Развитие воображения при обучении творческому пересказыванию. Open Library - открытая библиотека учебной информации

Малюченко Н.Л.

Развитие творческого воображения

в процессе обучения младших школьников

Современные социально-экономические условия функционирования общества побуждают систему образования уделять большое внимание проблемам творчества и формированию качеств творческой личности в процессе обучения и воспитания.

Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение.

Воображение в широком смысле слова – это любой процесс, протекающий в образах (С.Л.Рубинштейн). Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывать новые, фантастические объекты или явления. Так, ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которых нет ни у одного существующего животного в мире. В психологии эту способность называют фантазией .

Никто сегодня не спорит с тем, что фантазия играет огромную роль в любой творческой деятельности. Но признание величайшей ценности фантазии до недавнего времени не сопровождалось систематическими усилиями ее развития. Делались лишь робкие и случайные попытки использовать некоторые приемы развития воображения. Так, великий живописец Леонардо да Винчи советовал молодым художникам начинать с такого простого упражнения, как разглядывание трещина стенах, случайных пятен, луж и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Следуя советам итальянского художника, развивать детскую наблюдательность и фантазию можно спонтанно, используя любой удобный случай: во время прогулок рассматривать и сравнивать трещины на асфальте, плывущие по небу облака, листья деревьев и т. д.

До недавнего времени одним из наиболее доступных методов тренировки фантазии было искусство. Настоящая музыка, живопись, поэзия всегда будят фантазию, однако есть вид искусства, который сам основан на развитом воображении и, более того, служит его развитию – научно-фантастическая литература. Поэтому с целью развития творческого воображения младшим школьникам рекомендуется читать как можно больше научно-фантастической литературы.

Можно назвать несколько психологических качеств , лежащих в основе фантазирования:

    четкое и ясное представление образа предмета;

    хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;

    способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;

    способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Хорошими стимулами для фантазии являются незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств предметов.

Фантазия младшего школьника еще очень ограничена. Ребенок мыслит еще слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий. К примеру, если ребенку рассказать сказку о докторе, который, уходя к больному, попросил чернильницу посторожить дом, то ребенок с этим соглашается, так как в сказке вещь может выполнять разные функции. Однако, ребенок начинает активно возражать, если ему сказать, что когда пришли разбойники, то чернильница залаяла. Это не соотносится с реальными свойствами чернильницы.

Фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развитие. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

Все, что нас окружает, создано природой и фантазией человека. Фантазия – способность к творческому воображению. Воображение – способность человека мысленно представить себе объекты и процессы, не воспринимаемые им в данный момент или несуществующие.

Без умения мечтать, фантазировать, нельзя было бы создать ничего нового.

В процессе обучения и воспитания младших школьников можно использовать следующие приемы фантазирования:

1. Прием фантазирования «Оживление».

Детям предлагается придумать сказку о каком-нибудь предмете, находящемся в портфеле (линейка, карандаш и т.д.).

2. Прием «Бином-фантазия» описан в книге Джанни Родари «Грамматика фантазии». Бином создается из двух слов так, чтобы эти слова разделяла известная дистанция; чтобы одно слово было чуждым другому; чтобы соседство их было необычным. Только тогда воображение вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое.

Если вы встретили такие слова, как «обезьяна – насос», то это – Бином, потому что между двумя словами существует смысловая дистанция. Ведь в обычной жизни обезьянки не пользуются насосом. И поэтому при столкновении таких слов происходит «вспышка» ассоциативного мышления. Теперь нужно помочь ученику начать сказку. Можно ее начать с того, что обезьяна нашла насос. Вот какая сказка получилась у детей.

«Обезьянка Тутти нашла на пальме насос. Ни обезьянка, ни другие африканские звери и птицы не знали, что с этим насосом делать. Удав решить отобрать у обезьян насос и утащить к себе. Он ухватился за шланг, а обезьянка от неожиданности стала поднимать и опускать ручку насоса. Через несколько минут удав раздулся и превратился в шар. Он не смог удержаться, скатился с пальмы и, как огромный футбольный мяч, понесся к Крокодиловой реке».

