Философия классической механики.

Галилео Галилей (1564-1642) Томас Гоббс (1588-1679)

Рене Декарт (1596-1660) Бенедикт Спиноза (1632-1677)

Блез Паскаль (1623-1662) Готфрид Лейбниц(1646-1716)

Николай Мальбранш (1638-1715) Исаак Ньютон (1642-1727)

Лекция 3. Философия и наука. Г. Галилей и и. Ньютон план

    Общекультурная характеристика периода.

    Философская методология Г. Галилея.

    Философия науки И. Ньютона

После подготовительного и не вполне оформившегося в философском отношении Возрождения только в XVII в. новая философия начинает осознавать свои цели и вырабатывать соответствующие средства их реализации. Возрождение израсходовало свой философский потенциал, в основном, на полемику с прошлым, тогда как ХVII век ориентирован уже на позитивную деятельность. При этом новая философия, более самостоятельная, чем философия Возрождения, была в то же время сильнее связана с философской традицией: разрабатывая новые методы и достигая новых результатов, она возвращается к "вечным" метафизическим проблемам, которые были центральными для средневековой философии. Но возврат происходит в принципиально новых условиях, когда бурно развивается естественнонаучное знание, что позволяет философии выступать с максималистскими программами, опирающимися на своеобразный синтез метафизических спекуляций с результатами и перспективами развития науки. ХVII век - это период великих метафизических систем, но весьма симптоматично, что начинается этот период деятельностью выдающегося ученого Г. Галилея, а завершается философией науки гениального ученого И. Ньютона с его знаменитым афоризмом "Физика, бойся метафизики!". Если проводить историко-философские аналогии, то ХVII в. был для Нового времени периодом философской классики – как ХIII в. для средневековья, а IV в до н. э. для античности. Великие философские системы ХVII в. возникли в условиях войн и социальных потрясений. Тридцатилетняя война(1618-1648гг.) в Центральной Европе; шведские интервенции в близлежащие страны; постоянная угроза со стороны Османской империи(в 1683г. турки были под Веной). Абсолютистские режимы в Испании и Австрии; диктатура Мазарини и Ришелье во Франции; полувековые революционные потрясения в Англии. Островком мира и свободы была только Республика Объединенных Нидерландов, возникшая в 1588г. в результате революции и освободительной войны против испанской короны. ХVII век -это время возрожденного могущества Ватикана, время религиозных проповедников (Боссюэ) и религиозных мистиков (святая Тереза), время суровой религиозности, янсенизма, Паскаля и Пор-Рояля. Кстати, в 1683г. Людовиком ХIV был отменён Нантский эдикт, гарантировавший во Франции свободу вероисповеданий.

В искусстве -это время барокко с его динамичностью и гигантоманией, когда строились дворцы Версаля, соборы святого Петра в Риме и святого Павла в Лондоне. Параллельно с барокко развивался и классический("палладийский") стиль в архитектуре, в некоторых странах(северная Италия, Англия, Голландия) даже доминировавший. Италия была родиной и классицизма (Палладио), и барокко(Бернини), в живописи она отходит на второй план, впадая в маньеризм и академизм, уступая первенство Голландии (Рубенс и Рембрандт) и Испании (Эль-Греко и Веласкес). Непревзойденных вершин достигает литература: Шекспир ("Гамлет"-1608г.), Сервантес ("Дон-Кихот"-1609г.), французские классицисты Корнель и Расин("Сид"-1631г.,"Федра” 1677г.), Мильтон ("Утраченный рай"-1667г.).

Практически осваиваются географические открытия недавнего прошлого: возникают английская(1600г.) и голландская (1602г.) Вест-индские компании, в 1620г. в Америку прибыл корабль " Мэйфлауэр" с европейскими переселенцами, в 1674г. основан Нью-Йорк, в 1693г.- Филадельфия. На ХVIIв. приходится множество научных открытий: в 1600г. Гильберт открыл явление земного притяжения, в 1611г. Кеплер сконструировал астрономический телескоп, в 1628г. Гильберт открыл явление электричества, а Гарвей - двойного кровообращения; в 1637г. Декарт разработал основы аналитической геометрии; в 1634 г. Торричелли изобрел барометр, в 1678г. Гюйгенс разработал волновую теорию света; в 1684г. Лейбниц открыл дифференциальное исчисление, а Ньютон - закон всемирного тяготения. В ХVII в. открыты известнейшие академии: Французская (1635г.) и английское Королевское общество (1662г.).

Первый период метафизических систем был кратким по времени, что характерно для всех периодов с максималистскими претензиями. Он охватывал всего лишь три поколения мыслителей. К первому поколению принадлежали еще последние представители философии Возрождения - Г. Чербери, Г. Гроций, Т. Кампанелла. Но это было и поколение Декарта, Галилея, Гоббса, выступивших с новыми философскими и научными идеями. Ко второму поколению принадлежат ученики Декарта - Паскаль, Арнольд, Николь и такие самостоятельные мыслители, как Н. Мальбранш, Б. Спиноза, "долгожитель" Гоббс, а также кембриджские платоники (Ральф Кэдворс и Генри Мур).Наиболее полно идеи этого периода выразили в своих сочинениях мыслители третьего поколения - Ньютон и Лейбниц, а также предвестники нового периода - Д. Локк и П. Бейль. Период закончился приходом поколения, выдвинувшего, на смену максималистской, осторожную эмпиристскую программу философствования: такой датой можно считать 1690г. - год выхода в свет основного философского труда Д. Локка - "Опыт о человеческом разуме". Но сформировавшийся в ХVII в. тип философствования уступает место не сразу и его крупнейший представитель Г. Лейбниц пережил Д. Локка - первого представителя следующего периода.

ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ (1564-1642)

Г. Галилей родился в г. Пиза (Италия), изучал медицину, математику и философию во Флоренции,был с 1589г. профессором в Пизе и Падуе. Основные научные открытия и изобретения (закон падения тел, изобретение телескопа), сделавшие его родоначальником механики и астрофизики Нового времени, относятся к первому десятилетию ХVII в. В 1617г. обвинён в ереси за признание гелиоцентрической теории Коперника, был оправдан, но после издания "Диалога о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой" (1632г.) привлечён инквизицией к суду (1633г.), на котором отрекся от коперникианства. На основе философского осмысления процесса и результатов своих естественнонаучных исследований Галилей сформулировал ряд новых идей научного познания. Его предшественниками в философско-методологических размышлениях были, наряду со средневековыми оккамистами, выдающиеся учёные эпохи Возрождения - Коперник, Леонардо да Винчи, Кеплер. Разделяя характерное для эпохи Возрождения неприятие аристотелевской теории познания, Галилей следует платоновской традиции в понимании роли априорных и математических факторов в познавательном процессе.

Основные труды : "Звездный вестник",1610; "Диалог о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой",1632.

Взгляды Г. Галилея.

Опытное знание. Галилей выступал против спекулятивного, не опирающегося на опыт, исследования природы: невозможно обнаружить новые планеты с помощью только логических аргументов или колдовских формул, принципиально отказываясь пользоваться телескопом, как это делали многие философы - современники Галилея. При этом Галилей был сторонником эмпирической науки, но вовсе не односторонним эмпириком. Наука должна опираться на опыт, но её не следует ограничивать только сбором фактов, ибо без осмысления фактов нет науки, а научное осмысление должно опираться на опыт.

