Вопросы по кому на руси жить хорошо. Вопросы и задания по части "Крестьянка" из поэмы Н.А


15.10.2016

В эпической поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов показал многие аспекты российской жизни, затронул большое количество острых проблем. Очевидно, главной из них в поэме является проблема счастья, поставленная очень широко, как на социальном, так и на философском уровне. Проблема счастья связана в поэме с темой реформы, изменения жизни всего русского народа и темой свободы, с темой русского национального характера и другими. Вызванный поэтом образ громадного исторического времени приобретал необычайную сконцентрированность и острый современный смысл. Сама извечная мечта о хорошей жизни в середине прошлого века становилась по-особому злободневной. В переломную пору в жизни страны, когда пошатнулись многие ее казавшиеся крепкими устои, в том числе и устои самого народного сознания, извечные эти вопросы и загадки представали как дело сегодняшнего бытия, требовали немедленных решений. Так, все в поэме - в ее образах, языке, стихе - представало как выражение вечного в сегодняшнем, очень обобщенного в очень конкретном. Всеобщий, всех и все вовлекающий общерусский смысл приобретали как будто бы самые простые и обычные вещи. Потому-то перед читателем предстает не просто рассказ в стихах, а именно поэма-эпопея - о самом главном в жизни всего народа. Дорожная стычка мужиков все менее остается бытовой ссорой, все более становится великим спором, в который вовлечены все слои русской жизни, все ее главные социальные силы призваны на мужицкий суд: поп и помещик, купец и чиновник. И сам царь.

Рисуя образ народа, поэт обращается к теме труда и к проблеме пьянства, к теме народного творчества, народного слова и теме песни как души народа. С темой судьбы русской женщины связана тема Родины-матери и идея будущего счастья великого русского народа - песня Гриши Добросклонова «В минуты унынья, о родина-мать!..» заканчивается словами:

И ношу твою облегчила судьба,
Сопутница дней славянина!
Еще ты в семействе раба,
Но мать уже вольного сына!..

Все названные темы и проблемы, заявленные в «Кому на Руси жить хорошо», рассматриваются в поэме в связи с темой счастья, важным условием которого является преодоление рабства:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином...

Хотя поэма осталась неоконченной, но без итога она не оставлена. Уже первая из песен «Пира на весь мир» на вопрос-формулу «Кому на Руси жить хорошо?» дает ответ-формулу:

Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего!

Песня «Средь мира дольного...» призывает к борьбе за народное счастье, за свет и свободу. Но дело, естественно, не просто в декларации этих идейно-тематических формул-лозунгов.
Смысл итоговых стихов поэмы действительно заключается в призыве к борьбе за народное счастье, но смысл всей поэмы в том, что такой народ заслуживает счастья и стоит того, чтобы за него бороться:

В минуты унынья, о родина-мать!
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.

Поэт действительно знал это и всем содержанием своей народной поэмы представил тому доказательства. Сам по себе образ Гриши Добросколонова, сочиняющего и поющего песни заключительной части поэмы, очень обобщенный и условный образ молодости, устремленной вперед, полный надежды и веры, не является ответом ни на вопрос о счастье, ни на вопрос о счастливце. Счастье одного человека (чьим бы оно ни было и что бы под ним ни понимать; хотя бы и борьбу за всеобщее счастье) - еще не разрешение вопроса, так как поэма выходит к думам о «воплощении счастья народного», о счастье всех, о «Пире на весь мир». Последние стихи - «песни» поэмы - стихи лирические, но такие, которые могли возникнуть лишь с опорой на могучий народный поэтический эпос. Многое в этих стихах идет от надежды, от пожелания, от мечты,-но такой, которая находит реальную опору в жизни, в народе, в стране Россия. Эпопея в самой себе несет разрешение.

