Храм святого семейства барселона испания. Саграда Фамилия в Барселоне: история, фото, как добраться

Саграда Фамилия — Храм Святого Семейства

Строительство храма началось в 1882 году и продолжается в настоящее время. Архитекторами были три человека – сначала Франсиско дель Вильяр, позднее пришел Антонио Гауди, под руководством которого собор стал одним из самых необычных храмов в истории архитектуры и Доменек Сугранес, продолживший дело Гауди.

Если изначально храм планировали строить в неоготическом стиле, то под влиянием Гауди в архитектуре храма смешалось несколько стилей, и все это вылилось в нечто неповторимое и удивительное. Бюджет строительства Саграда Фамилия основывался на пожертвованиях посетителей, поэтому воздвижение храма длится до сих пор.

Работы планируют завершить только в 2026 году. Существуют фотомодели будущего храма. Находится храм в испанском городе Барселоне, в районе Эшампле, хотя когда собор только начал строиться, он был удален от города на 7 км. Добраться до него можно на метро и на автобусе. Богослужения в храме проводятся с 7 ноября 2010 года.


Начало воздвижения храма

В 1881 году был куплен участок земли, где планировали строить собор Саграда Фамилия, удаленный от города Барселона на несколько километров. Изначально храм строился на средства общины почитателей Святого Иосифа и планировался сравнительно небольшой церковью. Они пригласили Франсиско дель Вильяра в качестве проектировщика, который согласился выстроить храм Святого Семейства.

19 марта 1882 года начались первые работы над храмом. Был продуман первый проект дель Вильяром, по нему храм должен быть построен как неоготическая базилика в форме латинского креста. Местные жители надеялись, что храм будет выстроен в течение 10 лет, но их ожидания не оправдались.

Отношения между Вильяром и церковным советом начали портиться. Спор, возникший в результате выбора материала для опоры крипты колонн, перерос в настоящую ссору. По воле судьбы Вильяр перестал руководить строительством церкви в конце 1882 года, вместо него позднее назначили Антонио Гауди.


Вильяр был очень опытным и авторитетным проектировщиком и преподавал в Высшей школе архитектуры, а Гауди был его учеником. Помимо этого Антонио был более молодым и начинающим архитектором, поэтому обошелся церковному совету дешевле, чем другие. Саграда Фамилия впоследствии оказалась делом всей жизни Гауди.

Строительство под руководством Гауди

3 ноября 1883 года началась работа над церковью по замыслам Гауди. Новый архитектор вначале предложил, снять с него обязательства следовать ранее разработанному проекту Вильяра.

Раздумья над будущей архитектурой храма длились не месяцы, а годы. В процессе этой работы формировался индивидуальный стиль, который впоследствии и стал свойственным только для Гауди. Антонио ежедневно находился рядом и трудился над созданием собора, его символическим оформлением.

В качестве основной конструкции была выбрана параболическая арка, оправдавшая свое использование в Колонии Гуэль. Внешнее оформление собора должно было соответствовать времени, в котором он начинал строиться. Те времена в Испании характеризовались важностью семьи и труда. Все это отразилось на соборе, в сочетании с элементами фантастичности и различными сценами из Евангелия.


Антонио понимал, что акустические данные пространства не менее важны, чем его оформление. Форма колоколов должна быть удлинена и, кроме того, конструкция церкви спланирована так, чтобы ветер проникал в отверстия, создавая внутри различные звуковые эффекты как гигантский орган.

В течение первых лет своей работы в 1889 году архитектор закончил работу над криптой, сооруженной предыдущим архитектором. Над этим строением появился свод, расположенный выше, чем в предыдущем проекте. В дальнейшем он будет разукрашен яркой многоцветной мозаикой.

Работа с фасадами здания

1892 год – оформление фасада Рождества. Саграда Фамилия имеет в убранстве этого своего фасада, воссозданные в скульптуре, сцены рождения Иисуса Христа, их можно разглядеть на многих фото.

Этот фасад является первым, над которым началась работа, так как Гауди опасался приступать к фасаду Страстей, так сцены распятия слишком с подчеркнутой откровенностью и жестокостью, могли напугать людей, приходящих смотреть на церковь.


1910 год на месте еще не воздвигнутого главного фасада строится церковная школа для детей. Она имеет уникальную конструкцию, без опорных стен, принимающих на себя вес здания, надежность его обеспечивается криволинейными перегородками в кровле.

1895 год — завершаются постройка апсиды, в оформлении ее присутствуют элементы растительности и насекомых местности, где построен собор. В то же время шла работа над частью клуатра, иллюстрирующей портал Святой девы Розария.

1911 год – Гауди начал обдумывать оформление фасада Страстей, который не удалось построить до смерти архитектора. Тогда же он создает рисунки фасада Славы.

Внешний вид здания в Барселоне должен был, по идее создателя, представлять собой лесную чащу из колонн, с элементами схожими с арочными конструкциями Колонии Гуэля.

После смерти гения, работу над возведением продолжил Доменек Сугранес, закончивший работы над остальными колонами Рождественского фасада. Кроме того, он достроил кипарис, расположенный над входом в фасад.


В результате Испанской войны, строительство собора приостановилось. Большинство рисунков и набросков, оставшихся от работы Гауди, были сожжено в пожаре.

1952 год – постройка церкви возобновилось, оформление фасада Рождества продолжено. Сделана лестница, и фасад стал подсвечиваться, есть фото освещенного храма, ночью, представляющего собой красивое зрелище.


Внешний вид храма

Саграда Фамилия как можно увидеть на фото имеет три фасада. Фасад Рождества представлен тремя порталами, символизирующими Веру, Надежду и Любовь. Порталы представляют собой совокупность скульптурных композиций, иллюстрирующих дела на земле Иисуса Христа.


В Портале Надежды, расположенном справа от входа, имеется скульптурные сцены: свадьба Марии с Иосифом, побег в Египет, убиение грудных детей.

В Портале, отвечающем за Веру – статуи, посвященные фрагментам из Нового завета: встреча Девы Марии с Елизаветой, Иисус с фарисеями, Вхождение в храм, Иисус во время работы плотником.

Портал, расположенный в центре фасада, посвящен добродетели Любви или Милосердия. Здесь находятся скульптуры символизирующие Рождество: поклонение волхвов и пастухов, ангелы, звезда Рождества, Богоматерь с младенцем.


Над порталом вырос огромный «керамический кипарис» символизирующий церковь. На фото можно увидеть, что Саграда Фамилия внешне выглядит, так как будто его башни вылеплены из песка, в которых присутствует множество отверстий для акустического эффекта.