Математический характер знания. Наука должна не только опираться на опыт, но и стремиться к точности своих выводов. А точность предполагает наличие возможности измерять исследуемые объекты. Следовательно, чтобы сделать естествознание точной наукой, необходимо: а) путем анализа найти те элементы природных объектов, которые поддаются измерению; б) путём синтеза воссоздать в сознании ученого исследуемый объект из этих уже научно "обработанных" элементов. Сочетание аналитического и синтетического методов Галилей считал необходимым условием точного научного исследования природы. Галилей называет два элемента явлений природы, которые поддаются измерению, а потому должны быть основой точных исследований естествознания: форму и движение. Именно они становятся для Галилея истинным предметом научного естествознания и благодаря им научное естествознание получает математическую форму, ибо "книга природы написана языком математики”. Такому подходу противостояли сторонники аристотелевской традици 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 38 ледующим образом. Математические суждения - это гипотетические суждения типа "если А, то В" и связь между А и В математика устанавливает независимо от опыта. Задача эмпирического исследования состоит в подтверждении, что А реально существует, а если существует, то далее можно уже без обращения к опыту установить с помощью математических операций существование В. Таким образом математическая дедукция превращается из абстрактной схемы в важнейший способ эмпирического познания действительности. Эксперимент, который для Ф. Бэкона был основой всей науки о природе, оказывается у Галилея лишь одним из ее условий, так как исследовательская деятельность включает в себя не только эмпирическую, но и дедуктивно-математическую область. Опыт ничего не говорит о законах природы, относимых Галилеем (и в этом он решительно выступает против радикального эмпиризма) к области априорного знания.

Галилей полагал, что математические элементы вещей не только доступны точному исследованию, но и являются единственными объективными элементами, а всё остальное в вещах -это всего лишь наше субъективное дополнение, то есть субъективные чувственные качества. Он был первым мыслителем Нового времени, который высказался в пользу сформулированного еще Демокритом (но не принятого античными, а тем более - средневековыми философами) тезиса о субъективности чувственных качеств материальных объектов.

Наука как знание о явлениях . Поиск точности научного познания привёл к изменению самого предмета науки и ее основной задачи Традиционно задача науки о природе, сформулированная перипатетиками, состояла в поиске "сущности", или истинной "природы" каждой субстанции, любые свойства которой можно затем выявить путем логической дедукции. Ход рассуждений был следующим: тела по своей "природе" избегают пустоты, ибо пустота есть логическая противоположность тела. Или: на Солнце не может быть "пятен", ибо, как утверждал один из оппонентов Галилея, Солнце по своей "природе" есть наиболее светлое тело и не может выделять из себя противоположной его природе темноты. Галилей отказался от задачи проникновения в истинную "природу" вещей, считая это "безнадежным делом по отношению как к ближайшим, земным, так и к далёким, небесным субстанциям". Необходимо довольствоваться познанием определённых признаков и качеств вещей, что вполне возможно по отношению как к земным, так и к небесным телам и явлениям. От научного познания, считает Галилей, не нужно и невозможно требовать большего, чем его соответствие исследуемым явлениям . Этой программой было положено принципиальное различие между традиционной, сформулированной ещё перипатетиками, целью науки о природе и целями формирующейся науки Нового времени: первая хотела исследовать субстанции, вторая -только явления и отношения между ними, надеясь при этом открыть законы, ими управляющие. Программа традиционной науки хотела большего, чем могла, а потому не имела шансов быть реализованной и фактически препятствовала развитию науки, закрывая ей пути, на которых наука получала скромные, но реальные результаты.

Наука не имеет возможности исследовать истинную "природу" вещей, но она в состоянии изучать явления и определять управляющие ими законы. Этот переход от поиска сущности вещей к определению законов, как необходимых и устойчивых связей между явлениями, знаменует начало новой эпохи в развитии науки. Галилей был первым учёным-естествоиспытателем, сознательно и принципиально выразившим методологические тенденция науки Нового времени.

Законы природы, изучение которых Галилей считал основной задачей естествознания, он трактовал как устойчивые и необходимые причинно–следственные связи между явлениями, тогда как традиционная натурфилософия рассматривала природу с точки зрения её целесообразности. Целесообразно в природе, согласно старому, перипатетическому подходу, либо то, что совершенно, либо то, что соответствует человеку. Обе эти версии финализма Галилей считает неприемлемыми. Опровергая первую версию, он указывал, что только мания величия может делать слабый человеческий разум средоточием замыслов Бога и критерием всего, происходящего в мире. Против отождествления целесообразности с совершенством Галилей выдвигает следующий аргумент: невозможно определить, какая из геометрических фигур древнее и совершённое сама по себе, но если речь идет о сооружении стен, то прямоугольная фигура совершеннее сферической.

Суждения о целесообразности и совершенстве мира возможно и истинны, но они не входят в компетенцию науки, задачи которой значительно скромнее: достаточно быть, отмечает Галилей, хорошими работниками, обнаруживающими в недрах земли мрамор и добывающими его, чтобы скульптор выявил скрытые в нём чудесные формы.

В концепции науки Галилея философское значение имеют следующие методологические принципы: а) естествознание - это опытная наука; б) язык естествознания - математика; в) естествознание должно ограничиваться исследованием явлений; г) в природе действуют причинно-следственные, а не целевые законы. Многие естествоиспытатели следовали этим принципам и раньше, но только Галилей придал им чёткую формулировку и подтвердил собственной исследовательской деятельностью. Несмотря на оппозицию со стороны приверженцев традиционной концепции науки, научная методология Галилея, опирающаяся на эмпирическое, математическое, причинно-следственное понимание природы, привлекла внимание выдающихся ученых - естествоиспытателей ХVII в. Среди них особое место принадлежит И. Ньютону, своей философией науки положившему предел первому периоду метафизических систем.

ИСААК НЬЮТОН (1642-1727)

Если Галилей был посредником между естествознанием и философией в первой половине ХVII в.,то во второй половине ХVII в. таким посредником стал И. Ньютон - математик, физик, астроном, гениально сочетавший таланты теоретика и экспериментатора, творца и систематика.

По окончании Кембриджского университета Ньютон сразу был приглашён на кафедру натуральной философии; с 1703г. был президентом Лондонского королевского общества, причем ежегодно переизбирался вплоть до самой смерти; был членом парламента от научного сообщества, но политикой совсем не интересовался. Основное сочинение - знаменитые "Математические начала натуральной философии"(1687г.).

Интерес к философской проблематике был вызван у Ньютона результатами его собственных научных исследований, хотя, с другой стороны, он искал в философии, будучи верующим, ответы на волновавшие его религиозные вопросы. В этом смысле его философия не была чисто научной, имея двоякую ориентацию -научную и религиозную, а потому можно говорить о двоякого рода предшественниках Ньютона: а) великие ученые-естествоиспытатели (Коперник, Галилей, Кеплер), создатели новой науки о природе, близкие ему и методологическими взглядами; б) популярное в Англии ХVII в. религиозно-философское течение кембриджских платоников во главе с Г. Муром и Р. Кэдворсом.

Философские взгляды И. Ньютона.

Новое соотношение науки и философии. Открытый Ньютоном закон всемирного тяготения венчает цепь открытий естествознания Нового времени: будучи научно точным и в то же время предельно общим, он объясняет любое движение - и планет вокруг Солнца, и яблока, падающего с яблони. Натурфилософия Ньютона реализовала научную программу Галилея, его идеал научного знания, состоящий в гармонии опыта с математикой. Она отвечала требованиям противоположных философских направлений, преодолевая их крайности: опиралась на факты, чего добивались эмпирики, и давала дедуктивные обоснования, чего жаждали рационалисты. Спор об истинном методе, неразрешимый в рамках абстрактной философии, был решён в ходе поступательного развития науки. Точная наука о природе, опирающаяся на предложенную Ньютоном методологию, превратилась в достоверный факт. "Математические начала натуральной философии" не только заложили фундаментальные основы последующего развития физики, но стали образцом для других наук в их стремлении к точности и обоснованности и критерием совершенства в методологии любого научного знания.

Натурфилософия с её общими и чисто теоретическими проблемами традиционно была тесно связана с философией, соответствующим образом согласно своим предпочтениям определявшей как понимание, так и способы решения натурфилософских проблем. Ньютон впервые в истории философии сформулировал методологию естествознания, полностью независимую от любой общефилософской концепции. В результате естествознание, став самостоятельным методологически,заняло в иерархии наук высшее место, дотоле принадлежавшее философии. И если раньше частные науки в развитии своей проблематики исходили из общефилософских концепций, то теперь учёные-естествоиспытатели философскими обобщениями результатов своих исследований начинают влиять на сам процесс и направление развития философии. Ньютон, будучи выдающимся представителем учёных нового типа, показал, как следует строить философию, опирающуюся на естествознание и математику. В следующем столетии этот подход стал доминирующим.

