Мытари, саддукеи и фарисеи — кто эти люди? Кем были саддукеи и фарисеи.

Фарисей - значит, нехороший человек. Это знает каждый, кто хотя бы немного знаком с текстом Евангелия. Также всем известно, что и мытарь -нехороший человек. Еще известно, что Иисус Христос, несмотря на их нехорошесть, мытарей часто жалел, а фарисеев, наоборот, - ругал.

Но чем были так уж плохи фарисеи и что вызывало сочувствие Христа к мытарям, с ходу ответить может далеко не каждый. Причина этому проста: сегодня люди очень расплывчато представляют себе, кто такие были эти самые мытари и фарисеи, чем они занимались, в чем были достойны похвалы, а в чем - порицания.

А ведь в Евангелии упоминаются еще и саддукеи, с которыми у Христа тоже были серьезные разногласия. И про них также почти ничего не известно многим.

Чтобы восполнить этот пробел и сделать чтение Евангелия более осмысленным, попробуем разобраться, кем были все эти люди со странными названиями, в чем заключались их особенности и как сегодня мы можем сравнить свою жизнь с поступками евангельских фарисеев, саддукеев, мытарей.

Фарисеи

Слово «фарисеи» употребляется в Евангелии так часто, что поневоле начинаешь воспринимать его как нечто важное, о чем непременно нужно знать. Именно фарисеи постоянно спорят с Иисусом, задают ему каверзные вопросы, пытаются поймать Его на противоречиях. В свою очередь Иисус всячески обличает их за лицемерие, искажение Закона Божьего, чрезмерную увлеченность внешним благочестием. Почему же именно с фарисеями возникло у Иисуса такое сильное противостояние?

Ответ здесь простой: сильнее других оспаривают новое учение те, кто наиболее твердо привержен учению старому. Фарисеи считали себя самыми ревностными исполнителями Божьих заповедей. Само слово «фарисей» означает - «обособившийся», «отделенный» от всех прочих иудеев, не живущих по столь строгим правилам. И действительно - фарисеи очень старались жить праведно. Но при этом с пренебрежением относились к остальным людям, считая их ниже себя перед Богом.

Простые люди с ними считались, почитали их за учителей Закона, боялись их гнева и никогда не дерзали с ними спорить о предметах веры. Поэтому проповедь безвестного сына плотника была воспринята фарисеями как неслыханная дерзость. Будь она менее успешной, ее попросту не заметили бы. Но слова Иисуса звучали со властью, они меняли души людей, призывали их к новой жизни. За новым Учителем ходили сотни последователей, Его речь собирала многотысячные толпы слушателей, пришедших из самых разных городов и деревень.

Конечно, фарисеи видели в Нем угрозу своему духовному авторитету. Тем более что на поверку этот авторитет во многом оказался сомнительным и безосновательным. Так, раздавая милостыню нищим, фарисеи имели обык­новение собирать вокруг себя толпу зрителей, чтобы те могли наблюдать за их щедростью. Соблюдая пост, они нарочно одевались в поношенные одежды и выкрашивали лица белой краской, чтобы окружающие могли убедиться в их изможденности от постных подвигов. Во время храмового богослужения фарисеи вставали в самый первый ряд молящихся, чтобы подчеркнуть свое превосходство.

Внешне они выделялись из толпы простых жителей Израиля своими одеж­дами, про которые здесь следует упомянуть особо. Во время очередного обличения фарисеев за показное благочестие, Иисус говорил про них народу: ...все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих… (Мф 23:5). О каких хранилищах и воскрилиях одежд здесь идет речь, из текста Евангелия совсем непонятно. А это как раз и были те самые фарисейские знаки отличия.

Как «хранилище» в русском тексте Евангелия переведено греческое слово, которое имеет несколько значений: защита, укрепление, крепость, сторожевая башня, а также то, что защищает: амулет, талисман. В данном случае хранилище - это то, что охраняет своего владельца. Так назывались квад­ратные коробочки из кожи, на которых были написаны слова пророков, возглашавших народу Израиля волю Божью. Фарисеи привязывали их ко лбу и к левой руке в качестве буквального исполнения Божьей заповеди: …Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими (Втор 11:18) . Назывались такие коробочки - тфилин. Фарисеи прикрепляли их к кожаным лентам и надевали на руку и на лоб. Видимо, чтобы нанести на тфилин побольше священных текстов, некоторые из фарисеев делали эти коробочки-талисманы несуразно больших размеров, о чем и упомянул Христос.

Русское выражение «воскрилия одежд» тоже может ввести неискушённого читателя в заблуждение. Использованное евангелистом греческое слово в данном случае означает вовсе не полы плаща. Здесь говорится о цицит - кисточках, которые необходимо было пришивать по краю одежд, чтобы они постоянно напоминали о заповедях Божьих и необходимости вести праведную жизнь: …И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим (Числ 15:37–40).

Увлекаясь подобными деталями, фарисеи почти утратили главный смысл Писания, которое они взялись толковать перед простыми людьми. Вместо любви и милости к ближнему они сделали главной целью своего благочестия мелочное следование различным обрядовым подробностям. И очень гордились тем, что соблюдают эти обряды. Именно за такое непонимание сути Закона Божьего ругал их Иисус, пытаясь достучаться до их сердец. Фарисеи пытались убить Его камнями во дворе храма. Но все же именно из их среды вышел Никодим , не побоявшийся вступиться за Христа, когда первосвященники отправили своих служителей схватить Его. Фарисеем был Иосиф, рискнувший напрямую обратиться к римскому наместнику Иудеи Понтию Пилату с просьбой отдать ему тело Иисуса для погребения. Фарисеем был Гамалиил - самый авторитетный учитель Закона, защитивший на суде арес­тованных иудеями апостолов Иоанна и Петра. Наконец, фарисеем был тот, кого Сам Иисус назовет впоследствии Своим избранным сосудом, - апостол Павел , просветитель язычников, основавший множество христианских церквей за пределами Израиля среди других народов.

