Храм Рождества Христова. Место, где родился Исус

Храм Рождества Христова был сооружён в Вифлееме над пещерой, где, как считается, родился Иисус Христос. Храм Рождества Христова – первый христианский Храм на Святой Земле.
Храм - одна из самых почитаемых христианских святынь. Со времени основания в 4 в.н.э и по сей день церковные службы в Храме Рождества Христова проходят регулярно, а многочисленные потоки паломников не иссякают.

Рождение младенца Иисуса описывается в Евангелии от Луки:
"В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице". (Лука, 2:1-7.)

Приоритет постройки Храма Рождества Христова принадлежит Византии.
Матери византийского императора Константина, царице Елене было видение, согласно которому ей надлежало отправиться на Святую Землю возрождать христианскую веру.
В Вифлееме она посетила пещеру, в которой, как указали ей члены местной христианской общины, родился Иисус Христос.
Над Пещерой Рождества в 332 году н.э. был воздвигнут Храм Рождества Христова. Считают, что Храму Рождества Христова была придана форма креста.

Проведение служб в Храме Рождества Христова и уход за предметами культа строго регламентированы между представителями православной греческой, католической и армянской христианской церкви.
Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены. Принадлежит Иерусалимской Православной Церкви.

За сотни лет со времен персидских завоеваний, восстания самаритян, владычества мамлюков и отоманской империи некоторые постройки Храма Рождества Христова подверглись разрушению и разорению.
В период правления императора Юстиниана Храм Рождества Христова восстанавливали и, затем, в различные исторические эпохи достраивали. Также рыцари ордена крестоносцев, каноников – августинцев, монахи - францискианцы возводили другие христианские церковные сооружения. В Храме Рождества Христова и теперь можно увидеть постройки, а также внутреннее убранство, композиции церковной живописи, мозаики и иконы, созданные в разные периоды истории.

Наружный вход Храма Рождества Христова уменьшили во времена арабов - сарацинов, которые имели обыкновение въезжать под своды христианской святыни верхом на лошадях и верблюдах. С тех пор вход в Храм Рождества Христова получил название «Врата смирения» , так как вынуждает входящего под сень Храма Рождества Христова склонять голову. Остальные два входа в Храм Рождества Христова попросту замуровали.

Вифлеемская икона Божьей Матери "Улыбающаяся" - единственный известный лик Богоматери, на котором Дева Мария улыбается, была пожертвована в Храм Рождества Христова русским императорским домом. Ее риза изготовлена из платья великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, причисленной к лику святых Русской православной церкви в 1992 году.

Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями. Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est» («Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии»).

В южной части пещеры, слева от входа, расположен придел Яслей. Это единственная часть пещеры, которая находится в ведении католиков. Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2×2 м, или чуть больше, уровень пола в нём на две ступени ниже, чем в основной части пещеры. В этом приделе, справа от входа, расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения.

Со времен императора Константина в Храме Рождества Христова сохранились небольшие участки мозаичного пола с орнаментом и декоративным изображением растений и птиц, а также крестов, что свидетельствует о том, что эта мозаика относится к древней постройке до 427 г., поскольку позднее этого времени изображать кресты на полу было запрещено.

Современный мир насквозь политизирован и от этого никуда не деться.

Человек идёт по свету, для посещения большинства стран нужна виза. В какие-то страны получить её достаточно просто, в какие-то очень и очень проблематично. Объекты в список Всемирного наследия ЮНЕСКО включаются по представлению стран, на территории которых они расположены, и не всегда это выдвижение поддерживается другими странами, несмотря на очевидную историческую и иную ценность объекта. А сколько случаев во всемирной истории, когда уничтожаются уникальные объекты. К сожалению, это происходит и в наши дни. А объект ЮНЕСКО - это не небольшая статуэтка, которую можно в чемодане увезти в безопасное место, и поэтому они становятся заложниками правящего режима на той территории, где они расположены.

В 2008 году я побывал в Базилике Рождества Христова в Вифлееме .

В тот момент она не была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Парадоксальная ситуация, когда место, определившее во многом пути развития всего мира, куда ежегодно стекаются миллионы паломников, было словно не замечено ЮНЕСКО.