Концепция описательной науки . В понимании сущности науки Ньютон следует Галилею: объект науки -явления природы, её цель -нахождение устойчивых связей между явлениями. Из компетенции науки должны быть исключены трансцендентные причины явлений, ибо они выходят за границы опыта, а наука может опираться только на опыт. Всё, не следующее из явлений, гипотетично, а любые гипотезы - метафизические или физические - несовместимы с экспериментальной наукой. Например, исследуя тяжесть, физика устанавливает законы, которым она подчинена, но не выдвигает гипотез о её природе. Такого рода ограничения были направлены против господствовавших тогда естественнонаучных концепций - как аристотелевско-схоластической, так и картезианской. Ньютон понимает науку о природе как описание явлений, то есть тем способом, который ученые XIX в. неправомерно считают своим открытием. Причем даже сам термин "описание" использовался ближайшими учениками Ньютона: достаточно, отмечает ученик Ньютона Кейл, пользоваться вместо предлагаемой логиками дефиниции предмета только «описанием , с помощью которого он будет понят ясно и отчетливо».

Строго фактическим должно быть лишь основание (принцип) науки, после установления которого наступает очередь дедукции для выведения из этого основания следствий. Наука о природе, созданная Ньютоном, своею точностью и определённостью обязана соединению эмпирического опыта с логической дедукцией.

Метафизика. Однако на самом деле научные взгляды Ньютона не были свободны от гипотез, выходивших далеко за границы эмпирических фактов. Формулируя законы механики (три закона Ньютона), он вводит одновременно с понятием относительного пространства, известного из опыта, понятие абсолютного пространства, а также понятия абсолютного времени и абсолютного движения . Более того, полагая, что абсолютное пространство не обладает материальными свойствами, Ньютон делает вывод о его духовной природе (напомним, что если Ньютон отождествил пространство с духом, то Декарт отождествил его с материей). Такому пониманию абсолютного пространства он придавал большое значение с точки зрения его метафизических следствий: будучи противником метафизической трактовки науки, он не был противником метафизики вообще, причем его собственная метафизическая концепция была не натуралистической, а идеалистической. Ньютон считал материализм ложной метафизической теорией, усматривая особую ценность своих взглядов на природу в том, что они, ведя к признанию духовной природы абсолютного пространства, должны были стать неопровержимым аргументом против материализма.

Из концепции абсолютного пространства, обладающего духовной природой(здесь Ньютон следует кембриджским платоникам),Ньютон делает теологические следствия: пространство есть свойство абсолютной субстанции, или Бога, который через пространство как своеобразный орган активно реализует свою вездесущность. Будучи создателем новой науки, Ньютон вместе с тем своими религиозно-метафизическими взглядами продолжал поддерживать дух средневековой схоластики, сохранившей сильные позиции, в частности, в Кембридже.

Характерно, что Ньютон, разработавший методологию науки о природе, совершенно автономную по отношению к религии, результаты естественнонаучных исследований использовал как аргументы в поддержку истин христианства. В частности, он искал в этих результатах доказательство бытия Бога. Но если раньше таким доказательством считали, в первую очередь, целесообразность мира,Ньютон, полагавший, что целесообразность в природе есть продукт человеческого заблуждения, ибо в природе действуют механические причинно-следственные связи, именно эту механичность природы положил в основу своего доказательства бытия Бога. Природа подобна машине, построенной человеком, а потому она не может не быть творением мыслящего существа, то есть мир, как совершеннейшая машина, сотворён совершеннейшим разумом, или Богом. Это доказательство бытия Бога, названное физико-теологическим , более всего соответствовало ориентированному на науку мировоззрению Нового времени и потому пользовалось наибольшим признанием. Таким образом, более других ученых ХVII в. способствовавший созданию автономной науки о природе (натуральной философии), Ньютон, используя результаты своих естественнонаучных открытий для подкрепления христианской веры, придал этой науке религиозно-метафизическую окраску.

Значение Ньютона для развития философии Нового времени состоит в следующем: а) создание методологических оснований науки о природе; б) соединение механистического естествознания с теологией, в значительной мере способствовавшее укреплению позиций религиозной философии, получившей опору в новой науке. Влияние Ньютона связано, прежде всего, с его научными взглядами и открытиями, положившими начало расцвету математики и математического естествознания. В Англии сформировалась группа "ньютонианцев", считавших Ньютона не только гениальным ученым, но и выдающимся философом: концепция абсолютного пространства и времени, а также физико-теологическое доказательство бытия Бога значили в их глазах не меньше, чем закон всемирного тяготения. Ньютону весьма близок научными и философскими взглядами был, в частности, выдающийся английский ученый Роберт Бойль (1627-1691), тоже занимавшийся общефилософскими проблемами науки о природе и её согласованием с религией. Влияние Ньютона не ограничивалось научными кругами. Деисты восприняли его концепцию отношения Бога к миру, что оказало колоссальное воздействие на формирование интеллектуальной культуры Просвещения - особенно после популяризаторских "Писем об англичанах” Вольтера, благодаря которым научные идеи Ньютона стали доступны широким кругам интеллигенции.

Что касается оппозиции, то она была направлена против двух, полярных друг другу элементов учения Ньютона: а) феноменалистичеcкой концепции науки (спор с Ньютоном вели сначала картезианцы, а затем - в Германий - школа Вольфа), б) концепции абсолютного пространства и времени, причем характерно, что ""естественники"" поддерживали Ньютона, а философы самых разных направлений - от рационалистов вольфовской школы до представителей французского Просвещения - выступали против.

Исаак Ньютон появился на свет 4 января 1643 года в небольшой британской деревушке Вулсторп, располагавшейся на территории графства Линкольншир. Хилый, преждевременно покинувший лоно матери мальчик пришел в этот мир накануне Английской гражданской войны, вскоре после смерти своего отца и незадолго до празднования Рождества.

Ребенок был настолько слабым, что на протяжении долгого времени его даже не крестили. Но все же маленький Исаак Ньютон, названный так в честь своего отца, выжил и прожил очень долгую для семнадцатого века жизнь – 84 года.

Отец будущего гениального ученого был мелким фермером, однако довольно успешным и состоятельным. После смерти Ньютона-старшего его семья получила несколько сотен акров полей и лесных угодий с плодородной почвой и внушительную сумму размером в 500 фунтов стерлингов.

Мать Исаака, Анна Эйскоу, вскоре снова вышла замуж и родила своему новому супругу троих детей. Анна уделяла больше внимания младшим отпрыскам, а воспитанием ее первенца поначалу занималась бабушка Исаака, а потом его дядя Уильям Эйскоу.

В детстве Ньютон увлекался живописью, поэзией, самозабвенно изобретал водяные часы, ветряную мельницу, мастерил бумажных змеев. При этом он по-прежнему был весьма болезненным, а также крайне необщительным: веселым играм со сверстниками Исаак предпочитал собственные увлечения.


Физик в молодости

Когда ребенка отправили в школу, его физическая слабость и плохие коммуникативные навыки однажды даже стали причиной того, что мальчика избили до полуобморочного состояния. Это унижение Ньютон стерпеть не мог. Но, конечно, в одночасье приобрести атлетическую физическую форму он не мог, поэтому мальчик решил тешить свое самоуважение иначе.

Если до этого случая он достаточно плохо учился и явно не был любимчиком учителей, то после начал серьезно выделяться по успеваемости среди своих одноклассников. Постепенно он стал лучшим учеником, а также еще серьезнее, чем до этого, начал интересоваться техникой, математикой и удивительными, необъяснимыми явлениями природы.


Когда Исааку исполнилось 16 лет, мать забрала его обратно в поместье и попыталась возложить на повзрослевшего старшего сына часть забот по ведению хозяйства (второй муж Анны Эйскоу к тому времени тоже скончался). Однако парень только и занимался тем, что конструировал хитроумные механизмы, «проглатывал» многочисленные книги и писал стихи.

Школьный учитель молодого человека, мистер Стокс, а также его дядя Уильям Эйскоу и знакомый Хэмфри Бабингтон (по совместительству – член Кембриджского Тринити-колледжа) из Грэнтема, где будущий всемирно известный ученый посещал школу, уговорили Анну Эйскоу позволить одаренному сыну продолжить обучение. В результате коллективных уговоров в 1661 году Исаак завершил учебу в школе, после чего успешно выдержал вступительные экзамены в Кембриджский университет.

