Можно ли исправить дефекты речи у взрослых? Как исправить речевые дефекты у детей и взрослых в домашних условиях.

О дефекте речи у детей

Дефекты речи у детей наиболее часто наблюдаются в возрасте до 5-6 лет. Это именно тот период, когда ребенок пытается выразить словами свои мысли. Часто дефекты речи проходят самостоятельно к 6 годам . Однако порой неправильная речь ребенка требует помощи специалиста, и очень важно, чтобы родители во время обратились за такой помощью. Несвоевременная корректировка речи малыша может стать причиной наличия дефектов речи и в подростковом возрасте, а также и во взрослой жизни.

Среди дефектов речи у детей выделяют следующие:

  1. Дислалия — нарушение в произношении слов, т.е. наличие фонетических дефектов, при этом у ребенка хороший слух и словарный запас;
  2. Дизартрия — неправильное произношение слов из-за незрелости работы нервной системы;
  3. Дисфония — патологические изменения голосового аппарата приводят к неправильной фонации;
  4. Ринолалия — изменение тембра голоса, вызванное наличием дефектов в речевом аппарате;
  5. Логоневроз (заикание) — характеризуется повторением, затягиванием при произношении звуков и слов. Речь у таких детей прерывистая, с паузами и запинками;
  6. Мутизм — остановка речевого развития малыша. Мутизм характеризуется либо полным прекращением общения ребенка, либо его молчанием в протест на какие-то определенные обстоятельства, поступки, людей;
  7. Афазия — из-за наличия локализованного поражения головного мозга у дитя наблюдается полная или частичная утрата речи.

Существуют и другие дефекты речи у малышей . Даже если Вам и удалось самостоятельно определить, какой именно дефект речи у дитя, не стоит заниматься исключительно самолечением. Исправление дефектов речи, корректировка речи будет качественной и эффективной, если этим займется профессионал. При наличии дефектов речи у ребенка, следует вместе с ним записаться на консультацию к врачу-логопеду.

Причины дефекта речи у детей

Причины дефектов речи у детей совершенно разнообразны. Так, немаловажной причиной является неправильная речь родителей при общении с ребенком. Излишнее сюсюканье, неправильное произношение слов взрослыми при обращении к малышу приводит к тому, что ребенок копирует такое произношение. Родители являются примером для подражания для малыша еще с малых лет. То, как Вы говорите, какие фразы и слова употребляете, а также настолько четкое у вас звукопроизношение — от этого и зависит правильность речи ребенка. Не забывайте об этом, иначе причиной выявленных дефектов речи у дитя можете оказаться и Вы сами.

К другим причинам возникновения дефектов речи у ребенка относятся:

  • Врожденные патологии со стороны речевого аппарата;
  • Переживание ребенком стрессовых ситуаций, частые эмоциональные перенапряжения и психические травмы;
  • Перенесенные ребенком тяжелые инфекционные заболевания, поражающие речевой аппарат;
  • Невнимательность родителей к малышу. Когда родители прерывают рассказ ребенка, недослушивают его мысли до конца, не следят за правильностью речи и звукопроизношением малыша, они провоцируют то, что ребенок старается говорить бегло, не обращая внимания на правильность произношения слов. Это и приводит к появлению дефектов в речи.

Исправление дефекта речи у детей

Исправление дефекта речи у детей осуществляется на высшем уровне в нашем детском лечебно-диагностическом центре «Колыбель Здоровья». В нашей клинике работают лучшие логопеды-дефектологи, которые быстро, качественно и эффективно проведут корректировку речи малыша.

Логопед-дефектолог — это врач, занимающийся коррекцией речи малыша . Логопед-дефектолог занимается созданием всесторонней оценки речи у ребенка. Такой специалист владеет методикой коррекции устной и письменной речи, а кроме того располагает знаниями по неврологии, аномалии органов слуха и речи, психопатологии. Все это в комплексе позволяет быстро диагностировать проблему или дефект речи дитя, а также с легкостью устранить ее курсом индивидуального лечения. Специалисты, работающие в клинике «Колыбель Здоровья» находят персональный подход к каждому ребенку.

Между врачом и ребенком создается дружеский контакт, что способствует более быстрому и легкому устранению дефекта речи.

