История и этнология. Факты

После покорения Иудеи римлянами и разрушения II Иерусалимского храма в 70-м году нашей эры у евреев не стало родины. Уже к концу I века довольно большое число изгнанников оказались на Пиренейском полуострове. Часть из них приплыли сюда самостоятельно, часть привезли римляне на свои испанские поля в качестве рабов. За последующие века территория современных Испании и Португалии стала одним из основных центров еврейской жизни. И, хотя наступление христианства иногда сопровождалось притеснениями евреев, за стеной Пиренеев под властью сначала «полухристиан»-вестготов, а потом мусульман-арабов иудеи смогли сохранить свою культуру и религию.

В 1492 году, после изгнания последних исламских правителей с Пиренейского полуострова, король Фердинанд II Арагонский (ставший к тому времени уже и кастильским) с подачи великого инквизитора Томаса де Торквемады повелел всем иудеям в течение трёх месяцев покинуть пределы государства. У тех, кто не успел этого сделать, оставался один выбор — смерть или крещение. Через 10 лет такой же выбор предоставили мусульманам Кастилии и Арагона.

Большинство иноверцев смогли уйти. Мусульмане последовали на юг, через Гибралтар, откуда ислам 8 веками ранее пришёл на Пиренейский полуостров. Иудеи расселились по Средиземноморью и известны теперь, как сефарды, что на иврите означает просто «испанцы». Часть евреев сбежали было в Португалию, но там вскоре повторилась та же история, что и в Испании.

Однако значительное число иудеев и мусульман приняли христианство, превратившись в «новых христиан», которых христиане старые недобро называли марранами (бывших иудеев) и морисками (бывших мусульман).

Жили новообращённые отдельными общинами, и многие тайно исповедовали прежние религии, за что их продолжала преследовать испанская инквизиция. В конце концов и те и другие растворились среди окружающих, хотя на юге Португалии до сих пор остаются города, в которых очень много потомков марранов.

Сколько их было, новых христиан? Каков их вклад в испанскую и португальскую нации?
До сих пор он считался относительно небольшим, однако ни мусульманским, ни иудейским источникам в этом случае верить до конца нельзя, поскольку ни одна религия не поощряет вероотступничество. Вряд ли можно доверять и отчётам инквизиции, тщательно пересчитывавшей лишь тех недообращённых иноверцев, что закончили свою жизнь в пламени костров.

В XXI веке на помощь историкам пришли специалисты по популяционной генетике.

В последнем номере American Journal of Human Genetics опубликована группы испанских, португальских, израильских, британских и французских исследователей под руководством Марка Джоблинга из британского Лестерского университета.

Y-хромосома передаётся лишь от отца к сыну, так что на её основе можно делать выводы лишь о генетике по мужской линии. Однако это не большое ограничение: мы неплохо представляем себе, как были устроены браки в Испании и Португалии в последние 500 лет. Маловероятно, чтобы между данными по мужской Y-хромосоме и митохондриальной ДНК, передающейся только по женской линии, были существенные расхождения.

Генетики попытались измерить долю сефардов и мусульман в генофонде жителей Пиренейского полуострова, используя данные об Y-хромосомах последних. Джоблинг и его коллеги собрали образцы ДНК у 1140 мужчин, проживающих во всех крупных регионах Испании и Португалии, и проверили их Y-хромосомы на наличие трёх десятков генетических маркеров — участков ДНК, по которым можно определить принадлежность человека к той или иной гаплогруппе. Все тысяча с лишним человек уверяли, что они коренные жители, и регион, к которому отнести каждого донора ДНК, учёные определяли по месту жительства его деда. Это самое масштабное на сегодняшний день генетическое исследование жителей Пиренейского полуострова подобного рода.

Распределение маркеров среди пиренейцев учёные сравнили с подобными данными для сефардов и мавров. «Генетические образы» сефарда и мавра Джоблинг и его коллеги составили из анализа тех же маркеров у двух групп мужчин. «Синтетического мавра» слепили из полутора сотен жителей Марокко, Туниса, Алжира и Западной Сахары, «синтетического сефарда» — из генетических данных почти двух сотен жителей средиземноморских городов, относящих себя к потомкам евреев — беженцев из Испании.

После этого оставалось лишь засыпать эти данные в жернова компьютерных и математических методов, моделирующих распространение генов по популяции в процессе её роста. Учёные ограничились ответом на вопрос, каков должен быть вклад сефардов, мавров и «коренных» пиренейцев в исходную популяцию, чтобы через 500 с лишним лет дать то распределение маркеров, которое наблюдается у жителей Испании и Португалии.

Предки жителей Пиренейского полуострова на 19,8% иудеи, а на 10,6% мусульмане.

И доли эти сильно колеблются от одного региона к другому. Например, в Астурии или на юге Португалии от 40% до 50% населения имеют еврейские корни, а вот у 90% жителей Каталонии или Кастилии никаких корней, кроме христианских, не оказалось.

При этом в распределении мусульманского влияния заметна некоторая географическая структура — оно сильнее к югу и западу полуострова, в то время как на востоке ничтожно. А вот сефардские корни распределены по полуострову более или менее случайным образом. Даже у ближайших соседей эта величина может отличаться существенно: например, у жителей Менорки еврейских корней нет, у населения Мальорки средние по Испании 20%, а на Ибице их аж 33%.

Впрочем, не стоит воспринимать эти результаты слишком буквально. Во-первых, вызывает некоторые вопросы выбор «коренного» населения: генетический портрет посконного пиренейца учёные списали с жителей Страны басков, а баски — народ всё-таки особый, с не вполне известным происхождением и не слишком открытый к смешиванию с другими жителями полуострова даже сейчас, не говоря уж о далёких прошлых веках.

Во-вторых, учёные ответили всё-таки на вполне конкретный вопрос: если современное население Пиренейского полуострова сформировалось из трёх заданных компонент, то какова должна быть их пропорция в смеси 500 лет назад?

А нет никаких гарантий ни тому, что исходный состав можно разделить на три компоненты, ни тому, что современные генетические портреты этих условных «мавров», «сефардов» и «басков» в достаточной степени походят на морисков, марранов и потомственных христиан.

В-третьих, исследование Джоблинга и его команды не даёт ответа на вопрос, когда именно разные компоненты были подмешаны в генетический состав современных испанцев и португальцев. Напрямую отождествлять генетическое происхождение и религиозную или культурную принадлежность нельзя. Хотя иудеи и мусульмане на Пиренейском полуострове, согласно историческим свидетельствам, жили относительно замкнутыми общинами (первые — около 14 веков, вторые — около семи), отсюда не следует, что те же генетические маркеры не могли нести народы, которые к XV--XVI векам составили то самое «коренное» христианское население. Ведь то же христианство 15 веков распространялось здесь не только обращением в веру новых народов, но и самими христианами, а у тех могли быть самые разнообразные корни. И, наоборот, ислам распространялся не только со своими приверженцами, но и обращением местного населения.

Да и до появления и той и другой веры до Пиренейского полуострова вполне могли добраться носители самых разнообразных генетических маркеров. В связи с этим антропологический блог Dienekes язвительнозамечает , что по своему генетическому составу «сефарды» Джоблинга — это практически те же «финикийцы», след которых Крис Тайлер-Смит недавно нашёл в генах каждого 17-го жителя Средиземноморья мужского пола.

Разумеется, сам Джоблинг и его коллеги не сторонники поверхностного толкования своих результатов. Они осторожно отмечают, что столь высокий — 20% и 10% — вклад сефардов и мавров в генетику испанцев и португальцев, а также характер распределения этих долей по Пиренейскому полуострову не похожи на картину, в которой не было бы места насильственному перемещению людей. Впрочем, в подробностях эту выдуманную картину учёные рисовать не стали, а многие неприглядные детали подлинной истории давно известны учёным.

Наконец, даже если не принимать все эти оговорки во внимание, стоит очень аккуратно интерпретировать результаты последней работы в отношении конкретных людей.

Даже тому испанцу, что обнаружит у себя Y-хромосому, гарантированно относящую его к сефардам или маврам, вряд ли стоит считать себя наследником хоть сколько-то заметной части генов этих наций. Если проследить корни генеалогического древа любого из ныне живущих людей на 500 лет назад, у него будет, как несложно подсчитать, около миллиона прямых предков на этом уровне.

