В результате проведения реформы 1861.

Аграрно-крестьянский вопрос в середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Сохранение крепостного права тормозило процесс индустриальной модернизации страны, препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, повышению покупательной способности населения, развитию торговли.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE \* MERGEFORMAT 1

ВВЕДЕНИЕ

Аграрно-крестьянский вопрос в середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Сохранение крепостного права тормозило процесс индустриальной модернизации страны, препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, повышению покупательной способности населения, развитию торговли.

К середине XIX века старые производственные отношения в России пришли в явное несоответствие с развитием экономики, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Это несоответствие стало проявляться давно, и оно могло бы тянуться ещё очень долго, если бы в недрах феодальной формации не развивались ростки, а затем и сильные элементы новых капиталистических отношений, которые подрывали устои крепостничества. Происходили одновременно два процесса: кризис феодализма и рост капитализма. Развитие этих процессов в течение первой половины XIX века вызвало непримиримый конфликт между ними и в области базиса - производственных отношений, и в области политической надстройки.

Целью данной работы является проведение исследования сущности и содержания крестьянской реформы 1861 года.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Описать аграрную ситуацию до 1861 года;

Описать процесс осуществления крестьянской реформы;

Раскрыть сущность крестьянкой реформы 1861 года;

Раскрыть содержание крестьянкой реформы;

Описать крестьянские движения 1861-1869 гг.;

Описать влияние крестьянской реформы на экономическое развитие страны.

Объектом данного исследования является сущность и содержание крестьянской реформы 1861 года.

Предметом данного исследования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении крестьянской реформы 1861 года.

Методологию данного исследования составили следующие методы познания: метод индукции и дедукции, метод анализа и синтеза, исторический метод, логический метод, сравнительный метод.

Теоретической основой для написания контрольной работы послужили научные труды следующих авторов: Юрганов А. Л., Кацва Л. А., Зайцева Л.А., Зайончковский П.А., Арсланов Р. А., Керов В. В., Мосейкина М. Н., Смирнова Т. В. и т.д.

Контрольная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КРЕСТЬЯНКОЙ РЕФОРМЫ

1.1. Аграрная ситуация до 1861 года

При Павле I начался пересмотр прежнего отношения к земле как к объекту податного обложения. Указ от 18 декабря 1797 г. устанавливал дифференцированный подход к податям для различных местностей (количество, качество земли, размер доходов), т.е. поголовный характер обложения переходил в кадастровый. Вводились 4 разряда. К высшему классу были отнесены губернии черноземной полосы и Центральной промышленной области, кроме Московской и Тверской; к низшему - северные, финско-новгородские, сибирские губернии. При Павле казенные селения должны были обеспечены из расчета 8-15 дес. на ревизорскую душу.

Оставалось в неопределенном состоянии право свободных крестьянских общин и отдельных крестьян на свои земли. Какого-либо централизованного органа, ведающего вопросами сельского хозяйства и связанного с ним землеустройства, не было, не существовало и учреждения, ведающего делами свободного крестьянского населения.

Крепостническая система организации сельского хозяйства на рубеже XVIII-XIXв. испытывала период разложения и кризиса. Производительные силы в сельском хозяйстве к этому времени достигли относительно высокого развития, показателем чего было использование машин, определенные достижения в области агрономической науки, распространением посевов новых трудоемких технических культур.

В начале XIXв центром всей экономической жизни в деревне являлось помещичье имение. Земля, принадлежавшая помещику, подразделялась на две части: собственно барскую запашку, которая обрабатывалась трудом крепостных, и крестьянскую, находившуюся в их пользовании. Соотношение этих частей определялось хозяйственными соображениями самого помещика.

Основой крепостного хозяйства являлась феодальная собственность на землю. Этот вид собственности характеризуется следующими признаками: монопольное право владения землей принадлежало лишь дворянству; непосредственный производитель, крепостной крестьянин, находился в личной зависимости от помещика, был прикреплен к земле, чтобы гарантировать рабочие руки феодалу. Поэтому за крепостными крестьянами фиксировался обусловленный надел, который отнюдь не являлся его собственностью и мог быть у него отнят помещиком. Крепостное хозяйство было по-своему характеру натуральным, представляя собой замкнутое целое.

В первой половине XIXв. наблюдается существенный рост товарно-денежных отношений, которые в условиях начавшегося введения новой, капиталистической техники и частичного использования вольнонаемного труда характеризовали собой кризис феодально-крепостнической системы.

Расширение крепостной запашки за счет крепостных наделов и повышение количества барщинных дней не только ухудшали материальное положение крестьянина, но и оказали влияние на состояние принадлежащего ему рабочего скота и инвентаря, необходимых для обработки как своего надела, так и земли помещика.

С ухудшением положения крестьянства испортилось и качество обработки помещичьей земли. Увеличение оброка порой превышало рост крестьянских доходов. Большинство помещиков вело свое хозяйство по старинке, увеличивая доходы не за счет улучшения ведения хозяйства, а за счет усиления эксплуатации крепостных. Стремление же части помещиков перейти к иным, более рациональным методам ведения хозяйства в обстоятельствах крепостного труда не могло иметь значительного успеха. Проведение тех или иных агрикультурных мероприятий находилось в совершенном противоречии с малопроизводительным подневольным трудом. Именно в силу этого уже в начале XIXв. ряд помещиков ставит в печати вопрос о переходе к вольнонаемному труду.

Усиление эксплуатации крепостного крестьянства на протяжении первой половины XIXв. вызвало усиление классовой борьбы, что проявилось в росте крестьянского движения.

Одной из наиболее частых форм протеста против крепостного права было устремление крестьян к переселениям. Так, в 1832г. Помещичьи крестьяне ряда губерний устремляются на Кавказ. Поводом к этому явился указ 1832г., по которому в целях колонизации Черноморья разрешалось селиться там различным категориям свободного населения. Этот указ не имел ввиду крепостных, но вызвал большую волну самовольных переселений. Правительству пришлось применять энергичные меры для задержания беглецов и аннулировать изданный приказ. Крестьянское движение. Направленное на борьбу против крепостного права, нарастало с каждым годом, представляло собой угрозу для существования самодержавного крепостного государства.

Кризис феодально-крепостной системы под влиянием развития капитализма обусловил возникновение революционной идеологии, буржуазной по своему объективному содержанию.

Крымская война вскрыла все несовершенство крепостнической системы как в экономическом, так и в политическом отношении и оказала огромное влияние на отмену крепостного права. Несмотря на героизм войск, армия терпела неудачу за неудачей.

В это время правительство начинает понимать необходимость радикальных перемен, невозможность существовать по старому.

В период крымской войны замечается существенный подъем крестьянского движения, принявший массовый характер.

В 1855г. Движение приняло еще более массовый характер. Волнения крестьян были связаны также с их надеждой получить волю, вступив в государственное ополчение. Вступивший на престол в феврале 185 г после смерти Николая I Александр II отличился еще большим консерватизмом, нежели его отец. Даже те ничтожные мероприятия, которые были проведены в отношении крепостных крестьян при Николае II, встречали всегда сопротивление наследника престола. Однако сложившееся в стране положение Первым актом, знаменовавшим собой официальное заявление о необходимости отмены крепостного права, явилась крайне невразумительная речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856г.

Не меньшую тревогу вызывало общее для крестьянства, напряженно ожидавшего свободы, «Трезвенное движение», начавшееся в 1858 г. и не было непосредственной угрозы восстания, память о пугачевщине, об участии крестьянства в европейских революциях многократно усиливала страх «верхов».

Снизу стихийно возникла гласность. В самой России «как грибы после дождя» (по выражению Толстого) стали выходить издания, олицетворявшие собой оттепель. Раскрепощение духовных сил общества предшествовало реформам и явилось их предпосылкой.