В лечении имеющихся дефектов речи у детей большое значение имеет устранение причины, которая повлияла на появление данных нарушений. Следует создать спокойную, благотворную обстановку вокруг ребенка, отгородить его от стрессов и эмоциональных переживаний, а окружить любовью родителей и спокойствием в семье. Также важным является и поддержка со стороны родителей. Не давите на ребенка, если он делает какие-либо ошибки, а помогайте ему и верьте в его успехи! Такой подход со стороны родителей поможет малышу еще быстрее справиться с дефектами речи.

Поддержка родителей, а также квалифицированная и профессиональная помощь логопеда-дефектолога детского лечебно-диагностического центра «Колыбель Здоровья» помогут ребенку избавиться от любых дефектов речи. Помощь опытных врачей нашей клиники приведет к высочайшему успеху и скорейшему выздоровлению Вашего чада!

Логопеды-дефектологи нашего центра

Логопед-дефектолог.

Окончила педагогический факультет РУДН отделение дефектологии, по специальности учитель-логопед. Оказывает помощь детям с задержкой психоречевого развития, общего нарушения речи, фонетико-фонематического недоразвития речи, а так же детям с трудностями в школе (дисграфия, дислексия).

Картавость или дислалия является дефектом, не имеющим отношения к развитию речевого аппарата. Исправлять недостаток желательно в детстве, обратившись к помощи логопеда. Если родители постоянно будут заниматься с малышом, он быстро сможет научиться произносить букву «р » правильно. В противном случае дефект закрепится и в дальнейшем избавиться от него будет намного сложнее.

Почему люди картавят – причины дефекта речи

Дислалия может развиваться по нескольким причинам. Например, слишком короткая уздечка ограничивает движения языка. Ребенок может просто не понимать, как ставить язык при попытке произнести «р ». Мышцы самого языка могут быть слишком слабыми для воспроизведения раскатистого звука.

Порой дефект имеет психологическую причину. Если в окружении ребенка есть близкий человек, не умеющий произносить «р », малыш начинает картавить, подсознательно подражая взрослому.

Стоит ли переживать, если дефект не удается исправить? Считается, что для взрослого человека неумение произносить букву «р » может негативно сказаться на карьерном росте. На самом деле больше значения в карьере все же уделяется знаниям, а не четкости речи. Даже для ораторов подобный дефект не является определяющим. Картавость Ленина не помешала увлечь за собой толпы.

Существует целая нация, где этот недостаток, наоборот, считается достоинством. Почему французы картавят, и этот диалект признается одним из наиболее красивых в мире? И в настоящее время огромное количество школьников и студентов озадачены проблемой, как обучиться картавить букву «р », чтобы совершенствовать свой французский.

Впрочем, если Ленин и французы не являются авторитетами, можно приложить усилия и уже во взрослом возрасте избавиться от недостатка. Правда, специалисты утверждают, что для исправления устоявшегося дефекта может потребоваться 1-2 года.

Упражнения для взрослого человека, как перестать картавить


Существуют специально разработанные упражнения, с помощью которых можно навсегда избавиться от дислалии. Конечно, любое упражнение станет намного эффективнее, если выполнять его под руководством опытного логопеда.

Однако и самостоятельно можно добиться положительного результата, проявив терпение и настойчивость.

Прежде чем приступить к основному комплексу, рекомендуется выполнить несложную разминку:

  • необходимо растягивать губы, а затем вытягивать их вперед, словно поочередно произнося звуки «и » и «у ».
  • языком дотрагиваются до верхнего, а также нижнего неба;
  • водят языком в полости рта слева направо;
  • широко открыв рот, кончиком языка нужно сначала дотронуться верхнего неба и только после этого широким языком прижаться к нему, стараясь коснуться неба большей поверхностью органа.

Каждое из приведенных упражнений желательно выполнять не менее 2-х минут.

По завершении разминочного комплекса можно переходить к основным упражнениям:


