Симеон полоцкий биография. "жезл правления" симеона полоцкого

Подробное решение параграф §2 по истории для учащихся 8 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. 2016

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Приведите примеры усиления иноземного влияния в России в XVII в. Оцените значение этого влияния на реформаторскую деятельность представителей власти.

С воцарением династии Романовых началось систематическое приглашение для консультаций и на службу в Россию иностранных военных специалистов, врачей, аптекарей. На окраине Москвы появилась Немецкая слобода – Кукуй, где жили выходцы из западноевропейских стран. Уже в ходе русско-польской (Смоленской) войны в составе русской армии воевали шесть полков «иноземного строя». При Алексее Михайловиче был создан воинский устав, составленный по западным образцам. Голландские специалисты участвовали в строительстве пушечного завода в Москве и первого русского военного корабля «Орел», построенного в 1667 г. Модными стали западноевропейская одежда, танцы (полонез, мазурка), иностранные языки.

Это влияние способствовало реформаторской деятельности представителей власти. Во-первых, таким образом можно было познакомиться с преимуществами и недостатками технических достижений и социального устройства зарубежных стран. Во-вторых, мода на всё иностранное повышала престиж реформаторов, следовавших иностранным образцам. В-третьих, использование иноземного опыта позволяло использовать готовые образцы, экономить ресурсы, а не «изобретать велосипед».

2. Расскажите о жизни и деятельности Симеона Полоцкого. Какое влияние он оказал на детей Алексея Михайловича?

Выходец из Белоруссии Самуил Петровский-Ситнианович (1629 – 1680) окончил Киево-Могилянскую академию и около 1656 г. постригся в монахи, приняв имя Симеона. Он жил в Богоявленском монастыре в Полоцке (откуда и его более позднее прозвище – Полоцкий). Здесь же Симеон учительствовал, получив широкое признание у населения благодаря своим высоким профессиональным и нравственным качествам. Он писал стихи на белорусском и польском языках. Симеон выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства. Слава о просвещенном монахе быстро распространилась по России, и Симеон был приглашен в Москву. С 1664 г. он обучал будущих служащих московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, возле Кремля.

Симеон стал первым придворным поэтом, прославлявшим в своих произведениях царскую фамилию. Его публицистические работы также превозносили самодержавие. Вскоре царь Алексей Михайлович поручил ему воспитание и образование своих детей. Двое из них – Федор и Софья – стали затем царствовать. Это были первые правители России, получившие элементы западного образования, включавшего знание европейской истории, культуры, иностранных языков. Неудивительно, что царствование Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и правление царевны Софьи были отмечены попытками проводить реформы по западному образцу.

3. Какие реформаторские проекты принадлежали А.Л.Ордин-Нащокину? Что из них удалось воплотить, а что нет и почему?

А.Л.Ордин-Нащокину принадлежали реформаторские проекты во внешне- и внутриполитической сфере. Он способствовал заключению Андрусовского перемирия с Речью Посполитой. На лишь после его смерти Россия перешла от соперничества с Польшей к союзу с ней, направленному против турецкой угрозы, чтобы обезопасить западные и южные рубежи России. В области внутренней политики он отменил привилегии иностранных кампаний, предоставив льготы русским купцам (Новоторговый устав 1667 г.) и основателям ряда новых мануфактур, организовал постоянную почтовую связь между Москвой, Вильно и Ригой. Но многое из задуманного ему так и не удалось осуществить – сократить дворянское ополчение, увеличив число стрелецких полков, ввести рекрутскую повинность, осуществить постепенный переход к постоянно действующей армии, ввести элементы самоуправления по образцу.

4. Как вы думаете, почему историк В. О. Ключевский назвал Ордин-Нащокина «государственным человеком»?

Историк В.О.Ключевский по праву назвал А.Л.Ордин-Нащокина «государственным человеком», поскольку этот один из самых известных политических деятелей России XVII в. был не только незаурядным военным и дипломатом, но крупным реформатором. Он радел об интересах страны, правильно понимал необходимость преобразований в России, разрабатывал важнейшие государственные документы и реформы, выступал за расширение экономических и культурных связей со странами Западной Европы и Востока.

5. Выскажите свое мнение о деятельности и государственных проектах князя В.В.Голицына. Почему многие его проекты так и не воплотились в жизнь?

В.В.Голицын был приближенным царевны Софьи, но не обладал всей полнотой власти. Многие его начинания (отмена смертной казни, отмена крепостного права) опередили время и не были воплощены в жизнь. Видимо, ему не хватило социальной опоры, помешали традиционный характер мировоззрения большинства населения и недостаток ресурсов для государственных преобразований и создания наемной армии.