Другая общественная организация Всемирный Фонд памятников (World Monuments Fund, WMF), основанная в 1965 году и занимающаяся сохранением исторической архитектуры и культурного наследия по всему миру, ведёт с 1996 года свой "Список Всемирного Наследия", который содержит список памятников, находящихся под угрозой разрушения. Список призван привлечь внимание международной общественности к объектам культурного наследия, оказавшихся в опасности из-за пренебрежительного отношения, вандализма, вооруженного конфликта, изменений климата или стихийного бедствия, а также из-за отсутствия финансовой и материальной поддержки. В 2008 году в этот список была включена Базилика Рождества Христова: "Настоящее состояние церкви вызывает тревогу. Многие деревянные балки кровли подвержены гниению, они не заменялись с XIX века. Просачивание дождевой воды внутрь церкви не только ускоряет гниение древесины, нанося ущерб структурной целостности здания, но и пагубно сказывается на стенных мозаиках и росписи XII века. Проникновение воды также сопряжено с опасностью возгорания вследствие короткого замыкания. В случае землетрясения, сравнимого по силе с землетрясением 1834 г., последствия, скорее всего, будут катастрофическими".

Так уж распорядилась судьба, что территорией, где располагался храм, владели многие государства. В нынешнем столетии Вифлеем находится на территории, контролируемой Палестинской национальной администрацией.

31 октября 2011 года в члены ЮНЕСКО была принята Палестинская автономия. За принятие Палестинской автономии в ЮНЕСКО проголосовали 107 стран из 173, участвовавших в голосовании, В том числе "за" проголосовали Россия, Китай, Франция, Норвегия, Люксембург, Испания и Греция. 14 государств высказались против, включая Израиль, США, Канаду, Чехию и Германию. 52 страны воздержались, включая Великобританию.

Согласно уставу ЮНЕСКО, членами этой организации могут быть только самостоятельные государства. Впрочем, возможность вступления в нее открыта и для стран, не состоящих в ООН - если им удастся заручиться поддержкой двух третей участников организации. Именно этим правом и воспользовались палестинцы.

После этого голосования в палестинской администрации сказали, что намерены использовать свой новый статус члена ЮНЕСКО по самому прямому назначению. В частности, членство в этой организации позволит им добиться включения в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО двадцати памятников, расположенных на Западном берегу Иордана, в том числе и на территории, контролируемой Израилем. В этом списке фигурировали, помимо прочих, Вифлеем, Хеврон и Наблус.

Так появился формальный повод для включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО Храма Рождества Христова. Хотя, с моей точки зрения, храм является общемировым достоянием, но таковы правила ЮНЕСКО.

В 2012 году Организация освобождения Палестины выдвинула церковь Рождества Христова и паломнический маршрут в Вифлеем на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, объясняя необходимость этих мер опасностью, которой они подвергаются со стороны Израиля, и заявляя о том, что требуется особая защита со стороны ООН. Эксперты Международного совета по сохранению памятников, осмотревшие церковь Рождества Христова в 2012 году, пришли к выводу, что оснований для ее экстренного включения в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО нет: "Мы не выявили ущерба и убедились, что храму Рождества не угрожает опасность, что могло бы стать основанием для экстренного внесения здания в список. Это было бы оправданным, если бы само существование церкви было бы под угрозой".

Но вот только чиновники ООН могут дать рекомендации, а решение принимают не они. Исключительным правом на включение и исключение объектов в список Всемирного наследия обладает профильный комитет ЮНЕСКО, который носит длинное название Межправительственный комитет по охране всемирного культурного и природного наследия (Intergovernmental Committee for the Protection of the World Cultural and Natural Heritage (World Heritage Committee). Комитет состоит из 21 члена, избираемых раз в 2 года на Генеральной ассамблее стран. 29 июня 2012 года на 36 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в Санкт-Петербурге, в Список всемирного наследия было включено 26 новых объектов, в том числе Базилика Рождества Христова под номером № 1433.

Закончив с политикой, перейдём к библейской истории. Впрочем без политики там тоже не обошлось.

Младенец Иисус

хотя родился в Вифлееме, но его называли Иисус из Назарета. Его мать Мария со своим мужем Иосифом жили в Назарете, но незадолго до его рождения " вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле" Пришлось Иосифу вместе с беременной женой идти в Вифлеем. Так политика появилась первый раз в судьбе еще не рождённого младенца.

Гостиниц для законопослушных участников переписи не хватало. Иосифу и Марии повезло, что они отыскали пещеру, которую заодно использовали под хлев местные пастухи. Кто тогда знал, что эта пещера станет самым знаменитым местом рождения в мире.