  • Нужно научиться выполнять «рычание ». Откройте рот и постукивайте по верхнему ряду зубов кончиком языка. Сначала следует произносить звук «д-д-д », постепенно пытаясь перевести его в «др-р-р » или «тр-р-р». Звук должен напоминать звучание, которое раздается, если заводить мотор. Использование звуков «д » и «т » перед «р » поможет эффективнее освоить науку «рычания »;
  • Когда «рычание » начнет получаться, но сама по себе буква «р » еще не звучит, следует больше внимания уделить чтению стихотворений, в которых часто встречаются сочетания «др » или «тр ». Постепенно вводят и прочие слова, где звук «р » сочетается с другими согласными буквами;
  • Замечательный эффект получают, произнося скороговорки. Важно продолжать занятия каждый день;
  • Еще одно отличное упражнение, как не картавить звук «р », на протяжении 1-2-х минут неторопливо проговаривать звуки «дэ-тэ-лэ ». Говорить нужно без остановок, наращивая темп. Желательно уделить упражнению 5-6 минут в день. Особое внимание уделяют произнесению звука «лэ ». При этом кончик языка должен помещаться под верхние зубы и касаться расположенных за ними бугорков;
  • Освоив это упражнение, переходят к следующему. В этом случае необходимо проговаривать набор звуков «дэ-тэ-дэ ». Первое «дэ » произносят так, как привычно, второй раз сочетание звуков выполняют, поместив кончик языка на бугорки под верхними зубами, как в предыдущем упражнении с сочетанием «лэ ». Разрабатывают эти звуки около 5-7 минут;
  • Когда звуки будут получаться отчетливыми, наращивают темп до тех пор, пока не начнет явственно слышаться буква «р ». Значит, можно переходить к произнесению слов с содержанием этого звука;
  • Как правило, рекомендуется не менее 10 раз произносить: дрожь, дробь, дротик, дрофа, дроссель, бедро, метро, хитро, ведро и т.д. Почувствовав, что слова начинают удаваться, упражнение разнообразят, вводя в него: стрижка, правильно, стойка, борозда, тархун, привет, разряженный и т.д.

Такие слова нужно проговаривать по 3 раза в день. Если проявить упорство, вскоре можно забыть, что означает «картавость » и сделать речь четкой, лишенной дефектов.

Содержание:

Дефекты речи возникают тогда, когда человек неправильно произносит звуки: он может картавить, шепелявить или заикаться. Обычно дефекты речи у взрослых появляются вследствие перенесенных травм, тяжелых операций или глубоких эмоциональных переживаний — будь то смерть близкого, потеря любимого человека, развод. Таким образом, речевые недостатки могут возникать в результате травм основных органов: связок, языка, зубов, губ, мышц гортани, неба. А также, если у человека поврежден центр в коре головного мозга, отвечающий за речь. Стать причиной речевого дефекта может сильное и постоянное эмоциональное напряжение.

Наиболее интенсивно речь у человека развивается на 3-5 году жизни. До 2,5-3 лет ребенок может правильно произнести 20-600 слов. Уже на третьем году своей жизни он начинает говорить не только простыми предложениями, но и сложными. Словарный запас ребенка в четыре года составляет более 1000 слов. Развитие речи зависит от двух факторов: внутренних и внешних. В раннем возрасте дети, подражая родителям, перенимают их манеру говорить слова.

У человека при произнесении речи участвуют различные органы: центры головного мозга (чаще всего речевые) и нервные пути, которые выходят из него, дыхательные мышцы, а также мышцы лица и языка. Что такое нормальная речь? Под ней подразумевается четкое, внятное произношение каждой буквы языка. Правильная речь плавная и ритмичная. Можно сказать о ее нарушении в том случае, когда ее трудно разобрать и понять.

Какие дефекты бывают у человека?

Существует множество различных речевых недостатков. Например: шепелявость, заикание, немота, неспособность правильно произносить буквы и т.д. Рассмотрим их подробно:

1. Афония

Дисфония возникает вследствие патологических изменений речевого аппарата. У человека происходит нарушение фонации, то есть он, неправильно произносит звуки.

2. Дислалия

При правильно построенной речи и нормальном слухе у взрослого или ребенка могут проявляться фонетические дефекты.

3. Заикание

Имеет место при судорожном состоянии мышц голосового аппарата. При этом происходит нарушение ритма, темпа и размеренности речи.

4. Брадилалия

Нарушение речи вследствие замедленного темпа речи.

5. Тахилалия

В этом случае человек говорит слишком быстро.

6. Ринолалия

Может встречаться в результате анатомических нарушений голосового аппарата. В таком случае у человека возникает дефект тембра голоса и его звукопроизношения.

7. Дизартрия

Данный недостаток имеет место при недостаточной работе нервов, связывающих речевой аппарат с мозгом человека.

8. Афазия

Частичная, либо полная потеря речи, наступающая из-за поражения центральной нервной системы.

9. Алалия

Происходит недоразвитие речи или полное ее отсутствие у ребенка, либо у взрослого. Имеет место при поражении коры головного мозга, отвечающего за речь.

