Кто такие дворяне и бояре? История в историях.

Дворянство в России возникло в XII в. как низшая часть военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина.

Свод законов Российской империи определял дворянство как сословие, принадлежность к которому "есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствующих в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем, обращая самую службу в заслугу, приобретали потомству своему нарицание благородное. Благородными разумеются все те, кои от предков благородных рождены, или монархами сим достоинством пожалованы".

Слово "дворянин" буквально означает "человек с княжеского двора" или "придворный". Дворяне брались на службу князем для выполнения различных административных, судебных и иных поручений. В системе европейских представлений верхушка русского дворянства того времени - некий аналог виконтства.

Усиление русского дворянства в период XIV-XVI веков происходило в основном за счёт получения земли под условием военной службы, что фактически превращало дворян в поставщиков феодального ополчения по аналогии с западноевропейским рыцарством и русским боярством предыдущей эпохи. Поместная система, ведённая с целью усиления армии в ситуации, когда уровень социально-экономического развития страны ещё не позволял централизованно оснащать армию (в отличие, например, от Франции, где короли с XIV века начали привлекать рыцарство в армию на условиях денежной оплаты сначала периодически, а с конца XV века - на постоянной основе), обернулась крепостным правом, ограничившим приток в города рабочей силы и затормозившим развитие капиталистических отношений в целом.

В 1722 г. императором Петром I была введена Табель о рангах - закон о порядке государственной службы, основанный на западноевропейских образцах

  • Согласно Табели, пожалование старых (боярских) аристократических титулов прекращалось, хотя они формально и не отменялись. Это стало концом боярства. Слово "боярин" осталось только в народной речи как обозначение аристократа вообще и выродилось до "барин".
  • Дворянство как таковое не было основанием для занятия чина: последний определялся только личной выслугой. "Мы для того никому никакого ранга не позволяем, - писал Петр, - пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут". Это вызвало негодование как остатков боярства, так и нового дворянства.

Привилегии дворянства закреплены и юридически кодифицированы "Жалованной грамотой дворянству 1785 г.". Главная привилегия: дворянство освобождено от обязательной государственной службы (фактически - от любых обязательств перед государством и монархом).

Классификация

В период расцвета дворянство подразделялось на:

    Титулованное дворянство - князья, графы, бароны.

    Потомственное дворянство - дворянство, передававшееся законным наследникам.

    Личное дворянство - дворянство, полученное за личные заслуги (в том числе при достижении 14 класса на гражданской службе), но не передающееся по наследству. Было создано Петром I с целью ослабить замкнутость дворянского сословия и дать к нему доступ людям низших классов.

Приобретение дворянства

Потомственное дворянство

Потомственное дворянство приобреталось четырьмя путями:

    пожалованием его по особому усмотрению самодержавной власти;

    чинами на действительной службе;

    в результате пожалования за "служебные отличия" российскими орденами;

    потомками особо отличившихся личных дворян и именитых граждан

Один из основных способов приобретения дворянства - приобретение дворянства службой. Ранее дворянином автоматически становился профессиональный военный, поступивший на службу тому или иному князю.

В 1722-1845 потомственное дворянство давалось за выслугу первого обер-офицерского звания звания на военной службе и чина коллежского асессора на гражданской и при награждении любым орденом Российской империи, c 1831-го года - за исключением польского ордена Virtuti militari.

В 1845-1856 - за выслугу чина майора и статского советника, и за награждение орденами Св. георгия, Св. Владимира, всех степеней и первыми степенями других орденов.

В 1856-1900 - дворянство давалось дослужившимся до чина полковника, капитана 1 ранга, действительного статского советника.

Позволительно было ходатайствовать о пожаловании потомственного дворянства в том случае, если отец и дед ходатая имели личное дворянство, выслужив его в обер-офицерских чинах. Право приобретения потомственного дворянства потомками личных дворян и именитых граждан сохранялось до начала XX в. Статья закона о получении потомственного дворянства сыном по достижении совершеннолетия и вступлении на службу в случае, если его дед и отец состояли "беспорочно" на службе в чинах, приносивших личное дворянство, не менее 20 лет каждый, была отменена Указом 28 мая 1900 г. В Законах о состояниях 1899 г. издания отсутствовало ранее действовавшее положение, что в случае если именитые граждане - дед и отец - "именитость беспорочно сохраняли", то их старший внук мог просить потомственное дворянство при условии его беспорочной службы и достижения 30-летнего возраста.

В 1900-1917 повысился ценз по орденам - потомственное дворянство по ордену Святого Владимира можно было получить только начиная с 3-й степени. Это ограничение было введено в связи с тем, что орден Святого Владимира 4-й степени массово жаловался по выслуге лет и за благотворительные пожертвования.

Личное дворянство

Личное дворянство, без распространения этого звания на потомство, приобреталось: *пожалованием, когда какое-либо лицо возводилось в дворянство лично не по порядку службы, а по особому высочайшему усмотрению;

    чинами по службе - для получения личного дворянства согласно Манифесту 11 июня 1845 г. "О порядке приобретения дворянства службою" необходимо было дослужиться на действительной службе: гражданской - до чина 9-го класса, военной - первого обер-офицерского чина (14-й класс). Кроме того, лица, получившие чин 4-го класса или полковника не на действительной службе, а при выходе в отставку, также признавались личными, а не потомственными дворянами;

    пожалованием ордена - при пожаловании ордена Святой Анны II, III и IV степени после 22 июля 1845 г., Святого Станислава II и III степени после 28 июня 1855 г., Святого Владимира IV степени после 28 мая 1900 г. Лица купеческого звания, пожалованные российскими орденами между 30 октября 1826 г. и 10 апреля 1832 г., а орденом Святого Станислава с 17 ноября 1831 г. по 10 апреля 1832 г., также признавались личными дворянами.

Личное дворянство передавалось браком от мужа к жене, но не сообщалось детям и потомству. Правами личного дворянства пользовались вдовы не принадлежавших к потомственному дворянству священнослужителей православного и армяно-грегорианского исповедания.

Передача потомственного дворянства по наследству

Потомственное дворянство передавалось по наследству и в результате брака по мужской линии. Каждый дворянин передавал свое дворянское звание жене и детям. Женщина же дворянка, выходя замуж за представителя другого сословия, не могла передать права дворянства мужу и детям, но сама оставалась дворянкой.