Несмотря на свои заблуждения, многие фарисеи искренне стремились угодить Богу, душа их не была мертва для принятия Благой Вести о Боге, пришедшем искупить Своей смертью грехи людей. По этой причине и обличал их Господь столь настойчиво, стремясь спасти хотя бы некоторых.

Саддукеи

В отличие от фарисеев, о саддукеях в Евангелии сказано немного. Лишь однажды они попытались искусить Христа коварным вопросом о жене, у которой умерло семь мужей. Попытка эта была столь же безуспешной, как и многочисленные подобные ей провокации со стороны фарисеев. Но в отличие от них саддукеи просто отошли от Иисуса и больше не пытались проверить Его на знание Священных Писаний. Однако в своих проповедях Он предупреж­дает людей беречься учения саддукеев точно так же, как и фарисейского показного «благочестия»: …Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Мф 16:6 ). Кто же такие были саддукеи и в чем заключалось их учение?

Название их происходит от имени Садок (или Цадок). Так звали священника, возглавлявшего богослужение в Иерусалимском храме во времена Соломона - великого царя, правившего Израилем за тысячу лет до пришествия на землю Иисуса Христа. По одной из версий, саддукеи называли себя так потому, что считали, будто их традиция идет от этого первосвященника. И действительно, на протяжении многих столетий именно саддукеи занимали все главные посты в духовной, административной и военной иерархии иудеев. Даже в период оккупации Иудеи римскими войсками саддукеи, будучи первосвященниками, могли по-прежнему распоряжаться всеми сокровищами главной святыни народа Израиля - Иерусалимского храма, а это были огромные деньги.

Обладавшие властью саддукеи были подвержены обычным для людей власти искушениям. Бесконтрольно управляя пожертвованиями на храм, они порой опускались до откровенных махинаций и обмана. Так, знаменитый евангельский эпизод с изгнанием торговцев и менял из храма был по сути прямым обличением саддукеев в творимом ими беззаконии.

Дело в том, что ежегодный налог на Иерусалимский храм и вообще любое денежное пожертвование на нужды храма можно было принести только специальными монетами - храмовыми сребрениками, на которых не было изображения римского императора. Считалось, что такое изображение осквернит сокровищницу. Поэтому паломникам сначала нужно было поменять свои деньги на сребреники и лишь после этого приносить пожертвование. Эту операцию выполняли менялы, которые ставили свои столы прямо у входа в Иерусалимский храм. За свои услуги они брали грабительскую комиссию, которая составляла почти две трети от обмениваемой суммы.

Но на этом изъятие денег у паломников не заканчивалось. Далее, на полученные сребреники они должны были тут же, во дворе храма, приобрести животных для принесения в жертву, как этого требовал иудейский закон. Стоили они здесь в разы дороже, чем в городе, но паломники готовы были платить эту завышенную цену. Дело в том, что храмовые служители проверяли все принесенные жертвы на отсутствие дефектов (а за проверку также приходилось платить). Чужой товар после такой экспертизы крайне редко получал положительное заключение. Чтобы избавиться от этой процедуры, люди вынуждены были покупать животных для жертв именно здесь, платя втридорога. Поэтому Иисус и назвал меновщиков и продавцов скота разбойниками, обирающими богомольцев. Но разве смогли бы меновщики и торговцы устроить такой грабительский бизнес без разрешения первосвященников-саддукеев?

В их руки шла львиная доля прибыли от всех этих махинаций. А между тем у такой саддукейской жадности к деньгами и власти имелось свое «богословское» обоснование. В отличие от фарисеев, саддукеи не верили в загробное существование души и грядущее воскресение мертвых. Поэтому они стремились наполнить свою земную жизнь всевозможными благами, не надеясь на посмертное воздаяние. Этому способствовало также и общее с фарисеями учение о том, что земное богатство Бог посылает лишь праведникам, в награду за их благочестивую жизнь. Узнав, что Иисус воскресил умершего Лазаря, четыре дня пролежавшего в могиле, и что весь народ после этого пошел за Ним, как за обещанным Мессией, первосвященники-саддукеи испугались, что новый Царь лишит их привычной «кормушки», в которую они превратили свое служение. И, сговорившись с фарисейскими начальниками, решили убить Иисуса.

Ни об одном уверовавшем и покаявшемся саддукее Евангелие не упоминает.

Мытари

Мытари - это наемники римлян, пришедших на землю Израиля и захвативших ее. Римляне набирали мытарей из местных жителей для сбора налогов в императорскую казну. В такой политике римских властей был резон: иудейское общество было закрытым для чужаков, поэтому выудить из непокорных иудеев все налоги до последней монеты удобнее было тем, кто знал все их хитрости и секреты. Проще говоря, мытари были предателями своего народа.

Старейшинами мытарей становились богатые иудеи, имеющие достаточно средств, чтобы купить у римлян право на сбор налогов. Далее они нанимали себе подчиненных, которым назначали сумму, которую те должны были собрать с людей на вверенном им участке.