Их причины

Человек, произнося речь, задействует много различных органов в своем теле. Проявление речевых нарушений возможно из-за врожденных аномалий. К примеру: незаращение верхней губы, мягкого и твердого неба, глухоты, неправильного прикуса, дефектов зубов, челюстей, губ и языка, а также при болезни мышц. Такие нарушения зачастую бывают при заболеваниях нервной системы человека, при болезнях голосового аппарата или носа.

Дефекты речи могу встречаться при болезнях языка, губ, гортани, при нарушении функций мышц мягкого и твердого неба, носоглотки. Кроме того, у человека могут появиться недостатки речи вследствие перенесенных операций на эти речевые органы. Речь может быть невнятной у людей с очень редкими зубами и при неправильном строении челюстей. При поражении головного мозга возможна внезапная потеря человека произносить звуки. Речевые дефекты могут носить и временный характер.

Как устранить недостатки речи у ребенка?

У каждого ребенка по-своему происходит развитие речи по-своему в зависимости от особенностей речи конкретного ребенка. Обычно проблемы возникают в произношении сразу нескольких звуков, являющимися проблемными: «з », «с », «ж », «ш ». Нормой является, если ребенок не выговаривает звуки до трех-четырех летнего возраста. Но в том случае, если проблема сохранялась на пятом году его жизни – непременно посетите логопеда. Только занятия с опытным врачом помогут решить данную проблему.

Зачастую причиной появления дефектов речи у детей является неправильное произношение слов и сюсюканье взрослых при общении с ребенком. Помните, что малыш, прежде всего, учиться у вас. Он начинает разговаривать именно так, как ему показали близкие люди. Чаще всего речевые недостатки можно встретить у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Так как именно в этот период ребенок пытается реализовать свои мысли в слова.

Вам необходимо сразу же обратить внимание на возникшую проблему – это очень важно. Определить наличие дефектов речи у вашего ребенка может только логопед-дефектолог. Их исправление производиться индивидуально. Но, во-первых, необходимо устранить причины появления данных недостатков. Как ребенку, так и родителям следует запастись терпением. Поскольку успешный результат в большинстве случаев зависит от настойчивости и регулярности проведения занятий. Если ваш малыш произносит неправильно только один из звуков в речи, то результат не заставит себя долго ждать – вам потребуется всего несколько занятий у логопеда. Но в том случае, если речевой дефект связан с отклонениями в развитии ребенка – на занятия придется потратить около шести месяцев.

Занятие с логопедом

Данные упражнения помогут как ребенку, так и взрослому справиться с произношением букв «л » и «р », свистящих звуков «с », «з », «ц » и шипящих «ш », «щ », «ж », «з ».

1) Ложка

Широко откройте рот и высуньте язык так, чтобы он имел форму «ложки» или «чашки». Удерживайте его в таком положении 4-5 секунд.

2) Трубочка

Ребенку необходимо при сомкнутых зубах вытянуть губы в виде трубочки, насколько это возможно.

3) Барабанщик

Откройте рот и кончиком языка быстро ударяйте место за верхними губами. При этом произносите звук «д-д-д-д-д »

4) Чистка зубов

Вам следует открыть рот, и кончиком языка пройтись сначала по верхним, затем по нижним зубам. Проделайте это несколько раз.

5) Вкусный джем

Улыбнитесь, слегка приоткрыв рот. Оближите верхнюю губу широким языком. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

Что делать при повреждении речевых органов?

Если недостаток возник в результате несчастного случая или травмы, то пациенту в первую очередь необходимо проходить лечение в стационаре. После этого врач направит его в специальную клинику для реабилитации. Во время нее лечение полученной травмы продолжается и к человеку на помощь приходит логопед. Так больной заново учится правильно произносить слова и звуки. Стоит отметить, что тут крайне важна инициатива со стороны самого человека. В центре для реабилитаций стоит поинтересоваться, есть ли возможность участия в терапии .

После этого пациенту необходимо уже дома продолжить лечение последствий травмы. Обязательным является принятие участия высококвалифицированного и опытного врача-логопеда в лечении больного. Помимо того, человека рекомендуется освоить пару упражнений на расслабление.

Как бороться с переживаниями?

Нарушение речи – неопасное заболевание для жизни, однако оно может влиять на повседневную жизнь человека. Из-за сильного эмоционального переживания у него может развиться депрессия и другие заболевания. Поэтому людям с дефектом речи необходимо делать все возможное, чтобы восстановить свою речь, но не впадать в состояние депрессии. Вам в обязательном порядке следует проконсультироваться с врачом-отоларингологом и уже вместе с ним составить план последующей реабилитации. После чего, желательно с логопедом пройти курс терапии по речевой коррекции. Порекомендовать логопеда или другого специалиста вам поможет врач.