В ней при тусклом свете фонаря родился Иисус. По одним источникам Мария самостоятельно родила ребёнка, по другим - ей помогала повитуха Саломея.

Первыми пришли поклониться младенцу пастухи,

которых известил об этом ангел.

Людей на Земле в то время было меньше, нравы были проще. Не нужно было искать место, где необходимо было поставить визу. Поэтому никого не удивил визит иностранцев, мудрых волхвов.

Правда они сначала заглянули в стольный град и попали на приём к царю Ироду, чем спровоцировали последующее избиение младенцев.

Волхвам же царь Ирод не стал мешать в дальнейшем путешествии по его землям, по коим они передвигались на верблюдах.

С собой в ларце они везли дары: золото, ладан и смирну. Вифлеемская звезда не подвела волхвов и довела их до младенца Иисуса.

Из-за поползновений царя Ирода святое семейство

было вынуждено бежать в Египет. Так юный Христос совершил первое заграничное путешествие, не имея при этом заграничного паспорта. При этом даже в младенчестве он творил чудеса, как к примеру чудо с пальмой и источником в пустыне.

Вот так вкратце звучит история рождения Иисуса из Назарета.

История Базилики Рождества Христова начинается с императора Константина I Великого, который встряхивал пыль с одряхлевшей Римской империей: сделал христианство государственной религией Римской империи, построил Константинополь и перенёс туда столицу. Новая религия требовала святынь. В 330-годах Базилика была построена, а 31 мая 339 года была освящена. В нефе сохранились мозаичные полы первоначальной базилики, которые можно увидеть под современными полами.

Эти полы случайно обнаружили в 1934 году во время ремонта крыши, когда упавший с высоты молоток стукнул о полы и обнаружилась под ними пустота.

Амвон Базилики Рождества Христова в Вифлееме находится над Пещерой Рождества . В Пещере над местом рождения Иисуса, которое отмечено звездой с 14 лучами, находится православный мраморный престол.

К этому месту стремятся все, становятся на колени и кто трогает, а кто целует вифлеемскую звезду. А вот Придел Яслей, куда положила младенца Дева Мария после рождения, многие даже не замечают.

Все бы шло прекрасно и забавно, если б миром правили поэты... Но весной 529 года Юлиан бен Цабар возглавил восставших самаритян и иудеев против византийского императора Юстиниана I, правившего с 527 по 565 год. Юлиан был провозглашен царём Израиля. Повстанцы начали сжигать церкви, резать на куски священников (после чего сжигали их вместе с мощами) и знать. В захваченных городах были разрушены все церкви. Попал под горячую руку и Храм Рождества Христова, этот было первый и последний раз в его истории, когда его превратили в руины. Заново построенная при Юстиниане I современная базилика - единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с VI века.

Последний великий сасанидский император Хосров II Парвиз, правивший Персией с 591 до 628 года, в 614 году захватил Вифлеем. Хотя аналогично Юлиану бен Цабару он уничтожал все христианские церкви в Палестине, но Базилику Рождества Христова не тронул. Как гласит легенда из-за волхвов, изображенных в персидских одеждах: “Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. ...Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь”.

В 638 году Палестину захватил халиф Омар I, который почитал Иисуса как мусульманского пророка Ису и даже приходил молиться в Базилику Рождества Христова.

Даже когда фанатичный фатимитский халиф аль-Хаким в 1009 году разрушил все церкви Вифлеема, церковь Рождества свято сохранялась в неприкосновенности.

В 1099 году было создано Иерусалимское королевство, причем в Храме Рождества Христова стали короноваться короли Иерусалимского королевства. Фрески на колоннах появились при крестоносцах, правда в настоящее время они плохо выглядят.

А после того как король Балдуин III женился на Феодоре, племяннице византийского императора Мануила Комнина, то стены храма были украшены мозаикой по золотому полю по повелению византийского императора Мануила Комнина. Отдельные фрагменты этой мозаики, изрядно потемневшие от времени, сохранились. Тогда же храм был покрыт оловом. Тут требуется небольшое пояснение. Раньше часто свинец называли оловом, в наши дни такое можно услышать в Болгарии. Крыша на самом деле была свинцовая.