Помимо римских налогов, мытари должны были также выбить из людей деньги для собственной прибыли. И для этого не стеснялись в средствах. Забрать у несчастного бедняка последние гроши, оставить вдову с детьми без средств к существованию было для них обычной повседневной практикой.

Сопротивляться мытарям иудеи боялись, ведь те были на службе у римлян. Их просто ненавидели и считали злейшими врагами народа Божьего. Среди иудеев это были презираемые всеми изгои. Люди брезговали садиться с ними вместе за стол, избегали входить в их дома и вообще поддерживать какое-либо общение. Поэтому для многих было настоящим потрясением видеть уважаемого народом Учителя в гостях у старейшины мытарей или за одним столом с рядовыми сборщиками налогов. А для самих мытарей общение с Ним было единственной возможностью поговорить с почтенным человеком о вере и спасении.

Никто из раввинов - иудейских учителей благочестия - никогда не согласился бы даже приблизиться к этим людям, сделавшим самих себя отверженными в собственном народе. Но для Иисуса не существовало изгоев. Если мытари хотели покаяться в своих злодеяниях перед Богом и людьми, Он всегда давал им такую возможность, ничуть не опасаясь испортить Свою репутацию. Даже среди таких жестокосердных людей собрал Он Свой урожай для Царства Небесного. Евангелие рассказывает о начальнике мытарей, богаче Закхее , который после общения с Иисусом покаялся и решил вернуть с прибавкой все, что он когда-либо отнял у людей. Согласно преданию, впоследствии Закхей стал первым епископом христианской Церкви в Кесарии Палестинской - крупном городе на берегу Средиземного моря. Другого покаявшегося мытаря мы знаем сегодня как апостола и евангелиста Матфея.

О какой «закваске» говорил Христос?

«Опасайтесь закваски фарисейской и саддукейской», - предупреждал Иисус учеников. Под закваской здесь имеются ввиду греховные червоточины, разъедавшие людей, искренне считавших себя верующими.

Фарисеи старались исполнить заповеди Божьи, но делали все напоказ, унижали менее благочестивых, стремились к первенству среди народа. Саддукеи не верили в посмертную жизнь души и в воскресение мертвых, поэтому жаждали получить в этой жизни власть и богатство. В результате те и другие, будучи непримиримыми противниками, сошлись вместе ради убийства безгрешного Спасителя.

Эти же опасности подстерегают верующих людей во все времена. Надменность, показное благочестие, жажда денег, славы и власти - все это и сегодня может разрушить изнутри даже самую искреннюю веру во Христа. Заквас­ка - обычные дрожжи, которые кладут в тесто, чтобы оно забродило и стало пышным. Так и безобидные, на первый взгляд, желания могут постепенно «переквасить» христианина, превратив его в современного фарисея или саддукея. Но даже в этом случае у человека остается возможность, подобно покаявшемуся мытарю, обратиться ко Христу со словами …Боже, милостив буди мне, грешному - и надеяться на оправдание. Потому что, как уже было сказано, для Иисуса Христа среди людей нет изгоев.

Рисунки Екатерины Гавриловой

Теперь вы знаете, кто такие мытари, саддукеи и фарисеи. Как вы думаете, а кем были бы вы в Иудее перед рождением Иисуса Христа? Римский воин, мытарь или фарисей?.. Пройдите наш тест и получите ответ.

Каковы твои политические вкусы?

Продолжить >>

Как ты зарабатываешь деньги?

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"1"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

Продолжить >>

Тебе нахамил прохожий. Твои действия?

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"1"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

Продолжить >>

Самая главная проблема в твоей жизни - это:

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"1"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

Продолжить >>

Что обрадует тебя больше всего на свете?

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"1"}]

Продолжить >>

Тебя пригласили в гости. На столе стоит множество блюд. Что ты есть не станешь?

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"1"}]

Продолжить >>

Что тебя восхищает?

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"1"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"1"}]

[{"title":"\u0422\u044b - \u0441\u0430\u0434\u0434\u0443\u043a\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0444\u0430\u0440\u0438\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0435\u0441\u0441\u0435\u0439. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0432\u043e\u0438\u043d. ","points":"1"},{"title":"\u0422\u044b - \u0437\u0438\u043b\u043e\u0442. ","points":"0"},{"title":"\u0422\u044b - \u043c\u044b\u0442\u0430\u0440\u044c. ","points":"0"}]

Твой аристократический стан и мерная походка вызывают ненавидящие взгляды со стороны практически всех иудеев. Но что тебе до этой «черни»? Ведь ты - приверженец передовых научных и культурных идей, не веришь в бессмертие души, с восторгом проглатываешь любую новинку греческого гения. Восстановление государственной независимости Иудеи - твой страшный сон, ведь римская власть - это прогресс, комфорт и стабильность. Да и с деньгами проблем у тебя нет. Даром, что ли, в твоих руках все храмовое богатство, земли и религиозная власть в Иерусалиме и Иудее? Но не отчаивайся! Истина еще может настигнуть тебя там, где ты не ожидал. Например, когда ты исполнишь свою мечту и отправишься учиться в Афины, где в Ареопаге станешь свидетелем проповеди апостола Павла.