Однако если недостатки в речи возникли вследствие психологических проблем, то в таком случае следует обратиться за помощью не только к логопеду, но и к психологу или психотерапевту. Существует множество специальных центров, предлагающих консультации психолога, врача-логопеда и дефектолога, а также группы взаимопомощи. Консультация включает полное обследование специалистами, подбор коррекционной программы для конкретного человека. Такие занятия по коррекции логопеды проводят как в специальных центрах, так и выезжая на дом. Для детей квалифицированные занятия по исправлению дефектов речи проводятся в специализированных детских садах для развития речи и психического развития. Там ребенка готовят к школе, развивают познавательные способности.

Проблемы у взрослых и их устранение

1. Волнение при произнесении речи

Иногда вы можете услышать, что человек, особенно с незнакомыми людьми, начинает волноваться. Вследствие чего его речь становится непонятной. Перед предстоящим важным разговором, вам следует сначала успокоиться. Будет неплохо, если вы выполните несколько дыхательных упражнений для восстановления вашего дыхания.

1) Диафрагмальное дыхание

Для его выполнения при глубоком вдохе следует надуть живот и втянуть – на глубоком выдохе. Перед значащим для вас разговором заранее подготовьте текст, проговорите его вслух. Во время разговора разговаривайте спокойно. Если заметите, что ваш темп заметно ускорился, сделайте паузу и глубокий вдох. И только потом продолжайте беседу с партнером.

2) Миогимнастика

  • Представляет собой упражнения для формирования функций органов артикуляции.
  • Наберите в рот воды и удерживайте ее 13-15 секунд. При этом не разжимайте губы.
  • Зубы и губы должны быть сомкнуты, а губы сверните в трубочку. В таком положение следует пробыть около 5 секунд.
  • Улыбнитесь и обнажите сомкнутые зубы. Удерживайте улыбку в течении 3-5 секунд.
  • Надуйте щеки, рот закрыт. К ним прижмите кулаки. Далее медленно выдавливайте воздух через сжатые губы.
  • Вытяните нижнюю губу вперед, захватите ею верхнюю. То же самое проделайте с верхней губой.

2. Гнусавость

Причиной ее появления является неучастие носовой полости в процессе артикуляции звуков. Исправление дефекта связано с лечением заболеваний, вызывающих затруднение носового дыхания при полипах, аденоидах, при искривлении носовой перегородки и т.д. Такие носовые звуки как «м », «н » искажаются, а звучание голос получается глухим. Обычно во всех случаях можно избавиться от гнусавости, если обратиться к врачу. Устранив основные причины этого речевого недостатка, можно при помощи логопедических упражнений исправить свою речь.

3. Речевой имидж

Он основан на правильной и выразительной речи, на мимике во время общения и формирует первое впечатление о человеке. Иногда речевой имидж называют вербальным. Обратите свое внимание на манеру разговора, управляйте своими эмоциями. Это особенно касается публичных выступлений. В создание имиджа речи вам могут помочь групповые тренинги, которые проводятся во всех логопедических центрах. Ведь, как известно – красивая и правильная речь располагает внимание аудитории. Исправление речевых дефектов не только возможно, но и необходимо для продвижения по работе. Человек, владеющий прекрасно своей речью, добьется больших высот и успеха в своей жизни. Но для этого необходимо постоянно работать и закреплять необходимые навыки.

4. Правильное дыхание

Под ним понимается не только вдох, который производится через нос, а выдох – через рот. При правильном дыхании вы также проводите профилактику простудных заболеваний. Кроме того, когда вы вдыхаете носом, то воздух увлажняется, согревается и далее очищается, попадая в легкие. Нарушение произношения звуков, изменение интонации голоса или гнусавость из-за заложенности носа могут быть следствиями наличия каких-либо простудных заболеваний.

5. Дикция

Под хорошей дикцией подразумевается четкое и внятное произношение согласных и гласных звуков с правильной их артикуляцией. Правильная дикция обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука языка. Открывайте рот широко – так ваше звукопроизношение будет четче. Специальные упражнения помогут вам развить нижней челюсти.

