Игра карета на выявление лидера. «Большая семейная фотография»

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей.

Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепи взаимоотношений учителя с группой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

А лидер кто?

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей.

Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепи взаимоотношений вожатого с группой.

«Верёвочка»

Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.)

Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.

Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

«Карабас»

Следующей подобной игрой будет игра «Карабас». Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причём столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».

В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ребят.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встаёт вообще.

«Большая семейная фотография»

Эту игру лучше проводить в оргпериод для выявления лидера, а также в середине смены, и использовать как наглядный материал в вашем коллективе.

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Вот ещё один вариант выявления лидеров, состоящий из нескольких игр. Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: «Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом, вы создадите дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чём не договариваясь, быстро встали полкоманды. «Начали!»

Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.

Третье задание. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». Итак, кто быстрее?!

Обычно, функции организатора опять же берёт на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвёртое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трёхместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!»

Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо «отверженным».

Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трёхместные, двухместные и один одноместный.

Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить её можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива. (См. ниже)

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер-организатор. Кому возглавить ваш отряд, зависит не только от личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену.

Тест «Я – лидер»

Очень интересно и полезно было бы провести среди ребят тест на определение лидерских качеств. Пусть каждый из них сам попробует оценить свои способности, повести отряд за собой, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе.

Инструкция к этому тесту будет такова: «Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен – цифру «3»; если трудно сказать – «2»; скорее не согласен, чем согласен – «1»; полностью не согласен – «0».

Образец карточки ответов расположен ниже.

Вопросы к тесту «Я – лидер»

  1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
  2. Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.
  3. Я знаю, как преодолевать трудности.
  4. Люблю искать и пробовать новое.
  5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.
  6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
  7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
  8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
  9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.
  10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
  11. Я хорошо планирую своё время и работу.
  12. Я легко увлекаюсь новым делом.
  13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
  14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
  15. Ни один человек не является для меня загадкой.
  16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
  17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
  18. Для меня важно достижение цели.
  19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
  20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
  21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
  22. У меня всегда всё получается.
  23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
  24. Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.
  25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
  26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
  27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
  28. Принимая решение, перебираю различные варианты.
  29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
  30. Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
  31. В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.
  32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
  33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
  34. Я никогда не поступал так, как другие.
  35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
  36. Я никогда не поступал так, как другие
  37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
  38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
  39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
  40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
  41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
  42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
  43. Решая проблемы, использую опыт других.
  44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.
  45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
  46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
  47. Умею находить общий язык с людьми.
  48. Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

А – умение управлять собой;

Б – осознание цели (знаю, чего хочу);

В – умение решать проблемы;

Г – наличие творческого подхода;

Д – влияние на окружающих;

Е – знание правил организаторской работы;

Ж – Организаторские способности;

З – умение работать с группой.

Карточка для ответов теста «Я – лидер»

Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.

Но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли подросток, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что ты был неискренним в самооценке. Результаты теста можно изобразить в графике.

У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приёмы воздействия на личность или на группу называют стилем работы.

А.Н. Лутошкин

выделяет стили:

  1. РАЗЯЩИЕ СТРЕЛЫ . Призывающий, настаивающий, жёстко требующий. Эффективен в только ещё складывающихся коллективах.
  2. ВОЗВРАЩАЮЩИЙСЯ БУМЕРАНГ . Советующий, консультирующий, коллегиальный, требующий. Эффективен в сложившихся коллективах.
  3. СНУЮЩИЙ ЧЕЛНОК . Уговаривающий, просящий, компромиссный. Эффективен в зависимости от ситуации.
  4. ПЛЫВУЩИЙ ПЛОТ . Соглашающийся, уступчивый, не вмешивающийся. Эффективен только как вспомогательный.

Возможно, вы найдёте полезными для работы советы будущим лидерам английских учёных М.Вудсона и Д.Френсиса:

  1. УСТАНОВИТЕ ЯСНЫЕ ЦЕЛИ . Умные коллективы часто сами находят путь, если знают, к чему надо прийти.
  2. НАЧИНАЙТЕ С МАЛОГО . «Большой дуб вырастает из маленького жёлудя». Успех укрепляет доверие и создаёт основу для нового успеха. Люди предпочитают идеи, в которых они могут разобраться.
  3. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДЕЙСТВОВАТЬ, ДОБЕЙТЕСЬ СОГЛАСИЯ . Причастность вырастает из понимания. Без согласия почти ничего нельзя изменить. Достижение согласия требует немалого времени.
  4. СОСТАВЬТЕ РЕАЛЬНЫЙ ГРАФИК. «Москва не сразу строилась». Научиться – означает от чего-то отучиться. Культурный уровень меняется очень медленно.
  5. СОВЕТУЙТЕСЬ ЧАСТО И ИСКРЕННЕ. Люди могут сказать много ценного. Когда вы советуетесь, то тем самым укрепляете согласие. Советоваться – это не форма, а содержание. Манипулирование подрывает возможность создать коллектив
  6. СВЯЖИТЕ СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВА С ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТОЙ. Люди с большей готовностью пойдут на эксперимент, если это не требует большого объёма дополнительной работы. Для создания коллектива используйте возможность регулярных заседаний и обычных заданий. Положительные результаты будут очевиднее.
  7. СМЕЛО ВСТРЕЧАЙТЕ «ПОЛИТИЧЕСКИЕ» ПРОБЛЕМЫ. Не кладите сложные вопросы под сукно. Будьте реалистом в своих планах. Если вы будете играть в политику, то дискредитируете свои усилия.
  8. ПООЩРЯЙТЕ ОТКРЫТОСТЬ И ИСКРЕННОСТЬ. С глубоко укоренившимися предрассудками и взглядами легче справиться, если обсуждать их открыто. Не подавляйте дискуссии.
  9. НЕ ВЫЗЫВАЙТЕ ЛОЖНЫХ НАДЕЖД. Обещать легче всего. Невыполненные обещания дискредитируют вас.
  10. ЕСЛИ НУЖНО, ПЕРЕСТРОЙТЕ СВОЮ РАБОТУ. Организационная работа требует времени. Создание коллектива может увеличить индивидуальный объём работы.
  11. ПОМНИТЕ, ЧТО НЕИЗВЕСТНОЕ ПУГАЕТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ИЗВЕСТНОЕ. ПОМНИТЕ, ЧТО РАЗВИТИЕ В ОСНОВНОМ САМОРЕГУЛИРУЕТСЯ. Если проблему изложить вслух, она уже не кажется страшной. Возраст, способности и взгляды создают ограничения. В конечном счете, мы сами отвечаем за своё развитие.
  12. ПОМНИТЕ, ЧТО «ВЫ МОЖЕТЕ ЗАГНАТЬ ЛОШАДЬ В ВОДУ, НО НЕ МОЖЕТЕ ЗАСТАВИТЬ ЕЁ ПИТЬ ». Людей нельзя заставить изменить отношение. Людей можно заставить притворяться, будто они меняются.
  13. ПОМНИТЕ О ТЕХ, КТО ВНЕ ИГРЫ. Зависть может помогать развитию. Люди любят сами быть участниками.
  14. ПОМНИТЕ, ЧТО СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВА МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ДРУГИЕ ПРОБЛЕМЫ. Другие группы людей могут почувствовать опасность. Отдельные единомышленники могут перерасти свои нынешние функции.
  15. ПРИ СОЗДАНИИ КОЛЛЕКТИВА ИСПОЛЬЗУЙТЕ И ВОЗМОЖНОСТИ. Может иметь место индивидуальное развитие. Новые идеи порождают дальнейшее творчество. Существующие системы и методы могут оказаться под вопросом. Делегируйте (передавайте) полномочия. У людей разные сильные стороны и опыт. Делегирование (передача) полномочий обычно означает развитие.
  16. ПРИНИМАЙТЕ ПОМОЩЬ ИЗВНЕ, ЕСЛИ ЭТО НЕОБХОДИМО. Тщательно выбирайте, к кому обратиться. Принимайте на себя ответственность за свои действия. У каждого человека со стороны свой взгляд на проблему и свой опыт. Люди со стороны не участвовали в организационной работе. Человек извне скорее окажется беспристрастным.
  17. УЧИТЕСЬ НА ОШИБКАХ. Признавайте свою неправоту. Регулярно анализируйте ход дела. Поощряйте обратную связь – это самое ценное, что вам могут дать коллеги.
  18. ДЕЛАЙТЕ ТО, О ЧЁМ ВЫ ГОВОРИТЕ. Дела говорят сами за себя.


