, которыми пользуется весь мир -

Страница 8 – В мире интересного.


  1. Механика и инженерное дело;

  2. Аритектура;

  3. Ювелирное искусство;

  4. Нетрадиционная медицина;

  5. Йога.
Учитель: и последняя страница сегодняшняя Индия – что это в нашем понимании ? Учащиеся отвечают и записывают ответы на ватмане, а учитель вывешивает заранее приготовленные картинки (примерно продумав, что могут ответить ученики).

IV . Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся (закрепление новых знаний учащихся):


    1. Какие ассоциации у вас возникают при слове «Индия»?
Страница 9 – Что для нас современная Индия?

Примерные ответы учеников:


  • Фильмы;

  • танцовщицы;

  • Религиозные секты;

  • батик;

  • Нац. одежда – сари;

  • слоны;

  • Чай;

  • река Ганг;

  • Горы Гималаи;

  • йоги;

  • Украшения;

  • Специи;

  • Божественные существа;

  • Священне животные;

  • Менди.
Учитель: посмотрите на доску. Весь журнал перед вами. За такое короткое время мы с вами издали журнал. И не просто журнал, а исторический! Это наша первая попытка работы над проектом. Как вы считаете: у нас получилось?

Что для вас было новым и больше всего запомнилось?

IV . Рефлексия. Выскажите свое мнение об уроке, дополнив предложение:


  • « мне понравилось……………………………»

  • « я впервые узнал…………………………….»

  • « еще больше хочу узнать о…………………»

  • « я смогу называть……………………………»

  • «я знаю, какое значение имело……………….»

V . Оценивание знаний учащихся.

Самооценивание (учащиеся должны оценить себя по каждому из определенных направлений от 0 до 2 балов):


  • Вы брали активное участие в работе группы –

  • Вы вносили удачные идеи, которые учитывала группа –

  • Вы поддерживали других членов группы, привлекали их к работе –

  • Вы удачно обобщали мысли других и продвигали работу группы –

  • Вы рассказывали классу о результатах групповой работы –

На основании этого самооценивания, учитель выставляет оценки за урок.

VI. Домашнее задание.


  1. Проработать пар.28, стр. 242-248.

  2. Опережающее задание подготовить творческую рекламу. На следующем уроке мы будем вспоминать и обобщать все то, что выучили по теме «Восточный мир». У нас будет не просто урок, а рекламное агенство, в котором вы станете менеджарами по продаже туристических путевок. Учитель разбивает класс на 4 группы, каждая из которых должна прорекламировать свою страну так, чтобы туда захотели поехать туристы.
1-я группа – «Османская империя. Персия»;

2-я группа – «Китай»;

3-я группа – «Индия»;

4-я группа – «Туристы», которые должны будут аргументировать, свой выбор данной страны.

Из истории Индии

Индия расположена на юге Азии, на полуострове Ин достан. На севере Индии находятся самые вы сокие горы – Гималаи. На юге полуостров омывают волны Индийского океана. В индии текут две реки – Инд и Ганг. Природа – разнообразна:зеленые долины, болота - сменяются пустынями, а снежные горы – тропическими лесами.

В долине реки Инд ученые раскопали остатки двух древнейших цивилизаций – Мохенжо-Даро и Хараппа, возникшие примерно 5тыс.лет назад. Города довольно необычного для времени его постройки: улицы, протянутые словно по линейке, дома в основном одинаковые : в центре - двор, а вокруг него - четыре-шесть жилых комнат, кухня и помещение для омовения (строили и двухэтажные дома). Главные улицы были десятиметровой ширины, по всем улицам протекали арыки, и из них в дома подавалась вода. Каждый дом был связан с системой канализации, проложенной под землей в трубах из обожженного кирпича и выводящей все нечистоты за городскую черту.Чтобы спасти города от весенних вод, в Индии их строили на кирпичных платформах десятиметровой высоты и даже более высоких. И тем не менее города возводились в короткий срок, за несколько лет. А в Мохенджо - Даро, например, был построен "Большой бассейн". Но, 4тыс. лет назад в Индию пришли племена ариев (высокие, белокожие, светлоглазые) и подчинили себе племена дасью (местное темнокожее население).

Астрономия возникла в Индии очень давно. Древние знали, что Земля имеет форму шара, высказали идею о вращении Земли вокруг своей оси. Создали знаменитые обсерватории в Джайпуре, Дели, Варанаси, Матхуре и Удджайне. Часть приборов в этих обсерваториях до сих пор работает точно. Солнечные часы в Джайпуре сообщают время с точностью до двух секунд!