Распространение дворянского достоинства на детей, рожденных до пожалования дворянства, зависело от "высочайшего благоусмотрения". Вопрос о детях, рожденных до получения их отцами чина или ордена, дававших право потомственного дворянства, решался по-разному. Высочайше утвержденным мнением Государственного совета от 5 марта 1874 г. ограничения, касавшиеся детей, рожденных в податном состоянии, включая и рожденных в нижнем воинском и рабочем звании, были отменены.

Привилегии дворянства

Дворянство обладало следующими привилегиями:

    право владения населенными имениями (до 1861),

    свобода от обязательной службы (в 1762-1874, позже была введена всесословная воинская повинность),

    свобода от земских повинностей (до 2 половины XIX века),

    право поступления на государственную службу и на получение образования в привилегированных учебных заведениях,

    право корпоративной организации.

Каждый потомственный дворянин записывался в родословную книгу той губернии, где имел недвижимую собственность. По Высочайшему указу от 28 мая 1900 г. внесение безземельных дворян в губернские родословные книги было предоставлено собранию предводителей и депутатов дворянства. При этом не имевшие недвижимости вносились в книгу той губернии, где имением владели их предки.

Получившие дворянство непосредственно через чин или пожалование орденом вносились в книгу той губернии, куда они пожелают, даже если не имели там никакого имения. Это положение существовало до Указа от 6 июня 1904 г. "О порядке ведения родословных книг для дворян, не записанных в родословные книги в губерниях", по которому на герольдмейстера возлагалось ведение общей для всей империи родословной книги, куда стали вписывать дворян, не владевших недвижимостью или владевших ею в губерниях, где не было дворянских учреждений, а также приобретших права потомственного дворянства евреев, не подлежавших на основании Указа от 28 мая 1900 г. внесению в губернские дворянские родословные книги.

Личные дворяне в родословную книгу не вносились. С 1854 г. они наравне с почетными гражданами записывались в пятую часть городской обывательской книги.

Дворяне имели право ношения шпаги. Общим для всех дворян был титул "ваше благородие". Одной из привилегий, принадлежавшей исключительно потомственным дворянам, было право иметь родовой герб. Гербы утверждались для каждого дворянского рода высочайшей властью и затем оставались навсегда (изменения могли вноситься лишь по особому высочайшему повелению). Общий гербовник дворянских родов Российской империи был создан еще Указом от 20 января 1797 г. Он составлялся Департаментом герольдии и содержал рисунки и описания гербов каждого рода.

(Иллюстрация: Кустодиев Б.М. На террасе. 1906)

Новое дворянство («Но́вое дворя́нство»)

распространённое название части дворянства в Англии 16-17 вв., которая, в отличие от т. н. старого феодального дворянства, сумела приспособиться к развитию капиталистических отношений и выступила главным союзником буржуазии в Английской буржуазной революции 17 века (См. Английская буржуазная революция 17 века). Основную массу «Н. д.» составляли мелкие и средние дворяне - Джентри .


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Новое дворянство" в других словарях:

    - «НОВОЕ ДВОРЯНСТВО» (англ. new nobility), часть сословия английского дворянства в 16 17 веках, которое в отличие от старого, традиционного дворянства приспособилось к развитию капиталистических отношений в стране. Основную массу нового дворянства… … Энциклопедический словарь

    - (англ. new nobility) часть английского дворянства в 16 17 вв. (в основном джентри). Наряду с сельским хозяйством занималось торговой и предпринимательской деятельностьюБольшой Энциклопедический словарь

    См. Джентри …

    - (англ. new nobility), часть английского дворянства в XVI XVII вв. (в основном джентри). Наряду с сельским хозяйством занималось торговой и предпринимательской деятельностью … Энциклопедический словарь

    Юридически оформленная в качестве господств. сословия часть класса феодалов, обладающая определенными, передаваемыми по наследству, привилегиями. В период капитализма Д. сращивается с буржуазией, сохраняя в ряде стран нек рые сословные привилегии … Советская историческая энциклопедия

    В наследие от своих предшественников Пётр Великий получил служилое сословие сильно расшатанным и не похожим на тот служилый класс, который знала под этим названием эпоха расцвета Московского государства. Но Петру досталось от его предков на… … Википедия

    I как высшее правящее сословие в России возникло на почве государственной службы. Так как в древнее время государственная служба ничем не отличалась от личного услужения князю, то этим прежде всего объясняется разнообразный состав общественных… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Сословие светских землевладельцев, обладавших наследственными привилегиями; вместе с Духовенством составляло господствующий класс в феодальном обществе; в ряде стран в той или иной степени сохранило свои привилегии и при капитализме.… … Большая советская энциклопедия

    Французское дворянство (фр. la noblesse française или la noblesse de France) привилегированное сословие феодального происхождения во Франции. Содержание 1 Характеристика 1.1 Верховная власть и придворная знат … Википедия

    Дворянство в России возникло в XII веке как низшая часть военно служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина. Свод законов Российской империи определял дворянство как сословие, принадлежность к которому «есть следствие,… … Википедия

Книги

  • , . Исследовательские работы, составившие настоящий сборник, были представлены на международной конференции, организованной Германским историческим институтом в Москве. Анализ взаимоотношений…
  • Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века , Глаголева О.. Исследовательские работы, составившие настоящий сборник, были представлены на международной конференции, организованной Германским историческим институтом в Москве. Анализ взаимоотношений…
Миф о русском дворянстве [Дворянство и привилегии последнего периода императорской России] Беккер Сеймур

Привилегии дворянства

Привилегии дворянства

Правовые привилегии, обретенные российским дворянством во второй половине XVIII в., включали гражданские права, принадлежавшие каждому из членов сословия, и политические права, бывшие достоянием дворянского сословия как корпорации {46} . Гражданские права первого сословия можно разделить на личные права (в том числе полезные и почетные) и права собственности. Полезные личные права, которые дворянство получило наравне с другими привилегированными сословиями, включали право быть судимым судом равных (присяжных), свободу от подушной подати, принудительного труда, рекрутской повинности и телесных наказаний. Только в случае потомственных дворян последняя привилегия принадлежала даже рядовым военным, подлежащим наказанию розгами за нарушение дисциплины. Право на государственную службу кроме дворянства имело лишь считанное число других групп. И только дворянство обладало следующими полезными личными правами: свободу от постоя войск в их домах; преимущества при зачислении на службу в государственные учреждения, при продвижении по службе и назначении пенсии; право выезда за границу и, при получении разрешения правительства, поступления на службу союзных иностранных держав; исключить из дворянского сословия можно было только за совершение таких тяжких преступлений, как государственная измена, лжесвидетельство, разбой, воровство или изготовление подложных документов; в число полезных входило также право подавать кассационные жалобы на смертный приговор или лишение дворянского состояния в Сенат и лично императору {47} .

