Библиотека: протоиерей феодор зисис. Протоиерей Феодор Бородин: Несчастным человека делает не семья, а неумение любить

"Мой отец считал, что обязательно надо служить. Я говорил ему тогда: «Пап, а если в Афганистан?» «Грибоедов там служил, и тебе не зазорно» - был его ответ.

В Афган я не попал чудом. До армии я проходил парашютную подготовку в ДОСААФе. Вся наша группа призывалась одновременно. Приехали на место сбора. Сели в автобус. Подошёл офицер, посчитал. Нас - 36, а нужно - 35. «Бородин - выходи». Моя фамилия была в списке первой, на «а» никого не было. Потом по переписке я узнал, что все попали в учебку в Фергане, а потом - в Афганистан. Меня Господь сберег. Ведь даже если бы даже вернулся, но кого-то убил, не смог бы священником стать по канонам.

Я считаю, что надо служить, если ребенок здоров. В армии происходит резкое взросление. Юноше приходится учиться брать на себя ответственность, принимать решения. Самим же родителям с таким сыном будет спокойнее и надежнее входить в старость. Если что-то не так со здоровьем, то только тогда надо спасать от армии. Дедовщина? Когда я служил, дедовщина была - жуткая. Конечно, отдавать ребенка в армию страшно и тогда, и теперь. Молиться надо. Мой старший сейчас служит. Молимся всей семьей.

И в армии, и в последних классах школы мне, как верующему человеку, приходилось держать глухую оборону. В 9–10 классе я уже четко понимал, что я - другой и живу по другим законам, есть вещи, которых я делать не буду. Служил в ВДВ, сержант. Я был единственным верующим в роте, мне приходилось обороняться. «Вычислили» меня в столовой, поняли, что я постом не ем масла, отдаю его кому-то.

Потом у меня нашли Евангелие. Был 1987 год. Тогда моя мама работала в крестильне Елоховского собора , и священники, которым самим было нельзя, просили ее проводить хотя бы краткую катехизацию, хоть 40 минут поговорить о вере. Но что за исповедь без Евангелия? И мама по ночам переписала Книгу несколько раз. Давала читать на время с возвратом. Эти рукописные, как в древности, тексты прочло множество людей. А потом по благословению о. Кирилла Павлова мама стала изготовителем и распространителем духовной литературы.

Переплетенные ксерокопии в простой обложке - святитель Игнатий Брянчанинов, письма Амвросия Оптинского и другие книги. Люди, попадавшие в наш дом через знакомых, втайне и с опаской брали их в руки, затаив дыхание, и уносили, как великое сокровище. Улица Черняховского, дом 15 - для многих нынешних архиереев, архимандритов и протоиереев их богословские библиотеки начались там. Такое рукописное Евангелие мама передала мне в армию.

Ротный находил у меня Евангелие, отнимал, запирал у себя в сейфе, чтобы вернуть книгу, я вскрывал его сейф. «Праведное» воровство! Ротный валил меня на пол, вставал коленом мне на грудь: «Это ты забрал книжечку?» я отвечал: «Она моя, товарищ капитан!» Когда к концу срока появилась какая-то свобода, я уходил в лесок, помолиться.

Кстати, когда я поступал в семинарию, узнал, что у тех, кто не служил в армии, не брали документы. Когда в воздухе стало носиться, что скоро Церкви будут возвращать храмы, набор в семинарию увеличился. На нашей параллели было четыре класса, и был всего один абитуриент, не отслуживший в армии. Во-первых, становиться священником в 22 года - это не только большая ответственность, но и риск. Во-вторых, как ты можешь послужить небесному Отечеству, если не послужил земному?

Раньше считалось, что если ты не служил в армии - значит у тебя что-то не в порядке с совестью или с головой. Потом, служба в армии, это, конечно вопрос дисциплины и взросления. Я считаю, что армия обязательно нужна."

Межсоборное присутствие разработало и опубликовало ряд проектов документов, в числе которых — «О подготовке ко Святому Причащению». Подобные документы претендуют на то, что отражают соборное мнение Церкви по важным вопросам её жизни. Сейчас есть возможность обсудить представленные проекты и побудить членов соответствующих комиссий внести в них изменения. Предлагаем вашему вниманию отзыв на проект документа «О подготовке ко Святому Причащению» протоиерея Федора Бородина , настоятеля храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве.

Протоиерей Феодор Бородин

Документ хороший, нужный. Слава Богу, что Межсоборное присутствие стало обсуждать животрепещущие вопросы церковной практики, жизни христианина. Много вопросов накопилось еще со времен Синодального периода, когда не работал механизм соборного обсуждения. А уж в советское время и подавно все эти вопросы были законсервированы, и не могли никак решаться.