3. Построение моделей сказок и сочинение их с использованием ресурсов.

Моделирование сказок поможет ребенку лучше ориентироваться в реальной жизни. Минимальная модель сказки – треугольник, только сказочный, состоящий из обычного героя (ОГ), сказочного героя (СГ) и волшебства (В)

ОГ СГ

(Емеля) (Щука)

В качестве сказочного героя можно предложить объект, который необходимо изучить. Дети начинают сочинять сказки с поиска ресурсов будущего сказочного героя и выявление его свойств.

Одним из вариантов моделирования и сочинения сказок является использование модели сказки, в которой обычный герой – сам ребенок.

4. Прием сочинения сказок «Наизнанку».

Детям предлагается придумать сказку про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а волк добрый и доверчивый.

5. Придумать сказку с данными персонажами

В зоопарке жил лев, попугай и собачка. Однажды…

На опушке леса жил маленький гномик. Он жил один в своем маленьком домике. Однажды…

6. Прием «Фантастические гипотезы».

Что бы произошло, и что бы ты сделал, если бы:

Из крана на кухни полился апельсиновый сок;

Из тучи вместо дождя стал падать изюм;

Люди придумали таблетку от сна.

Рассмотрим приемы фантазирования на русской народной сказке «Колобок». Как известно, конец данной сказки печальный – Лиса проглатывает Колобка. Детям предлагается придумать другой конец сказки, начиная с критической ситуации: Колобок сидит на носу у Лисы.

Приводим варианты окончания сказки «Колобок».

1. Использование приема фантазирования «инверсия» (сделать наоборот) позволяет изменить качества или свойства предмета на противоположный. Имеют место следующие варианты:

Колобок вкусный, а наоборот – невкусный, так как в тесто добавили горчицу, перец, аджику…

Колобок румяный, а наоборот – страшный, так как его покрасили черной, коричневой, зеленой краской. Такого Колобка никто не съест.

Можно и сам факт съедения Колобка изменить на противоположный. Например, Колобок так широко открывал при пении рот, что не заметил, как проглотил Лису.

2. Прием «Увеличение-уменьшение объекта (факта)»

При использовании приема «Увеличение объекта» получается следующий вариант окончания сказки: «Колобок стал набирать много воздуха, чтобы громко спеть песню, раздулся, как воздушный шар и улетел от порыва ветра». И наоборот, «Колобок сильно испугался, съежился и стал таким маленьким, что Лиса его не увидела»

3. Прием «Ускорение – замедление действия (факта)»

При использовании приема «Ускорение действия» получился следующий вариант окончания сказки: «Колобок так быстро запел, что Лиса, не поняв его песенку, решила, что Колобок испортился, и не стала его есть». И наоборот: «Колобок медленно и мелодично запел свою песенку. Лиса сладко зевнула и заснула, а Колобок покатился дальше».

4. Прием «Динамичность – статичность».

При использовании приема «Динамичность» получился следующий вариант окончания сказки: «От радости, что его песенку похвалили, Колобок стал прыгать на носу у Лисы. Как ни пыталась Лиса его проглотить, ничего не получилось» И наоборот, «Колобок был такой тяжелый, что Лиса, проглотив его, не смогла сдвинуться с места, и с трудом выкатила его обратно».

5. Прием «Дробление-объединение».

При использовании приема «Дробление» получился такой конец сказки: «Колобок был сделан из песочного теста. Когда Лиса его надкусила, то он рассыпался на мелкие Колобки. На земле Колобки обмазались глиной, слиплись, и покатился Колобок дальше». При использовании приема «Объединение» получилось следующее: «Тесто в животе у Лисы стало разбухать, и Лиса стала похожа на шар. Она покатилась по дорожке, напевая песенку Колобка».

6. Использование приема «Универсализация – ограничение» позволяет сделать объект универсальным, чтобы его действия распространялись на большой класс явлений и наоборот.

