Происхождение сатаны. Кто такой сатана

Сатана является антиподом Бога Всемогущего. Таким образом, Сатана олицетворяет зло. Многие последователи Библии считают Сатану реальным существом, духом, созданным Богом. Сатана и другие духи, которые последовали за ним, восстали против Бога. Они якобы были изгнаны с неба своим создателем. Богословы могут предположить, почему Всемогущий не уничтожил “падших ангелов”, подобно тому, как он поступил с другими созданиями (за исключением Ноя и его семьи). Сатане было позволено создать свое царство в аду и рассылать бесов по земле для совращения людей. Демоническому миру, похоже, было разрешено существовать только с одной целью: чтобы склонить людей отвернуться от Бога. Почему Бог позволил сатане это сделать, описано в книге Иова, где Сатана описывается, как ангел, находящийся в договоре с Богом. Когда Иов спрашивает, почему Бог позволил сатане стать источником всеобщих мучений, он получил ответ: разве твоя рука подобна Господней? История Иова по-разному интерпретируется богословами, но моя интерпретация такова: никто не знает, почему сатане позволено жить и мучить нас. Бог есть Бог и может делать все, что он хочет. Наше дело не спрашивать, а жить и действовать, а затем умирать.

Сатана, будучи духом, не является ни мужского, ни женского пола.Однако, как и его создателя, сатану, как правило, представляют мужским существом. Многие считают, что сатана, или дьявол, как его часто называют, может «овладеть» человеком. Католическая церковь до сих пор исполняет ритуал экзорцизма над теми, кого считают одержимым. Иисус сказал, что надо изгонять бесов, а Церковь считает, что обладает для этого властью Иисуса. На протяжении веков, многие благочестивые верующие люди ошибочно считают больных определенными психическими и соматическими заболеваниями одержимыми сатаной.

Гораздо чаще выдвигаются обвинения в супружестве с дьяволом. Сатана, как полагают, достаточно могуществен, в том числе способен появляться в виде человека или животного. Контакт с дьяволом может быть и сексуальным. На протяжении почти всей истории христианства появляются рассказы, как сатана в облике мужчин (суккубов) или женщин (инкубов), вступал в сексуальную связь с людьми. Ведьмы и колдуны рождались от таких союзов. Они считаются особенно опасными, потому что наследуют часть силы дьявола.

По мнению Карла Сагана, сообщения о связи с дьяволом являются всеобщими культурными явлениями:

Параллели с инкубами включают арабских джиннов, греческих сатиров, индуистских бхутов… (1995 Саган, 124).

Однако, как человек, которого в детстве сестры-доминиканки просветили насчет методов сатаны, я не стану рассказывать, как монахинь соблазают бесы в одеждах священников. За всем этим стоял дьявол, толкающих нас на путь греха. Он был вовсе не для того, чтобы заниматься сексом или участвовать в репродуктивной экспериментов для создания орды колдунов и магов. Тем не менее, его главный соблазн именно сексуальный. Нет никаких сомнений, что он провел много времени в образе девочек для соблазнения мальчиков на нечистые мысли и поступки. Он непрерывно в течение подросткового возраста вторгается в наши умы, разжигая сексуальное желание. Нас учат постоянно молиться, уповая на заступничество святых и Богоматери, чтобы они защитили нас от козней сатаны. Согласно мнению многих наблюдателей, что страх сатаны очень похож на страх нашей собственной сексуальности.

Невинные* ангелы

Папа Иннокентий VIII провозгласил в своей булле, что «ангелы зла» вступали в половые сношения со множеством мужчин и женщин. Он не был первым, кто сделал это заявление. Например, Фома Аквинский, исследовал эту тему в мельчайших подробностях. Фома напоминает нам, что дьявол, не будучи человеком, не обладает человеческим семенем. Таким образом, он должен превратиться в женщину, соблазнить мужчину и сохранить его семя, затем превратиться в мужчину, соблазнить женщину и передать семя. Что-то дьявольское сохранится в семени по пути, поэтому потомство не будет нормальным. По-видимому, сатана потратил много времени, чтобы понять, что если он хочет управлять миром, лучший способ сделать это – рожать детей. Вторжение в наши тела более эффективно и действенныо, чем попытка вторгнуться в наши умы. Но папа и многие другие благочестивые люди придумали способ уничтожить дьявольское потомство: пытки и костер! Они борются огнем с огнем! Дьяволу не превзойти их. В самом деле, садистского и чудовищного поведения святой и благочестивой инквизиции достаточно, чтобы любой скептик поверил в сатану. Инквизиторы были настоящими дьяволами.

Одним из наиболее интересных аспектов демонологии является повторяющийся сюжет о людях, заключивших договор с дьяволом. Легенда о Фаусте наиболее известна из них: в обмен на свою душу, Сатана обещает даровать богатство или власть в течение определенного времени. В большинстве версий этой истории, Фауст обманывает дьявола и избегает оплаты. В оригинале дьявол калечит и убивает Фауста по истечении контракта. Его мозги растекают по стене комнаты, глаза и зубы разбросаны по полу, а его труп лежит на улице в навозной куче (Smith, 269).