Facebook Twitter Google + VK

Пожалуй, во всей Иудее не найдется человека более ортодоксального и при этом настолько подкованного в тонкостях иудаизма, как ты - настолько досконально тобой изучена и проработана каждая буква, каждый знак препинания в Законе Моисеевом. Деньги ты зарабатываешь честным земледельческим или купеческим трудом. Если бы ты вышел на антиримскую демонстрацию, то только с лозунгом: «Вся власть духовенству!». Разделить праздничный обед с иноверцем или с менее ортодоксальным иудеем? Это не про тебя! Каждую субботу ты проводишь в сакральной бездеятельности. И не дай Бог тебе в этот день написать больше одной буквы или же забыться и зажечь огонь, потому как «день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела» (Исх 20:10). Вполне возможно, что в будущем ты обретешь всемирную славу и станешь, например, величайшим христианским подвижником, ведь именно из фарисеев были ученик Христа Никодим, апостол Павел и другие.

Facebook Twitter Google + VK

Тест: Кем бы ты был в Иудее перед рождением Иисуса Христа?

Ты не переносишь плодов цивилизации с ее государственным бюрократизмом и традиционной религиозностью, поэтому живешь вдали от многолюдных городов в общине, где нет ни частной собственности, ни денег. С Иерусалимским храмом и официальным священством ты и твои сподвижники порвали. Пусть остальные копошатся в своих бессмысленных делах - вы-то знаете, что конец всей этой суете близок и скоро случится последняя война между «сынами света» (в числе которых, конечно же, и ты) и «сынами тьмы». В этой войне Бог окажется на стороне ессеев и приведет их к победе. А сейчас… сейчас нужно готовиться к ней: поэтому ты постоянно проходишь ритуальные омовения, ешь только «чистую» пищу вместе со своими единомышленниками и соблюдаешь строжайшую дисциплину. Впрочем, возможно, что очень скоро твоя жизнь круто изменится: придя в очередной раз для омовения к Иордану, ты услышишь проповедь Иоанна Крестителя и последуешь за Тем, кого он назовет Мессией.

Facebook Twitter Google + VK

Тест: Кем бы ты был в Иудее перед рождением Иисуса Христа?

Служба в этой забытой Марсом дыре - отдаленной провинции Римской империи не вызывает у тебя никакого энтузиазма. Мало того, что эти ничего не стоящие иудеи с высокомерием относятся к тебе, так еще и все время норовят поднять восстание. И эти их странные праздники, ритуалы… Почему император все еще терпит этот скверный народ? «Ferro ignique!» (лат. огнем и мечом!) - вот какой тут нужен via discendi (лат. метод обучения)! Но начальство велит молчать и блюсти порядок. Тебе приходится нести дозор, охранять казённые здания, патрулировать на дорогах, постоянно отлавливая разбойников, промышляющих на торговых путях. А еще эта нескончаемая стройка… мосты, дороги, каналы, водопровод. Ведь кто, кроме тебя, принесет этому варварскому народу блага римской цивилизации? Но не печалься слишком сильно! Возможно, в будущем у тебя появится новое служение, которое затмит собой службу императору. Последовав за Христом, ты станешь одним из первых христианских святых, как, например, мученик Лонгин Сотник - римский центурион и свидетель Распятия на Голгофе.

Facebook Twitter Google + VK

Тест: Кем бы ты был в Иудее перед рождением Иисуса Христа?

Тебе ненавистны римляне - невежественные язычники и оккупанты. И чтобы покончить с их беззаконием на твоей родной земле, ты вступил в экстремистскую национально-патриотическую организацию (запрещенную на территории Римской империи), цель которой - восстановление независимости Иудеи. Ради достижения задуманного ты готов на все - террор, грабежи, провокации. Как ревнитель еврейской религиозности и традиций, ты не пощадишь не только римлянина или предателя-иудея, но и просто менее ортодоксального одноплеменника. Даже предписанный Библией покой от дел в субботу ты можешь при случае нарушить ради священной войны. Впрочем, возможно в будущем, ты не захочешь больше браться за меч: последовав за Иисусом из Назарета, ты войдешь в число 70-ти апостолов и посвятишь себя проповеди христианства, отказавшись от былых взглядов.

Facebook Twitter Google + VK

Тест: Кем бы ты был в Иудее перед рождением Иисуса Христа?

Трудно сказать - повезло тебе или нет. С одной стороны живешь ты неплохо: сборщик налогов - профессия прибыльная, всегда можно собрать излишек и положить его себе в карман. Но вот в обществе тебя не то чтобы недолюбливают, а просто презирают. И не только из-за твоих грязных заработков, но и потому, что считают предателем, прихвостнем римских чиновников, осквернившим и запятнавшим свою честь общением с язычниками. Никакой правоверный иудей не только не пойдет к тебе в гости, но и руки при встрече не протянет. Однако не стоит отчаиваться! Возможно, настанет день, когда все неожиданно изменится, как случилось это с твоим коллегой Матфеем, принимавшим в своем доме Иисуса Христа с Его учениками (приход Спасителя в дом мытаря потряс приличное общество, но навсегда изменил жизнь самого Матфея). Возможно, и ты оставишь свое прежнее ремесло и последуешь за Иисусом из Назарета, навсегда вписав свое имя в историю христианской Церкви.

Facebook Twitter Google + VK

Если углубляться в частности, то Иисус Христос критиковал фарисеев, саддукеев и книжников за нижеследующее. 13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. 43 Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях. Матф. 23: 23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.