Только с конца 1811 г. управление государственными имуществами и казенными крестьянами было сосредоточено в Департаменте государственных имуществ Министерства финансов. При Николае I (1825-1855 гг.) попечительство над государственными крестьянами осуществляло Министерство государственных имуществ. Главой нового ведомства был назначен генерал-адъютант граф П.Д. Кисилев 1 . Поземельное устройство крестьян было начато работами по межеванию земель. Полностью безземельными и не имеющими никакой оседлости крестьянами, нуждающимся в наделении полноценными земельными участками, были признаны 325 тыс. человек. Поземельное устройство крестьян происходило путем отвода свободных казенных земель малоземельным общинам в местах их расположения или путем организации переселений в слабонаселенные районы. На нарезанных землях устанавливался прочный порядок владения: одна часть определялась под выгон для общественного употребления; прочая земля, предназначенная для сенных покосов, пашни и усадьбы, разделялась между государственными крестьянами по решению крестьянского схода. В правилах об устройстве семейных участков (1846 г.) устанавливались условия подворного владения землей, указывались размеры участкового владения. Семейный участок находился в пользовании одного домохозяина, который был обязан платить государственную подать. Имущество в полном составе переходило к старшему из законных наследников умершего домохозяина. Формировались условия подворного владения землей, регулирование отношений между хозяйствами и владеющими землей на основаниях подворно-участкового землепользования возлагалось на крестьянское общество.

В 1842 г. был принят Закон об обязанных крестьянах. Инициатором закона явился граф П.Д. Кисилев. Он считал, что регламентация отношений помещиков и крестьян нужна, но дворянство должно сохранить в своих руках всю принадлежавшую ему землю. Помещики сохраняли право собственности на землю, им предоставлялось право заключать с крестьянами договоры о пользовании землей, все зависело от воли и желания помещиков. Закон фактически не имел практического знания. Реформы в части государственных крестьян, удельных и частично помещичьих показали необходимость существующего строя 2 .

Таким образом, новая хозяйственная организация крестьян явилась как бы переходной к частному крестьянскому землевладению с твердым механизмом единонаследия. На практике семейных участков было мало, в основном, в Самарской губернии. Податная система, установленная при Павле I, оставалась практически без изменений.

Огромная масса населения, живущая вековыми традициями, отдаленная в большинстве случаев от городской среды и изолированная от товарно-денежного механизма общественного хозяйства, могла быть связана с ним исключительно через разного рода посредников, перекупщиков, ростовщиков, спекулянтов. Без надлежащей государственной опеки русская деревня была обречена на положение жертвы формирующегося класса буржуазии.

1.2. Осуществление крестьянской реформы

Поражение в Крымской войне поставило самодержавие перед неотвратимым выбором: либо империи, как европейской державе, сойти на нет, либо в спешном порядке догонять соперников. Александр II (1855 - 1881) признал, что гораздо лучше отменить крепостное право «свыше, нежели снизу».

Противники крепостного права постепенно объединялись вокруг двух основных платформ: революционно-демократической и либеральной. Наиболее последовательно за отмену крепостного права выступили революционные демократы - Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.И. Герцен, Н.П. Огарев. Они требовали передачи крестьянам земли без выкупа, сокращения податей государственных крестьян, введения общинного владения землей, самоуправления и всенародного представительства.

Крестьянский вариант реформы в ходе подготовки отмены крепостного права не был выдвинут.

Либералы (Н.А. Милютин, Ю.Ф. Самарин, В.А. Черкасский, ученый П.П. Семенов) исходили из идеи освобождения крестьян, но сохранения помещиков как владельцев земли. Поэтому в центре их позиции был вопрос о размере надела, оставляемого крестьянам, выкупа, который крестьяне должны заплатить за свое освобождение.

Против реформы выступала значительная часть помещичьего класса, защищавшая крепостничество.

Другая часть помещиков, среди которых были и представители высшего чиновничества, отстаивала наиболее выгодный для себя вариант реформы - освобождение крестьян без земли и за выкуп.

Подготовка крестьянской реформы заняла 4 года. Она началась с традиционных подходов, но закончилась совершенно новаторским законом. 3 января 1857 был учрежден очередной (10-й для дореформенного времени) Секретный комитет по крестьянскому делу из высших сановников страны. Но с принятием 20 ноября 1857 рескрипта на имя виленского генерал-губернатора В.И. Назимова традиционная судьба бесплодных секретных комитетов была преодолена. Высочайший (за подписью Александра II) рескрипт давал первую правительственную программу реформы для трех губерний - Виленской, Гродненской и Ковенской. Помещикам сохранялось право собственности на всю землю, но крестьянам оставлялась их усадебная оседлость, которую они могли приобрести в собственность посредством выкупа (срок не определялся); полевая, надельная земля предоставлялась крестьянам в пользование за повинности (без указания точных размеров). Вотчинная власть помещиков сохранялась, термин «освобождение крестьян» заменен более осторожным - «улучшение быта». Для подготовки реформы предусматривалось открытие дворянских комитетов в названных трех губерниях. Сам по себе рескрипт Назимову носил локальный характер и впрямую еще не означал приступа к общероссийской реформе. Однако важность и кардинальная новизна этого акта заключалась в его гласности. Сразу же он был разослан всем губернаторам и губернским предводителем дворянства для ознакомления, а через месяц появился в «Журнале Министерства внутренних дел». Гласность отныне стала мощным двигателем подготовки реформы и затрудняла (и даже исключала) отказ от нее. 5 декабря 1857 был принят аналогичный рескрипт для Петербургской губернии, что по сути означало неизбежность ее дальнейшего распространения вслед за столицей. Герцен и Чернышевский высоко оценили эти первые шаги Александра II на пути к реформе 3 .

В начале 1858 Секретный комитет, утратив свою секретность, превратился в Главный комитет по крестьянскому делу. В течение года в ответ на инициированные правительством адреса дворянства были даны рескрипты европейским губерниям России, так что к началу 1859 открылось 46 губернских комитетов, гласность подготовки реформы ширилась. В комитетах развернулась борьба между консервативным большинством, отстаивавшим право помещиков на всю землю и вотчинную власть, и либеральным меньшинством, согласным на выкуп крестьянами надельной земли в собственность. Только в одном комитете - Тверском, возглавляемом А.М. Унковским, либеральное дворянство имело большинство. Гласность обсуждения крестьянского вопроса способствовала усилению среди крестьянства напряженного ожидания воли, а вспыхнувшее в Эстляндии весной 1858 массовое крестьянское движение показало правительству, как опасно безземельное освобождение - так называемый «остзейский вариант» реформы. К концу 1858 либеральная бюрократия взяла верх над консервативными силами в деле подготовки крестьянской реформы. 4 декабря Главный комитет принял новую правительственную программу отмены крепостного права, которая, в отличие от рескриптов, предусматривала выкуп надельной земли крестьянами в собственность и лишение помещиков вотчинной власти.

Главный комитет уже не мог справиться с такой грандиозной задачей, как рассмотрение всех губернских проектов и создание нового законодательства, не имевшего аналогов в предшествовавшей истории России. Для этой цели было создано новое, нетрадиционное учреждение -- Редакционные комиссии (1859-60) из представителей бюрократии и общественных деятелей, большинство которых поддерживало либеральную программу реформы. Общепризнанным лидером в этой сфере был Н.А. Милютин, его ближайшими соратниками и помощниками Ю.Ф. Самарин, В.А. Черкасский, Н.Х. Бунге, а председателем Редакционной комиссии - Я.И. Ростовцев, пользующийся безграничным доверием Александра II. Здесь был создан и кодифицирован проект закона, прошедший затем обсуждение в Главном комитете по крестьянскому делу и в Государственном совете, где консервативное большинство его не поддержало. Однако Александр II одобрил мнение меньшинства cовета и подписал закон - «Положение 19 февраля 1861». Великий акт об освобождении от крепостного права был принят в день восшествия Александра II на престол, а сам он вошел в историю как царь-освободитель 4 .

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ КРЕСТЬЯНКОЙ РЕФОРМЫ

2.1. Сущность крестьянкой реформы 1861 года

Крестьянская реформа в России (известная также как отмена крепостного права) - реформа, начатая в 1861 году, упразднившая крепостное право в Российской империи. Явилась первой по времени и наиболее значимой из реформ императора Александра II; возвещалась Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля (3 марта) 1861 года.