Сегодня все еще??есть те, кто верит в реальность Сатаны, но появились и сюжеты-конкуренты. Например, истории о похищении инопланетянами. К счастью, рассказчики историй о похищении инопланетянами жертв и сексуальных экспериментах – дьявола заменяют пришельцы из космоса – не подвергаются пыткам и истреблению современными инквизиторами.

Интересно, однако, что большинство из этих убийц и мучителей считали, что творят благое дело. Что побуждает террористов или борцов за этническую чистоту совершать их мерзости, или охотников за ведьмами разрушать семьи: те же самые силы, которые привели благочестивый верующих к созданию инквизиции. Их поведения достаточно, чтобы скептики поверили, что, может быть, сатана действительно существует – в душах этих «добрых людей», борющихся за свои благородные цели.

С философской точки зрения, универсальная вера в злых демонов основана на необходимости объяснения огромного количества морального и физического зла, которое пронизывает человеческое существование на протяжении всей нашей истории. Я полагаю также, что черти в какой-то мере служат оправданием наших собственных дурных поступков и смягчают наше чувство ответственности за приносимый нами вред. Психологически демоны вполне могут быть нашей проекцией себя, худшей части нашей природы и самой опасной части нашего внутреннего мира. С литературной точки зрения, демоны должны существовать. Если они не существуют, мы обязаны их придумать.

Ослабление власти сатаны

Поскольку власть христианской церкви ослабла, ослабла и власть сатаны. Не случайно, что сатана достиг пика своей карьеры одновременно с церковью, в тринадцатом веке. В средние века, дьявол, как говорят, построил стену Адриана между Шотландией и Англией, перетащил огромные камни для построения мегалитических каменных кругов и дольменов, построил мосты как, например, в Сен-Клу и Пон-де-Валентре в обмен на душу первого, кто пересечет мост и т.д. Сатана может творить магию, но следует помнить, что христианская религия в основном религия магии, таинств, которые защищают от сатаны и которые превращают хлеб и вино в христову плоть и кровь, религия чудес, которые противоречат естественному порядку вещей, воскрешают из мертвых и обещают вечную жизнь. Сатанинские Ордена стали конкурентами Церкви, ей необходимо было установить свою власть над миром. Еретики, ведьмы и колдуны были угрозой для мирового господства церкви. Они должны были быть уничтожены. Поскольку враги Церкви становились все более многочисленными и более мощными, террор Церкви стал расти.

Христианство ослабило позиции в качестве доминирующей социальной и политической силы в западной культуре, это же произошло с властью сатаны. В восемнадцатом веке в Европе прекратились сожжения ведьм и еретиков. Сегодня большинство людей в христианском мире сочтут примитивным и варварским кого-то убить за общение с дьяволом. Даже те, кто якобы делает зло во имя Сатаны, как правило, преследуются за конкретное совершенное зло, а не за предполагаемую связь с дьяволом. Вполне вероятно, что большинство офицеров полиции, если они имели дело с преступлениями, совершенными поклонниками сатаны, будут рассматривать их как преступников, а не как общающихся с потусторонними существами.

Если рост современной науки не имел ничего общего с падением влияния христианской церкви на западную культуру, то современная наука может получить частичный кредит на изгнание сатаны из западного сознания. Конечно, дьявол еще не умер, но он получил свою власть от Бога, с уменьшением роли Бога уменьшается роль дьявола. Когда-нибудь, может быть, Бог и Дьявол станут чужды человеческому воображению. Но не сильно рассчитывайте на это. Многие верующие и сегодня считают, что рост зла в современном мире связан с ростом могущества сатаны и снижением религиозного влияния. Я, правда, думаю, что мы должны больше бояться этих благочестивых людей, чем дьявола и его поклонников. Некоторые могут даже пойти так далеко, чтобы принять конституционные поправки насчет молитвы в школах как происки сатаны.

Наконец, и в наше время есть люди, увлекающиеся сатанизмом, которые находят утешение в оккультизме и магии. Они черпают вдохновение из великих произведений живописи и литературы, созданных набожными христианами в их непримиримой борьбе со своими противниками. Кроме того, сатанисты питают интерес к дохристианским культам, таким как культ египетского бога Сета, и оккультистам нехристианского толка вроде Алистера Кроули и Антона Ла Вея. В наши дни христиане обвиняют сатанистов в ритуальных убийствах детей, жертвоприношениях, вставке призывающих к убийствам посланий в тексты песен, рассылке подпороговых сообщений в виде дьявольских символов на коробках с пиццей и других попытках подорвать устоявшиеся моральные и культурные традиции. Сатанисты отрицают это. Доказательства зла современных сатанистов не очень сильны, но враги говорят, что они есть. Существуют убедительные доказательства беззакония благочестивых. В последние годы развернулась настоящая «охота на ведьм» среди соцработников, родителей и родственников детей. Они убеждают детей давать показания следователям в отношении якобы совершенного над ними насилия со стороны сатанистов.

* Здесь наблюдается определенная игра слов. С одной стороны, innocent переводится как “невинный” или “простофиля”, с другой как Иннокентий.

Концентрированное зло в авраамических религиях носит название «сатана». Этим словом обозначают главного противника небесных сил, постоянно толкающего человека на путь греха. Нередко в этом же смысле используется термин «дьявол». Но вот насколько эти слова являются взаимозаменяемыми? Разберемся более подробно, чем отличается дьявол от сатаны и есть ли какие-то семантические нюансы, позволяющие отличать их друг от друга.

