Генерал-майор А. Владимиров

За плечами Александра Владимирова более 30 лет практической военной службы на командно-штабных должностях, он дослужился до звания генерал-майора и должности начальника штаба общевойсковой армии.

Фундаментом его военной карьеры послужили глубокие военные знания, полученные в вузах, включая Академию Генерального штаба. Генерал Владимиров богато одарен судьбой с юного возраста, начиная с Суворовского военного училища, где за семь лет воспитали убежденного патриота, а успешная практическая служба в развернутых частях и разностороннее образование, полученное в трех высших военных заведениях, сделали из него незаурядную личность – выдающегося профессионала, видного ученого и стратега.

Генштаб в единственном числе

В подтверждение – высказывание президента АВН генерала армии Махмута Гареева: «Я предлагаю нашей власти внимательно прислушаться к тому, что он говорит и пишет, потому что генерал Владимиров, обладая уникальным даром проникновения в суть вещей, системного мышления и стратегического предвидения, своими идеями и трудами значительно опережает нашу текущую внешнюю и внутреннюю политику, а «время реакции» власти, то есть время, когда его идеи начинают быть востребованы официальной государственной властью, исчисляются многими годами…» Это мнение тем более ценно, что высказал его участник Великой Отечественной войны, ученый, известный своей принципиальностью и объективностью, военачальник и выдающийся организатор отечественной военной науки, долгие годы бывший заместителем начальника Генерального штаба Вооруженных Сил.

“ «Я был у него на учениях и видел генерала в деле, он сам по себе Генштаб» ”

Известный советский военный разведчик и российский политолог, экономист и эксперт в области обороны и безопасности Виталий Шлыков написал в предисловии к первому изданию монографии о знакомстве с Александром Владимировым: «Мы встретились так. В 1988 году генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев высказал пожелание создать орган управления по аналогии с Советом национальной безопасности США и разные государственные ведомства получили соответствующие распоряжения эту его мысль проработать (странно, что у Горбачева могла быть даже теоретическая мысль об укреплении безопасности страны в то время, как практические действия вели к разрушению государства. Л. Ш. ).

Работа долго не шла, и в конечном счете это дело было поручено нам, то есть мне – разведчику, знавшему сам предмет, язык и страну, и руководителю Аналитического управления КГБ СССР Владимиру Арсентьевичу Рубанову. Когда мы начали работу, у нас обоих возникла мысль включить в нашу группу кого-нибудь, понимающего в вопросах Вооруженных Сил. Поскольку в связи со спецификой нашей службы мы оба не имели серьезных личных знакомств в армии, то я обратился с просьбой к начальнику Генерального штаба ВС СССР, впоследствии советнику президента СССР Маршалу Советского Союза Сергею Федоровичу Ахромееву. На мой вопрос и просьбу найти толкового офицера для участия в рабочей группе по Совету безопасности СССР маршал Ахромеев ответил моментально: «Такого толкового знаю. Это начальник штаба 28-й общевойсковой Гродненской армии Белорусского военного округа генерал-майор Александр Владимиров». Когда же я высказал мнение о том, что, может быть, взять кого-нибудь не из войск, а прямо из Генштаба, маршал сказал, что лучшего нам и не надо, так как: «Я был у него на учениях и видел генерала в деле, он сам по себе Генштаб».

Продолжая разговор о фундаментальном труде Владимирова, подчеркну: это в первую очередь результат многолетней титанической работы его ума, души и огромного физического напряжения, так как количество изученного, обработанного и осмысленного материала колоссально. Владимиров сделал то, что, кажется, под силу только большим научным коллективам, и маршал Ахромеев оказался прав – он сам по себе Генштаб.

Я ссылаюсь на высказывания крупных военачальников и военных экспертов не для того, чтобы поднять планку значимости трехтомника, а потому, что диапазон тем настолько широк и многогранен, объем материала так огромен, что его невозможно оценить одному человеку. Автор сделал значительные шаги в обобщении многовекового опыта лучших представителей военной мысли, изучая и анализируя их труды, чтобы понять и раскрыть суть современной теории войны. Только ссылок и сносок у него более 700. Владимиров довольно аргументированно и объективно говорит о современном миропорядке и возможной войне.

Даже рецензия, отработанная в полном объеме, может претендовать на значительный реферат или нечто большее, если за дело возьмется коллектив профессионалов. Моя цель гораздо скромнее – привлечь внимание Верховного главного командования, специалистов до ГШ ВС РФ включительно, его академии, Совета безопасности РФ и структур, отвечающих за выработку стратегических подходов, патриотическое воспитание. Уместно подчеркнуть, что в монографии сделан особый акцент на подготовку кадров – как военных, так и гражданских, занимающих высокие должности и влияющих на обороноспособность и защиту государства.

Можно согласиться с тем, что не все выводы и рекомендации бесспорны. Но эта основательная работа, безусловно, подлежит тщательному изучению, исследованию, осмыслению и должна послужить предметом дискуссий на всевозможных конференциях, «круглых столах» и семинарах.

При соответствующей подготовке со стороны автора монографию можно переработать и использовать как учебник для различных специалистов. Конечно, им необязательно штудировать весь 3000-страничный труд, но уверен: для ответственных, державных руководителей в нем найдется много полезной информации для размышления и работы, за результаты которой они несут ответственность.

При глубокой переработке первого издания монографии и сделанных уточнений «Общая теория войны» приобрела устойчивую трехчастную форму. Первая часть – «Основы теории войны». Вторая – «Теория национальной стратегии. Основы теории, практики и искусства управления государством». Третья – «Государство, война и армия: некоторые вопросы общей теории». Все тематически определенные части монографии обрели концептуальную завершенность, собственный набор приложений и в таком виде могут широко использоваться в образовательной практике как отдельные тома.

Все части содержат в материалах важных реплик и приложениях интересные, часто эксклюзивные и объемные дополнительные справочные данные, которые можно использовать слушателям и преподавателям в качестве единых энциклопедических источников по предлагаемой тематике. Таким образом, второе издание «Основ общей теории войны» может стать базовым и подлежащим изучению в системе высшего военного и гражданского образования и государственной службы в Российской Федерации.

Монография рассматривает войну как главную проблему человечества, как явление нашего бытия, сопровождающее нас на всем протяжении истории цивилизации.

Вчитываясь в великих

Генерал Владимиров опирается на труды многих зарубежных военных философов и ученых и уделяет должное внимание российским профессионалам, что совсем нехарактерно для современной научной мысли. Что особенно важно, именно наши военные знаменитости выстраивают современную теорию войны и ее особенности в период глобализации.

В этом большая заслуга автора, который, используя их потенциал, аргументированно и доказательно предсказывает характер и условия возникновения будущей войны. Особое внимание он уделяет работам выдающегося русского военного теоретика Александра Свечина и прежде всего знаменитому труду «Стратегия».

Владимиров акцентирует внимание на трудах российского военного философа Андрея Снесарева, которого считает самым тонким и глубоким исследователем сути войны и приводит три его важных вывода. Они неоспоримы по сей день:

1. По своему содержанию война стала всеохватывающим, всепроникающим и глубоко драматическим явлением в жизни народов и остается неизбежным на обозримую перспективу.

2. Войны свидетельствуют о больших и опасных недостатках в организации человеческого общества и бессилии человеческого разума.

3. Решение вопроса о будущем (грядущем) войны – положительное или отрицательное – остается пока вопросом веры, а не научно доказанным фактом. (А. Е. Снесарев «Философия войны»).

Автор считает необходимым выделить уникальное творчество полковника Генерального штаба Русской императорской армии Евгения Месснера – провидца и классика стратегической военной мысли, определившего большинство современных категорий философии и теории войн.

Месснер первым дал определение террору как форме войны и гениально предсказал: «Надо перестать думать, что война – это когда воюют, а мир – когда не воюют. Можно быть в войне, не воюя».

Но из всего наследия, приведенного автором, наиболее значимой и абсолютно стратегической, по определению Владимирова, представляется работа Сэмюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций и переустройство мирового порядка», являющаяся блестящим примером глубокого стратегического предвидения. Значительный научный интерес вызывает также эскурс в творчество представителей русской военной эмиграции, которое у нас до выхода монографии было почти неизвестно.

