Всенощное бдение: толкование церковного богослужения. Нужно ли ходить в храм на все воскресные службы

Хочется ответить на данный вопрос с Божьей помощью примерами из обыденной жизни.

Представьте себе, что подчиненный заходит в кабинет к начальнику, от которого зависит его жизнь, карьера, заработок и прочее. Начинается важный разговор. И вдруг посреди него подчиненный, не говоря ни слова, ни с кем не прощаясь, встает и молча уходит. Что о нем подумает начальник и какую подчиненный составит себе репутацию?

Или другой пример. Сын долго не видел маму, которая горячо любит его. Наконец звонит ей и говорит, что приедет. Мама готовится, печет пирожки, убирает дом, накрывает на стол и прочее. Сын приезжает, но как только они садятся за стол, начинают кушать или пить чай, неожиданно он поднимается, без объяснений уходит. Можно ли такое представить себе? И что будет с мамой? Какую боль он ей причинит своим поступком?

Третий пример. В разгар боя воин бросает оружие на землю, оставляет своих товарищей и бежит с поля сражения.

Почему я взял примеры именно подчиненного, сына и солдата? Потому что высокое звание, значение и миссия православного христианина имеют в себе черты всех трех общественных положений. По отношению к Богу - мы подчиненные, которые должны бесконечно благодарить Его за то, что Он по Своей неизреченной любви даровал нам жизнь, эту планету Земля, и все духовные и материальные блага. Также мы дети Всевышнего. Он, как говорится в молитве Господней, наш любящий Отец. С третьей позиции православный христианин - это воин, находящийся в непрестанной борьбе с собой, со своими страстями, грехами, похотями, с духами злобы поднебесными, т. е. бесами. И в этой войне, которую с Божьей помощью ведет Церковь уже не одно тысячелетие, нельзя оставить поле боя. Это равносильно поражению.

И храмовое богослужение для нас - и хвала-славословие нашему Начальнику-Творцу, и признание в любви нашему Отцу Небесному, и духовная битва за спасение своей души и душ своих близких.

Вправе ли мы нерадиво относиться к нему? Вот в чем вопрос, как писал Уильям Шекспир.

Священнический возглас: «Благословен Бог наш…» начинает богослужение. Мы входим в его живительную словесную воду, благодать Божья начинает действовать, исцеляя нас. Все суточные богослужения установлены либо непосредственно Христом, либо святыми отцами Церкви по внушению Святого Духа не просто так. Это своеобразная операция, которая проводится наилучшим хирургом - Богом по нашему исцелению-спасению. Может ли больной уйти с операционного стола, не дождавшись завершения операции?

Каждое слово, каждое движение, каждое воздевание священнических рук здесь важно!

Полюбите службу, дорогие братья и сестры! Полюбите службу! Как часто приходится видеть на ней скучающих людей. Как часто можно видеть написанное на их лицах «Ну, когда же это все закончится?» Давит-давит земной ветхий человек, и в сон его клонит, и есть он хочет, и ладан ему мешает дышать, и поют некрасиво, и батюшка какой-то не такой, и из дому уже звонят, спрашивают, где ты? О, столько факторов против! Как хочется вырваться из храма! Пойти домой, сесть в уютное кресло с бутербродом и чашкой чая и включить любимый сериал.

Но ты стоишь, почти спишь, слушаешь массу непонятных слов, тяжело и трудно борясь с собой. И, кажется, что ты сейчас вот уснешь и грохнешься на пол. Но нет, ты стоишь, мужественно качаешься, слушаешь Псалтирь, или канон, или Литургию, превозмогая себя.

Одну службу, вторую, третью… десятую… Настоящее мучение. «Каторга!»

Но вдруг нехотя, делая над собой гигантски-великанское усилие, ты в одиннадцатый раз входишь в храм, восходишь на свою внутреннюю дыбу и начинаешь слушать. И происходит чудо!

Тебе открывается глагол Божий. Ты вдруг с Божьей помощью начинаешь понимать если не все, то хотя бы нечто. И служба из уныло-скучной моросящей говорильни превращается в стройное светлое прекраснейшее здание. И Царствие Божие начинает открываться твоей душе. Слова, словно теплый ласковый дождь, падают в твою иссушенную сердечную землю и оживляют ее. Что-то пробуждается в твоей душе. Ты начинаешь видеть небо и быть ближе к нему. Богослужение отрывает тебя от земли и возводит к Господу-Спасителю нашему. И этого счастья у тебя уже никто не заберет. И жить ты без службы уже не можешь. Она становится центром твоего существования.

Но для этого нужно потерпеть. В нужный момент не уйти, прокачаться, почти уснуть - и ты обязательно поймаешь райскую птицу и ощутишь благодатное прикосновение Святого Духа, свежим ветерком врывающееся в затхлую горницу твоей души.

Нужно только потерпеть. Ведь мы терпим и учимся, проводя десятки часов за компьютером, когда пытаемся обучиться новой интересной игре. И терпим, когда стоим в длинной очереди в супермаркете с пакетом, полным продуктов, и терпим, когда обучаемся любимой профессии, которая может принести нам деньги. И боль у врача мы тоже терпим, потому что знаем, что она во благо.

Так почему бы нам не потерпеть Господа? Почему нам не потерпеть, пока внутренность наша не придет с Божьей помощью в гармонию - в мир, о котором мы так часто молимся, пока тело наше не уйдет с первого плана и соло-партию не отдаст душе, а само, как и положено, не займет партию помощника, второй скрипки. Как и должно быть.

Есть форс-мажоры. Конечно, тогда нужно уходить. Всякое в жизни может быть: на работу пора бежать, ребенок заболел, мама на поезде приехала - это дело понятное. На исповеди покаетесь, что уходили со службы ранее срока, и все. Но не следует устраивать и придумывать форс-мажоры самому. Достойте до конца службы. И однажды вы обретете рай. Обретете его уже здесь, на земле. Потому что храм, православное богослужение и есть небо на земле.

Будем помнить, дорогие братья и сестры, что действие, когда священник в конце службы выходит на амвон, осеняет нас крестом (на Литургии) и произносит «Христос истинный Бог наш… помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец», называется отпустом, т. е. нас отпускают и мы можем идти домой. Жизнеутверждающий разговор с Начальником состоялся. Он даровал нам свои блага. Любящий Отец преподнес нам Свой драгоценный дар - Себя, Свои Тело и Кровь Христовы. И поэтому наша битва, данное богослужение, закончилось победой. Операция прошла успешно. И с победой, исцеленные, облагодетельствованные, мы можем идти домой.

Обычай каждое воскресенье быть в церкви на литургии — то, что в максимальной степени было утрачено народом в годы гонений на веру. А ведь этот тот случай, когда евангельские слова "ищите прежде Царствия Божия, и все остальное приложится вам" срабатывают буквально. Человек идет на богослужение, а находит новых друзей, дела и целый образ жизни.