Использование приема «Универсальность» позволило получить следующий конец сказки: «Колобок был как жевательная резинка, прилип к зубам, поэтому Лиса не смогла его проглотить», а при использовании приема «Разграничения» получилась следующая картина: «Колобок был велик и застрял в пасти у Лисы»

Использование данных приемов позволило сформировать умения применять приемы фантазирования на практике, зрительно и в действии представлять фантастические объекты.

Литература

    Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., «Союз», 1997.

    Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., Педагогика, 1989

    Страунинг А., Страунинг М. Игры по развитию творческого воображения по книге Дж. Родари. – Ростов-на-Дону, 1992.

    Шустерман З.Г. Новые приключения Колобка или Наука думать для больших и маленьких. – М., 1993

Мастер-класс « Способы и приемы создания образов воображения ».

Теоретическая часть

Сложные и часто меняющиеся обстоятельства жизни любого человека нашего общества в последнее время требуют от людей умения быстро реагировать на изменяющиеся условия. На это способна только творческая личность, потому что для неё характерна самостоятельность мышления, осознанный подход к деятельности и стремление найти эффективный способ достижения цели. Поэтому так важно начать формировать уже с дошкольного возраста у ребенка творческие способности.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что каждый нормальный ребенок рождается с предрасположенностью к развитию творческих способностей. Но творческими людьми вырастают только те дети, воспитание у которых позволило начать развивать эти способности как можно раньше.

Эта задача ставиться нашими педагогами при проведении различных видов занятий. С 2004 года введен предмет «Развитие творчества». С тех пор в нашем отделе проводятся занятия по программе «Развитие творчества» с детьми 5-7 лет. При планировании этой работы с детьми в рамках этого предмета мы используем различные технологии: ТРИЗ, РТВ, методика Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли

Целью данной программы является: формирование творчески развитого и инициативного, раскрепощенного человека, с высоким уровнем развития познавательных способностей.

Мы понимаем, что развитие творческих способностей возможно только при одновременной активизации процессов мышления и воображения. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует её освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности. С пятилетнего возраста, начинается сенситивный период развития воображения. Развитое воображение помогает освободиться от инерции мышления.

На наших занятиях у детей формируется умение представлять себе то, что не существует в действительности, преобразовывать представление памяти, обеспечивающие, в конечном счете, создание нового, отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях: учить смотреть на предметы с разных позиций, видеть новое в старом, знакомом, привычном.

Воображение ребенка-дошкольника сильно меняется в старшем дошкольном возрасте и большой скачок в его развитии обеспечивает игра. Предлагаем вашему вниманию несколько игр, которые мы используем для развития творческого воображения в процессе своих занятий.

Практическая часть

    игры «Рассказ по картинкам»

Цели:

    Развитие воображения и вербальной оригинальности;

    Развитие способности придумывать истории на основе определенной последовательности рисунков

Основное задание: Рассмотреть имеющиеся рисунки. Предложить придумать истории.

  1. Проведение с участниками семинара игры «Магическая дверь»

Цели:

    Формирование умений планирования;

    Развитие способности к детальной разработке выбранной темы.

Основное задание:

Предложить нарисовать и, если это возможно, описать сказочную волшебную страну, придуманную самостоятельно. Представить возможность обмениваться своими идеями и другой полезной информацией о магических мирах.

    Проведение с участниками семинара игры « Придумай животное»

Цели:

    Развитие воображения и образного мышления;

    Развитие умения создавать необычные образы через комбинирование различных деталей

Материалы и инструменты :

Ножницы, клей, бумага

Основное задание:

Предложить детям вырезать различные детали и скомбинировать на чистом листе бумаги так, как они считают нужным. Понравившуюся комбинацию дети должны наклеить на этот лист.

Предварительно на нем можно что-нибудь нарисовать (например, туловище или голову). Возможно также дорисовать что-то необходимое после приклеивания.

Предложить детям раскрасить своих животных, дать им названия и рассказать истории о них.

Обсудить со всей группой детей получившихся животных.

