Лурия александр романович. Учение александра романовича лурия о трех функциональных блоках мозга

Годы жизни: 1902 - 1977

Родина: Казань (Российская Империя)

Лурия Александр Романович - российский психолог, специалист в области теории и методологии психологии, дефектологии, психофизиологии локальных поражений мозга, нейропсихологии и нейролингвистики. Один из создателей отечественной нейропсихологии. Д-р педагогических (1937) и медицинских наук (1943), профессор (1944), д. чл. АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1967). Закончил Казанский ун-т (1921) и 1-й Московский медицинский ин-т (1937). В 1921—1934 гг. вел научную и педагогическую работу в Казани, Москве, Харькове. С 1934 работал в научно-исследовательских учреждениях Москвы, в том числе в Психологическом институте. В 1937 г. защитил докт. дис. по педагогике: "К анализу аффективных процессов. Введение в психологию функциональных расстройств". В годы ВОВ был научным руководителем восстановительного госпиталя (в г. Кисегаче, на Урале) и защитил докт. дис. по медицине: "Учение об афазии в свете мозговой патологии". С 1945 г. — профессор МГУ, с 1968 по 1977 г. — зав. первой в России кафедры нейро- и патопсихологии фак-та психологии МГУ. Л — основоположник отечественной нейропсихологии — нового направления сложившегося на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии. Разработал новый понятийный аппарат нейропсихологии, основанный на общепсихологических представлениях о высших психических функциях, создал принципиально новую теорию системной динамической локализации (мозговой организации) высших психических функций. Ввел новый метод изучения последствий локальных поражений головного мозга, позволивший по-новому подойти к пониманию нейропсихологических синдромов и предложил новую классификацию нарушений высших психических функций: речи, произвольных движений и действий, памяти, мышления. Предложил и опробовал на практике новые методы клинической нейропсихологической диагностики и восстановления нарушенных функций. Результаты этих исследований позволили ему сделать существенный вклад в решение сложной междисциплинарной проблемы "мозг и психика". Л. имеет важные достижения и в других областях психологической науки.

Совместно с Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и др. психологами создавал методологические и теоретические основы общей психологии, разрабатывал теорию культурно-исторического развития психологии. Л. существенно обогатил современные представления о высших психических функциях, их системном психологическом строении, изменчивости, пластичности, опосредованности, прижизненном характере формирования, произвольном уровне регуляции. Он внес также важные идеи в общепсихологические представления об эмоциях. С помощью оригинальной "сопряженной моторной методики" исследовал аффективные комплексы и показал, что они представляют собой целостные системные образования, включающие различные компоненты (словесные, двигательные, вегетативные и др.). Способ выявления "аффективных следов преступления", предложенный Л., стал предвестником созданных позже "детекторов лжи". Л. систематически разрабатывал проблему речи, ее психологическую структуру, роль в опосредовании психических процессов, вопросы о соотношении речи и мышления, речи и сознания. Разработал понятие о "произвольном сознательном действии" как общепсихологической категории. Внес серьезный вклад в историческую (или кросс-культурную) психологию. Во время экспедиций в Среднюю Азию (в 1930—1931 гг.) Л. получил уникальные экспериментальные доказательства общественно-исторической детерминации психики, зависимости уровня развития познавательных процессов (гностических, мнестических, интеллектуальных) от конкретного социально-экономического и культурного опыта. Велик вклад Л. и в детскую психологию. Развивая концепцию Л.С. Выготского, он со своими сотрудниками изучал процесс превращения внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую. На модели различных психических процессов анализировал процесс интериоризации, переход от внешних способов опосредствования психических процессов к внутренним. Специально изучалась роль речи в психическом развитии ребенка. Было показано, что овладение речью перестраивает все психические процессы ребенка, создает новые формы психической деятельности, формирует произвольное поведение. Л. выявил закономерность формирования регулирующей роли речи в норме и их нарушения при разных формах аномалий развития психики.

Он показал, что в норме сначала формируется активирующая, а потом — тормозная речевая регуляция движений, при патологии эти закономерности нарушаются. Л. положил начало генетической психологии в отечественной науке, предприняв изучение роли наследственности и среды в развитии психических процессов. С помощью "близнецового метода" он получил новые данные о влиянии генотипических и паратипических факторов на формирование познавательных процессов. Показал, что в большей степени генотипические факторы воздействуют на характеристики "элементарных" психических функций (непосредственной памяти и др.), в меньшей — на "высшие" функции (опосредованную память и др.). Хорошо известны работы Л. в области дефектологии. В 1920-е гг. (совместно с Л.С. Выготским) и в 1950-е гг. Л. проводил исследования детей с разными формами умственной отсталости. Было установлено, что у них наблюдаются нарушения нейродинамики в речевой системе (инертность нервных процессов и др.), ее отставание от нейродинамики в двигательной системе. Выявлены разные формы нарушения речевой регуляции и речевого опосредования у детей с разными формами умственной отсталости (олигофрения, задержка психического развития и др.). Л. внес важный вклад в диагностику нарушений развития психических функций и создал научные основы для классификации разных форм умственной отсталости.

Вместе со своими сотрудниками внес существенный вклад в развитие психофизиологии, применяя в научных исследованиях разные психофизиологические методы: при изучении аффектов — "сопряженную моторную методику", при изучении нарушений обобщающей и регулирующей функции речи у детей с умственной недостаточностью — методы регистрации двигательных, речевых реакций, ориентировочного рефлекса, биоэлектрической активности мозга; при изучении нарушений псхических функций у больных с локальными поражениями мозга — методы регистрации различных видов биоэлектрической активности (спектра ЭЭГ, ВП, пространственной синхронизации биопотенциалов), движений глаз. Во всех случаях анализировались физиологические механизмы нарушений психических процессов на патологическом материале. Л. со своими сотрудниками ввел в нейропсихологию психофизиологический подход, создав новое направление — психофизиологию локальных поражений мозга. Как последователь отечественных физиологов (И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина, Н.А. Бершнтейна) способствовал созданию "психологически ориентированной физиологии". Т. о. заслуги Л. перед отечественной и мировой психологией состоят не только в создании новой психологической дисциплины — нейропсихологии, но и в существенном продвижении других отраслей психологической науки — общей, исторической, детской, генетической психологии, дефектологии, психофизиологии, а также в создании нейропсихологической научной школы, объединяющей его учеников и последователей в России и других странах и получившей международное признание. Л. автор большого количества научных работ, многие из которых переведены на иностранные языки.

Наиболее известны следующие: "Речь и интеллект в развитии ребенка", М., 1927; "Этюды по истории поведения" (совм. с Л.С. Выготским), М., 1930; "Восстановление функций после военной травмы", М., 1948;. "Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка (ред.), М., 1956 (1 т), 1958 (2 т).; "Умственно отсталый ребенок", М., 1960; "Мозг и психические процессы", М., 1963 (1 т.); 1970 г. (2 т.); "Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга", М., 1962, 1969; "Лобные доли и регуляция психических процессов (ред.), М., 1966; "Маленькая книга о большой памяти", М., 1968; "Об историческом развитии познавательных процессов", М., 1973; "Основы нейропсихологии", М., 1973; "Нейропсихология памяти, М., 1974 (1 т.); 1976 г. (2 т.); "Основные проблемы нейролингвистики", М., 1975; "Проблемы нейропсихологии (Психофизиологические исследования) (ред.), М., 1977; "Язык и сознание", М., 1979.

_________________________

История психологии в лицах. Персоналии / под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко. под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005

Александр Лурия - известный отечественный психолог. Считается основоположником советской нейропсихологии. Тесно сотрудничал с советским психологом став одним из лидеров его круга. Имеет звание профессора, доктора педагогических и медицинских наук, с 1947 года являлся действительным членом Академии педагогических наук. Его относят к числу советских психологов, которые получили широкую известность благодаря своей выдающейся педагогической и научной работе.