Дьявол

Слово это по происхождению древнегреческое (διάβολος), изначально произносилось как «диаволос» или «диаболос» и означало «клеветник». В христианской религиозной традиции считается, что этот антагонист Бога совращает человека с пути истинного с помощью обмана, в котором он чрезвычайно искушен. Для обмана используется воздействие на различные людские пороки, особенно если человек не трудится над их устранением. В разных христианских течениях понятие дьявола трактуется несколько по-разному.

В одних он считается ангелом, восставшим против воли Бога. Дьявол ненавидит все творения Господа (в первую очередь людей) и постоянно стремится утвердить свою волю над ними. В других он – воплощение людских пороков, то есть нечто вроде неперсонифицированного зла. Хотя, в сущности, разница невелика, даже можно сказать, трактовки практически идентичны: и в том и в другом случае дьявол – это что-то очень плохое, с чем (или с кем) лучше не связываться и вообще не встречаться.

Сатана

Слово «сатана » по происхождению арамейское. Арамейские языки относятся к группе семитских языков, и на одном из них говорили в Иудее во времена Иисуса Христа. В переводе «сатана» означает то же, что и «дьявол», то есть «клеветник, обманщик», а также «тот, кто мешает». В Библии Сатана персонифицирован, в частности, в виде Змея, который, убедил Еву съесть яблоко с Древа познания. Кроме этого, в Библии он также упоминается под именем «Левиафан».

Левиафан – древнее семитское (угаритское) многоголовое морское чудище, сопутствующее морскому богу Яму. Он издавна наводил религиозный ужас, и неудивительно, что родственные угаритам арамеи, к тому же жившие по соседству с ними, «заимствовали» образ чудовища вместе с названием. А древние евреи, исповедующие единобожие, относились к язычникам как к существам низшего порядка, поэтому порой использовали их мифологические образы для обозначения существ, противостоящих Богу. Это не такой уж редкий случай: например, многие исследователи русского фольклора считают, что Баба-яга изначально – славянская языческая богиня, которая могла выступать как положительным, так и отрицательным персонажем, и только с приходом христианства за ней прочно закрепилась недобрая слава.

Другие имена

Христианство, утвердившись в Европе, за две тысячи лет сформировало целую культуру, частью которой стали истории, развивающие или дополняющие традиционные религиозные тексты. Это касается как народного творчества, так и произведений, созданных отдельными творцами. В связи с этим количество имен «прародителя зла» (это определение Конан Дойля, данное им в повести «Собака Баскервилей») сильно увеличилось. Вспомним некоторые из них:

  • Вельзевул («повелитель мух»);
  • Люцифер («несущий свет»);
  • Мефистофель (персонаж немецкого народного творчества, использованный Иоганном Вольфгангом Гете в произведении «Фауст»);
  • Воланд (имя Сатаны в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»).

А в исламе дьявол называется иблисом или шайтаном.

Подводя итог, можно сказать, что слова «сатана» и «дьявол» являются синонимами. Мало того, в современном русском языке существует немало и других понятий, обозначающих врага рода человеческого.

Кто такой Сатана

Сатана, согласно христианскому вероучению - падший ангел, ставший Князем и воплощением всякого зла, искусившим впавших в грех прародителей человечества, и таким образом осудивший себя на вечную погибель. Слово Сатана означает «противник», «враг» или «супостат».

Значение имени «сатана»

Однако первоначально слово «сатана» не было именем собственным, а в ветхозаветной литературе оно обозначало препятствие или противника. Еще в VI в. до н.э. сказители пользовались сверхъестественным персонажем, называвшемся сатаной, под которым подразумевался один из ангелов Божьих - бене ха-элохим («Сыновей Божьих), - которого Бог отрядил, чтобы препятствовать или мешать делам людей. Иногда такое препятствие приносило благие плоды, если люди следовали путем греха.

Сатана в Библии

Слово сатана в Библии впервые появляется в Книге Чисел. Бог посылает Ангела Господня в качестве Сатаны, чтобы преградить путь Валааму, прогневившему Бога. Когда валаамова ослица видит стоящего на ее пути Сатану, она останавливается на месте, вынуждая Валаама трижды ударить ее. Тогда Ангел Господень являет себя, и Валаам обещает исполнить волю Бога, высказанную через его посланника-Сатану.

В Книге Иова присутствует персонаж, именуемый Сатаной, которому поручено странствовать по земле и приглядывать за людьми. Он подвергает Иова мучениям, чтобы испытать его веру. Таким образом, изначально Сатана характеризовался как один из верных слуг Бога.

Стана – владыка зла

Позднее Сатана стал все чаще и чаще олицетворять зло. Сатану начали отождествлять с падшими ангелами, или Стражами, сожительствовавшими с женщинами и потому вверженными во тьму. Над Стражами главенствовали Семйаза и Азазель. В Книге Еноха содержится рассказ о том, как Бог послал четверых архангелов - Рафаила, Гавриила, Уриила и Михаила - перебить порожденных Стражами великанов (нефилимов) и напасть на самих Стражей. В Книге Юбилеев сказано, что Бог пощадил одну десятую часть Стражей, чтобы Сатане, их вождю, было кем править на земле.