Начало научной карьеры

Как студент Ньютон имел статус «sizar». Это означало, что он не платил за свое образование, однако должен был выполнять в университете разноплановые работы, либо оказывать услуги более богатым студентам. Исаак мужественно выдержал это испытание, хотя по-прежнему крайне не любил чувствовать себя угнетенным, был нелюдим и не умел заводить друзей.

В то время философию и естествознание в знаменитом на весь мир Кембридже преподавали по , хотя на тот момент миру уже были продемонстрированы открытия Галилея, атомистическая теория Гассенди, смелые труды Коперника, Кеплера и других выдающихся ученых. Исаак Ньютон с жадностью поглощал всю возможную информацию по математике, астрономии, оптике, фонетике и даже теории музыки, какую только мог найти. При этом он нередко забывал про еду и сон.


Исаак Ньютон изучает преломление света

Самостоятельную научную деятельность исследователь начал в 1664 году, составив перечень из 45 проблем в человеческой жизни и природе, которые пока не были решены. Тогда же судьба свела студента с одаренным математиком Исааком Барроу, который начал работать на математической кафедре колледжа. Впоследствии Барроу стал его учителем, а также одним из немногих друзей.

Еще сильнее заинтересовавшись математикой благодаря одаренному преподавателю, Ньютон выполнил биномиальное разложение для произвольного рационального показателя, которое стало его первым блестящим открытием в математической области. В том же году Исаак получил звание бакалавра.


В 1665-1667 годах, когда по Англии прокатилась чума, Великий Лондонский пожар и крайне затратная война с Голландией, Ньютон ненадолго осел в Вусторпе. В эти годы он направил свою основную деятельность на открытие оптических тайн. Пытаясь выяснить, как избавить линзовые телескопы от хроматической аберрации, ученый пришел к исследованию дисперсии. Суть экспериментов, которые ставил Исаак, была в стремлении познать физическую природу света, и многие из них до сих пор проводят в учреждениях образования.

В результате Ньютон пришел к корпускулярной модели света, решив, что его можно рассматривать как поток частиц, которые вылетают из некоторого источника света и осуществляют прямолинейное движение до ближайшего препятствия. Такая модель хоть и не может претендовать на предельную объективность, однако стала одной из основ классической физики, без которой не появились бы и более современные представления о физических явлениях.


Среди любителей собирать интересные факты давно бытует заблуждение о том, что этот ключевой закон классической механики Ньютон открыл после того, как ему на голову упало яблоко. В действительности Исаак планомерно шел к своему открытию, что понятно из его многочисленных записей. Легенду о яблоке популяризовал авторитетный в те времена философ Вольтер.

Научная известность

В конце 1660-ых годов Исаак Ньютон вернулся в Кембридж, где получил статус магистра, собственную комнату для жизни и даже группу юных студентов, у которых ученый стал преподавателем. Впрочем, преподавание явно не было «коньком» одаренного исследователя, и посещаемость его лекций заметно хромала. Тогда же ученый изобрел телескоп-рефлектор, который прославил его и позволил Ньютону вступить в Лондонское королевское общество. Посредством данного приспособления было сделано множество потрясающих астрономических открытий.


В 1687 году Ньютон опубликовал, пожалуй, самую важную свою работу – труд под названием «Математические начала натуральной философии». Исследователь и до этого издавал свои труды, но этот имел первостепенное значение: он стал основной рациональной механики и всего математического естествознания. Здесь содержался хорошо всем известный закон всемирного тяготения, три известных до сих пор закона механики, без которых немыслима классическая физика, вводились ключевые физические понятия, не подвергалась сомнениям гелиоцентрическая система Коперника.


По математическому и физическому уровню «Математические начала натуральной философии» были на порядок выше, чем изыскания всех ученых, работавших над этой проблемой до Исаака Ньютона. Здесь не было недоказанной метафизики с пространными рассуждениями, безосновательными законами и неясными формулировками, которой так грешили работы Аристотеля и Декарта.

В 1699 году, когда Ньютон работал на административных должностях, в университете Кембриджа начали преподавать его систему мира.

Личная жизнь

Женщины ни тогда, ни с годами не проявляли особой симпатии к Ньютону, и за всю свою жизнь он ни разу не женился.


Смерть великого ученого наступила в 1727 году, причем на его похороны собрался практически весь Лондон.

Законы Ньютона

  • Первый закон механики: всякое тело покоится или остается в состоянии равномерного поступательного движения, пока этот состояние не будет скорректировано приложением внешних сил.
  • Второй закон механики: изменение импульса пропорционально приложенной силе и осуществляется по направлению ее воздействия.
  • Третий закон механики: материальные точки взаимодействуют друг с другом по прямой, их соединяющей, с равными по модулю и противоположными по направлению силами.
  • Закон всемирного тяготения: сила гравитационного притяжения между двумя материальными точками пропорциональна произведению их масс, умноженному на гравитационную постоянную, и обратно пропорциональна квадрату расстояния между этими точками.

Тема: «Философское значение открытий Ньютона»

Выполнил: Анисимов Н.А.

студент группы 726

Владивосток

Введение

Ньютон завершил научную революцию, и с его системой мира обретает лицо классическая физика. Но не только астрономические или оптические, а также математические открытия (он, независимо от Лейбница, изобрел дифференциальное и интегральное исчисление) обессмертили его имя. Ньютон занимался также актуальными теологическими проблемами, вырабатывая точную методологическую теорию. Без правильного понимания идей Ньютона мы не сможем понять вполне ни значительной части английского эмпиризма, ни Просвещения, особенно французского, ни самого Канта. Действительно, как мы увидим ниже, "разум" английских эмпириков, лимитируемый и контролируемый "опытом", без которого он уже не может свободно и по желанию перемещаться в мире сущностей, - это "разум" Ньютона.

Наиболее знаменитое сочинение Ньютона - "Математические начала натуральной философии" впервые издано в 1687 г. "Опубликование "Начал..." было одним из наиболее важных событий во всей физике. Эту книгу можно считать кульминацией тысячелетних усилий понять динамику вселенной, физику движущихся тел" (I. В. Cohen).

Целью реферата является раскрытие философского значения открытий Ньютона.

Жизнь и творчество.

Исаак Ньютон родился в 1642 г. В 1661 г. он поступил в колледж Св. Троицы в Кембридже, где нашел поддержку у преподавателя математики Исаака Барроу (1630-1677), автора известных "Лекций по математике" и сочинений по греческой математике. Барроу оценил выдающиеся способности своего ученика, который очень быстро овладел всеми основными математическими знаниями. К концу обучения Ньютон постиг исчисление бесконечно малых величин и использовал его при решении некоторых проблем аналитической геометрии. Он передал тетрадь со своими заметками Барроу и некоторым друзьям для прочтения.

В 1665 г. на два года из-за чумы Ньютон, как и многие другие преподаватели и студенты, вынужденно покидает Кембридж. Он вернулся в Вулсторп, в маленький каменный домик, уединенно расположенный в сельской глуши, чтобы предаться там размышлениям. Ньютон в старости так вспоминал о своей необычной работе в Вулсторпе: "Все это произошло в два чумных года, 1665 и 1666, потому что в это время я находился в самой творческой форме и занимался математикой и философией больше, чем когда бы то ни было впоследствии" ("философия", или "натуральная философия", Ньютона - это то, что мы сегодня называем "физикой").