Биография ученого

Александр Лурия родился в 1902 году, он появился на свет в Казани. Был старшим ребенком в еврейской семье интеллигентов. Его отец был известным врачом-терапевтом, который со временем стал профессором. У Романа Лурии была частная практика. Мать героя нашей статьи Евгений Хасина тоже была из медиков, работала зубным врачом.

В 1921 году Александр Лурия окончил Казанский университет, который в то время считался одним из самых престижных в стране после крупнейших столичных вузов. На этом он не остановился, поехал в Москву, где получил диплом Первого медицинского института в 1937 году.

Работа в университетах

Непосредственно педагогической и научной работой Александр Романович Лурия занимается с 1921 года. Он трудится на кафедрах университетов Казани, Харькова и Москвы. В 1922-м его принимают в Русское психоаналитическое сообщество. Его интерес к этой области знаний всячески поощряется коллегами, к тому же он предлагает зрелые идеи.

В 1931 году Александр Лурия становится во главе сектора психологии в харьковской психоневрологической академии. Фактически он становится первым специалистом, который начинает проводить глубокие психологические исследования в советской Украине.

Переезд в Москву

Окончательно в Москву Лурия перебирается в 1933 году. Здесь он работает в различных научно-исследовательских учреждениях, много преподает. Например, Лурия читает лекции в медико-биологическом институте, институте экспериментальной медицины, педагогическом дефектологическом институте.

До начала Великой Отечественной войны активно участвует в международном процессе, активно сближает всяческими путями достижения советских, американских, немецких исследователей в области гештальтпсихологии.

В 1940 году его приглашают в Нью-Йоркскую академию медицины читать свой цикл лекций. Но эти планы так и не были реализованы из-за начала Второй мировой войны.

Во время войны

Практически сразу после начала войны Лурию назначили руководить хирургическим эвакуационным госпиталем на 500 мест, который располагался в поселке Кисегач Челябинской области.

Во время войны Лурия со своими сотрудниками, всего их набралось около тридцати человек, начал проводить исследования и реабилитацию раненых с травмами головы, особенно успешной была признана трудотерапия.

Продолжая руководить госпиталем, в октябре 1944 года Лурия переезжает в Москву, только через год окончательно складывает с себя полномочия. За работу и исследования в годы Великой Отечественной войны герой нашей статьи был награжден орденом Красного Знамени.

Работа в институте Бурденко

В 1944 году Лурия становится сотрудником института нейрохирургии имени Бурденко. При этом не оставляет педагогическую деятельность. Он преподает в Московском государственном университете, в 1945 году получает звание профессора. Научной работой Лурия занимается около полувека, успев за это время внести неоценимый вклад в самые различные области психологии. В частности, его исследования затрагивали психофизиологию, психолингвистику, этнопсихологию и даже такую малоизученную на тот момент область, как детская психология.

Большой вклад Лурия внес в популяризацию исследований по психологии. Он основал и возглавил издание "Доклады АПН РСФСР", в котором могли публиковаться ученые, которые работали не только по психологическому, но и по гуманитарному направлениям. Его коллеги, оценивая работу Лурии, отмечали, что он очень много сделал для организации научных изданий, его журнал сыграл ключевую роль в развитии и росте советской психологической науки на протяжении нескольких послевоенных десятилетий.

Научная деятельность

В своей работе Лурия во многом следовал идеям Льва Выготского, разрабатывая историко-культурную концепцию развития психики человека, принимал непосредственное участие в создании теории деятельности.

Основываясь на этих исследованиях, он занимался развитием идеи системного строения высших психических функций, подчеркивая, что при жизни их характер реализуется в самых различных сферах деятельности. Также в интересы Лурии входили исследования взаимоотношений воспитания и наследственности в психическом развитии. Для этого он традиционно применял близнецовый метод, внеся существенные изменения в экспериментально-генетическое изучение развития несовершеннолетних.

Одно из достижений Лурии заключается в том, что ему удалось продемонстрировать, что соматические признаки в основном обусловлены нашей генетикой, а вот элементарные психические функции, такие как, например, зрительная память, в меньшей степени. По его теории, для формирования высших психических процессов определяющее значение имеют не гены, а окружающая среда и условия воспитания. Под высшими психическими процессами он в первую очередь понимал осмысленное восприятие и понятийное мышление.

Работа в области дефектологии

Несколько книг Александр Лурия посвятил этой области. Здесь он занимался изучением аномалий у детей, применяя объективные методы. Результатом этой работы стало изучение детей, имевших различные формы умственной отсталости, так удалось классифицировать эти заболевания, что имело важное значение и для медиков, и для педагогов.

Одно из главных достижений Александра Романовича Лурии в психологии - создание нового направления, которое он назвал нейропсихологией. В наши дни оно выделилось в специализированную отрасль психологии, получило признание во всем мире. Развивать нейропсихологию Лурия начал с исследования мозговых механизмов у людей, страдающих от локальных повреждений мозга. Например, в результате ранения. Большое количество рабочего материала для исследований он получил во время Великой Отечественной войны.

В результате им был разработан принципиально новый подход к проблеме определения высших психических функций. Он пришел к выводу, что их невозможно локализовать в узких зонах мозговой коры либо в отдельных клеточных группах, изолированных друг от друга. Вместо этого необходимо охватывать сложные системы зон, которые могут работать совместно, причем каждая из них вносит свой особый вклад в эти сложные психические процессы. При этом данные зоны могут располагаться в различных участках мозга, нередко далеко стоящих друг от друга. К таким выводам пришел Александр Романович Лурия в книге "Основы нейропсихологии". Ее до сих пор изучают в медицинских вузах.

Также Лурия сформулировал ключевые принципы локализации психических процессов, создав классификацию афазических расстройств. Описал формы нарушения речи, которые ранее никем не были изучены, исследовал лобные доли головного мозга, мозговые механизмы человеческой памяти.

Труды психолога

Лурия оставил после себя десятки исследований, монографий и книг, которыми до сих пор пользуются практикующие врачи и исследователи. Настоящую революцию в свое время произвела его книга "Высшие корковые функции человека". Александр Романович Лурия издал ее в 1962 году.

Его книги посвящены основам нейролингвистики, культурным различиям, природе человеческих конфликтов, историческому развитию познавательных процессов. "Лекции по общей психологии" Александра Лурии, изданные в 2007 году, студенты изучают и в наши дни.

В 1999 году режиссер Кристофер Дойл снял драму "Слова излишни". Она рассказывает про человека, обладающего феноменальной памятью, он не забывает ни одного слова, все, что слышит в жизни, может воспроизвести. Его зовут Асано.

Он едет в Гонконг, где знакомится с геем-алкоголиком Кевином, который оказывается его полной противоположностью. Из-за постоянных запоев он постоянно все забывает, в его памяти ничего не задерживается.

Сам режиссер признавался, что на эту картину его вдохновила "Маленькая книжка о большой памяти" Лурии, в которой он описывает жизнь своего реального пациента Соломона Шерешевского, обладавшего феноменальными психическими особенностями.

Введение

Психология - сравнительно молодая наука. От ее возникновения в Германии до сегодняшнего дня прошло немногим более 120 лет. Значительная часть этого времени прошла в борьбе школ, спорах о смысле основных понятий и поисках надежных методов исследования. Еще 20 - 30 лет назад для обычного образованного человека психология была чем-то средним между учением Фрейда о бессознательных сексуальных инстинктах и теорией условных рефлексов. Если современная мировая психология превратилась в одну из самых динамично развивающихся научных дисциплин, уступая в этом отношении, быть может, только биологии и информатике, то заслуга этого принадлежит небольшому числу людей, доказавших практическое значение психологических знаний в таких областях как новые информационные технологии, стресс на рабочем месте, образование и медицина. Любой репрезентативный опрос - в России, Западной Европе или в Северной Америке - показал бы, что А.Р. Лурия входит в число 10 ведущих психологов прошедшего столетия .