6. Как вы думаете, какие слои общества могли быть недовольны реформаторской деятельностью представителей власти? А кто был в ней заинтересован?

Мне кажется, реформаторской деятельностью представителей власти были многие слои населения. Во-первых, у реформаторов было много завистников, соперников и противников среди царского окружения и высших слоев общества. Во-вторых, против преобразований выступало большинство духовенства, державшееся за старину и противившееся иноземным обычаям. В-третьих, торговые люди, крестьяне и ремесленники также опасались изменений, опасаясь ухудшения своего положения. В реформаторской деятельности были заинтересованы немногочисленные европейски просвещенные люди, купцы и предприниматели, получавшую выгоду от развития международной торговли.

Изучаем документ

1. Нет ли противоречия между приведенными высказываниями А.Л. Ордин-Нащокина? Ответ аргументируйте.

Я считаю, что никакого противоречия между приведенными высказываниями нет. А.Л. Ордин-Нащокин выступал за использование западноевропейских образцов, но подчеркивал, что при переносе зарубежного опыта на нашу почву необходимо учитывать особенности российской культуры и традиций. Во-первых, он был хорошо знаком иноземными порядками и особенностями российской жизни, понимал, что серьезные преобразования требуют долгого времени. Во-вторых, А.Л. Ордин-Нащокин знал, что географические условия и исторический путь России отличается от стран Западной Европы, заимствования оттуда должны быть приспособлены для восприятия нашими людьми.

2. К какому виду исторических источников можно отнести данный документ?

Данный документ можно отнести к такому виду исторических источников, как публицистика.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Напишите короткий биографический очерк об одном из реформаторов XVII в. В конце очерка дайте собственную оценку его личности и государственной деятельности.

Ордин-Нащокин, Афанасий Лаврентьевич (ум. 1680) - выдающийся русский дипломат. Сын небогатого псковского помещика, Ордин-Нащокин получил довольно хорошее для своего времени образование, изучил математику, иностранные языки (латинский и немецкий), ознакомился с порядками в иностранных государствах. Теоретическая подготовка и личная одарённость Ордин-Нащокина обратили на него внимание русского правительства. Ещё в 1642 году ему было поручено проведение пограничного размежевания с Швецией.

Особенно Ордин-Нащокин отличился как дипломат во время русско-шведской войны 1656-1658 годов. После взятия русскими войсками Куконойса Ордин-Нащокин был назначен туда на воеводство и сделался фактическим управителем Ливонии. Ордин-Нащокин был сторонником антишведской внешнеполитической программы, считая для Русского государства необходимым утверждение на берегах Балтийского моря и приобретение морских гаваней. Время пребывания Ордин-Нащокина в Ливонии являлось удобным моментом для осуществления этой цели, т. к. против Швеции образовалась коалиция из Речи Посполитой, Германской империи, Дании и Бранденбурга. Понимая невозможность одновременной войны с Швецией за Ливонию и с Польшей за Украину, Ордин-Нащокин высказывался за мирные отношения с Польшей и готов был даже пожертвовать Украиной. Стремясь укрепить русские позиции против Швеции, Ордин-Нащокин добился официального перехода Курляндии под патронат России. В целях противодействия шведскому флоту Ордин-Нащокин принял меры к строительству русского флота на Западной Двине. Однако планы Ордин-Нащокина не получили поддержки в Москве. Во внешней политике Русского государства победила линия сторонников войны с Польшей, поддержанная царём Алексеем Михайловичем. Было решено начать переговоры о мире с Швецией, ведение которых было поручено Ордин-Нащокину. В результате переговоров в декабре 1658 года в Валиесаре было заключено перемирие на 3 года, согласно которому Россия сохраняла свои завоевания в Ливонии. Кардисский мирный договор 1661 года вернул Швеции её владения в Ливонии, закреплённые за Россией по Валиесарскому перемирию. Таким образом, дипломатические планы Ордин-Нащокина были разрушены. Но, несмотря на это, он и в дальнейшем упорно добивался перед царём претворения в жизнь своей программы, предлагая помириться с Польшей и доказывая, что обладание Ливонией выгоднее присоединения Украины. В январе 1657 года Ордин-Нащокин заключил Андрусовский договор с Польшей, знаменовавший большой дипломатический успех Русского государства. По возвращении из Андрусова Ордин-Нащокин был пожалован в бояре, а затем назначен начальником Посольского приказа с титулом "царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель". Качество дипломатической службы, с точки зрения Ордин-Нащокина, определялось не количеством посольских работников, а их талантами и чувством ответственности за своё дело. Для того чтобы держать Посольский приказ в курсе зарубежных событий, переводчики Посольского приказа составляли на основе иностранных газет и ведомостей, поступавших из-за границы, так называемые "куранты", т. е. рукописные сводки иностранных известий.

