Церкви где есть мощи николая чудотворца. Принесение мощей святого николая чудотворца в россию

Архиепископ Мир Ликийских Святитель Николай Чудотворец, более известный в России как Николай Угодник и Николай Мирликийский – один из самых известных христианских святых. Его память почитают и православные, и католики, и лютеране, и англиканцы, и прихожане древневосточных церквей. За свою праведную жизнь святитель Николай получил от Господа дар чудотворения. По молитвам верующих он всегда помогает в проблемах. В знак особых заслуг перед Богом, тело Николая Чудотворца стало источать миро. С тех пор оно стало одной из самых почитаемых реликвий в христианстве.

Мощи в Антиохии

Изначально хранились в городе Миры Ликийские, где тот провёл почти всю жизнь . В 792 году начальник флота Аббасидского халифата Хумейд отправился в эти места с целью взломать и разграбить гробницу. Ему в этом деле помогало войско. Однако Хумейд перепутал усыпальницы и вместо нужной ему начал разбивать стоявшую рядом. Но едва только он принялся за своё дело, на море образовался мощный шторм, уничтоживший все корабли флотоводца.

После этого нападения христиане в Европе поняли, что святыне грозит нешуточная опасность. В Италии, где в ту пору жило много выходцев из Греции, эту историю переживали особенно остро.

Вскоре весь христианский мир подвергся новому испытанию – Византию принялись атаковать турки-сельджуки. Империя практически не могла противостоять этой силе, тем более что туркам с севера помогали родственные гузы, а также печенеги. Отдельно от них на Византию нападали с запада норманны. Сельджуков отличала звериная ненависть к христианским материальным ценностям. Так, в городе Кесария они разграбили самую ценную святыню тех мест – церковь во имя Василия Великого, в которой покоились мощи этого святого. Также турки уничтожили огромное количество тех христиан, кто выступал против поругания святынь.

Кража мощей и вывоз в Бари

Варварство сельджуков привело к тому, что в Византии стали подозрительно относиться ко всем без исключения мусульман. Жители итальянского портового города Бари решили этим воспользоваться и выкрасть мощи Николая Угодника, поскольку хотели вернуть своей малой родине утраченный статус религиозного центра. По их мнению, обвинение в краже святыни ляжет на представителей исламской религии, а сами итальянцы-католики останутся безнаказанными.

В 1087 году барийские купцы направились в Антиохию, а 20 апреля того же года по дороге домой заехали в Миры. Сначала два человека с итальянского экипажа отправились в разведку по городу. Вернувшись, они сообщили спутникам, что в городе всё спокойно, а в церкви, где хранятся нужные им мощи, находится всего четверо монахов. После этого все барийцы в составе 47 человек пошли в храм.

В церкви итальянцы попросили братию провести их к мощам Николая Угодника, дабы те могли им поклониться. Иноки не заподозрили ничего плохого и спокойно отвели гостей к помосту, под которым стояла усыпальница Николая Чудотворца. При этом монах-проводник рассказал, что накануне одному старцу было видение, где сам святитель просил повысить бдительность и усилить контроль над его мощами.

Барийцы очень обрадовались, услышав это, поскольку они восприняли эту историю как приказ самого Николая Чудотворца. Потому они отказались от первоначального силового варианта своих действий и рассказали инокам о настоящей цели их визита, предложив тем три сотни золотых монет в качестве выкупа за святыню. Монахи наотрез отказались от подобной сделки и даже попытались вырваться из храма, чтобы предупредить горожан об опасности. Купцы не дали им уйти, связали и поставили своих охранников у ворот церкви.

Итальянцы разломали помост над гробницей и увидели, что она залита святым миром, источаемым мощами. Присутствовавшие там же барийские священники Дрого и Лупп отслужили литию, после которой молодой человек по имени Матфей вытащил из усыпальницы мощи. Ковчега для их переноски не было с собой, и тогда Дрого просто завернул их в свою верхнюю одежду и отнёс на судно, после чего барийцы отправились прочь. Тем временем монахи сумели освободиться и рассказали горожанам о случившемся несчастье. Те бросились к берегу, но те, кто забрал святыню, уже уплыли далеко, и их было не догнать. Горю людей нельзя было ничем помочь.

