Происхождение казаков. Как евреи становились казаками 

Запорожцы, как и их предки, уделяли очень значительное внимание физическому развитию, постоянно «держали себя в форме». В условиях постоянных войн, борьбе за сохранение своего этноса, выживание в сложных жизненных ситуациях в стихиях природы закаляла дух и тело казаков. Суровое время требовало суровой дисциплины в процессе подготовки молодёжи, формирования у неё готовности защищать родную землю. Таким образом, формировалась специальная система физического и психофизического воспитания подростков, юношей, которые постепенно набирали рельефных и чётких форм.

Ещё в эпоху Киевской Руси детей с семи лет начинали учить стрельбе из лука, владению копьем и арканом, езде верхом, а с 12 лет - настоящим военным хитростям, то есть искусству ведения боя.

Традиции физического и психофизического воспитания подготовки подрастающего поколения продолжалась и в казаческую эпоху. Закаляя себя и готовя себя к сложным испытаниям судьбы, казаки летом спали на воздухе под звёздами, мыслями достигали неведомых высот, пытались проникнуть в тайны космоса.

Как и доблестное казачество, молодёжь на праздники народного календаря в процессе народных игр состязалась силой, ловкостью, скоростью, изобретательностью, попаданием в цель и тому подобное. Традиционными были разные состязания на лошадях, казаки любили своих быстрых выносливых лошадей, это отношение закреплено в тёплых обращениях к своим четвероногим друзьям («брате мій», «товаришу мій»), в пословицах («Казак без коня - не казак»).

Казацкая молодёжь систематически развивала природные задатки, совершенствувала душу и тело в играх, танцах, хороводах, разных видах состязаний и борьбы. Подростки и юноши охотно брали пример со взрослых, которые чувствовали психологический комфорт, благодаря тому, что они беспокоились о своем интеллектуальном, моральном, духовном и физическом развитии. Это формировало в них настроения внутреннего удовольствия, хорошего самочувствия, помогало единству слова и дела, мысли и поступка, гармонии души и тела.

Большое и воспитательное значения, в том числе и для современной молодёжи имеет овладение ею искусств единоборств, которых было несколько систем, наиболее известная легла в основу танца гопака. В современном виде гопак составлен с многочисленных специфических приемов, например «голубці», «тинки», «пістоль», «розніжка», «шулик» и тому подобное, реализация которых требует от исполнителей гибкости всех частей тела, молниеносной реакции.
Многие поколения овладели и другой казацкой борьбой - «Гайок». Она была предназначена в основном для разведчиков («пластунів»). Очень мало нам известно о казацкой борьбе «Спас». Она была не атакующей, а носила оборонительный характер. Для неё характерное филигранная, скрупулезная отработка блокировки действий противника.

Телесная и психофизическая закалка казаков было составной частью комплексной и целостной системы идейно-морального, эмоционально-эстетического и военно-спортивного воспитания.

К сожалению, много компонентов данной системы на сегодня забыто.

К азачество ведет свою историю с древних времен, первое официальное упоминание о нем относится к XVI веку. Отряды казачьих войск и отдельные батареи принимали участие в Отечественной войне 1812 года и в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов. Незаменимый авангард Российской императорской армии посылали в горячие точки, он исполнял самые сложные военные задачи. Ни одно значительное событие нашей истории не прошло без упоминания казаков. Даже в мирное время казачество служило стране живым щитом, защищая огромные приграничные территории России.

Лев Толстой писал в дневнике: «Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть». Массовое возрождение казачества в наши дни соотносят с возрождением всего русского народа.

Какими качествами, навыками и пристрастиями должен обладать истинный казак?

Купить шашку

Конное шоу Кремлевской школы верховой езды на ВДНХ. Фотография: О. Алёшина / фотобанк «Лори»

Владению шашкой казачок удалой начинал обучаться с 10-летнего возраста. Это помогало развивать общую физическую форму, вырабатывать быструю реакцию и выносливость. Первоначально он учился рубить струю льющейся воды, чтобы при ударе не разлетались брызги, затем - рубить лозу, сидя на бревне, и лишь потом упражнялся в рубке на скаку, сидя верхом на лошади. Говорят, что со своим оружием казак не расставался даже в церкви: во время службы он держал руку на эфесе и даже мог его немного выдвинуть, чтобы «сталь слушала».