Сам этот документ обозначает очень большую разницу между существующей традицией и практикой — тем, с какими вопросами и вызовами пришлось встретиться Церкви.

Теперь о важном. Меня очень порадовало, что в проекте документа несколько раз упоминается о том, что к каждому человеку должен быть индивидуальный подход. Именно священник, духовник, знающий конкретного человека, вместе с ним может решить и понять, что для этого человека важно. Потому что бывает так, что для человека важен уже не пост как воздержание от пищи, а, допустим, какой-то благотворительный труд. Или важно еще более усердно читать Священное Писание.

Бывает, что человек 15 лет подряд читал три канона, и они просто уже отскакивают от его мозгов, совершенно не цепляя внутреннюю жизнь его души. Иногда нужно поменять это правило, ему нужно почитать Псалтырь или просто сказать: «Сколько читаешь? Полтора часа? Давай ты почитаешь Иисусову молитву все это время». (Есть такая практика, она закреплена в канонниках старого издания, что вместо всех богослужений в части приготовления ко Святому Причащению можно читать Иисусову молитву).

Прекрасно, что этот документ предусматривает такую, достаточно широкую свободу в этом вопросе.

Немного смущают два момента. В документе упоминается о практике семидневного поста в связи с редким Причастием. Но надо сказать и о сложившейся практике для тех, кто причащается часто. Сейчас нередко бывает, что христиане, в течение многих десятилетий живущие напряженной духовной жизнью, опытными духовниками, не сговаривающимися друг с другом, освобождаются и от одного дня поста перед Причастием. То есть достаточно большое число пожилых опытных священников — по 20, 30, 40 лет окормляющих много людей — приходят к выводу, что достаточно человеку поститься по уставу (многодневные посты, соблюдать среды, пятницы).

Человек, привыкший к такой напряженной жизни и живущий радостью во Христе, может не поститься, допустим, в субботу перед воскресным Причастием. Некоторые благословляют воздерживаться от мяса вечером или просто поменьше есть.

Эта практика, строго связанная с благословением духовника (чтобы сам человек не брал непосильного), должна быть закреплена как возможная, как цель евхаристической жизни, к которой надо идти.

Про исповедь

В документе не отражена и возможность причащаться без . Она сведена только как исключение ко времени Страстной и Светлой Седмиц. А мне кажется, что также должно быть отражено следующее: человек, живущий давно напряженной и радостной духовной жизнью, соблюдающий все посты, регулярно причащающийся, может исповедоваться тогда, когда ему необходимо по его христианской совести, но, допустим, не реже, чем раз в месяц. И причащаться тогда, когда он сочтет нужным. Но только по совместному решению с духовником.

Мы подходим к тому времени, когда все больше и больше людей дорастают до возможности понести такую благодатную евхаристическую жизнь. Мне кажется, что это должно быть отражено в вопросе поста и в вопросе исповеди перед причастием.

В документе констатируется, что исповедь дает возможность священнику свидетельствовать «об отсутствии канонических препятствий к участию в Евхаристии». Эта последняя функция исповеди за последнее время многократно подвергалась жесткой критике: фейс-контроль, властолюбие священников, церберство у Чаши и так далее. Да, бывает, что священники ведут себя неверно, не видят свое место, встают на пути человека к Богу.

Но, во-первых, посмотрите, каноны, прочитайте эту потрясающую книгу, и вы увидите, сколько раз там сказано о церковном наказании и причастившегося недостойно, и причастившего.

По мнению составителей канонов, мы, иереи, несем ответственность за преподание Святых Даров тем, кто их сейчас не должен принимать.

Вот стоит парень на исповедь, он мне незнаком, скорее всего, он не знает, что сожительство с женщиной — это грех. Он живет как все, и возможно, он действительно, очень хороший парень. Вот стоит женщина. Она, возможно, не думает, что сделанные ею когда-то пять абортов — кошмар, который, дай Бог, преодолеть за десятилетия. Хорошо еще, если люди сами говорят: «Я не изменяю своей жене Великим Постом, потому что я пощусь» или: «Я грешна, изменила своему бой-френду». Так что порой приходится, хотя очень не хочется, задавать наводящие вопросы незнакомым людям.