В качестве главы Посольского приказа и руководителя внешней политики Русского государства Ордин-Нащокин принимал меры к обеспечению торговых интересов России в сношениях со странами Запада и Востока. Новоторговый устав 1667 года, тоже связанный с именем Ордин-Нащокина, основанный на меркантилистических принципах, регламентировал торговлю иностранцев в целях устранения конкуренции на русском рынке. При Ордин-Нащокине был снаряжён с дипломатическими и торговыми целями ряд посольств на Запад: в Испанию, Францию, Венецию, Голландию, Англию, Пруссию, Швецию. В мае 1667 года Ордин-Нащокин заключил торговый договор с армянской "Персидской компанией", ведшей торговлю шёлком. Заботился он и об укреплении торговых связей с Бухарой и Хивой, снарядил посольство в Индию.

Недовольство в правительственных кругах действиями Ордин-Нащокина скоро привело к его устранению сначала с поста руководителя Малороссийского, а затем и Посольского приказа. Тем не менее, в 1679 году он участвовал ещё с успехом в переговорах о продлении Андрусовского перемирия.

Ордин-Нащокин был человеком незаурядного ума и яркого таланта, политиком с хорошей теоретической подготовкой и большим практическим опытом. Его наиболее характерной чертой было стремление к самостоятельности в проведении внешнеполитической программы: «нельзя во всём дожидаться государева указа». Как дипломат он отличался большим искусством в ведении переговоров и вместе с тем большой принципиальностью.

2. Используя материалы параграфа и интернета, оцените позицию В.В.Голицына относительно преимущества наемной армии перед иными принципами комплектования армии. Поддержите или опровергните эту позицию. Сделайте вывод.

В истории известно два основных принципа формирования армии:

1) Принудительный. Это призывная армия, иначе ее еще называют народной или национальной. В призывной армии военный коллектив нацелен на защиту общества от вооруженных нападений извне, связан неразрывными узами с родной страной и своим народом. Но военные эксперты придерживаются мнения, что за недолгое время срочной службы невозможно подготовить хорошего бойца.

2) Добровольческий. Это контрактная армия. К ней нужно отнести и наёмную – она ведь тоже работает по контракту. При наемной армии военный коллектив может превратится в группу хорошо обученных и вооруженных людей, которые служат не стране, а лишь узкому клану или социальной группе, стоящей у власти, оплачивающих их работу и использующих наемников для достижения личных целей.

Видный итальянский государственный деятель, философ Никколо Макиавелли считал, что войско государства может быть полностью или частично наемным, союзным, а также собственным. В тоже время, Макиавелли полагал что наемные и союзнические войска не только бесполезными, но и опасными для государства-нанимателя: наемники честолюбивы, задиристы, лишены моральных принципов, распущенны, вероломны, в бою трусливы, в мирное время они воруют и грабят мирное население. Сколько бы им не платили – им будет всегда мало, а главное, у них полностью отсутствует побуждение ценой своей жизни защитить кого-либо.

Многие утверждают, что наемный солдат будет более профессионально выполнять свои обязанности, чем служащий по призыву. Но мне кажется, что в действительности ни боевые, ни специальные качества бойца не зависят от того, каким путем он попал в армию, а обусловлены личным отношением каждого человека к порученному ему делу.

Можно с уверенностью сделать вывод: наемная армия неспособна участвовать в масштабных и длительных боевых действиях. Для такой большой страны, как наша Россия, содержание исключительно наёмной армии еще и слишком большая финансовая нагрузка. Таким образом, я думаю, что необходимо использовать преимущества призывной и наёмной армии в сочетании.

3. Приведите примеры влияния Симеона Полоцкого на взгляды детей царя Алексея Михайловича. Составьте тезисы сообщения на эту тему.

В 1667 Симеон Полоцкий назначается царем на высокие государственные должности воспитателя царевичей и царского придворного поэта. Симеон воспитывает Федора и Петра (будущего Великого), которым дает замечательное многогранное образование, обучает латыни и польскому языку.

На С. Полоцкого было возложено воспитание царских детей, для которых он написал несколько сочинений: «Вертоград Многоцветный» (сборник стихотворений, предназначенный служить «книгой для чтения») , «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего» , «Книга кратких вопросов и ответов катехизических». В «Венце веры кафолической» Полоцкий сгруппировал всю сумму знаний, какие дали ему школа и чтение, начиная с апокрифов и кончая астрологией.