С крышей в Базилике до настоящего времени проблемы. Хотя её регулярно ремонтировали, в 1482 году снова потребовались работы по ремонту крыши, на что были выделены деньги английским королём Эдуардом IV и герцогом Бургундии Филиппом I Красивым. Но в 1660 году турки сняли свинец с крыши и пустили его для переплавки в пули. Из-за этого погибли многие бесценные фрески на стенах. Турки еще часть мрамора из Базилики Рождества Христова использовали для строительства мечети. В 1670-1671 годах уже греки ремонтировали кровлю.

В 1637 году Вифлеем был захвачен арабской армией во главе с халифом Умаром ибн аль-Хаттабом, но им были принято решение оставить храм христианам. Возможно на его решение повлиял случай, вошедший в легенду. Есть одна колонна в нефе Базилике Рождества Христова, испещренная дырками в виде креста.

Во время арабского набега конные воины ворвались в храм. Казалось, что пришел смертный час для находившихся в храме. Они обратились с молитвой к богу и из колонны вылетел рой ос и стал жалить нападавших, те в ужасе бросились прочь из храма.

Сейчас в Базилику Рождества Христова ведёт небольшая низенькая дверь, для того, чтобы пройти через неё, приходится наклоняться.

Можно было предположить, что это сделано специально для того, чтобы люди склоняли голову перед святыней. Но объяснение гораздо прозаичнее. Когда-то было три высоких двери, но повадились турки и бедуины прямо на лошадях въезжать в церковь. Вот и заложили две двери, а третью уменьшили.

В 1847 году из Пещеры Рождества была украдена Вифлеемская звезда, после взаимных обвинений Франция и Россия спорили по поводу ключей от дверей Базилики Рождества Христова, подключились другие страны и случилась Крымская война. Россия потеряла, хорошо хоть временно, Севастополь. Ключи от храма достались французам.

Политические игры на Святой Земле никогда на протяжении веков не затихали.

Со 2 апреля по 10 мая 2002 года Храм Рождества Христова оказался в осаде. Около 40 палестинских боевиков спрятались в церкви, а израильские солдаты осадили храм. В церкви было 46 монахов и около 200 гражданских лиц. После долгих переговоров и гибели 8 палестинцев, они сложили оружие и были депортированы в сектор Газа и 6 европейских стран.

Вот поэтому вопрос о включении Базилики Рождества Христова в список ЮНЕСКО решался долго и трудно.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

В Вифлееме. Воздвигнут он на месте рождения самого Спасителя. Ежегодно в этот древний город стекается множество паломников. Помимо пещеры, в которой по прибытии в Вифлеем остановились Мария и Иосиф, здесь можно осмотреть Поле Пастушков, Молочные грот и некоторые другие достопримечательности.

Евангельские события

Согласно Ветхому Завету, родился Христос в 5508 году от сотворения мира. Когда Мария носила Спасителя в своем чреве, они вместе с мужем Иосифом отправились из Назарета, в котором проживали, в город Вифлеем, расположенный неподалеку от Иерусалима. Сделали они это потому, что тогдашний римский император приказал провести перепись населения. Поэтому каждый гражданин страны должен был прибыть в тот город, где был рожден. Муж Марии же был из Вифлеема.

Прибыв в город, Богородица и Иосиф не нашли места в гостинице. Поэтому они были вынуждены остановиться в пещере на окраине, там, где пастухи укрывали от непогоды овец. Здесь и появился на свет Иисус Христос. Именно сюда пришли поклониться будущему спасителю сначала пастухи, а затем волхвы.

Римское святилище

Разумеется, католические и православные храмы начали строить в Иерусалиме и Вифлееме гораздо позже распятья и вознесения Христа. Во втором веке римляне возвели над местом его рождения храм, посвященный Адонису. Этот бог, наряду с Персефоной, считался олицетворением смены времен года. Конечно, языческий храм на месте рождения основателя новой религии, с точки зрения верующих христиан - это не очень хорошо. Однако именно благодаря этому сооружению, вифлеемская пещера была сохранена для потомков.

Строительство храма

Через пару веков над пещерой, в которой был рожден Спаситель, поставили небольшую христианскую базилику. Возвела ее в 339 году Елена, мать императора Византии Константина Великого, после того, как посетила эти места со святым паломничеством. Прямо над пещерой была сооружена небольшая постройка с конической крышей. Сверху в ней устроили проем. Через него паломники могли осматривать место рождения Христа.