Только дворянство обладало почетными личными правами, такими, как использование семейного герба и прибавление к родовому имени названия наследственного имения, - западные обычаи, поддерживаемые Петром I. Чтобы не допустить исчезновения фамилии (а вместе с ней герба и титула, при наличии последних), дворяне имели право передавать родовое имя кровным или семейным родственникам {48} . Дворяне также имели право носить мундир дворянского собрания своей губернии, но на деле эти мундиры надевали только для проходивших каждые три года дворянских собраний, да и то лишь те, кому нынешние или прошлые заслуги не давали права появляться в более престижных мундирах военного, чиновника, или выборного лица местной администрации {49} . Важнейшим из прав собственности - строго говоря, самым важным из всех них, которым оно владело наравне с государством и императорской семьей, - было право владеть землей с прикрепленными к ней крестьянами, что в допромышленной России являлось основной формой богатства. Кроме того, дворяне имели право, не вступая в купеческую гильдию, торговать сельскохозяйственной или промышленной продукцией, произведенной на собственной земле. До 1863 г. дворяне-землевладельцы имели исключительное право заниматься винокурением. Если дворянин желал для создания промышленного предприятия приобрести землю в городе, он имел право вступить в купеческую гильдию для приобретения коммерческих привилегий купечества, не поступаясь принадлежностью к дворянству. Далее, только дворяне имели право на учреждение заповедного имения. Если дворянин за совершение преступления бывал присужден к смертной казни или лишению прав дворянского состояния, его наследственная собственность отходила к его законным наследникам, а не подвергалась конфискации государством.

Гражданские права дворянства в каждом случае являлись даром со стороны монархии, которая стремилась обеспечить своим слугам надлежащие моральный авторитет и материальное положение, необходимые для выполнения соответствующих функций. Созданные ради потребностей государственной власти и существовавшие в контексте несимметричного распределения власти между дворянством и монархией, эти права оказались довольно зыбкими. Через десять с небольшим лет после принятия в 1785 г. Жалованной грамоты дворянству император Павел I ее отменил и покончил с правом дворянства на свободу от телесных наказаний и от обязательной государственной службы. Хотя в 1801 г., после убийства Павла I, грамота и эти права были восстановлены и государственная власть больше на них не покушалась, монархия по-прежнему в одностороннем порядке осуществляла регулирование, дополнение и ограничение привилегий дворянства в соответствии с государственными потребностями. Николай I урезал право выезда за границу и восстановил обязательность службы государству для приписанных к Западным губерниям польских дворян, владевших менее чем сотней крепостных. Дав свободу крепостным, Александр II ликвидировал самую ценную из дворянских привилегий. В России сословные права явно не имели твердой правовой гарантии, определяясь только требованиями политики: «Верховная власть наделяла одним правом, лишала другого, смотря по потребности государства» {50} .

Именно во имя государственных интересов были учреждены корпоративные заведения и определены корпоративные права дворянства. Не располагая финансовыми ресурсами и обученным персоналом для выполнения многообразных функций местного управления, правительство Екатерины II последовало примеру современных ему западных государств, полагающихся на корпоративные заведения дворян и буржуазии. Однако на Западе в XVII и в XVIII вв. издавна существовавшие сословные организации выродились в инструменты абсолютистского государства; в России же учреждение таких сословных заведений должно было быть проведено государством {51} .

Уездные дворянские собрания, созванные в 1766 г. по случаю выбора депутатов в созданную Екатериной II Комиссию для сочинения проекта нового Уложения, по принятому в 1775 г. Учреждению для управления губерний были преобразованы в постоянно действующий институт власти, на который была возложена обязанность каждые три года избирать местных дворян для отправления судейских и полицейских функций в сельской местности. Официальными руководителями и представителями дворянства в его новой корпоративной роли стали уездные предводители дворянства, - административное учреждение, тоже созданное в 1766 г. для данного случая. По принятому в 1775 г. Учреждению была создана параллельная система управления в городах, ответственность за которую была возложена на купечество и мещанство. Со временем в составе избираемых сельских должностных лиц помимо судей и исправников появились администраторы, ответственные за распределение земельного налога, за ревизию школ, содержание хлебных запасов, проведение межевания и строительство зданий и дорог. Избираемые дворянскими собраниями и отчитывающиеся перед своими избирателями, когда дело доходило до выборов, все эти администраторы (кроме предводителей дворянства) являлись, по существу, агентами правительства, а не представителями своего сословия. Их утверждал в должности губернатор, они были подотчетны соответствующим органам государственного управления, и они получали чины, жалованье и мундиры чиновников {52} .

Принятая в 1785 г. Жалованная грамота дворянству сместила центр тяжести в сословной самоорганизации с уездов на губернии, возложив корпоративные права и власть дворянства на новое юридическое лицо - губернское дворянское общество и формально определив роль и полномочия губернского предводителя дворянства (должность, фактически существовавшая уже с конца 1770-х гг.). С этого времени на долю уездного дворянского собрания остались такие хозяйственные заботы, как проверка списков дворян уезда, имеющих право голосовать на губернских собраниях, и т. п. В соответствии с этими функциями, уездные собрания созывались за три месяца до проводившихся каждые три года губернских. На этих собраниях, проходивших обычно в декабре или январе, обсуждались имеющие серьезное практическое значение вопросы, заполнялись выборные местные должности, выбирался уездный предводитель дворянства (в каждом случае к обсуждению и голосованию допускались только дворяне соответствующих уездов), выдвигались кандидаты на пост губернского предводителя дворянства. Губернское собрание также избирало членов в Дворянское депутатское собрание (по одному депутату от уезда). Это последнее под председательством губернского предводителя дворянства вело родословные книги, представлявшие собой список членов дворянского общества. Для приписки дворян к местному обществу нужны были (при наличии доказательств соответствующего происхождения и земельной собственности в данной губернии) две трети голосов депутатского собрания. Дворянская семья имела право быть приписанной к дворянскому обществу каждой из губерний, в которых она владела землей. Все мужчины семьи, достигшие 25-летнего возраста, могли посещать проводившиеся каждые три года дворянские собрания, но право голоса имели только лично владевшие землей в данной губернии и имевшие минимальный служебный чин (14-й класс или выше по Табели о рангах) в военной или гражданской службе {53} .