Высокий уровень развития, которого достигла индийская астрономия, уже является доказательством успехов индийцев в математике. Древность астрономии подтверждает еще большую древность математики. Индийцы изобрели числительные, цифры и десятичную систему, которые используются теперь во всем мире. Древние индийцы умели решать квадратные уравнения, и были знакомы с иррациональными числами и извлечением корней. Древние индийцы достигли больших успехов в геометрии. Ними была изложена рациональная тригонометрическая теория. Она основывается на теореме о синусе дуги и включает ряд теорем, сформулированных и доказанных в Европе лишь несколько столетий спустя. Благодаря математике, индийцы придумали шахматы.

Древние индийцы достигли высокого уровня мастерства и в медицине. Индийская медицина описывала строение организма, органы, связки, мышцы, сосуды и ткани. Лекарственные вещества включали широкий спектр средств минерального, растительного и животного происхождения. Фармакологии были известны сложные способы изготовления лекарственных препаратов и их классификация с подробными указаниями по их назначению и применению. В древности широко использовались более 127 разновидностей хирургических инструментов: скальпели, ланцеты, зажимы, ложки, щипцы и т.д.

Хирурги древности производили ампутации и останавливали кровотечения. Они практиковали камнесечение; проводили операции в брюшной полости и матке; лечили грыжу, свищ и геморрой; вправляли переломы и вывихи; и искусно извлекали инородные тела. Часто проводились операции на замутненном хрусталике глаза и крупные операции на головном мозге. Особая область хирургии была посвящена операциям по исправлению формы носа и ушей. Врачи умели лечить невралгию, и были специалистами по акушерству, женским и детским болезням.

Итак, мы можем сделать вывод, что древнейшая индийская цивилизация все - таки не исчезла бесследно, а обогатила бесценными достижениями весь мир.

Развитие Индии. Основные черты.

В XVI – XVII веках Индия оставалась сельскохозяйственной страной. Внутренней торговли практически не было. В Индии не было даже единого государства, между княжествами велись междоусобицы. В Северной Индии проживало почти 20больших и 1000 малых народов.

Основные черты развития:


  1. Централизованная система управления, неограниченная власть падишаха;

  2. Земля передавалась землевладельцам – джагирдарам, которые должны были служить в войске и содержать военные отряды;

  3. Сельские общины владели землей и платили налоги, но крестьяне не имели права покидать общину;

  4. Индия – сельскохозяйственная страна;

  5. Наипростейшие орудия труда, 30% урожая отдавали феодалу;

  6. Деление на касты, переход из одной касты в другую запрещался.
В 1526 г. тимурид Бабур, выходец из Моголистана (восточная часть Средней Азии, где правили представители знатных тюрко-монгольских родов) и вторгся в Индию. Его хорошо вооруженная армия, в сражениях разгромила последнего из делийских султанов и ополчение раджпутов, после чего заняла значительную часть долины Ганга. Так было положено начало империи Великих Моголов , объединившей под своей властью в пору расцвета почти всю Индию (К 1529 владения Бабура включали Восточный Афганистан, Пенджаб и долину Ганга, до границ Бенгалии). Столицей государства стал город Агра. Падишах Бабур оставил наследникам небольшую, но крепкую империю.

Галерея Великих (выдающиеся правители того времени):

Правление падишаха Акбара (1556 - 1605) было золотым веком империи Великих Моголов. Почти вся Северная Индия оказалась под властью Акбара, проявившего себя умелым правителем.

Акбар провел ряд новых реформ, заложивших прочные основы управления страной. Все земли были объявлены государственными. Был закончен генеральный земельный кадастр и четко определены суммы налогового сбора с каждого из районов. Он ввел единую систему мер и веса, календарь. Была утверждена система рангов для феодалов, пребывающих на государственной службе. Начали чеканить золотую монету.

Общий дух религиозной терпимости, которому следовал Акбар, отменивший ущемляющую права немусульман джизию, привел к образованию дин-и иллахи («божественной веры»). Она представлявшей собой сочетание элементов индуизма, зороастризма, ислама и отчасти христианства. Дин-и-иллахи совмещала в себе мистицизм, философию и поклонение природе.