Фарисеи и саддукеи являлись разными ветвями (течениями) иудаизма, а книжники занимались тем, что переписывали свитки Священного Писания, поэтому хорошо его знали и уважались народом. То есть, они выглядели респектабельно, духовно возвышенно, пользовались уважением народа, а внутри, что не было заметно простым верующим, были не столь порядочны и духовны. 5. Духовенство христианства, сращиваясь с государством, впитало в учение много из язычества – чудотворные святыни, святые посредники, волшебные места и предметы.

Во всех этих случаях, нарушение прямой заповеди поясняется Преданием, мол, святые старцы объяснили, что так можно делать и это не нарушение. Именно за это упрекал Иисус духовенство своего времени, что те авторитет старцев ставили выше прямого Слова Божьего. Фарисеи - В буквальном переводе с арамейского: Отделившиеся.

Иисус, закон и фарисеи

Название фарисеев произошло от Еврейского слова, значащего отлучать, отделять; но история их происхождения скрыта во… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Книжники - библейское название особого класса людей, о которых часто говорится и в Ветхом, и в Новом Завете (евр. соферим, греч. γραμματεΐς). Книжник (буквально - пишущий, писец) - представитель, по-видимому, наиболее образованной прослойки иудейского народа (в Новом Завете упоминаются почти всегда вместе с фарисеями).

В лексиконах греческого языка также можно найти информацию о том, что слово grammateus также означало человека, искушенного в иудейском законе, толкователя закона. 52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.

От него же происходит «грамматика », потому что грамматика это то, что пишут и используют при письме. Иисус порицал их за грехи и непоследовательность. Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь Бог Израилев.

Фарисей - перевод с греческого

13 И приставил я к кладовым Шелемию священника и Садока книжника и Федаию из левитов, и при них Ханана, сына Закхура, сына Матфании, потому что они считались верными. После вавилонского плена, когда древнееврейский язык стал забываться, а в обиход вошел новый - арамейский, все священные книги нужно было переписывать, чтобы их сохранить.

2 не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую. Эти книги вместе взятые известны под названием Талмуд (учение), в котором содержится по подсчетам раввинов 613 заповедей (248 повелений и 365 запрещений).

Известными книжниками времен Христа были Гиллель и Шамаи, которые возглавляли две различные школы. Учеником (и внуком, как гласит предание) Гиллеля был Гамалиил, наставник Савла (ап. Павла). 19 Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! Мы не знаем, каким образом фарисеи обрели такое наименование. Фарисеи были ведущей религиозной группой во времена Иисуса.

Фарисеи были сепаратистами, потому что они с презрением относились к любому другому народу. Их презрение, по мнению некоторых исследователей, переносилось также на саддукеев и простых иудеев. Савл Тарсянин был фарисеем в момент своего обращения во Христа. Партия фарисеев сформировалась, по-видимому, незадолго до эпохи Маккавеев. Вначале Маккавеи входили в партию фарисеев и опирались на нее, но позднее покинули эту партию и даже подвергали ее членов гонениям.

Фарисеи ограничивали себя внешним исполнением Закона, стараясь в то же время укрепить Закон новыми правилами и предписаниями, регулирующими его исполнение. На самом же деле они все более удалялись от истинной Божьей воли (Мф 15:1 и след.). Следствием этого было неосознанное, а потому особенно опасное, лицемерие (стихи 7-9; 23:13-29) и самолюбование (Мф 6:5,16; 23:5-7; Лк 18:11).

То есть критика фарисеев, саддукеев и книжников является обличением Иисусом действия духовных лидеров Израиля того времени. 8 Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое. Ветхого Завета, но уже в его время были и другие книжники.

Для начала, конечно, стоит пояснить кто такие фарисеи, саддукеи и книжники. Фарисеи и саддукеи являлись разными ветвями (течениями) иудаизма, а книжники занимались тем, что переписывали свитки Священного Писания, поэтому хорошо его знали и уважались народом. Обличения Иисусом Христом фарисеев и саддукеев были обращены в основном к их духовным авторитетам. То есть критика фарисеев, саддукеев и книжников является обличением Иисусом действия духовных лидеров Израиля того времени.

В первую очередь, конечно, Христос обличал духовенство в лицемерии! То есть, они выглядели респектабельно, духовно возвышенно, пользовались уважением народа, а внутри, что не было заметно простым верующим, были не столь порядочны и духовны. Иисус говорил о них так:

Матф.23:27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты.


Если углубляться в частности, то Иисус Христос критиковал фарисеев, саддукеев и книжников за нижеследующее. Приведем о них слова Иисуса

1. За то, что они исполняли НЕ все заповеди Писания, а в большей степени – обрядовые и которые на виду:

Матф. 23: 23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе : суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

Матф. 23:2 сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи (учителя Божьего закона, первым из которых был Моисей); 3 итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их (фарисеев) не поступайте, ибо они говорят, и не делают .


2. За то, что они учили неверно народ, что служило погибели людей:

Матф. 23: 13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. 15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.


3. За то, что они любили возвышать себя над народом (паствой):

Матф. 23: 6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах 7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!


4. За то, что отделяли себя от народа, в том числе специальной одеждой , чего не было в законе Моисея для левитов и других служителей (только священники, входя в святилище одевали специальную одежду из виссона, а Первосвященник – носил более сложную функционально, символизируя Посредника Иисуса):

Матф. 23: 5 увеличивают воскрилия одежд своих


5. За то, что прибавили к закону Моисея много человеческих Преданий :

Матф. 23:4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям

Мар.7:7 тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим .


6. За то, что духовные лидеры отменяли прямые заповеди Божьи, отдавая приоритет исполнению заповедей человеческих Преданий:

Мар.7:8 Ибо вы, оставив заповедь Божию , держитесь предания человеческого , омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. 9 … хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?