Фасад страстей, расположен на обратной стороне от фасада Рождества. Над ним находятся четыре башни, и он оформлен скульптурами иллюстрирующими Распятие Христа.

Саграда Фамилия в итоге будет иметь восемнадцать колоколен, двенадцать среди них относятся к фасадам, в каждом по четыре колонны. Число двенадцать символизирует число апостолов.

Четыре башни имеющие высоту 120 метров посвящены евангелистам: Марк, Иоанн, Лука, Матвей с соответствующими им символами льва, орла, тельца, ангела. Окна украшены разноцветными яркими витражами с Библейскими символами.

Внутреннее оформление храма

Внутри храм выглядит, по мнению некоторых, даже лучше чем снаружи, на фото ниже можно увидеть насколько интересна архитектура внутри Саграда Фамилия. Так как Гауди понимал, что при жизни он Искупительный храм Святого Семейства не успеет закончить, он продумал многие детали.

Не желая стандартной прямолинейности в оформлении внутри храма, Гауди решил использовать различные фигуры из геометрии, такие как гиперболоид, эллипсоид, геликоид, коноид. Саграда Фамилия имеет внутреннее оформление с соблюдением геометрических закономерностей.

Окна имеют круглую и эллиптическую форму, своды имитируют форму гиперболоида, колоны закручены в виде геликоидов, винтовые лестницы внутри колокольных башен. Внутри храма есть других множество геометрических элементов. Например, колонны несут на себе всю нагрузку здания, их сечение внизу являет собой звезду, которая с высотой постепенно превращается в круг.


Поднимаясь выше, колоны ветвятся подобно деревьям, создавая в совокупности ощущение нахождения в лесу. Звезда также часто повторяющийся элемент внутри храма, иногда она возникает на месте пересечения линий геометрических элементов внутри храма.


Саграда Фамилия является одним из самых ярких и примечательных памятников архитектуры. Этот храм в Барселоне ежегодно притягивает множество туристов снимающих фантастические фотографии и наслаждающихся его великолепием.

Если задать в интернет-поиске вопрос о достопримечательностях Барселоны, то первое, то вы можете увидеть в списке – Храм Святого семейства, Саграда Фамилиа – величайшее творение мастера Гауди, которое поражает воображение и вызывает неоднозначные ощущения.

Церковь Святого Семейства (полное название церкви – Искупительный Храм Святого семейства) или же Саграда Фамилия (Temple Expiatori de la Sagrada Familia) – одно из наиболее известных творений архитектора Антонио Гауди, знаменитый испанский долгострой.

Из-за того, что Храм строился исключительно на пожертвования, возникали долгие перерывы в строительстве. Сравнительно недавно к строительству привлекли инвесторов, в том числе и иностранных, и стройка получила второе рождение.

Храм Святого Семейства сочетает в себе всевозможные архитектурные стили – от готического до модернизма, причудливо воплощенные в задумке мастера Гауди. Архитектор сильно изменил существующий на то время проект, добавив массу ниш и ажурных элементов, благодаря которым здание сегодня выглядит столь необычно и величественно. Если присмотреться к Храму издалека – он напомнит замок из песка, таким его видел Антонио Гауди.

Очень многие сравнивают Гауди с великим итальянским мастером Леонардо да Винчи: Гауди никогда не полагался на чертежи, многое рождалось у него в голове и лишь схематически изображалось на бумаге. Задумай мы сейчас воплотить подобное, нам понадобились бы сложное компьютерное моделирование и долгие расчеты.

История происхождения

История Храма берет свое начало в 1874 году, когда на щедрые пожертвования было решено построить Церковь искупления. Строительство было начато неподалеку от Барселоны, где был выкуплен обширный земельный участок. Свершилось это в 1882 году по благословению епископа Барселоны, который и заложил первый камень в основание фундамента Храма.

Первоначальный автор проекта – Франсиско дель Вильяр . Но из-за многих разногласий между архитектором и заказчиками они никак не мог прийти к единому мнению, к единой концепции строительства Храма. И уже спустя год после начала строительства архитектором Храма стал 31-летний Антонио Гауди.

«Я хочу, чтобы Храм дышал, мягкий свет лился сквозь окна, и вам казалось бы, что вы видите свет звезд» — писал Гауди.

По проекту:

  • высота Храма должны была быть 170 метров,
  • над Храмом должны возвышаться 18 башен,
  • которые символизируют 12 апостолов,
  • четырех евангелистов
  • и самого Христа.

Все статуи в Храме, надписи и резьба на колоннах и фасаде должны служить католическому символизму.

Все декоративнее элементы на фасадах Храма представляют собой тексты Евангелия. Очертания Храма менялись с каждым этапом строительства, привнося неожиданные и смелые решения. Порталы и башни Храма богато декорированы мелкими деталями, фигурами, надписями. Гауди добился эффекта, что камень кажется невесомым, будто сплетенным из паутины.

По замыслу архитектора храм должен состоять из трех фасадов:

  • Рождества,
  • Страстей Христовых
  • и Славы.

Все фасады должны были облицованы камнем разного цвета и иметь разные витражи. При жизни Гауди было начато первым строительство фасада Рождество, но он немного не успел довести его до завершения.

Два остальных фасада достраивали его ученики, но разница между воздушным творением Гауди и работой его учеников все же заметна. Фасад Страстей начали строить только в 1954 году, по чертежам и наброскам, оставшимся от Гауди.

Примечательно, что архитектор Гауди не оставил после себя подробных чертежей строящегося здания, оставив место воображению. По ходу строительства он оставлял первоначальные замыслы и перестраивал концепцию.

Последние 15 лет своей жизни Гауди посвятил только этому своему творению, проводя на стройке почти все время . Гауди не дожил до завершения строительства (умер в 1926 году), и дело его продолжили ученики, стараясь придерживаться той архитектурной линии, к которой стремился мастер Гауди.

В ноябре 2010 года Папа Римский Бенедикт освятил Храм, назвав его Малой папской базиликой, и с тех пор в Храме официально могут проходить богослужения.

В настоящее время Храм, хоть и считается недостроенным, однако он открыт для посещений туристами. В начале 2000-х годов начато строительство третьего фасада – фасада Славы. По предварительным расчетам, если все будет проходить по намеченному плану, строительство планируется завершить к 2026 году. Храм Саграда Фамилия внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО, даже невзирая на тот факт, что здание не достроено.

Где расположен, как добраться

Адрес, по которому расположен Храм: Calle Mallorca 401, 08034, Barcelona.

Самостоятельно добраться до него можно:

  • на метро (станция Sagrada Familia),
  • автобусами 19, 33, 34, 43, 44, 50, 51,
  • или туристическим автобусом (остановка Sagrada Familia).

