Постановка целей и их достижение. Как составить план для достижения цели

Всем нам приходилось сидеть на всеобщих собраниях, где руководители компании вещали о больших и очень важных корпоративных целях на следующий год. Если вы , то, наверное, вы тоже прикладывали руку к формированию таких целей - ежеквартально или ежегодно.

А дальше что? Вы проводили краткое совещание с участниками команды и сообщали им о том, какие важные цели ждут их впереди. Потом отвечали на пару вопросов, и после этого все разбредались по своим столам заниматься повседневными делами.

Обычно такие цели где-то записываются - в стратегических документах, или . Но в таком виде они вовсе не кажутся чем-то осязаемым и достижимым. Когда ваша команда полностью сосредоточена на текущих задачах, будущие цели воспринимаются как что-то очень-очень далекое. И в результате участники команды не испытывают ни малейшего стремления их достигать.

Увлечься целью - почему это так сложно?

Каждый участник команды должен чувствовать, что он вносит свой вклад в общий успех компании. Но этому мешает один серьезный барьер: общение.

«Глава отдела маркетинга выступает с позиции руководителя, а не рядового сотрудника», - объясняет Кришна Пауэлл, консультант по лидерству и генеральный директор консалтингового агентства в сфере управления кадрами HR 4 Your Small Biz, LLC .

«Сотрудники нередко пропускают речь руководителя мимо ушей», - добавляет она.

Будучи одним из руководителей компании, вы воспринимаете эти цели иначе. Вы смотрите на ситуацию сверху вниз, а это значит, что вам проще увидеть общую картину.

«При взгляде сверху вниз все проекты и цели объединяются в единую стратегию, направленную на достижение целей корпоративного уровня, - говорит бизнес-тренер и консультант по лидерству Дейв Лейбовиц. - Рядовые участники команды, напротив, смотрят на проекты снизу вверх».

«Без знания широкого контекста корпоративные цели могут казаться абстрактными и не связанными с повседневной работой команды, - продолжает он. - Трудно болеть душой о достижении цели, когда она выглядит настолько далекой».

Семь практических советов о том, как вдохновить команду на достижение корпоративных целей

К счастью, распространенные проблемы, связанные с общением, можно преодолеть. Предлагаем семь различных подходов, которыми вы можете воспользоваться, чтобы увлечь свою команду.

1. Добейтесь согласия между руководителями

Не рассчитывайте, что ваши подчиненные заинтересуются стратегическими целями компании, если руководство организации не сумеет договориться между собой. Именно поэтому достижение согласия между руководителями - то, к чему нужно стремиться в первую очередь.

Это важно по нескольким причинам. Во-первых, вы и ваши коллеги-руководители добьетесь полной ясности при постановке целей, что поможет избежать недоразумений и лишней работы сотрудников.

Во-вторых, как можно требовать от подчиненных, чтобы они прониклись общей целью, если вы сами ею не прониклись? Трудно вселять в людей веру, если не веришь сам. «Когда руководитель сомневается в поставленной цели по какой бы ни было причине, язык тела его выдает», - говорит Алисон Хендерсон, специалист по невербальному общению и генеральный директор Moving Image Consulting .

Ваши подчиненные не глупее вас. Они заметят ваш фальшивый энтузиазм и, в свою очередь, сами начнут сомневаться в поставленной цели.

2. Вовлекайте участников команды в процесс постановки целей

Включайте участников команды в процесс постановки целей с самого начала. Это поможет им взглянуть на общую картину с вашей точки зрения.

Пусть даже они не смогут сидеть на стратегических совещаниях рядом с вами и другими руководителями, но это не значит, что вы должны держать их на расстоянии.

Когда высшее руководство договорится об общих целях или OKR , покажите этот список своей команде. Расскажите им о поставленных целях и задайте простой вопрос:

Что может сделать наша команда, чтобы внести вклад в достижение этой цели?

Допустим, ваша организация хочет добиться репутации идейного лидера в кадровой сфере.

Чем могут помочь участники вашей команды? Пусть они внесут свои предложения. Например, можно делать гостевые публикации в блогах, пользующихся солидной репутацией, выступать на отраслевых мероприятиях, проводить вебинары... и так далее, и так далее.

Это простое упражнение связывает далекую цель с повседневной работой ваших сотрудников. И восприятие общей картины, представленной в таком виде, наверняка повысит их рабочую мотивацию.