А.Р. Лурия был известен как профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), член Академии Педагогических наук РСФСР (1947), член Академии Педагогических наук СССР (1967), вице-президент Международного Союза Научной Психологии (1969- 1972), зарубежный член Национальной Академии Наук США (1968), Американской Академии Наук и Искусств, Американской Академии Педагогики, а также почетный член ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почетным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др. В течение более чем 50-летней научной работы Александр Романович внес важный вклад в развитие различных областей психологии . Анализируется вклад А.Р. Лурия в общую, историческую, кросс-культурную, детскую психологию, дефектологию, психофизиологию, психогенетику , . Более того, вклад Александра Романовича оказался конкретным и неоспоримым, - ведь нет ничего естественнее допустить существование связи между психикой и мозгом.

Биография А.Р. Лурии

История жизни потомственного российского интеллигента А.Р. Лурии . Родился в г. Казани, в семье известного врача-терапевта Р.А. Лурия. В 1921 г. окончил факультет общественных наук Казанского Университета, затем переехал в Москву. В студенческие годы, совпавшие с гражданской войной, увлекся психоанализом. В 1937 г. закончил 1-й Московский медицинский институт и стал работать в институте психологии Московского Университета. Здесь встретился с Львом Семеновичем Выготским и Алексеем Николаевичем Леонтьевым, ставшими его ближайшими друзьями и соратниками, с которыми их объединяли общие психологические позиции. Как ученик Л.С. Выготского, А.Р. Лурия участвовал в создании отечественной психологической науки, в разработке теории культурно-исторического развития психических процессов, основанной на положении об общественно-исторической детерминации психических процессов человека. Его работы по объективному изучению аффективных состояний положили начало целому ряду аналогичных исследований как в России, так и за рубежом. Докторская диссертация Лурии по педагогическим наукам, подготовленная и защищенная в 30-е гг., была посвящена проблеме конфликтов. Начиная с 1940 г. А.Р. Лурия проводил исследования по анализу мозговых механизмов психических процессов. В годы Великой Отечественной войны Лурия исследовал нарушения психических процессов при различных поражениях мозга в восстановительном госпитале клиники нервных болезней Всесоюзной НИИ экспериментальной медицины в г. Кисегаче. А после войны продолжил свои исследования в Московском Институте нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко АМН СССР. На основании результатов этих многолетних исследований Лурия создал новое направление в психологии - нейропсихологию, о которой речь пойдет далее . В его работе поражает точность, с которой ему удалось описать функции различных структур мозга, в особенности лобных долей, причем за десятилетия до того, как появились современные биофизические методы трехмерного мозгового картирования, позволившие буквально увидеть предсказанные процессы и взаимосвязи. Каждая вторая обзорная статья по нейропсихологии высших, специфически человеческих психологических функций до сих пор начинается с обязательной ссылки на эти работы . Им разработана новая теория локализации высших психических функций, представляющая существенный шаг вперед по сравнению с прежними теориями, им внесен важный вклад в понимание природы речевых нарушений и создана новая классификация афазий.

Начиная с 1923 г. Лурия проводил большую педагогическую работу: он преподавал в Академии Коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, в Московском Педагогическом дефектологическом институте, с 1968 по 1977 г. он заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. В течение многих лет он читал курс общей психологии, создал ряд спецкурсов. Под руководством А.Р. Лурия защищено более 50 кандидатских диссертаций, многие из его учеников стали докторами наук.

Александр Романович связывал нас с Г.И. Челпановым, И.П. Павловым, Г.Г. Шпетом, Р.О. Якобсоном, С.М. Эйзенштейном, В.М Мясищевым, С.Г. Левитом, Л.А. Орбели, Б.Г. Ананьевым, Э.А. Асратяном, В.М. Черниговским, П.К. Анохиным, Н.И. Гращенковым, Н.И. Бурденко, Н.В. Коноваловым, М.Ю. Рапопортом, А.А. Маркосяном, И.А. Соколянским, Д.Н. Узнадзе, И.С. Бериташвили. Все они отдавали дань его яркому человеческому и научному таланту. Дорогого стоит, например, признание, высказанное как-то исключительным по уму и таланту Б.М. Тепловым, в том, что А.Р. Лурия талантливее его . В молодые, еще казанские годы А.Р. Лурия переписывался с В.М. Бехтеревым и З. Фрейдом. О его обширных контактах с западными учеными многое могли бы рассказать Дж. Брунер, К. Прибрам, М. Коул.

Замечательно, что А.Р. Лурия был «лицо неофициальное», но весьма авторитетное, пользовавшееся неограниченным доверием. Притом, что ему принадлежит немало собственных открытий, Александр Романович не уставал делать открытия в работах западных и отечественных ученых и знакомил своих коллег и друзей друг с другом. Один пример: А.Р. Лурия убедил Н.А. Бернштейна сделать английский перевод ряда своих работ и содействовать их изданию в Англии. Познакомившись с ними, Дж. Брунер написал в письме А.Р. Лурия, что Н.А. Бернштейн - человек на грани гениальности, и сожалел, что не познакомился с ним при его жизни.

Не поддается перечислению западная психологическая литература, которую А.Р. Лурия рекомендовал издательству «Прогресс» для перевода на русский язык, и современная психологическая литература, которую он рекомендовал этому и многим западным издательствам для перевода на европейские языки. Если учесть еще его собственные книги, изданные на многих языках, то следует признать, что существовал огромный невидимый «Издательский Дом Александра Лурия» . Им было написано свыше 25 книг, причем большинство из них сразу же переводились на иностранные языки. Его собственные знания основных языков - немецкого, французского и английского - в разговорном и письменном вариантах было совершенным, о чем свидетельствует и многолетняя переписка с другими классиками психологии, начиная с Зигмунда Фрейда. Мнения о количестве языков, которыми он владел, расходятся, но большинство оценок превышает цифру 10 .

Нельзя не заметить, что А.Р. Лурия многие годы был президентом, точнее Отцом родным «Международного землячества» иностранных студентов-психологов МГУ. Он не давал покоя другим преподавателям факультета, и те, скрепя сердце, ездили на встречи в общежития, а потом были благодарны ему. О признательности студентов и аспирантов и говорить нечего.

Подлинным триумфом этой деятельности А.Р. Лурия стал 18-й Международный Психологический конгресс в Москве (1966г), где он был больше чем председатель Программного комитета прогресса - его душой и мотором. Именно с этого времени отечественная психология навсегда вернулась в мировое психологическое сообщество. Впрочем, сам он его никогда не покидал. То, что это был триумф именно А.Р. Лурия, не осознали в то время ни участники конгресса, ни, конечно же, он сам. Подобная деятельность была его естественным состоянием.

Столь же бескорыстным было его внимание к научной молодежи в самом широком смысле этого слова, то есть не только к своим ученикам. А.Р. Лурия один из первых оценил талант Е.Н. Соколова, В.Д. Небылицына, М.И. Лисиной, А.И. Мещерякова, В.В. Давыдова и многих других . Б.М. Величковский пишет об удивительной заботе А.Р. Лурия о научной молодежи и приводит собственный пример: «Когда в конце обучения я по рекомендации Александра Романовича оказался в Берлинском университете, то еженедельно получал от него письма, хотя не входил в число ближайших учеников и специализировался по другой кафедре». Оказалось, что Лурия писал письма и тогдашнему директору института психологии Берлинского университета. Главная мысль - молодежь должна попасть в хорошие руки . Величковский вспоминает первую встречу с А.Р. Лурия. Когда студенты только что открывшегося факультета психологии МГУ увиделись с Александром Романовичем на их первой лекции 1 сентября 1966 года, ему шел уже 65-й год - возраст, в котором активная научная и преподавательская деятельность профессоров университетов на Западе успешно завершается. Происходило бы это в стенах Гарварда или Сорбонны, а не альма-матер на Моховой, то, быть может, никакого заслуживающего упоминания луриевского периода в нашей жизни и не было бы. Культура и эволюция были двумя центральными понятиями этой лекции, как и всей его научной программы. Б.М. Величковский говорит о том, что эту лекцию 37-летней давности можно было бы прочитать и сегодня - сразу подкупал простой разговорный язык и понятные примеры, для демонстрации которых он выбирал кого-нибудь из своих студентов. Самое главное для будущего психолога - понять, что между мозгом миром существует постоянное взаимодействие. Лурия говорил студентам, что в своей жизни знал двух гениальных людей. Это были Л.С. Выготский, умерший в середине 30-х годов, и физиолог Н.А. Бернштейн .