С. Полоцкому приписывается большинством исследователей авторство первоначального проекта Устава («Привилеи») Славяно-греко-латинской академии, представленного на утверждение Фёдора Алексеевича в 1682 году Сильвестром Медведевым. По Уставу академии Полоцкого, ректору и преподавателям академии предоставлялась высший контроль по делам веры и образования; на корпорацию академии возлагалась обязанность бороться с ересями, причём за многие преступления привилея предусматривала сожжение.

Особо следует подчеркнуть ясное понимание С. Полоцким роли православия в деле единения трёх братских восточнославянских народов. Он занимал чёткую позицию по вопросу церковного раскола. Русская Православная Церковь, в отличие от наднациональной римско-католической церкви, всегда была национальной структурой, выражавшей и защищавшей интересы русского, белорусского и украинского народов. Выступавшие против Единой национальной церкви раскольники-староверы разрушали общность народа, для которого православие означало нечто большее, чем конфессия. Раскол был прежде всего выгоден врагам России. Не случайно А.И. Солженицын назвал раскол «великой трагедией русского народа». В 1666 году С. Полоцкий выступил с резким осуждением челобитников - раскольников Лазаря и Никиты. В 1667 году было опубликовано его сочинение «Жезл православия», в котором резко осуждались взгляды старообрядцев. В том же году Церковный собор высоко оценил этот трактат С. Полоцкого.

С. Полоцкий не только обучал своих царственных учеников гуманитарным наукам (языкам, риторике), но и формировал у них политическое сознание, утверждая, что «Россия славу расширяет не мечом только, но скоротечным типом, через книги, сущим многовечным».

История в лицах: современники.

Симеон Полоцкий - выдающийся деятель славянской культуры XVII века. Начитанный и энергичный, изучивший философские науки, развил русское просвещение.

Изучив ряд наук, простой монах Полоцкий отмечен как педагог и воспитатель. Добился успехов в поэзии и драматургии.

Так же его интересовали искусство, медицина, астрология и другое. Предпочёл быть приближенным царю и его семье вместо блестящей церковной карьеры.

Годы жизни

Самуил Гаврилович Петровский - Ситнянович рождён в декабре, 12-го, 1629 года. Дата смерти - 25 числа в августе, 1680 года.

Биография

Родился в белорусском городе Полоцк, Литовского княжества. В семье Петровских - Ситниановичей, кроме Самуила, было ещё четверо детей: три мальчика и девочка. В народной памяти остался как Симеон Полоцкий.

Конец 1640-х гг. - посещал Киево - Могилянскую коллегию.

С учителем - Лазарем Барановичем, в 1657 г. ставшим епископом Черниговским, постоянно поддерживал дружеские отношения.

Первая половина 1650 гг. - закончил польскую Виленскую иезуитскую академию, получив звание духовного оратора. Там же стал членом греко - католического ордена св. Василия Великого.

Начало 1660 гг. - вынужденное бегство в Россию по причине доносов на людей, симпатизирующих Русскому государству.

Конец 1656 г. - стал православным монахом по имени Симеон в Полоцком Богоявленском монастыре и учителем в православной школе. Молодой педагог расширил программу обучения: дополнил русским и польским языком, изучением риторики и поэзии. Больше времени отводилось на грамматику.

1656 г. - Симеон преподносит проезжавшему государю сочинённые как приветствие «Метры». Самодержец был поражён декламацией стихов 12 учениками поэта и пригласил Полоцкого и других учёных в столицу.

1664 г. - поехав в Москву за вещами умершего архимандрита Игнатия, остался, по поручению государя, для подготовки подьячих на дипломатическое поприще.

1665 г. - написал для царя поздравление с рождением сына, стихотворные строки которого обрамляли геометрическую звезду. В этом же году на Московском соборе, участвовал как переводчик и редактор - издатель по делу суда над Никоном и староверами. В этом же году занял место скончавшегося игумена Заиконоспасского монастыря и организовал школу, где обучались мелкие чиновники.

С 1667 г. - поэт при дворе и учитель в царской семье. Кроме этого Полоцкий составляет тексты выступлений для царя, сочиняет черновики с торжественными объявлениями. Взошедший на престол Фёдор дал учителю разрешение на заведение в 1678 г. собственной типографии с выпуском первого издания - «Букваря».

Через год, в 1679 г., Полоцкий спроектировал положение первого российского высшего учебного заведения, названном Славяно - греко - латинская академией. Спустя год богослов - философ умер. Последнее место учителя и просветителя - Заиконоспасский монастырь. Доработан проект учеником Симеона Сильвестром Медведевым, в 1687 г. академия открылась.