Можно заказать экскурсионную поездку в местной туристической компании – вас не только довезут до места и доставят обратно в отель, но и расскажут немало любопытного про строительство Храма.

Как попасть, билеты, стоимость, режим работы

Режим работы делится на два сезонных периода:

  • первый длится с апреля по сентябрь (Храм открыт для посещений с 9.00 до 20.00),
  • второй сезон – с октября по март (работает с 9.00 до 18.00).

Стоимость входа в Храм равна 13-14 евро .

  • Если вы заказываете прогулку с гидом, это будет чуть дороже – 18 евро, зато можно узнать все любопытные факты о Храме и его создателе.
  • Для детей в возрасте от 10 до 18 лет, студентов и пенсионеров предусмотрена скидка на входной билет – обычная стоимость 11-12 евро и 15 евро с услугами гида.
  • Дети до 10 лет на экскурсию проходят бесплатно.

Кстати, все деньги, собранные от продажи билетов, также идут на финансирование дальнейшего строительства Храма.>

Если вы заказываете экскурсию в местной туристической компании – стоимость ее будет порядка 32-35 евро с человека.

Билеты лучше приобрести заранее и на утреннее время, утром в Храме много света, почти не бывает народа, и можно спокойно полюбоваться всеми красотами внутреннего убранства Храма. Плюс к этому вы не будете стоять в очереди на посещение Храма, так как в билете всегда указывается точное время посещения.

Билеты можно заказать и с помощью Интернета на официальном сайте Храма http://www.sagradafamilia.cat , а затем забрать их в специальных банкоматах либо получить в отдельной специальной кассе у входа в Храм. Кстати, на официальном сайте можно посетить храм с помощью виртуальных экскурсий, но истинного впечатления, конечно, такая экскурсия не создаст – нужно вживую увидеть всю мощь, грандиозность и величие архитектурного шедевра.

А еще на сайте можно отслеживать акции (приуроченные к празднованию определенных католических праздников), в течение которых можно приобрести бесплатный билет на экскурсию в Храм.

Продолжительность экскурсии по Храму – от 1,5 до 3 часов. Под небольшой залог можно взять аудиогид, слушая его по ходу экскурсии, можно узнать немало любопытного. Аудиогиды есть и на русском языке.

В Храме разрешена видео- и фотосъемка, главное – взять запасные батарейки для фототехники.

Можно подняться на одну из башен Храма на лифте, расположенным слева от входа (билет на лифт стоит 3 евро), Лифт вознесет вас на смотровую площадку башни, откуда открывается великолепный вид, а спуститься обратно можно пешком по винтовой лестнице, проникаясь величием постройки и великолепием скульптур и деталей. Детей до 6 лет на башни не пускают из-за соображений безопасности.

Посещение Храма доступно и людям с ограниченными возможностями – посетителям могут быть предоставлены инвалидные кресла, а также при необходимости и сопровождающий.

Кроме самого Храма можно посетить и Музей при храме, где находятся чертежи и планы строительства, макеты Храма, а также посетить мастерскую и своими глазами рассмотреть гипсовые макеты храмовых скульптур.

Необычный внешний вид Храма привлекает множество туристов со всего мира и входит в тройку самых посещаемых мест в Испании после музея Прадо (Мадрид) и дворца Альгамбра (Гранада).
Многие люди ошибочно именуют Храм Собором, однако это не самое главное церковное сооружение в Барселоне.

Главным епархиальным храмом Барселоны является Собор святой Евлалии , а вовсе не Саграда Фамилия.
Строительство идет медленно не только из-за недостаточного финансирования, но отчасти и из-за того, что многочисленные детали и каменные блоки требуют точной и кропотливой подгонки. Как без компьютерного моделирования обходились мастера 19 века – остается загадкой.

Главное украшение Храма – это его башни. Желающих подняться туда немало, но вид на Барселону с высоты птичьего полета того стоит.

Одно ясно: Храм Святого Семейства – творение настоящего Гения. Путешествие по Барселоне будет неполным без посещения Саграда Фамилия, которое по праву считается величайшим архитектурным сооружением.

Искупительный Собор Святого Семейства (кат. Temple Expiatori de la Sagrada Familia), часто называемый Саграда Фамилия (Sagrada Familia) — известная церковь в Барселоне, спроектированная знаменитым каталонским архитектором Антонио Гауди (Antonio Gaudi). Храм расположен в районе Эшампле, его строительство было начато в 1882 году и до сих пор не завершено.

Первый проект собора был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр (кат. Francisco de Paula del Villar y Lozano), на место которого в конце 1883 года был приглашён А.Гауди, значительно изменивший первоначальный проект. По решению инициаторов строительства храма финансирование работ должно выполняться исключительно за счёт пожертвований прихожан, что является одной из причин столь длительного строительства.

К 1918 году Гауди превратился в совершенно изолированную фигуру, у него остался только один спонсор - католическая церковь. Ему приходилось в одиночестве переживать глубокий духовный кризис, ухудшение здоровья и смерть многих близких друзей. В 1910 году умер его первый учитель Хосе Вилласек, в 1911 году - Марагалл, эксцентричный скульптор Мани и его ассистент, в 1914 году - Беренгер, следом за ним - епископ Кампис, а в 1916 году - епископ Торрас. Со смертью Эусебио Гуэля в 1918 году все работы в парке и колонии Гуэль окончательно прекратились. B тем не менее к 1918 году у него остался всего один проект, дело всей его жизни - собор Саграда Фамилиа. Создав свой собственный уникальный стиль в архитектуре, к концу жизни он полностью посвятил себя этому зданию и Богу.

Окончательный вид собора Святого Семейства (проект)

Гауди занимался не только проектированием здания, но и сбором пожертвований на строительство, темпы которого в первые тридцать шесть лет, с 1882 по 1918 год, никак нельзя было назвать быстрыми. Крипта, унаследовавшая свои неоготические формы от Пауло дель Вильяра-и-Лозано, была закончена в 1891 году.

К 1900 году был закончен первый поперечный фасад, получивший название фасада Рождества, часть внутренней стены и часовня.
Спустя восемнадцать лет команда Гауди с величайшей тщательностью и вниманием к деталям продолжала совершенствование замыслов и макетов центрального нефа и перехода, а также чертежей противоположного поперечного фасада Страстей Господних. Всё это время над фасадом Рождества медленно поднимались четыре башни-колокольни. Первая, законченная в 1918 году, имеет внешнюю оболочку из кирпича в виде пчелиных сот с ассиметричными окнами, восходящими по спирали от основания к вершине. Издалека она напоминает увеличенную во много раз копию хрупкой морской раковины, которые встречаются на побережье Каталонии. Башня святого Варнавы, покрытая мозаикой из битого стекла, оказалась единственной башней, законченной при жизни Гауди.