ИГРЫ - УПРАЖНЕНИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРОВ , НА СОТРУДНИЧЕСТВО

«Направление»

Участники группы становятся в шеренгу, повернувшись лицом в одну сторону. По сигналу ведущего участники дол­жны повернуться на 90°. Задача - всем повернуться лицом в одну сторону и постараться сделать это как можно быстрее. Выполнять задание следует молча, не переговариваясь друг с другом.

Ведущий прекращает давать команды, когда все участни­ки группы будут стоять лицом в одну сторону. Упражнение

сплачивает группу, повышает настроение, снижает напряжен­ность, ликвидирует скованность, выявляет лидеров, кроме того, дает опыт участия в совместной деятельности, в ходе которой члены группы должны «договориться», прийти к об­щему решению.

Вопросы: «Что помогло группе справиться с поставлен­ной задачей?», «Что мешало выполнить задачу быстрее?», «Что могло бы помочь?» и т. д. дают возможность выявить момен­ты в поведении, имеющие значение в ситуации, когда выяв­ляется необходимость ориентироваться друг на друга, согла­совывать свои действия с действиями других, вникать в ло­гику, в позицию других.

«Карабас»

Для проведения игры участников располагают по кругу. Ведущий произносит число и участники должны, не догова­риваясь, встать со стульев, причем количество человек долж­но соответствовать названной ведущим цифре. Садятся пос­ле того, когда ведущий сказал: «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания участники выраба­тывают в процессе работы, ориентируясь друг на друга.

В начале лучше называть числа 5-7, в середине - 1-2. Ве­дущий блокирует попытки участников группы обсудить и при­нять какую-либо форму алгоритмизации работы.

Данная игра развивает внимание и быстроту реакции. Об­суждение игры позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориенти­роваться в намерениях, тактике, состоянии других участни­ков, согласовывать свои действия с действиями других. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встает позже - менее решительны. Есть и те, кто сначала встаёт, а затем садится. Это «совесть» группы. Бе­зынициативной является та группа, которая не встает вооб­ще. При обсуждении можно говорить о проявлении инициа­тивы и проблеме принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе.

«Пальцы»

Данное упражнение является вариантом предыдущей игры, но участники не встают, а «выбрасывают» необходимое количество пальцев (считается сумма пальцев всей группы).

Упражнение намного сложнее предыдущего. Оно может проходить по-разному. Иногда требуется до 30 повторений. В любом случае, упражнение даёт богатый материал для обсуж­дения, которое" можно использовать в ходе тренинга, а так­же в социально-психологических практикумах.

«Разговор через стекло»

Упражнение выполняется в парах, либо когда участники сидят в общем кругу, выбрав партнера для переговоров на­против. Задача участников - договориться о чем-либо с по­мощью жестов. При работе в общем кругу от участников по­требуется не только умение общаться с помощью жестов, но и концентрировать внимание только на своем партнере. Ана­лизу по итогам игры подвергаются способы передачи необ­ходимой информации, приемы привлечения внимания со­беседника, а также факторы, мешающие пониманию невер­бального языка.

«Вот он, я»

Каждому участнику дается 3-5 минут на то, чтобы об­ратить на себя внимание группы. Сложность состоит в том, что участники должны выполнять это задание все одновре­менно.

Упражнение проходит оживленно. По истечении установ­ленного времени проводится опрос участников на предмет «кого они заметили за эти 3-5 минут групповой работы». За­тем анализируются методы и приемы, которыми пользовались «замеченные» участники для привлечения к себе внимания.

«Веревка»

Участники становятся в круг, держась обеими руками за

общую веревку, после чего веревку затягивают и завязывают так, чтобы участники стояли плотно друг к другу. Ведущий просит закрыть глаза. Задание участникам - образовать квад­рат. Глаза можно открыть всем вместе только после того, как группа решит, что квадрат получился. Тот, кто открыл глаза раньше, выбывает из игры и может стать наблюдателем, кото­рый поможет группе обсудить упражнение. Далее можно вы­строить круг, равносторонний треугольник, ромб, трапецию, многогранник, звезду и т. д.

Упражнение показывает важность самоорганизации груп­пы, позволяет обнаружить лидеров. Ответы на вопросы «Что было наиболее трудным в решении задачи?», «Какой прием компенсировал отсутствие зрительного контакта?», «Каким образом проявился лидер?» дадут возможность оценить спо­собность группы координировать свои действия.

Как мы говорили ранее, лидеру необходимо активно ра­ботать над собой. Поэтому мы предлагаем блок тестов, кото­рые позволят лучше узнать себя, свои возможности и спо­собности, осознать себя личностью с присущими ей индиви­дуальными особенностями. Понять, над какими чертами ха­рактера необходимо поработать.

Некоторые из тестов ты сможешь использовать в работе со своим коллективом .

ТЕСТЫ

«ВЫ ЛИДЕР ? »

Прочтите вопросы 1-10. Обведите пункты «а», «б» или «в».

1. Вы группой обсуждаете проблему. Как вы будете себя
чувствовать, если чья-то идея окажется лучше, чем ваша?

а) встревожитесь;

б) смутитесь;

в) заинтересуетесь.

2. Вы группой разрабатываете сценарий школьного ве­
чера. Как вы оцениваете свои идеи в сравнении с идеями

а) ваши хуже;

б) ваши лучше;

в) ваши не хуже, но и необязательно лучше.

3. Что происходит, когда вы пытаетесь внушить что-то
важное другим?

а) вас не слушают;

б) вас слушают, но им «слабо понять»;

в) вас обычно слушают и понимают.

4. Вы затратили не какое-то дело много времени. Но вас
никто до сих пор не похвалил, и вообще вы не получили ни­
какой отдачи. Что вы станете делать?

а) будете обескуражены и все забросите;

б) оставите это дело и перейдете к другому;

в) закончите это дело, потому что считаете это нужным.

5. Вам поручили совсем не «лидерское» задание при под­
готовке большого мероприятия. Как вы к этому отнесетесь?

а) нормально, потому что в любом случае в роли лидера
вы чувствуете себя неудобно;

б) не станете участвовать, если вас не назначат главным;

в) вы не против того, чтобы иной раз быть рядовым уча­
стником.

6. Что случается, когда вам не удается то, что вы пытае­
тесь сделать?

а) вы бросаете дело, потому что неудачи доказывают, что
вы ни на что не годитесь;

б) вы бросаете дело, потому что другие вас не понимают;

в) вы извлекаете из неудачи урок, который поможет вам в бу­
дущем.

7. Если вы отвечаете за выполнение группой какого-то
задания, как вы будете вести дело?

а) предоставите большую часть работы другим;

б) все сделаете сами;

в) распределите отдельные поручения между всеми в со­
ответствии с интересами и навыками каждого.

8. Что вы чувствуете при работе с людьми, чья подготовка

отличается от вашей?

а) неловкость;

б) чувство своего превосходства или неполноценности;

в) интерес и уважение к другим подходам и точкам зрения.

9. Честная критика в ваш адрес вызывает у вас...

а) недовольство собой;

в) стремление продвинуть дело.

10. Как вы поступаете, если дела из-за разных помех идут
не так, как вам этого хотелось бы?

а) думаете о своих прошлых промахах и о том, что было
бы, если бы...;

б) обвиняете во всем других;

7 или больше «а» означают, что вам, для того чтобы стать хорошим лидером, надо вырабатывать уверенность в себе.

7 или больше «б» показывают, что вам надо научиться больше доверять другим.

7 или больше «в» говорят о том, что у вас, скорее всего, здравый взгляд на себя и других. Ваше отношение к себе и другим позволяет вам быть хорошим лидером.

Если ваш результат на пригодность к лидерству не такой, как вы рассчитывали, попробуйте выяснить причину.

«ОРГАНИЗОВАННЫЙ ЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК ? »

Организованного человека отличает определенная систе­ма работы, уважение ко времени, четкая организация труда, он умеет управлять и временем и делами. Его принцип рабо­ты, результаты труда показывают, что самоорганизация - ог­ромная сила. Неорганизованный же человек идет на поводу у времени и дел.