Вместе с тем, ряд современников и историков называли эту реформу «крепостнической» и утверждали, что она не привела к освобождению крестьян, а лишь определила механизм такого освобождения, причем ущербный и несправедливый.

Экономические предпосылки отмены крепостного права сложились задолго до реформы 1861 г. Неэффективность экономической системы, в основе которой лежал труд крепостных, была очевидна; даже для многих правителей России. На необходимость этого шага, указывали Екатерина II, Александр I, Николай I. При Александре I крепостное право было отменено в западных губерниях страны.

К середине 50-х гг. феодально-крепостническая экономика испытывала особенно тяжелые времена: упадок многих помещичьих хозяйств и крепостных мануфактур, усиление эксплуатации крепостного труда делали необходимостью реформирование экономики. Вместе с тем значительный и быстрый рост новых, буржуазных экономических отношений (увеличение численности капиталистических мануфактур, появление фабрик, бурный промышленный переворот, усиление расслоения крестьянства, активизация внутренней: торговли) требовал отмены тех препон, которые стояли на его пути 5 .

Однако решающим аргументом в пользу пересмотра самих основ феодальной экономики стало поражение России в Крымской войне. В 1856-1857 гг. по стране прокатилась серия выступлений крестьян, на плечи которого выпали основные тяготы войны. Это заставило власти ускорить разработку реформы. Кроме того, претендующая на роль великой европейской державы Россия должна была предстать в глазах европейского общественного мнения в виде современного, а не архаичного государства.

В январе 1857 г. под председательством императора Александра II начал работать Секретный комитет для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян, переименованный затем в Главный комитет по крестьянскому делу. Однако среди членов Комитета не было единства в том, что касалось сроков и содержания реформы. Первоначально предполагалось освободить крестьян без земли (как это уже было сделано в Прибалтике в начале века) и сохранить внеэкономическое принуждение. Однако в ходе обсуждения этого варианта вскоре выяснилось, что такая полумера приведет к социальному взрыву, так как крестьяне ожидали не только воли, но и земли. В рамках Главного комитета были созданы Редакционные комиссии, которые возглавили сторонники либерального варианта переустройства аграрного сектора граф Я.И. Ростовцев и товарищ (заместитель) министра внутренних дел Н.А. Милютин. В 1858 г. о работе Комитета стало известно широкой общественности (ранее такие комитеты работали в обстановке полной секретности) и в его адрес стали поступать многочисленные проекты реформы от дворянских комитетов на местах.

Ряд конкретных вариантов решения аграрного вопроса был заимствован именно из них. Ключевую роль в противодействии консерваторам сыграл сам император, занявший позицию, близкую к программе либералов. 19 февраля 1861 г. он подписал Манифест и «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Они вступали в действие после опубликования, которое состоялось через две недели. В документе рассматривалось пять основных позиций: личное освобождение крестьян, крестьянские наделы, крестьянские повинности, управление освобожденными крестьянами, статус временнообязанных крестьян.

2.2. Содержание крестьянкой реформы

19 февраля 1861 г. были подписаны царем «Положение» и «Манифест». 1 марта 1861 г. «Манифест» о реформе был объявлен 6 .

Материалы «Положения» образуют три отдела: общие положения (для всех крепостных), местные положения (для отдельных регионов страны) и дополнительные правила (для отдельных категорий крепостных - при заводах и т.п.)

Все отношения между помещиком и крестьянином регулируются крестьянской общиной. Другими словами, не крестьянин лично берет, выкупает, платит, а от имени всех крестьян это делает община. И платит помещику сама она только часть выкупа. А основную часть выкупа помещики получают от государства. За принудительно выданный на эту сумму кредит община 50 лет платит государству с процентами.

Рассмотрим как решался вопрос о наделе. За основу был взят существующий надел. В Великороссии были выделены три полосы: черноземная, нечерноземная, степная. В каждой полосе вводился высший и низший пределы (на 1/3 меньше высшего). Высший предел надела нечерноземной полосы был от 3 до 7 дес.; для черноземной - от 2 /4 до 6 дес. (1 дес.= 1,1 га). В степной – надел был единым. Если существующий надел больше высшего, то помещик может его урезать, если ниже низшего - должен прирезать, или уменьшить плату.

Не менее 1/3 земли всегда должна оставаться у помещика.

В итоге в 8 западных губерниях крестьянские наделы были увеличены на 18–20 %, в 27 губерниях землепользование крестьян сократилось, в 9–оставалось таким же. 10 млн. душ мужского пола бывших помещичьих крестьян получили около 34 млн. дес. земли, или 3,4 дес. на душу.

За пользование усадьбой и наделом крестьянин должен был 9 лет выполнять конкретные обязанности перед барином, отсюда и термин «временно-обязанные крестьяне». Предусматривались две формы повинности: оброк и барщина. Норма оброка - 10 руб. в среднем по стране за высший надел. Но если надел был не высшего размера, то оброк снижался непропорционально размеру надела. За первую десятину надо было платить 50 % оброка, за вторую - 25 % и т.д., т.е. за первую десятину земли помещику поступала половина оброка.

Барщина была построена так: 40 дней мужских и 30 женских, но 3/5 этих дней надо было отработать летом. И летний день попродолжительности составлял 12 час.

Выкуп был обязателен, если того пожелал помещик. В противном случае помещик был обязан выделять надел крестьянину сроком на 10 лет, а что будет дальше оставалось не ясным.

Размер выкупа был определен. За надел надо было заплатить помещику такую сумму, которая, если ее положить в банк, выплачивающий на вклады в год 6 % прибыли, приносила бы ежегодно сумму оброка. При размере оброка в 10 руб. величина выкупа (при полном наделе) определялась так: 10 руб. - 6 % Х руб. = 100 %.10х100 6

Помещик, получив за каждого крестьянина 166 руб. 66 коп., на эти деньги мог купить сельскохозяйственные машины, нанять работников, купить акции, т.е. использовать по своему усмотрению.

Крестьяне не могли сразу выплатить помещику всю сумму.

Поэтому государство представляло кредит крестьянам в размере 80 % выкупной суммы, если крестьяне получали полный надел и 75 % - при получении неполных наделов. Эта сумма выплачивалась помещикам сразу же при заключении выкупной сделки. Остальные 20-25 % крестьяне должны были уплатить помещику по договоренности. Государство давало крестьянам деньги под проценты, крестьяне выплачивали 6 % предоставляемой ссуды, и выплата растягивалась на 49 лет.

Для сравнения проведем пример центральных районов: 1 дес. обычно стоила 25 руб. при свободной продаже, а выкуп ее обходился крестьянину в 60 руб. В среднем по стране выкуп превышал цену земли на одну треть, т.е. цена надела прямого отношения к реальной цене земли не имела 7 .

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ КРЕСТЬЯНКОЙ РЕФОРМЫ 1861 ГОДА

3.1. Крестьянские движения 1861-1869 гг.

Крестьяне не ждали такого освобождения. Во многих селах вспыхнули восстания. В 1861 году было зарегистрировано 1889 восстаний крестьян.

В крестьянском движении после реформы можно выделить 2 этапа:

1) весна - лето 1861 - отразил отношение крестьян к реформе, крестьяне не мыслили, что у них отнимут землю и заставят платить за нее;

2) весна 1862 - связан с реализацией реформы.

Всего за 1860-1869 годы произошло 3817 выступлений, или в среднем 381 выступление в год.

Бывшие государственные крестьяне наделялись землей на более благоприятных условиях, чем бывшие (помещичьи крестьяне. По закону они сохраняли за собой имевшиеся у них земельные «наделы, на которые им выдавались владенные записи. В ряде случаев площадь используемых крестьянами земель сокращалась. До закона 24 ноября 1866 г. нередко земли государственных крестьян не были отграничены от казенных земель, частью которых пользовались сельские общества. С получением владенных записей крестьяне полностью лишались возможности пользоваться землями казны, что вызывало их недовольства, которые часто (выливались в открытые выступления.