Если губы у вас недостаточно подвижны, то также негативно скажется на внятности произношения звуков в речи. Кроме того, на отчетливость речи влияет работа языка. Особые трудности у людей возникают при произношении слов со стечение согласных звуков. Их следует произносить на одном выдохе, при этом быстро меняя положение языка.

Основным средством коммуникации для человека является речь, благодаря возможности разговаривать друг с другом мы можем нормально ощущать себя в обществе, сотрудничать, решать всевозможные вопросы, как в личной, так и в рабочей жизни. Если же способность говорить как-то нарушается, это неминуемо сказывается на нашем существовании. Так различные дефекты речи отрицательно сказываются на личных характеристиках человека, делая его стеснительным и замкнутым, и могут мешать выполнению разной деятельности. Большинство таких нарушений достаточно легко убираются в детском возрасте, но как исправить дефекты речи у взрослого человека?

Если у взрослого человека наблюдаются дефекты речи, то изменить данную ситуацию вполне возможно. Возраст не является помехой для коррекции недостатков произношения. Логопеды утверждают, что на самом деле обучиться правильному произношению звуков совершенно не сложно, такая задача не занимает много времени. Основная сложность коррекции дефектов речи во взрослом возрасте состоит в необходимости поменять автоматический навык, который закреплялся не один год. Людям, проходившим лечение у логопеда нужно еще очень долго контролировать свою речь при разговоре.

Также крайне важно правильно определить, в чем именно заключается причина неправильного произношения отдельных звуков. В том случае, если нарушения являются несущественными, скорее всего, они являются результатом привычки, возникшей еще в детстве. Многие родители большей частью интересуются успеваемостью их детей в школе, они скорее найдут ребенку репетитора по иностранному языку, нежели отведут кроху к логопеду.

В некоторых случаях причиной дефектов речи являются нарушения в строении самого речевого аппарата. Так подобная ситуация наблюдается при неправильном прикусе, высоком небном своде либо укороченной подъязычковой связке. Куда более серьезными причинами дефектов речи считаются неврологические проблемы либо нарушения, развившиеся в результате сильных стрессов либо травм.

Но что же делать, если во взрослом возрасте вы желаете навсегда избавиться от дефектов речи? Конечно, вы можете попробовать справиться с проблемой своими силами, обзаведясь подходящими методическими пособиями. Однако если две-три недели таких занятий не дадут никакого положительного эффекта, лучше обратитесь за помощью к специалистам. В некоторых случаях вам будет достаточно буквально нескольких рекомендаций логопеда, после чего вы сможете дальше продолжать самостоятельные занятия. Однако при серьезных проблемах с речью вам потребуется проведение глубокой коррекции, которую может осуществить лишь специалист высокой квалификации.

Для того чтобы начать процесс устранения дефектов речи, нужно для начала определить перечень проблемных звуков. С этой целью можно записать собственную речь на диктофон, так у вас будет возможность услышать себя со стороны. Наговорите на записывающее устройство несколько скороговорок на различные группы звуков.

Определив проблему, прислушайтесь к следующему совету – даже не пытайтесь одновременно работать над всеми звуками. Лишь после того, как вам удастся добиться правильного произношения одного из звуков, можно будет перейти к следующему. Весь процесс проработки речи должен разделиться на три этапа – подготовительный, постановочный, период автоматизации и дифференциации.

На первом этапе необходимо провести подготовку речевого аппарата, чтобы вы смогли действительно правильно выговаривать звуки. С этой целью рекомендуется выполнять специальные упражнения артикуляционной гимнастики. Особенности проведения таких занятий можно найти в соответствующей литературе.

Второй этап подразумевает постановку правильного произношения звука в изоляции. При этом человек должен обучиться правильно выговаривать проблемный звук сам по себе, к примеру, рычать либо шипеть (звуки «р» и «ш»).

При автоматизации следует постепенно довести проговаривание уже поставленного звука в повседневной речи до автоматизма. А на этапе дифференциации этот звук нужно отграничить от похожих по звучанию (звук «р» от «л», а «с» от «ш»).

Основной залог в исправлении дефектов речи – это последовательность, а также преемственность. Не стоит перескакивать через этапы и не начинать выполнять следующие задания, не освоив предыдущих.