На протяжении десятилетий Гауди выстраивал и совершенствовал определённый литургический порядок символического содержания пространства собора Саграда Фамилиа. Благодаря опытам в колонии Гуэль, которые доказали эффективность и надёжность параболической арки, конструктивное решение в целом было уже найдено. Но в своей мастерской при храме Гауди без устали трудился над деталями.

По четырём углам стройплощадки были расставлены обелиски, символизирующие четыре поста католического календарного круга. Кроме того, они должны были, по словам Гауди, «восхвалять Святое Семейство и проповедовать добродетели покаяния». Композицию завершали фонтан и светильник, символизирующие очищение огнём и водой. Внутри собора Гауди планировал разместить скамьи для тринадцати тысяч прихожан, в то время как центральные колонны соответствовали основным апостольским миссиям Испании, в число которых входили Валенсия, Гранада, Сантьяго-де-Компостела, Бургос, Севилья, Толедо, Сеговия и даже маленькие епархии вроде Бурго-де-Осма с населением всего пять тысяч душ.

На протяжении всей своей жизни Гауди делал то, что до него делали Гойя и Эль Греко, - умело использовал пластичность и податливость духовного мира. Он говорил, что «слух соответствует вере, а зрение - славе, поскольку слава - это образ Бога. С точки зрения ощущения света, пространства и пластичности зрение есть беспредельность пространства; оно видит то, что есть, и то, чего нет». Гауди было известно о мощном психологическом воздействии звука, особенно в культовых зданиях. Он годами экспериментировал с формой удлинённых колоколов для Саграда Фамилиа. Кроме того, вся конструкция здания была спроектирована таким образом, чтобы звучать подобно грандиозному органу.

Цвет также играл особую роль. Ирония заключается в том, что для многих творчество Гауди ассоциировалось с «чёрной Испанией», то есть, инквизицией, в то время как он был автором и более впечатляющих творений, нежели сверкающая мозаика «ОСАННА», взмывающая к вершине башни-колокольни. Гауди представлял себе внутреннее убранство собора Саграда Фамилиа как яркий многоцветный псалом во славу Господа.

Гауди завершил лишь одну из двух часовен, расположенных по углам церковного двора - часовню Розария Нашей Госпожи. Она представляет собой совсем небольшое сооружение, увенчанное куполом, благодаря чему внутрь проникает достаточное количество дневного света, и кажется, будто по стенам выткано богатое кружево с обилием цветущих роз и розовых кустов, связанных с христианской символикой. Помимо Святой Девы с Младенцем, здесь имеются изображения Святого Доминго и Святой Каталины Сиенской, а также фигуры волхвов и пророков из Нового Завета: Давида, Соломона, Исаака и Иакова.

Фасад Рождества собора Саграда Фамилиа вселял ужас в сердца честных прихожан. Когда ступаешь под гигантский скульптурный фриз, кажется, что здание сейчас обрушится и погребёт под собой всё живое.
Центральный вход, разделённый посередине колонной, венчает скульптурная группа, изображающая Святое Семейство. Все фигуры выполнены в натуральную величину. На уровне земли две колонны в форме пальм, зрительно разделяющие пространство, опираются на спины двух черепах: морской со стороны моря и сухопутной со стороны гор. Черепахи символизируют стабильность, неизменность мира. В то же время фигуры хамелеонов по обеим сторонам фасада символизируют постоянное изменение природных форм.

На тридцатиметровой высоте под сенью гигантского рождественского дерева в окружении апостолов Варнавы, Симона, Фаддея и Матфея происходит прославление Мадонны.


Портик Милосердия, коронация Марии


Рождество Иисуса

Весь фасад Рождества, стремительный и грандиозный, производит впечатление непрерывного движения. Это не что иное, ворчали критики, как «трактат о чистом стремлении». Но в неоконченном творении Гауди использована необузданная стилистика клептомании, объединяющая язык восковых фигур, диорамы, карнавала, пейзажа, грота, ярмарочной площади и религиозной святыни в замысловатое целое.

Занимаясь проектированием фасада, Гауди постоянно присматривался к прихожанам в поисках подходящих моделей. Копирование творений Создателя он считал высшей формой его восхваления и свидетельством собственной скромности. Сторож собора алкоголик Жузеп, умерший впоследствии от белой горячки, стал Иудой. Толстый козопас служил моделью для Понтия Пилата. Шестипалый гигант, встреченный в одном из баров, позировал для фигуры центуриона в сцене избиения младенцев. Когда возникали трудности с поиском моделей, Гауди находил их среди своих работников. Так скульптор сделался святым Петром, перевозчик строительного материала - апостолом Фаддеем, а штукатур - царём Давидом.
Следующий этап работ был ещё более необычен. Цыплята и индейки усыплялись хлороформом, обмазывались жиром, и с них быстро изготавливалась гипсовая отливка. Осёл был связан и подвешен на своей сбруе, чтобы с него легче было снять мерки. Мёртвая сова, найденная на стройке, стала символом ночи. И только однажды, когда Гауди решил сделать отливку в натуральную величину с Рикардо Описсо, и тот лишился сознания, архитектор осознал эксцентричность своего метода.
Фасад Рождества Христова украшает шпиль в виде кипариса, венчающего три портика: Милосердия, Веры и Надежды. Над пещерой Коронации Святой Девы расположена анаграмма Иисуса, довольно сложная и выразительная. В центре её виден крест с буквами Α и Ω по краям, обозначающими начало и конец всего сущего. Сам крест служит символом зарождения и окончания мировой жизни.

Немного выше можно видеть ещё один редко упоминаемый символ - покрытое золотой и красной глазурью яйцо, также помеченное личной анаграммой Иисуса: JHS. Вероятно, речь идёт о яйце как символе целостности. Фигура пеликана над ним относится к примитивной иконографии Христианства, она встречается и в мифологии предшествующих эпох. Согласно мифам, эта птица клювом разрывает себе живот, полный рыбы, чтобы накормить своих птенцов, и потому служит символом Иисуса, а также символом воскресения из мёртвых.