И вот теперь во-вторых. Если бы не было этой практики обязательной исповеди перед причастием, как бы можно было помочь воцерковлению огромной массы людей, пришедших в Церковь за последние двадцать лет? Меня один автор обвинил в поминовении Святого Духа всуе. Но я повторюсь: это Он руководит Церковью и это Он Своим промыслом подал нам современную практику исповеди. Или вы думаете, что Господь, сказавший «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20), оставил эту важнейшую часть церковной жизни без попечения и руководства? Я не верю в это.

Если бы у нас двадцать лет назад было бы, как сейчас в Греции, то есть исповедь — по желанию, а Причастие — когда хочешь, это было бы ужасно. Да, каждый священник провел тысячи часов в исповедях-беседах, но так было нужно. Это была милость Божья о нашей Церкви, единственная возможность приблизить к церковному пониманию души тысяч и тысяч людей.

Сейчас уже можно медленно, обдуманно менять эту практику для тех, кто живет в мире с Богом, о ком духовник знает, что «он не имеет канонических препятствий к участию в Евхаристии». Кстати, такие люди обычно очень смиренны, потому что именно смирение является результатом правильной и долгой церковной жизни. И они не требуют себе права причащаться без исповеди. Приходится их уговаривать.

А для тех, кто только на пути к этой мере (таких людей пока больше), исповедь, хотя бы краткая, перед Причастием все же необходима.

Покаянное чувство и исповедь

Еще мне кажется, что надо более широко обозначить вопросы детской подготовки к Причастию. Во-первых, в ребенке, конечно, должно родиться покаянное чувство.

Как-то я шел поздно вечером мимо комнаты одного из моих сыновей и услышал сдержанные рыдания. Захожу — он плачет. Обнимаю его, целую, говорю: «Сыночек, что такое?» Он говорит: «Я такой грешник! Как же меня Господь простит?» То есть у него родилось покаянное чувство. И никакие регламенты здесь не нужны. Мы стремимся, чтобы оно родилось в детях.

Нельзя просто сказать семилетнему ребенку: «Ты обязательно должен исповедоваться и обязательно перед каждой Литургией». Это может быть просто губительно для него, он должен постепенно войти в культуру и практику исповеди.

У себя на приходе мы пришли к следующему выводу: в семь лет мы просим, чтобы ребенок первый раз подошел на исповедь, а затем — чтобы он подходил иногда раз в месяц, раз в два месяца. Чтобы родители его готовили, объясняли ему, разговаривали с ним, обсуждали, какие ошибки им были совершены.

Рассказывали случай, когда в одном монастыре отказались причащать ребенка, потому что ему в этот день исполнилось семь лет, а к исповеди его по привычке не подвели. Бедная мама только потом говорила: «Как же я не сообразила сказать, что ему вечером исполняется семь лет. Тогда бы допустили…» Это просто ужасно.

О русском языке и другом документе

И еще раз скажу: документ прекрасен тем, что наконец-то дает существенную степень свободы духовнику и прихожанину, предлагает дифференцированный подход к прихожанам.

Давайте этот же подход применим и к другим областям церковной жизни. Например, к вопросу богослужебного языка. Мне кажется, острота вопроса не в том, чтобы переводить или не переводить, а в том, при каких обстоятельствах применять русифицированный текст.

У меня был такой случай: 20 лет назад чуть ли не в первый раз я пришел соборовать в одну московскую больницу тяжко болеющего человека. Там лежало шестеро больных в небольшой палате. Я начал совершать . Сидели какие-то родственники, ухаживающие. Попросили соседи больного, два или три человека, тоже пособоровать. В палате не было ни одного даже чуть воцерковленного человека.

Я читал первое время все по требнику и осознавал, что люди ждут со смирением, пока это закончится, но ничего не понимают. Я начал переводить самостоятельно хотя бы Апостол и Евангелие. И увидел, как у людей просто засветились глаза. Люди умом стали входить в Таинство, оно действительно коснулось их душ через осознание, понимание.


Или другой случай. Я выхожу из алтаря на отпевание умершего, много народу. Во время каждения понимаю: почти все собравшиеся — абсолютно нецерковные люди (они не знают традиции кланяться кадящему). Может быть, они вообще больше никогда не придут в храм. Я чувствую, что нужно достучаться до них, просто нельзя терять эту возможность. Медленно, громко я начинаю переводить пронзительные стихиры Иоанна Дамаскина. И это звучит как откровение практически для всех стоящих: головы поднимаются, люди начинают думать, это видно по их глазам. Многие потом подходят после отпевания.

Ну так дайте мне хороший перевод всего чина, выпустите в Издательском отделе и позвольте использовать на мое усмотрение. Поверьте, я не буду злоупотреблять, я люблю церковнославянский намного больше русского, но иногда мне необходима эта возможность.