Если вы примете решение посетить богослужение в ближайшее воскресенье и при этом являетесь жителем большого города, то главная проблема, с которой вы столкнетесь — это переполненность православных храмов, многолюдство и духота. В спальных районах Москвы те, кто желает во время Божественной литургии находиться внутри храма, приходят и занимают места где-то за полчаса, а кое-где и за час. Опоздавшим приходится стоять во дворе. В некоторых храмах богослужение для стоящих на улице транслируется через динамики, в других звукоусилительной аппаратуры нет и, если вы молитесь во дворе, о том, что происходит в данный момент в храме, остается только догадываться.

Поэтому, если у вас возникнет желание побывать в церкви в воскресенье или в великий праздник, проконсультируйтесь вначале у знакомых, которые являются постоянными прихожанами какого-то конкретного храма или монастыря. Узнайте у них, во сколько начинается богослужение, каким образом они добираются до храма, попросите их взять вас с собой.

Если таких людей в вашем ближайшем окружении нет, с ними можно познакомиться на форумах или в социальных сетях. У большинства православных храмов и монастырей сейчас есть сайты с расписаниями служб, свои сообщества в социальных сетях и блогах. Жители спальных районов Москвы часто становятся постоянными прихожанами храмов, которые расположены на тех же линиях метро, но в центре, где населения значительно меньше, а церквей сохранилось больше. Например, из Медведкова или Ясенева едут на "Китай-город", с "Южной" — на "Полянку".

Часов в восемь-девять утра в воскресенье в метро и на остановках наземного городского транспорта можно встретить много людей, которые явно едут в церковь: ну куда же еще утром выходного дня может спешить супружеская пара с пятью детьми, дружно загружающая в вагон коляску с младшим? Так и оказывается — на "Третьяковской" семейство собираются к выходу, мама с дочками повязывают платки, а потом обнаруживаются в храме "Всех скорбящих Радосте" на Большой Ордынке, где служит глава ОВЦС митрополит Иларион.

Зачем вообще люди стремятся воскресным утром "урвать" православную литургию как дефицит — другой вопрос. Во-первых, согласно 80 правилу VI Вселенского Собора: "Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжение трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения". То есть, переводя с языка канонов на современный русский, человек, пропустивший три воскресных литургии без уважительной причины, более не может считаться православным христианином и отлучает сам себя от Церкви.

В то же время, букву канонов ни в коем случае не следует воспринимать как обещание грозной "административной кары" за дисциплинарные нарушения. Это просто констатация факта, что невозможно быть православным христианином без участия в таинствах и соборной молитвы.

Воскресная или праздничная литургия — это такое сокровище, ценность которого можно осознать, только потеряв его. Люди, которые не пропускали ни одной воскресной службы на протяжении многих лет, а потом вынуждены были пропустить из-за болезни, путешествия или по какой-то еще причине, отмечают, что "сейчас плохо без благодати", "служба давала мне силу, только теперь я чувствую, как мне ее не хватает".

Есть мнение, что человек, посетивший подряд три воскресных богослужения, в корне меняется, у него в душе происходит переворот, переоценка ценностей. Те, кто прежде считал, что можно "верить и в душе", начинают понимать, насколько велика разница между одиночеством в сомнениях и единством с другими людьми в "столпе и утверждении истины", как названа Церковь в Священном Писании. Те, для кого препятствием, мешающим переступить церковный порог, служила неприязнь к духовенству, зачастую вызванная справедливыми причинами, осознают, как мало на самом деле значат личные качества священника для спасения души его прихожан.

Люди в наше время крайне разобщены. Многие как за спасительную соломинку хватаются за любую возможность оказаться в компании живых людей, поэтому такой популярностью пользуются "встречи в реале" и вечеринки участников разных форумов и групп в социальных сетях. Если посещать воскресные богослужения, эта проблема решается за две-три недели: сегодня после службы ты отправишься с другими прихожанами на чаепитие, завтра тебя попросят помочь погорельцам или детскому дому, что тоже чревато общением с группой добровольцев. Где-то в среднем через полгода в реальность одиночества просто перестанешь верить: сегодня — именины крестника, там соберется человек сорок гостей; завтра приедут паломники из Воронежа, троих я уложу спать в своей гостиной, послезавтра — навещу бабу Маню, она лежит в больнице, потом — венчание Коли и Наташи, юбилей духовника, поездка всем приходом в Бари или Иерусалим, которая гарантирует еще полгода чаепитий с просмотрами видеофильмов и фотографии из паломничества...

Остается только надеяться, что исполнение естественных потребностей христианина, таких, как участие в богослужении, исповедь и причастие рано или поздно перестанут быть в больших городах дефицитом и роскошью. Еженедельный подвиг христианина будет заключаться только в том, что он преодолел свою лень, встал в семь утра и пошел в храм, а не в том, что он пришел, поработал локтями, растолкал всех и занял удобное место. Церкви станут доступны не только для крепких и закаленных, но и для инвалидов, бабушек с валокордином в кармане, мам с грудными младенцами и просто людей застенчивых, не умеющих лезть по головам. Возможно, этому поспособствуют те 200 модульных храмов , которые в ближайшее время обещал построить в Москве мэр Лужков.

Вопрос и простой и сложный одновременно. Простой для человека, понявшего, что придя в храм, нужно без причастия не уходить. Но этих людей пока не много, и в своем желании поступать по церковным соборным правилам они сталкиваются с противодействием со стороны священник ов и даже духовников, пребывающих в дремучих предрассудках Русской православной церкви синодального периода. Часто священники всё знают, но открыто не говорят, опасаясь церковного конформизма и местного раскола.

Именно ради причастия и приходили христиане первых веков, когда Литургия ещё не была обставлена по строгому стилю, и народ не выслушивал массу стихир, эктиний, ирмосов, тропарей, кондаков, канонов. Тогда все приходили за лекарством для борьбы с грехом и за прививкой Любви. Остальное было бесплатным приложением. Исповедь не являлась чисто церковным таинством и могла совершаться и вне храма. Таким образом, главной целью похода в храм является участие в регулярных таинствах. На этом можно было бы поставить точку, но…

Усложняться вопрос начинает для людей, не пытающихся даже отчасти ввести аскетику в свою жизнь. Если не работать над собой и не причащаться для этого часто, то возникают праздничные службы (включая воскресные), когда прихожанин «отстоял» на службе до «Отче наш», и со спокойной совестью и чувством выполненного долга рулит домой. Спрашивается, зачем приходил тогда? Новый Завет можно почитать и дома и с гораздо большей пользой и пониманием, а не пытаться разбирать, что там пропел диакон на церковно-славянском. Помолиться тоже можно дома с не меньшим успехом. Да и на службе молитв столько, что опытнейший и духовный христианин вряд ли сможет так долго удерживать внимание на смыслах. Когда же столько всего зачитывается, то человек подспудно, настраиваясь на бесконечную чреду чтений и песнопений, много чего умышленно пропускает мимо ушей.