Тест поможет тебе не только определить уровень личной организованности, но и поможет сделать первые шаги к по­стижению секретов самоорганизации и выработке организа­ционных навыков и привычек.

После прочтения каждого вопроса выберите только один вариант ответа. Затем по ключу, помещенному в конце теста, найдите количественные оценки выбранных вами вариантов ответов. Далее сложите все баллы и полученную сумму соот­несите с результатами, которые вы найдете после ключа к тесту.

1. Имеются ли у вас главные, основные цели в жизни, к
достижению которых вы стремитесь:

а) у меня есть такие цели;

б) разве надо иметь какие-то цели? Ведь жизнь так измен­
чива...;

в) у меня есть главные цели, и я подчиняю свою жизнь их
достижению;

г) цели у меня есть, но моя деятельность мало способ­
ствует их достижению.

2. Составляете ли вы план работы на неделю, используя
для этого еженедельник?

в) не могу сказать ни «да» ни «нет», т. к. намечаю главные
дела в голове, а план на текущий день в голове или на бумаге;

г) пробовал составлять план, используя для этого ежене­дельник. Попотом понял, что это ничего не дает.

3. Отчитываете ли вы себя за невыполнение намеченного
на неделю, на день?

а) отчитываю в тех случаях, когда причина - лень или не­
поворотливость;

б) отчитываю, несмотря ни на какие субъективные или
объективные причины;

в) сейчас и так все ругают друг друга, зачем же еще отчи­
тывать самого себя;

г) придерживаюсь такого принципа: что удалось сделать
сегодня - хорошо, а что не удалось - выполню потом.

4. Как вы ведете свою записную книжку с номерами те­
лефонов родственников, знакомых, друзей?

а) я хозяин (хозяйка) своей записной книжки. Как хочу, так и веду записи. Если понадобиться чей-то номер телефо-

на, то обязательно найду его;

б) часто меняю записные книжки, т. к. нещадно «эксплу­
атирую» их. При переписке стараюсь все сделать «по науке»,
однако в дальнейшем вновь сбиваюсь на произвольную за­
пись;

в) главное, чтобы был записан номер телефона, ФИО, а
на какой странице, прямо или криво, не имеет особого зна­
чения;

г) использую общепринятую систему: в соответствии с
алфавитом записываю ФИО, номер телефона, если нужно, то
и дополнительные сведения;

5. Вас окружают различные вещи, которыми вы часто
пользуетесь. Каковы ваши принципы расположения вещей:

а) каждая вещь лежит/де придется;

б) придерживаюсь принципа: каждой вещи - свое место;

в) периодически навожу порядок и помещаю вещи и пред­
меты на свои места;

г) считаю, что данный вопрос не имеет никакого отно­
шения к самоорганизации.

6. Можете ли вы по истечении дня сказать где, сколько,
по каким причинам вам пришлось напрасно потерять время:

а) могу сказать о потерянном времени;

б) если бы потерянное время обращалось в деньги, то тог­
да бы я считал (считала) его;

в) всегда хорошо представляю где, сколько и почему было
напрасно потеряно время;

г) не только хорошо представляю, но и изыскиваю при­
емы сокращения этих потерь.

7. Каковы ваши действия, когда на сборе, собрании на­
чинается «переливание из пустого в порожнее»:

а) предлагаю обратить внимание на важный вопрос;

б) любой сбор или собрание представляет собой сочета­
ние как «полного», так и «пустого», приходится смиряться с
этим;

в) погружаюсь в «небытие»;

г) начинаю заниматься тем, что взял (а) с собой в расчете

на «переливание из пустого в порожнее».

8. Предположим, вам предстоит выступить с докладом.
Будете ли вы уделять внимание не только содержанию докла­
да, но и его продолжительности?

а) буду уделять самое серьезное внимание содержанию
доклада. Думаю, что его продолжительность надо определять
лишь приблизительно. Если доклад будет интересным, то все­
гда дадут время, чтобы закончить его;

б) уделю в равной степени внимание содержанию и про­
должительности доклада, а также его вариантам в зависимо­
сти от времени.

9. Стараетесь ли вы использовать буквально каждую ми­
нуту для выполнения задуманного?

а) пытаюсь, но у меня не всегда получается в силу лич­
ных причин;

б) не стремлюсь к этому, т. к. считаю, что не нужно быть
мелочным в отношении времени;

в) зачем стремиться, если время все равно не обгонишь;

г) стараюсь и пытаюсь, несмотря ни на что.

10. Какую систему фиксации поручений, заданий и просьб
вы используете?

а) записываю в своем еженедельнике, что выполнить и в
какие сроки;

б) фиксирую наиболее важные поручения, просьбы в сво­
ем еженедельнике. «Мелочи» пытаюсь запомнить. Если забы­
ваю о «мелочах», то не считаю это недостатком.

в) стараюсь запоминать поручения, задания и просьбы,
т. к. это тренирует память. Однако память часто подводит меня.

г) придерживаюсь принципа «обратной памяти»: пусть по­
мнит о поручениях и заданиях тот, кто их дает.

11. Вовремя ли вы приходите на сбор, встречу с друзьями,
на занятия?

а) прихожу раньше на 5-7 минут;

б) прихожу вовремя, к самому началу занятий, встречи,
сбора;

в) как правило, опаздываю;

г) всегда опаздываю, хотя пытаюсь прийти раньше или
вовремя.

12. Какое значение вы придаете своевременности выпол­
нения заданий, поручений, просьб?

а) своевременность выполнения - это один из показате­
лей умения работать, однако не всегда удается все выполнить
вовремя;

б) лучше немного затянуть выполнение. Это безопаснее;

в) предпочитаю поменьше рассуждать, а выполнять зада­
ния и поручения в срок;

г) если вовремя выполнишь задание, то получишь новое.
Исполнительность всегда наказывается.

13. Предположим, вы пообещали что-то сделать или в чем-
то помочь другому человеку. Но обстоятельства изменились
таким образом, что выполнить обещанное довольно затруд­
нительно. Как вы поступите в данной ситуации?

а) сообщу человеку об изменении обстоятельств и о не­
возможности выполнить обещанное;

б) сообщу человеку об изменении обстоятельств и о зат­
руднениях в выполнении обещанного;

в) буду стараться выполнить обещание. Если выполню -
хорошо, не выполню - не беда, т. к. я довольно редко не сдер­
живаю своих обещаний;

г) ничего не буду сообщать человеку. Выполню обещание
во что бы то ни стало.

Теперь определите баллы по таблице:


Вариант ответа и оценка в баллах

72-78 баллов. Вы организованный человек. Единствен­ное, что можно вам посоветовать - не останавливаться на достигнутом, развивать и дальше способность к самооргани­зации. Пусть вам не кажется, что вы достигли предела.

63-71 балл. Вы считаете организацию неотъемлемой час­тью своей работы. Это дает вам несомненное преимущество перед теми людьми, которые вспоминают об организации в случае крайней необходимости. Но вам следует внимательнее присмотреться к себе, найти резервы для улучшения процесса самоорганизации.

63 балла и меньше. Ваш образ жизни, ваше окружение на­учили вас быть организованным. Но организованность то про­является в ваших действиях, то исчезает. Это признак отсут­ствия четкой системы самоорганизации. Существуют объек­тивные организационные законы и принципы. Постарайтесь

проанализировать свои действия, расход времени, технику работы. И вы узнаете о причинах вашей недостаточной орга­низованности. Чтобы стать организованным человеком, надо преодолеть себя, проявить волю и упорство.

«ДИНАМИЧНЫ ЛИ ВЫ ? »

Есть очень динамичные люди: они постоянно куда-то спешат, делают одновременно несколько дел, сутки кажутся им слишком короткими. Другие - живут не спеша, и в конце дня у них еще остается время, чтобы погулять. Они счастли­вы в своем спокойствии. А вы? Динамичны вы или созерца­тельны? Разобраться в этом вам поможет игра-тест. Ответьте на предлагаемые вопросы словами «да» или «нет».

1. Скучаете ли вы, когда вам нечего делать?

2. Нужно ли вам более получаса, чтобы собраться утром (умыться, одеться)?

