Хорваты. Об ошмётках мифов (про братушек - хорватов, сербов и болгар с поляками и черногорцами)

Есть ли способ, глядя на бывшего югослава, определить, является ли он сербом, хорватом или бошняком-мусульманином? Каюсь, мне казалось, что, утвердительный ответ на этот вопрос может дать только тот, кто получает информацию прямо из космоса. Ведь учёные (если не считать политически просветлённых) сходятся на том, что и те, и другие, и третьи – представители одного этноса, в силу обстоятельств расколотые по религиозному признаку. В общем, старался не раздражать тех, кто утверждал, что сербы, хорваты и бошняки внешне непохожи, ибо считал, что утверждающие подобное нуждаются в покое и особой заботе.

Однако, посетив недавно Баня-Луку (столицу Республики Сербской, если кто случайно не…) стал свидетелем занятного эксперимента. Знакомый студент-выпускник тамошнего университета решительно заявил, что нац.принадлежность совершенно очевидна в 80% случаев и тут же в кабаке ткнул пальцем в сидящих за соседним столом участников какой-то международной студенческой конференции (мы их видели впервые в жизни):

Гарантирую: тот, кто пробирается между столами – явный серб, а сидящие рядом ребята – мусульмане.

Квасивший с нами мужик постарше (воевал в 92-95 гг.) подтвердил и цифру "определяемости" - 80%, и этноструктуру троицы, на которой студент ставил эксперимент. Чуть позже мы воспользовались каким-то поводом, чтобы перекинуться парой слов с теми, чью национальность обсуждали мои хозяева. Они представились, и по именам (имена в Боснии являются главным критерием при определении этноса, поскольку фамилии у сербов, хорватов и бошняков часто одинаковые: Тадичи есть и сербы, и хорваты, Бранковичи – встречаются бошняки и сербы, а у сербов встречаются типично «восточные» фамилии) стало очевидно, что мои «расовые эксперты» не ошиблись.

Правда, они сами оговорились, что отличить серба от хорвата по внешнему виду почти невозможно, выделяются лишь мусульмане.

Позже об очевидности внешних признаков национальной принадлежности у экс-югов говорили и другие знакомые, хотя, конечно, не все. Та часть молодёжи, что уже не помнит совместной жизни и выросла в этнически очищенных частях бывшей страны, не видит разницы между собой и согражданами другой национальности в том, что касается физического облика.

Конечно, не только сербы обладают способностью определять национальность "своих" и "чужих" по лицу, манере держать себя, говору (речь идёт именно об особенностях произношения, а не о лексике, ибо понятно, что человек, обращающийся к другому с шутливым «паша», является бошняком и никем иным, а тот кто всюду вставляет «бре» - серб; мусульмане будто бы «пришепётывают», по особенному растягивают слова). Так вот, «намётанным взглядом» (и слухом) обладают не одни сербы.

Бабушка моей знакомой сербки вскоре после окончания последней войны ждала автобус в мусульманской части Сараево, откуда собиралась ехать домой в сербскую часть. Вдруг из остановившегося автомобиля с номерами Киселяка (хорватской общины возле Сараево, чьи жители в войну дружили с сербами против мусульман) её оклинкул шофёр (как потом выяснилось, хорват):

Бака, бака! (к мусульманским старушкам обращаются иначе – словом «нана»). Садись, я еду в Лукавицу (сербская община).

Она села, с изумлением глядя на водилу, именно её избавившего от ожидания автобуса.

Что удивляешься? Да хоть бы вас там пятьдесят стояло, я же вижу – христианка из них только ты.

Соответственно у местного населения вызывает, мягко говоря, удивление голливудовская придумка в фильмах о боснийской войне: переодевшийся муслим, оказавшись во вражеском окружении, выдаёт себя за серба. На самом деле ничего подобного быть не могло, также как не смог бы серб, хотя бы и нацепив зелёную беретку бошнякских сил, выдать себя за мусульманина.