Реформы

Симеон Полоцкий участвовал в необходимых России реформах, послуживших толчком для реформ царя Петра. Но его предлагаемые преобразования были европейского образца.

  • Церковная реформа. Считая правильной Греческую православную церковь, сравнивал с традиционными обычаями Русской церкви, называя их предрассудком. Подобное внимание к религии у Полоцкого сформировалось во время учёбы в Киеве и Вольно.
  • Выступления против старообрядчества написанием книг, поддерживая реформистские направления Никона. Например, Симеон обличал старую веру в «Жезле правления». Труд имел значение в спорах по поводу раскола. В XX в. трактат раскритикован с утверждением недостаточности аргументов и слабой исторической подготовкой автора. Кроме этого, говорится о сложности чтения трактата и невостребованности произведения.

Духовная жизнь

Духовную практику Полоцкий передал в богословских трудах, названных «Венцом веры», и составил краткий катехизис. Проповедник возобновил проповедническое слово. Симеон написал больше 200 нравоучений. В «Обеде душевном» и «Вечерне душевной» внимание слушателей обращается на религиозно - нравственные идеалы и жизненную цель. Остальные проповеди обличают злой нрав вообще и рассказывают о правильных христианских понятиях.

К сожалению, тексты написаны бездушно и казённо. Два сборника проповедей издали через 1-3 года после кончины Полоцкого. Результат религиозной работы философа:

  • Церковь продолжает влиять на нравственное совершенствование людей.
  • Укрепляется положение религии в обществе.
  • Усилилось влияние церкви.

Творчество

Симеон Полоцкий — первый русский поэт, применивший изосиллабизм в написании стихов, изложенных в двух сборниках. Стихотворец сделал Псалтырь рифмованной, назвав «Рифмотворной». Так же автором написаны стихотворения «Рифмологиона», первого сборника. В этих сочинениях воспета жизнь царской семьи и приближённых царя. Во втором альманахе, названном «Вертоград Многоцветный», содержатся нравственно - дидактические поэмы с поучительными наставлениями, научными и литературными сведениями, вопросами воспитания. Этот сборник - творческий пик Полоцкого как литератора.

Учёным монахом написана пастораль и 3 пьесы, сыгранные в придворном театре. Таким образом, Москва узнала о драматическом искусстве.

  • «Беседы пастуские».
  • «Блудный сын»
  • «Навуходоносор и три отрока»
  • «Навуходоносор и Олоферн».

Особенность произведений - отсутствие аллегорических фигур, среди действующих лиц - реальные люди. В пьесах Симеона образы убедительные, композиция стройная, есть веселым интермедиям.

Итоги

Являясь ярким деятелем в искусстве и религии, Симеон Полоцкий проповедовал нравственность в обществе, учил жить по - божески, принося добро. Принёс в Россию поэзию и драматургию. Внёс ощутимый вклад в развитие образования. Добивался открытия школ, организовал типографское производство. Создал основу первого высшего российского учебного заведения.

Память

  • 1995 г. - выпуск белорусской почтовой марки, посвященной просветителю
  • 2004 г. - установление памятника в г. Полоцке
  • 2008 г. - издание исторического романа Рассолова о Симеоне Полоцком
  • 2013 г. - в Белоруссию вернулась книга «Жезл правления».

После своего переезда в Москву Симеон Полоцкий имел возможность сделать блестящую карьеру и занять самые высокие посты в церковной иерархии, однако он уклонился от этого пути, предпочтя ему роль приближенного царской семьи в ранге простого монаха. Выдающаяся личность Полоцка.

Симеон Полоцкий краткая история

Симеон Полоцкий, оставшийся под этим именем в истории, на самом деле при крещении получил имя Самуил, а фамилия его была — Петровский-Ситнианович. Родился он в Полоцке или его окрестностях в 1629 году. В конце 1640-х годов учился в Киево-Могилянской коллегии, бывшей средоточием православной учености в юго-западной Руси. Позже, вероятнее всего, молодой человек продолжил образование в Виленской иезуитской академии, где, по некоторым данным, вступил в униатский базилианский орден. Исследователями этот факт часто ставится ему в вину, но по-другому получить приличное образование в те времена было невозможно — этот путь прошли многие выходцы из южной Руси, после униатского искуса вернувшиеся в лоно православия, перебравшиеся в Россию и ставшие знаменитыми церковными иерархами.