История храма

Очень сильно первый храм пострадал во времена самаритянского восстания. Восстановлен он был примерно в 550 веке императором Юлианом. В ходе реконструкции он был значительно расширен. Помимо этого, в нем был устроен так называемый Святой вертеп - спуск в саму пещеру.

В 1717 году то место, где родился Иисус, было отмечено 14-лучевой звездой, ставшей символом Вифлеемской. Сверху нанесли надпись: «Здесь Дева Мария родила Христа». Над ней в наши дни каждый день совершается божественная литургия. Специально для этого здесь собран мраморный престол. Рядом с ним расположен спуск в ясли, в которые Мария положила Спасителя после рождения.

Храм Рождества Христова (Вифлеем), фото которого вы можете видеть на странице - древнейшее строение с очень интересной историей. Согласно этой легенде, во время вторжения персов (в 12 веке) в стране уцелела только эта небольшая церковь. Завоеватели не стали уничтожать ее из-за того, что на ее стенах были нарисованы волхвы. Они приняли их за жрецов зороастрийского бога солнца. Это случайное спасение храма считается одним из чудес христианства. На настоящий момент базилика над пещерой Спасителя является старейшей в Палестине церковью.

Историческая ценность

Храм Рождества Христова в Вифлееме представляет большой интерес не только для верующих, но и для историков. К примеру, здесь до сих пор сохранились фрагменты напольной византийской мозаики, а потолок поддерживают колонны времен Юстиниана. Последние изготовлены из песчаника и отполированы настолько искусно, что кажутся мраморными. Настенные мозаики и росписи на колоннах сделаны в 1143-1180 гг. Очень хорошо сохранились фрагменты 11

Установленный перед алтарем Амвон датируется временем крестоносцев (12-13 вв.). Имеет историческую ценность и иконостас этого древнего храма. Изготовили его в Греции в 18 веке. Паникадила были подарены храму русскими императорами Николаем Вторым и Александром Третьим. Колокола в церкви также российские.

Поле Пастушков

Разумеется, Храм Рождества представляет поистине огромный интерес для православных верующих. Однако не менее популярны и некоторые другие достопримечательности Вифлеема. Недалеко от храма находится еще одна довольно-таки интересная церквушка. На том месте, где когда-то пастухи увидели сияющих ангелов, возвестивших о рождении божественного младенца, та же царица Елена построила небольшую церковь. Однако впоследствии она была разрушена. Подземный же храм остался нетронутым и действует и в наши дни. На поле рядом с ним растут деревья, некоторые из которых сохранились здесь, по преданию, со времен Христа.

Подземелье младенцев

Посещают паломники не только храм в Вифлееме, но и еще одну очень интересную христианскую святыню. Рядом с южным входом в базилику находится лестница, ведущая в пещеру, в которой захоронены кости младенцев. По легенде, убить их приказал царь Ирод, прогневавшийся на мудрецов, которые сообщили ему о рождении Христа, но не сказали, где именно это произошло. Когда-то эти дети были захоронены в Вифлееме. Для того чтобы узнать, где находится их могила, Елена послала вифлеемскому раввину вышитое одеяние. Благодарный священник показал ей место захоронения. Узнав о том, где могила детей, Елена поставила над ней гробницу.

Молочный грот

Рядом с храмом находится также так называемый Молочный грот. Принадлежит он католической церкви. По преданию, именно на этом месте Богородица кормила грудью Христа. Одна капля молока упала на землю, и скала в ту же минуту приобрела белый цвет. Это второе, широко известное чудо храма в Вифлееме. В Молочном гроте, помимо всего прочего, можно посмотреть на икону Божьей Матери, кормящей Иисуса.

Врата смирения

На данный момент Храм Рождества Христова в Вифлееме относится к греко-православной конфессии. Как и все патриархата, убран он очень красиво. Главный вход в него назван Вратами смирения. Во времена Средневековья два входа в храм были замурованы, а главный сильно уменьшен по высоте. Сделано это было для того, чтобы внутрь не могли попасть вражеские всадники. С тех пор при входе в храм верующие вынуждены наклоняться. Отсюда и название главных врат.