Ценность работы генерала Владимирова в ее глубокой научности, что подтверждается логикой рассуждений, доказательностью, убедительностью и ясностью, так как труд написан хорошим русским языком.

Вечный Клаузевиц

Ленин, находясь в швейцарской эмиграции в 1916–1917 годах, в цюрихской кантональной библиотеке прочел главную книгу Карла фон Клаузевица «О войне». На ее полях и в рабочих документах Владимира Ильича сохранились многочисленные выписки и замечания, сделанные им по ходу чтения. Позднее Ленин часто цитировал Клаузевица, называя его одним из великих и глубоких писателей по военным вопросам, основные мысли которого сделались в настоящее время безусловным приобретением всякого думающего человека. Эти замечания о работе Клаузевица и других авторов по военным вопросам вошли в 12-й «Ленинский сборник», изданы в 1933 и 1939 годах брошюрой, впоследствии вошли в полное собрание сочинений вождя революции.

Неудивительно, что после такого ленинского «пиара» уважительное отношение к Клаузевицу было характерно для всех работ по истории и теории военного искусства в Советском Союзе, начиная уже с 20-х.

В 1934 году в Москве издали трехтомник Клаузевица «О войне», и этот труд занял видное место во всех военных академиях Советского Союза, а в совокупности с личными заметками Ленина и Сталина в итоге составил основу «Марксистско-ленинского учения о войне» – обязательного предмета во всех военных учебных заведениях. И сегодня эта книга есть во всех библиотеках всех учреждений военного профессионального обучения Отечества, начиная с суворовских училищ.

К сожалению, многие высшие руководители остановились на понимании войны исходя только из марксистско-ленинского учения о войне. А из трудов военных классиков знакомы в лучшем случае с работой Клаузевица «О войне». Извлекая из него, как правило, лишь одну мысль: «Война есть продолжение политики иными средствами», подразумевая при этом только вооруженную борьбу.

Очень хочется, чтобы они не только взяли в руки монографию генерала Владимирова, но и прошлись по ее страницам хотя бы по диагонали и поставили подчиненным структурам и ведущим специалистам задачу по осмыслению всего материала, выработке доклада руководителям и подготовке учебников и методических пособий по аспектам общей теории войны, которую сформировал, разработал и талантливо написал наш соотечественник.

Нет сомнения, это поможет им в осознании главной идеи и трех аксиом: «Государство ведет войну, армия сражается в войне, а население воюет» и каждый компонент должен уметь это делать, иначе не будет победы. В современных же условиях цель победы определяется гораздо жестче – быть стране или нет. И не иначе.

И необязательно ехать в Швейцарию, чтобы понять смысл и цель современной войны, достаточно вникнуть, вчитаться в монографию генерала Владимирова и организовать ее изучение и практические действия на всех уровнях.

Монография того стоит.


P. S. Генерал-майор Владимиров проживает с женой, дочерью и сыном в доставшейся ему от матери малогабаритной квартире общей площадью 36,7, а жилой – 21,8 квадратных метра, то есть чуть более пяти квадратов на человека, при санитарной норме восемь квадратных метров. Был уволен по состоянию здоровья в 1992 году в возрасте 47 лет, в сложное для страны и армии время. Никто тогда особенно не интересовался его жилищными условиями. Имеет все основания для улучшения жилищных условий. Стоит в очереди в префектуре Южного округа Москвы 22 года. В Минобороны РФ на жилищном учете не значится.

На письмо бывшего министра иностранных дел Игоря Иванова Владимиру Путину с просьбой о решении жилищной проблемы Александра Владимирова и резолюцией президента министру обороны Анатолию Сердюкову «Доложить предложения» ответа не последовало.

Генерал-майор Владимиров с 11 лет носящий погоны и безупречно отслуживший 30 лет в Вооруженных Силах страны, привык ко всему. Но ему очень совестно перед женой и двумя взрослыми детьми, давно вышедшими из возраста, когда спят «валетом» или, как в казарме, на двухъярусной кровати. Он заслужил, подчеркиваю, заслужил (был ранен во Вьетнаме) более цивилизованные условия жизни для себя и семьи.

Обращаюсь, через уважаемую газету «Военно-промышленный курьер» к руководству столицы (Александр Иванович Владимиров – коренной москвич) и действующему министру обороны с просьбой о решении жилищного вопроса. За Державу обидно!

Генерал-майор Александр Владимиров отвечает на вопросы о военной реформе (раздел закрыт)

Александр Иванович Владимиров - генерал-майор запаса, вице-президент Коллегии военных экспертов России, член Совета по национальной стратегии, кандидат политических наук.

Родился 17 апреля 1945 года. Окончил Московское суворовское военное училище, Московское высшее общевойсковое командное училище (1966 г.), Военную академию им. М.В. Фрунзе, Военную академию Генерального штаба ВС СССР.

Служил на Дальнем Востоке, в Группе Советских войск в Германии, в Белоруссии, во Вьетнаме. Удостоен 20 государственных наград.

Принимал участие в разработке "Основ Военной доктрины РФ", законов РФ "Об обороне", "О безопасности", "О статусе военнослужащих" и других законодательных актов.

21.03.2012 нахимовское училище
Добрый день. Александр Владимирович.Мы семья не военных,ростёт у меня сын,хочу отдать в Нахимовское училище.Прилагаю все усилия,чтобы был умным,спортивным,вообщем всё ,то кем должен быть настоящий нахимовец.Хочется чтобы у него началась жизнь военно-морского офицера.Но гражданских не берут.Что тогда нам делать.Заранее спасибо. Автор вопроса: Сафиулина Елена Юрьевна

27.06.2009 Реформа
Что из себя будут представлять оперативные командования и их особенности применительно к ВМФ. Автор вопроса: Сайк А.П.

25.05.2009 Обучение после 5-ти лет института
Уважаемый Александр Владимиров! Ответьте на такой вопрос. Возможно ли обучение в институтах ВМФ(или каких-либо других), если предварительно бедет получено высшее образование? Если да, то в каких институтах и что для этого требуется.
Заранее спасибо. Автор вопроса: Владимир

24.05.2009 Гидрография
Нужны ли мы (кому, зачем, как, где, куда) если нет, то почему? Автор вопроса: саша

29.04.2009 по поводу поступления девушек
Здравствуйте, Александр Владимирович!
В этом году я слышала, что могут поступить к вам девушки! это правда?!
Если это так, то что для этого надо?!
я живу во Владивостоке, учусь в колледже, во ВГУЭС. На маркетолога. в этом году я получаю диплом! и теперь у меня большое желание поступить к вам!!!
подскажите пожалуйста что как... Автор вопроса: юля

25.04.2009 о военных пенсионерах
Почему в ходе военной реформы забыли о военных пенсионерах? Я, ст.мичман Северного Флота, в настоящий момент получаю пенсию в размере 5600 руб на руки - причем уже с учетом "северных процентов". Возможно, МО не знает о том, что не все пенсионеры ВС - полковники? Автор вопроса: Виктор Сушков

22.04.2009 Распределение
Уважаемый Александр Иванович!
Мой сын в этом, 2009 году заканчивает интернатуру по хирургии в Военно-Медицинской Академии им. С.М.Кирова (Санкт-Петербург), лейтенант медицинской службы. Хотел бы у Вас спросить: будет ли он трудоустроен в войсках (у него военно-морской факультет)? Так как ходят слухи, что военных медиков будут выводить за штат и увольнять в запас из ВС РФ, не подписывая с ними контракт.
С уважением майор запаса, участник боевых действий в ДРА, Губин Василий Николаевич. Автор вопроса: Губин Василий Николаевич

18.04.2009 Личное
Уважаемый Александр Владимирович,обращаюсь к Вам с просьбой личного характера.В 90 х годах мы с мужем служили в ЗГВ под командованием Сидорова Николая. К сожалению мы потеряли связь с ним. Знаем, что некоторое время назад он служил Командующим Береговыми войсками Тихоокеанского флота. Очень просим,просто умоляем, помочь нам с ним связаться.В свое время мы были очень дружны и сохранили о нем самые наилучшие воспоминания. Передайте пожалуйста наш адрес: Выборг, Лен.обл Ленинградское шоссе дом 12 кв2
Е-mail: К[email protected]
[email protected]
Моб.телефон: 8 921 64 99882
С Уважением
Косяк Елена Алексеевна
Автор вопроса: Косяк Елена