Заключительная часть

Педагог демонстрирует рисунки детей как продукты их творчества

У всех людей способности к творчеству разные. Их формирование определяется большим числом разного рода аспектов. К ним относятся врожденные задатки, деятельность человека, особенности окружающей среды, условия обучения и воспитания, влияющие на развитие у человека особенностей психических процессов и качеств личности, способствующих творческим достижениям.

Основные приемы воображения.

Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами и осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов. К ним относятся: агглютинация, аналогия, акцентирование, типизация, придача и перемещение.

Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т.д.).

Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т.д.

Гиперболизация – выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей и элементов. Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и др.

Акцентирование – субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения хорошо выделены отдельные черты характера, то писатель их подчеркивает еще больше.

Типизация- прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической).

Придача – заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет).

Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел.

Все приемы воображения работают как единая система. Поэтому при создании одного образа могут использоваться несколько из них. В большинстве случаев приемы создания образов плохо осознаются субъектом.
Понятие о представлении, механизмы возникновения представлений

Представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия « представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, - они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Основные характеристики представлений

Представления имеют свои характеристики. Прежде всего, представления характеризуются наглядностью. Представления - это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления - это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом.

Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие - очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа.

Следует отметить, что представления - это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер.

Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных образов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями.

Классификация и виды представлений

Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

Классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам: 1) по их содержанию; с этой точки зрения можно говорить о представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т. д.; 2) по степени обобщенности; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях. Кроме этого, классификацию представлений можно осуществить но степени проявления волевых усилий.

Большинство имеющихся у нас представлений связано со зрительным восприятием. Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем.

В области слуховых представлений важнейшее значение имеют речевые и музыкальные представления. В свою очередь, речевые представления также могут подразделяться на несколько подтипов: фонетические представления и темброво-интонационные речевые представления. Суть музыкальных представлений главным образом заключается в представлении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями.

Другой класс представлений - двигательные представления. По характеру возникновения они отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем себе движение какой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Экспериментально доказано, что всякий раз, когда мы двигательно представим себе произнесение какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани и т. д. Следовательно, без двигательных представлений мы вряд ли могли бы пользоваться речью и общение друг с другом было бы невозможным.

Необходимо остановиться еще на одном, весьма важном, типе представлений - пространственных представлениях. Термин «пространственные представления» применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим. Однако они все же остаются образами - образами пространства, так как одну сторону действительности - пространственное размещение вещей - они передают с полной наглядностью. Пространственные представления в основном являются зрительно-двигательными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда - двигательный компонент.

Кроме того, все представления различаются по степени обобщенности. Представления принято разделять на единичные и общие. Следует отметить, что одно из основных отличий представлений от образов восприятия заключается в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер. Единичные представления - это представления, основанные на наблюдении одного предмета. Общие представления - это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов.

Следует также отметить, что все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления - это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели

Операции представлений

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о «типах представлений». В соответствии с этой теорией все люди могут быть разделены в зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы: лица с преобладанием зрительных, слуховых и двигательных представлений, а также лица с представлениями смешанного типа. К последней группе принадлежат люди, которые примерно в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида.

Человек с преобладанием представлений зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает.

Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в виде слухового образа.

Человек с преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.

Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами представлений встречаются крайне редко. У большинства людей в той или иной мере присутствуют представления всех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них играют у данного человека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностях представлений.

Важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного материала. Суть данного утверждения состоит в том, что наши представления в значительной мере зависят от привычного способа восприятия, и это необходимо учитывать при решении конкретных задач.

Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроизвольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления. При этом следует иметь в виду, что всякое представление содержит в себе элемент обобщения, а развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения.

Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях. Один путь - это путь схематизации. В результате схематизации представление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. Другой путь - путь развития типических образов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов и явлений.

На сегодняшний день существует около 70 методов.