Чудо спасения от арабов

Храм Рождества Христова в Вифлееме - исторический памятник, о котором существует еще одна очень На одной из колонн в этой церкви имеется несколько углублений, образующих крест. Считается, что это следы чуда, произошедшего в храме много веков назад. Однажды, во время одного из своих внезапных набегов, арабы ворвались в храм. Ждать помощи находящимся в нем людям было неоткуда. И тогда они начали молиться. И просьбы их были услышаны. Из одной из колонн вдруг вылетел рой ос и начал жалить арабов и их лошадей. В результате захватчикам пришлось покинуть храм и оставить в покое находящихся в нем людей.

Православные храмы имеются во многих странах мира. И повсюду они поражают своим великолепным убранством и явленными людям чудесами. Вифлеемский храм в этом плане исключением не является. Эта древняя базилика, безусловно, представляет большой интерес как для верующих, так и для историков.

Адрес: Площадь Manger
Вифлеем, Палестина
Телефон: 02 / 274-2425
Часы работы: Лето: 6:30- 12, 14-19: 30 ежедневно

Зима: 5:30 - 12, 14 -17 ежедневно.
По воскресным утрам пещера закрыта для туристов

Церковь Рождества в Вифлееме является важным христианским святым местом, поскольку оно знаменует собой традиционное место рождения Христа. Это также одна из старейших сохранившихся христианских церквей.

В Библии

Рождение Иисуса описано в Евангелиях от Матфея и Луки. У Матфея указано, что Мария и Иосиф были родом из Вифлеема, а затем переехали в Назарет следуя указу Ирода. Следуя указу императора Августа они вернулись на родину то есть нв Вифлеем. В евангелие от Луки указывается, что Мария и Иосиф были из Назарета, а Иисус родился в Вифлееме, когда они были в городе для специальной общей переписи. Ученые склонны считать, что Евангелие от Матфея является более надежным из-за исторических конфликтов у евангелия святого Луки.

Но обе версии согласны с тем, что Иисус родился именно в Вифлееме и воспитывался в Назарете. Согласно Луке 2: 7, Мария «родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». В евангельских рассказах не упоминается пещера, но это упущение было сделано просто потому что исскуственные и природные пещеры часто были частью дома. Впрочем и до сих пор подвалы вырубаются в каменных скалах. Здесь зимой жили животные и именно здесь родился Иисус Христос. Поэтому ясли для кормления животных стали первой кроваткой для Спасителя.

История церкви Рождества Христова


Первое свидетельство о пещеры в Вифлееме, почитаемой как место рождения Христа, описано в трудах Иустина Философа около 160 года нашей эры. Традиция также подтверждается Оригеном и Евсевием в 3-м веке.

В 326 году император Константин и его мать Св. Елена решили построить церковь над пещерой. Эта первая церковь была посвящена 31 мая 339 года и первоначально имела восьмиугольный план расположенный прямо над пещерой. В центре, 4-метровое отверстие, окруженное перилами, обеспечило вид на пещеру. Из этого периода сохранились порции Византийской мозаики. Святой Иероним жил в Вифлееме с 384 года нашей эры. Его похоронили в пещере под церковью Рождества Христова.

Константиновская церковь была разрушена императором Юстинианом в 530 году нашей эры для строительства гораздо большей церкови. Именно она сохранилась до нынешнего дня. Персы пощадили базилику Рождества Христова во время своего вторжения в 614 году нашей эры. Легенда утверждает, что персы остановились, увидев украшения волхвов-персов на внешних стенах базилики. Об этом кстати указано в синоде 9-го века в Иерусалиме, где указывалась полезность таких религиозных образов.

Мусульмане не допустили применения указа Хакима (1009), в котором приказывалось уничтожить христианские памятники, поскольку со времени Омара (639) мусульманам было разрешено использовать южный угол для поклонения.

Крестоносцы захватили Иерусалим 6 июня 1009. Короли Болдуин I и Болдуин II были коронованы здесь. Удивительно, но франки (католики) и византийцы (православные) сотрудничали в ремонте интерьера (1165-69). Греческая надпись на северном трансепте записывает это событие.


Церковь Рождества была заброшена в период Мамлюков и Османской империи, но не уничтожена. Большая часть мрамора церкви Рождества были разграблены османами и теперь украшает Храмовую гору в Иерусалиме. Землетрясение в 1834 году и пожар в 1869 году разрушили часть пещеры, но церковь снова выжила. В 1847 году кража серебряной звезды, обозначающая точное место Рождества, явилась очевидным фактором в международном кризисе администрации над святыми местами, что в конечном итоге привело к Крымской войне (1854-56).