В день 30 ноября 1925 года было завершено строительство башни святого Варнавы, первой башни в левой части фасада Рождества Христова. Это единственная башня, которую Гауди увидел завершённой.
Внутри башни также поразительны, как и снаружи. В нижней части каждой башни начинается винтовая, почти без перил (из-за крутизны) лестница, при подъёме по которой человеку начинает казаться, будто он вращается вокруг своей оси. При взгляде на эти лестницы снизу вверх или сверху вниз возникает потрясающий оптический эффект. Лестницы некоторых башен закручены в одну сторону, лестницы других - в противоположную. Поднявшись наверх, можно перейти из одной башни в другую. Множество переходов образуют восхитительный вертикальный лабиринт. Внутри одной из четырёх башен имеется лифт, позволяющий подняться от уровня земли до места, где в стенах открываются проёмы с каменными жалюзи. Здесь лестницы опираются уже на внешние стены.

В последующие годы архитектор Доменик Суграньес, последователь Гауди, отстроил ещё три башни. Позже были возведены четыре почти такие же башни фасада Страстей, их строительство закончилось в 1977 году. Согласно проекту, четыре башни фасада Славы должны быть гораздо выше, чем все существующие.
Башни посвящены двенадцати апостолам. На четырёх старейших - крайних, высотой девяносто четыре метра, и внутренних, высотой сто семь метров, - высечены имена и соответствующие им фигуры апостолов Варнавы, Симона, Иуды Тадео и Матфея, сидящих на пьедесталах, и надпись «Sursum corda» (Вознеситесь сердцем) на латыни. Башни с квадратными основаниями выше имеют круглое сечение. Перетекание одной формы в другую происходит на верхнем уровне фасада. Существует множество церковных башен квадратного сечения и совсем немного круглого, но нет ни одной башни, кроме башен Саграда Фамилиа, сочетающей оба вида сечений. Гауди не оставил никакого объяснения причины перехода от квадратного к круглому, критики же ограничиваются высказываниями о том, что это приём, в высшей степени удачный с эстетической точки зрения.

В понедельник 7 июня 1926 года, в пять часов тридцать минут пополудни, Гауди покинул собор Саграда Фамилиа, чтобы пройти три километра до церкви Сан Филипп Нери. Следуя привычным путём, он спустился по улице до перекрёстка и там был сбит трамваем. Позже водитель маршрута №30 утверждал, что Гауди не смотрел, куда идёт, и, споткнувшись о трамвайные пути, ударился головой о фонарный столб. Двое прохожих бросились на помощь жертве происшествия, но не признали в нём знаменитого архитектора. При нём не было документов, в карманах нашлась лишь горсть изюма и орехов. Шляпа тоже куда-то пропала. Четырежды они пытались остановить такси, чтобы доставить пострадавшего в больницу, но всякий раз получали отказ. Наконец с помощью солдат национальной гвардии удалось заставить одного таксиста отвезти раненого в бесплатную амбулаторию для бедных. Там Гауди быстро поставили диагноз: переломы рёбер плюс черепно-мозговая травма, и приняли решение отправить его в клинику.
Наутро «пациент пришёл в сознание после ночного беспамятства и попросил соборовать его, с жаром приняв последнее причастие». Вскоре новость о плачевном состоянии Гауди распространилась по всему городу. К вечеру вторника его перевели в отдельную палату, вправили рёбра, но жизнь едва теплилась в нём. Прелаты церкви, друзья и почитатели заполнили больничные коридоры. Предложение перевести архитектора в дорогую частную клинику было отклонено. Гауди хотел умереть среди народа. Он почти ничего не говорил, и его тяжёлое дыхание лишь изредка прерывалось шёпотом «Господи Иисусе!», а бледная рука, лежащая поверх одеяла, крепко сжимала распятие. В четверг, 10 июня 1926 года, в пять часов пополудни Антонио Гауди ушёл из жизни.

После смерти Гауди в 1926 году строительство храма возглавили Доменик Суграньес и Франсиск де Кинтана, при которых были закончены первые четыре колокольни. В 1939 году строительством собора занялись Исидрэ Пуч Боада и Льюис Бонет-и-Гали. Льюис Бонет-и-Гали стал главным архитектором проекта в 1971 году. В 1985 году руководство принял Жорди Бонет-и-Арменголь, а годом позже скульптор Хосе Мария Субиракс приступил к работе над фасадом Страстей Христовых.

«Если бы мы начали строительство с этого фасада, люди воспрепятствовали бы ему», - так объяснял Гауди своё решение повременить с возведением Портала Страстей. Это высказывание демонстрирует всю глубину драматизма, к которому стремился архитектор. В 1911 году в городе Пучсерда, будучи тяжело больным, он написал завещание и тогда же составил композицию этого портала, где запечатлены события последней недели земной жизни Иисуса.


Распятие

То, что Субиракс был тем самым мастером, которому предстояло воплотить его замысел, подтверждает огромное уважение, с которым исследователь каталонского искусства Сириси Пелисер пишет в своей работе «Современное искусство Каталонии» (1970): «Субиракс создаёт исключительную скульптуру, заставляющую вспомнить о Гауди. Он творит в типично неблагоприятных условиях, сопровождающих всех носителей огня в их столкновениях с ничтожествами». Тем не менее назначение Руководящим Советом скульптора Субиракса с самого начала подвергалось резкой критике и сопровождалось острейшей полемикой. После года внимательного изучения архитектурного и скульптурного наследия Гауди Субиракс приступил к исполнению своих обязанностей. На своеобразной сцене с тремя планами скульптор изобразил историю Страстей, начиная с Тайной Вечери и заканчивая Распятием.

28 ноября 2000 года незаконченный храм был освящен. В настоящее время Хосе Мария Субиракс и другие архитекторы работают над нефами, хорами и внутренним двориком. Когда строительство будет завершено, над городом вознесутся восемнадцать башен - в честь двенадцати апостолов, четырех евангелистов, Богоматери и Христа. Башни евангелистов будут украшать их символы, а центральную башню Христа - гигантский крест. По высоте центральная башня будет лишь на один метр ниже Монтжуика - горы, доминирующей над Барселоной. Гауди считал, что его творение не должно возвышаться над горой, которую создал Бог. Он был религиозным человеком, которому, несмотря ни на что, было присуще своеобразное чувство юмора. На критические замечания по поводу темпов строительства знаменитый архитектор отвечал: «Мой клиент не торопится».

Многие считали творчество Гауди пророческим. Опасаясь, что человечество вновь скатывается к средневековому мракобесию, Субиракс однажды сказал: «Если это правда, и всё, что мы наблюдаем сегодня, не случайно - возрождение ислама, эпидемия СПИДа, одновременное вырождение власти на местах и крушение великих идеологических блоков, новая форма пиратства в виде международного терроризма и расцвет эзотерики - то Гауди, как и во многих других случаях, пророчествовал, говоря: Саграда Фамилиа не последний из соборов, а первый в новой эпохе».