3. Часто ли вы переставляете мебель в своей квартире (комнате)?

4. Отказываетесь ли вы от какого-нибудь дела, если не уверены в его успехе?

5. Любите ли проводить свои каникулы (отпуск) тихо и спокойно, не предпринимая новых путешествий?

6. Хотели бы вы совершить путешествие в джунгли?

7. Откладываете ли вы свои важные решения (дела) до утра (по принципу «утро вечера мудренее»)?

8. Легко ли встаете по утрам?

9. Быстро ли вы говорите?

10. Если вам предстоит много работы и вы опасаетесь «за­вала», то начинаете ли вы с самого трудного или неприятного дела?

11. Увлекаетесь ли вы хотя бы тремя из следующих заня­тий: ездой на велосипеде , катанием на коньках, стенографи­рованием, плаваньем, ходьбой на лыжах?

12. Нравятся ли вам спокойные развлечения, например, прогулки, чтение, филателия , рыбная ловля?

13. Любите ли вы экспериментировать?

14. Считаете ли вы, что побеждает тот, кто «делает ход пер­
вым»?

15. Принадлежит ли победа тому, кто дольше продер­жится?

16. Кажутся ли вам книги или фильмы скучными, если действие в них развивается слишком медленно?

17. Начинаете ли вы когда-нибудь дело с мыслью о том, что не сможете довести его до конца?

Запишите себе балл за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 6, 8, 10, 11, 13, 14, 16, 17 и за каждый отрица­тельный ответ на вопросы 2, 4, 5, 7, 9, 12, 15. Подсчитайте все баллы.

Сумма больше 12 баллов - вы слишком динамичны. В своем стремлении «объять необъятное» вы забываете о спо­койном отдыхе.

Сумма баллов между 6 и 12. Вы динамичны в меру. Вы умеете предоставить себе спасительные минуты спокойного отдыха.

Сумма баллов меньше 6. Вам лучше было бы «подзавес­тись». Умейте торопиться, и вы быстрее придете к намечен­ной цели.

«УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ ? »

Все мы разные. Одного не сломит тяжелейшее испыта­ние, а другого положит на лопатки сущий пустяк. К какому типу личности вы себя относите? Выберите свои варианты.

1. Можете ли вы говорить о своих трудностях откро­
венно:

а) нет, мне это не поможет;

б) конечно, если есть доброжелательный собеседник;

в) не всегда, иной раз тяжело переживаю их сам.

2. В какой степени переживаете обиды и неудачи:

а) собственные неудачи переживаю тяжело;

б) это зависит от их причины;

в) стараюсь отнестись к ним философски, потому что
любые неприятности когда-то кончаются.

3. Как вы поступаете, когда чувствуете, что вас что-то глу­
боко обидело:

а) сделаете для себя что-то приятное, чего долго не мог-
ла) себе позволить;

б) пойдете на ужин к хорошим друзьям;

в) будете сидеть дома и злиться.

4. В объятиях счастья вы:

а) не думаете о прежней печали;

б) боитесь, что эти минуты кончатся;

в) не забываете и о теневых сторонах жизни.

5. Когда близкий человек вас обидит, вы:

а) уйдете в себя;

б) потребуете объяснения;

в) расскажите об этом каждому, кто пожелает вас выс­
лушать.

а) не хотел бы попасть в их руки;

б) многим людям могут помочь;

в) они не всемогущи, человек должен сам себе помочь.

7. Людское мнение:

а) вас преследует;

б) несправедливо по отношению к вам;

в) вам благоприятствует;

8. О чем вы думаете после серьезной ссоры с кем-либо из
друзей, когда прошел первый гнев:

а) все-таки дружба была хорошей;

б) о тайной мести;

в) о том, что теперь вы услышали все, что о вас думают.
Оцените свои ответы по таблице и суммируйте результаты.

Варианты ответов


7-15 баллов. Вы легко справляетесь со своими неудачами, умеете дать им правильную оценку. Кроме того, вам неизвес­тна злость на себя. Ваше душевное равновесие достойно удив­ления.

16-26 баллов. Время от времени вы осуждаете себя. Но у вас есть завидный «клапан»: «выкричите» свои проблемы ок­ружающим - и вам легче. Желательно, чтобы вы больше вла­дели собой и не полагались только на этот способ преодоле­ния трудностей.

27-31 балл. Вы еще не научились справляться со своими трудностями, поэтому они так вас угнетают. Замыкаетесь в себе и бессильно злитесь на себя. Непременно соберите свою волю. У вас много хороших качеств, которые вам помогут преодолеть и более тяжелые жизненные испытания.

«УВЕРЕНЫ ЛИ ВЫ В СЕБЕ ? »

Определить, насколько вы уверены в себе, вам поможет этот тест. Отвечайте на вопросы словами «да» или «нет».

1. Могут ли несколько последовавших одна за другой не­удач заставить вас усомниться в своих способностях?

2. Испытываете ли вы чувство страха, оказавшись в плот­ной толпе?

3. Следуете ли вы моде?

4. Часто ли вы смотритесь в зеркало?

5. Сутулитесь ли вы?

6. Считаете ли вы, что люди злословят по вашему адресу?

7. Волнуетесь ли вы, когда вам приходится бывать в уч­реждениях, улаживая какие-либо неприятные вопросы?

8. Возникает ли у вас временами такое ощущение, будто за вами кто-то следит?

9. Легко ли вы решаетесь провести свой отпуск в новом для вас месте?

10. Чувствуете ли вы себя свободно, оказавшись в незна­комой компании?

11. Снятся ли вам кошмарные сны?

12. Предпочитаете ли вы самостоятельно решать свои про-

блемы, не обсуждая их с близкими вам людьми?

13^ Откладываете ли вы деньги на «черный день»?

14. Уверены ли вы в том, что ваши друзья любят вас?

15. Находите ли вы, что каждый день можно узнавать нечто новое для себя?

16. Установив, что купленная вещь вам не подходит, вер­нетесь ли вы в магазин, чтобы сменить ее?

17. Терзаетесь ли вы сомнениями насчет того, удастся ли вам осуществить намеченные цели?

18. Часто ли окружающие обращаются к вам за советом?

За каждое совпадение вашего ответа с результатом запи­шите себе 2 балла: 1 - нет, 2 - нет, 3 - нет, 4 - нет, 5 - нет, 6 - нет, 7 - нет, 8 нет, 9 - нет, 10-да, 11 - нет, 12 - да, 13 - да, 14 - да, 15 - да, 16 - нет, 17 - нет, 18 - да. Теперь суммируйте баллы.

2баллов. Вам никогда не случалось сомневаться в себе или в своих способностях. Окружающие обращают­ся к вам за советами. Кое-кто считает, что вы тщеславны и ведете себя надменно.

16-24 балла. Вы уверены в себе, хотя, бывает, проявляете нерешительность. Этот тест предоставляет вам возможность дать себе более точную самооценку.

6-14 баллов. Можно утверждать, что вы не уверены в себе, вам не удается скрывать это от окружающих. Вы стараетесь не попадать в такое положение, которое вынудило бы вас са­мостоятельно принимать важное решение.

0-4 балла. Такая сумма баллов в этом тесте встречается, к счастью, весьма редко. И если вы искренне ответили на все вопросы, то вам следует побеседовать с психотерапевтом, который поможет вам обрести уверенность в себе.