В 1656 году документально засвидетельствовано пребывание Самуила Ситниановича уже в Полоцке. Он принял монашеский постриг с именем Симеон, вступил в братию Полоцкого Богоявленского монастыря и стал дидаскалом (учителем) братского училища. В этом же году царь , выехавший к русской армии, которая тогда воевала со шведами, побывал в Полоцке, где состоялось его личное знакомство с молодым учителем. Двенадцать учеников Симеона продекламировали приветственные стихи его сочинения, чем поразили самодержца в самое сердце, — такие вещи в Москве были тогда неизвестны. Знакомство упрочилось в 1660 году, когда Симеон Полоцкий в составе полоцкой делегации присутствовал на московском Соборе, посвященном самовольному оставлению Никоном патриаршего престола.

В начале 1660-х годов Полоцк вновь попал под власть Польши, и лица, выражавшие свои симпатии к России, почувствовали себя там неуютно. Есть глухие сведения о том, что на Симеона Полоцкого поступил донос, после чего он бежал на Русь.

Симеон Полоцкий в Москве

В 1664 году мы застаем его в Москве. Московитов своей европейской ученостью белорусский монах буквально потряс, и вскоре он выдвинулся на первые роли при царском дворе. Ему доверяли важнейшие миссии. Так, по поручению Собора 1666 года Симеон Полоцкий написал «Жезл правления» с обличением взглядов Никиты Пустосвята и попа Лазаря, лидеров русского раскола. В 1670 году появилось новое Симеоново богословское сочинение: «Венец веры кафолическим». В середине 1660-х годов он обучал молодых подьячих Приказа тайных дел, готовя их к дипломатическому поприщу. С 1667 года ученый монах стал воспитателем царских детей — через его руки «прошли» , и позже малолетний Петр.

С восшествием на престол в 1676 году влияние его бывшего наставника выросло еще больше. В 1678 году Симеону Полоцкому разрешили завести собственную типографию, неподотчетную Патриарху, — первым ее изданием стал «Букварь». Годом позже Симеон подготовил проект будущей , первого в России высшего учебного заведения, — ее открыли уже после смерти «автора», в 1687 году.

При этом официальной карьеры он делать не захотел — по свидетельству современника, Симеон Полоцкий в «начальники» никогда не стремился, предпочитая «спокойное житие близ солнца». Он воплощал в себе чистейший тип кабинетного ученого и поэта, погруженного в мир собственных поэтических грез. У него имелась обширная библиотека, включавшая в себя по преимущество книги античных и западных авторов; писал Симеон ежедневно — в его творческом наследии насчитывается около пятидесяти тысяч поэтических строк.

Симеон Полоцкий родоначальник русской силлабической поэзии

Симеон Полоцкий явился родоначальником русской силлабической поэзии, сообщив своему творчеству яркие барочные черты: это и стилистическое «украшательство», и мощное античное эхо, и орнаментализм (чего стоят его стихи, выполненные в виде звезды или сердца!), и нарочитая затрудненность речи, вызываемая необычным расположением слов... В 1678 году Симеон Полоцкий подготовил два поэтических сборника («Рифмологион» и «Вертоград многоцветный»), открыв жанр поэтической книги в русской культуре, а также переложил на стихи Псалтирь. Кроме того, известны две его «нравоучительные» пьесы для придворного театра.

Смерть Симеона

Умер просветитель в 1680 году. Похоронили его в Заиконоспасском монастыре.

Увы, посмертная судьба оказалась к Симеону Полоцкому не слишком милостива. В конце 1680-х годов его религиозные сочинения были осуждены и запрещены — по настоянию Патриарха Иоакима, который всегда недолюбливал выходцев из юго-западной Руси, не без оснований считая их зараженными латинством. Лучший ученик Симеона Сильвестр Медведев, обвиненный в ереси, был обезглавлен.

Уже в XIX—XX веках чуть ли не общим местом стало мнение о посредственности поэтического творчества Симеона. Вряд ли это так. Явления прошлого нельзя судить по меркам современности; их можно понять, лишь погружаясь в ушедшие времена, в их «предметный» и духовный контекст. И с этой точки зрения Симеон Полоцкий выступает целой эпохой в истории отечественного просвещения (в современном понимании), его зачинателем. Да и в русской культуре, если непредвзято глядеть на факты, новое время открывается, пожалуй, его именем.

Полоцкий Семеон (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1629-1680), просветитель, поэт.

Уроженец города Полоцка (ныне в Белоруссии).