В психологии известно несколько основных, традиционных механизмов воображения, которые позволяют создавать новые образы, а также альтернативные методы развития творческого воображения, созданные на их основе. Многие из этих методов могут быть успешно использованы при работе с дошкольниками, причем не только на занятиях, но и дома. Давайте рассмотрим некоторые из них. И начнем с традиционных - это агглютинация, гиперболизация и акцентирование. Несмотря на названия, суть их очень проста.

Агглютинация – это самое простое, что умеет воображение. Достаточно взять части или свойства нескольких объектов и составить из них новый объект. Вспомните кентавра, русалку, сфинкса, единорога, избушку на курьих ножках, ковер-самолет и другие мифические существа и предметы. И не только мифические. У вас в квартире есть...кресло-кровать, или, например, кухонный комбайн!

Агглютинация лежит в основе игрового тренинга «Фоторобот», который пользуется большой популярностью у дошкольников. Детям предлагается нарисовать Чудо-Юдо. При этом, один ребенок рисует голову любого животного, другой – туловище, третий – ноги или хвост. Интересные работы получаются также из кусочков открыток или журнальных иллюстраций. По окончанию задания обсуждается результат: что это за животное, как его называют, чем питается и т.д.

Следующий прием творческого воображения – акцентирование . Это выделение, подчеркивание какой-то одной детали или свойства предмета. Цель акцентирования - обратить внимание на эту деталь. Этот прием часто используют, чтобы выделить какое-нибудь качество человека. Так, Илья Муромец необыкновенно сильный, Кощей злой, Солдат смекалистый, а Василиса Премудрая очень умная. Этим приемом пользуются художники, когда рисуют на кого-то дружеские шаржи или карикатуры. Например, изображают любопытному длинный нос, прожорливому - большой живот, жадному - длинные руки.

Прием акцентирования помогает при запоминании учебного материала. Например, Ваш первоклассник никак не может запомнить, что гласные надо проверять ударением. Нарисуйте вместе с ним слабенькую, хилую гласную с тонкими ручками, а рядом - сильную гласную с молотком-ударением в руке, и Ваш малыш уже никогда не забудет это правило. Если тренироваться, то можно научиться рисовать картинки мысленно, придумывать стихи, истории, в которых делается акцент на нужном материале.

Следующий прием - гиперболизация . Суть его проста - преувеличение или преуменьшение. Все помнят Голову, в бой с которой вступает Руслан, освобождая Людмилу, или Мальчика-с-пальчика. Они появились именно благодаря этому приему. А в рассказе Носова «Фантазеры» один мальчик хвастался, что съел целое ведро мороженого, а потом сказал, что ведерко-то было маленькое - не больше стакана. Здесь автор использовал сначала художественное преувеличение (гиперболу), а потом преуменьшение (литоту). Вышеупомянутые приемы легли в основу альтернативных методов системы развития творческого воображения (РТВ), таких как: мозговой штурм (А. Осборн), метод морфологического анализа (Цвикки Ф.), метод каталога (Э. Кунце), метод фокальных объектов (Вайтинг Ч.)., метод аналогий (синектика). Остановимся вкратце на некоторых из них.

Мозговой штурм - это не столько метод активизации воображения, сколько способ генерации самых разнообразных идей в группе. Благодаря мозговому штурму ребенок понимает, что в решении любой ситуации есть альтернативы. С детьми дошкольного возраста обсуждаются те вопросы, которые имели место в их опыте. Поэтому большое значение имеет работа по расширению детского кругозора. Темы для мозгового штурма зависят от возраста детей. Малышам предлагаются хорошо знакомые бытовые или сказочные ситуации, например:
- спасение сказочных героев (Красной Шапочки от Волка),
- решение бытовых проблем (у нас закончилась бумага, чем и на чем рисовать?).
С детьми старшего дошкольного возраста обсуждаются фантастические преобразования действительности. Например, земляне построили для своих детей космический детский сад (подводный, небесный и пр.). Как он выглядит? Какие проблемы возникнут у детей и взрослых?