От бошняков слышал такое объяснение их физических особенностей: приняв ислам, они больше, чем сербы и хорваты, обезопасили своих женщин от насилий со стороны турок и, таким образом, лучше сохранили славянский генетический код. Якобы в исследовании какого-то учёного из России указывается то, что именно боснийские мусульмане являются классическим типом славянина. Может быть и ещё одно объяснение. За 600 лет после принятия ислама мусульмане в Санджае и Боснии почти не смешивались с иноверцами, тогда как сербско-хорватские браки были сравнительно распространённым явлением. Соответственно у юго-мусульман могли сформироваться, например, определённые черты физические приметы, присущие им в большей степени, чем сербам и хорватам. Достаточно ли 600 лет для такой "микроэволюции"? Лучше спросить учёных, которые тоже наверняка не знают, но хотя бы ответят с уверенностью в голосе.
Ну и, разумеется, и сербы, и хорваты, и бошняки констатируют, что албанцы коренным образом отличаются от югославян, что, кстати, для менее опытного наблюдателя тоже далеко не очевидно.

Излишне говорить, что подобного дара отделять своих от чужих лишены жители более счастливых стран, чем бывшая Югославия. Например, в Венгрии примерно треть населения составляют протестанты, живущие в основном в более бедной восточной части страны. Однако, никому и в голову не приходит, что они внешне как-то выделяются на фоне остальных двух третей – католиков или от нескольких десятков тысяч православных мадяров. Точно также внешне неотличимы немецкие, французские или американские протестанты от своих сограждан-католиков.

С конца XIX и до середины XX века (до 1954 года, если точнее) сербский и хорватский были одним языком, так называемым сербохорватским. Это был язык хорватов, сербов, черногорцев и боснийцев. Первыми (в 1954 году) движение за обособление своего языка начали хорваты, но до распада Югославии продолжал существовать единый язык. В Хорватии тогда говорили на хорватском, а в Сербии, вплоть до правления Сл. Милошевича, продолжали общаться на сербохорватском.

После распада Югославии в бывших югославских республиках стали активно обособляться собственные языковые нормы. Язык разделился на сербский, хорватский, боснийский, в 1995 году появился и черногорский.


Создание сербохорватского языка и разделение его на несколько автономных языков можно в полной мере считать политическим актом. Язык, ввиду остро стоящего вопроса самоопределения ранее единых народов, разделился на несколько близких языков. Изменениями, которые происходили в этих автономных языках, часто руководило стремление к самобытности, непохожести на другие языки. Любой ценой быть не таким как язык соседей.

В Хорватии, например, после отделения хорватского языка был введен ряд неудобных и нелогичных в лингвистическом плане правил, которые были направлены на подчеркивание самобытности хорватского языка (например, консервативные неологизмы, слова с хорватскими корнями, которыми следовало заменять заимствования). В Сербии сейчас официальным алфавитом признается только кириллица, тогда как в повседневной жизни гораздо большей популярностью по-прежнему пользуется латиница.

Языковые различия

1. Письменность. В сербохорватском языке было два алфавита, кириллица и латиница. Теперь в хорватском используется латиница, а в сербском - официально – кириллица, неофициально – латиница.

2. Лексика. В том, что касается лексики, различия наиболее очевидные. В Хорватии активно развивается политика пуризма, вытеснения заимствований и замены их хорватскими словами.

3. Грамматика. По-разному, например, используются по сути одинаковые словообразовательные аффиксы. Если в хорватском для обозначения профессии используются -ник и тель, то в сербском профессии обозначаются другими аффиксами (ац и др.). Есть некоторые незначительные различия и в синтаксисе.

4. Существуют между сербским и хорватским и фонетические различия. В сербском, например, довольно часто (но не всегда и нестрого обязательно) “х” заменяется звуком “в”.

По сути ситуация такова, что сербский и хорватский – очень близкие, схожие языки, которые по политическим причинам стремятся как можно к большей автономии и самобытности. Всё больше – особенно в хорватском – появляется правил, отделяющих этот язык от сербского. Сербо-хорватский и хорвато-сербский – автономные друг от друга языки ЮНЕСКО, и организация издает свои книги на обоих языках. Несмотря на это, носители обоих языков легко смогут общаться друг с другом, если будут избегать употребления локальной лексики и пользоваться общеупотребимым вокабуляром.