6. Демонстрируйте энтузиазм

Если вы сами не в восторге от поставленных целей, то и от команды восторгов не ждите.

«Сотрудники должны видеть, что их лидеры искренне увлечены целями, от достижения которых зависит успех организации, - говорит Пауэлл. - А лидеры так говорят об этих целях, словно это очередная галочка в списке».

При таком отношении цель воспринимается сотрудниками как очередная задача, которую придется выполнить, как часть рутины, а не сияющий приз, за который нужно бороться.

Проявляйте энтузиазм по отношению к корпоративным целям (а также к последствиям их достижения), и участники команды будут брать с вас пример.

7. Регулярно напоминайте о важности коропоративных целей

Процесс постановки целей часто выглядит примерно так: вы объясняете своей команде, в чем заключается цель на этот квартал или год, а затем совершенно о ней забываете, пока не настанет время сверить фактические показатели команды с ожидаемыми.

Это расхолаживающий и контрпродуктивный подход. Вам нужно сделать видимым и наглядным процесс движения к цели, а не только финишную черту.

«Если о корпоративных целях не вспоминают время от времени, значит, к ним относятся как в поговорке: "с глаз долой - из сердца вон", - говорит Лейбовиц. - Если корпоративная цель так важна, чтобы пытаться ее достигнуть, значит она достаточно важна и для того, чтобы ее отслеживать и регулярно отчитываться перед командой о том, как продвигается работа над ее достижением».

Пусть ваша команда будет знать о движении к цели. И, конечно, праздновать каждый важный этап на пути! Признание заслуг участников команды укрепит их мотивацию.

Движение вперед

Вам нужно, чтобы участники вашей команды чувствовали сопричастность и прикладывали усилия к достижению общих целей компании. Но обсудить с сотрудниками эти цели так, чтобы вызвать энтузиазм, может быть совсем не просто.

К счастью, есть специальные приемы, позволяющие заинтересовать отдельных сотрудников общими целями. Они включают в себя:

  • В первую очередь достижение согласия среди высшего руководства
  • Вовлечение участников команды в процесс постановки целей
  • Разговор с командой на понятном ей языке
  • Привязку корпоративных целей к личным
  • Предоставление необходимого контекста
  • Проявление энтузиазма
  • Регулярные напоминания о целях

Поступайте так, и каждый участник вашей команды будет проявлять гораздо больше понимания и ответственности.

План достижения цели – это перечень конкретных действий, четко запланированной
цели с указанием срока ее выполнения.

КПД (коэффициент полезного действия) – это аббревиатура сокращенных слов, применяемых в физике. Но можно КПД применить и в достижении цели, которое будет складываться из слов: Контроль + Планирование + Делегирование (Действие).

План достижения цели разбитый на шаги

1. Выбрать цель .
Если цель осуществиться в ближайшее время, то лучше держать в сознании. Если цель будет исполняться через год, 5 лет, то лучше записать в блокнот или в ПК.

Примеры:
С зарплаты купить выходную одежду — держите в памяти.
Планируете в следующем году приобрести дачу или машину — все действия письменно фиксируете.

2. Придумайте несколько вариантов скорейшего достижения цели .
Посоветуйтесь с друзьями, родственниками, как лучше исполнить свое желание.

Пример:
Откладывать денежные средства с каждой зарплаты, взять кредит, попросить у знакомых в долг под маленький процент или ждать наследство.

3. Выберите самый доступный путь достижения цели .

Пример:
Копить деньги ежемесячно и хранить в Банке. Ограничить себя во всем, позволять покупать вещи, обувь только в самых крайних случаях.

4. Разбейте на шаги .
Необходимую денежную сумму делите на количество месяцев, которые вы хотели откладывать в Банке. Определитесь числом вносимого вклада. Фиксируйте каждый вклад письменно. Возможно, будет квартальная премия, годовая.

5. Отслеживайте один раз в месяц накопившую сумму, т. е. результат сбережений .

Как составить план для достижения цели

Вы наверно, не однажды задумывались, имеют ли отличие слово цель и слово мечта. Конечно, имеют. У целей всегда есть планы, которые осуществятся в запланированные сроки. А мечта, остается долго мечтой, которая может забыться или выполниться в последнюю очередь.

Слово «кайдзен» с японского языка обозначает «изменение, улучшение». Это слово активно использовали в Японии в год подъема хозяйства, который называли феноменом или «чудом экономики». Способы «кайдзен» предпринимательства перенеслись в наши дни, как техника обычаев и самоорганизации.