Царское правительство разработало свой особый вариант реформы: у крестьян, в основном, оставалась та земля, которую они обрабатывали до реформы.

Это был вариант, который отвечал интересам помещиков, интересам сохранения царя и самодержавия.

Тяжелым бременем па крестьянское хозяйство ложились платежи за земельные наделы; у бывших государственных крестьян они были ниже, чем у бьивших помещичьих. Если бывшие государственные крестьяне за одну десятину надельной земли платили от 58 коп. до 1 руб. 04 коп.,8, то бывшие помещичьи - 2 руб. 25 коп. (Новохоперский уезд)9. С переходом бывших государственных крестьян на обязательный выкуп (по закону 12 июня 1886 г.) выкупные платежи были повышены, в сравнении с оброчной податью, на 45 процентов, тем не менее они были ниже выкупных платежей, выплачиваемых бывшими помещичьими крестьянами.

Кроме платежей за землю крестьяне обязаны были выплачивать и другие многочисленные налоги. Общая сумма налогов не соответствовала доходности крестьянского хозяйства, о чем свидетельствовали высокие недоимки. Так, в Острогожском уезде в 1899 г. недоимки составляли от годового оклада у бывших помещичьи« крестьян 97,2 процента, у бывших государственных - 38,7 процента.

В. И. Ленин писал, что бывшие государственные и бывшие помещичьи крестьяне «...отличаются между собой не только количеством земли, но и размерами платежей, условиями выкупа, характером землевладения и т. д.», что среди бывших государственных крестьян «...меньше царила кабала и быстрее развивалась крестьянская буржуазия». В. И. Ленин считал, что без учета особенностей положения крестьян различных разрядов «...история России XIX века и особенно ее непосредственный результат - события начала XX века в России - совершенно не могут быть поняты...».

3.2. Влияние крестьянской реформы на экономическое развитие страны

В деревне стали формироваться две новые группы: сельская буржуазия и сельский пролетариат. Экономической основой данного процесса стало развитие торгового земледелия.

Традиционные конфликты с помещиками дополнялись в 60–90-е годы ХIХ в. новыми противоречиями между сельской буржуазией и беднотой, что приводило к росту крестьянских выступлений. Требования крестьян ограничивались возвращением земель, отрезанных помещиками во время реформы, ослаблением неравномерности.

Все крестьяне имели надельные земли (в отличие от частных земель - они до полного выкупа считались неполной собственностью крестьян, можно передать их по наследству, сдать в аренду, но не продавать, нельзя и отказаться от надела). Размер надела колебался от 2-3 дес. до 40-50 дес. на один двор.

Таким образом, в результате крестьянской реформы крестьяне получили:

Личную свободу;

Ограниченную свободу передвижения (оставалась зависимость от крестьянских общин);

Право на общее образование, за исключением особо привилегированных учебных заведений;

Право заниматься государственной службой;

Право заниматься торговлей, прочей предпринимательской деятельностью;

Отныне крестьяне могли вступать в гильдии;

Право обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий;

Крестьяне находились на положении временно обязанных у помещиков до тех пор, пока не выкупали себе надел земли, при этом объем работ или оброк оговаривался законом в зависимости от размера надела; земля не переходила безвозмездно крестьянам, которые не имели достаточных средств, чтобы выкупить себе наделы земли, из-за чего процесс полного освобождения крестьянства затянулся до революции 1917 г., однако государство достаточно демократично подошло к решению вопроса о земле и предусмотрело, что если крестьянин не мог выкупить весь надел, то он выплачивал часть, а остальную - государство 8 .

Главным положительным итогом крестьянской реформы является уравнение членов общества в их естественных правах и прежде всего в праве на личную свободу.

Минусы крестьянской реформы:

Сохранялись феодальные традиции (выкупалась не земля, а личность крестьянина);

Уменьшался земельный надел, ухудшалось его качество;

Размер платежей был больше размера оброка.

Плюсы крестьянской реформы:

Появлялись свободные рабочие руки;

Стал развиваться внутренний рынок;

Сельское хозяйство входит в торговый капиталистический оборот.

Бывшие крепостные, несмотря на то, что получили волю, были втянуты в новую зависимость, освободиться от которой многим было не под силу. Некоторые крестьяне, имевшие небольшие денежные средства, покинули деревню и начали искать лучшую жизнь в промышленных городах.

Многим крестьянам удалось заработать нужное количество денег и эмигрировать в Канаду, где земли переселенцам предоставлялись бесплатно. Крестьяне, сохранившие желание заниматься сельским хозяйством уже весной 1861 года организовывали антиправительственные протесты.

Волнения продолжались до 1864 года, затем резко пошли на убыль. Историческое значение крестьянской реформы. Проведение реформы сыграло значительную роль в социальном и экономическом развитии государства, а также поспособствовало укреплению позиций на международной арене 9 .

Прогрессивные страны Европы перестали считать Российскую империю феодальным государством. Освобождение крестьянства дало новый толчок развитию промышленного комплекса и внутренней торговли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Крепостное право просуществовало в России намного дольше, нежели в других европейских государствах, и со временем приобрело формы, которые фактически могли отождествлять его с рабовладением.

Разработка законопроектов об отмене или либерализации крепостной зависимости проводилась еще в начале 19 века.

Однако ряд исторических событий, в частности Отечественная война и восстание декабристов, несколько приостановили этот процесс. К вопросам реформаторства крестьянской сферы вернулся только Александр II во второй половине 19 века.

19 февраля 1861 года Александром II был торжественно подписан Манифест, который даровал личную свободу всем зависимым от помещиков крестьянам.

Манифест включал в себя 17 законов, которые регулировали имущественные, экономические, социальные и политические права бывшего крепостного населения.

Свобода, предоставленная крестьянам, в первые несколько лет должна была носить исключительно номинальный характер люди обязывались отработать определенный период времени (четко не регламентируемый законом) на помещика, чтобы получить право пользования земельным наделом.

Крестьянская реформа 1861 предусматривала упразднение вотчинной власти, а также устройство крестьянского выборного самоуправления, которое рассматривалось как основа для участия крестьян в новом местном всесословном самоуправлении.

В соответствии с общими положениями реформы крестьянину предоставлялась личная свобода бесплатно, так же бесплатно он получал право на свое личное имущество. Помещик сохранял право на все земли, но он был обязан предоставить крестьянину в постоянное пользование усадьбу, а крестьянин обязан ее выкупить. Далее, помещик обязан дать, а крестьянин не имеет права отказываться от надела, если помещик его дает. В этот период за пользование наделом крестьяне платят оброк или отбывают барщину. В любое время помещик имеет право предложить крестьянам выкупить наделы, крестьяне в том случае обязаны принять это предложение.

Таким образом, сословность, как и община, представлялась институтом временным, неизбежным и оправданным только для переходного периода.

Для крестьян, имеющих деньги (что представляло собой единичные случаи), была предоставлена возможность выкупить у землевладельца нужное количество земли.

Реформа 1861 г. ускорила развитие России по капиталистическому пути в промышленности и торговле. А вот в сельском хозяйстве - сковала крестьян общиной, малоземельем и безденежьем.

Поэтому крестьянство в своем развитии не смогло быстро продвинуться по капиталистическому пути: разложение на кулаков и бедняков.

Резкий подъем волны выступлений бивших помещичьих крестьян против грабительской реформы 19 февраля 1961 г. заставил правительство отложить проведение реформы у го сударственных крестьян. Оно опасалось, что государственные крестьяне, недовольные (предполагаемой реформой, поддержат выступления бывших помещичьих крестьян. Поэтому только 24 ноября 1866 г. был издан закон «О поземельном устройстве государственных крестьян в 36 губерниях», в число которых входила и Воронежская губерния.

Реформа создала возможность перехода к новым формам хозяйства в земледелии, но не сделала этот переход неизбежностью, необходимостью.