Результаты исследований по популяционной генетики имеют смысл лишь в отношении к популяциям. Что же до конкретного человека, то каждый из нас относится к той национальности, к которой он относится. По Владимиру Далю, русским является тот, кто думает на русском языке, по Олегу Балановскому — тот, кто считает себя русским. Так же и испанцы с португальцами.

Пятьсот тысяч лет тому назад бадонанские племена из Индии , превосходившие потомков изначальных андонитов , оказались вовлечёнными в очередную крупную расовую борьбу. Военные действия продолжались более сотни лет, и в результате осталось всего сто семей, представлявших наиболее желательную наследственность среди всех живших потомков Андона и Фонты. Среди них у мужчины и женщины внезапно начали рождаться замечательные дети-мутанты, общей численностью девятнадцать человек, которые были не только разумнее своих собратьев, но также их кожа обнаруживала уникальную способность окрашиваться в определённый цвет при попадании на неё солнечного света. Из них пятеро были красными , двое оранжевыми , четверо жёлтыми , двое зелёными , четверо синими и двое индиговыми . Это была сангикская семья , прародители шести цветных рас. В течение примерно 100.000 лет эти сангикские народы смешивались друг с другом и заселяли всё подножье северо-западного Индийского высокогорья , пока рост их численности не заставил их мигрировать. Первичные сангикские расы - красная, жёлтая и синяя - продвигались на холодный север, в то время как вторичные сангикские расы - оранжевая, зелёная и индиговая - предпочитала тёплый юг.

КРАСНАЯ РАСА. Красный человек первым покинул свою родину в центральной Азии, двигаясь в северо-западном направлении и занимая Азию . Неандертальцы , распространённые по всей Евразии и чья восточная ветвь была наиболее поражена неполноценной наследственностью, уже были вытеснены на юг наступавшим ледником, и ко времени прибытия красного человека земля была относительно свободна от этих субчеловеческих типов. В течение почти 100.000 лет красный человек безраздельно господствовал в восточной Азии, пока его жёлтые братья не прибыли, чтобы занять его место.

ЖЁЛТАЯ РАСА. Триста тысяч лет тому назад основная часть жёлтой расы вступила в Китай с юга, мигрируя вдоль побережья. Уничтожая или изгоняя с материка сохранявшиеся неполноценные неандертальские племена по мере своего продвижения, жёлтый человек медленно проникал вглубь страны до тех пор, пока он не вторгся на территории, занимаемые красным человеком. В течение более двухсот тысяч лет эти две высокоразвитые расы боролись за владение Азией, пока побеждённый красный человек, вдобавок оказавшись вплотную к леднику с тыла, не оказался изгнан в Северную Америку через недавно образовавшийся мост суши на месте Берингова пролива .

КРАСНАЯ РАСА И ЭСКИМОСЫ . 85.000 лет тому назад последние сравнительно чистокровные остатки красной расы, численностью около семи тысяч мужчин, женщин и детей, полностью перебрались в Северную Америку . Вскоре после этого они оказались изолированы, когда перемычка суши на месте Берингова пролива ушла под воду. Красный человек больше никогда не возвращался в Азию, однако оставил свой генетический след в Сибири , северном Китае , центральной Азии , Индии и Европе .

Через пять тысяч лет после прихода красного человека в Америку замерзание северных морей заставило эскимосов в Гренландии продолжить движение в западном направлении и таким образом достичь Северной Америки вскоре после того, как красный человек прибыл на Аляску . Пять тысяч лет тому назад произошла встреча одного из индейских племён с одиночной группой эскимосов на юго-восточных берегах Гудзонова залива . Они смешались, и в результате эти эскимосы были поглощены более многочисленными красными людьми. Это единственный случай контакта красного человека с любой другой человеческой расой вплоть до сравнительно недавнего времени.

КРАСНАЯ , ЖЁЛТАЯ , ОРАНЖЕВАЯ И СИНЯЯ РАСЫ. При переходе через Берингов пролив красную расу сопровождали три небольшие группы смешанного происхождения, сочетавшие главным образом оранжевую и синюю расы. Они быстро отделились от красного человека и продолжили путь в Мексику и Центральную Америку , где позднее соединились с небольшой смешанной группой жёлтых и красных людей. Эти расы смешались и за пять тысяч лет разделились на три группы, положившие начало цивилизациям, соответственно, Мексики , Центральной Америки и Южной Америки . (Их поздние и более продолжительные цивилизации были основаны преимущественно красной расой, но содержавшей значительную примесь жёлтой, оранжевой и синей рас.)

СИНЯЯ РАСА. На европейском континенте ледник начинал отступать, позволяя синему человеку, вместе с некоторыми другими, меньшими расовыми группами, мигрировать на запад из своего родного высокогорья в Индии. Следуя древним тропам андонитов, волна за волной они вторглись в Европу . (Баски и берберы , хотя и смешанные с народами Сахары и другими, представляют две уцелевшие ветви этой расы.) В Европе они встретились с неандертальцами, которые уже были вытеснены ледником на юг и на восток. Смешивание синего человека с неандертальцами привело к немедленному улучшению более древней расы. Лапоноиды и эскимосы являются смесью андонической и синей сангикской рас. В течение следующего межледникового периода эта новая сине-неандертальская раса занимала пространство от Англии до Индии .

ОРАНЖЕВАЯ РАСА. Около 300.000 лет до н. э. оранжевый человек вышел из своей родины на запад и начал продвигаться в южном направлении вдоль побережья в сторону Африки . Они основали свою столицу в Армагеддоне , в Палестине , который оставил свой небольшой след перед тем, как был разрушен пришедшим позднее зелёным человеком.

ЗЕЛЁНАЯ РАСА. Неподалёку от места своего происхождения зелёная раса разделилась на три основные группы: северные племена были ассимилированы жёлтой и синей расами; восточная ветвь смешалась с индийскими народами того времени, и её остатки до сих пор продолжают существовать среди них; южная группа вступила в Африку , где они столкнулись со своими оранжевыми собратьями и уничтожили их. Оранжевый человек, как раса, прекратил своё существование 100.000 лет тому назад; остатки его наследственности были поглощены победившим зелёным человеком и последовавшими вскоре индиговыми людьми.

ИНДИГОВАЯ РАСА. Индиговые люди были последними из сангикских народов, мигрировавшими из своего исходного центра расселения рас. Примерно во то время, когда в Египте шли расовые войны между зелёным и оранжевым человеком, начался великий исход чёрной расы на юг, вдоль побережья, в сторону Африки . Вскоре индиговый человек вступил в Египет, где победил зелёного человека просто за счёт численного превосходства. Эти индиговые расы поглотили остатки оранжевой расы и значительную часть зелёной, и такое смешение оказалось весьма полезным для индиговых племён. Индиговая раса переместилась на юг, в леса Африки, и стала доминирующей расовой группой на этом континенте, вплоть до нашего времени.

АНДОНИЧЕСКАЯ , КРАСНАЯ , ЖЁЛТАЯ , ЗЕЛЁНАЯ , ОРАНЖЕВАЯ , СИНЯЯ И ИНДИГОВАЯ РАСЫ. В Индии , самыми ранними расовыми объедиениями было потомство мигрирующих красных и жёлтых людей с коренными андонитами. Эта смешанная группа позднее поглотила значительную часть ослабленной восточной зелёной расы, а также большое количество оранжевой, имела ограниченную примесь синего человека и ассимилировала огромный процент индиговой расы. Коренные жители Индии не являются этими народами, а, скорее, их наиболее древней южной и восточной ветвью. В Индии и Китае вторичные сангикские расы стремились к югу, где их культуры смешивались в Бирме и на полуострове Индокитай . Здесь исчезнувшая зелёная раса сохранилась в большей пропорции, чем где-нибудь ещё.