Повествование о Стражах подверглось многочисленным изменениям, и обрело большую популярность среди христиан. Низвержение согрешивших ангелов, ставших адскими демонами и возглавляемыми князем тьмы, сделалось важной частью христианской теологии, и довольно скоро Сатану стали отождествлять с Люцифером.

Сатана в Новом завете

Во всем Новом Завете имя Сатаны связывается исключительным образом со злом. Его называют клеветником, противником, князем бесовским, дьяволом, врагом, лукавым, отцом лжи и человекоубийцей, богом века сего (то есть ложных культов), искусителем и змием.

В новозаветной литературе Сатане приписываются практические любые мыслимые и немыслимые злодеяния от соблазнение верующих во грех и на ложь до противостояния христианству во всем мире.

Авторы Евангелий изображали Сатану существом, исполненным зла и противостоящим Богу-Отцу и Иисусу. Иисус стал свое рода «ареной боевых действий» Богом и силами Добра и Сатаной и силами Зла. Воскресение Христа стало победой над Сатаной.

Сатана и Средневековье

Роль Сатаны как проводника зла со временем только возросла. В Средние века Сатана, или Диавол, уже считался реальным и могущественным существом, обладавшим страшной сверхъестественной властью и стремившимся погубить человека, разрушив в нем нравственность и совесть. В этой цели Сатане помогали бесовские рати. Борьба с кознями Сатаны лежала в основании действий инквизиции, преследовавшей врагов христианской церкви, рассматривая их как учеников Сатаны.

© Алексей Корнеев

В ряде книг Ветхого Завета сатаной называется ангел, испытывающий веру праведника (см. Иов.1:6-12).

В Евангелиях указывается, что сатана пал с неба (Лк.10:18).

Также пророк Иезекииль, предсказывая падение царя Тира, сравнивает его с херувимом, «чьи одежды были украшены сверкающими драгоценными камнями, который был низвергнут Богом из Эдемского Сада на землю за то, что он впал в грех гордыни (Иез.28:11–19)».

Gustave Doré , Public Domain

Апостол Павел утверждает, что сатана способен внешне преображаться в ангела света (2Кор.11:14). В Апокалипсисе сатана выступает как дракон и дьявол - предводитель тёмных ангелов в битве с архангелом Михаилом (Откр.12:7-9; 20:2,3, 7-9).

  • Люцифер , Луцифер (лат. Lucifer ) - «светоносец», «сын зари», «несущий свет» (см. Ис.14:12).
  • Дьявол (от др. -греч. διάβολος - лукавый, клеветник). В Новом Завете выступает как «князь мира сего». (Иоан.12:31).
  • Веельзевул (ивр. בעל זבוב‎, Вельзевул , Баальзвув , Баал-Зебуб - «Повелитель мух») - имя одного из ханаанейских божеств, упоминающегося в Ветхом Завете. В период написания Нового Завета было одним из принятых имён Сатаны в иудаизме (Мф.10:25; Мф.12:24).
  • Мефистофель (Mephistopheles, Mephostophilis, Mephistopheies, Mephistophilus, Mephistos) - наименование одного из духов зла, демона, чёрта, беса, дьявола, чаще всего, по преданию, падшего ангела, сатаны.

Библейская концепция Сатаны

Образ Сатаны в Библии

Сатана был сотворён ангелом в чине херувима; он был «печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты», обитал в Эдеме среди «огнистых камней», но возгордившись (Иез.28:17) и пожелавши быть равным Богу (Ис.14:13-14), был низвержен на землю. Вслед за ним последовала часть ангелов, превратившихся в демонов.

«Большой красный Дракон и жена, одетая в Солнце». Иллюстрация к Апокалипсису. Большой Красный Дракон Апокалипсиса соответствует Сатане. Жена - христианской церкви. Акварель Уильяма Блейка. Уильям Блейк (1757–1827) , Public Domain

Согласно христианской традиции, дьявол впервые появляется на страницах Библии в книге Бытие в образе змея, обольстившего Еву соблазном вкусить запретного плода с Древа Познания добра и зла, в результате чего Ева и Адам согрешили гордыней и были из рая изгнаны, и обречены добывать хлеб свой в поте лица трудом тяжким. Как часть Божьего наказания за это, все обычные змеи вынуждены «ходить на чреве» и питаться «прахом земным» (Быт 3:14-3:15). Надо заметить, что сама Библия не утверждает, что этот змей был сатаной.

Библия описывает сатану также в образе Левиафана. Здесь он - огромное морское существо или летающий дракон.

В Судный день сатана сразится с Ангелом, владеющим ключом от бездны, после чего будет скован и низвергнут в бездну на тысячу лет (Откр.20:2-3). Через тысячу лет он будет освобожден на короткое время и после второй битвы навечно будет ввержен в «озеро огненное и серное» (Откр.20:7-10).

В Ветхом Завете

В своём первоначальном значении «сатана» - имя нарицательное, обозначающее того, кто препятствует и мешает. В Библии это слово относится к людям (1Цар.29:4, 2Цар.19:22; 3Цар.5:18; 11:14, 23, 25). Исключение, вероятно, составляет 1Пар.21:1.