Еще один пример: недавно я разговаривал с одним человеком, который периодически живет в Ирландии. Там есть приход Русской Православной Церкви. В этом приходе русских очень мало, но там латыши, эстонцы, поляки, украинцы, белорусы, кавказцы — и все постепенно начинают говорить на русском. Для них это общий язык формирующейся общины. Он пока очень тяжел, церковнославянский же вообще непосилен. Они даже при желании еще очень долго не освоят его.

В таких ситуациях очень нужны тексты чинов Соборования и Отпевания, других чинов, может быть, даже вечерни и утрени, тактично, бережно русифицированных и предложенных как возможные для совершения в определенных обстоятельствах. И в зависимости от обстоятельств прихода, от того, кто молится за спиной, священник мог бы принимать решение о том, какой текст ему сейчас использовать.

По материалам ежедневного интернет-СМИ "Православие и мир"

Как бывший десантник Федор Бородин стал священником двух храмов и отцом семерых детей

Источник: Крестовский мост

Что сказал старец Герман

Когда мне было девять лет, в наш дом в Гнездниковском переулке въехала новая соседка – педагог Вера Алексеевна Горбачева. Родители тогда в церковь не ходили, но, увидев у нее в квартире иконы, попросили стать крестной – моей и сестры Ани. Вера Алексеевна дала нам тексты молитв, водила в храм на исповедь и причастие. Так у меня началась тайная жизнь, о которой в школе не знали.

В 9-м классе я встретился со старцем. Мы с Аней тогда твердо решили, куда поступать: она – на филологический, я – в художественное училище. За благословением поехали в Подмосковье к архимандриту Герману (Красильникову). Старенький, отягченный болезнями (год спустя он умер), отец Герман весь светился любовью. Он сразу назвал нас по именам, хотя увидел впервые. Вынес из алтаря четки Серафима Саровского, надевал их нам на шею и молился.

Сестре сказал: "Поступай" (она успешно окончила филфак). А меня огорошил: "У тебя другая дорога – станешь священником". Я не поверил. А потом два раза провалился на вступительных экзаменах и оказался в воздушно-десантных войсках.

Атака на сейф

Нас готовили к отправке на войну. Призывники уже зашли в автобус, когда выяснилось, что один лишний. Нужно 35 бойцов, а нас 36. Я был первым по списку, и офицер сказал: "Бородин, выходи!" Остальные отправились в Фергану, а оттуда в Афганистан. Если бы мне пришлось кого-нибудь убить в бою, не смог бы служить в Церкви: каноны не позволяют. Наша часть находилась в Литве. Много бегали, стреляли, прыгали с парашютом. Иногда мне удавалось уходить в лес и в одиночестве молиться. Мама привезла рукописный молитвослов и изданное за рубежом Евангелие. Я тщательно их прятал, но командир роты все-таки нашел и запер в сейф. Это был массивный мужчина, за глаза его прозвали Боник. Я умолял его вернуть – бесполезно. Пришлось мне всю ночь проволокой и нитками открывать замок. Более сложной инженерной задачи в жизни не решал. Господь помог: к утру сейф стоял закрытый, но пустой.

Когда Боник это обнаружил, кинулся на меня. Я – от него. Погоня! Наконец он меня догнал, сгреб и бросил на пол. Наступил ногой на грудь: "Ты взял книжки?!" Когда он злился по-настоящему, было страшно. Но я особой ярости не вызвал. Может, потому, что сразу признал свою "вину". Однако книги ему не отдал. То маленькое Евангелие храню до сих пор.

Семинарская весна

После армии я поступил в Московскую духовную семинарию. Шел 1988 год, в воздухе царила Пасха. Приходили новости: "Церковь получила храм!", "Вернули монастырь!", "Передали святые мощи!"... Нам, отутюженным советской системой, не верилось, что это надолго. Помню, кто-то из студентов сказал: "Хоть бы одну литургию отслужить, а потом и умереть не страшно". Допускали, что все может повернуться назад. И даже гонений не исключали: мы же знали нашу историю.

Но церковный подъем продолжался. Открылся непочатый край работы. Большинство моих друзей по учебе потом самоотверженно служили, многие потеряли здоровье. Дружил я с Игорем Давыдовым (будущим епископом Якутским Зосимой). Удивительный был человек, отдавал всего себя. И сердце не выдержало: отслужил литургию и отошел к Господу в 46 лет.