Наиболее точно охарактеризовал творчество Гауди валенсийский архитектор Сантьяго Калатрава, которого можно считать наследником Гауди в смысле уникальной способности чувствовать и открывать новые формы: «Люди пытались толковать творения Гауди в терминах язычества, масонства, буддизма и даже атеизма. Я думаю, это был человек, который действительно служил религиозной идее. Но этот бог или, скорее, богиня, перед которой преклонялся Гауди, была сама архитектура».

Конечно же вы уже все и всё знаете про этот собор. Читали про его историю и рассматривали с разных сторон. Но для того, чтобы как то окружить информацией этот великолепный виртуальный полет над Барселоной и строением (с залетом внутрь), который вы могли наблюдать и участвовать в нем нажав на картинку в начале поста, я еще вам напомню немного информации и фотографий по этому поводу.Барселона - непостижимый и дерзкий город Испании, символ каталонской культуры и современного искусства, странным образом объединяющий автентику и неоготику, рьяно защищающий свои традиции и смело бросающий вызов устоявшимся взглядам… Столица Каталонии является едва ли не крупнейшим туристическим центром Европы, предлагая посетителям не просто богатый выбор достопримечательностей.

От великолепного холма Монжуика с Национальным дворцом, музеем искусств, «Испанской деревней» и Магическим фонтаном до легендарной «Барселоны Гауди», этот город умеет очаровывать и поражать воображение. Именно работы выдающегося архитектора-каталонца, ярким пятном реющие над всей историей искусств, превратили Барселону в мекку художников и дизайнеров со всего мира. Причудливые фонари на Королевской площади и фантастические образы усадьбы графа Гуэля (сейчас на территории поместья находится библиотека местного университета) и сегодня удивляют не менее, чем в день своего создания, а дворец около бульвара Рамбла, дом Висенс, Дом Бальо и Каса Мила наравне с Парком Гуэля являются частью мирового наследия ЮНЕСКО. Но главный символ во многом противоречивого и до сих пор неразгаданного гения - это, безусловно, Саграда Фамилиа, легендарный Собор Святого Семейства.

“То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы”, - сказал один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении возле храма Саграда Фамилия. Для строительства этого храма был выделен свободный участок земли, который находился к тому монету в нескольких километрах от города. Проект храма был разработан архитектором Франческо дель Вильяра. Лпан архитектора заключался в возведении церкви в неоготическом стиле, однако, он успел отстроить лишь крипту над апсидой. После него в 1891 году главой проекта выступил Антони Гауди, который, как ни странно, никогда не был особо религиозен, поэтому до сих пор остаётся загадкой, почему же строительство было доверено именно ему. Тем не менее, Антонио Гауди взялся за проект со всем рвением и внёс значительные изменения в его первоначальный замысел. На 43 года собор Саграда Фамилия стал смыслом его жизни, архитектор посвящал его созданию все свое время, он даже жил в нем.

Саграда-Фамилия - дерзкая попытка в почти уже безбожном XX веке повторить на новом уровне сознания классические стройки католического Средневековья, такие, как Миланский и Кельнский соборы. Сам Гауди понимал, что он не сможет дожить до воплощения мечты. Соборы строят веками - это только Софию в Константинополе и храм Христа Спасителя в Москве возвели за пять лет, поскольку на них работала целая система. В западном гражданском обществе, где считают каждую копейку, такое не проходит. К тому же Саграда-Фамилия изначально строилась только на частные пожертвования. А Гауди на этот счет был ироничен, говоря: «Мой клиент не торопится», имея в виду Бога.

Саграда-Фамилия строилась на основе готических канонов, однако Гауди в эту форму внес свое неповторимое содержание. Гауди - это смесь математика и мистика. Он до предела насытил свое творение христианскими символами, иногда вплоть до паранойи. Собор должен иметь три фасада (Рождества, Страстей и Воскресения) и по четыре башни с каждой стороны - получается 12, по числу апостолов, и высота их должна быть 100 метров. В настоящее время только четыре из них поднялись ввысь (одна при жизни Гауди, три остальные - в 1926-1936 годах, под руководством одного из его ассистентов). Еще запланировано 4 башни, посвященные евангелистам (они повыше, чем предыдущие 12), башня Девы Марии (еще выше), и, наконец, центральная башня Иисуса с гигантским крестом должна быть 170 метров высотой, что на метр ниже холма Монтжуик - по словам Гауди, нельзя претендовать на высоту большую, чем подразумевал сам Бог. Четыре колокольни евангелистов должны быть увенчаны символическими фигурами - бык (Святой Лука), крылатый человек (Святой Матфей), орел (Святой Иоанн) и лев (Святой Марк). Что же касается мелких деталей строения, то они уникальны - Гауди не признавал никаких классических канонов и смело устанавливал свои стандарты.

Фасад Рождества, законченный при жизни Гауди, насыщен довольно сюрреалистическими скульптурами Святого Семейства, ангелов, птиц, грибов, растений и животных. Под колоннами фасада - фигуры черепах, которые являются символами Иосифа и Марии. Главный портал выполнен в виде ствола пальмы, увитой лентами предков Иисуса, а двери внутреннего портика отображают христианские заповеди. Второй фасад Страстей, противоположный первому, должен, наоборот, рассказывать о смерти Иисуса на Кресте. Там с 50-х годов трудится скульптор Жозеп Мария Субиракс. Его творения у многих вызывают споры и неприятно, считаются извращением, но чтобы составить свое собственное мнение, вам нужно посмотреть на все это воочию… Идея строительства нового храма пришла в 1882 году в голову консервативному крылу католической общины (иосифлянам), которые считали, что Барселона погрязла в грехе и декадансе и что горожанам необходимо новое место, где они могли бы каяться. Для этого они избрали самый непрестижный участок тогдашней Барселоны - пустырь, использовавшийся для выпаса коз. Строительство несколько раз прерывалось из-за нехватки средств. Собственно, в середине 20-х годов фонды на строительство собора закончились, и сам Гауди жил отшельником прямо в недостроенном храме. 7 июня 1926 года Гауди попал под трамвай, возвращаясь со стройплощадки и засмотревшись на силуэт собора. Он скончался спустя три дня тяжелой агонии в больнице для бедных - никто из врачей и прохожих не распознал в нем архитектора Саграда-Фамилии.