В качестве имени определённого ангела сатана впервые появляется в книге пророка Захарии (Зах.3:1), где Сатана выступает обвинителем на небесном суде.

Гюстав Доре , Public Domain

В книге Иова сатана подвергает сомнению праведность Иова и предлагает Господу испытать его. Сатана явно подчинен Богу, и является одним из Его слуг (бней Ха-Элохим - «сынов Божьих», в древнегреческой версии - ангелов) (Иов.1:6) и не может действовать без Его позволения. Он может предводительствовать народами и низводить огонь на Землю (Иов.1:15-17), а также влиять на атмосферные явления (Иов.1:18), насылать болезни (Иов.2:7).

В Новом Завете

В Апокалипсисе сатана описывается как «большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем» (Откр. 12:3, 13:1, 17:3, 20:2)

В Евангелии сатана предлагает Иисусу Христу: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её» (Лк.4:6).

Ary Scheffer (1795–1858) , Public Domain

Иисус Христос говорит людям, желавшим Его смерти: «Ваш отец - диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44).

Неизвестен , Public Domain

Иисус Христос видел падение сатаны: «Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк.10:18).

Апостол Иоанн о падении сатаны говорит, что его низвергнет на Землю архангел Михаил после того как сатана попытается съесть младенца, который должен стать пастырем народов (Откр.12:4-9). Вслед за ним последует часть ангелов, называющихся в Библии «нечистыми духами» или «ангелами Сатаны».

Апостол Павел указывает место обитания сатаны: он «князь, господствующий в воздухе» (Еф.2:2), его слуги - «мироправители тьмы века сего», «духи злобы поднебесные» (Еф.6:12).

Гюстава Доре , Public Domain

Имена Сатаны в Библии

Сатана имеет в Библии следующие имена:

  • Большой Красный Дракон (Откр.12:3)
  • Великий Дракон (Откр.12:9)
  • Дьявол (Лук.8:12; 5:8)
  • Дракон (Откр.20:2)
  • Древний змий (Откр.12:9, Откр.20:2)
  • Жестокий ангел (Прит.17:11)
  • Злой ангел (Пс.77:49)
  • Злой дух от Бога (1Цар.16:14, 16:23; 1Цар.18:10; 1Цар.19:9)
  • Искуситель (Мф.4:3; 1Фес.3:5)
  • Князь бесовской (Мф.12:24)
  • Князь Мира Сего (Иоан.12:31; Иоан.14:30; Иоан.16:11)
  • Лживый дух (3Цар.22:22)
  • Лукавый (Мф.13:19)
  • Отец лжи (Иоан.8:44).

В иудаизме

Согласно представлениям иудаизма , сатана не является силой, равной Богу. Сатана - это ангел-обвинитель, который служит Всевышнему в этом качестве и, как все ангелы, не имеет свободы воли. Творец позволяет сатане действовать в мире с тем, чтобы у человека был выбор между добром и злом.

Corrado Giaquinto , Public Domain

В литературе таннаев сатана упоминается не часто, и почти всюду он выступает лишь как безличная сила зла. В период амораев сатана, однако, стал играть более заметную роль в Талмуде и Мидраше . Он часто именуется Самаэль, но далее в том же тексте встречается и имя Сатанаил. Сатана отождествляется с дурными наклонностями и с ангелом смерти, но часто наделяется собственной индивидуальностью.

В христианстве

  • В христианской традиции к сатане относят пророчество Иезекииля о царе Тира (Иез.28:12-19) и Исаии о царе Вавилона (Ис.14:3-20). Согласно этой трактовке, был сотворён ангелом в чине херувима; он был «печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты» и обитал в Эдеме среди «огнистых камней», но возгордившись (Иез.28:17) и пожелавши быть равным Богу (Ис.14:13-14), был низвержен на землю, став после падения «князем тьмы», отцом лжи, человекоубийцей (Ин.8:44) - предводителем мятежа против Бога. Из пророчества Исаии (Ис.14:12) взято «ангельское» имя Сатаны - הילל, переводимое как «Светоносный», лат. Люцифер).

Христианство считает грехом и безумием любое обращение к дьяволу в колдовстве и гаданиях. Церковный тропарь христианским мученикам подчёркивает немощь дерзостей демонов.

Hans Rottenhammer II. (1622–68) , Public Domain

«Отречение от сатаны» входит в православный и католический чин крещения.

В исламе

Шайта́н (араб. شيطان‎‎) - в исламском богословии, представитель категории злых духов, враждебных Аллаху и людям. После Дня суда (киямат), шайтаны вместе со своим господином - Иблисом, обречены на адские муки. С помощью своих слуг Иблис совращает людей, отвлекает их от благочестивых дел и подбивает на совершение грехов. Шайтаны сотворены из огня или дыма и могут принимать различные внешние формы. Они могут порождаться Иблисом и живут группами в разных странах. Они могут иметь различные имена и как Иблис носят эпитет раджим («побиваемый»).

Согласно исламским преданиям, шайтаны побуждали к грехам и ошибкам благочистивых людей и пророков, например пророка Юсуфа. Часть шайтанов когда-то подчинялась пророку Сулейману, но затем вернулась к своим делам и по сей день мешают людям совершать молитвы и учат людей волшебству и магии. Они заставляют человека забывать об Аллахе и часто придают их греховным поступкам внешний вид благих дел. Принято считать, что у каждого человека есть свой шайтан, как и свой ангел, которые ведут борьбу за сердце человека. Шайтаны стараются сбить человека, используя его плотские стремления и желания удовольствий (нафс), а также такие качества как гнев, злоба, зависть и т. д.