Еще больше вопросов о смысле службы возникает у детей. Поскольку у меня была практика чтения дома Евангелия и Апостола на церковно-славянском, то я понимаю 90% услышанного в Евангелии и 20% Апостола. Кое-что понимаю и по службе, особенно эктинии и кафизмы Псалтыря. Но понимание детей из всего услышанного на службе стремиться к нулю. И не только у моих детей. И что будет в будущем? Сегодня у них есть родительский пример, семейная традиция, подчинённость родителям. И они ходят, хотя ничего не понимают. И когда они уйдут в самостоятельную жизнь, всё, что не имеет смысла, отпадёт как шелуха. Думаю (мечтаю), что я успею до самостоятельной жизни детей донести важность Спасения для вечной жизни и невозможность этого Спасения без участия в таинствах Исповеди и Причастия. Но они вполне могут решить отказаться от похода на службы вне участия в таинствах, и участие в последних сократить.

Сейчас они ходят на службы и в дни, когда не причащаются, поскольку ходят родители. А есть ли всё же смысл в регулярных походах в храм, если не участвовать в таинствах? Например, впереди рядовое воскресенье, обычная семья, обычные дети, причастие раз в месяц в лучшем случае. В это воскресенье не будут причащаться. Есть ли у похода в храм смысл?

Книжек и статей на эту тему написано не мало, но некоторые ответы родом из Закона Божьего позапрошлого века своей елейностью и правильностью «тянуться за зубами». Ну не думают так современные люди, полусветские-полуцерковные, и уж подавно так не думают современные дети. Думаю, что так не думают и многие церковные люди. Конечно, кому то эти аргументы, может, и подходят, люди все разные. Попробую ответить, как раньше я сам себе аргументировал нужность похода на Литургию.

Ключевые аргументы в виде церковных правил в отношении регулярности присутствия верных на службах и участия в таинствах я не рассматриваю. Это нормы и правила Церкви. Мы много чего должны делать, и не делаем, и делаем в большинстве то, в чем видим смысл. Вот о сформулированных смыслах и хочу сказать:

  • Было первичное ощущение неустоявшегося верою (до принятия решения постоянно причащаться), что если я заброшу регулярно ходить в храм, то я могу выпасть из церковности.
  • После похода на службу у меня бывает больше позывов взять в руки Новый Завет или книги святых отцов, и просто почитать. Иногда это сопряжено с тем, что слушал на службе, почти ничего не понял, а понять желательно.
  • После похода на службу появляется повод (пусть и не всегда) поговорить с детьми на религиозную тему, объяснив им то, чего они не поняли. В последнее время всё чаще, по мере их взросления.
  • Самовоспитание твёрдости и стяжание терпения. На службу нужно встать в выходной день, потратить время, что уже само по себе является трудом. Может это тупо, но я службой без таинства наступаю на горло собственной лени. Кроме того, на службе часто орут младенцы, становятся прихожане перед самым носом, толкаются, подвывают своим голосом общему пению, болтают, когда ты напрягаешься и вслушиваешься в слова молитв. В первые годы это всё очень раздражало. Регулярность посещения храма и проявления этих раздражителей смиряет и учит быть терпеливее к слабостям чужих людей. Дома этих уроков не получишь.
  • Если попадаешь на проповедь, которую говорит отец Григорий (Никольский собор, Свято-Покровского женского монастыря), то «цепляло» за сердце иногда надолго, было желание изменяться и даже были реализованы попытки самого деланья. Ради этого стоит побывать на службе даже без причастия.

Замечу, что никогда не имел потребности в возжжении свечей (кроме редких поводов), целовании икон и мощей, питье святой воды, освящении куличей, верб, яблок, воды, травы. Культ интересовал слабо. Потому и эти поводы не были мотивом прихода в храм.

Сейчас, когда основным смыслом стало регулярное участие в таинствах , приведенные выше смыслы стали второстепенными, но всё же довлеющими, пока, в принятии решения о походе в храм. Надеюсь, со временем они отпадут, и снимут обязательства исполнения долга, особенно если по церковным правилам не удалось соблюсти пост в ночь перед службой . Но всё чаще ловлю себя на мысли, что если практика постоянного участия в таинствах укоренится в течение нескольких лет, то из непосещения отдельных воскресных служб духовной проблемы выдумывать не нужно. К таким мыслям подтолкнули рассуждения о смыслах в службах для детей и постоянная их ориентация на смысл таинств .

У детей, в силу их возраста, больше акцент на смысле их похода в храм утром в воскресенье, когда хочется поспать. Если нет участия в таинствах , при почти 100%-ой непонятности службы , то мотива нет вообще. При этом они часто ниже ростом, и даже не видят происходящего для поддержания внимания. Они ничего не понимают на церковно-славянском, даже Евангелие . Они не видят смысла в своём присутствии во время этого действа на непонятном языке.

Я подозреваю, что из-за фанатичного отношения к церковно-славянскому нашего священоначалия, как к некоей сакральной форме самого правильного православия, мы будем терять тех, кто пытается реализовать осмысленный религиозный выбор. Наши дети после ухода в свободное плаванье закинут эти походы по воскресеньям, а могут вообще отколоться туда, где понятно. И не забросят они, только если успеть донести до них истинный смысл наличия храмов, как мест действенного разрешения от грехов в процессе покаяния и получения помощи от Бога в таинстве Причастия .

И нужно набраться смелости не заставлять их ходить в храм без смысла. Смыслы взрослых, типа которых я привёл выше, для них «тянутся за зубами». Но смысл Причастия и Исповеди у них должен быть насажен глубоко. И личный пример регулярно причащающихся родителей, когда они знают, что если отец или мать или оба собрались в храм, то значит на причастие. И если они ходят постоянно, то постоянно причащаются и понятно зачем. Вот это и должно выступить долгосрочным мотиватором, который сохранит их в лоне Церкви, даже если еще сто лет нам слушать бормотание в храмах на архаичном и непонятном церковно-славянском языке. Хотя мне сложно даже не ребёнку объяснить, почему при всей истинности православия, мы молимся на непонятном языке. Аргументы диакона Андрея Кураева и других защитников церковно-славянского выглядят как натяжки, и сердце с ними не соглашается, не говоря уже об уме.

