Казаки во время революции. Казаки как причина Гражданской войны в России


Начавшись со стихийного народного восстания, революционные события 1917 года повлекли за собой масштабные изменения в привычном укладе жизни всех слоев населения. И казачество не стало исключением. Не успел император отречься от престола, как на смену ему пришло новое временное правительство. Свободолюбивым и своевольным казакам принять подобное положение дел было невыносимо. Поэтому в определенный момент ситуация вышла из-под контроля центральной власти: вместо того, чтобы покорно склонить голову, казаки начали борьбу.

Кубанская республика

Распад Российской Империи ознаменовался не только гражданской войной и массовыми беспорядками. На фоне жесткого передела власти и кровавых расправ над несогласными были провозглашены несколько автономных казачьих республик - Кубанская, Донская, Терская, Амурская, Уральская. Возникли они во многом из-за бессилия центрального правительства, которому не удалось быстро подавить бунты в отдаленных регионах.


Одной из самых долговечных казачьих республик оказалась Кубанская. Не имея большого влияния на исход событий в самом начале революции, в ходе Гражданской войны ее участники заметно нарастили свою мощь. И не просто нарастили, а учредили собственную конституцию и выпустили множество декретов. Законы отделившихся казаков были неугодны центральной власти, но беспрекословно выполнялись на местах.

Уступая другим по численности, Кубанская республика, тем не менее, представляла собой грозную военную силу. Казаки с лихвой восполняли недостаток людей и вооружения удальством. На поле боя им неоднократно удавалось победить офицерские роты, в десятки раз превосходившие их по численности. Даже под ураганным огнем кубанские казаки двигались ровными и правильными рядами, постепенно оттесняя противника и захватывая большое количество пленных. Вполне естественно, что подобное положение дел поднимало настроение в станицах, и желающих встать на сторону кубанцев становилось все больше.

Донская республика

Как и Кубанская республика, Донское войсковое правительство образовалось вскоре после революции 1917 года. Ослепленные обещаниями большевиков прекратить войну, донские казаки поначалу соблюдали нейтралитет. Это позволило красным комиссарам сравнительно легко занять Дон.


Однако после того, как захватчики начали жестко насаждать свои порядки и физически уничтожать всех сопротивляющихся, казаки опомнились. Атаман А.М. Каледин, стоящий во главе Донского войска, быстро организовал мощное сопротивление и выбил красных с занятых позиций. Вскоре после этих событий была провозглашена независимость и принят проект Конституции.

Несмотря на радужную перспективу, донских казаков постигла участь кубанских соседей. Во многом раскол произошел из-за того, что они оказались вовлечены в политические игры белого движения. Хотя не стоит умалять влияния на подобное развитие событий того факта, что донские казаки отказывались воевать на благо России. Располагая значительной военной мощью, они хотели сражаться исключительно за себя: за свою честь и независимость.


Ситуацию усугубляла ярко выраженная замкнутость народа, которая порой доходила до крайностей. Донские казаки не просто считали представителей других национальностей чужаками, они всячески избегали любых контактов с ними. Под запрет ставились смешанные браки, близкое общение и любые другие бытовые вопросы. Казачьи общины проживали настолько обособлено, насколько это было возможно.

Терское казачье войско

Самым уникальным среди казачеств России было, пожалуй, Терское казачье войско. И дело здесь не в судьбе его представителей - она была схожа для всех представителей дореволюционного казачества. Успев организовать республику и разработав дальнейший план действий, терское казачество смогло просуществовать всего лишь около двух лет, после чего его вместе с другими упразднили в 1920 году.

Однако это не помешало терским казакам оставаться самыми колоритными представителями сословия, и они неизменно выделялись благодаря своему внешнему виду и культурным обычаям. Проживая в близком соседстве с кавказскими горцами, терцы вступали с ними в смешанные браки и принимали их в свою армию. Это отразилось на внешнем виде казаков: одетые в кавказские папахи и бурки, с кинжалами наперевес, они совсем не походили на другие кавалерийские войска.