Научиться петь

Музыкальной грамоте казаков с юных лет обучали в станичных школах. Начальство неизменно поощряло увлечение казаков хоровым пением. Колоритно звучат историко-героические песни о военном быте и исторических событиях. Календарные и семейные празднества сопровождают обрядовые песни. «Пение казаков радует душу и исцеляет от печалей, ибо их напев приятен, идет от сердца и исполняется как бы из одних уст; они страстно любят нотное пение, нежные и сладостные мелодии» (Павел Алеппский, путешественник и писатель). Многие из казачьих песен знают, помнят, любят и поют в русских семьях.

Оседлать коня

Донской казак и его конь. Фотография: О. Пчелов / фотобанк «Лори»

Казак без коня, что воин без ружья. Казак знает склад и темперамент своего скакуна. Он умеет ловко управлять конем, держаться в седле и находится с ним в тесной связи. Умело воздействуя на лошадь, он заставляет ее выполнять свои требования. Находясь месяцами в походах или участвуя в боях, казак и конь неразлучны. Они же - верные спутники в скачках и на состязаниях. Это самый близкий друг казака, спасающий во время сечи, с которым они вместе живут и вместе умирают. Боевой завет казаков гласит: «Конь подо мной, так и Бог надо мной», «Сам не поешь, а коня покорми», «Береги коня пуще своего глаза: он тебя и до неприятеля домчит, и от беды унесет, и с донесением доставит; а иначе выйдет так: хотел ехать, да кони стали».

Сшить военную форму

Форменная одежда - обязательная составляющая облика истинного казака. Особенно чтится военная форма и ее этническая символика. Лампасы - неотъемлемая часть формы и в мирные дни. Их расцветка зависит от рода войск и принадлежности к региону. В одежде важен каждый элемент: фуражка, папаха, бешмет, шаровары - всё согласно особой системе иерархии и чинопроизводства. Казачья форма считается семейной реликвией, а фуражку кладут на видное место в доме, если хозяева считают себя казаками.

Выучить заповеди

Одна из главных заповедей казака - «Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа». Будучи православными верующими, возвращаясь из походов, казаки часть боевых трофеев жертвовали церкви. При переезде станицы в полном составе местную церковь разбирали и перевозили с собой. Прежде чем начать возводить домá на новом месте, собирали церковь. Стены казачьих изб неизменно украшали иконописные образы. Каждый казак знал молитвы своих предков и всегда молился перед сражениями. Многие казаки до сих пор считают, что чтение начальной части псалма 90 «Живый в помощи Вышнего, в крове Бога Небесного водворится» помогает уберечься от ранений и смерти в бою.
Каждый казак строго соблюдает жизненный принцип «По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе». Вся его жизнь подчинена дисциплине, умению владеть собой и контролировать эмоции.

Любить покушать

Казаки угощают ухой, сваренной на полевой кухне. Фотография: А. Пирагис / фотобанк «Лори»

Основа рациона казаков - блюда из рыбы. Станичные поселения располагаются вблизи водоемов, даже казачьи войска именуются по названию рек (Терек, Кубань, Енисей, Амур, Волга). В каждой станице еду готовят по-разному, согласно сложившемуся родовому обычаю. Каждая хозяйка-казачка владеет особыми рецептами и готовит кушанья на свой лад. Так, терские казаки предпочитают борщ с мясом, а уральские - мясные щи с картофелем и крупой. Кубанские казаки солят арбузы и дыни. Из напитков среди казаков наибольшей популярностью пользовался чай, им начинались и завершались все трапезы и застолья. Забайкальские казаки предпочитали чай из молока, масла и яиц с добавлением пшеничной муки и конопляного семени. А старообрядцы заваривали дикорастущие травы и коренья.

Казак, говоря о себе, издревле подчеркивал и выделял триаду: “Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть! Тогда обретешь Царствие Небесное и Славу в потомках!”.


Этот главный принцип казачьего мировоззрения сегодня нуждается в расшифровке. “Казаком нужно родиться!” – первая часть триединства подчеркивает наше право на самобытность, на национальное самосознание и культуру. Наше право на собственную историю и её трактовку.
Однако предлагаемое триединство существует только в целом. Каждого из этих постулатов, взятого отдельно, недостаточно для того, чтобы считаться казаком.
Так, одного казачьего происхождения, родства с казачеством по крови недостаточно, ибо сказано: казак – это состояние духа! Это образ мышления и норма жизни.