Дворянские общества были созданы во всех губерниях, где для этого имелось требуемое число дворян-землевладельцев. К 1860 г. такие общества были заведены в 45 из 49 губерний Европейской России, хотя в Вологодской и Астраханской губерниях дворянские общества существовали только в нескольких уездах. В Вятской, Пермской и Архангельской губерниях число дворян-землевладельцев было недостаточным для создания сословных организаций. В Олонце выборы проводились только до 1811 г., а потом, до 1858 г., власть сама время от времени назначала губернского предводителя дворянства. Когда в 1865 г. была создана Оренбургская губерния (выделенная из Уфимской), число дворянских обществ выросло до 46. За пределами Европейской России в 1847–1852 гг. дворянские общества были созданы в Закавказских Тифлисской и Кутаисской губерниях, в северо-кавказской Ставропольской и в пяти губерниях, образованных на территории бывшего Царства Польского {54} .

В отличие от выборных должностных лиц местной администрации, которые были в чистом виде агентами центральной власти, дворянские собрания и предводители дворянства представляли собой смешанный институт. С одной стороны, они были созданы для служения интересам и потребностям высшего сословия. Дворянские собрания имели право обсуждать вопросы, представляющие взаимный интерес, могли облагать своих членов налогами, если дело касалось общих нужд, могли ходатайствовать о своих нуждах перед губернатором, Сенатом и императором. Дворянские собрания были обыкновенные (раз в три года) или чрезвычайные, собиравшиеся для срочного обсуждения каких-либо вопросов. Предводители дворянства председательствовали на дворянских собраниях и в целом действовали как представители и выразители интересов своих избирателей. С другой стороны, с точки зрения правительства (которое и учредило дворянские собрания), их главной задачей было избрание лояльных должностных лиц для местной административной машины. Все остальные функции обществ имели вторичный и подчиненный характер и не должны были препятствовать выполнению основной. Намерение правительства держать дворянские общества на коротком поводке ясно заявлено в Жалованной грамоте дворянству от 1785 г., где на назначаемых губернаторов возлагается ответственность за созыв губернских дворянских собраний, за выдвижение обсуждаемых вопросов, за выбор одного из двух кандидатов, предлагаемых собранием, на пост предводителя дворянства и утверждение результатов выбора должностных лиц, если в избранных отсутствуют какие-либо «явные пороки». За принятие «противоречащих закону» решений собрание могли подвергнуть штрафу. А с годами на уездных и губернских предводителей дворянства, ответственных прежде всего перед своими избирателями, было переложено значительное число чисто правительственных функций. К 1861 г. они принимали участие в раскладке рекрутских повинностей и налогов среди владельцев земли и крепостных крестьян, за периодическое обновление переписи крепостных мужского пола, за поддержание в надлежащем порядке дорог и общественных сооружений, за инспектирование почтовых станций, за содержание хлебных запасов, поставку в армию лошадей с конных заводов; они должны были заботиться о народном здоровье и гигиене, осуществлять надзор за тюрьмами и детскими приютами {55} . В отличие от всех других выборных служащих на местах, предводители дворянства жалованья не получали.

В царствование императора Павла высшее сословие обнаружило, что его корпоративные привилегии были столь же непостоянными, как и его гражданские права. Вначале было отменено право дворянства обращаться с петициями к правительству, затем были упразднены губернские дворянские собрания, а избрание тех должностных фигур местной администрации, которые не являлись правительственными чиновниками, было опять передано на уровень уездных дворянских собраний {56} . После полного восстановления всех прав и привилегий Александром I у дворянства осталось двусмысленное отношение к своим корпоративным правам, на которые они стали смотреть как на корпоративные обязанности - обязательную службу в новой форме. Посещаемость проводившихся каждые три года дворянских собраний была не слишком удовлетворительной. Богатые аристократы предпочитали удовольствия жизни в Петербурге, Москве или за границей длинному и нудному путешествию в самую холодную пору зимы в необустроенный город - и все только для того, чтобы потолкаться среди равных себе по закону, но социально стоящих ниже их самих людей. Даже средние землевладельцы и мелкопоместные дворяне, постоянно проживавшие на территории своей губернии, зачастую пренебрегали редкой возможностью принять участие в выборах и насладиться разнообразием светской жизни, сопутствовавшей проведению дворянских собраний. Раздраженный Сперанский жаловался в 1818 г., что «от самих дворянских выборов дворяне бегают, и скоро надобно будет собирать их жандармами, чтобы принудить пользоваться правами… им данными» {57} . Качества должностных лиц, избираемых дворянством, также оставляли желать лучшего. Способные и честолюбивые люди, стремящиеся к гражданской карьере, предпочитали искать места в правительственных ведомствах, а не в выборных должностях в местном управлении, далеких от центров власти. Зачастую эти посты занимали малоодаренные и малообеспеченные люди, которых привлекало жалованье, а порой их даже приходилось заполнять по назначению {58} .