СЛАВЯНЕ – крупнейшая группа европейских народов, объединенная общностью происхождения и языковой близостью в системе индоевропейских языков. Представителей ее делят на три подгруппы: южную (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы), восточную (русские, украинцы и белорусы) и западную (поляки, чехи, словаки, лужичане). Общая численность славян в мире – около 300 млн чел., в том числе болгар 8,5 млн., сербов около 9 млн., хорватов 5,7 млн., словенцев 2,3 млн., македонцев около 2 млн., черногорцев менее 1 млн., боснийцев около 2 млн., русских 146 млн (из них в РФ 120 млн.), украинцев 46 млн., белорусов 10,5 млн., поляков 44,5 млн., чехов 11 млн., словаков менее 6 млн., лужичан – около 60 тыс. Славяне составляют основную часть населения РФ, Республик Польши, Чехии, Хорватии, Словакии, Болгарии, Государственного сообщества Сербия и Черногория, проживают также в республиках Прибалтики, Венгрии, Греции, Германии, Австрии, Италии, в странах Америки и в Австралии. Большинство славян – христиане, за исключением боснийцев, которые приняли ислам во времена османского владычества над южной Европой. Болгары, сербы, македонцы, черногорцы, русские – в основном, православные; хорваты, словенцы, поляки, чехи, словаки, лужичане – католики, среди украинцев и белорусов много православных, но есть также католики и униаты.

Данные археологии и языкознания связывают древних славян с обширной областью Центральной и Восточной Европы, ограниченной на западе Эльбой и Одером, на севере Балтийским морем, на востоке – Волгой, на юге – Адриатикой. Северными соседями славян были германцы и балты, восточными – скифы и сарматы, южными – фракийцы и иллирийцы, западными – кельты . Вопрос о прародине славянства остается дискуссионным. Большая часть исследователей полагает, что это был бассейн Вислы. Этноним славяне впервые встречается у византийских авторов 6 в., которые именовали их «склавины». Это слово связано с греческим глаголом «клуксо» («омываю») и латинским «клуо» («очищаю»). Самоназвание славян восходит с славянской лексеме «слово» (то есть славяне – те, которые говорят, понимают через словесную речь друг друга, считая чужеземцев непонятными, «немыми»).

Древние славяне были потомками скотоводческо-земледельческих племен культуры шнуровой керамики, расселившихся в 3–2 тыс. до н.э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья по Европе. Во 2 в. н.э., в результате движения на юг германских племен готов , целостность славянской территории была нарушена, и она разделилась на западную и восточную. В 5 в. началось расселение славян на юг – на Балканы и в Северо-Западное Причерноморье. При этом, однако, они удержали все свои земли в Центральной и Восточной Европе, превратившись в крупнейшую для той поры этническую группу.

Славяне занимались пашенным земледелием, скотоводством, различными ремеслами, жили соседскими общинами. Многочисленные войны и территориальные перемещения способствовала распаду к 6–7 вв. родовых связей. В 6–8 вв. многие из славянских племен объединились в племенные союзы и создали первые государственные образования: в 7 в. возникло Первое Болгарское царство и государство Само, в которое вошли земли словаков, в 8 в. – сербское государство Рашка, в 9 в. – Великоморавская держава, вобравшая в себя земли чехов, а также первое государство восточных славянКиевская Русь, первое самостоятельно хорватское княжество и государство черногорцев Дукля. Тогда же – в 9–10 вв. – среди славян начало распространяться христианство , быстро ставшее господствующей религией.

С конца 9 – в первой половине 10 в., когда у поляков еще только складывалось государство, а сербские земли постепенно собирались Первым Болгарским царством, началось продвижение венгерских племен (мадьяр) в долину среднего Дуная, усилившаяся к 8 в. Мадьяры отрезали западных славян от южных, ассимилировали часть славянского населения. Словенские княжества Штирия, Крайна, Каринтия оказались в составе Священной Римской империи . С 10 в. земли чехов и лужичан (единственного из славянских народов, не успевшего создать своей государственности) также попали в эпицентр колонизации – но уже германцев. Таким образом, чехи, словенцы и лужичане были постепенно включены в состав держав, созданных германцами и австрийцами и стали их пограничными округами. Участвуя в делах этих держав, перечисленные славянские народы органично влились в цивилизацию Западной Европы, став частью ее социально-политической, экономической, культурной, религиозной подсистем. Сохранив некоторые типично славянские этнокультурные элементы, они приобрели устойчивый набор черт, свойственных именно германским народам в семейной и в общественной жизни, в национальной утвари, одежде и кухне, в типах жилищ и поселений, в танцах и музыке, в фольклоре и прикладном искусстве. Даже в антропологическом отношении эта часть западного славянства обрела устойчивые черты, сближающие ее с южными европейцами и жителями Центральной Европы (австрийцами, баварцами, тюрингцами и др.). Колорит духовной жизни чехов, словенцев, лужичан стал определяться немецким вариантом католицизма; претерпели изменения, лексический и грамматический строй их языков.