Получил в Киево-Могилянской коллегии и Виленской академии глубокое латино-греческое образование, открывавшее тогда доступ к европейской гуманитарной науке. В 1656 г. принял монашеский постриг в полоцком Богоявленском монастыре. Писал стихи на польском и книжном южнорусском языках, преподавал в школе при обители. В том же году Симеон создал в честь царя Алексея Михайловича оду «Метры», в которой приветствовал воссоединение Украины с Россией.

Царю понравились стихи, и в 1660 г. Полоцкий с учениками восемь месяцев провёл в Москве, читая оды на разных торжествах. Во время взятия Полоцка поляками поэт попал в тюрьму, после чего счёл за благо окончательно перебраться в Москву (1664 г.).

Прижившись при дворе, он отмечал стихами все крупные политические события (по заказу царя и «ближних людей») и вскоре был взят на дворцовое содержание. Поселился в Заиконоспасском монастыре на Никольской улице. Первый придворный поэт стал и первым профессиональным литератором, получавшим за свой труд достойное вознаграждение.

Симеон участвовал в качестве переводчика и редактора-издателя в деле осуждения Никона и староверов (1666-1667 гг.). Его знания и талант были оценены патриархом Иоасафом II и многими архиереями. При их под держке Полоцкий ввёл в московский обиход литературные церковные проповеди.

Просветитель был наставником царевича Алексея Алексеевича (1667 г.), затем Фёдора Алексеевича и царевны Софьи, а также молодых служащих из московских приказов. Один из них, подьячий приказа тайных дел Семён (в монашестве Сильвестр) Медведев, стал его другом и последователем.

Царь Фёдор открыл для своего учителя бесцензурную Верхнюю типографию, но даже он не смог осуществить мечту Симеона о создании в Москве университета.

Колоссальное литературное наследие Полоцкого было частично обработано и опубликовано Медведевым. Из его трудов наиболее знамениты стихотворная энциклопедия «Вертоград многоцветный» (1678 г.); «Букварь языка словенска» (1679 г.); «Псалтирь рифмованная» (1680 г.), положенная на новые линейные ноты придворным композитором Софьи Василием Титовым; первая на Руси беллетристическая «История о Варлааме и Иоасафе» (1680 г.); громадные сборники проповедей «Обед душевный» (1681 г.) и «Вечеря душевная» (1683 г.).

Учёные исследуют и публикуют всё новые поэмы, пьесы, назидательные притчи и учебные сочинения Полоцкого.

Направления деятельности.

Внутренняяя политика.

Направления деятельности Результаты
1.Совершенствование системы государственного управления Создание нового верховного органа- Расправной палаты- подчиняющегося лично царю (это особый судебный отдел в Боярской думе). Было сокращено количество приказов, регламентирован рабочий день центральных органов власти. Была усилена власть и полномочия воевод. Налоги стали собирать головы и целовальники. 1682- отмена местничества , что позволило прийти к власти многим дворянам. 1681- введено воеводское и местное приказное управление. Готовился проект введения чинов- прообраза петровской « Табели о рангах».
2. Дальнейшее усиление военной мощи страны и реформирование армии. Продолжилось комплектование полков нового строя, начали формироваться территориальные военные округа, появились воинские звания, первые выборные полки из лучших солдат и офицеров. Именно при нём были заложены основы регулярной действующей армии.
3. Повышение роли и значимости дворянского сословия. Поддерживал права собственности дворян на землю, разрешал использовать им труд крестьян. В связи со строительством оборонительных сооружений на юге (Диком поле), раздавали земли дворянам в той местности, если они хотели увеличить свои земельные владения.
4. Совершенствование финансовой и налоговой системы. Введение единого налога- стрелецкие деньги. 1678-1679- перепись населения. Введение подворного обложения, что сразу пополнило казну, но усилило гнёт
5. Дальнейшее уменьшение роли церкви в стране. Повышение роли митрополитов и ограничение власти патриархов. Увеличение сборов с церковных земель. Продолжение гонений против старообрядцев.
6. Мероприятия по развитию образования, повышению количества грамотных в стране. Строительство училищ, школ. Фёдор был инициатором создания Славяно-греко-латинской академии, хотя она была создана в 1687 г. Приглашение иностранцев для преподавания в Москве. При Фёдоре грамотность в стране выросла в 3 раза, а в Москве в 5 раз, расцвет поэзии.
7. Социально- экономическое развитие России. Строительство светских зданий (палат, приказов). Москва почти полностью из деревянной перестроилась в каменную. В Москве построена единая система канализации. Попытки европеизации страны. Так в 1678-1680- смягчены уголовные наказания, например, переняли закон об отмене отрубания рук за воровство.

Внешняя политика.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

§ Было совершенствовано государственное управление, увеличилась централизация власти в руках царя.