Вместе с барийцами в Антиохию с той же целью пытались попасть и их соотечественники – торговцы из Венеции, но они прибыли позже своих земляков.

9 мая 1087 года итальянцы вернулись в город Бари, где им устроили пышную торжественную встречу. Правителей города в тот день не было на месте, и привезённой реликвией распоряжался настоятель обители, монах-бенедиктинец Илия. Он повелел поместить её в прибрежной церкви Святого Стефана. Во время перенесения мощей произошёл ряд чудесных исцелений больных людей. Это добавило барийцам почитания святого угодника Божия, который всегда помогает людям.

В следующем году была выстроена церковь во имя Николая Чудотворца, освящённую лично Римский Папа Урбан II. В этом храме, который сегодня известен как Базилика Святого Николая , и сейчас под престолом алтаря хранится большая часть его мощей. Внизу этого престола вырезано небольшое отверстие, из которого ежегодно на 9 мая собирают прозрачное миро.

В 2005 году антропологи из Великобритании сумели восстановить по черепу примерный внешний образ Николая Чудотворца . Согласно данным учёных, он был человеком плотного телосложения и невысокого роста (не более 170 см). У него были следующие черты лица:

  • карие глаза;
  • смуглый цвет кожи;
  • высокий лоб;
  • выпирающие подбородок и скулы.

Частица мощей в Венеции

Жители Мир перепрятали останки реликвии в другое место (барийцы в суете и спешке собрали лишь наиболее крупные частицы мощей, а небольшие фрагменты, которые составляли около 20% всей святыни, оставили). Тем не менее, в 1099-1101 гг. они лишились и их. Участвовавшие в первом Крестовом походе венецианцы захватили стражников, и те под страшными пытками рассказали им, где покоятся мощи. Помимо этого, гости из Венеции забрали и другие святыни – мощи священномученика Феодора и святого Николая Пинарского.

Эти останки были доставлены на венецианский остров Лидо , где также был отстроен храм Святителя Николая. Впоследствии антропологическая экспертиза дважды (в 1957 и 1987 годах) подтверждала идентичность мощей в Бари и Венеции.

Доставка мощей в Россию

Во время нашумевшей встречи в кубинской столице Гаване Патриарха Русской православной Церкви Кирилла и Римского Папы Франциска в феврале 2016 года была достигнута договорённость, что в следующем году частица мощей Николая Мирликийского будет находиться в России. Это стало первым подобным случаем в своём роде, поскольку с момента доставления в Бари мощи не покидали пределов города.

Через отверстие, в котором собирают миро, было извлечено левое ребро Николая Мирликийского, и поздно вечером 21 мая 2017 года реликвия была доставлена в Москву самолётом. В столичном Храме Христа Спасителя частицу мощей встречал лично . Именно там фрагмент святыни находился с 22 мая до 12 июля 2017 года. На следующий день ребро доставили в Александро-Невскую Лавру Санкт-Петербурга, где она пребывала по 28 июля 2017 года и была впоследствии доставлена обратно в Бари.

Это стало знаковым событием в жизни православной России. На поклон к святыне приезжали верующие не только из России, но и из Беларуси, Украины, Молдавии, Сербии, стран Прибалтики и прочих близлежащих государств. В столице частице мощей преклонились свыше 1,8 млн. человек, а в Питере – почти 500 тысяч человек. Таким образом, общее количество тех, кто приложился к христианской реликвии, превысило 2,3 млн. человек .

Храмы, где можно поклониться мощам

Помимо мощей в Италии, частицы этой святыни хранятся во многих храмах по всему миру. Немало таких мест и в России. В одной только Москве приложиться к мощам святителя можно в следующих церквях:

Для поклонения мощам Николаю Угоднику необязательно ехать в Москву. Как правило, частица этой святыни имеется в храмах большинства городов, являющихся центрами той или иной епархии.

Праздник перенесения мощей

Барийцы в Италии первыми установили празднование перенесения мощей Николая Мирликийского. Этот день не прижился на остальной территории Римско-Католической церкви и в большинстве православных церквей, особенно в Греческой, которая считала потерю мощей невосполнимой трагедией. Однако на Руси, где Николая Угодника всегда почитали очень широко, сразу принялись отмечать праздник 22 мая. Точную дату, когда в Русской Православной Церкви началось почитание дня перенесения мощей, выяснить не удаётся. Большинство специалистов полагают, что это произошло в 1088-1098 годах.