Как и помещики, абсолютизм получил возможность за долгие годы медленно перестраиваться, сохраняя себя путем превращения из монархии феодальной в монархию буржуазную.

Отмена крепостного права, строительство железных дорог, появление кредита увеличивали возможность сбыта хлеба и других сельскохозяйственных продуктов, повысили товарность земледелия и животноводства. Россия вышла на первое место в мире по экспорту хлеба.

Сельскохозяйственное производство росло вследствие его специализации по районам, распашки новых земель. В помещичьих и кулацких хозяйствах стали применяться сельскохозяйственные орудия и машины на конной тяге. После 1861 г. помещики больше продавали земли, чем покупали, чаще сдавали в аренду, чем использовали сами в своем хозяйстве. За аренду помещичьей земли крестьяне платили деньгами или обработкой. Отработочная система хозяйства стала переходной от барщинной к капиталистической.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арсланов Р. А., Керов В. В., Мосейкина М. Н., Смирнова Т. В. История России с древнейших времен до ХХ века, -М.: Норма, 2007. - 388 с.
  2. Вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. Вып. I. – М.: Экономика, 2009
  3. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. – М., 2008.
  4. Зайцева Л.А. История российского крестьянства// Спецкурсы по истории: Учеб пособие. – Улан-Удэ, 2004.
  5. Зайцева Л.А. Реформы П.Д. Кисилева//Аграрная история: реформы и революции. – Улан-Удэ, 2005
  6. История России. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И.Казанцева, В.Г.Деева. - М.: ИНФРА-М. 2008. - 472с.
  7. Отечественная история. Элементарный курс: учеб. пособие для вузов под ред. И. М. Узнародова, Я. А. Перехова - М.: Гардарики, 2009.- 463 с.
  8. Юрганов А. Л., Кацва Л. А. История России: Учебникдля средних учебных заведений. М.: - МИРОС, ВЕНТАНА-ГРАФ, 2010. - 466 с.

1 Вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. Вып. I. – М.: Экономика, 2009, стр. 78; Зайцева Л.А. Реформы П.Д. Кисилева//Аграрная история: реформы и революции. – Улан-Удэ, 2005., ст. 121

2 Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. – М., 2008., стр. 34

3 Арсланов Р. А., Керов В. В., Мосейкина М. Н., Смирнова Т. В. История России с древнейших времен до ХХ века, -М.: Норма, 2007. - 388 с., c.87

4 Отечественная история. Элементарный курс: учеб. пособие для вузов под ред. И. М. Узнародова, Я. А. Перехова - М.: Гардарики, 2009.- 463 с., c.72

5 Юрганов А. Л., Кацва Л. А. История России: Учебникдля средних учебных заведений. М.: - МИРОС, ВЕНТАНА-ГРАФ, 2010. - 466 с., стр. 90

6 Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. – М., 2008., стр. 78

7 Зайцева Л.А. История российского крестьянства// Спецкурсы по истории: Учеб пособие. – Улан-Удэ, 2004., стр. 121

8 Отечественная история. Элементарный курс: учеб. пособие для вузов под ред. И. М. Узнародова, Я. А. Перехова - М.: Гардарики, 2009.- 463 с., c.84

9 История России. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И.Казанцева, В.Г.Деева. - М.: ИНФРА-М. 2008. - 472с., c.129

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3032. Социально-экономическое развитие России после 1861 года 9.01 KB
Особенности капитализма в России Не было духовнокультурных предпосылок капитализма: высокой грамотности населения давних традиций частной собственности прочного правосознания. Совет съездов промышленников юга России. образование класса пролетариата Класс пролетариата в России XIX в.
3009. Отмена крепостного права в России. Реформа 1861 года 10.27 KB
Крестьянский вопрос узел всех проблем в России. Страна шла к революции но крестьянство было не революционной силой и поэтому революции не произошло. Подготовка крестьянской реформы.
13239. Развитие правового статуса личности в России в период с 1861 по 1993 года 74.87 KB
Степень разработанности. Проблемы в сфере прав и свобод человека, правового статуса личности привлекли к себе внимание исследователей на протяжении всего существования человеческого общества, поэтому сегодня накоплен огромный материал, позволяющий провести обобщающее исследование правового статуса личности.
15506. Идеи, причины, алгоритм и итоги проведения современной земельной реформы 24.91 KB
Идеи причины алгоритм и итоги проведения современной земельной реформы Земельная реформа - это совокупность экономических организационных социально-политических правовых мер которые были направлены на преобразования в сфере земельных отношений. Основными этапами земельной реформы являлись: инвентаризация земель; передача земель в собственность аренду; формирование соответствующей правовой базы. Правовую основу земельной реформы составил блок законов и подзаконных актов призванных придать законный характер предпринимаемым реформам.
19037. США в період Громадянської війни 1861-1865рр 121.93 KB
Ушинського Кафедра всесвітньої історії та методології науки Пояснювальна записка до магістерської роботи ОКР магістр на тему: США в період Громадянської війни 1861-1865рр.3 Розділ I Розвиток і становище США напередодні Громадянської війни. Причини громадянської війни в США 1.Розвиток США напередодні Громадянської війни та формування протиріч між Півднем і Північчю.
9365. Результаты хозяйственной деятельности предприятий 74.8 KB
Прибыль является показателем наиболее полно отражающим эффективность производства объем и качество произведенной продукции состояние производительности труда уровень себестоимости. Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятий представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. образующейся не в результате эффективной хозяйственной деятельности а путем изменения например структуры выпускаемой продукции...
6732. Экономические результаты переходного периода 15.7 KB
Подавление инфляции как условие экономического роста. Подавление инфляции как условие экономического роста Цель трансформации экономики в переходной период можно в общем определить как построение рыночной экономики: деполитизация экономики включение рыночных сил установление частной собственности на средства производства. На практике самым явным показателем был низкий уровень инфляции. Ни одно пост-социалистическое государство не добилось роста без ограничения инфляции до 40 в год или менее в то время как все страны которые...
21174. Финансовые результаты предприятия и их регулирование 118.97 KB
Проводимые в Беларуси экономические реформы существенно повлияли на финансовое положение предприятий. Это определяется инфляцией и диспаритетом цен на продукцию, потребляемую и реализуемую производителями. За последние годы существенно изменились как правовые нормы, регулирующие отношения по реализации продукции, так и сами организационно-правовые формы этих отношений. На сегодняшний день резко обострилась проблема получения прибыли от реализации продукции,
12602. Результаты государственной экспертизы условий труда 508.67 KB
Изучить порядок проведения государственной экспертизы условий труда; Провести анализ результатов государственной экспертизы условий труда; Провести анализ состояния охраны труда в Республике Саха (Якутия) Разработать рекомендации по улучшению качества экспертизы условий труда.
16955. МЕХАНИЗМЫ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРАВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13.38 KB
Одной из проблем возникающих при переходе к указанному типу экономики является проблема спецификации прав собственности на результаты интеллектуального труда – интеллектуальной собственности. Точно определить механизм закрепления результатов интеллектуального труда и экономический эффект от этого мы определим если обратимся к экономической теории прав собственности. Применительно к объектам интеллектуальной собственности в России это утверждение встречает на своём пути ряд проблем и среди них стоит проблема спецификации прав. Спецификация...

19 февраля 1861 года Александром II был подписан Манифест и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. Крестьянская реформа 1861 года была затем претворена в жизнь.

Крестьянский вопрос. Причины реформы.

Ещё прабабушка Александра, Екатерина II знала, что крепостное право лучше отменить. Но она не отменила, потому что “лучшее-враг хорошего”. Александр II понимал выгоду отмены крепостного права в плане экономическом, но тревожился, понимая, что ущерб будет нанесён в плане политическом.