Кстати, а культ сам по себе нужен для спасения в том виде как он есть? Опыт затворников, пустынников, отшельников и первых четырёх столетий существования Церкви говорит, что это не обязательное средство спасения и участие в нём без таинств ничего не даёт. Было бы странно прочитать в Деяниях, типа «Они отслужили Всенощную, Часы, Литургию, а потом возложили руки и на новых учеников сошёл Дух Святой ». Нет там такого. Помолились, и Сошёл. Но раз уже в жизни Церкви установлено, такое действо, думаю, не нужно от него отказываться, но нужно отходить от сакрализации самого культа. Потому последняя диалектическая мысль, которая уже довольно долго укореняется в сердце и в голове – нет смысла в походе в храм без участия в Таинствах. Это нужно донести до себя и своих детей. А детям еще рассказать, в разных вариациях, что такое Спасение, от чего собственно спасаемся и с помощью чего.

Согласен, принять такое решение сложно из-за махрового фарисейства и традиционализма, свойственного человеку. Сложно человеку отказаться от вычитывания канонов перед причастием в пользу нескольких молитв, но прочитанных крайне внимательно. Но плоды такого изменения угла подготовки к таинству хорошие и добрые.

То же и со службами . Но в день, в который мы по каким-то причинам не причащаемся или не исповедуемся, проспать будет явно не правильно. Есть мысли всё же посвятить время Господу, прочитав детям отрывки из Евангелия и Посланий с толкованиями сложных мест для осмысления. Можно почитать и Ветхий завет. Можно дать задание прочитать и попросить рассказать, что они поняли и сделать коррекцию. Пока эти задумки витают в голове как мыслеформы. Но они кажутся более уместными и полезными, чем «отстаивание» службы или тупой пропуск Литургии , если не запланировано участие в таинствах . А стратегически нужно работать в направлении, чтобы причастие стало нормой личной духовной практики человека, который пытается быть христианином.

Приняв для себя твёрдо формулу «Нет храма без таинств », появится больше мотивов участвовать в таинствах и стремиться к ним, а не к «отстаиванию» службы. По сути, я уже ответил на вопрос в теме статьи. Но есть еще привязанность к культу. И о смыслах культа хочу поговорить отдельно. Поскольку с него начинается церковность неофитов. Некоторым людям лучше молится в храме, чем дома, им легче возбудить религиозные чувства. Моё же слово было к людям, пытающимся уйти от фарисейства и «чувства выполненного долга» в выходной день.

Вместо резюме. Когда писал статью было ощущение, что к этим рассуждениям и выводам каждый должен прийти диалектически и постепенно. Что недавно воцерковлённым рано так думать и поступать. И поймал себя на мысли, что не могу отделаться от стереотипа, что все должны набивать те же шишки в духовном опыте, что и я сам. На самом деле, хотя высказанные идеи могут со стороны выглядеть как обновленческие, их суть – это возврат к Евангелию, к его духу. И не должны вновь обращаемые делать массу бессмысленных и бесполезных действий в Церкви и просто участвовать в культе ради культа. Лучше сразу начинать делать так, как нам говорит Евангелие и традиция Церквей, не переживших эпохи маловерия и безбожия. А традиция такова, что все, пришедшие в храм, причащаются. Более существенного мотива участия в культе, который готовит к таинству, просто не существует. Если всё же не получается по каким-то причинам причаститься, то можно заменить поход в храм любым делом благочестия, особенно чтением Священного Писания или книг святых отцов. Пользы и понимания будет больше. ИМХО.

Самое опасное, в том числе и, на мой взгляд, таится в том, что после постоянного и регулярного Причастия можно тоже уходить из храма с чувством выполненного долга(!). Это может даже сопрягаться с чувством выполненного Высшего долга. Больше, Господи, я уже не мог сделать. А рядом может идти фарисейское тщеславие с высокомерием: «Благодарю Тебя Господи, что я не такой, как другие люди,… которые просто отстаивают в храме по воскресеньям. Я выше них, я понял в чём смысл, а эта масса ничего не понимает». И тогда Причастие в состоянии прелести будет в осуждение такому гордецу. А впасть в это по вышеизложенным мотивам элементарно. Если такие мысли родились в душе, лучше вернуться к Причастию по нынешнему правилу, раз в месяц, но не иметь поводов для гордости.

Вся штука в том, что приход к постоянному Причастию должен быть обусловлен аскетическим мотивом после тщательного изучения святых отцов-аскетов. Само по себе Причастие может быть и в осуждение, как описано в предыдущем абзаце. И нужно уяснить себе на самом глубинном уровне, что Причастие – не цель, а средство. Христианин, столкнушись с многолетней практикой исповедания одних и тех же грехов, приходит к выводу (если приходит), что нужно активнее работать над собой. Он должен знать, что в этом ему может помочь Бог , с которым он соединяется в Причастии . Потому, исходя из сегодняшнего моего опыта, пока не вижу никаких причин для учащения Причастия , кроме усиления работы над собой.

Несомненно, учащение Причастия само по себе должно родить желание личной аскезы и подражания Христу. Если не рождает, то стоит отказаться от этой практики и вернуться к более редкому причастию. Значит, человек ещё не созрел к такой практике. Ну и в принципе, особенно новоначальным, лучше такие шаги согласовывать с духовником. Более опытные христиане могут и сами принимать некоторые духовные решения и практики, если есть неодноразовый опыт наблюдений и выводов от последствий таких решений. Но, находящимся всего 2-3 года в Церкви, лучше такими экспериментами самостоятельно не заниматься.

Было высказано опасение «профанирования Причастия », особенно новоначальными, без опыта подготовки к Таинствам , если оно станет частым. Если присутствует аскетический мотив Причастия и не возникает высокомерия, то Причастие сложно профанировать. Тот, кто «рассуждает о Чаше» по словам ап.Павла, и понимает что посредством Её он соединяется с Богом и получает помощь для борьбы с грехом, а не просто причащается чтобы причащаться, для него профанация невозможна. Если, конечно, не считать профанацией уменьшение раздутого правила перед Причастием и поста только в ночь накануне Литургии .

Еще сделано предположение, что требовательные к себе новоначальные могут оставить Церковь, раз они не могут регулярно причащаться. Ну к этому статья точно не подталкивает. Сайт называется Экс-фарисей, т.е. ориентирован на достаточно опытных христиан, а не неофитов. Жёстко прописаны предостережения на самом видном месте отдельной опцией меню. Вся статья пронизана оговорками, что новоначальным (неофитам) нужно использовать материал статьи больше как ориентир, а не немедленное руководство к действию, и даже для опытных, я подчёркиваю, что это мнение автора статьи. Надеюсь, кому-то оно будет полезным. Особенно тем, кто беспокоится, какой стержень веры останется у детей, ушедших в самостоятельную жизнь, когда рядом не будет родителей, которые за ручку водили в храм (в котором они ничего не понимали).