Основными качествами Александра Романовича по описанию знавших его людей, были энтузиазм, редкая работоспособность, доброта и др. Его ответственность, отзывчивость, пунктуальность служили прекрасным примером для окружающих. К сожалению, не так уж многие из них следовали этому образцу. Об А.Р. Лурия нельзя даже сказать, что он ничего не забывал - у него просто не было времени на забывание, потому что он ничего не откладывал на завтра, тем более в долгий ящик, объясняя это стремлением разгрузить память для более важных дел. Это по Бахтину редкий дар «поступающего мышления».

На заседании ученого совета, где был заслушан предварительный доклад В.П. Зинченко о кандидатской диссертации, Александра Романовича попросили выступить официальным оппонентом. Он согласился. Спустя несколько дней, при встрече с Владимиром Зинченко он сказал: «Володя, я уже написал отзыв на твою диссертацию, когда же я, наконец, ее увижу?» Скорее всего, он написал ее сразу же после ученого совета.

Систематичность А.Р. Лурия была поразительной. За месяц до своей кончины в день 75-летия он показал Владимиру Зинченко, как подготовился к смерти. На полках книжного шкафа были расставлены папки с неопубликованными работами. Шутя, он сказал, что осталась самая простая часть работы: подойти, взять папку и отнести в издательство. Как показали годы, эта часть работы пока является непосильной .

В общении поражала его быстрота и обязательность. Но самое удивительное - это атмосфера, которую он умел создать вокруг себя. В его окружении не было никакого ощущения изолированности. С этой идеологической открытостью коррелировала открытость дома. Большая профессорская квартира в двух шагах от Ленинки была открыта не только для коллег, но и для студентов, которым даже разрешалось брать с собой раритетные книги. Кстати, его студенты совместно составляли университетские руководства по общей психологии. Лурия следил за тем, чтобы его сотрудники и студенты выступали с докладами, и сам организовывал неформальные научные семинары, проходившие у него дома, в университете или в госпитале Бурденко. Попадавшие в Москву знаменитости неизменно приглашались для таких выступлений. Он сам переводил иностранных гостей, причем часто не выдерживал рамок этой роли и скорее комментировал сказанное. Прослушав первые фразы доклада крупнейшего американского специалиста по развитию ребенка Джерома Брунера вместо перевода, сказал: «Ну, здесь нет ничего нового - мы с Выготским знали все это 40 лет назад!». На экзаменах Лурия был предельно либерален: «Если студент не знает материал, то и списать не сможет». Он даже специально советовал студентам перед экзаменами готовить шпаргалки! На экзаменах всегда задавал одни и те же вопросы с незначительными вариациями. Вообще был добр к студентам и сотрудникам. Знал, кто нуждается в помощи, и помогал многим, в том числе и материально.

Одновременно Лурия вполне мог быть жестким и безаппеляционным. В дискуссиях о роли учения И.П. Павлова для психологии, публично говорил, что величие человека можно измерять тем количеством лет, на которое он задержал развитие науки. Там, где научные противоречия приобретали характер морального противостояния, проявлял себя как настоящий боец. Ненавидел карьеризм и подонков от науки, серьезные моральные проступки не прощал даже друзьям. Как пишет Елена Александровна Лурия, эти люди просто переставали для него существовать. Наученный опытом «средневековья» - 30-50-х годов, предупреждал о готовности многих идти по трупам. Частым словом в его лексиконе было «халтура». На защитах говорил правду в глаза и действительно останавливал проходимцев, по крайней мере, на том участке, где он еще это мог сделать. «Вы ошиблись. Эту работу Вы должны были бы представить для защиты на кафедру научного коммунизма. Психология - экспериментальная наука. Вы ошиблись дверью». Многих в околонаучных кругах это непосредственно задевало, и декан факультета по секрету рассказывал о письмах граждан с немыслимыми обвинениями .

Александр Романович использовал каждую возможность, чтобы увлечь других своим делом. Многие зарубежные и отечественные нейропсихологии признают, что выбрали профессию в результате встречи с ним. Проходя по университетскому двору, он часто подходил к группам студентов: «Ну как же можно стоять вот так часами и совсем ничего не делать!». Б.М. Величковский вспоминает: «Когда я стал его ассистентом, меня и моих близких будили его звонки около 7 часов утра: «Боря, ты еще спишь?!» Лурия заставлял его ходить на свои лекции, которые тогда казались Величковскому скучными. Однажды предложил прочитать лекцию вместо себя. К этому выступлению Величковский тщательно готовился неделю, а в итоге прочитал ее за 15 минут в одной аудитории старого здания МГУ .

Теперь рассмотрим научную деятельность А.Р. Лурия более подробно. А.Р. Лурия - автор более 600 научных работ в разных отраслях психологии, среди них основные: «Речь и интеллект в развитии ребенка»(1927), «Этюды по истории поведения»(1930), «Учение об афазии в свете мозговой патологии»(1940), «Травматическая афазия»(1947), «Восстановление функций после военной травмы»(1948), «Умственно отсталый ребенок»(1960), «Мозг и психические процессы»(1963,1970), «Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга»(1962,1969), «Основы нейропсихологии»(1973), «Нейропсихология памяти»(1974,1976), «Основные проблемы нейролингвистики»(1976), «Язык и сознание»(1979) и ряд других, множество из которых было переведено на различные языки мира .

Александр Романович Лурия (1902–1977) - всемирно известный выдающийся отечественный психолог, основоположник нейропсихологии в СССР, доктор педагогических наук (психология) (1937), доктор медицинских наук (1943), профессор (1944), член Академии педагогических наук РСФСР (1947), член Академии педагогических наук СССР (1967), вице-президент Международного союза научной психологии (1969–1972), зарубежный член Национальной академии наук США (1968), Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почётный член ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и других), получивший широкую известность благодаря своей научной, педагогической и общественной деятельности не только в СССР, но и за его пределами - в Европе, США, Канаде, Мексике, Бразилии, Японии, Китае и в ряде других стран, который одно время трудился на Сабуровой даче и входил в известную Харьковскую группу психологов. Ученик Л. С. Выготского. Он был почётным доктором ряда университетов: гг. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия) и других. В течение более чем 50-летней научной работы Александр Романович внёс важный вклад в развитие различных областей психологии, а именно: общую, клиническую, экспериментальную, сравнительную психологию, историческую, кросс-культуральную, детскую психологию, дефектологию, психофизиологию, психолингвистику, психогенетику, этнопсихологию и другие. Более того, вклад Александра Романовича оказался конкретным и неоспоримым, - ведь нет ничего естественнее допустить существование связи между психикой и мозгом. Среди отечественных учёных он имеет один из самых высоких индексов цитирования в англоязычной литературе. Его научные труды переведены на многие языки и являются достоянием не только отечественной, но и мировой психологической науки. Замечательный педагог, А. Р. Лурия явился одним из организаторов психологической науки в Московском университете. Многие его работы выросли из курсов лекций, читаемых для студентов. Он также является автором популярных книг по психологии .