После смерти Гауди собор продолжали строить еще десять лет, пока в 1936 году каталонские анархисты в своей безбожной ярости не устроили в соборе погром, уничтожив все модели архитектора. Только после победы Франко в 1940 году работу продолжила группа самых уважаемых зодчих Барселоны. Однако ввиду не слишком большой симпатии каудильо к каталонцам и Барселоне и из-за явной нехватки средств строительство шло вяло. Масштабность и оригинальность замысла Гауди просто поражает. По его проекту собор должен был быть возведён в форме креста и состоять из трёх фасадов: Рождества, Страстей Христовых и Воскресения. При жизни архитектора был возведён только первый из них.

Каждый из фасадов должен был символизировать важнейшие этапы в жизни Иисуса Христа: рождение и жизнь, предательство и распятие, и самый важный – воскресение из мёртвых. Потому портал Воскресения по замыслу автора самый величественный и грандиозный.Есть в архитектуре собора Саграда Фамилия и масса других символов. Так каждый фасад должно венчать по четыре башни, а всего двенадцать – как двенадцать апостолов.В центральной же части будут построены четыре часовни, символизирующие четырёх евангелистов: Марка, Луку, Матфея и Иоанна. В самом центре предусмотрено место для возведения двух самых высоких шпилей: башни Иисуса Христа и колокольни Девы Марии.

Из-за огромного количества окон и ниш поверхность здания выглядит как тонкое ажурное кружево. Кажется, что воплотить такое изящество в камне просто невозможно. В то же время собор общий вид собора массивен и величественен, а его загадочная аура завершает неизгладимое впечатление, которое производит Саграда Фамилия на каждого, кто его увидел.Внутреннее убранство собора не уступает по оригинальности и фантастичности внешнему фасаду. Здесь особенно ярко проявляются природные мотивы в творчестве Гауди.Гигантские колонны, разветвляющиеся вверху, и украшенный необычной лепкой свод напоминают кроны древних деревьев, подпирающих звёздный небосвод. Резные витражи сходны с неземными цветами, а винтовые лестницы – с огромными улитками.

Уникальная акустика, над которой творец работал несколько лет, предполагает наличие большого хора. Кроме того, Гауди предусмотрел в соборе Саграда Фамилия места для тридцати тысяч молящихся. Пока все эти идеи еще не претворены в жизнь, но, возможно, через пару десятков лет храм все же будет достроен, и его красота приобретет, наконец, законченный и совершенный вид.После посещения храма Святого Семейства остается ощущение нераскрытой тайны. Будто приподнялся занавес и уголок этой тайны уже виден, ещё чуть-чуть и всё станет понятным и очевидным… но нет.Все самое главное остается за гранью понимания, мы никогда не сможем до конца понять гениальный замысел Гауди, как и никогда не узнаем, каким получился бы собор Саграда Фамилия, если бы архитектор дожил до его завершения

Явное оживление на стройплощадке произошло в 80-х годах. Сейчас работы возглавляет Хорди Бонет. Согласно планам, к 2026 году, т.е. к столетней годовщине смерти архитектора, строительство будет завершено. Но есть и другое мнение. Более 400 деятелей культуры Испании призвали в 2008 году остановить работы. По их мнению, строители «предали дух Гауди», что строящийся собор всего лишь карикатура на гениальный замысел. Проблема в том, что Гауди всегда импровизировал по ходу, гибко меняя свои первоначальные замыслы. Поэтому он сам присутствовал на площадке. Ныне же Саграду-Фамилию нельзя назвать творением Гауди - слишком много индивидуального и нового внесено его последователями, взять того же скульптора Субиракса. Однако же, если вспомнить историю возведения великих храмов Средневековья, то ничего удивительного в этом нет - романский стиль был усовершенствован готикой, а потом добавляли еще и фасады с колокольнями в стиле барокко. Соборы, где выдержан один первоначальный стиль, можно пересчитать по пальцам.

Созданию этого самого посещаемого и известного символа Барселоны, Гауди посвятил большую часть своей жизни, но и этого было мало: окончание строительства грандиозного «храма нового века» ожидается только к 2030 году, когда наконец-то будет завершен один из фасадов и центральная колокольня. Величие и удивительная аллегоричность - главные характеристики этого неповторимого шедевра. Архитектор мечтал создать здание, которое бы полностью передавало аллегорию Рождества Христова, и вряд ли найдется критик, который скажет, что ему это не удалось. Здание удивительным образом соединяет в себе три фасада: западный фасад, один из самый знаменитых, открывает нам аллегорическое воплощение Рождества, восточный - Страсти, южный - Смерти и Вознесения. Наиболее ценным с точки зрения искусства, считается центральный фасад Храма Искупления Грехов (или Искупления Святого Семейства), известный также как Фасад Рождества, соединяющий удивительные четыре башни, благодаря необычной веретенообразной форме, напоминающие песчаные замки и абсолютно оригинальные орнаменты и силуэты.

Благодаря стилистическому решению, получившему название неоготического направления, кажется, будто башни возвышаются из общего, цельного скального основания, «вырываясь» из основы в высь. Скульптурные группы и необычные барельефы являются основными средствами выражения смысловой задумки, но не только в причудливых образах воплотился невероятно масштабный проект этого собора. Башня Христа, увенчанная колокольней, достигает около 170 метров в высоту, а нижняя церковь, во многом скрытая за великолепными фасадами, скрывает роскошные арки, абрисы которых не повторяются нигде в мире и великолепные гротескные витражи. Гротескное воплощение религиозного фанатизма и безусловно самое оригинальное религиозное строение в мире, Саграда Фамилиа и сегодня остается одним из самых спорных шедевров архитектуры. После завершения строительства Собор будет увенчан восемнадцатью башнями, выполненными в том же причудливом веретенообразном стиле.

Каждый год собор посещает два с лишним миллиона человек, и по популярности Саграда-Фамилия соперничает с мадридским музеем Прадо. Извечное испано-каталонское «эль-класико» продолжается и здесь.

Этапы строительства.

Все об истории и архитектуре уникального творения Антонио Гауди - собора Саграда Фамилия. Побывать в нем рекомендуем каждому, кто собирается посетить Барселону.

Каталонцы любят говорить, что создателем туристического «фасада» , т. е. самых ярких ее достопримечательностей, является Антонио Гауди. В современной Барселоне можно увидеть двенадцать работ эксцентричного архитектора, каждая из которых неповторима. Самые «примелькавшиеся» из них: расписной парк Гуэль, дом Мила и , монастырь Святой Тересы, дом Кальвет.

Наш собор Саграда Фамилия («Sagrada Familia» в переводе с испанского «Святое Семейство» ) в этом списке стоит особняком. Это жемчужина архитектурной коллекции города, самый масштабный проект, который до сих пор не удалось завершить - так и стоит высоченным недостроем. Но при этом не только не портит облик города, а даже придает ему очарования.