ЛИДЕРЫ И ЛИДЕРСТВО
Теория лидерства
«Есть только один способ, заставить людей следовать за вами, а именно: двигаться вперед
быстрее, чем они».
(Ф. Пикабла)
Склонность к лидерству проявляется в раннем детстве и развивается как качество личности, проявление
которого является средством самоутверждения и самоопределения личности.
Трудно представить человека, который не стремился бы к достижению высшего результата.
Лидер – ведущий – человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Очень часто путают понятия
«лидер» и «организатор».
Организатор – тот, кто управляет конкретной деятельностью, решает как делать, объединяет людей для
совместного дела.
Лидер выдвигает деятельность. А какие же качества определяют лидера? (по А. Н. Лутошкину)
­ компетентность – знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер;
­ активность – умение действовать энергично, напористо;
­ инициативность – творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений;
­ общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;
­ сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять
главное;
­ настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;
­ самообладание – способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;
­ работоспособность – выносливость, способность вести напряженную работу;
­ наблюдательность – умение видеть, мимоходом отличать важное, замечать детали;
­ самостоятельность – независимость в суждениях, умение брать ответственность на себя;
­ организованность – способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.
Этими качествами обладают не только лидеры, но и те, кто может ими стать.
Специфические качества лидера
(своеобразные индикаторы лидерского таланта)
1. Организаторская проницательность.
Тонкая психологическая избирательность. Способность понять другого человека, проникнуть в его внутренний
мир, найти для каждого его место в зависимости от индивидуальных способностей, настроения.
2. Способность к активному психологическому воздействию.
Разнообразие средств воздействия на людей в зависимости от индивидуальных качеств, от сложившейся
ситуации.
3. Склонность к организаторской работе, лидерской позиции, потребность брать активность на себя.
Авторитет лидера создается многими факторами:
­ отличным знанием своего дела;
­ уважением к ребятам;
­ высокими морально – эстетическими качествами.
Лучшего лидера всегда отличает доброжелательность, умение вступать с ребятами в широкое общение.
Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное
лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер-организатор.
Игры на выявление лидера помогают руководителю объединения (детского коллектива) в первые дни
определить наиболее активных и деятельных ребят. Руководитель только даёт задание и наблюдает за
процессом его выполнения, ребята всё делают сами. В играх лидеры стараются руководить общим
процессом.
построиться по признаку (росту, цвету глаз, алфавиту имён и т.д.);
построить машину из участников, т. е. каждый человек должен быть какой-то частью машины;
хором сказать одно слово (в качестве усложнения можно потребовать хором сказать одно слово не
собрать экипаж, т. е. выбрать капитана, штурмана, старшего помощника и т.д., "зайцев",
пассажиров;
свойственные лидеру приёмы воздействия на личность или на группу называют стилем работы.
У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ в организации коллективных дел. Эти




договариваясь);

А.Н. Лутошкин выделяет стили:
1. РАЗЯЩИЕ СТРЕЛЫ. Призывающий, настаивающий, жёстко требующий. Эффективен в только ещё
складывающихся коллективах.
2. ВОЗВРАЩАЮЩИЙСЯ БУМЕРАНГ. Советующий, консультирующий, коллегиальный, требующий.
Эффективен в сложившихся коллективах.
3. СНУЮЩИЙ ЧЕЛНОК. Уговаривающий, просящий, компромиссный. Эффективен в зависимости от
ситуации.
4. ПЛЫВУЩИЙ ПЛОТ. Соглашающийся, уступчивый, не вмешивающийся. Эффективен только как
вспомогательный.
Возможно, вы найдёте полезными для работы советы будущим лидерам английских учёных
М.Вудсона и Д.Френсиса:
1. УСТАНОВИТЕ ЯСНЫЕ ЦЕЛИ. Умные коллективы часто сами находят путь, если знают, к чему надо
прийти.
2. НАЧИНАЙТЕ С МАЛОГО. «Большой дуб вырастает из маленького жёлудя». Успех укрепляет доверие и
создаёт основу для нового успеха. Люди предпочитают идеи, в которых они могут разобраться.
3. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДЕЙСТВОВАТЬ, ДОБЕЙТЕСЬ СОГЛАСИЯ. Причастность вырастает из понимания. Без
согласия почти ничего нельзя изменить. Достижение согласия требует немалого времени.
4. СОСТАВЬТЕ РЕАЛЬНЫЙ ГРАФИК. «Москва не сразу строилась». Научиться – означает от чего­то
отучиться. Культурный уровень меняется очень медленно.
5. СОВЕТУЙТЕСЬ ЧАСТО И ИСКРЕННЕ. Люди могут сказать много ценного. Когда вы советуетесь, то тем
самым укрепляете согласие. Советоваться – это не форма, а содержание. Манипулирование подрывает возможность
создать коллектив
6. СВЯЖИТЕ СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВА С ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТОЙ. Люди с большей
готовностью пойдут на эксперимент, если это не требует большого объёма дополнительной работы. Для создания
коллектива используйте возможность регулярных заседаний и обычных заданий. Положительные результаты будут
очевиднее.
7. СМЕЛО ВСТРЕЧАЙТЕ «ПОЛИТИЧЕСКИЕ» ПРОБЛЕМЫ. Не кладите сложные вопросы под сукно.
Будьте реалистом в своих планах. Если вы будете играть в политику, то дискредитируете свои усилия.
8. ПООЩРЯЙТЕ ОТКРЫТОСТЬ И ИСКРЕННОСТЬ. С глубоко укоренившимися предрассудками и
взглядами легче справиться, если обсуждать их открыто. Не подавляйте дискуссии.
9. НЕ ВЫЗЫВАЙТЕ ЛОЖНЫХ НАДЕЖД. Обещать легче всего. Невыполненные обещания дискредитируют
вас.
10. ЕСЛИ НУЖНО, ПЕРЕСТРОЙТЕ СВОЮ РАБОТУ. Организационная работа требует времени. Создание
коллектива может увеличить индивидуальный объём работы.
11. ПОМНИТЕ, ЧТО НЕИЗВЕСТНОЕ ПУГАЕТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ИЗВЕСТНОЕ. ПОМНИТЕ, ЧТО РАЗВИТИЕ
В ОСНОВНОМ САМОРЕГУЛИРУЕТСЯ. Если проблему изложить вслух, она уже не кажется страшной. Возраст,
способности и взгляды создают ограничения. В конечном счете, мы сами отвечаем за своё развитие.
12. ПОМНИТЕ, ЧТО «ВЫ МОЖЕТЕ ЗАГНАТЬ ЛОШАДЬ В ВОДУ, НО НЕ МОЖЕТЕ ЗАСТАВИТЬ ЕЁ
ПИТЬ». Людей нельзя заставить изменить отношение. Людей можно заставить притворяться, будто они меняются.
13. ПОМНИТЕ О ТЕХ, КТО ВНЕ ИГРЫ. Зависть может помогать развитию. Люди любят сами быть
участниками.
14. ПОМНИТЕ, ЧТО СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВА МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ДРУГИЕ ПРОБЛЕМЫ. Другие
группы людей могут почувствовать опасность. Отдельные единомышленники могут перерасти свои нынешние
функции.
15. ПРИ СОЗДАНИИ КОЛЛЕКТИВА ИСПОЛЬЗУЙТЕ И ВОЗМОЖНОСТИ. Может иметь место
индивидуальное развитие. Новые идеи порождают дальнейшее творчество. Существующие системы и методы могут
оказаться под вопросом. Делегируйте (передавайте) полномочия. У людей разные сильные стороны и опыт.
Делегирование полномочий обычно означает развитие.
16. ПРИНИМАЙТЕ ПОМОЩЬ ИЗВНЕ, ЕСЛИ ЭТО НЕОБХОДИМО. Тщательно выбирайте, к кому
обратиться. Принимайте на себя ответственность за свои действия. У каждого человека со стороны свой взгляд на
проблему и свой опыт. Люди со стороны не участвовали в организационной работе. Человек извне скорее окажется
беспристрастным.
17. УЧИТЕСЬ НА ОШИБКАХ. Признавайте свою неправоту. Регулярно анализируйте ход дела. Поощряйте
обратную связь – это самое ценное, что вам могут дать коллеги.
18. ДЕЛАЙТЕ ТО, О ЧЁМ ВЫ ГОВОРИТЕ. Дела говорят сами за себя.