Исследуя в 20-х годах XX века аффективные состояния человека, Александр Романович разработал сопряжённую моторную методику, выявляющую скрытые аффективные комплексы. В дальнейшем, работая с Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым и другими отечественными психологами, разрабатывал культурно-историческую теорию развития человеческой психики. Главные теоретические и экспериментальные исследования А. Р. Лурии, посвящённые проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений при локальных повреждениях мозга, послужили основой формирования концептуального аппарата и феноменологической базы нейропсихологии, а также выработки системы методов нейропсихологической диагностики. А. Р. Лурия был пионером становления и развития в СССР аппаратного метода «детекции лжи» . Тогда же им первым в Советском Союзе было сформулировано и первое определение полиграфа . Он создал классификацию различных форм умственной отсталости, получившую широкое применение в медицине и педагогике.

А. Р. Лурия родился 16 июля 1902 года в г. Казани третьим из четырёх сыновей в интеллигентной еврейской семье. Его отец - известный терапевт, впоследствии профессор Роман Альбертович Лурия - занимался частной медицинской практикой; мать - Евгения Викторовна Лурия (урождённая Хаскина, 1875–1951) - была зубным врачом. Окончил факультет общественных наук Казанского университета (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937). В 1921–1934 годах - на научной и педагогической работе в Казани, Москве, Харькове. С 1922 по 1930 годы - член Русского психоаналитического общества. С 1934 года работал в научно-исследовательских учреждениях Москвы. С 1945 года - профессор Московского государственного университета (МГУ). Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1966–1977).

Александр Романович - основатель и главный редактор «Докладов АПН РСФСР» - издания, в котором начали свои публикации представители ряда как психологических, так и гуманитарных направлений (Московский логический кружок) послевоенной мысли в России и СССР. Надо отдать должное А. Р. Лурии: он очень много сделал по организации собственно научных изданий, и я думаю, подчёркивал Г. П. Щедровицкий, что журнал «Доклады АПН РСФСР», который во многом определил рост и развитие советской психологической науки в 1950–60-е годы, один из многих памятников ему .

А. Р. Лурия создал новое направление - нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти .

Как ученик Л. С. Выготского, он участвовал в создании отечественной психологической науки, в разработке теории культурно-исторического развития психических процессов, участвовал в создании теории деятельности. Его работы по объективному изучению аффективных состояний положили начало целому ряду аналогичных исследований, как в России, так и за рубежом. В области генетической психологии Александр Романович (изучая на близнецах роль генетических и социальных факторов в развитии психических процессов) выявил значение речи в организации психических функций у детей. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) - в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и другие) решающее значение имеют условия воспитания. Докторская диссертация А. Р. Лурии по педагогически наукам, подготовленная и защищённая в 1937 году, была посвящена проблеме конфликтов. Начиная с 1940 года, Александр Романович проводил исследования, посвящённые анализу мозговых механизмов психических процессов. В результате многолетних исследований нарушений психических процессов при различных поражениях мозга (в годы Великой Отечественной войны - в восстановительном госпитале клиники нервных болезней Всесоюзного НИИ экспериментальной медицины в г. Кисегаче, а после войны - в Московском институте нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко АМН СССР), - А. Р. Лурия создал, как уже подчёркивалось выше, новое направление в психологии - нейропсихологию, имеющую важное теоретическое и практическое значение. Им разработана новая теория локализации высших психических функций, представляющая существенный шаг вперёд по сравнению с прежними теориями, им внесён важный вклад в понимание природы речевых нарушений и создана новая классификация афазий. Специальная серия работ Александра Романовича и его сотрудников посвящена роли лобных долей мозга в регуляции психических процессов. Им изучены различные формы нарушения памяти при разного рода локальных поражениях мозга. На основании системных исследований мозговых коррелятов высших психических функций он разработал методы нейропсихологической диагностики локальных поражений головного мозга и основные принципы восстановления нарушенных психических процессов .

В области дефектологии А. Р. Лурия развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики .

Нельзя не отметить, что и до начала своей работы в Институте дефектологии Александр Романович проявлял большой интерес к дефектологической науке, видя в изучении патологии развития важнейший источник научных обобщений широкого плана, активно поддерживал новые тенденции в этой области. Так, он активно поддержал в своё время начавшееся в НИИ дефектологии изучение внешне сходных состояний при различной структуре аномалии. Он первым из ведущих учёных стал горячим поборником акустико-гностической трактовки фонематических нарушений, предложенной Р. М. Боскис и Р. Е. Левиной .

Начиная с 1923 года, А. Р. Лурия проводил большую педагогическую работу: он преподавал в Академии Коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, в Московском педагогическом дефектологическом институте, а с 1945 года - в Московском университете (на кафедре психологии философского факультета); с 1968 по 1977 годы он заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. В течение многих лет он читал курс общей психологии, создал новый курс нейропсихологии, ряд спецкурсов. Под руководством Александра Романовича защищено более 50 кандидатских диссертаций, многие из его учеников стали докторами наук, руководителями кафедр и научно-исследовательских коллективов. В Москву к Александру Романовичу ехали учиться со всего света . За свою плодотворную научно-педагогическую деятельность А. Р. Лурия был награждён орденом В. И. Ленина, орденом «Знак почёта» и медалями Советского Союза. Александр Романович был удостоен Ломоносовской премии 1-й степени.

А. Р. Лурия имел высокий международный авторитет, он являлся, как уже подчёркивалось нами выше, зарубежным членом Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почётным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и других). Многие его работы переведены и изданы за рубежом. А. Р. Лурия часто и с благоговением упоминается в работах английского невропатолога Оливера Сакса, с которым он вёл многолетнюю переписку.

Следует также отметить, что А. Р. Лурия работал в лаборатории экспериментальной психологии при Московской губернской прокуратуре, где усовершенствовал весьма популярный в экспериментальной психологии тех лет ассоциативный метод и применил его для выявления скрываемой информации у лиц, совершивших тяжкие преступления. Тогда же им первым в нашей стране было сформулировано и первое определение полиграфа - «многоцелевой медико-биологический прибор, предназначенный для регистрации нескольких параллельно протекающих физиологических процессов: дыхания, кровяного давления, биотоков (мозга, сердца, скелетной и гладкой мускулатуры и т. п.) и пр.» .

Занимаясь изучением состояния аффекта у преступников и обобщив огромный экспериментальный материал, Александр Романович пришёл к выводу о том, что в результате совершения преступления у преступников возникает «состояние психической травмы, осложнённое необходимостью скрывать её и ограниченное страхом саморазоблачения, создаёт у преступника состояние острого аффектного напряжения; это напряжение весьма вероятно увеличивается потому, что субъект находится под страхом раскрытия совершённого им преступления: чем серьёзнее преступление, тем выраженнее аффект, и тем больше опасность его раскрытия, и, следовательно, тем сильнее этот комплекс подавляется… Такое напряжение, несомненно, является одним из серьёзнейших факторов в признании преступником своей вины. Признание служит преступнику средством избежать следов аффекта, найти выход из создавшегося напряжения и разрядить аффективный тонус, который порождает в нём невыносимый конфликт. Признание может уменьшить этот конфликт и возвратить личность в определённой степени к нормальному состоянию; именно в этом и заключается психофизиологическая значимость этого признания» .

В 1923 году в Москве, в Институте психологии А. Р. Лурия провёл серию исследований по выявлению ложных ответов у людей, причастных к совершению различных видов преступлений. Исследование состояло из двух частей: 1) выявление информативных признаков предлагаемых методик; 2) проверка в реальных условиях раскрытия преступлений.