Храм, построенный в честь великого святого в истории православия, Николая Чудотворца, расположенный в самом центре Москвы в Хамовниках, считается одним из наиболее значимых архитектурных творений. Его красота привлекает туристов со всего мира. Не менее интересна и история храма, культурные достопримечательности ему принадлежащие и процесс строительства.

Хамовная слобода: историческая справка

Ныне являющийся практически самым центром Москвы район Хамовники ещё в начале XVI века принадлежал к загородной территории нашей столицы. До этого времени в Хамовниках не было ни одной постройки, а вся обширная территория была отведена под выпас лошадей.

Коренные преобразования начались ближе к XVII веку. Первое возведённое на территории Хамовной слободы здание было Новодевичьим монастырём.

Благодаря ему, начался прирост населения в данной местности. Важно отметить, что сюда начали стекаться не только священнослужители, но и ремесленники , что способствовало развитию собственной культуры Хамовников.

Главным достоинством слободы были искусно вытканные полотна , такого замечательного качества, что регулярно поставлялись на царский двор. В честь этого ремесла и были названы Хамовники. Как известно, древнерусское название льна звучит как «хам», от него и произошло название слободы, а впоследствии и целого района самого крупно населённого города России.

Как строилась церковь Николы в Хамовниках

Поскольку Хамовная слобода занимала довольно-таки обширную территорию, ей полагалось иметь собственную церковь. Первое упоминание о богомольне восходит к далёкому 1625 году. В то время храм Николая Чудотворца был изготовлен из дерева и не обладал никакими особенностями, которые могли бы привлекать внимание. Немного позже, а именно спустя 32 года, здание перестроили, и на его месте теперь красовалась каменная церковь, исполненная в лучших традициях тех лет.

Своё сохранившееся и поныне название «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен» постройка получила в 1677 году. А в 1629 году около церкви начали возводить ещё одно новое здание. Важно отметить, что к началу XVIII века архитектурный стиль в России претерпел значительные изменения, поэтому храм был подвержен значительной реставрации.

Под влиянием иностранных веяний строгий исконно русский стиль сменяется более ярким, живописным и в какой-то мере вычурным «дивным узорочьем». Его отличительными чертами являются живые краски, изразцы , исполненные в разных цветовых гаммах, обилие декоративных элементов и украшений. Церковь теперь не каменная, а кирпичная, поверх отделанная белым камнем, дополненная красивейшими изразцами красного и зелёного цветов.

Комплекс храма Святителя Николая в настоящее время

Храмовый комплекс выполнен в традициях своего стиля и включает в себя следующие здания:

  • церковь с пятью куполами;
  • трапезную;
  • приделы митрополитов московских Дмитрия и Алексия;
  • шатровую колокольню, находящуюся вблизи западного входа;
  • одну из самых больших и высоких колоколен в Москве - восьмикупольную, которая, к слову, является последней постройкой, исполненной в таком стиле.

Весь комплекс был освящён в 1682 году. Всё остальные незначительные пристройки появлялись по мере необходимости.

Значимые события

Для изучения интересны не только особенности архитектурного стиля, в котором исполнена церковь, но и история её существования и многочисленных возрождений.

Во время Первой Отечественной войны, когда Бонапарт наступал на нашу столицу, по планам русских полководцев вся Москва, в том числе и храм Николая Угодника, были отданы на сожжение и разрушение врагами.

Как можно понять, увечья, нанесённые этому несравненному архитектурному строению, были очень велики, а внутреннее убранство и вовсе практически полностью разрушили . После победы над французами, власти не спешили приступать к реставрации комплекса, и только в 1845 году половина ремонтных работы была завершена, а на стене появилась новая фреска. Полное же восстановление церкви приходится на 1849 год.

На этом, разумеется, многочисленные реставрации храма и его укрепление не закончилось. Работы искусных архитекторов проводились ещё три раза:

  • в 1896;
  • в 1949;
  • в 1972.

Несмотря ни на какие обстоятельства храм не прекращал свою работу. Всегда в него с радостью приходили верующие люди, чтобы стать частью красивейших богослужений.