Unknown , Public Domain

Для того, чтобы отогнать шайтана, достаточно призвать на помощь Аллаха. Мусульмане часто произносят формулу: «а’узу би-ллахи мина ш-шайтани р-раджим», или аяты Корана. Некоторые мусульманские богословы считают шайтанов самой строптивой и неверующей частью джиннов. Другие считают их особой категорией существ, которые в отличие от джиннов изначально обреченны на неверие и наказание в аду. В Коране и в богословских сочинениях Иблис и шайтаны часто взаимозаменяются, так как шайтаны исполняют волю и приказы Иблиса. В доисламской Аравии шайтаны считались посредниками в общении с потусторонним миром прорицателей (кахин) и поэтов (ша’ир).

Во многих религиях силам добра всегда противостоит зло. Главным его олицетворением является Сатана, он же дьявол, Люцифер, Мефистофель. Кажется, что он с помощью своих слуг или лично постоянно искушает людей, толкая их к духовной погибели. Но даже верующие, которых Церковь постоянно предупреждает об опасности, плохо понимают, кем же на самом деле является Князь Тьмы, где он обитает и почему его учение нашло популярность среди людей. Ни Библия, ни другие священные книги не поддерживают Сатану, но и полную правду о нем почему-то не говорят. Это порождает мифы о дьяволе, которые мы и попробуем развенчать.

Церковь Cатаны ему и поклоняется. Подобные объединения верующих чаще всего ведут подпольную деятельность. Чем люди там занимаются, можно узнать из изображений. На них показаны верующие, которые выполняют темные ритуалы, они занимаются жертвоприношениями, в том числе и человеческими, пьют кровь младенцев. Но сама эта церковь говорит, что смысл вероучения вовсе не в одном лишь слепом поклонении дьяволу. Верующие не ограничивают себя молитвами Сатане. Он вообще является некоей метафорой, которая помогает фантазировать и соединять части других религий. Для сатанистов дьявол - главный оппозиционер в художественной литературе и в фэнтези, где выделяется Добро и Бог в качестве Иисуса Христа. Сатанисты не поклоняются кому-то, а верят в существование своего героя, почитая его. Для них дьявол - символ преданности земным вещам и делам, а не духовных и отстраненных. Сатанисты полагают, что и люди достойны почтения, как и боги из самых разных религий. Об этом на своем сайте говорит церковь, разъясняя для верующих непростую позицию. Сатанизм - вера не для глупых, ее надо не просто принять, но и понять. Предполагается, что человек будет не просто слепо поклоняться сатане, но и изучать окружающий мир, думать о нем, вырабатывая критическое суждение.

666 - число Сатаны. Это число считают Числом Зверя. Именно поэтому многие делают татуировки с шестерками, есть об этом упоминания в масс-культуре. Почему выбрано именно такое число не до конца ясно. Но упоминание о трех шестерках есть в книге Откровений. Там Иоанн прямо ассоциирует это число с антихристом. Сегодня археологи имеют в своих руках довольного много египетских рукописей, датируемых III-IV веками. С помощью последних технических достижений ученым Оксфордского центра удалось расшифровать большую часть древних текстов. Оказалось, что тайна числа зверя кроется лишь в нумерологии. Когда эти документы создавались, прямое почитание Сатаны могло принести беды людям. Именно поэтому им и дали возможность с помощью нумерологии выбирать числа, скрывая имена. А чтобы расшифровать числа, надо понимать и саму систему письма, и о чем вообще думали люди в те времена. Считается, что число 666 происходит от имени Нерон. Он в древности как раз считался земным воплощением дьявола. Но число зависит еще и от перевода имени. При переводе имени с греческого Nero Kesar (Кесарь Нерон) на иврит получилось NRWN QSR, которое и может быть зашифровано в число 666. А вот если текст изначально был на латыни, то при его переводе на иврит и последующей шифровке получился другие число - 616.

Люцифер - одно из имен дьявола. В воскресных школах и на первых уроках знакомства с Библией учат, что Сатаной стал ангел по имени Люцифер. Просто он захотел стать равным Богу, за что и был изгнан с небес. Вот только в самой Библии такой истории все же нет. Да и имя Люцифер там упоминается всего один лишь раз, а его толкование стало ошибкой перевода. В книге пророка Исайи 14:12 сказано: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы!». В этой строке нет очевидной ошибки, однако она скрывается и в толковании, и в переводе. В оригинальном тексте на иврите говорится вовсе не о падшем ангеле, а о вавилонском царе. Его падение - это потеря трона, когда он начал преследовать израильтян. Но при переводе книги христианами царь превратился в ангела. А имя Люцифер происходит от имени этого вавилонянина, его звали Хелал. Слово это обозначает дословно «сын зари» или «утренняя звезда». Римляне попытались найти близкое по смыслу слово. Они решили использовать для этого название планеты, которая первая появляется на рассвете. То, что в Риме называли Люцифером, мы теперь зовем Венерой. Так что это имя вообще не имеет ничего общего с Сатаной и его рождением. В качестве божества Люцифер появился в мифологии лишь в IV веке, когда его образ упомянул в своем тексте Иероним Стридонский. Он как раз и создал канонический текст Библии.