В 1580-82 гг. вспыхнуло восстание крупных феодалов против проводимых Акбаром религиозных реформ. Умер Акбар в 1605, престол унаследовал Салим под именем Джахангира (1605-1627). Он продолжил активную внешнюю политику отца, начал войны в Декане и выступил против сикхов в Пенджабе. Его правление ознаменовано веротерпимостью и поощрением торговли с европейцами. При нём англичане получили в 1611 г. разрешение основать первые торговые поселения в Индии . Войны его были неудачны. Большую роль играла его жена Нур-Джахан («светоч мира»), славившаяся своей красотой. Последние годы царствования ознаменованы частыми восстаниями сыновей Джахангира и полководцев. Он умер во время восстания его сына и наследника Шах-Джахана .

Преемником Шах Джахана был его сын, кровавый деспот Аурангзеб, заключивший в темницу отца. Аурангзеб правил долго (1658- 1707) и оставил по себе дурную память. Будучи ревностным мусульманином-суннитом, Аурангзеб энергично преследовал как индусов, так и шиитов, вплоть до попыток разрушить храмы и заново ввести отмененную Акбаром подушную подать для немусульман, джизию. Следствие этого было: кризисные явления, усиление налогового гнета, бегство крестьян, страшный голод.

Сразу же после смерти Аурангзеба его империя фактически распалась, перестала существовать как влиятельная сила, причем такому результату в немалой степени содействовала политика самого императора. Этой ситуацией воспользовались англичане, которые вытеснили других европейцев, расширили свои владения, а потом превратили Индию в свою колонию.

Религия – это вера людей в свехъестественные силы.

Религия всегда играла важную роль в жизни индийцев. В Индии представлены все три мировые религии - ислам, христианство и буддизм, также существует такое течение как сикхизм, которое зародилось в 16веке.

Систему местных верований представлял индуизм. Основными богами индусов был Брахма, Вишну и Шива. Г лавное – было жить праведно и исполнять все требования жрецов, относительно своей касты. Вера в принадлежность к кастам настолько сильна, что касты существуют в Индии и сейчас!

Бог Брахма, разделил людей на касты, определив их занятия, права и обязанности. Положение каждой касты определялось её происхождением. Даже цвет одежды каждой касте подобал особый.


  • Из своих уст Брахма создал касту жрецов-брахманов. Поэтому только брахман может говорить от имени бога.

  • Из рук своих Брахма создал воинов.

  • Из бёдер были созданы земледельцы.

  • Из ног, запачканных в грязи, Брахма создал касту слуг.
Особенно тяжёлым и унизительным было положение неприкасаемых, не входящих ни в одну из каст.

Будди́зм (санскр. बुद्ध धर्म - «Учение Просветлённого») - религиозно -философское учение (дхарма ) о духовном пробуждении (бодхи ), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии . Основателем учения был Сиддхартха Гаутама . В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах : о страдании , о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранении его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен путь достижения Нирваны. Он напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью - праджней . Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване .

Сикхизм - возник в Индии в XVI веке как протест против кастового строя и феодального гнета. Основатель сикхизма гуру Нанак признавал единого бога, а весь окружающий мир считал проявлением высшей силы творца. Нанак выступал против фанатизма и нетерпимости мусульманских правителей, а также сложного ритуала и кастовой дискриминации в индуизме. Была составлена “Грантх” (святая книга сикхов), в которую вошли гимны индуистских и мусульманских святых, а также сочинения сикхских гуру. Со временем сикхская община была превращена в военное братство. С целью выделить себя среди индусов и мусульман сикхи начали строго соблюдать принцип «пяти Ка»: никогда не стричь волосы, расчесывать их специальным гребнем, носить особый вид нижнего белья, надевать на запястье стальной браслет и всегда иметь при себе кинжал. Сикхи совершают религиозные отправления в своих храмах (гурудварах), которые расположены повсюду в северных районах страны . В сикхских храмах нет изображения бога. Наивысшей святыней для сикхов является “Золотой храм” в г.Амритсаре.

Культура


Литература и искусство народов Индии в XVI - XVII столетия достигли высокого уровня. В Индию издалека приезжали ко двору падишаха художники, поэты и поселялись в стране. Индийское искусство отмечено слиянием местных традиций с лучшими чертами, перенесёнными из Средней Азии и Ирана.