17.04.2009 Реформа
Здравствуйте Александр Васильевич.
Я хотел бы спросить вот о чем,-Министр обороны РФ имеет ли какое то отношение к управлению ВС РФ или это просто или " смотрящий " от Верховного Главкома? И если имеет,-то какой опыт службы(командование подразделениями,соединениями,объединениями.....) есть у Сюрдюкова,какие академии он заканчивал?
Лейтенанта командира взвода готовя четыре года в военной училище(при ЕкатеринеВеликой на службу записывали дворянина еще до рождения и рождался он уже со стажем готового командира взвода-может и у нас такое внедрить в процессе реформы)),а МО сколько готовили и где? Я капитан 2 ранга запаса,но мебелью торговать не сумел бы -даже если бы очень захотел-образования и опыта не хватает,а тут в маштабе ВС одной шестой суши-поэтому напрашивается,-а существуют ли эти Вооруженные Силы РФ, реформируемые уже лет пятнадцать?А может их уже зареформировали до полного исчезновения,а нас дурят и на налоги разводят?
C уважением капитан 2 ранга запаса Чухонцев Сергей Васильевич. Автор вопроса: Сергей Васильевич

03.04.2009 Ответственность за реформаторство
Александр Иванович, здравствуйте!
В прессе появились сообщения о возможном снятии г-на Сердюкова с поста министра обороны РФ. Причина очевидная – переусердствование в «реформаторстве». Понятно, что не могла вечно существовать двусмыслица, при которой Президент заявляет о реформе одно, а «горе-реформаторы» в мутной воде делают неизвестно что. Хорошо, если это «ломание дров» прекратится, но ведь опять никто за свои бесчинства, скорее всего, не ответит. В то же время реформа Армии нужна, причем настоящая реформа.
Теоретически понятно, что у реформы должны быть конкретные и известные авторы, на которых и должна лечь ответственность за ее исход. Но что, по-Вашему, НЕОБХОДИМО И ДОСТАТОЧНО сделать на практике, чтобы эта ответственность на этот раз была настоящей, ощутимой, т.е. такой, которая бы гарантировала грамотный, профессиональный, всесторонний, патриотический подход к разработке и воплощению такой необходимой для Вооруженных Сил страны реформы?
Спасибо.
2.04.09
Автор вопроса: Капитан 2 ранга запаса Шевченко В.А.

28.03.2009 Экономический аспект
Здравствуйте, Александр Иванович.

В общем понятно, что расходы на оборону это закрытая информация.
Но, если есть возможность, проясните пожалуйста, существуют ли "в природе" серьезные (или, хотя бы не очень) расчеты стоимости того или иного варианта реформирования ВС РФ, если конечно существуют "в природе" сами варианты проведения реформы.

Заранее благодарен,
Выморков И.Ф., капитан 2 ранга запаса. Автор вопроса: Выморков И.Ф.

27.03.2009 наёмники
Неужели в самом деле наёмники лучше вооруженного народа(имеется в виду призывная армия) и нет ли в этом опасности для самих граждан и государства,может ли быть гражданский долг профессией. Автор вопроса: Сергей Васильевич


1 - 12 из 12
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | Все

В данном разделе мнение редакции Центрального Военно-Морского Портала не обязательно совпадает с мнением автора статьи или интервьюируемого. Мы считаем важным и нужным донести до читателей точку зрения кого бы то ни было, если она имеет под собой аргументированное основание.

Александр Иванович Владимиров (1923-2003) - лейтенант Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1943).

Биография

Родился 5 ноября 1923 года в деревне Сычи (ныне - Оршанский район Марий Эл) в семье крестьянина. Учился в средней школе, затем работал лесорубом. В 1942 году Владимиров был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. С августа того же года - на фронтах Великой Отечественной войны. К октябрю 1943 года младший сержант Александра Владимиров командовал отделением 1281-го стрелкового полка 60-й стрелковой дивизии 65-й армии Центрального фронта. Отличился во время битвы за Днепр.

В ночь с 16 на 17 октября 1943 года Владимиров вместе со своим отделением переправился через Днепр к югу от посёлка Лоев Гомельской области Белорусской ССР и захватил плацдарм на его западном берегу. Впоследствии в ходе боёв за деревню Бывальки Лоевского района Владимиров первым в своём подразделении ворвался в траншею противника и уничтожил несколько вражеских солдат в рукопашной схватке. Также отделение Владимирова отразило две вражеские контратаки.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» младший сержант Александр Владимиров был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 1651.

В 1944 году окончил курсы младших лейтенантов. В 1945 году он вступил в ВКП(б). В 1947 году в звании лейтенанта был уволен в запас. Проживал в Йошкар-Оле, скончался 4 августа 2003 года, похоронен на Туруновском кладбище.

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» (1943),
  • Орден Ленина (1943),
  • Орден Отечественной войны 1-й степени,
  • медали.

Память

  • Мемориальная доска в память о Владимирове установлена Российским военно-историческим обществом на здании Марковской средней школы Оршанского района, где он учился.

Генерал-майор Александр Владимиров: ХВАТИТ «КОШМАРИТЬ» АРМИЮ! На вопросы газеты «Завтра» отвечает вице-президент Коллегии военных экспертов

"ЗАВТРА". Александр Иванович, мы не раз слышали в ваш адрес фразу "отец советской военной реформы". Это правда?

Александр Владимиров. Сказать, что я "отец" военной реформы, нельзя, так как никакой реформы не было. Поэтому, с одной стороны - раз ничего не родилось, то и "отца" быть не может, правда, при этом совершенно точно известны "отцы" уничтожения Советского Союза и его армии.

С другой - это всё же правда, потому что я действительно был первым, кто в 1986 году написал большую работу о военной реформе "Размышление общевойскового командира", и будучи командиром 35-й мотострелковой дивизии Группы советских войск в Германии, предложил основные направления реформы Вооруженных Сил СССР.

На мой взгляд, положения этой работы сегодня так же актуальны, как и двадцать лет назад.

Эта работа, несмотря на возражения министра обороны СССР Маршала Советского Союза Дмитрия Язова, была опубликована в 1988 году в журнале "Военная мысль" N 10.

Она вызвала целую дискуссию в армии и обществе в течение двух лет, пристальное внимание власти к моей личности, затем мое откомандирование "для поправки духа" во Вьетнам, и последующее увольнение "по состоянию здоровья". Никто ничего делать не стал, и всё закончилось "демократическим крахом" нации.

Надо сказать, что потом я пытался инициировать военную реформу с более значительных высот, чем 28-я Общевойсковая армия БВО. Сначала с высоты помощника министра обороны СССР по военной реформе, это после путча 1991 года, а потом и с высоты Администрации Президента РФ, и… - всё безрезультатно, так как тогдашняя высшая власть никаких реформ попросту не хотела. В итоге мы сегодня имеем то, что имеем.

А вообще, если рассказывать о себе, то я закончил Московское суворовское военное училище, Московское высшее общевойсковое командное училище, Военную академию имени М. В. Фрунзе, Военную Академию Генерального штаба, и всё это с отличием или с медалью. Я имел честь командовать: мотострелковым взводом четыре года - 30 солдат; мотострелковой ротой два года - 100 человек; мотострелковым батальоном 3 года - 500 человек; отдельной частью Укрепленным районом 2 года - 800 человек, мотострелковым полком 2 года - 2200 человек; штабом мотострелковой дивизии 3 года - 6000 человек (всё это на Дальнем Востоке); 35-й мотострелковой дивизией в ГСВГ 4 года - 15000 человек; штабом 28-й Общевойсковой армии в Белоруссии 4 года - почти 50000 человек; один год командовал группировкой не наших войск в еще более не нашей стране; работал помощником министра обороны СССР маршала авиации Евгения Ивановича Шапошникова по военной реформе.