“Казаком нужно стать!” – принцип, подчёркивающий, что существует некий нравственный идеал, к которому должно стремиться каждому, ведущему свой род от казаков. Этот постулат повлёк за собою и юридические нормы, существовавшие в казачьем обществе. Так, не казак по рождению, мог казаком стать. То есть жизнью, достойной идеала, заслужить право войти в казачество. Службой и страданиями заслужить право быть принятым в казачество на Кругу. При этом никогда не требовалось, чтобы он отрёкся от своего народа. Став казаком, он оставался калмыком, осетином, якутом или бурятом.
Казачество – это состояние духа! Воспитать в себе казачий дух мог каждый, кто выше служения собственному эгоизму, собственному благосостоянию поставил служение Христианству и Добру самым тяжким служением – служением воинским.
Недаром наши предки много столетий назад узаконили написание самого имени нашего казак таким, чтобы оно одинакова читалось как справа налево христианами, так и слева направо-мусульманами и иудеями, чтобы все, независимо от знаний и своей веры, правильно понимали, что такое казачество.
Третий постулат – “Казаком нужно быть!” – подчеркивает самое главное в нашем понимании жизни. Свое пребывание на земле мы понимаем как постоянное служение. Только безупречным служением мы можем выслужить у Господа царствие Небесное.

Казачество немыслимо без Православия. Только оно воспитывает нас в небрежении к земным благам, в поиске подлинных духовных ценностей, в жертвенном служении народу христианскому.
Каждый казак обязан ежедневно помнить о той миссии, которая возложена на него Господом! В труде ли, в буднях ли, в праздниках, в войне ли, мы служим Господу, через служение народу своему, России и всем людям и только так понимаем смысл своего пребывания в этой жизни.
Итак: каждый вступающий в любое казачье объединение или сознающий себя казаком должен следовать главным принципам казачьей нравственности, которые в основе своей имеют нормы христианской морали и состоят в следующем:
Господь сотворил человека по образу и подобию Своему. Все люди равны и нет народов больших и малых. Сказано “Несть ни эллина ни иудея, но все сыны Божии!”. Потому никогда не гордись казачеством! Никогда не считай сына другого народа ниже или глупее себя, но будь равно добр и открыт всем-как аукнется так и откликнется! Помни, по тебе судят о народе твоем! По поступкам твоим о племени твоем! Будь прост, но не подобострастен. Доброжелателен, но не льстив. Храни достоинство, но не гордись! Помни, что каждое твоё слово – слово народа твоего, да не будет оно в осуждение его!

Сказано “Несть ни князя, ни раба, но все рабы Божие!”. Да не будет тебе, казаку, кумира ложного. Всем служи честно! Будь законопослушный, но помни – душа твоя принадлежит только Богу и да не проникнет в неё зло человеческое!
Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю! Но помни-воля твоя в воле Божьей, а потому, свободно выбрав путь.
Исключение из этого правила составляли казаки ламаисты – калмыки, буряты, монголы и мусульмане – народы Закавказья. Но это исключение только подчеркивало правило. Служа в казачьих войсках, эти народы не теряли своей национальной самобытности. Они были казаками, не становясь казачеством, хотя традиционно воспринимали от нас лучшее и гордились тем, что они сподобились быть казаками.

Помни: воля – не своеволие! Лихость – не разбой, а доблесть – не жестокость! Помни: храбрые – всегда добрые, потому как они сильны!
Не мсти! Оставляй врага своего на суд Божий, и станет он скор и справедлив. Сказано Господом “Мне отмщение, и Аз воздам!”
Будь свободен душою, но страсти держи в оковах, да не владеют они сердцем твоим, да не ввергнут в пучину беззакония!
Никогда не воюй со слабейшим, но только с тем, кто сильнее тебя! Сразив врага, будь милостив. Победив его рукою крепкою, победи его милостивым и милосердным сердцем, иначе чем остановим мы ненависть человеческую.
Прощай врагам своим, не трать своей души на ненависть и зависть и Господь продлит дни твои в мире и радости.
Вступая в любое казачье общество, не поспешай, но присмотрись, поразмысли, а вступивши служи всем сердцем, всем помышлением. Любая служба твоя да будет службой народу и Богу, ради чего ты явился в мир.
Соблюдай правила и обычаи народа твоего. Никогда никого не поучай свысока, но объясняй и советуй и только тогда, когда у тебя совета спросят. Тогда станица станет домом тебе, отцом и матерью твоими.