Основные причины крестьянской реформы 1861 года:

  • Одной из причин отмены крепостного права можно назвать Крымскую войну. Эта война открыла глаза многим людям на прогнившую систему самодержавия. Из-за крепостничества стала очевидна военно-техническая отсталость России от ведущих держав Западной Европы.
  • Крепостное право не обнаруживало признаков своего распада, неизвестно сколько оно могло существовать и дальше. Аграрное хозяйство продолжало стоять на месте.
  • Труд крепостного крестьянина, как и труд приписного рабочего в разы отличался от труда свободного наёмного рабочего, работающего за сдельную оплату. Крепостные крестьяне работали из рук вон плохо, так как их труд был принудительным.
  • Правительство Александра II опасалось крестьянских волнений. После окончания Крымской войны в южных губерниях прокатились стихийные восстания крестьян.
  • Крепостное право было пережитком средневековья и напоминало рабство, что было само по себе безнравственно.

Александр II, зная причины крепостного права и способ их устранения, не знал как к ним приступить.

Особое значение имела “Записка об освобождении крестьян” К. Д. Кавелина. Именно эта “Записка” послужила первоначальным планом реформ, когда попала в руки царя. Кавелин в своём проекте настаивал, что освобождать крестьянина следует только вместе с землёй, которую следует дать ему за небольшой выкуп. “Записка” вызвала ярую ненависть дворян. Они настроили против Кавелина Александра II. В итоге Кавелин был уволен из Петербургского университета и потерял место цесаревича.

Рис. 1. Фотография К. Д. Кавелина.

Подготовка Манифеста. Начало преобразований

Подготовка реформ велась поначалу очень скрытно. В 1858 году от всех российских губерний были выдвинуты дворянские комитеты для составления общего проекта реформ. Борьба между дворянами развернулась главным образом из-за вопроса о предоставлении крестьянам наделов земли после их освобождения от крепостной зависимости.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • Негласный комитет был преобразован в Главный комитет. К лету 1858 года были созданы губернские дворянские комитеты. Их первоначально возглавил Я. И. Ростовцев.
  • В августе 1859 года. правительство стало поочерёдно вызывать дворян в Санкт-Петербург. Сначала приглашались дворяне нечернозёмных губерний.
  • Председателем редакционной комиссии стал граф В. Н. Панин, известнейший консерватор. Из-за него проекты реформ стали сдвигаться в пользу дворянства.
  • Главные разработчики проекта-Н. А. Милютин и Ю. Ф. Самарин, благодаря созыву стали лучше понимать, что осуществление реформ не может осуществляться одинаково по всей стране. Так, если в черноземье главную ценность всегда представляет земля, то в нечерноземье-труд самих крестьян. Главные разработчики проекта понимали, что без какой-либо подготовки нельзя проводить преобразование, нужен длительный переходный период для проведения реформ.

Говоря кратко о крестьянской реформе 1861 года, следует подчеркнуть, что и Милютин и Самарин поняли, что крестьяне должны быть освобождены обязательно с землёй. Помещикам за это давался выкуп, который гарантировался царским правительством. Это и стало сутью реформы.

Рис. 2. “Чтение Манифеста Александра II на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.” Художник А. Д. Кривошеенко

Основные законоположения Крестьянской реформы 1861 года

Со дня подписания Манифеста крестьяне перестали считаться собственностью помещиков. Крестьяне каждого помещичьего имения были объединены в сельские общества.

  • В законопроекте была проведена грань между нечернозёмными и чернозёмными губерниями. В нечернозёмных губерниях крестьянину оставалось почти столько же земли, сколько было у него в пользовании, когда он был крепостным.
  • В чернозёмных же губерниях, помещики шли на всевозможные ухищрения-крестьянам давались урезанные наделы, причём лучшие земли оставались у помещика, а болотистые и каменистые почвы доставались крестьянам.
  • Опасаясь, что крестьяне попросту разбегутся, чтобы не платить выкуп за урезанные участки, правительство обязало каждого крестьянина заплатить выкуп. Покинуть постоянный район своего проживания крестьянин мог только с разрешения сельского общества. Общий сход обычно противился стремлению крестьян уехать, так как приходилось обычно все трудовые повинности разбивались поровну на каждого крестьянина. Таким образом, крестьяне были связаны круговой порукой.
  • Землевладелец мог ” подарить” крестьянам четверть их надела, который давало государство. Однако при этом все лучшие земли помещик забирал себе. Клюнувшие на такие “подарки” крестьяне стремительно разорялись, так как “дарованные” земли обычно были непригодными для выращивания урожая.

Рис. 3. Крестьянин на одной ноге. Карикатура на реформу 1861 года.

Стоит ли говорить, что крестьяне ждали совсем другой реформы…

Последствия крестьянской реформы 1861 года и её значение

Из расположенной ниже таблицы можно увидеть основные плюсы и минусы, а также результаты проведения реформы 1861 года:

Положительные последствия реформы 1861 года Отрицательные последствия реформы 1861 года
  • Крестьяне становились свободным сословием.
  • Реформа носила грабительский характер-крестьянин должен был почти всю свою жизнь платить за выделенный ему надел земли.
  • Упразднение крепостного права привело к росту производства.
  • Помещики сохранили за собой лучшие земли, это вынуждало крестьян, особенно малоземельных арендовать землю у помещиков.
  • Активизировалось предпринимательство.
  • В селе по-прежнему сохранялась община.
  • Появились два новых социальных слоя населения-промышленная буржуазия и пролетариат.
  • Дворянские привилегии оставались нетронутыми, так как реформы не коснулись этого социального слоя.
  • Реформа была первым шагом к гражданскому равноправию, так как средневековое крепостное рабство наконец-то уничтожалось.
  • Основная часть крестьян разорялась после реформ. Это вынуждало искать их работу в городе, пополняя ряды наёмных рабочих или городских нищих.
  • У крестьян впервые появилось право на землю.
  • С крестьянином по-прежнему не считались. Крестьянство никак не влияло на политическую жизнь страны.
  • Были предотвращены крестьянские волнения, хотя мелкие восстания имели место быть.
  • Крестьяне почти в три раза переплачивали за выделенные им наделы.

Значение Крестьянской реформы 1861 года прежде всего, заключалось в выходе Российской империи на международный рынок капиталистических отношений. Страна постепенно стала превращаться в мощную державу с развитой промышленностью. Вместе с тем, последствия реформы негативно сказались в-первую очередь на крестьянстве.

После “освобождения” крестьяне стали разоряться куда больше. Общая стоимость земли, которую крестьянам предстояло выкупить, составляла 551 млн. рублей. Крестьяне же должны были заплатить государству 891 млн. рублей.

Что мы узнали?

Реформа 1861 года, изучаемая в 8 классе, имела огромное значение для страны и прогрессивного общества. Обо всех отрицательных и положительных итогах этой реформы, а также об основных её законопроектах и положениях, рассказывает эта статья.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 176.

36.-подготовка и проведение крестьянской реформы 1861г.

Причины отмены крепост-го: была обусловлены политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. 1.Сохранение крепостного права было обусловлено особенностями (природой) российского самодержавия, которое с момента образования Русского государства и укрепления абсолютизма опиралось исключительно на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы2. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, все более приходило в упадок. 3. Объективно крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.4. протест самих крестьян и их частые восстания(огарёв) 5. Поражение в Крымской войне продемонстрировало отсталость социально-политической системы страны, и военно тех-кую 6. Требование отмены крепостного права выдвигалось не только радикальными, но и оппозиционными кругами(славянофилы и западники),- Сперанский при Ник.1, и после крымс. Войны выступали сами консерваторы Погодин, кот. решительной критикой самодержавно-крепостнической системы и потребовал ее реформирования. (фёдоров)

18 февраля 1855 г. умер Николай I. на престол Александром II (1855-1881) встала задача проведения неотложных социальных, экономических и политических реформ, в первую очередь крестьянской. О необходимости отмены крепостного права Александром II официально заявил в его речи перед представителями московского дворянства 30 марта 1856 г.-он говорил, что лучше отмену крепостного права провести сверху, чем это придёт снизу.