Проведенная в 1831 г. радикальная реформа корпоративных организаций дворянства попыталась исправить эти недостатки {59} . Чтобы сделать службу более привлекательной, губернские предводители дворянства отныне назначались императором; служебный ранг всех выборных должностей был повышен на один класс, а выборным администраторам был гарантирован шестилетний срок пребывания в должности, и они впервые получили права чиновников гражданской службы. Одновременно был расширен круг дворян, имевших право занимать выборные должности. Это было достигнуто за счет отмены прежнего требования о минимальной собственности (не менее 100 рублей годового дохода от имения) и обязательной предварительной службы в государственном аппарате с получением звания четырнадцатого класса или выше. Для повышения статуса губернских дворянских собраний им было позволено обращаться в правительство с петициями и жалобами на местные административные промахи и злоупотребления даже в тех случаях, когда дворянство не было главной или единственной жертвой. Чтобы заинтересовать в выборах богатых дворян, и прежде всего не проживавшую в губернии аристократию, право голосовать стало зависеть от размера собственности. Крупные землевладельцы сохранили право голоса на выборах сословных представителей и должностных лиц, средние землевладельцы с этого времени были представлены выборщиками, а мелкопоместные дворяне лишились права голоса. Все землевладельцы, выслужившие чин, сохранили право голоса по всем вопросам, кроме выборов должностных лиц.

Реформа 1831 г. настолько мало помогла государству решить вопрос нехватки должностных лиц для системы местного управления, что еще до конца десятилетия были приняты дополнительные меры. Если меньше чем 12 дворян из одного уезда присутствовали на собрании, губернский предводитель имел право для проведения выборов соединить дворянство двух или более соседних уездов. Любой средний землевладелец получал право голоса на выборах, если на военной службе он дослужился до шестого класса (полковник), а на гражданской - до четвертого (действительный статский советник). Право голоса получал и любой дворянин, отслуживший три года на должности предводителя дворянского собрания, даже если у него не было поместья. Постоянная нехватка дворян для занятия выборных должностей понудила правительство разрешить в известных случаях одному лицу одновременно занимать две выборных должности, а также предоставить право личным дворянам быть избранными на должность уездного полицейского чина {60} .

Эффект правительственных усилий оказался минимальным. Жалобы на должностную неадекватность местных выборных администраторов не прекращались до самой отмены этих должностных позиций в 1860-х гг., когда Борис Чичерин высказал всем известную истину - российские дворяне всегда больше ценили свое право собственности на живые души, чем свое право влиять на ход дел посредством участия в выборах и службы на выборных должностях в местном управлении {61} . Учитывая тот факт, что самодержавие жестко контролировало как назначенных чиновников, так и выборных администраторов, а также принимая во внимание узость границ, в которых должны были действовать дворянские общества, нельзя не признать, что дворянство достаточно адекватно воспринимало соотношение между ценностью своих прав собственности и прав политических.

Те самые законы, которые должны бы в 1831 г. возбудить интерес дворянства к участию в дворянских собраниях и к занятию выборных должностей, сделали еще яснее, чем раньше, тот факт, что государство смотрело на эти функции скорее как на обязанности, чем привилегии. Для дворян были установлены штрафы, если они не посещали дворянских собраний (если только они заранее не предъявляли уважительной причины) или отказывались принять должность, на которую их избрали; надзор губернатора за губернскими собраниями был усилен; был особенно подчеркнут тот факт, что внесение в генеалогический реестр и избирательный список соответствующей губернии было не только правом, но и «обязанностью» каждого дворянина, ставшего владельцем земли {62} . В том же стиле происходила и проведенная в 1832 г. замена заведенных в 1780-х гг. дворянских мундиров, особых для каждой губернии, на единую для всех форму - темно-зеленый мундир министерства внутренних дел. Правительство Екатерины Великой ввело разнообразие мундиров, выражавших корпоративное единство дворянства каждой губернии. Правительство Николая I, унифицировавшее мундир, сделало упор на роли дворянства как агента государственной власти {63} .

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Из книги Блокадная этика. Представления о морали в Ленинграде в 1941 -1942 гг. автора Яров Сергей Викторович

Привилегии 1 Система привилегий в блокадном Ленинграде ни для кого не являлась тайной. Принципы, на которых она основывалась, новыми не были. Преимуществом пользовались люди, находившиеся у власти и «нужные» специалисты (директора предприятий и учреждений,

Из книги Английские корни немецкого фашизма автора Саркисянц Мануэль

Свободы англичан как иерархические привилегиИ Британский рабочий уже давно обладает тем, что национал-социализм только должен внушить немецкому рабочему: сознанием… принадлежности к расовому единству… Тост. «Национал-социалист в Англии» Только в Англии (по словам

Из книги Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме автора Гуревич Даниэль

Привилегии и светская жизнь Весталок сближали с мужчинами и некоторые привилегии{518}: они могли составлять завещания и вести свои дела без опекуна; могли свидетельствовать и сами себя защищать перед судом понтификов; при «взятии» они, согласно Титу Ливию, получали

Из книги Повседневная жизнь этрусков автора Эргон Жак

Привилегии в загробном мире Менгарелли уже в 1927 году{179} выделил в этих усыпальницах два типа похоронных лож, высеченных в туфе, на которые клали тела усопших. Одни представляли собой точное изображение этрусского или греческого ложа (клине) с четырьмя круглыми резными

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

СОСЛОВИЯ И ПРИВИЛЕГИИ С правовой точки зрения, европейское общество XVIII в. оставалось сословным: юридический статус индивида, гражданские и политические права, которыми он обладал, зависели от его происхождения и принадлежности к тому или иному сословию. Определенные

Из книги Власть и оппозиции автора Роговин Вадим Захарович

XXIX Неравенство, привилегии и роскошь В условиях ужасающей нищеты основной массы трудящихся бюрократия настойчиво стремилась к выделению привилегированных слоёв рабочего класса и колхозного крестьянства для укрепления социальной базы своего режима. В первые годы

Из книги Эпоха религиозных войн. 1559-1689 автора Данн Ричард

Частная собственность и привилегии Относительно низкая продуктивность экономики Европы на протяжении XVI и XVII вв. помогала сохранить ее социальную структуру резко расслоенной. Разделения между классами были формализованы до крайностей. Каждый ранг социальной лестницы

Из книги С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

«Оттоновские привилегии» В борьбе с герцогами Оттон во многом использовал свою позицию в церковной организации. Его политика была прямым следствием итогов каролингской христианизации Германии. Церковные земли рассматривались как королевские лены (вне данного статуса

Из книги Миф о русском дворянстве [Дворянство и привилегии последнего периода императорской России] автора Беккер Сеймур

Дворянство и служебные привилегии В России дворянство было исторически настолько слито со службой государству, что этого факта не могли игнорировать даже те из сословников, кто в наибольшей мере попал под обаяние заимствованного на Западе XVIII в. идеала дворянской жизни.