К несчастью, всех этих славных и могучих полков, дивизий и армий уже нет, как нет Вооруженных Сил великого Советского Союза и великого победоносного советского военного стиля.

"ЗАВТРА". Говорят, что вы чуть ли не советником Ельцина были, или это слухи?

А.В. Это правда. Я руководил департаментом проблем Вооруженных Сил и военно-промышленного комплекса в аналитическом управлении Администрации Президента России и несколько лет был членом его экспертного совета, и в этом качестве участвовал в разработке практически всех доктринальных документов в области обороны и национальной безопасности Российской Федерации с 1991 по 2001 годы.

"ЗАВТРА". Александр Иванович, сегодня темой номер один в обществе и особенно в Вооруженных Силах являются слухи о новых инициативах министра обороны Анатолия Сердюкова по радикальной реформе Российской армии - сокращение двухсот тысяч офицеров, ликвидация института мичманов и прапорщиков, распродажа армейской собственности, коррупция в Минобороны и так далее… Что происходит с армией?

А.В. Позволю себе заметить, что вопросы, которые волнуют российское общество, абсолютно правомерны, они волнуют и нас - профессионалов, так как нам виднее, чем может кончиться для России очередная неудачная военная реформа.

Но сначала позвольте мне сказать несколько слов по поводу предыдущих "реформ".

Я помню 1991-й год, когда разного рода "демократы - правозащитники", которые сами никогда не служили и в жизни ничего хорошего для нации своими руками не сделали, - набросились на армию с целью её уничтожения, власть им потворствовала, и армия едва устояла.

Их деятельность закончилась распадом всех силовых структур страны, изгнанием из армии профессионалов и победой "лояльных", а каждый новый состав Министерства обороны приступал к собственному "реформированию армии" и только ухудшал общее состояние дел. Кстати, министр обороны Сергей Борисович Иванов и его начальник Генштаба официально объявили военную реформу в России счастливо и успешно завершенной. И сам министр обороны Сердюков ещё год назад заявлял, что никаких "экспериментов" над армией больше не будет и что военная реформа завершена, теперь нужно армию перевооружать и нагружать боевой подготовкой.

Что же вдруг случилось такого, что министр резко развернулся на сто восемьдесят градусов?

На самом деле, любому профессионалу ясно, что военная реформа, безусловно, необходима. И для неё есть несколько очевидных причин и оснований.

Во-первых. Российская армия деградирует уже двадцать лет, каждый очередной министр обороны её неудачно реформирует, и сегодня боевая способность армии иллюзорна, чего Россия себе позволить не может.

Поэтому сегодня имеется воля государственной власти военную реформу провести.

Во-вторых. Наша победоносная пятидневная война в Осетии показала, что нормально, то есть успешно воевать могут только солдаты, сержанты, ротные и батальонные командиры, которые собственно эту войну и выиграли.

Все органы управления выше бригады, включая 58-ю армию, Штаб округа и, особенно Генеральный штаб оказались в полном провале. Кроме того, оказалось, что в области вооружений - нам воевать нечем, и все, что у нас было, это техника и вооружение на уровне Второй мировой войны.

В-третьих. Наконец у России есть деньги на военную реформу.

В-четвертых. Пока ещё существует "окно безопасности" в 5-7 лет, когда на нас еще никто нападать не решится, поскольку еще будет могуч наш стратегический ядерный потенциал. Именно за этот период мы обязаны сделать нашу армию современной, престижной и непобедимой.

А если не успеем?

Тогда полная "труба", мы будем обречены на геостратегическое поражение и будем бесправной колонией наших геополитических противников, так как в нашем мире имеет значение только и исключительно реальная вооруженная сила.

Армия России сегодня - это единственная, настоящая и самая мощная правозащитная организация страны, которая самим фактом своего существования и могущества постоянно, днем и ночью обеспечивает право каждого гражданина России на существование, мир и достойную жизнь, обеспечивает право государства на национальную безопасность и гарантирует его суверенное существование и уважение в мире.

Только армия вырабатывает свой основной продукт "безопасность", без которого не может существовать нация и за этот продукт общество должно платить.

Будет могучей и успешной Российская армия, будет могучей, успешной и исторически вечной великая Россия.

Именно с этим упованием на армию и связана озабоченность российского общества предполагаемыми реформами.

"ЗАВТРА". Александр Иванович, в чем смысл замены дивизий на бригады? Что такое вообще бригада? Чем она будет отличаться от дивизии? Где её место в современном бою?

А.В. Я бы ответил на этот вопрос несколько шире, так как считаю важным рассказать хотя не только о бригаде, но и о предлагаемой новой трехзвенной системе военного управления, лозунге о "частях постоянной боевой готовности", радикальном сокращении офицерского корпуса и стратегических резервах Вооруженных Сил..

Я считаю, что переход с четырехзвенной системы управления (полк-дивизия-армия-округ) на трехзвенную систему (бригада-группировка войск-округ) является ничем не оправданным и в целом ошибочным решением.

Переход на трехзвенную систему военного управления не улучшит управляемость войск, но существенно снизит их боевую способность, уничтожит профессиональную мотивацию военной службы и нарушит вековые традиции военного строительства России.

Неоправданность этих решений заключается в нескольких серьезных профессиональных моментах, существа которых, на наш взгляд, не понимают сами предлагающие эти самые новшества.

Во-первых, нам никто не объяснил, чем бригада лучше дивизии и какого состава бригада имеется в виду? Потому что бригада США и бригада в Российской армии абсолютно разные по задачам, структуре и смыслу.

Например, в армии США, с которой мы пытаемся копировать этот опыт, дивизии существуют и являются основными боевыми тактическими оперативными соединениями, из состава которых и комплектуются бригады на каждый конкретный бой в каждой конкретной войне.

Кстати, когда "гражданский" министр обороны США Дональд Рамсфельд захотел уничтожить дивизии как таковые и оставить в войсках одни мобильные бригады, ну точно, как у нас сегодня, его просто и тихо "ушли", так как посчитали, что разного рода "ираки" Америке еще предстоят, а для победоносных войн нужны именно дивизии, а не "рамсфельды".

В штате каждой дивизии армии США существуют три штаба бригад, полностью укомплектованных и готовых к управлению войсками в бою. Командует бригадой бригадный (однозвездный) - генерал. При получении задачи на бой командир дивизии (двухзвездный генерал) определяет - какая бригада и каким боевым составом будет выполнять поставленную боевую задачу. При этом сама дивизия состоит из набора нескольких (до полутора десятков) самостоятельных тактических боевых единиц (мотопехотные и танковые батальоны, артиллерийские и противовоздушные дивизионы, разведывательные, инженерные и другие батальоны и части войскового тыла, и так далее), каждый из которых является самостоятельной частью со своим знаменем и ими, как правило, командуют полковники.

Все бригады в армии США формируются из набора этих батальонов, согласно конкретной боевой задаче на время конкретной боевой операции. И когда бригада "собирается" на время боя из готовых элементов, то у командования в руках оказывается крайне мобильная боевая организация, поскольку всё, что ей нужно подвозить для боя: горючее, боеприпасы, еду и так далее, - всё даётся ей со складов дивизии и группировки. Сама же такая бригада практически не имеет своего войскового хозяйства.

Наша же бригада в её предлагаемом сегодня виде - это просто уродливо разросшийся полк, в котором будет много батальонов, много солдат и такой же раздутый войсковой тыл. Поэтому бригада в той форме, в которой её пытаются сделать у нас, не будет нисколько ни мобильнее, ни боеспособнее существующего полка нормальной штатной численности, скажем, военного времени. Она будет формироваться как увеличенный полк, и отсюда её мобильность и боевые качества будут нисколько не лучше.

Представляется, что в Минобороны модели Сердюкова просто никто не слышал, что в войсках существует войсковое хозяйство, и что с ним делать, не знает.

Но зато тыл Вооруженных Сил уже успешно трансформируется в разного рода холдинги, например "Оборонсервис", что вообще выглядит как новая откровенная кормушка для спешно снимающих погоны тыловиков, и, вместе с триллионной собственностью армии, акционируется. При том, что на войска и трудовые коллективы, то есть на тех, кто реально служит, воюет и трудится, - наплевать всем.