Ближе к началу XIX века храмовая территория была ограждена металлическим забором, а после установили и кованые ворота, также являющиеся местной достопримечательностью.

В 1922 году произошло особенное событие в жизни всего комплекса: совершилось торжественное возвращение огромнейшего колокола, второго по величине, отлитого знаменитым Ладыгиным. Его вес составляет более, чем 108 пудов. Судьба остальных колоколов из первоначального набора, к сожалению, неизвестна. Часть из них была утеряна во время организованных советской властью гонений на церковь. В этот список входит и трехсотпудовый колокол, который был самым большим во всём комплексе.

Ещё одним печальным фактом является то, что во время гонений были изъяты многие иконы, золотые и серебряные принадлежности, которые не только были особенным украшениями церкви, но и имели большую культурную ценность.

Главная достопримечательность

В честь святыни, которой гордится не только храм, но и вся столица, назван весь левый придел. На древней иконе, убранной в золотую оправу, изображена Богородица с младенцем. «Споручница грешных» известна своей чудодейственной и исцеляющей силой. Она стала пожертвованием храму от одного богатого человека.

Он заметил, что во время произнесения молитвы перед «Споручницей грешных» на образе выделяются маленькие капельки благоухающей жидкости. Помазав себя этим маслом, вылечились многие люди, которые уже было потеряли всякую надежду. После того как икона оказалась во владении храма, на богослужения начали стекаться толпы людей, желающих получить благословение Божье. Всю свою силу образ показал во времена свирепствовавшей в Москве холеры, когда отчаявшиеся врачи мазали пациентов полученным миром, а те начинали крепчать прямо на глазах.

Храм в Хамовниках: расписание богослужений

Собор работает по следующему расписанию:

  • Богослужение начинается в семь часов утра.
  • Через 45 минут все желающие могут исповедоваться.
  • В восемь или немного позже продолжается литургия.
  • В пять часов прихожан ждут на .

Адрес храма: улица Льва Толстого, дом второй. Если вы добираетесь до святыни в первый раз, то ориентироваться следует по Фрунзенской набережной, а также по парку Культуры.

Читайте ниже

Значение Николая Чудотворца в христианской культуре

Николай Чудотворец, которого также называют Николаем-угодником, жил в IV веке в Малой Азии (сейчас территория Турции). Он был священником, а затем стал архиепископом города Миры Ликийские. В церковных преданиях существуют свидетельства многочисленных чудес, которые совершил святитель. Христиане верят, что Николай Чудотворец и сейчас помогает людям. Он считается одним из покровителей странствующих, кроме того, Николай-угодник — один из самых почитаемых христианских святых.

По церковному календарю торжества в его честь проводятся дважды в год: 19 декабря — в день его смерти и 22 мая — в память о переносе мощей из Мир Ликийских в город Бар, который сейчас называется Бари.

Изначально святой был погребен в церкви Святого Сиона, где он служил, в городе Мира в конфедерации древней Ликии (сейчас город Демре в Турции). В мае 1087 года итальянские купцы украли большую часть мощей святителя и перевезли их в Бари.

С 1969 года католики разрешают православным проводить службы в крипте базилики Святого Николая в Бари по своим обрядам. После этих богослужений, которые каждую неделю проходят по четвергам, все желающие могут поклониться мощам через специальное оконце в мраморном престоле.

В России почитание Николая Чудотворца очень распространено, а число посвященных ему храмов и написанных икон было самым большим после Богородицы. Его имя вплоть до начала XX века было в России одним из самых популярных при наречении младенцев.

Решение о доставке мощей Николая Чудотворца из Бари в Россию

Мощи Николая Чудотворца ни разу за 930 лет не покидали папской базилики в итальянском городе Бари. Исключение было . Мощи хранятся под престолом алтаря крипты — замурованы под землей. Каждый год сотни верующих из России приезжали в Бари, чтобы поклониться святителю.

Договоренность о доставке части мощей святителя была достигнута на исторической в Гаване 12 февраля 2016 года. Патриарх Кирилл рассказал, что для большинства православных России паломничества в Италию трудноосуществимы. Поэтому было принято решение извлечь часть мощей (левое ребро) из-под спуда, чтобы отправить в Россию. Процесс отделения части мощей проводили специалисты-медики с помощью специальных приборов.