Из книги Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения автора Глаголева Екатерина Владимировна

Из книги Германия без вранья автора Томчин Александр Б.

1.8. Привилегии – не чиновникам, а сеньорам и инвалидам Удивляют и умиляют в Германии седые, отлично ухоженные прически пожилых людей. Хотелось сказать, стариков и старушек, но эти слова к ним не подходят. Часто при продаже билетов можно увидеть объявление: цена для

Из книги Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы автора Шаттенберг Сюзанна

1. Привилегии для элиты В то самое время, когда поднялась вторая волна американизма, когда инженеры в газетных статьях не могли скрыть восхищения Соединенными Штатами, партия и правительство решили обратить особое внимание на удовлетворение материальных и культурных

Из книги Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно автора Любавский Матвей Кузьмич

XI. Социально-политические результаты унии с Польшею; привилегии литовского боярства Избирательная великокняжеская власть. Ее ограничения по привилею 1387 г.; личные и имущественные права бояр-католиков. Политическое возвышение литовского боярства при Витовте.

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том III автора Болотов Василий Васильевич

V. Права и привилегии церкви в христианском государстве Совместное действие церкви и государства, фактически выражавшееся в некоторой зависимости первой от последнего, есть одно следствие провозглашения христианской религии государственной. Другой стороной этой

2.1. Дворянское сословие

Петра 1 нельзя назвать социальным реформатором. Все его внимание было сосредоточено главным образом на войнах, непрерывно продолжавшихся в течении почти всего царствования, и можно сказать, что эти войны были как бы основным рычагом всех преобразовательных начинаний эпохи Петра Великого. Учреждение регулярной армии и военного флота с коренной реформой в сферах податного обложения были тесно связаны с событиями военного времени и оказали сильное влияние на все преобразования.

Обдуманного социального плана у царя не было, да и быть не могло, так как он был далек от всякого рода отвлеченных теоретических построений /об этом пишут историки/. Смотря на все с военно-хозяйственной точки зрения, Петр видел в обществе лишь необходимый социальный материал, который целиком должен был идти на пользу государству. Никто не мог избежать «государева тягла», все должны были быть прикреплены к своим сословным обязанностям. На рубеже CUII и CUIII столетий прежний крепостной строй общественной жизни еще более усилился, под влиянием все усложнявшихся государственных потребностей. Петр остро нуждался в людях и денежных средствах.

По мнению Н,Г,Устрялова, Петр 1 получил «в наследство» от прежних правителей четыре народные сословия: духовенство, дворянство, средний класс и низший класс. С,Князьков утверждал, что «население московского государства делилось на три основных класса, каждый из которых нес свою государственную службу. Это были: служивые люди, тягловые городские, или посадские, и тягловые сельские, или крестьяне. Каждый из этих больших разрядов делился на несколько мелких, тоже различавшихся между собой в несении службы государству. Это были, так сказать, промежуточные слои – разные гулящие люди, захребетники, стрельцы, пушкари, мелкопоместные или беспоместные дворяне»…

Как считал С,Ф,Платонов и большинство других авторитетных ученых, дворянство в CUII веке являлось высшим общественным классом, оно было повинно государству личной, преимущественно военной службой и в воздаяние за нее пользовалось правом личного землевладения /вотчинного и поместного/; с вымиранием старого боярства дворянство получало все большее и большее административное значение; из него выходила почти вся московская администрация».

Таким образом, дворянство до Петра было классом военным, административным и землевладельческим.

Как военный класс дворянство в CUII веке уже не удовлетворяло потребностям времени, так как нестройные дворянские ополчения не могли дать достойный отпор неприятелю на поле брани. Кроме того, дворянские войска отличались плохой подвижностью, собирались медленно и т.п.

Во времена Петра государственная служба не потеряла своего обязательного характера, но получила совершенно иное юридическое основание; землевладельческие права служивых людей были строго регламентированы законом о единонаследии 1714 г. На служивый класс была возложена новая повинность – обязательная школьная подготовка, вызванная техническими особенностями преобразованной военной и гражданской службы.

Вместе с тем у служивых людей, разбитых в прежние времена на чины и разряды, появляется идея корпоративного объединения, внешним показателем чего может служить новое сословное наименование, которое входит в употребление в эпоху Петра. Вместо прежних чинов - думных московских и городовых – с 1712 года появляется единое российское шляхетство, в состав которого входят все служивые элементы. Новые регулярные полки, оторванные от уездного и столичного землевладения, придавал шляхетскому сословию общегосударственный характер. В основу служебного повышения были положены личные качества вместо прежних родовых связей, замечается общая нивелировка всего сословия, которому дали новое наименование, заимствованное из Польши. Признак благородства внедряется на русскую почву и в сознание царских слуг.

В новой облагороженной оболочке продолжало сохраняться крепостное прежнее содержание. Дворян не только заставляли служить и учиться, но и принуждали менять место жительства. В 1714 году, например, Петр обязал 1000 шляхетских фамилий переселиться в Петербург. Не снимая с дворянства прежнего крепостного ярма, Петр всей своей сословной политикой старался подчеркнуть, что в его глазах личные способности и достоинства стоят гораздо выше родовой чести и знатности происхождения. Боярская знать довольно быстро почувствовала перемены. Ее глубоко возмущало отношение царя к Меньшакову и т.п. лицам.

Служба дворян стала значительно тяжелее; поступая в полки, они отрывались от местности, были регулярным войском, служили без перерывов, с редкими отпусками домой, и не могли укрываться легко от службы. Изменилась, словом, организация государственной повинности дворян, но существо повинности осталось прежним.

«На действительную службу дворянин петровских времен, - пишет С,Князьков, -зачислялся с пятнадцатилетнего возраста и должен был начинать ее непременно с «фундаменту», по выражению Петра, рядовым солдатом в армии или матросом во флоте… Петр очень следил, чтобы шляхетство было при деле. Время от времени он устраивал смотры всех взрослых дворян, состоящих и не состоящих на службе и дворянских «недорослей»…»

Таким образом, служба приобрела значение сословной повинности.