ЗЕЛЁНАЯ , ИНДИГОВАЯ , КРАСНАЯ И ЖЁЛТАЯ РАСЫ. Поскольку эти более тёмные народы продолжали дальнейшее продвижение на юг, они раселились на островах. Множество различных рас заняло острова Тихого океана . Южные, а затем и более обширные островные территории вначале были заселены народами, несущими значительный процент зелёной и индиговой крови; северными островами владели андониты и, позднее, расы, содержавшие большу ю долю жёлтой и красной. До некоторой степени, ранние красные и жёлтые люди смешались в Азии, и их потомки - современные коричневые люди - жили на юго-восточном морском побережье, пока не были вытеснены на полуострова и ближайшие острова. Предки японцев были вытеснены с материка северными китайскими племенами около 12.000 до н. э.

Ганс Ф.К. Гюнтер

КРАТКАЯ РАСОЛОГИЯ ЕВРОПЫ

Ю.Ф. Леманс Ферлаг, Мюнхен, 1925,

Распределение европейских рас на территории Европы

Жители Британских островов нигде не имеют такой светлой пигментации, как жители северо-западной Германии, и такой темной пигментации, как жители южной Франции. Светлая пигментация населения уменьшается в общем направлении с северо-востока на юго-запад. Сравнительно темную пигментацию имеет в Англии население всей области к югу от линии Ливерпуль-Манчестер и к западу от 2º долготы, т.е. примерно Манчестер-Борнмут. Внутри этой области только в Уилтшире и на востоке графства Сомерсет пигментация более светлая, всего темней она на п-ове Корнуэлл и в южной половине Уэльса. Расположенные в центре Англии графства Нортгемптон, Хантингдон, Бедфорд, Бекингэм и Хартфорд отличаются темной пигментацией населения. Сравнительная темная она и у жителей горной части Шотландии к югу от Каледонского канала (северная Шотландия – нордическая), особенно темная – в Инвернессе, Аргилле и южной Шотландии к западу от линии Глазго-Карлайл. Ирландия имеет население более темной пигментации за исключением графств Лимерик и Типперэри. Самая темная она на юге (Керри, Корк, Уотерфорд), на западе и севере (Ольстер и Коннот). По данным Беддоу сильную западную примесь имеет население западной части графства Голуэй в Конноте.

Темная пигментация населения перечисленных областей Британских островов обусловлена кровью западной и восточной рас: динарская примесь на Британских островах мало заметна, несколько заметней она на Корнуэлле, в графстве Мерионет (Уэльс), в Кимберленде и, прежде всего, – в области Ферт-оф-Форт, где 25 % населения – брахикефалы. Население Корнуэлла преимущественно западной расы, но часто оно имеет черты лица, напоминающие «семитские». Более заметную примесь восточной расы имеет Уэльс, а также Девон и западная часть графства Сомерсет. Сильная примесь восточной расы сказывается и на жителях перечисленных графств центральной Англии, но на Чилтернских холмах между Оксфордом и Кембриджем снова усиливается примесь западной расы. Восточный тип чаще встречается в северо-западной Ирландии, западной Шотландии и на Гебридах. Но сильней всего примесь западной расы в Ирландии. Более низкие головные указатели и высокие лицевые указатели на всех Британских островах, прежде всего, в южной Англии и Ирландии, это признаки нордической и западной рас. Можно дать такое распределение: горная западная Шотландия – восточно-нордическая смесь, Уэльс, Дорсет, Девон, западный Сомерсет и северо-западная Ирландия – смесь восточной, нордический и западной рас, Корнуэлл и Ирландии за исключением ее северо-западной части – западно-нордическая или нордически- западная смесь. Шетландские острова населены людьми нордической расы, как и Гебридские (с небольшой примесью восточной расы). На Лонг-Айленде еще не так давно на темноволосых людей смотрели с презрением. В целом на Британских островах, включая области с темной пигментацией населения, нордическая примесь значительна. Примерный расклад: 55-60 % нордической крови , 30 % западной и 10 % восточной .


Своеобразная и еще недостаточно объясненная черта – высокий средний рост жителей Британских островов, включая темно пигментированных. Действовали ли в данном случае особые условия отбора? Или смешение рас стимулирует (временно) рост гибридов? Нордический слой в Англии сохранился в большей чистоте, чем в Германии.

Во Франции область преобладания нордической расы простирается с севера от побережья до Шампани, к югу от населенных преимущественно людьми восточной расы Арденн и пересекает центральную Францию, причем процент нордической крови все время убывает по направлению к Лиможу. В одном месте в эту область врезается восточная раса – от гор Морван до Орлеана. На побережье Нормандии преобладает нордическая раса, как и на побережье Бретани, внутренние области которой заняты восточной расой.

Областью преобладания восточной расы во Франции является весь Восток, хотя Вогезский лес отличается сильной дикарской примесью. Восточная раса заселяет возвышенности – Лангр, горы Морван, Кот д"0р, а также Овернь и Севенны, откуда восточное влияние прослеживается в юго-западном направлении до Пиренеев. Альпийские области Франции – смешанные, восточно-динарские. Французские исследователи отмечают сходство между жителями Оверни и Бретани, а Топинар встречал в Бретани людей «азиатского» типа (население южно-бретонского города Пон ль"Аббе сравнивают с монголами).

Западная раса преобладает на побережье Средиземного моря, в нижней и средней части долины Роны, а в смешанном виде – в долине Соны до Шалона. Она преобладает также на юго-западном побережье Франции до Жиронды, особенно в Медоке и Сентонже. Примесь западной расы есть во всей Франции и Бельгии, включая Фландрию.

В районе Перигё длинноголовость сочетается с широко-лицестью. Рипли приписывает эти черты палеолитической кроманьонской расе. Но я предполагаю в этом районе и сильную примесь западной расы.

Плети оценивает долю нордической крови во Франции на уровне 25 % , 50 % приходятся вместе на восточную идинарскую расы и еще 25 % – на западную.

В валлонской части Бельгии преобладает восточная раса, но кое-где, прежде всего, в ряде кварталов Брюсселя заметна западная примесь. Это влияние не только доисторического населения, но и испанской оккупации страны. Фландрия – преимущественно нордическая область с более сильной восточной и более слабой западной примесью. Фламандско-валлонская языковая граница это одновременно граница между областями с преобладанием нордической и восточной расы.

Германия и другие страны немецкого языка будут описаны здесь лишь вкратце, поскольку на эту тему есть специальная работа. Области наибольшего преобладания нордической расы – северо-западная Германия и северная Голландия, особенно те области, где распространен нижнесаксонский диалект. Отсюда процент нордической крови убывает к югу, юго-западу и востоку. К востоку от Одера (за исключением побережья Балтийского моря до Вислы) нельзя больше говорить о преобладании нордической расы. Равно как и к югу от Майна (за исключением долин больших рек).

Северо-восточная Германия, особенно Восточная Пруссия, это область самой сильной примеси восточно-балтийской расы (но не ее преобладания). Примесь этой расы заметна во всей восточной части области распространения немецкого языка, особенно в Саксонии и Нижней Австрии. К западу от линии Киль-Инсбрук эта примесь мало заметна.

Примесь динарской расы сильней всего во всей области баварского диалекта. В южной Баварии и Австрии можно говорить о преобладании динарской расы, усиливающемся по мере приближения к юго-восточной границе немецкого языка. Но примесь ее прослеживается и до его западной границы, причем в Восточной Швейцарии, Южном Бадане и Эльзасе опять можно говорить о преобладании динарской расы. За линию Майна на север она не заходит.

Примесь восточной крови сильней всего в юго-западной Германии; в Шварцвальде, Западной Швейцарии, горных областях Вюртемберга и центральной Баварии эта раса преобладает. Ее боле или менее сильные примеси прослеживаются во всей области распространения немецкого языка, сильнее – вдоль границы немецкого и французского языков и в Верхней Силезии.

Примесь крови западной расы здесь невелика, заметней она в Западной Швейцарии и Восточных Альпах, в Рейнланд-Пфальце и долине Мозеля. Долю нордической крови в немецком народе можно оценить на уровне 50-55 % . Но нордическая кровь в Германии более равномерно распределена во всем народе, чем в Англии, где она сосредоточена в высших слоях.