Болгары, сербы, македонцы, черногорцы образовали в период средневековья, 8–9 вв., южный греко-славянский природно-географический и историко-культурный ареал. Все они оказались в орбите влияния Византии, приняли в 9 в. христианство в его византийском (ортодоксальном) варианте, а с ним и кириллическую письменность. В дальнейшем – в условиях непрекращающегося натиска иных культур и сильного влияния ислама после начавшегося во второй половине 14 в. турецкого (османского) завоевания – болгары, сербы, македонцы и черногорцы успешно сохранили специфику духовного строя, особенности семейной и общественной жизни, самобытные культурные формы. В борьбе за свою самобытность в османском окружении они и оформились как южнославянские этнические образования. В то же время, небольшие группы славянских народов в период османского владычества приняли ислам. Боснийцы – из славянских общин Боснии и Герцеговины, потурченцы – из черногорцев, помаки – из болгар, торбеши – из македонцев, сербы-магометане – из сербской среды испытали сильное турецкое влияние и потому приняли на себя роль «пограничных» подгрупп славянских народов, связующих представителей славянства с ближневосточными этносами.

Северный историко-культурный ареал православного славянства сложился в 8–9 веках на большой территории, занимаемой восточными славянами от Северной Двины и Белого моря до Причерноморья, от Западной Двины до Волги и Оки. Начавшиеся в начале 12 в. процессы феодального дробления Киевской державы привели к образованию множества восточнославянских княжеств, которые и сформировали две устойчивые ветви восточного славянства: восточную (великороссы или русские, россияне) и западную (украинцы, белорусы). Русские, украинцы и белорусы как самостоятельные народы сложились, по разным оценкам, после завоевания восточнославянских земель монголо-татарами, ига и распада государства монголов, Золотой Орды , то есть в 14–15 вв. Государство русских – Россия (на европейских картах именовавшееся Московия) – вначале объединило земли по верхней Волге и Оке, Верховьям Дона и Днепра. После завоевания в 16 в. Казанского и Астраханского ханств, русские расширили территорию своего расселения: они продвинулись в Поволжье, Приуралье, Сибирь. Украинцы после падения Крымского ханства заселили Причерноморье и, вместе с русскими, степные и предгорные районы Северного Кавказа. Значительная часть украинских и белорусских земель была в 16 в. в составе объединенного польско-литовского государства Речи Посполитой и лишь в середине 17–18 вв. оказалась вновь надолго присоединена к русским. Восточные славяне сумели полнее, чем славяне балканские (находившиеся то под греческим духовно-интеллектуальным, то под османским военно-административным давлением) и значительная часть германизированных славян западных, сохранить черты своей традиционной культуры, ментально-психического склада (ненасильственность, толерантность и др.).

Значительная часть славянских этносов, жившая в Восточной Европе от Ядрана до Балтики – это были частично западные славяне (поляки, кашубы, словаки) и частично южные (хорваты) – в эпоху средневековья образовала свой особый культурно-исторический ареал, тяготеющий к Западной Европе более, чем к южному и восточному славянству. Этот ареал объединил те славянские народы, которые приняли католицизм, но избежали активной германизации и мадьяризации. Их положение в славянском мире сходно с группой небольших славянских этнических общностей, которые объединили в себе черты, присущие восточным славянам, с чертами народов, живущих в Западной Европе – как славянскими (поляками, словаками, чехами), так и неславянскими (венграми, литовцами). Это постепенно выделившиеся от иных этносов лемки (на польско-словацком пограничье), русины, закарпатцы, гуцулы, бойки, галичане на Украине и чернорусы (западнобелорусы) в Белоруссии.