Испытуемым была предложена следующая фабула преступления: в помещение церкви, взломав оконное стекло, незаметно пробрался вор. Он прошёл в алтарь, и когда стало совсем тихо, стал осторожно собирать ценные вещи и складывать их в мешок. Он взял золотой крест, золочёные подсвечники, рясы от икон и много других ценных вещей. Забрав всё это, он завязал мешок и осторожно скрылся тем же путём, как и пришёл. После этого испытуемым (знавшим и не знавшим фабулу преступления) давалось задание скрыть информацию о совершённом преступлении. Во время обследования им предлагалось ответить на список из 70 слов, из которых 10 являлись критическими (алтарь, крест, мешок, золото, икона и т. д.). Испытуемый должен был отвечать любым схожим по смыслу словом, при этом нажимая на определённую кнопку. Было установлено, что у обследуемых, не знавших фабулу преступления, время нажатия кнопки на предъявление значимых вопросов практически не отличалось от времени на нейтральные вопросы, а во второй группе оно значительно возрастало.

С 1927 года аналогичные исследования А. Р. Лурия стал проводить с лицами, подозреваемыми в убийстве. Всего было обследовано около 50 человек. У всех подозреваемых время нажатия на кнопку при предъявлении значимых вопросов увеличивалось до 24%. Исследования Александра Романовича имели большой научный и практический интерес, в особенности за рубежом. Фактически это был переворот в криминалистике. В США даже была издана его книга «The nature of human conflicts» (1932), которая на родине учёного, к сожалению, была опубликована только спустя 70 лет - «Природа человеческих конфликтов: объективное изучение дезорганизации поведения человека» (2002) .

А. Р. Лурия. - автор более 600 научных работ в разных отраслях психологии, многие из которых переведены на иностранные языки и выдержали несколько изданий (и продолжают переиздаваться поныне). Он автор и редактор более 30 монографий и сборников. Основные его работы следующие: «Речь и интеллект в развитии ребёнка» (1927); «Сопряжённая моторная методика и её применение в исследовании аффективных реакций» (1928); «Психология в определении следов преступления» (1928); «Экспериментальная психология в судебно-следственном деле» (1929), «Речь и интеллект деревенского, городского и беспризорного ребёнка» (1930); «Этюды по истории поведения» (1930) (в соавт. с Л. С. Выготским); «The nature of human conflicts» (1932); «Учение об афазии в свете мозговой патологии» (1940); «Травматическая афазия» (1947); «Восстановление функций после военной травмы» (1948); «Очерки психофизиологии письма» (1950); «Речь и развитие психических процессов у ребёнка» (1956) (в соавт. с Ф. Я. Юдович); «Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребёнка», (1956–1958, тт. 1–2); «Умственно отсталый ребёнок» (1960); «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга» (1962, 2-е изд. 1969); «Мозг и психические процессы» (1963, т. 1;1970, т. 2); «Лобные доли и регуляция психических процессов» (1966); «Маленькая книжка о большой памяти» (1968); «Основы нейропсихологии» (1973); «Нейропсихология памяти» (1974, т. 1; 1976, т. 2); «Основы нейролингвистики» (1975); «Язык и сознание» (1979); «Природа человеческих конфликтов: объективное изучение дезорганизации поведения человека» (2002) и ряд других.

А. Г. Асмолов справедливо напоминает, что А. Р. Лурию называли Бетховеном психологии. «Я не хочу заниматься конкуренцией сравнений, но рискну упомянуть такого исследователя как Бахтин, который, говоря о Ф. М. Достоевском и пытаясь найти его специфику работы, писал: «Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основной особенностью романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевский - творец полифонического романа». Эти слова полностью относятся к творчеству Александра Романовича Лурии: А. Р. Лурия выступает как творец полифонического романа - культурно-исторической психологии, созданной им вместе с Л. С. Выготским и другими отечественными психологами» .

Выступая на I Международной конференции, посвящённой памяти А. Р. Лурии, которая состоялась 24–26 сентября 1997 года в Москве, А. Г. Асмолов говорил: «Я считаю, что здесь собралось особое племя людей, племя, созданное Александром Лурия и Львом Выготским. И, говоря об этом племени, я и хочу прибегнуть к одному символу, который подарили нам Майкл Коул и Шейла Коул, дав своеобразный, но уникально точный перевод одной из книг А. Р. Лурии. Эту книгу они назвали «The making of mind». По-русски это звучит как «производство сознания» или «создание разума» . По сути дела, А. Р. Лурия был тот, кто занимался не только производством сознания, но и производством миров, производством целого ряда «неслиянных голосов». Александр Романович ко всем вопросам подходил с уникальной установкой (и идеологической, и культурно-исторической) - и это пронизывает всё его творчество. Мы говорим об А. Р. Лурии как о создателе миров. Сейчас, - буквально на наших глазах, - рождается ещё один мир, который восходит к работам Александра Романовича. Во многих школах России детская (или генетическая) нейропсихология становится основанием для создания практической психологии образования. Именно детская генетическая нейропсихология, заданная работами Александра Романовича и развиваемая его последователями, становится основой для уникальной психодиагностики ребёнка, особенно детей с трудностями обучения. Без А. Р. Лурии сегодня нет также и дефектологии, при этом надо особо подчеркнуть, что его работы выступают как методология по отношению к дефектологии» .

Следовательно, сегодня идеи А. Р. Лурии служат базой для создания службы практической психологии образования не только в России, но и в других странах мира.

«Дорогие коллеги! В своём выступлении Карл Прибрам говорил об ответственности и анализировал проблему ответственности. Я не случайно начал своё выступление с ассоциации творчества А. Р. Лурии с полифонией романа Ф. М. Достоевского. Многоплановость научного творчества А. Р. Лурии привела к тому, что взявшись за вещи, казалось бы, далёкие от этических категорий, ученики А. Р. Лурии, как и он сам, подходили к подлинной, как он называл, «романтической» или этической психологии. Кто бы мог подумать, что от исследования персевераций Евгений Субботский перейдёт к исследованию свободного независимого поведения ребёнка? Кто бы мог подумать, что после изучения моторики в 1965–1966 годах В. В. Лебединский станет с успехом заниматься проблемой дизонтогенеза, мотивацией, аффектами и их ролью в поведении ребёнка. И это не случайно» .

Необходимо обозначить, что опубликована одна из наиболее известных его книг - «Потерянный и возвращённый мир. История одного ранения» (1971). Это удивительный человеческий документ, имеющий отнюдь не только научное значение (как о том, в частности, писал А. Р. Лурии английский писатель Джон Фаулз). Это документ, свидетельствующий о мужестве больного и такте, внимании и милосердии учёного. Как и многие другие, эта книга была издана за рубежом и получила широкую известность.

В последние годы жизни Александр Романович разрабатывал проблемы функциональной асимметрии больших полушарий мозга, а также широкий круг теоретических вопросов психологии.

Одну из своих последних работ он так и назвал: «Последняя книга». Правда, она впервые увидела свет на английском языке под названием, данным ей её американским редактором М. Коулом, - «Сотворение разума». На русском языке она вышла уже после смерти А. Р. Лурии под названием «Этапы пройдённого пути». Это научная автобиография, в которой очень много интересных и поучительных историй в изложении самого А. Р. Лурии. Но «Этапы пройдённого пути» - это и своего рода научное завещание. Своим собственным примером Александр Романович завещал новым поколениям психологов, которые учатся по его книгам, своё творческое отношение к делу, веру в гуманистическое назначение науки, интерес не только к теории, но и к психологической практике, без чего не может быть настоящей науки. Это мировоззренческий и этический аспекты его завещания, значимость которых возрастает с каждым днем.

Небезынтересно, что А. Р. Лурия был единственным советским психологом, которому редактор серии «История психологии в автобиографиях» Э. Г. Боринг предложил предоставить для публикации свою научную автобиографию. Это был действительно учёный с мировым именем, действительный член АПН СССР, профессор, иностранный член Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, почётный член французского, британского, швейцарского, испанского психологических обществ, почётный профессор шести зарубежных университетов. Его труды с 20-х годов XX века и до наших дней издаются на разных языках по всему миру .