Испания населена исключительно людьми западной расы, так что ее можно считать расово однородной страной. Восточная раса встречается только в северо-западных и астурийско-кантабрийских горах, особенно вокруг Овьедо, вплоть до северной границы Португалии. Есть и нордическая примесь: Плётц оценивает ее, как и восточную, на уровне 15%. Жители Каталонии гордятся своей «готской» кровью. Нордическая примесь еще заметней в горах Сьерра де Бехар (северо-западная Испания) , в Галисии, среди мараготов в Леоне и по всей Испании – в высших сословиях. Переднеазиатская примесь проявляется на южном побережье Испании (за исключением Кадиса) от Гранады до Севильи. Небольшая примесь ориентальной расы не очень заметна, потому что эта раса близка по типу к западной расе.

Баски говорят на языке, родственные связи которого не установлены. Винклер сближает его с кавказскими языками переднеазиатской расы. Сами баски народ в расовом отношении смешанный. Во Франции это смесь восточной и западной рас, в Испании перевешивает западная раса, но здесь довольно велика и примесь нордической крови: среди горных басков нередко встречаются блондины со светлыми глазами.

В Португалии , как и в Испании, преобладает западная раса. Восточной крови здесь больше нет, нордической очень мало, она есть в прибрежных городах. Зато велика примесь негритянской крови, что отличает португальцев в расовом отношении от испанцев, людей западной расы. Из-за этой примеси негры видят в португальцах почти что себе подобных и уважают их гораздо меньше, чем других европейцев. Говорящие на языке суахили различают «европейцев» и «португальцев».

Северная половина Италии это смесь восточной и динарской рас с небольшой нордической и западной примесью, а южная – область западной расы с небольшой переднеазиатской и негритянской примесью. Динарская раса вторгается в Италию из восточных Альп по северо-восточному побережью от Венеции до Романьи, убывая по мере смешивания. Восточная раса убывает в числе с севера и северо-запада до Рима, где начинается Италия западной расы. Область вокруг Лукки – островок западной расы среди брахикефалов севера Италии. Сильна примесь западной расы и на всем лигурийском побережье. Нордическая примесь – может быть, 15% всего итальянского народа, заметней всего в Пьемонте, Милане и Венеции, но она проявляется и во всей альпийской области и в северных Апеннинах, даже во Флоренции. В Тоскане и Умбрии можно еще встретить людей более светлой пигментации; особенно голубоглазые блондины встречаются в округе Перуджа. Странно, что блондины в Северной Италии чаще встречаются на высоте более 400 м.

В область преобладания западной расы входят острова Сицилия, Сардиния и французская Корсика. Юг Италии более однороден в расовом отношении. Переднеазиатская примесь заметна на юге в Салерно и Бари, а на Сицилии – в Сиракузах и Агридженто. На Сицилии есть и небольшая примесь ориентальной расы. Светлые волосы еще встречаются в бывших лангобардских областях вокруг Беневенто. На Мальте 1% блондинов, в Цуррико на Мальте их больше. Кроме них бросается в глаза также более сильная переднеазиатская примесь среди населения Мальты, которое принадлежит, в основном, к западной расе.

Области населенные словенцами, хорватами, сербами, черногорцами и албанцами это области наибольшего преобладания динарской расы. Но среди эти народов заметны и примеси других рас: кровь западной расы проникла в побережья Средиземного моря, восточно-балтийская – из восточной Европы. Нордическую кровь занесли разные народы нордического происхождения. У южных албанцев нордическая примесь сильней, у сербов она такая же, как у словенцев. Албанские поселенцы занесли динарскую кровь в Калабрию (с небольшой нордической примесью).

Норвегия до областей, населенных саамами (народ центрально-азиатской расы с восточно-балтийской и нордической примесью), страна преимущественно нордическая. Примесь центрально-азиатской крови есть как в Норвегии, так и в Швеции и у несаамского населения. Примесь восточной расы есть на островах западного побережья между Бергеном и Тронхеймом и в области между Согне-фьордом и Норд-фьордом. Но больше всего она на юго-западном и южном побережье Норвегии (Хёугесунн – Ставангер – Кристиансанн). На всем западе Норвегии есть очень небольшая западная примесь – возможно, результат древних связей с Англией и Шотландией (с пиктами). Самое чистое нордическое население Норвегии живет в Остертале и Судбраннетале. Восточно-балтийская раса преобладает в лесистой местности Трюссил на шведской границе; Рипли описывает тамошних жителей как «монголоидов». Но речь идет о восточно-балтийских переселенцах из Финляндии (кванах),

Люди своеобразного типа живут у Согне-фьорда: темноволосые мезо- и брахикефалы среднего и низкого роста с «южным» темпераментом в речи и движениях, весьма воинственные. Возможно, в этой замкнутой области в результате отбора (из западной, восточной и нордической составляющих) возник наследуемый комплекс признаков, а может быть, речь идет о расе неизвестного происхождении. Норвегия с ее замкнутыми долинами сохраняет племенные различия и среди нордического населения. Часто все жители таких долин принадлежат к немногим семьям. В Тюдалене (округ Тронхейм), по-моему, сохранилась даже кроманьонская раса.

Швеция , за исключением областей, населенных саамами и финнами, самая чистая нордическая страна вообще. На крайнем юге заметна примесь восточной расы, в остальном Швеция – расово однородная страна, точно так же, как Испания – страна западной расы. Нордическая раса в наиболее чистом виде представлена вокруг озера Веттерн в Емтланде и в Даларна. Это области наибольшей чистоты нордической расы на Земле. Понятно, почему именно там ищут прародину нордической рясы.

В результате связей с Финляндией в Швецию попало много восточно-балтийской крови, а в Финляндию – много нордической. В Швеции 13 % брахикефалов. Доля нордический крови в шведском народе – свыше 80 %, в Норвегии – 75-80 %.

Дания в целом не такая чисто нордическая страна и ее нельзя сравнивать со Швецией и Норвегией. Самая нордическая область Дании – Ютландия. На датских островах примесь восточной расы столь велика, что в целом население Дании выглядит менее нордическим, чем жители других скандинавских стран и Шлезвиг-Гольштейна.

Исландия – страна преимущественно нордическая, но и там есть примесь восточной и восточно-балтийской рас. Скальд Эгиль (900-982) смеялся над своим плоским носом и своими темными волосами.

Восток Европы представляет собой постепенный переход от смешанных расовых типов Центральной Европы к восточно-балтийским, переднеазиатским и центрально-азиатским областям. Подобно тому, как азиатский растительный и животный мир начинается далеко к западу от Уральских гор и реки Урал, так уже на юге Европейской части России и на Балканском полуострове начинает меняться картина народов. Появляются и становятся все чаще люди центрально-азиатского и переднеазиатского расового происхождения. Для северо-востока Европы характерно преобладание восточно-балтийской расы. Для юго-востока –разнообразные переходы восточно-балтийской расы в центрально-азиатскую и в среднеазиатскую. При сходстве восточно-балтийских и центрально азиатских физических признаков часто трудно провести четкую границу между этими расами,

В пределах этой – если смотреть с севера на юг – сначала нордически-восточно-балтийской и нордически-восточной, потом восточно-восточнобалтийской. динарско-восточнобалтийской, западно-восточнобалтийской и, наконец, переднеазиатско-восточнобалтийской области есть и исключения. Литовцы и латыши – преимущественно нордические народы с сильной восточно-балтийской примесью, эстонцы тоже. Великорусские области, примыкающие к Прибалтике, также преимущественно нордические. Нордическая кровь проявляется, прежде всего, по течению Вислы, еще больше – по течению Западной Двины и в Южной Волыни. К югу и к востоку она постепенно исчезает, ее место в соответствующем объеме занимает восточно-балтийская кровь и наконец начинаются области с наиболее сильной центрально-азиатской примесью. Однако в областях, где распространен русский язык, долю нордической крови можно оценивать на уровне 35-40 %. В Польше к востоку еще быстрей уменьшается и процент нордической крови и увеличивается процент восточно-балтийской, восточной и центрально-азиатской. Средний рост поляков ниже из-за большого числа евреев (16 % населения). Сравнительно много нордической крови на севере Полыни.

Финский народ преимущественно нордический на юго-западе и юге Финляндии, но там верхний слой составляют шведы. К северу и востоку начиняются восточно-балтийские области Финляндии.

78 % финнов имеют светлые глаза. Большинство кареглазых (их 10 %) встречается в северной Финляндии среди финского племени кванов, которые восприняли центрально-азиатскую кровь от саамов. Наиболее восточно-балтийским, хотя и с нордической примесью, является финское племя тавастов, живущее в центральной Финляндии.