Именно терские казаки стали первой репрессированной этнической группой, которую насильно выселили из родных станиц. Не помогло даже то, что большая их часть боролась за центральную власть. Всех постигла одна и та же участь: оставить родные места живыми или погибнуть, отказавшись уступить дома ингушам, чеченцам и другим представителям новообразованных северокавказских республик.

Другие казачьи войска

Революция и последовавшая за ней война стали переломным моментом в жизни нескольких миллионов русских казаков. Независимо от региона проживания и уклада жизни, они имели общее национальное самосознание и, по большей части, не были солидарны с новым правительством. Как следствие, февраль 1917 года имел для кубанских, донских, терских, уральских, астраханских и оренбургских казаков серьезные последствия.


Отречение императора Николая II от престола внесло смуту в налаженное централизованное управление войск. Основная их масса длительное время находилась в подвешенном и неопределенном состоянии, что не шло на пользу осознанию себя как единой общности. Ситуацию усугубляли капиталистические отношения, которые все глубже проникали в казачью среду, разрушая ее изнутри.

Огромный интерес вызывают сегодня и . Именно они позволяют ощутить дух той эпохи.

После Февральской революции 1917 г. на Кубани сложилась политическая ситуация, отличная от общероссийской. Вслед за назначенным из Петрограда комиссаром Временного правительства К. Л. Бардижем и возникшим 16 апреля Кубанским областным Советом, Кубанская войсковая Рада на своем I съезде провозгласила себя и войсковое правительство высшими органами управления войска. Сложившееся таким образом "троевластие" просуществовало до 4 июля, когда Рада объявила Совет распущенным, после чего К. Л. Бардиж всю полноту власти в области передал войсковому правительству.

Опережая развитие событий в Петрограде, заседавшая в конце сентября-начале октября II -я краевая Рада провозгласила себя верховным органом не только войска, но и всего Кубанского края, приняв свою конституцию - "Временные положения о высших органах власти в Кубанском крае". После того, как одновременно начавшиеся 1 ноября 1-я сессия Законодательной Рады и часть 1-го областного съезда иногородних объединились, они заявили о непризнании власти Совнаркома и на паритетных началах сформировали Законодательную Раду и краевое правительство. Председателем Рады стал Н.С. Рябовол, председателем правительства вместо избранного атаманом Кубанского войска А. П. Филимонова - Л. Л. Быч. 8 января 1918 г. Кубань была провозглашена самостоятельной республикой, входящей в состав России на федеративных началах.

Выдвинув лозунг "борьбы с диктатурой слева и справа" (то есть с большевизмом и угрозой реставрации монархии) кубанское правительство пыталось найти свой, третий путь в революции и гражданской междоусобице. За 3 года на Кубани у власти сменилось четыре атамана (А. П. Филимонов, Н. М. Успенский, Н. А. Букретов, В. Н. Иванис), 5 председателей правительства (А. П. Филимонов, Л. Л. Быч, Ф. С. Сушков, П. И. Курганский, В. Н. Иванис). Еще чаще менялись составы правительства - в общей сложности 9 раз. Столь частая смена правительства во многом была следствием внутренних противоречий между черноморским и линейным казачеством Кубани. Первое, экономически и политически более сильное, стояло на федералистских (так называемых "самостийных") позициях, тяготея к "неньке-Украине". Его наиболее видными представителями были К. Л. Бардиж, Н. С. Рябовол, Л. Л. Быч. Второе политическое направление, представленное атаманом А. П. Филимоновым, традиционно для русскоязычных линейцев ориентировалось на единую и неделимую Россию.

Тем временем состоявшийся 14-18 февраля 1918 г. в Армавире I съезд Советов Кубанской области провозгласил Советскую власть на всей территории области и избрал исполком во главе с Я. В. Полуяном. 14 марта Екатеринодар был взят красными войсками под командованием И. Л. Сорокина. Покинувшая столицу края Рада и ее вооруженные силы под командованием В. Л. Покровского объединились с Добровольческой армией генерала Л. Г. Корнилова, выступившей в свой первый Кубанский ("Ледяной") поход. Основная часть кубанского казачества не поддержала Корнилова, 13 апреля погибшего под Екатеринодаром. Однако полугодовой период пребывания на Кубани советской власти (с марта по август) изменил отношение к ней со стороны казаков. В результате 17 августа в ходе второго Кубанского похода Добровольческая армия под командованием генерала А. И. Деникина заняла Екатеринодар. В конце 1918 г. она на 2/3 состояла из кубанских казаков. Однако часть из них продолжала сражаться в рядах Таманской и Северо-Кавказской красных армий, отступивших с Кубани.