Значит, мы должны дать то, что будет понятно и оправдает на самом высшем уровне походы в храм. Может, меня не совсем поймут те, у кого дети совсем маленькие. Новоначальные, они как дети-подростки в Церкви, что-то уже знают (не младенцы), а опыта мало. Статья ориентирует их на смысл похода в храм, на цели, к которым надо стремиться. Если сразу не получается, или не благословляют, то потом получится. Но уходить из-за этого из Церкви… Я пытаюсь именно этим удержать детей в храме. И если кто-то сделает противоположный вывод, то это редкий случай максимализма. Такой человек если не из-за этого уйдёт, так из-за другого. Вменяемый же новоначальный должен видеть ориентир и Инструмент на пути уподобления Христу, а не пребывать в фарисейском желании исполнить форму не причастившись содержанию.

Ну и высказано замечание, что я хочу выбросить культ и все литургическое окружение Причастия , как «отмершее и не нужное». Ни в коем случае. Если и не нужное, то только само по себе (без Причастия) в силу непонимания и невосприятия из-за церковно-славянского языка. Была бы служба на русском или украинском языке, нет проблем. Ее написал Учитель Церкви, свт.Василий Великий как благочестивую форму для подготовки христиан к Причастию (!). Как же я это могу считать не нужным?! Просто, когда Василий Великий составлял службу, делал он это на том же языке, на котором и говорил. Почему же мы должны выворачивать себе мозги? Думаю, святителю и в голову не могло прийти до какого мы дойдём ригоризма в сохранении архаичной формы, приписывая сакральность языку. И при этом, мы нагибаем содержание и понимание ради формы. Я всего лишь за то, чтобы форма соответствовала содержанию.

Но опять же, возвращаясь к стержню статьи, апогеем Литургического круга является Причастие . Исповедь тоже важное таинство, но не к нему готовит прихожан круг церковных служб. Хотя это таинство тоже происходит во время Всенощного бдения или Литургии (такова практика нашего священства, к сожалению, что вне служб исповеди нет). Если мы в одном главном таинстве или в обоих не участвуем, то к какому апогею мы готовимся? Для кого «Примите и ешьте…» и «Пейте от неё все…»?! Все! А не те, кто три дня постился и вычитал 4 канона и 12 молитв с полным утренним и вечерним правилом. Хотя соборное правило предполагает пост только в ночь накануне.

Потому и рождались мысли, что, возможно, при правильном понимании ситуации, лучше дома святых отцов и Новый Завет почитать с детьми, чем «простоять» всю службу (дети ничего не понимают, я – частично), и когда Чашу готовы будут вынести к христианам, развернуться спиной к Ней и свалить домой.

Тех, кого смущает подобный подход, но они понимают, что рассуждения верны и при этом они не готовы к такому новому (древнему) раскладу, можно завести правило регулярной исповеди на службах , когда они по каким-то причинам не попадают на главное Таинство . Если нет подготовки ни к тому ни к другому, и восприятие церковно-славянского как у моих детей, то всё же вижу смысл с гораздо большей пользой почитать дома Новый Завет с толкованиями. Особенно это касается тех, кто регулярно в храме уже больше десятка лет, а воскресения без таинств случаются не часто.

Количество записей: 285

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, на причастии, когда подходишь к Чаше, как правильно говорить: имя или раба Божия + имя? Или это не имеет значения? Раздражение - это грех? А если при раздражении никого не оскорбить, ничего не сделать, а подавить в себе это чувство, то это все равно грех? Извините за этот глупый вопрос: можно ли есть конфеты в пост (если да,то какие)? Почему среда и пятница - постные дни? Спасибо Вам большое.

Ирина

Дорогая Ирина, при причащении достаточно назвать имя. Грех, прежде всего, наносит рану душе согрешающего. Поэтому грех не только поступок, но и помысел. Но, подавляя в себе страсти, например, раздражения, постепенно научимся их побеждать в самом зародыше, и уже не будем согрешать. Среда и пятница - постные дни по причине того, что в среду Иуда предал Христа, а в пятницу Его распяли. Что же до конфет, то с этим вопросом Вам лучше обратиться к священнику Вашего прихода, потому как для каждого человека своя мера поста. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как часто нужно причащаться? С недавних пор я хожу каждое воскресенье на утреннюю службу, нужно ли причащаться каждое воскресенье? Можно ли причащаться без исповеди? В интернете я читала, что в каждой церкви по-разному, но в церкви, в которую я хожу на воскресную службу, батюшка предупреждает, что нельзя. Но я всё равно иногда причащаюсь, не исповедаясь. Считается ли это грехом? Наверное, это двойной грех, ведь я, получается, еще и обманываю. Говорят, перед причащением нужно поститься 3 дня, - правда ли это? Если да, то, получается, в неделю только 2 дня можно не поститься: понедельник и вторник? Ведь среда и пятница - постные дни. Спасибо!

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна.
Вы правильно поступаете, не пропуская воскресную литургию. Тем самым Вы закладываете прочный фундамент своей духовной жизни. Сейчас Вы подошли к такому моменту, когда надо научиться в вопросах церковной жизни следовать благословению священника. Нельзя самостоятельно решать вопрос о причастии. Обсудите этот вопрос на исповеди и исповедуйтесь в самочинии, т. е. в своевольном нарушении установленного порядка.
Перед причастием, действительно, соблюдается трехдневный пост. Но в некоторых случаях, по усмотрению духовника, постными днями перед причастием являются среда, пятница и суббота. В вопросах поста неукоснительно следуйте благословению священника. Это тот случай, когда послушание ставится превыше молитвы.
Укрепи Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, повела ребенка (3года) на причастие, так она мало того, что истерила, так еще ложку у священника выбила, все упало. Это плохо? Что делать?

Алла

Алла,
ребенка надо приучать к храму, чтобы он не чувствовал никакого напряжения во время службы. Ходите чаще в храм, не обязательно к причастию, подходите вместе с ней к иконам, ставьте свечки, молитесь, рассказывайте малышу о иконах и храме.
Если она не будет ощущать Ваше беспокойство (а оно особенно может проявиться, когда Вы будете нервничать, поднося ее к Чаше), она и во время службы не будет плакать.
Когда подходите к причастию, посоветую держать ручки малышки своими, но начинать держать только тогда, когда будут ее причащать.
То, что она что-то уронила - Вас не касается, эту проблему решит священник.
Помоги Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Нагрешила, теперь не знаю, как мне дальше жить. Я уже год не могу причаститься - не успеваю просто подойти к Чаше... Три раза приходила исповедоваться, но не могу причаститься. Подходила к священнику, просила помочь, но мне говорили: увы, наверное, там уже ничего не осталось, смиритесь. И вот, в последний раз меня взяла вселенская обида. Я всю дорогу до дома плакала, говорила себе, что в церковь больше никогда не пойду. Придя домой, сняла крестик и сказала себе, что больше он мне не нужен, что Бога нет... Теперь жалею о содеянном. Не знаю, как дальше быть. Прошу Вашей помощи. Спасибо!