Особенности занятий с логопедом

При выборе подходящего логопеда для коррекции дефектов речи у взрослых, стоит обратить внимание на образование специалиста. При этом лучше отдать предпочтение логопеду-дефектологу, так как он владеет большим количеством нужных медицинских знаний, что помогает ему осуществлять более тщательную диагностику и коррекцию. Важно чтобы опыт специалиста равнялся как минимум двум-трем годам, кроме того важно, чтобы у него была практика работы с таким дефектом речи, как у вас (в особенности при афазии, заикании и нарушениях голоса).
На первом занятии доктор обычно осуществляет речевую диагностику, собирая нужный анамнез, исследуя особенности вашей артикуляции и речевого аппарата. После специалист может предоставить информацию о выявленных проблемах, их причинах и способах коррекции. Для устранения обычных нарушений звукопроизношения нужно провести всего пять-десять занятий (+ самостоятельная работа), а более сложные проблемы требуют более продолжительной терапии.

Дефект речи – неправильное произношение звуков, вызванное недостаточной развитостью артикуляционного аппарата или нарушением его работы вследствие целого ряда причин. С патологий сталкиваются и дети, и уже взрослые люди. Исправление дефектов речи – задача для профессионалов. В ходе занятий используются различные методики, которые зависят от разновидности имеющегося нарушения.

Виды дефектов речи достаточно многочисленны. Самыми распространенными являются картавость и шепелявость (виды дислалии).

Какие бывают дефекты речи? Принято выделять:

  • Дислалия. Подобное отклонение встречается у людей с хорошим слухом и развитым артикуляционным аппаратом. Это дефект, выражающийся в неверном произношении звуков, замещением другими либо полным отсутствием. Скорректировать нарушение можно при помощи специальных логопедических упражнений и регулярного произношения различных типов скороговорок для закрепления верно поставленной артикуляции.
  • Дизартрия. Причиной становится отсутствие полноценной взаимосвязи между отделами нервной системы и органами артикуляции. У больного отмечается нарушение подвижности нёбной занавески, губ и языка. Дефекты речи у детей в форме дизартрии выражаются в сложностях с написанием слов, прочтения текстов и общем речевом недоразвитии. У взрослых людей способность к восприятию устной речи, чтению и написанию слов сохранятся в полном объеме.
  • Ринолалия. Патология выражается в гнусавости, т.е. человек разговаривает так, словно у него сильнейший насморк. Причиной становится нарушение функций носоглотки.
  • Заикание. Состояние сопровождается повторным воспроизведением слогов, полных слов, их удлинением и т.д. Обусловлено развитие подобного речевого дефекта чрезмерным напряжением мышечной системы речевого аппарата. У детей формируется заикание в период двух – пяти лет, когда малыш активно учиться разговаривать. При этом патология у мальчиков выявляется в несколько раз чаще, чем у девочек. Потенциальными причинами могут выступать: сильный испуг, воздействие взрывной волны (типична для взрослых), слишком быстрая наработка словарно запаса, заикающийся родитель (в этом случае имеет место подражание), детский церебральный паралич и некоторые другие.
  • Афазия. Потеря вербальной речи после ее формирования в речевом центре при правильно функционирующем речевом аппарате.
  • Алалия. Развитие патологии обусловлено чаще всего родовыми травмами. У ребенка происходит повреждение частей мозга, отвечающих за развитие речи. При этом слух и умственное развитие не страдают.

Нарушения речи в детском возрасте – причины и лечение

Самые часто диагностируемые дефекты речи у детей – шепелявость и картавость. Это так называемые естественные нарушения, которые отмечаются практически у всех начинающих разговаривать малышей.

Появление и закрепление подобных нарушений зависит от многих факторов. В частности:

  • копирование родителями неверного звукопроизношения своего чада;
  • наличие подобных нарушений в ближнем окружении ребенка – малыш непроизвольно копирует подобную речь;
  • сильный психологический стресс.

Как мы уже писали выше эти дефекты речи логопеды и дефектологи называют по-научному дислалия. Для патологии типично нарушение в воспроизведении шипящих и свистящих звуков. Нормой признается, если малыш до исполнения трех – четырех лет не выговаривает определенные звуки. Исправление дефектов речи необходимо начинать и отправлять ребенка на логопедические занятия, если проблема не исчезла самостоятельно к 5-летнему возрасту.

Как избавиться от дефектов произношения? Прежде всего, родителям малыша необходимо проконсультироваться с логопедом и показать ребенка специалисту как можно раньше. Он сможет определить разновидность имеющего места речевого нарушения и подобрать индивидуальную программу занятий. Верно подобранные очень быстро помогут откорректировать речевое отклонение.