В 1669 г. Барроу перешел на кафедру теологии и передал кафедру математики молодому Ньютону. Ньютон завершил свои опыты по разложению белого цвета с помощью призмы. Он представил соответствующий доклад в 1672 г. в Королевское общество; этот доклад под названием "Новая теория света и цветов" был опубликован в "Философских трудах" (PhilosophicalTransactions) Королевского. общества. В этой работе - как и в последующей в 1675 г. - Ньютон формулирует дерзкую теорию корпускулярной природы света, согласно которой световые явления находили объяснение в эмиссии частиц разной величины: самые маленькие из этих частиц давали фиолетовый цвет, а самые большие - красный. Такие идеи "порождали среди докучливых философов-догматиков целую бурю полемики, что раздражало Ньютона, тщетно призывавшего не видеть в этом новой метафизики света, а лишь гипотезу (как сказали бы сегодня, "модель"), назначение которой - интерпретировать и систематизировать ряд экспериментальных данных" (Дж. Прети). Корпускулярная теория света вступала в состязание с волновой теорией, выдвинутой голландским физиком, последователем Декарта Христианом Гюйгенсом (1629-1695). Рассерженный этой полемикой, Ньютон опубликовал свою "Оптику" только в 1704 г. Его работа принесла ему в 1672 г. членство в Королевском обществе.

В 1671 г. французский ученый Жан Пикар (1620-1682) выработал наилучший способ обмера Земли; в 1679 г. Ньютон познакомился с техникой расчета диаметра Земли Пикара и возобновил работу над своими заметками о гравитации; вновь выполнил расчеты (которые в Вулсторпе не удавались), и на этот раз благодаря новой технике Пикара расчеты получились, так что идея гравитации стала, таким образом, научной теорией. Однако, еще находясь под впечатлением предыдущей острой полемики, он не опубликовал своих результатов. Он продолжал писать лекции, которые были опубликованы в 1729 г. под названием "Лекции по оптике", а также лекции по алгебре, увидевшие свет в 1707 г. под названием "Всеобщая арифметика".

В начале 1684 г. известный астроном Эдмунд Галлей (1656-1742) встретился с сэром Кристофером Реном (1632-1723) и Робертом Гуком (1635-1703) с тем, чтобы обсудить проблему движения планет. Гук утверждал, что законы движений небесных тел следуют закону силы, обратно пропорциональной квадрату расстояния. Рен дал Гуку два месяца на формулировку доказательства закона. Но Гук пренебрег этим поручением.

В августе Галлей отправился в Кембридж, чтобы узнать мнение Ньютона. На вопрос Галлея, какой должна быть орбита планеты, притягиваемой Солнцем с гравитационной силой, обратно пропорциональной квадрату расстояния, Ньютон ответил: "Эллипс". Обрадованный Галлей спросил у Ньютона, как ему удалось это узнать. Ньютон отвечал: после соответствующих расчетов. Тогда Галлей попросил показать ему эти расчеты, но Ньютон не смог найти их и пообещал прислать позже, что и сделал. Кроме того, он написал работу "О движении тел", которую послал Галлею. Последний сразу понял важность работы Ньютона и убедил его написать и обнародовать трактат. Так появился самый большой шедевр в истории науки - "Математические начала натуральной философии".

Ньютон принялся за работу в 1685 г. В апреле 1686 г. он направил рукопись первой части в Королевское общество, в протоколах которого находим следующую запись, датированную 28 апреля: "Доктор Винсент представил Обществу трактат под названием "Математические начала натуральной философии", который господин Исаак Ньютон посвящает Обществу и в котором предлагается математическое доказательство гипотезы Коперника в изложении Кеплера, с объяснением всех феноменов небесных тел с помощью единой гипотезы гравитации к центру Солнца, сила которой уменьшается обратно пропорционально квадрату расстояния от центра". Позже написаны вторая и третья части книги. Сам Галлей взялся за издание работы. Но тут возник спор с Гуком, который отстаивал свой приоритет в открытии закона силы, обратно пропорциональной квадрату расстояния. Ньютон оскорбился; он грозил, что не отдаст в печать третью часть работы, в которой говорится о системе мира. Затем спор улегся, и Ньютон вставил в работу примечание, в котором указал, что закон обратной пропорции был уже ранее предложен Реном, Гуком и Галлеем.

"Начала..." появились в 1687 г. Два года спустя Ньютон был избран представительским депутатом университета Кембриджа; в этот период он знакомится с Джоном Локком, с которым завязывается искренняя и прочная дружба. Он продолжал свои исследования бесконечно малых величин (опубликовав часть работ в 1692 г.), заинтересовался химией, "начав с места, на котором ее оставил Бойль, и восприняв его концепции; но случившийся пожар разрушил лабораторию и уничтожил многочисленные заметки. Ньютон, который к этому времени уже испытывал значительное нервное истощение, пережил тяжелый кризис, граничивший с безумием (1692-1694), от чего так и не оправился до конца жизни. С этого момента история Ньютона-ученого практически кончается" (Дж. Прети). Он публиковал неизданные труды и переиздавал изданные ранее. В 1696 г. он был назначен директором Монетного двора; три года спустя стал управляющим, в знак заслуг. В 1703 г. избран президентом Королевского общества. В 1704 г. он опубликовал "Оптику", в 1713 г. вышло второе издание "Начал...", в 1717 г. - второе издание "Оптики". В феврале 1727 г. Ньютон из Кенсингтона направился в Лондон, чтобы председательствовать на одном из заседаний Королевского общества. Вернувшись в Кенсингтон, он почувствовал себя очень плохо. Ему не удалось преодолеть кризис, и он умер 20 марта 1727 г. Погребен Ньютон в Вестминстерском аббатстве. На его похоронах присутствовал Вольтер, способствовавший распространению идей Ньютона во Франции.

"Правила философствования" и "онтология", которую они предполагают.

В третьей книги "Начал..." Ньютон устанавливает четыре "правила философского рассуждения". Речь идет, конечно, о методологических правилах. Поскольку правила, показывающие, как искать, предполагают, что мы знаем, что должны искать, они переплетены с тезисами метафизического порядка о природе и структуре вселенной.

"Правило I. Не следует допускать причин больше, чем достаточно для объяснения видимых природных явлений". Это первое методологическое правило есть принцип экономии в использовании гипотез, аналог бритвы Оккама в отношении объяснительных теорий. Но почему мы должны поставить себе целью выработку простых теорий; почему не должны усложнять гипотетический аппарат наших объяснений? Ответ Ньютона таков: "Природа ничего не делает напрасно, и излишне делать с помощью многого то, что можно сделать малым; ведь природа проста и не роскошествует излишними причинами вещей". Онтологический постулат простоты природы утверждает первое методологическое правило Ньютона.

С первым правилом тесно связано правило II. "Одни и те же явления мы должны, насколько возможно, объяснять теми же причинами. Например, дыхание человека и животного; падение камней в Европе и в Америке; свет от огня в кухне и свет от Солнца; отражение света на Земле и на планетах". Это правило выражает второй онтологический постулат - единообразие природы. Никто не может контролировать отражение света на планетах, но на основании того факта, что природа ведет себя схожим образом на Земле и на других планетах, мы можем сказать это же и о природе света.

"Правило III. Свойства тел, не допускающие ни постепенного увеличения, ни постепенного уменьшения и проявляющиеся во всех телах в пределах наших экспериментов, должны рассматриваться как универсальные". Это правило также базируется на онтологическом постулате единообразия природы. Ньютон пишет: "Поскольку мы узнаём о свойствах тел только посредством экспериментов, мы должны считать универсальными все те свойства, которые в экспериментах носят устойчивый характер, и те, которые не могут быть ни уменьшены, ни устранены. Конечно, мы не должны отказываться от очевидных экспериментов ради мечтаний и пустых фантазий нашего созерцания и пренебрегать аналогиями в природе, которая проста и находится в согласии с собой". Итак, природа проста и единообразна. Эти два метафизических столпа поддерживают методологию Ньютона. Далее ученый переходит к установлению фундаментальных свойств тел: протяженность, твердость, непроницаемость, движение. К установлению перечисленных свойств мы приходим с помощью наших чувств.