Александр Романович связывал и знакомил своих коллег со следующими известными личностями того времени: Г. И. Челпановым, И. П. Павловым, Г. Г. Шпетом, Р. О. Якобсоном, С. М. Эйзенштейном, В. М. Мясищевым, С. Г. Левитом, Л. А. Орбели, Б. Г. Ананьевым, Э. А. Асратяном, В. М. Черниговским, П. К. Анохиным, Н. И. Гращенковым, Н. И. Бурденко, Н. В. Коноваловым, М. Ю. Рапопортом, А. А. Маркосяном, И. А. Соколянским, Д. Н. Узнадзе, И. С. Бериташвили. Все они отдавали дань его яркому человеческому и научному таланту. Дорогого стоит, например, признание, высказанное как-то исключительным по уму и таланту Б. М. Тепловым в том, что А. Р. Лурия талантливее его. В молодые, ещё казанские годы А. Р. Лурия переписывался с В. М. Бехтеревым и З. Фрейдом. О его обширных контактах с западными учёными многое могли бы рассказать Дж. Брунер, К. Прибрам, М. Коул.

Замечательно, что А. Р. Лурия был «лицо неофициальное», но весьма авторитетное, пользовавшееся неограниченным доверием. Притом, что ему принадлежит немало собственных открытий, Александр Романович не уставал делать открытия в работах западных и отечественных учёных и знакомил своих коллег и друзей друг с другом. Один пример: А. Р. Лурия убедил Н. А. Бернштейна сделать английский перевод ряда своих работ и содействовать их изданию в Англии. Познакомившись с ними, Дж. Брунер написал в письме А. Р. Лурии, что Н. А. Бернштейн - человек на грани гениальности, и сожалел, что не познакомился с ним при его жизни .

Работы Александра Романовича Лурия заставляют нас вспомнить и об ответственности, и о свободе, и поэтому его творчество можно назвать совестью психологии .

В течение многих лет А. Р. Лурия вёл большую общественную работу. Он являлся членом редсовета и редколлегии журнала «Вопросы психологии» (со времени его основания) и членом редколлегии ряда зарубежных научных журналов. В течение ряда лет он был членом Исполкома Международного союза научной психологии, а затем его вице-президентом. Он многократно входил в состав партийного бюро факультета психологии МГУ.

А. Р. Лурия - участник многих международных и всесоюзных конгрессов, конференций, симпозиумов, где он неизменно с большим успехом выступал с докладами, лекциями. Александр Романович проводил интенсивную организационную работу. Он был активным членом Центрального совета Общества психологов СССР, участником всех его съездов .

Вместе с этим в жизненном и творческом пути великого учёного имеются факты и обстоятельства, которые нуждаются в дальнейшем и тщательном исследовании, к примеру: каковы истинные мотивы отказа подписать коллективное письмо советских учёных против А. Д. Сахарова (советского физика, академика АН СССР, одного из создателей первой советской водородной бомбы; впоследствии - общественного деятеля, диссидента и правозащитника, народного депутата СССР, автора проекта конституции Союза Советских Республик Европы и Азии, лауреата Нобелевской премии мира), почему в своё время А. Р. Лурия был более известен за рубежом, чем в своём Отечестве, почему его книга «The nature of human conflicts» (1932) в России была опубликована только через 70 лет, почему Александра Романовича обвиняли в лженаучной теории и расизме, почему существовала угроза ареста учёного, дан ли критический анализ сказкам, написанным учёным-романтиком, что интересного можно найти в дневниках выдающегося психолога, который он вёл с 13 лет и ряд других вопросов .

Александр Романович Лурия умер 14 августа 1977 года в Москве. На ранний период его творчества оказал большое влияние Л. С. Выготский, многие работы того времени написаны ими совместно.

Таким образом, оценивая значение научного творчества А. Р. Лурии, следует, безусловно, признать, что его заслуги перед отечественной и мировой психологической наукой состоят не только в создании нейропсихологии - новой отрасли психологии, но и в существенном продвижении в других областях психологической науки - общей, исторической, детской психологии, дефектологии, психофизиологии и других. А. Р. Лурия совместно с Л. С. Выготским и другими отечественными психологами сыграл большую роль в разработке общепсихологических фундаментальных концепций, на которых основана современная психология. В 1920-е годы, когда в отечественной официальной психологии господствовали субъективно-идеалистические представления о психике, он вместе с Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым и другими встал на путь борьбы за материалистическую, естественнонаучную психологию, за создание её непротиворечивых методологических и теоретических основ. В этом его основная заслуга перед психологической наукой .

Важной чертой творчества А. Р. Лурии является то, что, работая в различных отраслях психологии, он на разном материале изучал не столько частные, присущие данному направлению вопросы, сколько общепсихологические проблемы (закономерности формирования высших психических функций, их социальной и биологической детерминанты, опосредования знаками-символами, системного строения и мозговой организации и другие) . Во всех своих «прикладных» исследованиях, как при формировании замысла, так и при интерпретации полученных результатов, он опирался на систему общепсихологических знаний. И в этом его отличие от многих современных психологов-специалистов лишь в какой либо одной конкретной области психологии, не рассматривающих её как часть единой психологической науки .

Вне сомнения, А. Р. Лурия внёс существенный вклад в развитие различных направлений отечественной и мировой психологии, в частности, внёс значительный вклад в детскую и историческую психологию, а его методы диагностики и восстановления высших психических функций обеспечили ему признание, как в России, так и за рубежом. Нет сегодня в мире специалиста по исследованиям мозга, который не изучал бы его труды. Помимо этого, А. Р. Лурия внёс весомый вклад в решение множества психологических проблем. Безусловно, жизненный и творческий путь всемирно известного выдающегося отечественного психолога нуждается в дальнейшем и тщательном исследовании.

Выражение признательности

Литература

  1. Хомская Е. Д. А. Р. Лурия и психологическая наука // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23, № 4. - С. 39–48.
  2. Вклад А. Р. Лурии в развитие советской психологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=603 .
  3. Лурия А. Р. О природе психологических функций и её изменчивости в свете генетического анализа // Вопросы психологии. - 2002. - № 4. - С. 4–18.
  4. Лурия А. Р. Этапы пройдённого пути. Научная автобиография. - М.: МГУ, 1982. - 184 с.
  5. Лурия Е. А. Мой отец А. Р. Лурия. - М.: Гнозис, 1994. - 222 с.
  6. Александр Романович Лурия [Электронный ресурс] // Детектор лжи (полиграф). - Режим доступа: http://www.detector24.ru/page2.php.
  7. Лурия Александр Романович [Электронный ресурс] // Юридическая психология в лицах. - Режим доступа: http://yurpsy.fatal.ru/files/lica/luriya.htm .
  8. Щедровицкий Г. П. Я всегда был идеалистом… - М.: Путь, 2001. - 323 с.
  9. Лурия, Александр Романович [Электронный ресурс] // Википедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki .
  10. Лурия Александр Романович [Электронный ресурс] // Медицинская энциклопедия. - Режим доступа: http://www.medicinecatalog.ru/luriya-aleksandr-romanovich.
  11. Бейн Э. С., Власова Т. А., Левина Р. Е., Лубовский В. И. А. Р. Лурия и дефектология [Электронный ресурс] // Музей Института коррекционной педагогики РФ. - Режим доступа: .
  12. Хомская Е. Д. Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А. Р. Лурия // Вопросы психологии. - 1983. - № 1. - С. 66–81.
  13. Асмолов А. Г. Мир А. Р. Лурия и культурно- историческая психология // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Сборник докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. - М.: Факультет психологии МГУ, 1998. - С. 5–7.
  14. Кузина И. Александр Романович Лурия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://exitt.narod.ru/luria.htm .
  15. Александр Романович Лурия: некролог // Вопросы психологии. - 1977. - № 5. - С. 189–190.
  16. Фильм об Александре Романовиче Лурии [Электронный ресурс] / Реж. А. Садковой. - ТРК «Цивилизация», 2002. - Режим доступа:

Лурия Александр Романович (16.07.1902 - 14.08.1977) - профессор, доктор педагогических наук, доктор медицинских наук, действительный член Академии Педагогических наук РСФСР, действительный член АПН СССР, принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших широкую известность своей научной, педагогической и общественной деятельностью. В течение более чем 50-летней научной работы Александр Романович внес важный вклад в развитие различных областей психологии.