Матф. 15:3 зачем … вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего (речь идет о преданиях старцев, о чем написано в Матф. 15:2)? 6 таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

Как Вы думаете, относятся ли все эти упреки Христа к духовным лидерам некоторых современных исторических христианских конфессий, которые:

1. Исполняют не все заповеди Писания (в частности прямо некоторые нарушают 2, 3, 4 заповеди Декалога, Исх. 20:4-11)

2. Учат народ не так как написано в Слове Божьем , уводя их от Живого Господа к предметам, святым местам, людям посредникам, мол, эти посредники свяжут их с Богом. Поэтому верующие неверно понимают характер любящего Господа, мол, ему, некогда, Он общается только с избранными, а простых людей не слышит и не замечает и ждет, чтоб те обратились к святым или святыням… Но Бог в Своем Слове говорит, что Он Сам слышит все направленные к Нему молитвы и рядом с каждым из нас и вникает во все наши дела (Пс. 32:15) и знает даже сколько у нас волос на голове (Матф.10:30), и ответит на молитву веры и исцелит (Иак. 5:15).

3. Некоторые служители возвышают себя : не против, когда им целуют руки и подол, считают свое духовное положение гораздо ближе к Богу. Хотя, по сути они такие же обыкновенные люди - грешники, а иногда и больше, ведь знание церковных уставов само по себе не освещает человека, зато, кому больше дано, с того больше и спроситься (Лук.12:48). Многие духовные учителя просят, чтоб их называли духовный учитель, наставник, отец, папа, что напрямую запрещал Иисус, указывая на подобные ошибки фарисеев (см. Матф. 23 гл)

4. Придумали себе специальную одежду , чтоб подальше себя отделить от обычных людей, вызывая у тех особое уважение к себе. Хотя закон Моисея не предписывал всем служителям отличаться одеждой (кроме Первосвященника), а только надевать ее священникам перед тем как войти в храм. Также служители первой христианской церкви (первые 3 века), включая епископов, не имели специальной одежды, а носили то, что и простые люди.

5. Духовенство христианства, сращиваясь с государством, впитало в учение много из язычества – чудотворные святыни, святые посредники, волшебные места и предметы. Также прибавили к Божьему закону множественные придуманные бремена : посты, епитимии и т.д., усложняя жизнь верующему, чего не предписывал Бог в Своем Слове. Этого никогда не было ни в Ветхом ни в Новом Завете.

6. Духовные лидеры поверили, что старцы имеют право комментировать закон Божий так, что это изменяет четко и однозначно изложенные заповеди Божьи . В частности, изменив четвертую заповедь о субботе, подкорректировав вторую заповедь, где Господь запрещает почитание ЛЮБЫХ изображений, игнорирую третью заповедь, где Бог запрещает напрасно повторять Его имя, а в некоторых молитвах это делается аж по 40 раз, для набора счета, как будь-то Бог с первого раза не слышит. Есть и другие нарушения закона, я здесь пишу о самых наглядных. Более полно данный вопрос раскрыт в моей книге . Во всех этих случаях, нарушение прямой заповеди поясняется Преданием, мол, святые старцы объяснили, что так можно делать и это не нарушение. Именно за это упрекал Иисус духовенство своего времени, что те авторитет старцев ставили выше прямого Слова Божьего.


Валерий Татаркин



Здесь = > другие

(продолжение)

Саддукеи

Когда восстановлено было служение Иегове и прекратились преследования от язычников, прежнее деление народа на партии эллинистов, принимавших греческие обычаи, и верных старине хасидеев заменилось делением на саддукеев и фарисеев имевших некоторое, но не очень близкое родство с прежними партиями; борьбою этих новых партий характеризуется время, предшествовавшее возникновению христианства. До появления Помпея в Иудее правление находилось почти постоянно в руках саддукеев; это были люди знатного и богатого сословия, чуждые слишком узкой национальной исключительности, желавшие привести иудейские понятия и обычаи в некоторое согласие с греческими. Находясь в постоянных соприкосновениях с греческою культурою и римским могуществом, они выработали себе правила политического благоразумия и желали оградить государство от бед построением крепостей, организациею хорошего войска и союзами; фарисеи, надеявшиеся на чудесное покровительство Божие, видели в всем этом измену и безбожие. Еще более важным проявлением безбожия считали фарисеи то, что саддукеи, довольные настоящим, игнорировали надежды на пришествие Мессии, не признавали и учения о воскресении мертвых, составлявшего необходимую часть верования в царство Мессии, отвечали на вопросы о будущем холодною ссылкою на Пятикнижие Моисеево, чуждое фантастических учений фарисейской теологии. Потому легко было считать их отрицающими воскресение мертвых, существование ангелов, все надежды иудейского народа на великое будущее. А на самом деле, они вовсе не были ни богословскою, ни философскою школою; они были просто члены или приверженцы жреческой аристократии, и старинной, главою которой был род Садока, и новой, которая группировалась около Хасмонеев, заместивших род Садока. Потому‑то они и назывались саддукеями, т. е. «садокитами»; это была партия духовных аристократов, иерархическая правительственная партия, владычествовавшая в Синедрионе, собрании духовных сановников. Противники саддукеев, фарисеи, более их близкие к массе народа, стремились подчинить всю народную жизнь формам левитской чистоты. Они господствовали в синагогах и школах больших и мелких городов, между тем как центром саддукейства был иерусалимский: храм. Духовная аристократия находила стеснительными для себя утрированные религиозные правила, исполнение которых фарисеи ставили необходимым условием спасения, отрицала обязательность этой многосложной формалистики, держась только обрядов, установленных Пятикнижием, хранение которых называла своим призванием.