Общая стоимость активов, которые могут быть переданы на баланс ОАО "Оборонсервис", по словам представителей Минобороны, является "военной тайной", и их будут оценивать не по рыночной, а по балансовой стоимости, но, например, в апреле этого года Минобороны провело первый аукцион по распродаже военного имущества и заработало 3 млрд. 745 млн. рублей, и судьба этих денег общественности неизвестна.

Во-вторых, сам факт, что у нас планируется должность командира бригады не делать генеральской должностью, уничтожает профессиональную мотивацию общевойсковых офицеров к служебному росту. Попросту теряется смысл в службе старшего офицера.

Ведь если не будет дивизий (дивизионных генералов), а бригадами будут командовать полковники, то откуда же у нас появляются генералы? При этом никому из реформаторов в голову не приходит задуматься над тем, что если у нас уничтожается уровень дивизии, то тем самым у нас уничтожается звено, готовящее командный состав оперативного уровня; если у нас уничтожаются армии, то уничтожается звено, способное выращивать высший командный состав стратегического уровня. Откуда возьмутся в армии подготовленные военные руководители, не пройдя все эти основные командные звенья (полк-дивизия-армия-округ), каждое из которых является обязательным этапом профессионального мужания и подготовки высших офицеров страны.

Согласно реформе Сердюкова, генералы у нас появятся лишь на уровне группировки войск, то есть только на третьем "уровне" создаваемой военной организации. Только вот интересно, каким же образом будут выращиваться генералы для этого звена? Получается, что с уровня бригады "бригадиры" - полковники сразу шагают на уровень "командармов", генерал-лейтенантов?

У Сердюкова и его ближайших советников получается, что высший командный состав Вооруженных Сил ниоткуда не берется, не готовится, не выращивается, а буквально из воздуха появляется в конце не понятно какой службы и за не понятно какие заслуги. Впрочем, если исследовать карьеру этих советников и секретарей, то именно так и образовался слой этих "военачальников", никогда не видевших живого солдата, ничем не командовавших, "асфальтных" полководцев.

По сути, это преступная и алогичная последовательность. И её мы уже проходили в начале сороковых годов прошлого века, когда после репрессий в армии командармами назначались бывшие командиры полков и эскадрилий. Закончилось всё это драмой сорок первого года.

Мы считаем, что профессиональная деградация Российской армии началась с того момента, когда начался негативный кадровый отбор, то есть, когда на высшие должности в Вооруженных Силах стали назначаться не заслуженные профессионалы, а лояльные бездари, выросшие не из ответственных командиров единоначальников, а из безответственных порученцев и помощников. Наверное, именно такие военачальники и предложили или согласились с такой реформой.

В-третьих, планируемое уничтожение полков, дивизий и армий, которые доказали свою эффективность в течение столетий, связано с тем, что наше высшее государственное и военное руководство не понимает специфики России, её армии и военной службы.

В России изначально полк формировался как полковая семья офицеров, солдат, воинских коллективов и гарнизонов, и у нас исторические полковые и дивизионные боевые традиции насчитывают сотни и сотни лет.

В то же время любые бригады, сформированные из отдельных батальонов, не имеющих родства и традиций в истории, немедленно уничтожают любую историческую традицию и преемственность армии России в целом. Это неизменно ведёт к утрате исторических боевых традиций, потере духа, потере самосознания, гордости, патриотизма и так далее, и, в конечном счете - к поражению в войне.

Кроме того, чтобы "успеть на войну", например, на Дальнем Востоке, войска там уже должны быть, а не доставляться туда с началом боевых действий, это стратегическая аксиома.

"ЗАВТРА". Так надо уволить двести генералов, как планирует это Сердюков, или нет?

А.В. Ответ не может быть простым.

Прежде всего надо понимать, что генерал - это не персонаж для анекдотов, не должность или мальчик для битья и не мишень для правозащитников, и не резерв для сокращений.

Генералы - это высший командный состав армии. Без них не могут существовать Вооруженные Силы. Без генералов не велась и не выигрывалась ни одна война, и чем профессиональнее были генералы, тем меньшей кровью давалась победа.

Генерал Вооруженных Сил России - это человек, который изначально выбрал своей судьбой служение своему Отечеству на воинском поприще; принял Воинскую Присягу; получил специальное профессиональное образование; доказал собственный профессионализм, то есть свою способность эффективно управлять большими массами людей, техники и средств; долгой и беспорочной службой сделал в армии карьеру, чем и заслужил это высокое воинское звание.

Более того, знаю по себе: чтобы стать генералом, надо всю жизнь "тянуть лямку", делом доказывая себе и другим, что ты лучший. В этом жестком конкурсе достойных побеждают совсем не все - генералами становятся единицы и, как правило, лучшие.

Генерал - это человек, который, командуя единоначально, обязан лично принимать решения и отдавать приказы своим подчиненным. В том числе и те, выполнение которых связано с неизбежностью их гибели, и требовать их выполнения во имя выполнения поставленной задачи, в любых условиях обстановки. Поэтому генерал - это человек, умеющий организовывать и управлять, то есть менеджер высшей квалификации, которая постепенно приобреталась многолетним опытом практического руководства воинскими коллективами, от нескольких десятков до многих десятков и сотен тысяч подчиненных ему людей.

Генерал - это человек конкретного дела, ежедневно, кроме вопросов боевой готовности и боевой подготовки, решающий вопросы жизнеобеспечения своих войск. По собственному опыту знаю, что решение вопросов экономического и хозяйственного планов занимают до 80% времени командиров всех уровней, так как личный состав надо размещать, обогревать, в любых условиях кормить три раза в день, лечить, развлекать и так далее, что в нынешнюю рыночную эпоху - непросто.

Всё вышеперечисленное является не исчерпывающим списком генеральских (офицерских) достоинств, но базовыми качествами, без которых "генерала" быть не может.

Надо хорошо понимать, что хорошие генералы берутся только из офицеров. Это значит, что вся система национального военного профессионального образования, от суворовского военного училища и до академии Генерального штаба, и сама система прохождения военной службы офицерами России должны воспитывать и отбирать их таким образом, чтобы из лучших офицеров производились лучшие генералы.

Устанавливать численность генералов в процентном отношении к количеству солдат или офицеров, равняясь на какой-то зарубежный опыт - полная некомпетентность, чушь и вредительство.

Нормальная численность генералов зависит только:

От задач армии, а значит от ее структуры и количества штатных генеральских должностей в ней;

От масштаба и целесообразности военных представительских функций и педагогических задач.

Например, нельзя, исключительно в целях экономии, делать должность начальника суворовского училища не генеральской (сейчас это полковник), так как для сотен мальчишек-суворовцев, начальник училища - это Батя: наглядный пример удачной, заслуженной и славной военной судьбы, к чему надо стремиться.

Экономить на генералах надо везде, где можно, включая МВД, МЧС, Прокуратуру, Таможню, Юстицию и так далее, но только не в армии, то есть не в войсках, так как их совокупная служебная нагрузка несопоставима.

Так что много у нас генералов или их не хватает, надо внимательно разбираться и обдуманно решать. Дело ведь не в том, сколько у нас генералов, а в том, за какие заслуги они получают свои звания и, главное, насколько профессионально они подготовлены?

"ЗАВТРА". А что это за структура - "оперативное командование", которое управляет бригадами? Откуда оно взялось и главное - в чём его смысл?

А.В. "Оперативное командование" - это практически та же общевойсковая армия, но не имеющая ни преемственности, ни своих войск, и формируемая для выполнения конкретных оперативных задач в любом районе действий.

Такие командования давно уже созданы в тех же США. И на их примере легко всё объяснить. Это те же свободные от войск штабы, но на уровне уже конкретного театра военных действий. Руководство американских вооружённых сил принимает политическое решение о создании очередного командования на том или ином ТВД. Под это решение формируется штаб, оснащается всеми организационными средствами и начинает на картах и с помощью специальных компьютерных программ отрабатывать применение войск, расположенных в этих регионах. В этих программах уже заложен состав группировки до единицы, то есть - до солдата, офицера, прапорщика, патрона, формы одежды, единицы оружия, комплекта боеприпасов и так далее. И в мирное время у этого командования вообще ничего нет, кроме компьютеров, полномочий и боевой задачи.