Дела семейные

Иногда я ходил на исповедь к архимандриту Кириллу Павлову. На последнем курсе попросил у него благословения продолжить учебу в Духовной академии: мне очень нравилось учиться. Но старец вдруг твердо сказал: "Не благословляю. Тебе надо жениться и идти на приход. Невеста есть?" – "Нет, но меня познакомили с достойной девушкой". – "Кто она?" – "Людмила. Работала в лавре, писала иконы". – "Знаю ее. Очень хорошо. Поезжай к ней".

Людмила тогда перешла в мастерскую при храме Святителя Николая в Кленниках на Маросейке. Мы понравились друг другу. Сейчас у нас шесть сыновей и дочь. Старший недавно вернулся из армии, а младшему два годика. Жена у меня – чудо. Поражаюсь, откуда в ней столько мудрости и терпения.

Два храма на одной улице

Первый храм, где я служил, – Никольский в Кленниках. Настоятель Александр Куликов стал для меня мудрым духовником. Помню, с каким волнением вышел я в первый раз принимать исповедь. Юнец, 24 года, а прихожане в два-три раза старше. Возможно, люди догадались о моих чувствах и, чтобы поддержать меня, сразу стали подходить один за другим.

Одновременно летом 1992 года меня назначили настоятелем храма Космы и Дамиана на Маросейке. Его только что вернули Церкви, до этого здесь располагались рисовальные классы Ильи Глазунова, стояли статуи языческих божеств. К чести Ильи Сергеевича, он быстро освободил помещение и отдал мне ключи. Я взялся за перестройку. Прихожан в первое время было мало. Мы работали семьей: на клиросе пела моя жена, за свечным ящиком стояла мама, брат помогал в алтаре, сестра готовила еду для рабочих. А я носился галопом: снять перекрытия, перенести заборы, заказать иконы, очистить подвалы, провести электрику... О любимом чтении – Григории Нисском и Игнатии Брянчанинове – пришлось забыть. Но какой был порыв! Все происходящее казалось чудом.

По будням служил в Кленниках, по выходным – у себя в Космодамианском. После воскресной литургии спешил в Кленники, помогал там исповедовать и крестить. И так три года, а потом остался настоятелем. Слава богу, оба храма на одной улице.

В чем счастье

Главное в моей жизни – литургия. Молюсь в алтаре и чувствую, как все унылое, малодушное, ропотное во мне сгорает. Приходят силы, терпение, смысл. Литургия – явление иной, бессмертной жизни. Великое счастье к этой жизни прикасаться.

5 ФАКТОВ ОБ ОТЦЕ ФЕДОРЕ БОРОДИНЕ

1. Родился в 1968 году в Москве. С детства мечтал стать художником.

2. В Лавре расписывал храмы вместе с православным бардом отцом Романом Тамбергом. Сейчас рисует только своим детям.

3. В 24 года стал настоятелем храма Святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, который возглавляет до сих пор.

4. Каждое лето ходит с прихожанами в поход на байдарках: в группе более 70 человек, большинство – дети и подростки.

5. Водит недорогой автомобиль. Мечтает о микроавтобусе, куда смог бы посадить всю свою семью

13 ноября, причастившись Святых Христовых Таин, на 92-м году жизни мирно отошел ко Господу один из старейших клириков Московской епархии протоиерей Феодор Полевич. Гроб с телом отца Феодора был перенесен в Никольскую церковь села Черкизово, где до самого погребения священнослужители Коломенского благочиния читали Святое Евангелие и служили панихиды.

В юности работал воспитателем детского дома. Когда началась война, детский дом оказался на оккупированной территории. Фашисты хотели забрать детей на работы в Германию, но молодой воспитатель своей отчаянной смелостью и силой убеждения смог спасти сирот.

В конце 1940-х гг. Федор Полевич поступил в Московскую Духовную семинарию, где учился 3 года.

В 1950 г. в Ризоположенском храме города Москвы Феодор Полевич был рукоположен во диакона, а немногим позже, 16 июля, епископом Можайским Макарием был рукоположен в сан священника.

Началось служение отца Феодора в церкви Преображения Господня в селе Верзилово, под Воскресенском, где он прослужил 7 лет.

На протяжении всей своей долгой жизни отец Феодор был настоятелем многих храмов: в городах Серпухове, Дмитрове, в Коломенском селе Черкизово. Служил в храме Успения Божией Матери в Вешняках (Москва), в Крестовоздвиженском храме села Марчуги, в Михаило-Архангельском храме села Карпово, в Иоанно-Златоустовском храме в Новлянском квартале Воскресенского округа. Служил клириком Богоявленской церкви города Коломны. Из этого храма ушел протоиерей Федор Полевич на покой, но не прекратилось его служение церкви.