Анастасия

Анастасия, я думаю, крестик Вы уже надели - об этом нет уже нужды говорить, а вот в отношении Причастия можно поступить двояко: либо уж заставить себя прийти вовремя, как и положено, либо, если обстоятельства Ваши уважительные и объективные, то попросить священника причастить Вас на дому.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Меня зовут Валентина, мне 29 лет. Меня тревожит моя излишняя стеснительность, на исповеди даже слова не могу правильно подобрать, приходиться по бумажке формальную исповедь писать, есть огромное желание кому-то помогать, но стесняюсь предложить свою помощь нуждающемуся, даже когда батюшка зовет всех желающих на уборку храма, мне очень хочется помочь, но опять стесняюсь приходить. Я себя сильно за это укоряю, но ничего не могу с собой поделать. Может, найдется у Вас для меня совет?

Валентина

Валентина, я думаю, со временем, с возрастом Ваша застенчивость пройдет, а сейчас постарайтесь просто себя пересиливать и уж конечно не молчать, когда у Вас есть силы и настроение сделать доброе дело.

игумен Никон (Головко)

Батюшки, спаси вас Господи, благодарю вас всех за ваши ответы! Ответьте пожалуйста на мой вопрос, почему говорят, что свечи нельзя задувать, надо тушить их руками, и приводят пример, что в церкви не задувают, а накрывают специальными железными крышечками. А я подумала, просто в церкви очень много свечей и на каждую дуть как-то неудобно, проще руками тушить. Суеверие ли это? Благодарю.

Здравствуйте, Наталия! Свечи задувать можно. Все это суеверие и "бабушкино богословие".

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Проясните, пожалуйста ситуацию: в одном храме из соседнего района собирают деньги на иконостас, за определённое пожертвование (1000 руб) обещают написать имена жертвователей, я задал вопрос, будут ли на Литургии упоминаться имена жертвователей? Мне ответили, что нет, не будут, нам выдадут только именную бумагу. В связи с этим у меня вопрос: какую пользу для души может принести пожертвование и надпись имени на обратной стороне иконостаса без упоминания имени на Литургии? Я у Вас на сайте читал, что даже на стене плача в Иерусалиме христиане не должны оставлять записок, а это разве не сходный случай, ведь имя на Литургии не произносится?

Андрей

Согласен с Вашим недоумением, Андрей. Возможно, было бы разумнее записать имена жертвователей в синодик, чтобы поминать на службе, а так приходится только лишь надеяться, что какой-то батюшка разыщет ваши имена на иконостасе и начнет их поминать.
И, тем не менее, пожертвовать на иконостас – доброе дело, и оно само по себе принесет пользу душе.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Моя дочь, ей 4 года, не хочет причащаться. Плачет, впадает в истерику. Другие мои дети ведут себя спокойно. Священник сказал, что насильно причащать ребенка не будет. Что же мне делать?

Юлия

Юлия, есть один проверенный способ: сначала причащаетесь сами, а сразу следом за Вами – Ваша дочь. Это всегда помогало.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, меня зовут Наталья, я из Казахстана. У меня возник один вопрос, но сначала небольшая предыстория: моей мамы, к моему великому сожалению, нет уже почти 5 лет, она пела в церковном хоре и я росла при церкви (если можно так сказать) и вот, я помню, что мама всегда говорила, что не хочет, чтобы ей после смерти поставили памятник, разрешила нам поставить только деревянный крест. Она это объясняла, но вот как объясняла, дословно я не помню. Что-то говорила о том, что в судный день крест надо будет нести, а памятник невозможно будет поднять... И мой вопрос: это описывается где-то в Библии? Откуда у мамы было такое решение?

Наталья

Здравствуйте, Наталья.
Ставить на могиле деревянный крест - это благочестивая российская традиция. Простота материала говорит о нестяжании усопшего.
Многие завещают часть средств и имущества пожертвовать нуждающимся, а на могиле поставить простой деревянный крест.
С другой стороны, тем самым христиане исповедают свою готовность следовать за Христом и надежду на спасение души. Ведь орудие нашего спасения, - Крест Христов - был деревянный.
Возможно, не следует понимать буквально желание мамы в судный день нести деревянный крест, но безусловно, она хотела иметь свидетельство того, что пронесла свой Крест через все испытания земной жизни.
Благослови Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшки и благословите спросить. Можно ли устоять в вере, не имея постоянного общения с верующими? Дело в том, что я хожу в храм всего дважды в месяц (чаще не получается), да это и не храм как таковой, а маленький церковный приход, можно сказать, в глуши, где служит один только батюшка. Я уже 2 года посещаю службы там, но ни с кем так и не получилось сдружиться, каждый как-то сам по себе. Очень хотелось бы и после службы общения духовного с христианами иметь, но не с кем. В моей местности, где я сейчас проживаю, вообще мало русских, а христиан вообще не встречаю. Только когда езжу в храм, там пару вежливых слов друг другу скажем, и все. А я жажду поговорить о Боге, а не о житейских мелочах. Как же мне быть? Слава Богу, вот тут на сайте Вас встретила, а больше - не с кем духовно общаться. Честно говоря, иногда даже завидую протестантам, видя, как они дружно в своей общине живут. Я никогда не променяю веру православную ни на что другое, но ох, как мне не хватает общения! Пока довольствуюсь вот только виртуальным общением. Но и за это - слава Богу. Прошу вас, уважаемые батюшки, помолитесь за меня, чтобы Господь укрепил мою веру, и за моих родных, которые сейчас далеко от меня (Ирину, Корину, Виктора, Серафиму, Виктора, Василия). Спасибо вам за то, что вы у нас есть, добрые наши пастыри! Дай вам Бог здоровья и сил!

Валентина

Валентина, я искренне понимаю Ваш голод по общению, но в наше время лучше о Боге постоянно думать, чем о Нем постоянно говорить.
Конечно, за неимением общения Вам кажется, что оно принесет Вам духовную пользу – но поверьте, что кроме рассеяния мыслей и расхолаживания в молитве, осуждения друг друга и ропота на священника оно в реальности ничего в Вашей душе не оставит.
А поэтому, спасайтесь, как спасаетесь, и слава Богу, что так! А будет трудно – пишите, когда человек пишет, он не пустословит – а мы поможем.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Извините за вопрос. Я хожу в храм, он обновляется, там я помогаю, чем могу, да и нравится, пытаюсь прийти к вере, но не в укор скажу - мне не нравится, что у батюшки исповедуются и проблемы свои открывают. Нет, это нормально, он помогает их решить, но потом все знают твои грехи и проблемы - храм маленький, когда исповедуешься, рядом всё слышно.Не хочется, чтобы знали про моё прошлое. Потом жалеть меня будут, а хотелось бы, чтобы воспринимали как обычно. А прихожане в основном пожилые люди, могут осуждать или жалеть. Как быть, идти в другой храм - как бы предательством будет, к тому же, если честно, в этом храме пытаюсь встретить девушку. И менять духовника тоже как то не хочется.