Сравнительно позднее этническое разделение славянских народов, общность их исторических судеб способствовали сохранению сознания славянской общности. Это и самоопределение в условиях инокультурного окружения – немцев, австрийцев, мадьяр, османов, и сходные обстоятельства национального развития, вызванные утратой многими из них государственности (большая часть западных и южных славян была в составе Австро-Венгерской и Османской империи, украинцы и белорусы – в составе Российской империи). Уже в 17 в. среди южных и западных славян появилась тенденция к объединению всех славянских земель и народов. Видным идеологом славянского единства в то время был хорват, служивший при русском дворе, Юрий Крижанич .

В конце 18 – начале 19 в. быстрый рост национального самосознания практически у всех ранее угнетенных славянских народов выразился в стремлении к национальной консолидации, вылившись в борьбу за сохранение и распространение национальных языков, создание национальных литератур (т.н. «славянское возрождение»). Начало 19 в. положило начало и научному славяноведению – исследованию культур и этнической истории южных, восточных, западных славян.

Со второй половины 19 в. стало очевидным стремление многих славянских народов к созданию собственных, независимых государств. На славянских землях начали действовать общественно-политические организации, способствовавшие дальнейшему политическому пробуждению славянских народов, не имевших собственной государственности (сербов, хорватов, словенцев, македонцев, поляков, лужичан, чехов, украинцев, белорусов). В отличие от русских, чья государственность не была утрачена даже во время ордынского ига и насчитывала девятивековую историю, а также болгар и черногорцев, получивших независимость после победы России в войне с Турцией 1877–1878, большинство славянских народов еще только вело борьбу за независимость.

Национальный гнет и нелегкое экономическое положение славянских народов в конце 19 – начале 20 вв. вызвали несколько волн их эмиграции в более развитые европейские страны в США и Канаду, в меньшей степени – Францию, Германию. Общая численность славянских народов в мире в начале 20 в. составляла около 150 млн. человек (русских – 65 млн., украинцев – 31 млн., белорусов 7 млн.; поляков 19 млн., чехов 7 млн., словаков 2,5 млн.; сербов и хорватов 9 млн., болгар 5,5 млн., словенцев 1,5 млн.) В то время основная масса славян жила в России (107,5 млн. чел.), Австро-Венгрии (25 млн. чел.), Германии (4 млн. чел.), странах Америки (3 млн. чел.).

После Первой мировой войны 1914–1918 международные акты зафиксировали новые границы Болгарии, появление многонациональных славянских государств Югославии и Чехословакии (где, однако, одни славянские народы доминировали над другими), восстановление национальной государственности у поляков. В начале 1920-х было объявлено о создании собственных государств – социалистических республик – украинцев и белорусов, вошедших в СССР; однако тенденция к русификации культурной жизни этих восточнославянских народов – ставшая явной в период существования Российской империи – сохранялась.

Солидарность южных, западных и восточных славян окрепла в годы Второй мировой войны 1939–1945, в борьбе с фашизмом и проводившимися оккупантами «этническими чистками» (под ними подразумевалось физическое уничтожение в том числе и ряда славянских народов). В эти годы более иных пострадали сербы, поляки, русские, белорусы, украинцы. В то же время, славянофобы-нацисты не считали славянами словенцев (восстановив словенскую государственность в 1941–1945), лужичан причисляли к восточным немцам (швабам, саксонцам), то есть областным народностям (Landvolken) германской Серединной Европы, а противоречия между хорватами и сербами использовали в своих интересах, поддерживая хорватский сепаратизм.

После 1945 практически все славянские народы оказались в составе государств, именуемых социалистическими или народно-демократическими республиками. О существовании в них противоречий и конфликтов на этнической почве десятилетиями умалчивалось, зато подчеркивались преимущества сотрудничества, как экономического (для чего был создан Совет экономической взаимопомощи, просуществовавший почти полвека, 1949–1991), так и военно-политического (в рамках Организации Варшавского договора, 1955–1991). Однако эпоха «бархатных революций» в странах народной демократии 90-х 20 в. не только выявила подспудное недовольство, но и привела бывшие многонациональные государства к стремительному дроблению. Под влиянием этих процессов, охвативших всю Восточную Европу, в Югославии, Чехословакии и СССР прошли свободные выборы и возникли новые независимые славянские государства. Помимо положительных сторон, этот процесс имел и отрицательные – ослабление существовавших экономических связей, направлений культурного и политического взаимодействия.