§ Централизация военного управления путём проведения военной реформы, начало создания регулярной армии.

§ Усиление роли дворянства в обществе, оценка деятельности людей по личным заслугам.

§ Была совершенствована финансовая и денежная система страны.

§ Дальнейшее сокращение роли церкви в делах государства.

§ Были достигнуты успехи в культурно- экономическом развитии страны, страна развивается по пути европеизации.

§ Во внешней политике не все задачи были решены, но Турция признала вхождение Левобережной Украины в Россию. Однако выхода к Балтийскому и Чёрному морю не было.

Таким образом, правление Фёдора Алексеевича во многом предопределило те реформы, которые будет проводить его брат- Пётр 1.

Яркой личностью периода правления Фёдора Алексеевича был Симеон Полоцкий.

Симеон Полоцкий.

Годы жизни: 1629-1680

§ Симеон Полоцкий – иеромонах (священник-монах), общественно- религиозный деятель, проповедник, поэт, драматург и педагог. Его деятельность совпала с правлением первых Романовых. Он играл видную роль в развитии просвещения в России в 17 веке.

§ В 27 лет он принял монашество и после окончания киево-могилянской коллегии стал дидаскалом, то есть преподавателем в школе при Полоцком Богоявленском монастыре.

§ Известность пришла к Полоцкому в период русско-польской войны, когда царь Алексей Михайлович, побывав в Полоцке, заметил его и пригласил в Москву. Полоцкий стал воспитателем инаставником царских детей , а также придворным поэтом.

Основные направления деятельности Симеона Полоцкого и их результаты.

Одним из направлений деятельности была духовная деятельность. Получив духовное образование, будучи преподавателем в духовной школе, Полоцкий выступал против раскольников. Он поддерживал реформу Никона. В 1667 году написал книгу « Жезл правления», в которой выразил свои взгляды по поводу поддержки нововведений в церкви.

Свои духовные воззрения он изложил и в книге «Венец веры», а также в кратком катехизисе (это официальный документ церкви, содержащий основы веры). Им было написано много проповедей («Обед душевный» (1681),« Вечеря душевная »(1683) – оба сборника вышли после смерти автора), в которых много внимания уделяется религиозно-нравственному идеалу. И хотя они написаны несколько казённым слогом, значение их велико, так как Полоцкий призывал к нравственному совершенствованию, даже вплоть до аскетизма.

Результатом данной деятельности стало продолжающееся влияние церкви в нравственном совершенствовании людей, укрепление её положения в обществе, усиление влияния.

Другим направлением была поэтическая деятельность.

Симеон Полоцкий стоял у истоков силлабического стихосложения (в котором длина строки имеет одинаковое количество слогов). Им были написаны два сборника стихов. Первый - «Вертоград многоцветный »(1677-1678) , посвящённый нравственному воспитанию, содержащий наставления. Одновременно это своего рода энциклопедия - справочник, где читатель мог найти много интересных сведений из истории, географии, минералогии, зоологии и др.

«Рифмология» (1679) - произведение, в котором были представлены речи на различные торжественные случаи в царской семье.

Талант Полоцкого проявился и в драматургии . Им были написаны три пьесы, которые поставили и показали при царском дворе: «О блудном сыне», «О Навуходоносоре и Олоферне» и «О Навуходоносоре и трёх отроках». Все они были написаны на нравственные темы.

Был Полоцкий и просветителем. Он многое делал для того, чтобы в стране открывались школы , при его содействии была открыта типографи я в 1678 году. Первой изданной книгой был «Букварь».

В 1679 году С.Полоцкий составил проект указа о создании высшего учебного учреждения - Славяно-греко-латинской академии , но смерть помешала ему выполнить задуманное. Его дело завершит Софья (в 1687)

Наконец, именно С.Полоцкий был духовным наставником и воспитателем Фёдора Алексеевича и Софьи. Во время их правления авторитет С.Полоцкого был очень большим, умер он буквально на пике своей славы.

Результат данной деятельности – большой вклад в развитие просвещения, культуры, в формирование российской системы стихосложения.

Таким образом, Симеон Полоцкий - яркий деятель искусства и церкви периода правления первых Романовых. Его идеи звучащие в проповедях, изложенные в книгах, способствовали нравственному совершенствованию общества, учили жизни по божеским законам, законам добра. Он внёс ощутимый вклад в развитие культуры, особенно образования, поэзии, драматургии.

Полоцкий считается основоположником поэзии и драматургии. До него этими видами искусства никто не занимался.

Вошёл в историю России Симеон Полоцкий и как воспитатель детей царя Алексея Михайловича.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11