На первый взгляд, словосочетание «еврей-казак» по своей абсурдности сродни анекдотичной словоформе «еврей-оленевод» - из истории России ведь общеизвестно об особом отношении казаков к представителям этой нации - исключительно уничижительном. Но из песни слова не выкинешь - евреи-казаки были, и служили они верой и правдой. Случалось даже, становились доверенными лицами самих гетманов. Более того, существует легенда, что и самым первым казаком был еврей Шимон (Семен).

Не только вместе жили, но и служили

Первое упоминание о казачестве в русских летописях относится к 1444 году, а его расцвет приходится на начало XVII века. Сформировалось донское казачество, низовья Днепра и территория Запорожья - также места массового расположения казачьих поселений.

Запорожская Сечь, как утверждал польский историк Яков Собесский, всегда была довольно интернациональной - бок о бок с украинцами, поляками, литовцами, белорусами, болгарами, татарами, турками, калмыками, грузинами, немцами, французами, итальянцами, испанцами и англичанами мирно сосуществовали и евреи. Причем, не только и не столько торговали и ремесленничали - вояк среди евреев хватало. Об отваге еврея Берахи, в частности, упоминается в документе, где описывается роль 11 евреев-казаков в войне 1613 года: «…И многие казаки говорили: «О, Боже! Как жалко, что рыцарь еврей Бераха так плачевно скончался, будучи разрублен и расколот бердышами…».

Особы, приближенные к гетману

Гетманщина для многих еврейских родов стала периодом массового перехода в казачество - он начался в конце XVII века и продолжался до правления гетмана Ивана Мазепы . Роды Боруховичей, Магеровских, Герциков, Крыжановских, Марковичей и Перехристов не просто поменяли свой социальный статус, их представители оставили заметный след на службе в казачестве.

К примеру, представителю рода Боруховичей, Михайле Андриевичу Боруховичу, удалось дослужиться до полковника и даже побывать в должности наказного гетмана! А выкреста, ставшего полтавским полковником, Павло Петровича Герцика, гетман Мазепа и вовсе ввел в свое ближайшее окружение.

Влияние еврейской «ассимиляции» в казачестве стало ощутимо заметно на исходе XVIII века - исследователями отмечается интересная тенденция: довольно большое количество казачьих фамилий имело явно еврейское происхождение. У казаков Юдиных, Юдаевых, Халаевых, Нивроченков, Мацуненков, Шабатных, Жидченковых, Шафаревичей и Маривчуков предки были точно иудеями.

Окреститься, чтобы в дружину влиться

Непременными условиями для зачисления в казаки в золотой век казачества были профессионализм и собственно стремление человека, его национальность при этом решающего значения не имела. Правда, казак должен быть именно христианином - до 1635 года в казачестве допускалось как православие, так и католичество, а потом условия ужесточились - настоящим казаком мог стать только православный. Однако из правил были и исключения - метрические книги указывают, что в Майкопском и Лабинском отделах в нескольких станицах жили казаки-евреи, которые исповедовали иудаизм.

Согласно исследованию историка В. Грибовского, в XVIII веке, за время существования Новой Запорожской Сечи (с 1734 по 1775 годы), превращение этнических евреев в казаков было вполне себе привычным явлением. Причем многие из этих выкрестов сделали при переходе в Сечь неплохую карьеру. Как, к примеру, Семен Чернявский, дослужившийся до казацкого старшины и участвовавший в запорожской посольской делегации, посетившей Екатерину ІІ.

И с большевиками они воевали

Казаки евреев в Гражданскую войну не жаловали, поскольку много вождей Красной Армии были иудеями. Тем не менее, это вовсе не означает, что они повсеместно и свято блюли «расовую чистоту» в своих рядах. Известно, к примеру, о сыновьях новочеркасского доктора Сегаля, которых в разгар Гражданской войны за заслуги в сражениях с большевистской властью приняли в казаки и наградили участком земли. А ростовскому еврею-домовладельцу Г. Л. Халиевскому удалось проявить себя в штабе Донской армии, где обер-офицер был порученцем высшего командного состава.

Первый казак - еврей?!

Эта сенсационная версия была выдвинута «инженер-генерал-майором и кавалером» Александром Ригельманом, в конце XVIII века составившим сборник, куда вошли малороссийские и казацкие летописи. Книгу издали в 1847 году. Особое внимание в данной работе привлекает летопись под названием «Сказание козаков о себе».