Все годы усердного служения отца Феодора его опорой и помощницей более 50-ти лет была его супруга, матушка Анна Николаевна, стойко разделявшая все трудности и испытания, выпавшие на их долю. Они вырастили и воспитали троих детей.

Отца Феодора знали как доброго пастыря, мудрого любвеобильного батюшку. До глубокой старости сохранил он ясную память. Где бы он ни появлялся, тотчас же оказывался в окружении людей, протягивающих ладони под благословение. Редкий день дом отца Феодора обходился без гостей. Духовные чада из Воскресенска, Коломны, Вешняков — отовсюду, где пришлось служить отцу Феодору, — ехали к нему со своими вопросами, житейскими проблемами и уезжали утешенными. Протоиерей Феодор до конца своих дней оставался теплым молитвенником перед Богом за страждущих.

Исполненный высокого благоговения к своему пастырскому званию, 59 лет он молился у престола Господня за всех людей, приносил бескровную жертву. Свое последнее участие в Божественной литургии он совершил в Успенском храме Брусенского женского монастыря города Коломны за четыре дня до своей кончины.

Отпевание протоиерея Феодора Полевича состоялось 15 ноября после Божественной литургии в храме святителя Николая села Черкизово. Отпевание совершил благочинный церквей Коломенского округа протоиерей Владимир Пахачев в сослужении священнослужителей Коломенского благочиния. Никольский храм с трудом вместил всех желающих проститься с отцом Феодором.

После отпевания гроб с телом почившего при пении ирмосов «Помощник и покровитель» был обнесен вокруг храма, и траурная процессия проследовала на Черкизовское кладбище, где и было совершенно погребение. Долго над могилой отца Феодора слышалось церковное пение. Люди прощались с честным пастырем.

Да упокоит Господь Бог наш в селениях праведных душу верного раба и служителя Своего новопреставленного протоиерея Феодора. Вечная ему память!

Сначала один супруг высказывает недовольство, а второй молчит и только через пять дней выкладывает свою точку зрения. Еще через неделю они обсуждают совместные претензии. О том, как выжить в браке – советы от настоятеля храма Космы и Дамиана на Маросейке протоиерея Федора Бородина.

Почему не услышал?!

Протоиерей Федор Бородин. Фото Анны Гальпериной

У любого современного священника огромный опыт свидетельства о распаде браков. Браков венчанных, церковных, которые люди искренне желали и собирались строить как храм, как малую Церковь Христову. Но проходит какое-то количество лет, и все рассыпается. И объяснить, помочь почти никогда невозможно. Это особенно горько, если священник видел зарождение этой семьи, совершал Таинство венчания. Священник тоже чувствует себя проигравшим и потерявшим.

Если эти люди продолжают ходить в храм, продолжают общаться со священником, исповедоваться, то почти всегда через несколько лет большинство из них понимают, что избежать краха семьи было можно, начинают видеть свои ошибки. Вот недавно распался один приходской брак. Прошло несколько лет, и один из супругов говорит мне: «Как я второго супруга под себя ломал!» Так и хочется с горечью ответить: «Так я тебе сколько говорил про то, что ты делаешь, для чего ломаешь свою половинку! Почему ты не услышал?!»

Таких историй – десятки, когда можно было спокойно избежать гибели семьи. Стоило просто смириться. Да, такое банальное, затертое слово, но его ничем не заменишь. Ведь брак – это опыт, который Бог дает человеку для того, чтобы тот вышел за рамки себя.

В браке ты встречаешься с другой вселенной и, если ты любишь человека, то начинаешь постигать ее, видеть там мир, Бога, видеть окружающих людей глазами супруга (супруги). Тебе через любовь раскрывается его (ее) опыт. И этот опыт другой. Смирение и есть выход за рамки себя, своей правды, убежденности, своих знаний «как надо».

Бог действительно дает такой опыт, который тебе нужен для спасения. Любой священник может припомнить то, с чем он тоже сталкивался много раз, когда пожилые супруги, прожившие много десятилетий в браке, может быть даже очень непростую жизнь, говорят такие слова: «Да, я роптал, унывал, пытался все сбросить, но теперь я понимаю, что Бог мне дал этого человека и он единственный, который мне действительно был нужен». Те люди, которые все-таки проходят все испытания, не разрывая брака, потом, рано или поздно, за этот брак благодарят Бога.