Продолжали развиваться национальные языки и литература. Крупнейшее поэтическое творение создал широко известный всем поэт Тулси Дас (1532-1624), чья огромная поэма «Рамаяна», написанна на тему индийского эпоса. Слепой поэт Сур Дас, написал поэму «Сурасагасра». Наибольшей популярностью пользовался певец при дворе Акбара - Тансен. Его мелодичные, выразительные песни, воспевающие природу Индии, можно услышать и до сих пор. Интересны и хроники служащие ценными историческими источникоми: хроника Бадауни, хроника Абу-л Фазла «Акбар-намэ» и хроника Феришты, подробно излагающая историю различных государств средневековой Индии.

В этот период были также созданы ценный словарь языка фарси под названием «Фарханг-и Джахангири», переводы на фарси санскритского эпоса «Махабхараты» и «Рамаяны».

Широкое распространение получило искусство миниатюры и в меньшей мере фрески . Сохраняя тонкость рисунка персидской миниатюры, индийское искусство отличалось большим реализмом красок, воспроизведением в виде фона индийской природы и архитекту ры и изображением чис то индийского быта. При дворе Акбара наиболее известными миниатюристами были Дасванатх и Басаван, а также приехавший с Хумаюном из Шираза Абд-ус Самад.

Большинство этих поэтов сочиняло одновременно и мелодии к своим песням. Тансен, например, известен более как музыкант, чем как поэт. И в словах и в музыкальных мотивах эти слагатели песен широко обращались к народному творчеству, одновременно обогащая его. Поэтому и в наши дни некоторые их песни ещё живы и способны волновать людей. С песней были органически связаны формы танца, более быстрого и живого, чем старый, классический. Индийский танец это - танец-йога , танец-спектакль, танец-рассказ, танец-пантомима, танец-энергия, это синтез физической энергии и духовной силы.

Его основная движущая сила - индуизм с его богатым фольклором, сокровищницей мифов, легенд и обрядов. Традиция индийского классического танца насчитывает более 2000 лет. Талантливый танцор несет в себе божественную энергию, и её излучением объясняется тот факт, что немало зрителей, созерцающих храмовые танцы, не только испытывали особое чувство благодати, но избавлялись от многих недугов. И неудивительно, что тот, для кого индийский классический танец стал частью образа жизни, непрерывно испытывают на себе его благотворное очищающее влияние и созидательную силу.


В мире интересного

Т.к. в Индии была очень хорошо развита математика, то конечно же развивались механика и инженерное дело. Выдающимся индийским инженером считали Фатхулу Ширази. Под его руководством была создана мощная система водоподъемных сооружений в Агре и Фатепхури – сикри.

Одним из ярких императоров той эпохи является Акбар. Он прославился не только в качестве талантливого политика, но и как оберегающий искусство Индии, расцвет которого оставил после себя многие памятники архитектуры, живописи и ювелирного искусства.

Во время правления Великих Моголов архитектура Индии претерпела изменения в сторону усложнения форм, шикарного убранства, к которым приложили свой талант многие признанные в те столетия мастера.


Заброшенный город императора Акбара, называемый Фатхпур-Сикри, что в переводе означает «город победы». Этот город был выстроен Акбаром как новая столица империи и резиденция самого императора. Но фактической столицей оставалась Агра, где находился форт и куда, в случае кризиса или боевых действий, могли быть перевезены Акбар и все его окружение.

Мавзолей Тадж-Махал, построенный в XVII веке преемником Акбара Шах-Джахане в память о своей жене , погибшей при родах. Позже в этом мавзолее был похоронен и сам император. Материал стен, потолка, пола, гробниц и прочих сооружений внутри мавзолея – мрамор, инкрустированный драгоценными и полудрагоценными камнями. Вокруг усыпальницы раскинуты сады и устроен водный канал, ведущий к центру сооружения.

Ювелирное искусство Индии эпохи великих моголов подчеркивает роскошь, в которой жили правители той эпохи. Мастерство индийских ювелиров и богатые залежи исходных материалов (драгоценных камней, золота, серебра) сделали возможным создание прекрасных, но во многом чрезмерных, вычурных, а часто изящных произведений ювелирного искусства. К ним относятся не только великолепные кольца, подвески, пояса и другие украшения, оружие, вся поверхность которого покрыта мельчайшим сложным орнаментом!