В 1852 году общая опека над церковью была предоставлена ​​римско-католической, армянской и греческой православным церквям. Греки заботятся о Гроте или Пещере Рождества.

Что посмотреть в церкви Рождества Христова

Дверь Смирения, маленький прямоугольный вход в церковь Рождества Христова, была создана в османские времена, чтобы не допустить телег мародеров. Также благодаря ее малой высоте все посетители должны были нагнуться и таким образом поклониться пещере Рождения. Дверь явно меньше дверного проема времен крестоносев, которая была построена в форме остроконечной арки, которая прекрасно еще видна над нынешней дверью. Контуры входа на площадь Юстиниана также видны над дверью.

Широкий неф остается нетронутым с момента Юстиниана, хотя крыша была добавлена в 15 веке с последующей реставрациями 19 века. Колонны сделаны из розового, полированного известняка, большинство из которых датируется первоначальной Константиновской базиликой IV века. Другие были добавлены во времена крестоносцев.

Фрагменты высококачественной настенной мозаики, датируемой 1160-ми годами, украшают обе стороны нефа. У каждой стороны было три регистра, из которых мы знаем детали их описания, сделанного в 1628 году. Самые низкие мозаики изображали предков Иисуса. В середине содержались указы провинциальных и вселенских советов, а у вершины располагался ряд ангелов между окнами. Имя художника, Василия Пиктора, виден у подножия третьего ангела справа на северной стене церкви Рождества Христова.

Двери ловушки на нынешнем этаже показывают фрагменты мозаики пола, сохранившихся от оригинальной базилики. Мозаики имеют сложные геометрические узоры с птицами, цветами и узорами винограда, создавая богатый и сложный ковер для церкви Константина. Подобные двери в северном трансепте защищают еще одну мозаику 4-го века, которая показывает, что Константинианская апсида была восьмиугольной; Они иногда открываются по запросу.

Восьмиугольный шрифт крещения в южном проходе относится к церкви Юстиниана VI века; Первоначально он стоял возле главного алтаря. Надпись гласит: «Память, покой и отпущение грехов тех, чьи имена знает Господь». Археологи обнаружили восьмиугольный пласт с точно такими же размерами над цистерной у алтаря, который обеспечивал нужную воду. После того, как шрифт был перемещен в обновлении крестоносца, он стал фокусом различных красочных легенд: это был колодец, в который упала звезда волхвов; Колодец, где волхвы поливали своих лошадей; Или колодец, к которому пришли три героя Давида.

Главный алтарь в восточной части и один на юге (Алтарь Обрезания) являются собственностью Греческой православной церкви. Главный алтарь включает православный иконостас, увенчанный позолоченными ангелами, иконами, позолоченными люстрами и светильниками. На северной стороне главного алтаря находится Армянский Алтарь Трех Королей, посвященный магам, которые привязывают своих лошадей поблизости, а в северной апсиде - армянский алтарь, посвященный Деве Марии.

Грот Рождества, прямоугольная пещера под церковью, является церковью фокуса Рождества. Вступив в полет шагов церковным алтарем, это пещера, которая была отмечена как место рождения Христа начиная с по крайней мере 2-го века.

Серебряная звезда на полу обозначает самое место, где, как считается, родился Христос. Латинская надпись звезды гласит: «Здесь родился Дева Мария Иисус Христос - 1717 год». Пол выложен мрамором, и над светом висят 15 ламп (шесть принадлежат грекам, пять - армянам и четыре - латинянам).

Вся остальная мебель датируется после пожара 1869 года, за исключением бронзовых ворот у северных и южных входов в Грот, которые находятся от церкви 6-го века Юстиниана.

Шаги от места рождения святилища - Часовня Мангеров, принадлежащая римским католикам. Выжить фрагменты мозаики 12 века и капиталов вокруг яслей. Вернувшись в верхнюю церковь, дверь в северную апсиду ведет к Католической церкви Святой Екатерины.

    Базилика Рождества Христова - христианская церковь в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа. Наряду с Храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли. Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Первый храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого. Его освящение состоялось 31 мая 339 года и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались. Современная базилика VI-VII вв. - это единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с домусульманского периода. 29 июня 2012 года на 36 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в Санкт-Петербурге, базилика была внесена в Список всемирного наследия

    Под амвоном базилики находится величайшая христианская святыня - пещера Рождества. Место рождения Христа находится в восточной части пещеры и отмечено серебряной звездой. В сохранившихся письменных источниках пещера впервые упомянута около 150 года. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены.

    Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 330-х годов. Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 году в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934-1936 годов. В целом Вифлеемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня. В современном здании от неё лучше всего сохранились полы. При завоевания города халифом Аль-Хакимом в 1009 году базилика также не пострадала так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть).

    В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 года). В 1100 году в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 году - Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII-XIII веков. В XII веке базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями. После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 год) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили 2 католических священника и диакон, но сам был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви. В 1229 году Вифлеем вновь перешёл под контроль франков. Из-за постоянных войн в 1244 году базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 году был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму. В 1266 году мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны. С 1271 года Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в приделе Яслей пещеры Рождества. Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.

    После завоевания Палестины Османской империей права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 году была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670-1671 годах кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 году). Землетрясение 1834 года и пожар 1869 года привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ. От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).

    Базилика имеет пять нефов. После её перестройки при императоре Юстиниане размеры базилики стали 53,2 на 26,8 метров (длина трансепта - 36 метров). При реконструкции была расширена восточная алтарная часть храма, были добавлены экзонартекс и атриум. Храм построен из тёсанного камня, кровля перекрыта деревом. Нефы базилики разделены колоннадой из десяти колонн (в константиновой базилике их было девять), выполненных из розового вифлеемита. Колонны венчают капители коринфского ордера. Стены и пол базилики облицованы мрамором, в верхней части стен располагались мозаики, сохранившиеся лишь фрагментарно. Изначально внутреннее пространство освещалось 22-мя окнами, которые в настоящее время заложены.

    В правление римского императора Августа и во дни царя Ирода, когда по всей земле проводилась перепись населения, в Вифлеем из Назарета пришел праведный Иосиф Обручник с Пресвятой Девой Марией, потому что он был из дома и рода Давидова. Здесь, в Вифлееме, родился Спаситель мира Господь Иисус Христос (Мф. 1:18-25; Лк. 2:1-7).

    В ночь Рождества пастухи, охранявшие стадо в окрестностях Вифлеема, услышали ангельское благовестие о Пришествии в мир Спасителя: «…ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Оставив стадо, пастухи поспешили в Вифлеем поклониться родившемуся Христу.

    В Вифлееме на восьмой день над Богомладенцем совершилось обрезание и Ему нарекли имя Иисус (Лк. 2:21). После возвращения Богоматери с Младенцем и Иосифом из Иерусалима в Вифлеем после совершения положенного обряда в иерусалимском храме на сороковой день, волхвы, следуя за звездой, пришли с дарами в Вифлеем поклониться родившемуся Христу (Мф. 2:1-12). После ухода волхвов Иосиф с Богоматерью и Младенцем по повелению ангела бежал из Вифлеема в Египет, а разгневанный царь Ирод приказал убить всех младенцев в Вифлееме в возрасте двух лет и младше (Мф. 2:13-18).

    Сегодня место Рождества Христова в Вифлеемском вертепе указывает серебряная звезда. Рядом с ней – место Вифлеемских яслей, в которых лежал Богомладенец. (Сами Ясли находятся в Риме).

    В базилике Рождества Христова в Вифлееме, в нескольких метрах от спуска в Пещеру Рождества Христова находится чудотворная Вифлеемская икона Пресвятой Богородицы.

    Вифлеемская икона Божией Матери была пожертвована в базилику Рождества Христова Русским Императорским домом (точная дата неизвестна). Риза ее изготовлена из платья преподобномученицы Елизаветы (великой княгини Елизаветы Феодоровны Романовой, 1864-1918 гг.). Святой образ русского письма. Его особенность в том, что это единственная из прославленных икон Божией Матери, на которых Пресвятая Дева улыбается. Икона относится к иконописному типу «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Уже в наше время Вифлеемская икона прославилась многими чудотворениями. Она очень почитается в Палестине, причем не только христианами, но и мусульманским населением, а также многочисленными паломниками со всего мира. По сложившейся традиции, перед этой иконой, находящейся перед входом в пещеру, где от Пречистой Девы родился Христос Спаситель, молятся о даровании детей, вообще об их благополучии, и о благополучии семейном.