Но, когда принято политическое решение на развёртывание новой группировки в конкретном регионе, то, согласно графика выполнения политического решения и плана войны, средствами стратегических перевозок Соединенных Штатах Америки по воздуху и морем туда, то есть в выбранный район подаются боевые части, полностью готовые к бою, и этому командованию остаётся только принять их в своё управление. Например, как это было сделано в Ираке или Афганистане.

Чаще всего, эти группировки формируются не только из частей регулярной армии, но и из контингентов Национальной гвардии и Организованного резерва, которые являются самостоятельными и полноправными компонентами (составными частями) национальных вооруженных сил США.

"ЗАВТРА". А как это будет у нас?

А.В. Никто не знает, как это будет у нас. Так как пока нет никаких документов хоть как-то определяющих деятельность подобных структур. И получается форменная несуразность. Оперативное командование образуется непонятно как, непонятно из кого, непонятно когда и на какое время. При этом оно сразу комплектуется набором бригад, которые дислоцируются в этом регионе, а заодно должно быть готовым принять и бригады из других регионов, которые опять же потом как-то и чем-то должны будут перебрасываться на театр военных действий. А что будет с этой структурой дальше, куда она будет развиваться, какое соединение образовывать, - никто ни объяснить, ни понять не может.

При этом никому из реформаторов не приходит в голову простейшая мысль: США эти командования нужны потому, что их армия последние сто лет ведёт войны исключительно вдалеке от своей территории, на других континентах. Мы же, в отличие от армии США, в ближайшие четверть века будем воевать не в Африке, не в Америке, не в Юго-Восточной Азии, а на собственной территории. И поэтому обязаны иметь стационарные региональные группировки войск, максимально организационно и технически приспособленных к войне в этих конкретных регионах. И эти группировки уже давно созданы в виде военных округов, но теперь именно они подлежат невнятной реконструкции.

"ЗАВТРА". А что вы скажете о "частях постоянной боевой готовности"?

А.В. Переход военной организации страны исключительно на "части постоянной боевой готовности", то есть части, способные начать и вести боевые действия "немедленно по сигналу", приведёт к тому, что государство будет обречено начинать и заканчивать войну составом войск мирного времени. С точки зрения стратегии и теории войны, это является или глупостью, или преступным стратегическим просчётом.

Армия мирного времени, выполнив задачу начального периода войны: обеспечить переход страны на режим военного времени и отмобилизование армии военного времени, то есть той армии, которая и должна победоносно завершить войну, - как правило, гибнет. Развертывание же армии военного времени возможно только на основе частей и баз сокращенного состава, что требует наличия готового резерва офицерского корпуса.

Иными словами, победоносная армия военного времени формируется из народных масс, то есть из нации. Но именно эту стратегическую возможность (и необходимость) практически исключает декларированное решение иметь в составе Вооруженных Сил только части постоянной готовности, а все части сокращенного состава уничтожить.

Таким образом, у нас уничтожается база мобилизационной подготовки, и база мобилизационного развертывания армии военного времени, то есть мы заранее готовимся быть неспособными вести войну сколько-нибудь крупнее контртеррористической операции в Чечне или локальной, как прошедшая война с Грузией.

В отличие от армии США, в нашей армии сейчас не существует ни Организованного резерва, ни Национальной гвардии, которые были бы составными частями вооруженных сил и являлись бы стратегическим резервом.

В США каждый вид вооруженных сил имеет свой Организованный резерв, состоящий из штатных частей и подразделений. Этот резерв функционирует в мирное время в качестве штатных частей (учебных баз) для подготовки и переподготовки своего основного персонала, то есть летчиков, моряков и так далее.

Что это значит? Это значит, что офицеры и специалисты видов вооруженных сил уходят на гражданку, но раз в год, по договору с армией, они в течение месяца тренируются в составе своих резервных частей и частей Национальной гвардии, сформированных в эскадрильи, батальоны, бригады, корабли, или эскадры на флоте, и т. д. Они там работают, а государство им за это время платит, и в случае принятия политического решения они целыми соединениями уходят на войну, как это было совсем недавно в Ираке, куда дополнительно призвали больше ста тысяч резервистов.

Государство специально платит этим военнослужащим и офицерам запаса за их постоянную подготовку к боевым действиям. В военное время эти части составляют часть группировок войск и воюют как штатные соединения армии. Сегодня в войнах США участвуют около 200 тысяч организованных резервистов и национальных гвардейцев.

Отсутствие подготовленных стратегических резервов видов вооруженных сил, при практическом отсутствии их мобилизационной компоненты и средств стратегического межтеатрового маневра силами и средствами, исключает возможность для России вести успешную войну любого масштаба и уровня даже на собственной территории.

Крайне важно, чтобы наша высшая власть поняла, что армия России и армия США не могут быть идентичными по структуре, так как они предназначены для решения совершенно разных стратегических задач.

Америка всегда будет вести агрессивную войну на чужих территориях с использованием своих вооруженных сил экспедиционного плана, при обеспечении безопасности своей национальной территории двумя океанами, дружественными соседями и своей армией. Именно отсюда исходят все эти районы ПРО в Японии и Европе и "войны в Заливе". Америка иначе жить не может и не будет.

У нас другая историческая и военная судьба: мы будем серьезно воевать только на своей собственной территории, при огромных пустых незащищенных пространствах и границах, в условиях всегда враждебного окружения.

Поэтому наша задача - обеспечить готовые группировки войск на театрах войны в пределах своих границ, и обеспечить стратегическую уязвимость национальной территории США.

"ЗАВТРА". Так, может быть, имеет смысл создать такой Организованный резерв?

А.В. Конечно. Видите, такая мысль появилась у вас практически сразу, но, к сожалению, мы предлагаем сделать это уже 15 лет, и всем министрам обороны, но все бестолку, так как похоже, что в Генеральном Штабе и Министерстве обороны уже не осталось людей, способных понять, о чем вообще идет речь.

Сегодня есть уникальная возможность создать Организованный резерв Вооруженных Сил Российской Федерации, использовать для этого все 300 тысяч сокращаемых офицеров и прапорщиков, и не использовать эту возможность государство не имеет права.

"ЗАВТРА". Вы предвосхитили следующий вопрос. Что вы скажете об уничтожении института прапорщиков?

А.В. Это преступная глупость! Потому что, уничтожая один институт младших командиров, его ничем не заменяют, а ведь именно младшие командиры есть костяк армии.

Уничтожение института прапорщиков есть уничтожение не "персонажей анекдотов", а уничтожение основного слоя технических специалистов, который способен, а по войне и предназначен, занимать офицерские должности.

Создать современную армию без квалифицированных специалистов невозможно.

Кстати, в армии США такой похожий институт существует, и называется warrant officers, переведем это как "подофицеры".

"ЗАВТРА". Но Сердюков и его реформаторы говорят, что они хотят сделать их старшинами и сержантами за те же деньги.

А.В. Хотеть не вредно, но сделать это на практике быстро и качественно невозможно.

Замена прапорщиков на сержантов-контрактников невозможна уже потому, что "контрактников", способных по уровню своей подготовки и образования заменить прапорщиков, в войсках практически не существует, и почти никто из прапорщиков, служащих сегодня, не захочет ухудшать свой общественный статус. У нас опять получится "как всегда". Прапорщиков и мичманов мы очень скоро потеряем, а вот "профессиональный сержантский корпус" так и не создадим.

"ЗАВТРА". Наверное, теперь самое время задать вопрос о военном профессиональном образовании. Есть информация, что сокращаются 65 военных училищ, останется только несколько военных академий и появятся какие-то учебные центры, сформированные по территориальному признаку, и так далее, в общем слухи самые невероятные.

А.В. Позвольте я буду говорить не о количестве сокращаемый или передислоцируемых ВВУЗов, а о сути самой реформы военного профессионального образования.

Я считаю, что военное профессиональное образование - самое главное звено военной реформы, которое, при его правильном исполнении, способно дать Российской армии новое победительное качество.