Лурия родился в г. Казани, в семье известного врача-терапевта Р.А.Лурия, окончил факультет общественных наук Казанского университета в 1921 г. и в 1937 г. - 1-й Московский медицинский институт. В 20-х гг., как ученик Л.С.Выготского, он участвовал в создании отечественной психологической науки, в разработке теории культурно-исторического развития психических процессов. Его работы по объективному изучению аффективных состояний положили начало целому ряду аналогичных исследований как в России, так и за рубежом.

Докторская диссертация по педагогически наукам, подготовленная и защищенная в 30-е гг., была посвящена проблеме конфликтов. Начиная с 1940 г. Лурия проводил исследования, посвященные анализу мозговых механизмов психических процессов. Он создал новое направление в психологии - нейропсихологию, имеющую важное теоретическое и практическое значение.

Начиная с 1923 г. Лурия проводил большую педагогическую работу: он преподавал в Академии Коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, в Москве. Педагогическом дефектологическом институте, а с 1945 г. - в Московском университете (на кафедре психологии философского факультета); с 1968 по 1977 г. он заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

Под руководством Александра Романовича защищено более 50 кандидатских диссертаций, многие из его учеников стали докторами наук. За свою плодотворную научно-педагогическую деятельность он был награжден орденом В.И.Ленина, орденом «Знак почета» и медалями Советского Союза.

Лурия имел высокий международный авторитет, он являлся зарубежным членом Национальной Академии Наук США, Американской Академии Наук и Искусств, Американской Академии Педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.).

Книги (12)

Высшие корковые функции человека

Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга.

Монография «Высшие корковые функции человека» - основной труд А.Р.Лурии по нейропсихологии - научной дисциплине, сложившейся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии.

В этой работе впервые в систематическом виде изложены основные положения нейропсихологии, показана историческая преемственность нейропсихологии как науки о мозговых основах психики, определены основные нейропсихологические понятия (психическая функция, синдром, симптом, фактор и др.), дано новое понимание высших психических функций как единиц нейропсихологического анализа последствий локальных поражений мозга, сформулирована теория системной динамической локализации высших психических функций и описаны нейропсихологические методы их исследования.

Лекции по общей психологии

Лекции Лурия А. Р. — это университетский курс по общей психологии и интересны они не только как исторический документ. Они современны и для студентов-психологов, и для преподавателей, читающих эту дисциплину, и для широкого круга читателей, интересующихся психологией.

Лекции отличает целостный синтетический подход к дисциплине, уровень и форма изложения материала. Лекции Лурия А. Р. актуальны прежде всего с методологической и теоретической точек зрения и займут достойное место среди современной учебной литературы.

Маленькая книжка о большой памяти

Начало этой истории относится еще к двадцатым годам прошлого века. В лабораторию автора - тогда еще молодого психолога - пришел человек и попросил проверить его память.

Человек - будем его называть Ш. - был репортером одной из газет, и редактор отдела этой газеты был инициатором его прихода в лабораторию...

Нейропсихология памяти

Данная книга является продолжением книги А Р. Лурия «Нейропсихология памяти (Нарушение памяти при локальных поражениях мозга)», выпущенной издательством «Педагогика» в 1974 р.

В монографии рассматриваются нарушения памяти и сознания, которые возникают при поражениях межуточного мозга, древней коры и внутренних отделов лобных долей, описываются отдельные клинические синдромы нарушения памяти в зависимости от локализации патологического процесса.

Книга рассчитана на психологов, физиологов, невропатологов и психиатров

Основные проблемы нейролингвистики

В книге рассматриваются варианты изменения и нарушения процессов кодирования и декодирования речевого сообщения при поражениях мозга различной локализации.

Приводится серия наблюдений, позволяющая сделать вывод, что указанные процессы имеют сложное строение и состоят (по крайней мере) из набора трех звеньев. Так, декодирование включает: выделение лексических элементов и их значения; понимание синтаксических отношений, в которые эти элементы вступают; выделение общего смысла сообщений. Кодирование же предполагает участие таких звеньев, как создание общего замысла, формирование его речевой схемы, выбор лексических компонентов и построение синтаксических структур, моторное воплощение высказывания.

Основы нейропсихологии

Эта книга, издаваемая к 100-летию со дня рождения А.Р.Лурия, предназначена для студентов в качестве учебного пособия еще самим автором. Она построена как учебный курс, в котором кратко излагается содержание нейропсихологии как учебной дисциплины.

Раскрывает популярную сегодня среди нейропсихологов и клиницистов модель трех основных блоков мозга, в которой реализованы представления автора о целостном характере деятельности мозга при осуществлении психических процессов и об основных типах их нарушений.

Письмо и речь. Нейролингвистические исследования

В книге представлены две его монографии: «Очерки психофизиологии письма» (1950) и «Основные проблемы нейролингвистики» (1975). Обе они посвящены анализу психологической структуры письма и речи, проводимому с помощью нейропсихологического метода.Книга может быть полезна также студентам - филологам и педагогам, широкому кругу читателей, интересующихся проблемами речи и ее механизмов.

Травматическая афазия

Эта монография дает возможность уточнить ряд основных клинических понятий о поражениях мозговой деятельности и научно обосновать методы восстановления нарушенных мозговых функций.

Прослеживая динамику афазических симптомов на последовательных этапах травматической болезни, автор дает новое теоретическое освещение этих расстройств, исходя из данных обшей мозговой патологии и тех положений о системной локализации функций, которые являются достижением современной и прежде всего советской неврологической мысли.

Этапы пройденного пути

Книга «Этапы пройденного пути» представляет собой последовательное изложение научных проблем, которые разрабатывались выдающимся советским психологом А.Р. Лурией в течение всей его жизни.

Его научная автобиография - неотъемлемая часть истории и современного состояния советской и мировой психологической науки. Разрабатывая концепции исторического происхождения психических функций человека, А.Р. Лурия совместно с Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым закладывал основы советской психологии.

Язык и сознание

Эта книга не ставит перед собой задачу проложить новые пути в одной из самых сложных областей науки — проблеме отношения языка и сознания.Ее задача скромнее: представить в сводном виде те основные положения, которые сложились за последние десятилетия в советской психологической науке, и несколько сблизить эти положения с основными данными современной лингвистики.
Книга составлена из курса лекций, которые автор в течение многих лет читал на факультете психологии Московского университета, и поэтому совершенно естественно, что она рассчитана прежде всего на студентов-психологов и на тех представителей смежных дисциплин, для которых вопрос о роли языка в формировании сознания и сознательной деятельности представляет интерес.

Природа человеческих конфликтов

Объективное изучение дезорганизации поведения человека.

Тема книги «Природа человеческих конфликтов» - дезорганизация человеческого поведения, проблема взаимодействия воли, аффекта и поведения. Предпринята пытка рассмотреть психику в динамике, в единстве сознательных и неосознаваемых механизмов, в перспективе онто- и патогенеза.

Разработанный для этих целей метод сопряженных моторных реакций - прообраз современного «детектора лжи». А.Р.Лурией был собран богатейший материал по конфликту аффективных процессов в разнообразных экспериментальных и естественных стрессовых ситуациях. Опыты проводились с детьми, студентами, преступниками и с людьми, имеющими психическую патологию. Итоги исследования позволили сформулировать целостный, системный взгляд на поведение человека, описать приемы преодоления деструктивных состояний, придать вес психологическому методу анализа нейродинамических процессов, увидеть связь между культурой и моторными реакциями человека.