Основное значение искусства «кайдзен» наибольшая конкретность и четкое постоянство . Все намеченные прозаичные (плановая уборка в квартире) или глобальные (финансовые, трудовые, жизненные) должны разбиваться по шагам.

Осознанность является второй значимой чертой. Важно ежедневно мотивировать свои действия, тормозить от излишних трат, фиксировать каждый шаг по достижению цели.

В основе техники «кайдзен» предусмотрены наводящие задачи, которые регулярно вы задаете себе, потратив полминуты не больше. Неважно, какие они по объему: символические или большие.

Примеры:
«Что купить на ужин, чтобы не прибавить в весе?». «Что мне сделать, чтобы наладить хорошее отношение в семье?».

Оказывается, крупными вопросами вы очерчиваете направление правильного движения. Маленькими — для работы над конкретной целью .

Советую действия техники кайдзен испытать на себе, овладевая этим искусством сначала на маленьких, но точных вопросах:

  1. Конкретность. Определите лаконичные задачи, работая над конкретной целью;
  2. Реальность . Сформулируйте задачу таким образом, чтобы он стимулировал и подтолкнул к действию.
  3. Последовательность . Не переходите ко второму вопросу, пока не разобрались с первым.
  4. Регулярность . Задавайте вопрос каждый день. Если забыли про методику кайдзен, о пропущенном дне, задайте это количество вопросов: утром, днем или вечером, чтобы восстановить баланс.

Совет из практики: «Кайдзен – испробованный метод организации мышления, для достижения целей».

1. Напишите на листе бумаги свой вопрос.
Задавайте этот вопрос каждый день в конкретный час, пока не получите ответ.

2. Немного подумав, запишите ответ.
В течение дня появляются множество вариантов, записывайте.

Следует запомнить, что мозг работает постоянно, даже когда не думаете над этим вопросом. В момент отдыха, сна творческие вдохновленные силы высвобождаются .

3. Необходима ревизия над целью.
Актуален ваш вопрос в настоящее время?

  1. Саморазвитие. Что нужно прочитать сегодня, чтобы узнать нового в области науки?
  2. Работа. Какие действия нужно сделать, чтобы ускорить начатую работу?
  3. Поднятие своего настроения. Может посетить парикмахерскую, поменять имидж или купить обувь?
  4. Здоровье. Каким видом спорта заняться, чтобы понравится невесте?
  5. Отношение к сотрудникам. Что можно купить к чаепитию, чтобы всем понравилось?

В каком возрасте дети проектируют будущее

Для тестирования подобрали детей трехлетнего, четырехлетнего и пятилетнего возрастов, под руководством психологов Cristina Atance, Andrew Meltzoff.

1. Для выявления умения вообразить поход (в лес), в горы предложили три предмета: чашку, обед, расческу. Но можно было взять только один предмет. Дети 4-х и 5-ти лет выбрали – обед.

В заключении установили, что им сложно представить ситуацию, все зависит от их физиологического состояния.

2. Вторым тестированием: дошкольников разделили на равные 2-е части. Первой категории ребятам выдали печенье, после чего у них появилась жажда. 2-ой категории печенья не предлагали.

Через некоторое время ребят соединили в общую группу и предложили воду и печенье на выбор. «Сытые» дети выбрали воду, А «голодные»- печенье.

Затем дошкольникам задали вопрос: «Кто на завтра предпочтет выбрать воду или печенье?».

Оказалось, дети, которые ели печенья и испытали чувства жажды, не желают кондитерские продукты. Вторая часть детей выбрала выпечку — печенье.

Исследователи своим открытием, доказали, что окружающая среда влияет на развитие способности мыслить во времени у детей.

3. В Атланте специалистами Университета проводили исследования: влияние здоровой пищи в младенческом возрасте. Детей так же разделили на равные категории.

В 32-х летнем возрасте участников проверили на интеллектуальность.

Стало очевидным, что дети, которых до двух лет кормили кашами, обладают наилучшим созерцанием и познавательными навыками, чем остальные дети, которых не ели каши в раннем детстве, или употребляли в другом периоде жизни .

Родители, учителя примите во внимание результаты исследований психологов, которые помогут развить у детей способность мысленных путешествий во времени, которые способны развиваться параллельно другим навыкам .