Остается неизвестным, смесью каких рас являются карелы, В противоположность тавастам они более стройные, среднего роста, многие из них имеют каштановые, вьющиеся волосы, коричневатую кожу, более узкое лицо и более длинный нос. И по своему поведению карелы выделяются среди других финских племен: они веселей, разговорчивей, решительней, хотя и менее стойки. Они предупредительны и благодаря своим манерам производят впечатление более благородных (такими их описывает Рециус). Смесью каких рас они являются? Их пытаются связать с «рязанским типом », о котором речь пойдет ниже. Может быть, сыграли роль особые условия отбора, которые благоприятствовали наследованию комплекса признаков, ставшего результатом скрещивания.

На севере России живут саамские племена, на северо-востоке – ближайшие родственники финнов, как и они, племена восточно-балтийской расы. Ханты и манси представляют собой смесь восточно-балтийской расы с «рязанским типом ». Саамы – народ центрально-азиатской расы с довольно большой примесью восточно-балтийской крови.

Таким образом, среди эстонцев, ливов и особенно среди финной часто встречаются люди нордической расы, говорящие на финских языках. С другой стороны, на русском, индоевропейском языке говорит много восточно-балтийских людей и людей, которые по крови скорее принадлежат к Азии, чем к Европе. Расовая и языковая принадлежность особенно резко расходятся на востоке Европы.

В центральной и северо-западной России (может быть, за исключением примыкающих к Прибалтике более нордических областей) в целом преобладает восточно-балтийская раса. Около 80 % местных жителей имеют светлые глаза, при этом лишь 13 % – головной указатель ниже 80. К югу доля восточно-балтийской расы постепенно убывает, но ее примесь еще заметна и в юго-восточной Европе. В южной России 40 % светлоглазых блондинов, но их светлая пигментация – не нордического происхождения. Более или менее сильная примесь центрально-азиатской крови наблюдается на всем востоке Европы. Особенно заметна она в Ярославской области.

Западная и северная Украина это опять область динарской расы, особенно Харьковская, Полтавская, Киевская и Черниговская области. На западе эта область доходит до Волыни, на востоке – до Волги. В Подолии преобладает динарско-восточная смесь, в Галиции процент восточной расы увеличивается, чем дальше на запад, тем больше. Жители Карпат – смесь восточной и динарской рас. На дуге Карпат и Трансильванских Альп к ним добавляются восточно-балтийская и нордическая примеси. Венгры первоначально принадлежали к восточно-балтийской расе, но их внешний облик сильно изменился после их переселения в Европу из-за примеси восточной, динарской и нордической крови. Балканы и их отроги заселены людьми восточной расы или ее гибридами с динарской расой, Балканский полуостров – смесью западной, переднеазиатской и динарской рас. Область, где динарская раса представлена в наиболее чистом виде, простирается от долины реки Вардар до Салоник. Динарская примесь имеется и на Крите. Но во всей юго-восточной Европе динарская и переднеазиатская кровь сосуществуют, и четких границ между ними нет. Среди румын и болгар, живущих в долине Дуная, преобладает западная раса с небольшой примесью динарской. Болгары, народ центрально-азиатского происхождения, после переселения в Европу изменили свой внешний облик, смешавшись, главным образом, с западной расой. То же самое произошло с турками, но они смешались с переднеазиатской расой. Западная раса с ее длинными черепами заходит от устья Дуная в Молдавию и на юг Украины, отдельные лица этой расы встречаются и северней, на Украине и в Польше. Похоже, что в Польше примесь западной расы была когда-то более сильной.

Среди великорусского народа особо следует выделить область более низкорослых, мезокефальных, темноволосых и кареглазых людей к югу и юго-западу от Москвы, в Рязанской и Тамбовской областях. Этот тип прослеживается и далее на северо-восток, среди мари, удмуртов, хантов и манси. Можно ли считать, что этот «протофинский» или рязанский тип возник под влиянием западной расы? С внешним обликом западной расы не согласуются плоские и широкие лбы людей этого типа и их скошенные наружу скулы. Это скорее азиатские черты. Но в этих местах бросается в глаза ярко выраженная мезокефалия (головной указатель 76-79), что в брахикефальном окружении указывает на примесь длинноголовой расы.

На Кавказе , где в целом преобладает переднеазиатская раса, сталкиваются европейские и азиатские группы. Рыцарский народ осетин, потомки алан, отличается более высоким ростом, среди них 30 % блондинов со светлыми гладами. При их иранском языке это неудивительно. Еще больше светлоглазых блондинов – 60 % – среди курдов Каракуша и Нимруд-Дага. Они тоже говорят на иранском языке.

В Северной Африке еще встречаются большие области, в которых преобладает население западной расы, на всем северном побережье от Египта до Марокко и от Марокко к югу, включая острова. Но во всех этих областях ощущается также примесь ориентальной, негритянской и (прежде всего в Алжире и Марокко) переднеазиатской расы. Западная кровь проникла и вверх по Нилу. Западные черты отличают жителей островов Средиземного моря наряду с более сильной переднеазиатской и более слабой негритянской примесью. На Крите в горах примесь переднеазиатской расы сильней, чем на равнине.

И.А. СИКОРСКИЙ, профессор

Публичная лекция в пользу Красного Креста, читанная в университете св.Владимира, 23 февраля 1904 года

Происхождение основных человеческих рас относится к глубочайшей биологической древности, которая должна быть измеряема сотнями тысяч лет. Как показывают исторические документы, а еще более - исследования остатков ископаемого человека, - различие основных рас ясно обозначилось с незапамятных времен. Не только наружные признаки, как, например, цвет кожи и волос, но даже форма и пропорции скелета и его частей у представителей трех рас обозначились с самой бесспорной очевидностью. Каким нарисован древний еврей или египтянин на стенах египетских границ, таким мы находим современного еврея и феллаха. Еще резче выступают признаки, свойственные скелету данной расы: монгольскую расу можно определить с совершенной точностью по костям через несколько тысячелетий.