Когда человек проходит испытания, ему просто надо зачеркнуть себя на какое-то время, заткнуть себя и попытаться видеть всю ситуацию глазами другого человека: глазами мужа, глазами жены, и постараться понять, а что же все-таки не так именно во мне. И тогда почти всегда мы увидим, что наша, как нам кажется, трагедия в том, что мы просто пытаемся использовать этого человека и заставить его быть таким, как мы хотим, и не желаем принимать его таким, какой он есть. У нас не получается заставить сломать его под себя, переделать по-своему, и мы за это на него злимся. Вместо того, чтобы в удивлении, в радости, в молчании, может быть, постигать опыт жизни, который дан нашей половинке.

Горечь ситуации в том, что, уходя раз за разом от решения этих проблем, человек все новые и новые свои союзы будет разваливать по той же схеме.

Наступить на свое «я», увидеть другого в браке особенно важно, если есть дети. Это самые страдающие люди в таких ситуациях.

Если в семье будет хоть один человек, который умеет смиряться в этой ситуации, то брак будет спасен. Потому, что через него, смиряющегося, приходит мир.

С любовью… к стерве

Я знаю много священников, которые женаты на самых настоящих стервах. Ни больше, ни меньше. Большинство из семинаристов – люди глубоко целомудренные, которые не имеют опыта общения с женским полом. И если они чувствуют, что им кто-то нравится, а время заканчивать семинарию еще не пришло и они не могут создать семью, они блюдут и хранят себя не то что от блудных дел, а просто даже на уровне мысли. И потом, когда приходит время, человек, не имея никакого опыта распознания женского характера, делает предложение той девушке, которая ему понравилась. И нередко случается, что попадается ему жена, что называется, не сахар. Она отваживает от человека родственников, друзей.

Однажды священник, у которого его «половинка» именно такая, сказал: «Я 18 лет в браке. И 18 лет в дом солнышко ко мне не заглядывало».

Удивительно, что почти всегда это священники открытого, общительного характера, душа компании. И часто в этих семьях один ребенок или вообще нет детей. И вот люди искренне любят своих жен, несмотря на всю боль, которую они им причиняют.

А по прошествии нескольких лет оказывается, что это все удивительно глубокие священники. Потому что данный им Богом крест семейной жизни становится животворящим. Он творит в них жизнь духовную, очень глубокую и они могут этой жизнью делиться с другими и понимать чужую скорбь. Таких примеров много.

Так что, я думаю, если потерпеть, понести, принять это от Бога, то духовное возрастание обязательно будет у каждого человека.

О чем думать, вступая в брак

Очень важно, вступая в брак, ожидать прежде всего не своего счастья, а стараться сделать счастливым супруга (супругу). Об этом сейчас практически никто не думает. А если именно так ставить вопрос о браке, как о служении, тогда значительно легче создать счастливую семью. Тогда все в браке приносит радость и утешение. Он постепенно расцветает.

Предательство семьи

Христос нам оставил только одну причину для развода – прелюбодеяние (см. Мф. 5:32). Потому что прелюбодеяние есть такое предательство, после которого пострадавшая сторона просто может не иметь сил его простить. Нечто важное умирает, даже если виновный просит прощение.

Сейчас же, если посмотреть определения Поместного собора 1917-1918 годов, дополненные в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, мы увидим расширенный список причин, допускающих развод, что многих смущает.

Практически все причины, оговоренные в Социальной концепции, являются такой же изменой, как прелюбодеяние. Например, пьянство, по своей сущности, это такая же преступная «радость» за счет горя любимых людей – жены и детей.

Разумеется, если муж поднимает руку и избивает жену или уехал в другое место, то ни о каком сохранении семьи как малой Церкви, речи идти не может. И если употребляет наркотики…

Вот если такие причины есть и человек в них не кается, не отказывается от них, то пострадавшая сторона, для того чтобы просто сохранить себя, свою духовную жизнь и жизнь детей, вынуждена разводиться. Это все равно, как когда начинается гангрена на руке, ее надо ампутировать, иначе умрет весь человек. Поэтому, если часть домашней Церкви поражена настолько, что духовно может разрушить все, надо просто уходить.

Тяжелый характер не препятствует спасению

Во всех остальных случаях надо терпеть и воспринимать это как промысел Божий. Интересно, в последовании Таинства венчания священник просит Господа благословить новобрачных: «Благослови и рабы Твоя сия Твоим Промыслом ко общению Брака сочетавшияся».