После возвращения в Екатеринодар Рада приступила к решению вопросов государственного устройства края. 23 февраля 1919 г. на заседании Законодательной Рады был утвержден 3-х полосный сине-малиново-зеленый флаг Кубани, исполнен краевой гимн "Ты, Кубань, ты - наша Родина". Накануне в Париж на Версальскую мирную конференцию была послана делегация Рады во главе с Л. Л. Бычем. Идея кубанской государственности вступила в конфликт с лозунгом генерала Деникина о великой, единой, неделимой России. Председателю Рады Н. С. Рябоволу это противостояние стоило жизни. В июне 1919 года он был застрелен в Ростове-на-Дону деникинским офицером.

В ответ на это убийство с фронта началось повальное дезертирство кубанских казаков, в результате которого в Вооруженных силах юга России их осталось не более 15%. На парижский дипломатический демарш Рады Деникин ответил ее разгоном и повешением полкового священника А. И. Кулабухова. События ноября 1919 г., названные современниками "Кубанским действом", отразили трагедию судьбы кубанского казачества, выраженную фразой "свой среди чужих, чужой среди своих". Это выражение может быть отнесено и на счет кубанских казаков, воевавших на стороне красных, - И. Л. Сорокина и И. А. Кочубея, после гибели объявленных советской властью авантюристами. Позднее, в конце 30-х, их судьбу разделили известные кубанские большевики-казаки - Я. В. и Д. В. Полуян, В. Ф. Черный и другие.

Взятие Екатеринодара частями Красной армии 17 марта 1920 года, эвакуация остатков деникинской армии из Новороссийска в Крым и капитуляция 2-4 мая под Адлером 60-тысячной Кубанской армии не привели к восстановлению гражданского мира на Кубани. Летом 1920 года развернулось повстанческое движение казачества против советской власти в Закубанье и приазовских плавнях. 14 августа в районе станицы Приморско-Ахтарской высадился десант врангелевских войск под командованием генерала С. Г. Улагая, закончившийся провалом. Тем не менее, вооруженная борьба кубанского казачества в рядах бело-зеленого движения продолжалась вплоть до середины 20-х годов. Из 20 тысяч эмигрировавших кубанских казаков более 10 тысяч осталось за границей навсегда.

Кубань дорогой ценой заплатила за установление советской власти. Из меморандума Краевой Рады известно, что только за весну-осень 1918 года здесь погибло 24 тысячи человек. Советские источники дают не менее устрашающую картину белого террора. Тем не менее, в 1918 г. - начале 1920г. краю удалось избежать негативного воздействия политики военного коммунизма и расказачивания, так как с осени 1918 года и до весны 1920 Кубань находилась в тылу деникинской армии. В совокупности с мощным сельскохозяйственным потенциалом, наличием портов это создало, сравнительно с другими регионами России, более благоприятные условия для экономического развития. То же можно сказать и о положении дел в сфере культуры и просвещения. В годы гражданской войны Екатеринодар стал одной из малых литературных столиц России. Если накануне Первой Мировой Войны на Кубани насчитывалось 1915 учебных заведений, то к 1920 году их стало 2200. В 1919 году в Екатеринодаре был открыт Кубанский политехнический институт, а в 1920 - Кубанский государственный университет.