Но гораздо важнее тот факт, что также устойчивы и психические черты рас. Каким рисуют нам библейские пророки еврея, таким находим мы его и в наши дни. Французский психолог Рибо, приведя цитату из Юлия Цезаря, характеризующую древних галлов, восклицает: кто в этом описании не узнает современных французов!
Душевные и физические черты рас идут параллельно как два устойчивых и упрочившихся ряда. При скрещивании и смешении рас, при образовании новых народностей и племен замечается поразительный факт, что проходят века и тысячелетия, а в смешанной расе наблюдается не объединение, не перерождение, не средний результат, а, напротив того, слившиеся расы остаются заметными, как два потока слившихся рек, воды которых еще весьма долго текут раздельными полосами - каждая со своим специфическим цветом. В смешанных расах, народах и племенах мы, большею частью, замечаем индивидов, принадлежащих к изначальным составным корням.
Смешение рас может дать то выгодный результат, как, например, смешение славян с финнами, то результат печальный, как дало смешение талантливой древней греческой расы с позднейшими расами, наводнившему Элладу. Скрещивание турецких элементов с грузинами и кавказцами понижает физические и духовные свойства последних.
Приведенные примеры указывают на различие физических и нравственных качеств различных человеческих рас. Без сомнения, в идеальном и нравственном смысле все люди равны, но в биологическом или в био-психическом отношении различие рас весьма существенно, и нравственный идеал должен состоять в том, чтобы низшие расы поднимались до уровня высших и более одаренных. Это и будет тем идеальным объединением человечества, в котором нравственный обмен явится новым фактором жизни.
Душевные черты народа в соединении с вытекающей из них деятельностью составляют НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДУХ. Он дорог народу как сама жизнь, и каждый народ отстаивает свои национальные черты как свое величайшее достояние. Многие войны возникают не в силу территориальных интересов, не из-за требований земельного простора или необходимости открытия новых рынков и т.п. В этих условиях кроется только часть причин, вызывающих бедствия войны. Существуют и другие важнейшие мотивы войны: мы любим родную поэзию, родной очаг, родной язык, свою национальную нравственность, национальную душу. Каждый народ отстаивает это высшее национальное достояние; если этому достоянию угрожает опасность политическая, экономическая, в особенности - опасность биологическая или нравственная. Объясним нашу мысль примерами. В последние годы французские антропологи и биологи забили в набат по вопросу об истреблении слонов. Слоны бессовестно истребляются промышленниками для добывания слоновой кости, и скоро слон исчезнет с лица земли. То, над чем природа трудилась свыше миллиона лет, может навсегда исчезнуть - так рассуждают биологи - и требуют, чтобы слон не был истреблен до последнего экземпляра. Но точно так, как гибнет полезное животное, может погибнуть отдельный человек и целая раса. Великий поэт пал от руки субъекта, у которого:
Пустое сердце билось ровно,
В руках не дрогнул пистолет.
Пушкин погиб жертвою подлости клеветника-дегенерата. Отсюда вытекает естественное стремление рас к самосохранению, и - ВОЙНЫ С ЦЕЛЬЮ САМОЗАЩИТЫ.
Но война является не только актом самосохранения, но нередко она вытекает из потребности НАЙТИ НРАВСТВЕННЫЙ ПРОСТОР И СВОБОДУ ДЕЙСТВИЙ. Природа, частицу которой мы все составляем, стремится совершенствовать людей, старается создать лучшую людскую породу, насадить на земле высшие человеческие формы.
Война чаще решает вопрос о праве наций на НРАВСТВЕННОЕ ПРЕОБЛАДАНИЕ, на господство ее национального духа, который в экономии природы и в ее предначертаниях имеет такое же значение, как все биологические усовершенствования, вытекающие из эволюции.
Судьба рас всецело зависит от их физических и нравственных качеств; этими качествами предопределяется будущность народов.
Из трех основных человеческих рас ЧЕРНАЯ РАСА принадлежит к наименее одаренным на земном шаре. В строении тела ее представителей заметно более точек соприкосновения с классом обезьян, чем в других расах. Вместимость черепа и вес мозга Черных меньше, чем в других расах, и соответственно тому духовные особенности развиты меньше. Негры никогда не составляли большого государства и не играли руководящей или выдающейся роли в истории, хотя в доисторические времена были гораздо распространены численно и территориально, чем впоследствии. Наиболее слабую сторону черного индивидуума и черной расы составляет УМ: на портретах всегда можно заметить слабое сокращение верхней ОРБИТАЛЬНОЙ МЫШЦЫ («мышце мысли» по Duchenne`y), и даже эта мышца у негров анатомически развита значительно слабее, чем у белых; между тем она является истинным отличием человека от животных, составляя специально человеческую мышцу.
В согласии с этим стоит и другая особенность, а именно - то всеобщее стройное напряжение мускулатуры тела, которая соответствует вниманию, и которое придает фигуре белого человека отпечаток свежести, силы и энергии, не является у Черного выдающимся или заметным физиогномическим фактом, отчего даже молодые субъекты этой расы кажутся старообразными и неуклюжими. Наконец, как лобная, так и лицевая мимика носят на себе следы неполной физиогномической дифференцировки, что даже выражено анатомически в частых сращениях тех лицевых мышц, которые у представителей других рас гораздо чаще встречаются разделенными; благодаря этому лицо черного человека вообще представляется более грубым, лишенным тонкой экспрессии, в сравнении с лицом белого человека.
Желтая раса, в особенности в ее наиболее типичных представителях, носит на себе ясно выраженный отпечаток перевеса лобных мышц над лицевыми; благодаря этому, брови почти всегда стоят высоко, и лоб морщинист даже у молодых субъектов.
На основании таких мимических особенностей необходимо заключить, что, несмотря на развитое и дисциплинированное внешнее внимание, у желтой расы, тем не менее, не выработалась вековая привычки к напряженному умственному труду и к мыслительной настойчивости. Жизненная судьба желтой расы в Азии и Америке показывает, что Желтые внимательны, настойчивы и неутомимы в мирном труде, земледелии, садоводстве, в мелкой технике, но они не создали ни наук, ни искусств, и несмотря на их десятитысячелетнюю историю, ум у них не достиг той остроты и силы напряжения, которая переходит в ненасытную жажду знаний и в глубокую потребность интеллектуальной жизни, как это мы видим у Белых. Среди войны Желтые по свойству своего духа легко становятся фанатичными, отдаваясь чувству и страсти, а не уму и соображению.
Белая раса обладает наиболее счастливым сочетанием душевных способностей, что выражается в равномерном, симметрическом развитии УМА, ВОЛИ И ЧУВСТВА. При таком складе души белая раса могла осуществить в себе идеал всестороннего психического развития и явилась созидательницей наук и искусств, устроительницей общественной и государственной жизни, творцом возвышенных религий и мировой поэзии и улучшила самою жизненную обстановку при помощи несравненных механических и технических усовершенствований.
Японцы состоят из смешения трех основных человеческих рас. Первыми появились на нынешней территории Японии народы негритянского племени, перекочевавшие сюда с Малайского архипелага. Лет за 800 до христианской эры (Wirht) Японию наводнили представители белой расы -АЙНОСЫ или АЙНЫ, а тысячу лет спустя на Японский архипелаг явились Желтые, которые подчинили себе аборигенов. Таким образом, Япония главным образом состоит из Желтых. Японцы, несомненно превосходят по своим душевным качествам представителей желтой расы (китайцев, монголов и др.). Этим они обязаны, вероятнее всего, примеси к ним белой расы, т.е. айносов. Айносы очень близки по своим физическим и душевным чертам к русским, и Катрфаж (известный французский антрополог) называет даже айносов «РУССКИМИ ИЗ МОСКВЫ», а Бельц (Baelz) признает их за племя, близкое к славянскому или тождественное. Но айносы численно подавлены Желтыми, которые стремятся истребить их.
Японец мал ростом, желтокож, с типическими монгольскими раскосыми глазами, вертлив, подражателен, резок... Не будем судить нашего врага: он сам обратился к крайнему на земле суду - силе, - пусть решает сила!
На ВООРУЖЕННУЮ СИЛУ нации нельзя смотреть, как на грубую силу, и нельзя ее измерять, как это иногда делают, количеством, тонн водоизмещения, силою штыков размерами пушек, качеством военного фонда. Правда, и эти факторы составляют часть силы; но не в них главное дело! Наибольшее значение в войне имеет элемент психический - национальный дух и биологические достоинства народа. Война - не драка, не разбой, не убийство. Это - честный бой, с соблюдением требований долга и совести. На войне побеждает не тот, кто коварен и дерзок, но тот, кто храбр и мужествен. Война требует высших качеств души, высших нравственных достоинств! Как!?... Там, где льется кровь, где друг друга убивают, там необходимы высшие качества души? - Да! такова психология войны, которую ведет великий народ. Не об убийстве думает воин, идущий в бой! Вот как описывает эти страшные и странно-торжественные минуты русский писатель - участник последней восточной войны Всеволод Гаршин.
«Тогда всё слилось в том смутном и невыразимом словами чувстве, которое овладевает вступающим в первый раз в огонь. Говорят, что нет никого, кто бы не боялся в бою, всякий не хвастливый и прямой человек на вопрос, страшно ли ему, ответит: страшно. Но не было того физического страха, какой овладевает человеком ночью, в глухом переулке при встрече с грабителем; было полное, ясное сознание неизбежности и близости смерти. И дико, и страшно звучат эти слова. Это сознание не останавливало людей, и не заставляло их думать о бегстве, а вело вперед. Не проснулись кровожадные инстинкты, не хотелось идти вперед, чтобы убить кого-нибудь, но было неотвратимое побуждение идти вперед во что бы то ни стало, а мысль о том, что нужно делать во время боя, не выразилась бы словами: НУЖНО УБИТЬ, а скорее: НУЖНО УМЕРЕТЬ».
Русский солдат...прост, но глубокое природное чувство поднимает его на нравственную высоту. Вот как описывает русского солдата М.И.Драгомиров:
«Уметь страдать, уметь умирать - вот основание солдатской доблести, свойственное русскому солдату в высокой степени; недаром про него сказано: «его мало убить, а нужно еще повалить», и это сказано врагом, а не другом».
«Откуда берется эта стойкость? Она есть результат расовых особенностей русского простого человека... Русский человек во всем прост и естественен. И в этом открывается новая великая черта русского солдата; полное отсутствие какой-нибудь позы, рисовки. Он и в мысли не имеет, что приносит великую жертву; ему и в голову не придет вменять это себе в заслугу; равно как не придет в голову себя подбадривать похвальбами, славой и т.п. Одним словом, между русскими солдатами нет героев, а есть только люди, исполняющие свой долг, даже до смерти, но исполняющие его просто, от сердца, потому «КАК МОЖЕТ БЫТЬ ИНАЧЕ? КОЛИ ПРИКАЗАНО, ТАК НУЖНО СДЕЛАТЬ, ВОТ И ВСЁ». Та сила и велика, которая не сознает своего величия».
«Искалеченный на войне русский солдат переносит страдания с изумительным терпением и покорностью судьбе. Верно заметили одной сестре милосердия, горевавшей, что нет Евангелия для чтения раненым, что им не нужно читать Евангелие, а нужно учиться на них чувствовать и понимать Евангелие. Человек массы, человек первобытного строя мысли, русский солдат, разумеет себя не единицей, а частью великого целого, почерпает свою гордость и достоинство в инстинктивной вере в то, что его народ выше всех прочих народов и несет за него свою голову безропотно и не задумываясь».
«Умирает русский солдат просто, точно обряд совершает, по меткому выражению Тургенева: принеся родине жертву высшей любви, он отправляется на Тот Берег со спокойной совестью, ибо претерпел до конца, «претерпевый же до конца спасен будет»...
Таким образом, МУЖЕСТВО И ЧУВСТВО ДОЛГА - вот что наполняет душу солдата в бою. Величайшая смертельная опасность родит в человеке возвышенное настроение и делает его героем, забывающем о себе. Тот народ, который дает таких солдат, выходит победителем.
Воины желтой расы, несмотря на свой фанатизм, лишены этих качеств. Во время Алах-Текинской экспедиции в Средней Азии азиатские всадники, размахивая в воздухе саблями, стремительно бросились в атаку на русских, но они мчались в бой с завязанными глазами, потому что не могли перенести вида опасности, не имели сил глядеть прямо в лицо смерти. Турки тоже не выдерживают рукопашного боя и бегут.
В современной русско-японской войне мы имеем дело с событиями и условиями, совершенно отличными от тех, с какими европейские народы привыкли иметь дело. Мы встречаемся здесь с РАСОВОЙ БОРЬБОЙ, но не в обычном вульгарном значении этих слов, а совершенно в ином смысле. Мы стоим в настоящую минуту лицом к лицу с крупным биологическим событием, которое выяснилось и поднялось во всей своей жизненной силе. Русский народа, по общему признанию даже народов Западной Европы, явился бесспорным РАСПРОСТРАНИТЕЛЕМ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДИ НАРОДОВ ЖЕЛТОЙ РАСЫ. Главным фактором здесь является глубокая биологическая основа. Ассимиляторская роль России сказалась самым положительным образом в два истекшие тысячелетия и привела к мирному бескровному объединению финской и славянской народности на обширной территории Восточной Европы (Бестужев-Рюмин).
В последние триста лет тот же процесс мирной ассимиляции перенесен русским народом в Сибирь и дошел до берегов Великого океана. Антропологические исследования, произведенные над населением Сибири, показали, что русскими уже порядочно распахана биологическая нива сибирских инородцев: повсюду возникло от смешанных браков здоровое, крепкое, духовно одаренное население, впитавшее в себя русскую душу и русский народный дух, словом - обнаружился великой важности факт плодотворного усвоения инородческим населением биологических и нравственных черт русского народного гения. Среди этой молчаливой великой работы природы, при полном развитии мирного процесса, ЯПОНЕЦ стремительно врывается в спокойное течение широких событий и хочет повернуть гигантское колесо жизни в другую сторону. При первой вести об этом русский народ почуял в себе биение исторического пульса и встал, как один человек, на защиту своего исторического призвания - вливать свои здоровые соки в плоть и кровь, в нервы и душу монгольских племен, для которых он является высшей духовной и биологической силой.