Метод морфологического анализа предполагает перебор вариантов соединения определенных характеристик при создании нового образа. Например, вы решили придумать новый, необычный образ Бабы Яги. Количество характеристик выбираете произвольно (например, возраст, характер, стиль одежды, средство передвижения, др.) Чем младше дети, тем меньше характеристик изначально задается. Для удобства все предлагаемые характеристики занесите в таблицу: по горизонтали – возраст Бабы Яги, по вертикали – остальные характеристики. Теперь приступайте к самому главному – совершенно произвольно выбирайте из каждого ряда по одной характеристике и пытайтесь соединить их воедино. И получаете, например, что Баба Яга в раннем детстве это младенец, одетый в водолазное снаряжение, капризный, передвигающийся верхом на ослике. Аналогично можно работать и с рукотворными предметами (попробуйте придумать новый вариант будильника или автомобиля) или конструировать сюжет новой сказки.

Метод каталога – один из методов, позволяющих решить проблему творческого сочинительства, которое дается дошкольникам очень трудно. Для работы понадобится любая книга, лучше хрестоматия или сборник сказок. Взрослый задает детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальчиком на любое место в тексте. Удобно использовать следующую приблизительную последовательность вопросов: О чем сочиняем сказку? Это добрый или злой герой? С кем он дружил? Кто им мешал? Каким образом? Чем все закончилось? В зависимости от возраста степень подробности вопросов может увеличиваться, героям даются более детальные характеристики, вводятся новые действующие лица.

Методы стимуляции воображения не ограничиваются данным перечнем - их значительно больше. А значит, больше пространство для новых идей и образов в Стране Фантазий – Ваших и вашего ребенка. Воображение снимает временные и пространственные ограничения, расширяя мир возможностей, вдохновляя познание и творчество. Так что, фантазируйте с удовольствием!

Успехов Вам!

При оформлении статьи использованы материалы интернет-источников

Создание образов воображения связано с применением ряда приемов. Одним из них является комбинирование, сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Им пользуются художники, писатели, ученые, изобретатели.

Комбинирование – это не простое перемещение или перегруппировка элементов, не механическое сочетание сторон разных предметов, а результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в процессе которой существенно преобразуются и сами элементы, из которых строится новый образ. В результате комбинирования получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно взятых элементов, а новый образ, в котором отдельные элементы не просто суммированы, а преобразованы и обобщены. Писатели, художники, ученые, изобретатели целенаправленно подбирают элементы и преобразуют их, руководствуясь конкретной идеей, замыслом, общей композицией.

Частным случаем комбинирования является агглютинация - создание новых образов на основе «склеивания», объединения отдельных представлений в единое целое. На ее основе были созданы многие сказочные образы, которые представляют собой соединение частей тела человека и какого-либо животного или птицы – русалка, избушка на курьих ножках, сфинкс и т.п. Агглютинация проявляется не только в искусстве, но и в технике. Примером может служить создание троллейбуса (автобус и трамвай), аэросаней (самолет и сани) и пр.

Другим приемом воображения является акцентирование, подчеркивание тех или иных черт. Это достигается на основе выделения, абстрагирования и преобразования отдельных черт. При этом одни из них вовсе опускаются, иные упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей. В результате преобразуется весь образ.

Один из видов акцентирования - заострение, подчеркивание каких-либо признаков. Этим приемом часто пользуются в карикатуре. Другой вид акцентирования уменьшение или увеличение всех особенностей изображаемого персонажа (гипербола). Примером чрезмерного преувеличения может служить изображение в сказках и былинах богатырей-великанов небывалых размеров и невиданной силы. Примером уменьшения размеров может служить сказочный «мальчик-с-пальчик».

В научном и техническом творчестве большое значение имеют такие приемы создания образов воображения, как схематизация. При схематизации отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства четко выступают. Синтез отдельных представлений в воображении может быть произведен при помощи типизации. Для типизации характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Этот прием широко применяется в художественной литературе.



Виды воображения

При классификации воображения могут быть использованы различные критерии. Различие видов воображения может быть связано с тем, насколько сознательно и активно отношение человека к процессу создания новых образов. По данному критерию различают пассивное и активное воображение.