Смысл этого сказания состоит в том, что казачий род берет свое начало в 948 году от «вышедшего из Польши » человека по имени Семен «роду казарского» (то есть, хазарского). Этот Семен обосновался на устье Бог-реки, чтобы заниматься рыбной ловлей и промыслом зверя. Бог-река - современный Южный Буг, расположенный на украинском Подолье (историко-географическая область на западе и юго-западе Украины и отчасти в Приднестровье). Примечательно, что «БУГ» в переводе с польского как раз и означает «БОГ».

К Семену, как пишет летописец, «присовокупились» земляки и поставили его над собою атаманом. Численность «шайки» (так она поименована в сказании) с течением времени росла. Этимология слова «казак» («козак») Ригельманом объясняется просто: Семен со товарищи «носили одежду от ловли своей, поделанную из кож диких коз и сайгаков».

Исследователи «Сказания козаков о себе» подмечают интересные детали: 1) раз Семен (Шимон) хазарин, то он по определению должен быть иудеем - в Х веке хазары исповедовали именно эту религию; 2) год обоснования Семена в окрестностях Бог-реки - 948-й - по мнению историков, как раз время, когда Хазария начала войну против Киевской Руси; тогда же германцами-христианами стали завоевываться земли западных и южных славян - вследствие этих обстоятельств хазарин-иудей на самом деле мог сменить место жительства; 3) в иврите есть слово «хазак», означающее силу, мужество - не от него ли в действительности произошло наименование «казак»?

Наверное, у каждого мужчины настает момент, когда он задает себе вопрос: «Кто я, откуда идет мой род, откуда мои предки и кем они были?» Вот пришло и мое время, а время это было ближе к сорока годам. Сначала, я узнавал у родителей, хорошо, если живы еще бабушка с дедушкой или даже прабабушка и прадедушка. Затем узнавал в интернете, изучая свою фамилию. Как я выяснил, фамилия – это ключ к истории своего рода. Она может ничего не означать на слух, как в моем случае, но если ты владеешь кое-какой информацией, то открываются новые, неизведанные горизонты. В общем, то, что я узнал, что ближайшие предки были казаки, причем по материнской линии казаки – пластуны. Вот тут кровь и взыграла.

Узнав, что пластуны были выходцами из характерников, а те, в свою очередь, обладали магическими знаниями, я ринулся записываться в казаки, но не тут то было…

Пришел в местный казачий отдел. Там сидит чуть поддатый старичок. Я ему рассказал, что хочу записаться в казаки. Что для этого нужно? Он: «молодец сынку, для этого нужно быть православным и носить крестик, знать «отче наш» и.. с тебя магарыч». После этих слов пыл у меня поубавился. Я всегда считал себя патриотом, «и не жалея живота своего, за други своя, с криками Ура!», готов нестись на врага, а тут «отче наш», магарыч… (надо сказать, что я с некоторых пор и обстоятельств не отношусь к православным, а врать я не умею). Ну да ладно, думаю, поладим «дедка». Отложим этот вопрос на потом. Всему свое время. И действительно, через некоторое время, работал у бывшего Атамана. Тот оказался мировым мужиком. Много с ним беседовал на тему казачества. Как оказалось, он был одним из первых, кто поднимал казачество на Кубани, при чем являлся боевым офицером.

Ему то я и рассказал, что хоть и знаю «отче наш», но не являюсь христианином, и не ношу крестик. Зато являюсь приверженцем тех самых характерников, которые существовали задолго до христианства. Он сказал, что действительно, в современном казачьем уставе написано, что казаками могут быть только православные. А то что в старые времена казаками были люди исповедующие другие религии, не учитывается. И так снова тупик. А идти на обман не позволяет совесть. Но когда это твой рок и большое желание, все сложиться как надо.

Через время я с семьей переехал из города в станицу. Первым делом узнал у соседа, где находится местное казачество и к кому можно обратиться. Ответ мне «понравился»: «казачество в ж…., атаман алкаш». Ну думаю, значит не все потеряно. К атаману не пошел, встретился с начальником штаба (по-нашему писарчуком). Рассказал ему насколько большое желание имею стать казаком. Он говорит, что проблем нет – заполнишь анкету, напишешь заявление и ты в наших рядах. Ура! Мечта сбылась – я казак. Будем поднимать традиции, приводить казачество в порядок.