Возможный план достижения цели в жизни

1. Распланированная по годам жизнь вмещает в себе больше весомых дел и событий.

Пример:
Вы на «скорую руку» собираетесь отдыхать. Накидали вещи в сумку и вперед. А если аккуратно все сложить, вошло бы больше. Так и ваша жизнь.

2. Составьте план по достижению цели, разумный, вдохновляющий.
Маленький план не сможет вас вдохновить. А большой – лучше разбить на цели, разбить на шаги.

3. Свобода созиданию.
Составленный план можно корректировать, дополнять при необходимости.

4. Удовлетворение в бытье.
Осуществление грандиозного плана, да еще раньше срока, придает стимул жизни.

5. Планируйте каждый день.
С вечера планируйте дела следующего дня и обязательно выполняйте.

Регулярное составление плана достижения цели – это цель вашего жизненного пути. С помощью внутренней мотивации обязательно достигните намеченной цели. Нужно только очень захотеть и все получиться.

Сбалансированная система показателей - это механизм превращения стратегии компании в последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей, причем на всех уровнях управления компанией. Она улучшает систему управления, приводя поведение конкретного сотрудника в соответствие с задачами, поставленными руководством компании. Сбалансированная система показателей выдвигает на первый план более важные и интегрированные наборы показателей, связывающие имеющуюся клиентскую базу, внутренние процессы, работников и систематическую деятельность, направленную на долгосрочный финансовый успех.

Одной из задач сбалансированной системы показателей является перевод миссии и общей стратегии компании в систему четко поставленных целей и задач, а также показателей, определяющих степень их достижения, в рамках четырех основных составляющих финансов, клиентов, внутренних бизнес процессов, обучения и роста. С помощью данных составляющих сбалансированной системы показателей менеджеры могут ответить на следующие основные вопросы:

  • Какой компания представляется своим акционерам и потенциальным инвесторам? (Финансовая составляющая.)
  • Какой компания представляется своим покупателям? (Клиентская составляющая.)
  • Какие бизнес-процессы компания должна улучшить, от каких отказаться, на каких сосредоточиться? (Составляющая бизнес-процессов.)
  • Может ли компания продолжать свое развитие, повышать эффективность и увеличивать свою стоимость? (Составляющая обучения и развития.)

Примеры стратегических целей

Рассмотрим примеры стратегических целей в рамках четырех основных составляющих сбалансированной системы показателей: финансы, клиенты, процессы и развитие.

Финансы - одна из ключевых составляющих сбалансированной системы показателей.В общем случае она охватывает стратегии роста и результативности. В некоммерческих организациях эту высокоуровневую составляющую часто заменяют составляющей миссии. В любом случае во всех организациях она показывает, как компания предполагает приносить пользу своим учредителям (т. е. повышать рыночную стоимость предприятия) - будь то акционеры, руководство или клиенты. Примерами таких целей могут служить:

  • рост прибыли;
  • увеличение чистого денежного потока;
  • повышение рентабельности продукции;
  • минимизация себестоимости продукции;
  • достижение лидерства в отрасли по объему продаж в расчете на одного сотрудника;
  • повышение рентабельности собственного капитала.

Как правило, финансовые цели стоят во главе дерева целей организации, однако существует очень тесная взаимосвязь с целями клиентов, внутренних процессов и роста организации. Для того чтобы определить стратегические цели компании в финансовой составляющей, следует ответить на следующие вопросы:

  • Каковы наши финансовые цели по отношению к предложенному видению?
  • Каковы стратегические намерения владельцев компании?
  • Какую роль играет компания для акционеров?
  • Что акционеры/владельцы собираются делать с компанией в будущем?
  • Что можно сделать, для того чтобы повысить объем доходов компании?
  • Какие новые продукты можно создать, чтобы увеличить доходы?
  • Как предоставить клиентам дополнительную стоимость по существующим продуктам/клиентам?
  • Можно ли создать новые продукты?
  • Можно ли найти новое применение продуктов?
  • Можно ли найти новых клиентов и рынки?
  • Можно ли установить новые связи?
  • Можно ли создать новые комбинации продуктов и услуг, имеющие ценность для клиентов?
  • Можно ли создать новую ценовую политику?
  • Как можно повысить эффективность деятельности компании?
  • Как можно оптимизировать структуру затрат?
  • Можно ли улучшить производительность в повышении доходов?
  • Можно ли снизить себестоимость продукции?
  • Можно ли улучшить комбинацию каналов сбыта?
  • Можно ли сократить операционные расходы?
  • Как можно повысить эффективность (отдачу) от использования активов?
  • Можно ли сократить цикл «деньги-деньги»?