Как долго мощи Николая Чудотворца будут находиться на территории России

Принесение части мощей Святителя Николая из Италии — с 21 мая по 28 июля. Находиться мощи в Москве будут в храме Христа Спасителя. Поклониться мощам можно 22 мая с 12:00 до 21:00. А с 23 мая по 12 июля доступ паломников будет осуществляться с 8:00 до 21:00. Очередь к храму Христа Спасителя будет формироваться от Крымского моста. Волонтеры будут поить водой верующих, а вдоль очереди власти решили установить точки общепита. В июле мощи перевезут в Санкт-Петербург.

Принесение мощей приурочено ко дню памяти святого. Встречать ковчег с мощами было решено праздничным перезвоном в храмах по всей Москве.

Доставка осуществляется специальным бортом. А на ювелирном заводе к прибытию мощей изготовили 40-килограммовый ковчег из благородных металлов. Кроме того, к принесению мощей в России . Она была создана художницей-иконописцем Ольгой Жуковой.

Со всей информацией о принесении мощей святого Николая Чудотворца в Россию можно ознакомиться на специально созданном сайте .

За чей счет мощи Николая Чудотворца доставят в Россию

Финансирование доставки в Россию мощей Николая-угодника и их отправку обратно в Бари взяла на себя российская компания «ФосАгро» и лично семья Гурьевых.

«ФосАгро» — один из ведущих мировых производителей фосфорсодержащий удобрений. Ее генеральный директор — Андрей Гурьев. Эта компания всегда оплачивала чартеры для российских паломников к мощам святителя два раза в год. Участие в доставке мощей в Россию стало продолжением этого благого дела, заявил священник Александр Волков, пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Чудеса Николая-угодника

Православные верят, что святитель Николай считается покровителем путешественников. Согласно церковным преданиям, множество из своих чудес он совершил во время путешествия на корабле в Палестину, куда он отправился, чтобы поклониться местным святым. У Николая проявился дар предвидения, он предупредил моряков о надвигающейся буре. Когда налетел шторм, Николай-угодник успокоил команду и обратился с молитвой к Богу — стихия улеглась, не сотворив бед.

Во время путешествия Николай Чудотворец воскресил одного из матросов, который погиб, поскользнувшись на палубе. Юноша ожил после молитвы.

Во время остановок у берегов святитель физически и духовно врачевал людей: изгонял злых духов, исцелял от болезней, дарил утешение в печалях.

По церковному преданию, Николай Чудотворец спас родной народ в Ликийской стране, где бушевал голод. Торговец перед отплытием увидел во сне святителя, который приказал ему плыть в Ликию и дал задаток — три золотые монеты. Проснувшись, торговец действительно обнаружил у себя в руке деньги и исполнил волю святого.

В 1956 году в Куйбышеве (сегодня Самаре) произошло событие, которое теперь известно, как «Стояние Зои». По преданию, во время празднования Нового года девушка Зоя, не дождавшись жениха, сняла со стены икону Николая Чудотворца и стала с ней танцевать со словами: «Если Бог есть, пусть он меня накажет». Вдруг она застыла на месте с прижатой к груди иконой, ее не смогли сдвинуть с места. Это продолжалось долгое время, но перед праздником Благовещения благообразный старец попал в дом, где стояла девушка. Он обратился к Зое со словами: «Ну что, устала стоять?». А когда охранники заглянули в комнату, не увидели его там. Девушка простояла недвижимая 128 дней, затем окаменение стало проходить — в это время она просила всех молиться о мире и молилась сама.

Принесение из Италии в Россию частицы мощей святителя Николая Чудотворца вновь всколыхнуло разговоры, касающиеся почитания мощей и, в частности, правомерности их дробления. Мы собрали некоторые наиболее часто задаваемые вопросы наших читателей и переадресовали их протоиерею Владиславу Цыпину — профессору, доктору церковной истории, преподавателю канонического права Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии.

— Отец Владислав, если почитание святых мощей обычно не вызывает вопросов в православной среде, то практика их дробления кому-то может показаться странной. Не противоречит ли она догматике?