И началась подготовка реформы.3 января 1857 г. был образован Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Составленный из ярых крепостников, но работу они тормозили. В итоге Алек. 2 поручил генерал-губернатору В.И. Назимову обратиться к императору от имени лифляндского дворянства с просьбой о создании комиссий по разработке проекта реформы. В ответ на обращение 20 ноября 1857 г. доследовал указ (рескрипт В.И. Назимову) о создании губернских комитетов «по улучшению быта помещичьих крестьян». С этого момента подготовка крестьянской реформы уже перестала быть секретом, и в феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в «Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих их крепостной зависимости». В феврале 1859 г. при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии (председатель - Я.И. Ростовцев). Они должны были собирать и обобщать все проекты, разработанные губернскими комитетами.

Подготовка самой реформы проходила при общест-но-полит-м Подъёме в стране- Герцен в Лондоне, и Чернышевский в Питере. – выражали они свои идее в журналах герцен в Колоколе, с 1857г.-он выступал за освобождение крестьян с землёй, Чернышевский «современник». Права, свободу печати, Отношение помещиков к готовящейся реформе было разным, одни- протв, др.- за отмену, но выдвигали свои проекты-помещики чернозёмных губерний предлагали предоставить сразу землю в собственность за выкуп.

В конце августа 1859 г. проект «Положений о крестьянах» Редакционными комиссиями в основном был подготовлен. Затем он под­вергся исправлениям, и только в 1860г. проект был отправлен в Главный комитет где обсуждался он до 14 января1861г., затем поступил в Гос. Совет,но в него были внесены членами гос. Совета исправления о праве помещика предоставить крестьянам в собственность бесплатно четверть высшей нормы надела. 19 февраля его подписал Александр II. Об отмене крепостного права возвестил Манифест и «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» (они включали в себя 17 законодательных актов), в них было о: личное освобождение крестьян, наделение их землей и выкупная сделка.

Личное освобождение. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, открывать торговые и промышленые заведения, выступать как юридическое лицо. Он освобождался от личной опеки помещика, без разрешения вступать в брак, поступать на службу,переходить в сословие мещан и купцов. Вместе с тем, личная свобода крестьянина ограничивалась.Положение» сохранило общину, вводило выборное крестьянское самоуправление - сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами. Крестьянам предоставлялось право самим распределять между собой предоставленную им в надел землю, раскладывать повинности, определять очередность в отбывании рекрутской повинности.

Крепостное право было отменено сразу, то ликвидация феодальных экономических отношений в деревне растянулась. По закону крестьяне в течение еще двух лет (до 19 февраля 1863 г.) должны были отбывать практически те же повинности, что и при крепостном праве. До перевода крестьян на выкуп они находились на временнообязанном положении, т. е обязаны за предоставленные им наделы по установленным законом нормам нести барщину или платить оброк. Но окончания временнообязанного положения крестьян закон не устанавливал. Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет.. Только в 1881 г. был издан закон о ликвидации временнообязанного положения крестьян.

Конкретные экономические условия освобождения крестьян (размеры надела и повинностей за него) фиксировались в уставных грамотах, которые в соответствии со статьями закона должны были составить помещики при содействии мировых посредников(назнач-х из помещиков).

Наделы: Закон исходил из принципа признания за помещиком права собственности помещика на всю землю в его имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне получали землю в пользование, за установленные законом повинности в виде оброка или барщины. При определении норм надела закон учитывал особенности местных природных и экономических условий. В связи с этим вся территория Европейской России была разделена на три полосы - нечерноземную, черноземную и степную, В первых двух устанавливались «высшая» и «низшая» (1/3 «высшей») нормы наделов, а в степной - одна так называемая «указная» норма. Закон предусмотри нал отрезку от надела» если он превышал «высшую» или «указную» нормы, и прирезку, если он не достигал «низшей» нормы. Отрезки стали правилом –отрезали в основном луга, выпасы, кот. Приходилось крестьянину затем арендовать; усложнялось это всё чересполосицей. В черноземной полосе отрезали от 26 до 40 % земли, в нечерноземной - 10 %. В целом по стране крестьяне получили на 20 % земли меньше, чем они обрабатывали до реформы(орлов).

Перевод крестьян на выкуп знаменовал собой полное прекращение феодальных отношений в бывшей помещичьей деревне.Из категории временнообязанных они переходили в разряд «крестьян-собственников». Однако собственниками своих наделов крестьяне могли стать лишь в том случае, если они выплачивали за них всю выкупную сумму.В о снову ее исчисления была положена не рыночная цена земли, а размеры оброка, так что выкупная цена оказалась в 1,5 раза выше.Дело выкупа взяло на себя государство. Оно сразу выплатило помещикам деньгами и ценными бумагами основную часть выкупной суммы.Выкупную сумму с крестьян государство ежегодно в виде «выкупных платежей» взыскивало с самих крестьян. Срок выплаты выкупных платежей был установлен в 49 лет. Все эти гос. Опреации оказались выгодными для казны, т.к. позволило ликвидировать все помещичьи долги(кот. Закладывали крестьян). Обнародование Манифеста и «Положений» 19 февраля 1861 г., содержание которых обмануло надежды крестьян на «полную волю», вызвало взрыв крестьянского протеста весной - летом 1861 г. крестьяне не верили, что это царь разрешил этот закон, и решили, что документы поддельны. Их возмущало, что на 2 года оставляли их в прежнем подчинении помещикам, принуждали исполнять барщину и платить оброки, лишали их части земли, а предоставленные им в пользование наделы объявляли помещичьей собственностью, которую надлежало выкупить у помещика. Всё это привело к восстниям и волнениям в Поволжье, украине, Бездне(казанская губ). Восстания в бездне было кровавым. К осени 1861г. правительсту с помощью воинских подразделений удалось подавить восстания. Но в 1862г.-новая волна выступлений связан. С введением уставных грамот, но с 1863г. кресть-ие движения пошли на убыль.

В 1863г. –завершена начатая в 1858г. аграр. Реформа в удельной деревне(дворцо. Крестьяне), в этом же году-поземельная реформа, из-за кот. Сократились земельные наделы на 3%, с 1863г-65-удельные крестьяне переведены на выкуп.

Гос-ые крестьяне- положене определено законом 1866г. сельские общины сохраняли земли, находившиеся в их пользовании, но не свыше 8 десятин на 1 душу мужского пола. Земля по за­кону 1866 г. признавалась собственностью казны, и выкуп наделов бы произведен только через 20 лет. При этом выкупные платежи возросли по сравнению с прежней оброчной податью на 45%. Однако условия реформы в удельной и государственной деревне были более благоприятными, нежели в помещичьей: наделы у удельных крестьян оказались в полтора раза большими, чем у бывших поме­щичьих, а у государственных - в два раза; несколько.

Помещики тоже понесли потери, реформа ущемляла их экономические интересы: личное освобождение крестьян ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию дарового крестьянского труда, и отдавали они крестьянам в собственность надельную землю.

По мнению фёдорова Крестьянская реформа 1861 г., несмотря на свою непоследовательность и противоречивость, явилась в конечном счете важнейшим историческим актом прогрессивного значения. Освобождение крестьян дало толчок интенсивному росту рынка рабочей силы. Предоставление крестьянам не только имущественных, но и определенных гражданских прав благоприятствовало развитию их сельскохозяйственного и промышленного предпринимательства.

По мнении. Орлова, Григорьева -реформа имела половинчатый характер. Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями (помещиками и крестьянами), а также между различными общественно-политическими течениями. Процесс подготовки реформы и ее реализация позволили сохранить помещичье землевладение, обрекли российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков. Реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине XIX - начале XX в. (О влиянии реформы на экономическое и социально-политическое развитие страны во второй половине XIX в. - см. ниже.). Иг: соловьёв, ключевский, погодин

Картина, которую на основании всех состоявшихся преобразований представляло собой землевладение в России в 70-х годах XIX столетия, по данным Центрального статистического комитета, представляется в следующем виде.