Второй уровень - клиентская составляющая. Она показывает, как организация стремится выглядеть в глазах клиентов, т. е. отражает конкурентное предложение компании. Данная составляющая критически важна для общей стратегии организации, потому что она четко определяет выбор рыночной позиции и ключевых клиентов, на которых она ориентируется. Примерами могут служить такие цели:

  • повысить степень удовлетворения клиентов;
  • минимизировать число упущенных клиентов;
  • увеличить прибыльность операций с клиентами;
  • расширить базу клиентов;
  • быть признанным лидером на рынке по новым видам продукции;
  • достигнуть определенной доли рынка в целевых сегментах.

В рамках проработки клиентской составляющей необходимо определить ключевые сегменты рынка, где компания намеревается сосредоточить свои усилия по продвижению и реализации своих продуктов. В набор соответствующих показателей обязательно включаются показатели, определяющие ценность компании для клиентов (все то, что обеспечивает лояльность клиентов). Следует отметить, что выявление основных критериев ценности предложения для клиента, или покупателя, является весьма непростой задачей, требующей досконального анализа потребностей клиента. Так, например, ценность для клиента может представлять быстрая доставка и скорость реагирования на полученный заказ, и соответственно показателями, характеризующими достижение данных целей, могут быть время обработки заказа и средняя скорость доставки в часах.

В определении стратегических целей клиентской составляющей может помочь интервьюирование руководителей высшего и среднего звена по такому опросному листу:

  • В каких показателях работы с клиентами мы должны преуспеть, чтобы достичь желаемых финансовых параметров?
  • Как можно увеличить долю рынка?
  • Как удержать старых клиентов?
  • Как приобрести новых клиентов?
  • Можно ли удовлетворить потребителя?
  • Прибыльность операций с клиентами.
  • Какие из перечисленных ниже факторов будут играть существенную роль для клиентов компании: свойства продуктов/услуг: цена, качество, время выполнения или доставки; функциональность; отношения с клиентами: услуги, близость отношений; имидж, брэнд?
  • Какую стратегию лучше избрать в работе с клиентами: лидерство по продукту, улучшение отношений с клиентами, эффективное исполнение?
  • Чем будут отличаться ваши продукты/услуги от конкурентов?

Третий уровень - составляющая внутренних бизнес-процессов. Показатели этого уровня в значительной степени определяются клиентским направлением. Этот ракурс определяет ключевые внутренние процессы, в которых организация должна превзойти своих соперников, чтобы выполнить задачу, выраженную в конкурентном предложении. Проекцию внутренних процессов не стоит жестко привязывать к существующим в компании структурным единицам (например, отделу маркетинга, финансовому департаменту или отделу дистрибуции), скорее она должна указывать на то, как организовать взаимодействие различных подразделений, чтобы реализовать стратегию. Примеры таких целей:

  • минимизировать время цикла производства продукции;
  • минимизировать уровень запасов;
  • снизить число перенастроек оборудования;
  • обеспечить высокое качество во всем;
  • минимизировать возвраты продукции;
  • уменьшить время разработки новой продукции.

Составляющая внутренних бизнес-процессов идентифицирует основные операции, подлежащие усовершенствованию и развитию с целью укрепления конкурентных преимуществ. Ее показатели характеризуют процессы, вносящие основной вклад в достижение намеченных финансовых результатов и удовлетворение покупателей.

Для того чтобы определить стратегические цели компании в составляющей бизнес-процессов, можно задать следующие вопросы:

  • В каких внутренних процессах мы должны преуспеть, чтобы удовлетворить своих клиентов?
  • Как можно использовать синергизм подразделений?
  • Какие из перечисленных процессов являются наиболее значимыми для компании: знание клиентов (улучшение процесса управления взаимоотношений с клиентами; эффективность выполнения операций и логистики; лидерство по продукту, скорость вывода новых продуктов на рынок, новизна продуктов?

В основании общей стратегии лежит составляющая развития, обучения и роста. Эта проекция определяет основные элементы корпоративной культуры, технологии и навыков, которые весьма важны для организации, для оптимального исполнения целевого состояния внутренних процессов, а значит, и стратегии. Пример таких целей:

  • сформировать высококвалифицированные кадры;
  • минимизировать текучесть кадров.