Кроме военной службы, такой же обязательной повинностью для шляхетства становится при Петре служба гражданская. Прикрепление к гражданской службе было во многом неожиданным событием для шляхетства. В CUI и CUII вв. только военная служба считалась настоящей службой, и служивые люди если и занимали высшие гражданские должности, то исполняли их как временные поручения. При Петре «штатская» служба становиться одинаково почетной и обязательной для дворянина, как и военная. В виде уступки чванному чувству шляхетства, гнушавшемуся служить рядом с подьяческими детьми, Петр постановил в 1724 году «в секретари не из шляхетства не определять, дабы потом могли в асессоры, советники и выше происходить», из подьяческого же звания в секретари производили за исключительные заслуги. Как и военная служба, новая гражданская – по новому местному управлению и в судах, и в коллегиях и при Сенате требовала определенной предварительной подготовки. Для этого при столичных канцеляриях стали создавать школы, куда сдавали дворянских недорослей для прохождения ими тайн приказного делопроизводства, юриспруденции, экономики и «гражданства», учили не военным наукам, а тем, которые необходимо было знать для прохождения гражданской службы.

Сознавая трудность добиться добровольного тяготения молодых дворян к штатской службе, Петр не предоставлял дворянству воз0можность выбирать службу по собственному усмотрению. На смотрах дворян назначали на службу по их «годности», по внешнему виду, по способностям и по состоятельности каждого, причем была установлена известная служба в военном и гражданском ведомствах: из каждой фамилии на гражданских должностях могли состоять лишь 1/3 членов.

Дворяне, попавшие на службу, если не хотели служить и обладали достаточными средствами, стремились всячески избежать службы, выхлопотать себе легкую командировку путем подкупа чиновников.

Новая организация штатской службы и приравнение ее к военной в смысле обязательности для шляхетства создала потребность нового чиновного устройства в этой сфере государственной жизни. Это было достигнуто установлением 24 января 1722 года «Табеля о рангах всех чинов», где все должности распределялись на три параллельных ряда: воинский, штатский и придворный, Каждый из этих рядов делился в свою очередь на 14 рангов или классов. Ряд воинских должностей начинался генерал фельдмаршалом и оканчивался фендриком. Сухопутным должностям на флоте соответствовали: генерал-адмирал во главе ряда и комиссар корабельный в конце его. Во главе штатских рангов стоял канцлер, за ним – тайные действительные советники, а внизу – провинциальные секретари /13 класс/ и коллежские регистраторы /14 класс/. Названия чинов петровского табеля о рангах сохранялись довольно долгое время. При Петре к каждому классу Табеля была отнесена одна должность или даже целая группа однородных должностей.

Табель о рангах совершил целый переворот не только в служебной иерархии, но и в основах самого шляхетства. Он упразднил старинное деление по родовитости и происхождению, искоренил всякое значение аристократизма в русском государственном строе. Теперь всякий, достигнув личными заслугами известного чина, ставился на соответствующую должность, не пройдя служебной лестницы с низших чинов, никто не мог достигнуть высших.

Особенно показательна в этом смысле судьба и государственная деятельность А.Д.Меньшакова. Как пишет В.Д.Порозовская, «из всех фаворитов и временщиков, которыми так изобилует у нас CUIII век, из всех «баловней счастья», поражающих воображение необычайностью своих судеб, самым замечательным, самым блестящим и популярным является, бесспорно, знаменитый любимец и сподвижник Петра Великого - Александр Данилович Меньшаков». Кому не известно, - вопрошает Порозовская, - его низкое происхождение и необыкновенно быстрое возвышение, его беспримерное могущество, безграничное честолюбие, злоупотребления властью и страшное неожиданное падение?

Меньшаков происходил из простолюдинов. При каких обстоятельствах Меньшаков появился при дворе достоверно неизвестно. Некоторые иностранцы утверждали, что он перешел к царю от Лефорта и несколько лет исполнял при Петре должность денщика. Денщик Меньшаков прошел военную службу в потешных ротах, брал уроки кораблестроительства у сардамских плотников. Постепенно он стал настоящим сотрудником Петра. Награды и милости сыпались на него без конца.

Редкое доверие к Меньшакову со стороны царя, дававшее ему возможность распоряжаться с особой самостоятельностью, действовало не лучшим образом на страсти любимца.

«Натура сильная, в высшей степени даровитая, Меньшаков, несмотря на отсутствие всякой теоретической подготовки, сумел в короткое время стать полезнейшим сотрудником Петра. Но эти редкие способности не были облагорожены нравственным чувством. Меньшакову не хватало той высоконравственной черты, которая мирит нас со всеми недостатками могучей, но мало культивированной натуры Петра – именно его безграничной любви к отечеству, преданности идеи, которой он служил всю жизнь».

Чтобы возвысить в глазах окружающих значение своих неродовитых сподвижников, Петр стал жаловать их иноземными титулами. Например, Меньшаков был возведен в 1707 году в сан светлейшего князя, а перед тем, по ходатайству царя, был сделан князем Священной Римской империи. Боярин Головин тоже сначала был возведен императором Леопольдом 1 в графское достоинство Священной Римской империи, потом сам Петр стал возводить в графское достоинство: Мусина-Пушкина, Шереметева, Голокина, Зотова, Апраксина, Толстого, Ягужинского и других. А.Строгонов – человек именитый в 1722 году был пожалован баронским титулом. Петр утверждал, гербы дворян и выдавал грамоты на дворянство. Раз приобретенное по службе дворянское достоинство передавалось по наследству, что также являлось нововведением Петра.

Вместе с тем происходили существенные перемены в земледельческом положении дворян, так как образование регулярной армии довершило разрушение основ поместного владения. Когда дворянская служба стала не только наследственной, но и постоянной, и поместье должно было стать не только постоянным, но и наследственным владением, навсегда слившись с вотчиной. Как поместные, так и вотчинные земли образовали одно понятие недвижимой собственности, право распоряжения которой, впрочем, было стеснено законом 1714 г. Этот закон в CUIII веке называли «изящнейшим благодеянием, коим Петр Великий поместные дачи в собственность пожаловал».