Медицина. Мудреца Атрейю можно назвать первым великим учителем, рассматривавшим медицину как единую систему. Он считал, что организм человека состоит из трех элементов: ваю, кафа и питта. Ваю регулирует психическую деятельность и работу нервной системы, затаргивая процессы восприятия и движения. Кафа служит смазкой для всех органов. Питта отвечает за пищеварение и обмен веществ, в том числе выработку ферментов. Кровь - ракта - связует эти три элемента в единство "тридхату" для поддержания внутреннего баланса. Цель лечения в устранении причины недуга, а не в снятии симптомов .

До сих пор в Индии большим почетом пользуется аюрведа (индо – тибетская медицина). Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Главным принципом аюрведы во все времена являлось положение о единстве и целостности человеческого организма. Поэтому и любое заболевание рассматривалось древними медиками Индии и Тибета как болезнь всего организма. Лечению подвергалась не болезнь, но сам конкретный пациент со всеми его особенностями и индивидуальными предрасположенностями, распознавание которых древними диагностами было развито до совершенства.

Так же одним из видов нетрадиционной медицины была Йога - индийская философская школа брахманизма. Йога - разнородная система практик, связанных с физическими упражнениями (асанами и гимнастикой), дыханием, медитацией. Исходная цель индийской йоги - достижения освобождения. Йога может применяться для тренировок, оздоровления, физического и психического здоровья, как практика тантры и др. Cлово «йога» (санскр. योग, «связь, метод, соединение») употребляется так же в различных значениях: оно может обозначать просто «метод», но также и «единение». Для избавления от печали и страдания следует достигнуть духовного единения - «осознания двух в одном», или йоги.

Что для нас современная Индия ?

Религиозные секты


йоги

Божества

украшения

Менди

Священне животные

Гималаи Священный Ганг

индийские кинофильмы
Танцовщицы

Раджпутский период (VII-XII вв.) . Как было показано в гл.2, в IV-VI вв. н.э. на территории современной Индии сложилась мощная империя Гуптов. Эпоха Гуптов, воспринимая как золотой век Индии, сменилась в VII-XII вв. периодом феодальной раздробленности. На этом этапе, однако, обособления районов страны и упадка культуры не произошло в силу развития портовой торговли. Пришедшие из Центральной Азии племена завоевателей гунновэфталитов осели на северозападе страны, а появившиеся вместе с ними гуджараты расселились в Пенджабе, Синде, Раджпутане и Мальве. В результате слияния пришлых народов с местным населением возникла компактная этническая общность раджпутов, которая в VIII в. начала из Раджпутаны экспансию в богатые области долины Ганга и Центральной Индии. Наибольшую известность имел клан Гурджара-Пратихаров, образовавший государство в Мальве. Здесь и сложился наиболее яркий тип феодальных отношений с развитой иерархией и вассальной психологией.

В VI-VII вв. в Индии складывается система устойчивых политических центров, борющихся друг с другом под знаменем разных династий – Северная Индия, Бенгалия, Декан и Крайний юг. Канвой политических событий VIIIХ вв. стала борьба за Доаб (междуречье Джамны и Ганга). В Х в. ведущие державы страны пришли в упадок, разделились на независимые княжества. Политическая раздробленность страны оказалась особенно трагичной для Северной Индии, подвергшейся в XI в. регулярным набегам войск Махмуда Газневида (998-1030), правителя обширной империи, включавшей территории современных государств Средней Азии, Ирана, Афганистана, а также Пенджаб и Синд.

Социальноэкономическое развитие Индии в раджпутскую эпоху характеризовалось ростом феодальных владений. Наиболее богатыми среди феодалов наряду с правителями были индусские храмы и монастыри. Если первоначально им жаловались только необрабатываемые земли и при непременном согласии владевшей ими общины, то с VIII в. все чаще передаются не только земли, но и деревни, жители которых обязаны были нести натуральную повинность в пользу получателя. Однако в это время индийская община все еще оставалась относительно независимой, крупной по размерам и обладавшей автономным самоуправлением. Полноправный общинник наследственно владел своим полем, хотя торговые операции с землей непременно контролировались общинной администрацией.

Городская жизнь, замершая после VI в., начала возрождаться лишь к концу Раджпутского периода. Быстрее развивались старые портовые центры. Новые города возникали возле замков феодалов, где селились ремесленники, обслуживающие потребности двора и войска землевладельца. Развитию городской жизни способствовало усиление обмена между городами и возникновение группировок ремесленников по кастам. Так же, как и в Западной Европе, в индийском городе развитие ремесла и торговли сопровождалось борьбой граждан против феодалов, облагавших ремесленников и торговцев новыми налогами. Причем величина налога была тем выше, чем более низким было сословное положение каст, к которым принадлежали ремесленники и торговцы.