Драматизм противоборства сил старого и нового, столкнувшихся на Кубани как "лед и пламень", ярко запечатлен в образных названиях книг о гражданской войне в крае. Это воспоминания Р. Гуля "Ледяной поход" и повесть А. Серафимовича "Железный поток", посвященные героическим походам Добровольческой и Таманской армий. Трагедия братоубийственной войны нашла свое отражение в названии романа А. Веселого "Россия, кровью умытая", повествующего, в том числе о событиях, происходивших на Кубани. В сжатой и откровенной форме передает настроения казачества на различных этапах революции и гражданской войны лаконичный язык частушек той поры: "Мы не большевики и не кадеты, мы - казаки-нейтралитеты", "Офицерик молодой, погон беленький, не ходи ты на Кубань, пока целенький" и, наконец, "Господа большевики, не трудитесь даром, казака не помирить с советским комиссаром".

Кандидат исторических наук, доцент А. А. Зайцев

Официальный сайт администрации Краснодарского края



Альманах «Белая гвардия», №8. Казачество России в Белом движении. М., «Посев», 2005, стр. 8-10 .

Падение Временного правительства и установление власти большевиков поначалу не вызвали в казачестве серьезного отклика. Некоторые станицы принципиально отказались участвовать в происходившем - как было заявлено в наказе делегатам в Малый Войсковой Круг от ряда станиц Оренбургского казачьего войска, «впредь до выяснения дела о гражданской войне оставаться нейтральными». 1 Однако, остаться нейтральными, не вмешиваться в начавшуюся в стране гражданскую войну казакам все же не удалось. Десятки тысяч вооруженных, обученных военному делу людей, представляли собой силу, не учитывать которую было невозможно (осенью 1917 г. в армии было 162 конных казачьих полка, 171 отдельная сотня и 24 пеших батальона). Острое противостояние красных и белых в итоге дошло до казачьих областей. В первую очередь это произошло на Юге и на Урале.

И та, и другая противоборствующие стороны активно старались перетянуть казаков к себе (или, по крайней мере, не пустить к противнику). Велась активная агитация словом и делом. Белые делали акцент на сохранении вольностей, казачьих традиций, самобытности. Красные - на общность целей социалистической революции для всех трудящиеся, товарищеских чувствах казаков-фронтовиков к солдатам. В.Ф. Мамонов обращал внимание на схожесть элементов религиозного сознания в агитации красных и белых, а также методов пропагандистской работы. 2 Вообще же, искренними не были ни те, ни другие. Всех в первую очередь интересовал боевой потенциал казачьих войск.

В принципе, казачество однозначно не поддержало никого. Относительно того, насколько активно казаки присоединялись к тому или иному лагерю, обобщенных данных нет. Практически полностью поднялось Уральское войско, выставившее к ноябрю 1918 г. 18 полков (до 10 тыс. сабель). Оренбургское казачье войско выставило девять полков - к осени 1918 г. в строю было 10 904 казака. Тогда же, осенью 1918 г., в рядах белых было примерно 50 тыс. донских и 35,5 тыс. кубанских казаков. 3 К февралю 1919 г. в Красной армии было 7-8 тыс. казаков, объединенных в 9 полков. В докладе казачьего отдела ВЦИК, составленном в конце 1919 г., делался вывод, что красное казачество составляло 20% общего числа, и от 70 до 80% казаков по разным мотивам было на стороне белых. 4

Нейтралитет казаков не устраивал никого. Казачество было обречено на участие в братоубийственной войне. Воюющие стороны требовали от казаков выбора: и словом («Так знайте же, кто не с нами, тот против нас. Нам нужно окончательно договориться: или идите вместе с нами или берите винтовки и сражайтесь против нас» (председатель Оренбургского ВРК С. Цвиллинг на 1-м губернском съезде Советов 12 марта 1918 г.) 5 и делом, стремясь силой заставить казаков присоединиться к борьбе.