Фарисеи

Различие между притязаниями духовных сановников и преобладавшим в народе духом фарисейства имело и религиозный, и политический характер. Но, с исторической точки зрения, сущность дела состоит в том, что садокиты (саддукеи) были приверженцы Иоанна Гиркана и его династии, а фарисеи («перушим», т. е. «отделившиеся») устранялись («отделялись») от всякого соприкосновения с язычеством, стремились точным соблюдением религиозных обычаев охранить израильский быт от иноземных влияний. Таким образом, фарисейство было не какой‑нибудь особою школой или партией возникшею после победы над угнетавшими иудейскую религию сирийцами, а продуктом того настроения, которое все сильнее и сильнее овладевало чувствами иудейского народа при Хасмонеях и при династии Ирода. В среднем сословии, в женщинах, в молодежи, во всей массе народа постоянно росла преданность фарисейству. Оно, в противоположность саддукейству, строго держалось старины; наследованные от неё религиозные обыкновения были все возведены фарисейством в необходимые заповеди «праведности», оно создало из них крепкую формалистику, регламентировавшую весь быт народа, каждое движение человека с утра до ночи, от колыбели до могилы; из обычаев старины не отбрасывалось ничего, в них все только вносились пополнения. Вышедши из рядов хасидеев («благочестивых»), фарисеи строго держались закона Моисеева; но в своей мелочной заботливости о соблюдении буквы его составили произвольным и натянутым истолкованием его определений массу мелочных правил, исполнению которых придавали большую важность. Руководясь принципом «ограждайте закон», они видели в ограничении, стеснении свободы действий залог благочестия. Вознаграждением за неудобства тяжелой формалистики, которой обременяли себя и других учители фарисейства, представители стремлений иудейского народа, служили для них блестящие мысли о будущей жизни, о воскресении мертвых и владычестве на земле: яркими картинами этого блаженства они разгорячали фантазию народа. Опутывая всю жизнь церемониалом омовений, очищений, постов, подаяний милостыни, молитв, жертвоприношений, фарисеи полагали, что остаются верны духу мучеников, пострадавших за веру во времена маккавейских войн , и что Бог, с которым они вели формальный расчет своих дел служения ему, исполнит ради их заслуг свои обещания послать иудейскому народу Мессию, который даст ему владычество на земле. Всем известно из Евангелий, до каких крайностей доходило фарисейство. По расчетам властолюбия, по сознательным или бессознательным влечениям эгоизма, фарисеи сделали благочестие техническим искусством, ремеслом, и, как специалисты этого ремесла, владычествовали над мыслями народа. Они носили на себе знаки отличия от простых людей, например на руках и на шеи, свернутые маленькими свитками лоскутки, на которых были написаны заповеди закона, и старались привлекать к себе народ благочестивою внешностью.

Эссеи

Кроме саддукеев и фарисеев была, как мы знаем от Иосифа, третья партия, ессеи, составлявшие аскетический орден, существование которого известно достоверным образом со времен Ионафана Маккавея . Они стремились достичь высшей святости строгим воздержанием от удовольствий, имели тайное учение об ангелах, соблюдали особые заповеди, важнейшими из которых были: воспрещение клятв и кровавых жертв, предпочтение безбрачия браку, чрезвычайная умеренность в пище и строгая забота о чистоте тела. Эти правила, быть может, заимствованы были из восточных вероучений, – именно, быть может, из парсизма, или непосредственно, или через посредство неопифагоризма; но, быть может, они сформировались и самостоятельным образом: когда во время сирийского гонения на иудейскую веру первосвященники уклонились от закона Моисеева и национальное богослужение в храме прекратилось, то людям строгого благочестия могло показаться, что официальная церковь безвозвратно погибла, и что надобно искать другого пути к воссоединению с Богом. Так могло казаться хасидеям, с названием которых имеет этимологическую связь имя ессеев. Но каково бы ни было происхождение их секты, наилучшими средствами служить Богу и приобретать душевное спасение они считали удаление от мира и его наслаждений, обуздание всех страстей и похотей, воздержание, подвиги покаяния, молитву и поучения. Они жили группами в уединенных местах на западной стороне Мертвого моря, занимаясь земледелием, скотоводством и непредосудительными для строгой нравственности ремеслами. Некоторые из них совершенно отрекались от личной собственности, отдавали все свое имущество и все приобретаемое работою в общую кассу на общее пользование. Они разделялись на разные степени, но все носили одинаковую одежду. Лишь немногие из них дозволяли себе брачное сожительство. Они приносили пользу другим людям, ухаживая за больными, давая содержание бедным. – Родственны ессеям были терапевты, египетские иудеи, составлявшие общество, очень похожее на христианские монашеские ордена; они вели созерцательную жизнь вдали от мира; мы знаем о них только по трактату «О созерцательной жизни», который был приписываем Филону, но теперь признан произведением гораздо более позднего времени, изображающим не факты, а только идеалы.