Перспектива развития определяет инфраструктуру, которую организация должна построить, чтобы обеспечить свои рост и развитие в долгосрочной перспективе. Вполне естественно, что обеспечить долговременный успех и процветание вряд ли возможно только с помощью технологий, используемых в текущий момент. Рост и развитие организации определяются тремя основными факторами: человеческими ресурсами, информационными системами и организационными процедурами. Для обеспечения своего долгосрочного присутствия на рынке бизнес должен инвестировать средства в повышение квалификации сотрудников, информационные технологии, системы и процедуры.

Другими показателями составляющей обучения и роста могут быть:

  • удовлетворенность сотрудников;
  • удержание персонала;
  • умения и квалификация работников;
  • возможность мгновенно получать информацию, необходимую для принятия управленческих решений;
  • выдвижение инициатив;
  • эффективность работы информационной системы.

При выборе стратегических целей данной составляющей стараются охватить следующие вопросы:

  • Что нужно сделать для развития внутренних ресурсов, чтобы преуспеть в бизнес-процессах?
  • Какие стратегические компетенции следует развить в компании?
  • Какие стратегические технологии вы собираетесь создавать?
  • Как создать климат в коллективе, который будет способствовать стратегическим изменениям в компании?
  • Как добиться удовлетворенности сотрудников?
  • Как сохранить свой персонал?
  • Как можно повысить производительность труда?
  • Какие навыки мы должны развивать, чтобы достичь своих стратегических целей?
  • Как улучшить обмен и управление знаниями?
  • Какие изменения в инфраструктуре помогут в реализации стратегических задач?
  • Какие новые приложения и системы необходимо разработать и внедрить для достижения стратегических целей?
  • Как добиться понимания стратегии всеми сотрудниками?
  • Как изменить организацию таким образом, чтобы она развивалась в соответствии со стратегическими целями?
  • Как усилить мотивацию сотрудников?

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Центр заочного и дистанционного образования

Контрольная работа

по дисциплине "Введение в специальность "ГМУ"

Челябинск 2009

Задачи

Задание 1.

Девяносто лет назад Анри Файоль писал: "Менеджер должен быть лидером, силой примера вести за собой подчиненных, вселять в них энтузиазм и вдохновлять на достижение общих целей организации. Необходимо широкое знание дела и широкое видение происходящего. Менеджер - это удивительное сочетание интеллектуальной мощи и эмоционального воздействия".

Что изменилось за 90 лет?

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины "менеджмент", "менеджер", быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш словарный обиход, заменив такие термины, как "управление", “управленческая деятельность", "руководитель", "директор". Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин управление имеет более широкий смысл. Вообще, "управление" - это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.

Кроме того, хороший менеджер должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим слушать других и это только для начала. Он должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы.

Таким образом, до сих пор определение менеджера Анри Файоля является актуальным, общий смысл остался прежний, до сих в процессе обучения управлению теории Файоля берутся за основу.

Задание 2.

Профессионально-личностная модель менеджера.

Задание.

1. Опишите схему.

2. Что вы вкладываете в понятые "эффективный менеджер".

Приведите примеры из практики российского менеджмента.

У каждого человека есть знания определенного уровня и какие-то личные способности. В процессе обучения управлению человек получает навыки анализа организации и мотивации, при этом он повышает свою личную культуру, развивает способности. В результате из него может получится неплохой менеджер.

Менеджер, ведущий управленческую деятельность, и стремящийся сделать карьеру развивает в себе волю, этику, лидерские качества и характер, а также умеющий видеть ситуации, обеспечить достижение цели, и осуществляющий постоянный самоменеджмент, в итоге становится эффективным менеджером.

Эффективный менеджер - это руководитель, который работает только в положительном режиме для организации. Он может настроить на нужную волну весь коллектив, чтобы получать максимальную отдачу. Он так же способен развивать инициативу подчиненных, предоставив им возможность полностью реализовать свое положение и способности, ценой отдельных ошибок, серьезность которых может быть существенно уменьшена при надлежащем контроле. Именно такой контроль и требуется от эффективного менеджера, поскольку он должен только правильно организовать работу.

Задание 3.