В условиях, когда казачество выжидало, у коммунистов был реальный шанс привлечь его на свою сторону, но стереотипы представлений о казаках, политическая нетерпимость, ошибки в политике привели в итоге к кризису. Кризис назревал постепенно, поэтапно. Это хорошо видно на примере событий в Оренбуржье. В первые три дня после вхождения в Оренбург Красной гвардии несколько десятков станиц заявили о признании Советской власти. Рассылка по ближайшим станицам продотрядов вызвала возникновение партизанских отрядов самозащиты. ВРК 3 марта 1918 г. пригрозил, что если «какая-нибудь станица окажет содействие контрреволюционным партизанским отрядам приютом, укрывательством, продовольствием и пр., то станица такая будет уничтожаться беспощадно артиллерийским огнем». 6 С 23 марта, по свидетельству очевидцев, в городе началась настоящая «охота на казаков». 7 Совершались массовые убийства исключительно за принадлежность к казачьему сословию - это были преимущественно инвалиды, пожилые, больные люди. Как ответная мера - уничтожение нескольких продотрядов в казачьих станицах.

Следующий этап - набег партизанских отрядов на Оренбург в ночь с 3 на 4 апреля. Партизаны удерживали ряд улиц в течении нескольких часов, потом отошли. Ненависть и подозрительность, страх вновь всколыхнулись - как следствие, вновь начались расправы над казаками без суда, самосуды в казачьем Форштадте продолжались три дня. Начались облавы по близлежащим станицам, аресты священников казачьих приходов, расстрелы «враждебных элементов», контрибуции и реквизиции. Артиллерийским огнем было уничтожено 19 станиц. Станицы запаниковали. Потоком пошли протоколы станиц о желании начать мирные переговоры. В протоколе общего собрания станицы Каменно-Озерной было показательное замечание - «мы меж двух огней». 8

Однако коммунистические власти ответили очередным ультиматумом, пригрозив «беспощадным красным террором» - «Виновные станицы» будут «без всякого разбора виновных и невиновных сметаться с лица земли». 9 Даже в конце мая губисполком и ВРК принимали постановления, требуя прекратить продолжающиеся самосуды и разрушения станиц. Подобные действия оттолкнули казаков от советов, подтолкнули колеблющихся. Отряды самообороны стали основой армии Комуча.

Сходная ситуация имела место на Дону: в станице Вешенской в конце 1918 г. произошло восстание против белых. В ночь на 11 марта 1919 г. восстание вспыхнуло вновь, теперь же по причине недовольства политикой большевиков.

Несмотря на совершенно различные, казалось бы, цели, обе стороны действовали практически одними методами. В начале 1918 г. Оренбург в течении нескольких месяцев был под контролем красных, затем в город вступил атаман А.И. Дутов. Порядки, им устанавливаемые, были удивительным образом схожи с порядками, насаждаемыми коммунистическими властями. Современники подметили это почти сразу же - в меньшевистской газете «Народное дело» появилась статья с характерным названием «Большевизм наизнанку». 10 Из местных органов власти были тут же изгнаны политические противники, введена цензура, налагались контрибуции. Происходили аресты по классовому признаку: красные арестовывали казаков и буржуазию, белые - рабочих и за «активное участие в шайке, именующей себя большевиками». Симптоматично, что в равной мере от тех и других пострадали казаки, пытавшиеся вести диалог с властью - почти сразу после занятия Оренбурга красными была закрыта казачья газета, бывшая в оппозиции атаману Дутову, арестованы казаки, выступавшие за диалог с Советами. Распущен исполком Совета казачьих депутатов. Позднее эти же люди были репрессированы Дутовым. Свидетельством слабости можно считать готовность, с которой стороны относили свои провалы на счет успехов другой стороны. Большевики все более становились своеобразным «жупелом», которым атаманы запугивали казаков в своих интересах. Факт наличия у партизан, совершивших набег на Оренбург 4 апреля 1918 г., белых повязок был истолкован коммунистами как признак белой гвардии.

Обе стороны скрывали свою слабость в насилии, достаточно демонстративно перекладывая вину отдельных лиц на всю станицу. Дутовцы устраивали расправы над станицами, не подчинявшимися мобилизации. Аналогично поступали войска В.К. Блюхера. 11 Расстрелы становились массовым явлением. За два месяца действия известной директивы на Дону было расстреляно не менее 260 казаков. На территориях Уральского и Оренбургского войск в это время были белые правительства - только в Оренбурге в январе 1919 г. за уклонение от службы в белой армии было расстреляно 250 казаков.