Например, источником речевых нарушений может выступать аномальное развитие артикуляционного аппарата – неправильно сформированный прикус, «заячья губа», короткая уздечка языка, «волчья пасть», патологии строения челюсти и другие. Некоторые виды дефектов речи формируются в результате патологий центральной нервной системы, строения носа либо голосовых связок.

Важно помнить, что шепелявость и картавость – физиологическая норма у детей 3 – 5-летнего возраста. Причиной выступает не полностью сформировавшийся артикуляционный аппарат и прикус. К тому же ребенок еще только учится правильно дышать.

Как исправить дефекты речи? Для улучшения произношения шипящих или других проблемных звуков можно использовать скороговорки и обязательно с буквой, которая вызывает у ребенка сложности с произношением. Но делать это нужно только после правильно выставленной артикуляции, иначе ребенок будет просто закреплять неверное положение речевых органов.

  • У нас в печурочке серебряные чурочки.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон.

Нарушения речи у взрослых

Дефекты речи у взрослых развиваются в большей части случаев после перенесенного заболевания. Например, ринолалия – гнусавость – формируется как осложнение имеющихся носовых полипов либо искривлением носовой перегородки.

Некачественное произношение звука «ш» может быть спровоцировано:

  • плохой подвижностью языка;
  • неправильно сформированным прикусом;
  • повреждением ротовой полости;
  • плохим слухом;
  • пережитой стрессовой ситуацией.

Как исправить дефекты речи? Человеку будет рекомендовано:

  • Консультация логопеда. Профессионал определит вид нарушения, а также подберет эффективные методики его устранения.
  • Лечение провоцирующих речевое нарушение патологий – заболеваний носа или нервной системы.
  • Снятия мышечного напряжения с мышц артикуляционного аппарата. В этом помогают специальные лекарственные средства, которые назначаются невропатологом после очной консультации.
  • Посещение стоматолога и исправление нарушенного прикуса.

Исправление дефектов речи – сложная задача, потребующая от человека дисциплинированности. Только методичная работа поможет добиться результата.

Причиной невнятной речи может становиться волнение и сопутствующий ему нарушенный дыхательный баланс. Для его восстановления и контроля рекомендуется научиться диафрагменному дыханию. Вот пример простого упражнения, которое нужно выполнять не более 5 минут в день. На вдохе надуваем живот, на выдохе – втягиваем.

Хорошие результаты дает миогимнастика и артикуляционные упражнения. Их предназначение – улучшение функций органов артикуляционного аппарата.

  • Заполните рот водой и держите его закрытым 15 секунд.
  • Сожмите зубы, губы сверните трубочкой. Зафиксируйте положение на 5 секунд.
  • Откройте сжатые зубы в широкой улыбке. Выдержите положение 5 секунд.
  • Надуйте щеки с закрытым ртом. Прижмите их кулаками, медленно выжимая воздух сквозь тонкую щелочку между сжатыми губами.
  • Вытяните вперед нижнюю губу и положите ее на верхнюю. Повторите упражнение, поменяв губы.

Гнусавость (ринолалия) часто развивается на фоне патологий, затрудняющих носовое дыхание. Подобное состояние типично для полипов, аденоидов, различных искривлений носовой перегородки и т.д. Нарушение касается произношения носовых звуков «м» и «н». Голос у человека звучит глухо.

Необходимый результат дают следующие упражнения:

  • Нужно озвучивать гласные звуки в последовательности – «У-О-А-Э-Ы». На последнем делаем глубокий зевок.
  • Напевайте любимые песни, но все слова заменяйте сначала звуком «У», потом «О», потом «Ю».
  • Позевайте несколько раз. Это упражнение помогает развивать правильное дыхание.
  • Налейте в стакан воды и выпейте жидкость маленькими глоточками. Это отличное упражнение для язычка.

Для исправления дефектов речи нужно совершенствовать свою дикцию. Четкого внятного произношения звуков можно достичь, внимательно следя за артикуляцией.

Хорошая дикция обеспечивается правильным произношением каждого звука. Основная рекомендация – во время разговора нужно открывать рот достаточно широко. Это сделает произношение более четким и чистым. Существуют различные комплексы на развитие дикции, которые при ежедневном выполнении помогут сделать звучание голоса чистым. читайте в нашей одноименной статье.

Важно развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, например, при малоподвижных губах и языке получить чистое звучание речи невозможно. Обязательно обратитесь к логопеду, следуйте его указаниям и шансы на полное исправление дефектов речи у вас сильно увеличатся.