Книжники

библейское название особого класса людей, о которых часто говорится и в Ветхом, и в Новом Завете (евр. соферим , греч. γραμματεΐς). Знакомые с письменностью или книжностью в древности тем самым выделялись из ряда и получали особенное значение в народе. Им предоставлялись более важные должности; при царях они занимали должности писцов - своего рода государственных секретарей или придворных историографов-дееписателей (2 Цар., VIII, 17; XX, 25; 1 Парал., XVIII, 16). Большей частью К. выходили из колена Левина, предназначенного для священнослужения и уже потому более "книжного", чем другие. Иногда К. не только проповедовали и объясняли закон, но и распространяли свое учение посредством писаных свитков или книг. Специфический характер книжничество получило со времен Ездры (Ездр., VII, 11). После плена вавилонского народ еврейский в значительной степени потерял не только знание закона Моисеева, но и самого языка, на котором он был написан. Нужно было не только поучать его в законе, но и переводить закон на народный язык и истолковывать его смысл. С этой целью Ездра учредил особый класс К. или законников, которые образовали ученую комиссию или корпорацию, известную под названием великой синагоги, а впоследствии - синедриона. Число членов этой корпорации было неопределенным; впоследствии оно приблизительно определялось в 70 человек. Кроме членов этой официальной корпорации, было много и других К., преследовавших те же цели. Книжничество получило особенное развитие во времена Р. Х., когда, с падением политической самостоятельности еврейского народа, весь его интерес сосредоточился на вопросах внутренней жизни. К. сделались вождями народа, его учителями и выразителями его стремлений и надежд. Не имея политической власти, они тем не менее добились высокого положения; народ благоговел перед ними, тем более что многие из них по своим нравственным качествам вполне оправдывали свое положение. Некоторые К., например знаменитый Гиллель, сами выходили из простого народа и всю жизнь свою посвящали его благу, заботясь о его просвещении и нравственно-религиозном развитии. Так как главных партий было в то время две - фарисеи и саддукеи (см.), - то и К. держались одного из этих двух направлений. Между обеими партиями происходила постоянная полемика, все более приводившая к крайностям. К.-фарисеи превратились в бездушных и мелочных собирателей всяких преданий, в буквоедов, потерявших из виду духовную сторону Моисеева законам и пророков, а К.-саддукеи - в холодных скептиков и рационалистов, доходивших до отрицания загробной жизни. Когда явился Христос, как исполнитель закона в его духе и истине, то К. не поняли его, увидели в нем опасного разрушителя закона и новатора, и потому начали против него ожесточенную борьбу, которая и привела к распятию его на кресте. К. продолжали существовать и потом, называясь главным образом "раввинами", т. е. учителями; результатом их многовековой деятельности явились огромные фолианты Талмуда.

См. Gfrörer, "Das Jahrhundert des Heiles" (I, 109 и сл.); Schürer, "Neutest. Zeitgeschichte" (437 и сл.); А. Лопухин, "Библейская История при свете новейших исследований и открытий" (1895).


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Книжники" в других словарях:

    См. Учитель (II; IV,1,2) см. Фарисеи см. Саддукеи см. Устав, устраивать, устроенный (устройство, установление, порядок) см. Корван см. Масоретский текст см. Мишна см. Письменность, писец, писать (III,3в) см. Ездра (3) см. Гамалиил см. Павел … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Книжники, см … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Книжники - – означает вообще людей, имевших какое нибудь касательство к книгам, в частности же это суть исследователи закона и учители народа со времени Ездры до заключения талмуда; продолжая труды Ездры, книжники закончили свою работу в III в. до Р.… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Книжники - писцы (евр.); учителя Закона (законники). Они списывали книги святого писания, хранили в памяти предания. Книжники были у евреев богословами и юристами, придерживались буквального толкования Закона, строго следуя предписаниям преданий. В религии… … Краткий церковнославянский словарь

    КНИЖНИКИ - (евр. соферúм, ед. числ. софéр; греч. grammate‹j), корпорация писцов, к–рые либо копировали списки книг, либо были их составителями. К. не принадлежали к сословию духовенства. Нередко К. назывались люди, сведущие в книгах. Роль К. в разные эпохи… … Библиологический словарь

    Книжники - (Софрим) Первые учителя и мудрецы, от Эзры книжника* до Шим она праведника*, которые посвятили себя изучению Торы* и постижению ее глубокого смысла, назывались К. Их цель состояла в разъяснении Торы и мицвот* на основе Устной Торы, а также в… … Энциклопедия иудаизма

    Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 23, ст. 14) сказано: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мулитесь». «Книжники» догматические толкователи ветхозаветных законов. «Фарисеи» члены древнеиудейской… … Словарь крылатых слов и выражений

    - (лицемѣры). Ср. Горе вамъ, книжники и фарисеи, лицемѣры, что поѣдаете домы вдовъ и лицемѣрно долго молитесь. Матѳ. 23, 4. Ср. 23; 13 15, 25, 27. Ср. Фарисей, ставъ, молился самъ въ себѣ такъ: Боже, благодарю Тебя, что я не таковъ, какъ прочіе… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Лицемеры Ср. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь. Матф. 28, 4. Ср. 23; 13 15, 25, 27. Ср. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Книжн. Презр. О ханжах, лицемерах, фразёрах. /i> Выражение из Библии. БМС 1998, 266 … Большой словарь русских поговорок

Книги

  • Костромские монахи-книжники XIV-XX вв.. Биобиблиографический словарь , О. В. Горохова, П. П. Резепин. 300 персоналий костромских писателей, переписчиков, переводчиков, редакторов, издателей, агиографов, археографов, историков, теологов, славяноведов, литературоведов, искусствоведов,…