Найдите по различным справочникам, словарям, учебникам следующие определения следующих понятий: власть, влияние, делегирование, демократический стиль управления, информация, конкуренция, коммуникация, либеральный стиль управления, лидер, маркетинг, менеджмент, миссия, мотивация, организация, полномочия, стимул, стиль руководства, управление.

Власть - это право и возможность распоряжаться кем или чем-нибудь, подчинять своей воле. По своей форме власть может быть от тотальной (практически полное подавление свободы) до либеральной (частично ограничивающей свободу).

Влияние - действие, оказываемое кем (чем) - нибудь на кого (что) - нибудь, воздействие

Либеральный стиль управления - мягкое руководство, не стесняющее действия, инициативу подчиненных, предоставление им возможности проявить самостоятельность, раскрыть свои творческие возможности; основано на уважении к руководимому персоналу, людям.

Лидер - глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-нибудь коллективе.

Маркетинг - система организации хозяйственной деятельности, основанная на изучении рыночного спроса, возможностей сбыта продукции, реализации услуг.

Менеджмент - руководство социально-экономическими системами.

Миссия - роль, которую отводит себе организация в обществе (или индивидуальная личность ставит перед собой).

Полномочия - официально предоставленные должностному лицу права и обязанности в определенной сфере деятельности.

Стимул - побудительная причина, толчок; заинтересованность в совершении чего-нибудь.

Стиль руководства - обобщенные виды поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей.

Управление - функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Задание 4.

Круглый стол "Дам совет".

Наташа вернулась к работе после перерыва, связанного с уходом за ребенком. После трех лет отсутствия она чувствует себя неуверенно, хотя являлась способным и квалифицированным работником. Что вы ей посоветуете?

Наташе надо начать с изучения новых инструкций, нормативных документов, вышедших за прошедшее время, освоить компьютерные программы на своем участке работы, не стесняться обращаться за помощью к коллегам по работе, после выполнения первого самостоятельного задания появится уверенность в своих силах.

Задание 5.

Перечислите факторы, влияющие на эффективную работу обувной (швейной, кондитерской) фабрики города. Какие факторы из перечисленных можно отнести к факторам ближнего (дальнего) окружения?

Факторы, влияющие на эффективную работу швейной фабрики
Внутренние факторы Внешние факторы
Профессиональный уровень рабочих Качество закупаемого сырья
Контроль за качеством готовой продукции

Надежность поставок

Наличие современного оборудования Конкуренция на рынке сбыта
Себестоимость производства продукции Кредиторы
Использование современных технологий

Экономическая и финансовая стабильность в стране

Затраты на рекламу

Налоговое законодательство

Износ оборудования

Задание 6.

Найдите по различным словарям, справочникам, учебникам определения следующих понятий: консорциум, холдинг, корпорация, концерн, акционерное общество открытого типа, акционерное общество закрытого типа, общество с ограниченной ответственностью .

Консорциум - временное договорное объединение фирм или фирм и правительств стран для осуществления конкретных экономических проектов; соглашение между банками или промышленными компаниями для совместного проведения финансовых операций.

Холдинг - корпорация или акционерная компания, управляющая или контролирующая деятельность одной или нескольких юридически самостоятельных компаний с помощью контрольного пакета акций контролируемых предприятий, которыми она владеет. При этом под контрольным пакетом акций понимается любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления.

Корпорация - юридическое лицо, которое, будучи объединением физических лиц, при этом независимо от них (то есть самоуправляемо).

Концерн - форма объединения промышленных, торговых, транспортных предприятий, финансовых и научно-исследовательских учреждений, характеризующаяся единством собственности и контроля, наличием технологических и производственных связей между предприятиями-участниками, меньшей диверсификацией.

Акционерное общество открытого типа - по законодательству РФ объединение нескольких граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности, акционеры несут ответственность по обязательствам общества в пределах своего вклада (пакета принадлежащих им акций).

Акционерное общество закрытого типа - по законодательству РФ объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Уставный фонд образуется только за счет акций учредителей. Все участники отвечают по обязательствам общества в пределах своих вкладов в его уставный капитал.

Общество с ограниченной ответственностью - по гражданскому законодательству РФ учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами. Участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Одна из организационно-правовых форм юридического лица.

Задание 7.

Тренировочное задание по муниципальной экономике.

менеджер файоль управление решение

Отдел по молодежной политике Ленинского района города Челябинска представил на утверждение в Управление по делам молодежи города план работы на текущий год, состоящий из перечня проводимых мероприятий, требующий финансирования и назначения ответственных за выполнение каждого пункта плана. Почему Управление план не утвердило?