Хотели этого красные и белые или нет, но карательные меры одной стороны неизбежно подталкивали казаков на сторону противников. Генерал И.Г. Акулинин писал: «Неумелая и жестокая политика большевиков, их ничем не прикрытая ненависть к казакам, надругательства над казачьими святынями, и особенно кровавые расправы, реквизиции и контрибуции и разбои в станицах - все это открыло глаза казакам на сущность Советской власти и заставило взяться за оружие». 12 Однако он умалчивал, что белые действовали аналогичным образом - и это тоже «открывало казакам глаза». Территории, побывавшие под одной властью, и хлебнувшие там лиха, сильнее желали другой в надежде на лучшее.

Как же поступали казаки, оказавшись между большевизмом слева и справа? Просто отсидеться в стороне оказалось невозможно - фронты проходили именно по войсковым территориям. Пассивной формой противодействия можно считать дезертирство. Другим способом было уклонение от мобилизации - постоянно возрастало число отказов, распространенными стали попытки увильнуть путем отказа от казачьего звания. В Оренбургском войске был издан специальный приказ, по которому «исключенные из войска Оренбургского казаки без всякого следствия и суда передавались в лагерь для военнопленных». 13 С конца 1918 г. частыми явлениями стали отказы от ведения военных действий, массовые переходы на сторону РККА.

Особой формой противодействия стали казачьи партизанские отряды самообороны, которые стали создаваться в станицах для обороны от любой внешней угрозы. Упрощенная биполярная схема расстановки сил в Гражданской войне, господствовавшая в отечественной литературе на протяжении десятилетий, неизбежно относила казаков-партизан к одному из лагерей. Оренбургские партизаны, противодействовавшие реквизициям красных отрядов, стали восприниматься как белые; казачьи отряды (в т.ч. Ф.К. Миронова), встретившие летом 1918 г. белых на пути к Волге - красными. Однако все было значительно сложнее.

Как нам кажется, не совсем верно будет утверждать, что выступив в итоге на чьей-либо стороне, казаки тем самым однозначно становились красными или белыми. Традиционно принятые в советской литературе объяснения безусловного перехода «трудового казачества» на сторону красных в результате пропагандистской деятельности коммунистов и «кулаков» на сторону белых крайне упрощают сложную картину. Казаки сражаются на столько за кого-либо, сколько против кого-либо. Удаление со своей территории враждебных сил почти сразу влекло за собой спад военной активности. По мере того, как белые армии покидали войсковые территории, усиливался отток из них казаков. На наш взгляд, массовые переходы на сторону красных не есть результат идейного выбора, а просто возвращение домой. За пределы России, в эмиграцию, ушли, прежде всего, те, для кого не было дороги назад. Остальные же попытались приспособиться к новым условиям.

1 Гражданская война в Оренбуржье (1917-1919 гг.). Док-ты и мат-лы. Оренбург, 1958. С. 32.

2 История казачества азиатской России. Т.3. ХХ век. Екатеринбург, 1995. С. 71-72.

3 История казачества Урала. Под ред. В.Ф. Мамонова. Оренбург-Челябинск, 1992. С. 209; Машин М.Д. Оренбургское и уральское казачество в годы гражданской войны. Саратов, 1984. С. 38; Футорянский Л.И. Казачество в период гражданской войны. //Казачество в Октябрьской революции и гражданской войне. Черкесск, 1984. С. 54.

4 ГА РФ. Ф. 1235. Оп. 82. Д. 4. л. 98.

5 За власть Советов. Сб. восп. Чкалов, 1957. С. 145.

6 Войнов В. Атаман Дутов и трагедия Оренбургского казачества // Рифей. Уральский краеведческий сборник. Челябинск, 1990. С. 75.

7 Рабочее утро. № 41. 1918. 18(05).07.

9 Известия Оренбургского исполнительного комитета Совета казачьих, рабочих и крестьянских депутатов. № 49. 1918, 11.04(29.03).

10 Народное дело. № 7. 1918. 17.07.