"Протяженность, твердость, подвижность и сила инерции целого являются результатом протяженности, твердости, непроницаемости, подвижности и силы инерции частей; из этого мы заключаем, что даже самые маленькие части всех тел также должны быть протяженны, тверды, непроницаемы, подвижны и обладать собственной инерцией. И это - основа всей философии". Речь идет о корпускулярности. Ньютон не избежал важного вопроса: частицы, из которых состоят материальные тела, могут делиться далее или нет? Математически любая часть всегда доступна дальнейшему делению, но достижимо ли это и физически? Вот какую аргументацию выдвигает по этому поводу Ньютон: "Деление тел на части, соединенные между собой, доступно наблюдению; но и в частях, остающихся неделимыми, наш ум в состоянии различить еще меньшие частицы, что доказуемо математически. Способны ли мы с точностью определить, что эти неделимые части действительно могут быть делимы далее природными средствами? Если в результате эксперимента мы получим доказательство, что какая-либо неразделенная частица, разорвав твердое тело, распадется, мы сможем заключить благодаря этому правилу, что неразделенные частицы так же, как и разделенные, могут подвергаться делению до бесконечности". Итак, математическая уверенность соседствует с фактологической неопределенностью. Но эта неопределенность не распространяется на силу тяготения. "Если очевидно благодаря экспериментам и астрономическим наблюдениям, что все тела вокруг Земли притягиваются к ней пропорционально количеству материи, содержащейся в каждом из них; что подобным же образом и Луна притягивается к Земле, пропорционально ее весу; что, с другой стороны, наше море притягивается к Луне; что все планеты притягиваются одна к другой и что кометы в равной мере притягиваются Солнцем, - тогда, вследствие этого правила, мы должны допустить, что все тела обладают способностью взаимного притяжения. Это позволяет получить закон всемирного тяготения тел, чего нельзя сказать об их непроницаемости, относительно чего мы не располагаем никаким экспериментом или другим способом наблюдения, который мы могли бы применить к небесным телам. И я не утверждаю, что сила тяжести является существенным свойством тел; под понятием vis insita (присущая сила) я разумею только их силу инерции. Она неизменна. Сила тяжести уменьшается пропорционально удалению тел от Земли".

Природа проста и единообразна. На основе чувств, т.е. путем наблюдений и экспериментов, можно установить некоторые из основных свойств тел: протяженность, твердость, непроницаемость, подвижность, силу инерции целого, всемирное тяготение. И эти свойства устанавливаются с помощью единственной, по мнению Ньютона, действенной процедуры, обеспечивающей формирование научных суждений: индуктивного метода. Тем самым мы подошли к правилу IV. В экспериментальной философии суждения, выведенные путем общей индукции, следует рассматривать как истинные или очень близкие к истине, несмотря на противоположные гипотезы, которые могут быть вообразимы, - до тех пор, пока не будут обнаружены другие явления, благодаря которым эти суждения или уточнят, или отнесут к исключениям".

Порядок мира и существование Бога.

"Правила философских рассуждении" сформулированы в начале третьей книги "Начал...". А в конце той же книги мы находим "Общее поучение" (Scholium generale), где Ньютон соединяет результаты своих научных исследований с суждениями философско-теологического порядка. Система мира - большой механизм. Законы функционирования отдельных его частей выявляются путем индукции через наблюдение и эксперимент. Но откуда же берет начало мировая система, упорядоченная и узаконенная? Ньютон отвечает: "Эта удивительная система Солнца, планет и комет могла появиться только по проекту премудрого и могущественного Существа. И если неподвижные звезды являются центрами других аналогичных систем, все они, образованные по идентичному намерению, должны подчиняться господству Единого; особенно потому, что свет неподвижных звезд имеет ту же природу, что и свет Солнца, ведь свет обладает проходимостью от одной системы к другим, а чтобы неподвижные звезды не падали из-за тяжести одна на другую, Он поместил эти системы на огромном расстоянии одна от другой".

Итак, порядок мира обнаруживает намерение премудрого и могущественного Существа. Это Существо "управляет всеми вещами не как мировая душа, но господин всего; и благодаря этому управлению Его обычно называют Господь Бог Вседержитель, или Пантократор... Высший Бог - вечное существо, бесконечное, абсолютно совершенное; но существо, хотя и совершенное, но без господства, не может быть названо Господь Бог... Из Его праведного господства следует, что это живое, умное и сильное Существо; а из других Его совершенств - что Он вечен и бесконечен, всемогущ и всезнающ".

Порядок мира со всей очевидностью демонстрирует существование Бога, в высшей степени премудрого и могущественного. Но что еще, помимо того что Он существует, мы можем утверждать о Боге? "Как слепой не имеет никакого представления о цвете, так мы, - отвечает Ньютон, - не имеем никакого представления о том, каким образом мудрейший Бог воспринимает и понимает все сущее. Он лишен тела и телесной формы, вследствие чего Его нельзя ни видеть, ни слышать, ни коснуться". О природных объектах, продолжает Ньютон, мы знаем то, что констатируют наши чувства: форму и цвет, поверхность, запах, вкус и т.д.; но никто из нас не знает, "что такое сущность вещи", "тем более сущность Бога". Что Он существует, что Он в высшей степени премудрый и совершенный, вытекает из мировой гармонии.

Итак, существование Бога может быть доказано философией природы на основании космического порядка. Однако теологические интересы Ньютона гораздо шире, нежели можно представить из вышеприведенных отрывков.

Среди книг, оставленных Ньютоном своим наследникам, мы встречаем труды отцов Церкви, дюжину различных изданий Библии и много других книг на религиозную тему. Закончив "Начала...", Ньютон обратился к серьезному изучению Священного Писания и в 1691 г. вел интенсивную переписку с Джоном Локком, с которым, среди прочего, обсуждал пророчества Даниила. После смерти Ньютона был опубликован его "Исторический отчет о двух значительных искажениях Священного Писания", а также "Наблюдения над пророчествами Даниила и Апокалипсисом св. Иоанна". Эта последняя работа далась ему особенно трудно. В ней он "пытался соединить пророчества с историческими событиями, которые за ними следовали; например, упоминаемый Даниилом зверь имеет десять рогов, посреди которых появляется маленький рог. Ньютон идентифицировал эти рога с разными королевствами и решил, что самый маленький рог символизировал Католическую Церковь. В точности его ссылок по поводу истории Церкви проявляется глубокая эрудиция" (Э. Н. Да Коста Андраде).

Великий мировой механизм.

Великий мировой механизм. "Начала..." - как в том, что касается метода, так и в отношении содержания - завершают научную революцию. Начатая Коперником, она нашла в Кеплере и Галилее двух наиболее выдающихся представителей. Ньютон, как указывает Койре, соединяет в органическое целое наследие Декарта и Галилея, Бэкона и Бойля; как для Бойля, так и для Ньютона "книга природы написана корпускулярными буквами (терминами), но эти корпускулы соединяются чисто математическим картезианским синтаксисом, что придает смысл ее тексту". Буквы алфавита, которым написана книга природы, - это бесконечное множество частиц, движения которых регулируются синтаксисом, законами движения и законом всемирного тяготения.

Вот три ньютоновских закона движения, которые представляют собой классическое выражение основ динамики. Первый - закон инерции, над которым работали Галилей и Декарт. Ньютон пишет: "Всякое тело пребывает в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока действующие на него силы не изменят это состояние". Ньютон иллюстрирует этот фундаментальный принцип следующим образом: "Пуля летит, пока ее не остановит сопротивление воздуха или пока не упадет под действием силы тяготения. Юла... не прекратит своего вращения, пока ее не остановит сопротивление воздуха. Более крупные тела планет и комет, находясь в пространствах более свободных и с меньшим сопротивлением, сохраняют свои движения вперед и одновременно по кругу на гораздо более продолжительное время".

Второй закон, сформулированный уже Галилеем, гласит: "Произведение массы тела на его ускорение равно действующей силе, а направление ускорения совпадает с направлением силы". Формулируя закон, Ньютон рассуждает: "Если определенная сила порождает движение, сила, в два раза большая, породит в два раза большее движение, сила, умноженная втрое, - утроенное движение, и неважно, приложена эта сила вся сразу, одним ударом, или постепенно и последовательно. И это движение, если тело уже двигалось, прибавляется к нему, или вычитается, если эти движения противоположны друг другу; или же добавляется косвенно, если движения не расположены на одной прямой, так что рождается новое движение, направление которого определяется направлением двух исходных движений". Эти два закона, в совокупности с третьим, который будет изложен ниже, составляют основу классической механики, изучаемой в школе.