Пассивное воображение протекает у человека как бы само собой, без заранее поставленной цели. Оно может проявляться в сновидениях, грезах и некоторых иллюзиях.

Активное воображение, наоборот, отличается целенаправленностью и обязательно сопровождается волевыми усилиями. Оно проявляется в виде воссоздающего (репродуктивного, воспроизводящего) и творческого воображения, а также мечты.

В основе деления воображения на творческое и воссоздающее положен критерий новизны и «самостоятельности» создаваемых образов.

Воссоздающее – вид воображения, в ходе которого у человека возникают новые образы на основе описаний, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей.

Творческое – такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. При создании таких образов личность проявляет максимум самостоятельности.

Всякий творческий процесс слагается из следующих основных этапов:

1. Постановка задачи (творческий замысел), т.е. уяснение и определение того, чего человек хочет достичь в результате своего творчества.

2. Работа над реализацией задачи. Это самый трудный «черновой» этап. На этом этапе изучается все, что было сделано в данной области ранее. Уточняется план, предпринимаются предварительные попытки практического решения.



3. Решение задачи, т.е. практическое выполнение в соответствии с творческим замыслом.

Процесс творчества часто продолжается годы, а иногда и десятилетия.

Особой формой творческого воображения является мечта. В отличие от других его видов мечта – создание образов желаемого будущего.

Виды воображения можно различать по соотношению образов с действительностью. Здесь выделяют реалистическое и фантастическое воображение.

Реалистическое воображение наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхищает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные функциональные его возможности. Типичными продуктами такого вида воображения являются художественные произведения реалистического искусства.

Фантастическое воображение значительно «отлетает» от действительности, создает неправдоподобные образы, элементы которых в жизни несовместимы. Яркими примерами такого воображения являются мифические образы.

К фантастическому, нереалистическому воображению относится и такое, образы которого слабо связаны с жизнью. Сюда относится нелепое «фантазерство», пустая мечта, грезы, «маниловщина».

Воображение одного человека отличается от воображения другого по ряду качеств. Среди них следует отметить такие, как:

Сила, которая характеризуется степенью яркости возникающих образов;

Широта, определяющаяся количеством образов, которые способен создать человек;

Критичность, которая определяется тем, в какой степени фантастические образы создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью.

Литература

1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М., 1995.

2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2. С. 436-454.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.

4. Коршунова Л.С., Пружинин Б.Н. Воображение и рациональность. М., 1989. С. 18-39; 83-97; 113-138.

5. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. С. 141-165.

6. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. М., 1994. Кн. 1.

7. Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск, 1977.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 344-360.

9. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. М., 1972. С. 4-50.

10. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., 1982.

План-задание для самостоятельной работы

1. Проведите самозачет, определив понятия: агглютинация, воображение, мечта, схематизация, творчество, типизация.

2. Подготовьтесь к устному выступлению на семинаре по теме «Воображение и его роль в познании». Используйте рекомендуемую литературу .

3. Составьте схему видов воображения. Охарактеризуйте каждый вид и покажите его значимость в практической деятельности человека.

4. Определите особенности воссоздающего воображения учащихся вашего класса. С этой целью зачитайте 2-3 отрывка из литературных произведений. Затем предложите проанализировать особенности приведенных текстов и ответить на вопросы: влияет ли текст на характер воссоздания содержания? Если да, то с чем это связано?

Предложите испытуемым рассмотреть чертежи различных предметов, а затем зарисовать:

Затем они должны ответить на вопросы: «Что изображено на плане?», «Что вы изобразили на рисунке?», «Достаточно ли исходного материала для его выполнения?», «Учтены ли в рисунке все детали плана?», «Какой вид воображения проявился в данном случае?»

Проделанная работа поможет убедиться в том, что воссозданное воображение может развертываться на основе схем, чертежей.

5. Выявите экспериментальным путем некоторые особенности творческого воображения.

” Испытуемые прослушивают начало рассказа, затем им предлагают придумать продолжение и окончание рассказа. Дается время – 10 мин.