На этапе феодальной раздробленности индуизм окончательно взял верх на буддизмом, победив его силой своей аморфности, что как нельзя лучше соответствовало политическому строю эпохи.

Эпоха мусульманского завоевания Индии. Делийский султанат(XIII – нач. XVI вв.) В XIII в. на севере Индии утверждается крупное мусульманское государствоДелийский султанат, окончательно оформляется господство мусульманских военачальников из среднеазиатских тюрок. Государственной религией становится ислам суннитского направления, официальным языком – персидский. Сопровождавшиеся кровавыми распрями, последовательно сменялись в Дели династии Гулямов, Хилджи, Туглакидов. Войска султанов совершали завоевательные походы в Центральную и Южную Индию, а покоренные правители вынуждены были признавать себя вассалами Дели и платить султану ежегодную дань. Переломным моментом в истории Делийского султаната стало нашествие на Северную Индию в 1398 г. войск среднеазиатского правителя Тимура (другое имя – Тамерлан, 1336-1405). Султан бежал в Гуджарат. В стране начались эпидемия и голод. Оставленный завоевателем в качестве наместника Пенджаба Хизрхан Сайид в 1441 г. захватил Дели и основал новую династию Сайидов. Представители этой и последовавшей за ней династии Лоди правили уже как наместники тимуридов. Один из последних Лоди, Ибрахим, стремясь возвеличить свою власть, вступил в непримиримую борьбу с феодальной знатью и афганскими военачальниками. Противники Ибрахима обратились к правителю Кабула тимуриду Бабуру с просьбой избавить их от тирании султана. В 1526 г. Бабур разбил Ибрахима в битве при Панипате, положив этим начало Могольской империи, просуществовавшей почти 200 лет. Система экономических отношений претерпевает в мусульманскую эпоху некоторые, хотя и не радикальные, изменения. Значительно возрастает государственный земельный фонд за счет владений покоренных индийских феодальных родов. Основная его часть раздавалась в условное служебное пожалование – икта (небольшие участки) и мукта (крупные «кормления»). Иктадары и муктадары собирали с пожалованных деревень налоги в пользу казны, часть которых шла на содержание семьи держателя, поставлявшего в государственную армию воина. Частными земельными собственниками, распоряжавшимися имением без государственного вмешательства, были мечети, владельцы имущества для благотворительных целей, хранители гробниц шейхов, поэты, чиновники и купцы. Сельская община сохранилась как удобная фискальная единица, правда, уплата подушного налога (джизии) легла на крестьян, в большинстве исповедовавших индуизм, тяжким бременем.

К XIV в. историки относят новую волну урбанизации в Индии. Города становились центрами ремесла и торговли. Внутренняя торговля преимущественно ориентировалась на нужды столичного двора. Ведущей статьей импорта был привоз коней (основа делийской армии – конница), которые в Индии за отсутствием пастбищ не разводились, Клады делийских монет археологи находят в Персии, Средней Азии и на Волге.

В годы правления Делийского султаната начинается проникновение в Индию европейцев. В 1498 г. под началом Васко да Гамы португальцы впервые достигли Каликата на Малабарском побережье западной Индии. В результате последующих военных экспедиций – Кабрала (1500), Васко де Гама (1502), д"Альбукерки (1510-1511) – португальцы захватывают биджапурский остров Гоа, ставший опорой их владений на Востоке. Монополия португальцев на морскую торговлю подорвала торговые связи Индии со странами Востока, изолировала глубинные районы страны и задержала их развитие. К этому же вели войны и уничтожение населения Малабара. Ослаблен был и Гуджарат. Лишь империя Виджаянагар оставалась в XIVXVI вв. мощной и даже более централизованной, чем прежние государства юга. Ее главой считался махараджа, но вся полнота реальной власти принадлежала государственному совету, главному министру, которому непосредственно подчинялись наместники провинций. Государственные земли раздавались в условное военное пожалование – амарам. Значительная часть деревень находилась во владении брахманских коллективов – сабх. Крупные общины распались. Их владения сузились до земель одной деревни, а общинники все чаще стали превращаться в неполноправных арендаторовиздольщиков. В городах сбор пошлин власти начали отдавать на откуп феодалам, чем укрепили здесь их безраздельное господство.