Эта реформа задумана широко и революционно, и я хорошо знаю все возражения против неё: в основном, это протесты против выведения академий из городов - в частности, из Москвы - и возможность потери "военных научных школ".

Сейчас я скажу вещь "крамольную". Ответственно заявляю вам, что у нас в армии всегда были блестяще образованные офицеры и генералы, но не было качественного профессионального военного образования. Сейчас не время спорить об этом, уж поверьте мне как отличнику всех лучших военных училищ и академий Советской Армии.

Сегодня положение многократно хуже, чем в советское время, так как мир и военное дело изменились, а наша национальная военная мысль мертва: советская военная мысль закончилась, а российской военной мысли просто нет.

Конечно, у нас остались прикладные военные научные школы: например, в авиации, у инженеров, химиков и ракетчиков, и так далее, - но сегодня даже они должны иметь не ведомственно-видовую, а национальную принадлежность и другие, федеральные масштабы.

Кроме того, основные фонды военных училищ настолько стары, что не соответствуют никаким современным требованиям для нормальной учебы и жизни своих воспитанников, просто всё сгнило. Нам нужна новая инфраструктура профессионального военного образования.

Я считаю, что училища и академии надо из больших городов, особенно из Москвы, выводить, так как сегодня все мегаполисы - это рассадник нравственной заразы. Но выводить училища и академии надо постепенно, и не в чистое поле, а на новую современную инфраструктуру. Это дело необходимое, но и не скорое, что должны понимать все.

Конечно, мы обязаны создать в новых местах дислокации училищ и учебных центров прекрасные условия для жизни и деятельности профессорско-преподавательского состава.

Планируемые учебные центры должны обеспечивать подготовку и переподготовку офицерского состава видов вооруженных сил - например, всех родов войск, кто ведет общевойсковой бой на суше, и это правильное направление.

Важно также, что будут появляться вертикали военного профессионального образования, формирующие командный состав Армии. Например, суворовские училища, высшие военные училища и военные академии будут иметь видовую дифференциацию, которая позволит готовить офицера с детства. Так Родина готовила, например, меня и суворовцев моего первого послевоенного поколения, с десяти лет воспитывая нас в Чести, Доблести, Добре и Красоте.

Здесь также важно, чтобы суворовские военные училища, к нашему счастью, уже переведенные приказом Анатолия Сердюкова на 7-летний цикл обучения (кстати, этого, несмотря на наши постоянные просьбы и требования, не сделал ни один "военный министр"), давали бы своим воспитанникам не только качественное среднее образование и кадетское воспитание, но и начальную профессиональную военную подготовку - например, по выпуску, квалификацию сержанта-командира отделения или заместителя командира мотострелкового взвода. Это позволило бы выпускникам поступать сразу на второй курс соответствующего военного училища без экзаменов и формировало бы настоящую военную профессиональную корпорацию российских офицеров.

Конечно, для этого нужны другие образовательные стандарты, другие офицеры-воспитатели, другая учебная база и другие требования к училищам, но всё это уже можно делать.

Но самое важное - нам нужны принципиально другие учебные программы, планы и сами подходы к профессиональному военному образованию, и, конечно, разработанная государственная идеологий военной службы и этика офицерского корпуса армии.

Наша высшая власть должна понять, что офицеры - это целая государственная патриотическая и профессиональная корпорация, и унижать офицеров недоверием, невниманием и собственным воинствующим непрофессионализмом нельзя, а власть это делает ежедневно. Хочу просто напомнить нашей государственной власти и нашему обществу, что исторически "униженные и оскорбленные" были способны только на бунт, но войну не выигрывали никогда.

Зачем и кому нужны униженные армия и офицеры, которые могут только щелкать каблуками и говорить "так точно", но воевать не способны? Ответ прост - только нашим врагам.

Надо в мирное время терпеливо, профессионально и любовно выращивать национальный офицерский корпус, так как если начнется война, а она очевидно России еще предстоит, офицеров и генералов способных победить не будет, и взять их будет неоткуда. Сегодня этим важнейшим делом в России не занимается никто.

"ЗАВТРА". Но кто же идеолог проводимой сегодня реформы?

А.В. У меня нет ответа на это вопрос.

В любом случае нельзя затеять реформу при отсутствии осмысленной и принятой Военной доктрины, которая одна только и дает сумму официальных задач Вооруженных Сил России, являясь основой любых структурных и штатных изменений.

Сегодня в Минобороны и Генштабе Военную доктрину России даже физически некому написать - просто нет стратегических умов, и Генштаб давно уже - не "мозг армии", а нечто другое, поэтому и делается все по принципу "палец-пол-потолок".

Сегодня никто ничего толком об этих решениях не знает, все только ссылаются на какой-то новый "перспективный облик Вооруженных Сил", при совершенно непонятной его "перспективности". Но дело может кончиться крахом, за который опять никто ответственности не понесёт, и авторов "проекта" опять передвинут - например, "спасать Олимпиаду в Сочи" или в другое место.

Более того, эти решения и планы, которые принимались без серьезного обсуждения, и сегодня не обсуждаются нигде. Например, это не обсуждается ни в Академии военных наук, а Совет безопасности России вообще молчит.

Все мучаются слухами и утечками, но Генштаб и Минобороны молчат, "как рыба об лед" - наверное, потому, что сказать нечего, а объяснить происходящее профессионалам невозможно, да и делать это некому. В результате создаётся впечатление, что авторы реформ просто не понимают существа слов, которыми оперируют, а армию уже лихорадит.

Я уверен, что Президент России едва ли представляет себе, к чему может привести подобная реформа Российской армии, так как на наших глазах негативно меняется мотивация воинской службы, уничтожается её нравственный государственный патриотический служебный стержень. Без чего армия не нужна и даже опасна, так как такая армия никогда ничего не выигрывала.

Кроме того, мне представляется важным, чтобы Президент и Председатель правительства понимали: экономика и бизнес в России могут процветать только и исключительно в атмосфере безопасности, основу которой дает мощная армия страны.

"ЗАВТРА". А что вы, Александр Иванович, можете сказать насчёт распродажи военной собственности?

А.В. Могу сказать только то, что она сегодня идёт, идёт масштабно и в тайне от общественности. Поскольку правду просто никто не говорит, то всё это будит всякие - может быть, и ложные, но страшные - слухи, вроде того, что главное здание Генштаба продается банку ВТБ-24, и для этого главные управления Генштаба, оперативное и мобилизационное, - практически изгнаны со своих рабочих мест и переселены, что есть правда, а Начальник Генштаба ничего не объясняет даже своим офицерам.

Но самое страшное, что сама манера проведения этих распродаж носит явный привкус самодурства и коррупционной преступности, и это, естественно нервирует армейскую общественность.

Конечно, такая массовая распродажа не должна быть главным делом Министерства обороны, так как деньги у государства есть, но фактически - это единственное, чем эффективно занимается команда А. Сердюкова.

Самое тревожное в этом деле то, что совершенно непонятно, почему, кому, как, по каким ценам и за что продается имущество на триллионы рублей, что от этого выигрывает армия и государство, и где эти деньги вообще.

Представляется, что если затребовать хотя бы перечень проданной ими собственности армии, то вполне вероятно, что мы столкнёмся со второй фазой преступной приватизации госсобственности. Страшно подумать, что это может оказаться правдой.

Всё это не имеет никакого отношения к военной реформе, и это уже дело Главной прокуратуры и Счетной палаты, а они, похоже, ждут какой-то команды, но ждать, когда проявится новая плеяда олигархов от Минобороны, нельзя.

Даже странно, что еще нет ни одного депутатского запроса по этому поводу, а многочисленные выступления в прессе с информацией о фактах явно криминальных остаются без ответа.

Надо сказать, что откровенное замалчивание этой проблемы уменьшает уверенность российской общественности и особенно офицерского корпуса России в чистоте помыслов высшей государственной власти и её государственной дееспособности. Мы надеемся, что сейчас, с наделением Парламента России контрольными функциями, антикоррупционная работа в Мин-обороны активно начнётся.

"ЗАВТРА". А что вы думаете относительно директивы, запрещающей военным любое распространение информации о ходе военной реформы?