Данные Центрального статистического комитета, изданные в 1878 г., относятся к 49 губерниям Европейской России, без Финляндии, Царства Польского и Кавказа. Всей земли в этих 49 губерниях исчислено было 391 млн. дес. – в круглых цифрах. Затем, в составе этих 391 млн. дес. земель казенных, т. е. не наделенных крестьянам, а оставшихся непосредственно в распоряжении казны, в этот момент было 150 млн. дес., что составляло 38,5% общего пространства этих губерний. Затем, земель, которые оставались непосредственном владении уделов, опять-таки после наделения удельных крестьян, было 7,4 млн. дес., т. е. 2,2% общего количества; в частной собственности помещиков и других землевладельцев было 93 млн. дес., т. е. 23,78%, если же различать состав дворянского и недворянского землевладения, го собственно дворянских земель к концу 70-х годов оставалось только 73 млн. дес., а земель, принадлежавших владельцам недворянских сословий, разночинцам, в числе которых были и богатые крестьяне, покупавшие земли отдельно от своих обществ, – было 20 млн. дес. Размеры землевладения церквей, городов, монастырей и других учреждений достигали 8,5 млн. дес. Наконец, надельных земель крестьян – помещичьих, государственных и удельных вместе – было 130 млн. дес., так что, собственно, земли крестьян, не считая купчих их земель, хотя бы купленных обществами, каковых было тогда всего около 762 тыс. дес., – составляли 33,4% всего земельного пространства этих 49 губерний и таким образом значительно превышали частное землевладение.

Профессор Ходский в 80-х годах издал книгу, посвященную выяснению положения крестьян на основании произведенной реформы, где старался выяснить приблизительную материальную обеспеченность каждого разряда крестьян. Раньше, в 1876 г., эту задачу брал на себя профессор Янсон, который на основании весьма недостаточных цифр пытался исчислить наделы и повинности крестьян. Впоследствии нам придется еще остановиться на его исчислениях и выводах, но теперь для выяснения общей картины землевладения в России я приведу вам цифры профессора Ходского, так как они основаны на данных Центрального статистического комитета, опубликованных в 1878 г. Л. В. Ходский высчитал, что из 10 670 тыс. крестьян мужского пола, бывших государственных и удельных, 5400 тыс. душ, или 50%, были наделены щедро; затем 3800 тыс. душ, или 35%, были наделены достаточно и 1455 тыс. душ, или 13,7%, были наделены недостаточно. Но что такое «щедро», «достаточно» и «недостаточно» по терминологии профессора Ходского? Эти термины имеют у него следующий условный смысл: ввиду того что правительство не располагало никакими кадастровыми данными, которые давали бы возможность точно исчислить, достаточно или недостаточно землевладение крестьян по потребительной норме, т. е. по тому, насколько достаточно получающихся от обработки надела средств для пропитания крестьянской семьи, или по рабочей норме, т. е. по тому, насколько данное землевладение поглощает рабочие силы крестьянской семьи, профессор Ходский предложил довольно грубый прием оценки крестьянского обеспечения землей; он предложил исходить из бытовых условий, которые исторически сложились в дореформенное еще время, когда сама жизнь определяла достаточность или недостаточность земельных норм, с точки зрения наличных экономических условий. Он справедливо указывал, что у помещичьих крестьян в дореформенное время (в сущности, впрочем, лишь у тех, которые работали на барщине) нормы наделов определялись возможностью обработать эти наделы в течение тех трех дней в неделю, которые крестьяне употребляли на себя. Таким образом, это, в сущности говоря, составляло при максимальном наделе половину того количества земли, которое бы крестьяне могли обработать, работая целую неделю для себя и не отправляя барщины. В то же время этот надел давал возможность крестьянам удовлетворять, конечно, более или менее в обрез, свои элементарные продовольственные нужды. Именно эта норма и соответствовала максимальному наделу помещичьих крестьян. Что касается крестьян государственных, то там, благодаря довольно достоверным расчетам, сделанным кадастровыми комиссиями, и благодаря отсутствию барщины, можно было принять, что крестьяне все свое время употребляли на свою запашку, вследствие чего Ходский считал, что средние нормы землевладения казенных крестьян выражают тот размер надела, который, с одной стороны, вполне достаточен для безнуждного существования, т. е. для удовлетворения всех, а не одних только продовольственных, нужд, а с другой стороны, поглощает все рабочие силы семьи, поэтому г. Ходский думал, что там, где крестьяне получили выше этих норм, – там наделение можно считать щедрым .Исходя из этих соображений, он и признавал, что среди крестьян государственных и удельных 50% было наделено щедро, а 35% считал наделенными достаточно. Достаточными наделами Ходский не совсем последовательно признавал те, которые приходились между максимальным наделом помещичьих крестьян и этой средней нормой наделения государственных крестьян. Надо сказать, что этот второй разряд получился у него, таким образом, довольно неоднородным, потому что те крестьяне, которых наделение приближалось к максимальной норме надела помещичьих крестьян, получили, как мы видели, только половину того количества земли, которое они могли бы обработать, а те, владения которых приближались к средней норме владения государственных крестьян, получили действительно более или менее достаточный надел. И поэтому мы видим, что, например, в Самарской губернии Ходский, считал наделенными щедро тех, которые получили больше 10 дес., а в разряд наделенных достаточно он зачислял получивших от 3 до 10 дес., и это одно уже указывает на большую разнородность всей этой категории. Как бы то ни было, те, которые получили меньше этого, получили наделы, уже явно недостаточные, а лиц такого разряда из числа казенных и удельных крестьян Ходский насчитал все-таки 13%.

Что касается до крестьян бывших помещичьих, число которых приблизительно равнялось числу крестьян государственных вместе с удельными (государственных было около 10 млн. душ, а удельных– около 850 тыс. душ, так что вместе их было около 10 600 тыс. душ, а крестьян помещичьих было также около 10 600 тыс. душ), то из них Л.В. Ходский считал щедро наделенными, т. е. по норме, превышавшей среднюю норму владения крестьян государственных, только 13%. Затем, 4625 тыс. душ, или 43,5%, было наделено, по его терминологии, достаточно и, наконец, 42% – 4460 тыс. душ – получили явно недостаточные наделы. Если же объединить все категории крестьян вместе и вычислить процентное отношение каждого из трех разрядов ко всей массе крестьян, то получаются такие цифры: всего было душ мужского пола во всех этих категориях 21 278 тыс. Из них 6900 тыс., главным образом казенные и удельные крестьяне, были, по расчетам Ходского, наделены щедро – они составляли 32%, т. е. менее одной трети всей массы. Затем, 8430 тыс., или около 40%, были наделены достаточно – с теми оговорками, которые я уже сделал относительно понимания этого термина, – и, наконец, 5900 тыс., или около 28%, т. е. несколько более одной четверти, были наделены недостаточно.

Наделение крестьян в общем было все же довольно широко, если сопоставить общие размеры крестьянского землевладения лишь с теми размерами частного землевладения, которые в то время существовали, и не брать в расчет огромной доли казенного землевладения, которое по большей части состояло из земель весьма удаленных и неудобных для обработки, так что только 4 млн. дес. из этих земель утилизировалось в качестве оброчных статей, а остальные 146 млн. дес. были расположены главным образом в северных губерниях и представляли собою леса, воды и болота, которые очень увеличивали общую цифру казенного землевладения, но в состав действительно годного к немедленной утилизации земельного фонда по своим климатическим и почвенным условиям войти не могли.

Вот, следовательно, в самых общих чертах, та картина землевладения крестьянства и обеспеченности его землею, которая представлялась вскоре по выполнении на практике крестьянской реформы во всем ее объеме. Как эта обеспеченность впоследствии изменилась и какие сказались недочеты в проведенном устройстве крестьян, мне придется рассмотреть в одной из следующих лекций.


В сущности говоря, в отдельных местностях, например в Полтавской губ., и государственные крестьяне владели далеко не щедрым и даже не вполне достаточным наделом. Срав. книгу проф. В. А. Косинского «К аграрному вопросу». Одесса, 1906, стр. 220 и след.