С утверждением власти Делийского султаната, в котором ислам был насильно насаждаемой религией, Индия оказалась втянутой в культурную орбиту мусульманского мира. Однако несмотря на ожесточенную борьбу индусов и мусульман, длительное совместное проживание привело к взаимному проникновению идей и обычаев.

Индия в эпоху Могольскойи имеприи (XVI-XVIIIвв.). Заключительным этапом средневековой истории Индии стало возвышение на ее севере в начале XVI в. новой мощной мусульманской Могольской империи, которая в XVII в. сумела подчинить себе значительную часть Южной Индии. Основателем державы был тимурид Бабур (1483-1530). Власть моголов в Индии укрепилась в годы полувекового правления Акбара (1452-1605), перенесшего столицу в город Агру на реке Джамне, завоевавшего Гуджарат и Бенгалию, а вместе с ними и выход к морю. Правда, моголам пришлось примириться с владычеством здесь португальцев. В могольскую эпоху Индия вступает в стадию развитых феодальных отношений, расцвет которых шел параллельно усилению центральной власти государства. Повысилось значение главного финансового ведомства империи (дивана), обязанного следить за использованием всех пригодных земель. Долей государства была объявлена треть урожая. В центральных областях страны при Акбаре крестьяне были переведены на денежный налог, что заставляло их заранее включаться в рыночные отношения. В государственный земельный фонд (халиса) поступали все завоеванные территории. Из него раздавались джагиры – условные военные пожалования, продолжавшие считаться государственной собственностью. Джагирдары обычно владели несколькими десятками тысяч гектар земли и обязаны были содержать на эти доходы воинские отряды – костяк имперской армии. Попытка Акбара ликвидировать в 1574 г. джагирную систему окончилась неудачей. Также в государстве существовала частная земельная собственность феодаловзаминдаров из числа покоренных князей, плативших дань, и небольшие частные владения суфийских шейхов и мусульманских богословов, передававшиеся по наследству, и свободные от налогов – суюргал или мульк. Высокого расцвета достигло в этот период ремесло, особенно производство тканей, ценившихся на всем Востоке, а в районе южных морей индийский текстиль выступал своего рода всеобщим эквивалентом торговли. Начинается процесс сращивания высшей купеческой прослойки с господствующим классом. Денежные люди могли становиться джагирдарами, а последние – владельцами каравансараев и торговых кораблей. Складываются купеческие касты, играющие роль компаний. Сурат, главный порт страны в XVI в., становится местом, где зарождается прослойка купцовкомпрадоров (т.е. связанных с иностранцами).

В XVII в. значение экономического центра переходит к Бенгалии. Здесь развивается в Дакке и Патне производство тонких тканей, селитры и табака. Судостроение продолжает расцветать в Гуджарате. На юге возникает новый крупный текстильный центр Мадрас. Таким образом, в Индии XVI-XVII вв. уже наблюдается зарождение капиталистических отношений, но социальноэкономический строй Могольской империи, основанный на государственном владении землей, не способствовал быстрому их росту.

В могольскую эпоху активизируются религиозные споры, на базе которых рождаются широкие народные движения, крупные повороты претерпевает религиозная политика государства. Так, в XV в. в Гуджарате в среде мусульманских городов торговоремесленных кругов зародилось махдистское движение. В XVI в. фанатическая приверженность правителя ортодоксальному суннитскому исламу обернулось бесправием для индусов и преследованием мусульманшиитов. В XVII в. притеснение шиитов, разрушение всех индусских храмов и использование их камней для строительства мечетей Аурангзебом (1618-1707) вызвало народное восстание, антимогольское движение.

Итак, средневековая Индия олицетворяет собой синтез самых разнообразных социальнополитических устоев, религиозных традиций. этнических культур. Переплавив внутри себя все это множество начал, она к исходу эпохи предстала перед изумленными европейцами страной сказочного великолепия, манившей к себе богатством, экзотикой, тайнами. Внутри нее, однако, начинались процессы, сходные с европейскими, присущими Новому времени. Формировался внутренний рынок, развивались международные связи, углублялись общественные противоречия. Но для Индии, типичной азиатской державы, сильным сдерживающим началом капитализации было деспотическое государство. С его ослаблением страна становится легкой добычей европейских колонизаторов, деятельность которых прервала на долгие годы естественный ход исторического развития страны.