Бездетные владельцы могли передать свою недвижимость родственникам по своему усмотрению.

Если же отсутствовало завещание, то, по общему правилу, недвижимость передавалась ближайшему родственнику.

Дворяне обязывались уплачивать подушную подать за принадлежащих им крепостных. Помещик становился ответственным сборщиком податей, ограждая вместе с тем свои села и деревни от разорительных наездов фискальных администрации. Недоимка в сборе прямого налога по указу 1727 г. взималась не с крестьян, а с самих помещиков и их приказчиков. В помещике законодательство Петра усматривало как бы руководителя того самого труда, который являлся источником подушной подати.

По существу, из военной корпорации CUII века уездное дворянство эпохи Петра превратилось в финансовую организацию для сбора подушной подати.

Дворянство в петровскую эпоху в целом осталось привилегированным сословием. Оно пользовалось значительными преимуществами по сравнению с другими. Дворянин имел право на разные почетные должности, был в некотором смысле помощником государя в исполнении законов, не мог владеть землей и крестьянами, лично освобождался от податей и пяток по делам судебным. Хотя широким правам дворянства соответствовали и их обязанности.

Что получилось в результате основных и второстепенных дополнительных мероприятий Преобразователя по отношению к служивому сословию? Прежде всего, законодательные меры Петра изменили формы обязанностей дворянства. Теперь оно служило поголовно и ставилось во главе вооруженной массы, руководило ее действиями и военной подготовкой. Петр, строго разграничил военную и гражданскую службу, часть шляхетства должна была посвящать себя исключительно гражданской службе. Дворяне по-прежнему обладали исключительным правом землевладения. Кроме того, его обязали учиться и приобретать ряд специальных знаний.

С другой стороны, Петр присвоил дворянскому званию значение почетного благородного достоинства, даровал гербы и титулы, разрушил прежнюю замкнутость служивого класса, открыл путем выслуги широкий доступ в дворянскую среду людей неродовитых, что в CUII веке нельзя было представить.

В результате, наверху общественного /сословного/ деления граждан Российского государства образовался привилегированный слой, поставляющих, так сказать, командный состав для армии и флота граждан, созидавших своим трудом государственное богатство.

События после смерти Петра показывают, что шляхетство, пополняя гвардию и правительственные канцелярии, - сила, с мнением и настроением которой теперь должны были считаться правительства. После Петра, дворянство, находящееся на службе становится инициатором дворцовых переворотов, пользуясь несовершенством законов о престолонаследии.

Почувствовав себя силой, дворянство начинает стремиться к тому, чтобы освободить себя от тягот подневольной крепостной службы государству, с сохранением, однако, всех тех прав, которые представило им правительство.

Е.В.Анисимов разделяет взгляды дореволюционной историографии на петровскую политику в отношении дворянства как закрепостительную. «Это за бюрократизированное, за регламентированное дворянство, обязанное учиться, чтобы затем служить и служить на бессрочной военной и гражданской службе /даже отставленные от службы «за старостью и за ранами», о чем их часто, освидетельствовал, сам самодержец, определялись в гарнизоны «кто к какому делу способен»/, можно ли назвать господствующим классом-сословием в том смысле, как мы понимаем это применительно к екатерининским или николаевским временам?» – риторически вопрошает историк.

Но как же с правом дворянства владеть землями и крестьянами, как будто принятый в интересах шляхетства указ 1714 г. о майорате, т.е. единонаследии? Анисимов замечает, что право земле и душе владения при Петре – не исключительная привилегия дворян /как позднее/; крепостными могли в первой четверти CUIII века владеть также и купцы. Что же касается управления в правах вотчины и поместья и запрещения дробить их между сыновьями, то здесь царя интересовала, прежде всего, не участь сословия, а интересы государства. Во-первых, с поделенных владений могли бы упасть государственные доходы; во-вторых, как говорилось в указе, при передаче имения единственному наследнику «прочие не будут праздны, ибо принуждены будут искать хлебы службой, учением, торгами и прочим, И то все, что оные сделают вновь для своего пропитания, государственная польза есть».

И ранее, в нем отсутствовали многие важные части права (о государственных учреждениях, о семейном и наследственном праве и пр.), данные о которых историки черпают из других источников. 4. Государственное устройство Московской Руси московский русь судебник государство От великокняжеской к царской власти. Первые московские князья были типичными раннефеодальными монархами своей эпохи. До конца XV ...

Поражение под Нарвой царь назвал «великим счастьем», потому что оно «леность отогнало и ко трудолюбию и искусству день и ночь принудило». Это был чувствительный удар, но он не решал исхода всей войны. Знаток эпохи Петра I историк Н.И. Павленко так описывал ближайшие после Нарвы годы жизни царя: «Петр мчится как курьер – день и ночь, в любую погоду и в любое время года. Обыкновенная повозка или...

Дворянство – привилегированное сословие, имевшее в собственности землю и ставшее основой государственного феодального строя. Различия в терминологической трактовке слова “дворянство” наблюдались ещё в Средние Века. Если в России дворяне были скорее военно-служилым слоем, то в Европе они выступали в роли аристократии, но позже разница в понимании стала менее очевидной.

Виды дворянства

В зависимости от пути присвоения дворянского звания человеку дворяне делятся на:

    Родовое дворянство. Такие дворяне насчитывают несколько родов и имеют родовую фамилию, признанную и узнаваемую. Особо почиталось столбовое дворянство, то есть такое, статус которого можно подтвердить, и существование которого продолжается более ста лет.

    Жалованное дворянство. Дворянский статус присваивался государственному деятелю за особые заслуги в государственной или военной службе. Оно в свою очередь делится на два типа:

    • Наследственное — статус присваивается как непосредственно выдающемуся представителю, так и его детям.

      Пожизненное — дворянские привилегии выдаются только конкретному человеку и не передаются по наследству.

По типу дворянской фамилии данное сословие подразделяется на:

  • Нетитулованное. Такие дворяне не имели родовых титулов, например, князь, барон, граф и т.д. Жалованные нетитулованные дворяне часто не имели земельных наделов во владении.
  • Титулованное. Такой тип дворянского рода имел особое статусное положение. Титулованные дворяне считаются более престижным классом, но менее многочисленным.