Тенденция к тяготению западных славян к западноевропейским этносам сохраняется и в начала 21 в. Некоторые из них выступают проводниками того западноевропейского «натиска на Восток», который наметился после 2000. Такова роль хорватов в балканских конфликтах, поляков – в поддержании сепаратистских тенденций на Украине и в Белоруссии. В то же время, на рубеже 20–21 вв. вновь стал актуальным вопрос об общности судеб всех восточных славян: украинцев, белорусов, великороссов, а также южных славян. В связи с активизацией славянского движения в России и за ее пределами в 1996–1999 было подписано несколько соглашений, являющихся ступенью к образованию союзного государства России и Белоруссии. В июне 2001 в Москве прошел съезд славянских народов Белоруссии, Украины и России; в сентябре 2002 в Москве была основана Славянская Партия России. В 2003 образовалось Государственное сообщество Сербии и Черногории, объявившее себя правопреемником Югославии. Идеи славянского единства вновь обретают свою актуальность.

Лев Пушкарев

Загреб - По мнению граждан стран бывшей Югославии хорваты - народ культурный, гостеприимный, но заполитизированный, воинственный, и ленивый.

Мнения о хорватах их соседей отличаются в зависимости от страны, самое позитивное в Македонии, а самое негативное в Сербии.

Результаты исследования, проведенного преподавателем факультета политических наук из Загреба Божо Скоко, и несколько предыдущих соцопросов показывают, что имидж Хорватии гораздо более позитивный, чем считают аналитики и граждане этой страны.

У сербов хорваты ассоциируются с геноцидом, они считают их враждебными, заполитизироваными, но культурными и дистанцированными.

Интересно, что все, кроме словенцев, полагают, что хорваты трудолюбивы, и только в Словении хорватов считают ленивыми.

«Что касается имиджа Хорватии в соседних странах, с одной стороны он отражает последствия войны, жизни в последние 70 лет и мировоззрение, созданное СМИ за последние 10 - 20 лет, как хорватских, так и прессы соседних стран», - говорит Скоко.

Хотя первая ассоциация это война, за ней следуют красоты Хорватии, экономическое развитие, хорошие дороги, культурное наследие и тому подобное.

В Сербии Хорватию не рассматривают в качестве примера для евро интеграции, зато именно так ее воспринимают в Македонии, Боснии и Герцеговине.

По данным других исследований хорваты лучше всего думают о венграх, итальянцах и австрийцах, а чуть хуже относятся к словенцам из-за территориальных споров. Однако хорваты признают, что у словенцев более развитая экономика и демократия.

На Боснию и Герцеговину в Хорватии смотрят как на чудесную страну, где нет стресса, которая известна своей кухней и юмором. «Это свидетельствует о том, что мы не смотрим на БиГ шире, не воспринимаем ее как политического игрока», - считает Скоко.

Хорваты часто воспринимают сербов как воинственных националистов, патриотичных и агрессивных, а боснийцев как очень религиозных, гостеприимных, консервативных и веселых.

Это исследование в большой степени подтвердило предыдущие, в которых респонденты наиболее положительной чертой хорватов называли культурность. Скоко считает, что здесь имеет место стереотип, установившийся около ста лет тому назад как среди интеллигенции, так и у граждан соседних стран.

«Хорваты цивилизованный народ, но, согласно тому же стереотипу, достаточно политизированы, жесткие и холодные», - сказал Скоко.

На Востоке Хорватия воспринимается как развитая страна, которая несет культуру с Запада, но немного закрыта по отношению к Балканам.

В течении последних десяти лет на факультете политических наук в Загребе изучали социальную дистанцию, и выяснили, что она уменьшается с окончанием войны и всех конфликтов, ведь еще 20-15 лет назад она была особенно выражена по отношению к сербам, но в последние годы резко сократилась. Несмотря на то, что она все еще присутствует, по сравнению с некоторыми другими европейскими странами, которые воевали друг с другом, она не так выражена.

«В целом, хорваты доброжелательны по отношению к другим народам, и обидно, когда несколько хулиганов устраивают инциденты, которые позорят целый народ», - прокомментировал Скоко выходки футбольных болельщиков.