Причем эти слова говорились и раньше, когда очень часто не сами молодые люди принимали решение о венчании, а за них это делали родители. Очень часто будущие муж и жена знакомились друг с другом на помолвке и никого не выбирали. Но Церковь все равно верила, что в этом промысел Божий. Так значительно тяжелее создавать семью, чем выбирать самому и проходить этап влюбленности. Но, тем не менее, если человек Богу доверяет, воспринимает силу таинства, то Бог дарует любовь. И поможет достичь той цели, ради которой Он, может быть, вот такого непростого супруга дал.

Очень интересная история была со святым праведным Алексием Мечевым. Его супруга, Анна, умерла, оставив отца Алексия с четырьмя детьми. Для него это было страшное горе. И, как мне рассказала сейчас уже покойная внучка отца Алексия, Ирина Сергеевна Мечева, много лет спустя к нему, уже известнейшему старцу, которого Господь прославил чудесами и прозорливостью, явилась во сне любимая супруга со словами: «Скоро мы с тобой встретимся, ты будешь со мной». Мы прославляем отца Алексия и уверены, что он в Царствии Божьем. Значит, там, где и его супруга. А, по словам внучки, у его жены был не самый простой характер. «Значит, тяжелый характер может не препятствовать спасению», – делала вывод Ирина Сергеевна.

Значит, отец Алексий принял характер своей жены как промысел Божий.

Может быть, и поэтому тоже он стал таким великим святым?

Муж глава, значит, кулаком по столу?

Если мы говорим о строительстве христианской семьи, тогда образ и источник власти мужа в семье строится по образу власти Христовой. Какова она, власть Христова? Он снимает с себя верхние одежды и умывает ноги Своим ученикам, как это делает раб. А еще Он говорит: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28)

Когда муж начинает бить кулаком по столу и кричать жене: «Ты должна меня слушаться!» – он, прежде всего, должен сам услышать эти слова Христа. Если он услышит и будет следовать им, то жена сможет его слушаться. Потому, что Церковь слушает Христа, восходящего на Крест, умирающего за всех людей, которых Он любит.

Если без любви и готовности жертвовать просто требовать, то ничего не выйдет. А вот если муж смиряется и жена понимает: если он что-то требует, то не из гордости и властолюбия, а потому, что ему дана ответственность именно так руководить, и он делает это не для себя, – тогда и слушаться значительно легче.

Известно, что Александр Васильевич Суворов часто перед важными сражениями спрашивал простых солдат: «А как вы как думаете, как завтра следует поступить?» Если солдат говорил дельно, к его мнению прислушивались. Вся армия это знала. Он никогда не мог сказать: «Ты – дурак, а я – генералиссимус, поэтому я умен и твое мнение никого не интересует». Ему важно было поступить правильно, а не по-своему.

И точно так же муж.

Когда жена знает, что муж хочет поступить правильно, а не по-своему, тогда его и легче слушаться. Тогда жена слушается мужа. Когда она знает, что муж с ней посоветуется и, если она права, поступит по ее совету.

И тогда дети слушаются обоих. А если жена мужа не слушается, тогда дети не слушаются ни папу, ни маму. Тогда вся конструкция все равно рушится.

Как высказать претензии

Практический совет – поговорить друг с другом, причем не за один раз, а с перерывом. Допустим, когда семья на грани краха, то идешь к своей «половинке» и говоришь: «Слушай, ты мной недоволен, я тобой недовольна, давай через пять дней мы сядем и ты мне подробно все выскажешь, в чем я не прав, с твоей точки зрения. А я буду молчать, к словам цепляться не буду, иначе у нас ничего не получится. Я просто все это услышу, запомню и пойду думать. А потом еще через пять дней я приду и скажу тебе все, с чем я не согласен, чем я недоволен. Ты тоже будешь молчать и думать потом. А потом еще через неделю мы сядем и поговорим».

Если удается такое сделать, то, во-первых, в период подготовки очень много пены уходит и человек пытается сформулировать: а в чем же его муж, допустим, неправ, очень много начинает видеть суетного и ненастоящего в своих претензиях, не существенных, на самом деле. И формулирует только какие-то очень важные вещи. То же самое происходит и с другой стороной.

Если совсем плохо…

А вообще, мне кажется, если совсем плохо, надо просто вставать на колени и молиться: «Господи, Господи. Как любое таинство, Таинство венчания – прежде всего Твой дар. Ты дал благодать, которую я почти растерял в браке. Мне кажется, что любовь угасает, и я не хочу согрешить. Я хочу этот брак, который Ты мне дал, привести к Тебе, в Твое Царство! Помоги, Господи, оживи, исцели меня!»

ОКСАНА ГОЛОВКО, ПРОТОИЕРЕЙ ФЕДОР БОРОДИН

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