«Большая семейная фотография»
Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться
для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для
фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов
«семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы
постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять
стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам
будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью­пассивностью в выборе
месторасположения. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт
«три!» все дружно и очень громко кричат «сыр».
“Веревочка”
Игра на выявление лидерских качеств. Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы
так, чтобы было образовано кольцо (длина веревки зависит от количества участвующих). Участники встают в
круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга.
Задание: “Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить
треугольник”.
Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то
вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем
руководит действиями.
Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно
продолжить, усложняя задачу, и предложить построить квадрат, звезду, шестиугольник и т.д.
"Напиши зверя"
Каждый пишет на бумажке какое-нибудь животное, никому его не показывая. После того, как все
животные написаны, все по очереди их зачитывают. После этого предлагается, не общаясь друг с другом,
еще раз написать какое-нибудь животное.
Итоговая цель: у всех должен оказаться один и тот же зверь (это надо объяснить после первого круга)
Позволяет выявить оппозицию, явных и теневых лидеров.
«Пальцы»
На счет "три" все выбрасывают на руках какое-нибудь количество пальцев. Повторяется до тех пор, пока
все не выкинут одно и то же число пальцев.
«Ехали цыгане»

количество игроков: две группы по 10 человек.
Ведущий предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки
лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на
подготовку задания 3 ­ 5 минут. Интерпретация:
Кучер ­ на данный момент главный лидер ­ организатор
Стены и крыша ­ те, на кого можно положиться, хорошие исполнители
Колеса, телега, лошади ­ те, на ком все стремятся "ехать", и кто способен везти, то есть
лидеры меньшего ранга.
Жеребенок ­ "выпавший ", но с претензиями на лидерство.
Пассажиры ­ основная масса.
По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением
ролей и на какое место они претендуют.
«Положи руку»
Оборудование: стулья.
Продолжительность игры: 10 ­20 минут.
Предполагаемое количество игроков: 20 человек.
Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в семейке,
который им более всего симпатичен (душа семейки), а левую на плечо том, кого они бы хотели
видеть командиром. Ведущий определяет, кто есть кто подсчетом рук.
“Индикатор”
У вас есть 4 типа движений: руки вверх, присесть, сойтись в центр, разойтись по стенам. Ваша задача,

чтобы максимальное число людей сделали одно и то же. Потом отнимаем голос. Потом - жесты. Потом -
мимику и многозначительные взгляды.
(Внимательное наблюдение за группой позволяет узнать, кто выпадает, кто лидер, кто подчиняется.)
“Искра”
Все участники сидят в кругу. Задача как можно быстрее всем хлопнуть по очереди в ладоши так, чтобы
получилось очень-очень быстро.
“Карабас”
Для проведения игры детей рассаживают в круг. Руководитель (игротехник) предлагает условия игры:
“Я покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете не договариваясь встать
со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев”.
Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под
конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют
группу “счастливых”. Безынициативной является та группа ребят, которая не встает вообще.
Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.
Игры на командную работу и выявление лидеров
«Выкинуть на пальцах»
Всей группе на "раз­два­три" надо выкинуть на пальцах такие цифры, чтобы их сумма равнялась заданной
ведущим. Упражнение повторяется до результата.
«Прыжок»
Вся группа должна одновременно прыгнуть вперед не сговариваясь.
«Синхронное действие»
Группа по команде поднимает руки, затем без команды должна одновременно опустить их. То же можно
делать со стульями: не сговариваясь молча вместе встать, обойти вокруг стула (синхронно) и одновременно
сесть.
«Посчитать до…»
Группа должна по порядку посчитать до N (либо равное, либо большее числа участников), причем каждую цифру
должен произносить только один человек. Договариваться, кто, что произносит нельзя. Как только какое­то число
произносят несколько человек одновременно или долго не произносит никто, счет начинается с начала. Каждый
человек должен произнести хотя бы одно число.
«Буква»
Не разговаривая, сложить из стульев какую­то фигуру (например, букву "ю"). Можно проводить на время.
«Сиамские близнецы»
Два человека стоят упершись спинами друг в друга. Нужно вместе сесть и вместе встать. То же самое ­ стоя
лицом друг к другу и взявшись за руки и отклонившись назад. Вариант упражнения ­ группа из нескольких человек,
стоящих в кольце.
«Узел»
Каждый из группы держится за веревку. Задача ­ завязать веревку в узел. Отпускать руки нельзя, можно только
перемещать вдоль веревки (если кто­то отпускает руки, упражнение начинается с начала). Вариант ­ потом развязать
завязавшийся узел с теми же правилами. Вариант ­ развязать узел, завязанный ведущим.
«Тарелочки – 1»
Группе дается несколько тарелочек. Группа должна, не наступая на ковер, переправиться по тарелочкам через
него. Условие: на каждой тарелочке должна постоянно находиться хотя бы одна нога. Иначе тарелочка отбирается.
«Поиск обуви»
Все стоят в кругу. Закрыв глаза, снимают обувь и перемешивают. Не трогая руками надо найти свою (ногами).
«Муравьиная тропа»
Группа разбивается на две части и встает на длинную доску по обе стороны от середины. Задача ­ двум
подгруппам поменяться местами. Если кто­то наступает на землю или касается земли, упражнение начинается с
начала.

«Ковер»
Вся группа стоит на коврике. Нужно перевернуть его на другую сторону. Если кто­то наступил на пол ­
упражнение начинается с начала.
«Веревочка за руки»
Веревочка натянута чуть ниже пояса самого высокого человека в группе. Группа стоит взявшись за руки. Задача ­
всем пройти над веревочкой, не задев ее. Примечание: чтобы шла групповая работа, следует либо ввести правило, что
прыгать нельзя, либо ввести "слепых", "немых" людей.
«Тарелочки по кругу»
Тарелочки расположены по кругу, их число равно числу участников. Нужно, не наступая на пол, всем
одновременно пропрыгать круг с тарелочки на тарелочку. Размеры тарелок подбираются так, чтобы на каждой
помещался только один человек.
«Осьминожка»
К кольцу привязаны длинные веревки, в кольцо кладется теннисный мячик. Задача ­ не уронив мячик, обнести
его вокруг колонны (пронести над полем). Вариант: в большом кольце воздушный шарик.
«Фиксация»
Все играющие встают в круг. Каждый участник выбирает любого человека стоящего в кругу
себе в пару, никому об этом не говоря. Ведущий объясняет, что каждый должен сделать 15 шагов
(не больше и не меньше) так, чтобы подойти к намеченному человеку и зафиксировать какую­либо
заранее придуманную фигуру в паре с этим человеком. Ведущий громко вслух считает до 15, на
каждый счет делается один шаг. Игра позволяет выделить эмоциональных лидеров, группировки,
которые есть в коллективе, определить уровень сплоченности. Сразу же после проведения игры
необходимо провести обсуждение.
«Орехи»
Каждому человеку в группе дается грецкий орех. Нужно внимательно его осмотреть и запомнить. Затем орехи
складываются в общую кучу и перемешиваются (для усложнения можно добавить еще орехов). Каждый должен найти
свой орех. Более сложный вариант ­ то же самое с закрытыми глазами. Затем у каждого по кругу спрашивается, как
он определил свой орех. На обсуждении обычно говорится, что сначала все люди кажутся одинаковыми, а на самом
деле очень сильно различаются. И очень часто за жесткой, некрасивой оболочкой скрывается что­то нежное и
ранимое.
«Рукопожатие»
Все ребята встают в тесный круг и вытягивают вперед правую руку. По сигналу ведущего каждый находит себе
пару – «партнера по рукопожатию».
«Зеркало»
Игра по парам. Необходимо повторять все движения партнера (произвольные). Игра развивает навыки
невербального взаимодействия.
«Разговор руками»
Участники игры садятся парами друг против друга с завязанными глазами. Все рассаживаются так, чтобы
партнеры не знали друг друга.
Руками нужно: ­ поздороваться;
­ поссориться;
­ помириться;
­ попрощаться.
После этого повязка снимается, и партнеры обмениваются впечатлениями.
«Встаньте в круг»
Участники собираются тесной кучкой вокруг ведущего. Он командует «Начали!» и все делают следующее:
закрыв глаза начинают двигаться в любую сторону, стараясь при этом ни на кого не наступать. Кроме этого каждый
жужжит как пчела.
Через некоторое время, после хлопка ведущего все замолкают и застывают на том месте, где застал их хлопок
ведущего. После этого ведущий хлопает дважды. Задача игроков – не открывая глаз и не прикасаясь ни к кому руками,

клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен – цифру «3»; если
трудно сказать – «2»; скорее не согласен, чем согласен – «1»; полностью не согласен – «0».
Образец карточки ответов расположен ниже.
Вопросы к тесту «Я – лидер»
1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
2. Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.
3. Я знаю, как преодолевать трудности.
4. Люблю искать и пробовать новое.
5. Я легко могу убедить в чём­то моих товарищей.
6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.
10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
11. Я хорошо планирую своё время и работу.
12. Я легко увлекаюсь новым делом.
13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
15. Ни один человек не является для меня загадкой.
16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
18. Для меня важно достижение цели.
19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
22. У меня всегда всё получается.
23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
24. Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.
25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
28. Принимая решение, перебираю различные варианты.
29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
30. Я умею правильно подобрать людей для организации какого­либо дела.
31. В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.
32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
34. Я никогда не поступал так, как другие.
35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
36. Я никогда не поступал так, как другие
37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
43. Решая проблемы, использую опыт других.
44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.
45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
47. Умею находить общий язык с людьми.
48. Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого­либо дела.
После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая
баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:
А – умение управлять собой;
Б – осознание цели (знаю, чего хочу);
В – умение решать проблемы;
Г – наличие творческого подхода;
Д – влияние на окружающих;

Е – знание правил организаторской работы;
Ж – организаторские способности;
З – умение работать с группой.
Карточка для ответов теста «Я – лидер»
А
1
9
17
25
33
41
Б
2
10
18
26
34
42
В
3
11
19
27
35
43
Г
4
12
20
28
36
44
Д
5
13
21
29
37
45
Е
6
14
22
30
38
46
Ж
7
15
23
31
39
47
З
8
16
24
32
40
48
Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если
больше 10, то это качество развито средне или сильно.
Но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли подросток, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах
на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что ты был неискренним
в самооценке. Результаты теста можно изобразить в графике.
«Хочу быть лидером»
Форма: деловая игра.
Возраст участников: 11­13 лет.
Педагогическая задача: практическое применение лидерских навыков, обмен опытом.
Краткое описание:
1. Вступительное слово. Игра поможет каждому участнику подобрать «ключи» к основным качествам настоящего
лидера. К коллективному обсуждению предлагаются вопросы: «Кто такой лидер?», «Какими качествами обязательно должен
обладать лидер?»
2. Ребята предлагают варианты ответов. Ведущий помогает обобщить высказывания и зафиксировать названные
качества:
* активность,
* целеустремленность,
* справедливость,
* организованность,
* инициативность,
* общительность,
* умение взаимодействовать с командой.
3. Формируются три микрогруппы, которым предстоит получить ключи от дверей «Лидерство»:
1 ключ ­ ключ от умения взаимодействовать с командой. Командам дается время, чтобы придумать слово,
решить, как с помощью мимики и жестов объяснить его ребятам других команд.
2 ключ – ключ от активности. Необходимо провести агитацию за представителя своей команды, чтобы у ребят
из других команд не возникло сомнения, что данный человек – настоящий лидер.
3 ключ – ключ от общительности. Участники каждой команды сочиняют рассказ на тему «Я настоящий лидер»,
предлагая по очереди по одному предложению.
4 ключ – ключ от организованности. Необходимо в правильном порядке расположить этапы организации дела.
5 ключ – ключ от инициативности. Каждая команда рисует портрет лидера XXI века и комментирует
изображение.
4. Итоговая часть. Оценка игры по десятибалльной системе.

Материал подготовлен педагогом­психологом­ Е.М.Бондарь

Постройся по…

Возраст: младший, средний, старший.

Вожатый задает детям признак, по которому они должны построиться в шеренгу. Признаки: от самого высокого к самому низкому, от самого темноволосого к самому светлому, по дате Дня рождения или возрасту, и т.д. – вожатый придумывает сам.

Задания идут от простого к сложному.

Пальцы

Возраст: младший, средний, старший.

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый. Вожатый считает до трех и показывает какое-то количество пальцев на вытянутых руках. Дети должны не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько покажет пальцев вожатый. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встает позже, под конец игры, менее решительные.

Ехали цыгане

Возраст: младший, средний.

Вожатый предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время не подготовку задания 3-5 минут.

Интерпретация:

  • кучер – на данный момент главный лидер – организатор в отряде;
  • стены и крыша – те, на кого можно положиться, хорошие исполнители;
  • колеса, телега, лошади - те, на ком все стремятся «ехать», и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга;
  • жеребенок – «выпавший», но с претензиями на лидерство;
  • пассажиры – основная масса.

По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.

Большая семейная фотография

Возраст: младший, средний, старший.

Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Затем ребята сами должны решить, кому кем быть и где стоят. Вожатый выступает в роли наблюдателя. Роль «фотографов» и «дедушек» обычно берут на себя ребята, стремящиеся к лидерству. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременно хлопок в ладоши.



Верёвочка

Возраст: младший, средний, старший.

Участники встают в крут и берутся руками за верёвочку. Заданием является то, что они как можно быстрее с закрытыми глазами, не выпуская из рук верёвки, должны построить геометрические фигуры. Тот, кто начнёт первым расставлять участников в нужную фигуру – лидер.

Стульчики

Возраст: младший, средний, старший.

Играющие сидят на стульчиках. Одновременно они должны встать, обойти вокруг своего стула и одновременно сесть. Важно заметить того человека, кто первым подал команду.

Киностудия

Возраст: старший.

Руководитель игры предлагает всем следующую ситуацию: «Представьте, что вам предлагается снять фильм, для чего необходимо назвать того человека, который сможет организовать съёмки фильма». После того, как все назовут одну-три кандидатуры режиссёра, выявляются лидеры из тех, кто набрал наибольшее количество выборов. Они выбирают поочередно своих помощников, при этом выбор следующего осуществляется после совета с уже выбранными помощниками. После того как образовались микрогруппы по 4-5 человек, всем остальным предлагается выбрать себе «киностудию» и присоединиться к этим микрогруппам. Каждой киностудии предлагается подготовить в течение 15-20 минут пантомиму(сценку) на тему жизни коллектива, где работают или учатся ребята. После проведения этого коллективно-творческого дела ведущий просит в каждой микрогруппе провести анализ и определить, кто оказался в ходе подготовки «кинофильма» реальным лидером.

Игры-приколы

Три фразы

Возраст: Младший, средний, старший.

Ведущий обращается к ребятам (в зал, в круг и т. д.) с вопросом: «Ребята! Я сейчас скажу три фразы, сумеете ли вы их повторить?». Обычно все отвечают утвердительно. Ведущий предлагает проверить себя и начинает говорить следующие фразы:

«Здравствуйте! Сегодня хорошая погода!» (все повторяют).

«У нас прекрасное настроение!» (все повторяют).

«Ну вот, вы уже и проиграли!» (все начинают недоуменно задавать вопрос «Почему?»).

В этом их ошибка, так как это и была третья фраза.

Мой правый сосед (одноразовая)

Возраст: младший, средний, старший.

Выбирается водящий, которому говорится, что сейчас будет загадан человек, а который - надо отгадать. Водящий имеет право задавать всем участникам любые вопросы о загаданном человеке.

После того как водящий покинул круг, ведущий расшифровывает название игры: "МПС - мой правый сосед". Таким образом на вопросы водящего игроки должны будут отвечать про своего правого соседа, а водящий для выполнения задания должен будет проявить такие качества, как наблюдательность, логическое мышление.

Отгадай сказку

Возраст: младший, средний, старший.

Задача водящего - задавая вопросы, отгадать задуманную сказку. Водящий выходит из комнаты, для того чтобы дать возможность загадать сказку. На самом деле сказка не загадывается.

Ведущий объясняет условия игры участникам: «Мы будем отвечать «да», если вопрос водящего будет заканчиваться на гласную букву, «нет» - на согласную, «может быть» - если вопрос заканчивается на «ь». Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не сдастся.

Луноходы

Возраст: младший, средний, старший.

Дети стоят по кругу. Водящий входит внутрь круга, становится на четвереньки и говорит: «Биб-биб, я луноход -1». Задача играющих: смотреть и не улыбаться. Тот, кто улыбнулся, становится луноходом-2 и т. д., до тех пор, пока все не станут луноходами.

Пассажиры и билетики

Возраст: младший, средний, старший.
Играющие встают парами лицом друг к другу, образуя два круга (девушки – внутренний круг, а юноши - внешний).
Внутренний круг – это билетики, внешний – пассажиры. В центре стоит безбилетник – «заяц».

По команде ведущего: «поехали», круги начинают вращаться в разные стороны.