11 Машин М.Д. Указ. соч. С. 58; Гражданская война в Оренбуржье. С. 137.

12 Акулинин И.Г. Оренбургское казачье войско в борьбе с большевиками. 1917-1920. Шанхай, 1937. С. 168.

13 Оренбургский казачий вестник. 1918. 24.08.

Минувшим летом 2015, проведывая свою родню, пересек Донскую землю от города Шахты через станицу Обливскую до берегов Волги, где впервые в заливе увидел, как цветет лотос. Цветы растения нежно розовые. Невольно вспомнилась памятная аллея бюстов «белых» героев Тихого Дона в кадетском казачьем корпусе имени Атамана Бакланова в городе шахтеров. И ведь были прославленные «красные» казаки, о которых нынче не очень-то пишут. Но они и «белые», и «красные» были и остались в истории все казаками. И у тех и других практически была одна цель – защита своего народа. Но понимали противники каждый по своему народную мечту о воле, а кровь проливали народную алую….

«Красные» казаки Подтелков и Кочубей были повешены, «белые» казаки утоплены в Черном море.

В моем архиве есть документ датированный октябрем 1986 года, который привожу впервые. « Свидетельство. Настоящее свидетельство составлено в присутствии руководителя историко-краеведческого кружка Еремина Н.М. и кружковцев Мамцевой Л.Г, Понамаревой Н.Ф, Коваленко И.В., Табацкова С., Ходарева С., Бойко С., Давлетова О., о том, что Каменчук Евдокия Яковлевна 1905 года рождения, проживающая в станице Шелковской по улице Кооперативной, дом 27; Отинова Елена Васильевна 1900 года рождения, проживающая в станице Шелковской по улице Комсомольской, дом 16; Дмитриев Ефим Степанович 1909 года рождения, проживающий в станице Шелковской по улице Партизанской, дом 20 являются очевидцами и свидетелями того, что в период Гражданской войны в ноябре 1918 – феврале 1919 года в бывшем атаманском правлении станицы Шелковской Терской области (ныне там располагается Шелковской райОНО) был станичный революционный комитет, председателем которого был казак Лучининов Прокофий Савельевич. Во время вступления деникинских войск в феврале 1919 года в станицу Лучиниов был убит белобандитами, как сторонник Советской власти».
В ту же ночь были убиты казак Шаповалов и солдат Косов. Их именами назвали впоследствии две улицы в станице, а вот Лучининов, как бывший царский офицер, такой чести не удостоился….
В станице есть братское кладбище, где упокоились сотни безымянных жертв Гражданской войны.
Казачка Анна Волошина рассказывала мне, что кровь ручьем текла через порог станичной школы, потому что больных тифом и раненых красноармейцев через окно расстреливали белые, а потом крючьями вытаскивали из помещения и закопали на окраине Шелковской.

В восьмидесятые годы ХХ века при участии гребенского казака станицы Курдюковской Василия Лобова мне удалось записать воспоминания современников о «красном» комбриге казаке Иване Антоновиче Кочубее.

Родился Иван Кочубей в 1893 году на хуторе Роща Кубанской области. Во время первой Мировой войны проявил храбрость и удаль. Был награжден Георгиевским крестом. Когда его бывший командир полковник Шкуро создал отряд сторонников «белого движения», Иван Кочубей собирает «красных» партизан. Во главе этого соединения весной 1918 года освобождает от белых станицу Невинномысскую. За проявленную личную храбрость во время этой смелой и дерзкой операции Кочубей был произведен в комбриги. Боевая слава кочубеевцев широко разнеслась по всему Южному фронту и не было у них ни одного проигранного сражения.