Сергей

Сергей, прежде всего, я уверен, Вам надо обсудить свои сомнения и смущения с Вашим батюшкой. Наверняка он сможет большую часть их развеять. Если же после разговора останется что-то непонятное, тогда будем решать дальше.

игумен Никон (Головко)

Здраствуйте! Очень надеюсь на Вашу мудрость и прояснение. Церковные правила нам говорят о том, что шесть дней трудись, а седьмой день отдай Богу, то есть каждый православный человек по воскресениям должен ходить в церковь. Но, пожалуйста, разъясните, допускается ли, если в силу семейных обстоятельств человек вместо воскресенья посещает церковь в пятницу?

Андрей

Да, Андрей, допускается. Главное – от Церкви не отлучаться насовсем!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Мой отец мусульманин, мама христианка, я всю жизнь была ни туда и ни сюда. Теперь хочу креститься, наконец-то я поняла, что для меня ближе, и муж у меня православный. Он надел на меня нательный крест, мой отец увидел как-то и был серьезный разговор с ним. Он говорил, что я предала его, его веру, отреклась и т. д. Мне сейчас очень тяжело, в церкви мне становится плохо, я даже с батюшкой не в силах говорить. Папа утверждает что нарекли меня с рождения именем по мусульманским обычаям, и крещение пойдет не на пользу, скорее, наоборот. Мне больно это слышать, это не так! Скажите, ничего же нет в этом страшного, что при рождении был такой обряд, а сейчас я собралась креститься? И как победить страх, что поможет мне решиться? Спасибо.

Алина

Посвятить себя Богу и истинной вере никогда не поздно. И при этом совершенно неважно, что с Вами было до того, как перед Вами открылась истина Православия. Вы можете креститься, Вы должны креститься, если всем сердцем решили последовать христианству. Религия - это вопрос личный, а не родовой или национальный. Господь да укрепит Вас в нелегком вашем пути к Нему!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте. У моей девушки такая проблема: она все время боится смерти, не может ездить на автобусе. Когда едет, ей становится плохо, панические атаки, которые она не может контролировать, ей кажется, что не доедет, особенно, когда много людей в автобусе, ее все время тошнит. Она предполагает, что это из-за того, что как-то на массовом забеге бежавшая сзади толпа затоптала ее - еле вытащили из под ног. Я все-таки думаю, что все сложнее, но не знаю точно. Может, бесовские происки. Мысли явно нехорошие, и ей надо побороть этот страх. Говорю, что Господь с ней и нечего бояться, но мои слова вряд ли ей помогут. Советую в церковь сходить, там точно помогут. Она когда была последний раз в церкви, тоже плохо стало, стошнило. Все равно надо идти, а точнее - начать ходить, потому что редко бываем. У меня и у самого подобные панические атаки бывают, только не смерти боюсь, а выглядеть глупо, нелепо. Например, оденешься в старые вещи, потрепанные немного, и вот, думаешь, как ты в глазах других людей выглядишь. Умом-то сейчас понимаю, что глупо, а когда в ситуации подобной нахожусь, прямо места себе не находишь. Поймал себя как-то. Ощущение такое, как будто навязанные мысли эти, как будто со стороны себя увидел. Думаю, что мысли о смерти и страх этот моей девушке подобным же образом навязывается. Что это за страхи такие? Из-за чего возникают? Как с ними бороться? Могу я как-то помочь своей девушке справиться с этим страхом? Может, молитву вместе читать, когда у нее эти панические атаки? Подскажите, пожалуйста.

Сергей

Сергей, я предполагаю, что отчасти это – расстроенная психика (хотя об этом должен конкретно судить специалист), а отчасти все-таки духовное повреждение. Вы правильно зовете ее в храм, сходите, не тяните с этим. А если в толпе становится плохо, то идите в пустой храм, в малолюдный, в будни, наконец. И если тогда снова станет плохо, то не уходите совсем, а постарайтесь отдохнув, снова вернуться в молитву. И еще – Вам поможет более частое Причащение, но только с должной, неленностной подготовкой и подробной исповедью, особенно в тайных страстях и грехах юности, в грехах забытых.

игумен Никон Головко

Почему на кресте храма Христа Спасителя шестиконечная звезда Давида и люстра исполнена в форме этого знака? Разве это православный символ?

Ирина

Здравствуйте, батюшка! Недавно в храме я услышала разговор двух прихожан. Одна другой настойчиво говорила, что на кладбище (посещать могилы) в воскресенье или во все религиозные праздники ходить нельзя. Кроме того, нельзя ходить в будни после обеда и до начала службы в Храме. Я удивилась, но спорить и уточнять у них не стала. Самая я думаю, что это не так. Может я не права? Спасибо.

Татьяна Ч.

Татьяна, то, что Вы услышали, является отголоском церковной традиции вперемешку со своими домыслами. Не вдаваясь в подробности церковного устава можно сказать, что и в праздники, и в воскресенья, и вообще в любое время на кладбище ходить и поминать там своих родственников можно. А вот заказать панихиду можно будет не всегда – и то только по той причине, что в дни великих праздников гласного, общественного поминания в церкви и на кладбище усопших не совершается ради торжества праздника. Но даже в такие высокоторжественные дни поминовение в храме совершается, в алтаре, а поэтому и Вам ничего не мешает в эти дни также прийти на могилы родственников и помянуть их в своих молитвах.

игумен Никон Головко

Здравствуйте, дорогой батюшка! Когда у меня есть возможность, я всегда стараюсь зайти в храм. Сегодня, когда я пришла, службы еще не было, поэтому поставила свечи, приложилась к иконкам, помолилась. В храме есть иконы, которые нарисованы на стене. В тот момент, когда я прикладывалась к одной из таких, матушка мне сказала, что нет благословения прикладываться к настенным иконам. Батюшка, не согрешила ли я? Храни Господь!

Многие из нас уже давно ведут церковную жизнь, регулярно посещают храм, исповедуются, причащаются; знают церковные правила - писанные и неписанные, и очень охотно этим правилам учат других, зачастую против их желания. Но достигнув такого церковного «профессионализма», мы часто забываем очень важные вещи.