Пентаграмма - символ Сатаны. Третий рейх дал свастике другое толкование, а ведь это древний символ, который никогда с фашистами ничего общего не имел. Похожая история случилась и с пентаграммой. Сегодня перевернутый такой символ изображают с козьей головой дьявола, но первоначальный смысл пентаграммы был даже противоположным и антисатанистским. Первоначально пятиконечная звезда обозначала причиненные Христу при распятии пять ран. Этот символ популярен в архитектуре, его часто использую мормоны. А с момента основания Церкви Сатаны в пентаграмме появились дополнительные элементы в виде козьих рог, бороды и ушей. А упоминание о козьей голове было обнаружено церковниками еще до первого появления ее изображения в книге 1897 года «Ключ к темной магии». Ее написал французский оккультист Станислас де Гуайта. Он-то уж точно знал разницу между оккультизмом и поклонению Сатане. Незадолго до этого другой французский исследователь сверхъестественного, Элифас Леви, прямо писал о связи пентаграммы и изображении козы. К 1924 года голова животного уже часто изображалась на пентаграммах. В тексте «Оккультная наука и практическая магия» такому рисунку приписывали эффект разрушения. А церковь Сатаны в дальнейшем просто позаимствовала изображение, ассоциировав его с дьяволом.

Козья голова - символ Сатаны. В Библии можно поискать описание Сатаны с козьей головой, но найти это не удастся. В книге Левита 17:7 есть несколько упоминаний о запрещенном поклонении демонам, идолам и козам, говорится об этом и в Исходе. Так откуда вообще появился такой образ? Символом Сатаны стал получеловек-полукозел, его называют Бафомет. А связь между демонической головой животного и Сатаной появилась в те времена, когда люди камнями стали побивать масонов. В истории есть упоминание о том, что Папа дал приказ арестовывать тамплиеров и членов их организации. В доказательство их вины приводилось поклонение демону Бафомету. Тогда еще и имени такого не существовало. Согласно записям из 231 допрошенного священниками с помощью пыток рыцаря только 12 поведали о некоем мимолетном видении и прихода к ним Бафомета. Прошло 600 лет после того суда над тамплиерами, и в своей работе Элифас Леви изобразил Сатану с головой козла. Оккультист назвал это существа Бафометом, позаимствовав часть имени у египетского божества Бэнедбджедет. А образ козла в центре пентаграммы был связан с другим египетским богом, Амоном. Сегодня именно этот символ и пользуется Церковью Сатаны.

Сатана - родственник Пана. У христиан была привычка заимствовать чужих богов, к которым они плохо относились. Кажется, что есть прямая связь Сатаны и Пана. Этот сатир с козьими ногами появился в греческой мифологии. Это порождает еще одно заблуждение. На самом деле дьявол с Паном связан не был, а вот Иисус как раз был. Сатир приходился сыном богу Гермесу, это одна из немногих ведических фигур в греческом пантеоне богов. Пану поклонялись пастухи и фермеры, многие из них молятся ему, чтобы тот защищал их стада от хищников. Но этот статус довольно распространен. Так, покровителем пастухов считается также и святой Варфоломей. В малоизвестном рассказе о появлении на свет Христа говорится, что при его рождении хозяину дома, Тамусу, явился голос. Он поведал, что надо сообщить всем о смерти Великого Пана и о рождении Иисуса Христа. Странно, что сатира вообще воспринимали негативно. Церковь вполне могла бы видеть в нем пастыря, но в качестве бога плодородия одобрять не могла. А параллели между Паном и Христом есть, просто церковь в определенный момент посчитала, что образ Пана куда ближе дьявольской морали, а не божественной.

Символ Сатаны - перевернутый крест. То, что перевернутый крест символизирует дьявольщину, было рассказано в фильме «Омен». Да и музыканты, работающие в жанре «тяжелый металлический рок», прибегают к такому символу. Появился он на основе идеи, что у великой жертвы Христа должна быть обратная сторона. Но это не вся правда. Перевернутый крест можно рассматривать не только, как антихристианский посыл, но и как символ смирения. История об этом есть в древних писаниях христиан: у Евсевия Кесарийского, святого Климента Римского, Игнатия Антиохийского. Они поведали, что в свое время в Риме по приказу императора Нерона распяли апостола Петра. Властитель резко выступал против христианства. Но Петр посчитал себя недостойным умереть, как и его Господь. Вот почему он попросил распять его головой вниз. Так перевернутый крест и стал обозначать смирение. Такой символ носят не только сатанисты, но и те, кто, подобно Петру, хочет отдать дань уважения принесенной Христом жертве. Этот крест можно встретить даже на троне Папы Римского, которого уж точно не заподозрить в поклонении дьяволу. Просто наместник Бога на земле продолжает деятельность Петра, он носит его обувь, как и его же крест. И никакой связи с Сатаной в этой связи у Папы нет. А сегодня даже появилась мода на перевернутый крест. Ювелиры начали выпускать изделия, обращенные в два разных направления, а также просто направленные в другую, нежели традиционно, сторону.