Очередь у парадных дверей собора Святого семейства никогда не заканчивается. Многие путешественники, оценив количество желающих попасть внутрь, обходят его стороной. Разве что селфи сделают на фоне фасада и пару снимков издалека.

Поэтому в этой статье уделим как можно больше внимания экскурсии по собору, его интерьерам и смотровой площадке. Чтобы убедить вас, что внутри он еще прекраснее, чем снаружи, и время на него тратить все-таки стоит.

Саграда Фамилия и история создания

Строительство сооружения началось в 1882 году и продолжается по сей день. Первым архитектором собора был Франсиско дель Вильяр, но уже через год на его место пришел Гауди, который, как ни странно, никогда не был особо религиозен. До сих пор для историков остаётся загадкой, почему строительство было доверено именно ему. Как бы там ни было, Антонио Гауди взялся за проект со всем рвением и сразу внёс изменения в первоначальный замысел. На целых 43 года собор Саграда Фамилия стал смыслом его жизни, архитектор посвящал ему все свое время - даже жил в нем.

К сожалению, увидеть мечту, воплощенную в жизнь, ему было не суждено. В 1926 году Гауди был сбит трамваем, и через несколько дней умер в больнице, оставив главное творение своей жизни незаконченным.

Строительство собора Святого Семейства продолжали его соратники - в наследство от архитектора им достались многочисленные чертежи и наброски. Во время гражданской войны в записи сильно пострадали в пожаре, некоторые из них впоследствии так и не удалось восстановить. И всё же основная идея великого творца сохранена в композиции Саграда Фалимия.

Идеи и замыслы Антонио Гауди

Масштабность проекта Гауди поражает. По его замыслу собор должен был быть возведён в форме креста и состоять из трёх фасадов: Рождества, Страстей Христовых и Воскресения. При жизни архитектора был возведён только первый из них. Каждый из фасадов должен был символизировать важнейшие этапы в жизни Иисуса Христа:

  • Рождество - рождение и жизнь, начало начал;
  • Страсти Христовы - предательство и распятие;
  • Воскресение - самый грандиозный, воскресение из мёртвых.

Есть в архитектуре Саграда Фамилия и масса других символов. Так каждый фасад должно венчать по четыре башни, а всего двенадцать - как двенадцать апостолов.

В центральной части должны быть построены еще и четыре часовни, символизирующие евангелистов: Марка, Луку, Матфея и Иоанна. В самом центре предусмотрено место для возведения двух самых высоких шпилей: башни Иисуса Христа и колокольни Девы Марии.

Из-за огромного количества окон и ниш поверхность здания выглядит, как тонкое ажурное кружево. Кажется, что воплотить такое изящество в камне просто невозможно. В то же время облик собора массивен и величественен, а его «предыстория» завершает впечатление, производимое Саграда Фамилия на каждого, кто его увидел.

Экскурсия по залам собора Святого Семейства

Внутреннее убранство собора не уступает в фантастичности внешнему фасаду. Здесь особенно ярко проявляются природные мотивы в творчестве Гауди. Гигантские колонны, разветвляющиеся вверху, и украшенный необычной лепкой свод напоминают кроны деревьев, подпирающих небосвод. Резные витражи сходны с экзотическими цветами, а винтовые лестницы напоминают огромных улиток.

Акустика, над которой творец целенаправленно работал несколько лет, предполагает наличие большого хора. Кроме того, Гауди предусмотрел в соборе Саграда Фамилия места для тридцати тысяч молящихся. Пока эти идеи не претворены в жизнь, но, возможно, через пару десятков лет, храм все же будет достроен, и красота его приобретет, наконец, совершенный вид.

Билеты в Саграда Фамилия - цены 2019

Попасть на экскурсию в собор можно двумя способами: самостоятельно и с гидом. Оба хороши, но первый экономнее, а второй интереснее - понравится тем, кто любит структурированную информацию, С цифрами, датами, описанием каждого элемента и даже легендами.

Информация для тех, кто намерен идти в собор самостоятельно:

Цена базового входного билета в Саграда Фамилия - 18 евро (15 евро при заказе на сайте http://www.sagradafamilia.org). А вот дальше стоимость начинает плясать в зависимости от услуг, входящих в пакет:

  • цена базового билета + аудиогид - 22 евро (на сайте);
  • цена базового билета + посещение дома-музея, где жил в свое время Гауди + аудиогид - 24 евро (на сайте);
  • цена базового билета + местный экскурсовод - 24 евро (на сайте). В этом случае без уверенного знания английского не обойтись;
  • цена базового билета + подъем на башни + аудиогид - 29 евро (на сайте).

Цены указаны на одного взрослого. Чтобы прикинуть стоимость билетов в собор Святого Семейства в оффлайн кассе, прибавьте к ценам сайта 3-5 евро.

Часы работы собора:

  • с апреля по сентябрь - с 9-00 до 20-00;
  • октябрь - с 9-00 до 19-00;
  • с ноября по февраль - с 9-00 до 18-00;
  • 25-26 декабря и 1-6 января - с 9-00 до 14-00;
  • март - с 9-00 до 19-00.

Касса прекращает работу за полчаса до закрытия собора. В общегосударственные праздники и важные для музея даты вход бывает свободным для всех. Уточнять информацию можно на официальном сайте.

Собор Святого Семейства — как добраться

Проще всего добраться к собору Саграда Фамилия на метро — благо в Барселоне оно удобное и недорогое. Ближайшая станция так и называется «Sagrada Família», фиолетовая ветка L2 и синяя ветка L5.

Между собором и парком есть одноименная автобусная остановка. Добраться можно экскурсионным автобусом BCTE, отходящим от площади Каталонии каждые полчаса.

Экскурсии по Барселоне и окрестностям

Самые интересные экскурсии — это маршруты от местных жителей. Создают их люди творческие, готовые показать вам Барселону современную, Барселону Гауди, Барселону гастрономическую и не только. Всего на Трипстере около 100 (!) прогулок.

Подведем итоги

После посещения храма Святого Семейства остается ощущение нераскрытой тайны. Будто приподнялся занавес, ещё чуть-чуть и всё станет понятным и очевидным… но нет. Самое главное остается за гранью, до конца понять замысел Гауди (читай - увидеть гармоничную картину) трудно. Тем более, каким получился бы собор, доживи архитектор до его завершения, никто все равно не узнает.

Да и состоится ли вообще когда-нибудь это «завершение», будет видно ближе к 2026 году. Именно эту дату анонсируют в качестве окончания строительства.

План проведения работ с 2015 по 2026 год. Презентация проекта — до и после.