— Ничуть не противоречит. В Древней Церкви, в эпоху гонений, сложился обычай совершать Евхаристию на мощах мучеников. Колоссальное умножение числа храмов после Миланского эдикта святого Императора Константина при сохранении этой традиции повлекло за собой раздробление мощей — с тем, чтобы в каждом храме на мощах совершалась Литургия, а с другой стороны, употребление в этом качестве мощей не только мучеников, но и других святых. Отсюда пошли антиминсы, которые также, имея подпись епископов, служат своего рода «документом», подтверждающим, что пресвитер совершает Литургию не самовольно, но по воле епископа. Кстати, поэтому канонически епископ может, если это необходимо, совершить Евхаристию и без антиминса.

— Важен ли размер частицы мощей, к которой ты прикладываешься?

— Размер мощей сам по себе не важен, но восприятие верующим психологически может быть разным, когда перед ним целые мощи или лишь частица их. Бог действует Ему Одному ведомым образом, это Его действие именуется благодатью. Мощи, согласно оросу VII Вселенского Собора, почитаются наравне с иконами, и действие благодати чрез них, очевидно, подобно тому, как она действует чрез иконы. При обращении к мощам святых важнее всего вера в действие благодати чрез них, вера в святость чтимого угодника, т.е. вера осознанная.

— Почему многие святые категорически настаивали, даже приказывали своим ученикам бросить свои тела после смерти на растерзание зверям, оставить в лесу и т.д.? Почему хотели, чтобы места их захоронения оставались неизвестными людям?

— Святые, просившие выбросить их останки на съедение зверям, делали это из великого смирения, считая себя худшими из людей. Мы наблюдаем, казалось бы, «обычный» христианский парадокс: самые лучшие из нас, христиан, обращают внимание не на свои заслуги, а на свои грехи. Это — те самые, «которых не был достоин весь мир», по словам апостола Павла.

— Тогда почему христиане в большинстве случаев не выполняли этого наказа?

— Во-первых, по отношению к ним исполняли обычный долг погребения усопших ближних — это естественно даже с мирской, не церковной точки зрения. Во-вторых, чуть ли не в большинстве случаев ученики и последователи святых оставляли их мощи для прославления Бога за дарование им такого человека и для примера следования ко Христу для будущих поколений.

— В житии святого Димитрия Солунского говорится о том, что он был против разделения своих мощей. Один раз такой запрет получил иллирийский вельможа Леонтий, который хотел взять часть мощей святого, чтобы построить ему храм на родине. В другой раз посланцы Императора Юстиниана, хотевшего заполучить часть мощей святого Димитрия «на украшение и освящение» новопостроенного храма Святой Софии, были остановлены столбом пламени, из которого послышался голос: «Стойте и не осмеливайтесь». Как можно расценить этот случай?

— В житиях святых присутствуют самые разные эпизоды, и поучительными для нас, христиан, они могут быть не всегда и не во всех обстоятельствах. Могут быть там и удивительные вещи, которые, может быть, и должны служить примером, но только тогда, когда мы трезво вникаем в контекст событий и духовного состояния людей, оказавшихся в определенной ситуации. И поэтому то, что мы знаем из жития какого-то святого, не может становиться правилом, обязательным к повсеместному применению. Говоря более определенно о нежелании святого великомученика Димитрия, чтобы его мощи продолжали отделять и дальше, нужно иметь в виду, что, вполне возможно, это отделение стало злоупотреблением, угрозой уничтожения мощей. Это стало и духовной опасностью, вероятно, для самих христиан, избавление от которой с благодарностью и вспоминается в акафисте святому.

Но это не значит, что мы из этого эпизода должны делать какой-то универсальный вывод на все случаи жизни: мол, отделение частиц от святых мощей полностью запрещено. В любом случае, традиция отделять частицы от мощей существует, и она признана Церковью.

— Говорится ли в канонах Православной Церкви что-либо о частицах мощей?

— Да, в 94-м правиле Карфагенского собора, относящемся к самочинно возведенным храмам, местным епископам предписывается разрушать их, если при них «не оказывается положенным никакого тела или части мощей мученических». Отсюда видно, что «части мощей мученических» приравниваются по значению к телам мучеников, а кроме того, никто в почитании частиц мощей наравне с целыми мощами никогда не сомневался.