(Тип. Т-ВА И.Н.Кушнерев и Ко, Караваевская, 5, 1904. Публикуется с сокращениями.)

Подпишитесь на нас

, галисийцев и басков , которые являются самостоятельными народами, но и в других. Они называют себя арагонцы, валенсийцев, канарейке, астурийцы, кастильцы т.д. года 17 исторических провинций получили автономию и теперь имеют собственные правительство и парламент. Это - Каталония, Страна басков , Галисия , Андалусия , Валенсия , Эстремадура , Канарские острова , Балеарские острова , Кастилия и Леон , Кастилия - Ла-Манча , Астурия , Наварра , Мурсия , Риоха , Арагон , Кантабрия и Мадрид .


1. История названия

В латинском эпиграфе к первой испанской хроники "Estoria de Espanna" ( или ), которая была подготовлена ​​королем Альфонсо X, королевские подданый названы "хиспанис", а в испанском варианте - "испанос":

Rex, decus Hesperie, tesaurus philosophie, Dogma dat hyspanis; capiant bona, dent loca uanis .

Исходный текст (Исп.)

El Rey, que es fermosura de Espanna et tesoro de la filosofia, ensannana da a los yspanos; tomen las buenas los buenos, et den las vanas a los vanos.

В этой же книге говорится о мифического предка, племянника Геракла, именем Эспан (Espan) .


2. Язык

Испанский язык относится к романской группе индоевропейской языковой семьи. Наиболее близки к испанскому - португальский , галисийский , каталанский . Собственно, две последние - промежуточные звенья, галисийский - между испанским и португальским, каталонский - между испанским и французском [ ]. Чуть меньше, но довольно большое сходство, она имеет с итальянской .

Наряду с английским, французским, немецком , русском и арабском испанский язык является международным. Она является государственным в большинстве стран Латинской Америки, за исключением Французской Гвианы , Гайаны , Суринам , Бразилии и ряда Антильских островов .

Иногда его называют кастильским, потому литературный испанский сложился на основе кастильского диалекта. B Испании есть и другие диалекты - арагонский, астурийский (бабло), леонский и другие. Письменность - на основе латиницы .

Предшественница испанского языка - староиспанском (она же кастильский) утвердилась в период, когда испанцы отвоевывали у арабов Толедо (1085), Кордову (1236), и Севилью (1248). Она развивалась под влиянием французской и провансальской, под влиянием труверов Франции и трубадуров Прованса. Теперь она хранится в достаточно измененном виде у потомков испанских евреев, сефардов, переселившихся на Балканы , под названием ладино .

"Возрождение" местных наречий, начатое в 60-е гг 20 в., Имеет довольно искусственный характер .


3. Этногенез

Сначала территория Испании была заселена иберами, которые позже смешались с кельтами. Возникла новая общность - кельтиберы. Страна называлась Иберия . Кроме этого здесь жили народы другого происхождения. Один из них - баски, народ неизвестного происхождения с изолированной языке. Были предположения о его родстве с грузинами, проводились исследования по сравнению языков грузин и басков. Имеет сходство и древнее название Грузии - Иверия. Впрочем генетический анализ не подтверждает эту теорию .

В начале 1-го тысячелетия население Пиренейского полуострова потерпело романизации. В 5 в. сюда вторгаются племена германцев (вест-готов). Страной управляют вест-готские короли. В 8 ст. с юга почти весь полуостров захватывают арабы, берберы и евреи. Устанавливается власть арабских династий (Альмохадов, Альморавидив, Омейядов). С этого времени небольшие готские королевства, Астурия, ЛЕОН, Арагон, Наварра, начинают борьбу с арабами (Реконкиста), которая закончилась в 15 в., во времена короля Фердинанда Арагонского и королевы Изабеллы Кастильской . Началось объединение страны и нации. В конце 15 века началась эпоха Великих географических открытий, в которых Испания сыграла ведущую роль, наряду со своими конкурентами, Португалией и Англией, подобно которым она обладала огромными колониями. Благодаря испанцам появились новые народы в странах Латинской Америки, на Филиппинах, возникшие от смешения испанцев и местных жителей. Их прямые потомки называются креолы, а смешанные - метисы (обычно это потомок испанца и индианки, но не обязательно).