Возможно причиной стало то что, составленный план предусматривает объемы финансирования мероприятий, значительно большие, чем были заложены в бюджете на текущий год.

Задание 8 .

Смоделируйте конкретную управленческую ситуацию, требующую от специалиста по государственному и муниципальному управлению принятия решения (единоличного или коллегиального).

Государственная организация проводит конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы (старший специалист 2 разряда).

Руководителем организации для проведения конкурса создана комиссия из 6 человек. В состав комиссии включены два независимых эксперта (специалисты из сторонних организаций). В ходе проведения конкурса выяснилось, что один из членов комиссии (независимый эксперт) является родственником одного из претендентов на вакантную должность, т.е. возникает ситуация, при которой личная заинтересованность члена конкурсной комиссии влияет или может повлиять на объективное вынесение решения по победителю конкурса на вакантную должность (конфликт интересов).

Какие меры должен предпринять руководитель конкурсной комиссии по предотвращению или урегулированию конфликта интересов?

Задание 9 .

Выберите верный, по вашему мнению, ответ.

1. Критерием развития общества не является:

1) уровень развития науки;

2) степень удовлетворения личностью своих потребностей;

3) религиозные предпочтения общества;

4) состояние экономики.

2. Потребление зависит от:

1) законов, действующих в государстве;

2) вкусов и предпочтений потребителей;

3) уровня развития производства;

4) форм собственности.

3. Роспись доходов и расходов государства называется:

1) законом;

2) директивой;

3) указом;

4) бюджетом.

4. К мерам социальной защиты относятся:

1) антиинфляционное регулирование;

2) государственная налоговая система;

3) антимонопольная политика;

4) индексация доходов населения.

5. Экономическое развитие страны определяется:

1) ее бюджетом;

2) ВВП

3) расходами на образование;

4) количеством предприятий.

6. Деление общества на группы называется:

1) социальным перемещением;

2) социальной дифференциацией;

3) социальной адаптацией;

4) социальным поведением.

7. Толерантность - это:

1) терпимость к чужому мнению, чужим убеждениям;

2) враждебное отношение к другим народам;

3) возвышение достоинств своей нации;

1) уровень образования человека;

2) степень влияния личности в обществе;

3) уровень профессиональной подготовки;

4) наличие таланта.

9. Государство, гарантирующее социальные права человека,

называется:

1) правовым;

2) демократическим;

3) высокоразвитым;

4) социальным.

10. Приспособление человека к социальной среде называется:

1) социальной деградацией;

2) социальной адаптацией;

3) социальным развитием;

4) социальным поведением.

11. Политика - это деятельность, связанная:

1) с культурой;

2) с властью;

3) с производством;

4) с моралью.

12. Политику осуществляют:

1) государство;

2) объединения граждан;

3) органы власти;

4) отдельные лица.

13. Власть опирается:

2) на силу;

3) на право;

4) на все вышеперечисленное .

14. Носителем политики не является:

1) отдельный человек;

2) спортивный клуб;

3) партия;

4) государство.

15. Политика, проводимая государством в отношении отдельной территории, называется:

1) внутренней;

2) перспективной;

3) социальной;

4) региональной.

16. Слово "бюрократия" переводится как:

1) власть народа;

2) власть стола;

3) власть элиты;

4) безвластие.

17. Деление власти на исполнительную, законодательную и судебную осуществляется для:

1) улучшения управления;

2) сосредоточения власти в одних руках;

3) осуществления взаимного контроля;

4) построения нового общества.

18. Признаком государства не является:

1) наличие аппарата управления;

2) наличие границ;

3) система права;

4) национальный состав.

19. К функциям государства не относятся;

1) политическое управление;

2) защита границ;

3) контроль над личной жизнью;

4) развитие культуры.

20. Верно ли суждение, что государство должно:

А. Сглаживать конфликты в обществе.

Б. Поддерживать только правящую элиту.

Варианты ответов:

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно А и Б;

4) оба верны.

Профессиональные ресурсы менеджера включают накопленный опыт практической управленческой деятельности и специальные знания.

Психологические ресурсы менеджера включают в себя стиль делового поведения и способ мышления. Источником этого ресурса является сама личность, заданная структурой базовых компонент, включающих способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции и мотивацию.