— Как появилась практика раздробления мощей?

— Возможно, начало этой традиции положило то обстоятельство, что мощи святых бывали разделенными уже по своему первоначальному состоянию: святых казнили, их останки сжигали — оставались только кости. В конце концов, возникла просто потребность в мощах святых для антиминсов, что сделало эту практику уже абсолютно неизбежной, потому что невозможно иметь для каждого из сотен тысяч храмов целые мощи.

Многие мощи, как например, великого святого Саввы Сербского, были уничтожены, какие-то исчезли, были украдены — особенно после IV Крестового похода, османских завоеваний и т.д. Но почитание святого не может прекратиться из-за исчезновения его мощей. На мой взгляд, уничтожение святынь, их исчезновение должны восприниматься христианами как следствие нас, христиан, недостойного поведения.

Тут надо иметь в виду еще вот какое обстоятельство: зачастую мы видим лишь внешнюю сторону того, что происходит в Церкви и мире, но промыслительный смысл происходящих событий нам далеко не всегда открыт. И мы поступаем, может быть, очень самоуверенно, когда столь легко пытаемся найти глубинные, основные смыслы того, что происходит.

— Вы говорите о разумном, христианском подходе к деяниям святых: не в каждой ситуации определенная реакция святого, о которой мы знаем из его жития (или тем более легенды о нем), должна быть правилом для повсеместного употребления.

— Совершенно верно. Из отдельного частного случая нельзя выводить некое общее обязательное правило. Чтобы быть универсально обязующим, некое действие должно быть узаконено Церковью. Мы не имеем никакого права, ссылаясь на некие эпизоды из жизни святых, вводить их реакцию на что-то в обязательное употребление, не учитывая всех обстоятельств, которыми была вызвана определенная реакция святого (подчеркну!) человека. Мы не имеем никакого права, скажем, ссылаясь на житийный эпизод о пощечине, которую святитель Николай дал еретику Арию на I Вселенском Соборе, отвешивать оплеухи всем, кто с нами не согласен, — единоверцам ли или иноверцам. Делать это нормой, согласитесь, было бы странным. Сколько было случаев, когда та же пощечина наносилась, казалось бы, из «благовидной ревности», но это были откровенно дурные поступки, никак не говорившие о святости «заушителей»!

Я подчеркиваю необходимость постоянного трезвого, христианского восприятия — это касается и почитания мощей святых, и в целом понимания всей нашей жизни.

— В чем разница между христианским и языческим поклонением мощам?

Языческие верования самые разные. Ничего подобного почитанию останков не было, например, у римлян. В древнем Египте искусственно изготавливали мумии, как-то сопрягая этот обряд со своеобразной верой в бессмертие.

Что же касается разницы между христианским и языческим поклонением, то нужно, наверное, иметь в виду то же правило, которое действует и в отношении почитания святых икон: мы поклоняемся первообразу, т.е. прославляем Бога Творца, дающего Своему созданию свободу и силы следовать за Ним. Также прославляем подвиг тех людей, которые воспользовались этой свободой в полной мере, просим их поучаствовать в нашей молитве о даровании нам сил идти ко Христу, быть настоящими христианами.

— Как я понимаю, ваши слова об осознанном христианском поклонении мощам святых относятся и к святителю Николаю, часть мощей которого сегодня находится в России?

— Совершенно верно. К самому любимому и почитаемому на Руси святому нужно обращаться по-христиански, не так ли?

Одним из самых главных помощников для верующих людей является Николай Спаситель, который еще при жизни отвечал на просьбы нуждающихся. После его смерти люди молятся перед его образом, а основным местом паломничества являются мощи Николая Чудотворца. Просить у святого можно о решении разных проблем.

Как доставали мощи Николая Чудотворца?

После своей смерти святой был похоронен в городе под названием Мира. В те времена на этих землях проходили войны и люди пытались покинуть города, переехав в более уединенные районы в городе. Этим решили воспользоваться барийцы, которые хотели заполучить мощи святого, поскольку в их городе он считался главным покровителем. В истории, касающейся того, как доставали мощи Николая указано, что в 1097 году отряд напал на храм, и выкрал большую часть мощей святого. По новому стилю реликвия была доставлена в город Бари 9 мая.