Демоны Сатаны творят только зло. В средние века существовала магическая традиция вызывания демонов и изготовления талисманов, Гоетия. Один из самых известных таких гримуаров, «Малый ключ царя Соломона», содержит сведения о демонах в христианской мифологии. Там говорится, что царь Соломон был мудрейшим среди всех земных королей и умел разговаривать не только с людьми, но и с животными, а также с демонами и ангелами. Знаменитый храм царя вообще был построен с помощью слуг Сатаны, одного из которых звали Асмодей. Сейчас мы считаем демонов хитрыми и лживыми существами, которые манипулируют людьми. Но это были вовсе не маленькие чертенята с раздвоенным хвостиком. В XVI веке исследователи составили полный список демонов и указали, как их надо вызывать и контролировать затем. В «Малом ключе царя Соломона» есть немало ссылок на работы других ученых. Благодаря такому материалу можно получить полную информацию о вызове любого из 72 демонов, помогавших царю строить его храм. С появлением в нашем мире демона он вовсе не будет освобожден. Пентаграмма должна удерживать его в своих границах. И все демоны обладают разными особенностями. Например, десятый по счету, Буэр, поможет научиться естественной и моральной философии, логике, поведает обо всех свойствах растений и трав, сможет излечить душевные болезни людей. Пятнадцатый по счет дух, Элигос, является в виде прекрасного рыцаря с копьем, знаменем и змеем. Этот демон сможет открыть тайны будущего и научить военному искусству. Дух Набериус откроет секреты наук и искусства, обучит риторике. Он поможет вернуть потерянные знания и восстановить честь. Так что и от демонов в теории может быть прок.

Сатана правит в Аду. Дьявола часто называют Повелителем Тьмы или Царем Ада. Говорят, что именно там он и собирается провести всю вечность. Но какие есть основания так считать? Если вчитаться в послание Павла к евреям, то в 2:14 можно найти фразу о том, что Христос «уничтожит» Сатану. Но не стоит понимать глагол буквально. Он употребляется не в прямом смысле, слово «katargeo» может обозначать «побеждать» или «убирать кого-то с пути». А Ад - это вовсе не царство Сатаны. Библии сказано, что это его тюрьма, где он будет подвергаться пыткам, как и все прочие, отказавшиеся от Бога. Это подтверждает и Откровение 20:10. В этом стихе сказано, что судьба Сатаны предрешена - он будет гореть в огненном озере.

Сатана покупает у людей души, а потом отравляет их в ад. Немало сюжетов книг и фильмов посвящено тому, как человек отдает дьяволу свою душу на обмен за исполнение желаний. В откровении от Матфея 25:46 сказано, что у любого человека есть свобода. Сатана не может забирать у нас души и превращать их в зло. На чьей стороне быть - выбор каждого из нас. Но Бог все равно накажет всех тех, кто распространяет зло на Земле, как людей, так и Сатану.

Сатана живет в Аду. Это довольно распространенный миф о том, что Сатана живет в Аду, а не только правит там. Но его развенчивает Библия. Она говорит, что Сатана проживает постоянно на Земле, среди нас. Он постоянно искушает людей, заставляя грешить и переманивая на свою сторону. В книге откровения есть история про город Пергам, который именуется троном Сатаны. Им мог являться местный храм Великий алтарь Зевса. Ведь сказал как-то пророк Иоанн: «И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь Имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа». С позиции времени трон это было не просто место для восседания, он являлся настоящей обителью. А слова Иоанна к народу Пергама являются благодарностью за его веру, ведь один из представителей погиб ужасной смертью, которая редко случалась даже среди мучеников. Известно, что в Пергаме существовал древнегреческий храм Асклепион, посвященный богу медицины Асклепию. Говорили, что больным надо принять снотворное и провести затем ночь в окружении змей, тогда им приснится Асклепий. Свои сновидения люди рассказывали врачам, которые выполняли функции толкователей и выписывали лекарства в соответствии с увиденным. А после прихода в город христианства эти целители упрашивали городские власти выгнать этих верующих. Якобы присутствие тут Христа мешало старым духам. Антипу попытались заставить отречься от своей веры и присягнуть Риму на верность. А когда он отказался, его поместили в раскаленного докрасна медного вола на самой вершине алтаря Зевса. Но на этом история не заканчивается. В середине XIX века в разрушенный город приехал немецкий инженер Карл Хуманн. Это место найдено было на территории современной Малой Азии, в современной Турции. Он запросил разрешения властей на начало тут раскопок и обнаружение артефактов. И немцы нашли немало интересного. В 1930 году в Берлине был открыт Пергамский музей, центром которого и стал Великий Алтарь Зевса. А через несколько лет это место вдохновляло Альберта Шпеера, заставив его провести жуткую параллель. Адольф Гитлер попросил его спроектировать новое здание. Шпеер воссоздал алтарь в крупном масштабе. Тот самый медный вол, у которого Антипа и замучили до смерти, был заменен. Вместо него построили трибуну для Гитлера, с которой он должен был читать свои пламенные речи. Но, возвращаясь к Пергаму, можно предположить, что именно тут, на территории современной Турции и мог проживать Сатана. Ведь в Малой Азии, а не Аду, был его трон.