В.А. Это ошибка людей, которые не уверены в своей компетентности и правоте.

Практически данное решение вскрывает их понимание того, что они действуют неправильно и во вред. Но это решение вскрывает ещё и то, что его авторы считают своими "врагами" всех тех, кто как-либо критикует их действия. То есть интересы группы чиновников ставятся выше государственных. А это может обернуться трагедией державы, так как не ищутся и не исправляются ошибки, а ищутся и наказываются честные, знающие и смелые люди, имеющие смелость открыто говорить о проблемах и недостатках, и побеждает воинствующая и низкая серость.

"ЗАВТРА". Так что делать?

А.В. Исправлять главную ошибку, которую наша высшая государственная власть делает постоянно - реформа армии доверена самому военному ведомству, а внутри его - исключительно дилетантам, и ведется абсолютно волюнтаристически и бесконтрольно.

Именно эта стратегическая ошибка не дала России возможности создать современную армию, а её сегодняшнее продолжение может вообще с армией покончить.

Самое бестолковое дело - заниматься структурными изменениями и голым сокращением войск, так как качество армии зависит только и исключительно от общего благожелательного и требовательного внимания к ней со стороны нации и власти, от качества офицерского корпуса и корпуса младших командиров, а также качества национальной военной мысли и технологического уровня вооружения.

Президент России как Верховный главнокомандующий должен заниматься военной реформой лично. Он обязан выслушать военных профессионалов, знать мнение войск и независимых военных экспертов и принимать решение по военной реформе взвешенно.

Отвечать перед нацией за неудачу военной реформы будет не Анатолий Сердюков, а высшая государственная власть страны, то есть лично Дмитрий Медведев и лично Владимир Путин, и они должны это знать.

Проведение военной реформы необходимо, армия к реформам готова и их ждёт, так как её существующее положение ужасно. Офицеры искренне хотят помочь министру обороны провести реформу полно и эффективно, но требуют в её проведении разума и профессионализма, уважения к себе, к традициям Российской армии и её этике.

Проведение радикальной военной реформы без Военной доктрины, без ясного и известного офицерскому корпусу плана, путём обвального сокращения профессиональной основы армии, офицеров и прапорщиков, а также путём распродажи военной собственности - преступно, неизбежно приведет к развалу армии и утрате Россией возможности нормально и безопасно развиваться.

Все мероприятия реформы и все сокращения должны улучшать боевую способность Вооруженных сил России, а не ухудшать условия жизни, службы и профессиональной деятельности войск и офицерского корпуса.

Процессом военной реформы необходимо управлять. Это значит, что, в том числе, необходимо иметь обратную связь государства и войск. Другими словами, необходимо создать аналог Комитета народного контроля, который был бы уполномочен реагировать на информацию о ходе реформ и борьбе с коррупцией непосредственно из воинских частей и производственных коллективов. Без задействования творческого потенциала российской общественности и её контроля за ходом реформ, мы рискуем остаться, в буквальном смысле, у "разбитого корыта".

Если всё оставить как есть, то будут впустую потрачены огромные деньги, но армии нового высшего качества Россия не получит, и наше поражение будет неизбежно.

Это значит, что уже через 3-5 лет армия России как реальная глобальная и даже региональная боевая сила исчезнет, она будет способна проводить только отдельные антитеррористические операции, миротворствовать и "пугать население оставшейся ядерной мощью", что вряд ли является целью объявленной очередной военной реформы.

А еще через 5-7 лет Россия останется беззащитной перед лицом агрессии любого рода.

Это значит, что мы сами себе проиграем четвертую мировую войну, чего ждут от нас и на что надеются наши геополитические противники.

Военная реформа должна стать Национальным проектом России и за неё должен отвечать лично Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев. Что необходимо?

Во-первых, хватит "кошмарить" армию! Нельзя держать офицеров за "болвана", чьё мнение никого не волнует, судьбу которого определяют без всякого совета с ним, требуя от военных лишь молчания и немого послушания. Необходимо начать открытое и гласное обсуждение предлагаемых реформ, успокоить общественность и офицерский корпус, не бояться критики и собственной некомпетентности, надо честно разбираться с проблемой и вносить необходимые поправки в решения по реформе и соответствующие планы.

Во-вторых, необходимо вывести войска из рыночных отношений, заставить их не сокращаться "под бюджет" и выживать любой ценой, а заниматься профессиональной боевой подготовкой.

В-третьих, спасти офицерский корпус и изменить систему прохождения службы и систему профессионального военного образования.

В-четвертых, никого не увольнять, не создавая условий и возможностей социальной адаптации, и максимально использовать возможности самого процесса сокращения численности армии.

В-пятых, начать борьбу против коррупции с Министерства обороны и Военной прокуратуры, так как желающих, под шум реформы "отпилить себе маленький свечной заводик" найдётся много.

В-шестых, создать государственный Центр стратегического анализа, который бы имел возможности и право анализировать стратегическую обстановку, создавать проекты независимых стратегических документов национального масштаба, делать стратегические обобщения, давать профессиональные ответы на сложные вопросы национального и военного строительства, мог бы заставить заработать нашу национальную военную мысль. Этот Центр может быть подчинен непосредственно Министру обороны или Президенту России и войти в качестве самостоятельной структуры в состав Совета Безопасности РФ.

В-седьмых, в Правительстве России должен быть создан специальный орган для проведения военной реформы, который должен возглавлять лично Председатель Правительства.

В-восьмых, парламент России должен создать специальную комиссию по военной реформе, контролировать её ход и заниматься этой проблемой в ежедневном режиме.

В-девятых, Совет Безопасности Российской Федерации должен специально заниматься вопросами военной реформы как своим главным делом обеспечения национальной безопасности России.

В-десятых, Счетная палата России должна заниматься финансовыми потоками и структурными преобразованиями в Минобороны, а не ждать, когда денег на реформу уже не останется.

Этот перечень, безусловно, не исчерпывающий, но абсолютно необходимый, так как без организации и проведения военной реформы именно в таком ключе о её успехе можно просто забыть.

Есть ещё одна серьезная опасность. Может случиться так, как было всегда последние двадцать лет.

Допустим, тревоги и чаяния армии дойдут до Президента и он потребует ответа на эти и другие вопросы от министра обороны. Министр обороны с начальником Генерального штаба придут и скажут, что всё нормально, всё посчитано правильно, все решения продуманы, а все вопросы задают "некомпетентные неудачники, которые не понимают величия и глубины вашего гениального замысла военной реформы, товарищ Верховный Главнокомандующий, и они нам мешают", - я сам слышал такие речи не раз.

После этого Президент успокаивается, продолжает верить Минобороны и Генштабу, никто ничего не меняет, и развал возрастает: всех, кто против - увольняют, полемика в армии и обществе задавливается, всё режется по живому, никто ни за что не отвечает, а тем временем воровство продолжается и состояние Российской армии ухудшается. Так всё и шло последние двадцать лет.

Объявленная военная реформа, безусловно, революционна и жизненно необходима России, а значит, потери и жертвы в ней практически неизбежны.

Наша общая задача - сделать так, чтобы она была проведена максимально эффективно, а для судеб сотен тысяч военнослужащих максимально безболезненно. Задача гражданского общества и состоит в том, чтобы заставить власть слушать и слышать его голос и не допустить в реформе катастрофического "самотека", когда ее ошибки не исправляются, а тиражируются.

Если мы хотим создать великую Россию, мы обязаны создать армию, достойную её величия. Но тех, кто знает, как это все делать, с каждым днем становится все меньше, и грядущее сокращение, возможно, добьет и последних.

"ЗАВТРА". Не хотите ли вы, Александр Иванович, сказать что-нибудь офицерам Российской армии?

А.В. Почту за честь. Я желаю офицерскому корпусу России оптимизма, здоровья, терпения и удачи. Когда я имел честь командовать 35-й мотострелковой дивизией в Германии, Командующий моей 20-й армией генерал-лейтенант Альберт Макашов на Военном совете армии сказал нетленную фразу: "Товарищи офицеры, прекратите заниматься пессимизмом!"

И сегодня эти слова звучат особенно актуально.


| |