Третий закон, сформулированный Ньютоном, утверждает, что "действию всегда соответствует равное противодействие", или: действия двух тел друг на друга всегда равны по величине и направлены в противоположные стороны. Этот принцип равенства между действием и противодействием Ньютон иллюстрирует так: "Любая вещь, которая давит на другую вещь или тянет ее, испытывает в равной мере давление или притягивание со стороны этой другой вещи. Если надавить на камень пальцем, то и палец будет испытывать давление камня. Если лошадь тянет за веревку камень, то и лошадь испытывает притягивание назад, в направлении камня".

Таковы законы движения. Однако состояния покоя и равномерного прямолинейного движения могут быть определены только относительно других тел, которые находятся в покое или в движении. Но соотносить с другими системами нельзя до бесконечности, Ньютон вводит два понятия (которые станут объектом дискуссий) - абсолютного времени и абсолютного пространства. "Истинное и математически абсолютное время протекает безотносительно к чему-либо вне его, иначе оно именуется длительностью. Относительное, кажущееся или обыденное время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения, мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как-то: час, день, месяц, год". "Абсолютное пространство, по своей природе лишенное соотнесения с чем-либо вне его, всегда остается подобным себе самому и неподвижным..." Эти два концепта - абсолютное время и абсолютное пространство - лишены оперативного значения. Против неконтролируемых эмпирических понятий высказался Эрнст Мах, назвавший в своей книге "Механика в историко-критическом аспекте" абсолютное пространство и абсолютное время Ньютона "концептуальными чудовищами".

Внутри абсолютного пространства, которое Ньютон называет также sensoriumDei, соединение тел осуществляется по закону всемирного тяготения, изящно изложенному в третьей книге "Начал...". После краткого изложения содержания двух первых книг Ньютон заявляет, что на основе тех же самых принципов он намерен теперь продемонстрировать структуру мировой системы, и делает это далее с такой скрупулезностью, что сделанное в науке в последующие двести лет наиболее выдающимися умами можно считать расширением и обогащением его труда

С помощью закона всемирного тяготения Ньютон приходит к единому принципу объяснения бесконечного множества явлений. Сила, притягивающая к земле камень или яблоко, имеет ту же природу, что и сила, удерживающая Луну близ Земли, а Землю - близ Солнца; присутствием той же силы объясняются приливы - как комбинированный эффект притяжения Солнца и Луны, воздействующий на массу морской воды. На основе закона тяготения "Ньютон смог объяснить движения планет, их спутников, комет вплоть до малейших деталей, а также приливы и отливы - труд, уникальный по своей грандиозности" (А. Эйнштейн). Из него "вырисовывается единая картина мира и реальный прочный союз физики земной и физики небесной. Окончательно рухнули догмы о существенном различии между землей и небесами, механикой и астрономией, разбился "миф о круговом движении", сковывавший в течение более чем тысячи лет развитие физики и даже ход мыслей Галилея. Небесные тела движутся по эллиптическим орбитам, ибо на них воздействует некая сила, постоянно уклоняющая их от прямой линии, по которой они бы продолжали свое движение по инерции" (Паоло Росси).

Механика Ньютона как программа исследований. В конце "Общего поучения" Ньютон предлагает четкую "программу исследований": с помощью силы тяготения она объяснит не только физические явления - такие, как падение тяжелых тел, орбиты небесных тел и приливы, - ученый считает, что благодаря ей можно реально понять электрические явления, оптические и даже физиологические. К сожалению, добавляет Ньютон, "об этом невозможно сказать в нескольких словах, и мы не располагаем достаточным количеством экспериментов для точного определения и доказательства законов, по которым действует этот электрический упругий дух". Ньютон попытался сам реализовать программу в области оптики: "Когда Ньютон предположил, что свет состоит из инертных частиц, - пишет Эйнштейн, - он был первым, кто сформулировал основу, из которой оказалось возможно дедуцировать большое число явлений посредством логико-математических рассуждений. Он надеялся, что со временем фундаментальные основы механики дадут ключ к пониманию всех явлений, так думали и его ученики вплоть до конца XVIII в.". Механика Ньютона стала одной из наиболее мощных и плодотворных исследовательских программ в истории науки: после Ньютона для научного сообщества "все явления физического порядка должны были быть соотносимы с массами по законам движения Ньютона". Реализация программы Ньютона продолжалась довольно долго, пока не натолкнулась на проблемы, для разрешения которых потребовалась новая научная революция.

Физика Ньютона исследует не сущности, а функции; она не доискивается до сути тяготения, но довольствуется тем, что оно есть на самом деле и что им объясняются движения небесных тел и земных морей. И однако Ньютон замечает в работе "Оптика": "Первопричина, разумеется, не является механической". Ограниченное и контролируемое опытом рассуждение и деизм - две основные составляющие наследства, которое эпоха Просвещения получит от Ньютона, в то время как материалисты XVIII в. изберут в качестве теоретической базы механицизм Декарта. Для последователей Декарта в мире нет пустоты, для Ньютона это не так: тела взаимодействуют "на расстоянии". Последователи же Декарта и Лейбниц увидят в этих таинственных силах, действующих на неограниченных расстояниях, возврат к старым "скрытым свойствам".

Заключение

Ньютон рассматривал знание как власть над вещами и как откровение Божие; он говорил, что писал «Начала» «с намерением не умалить Творца, но подчеркнуть и доказать могущество и попечение о мире высшего существа». Влияние Ньютона на философию восемнадцатого столетия оказалось совсем не таким, как он рассчитывал. Особую роль в преобразовании ньютоновской метафизики сыграл Дэвид Юм, исключив Бога из картины мироздания, а всего столетие спустя Лаплас на вопрос о Боге заметил: «Я не нуждаюсь в этой гипотезе». Когда Ньютон разрабатывал механистическую картину мира с атомами, пустотой и дальнодействием, он ни в коей мере не хотел показать, что мир самодостаточен. Он никогда бы не согласился с деистической карикатурой на Бога, который приводит мир в движение, как будто заводит часы, и позволяет идти ему собственным ходом, полемизируя с ней так же яростно, как некогда с вихревой космологией картезианства. Бог Ньютона был имманентен, постоянно и прямо ответствен за поддержание упорядоченного хода вещей. Иными словами, Ньютон ни за что не поддержал бы «ньютонианство» в его позднейших воплощениях.

Литература

1. Д. Антисери, Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней.

2. Г. Скирбекк, Н. Гилье. История философии.

3. В. Карцев “Ньютон”, серия «Жизнь замечательных людей».

4. http://www.math.rsu.ru/mexmat/kvm/MME/dsarch/Newton.html

Портрет кисти Кнеллера (1689)

Сэр Исаак Ньютон (1643-1727 гг.) - английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии» («Philosophie Naturalis Principia Mathematica» , 1687), в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления, теорию цвета, заложил основы современной физической оптики, создал многие другие математические и физические теории.

Ньютон продолжил метода Кеплера, Коперника, Галилея в физике и математических вычислениях. Он считал, что человеческий разум способен объяснить природу. Но Ньютон был философом, мыслящим метафизически, а не механицистски. Он верил, что великие личности меняют наше восприятие физического мира. Они меняют взгляды людей, а эффект от изменения мировоззрений часто бывает более глубокий, чем от научного открытия.

Теория времени Ньютона существенно определяет понимание образа модели мира по типу геометрической линии и других абстрактных метафор математического естествознания. Под влиянием Ньютона классический европейский рационализм и философы 17-18 века исходили из представления об мире, как содержащем универсальные закономерности. Мир мыслился однородным, однолинейным и единонаправленным. А универсальный трансцендентальный разум добывал для каждого индивида знания, поддающиеся рационализации. Отсюда следовал вывод об идентичности когнитивных процессов индивидов всех рас и народов, о том, что все основные характеристики человеческой природы повсюду одинаковы.

Физика И. Ньютона послужила естественнонаучным основанием Просвещения 18 в., и способствовала появлению в политической истории Европы национализма, радикализма, революционности. Без ньютоновского видения Евклидового геометрического пространства и Вселенной, существующей с момента создания в своем нынешнем состоянии как вечного двигателя, немыслима сама идея человеческих институтов, организованных на принципах либеральной концепции прогресса.