Ведущий громко произносит: «контролер». «Билетики» остаются на местах, а «пассажиры» должны найти свой «билетик».

«Заяц» хватает тот «билетик», который ему понравился.
«Пассажир», оставшийся без «билетика» становится водящим – «зайцем».

При встрече «билетик» и «пассажир» знакомятся. После этого «билетики» у «пассажиров» меняются (переходят к следующему по кругу).

Через некоторое время «пассажир» может ловить не только свой «билетик», но и любой понравившийся ему «билетик». Игру можно сопровождать музыкой.

Телепатия

Возраст: младший, средний, старший.

Ведущий выбирает 2 водящих и просит их отойти на некоторое расстояние от играющих. После этого он объясняет всем остальным участникам правила игры. Он узнает у водящего его любимое блюдо. Затем участникам нужно узнать любимое блюдо водящего. Поэтому он будет говорить различные блюда, участники должны отвечать ему "Нет!". Ведущий предупреждает, что правильный ответ он назовет после слов "жареная картошка". После этих слов все говорят "Да!". Правила объяснены. Зовут одного водящего. Ведущий говорит: "Ты веришь в телепатию?" Затем ведущий отводит водящего в сторону и узнаёт любимое блюдо. После этого он предлагает участникам угадать его.

Алфавит

Возраст: младший, средний, старший.

По очереди вызываются пары. Ведущий даёт им ситуацию и они должны разыграть диалог. При этом каждая фраза должна начинаться на ту букву алфавита, которую им показывает ведущий. Например: оба застряли в лифте, контролер и безбилетный пассажир.


Игры на внимание

Птица, рыба зверь

Возраст: младший, средний.

Участники сидят (стоят) в кругу. Ведущий в центре круга подходит к любому игроку и кричит одно слово из названия игры, например: «рыба!». Участник в ответ мгновенно должен сказать название какой-нибудь рыбы. Если он ошибся или долго думал, то становится ведущим, игра продолжается. Игру можно усложнить, если ведущий, подходя к игроку, будет кричать два слова, например: «рыба, зверь!». Теперь задача участника назвать и рыбу, и зверя и т.д.

Кривое зеркало

Возраст: средний, старший.

Все участники – это зеркала. Кривые они или настоящие зависит только от них. «Зеркала» расставлены по кругу спиной к центру. Ведущий в центре круга подходит к любому «зеркалу», оборачивает его лицом к себе (стуча по плечу) и показывает пару интересных движений. Задача «зеркала» запомнить в точности увиденное и передать отражение любому другому «зеркалу», так же постучав по плечу, тем самым, обернув к себе лицом и показав запомненное. Любое «зеркало», которое передало «отражение» становится уже лицом в круг и молча наблюдает за картиной передачи. Игра заканчивается, когда отражение доходит до «последнего зеркала» и оно сравнивается с начальными движениями ведущего. Как правило, к финалу движения сильно меняются, отсюда вывод ведущего про кривые зеркала и, что очень важно уметь в точности передавать информацию и быть внимательными. К этому тренингу рекомендуется подбирать танцевальную музыку.

Сыщик

Возраст: средний, старший.

Все участники – сыщики разных агентств, расследующие одно дело. Ведущий-вожатый заранее прячет в комнате мелкий предмет (например, «алмазный» маркер) таким образом, чтобы краешек его был обязательно виден. Прежде чем запустить участников в эту комнату, он делает обращение к ним – лучшим сыщикам мира – о пропаже алмазного маркера, который необходимо найти, во что бы то ни стало. И показывает им такой же маркер (чтобы знали, какой предмет искать). Далее участникам объясняется, что все они конкуренты: работают молча, ищут только глазами, и при обнаружении пропажи не должны взглядом выдать место нахождения предмета, а спокойно пройти и занять любое место на стуле (сесть в круг, отойти сторону и т.п.). Каждый сыщик держит руки за спиной до конца игры. Ведущий может комментировать процесс, объявлять первых победителей. Когда остается 5-6 человек, не раскрывших дело, ведущий рассекречивает местонахождение пропавшего предмета.

Выявление лидера

Тему занятия студенты должны определить самостоятельно после участия в играх.

    Самый, самый, самый . Участие принимает вся группа. Студенты должны построиться (не более чем за 1 минуту):

    • по цвету волос (от светлого к темному)

      по дате рождения (число и месяц)

      по алфавиту первой буквы отчества

      по цветам радуги (по наличию цвета в одежде или какому-либо предмету в руках участников)

    Пальчики. Участники сидят или стоят в кругу. Ведущий показывает определенное количество пальцев на руке. Сколько пальцев, столько человек должно встать или сделать шаг вперед.

    Семейная фотография. Нужно представить, что группа – это одна большая семья, которой нужно сфотографироваться для семейного альбома. Фотограф должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Более никаких установок не дается, студенты сами решают, кому кем быть и где стоять. Члены семьи (написаны на карточках, которые дети держат перед собой на фотографии): дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочь, дядя, тетя, мамин свёкр, мамина свекровь, подруга сына, друг дочери, папин друг с женой, мамина подруга с мужем.

Вопросы для студентов:

    Догадались ли вы, на что нацелены данные игры?

    Кто такой лидер? Какими качествами он обладает?

    Зачем вожатому нужно выяснять, кто лидер в отряде?

Всюду, где собирается вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования коллектива некоторые его участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются, т.е. они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит разделение участников группы людей на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей.

Лидер – член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников.

Лидер – это тот человек, который ведет за собой, которому доверяют люди. Этот человек берет на себя ответственность за дело и за тех людей, что пойдут за ним. Лидерами на рождаются. Ими становятся. Каждый может оказаться в этой роли.

Лидеру присущи следующие качества :

    компетентность – знание того дела, в котором ребенок проявляет себя как лидер;

    активность – умение действовать энергично, напористо;

    инициативность – творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений;

    общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;

    сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствие, определять главное;

    настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;

    самообладание – способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;

    работоспособность – выносливость, способность выполнять напряженную работу;

    наблюдательность – умение видеть важное, замечать детали;

    самостоятельность – независимость в суждениях, умение брать ответственность на себя;

    организованность – способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность.

Однако исследования показывают, что порой лидером становится человек, не обладающий перечисленными качествами. И наоборот, человек может иметь данные качества, но не занимать позицию лидера в коллективе.

Согласно ситуативной теории лидерства, лидером становится тот человек, который при возникновении в группе сложной ситуации проявляет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации в данной группе. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера.

Для того чтобы хорошо организовать то или иное дело, лидеры пользуется самыми разными способами. Одни любят приказывать, другие уговаривать, третьи увлекают своим примером.

В общем у каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой стиль организации дела.

Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепочке взаимоотношений вожатого с отрядом.

Вожатому нужно помнить:

    лидер не выдвигается группой, а спонтанно занимает лидерскую позицию с открытого или скрытого согласия группы;

    при выдвижении лидера с его личностью идентифицируется специфический, официально незафиксированный набор групповых норм и ценностей;

    выдвижение лидера всегда связано со значимо для жизнедеятельности группы ситуацией.

Одним из наиболее распространенных способов выявления лидера в отряде являются игры . Игры для выявления лидера позволяют каждому ребенку проявить индивидуальность, творчество, личные лидерские качества, получить внимание группы. Они подчеркивают значимость и равные возможности каждого ребенка в коллективе. Вожатому служат материалом для диагностики лидерских качеств каждого ребенка. Важно помнить, что такая диагностика требует сочетания различных форм и способов, т.к. только в этом случае можно получить объективные результаты. Каждая методика в отдельности имеет довольно большую степень погрешности.

Анализ ранее проведенных игр:

    Самый, самый, самый . Какова цель данной игры? Что делает вожатый во время проведения игры? Каковы варианты проведения данной игры в зависимости от возраста детей?

    Пальчики. Как произошло выдвижение лидера в данной игре? Каковы варианты проведения данной игры в зависимости от возраста детей? («Карабас»)

    Семейная фотография. Как произошло выдвижение лидера в данной игре? Каковы варианты проведения данной игры в зависимости от возраста детей?

Домашнее задание: Собрать копилку игр на выявление лидера. Подготовиться к проведению одной из найденных игр.