Чувство благоговения…Давайте вспомним, как мы заходили в храм и какие чувства у нас были, когда мы только начинали посещать церковь, когда мы ещё не были воцерковленными. Мы обдумывали каждое наше действие, причём, не только потому, что боялись получить выговор, а потому что испытывали благоговение. Что же стало теперь со многими из нас? Мы, как и прежде, трижды кланяемся храму перед тем, как в него зайти, кладём поклон внутри храма, а дальше… дальше чувствуем себя очень уверенно а, точнее, неблагоговейно. Идёт богослужение. Нам захотелось - пошли к иконе прикладываться, которая в другом конце храма, отвлекли этим молящихся. В этом - не только неблагоговение, но и элементарный эгоизм. Поэтому хождение по храму во время службы является грехом, который, кстати, всегда называется на общей исповеди. Но мы, особенно старожилы храма, почему то про это забываем. Забываем, что храм - это дом Божий и делаем то, что вздумается. А ведь именно с нас должны брать пример те, кто только начинает церковную жизнь. Чему они от нас научатся? Разговорам и гулянию по храму. Это не правильно. Это у иудеев считается, что если ты близок Богу, то можешь вести себя в синагоге очень свободно. Но мы - не иудеи, и в православном храме главное благоговение, страх Божий и забота о том, чтобы не помешать молитве других. Поэтому ходить во время службы по храму разрешается только священнослужителям и церковнослужителям. Можем ли мы представить какого - либо святого, который расхаживает по храму, разговаривает со встретившимися знакомыми? Нет… Но ведь для нас именно святые должны быть примером. Давайте вспоминать об этом каждый раз, когда появится желание достигнуть дальней иконы во время скучной для нас части богослужения.

Вот некоторые правила поведения за богослужением:
Чтобы приложиться к иконам и поставить свечи, нужно приходить в храм заранее, и когда чтец начнёт читать часы уже не ходить, а молиться соборно. Выбери себе удобное место и не сходи с него. Если надо исповедаться, причаститься или помазаться встань в соответствующую очередь, а после сего - вернись на прежнее место и стой до самого отпуста. Уходить с богослужения без крайней необходимости или из-за неотложных обстоятельств - грех перед Богом. Особенно старайся не выходить из храма во время Литургии, по крайней мере до пения "Отче наш...". Богослужение - это пир у Господа. Представь, будет ли приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдут раньше окончания праздника?

Если опоздал - не протискивайся к своему месту, а встань, где получится. Не передавай свечи и не ходи от иконы к иконе. Ты думаешь, что тебя никто не замечает, а на самом деле, ты отвлекаешь многих..Опоздал - дождись конца службы, и тогда приложишься. Ты же согрешил опозданием, вот и задержись в храме после службы.

Не разговаривай на службе; помни, что за разговоры в храме посылаются скорби. И старайся не приветствовать никого. Если увидел знакомого, кивни ему и довольно. А рукопожатия и целования отвлекают других от молитвы.

Стоя на службе не подпевай хору, кроме тех песнопений, которые, по традиции, поёт весь храм. Подумай, что рядом с тобой может стоять человек, который хочет слушать хор, а не твоё пение, даже если у тебя есть слух, и ты знаешь песнопения. У тебя, как говорят, душа поёт, но у рядом стоящего от твоего пения может возникнуть искушение, и он не сможет из-за этого молиться. Именно поэтому славословить вслух разрешается только священнослужителям, певцам и чтецам, а остальные должны делать это молча.

Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма.

Часто, к сожалению, стоя на службе, мы не понимаем того что поёт хор или читает чтец. Что делать в этом случае? Можно ли в такие моменты молиться о чём-то своём? Храм - это место соборной молитвы, т.е. все прихожане должны молиться единодушно и единой молитвой. Когда мы понимаем содержание песнопений и чтений, когда мы понимаем прошения на ектиниях и возгласы священника, конечно, мы молимся вместе со всеми об одном и том же. Но когда непонятно, нужно молиться не о чём-то отвлечённом, а творить Иисусову молитву. В большинстве церковных молитв, неважно, поются они или читаются, мы просим Бога об одном - о помиловании. Поэтому, произнося мысленно «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного», мы участвуем в тех же соборных молитвах, которые поёт хор или читает чтец. Иногда приходится видеть, как некоторые прихожане во время богослужения читают какие-то посторонние молитвы, например, каноны или последование ко святому Причащению. Это совершенно недопустимо и опасно. Св. отцы говорили, что ничего не может быть важнее соборной, а тем более Литургийной молитвы, а посему подобные наши самоделания чреваты повреждением ума. Правило ко Причащению читается заранее, и если нет возможности прочитать его целиком накануне, то можно начать готовиться раньше, читая, например, по канону в день. Исповедь перед Причастием тоже должна быть подготовленной, ЧТОБЫ НЕ ОТНИМАТЬ ЛИШНЕЕ ВРЕМЯ У СВЯЩЕННИКА И НЕ ЗАДЕРЖИВАТЬ других своими пространными и сумбурными рассказами, включающими ненужные подробности и оставляющими без внимания суть греха. Исповедоваться нужно во время Всенощного бдения. А пропускать Литургию, стоя на Исповеди, и отрывая при этом священника от его святого служения в Алтаре недопустимо. Поэтому тот, кто собирается причаститься, обязательно должен быть накануне на Всенощном бдении, а если это не получается, то следует отложить Причащение. Исключение делается в этом случае только для больных и немощных. Перед причащением мирян на некоторое время закрываются Царские врата, и перед ними ставится горящая свеча. В Алтаре в это время происходит важное и страшное действие: причащаются священники и готовятся причащать мирян. Свеча напоминает нам о внимании и благоговении, с которым нужно стоять в это время. А у нас наоборот храм становится подобен встревоженному улию, начинается шум и движение. Но ведь служба не кончилась…Поэтому нужно, оставаясь на своём месте, слушать молитвы или поучения, которые обычно читаются в этот момент, или творить Иисусову молитву.

Несколько слов об одежде… Часто приходиться, к сожалению, видеть в храме людей, стоящих за воскресным праздничным богослужением в неопрятной, повседневной одежде. Храм - это не только дом молитвы, но и место особого присутствия Божия, а Воскресение - это малая Пасха; и подобно тому, как, собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так и приходя в Церковь, следует помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас. Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Поэтому одежда в храме не должна быть броской, но и, приходя на праздник, не следует одевать то, в чём мы работаем или гуляем. Праздник есть праздник, и одеваться нужно соответственно.

Входя в храм все житейские попечения мы должны оставлять за его порогом. Здесь всё другое, не мирское, а значит и мысли должны быть о небесном. Нужно возлюбить ближних своих, а в храме это значит - стараться не мешать им молиться своими разговорами и хождениями. Уходя из храма, чтобы не лишилиться благодатного настроения, которого мы по милости Божией удостоились, Церковь заповедует нам расходиться в благоговейном молчании, с благодарением Господу, сподобившему нас присутствовать в храме, и молиться, чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда посещать Его святой дом, участвовать в соборной молитве и св. Таинствах.

Материал подготовлен О. Мухиным на основе наследия Оптинских старцев,
статей митр. Лимассольского Афанасия, арх. Сергия Спасского и проповедей митр. Сурожского Антония.