Английский физик сэр Исаак Ньютон, краткая биография которого предоставлена здесь, прославился своими многочисленными открытиями в сфере физики, механики, математики, астрономии, философии.

Вдохновляясь трудами Галилео Галилея, Рене Декарта, Кеплера, Евклида и Валлиса, Ньютон сделал множество немаловажных открытий, законов и изобретений, на которые по сей день опирается современная наука.

Когда и где родился Исаак Ньютон

Дом Исаака Ньютона

Сэр Исаак Ньютон (Sir Isaac Newton, годы жизни 1643 — 1727) родился 24 декабря 1642 года (4 января 1643 года по новому стилю) в стране-государстве Англии, графство Линкольншир, в городе Вулсторп.

Роды у его матери начались преждевременно, и Исаак родился недоношенным. При рождении мальчик оказался настолько слаб физически, что его боялись даже крестить: все думали, что он погибнет, не прожив и пару лет.

Однако, такое «пророчество» не помешало ему дожить до старости и стать великим ученым.

Бытует мнение, что Ньютон по национальности был евреем, но это документально не подтверждено. Известно, что он принадлежал к английской аристократии.

Детство И. Ньютона

Своего отца, тоже Исаака по имени (Ньютона младшего назвали в честь папы - дань памяти), мальчик ни разу не видел - тот умер еще до его появления на свет.

В семье позже появилось еще трое детей, которых мать, Анна Эйскоу, родила от второго мужа. С их появлением судьбой Исаака мало кто интересовался: мальчик рос обделенным в любви, хотя семья и считалась благополучной.

Больше усилий в воспитании и опеке Ньютона прилагал его дядя Уильям по линии матери. Детство мальчика вряд ли можно назвать счастливым.

Уже в раннем возрасте у Исаака проявлялись таланты ученого: он много времени проводил за книгами, любил что-либо мастерить. Был замкнут и необщителен.

Где учился Ньютон

В 1655 году 12-летнего подростка отдали в школу в Грэнтеме. Во время обучения он жил у местного аптекаря по имени Кларк.

В учебном заведении проявились способности в области физики, математики, астрономии, но мать Анна забрала сына из школы спустя 4 года.

16-летний Исаак должен был управлять фермой, вот только ему этот расклад не нравился: больше юношу тянуло к чтению книг и изобретательству.

Благодаря дяде, школьному учителю Стоксу и преподавателю из Кембриджского университета, Исаак был восстановлен в ряды учеников школы для продолжения своей учебной деятельности.

В 1661 году парень поступает в Тринити-колледж Кембриджского университета на бесплатное обучение. В 1664 он сдает экзамены, что переводит его в статус студента. С этого момента юноша продолжает учебу и получает стипендию. В 1665 году вынужден бросить учиться из-за закрытия университета на карантин (эпидемия чумы).

Примерно в этот период он создает свои первые изобретения. После, в 1667 году, юноша восстанавливается в студентах и продолжает грызть гранит науки.

Значительную роль в пристрастии к точным наукам Исаака Ньютона играет его преподаватель по математике Исаак Барроу.

Любопытно, что в 1668 году физик-математик получил звание магистра и окончил университет, и почти сразу же начал вести лекции для других студентов.

Что открыл Ньютон

Открытия ученого используются в учебной литературе: как в школьной, так и в университетской, причем в самых разнообразных дисциплинах (математика, физика, астрономия).

Основные его идеи были новы для того века:

  1. Самые главные и значительные его открытия были совершены в период с 1665 по 1667 год, во время бубонной чумы в Лондоне. Кембриджский университет был временно закрыт, преподавательский состав распущен из-за бушевавшей инфекции. 18-летний студент уехал на родину, где открыл закон всемирного тяготения, а также проводил различные эксперименты с цветами спектра и оптикой.
  2. Среди его открытий в области математики - алгебраические кривые 3-го порядка, биноминальное разложение и способы решения дифференциальных уравнений. Дифференциальное и интегральное исчисление было разработано почти в одно время с Лейбницем, независимо друг от друга.
  3. В сфере классической механики им была создана аксиоматическая основа, а также такая наука, как динамика.
  4. Нельзя не упомянуть о трех законах, откуда пошло их название «законы Ньютона»: первый, второй и третий.
  5. Был заложен фундамент для дальнейших исследований астрономии, в том числе небесной механики.

Философское значение открытий Ньютона

Физик работал над своими открытиями и изобретениями как с научной, так и с религиозной точки зрения.

Он отмечал, что писал свою книгу «Начала» не для того, чтобы «умалить Творца», но все же подчеркивал его могущество. Ученый считал, что мир «достаточно самостоятелен».

Был сторонником «ньютоновской философии».

Книги Исаака Ньютона

Опубликованные книги Ньютона при жизни:

  1. «Метод разностей».
  2. «Перечисление линий третьего порядка».
  3. «Математические начала натуральной философии».
  4. «Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света».
  5. «Новая теория света и цветов».
  6. «О квадратуре кривых».
  7. «Движение тел по орбите».
  8. «Универсальная арифметика».
  9. «Анализ с помощью уравнений с бесконечным числом членов».
  1. «Хронология древних царств».
  2. «Система мира».
  3. «Метод флюксий».
  4. Лекции по оптике.
  5. Замечания на книгу пророка Даниила и Апокалипсис св. Иоанна.
  6. «Краткая хроника».
  7. «Историческое прослеживание двух заметных искажений Священного Писания».

Изобретения Ньютона

Свои первые шаги в изобретательстве он начал делать еще в детстве, как уже упоминалось выше.

В 1667 году всех преподавателей университета поразил созданный им телескоп, который изобрел будущий учёный: это был прорыв в области оптики.

В 1705 году Королевское общество удостоило Исаака звания рыцаря за вклад в научную деятельность. Теперь он назывался сэр Исаак Ньютон, у него был свой герб и не очень достоверная родословная.

Среди его изобретений также числятся:

  1. Водяные часы, работающие от вращения деревянного брусочка, который в свою очередь колеблется от падающих капель воды.
  2. Рефлектор, который представлял собой телескоп с вогнутой линзой. Устройство дало толчок в исследованиях ночного неба. Им также пользовались моряки для навигации в открытом море.
  3. Ветряная мельница.
  4. Самокат.

Личная жизнь Исаака Ньютона

По словам современников, день Ньютона начинался и заканчивался книгами: он проводил за ними столько времени, что часто забывал даже поесть.

Личной жизни у знаменитого ученого не было вообще. Исаак ни разу не был женат, по слухам, даже остался девственником.

Когда умер и где похоронен сэр Исаак Ньютон

Исаак Ньютон умер 20 марта (31 марта 1727 - дата по новому стилю) в Кенсингтоне, Великобритания. За два года до смерти у физика начались проблемы со здоровьем. Умер он во сне. Его могила находится в Вестминстерском аббатстве.

Несколько не совсем популярных фактов:

  1. Яблоко Ньютону на голову не падало - это миф, придуманный Вольтером. Но сам ученый действительно сидел под деревом. Сейчас оно является памятником.
  2. В детстве Исаак был очень одинок, как и всю жизнь. Рано лишившись отца, мать полностью сосредоточилась на новом замужестве и трех новых детях, которые быстро так же остались без отца.
  3. В 16-летнем возрасте мать забрала сына из школы, где тот рано начал показывать незаурядные способности, чтобы тот начал управление фермой. Школьный учитель, родной дядя и другой знакомый, член Кембриджского колледжа, настояли на возвращении мальчика в школу, которую тот успешно окончил и поступил в университет.
  4. По воспоминаниям однокурсников и учителей, Исаак большую часть времени проводил за книгами, забывая даже поесть и поспать - это была та жизнь, о которой он больше всего желал.
  5. Исаак был хранителем Монетного двора Британии.
  6. После смерти ученого была выпущена его автобиография.

Заключение

Вклад Сэра Исаака Ньютона в науку действительно огромен, и недооценить его лепту довольно сложно. Его открытия по сей день являются основами современной науки в целом, а его законы изучаются в школе и других учебных заведениях.