” В качестве критериев оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

” Испытуемым предлагается, используя слова «ключ», «шляпа», «лодка», «сторона», «кабинет», «дорога», «дождь», составить логически связанный рассказ. Оценку проведите с использованием критериев, указанных в предыдущем задании.

” Предложите начертить в тетради кружок диаметром 2 см, а затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета:

Далее чертится такой же круг, но справа и слева помещается по черточке. Это будет исходный материал. К нему надо добавить сколько угодно других штрихов и получить изображение предмета. После окончания выполнения всего задания предлагается сравнить, при каком варианте задача решается легче и почему. Данное задание позволит выявить особенности творческого воображения.

6. Определите особенности воображения с помощью несложной методики «Нарисуй дом».

Испытуемым дается инструкция: «Нарисуйте то, что сразу же возникает в вашем воображении при упоминаний слова «дом». Характер рисунка позволит сделать заключение о некоторых особенностях познавательной деятельности, в том числе воображения. Сопоставьте рисунки с приведенными стандартами.

Городской дом

Речь идет о многоэтажном здании. Этот рисунок позволяет судить о чертах сухого, замкнутого человека, склонного сосредоточиваться на своих собственных проблемах, которыми он не делится.

Небольшой низкий дом

Человек, который рисует дом с очень низкой крышей, скорее всего, чувствует себя усталым, утомленным, любит вспоминать о прошлом, хотя и в нем обычно не находит ничего приятного.

Замок

Такой рисунок раскрывает нечто ребяческое в характере, несерьезное, легкомысленное. Он означает преувеличенное воображение человека, который обычно не успевает справляться со своими обязанностями.

Просторный сельский дом

Он означает необходимость расширения своей жилплощади. Если человек, рисующий такой дом, бездетен, одинок, то, возможно в этом выражается его потребность создать семью, растить детей. Если дом окружает железная ограда, то это, скорее всего, говорит о замкнутом характере. Если вокруг дома «живая изгородь», то это означает обратное – доверие к другим. Чем забор (ограда) ниже, тем выше у этого человека склонность к общению. Огромное окно, скорее всего говорит об открытости, радушии, дружелюбии. Одно или несколько небольших окон, окон с решетками, ставнями – показатель скрытности, наличия комплексов, жадности, неумения ни давать, ни принимать что-либо от других.

Двери

Если они расположены посередине фасада, это говорит о приветливости, гостеприимстве. А крыльцо – о еще большем великодушии, чувстве уверенности в себе.

Открытая дверь означает общительность. Закрытая -- замкнутость. Если дверь расположена сбоку, это знак недостаточной общительности. Такой человек не так легко идет на контакт. Если дверь закрывает почти весь фасад, подобное свидетельствует о легкомысленности, непредсказуемости в поступках, но и о великодушии, иногда даже чрезмерном.

Трубы

Отсутствие на рисунке трубы – признак бесчувственности. Труба, из которой не идет дым, означает то же самое, но эта черта характера вызвана, без сомнения, целым рядом разочарований в жизни. Труба с дымом – признак великодушия, а если к тому же на трубе прорисованы даже кирпичики, какие-то мелкие летали, то это свидетельствует о жизненном оптимизме.

Сделайте выводы из проделанной работы.

7. Решите следующие психологические задачи. Определите, какие приемы (агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация) использованы для создания образов творческого воображения. По каким признакам это можно установить?

В мифах и легендах древних описываются различные фантастические существа – кентавры (существа с головой человека и телом лошади), сфинксы (существа с головой человека и телом льва), драконы и др.

Какие приемы создания образа воображения использованы изобретателями при конструировании аэросаней, танка-амфибии, дирижабля, экскаватора, троллейбуса и других механизмов?

«... старый старичок

Худой, как зайцы зимние,

Весь бел, и шапка белая,

Высокая, с околышем

Из красного сукна,

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И – разные глаза:

Один, здоровый – светится,

А левый – мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

(Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»)