…Январь 1919 года. 11-я Красная армия отступала в направлении Астрахани через Моздок, Червленную и Кизляр. Терские станицы встречали и провожали уходящих «красных» молчаливо. Не видели терцы досель такого людского потока, которому, казалось, не будет конца. Уходили с войсками беженцы городов и станиц Кубани и Терека, Тамани и Ставрополья.
13 января «белые» начали активное наступление по всему фронту. На бригаду Ивана Кочубея, прикрывавшую отход армии, были брошены лучшие полки белогвардейцев. Кочубеевцы с беспримерным мужеством отбивали атаки, контратакуя врага. Кочубей своим личным примером вдохновлял бойцов, появляясь на самых опасных участках обороны. Под Георгиевском разгромили офицерскую дивизию, приостановив наступление врага и дали возможность XI Красной армии продолжить отход на Кизляр. В районе станицы Мекенской был окружен Ленинский полк, пришедший на помощь из Астрахани. Благодаря своевременной помощи кочубеевцев полк вышел из окружения и после короткого и яростного боя противник был отброшен к поселку Алпатово.

О том времени свидетельствует казачка станицы Курдюковской Евдокия Деонисиевна Кабылина. «Шел январь 1919 года. Зима еще была не холодная, малоснежная, какая часто бывает в наших местах.
Перед обедом выхожу по воду до колодца, а по улице скачет станичный сорвиголова Сидорка Кадасков и орет: «Красные идут, встречай Дуняша!» А у самого улыбка от радости до ушей. И уже издали прокричал: «Кочубей идет!». Набрала я воды и побыстрей иду домой, а навстречу верховые в бурках, кубанках под башлыками. Проскакали в центр станицы, а за ними обоз. Стою и смотрю из-за плетня. И страшно мне и любопытно, девченкой еще была. Хотелось взглянуть на Кочубея, какой он. Ведь рассказывали о нем разное.
Тут подъехала к нашему двору тачанка. Распрягли коней, начали поить, сено давать. Послышалась перебранка. Испугалась я, бросилась в дом. Ну, думаю, может и эти грабить будут, как «кадеты» да «зеленые». И давай свой сундучок с приданным в угол потемней заталкивать. А тут вошли в дом двое. Один, что помоложе, с маузером в руках, у другого шашка на поясе. «Что прячешь?» - спрашивают. Обмерла я, но кричу: «Не дам, это мамка мне в приданное собрала!» Куда у меня страх делся! Заулыбались казаки, оружие спрятали и говорят мне: « Ну, вот что, девка собери что поесть, да отнеси раненым в обоз». Я было реветь после их ухода собралась, да потом подумала: кто знает, может, вот так, мои братья где-нибудь маются. Один из них был у красных партизан, а о другом весточки уже много лет не было.
Отдала еду и иду назад в дом, а тот молодой казак, что с маузером был, сидит на подножке тачанки, опершись на шашку. Увидел меня и говорит: «Ну, что, дивчина спужалась? Не бойся, время сейчас такое. Скоро вот возвернемся, тогда и пугаться будет некого» А сам будто не со мной говорит, а куда-то вдаль смотрит. Тут его окликнули: «Батько, иди обедать». Подивилась я, парень-то молодой, а его батькой кличут. После обеда кавалеристы ушли, а мне сказали, что этот «батько» и был Иван Кочубей. Вот так свела меня судьба с знаменитым комбригом. Слышала я, что у Черного Рынка за Кизляром пленили его и склоняли к службе у белых. Не согласился он на уговоры. Отвечал так своим супротивникам: «У меня душа прямая. Знал, за что воевал, знаю за что умру. Смерти не страшусь. Встретил бы вас в бою – то посек бы не глядя!» Казнили белые Ивана Кочубея».
Потом о Кочубее в пятидесятые годы фильм у нас на Тереке снимали. Через Терек у станицы Червленной бой устраивали, в бурунах из казаков наших цепи ставили….. Российский подполковник Георгий Мазуров, чей дед был казачьим полковником 2-го Кизляро-Гребенского полка в Великой войне, затаив дыхание смотрел советский фильм «Кочубей», где в эпизоде был заснят его отец.
И в станицах на Тереке Курдюковской и Каргалинской, Дубовской и Бороздиновской, Старощедринской и Старогладковской, Червленной и Николаевской стояли памятники «красным» казакам.
При въезде в современный областной город Белгород с северной стороны стоит ныне православный крест на братской могиле «белых» деникинцев.
Нет победителей в Гражданской войне!