Антропологический тип испанцев - средиземноморский, - у них длинные лица, длинные, прямые или горбатые носы, преобладает темные волосы, но встречается и светлое. В Андалусии сильно проявляется арабский компонент.


4. Хозяйство

Занятия населения различается в зависимости от региона или этнической группы. Везде распространенное земледелие . Бобовые, оливы, виноград выращивают везде, зерновые - в Андалусии, Арагоне и на Месета (означает "плоскогорье"), кукурузу, рожь и картофель - в северных районах, а цитрусовые - на восточном побережье. Животноводство и морское рибацтво распространенное в Каталонии, Астурии, Стране басков, в Мадриде также развито животноводство . Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец. Отдельные группы имеют свои традиционные занятия. Это - пасьегос Кантабрии, марагатос ЛЕОН, вакейрос Астурии, они - пастухи, обменивают свою продукцию на хлеб, овощи, изделия ремесла.

Испания - страна с достаточно высоким уровнем экономического развития. За время существования она пережила период упадка, когда из многочисленных колоний судна поставляли в метрополию золото и драгоценные продукты. Развитие экономики в самой Испании из-за этого приостановилось, но после распада колониальной державы, в 20 в., Экономика постепенно была восстановлена.

Важные отрасли - горнодобывающая, черная металлургия , машиностроение , электротехническая, химическая и старейшая отрасль, текстильная. Значительную роль в экономике играет туризм .

В сельском хозяйстве сохраняются феодальные. Среди хозяйств преобладают крупные латифундии. Миллионы крестьян разоряются и бегут в города. Большая часть населения теперь занята в промышленности и сфере услуг.

Большую роль в стране играет виноделие . Наиболее известные вина - херес (производится в провинции Херес), Малага (город Малага), портвейн и мадера (вина португальского происхождения). В отличие от России и Скандинавии , где предпочитают крепкие напитки, в средиземноморских странах употребляются сухие, слабые вина, обычно во время обеда, в умеренном количестве.

Традиционные ремесла испанцев и искусство представлены керамикой , резьбой по дереву, художественной вышивкой, плетением, ткачеством .

Поселение - различных типов. Есть большие поселения, хутора с одним двором, много типичных средневековых городов) - небольших, с богатыми историческими традициями и памятниками. Наиболее крупные, многофункциональные города - Мадрид (столица), Барселона , Валенсия . Многие портов. Поселение в горных районах напоминают кавказские , - многоярусные, с плотной застройкой, дома в основном белого цвета. В давние времена испанцы использовали пещеры или напивпечеры, строили полуземлянки, округлые или овальные по плану.

На северо-западе распространен дом из необработанного камня, крытый соломой (пальясо). На севере (влажная часть страны) - баскского-наваррские или астуро-галисийсьий тип дома, каменный. Он имеет 2 этажа, спальню, столовую, кухню на высшем этаже, хозяйственные помещения - на нижнем. Южнее, в сухой части, дома одноэтажные, помещения для скота и хозяйственные постройки - отдельно. Многие районы бедны и лесом, и камнями, и здесь используют глину и кирпич. Есть маленькие домики с плоской крышей. В Андалусии - дома с замкнутым двором.

Одежда мужчин - узкие короткие штаны до колен (такие носили в Европе в 18 веке), белая рубашка, жилеты, куртки, пояса, плащи. Короткая куртка испанца обычно украшена спереди и сзади вышивкой. Обувь - кожаная или плетеная с эспарто (испанский дрок). На севере в дождь носят деревянные башмаки. Головные уборы - фетровые соломенные шляпы, баскский берет. Шляпа, в отличие от итальянского, широкополой (калабреза), имеет короткие поля и невысокую тулью. Одежда женщин - в центре страны - рубашка на лямках, короткая шерстяная куртка, в Андалусии - длинное узкое платье. На голове - платки, черная или белая сетевая мантилья. Чулки - с вышивкой. Как украшение - гребень или цветы в волосах. Типичная испанская платье - узкая в талию с широкой юбкой с многочисленными оборками.

Кухня разнообразна. Общее - обильное употребление свиного сала, оливок, острых приправ из томата, лука, чеснока, красного перца, овощей и фруктов. В Андалусии много блюд из рыбы, на юго-востоке - с риса . Напитки - кофе , молоко , цитрусовые соки, вино , яблочный сидр . Типичное блюдо - паэлья. Она готовится из риса с бульоном , курицы, говядины, свинины, рыбы, и заправляется шпиком, луком, перцем, солью, зеленью, соком лимона, растительным маслом. Также сложно готовится олья подрига, из говядины, свинины, шпика, колбас, зеленого горошка, картофеля, моркови, капусты, заправляется луком, чесноком, сельдереем, лавровым листом, перцем, солью, петрушкой, тертым сыром и томатами. Тортильяс - прожаренный омлет с картофелем и овощами.


5. Католические традиции

Каждый город имеет своего заместителя, день которого празднуется. Праздники устраивают эрмандады (братства), на юге - более пышно, на севере - скромнее. Весенние карнавалы, ярмарки, театрализованные представления присущи определенным местностям.

6. Культура

6.1. Музыка, танец

Музыка Испании считается лучшей в мире после итальянского . В искусстве существовали романсы, народные жанры песни и поэзии - летрильи, сегидильи, серенады, вильянсико. Типичный испанский жанр поэзии - Копли (короткое стихотворение). В Андалусии был развит своеобразный жанр пения и танца, - фламенко . Танец - выстукивания ритма ногами, носком, пяткой, стопой, по-испанские - сапатеадо (от слова Сапата - ботинок). Похоже встречается не везде, это только шотландский, ирландский и американский степ (чечетка). Танцы в основном групповые, с прыжками, перебежками. Наиболее известные испанские танцы - пасодобль, фанданго, сарабанда и павана (старинные). В Испании родилось и танго , хотя приобрело славу оно уже за океаном, в Южной Америке.


6.2. Литература

Монумент Серантесу в Мадриде. Дон Кихот и Санчо Панса.

Наиболее древние литературные произведения в Испании - рыцарские романы, как и в странах северной Европы. Но существуют чисто испанские варианты рыцарских романов. Это - "Песнь о Сиде" и "Амадис Гальский", события в которых происходят в Испании, и герои которых - испанцы. Литература Испании в эпоху Возрождение развивалась в сложных политических обстоятельств. Именно в Испании появился жанр плутовского романа . Первый автор - Матео Алеман, его роман - "Гусман де Альфараче". Широко известный пример этого жанра - "Хромой бес" Луиса Велеса де Гевары. В какой другой стране этот жанр не был развит. Во Франции плутовской роман следовал Ален-Рене Лесаж ("Приключения Жиль Бласа из Сантильяна"). Одним символом Испании есть литературные фигуры дон Кихота и Санчо Пансы.


6.3. Архитектура

Ви те же черты, что и в других странах, но ее архитектура имеет свои особенности. Испанская готика почти не отличается от общеевропейской (хотя здесь и развивался особый стиль "Мудехар"), но Ренессанс уже своеобразен и имеет свое название, - платереско ("плоский"). Стиль барокко известный в Испании как "чурригереско" (по фамилии архитектора Чурригеры). Наиболее известные памятники: собор в Бургосе , здание университета в Вальядолиде , собор Сантьяго де Компостела, собор в Толедо . Позже в Испании развиваются все другие стили, присущие всей Европе. Именно для Испании характерно искусство архитектора Антонио Гауди , специалисты оценивают его как постмодернизм . Он - каталонец, и искусство его - в Барселоне. Кроме многих домов в оригинальном стиле, он создал собор "Саграда Фамилиа" (Святое семейство), ставший в последнее время одним из символов Испании (подобно Эйфелевой башни в Париже). Новые архитектуре тенденции развиваются архитектура Сантьяго Калатрава .


6.4. Живопись

Диего Веласкес, неизвестна дамы с веером

В 19 веке исследователь испанской литературы с США Джордж Тикнор назвал и расценил испанское 17 века как "Золотой век". Это название подхватили.

Но искусствоведы Испании позже расширили границы "Золотого века". Отсчет начинают с 1492 г., Когда Небриха обнародовал учебник "Испанский грамматика", а завершают 1681 годом, когда умер Кальдерон. В "Золотой век", таким образом включают испанский