Где находятся мощи Николая Чудотворца?

После похищения останков в городе Мира осталась часть мощей, но они также не остались на родине и были похищены. В результате они оказались на острове Лидо в Венеции. Основная часть останков святого находятся в Бари. После перевозки мощи Святого Николая Чудотворца были расположены в местном Кафедральном соборе, а через время был построен храм, получивший свое название в честь святителя. В 1989 году святыню разместили в подземную часовню в Базилике. Ежегодно священнослужители собирают миро с мощей, разбавляют его святой водой и раздают паломникам.

Чем помогают мощи Николая Чудотворца?

Святой помогает людям в разных ситуациях, так возле его мощей можно просить о многих вещах:

  1. Он является покровителем странников и моряков, поэтому если близкие люди находятся в пути, то можно просить у Чудотворца об их благополучии и успешном возвращении домой.
  2. Поклонение мощам Николая Чудотворца можно осуществлять для того, чтобы уберечь детей от проблем, укрепить их здоровье и направить на праведный путь.
  3. Святой является помощником в примирении враждующих людей.
  4. Одинокие девушки и парни обращаются к Чудотворцу, чтобы тот помог найти вторую половинку и обрести .
  5. Существует много свидетельств, что мощи Николая Чудотворца исцелили от разных болезней.
  6. Помогает святой людям, которые хотят исправиться и встать на праведный путь. Родственники молятся о невинно осужденных людях, прося об их освобождении.

Как правильно поклониться мощам Николая Чудотворца?

Иногда мощи перевозят в другие храмы, чтобы верующие в других городах могли приложиться к святыне. Есть некие правила, которые касаются посещения храма, в котором находится реликвия. Используйте следующие советы, как поклоняться мощам Николая Чудотворца:

  1. После того как человек зайдет в храм, он должен наполниться глубокой верой. К реликвии необходимо подходить без спешки. Важно помнить, что это святое место, поэтому толкаться не нужно.
  2. Перед тем, как поклониться мощам Николая Чудотворца подходя к ковчегу мысленно прочитайте молитву, обращенную к святому.
  3. Перед святыней два раза поклонитесь в пояс, крестясь. После этого можно приложиться к мощам, а затем, отойдите в сторону, и третий раз перекреститесь и поклонитесь.
  4. Паломничество к мощам Николая Чудотворца не останавливается уже долгое время и люди с разных уголков мира приходят к реликвии, хоть поклонение и не занимает несколько секунд.

Что просят у мощей Николая Чудотворца?

Если человеку удалось дотронуться до реликвии, то он может просить о самом заветном, например, об исцелении, рождении ребенка, поиске роботы, замужестве и так далее. Важно, чтобы преклонение к мощам сопровождалось искренними молитвами, и каждое слово должно быть произнесено от чистого сердца. Священнослужители утверждают, что святой помогает всем, кто на это заслуживает, но прежде всего, молиться нужно о том, чтобы он помог войти в вечное царство Господа.

Как молиться мощам Николая Чудотворца?

При посещении храма, где находится реликвия, обязательно нужно читать специальную молитву, обращенную к святому. Есть несколько молитвенных текстов и все они разрешены к использованию. Посещение мощей Николая Чудотворца это важное событие в жизни верующих людей, поэтому рекомендуется выучить текст наизусть. Есть короткие молитвы и одна из них представлена выше. После посещения храма рекомендуется молиться перед образом святого дома.


Мощи Николая Чудотворца – чудеса

Существует много историй, которые доказывают Божью силу и мощь реликвии, поэтому огромное количество верующих стремится поклониться мощам Николая Чудотворца, чтобы ощутить на себе все блага.

  1. Когда вторая часть мощей была вывезена из города Мира, епископом рядом с ними положил и пальмовую ветвь, которая была привезена из Иерусалима. Через некоторое время люди заметили, что она дала побеги.
  2. Паломники приезжают к святыне со страшными диагнозами, например, многие женщины мечтали о ребенке, но врачи говорили о бесплодии, а через год после приложения к мощам женщины приезжали в храм опять, чтобы крестить своих малышей. Есть свидетельства об исцелении рака и других серьезных болезней.