«Кому на Руси жить хорошо?» - поэт задал в поэме великий вопрос и дал великий ответ в последней ее песне «Русь»:

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
В рабстве спасенное
Сердце свободное -
Золото, золото
Сердце народное!
Встали - небу жены,
Вышли - непрошены,
Жита по зернышку
Горы наношены.
Рать подымается -
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

«Широкая дороженька» - поэма не завершилась, и многое в ней объясняется за ее пределами.
Вообще же образ «широкой дороженьки» символичен и очень значим в поэме. Он характерен для сюжетов-путешествий, довольно распространенных в русской литературе. Путешествие Онегина должно было занять большое место в пушкинском романе в стихах. Лермонтовский герой своего времени живет буквально на колесах - в каждой новой повести он уже на новом месте. То, что Чичиков в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя путешествует, многое объясняет в этой книге, названной автором поэмой. Но, кажется, со времен «калик перехожих» никто не странствовал так, как герои поэмы Н. А. Некрасова, не брался Русь-матушку «ногами перемерять». «Кому на Руси жить хорошо» открывается именно этим образом - и пролог (семь мужиков-странников «сошлись» именно «на столбовой дороженьке», и идя по ней - спорили), и первая глава «Поп». С самого начала и на протяжении всей поэмы «по сторожам дороженьки» развертывается панорама всей русской земли.

В поэме также присутствуют и многие другие образы-символы, созданные на основе народно-поэтического творчества. Так, скатерть самобраная - традиционный символ достатка. Однако наши
странники просят только «хлебушка / По полупуду в день», «водки по ведерочку», «огурчиков», «квасу кислого», «чайку», да «чтоб армяки мужицкие / Носились, не сносилися!», «Чтоб липовые лапотки / Служили, не разбилися», «Чтоб вошь, блоха паскудная / В рубахах не плодилася», «Не прели бы онученьки». Мужики не просят у волшебной птахи богатства и счастья для себя. То, что они попросили, необходимо им, чтобы, не отвлекаясь на мелкое, доведаться до смысла жизни, до сути человеческого счастья.

Символичен образ неизвестной рыбы, что обитает в неизвестных морях, проглотившей «ключи от счастья женского»; и образ плачущей волчицы с окровавленными сосцами, также связанный с темой судьбы русской крестьянки.

Одним из символов реформы и всех захватившего кризиса является образ «цепи великой», которая, порвавшись, «расскочилася: / Одним концом по барину, / Другим по мужику!..»
Вахлачина и Корежина - многозначные символы крестьянской жизни. Такие слова, как «Наддай!» Савелия (очень понравившееся странникам) и «Нишкни!» Агапа Петрова связаны с темой падения рабства. Они являются символом освобождения и свидетельством того, как «Сбирается с силами русский народ / И учится быть гражданином». Семеро же странников - символ всей тронувшейся с места, ждущей перемен и ищущей счастья пореформенной народной России.


Сохранить ссылку:

Около четырнадцати лет, с 1863 по 1876 г., продолжалась работа Н.А. Некрасова над наиболее значительным произведением в его творчестве – поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Несмотря на то, что, к сожалению, поэма так и не была закончена и до нас дошли лишь отдельные ее главы, уже позже расставленные текстологами в хронологическом порядке, некрасовское произведение по праву можно назвать «энциклопедией русской жизни». По широте охвата событий, детальности изображения характеров, поразительной художественной точности оно не уступает «Евгению Онегину» А.С. Пушкина.

Параллельно с изображением народной жизни в поэме поднимаются вопросы нравственности, затрагиваются этические проблемы русского крестьянства и всего русского общества того времени, поскольку именно народ всегда выступает носителем нравственных норм и общечеловеческой этики в целом.

Основная идея поэмы вытекает непосредственно из ее названия: кого на Руси можно считать действительно счастливым человеком?

Одной из основных категорий нравственности, лежащих в основе понятия народного счастья, по мнению автора. Является верность долгу перед Родиной, служение своему народу. По Некрасову, хорошо на Руси живется тем, кто борется за справедливость и «счастие родного уголка».

Крестьяне-герои поэмы, ищущие «счастливого», не находят его ни среди помещиков, ни среди священников, ни среди самих крестьян. В поэме изображен единственный счастливый человек – Гриша Добросклонов, посвятивший свою жизнь борьбе за народное счастье. Здесь автор выражает, на мой взгляд, абсолютно бесспорную мысль о том, что нельзя быть истинным гражданином своей страны, ничего не предпринимая для улучшения положения народа, составляющего силу и гордость Отечества.

Правда, некрасовское счастье очень относительно: «народному заступнику» Грише «судьба готовила… чахотку и Сибирь». Однако трудно спорить с тем, что верность долгу и чистая совесть являются необходимыми условиями настоящего счастья.

В поэме так же остро стоит проблема нравственного падения русского человека, в силу своего ужасающего экономического положения поставленного в такие условия, в которых люди теряют свое человеческое достоинство, превращаясь в холуев и пьяниц. Так, рассказы лакея, «любимого раба» князя Переметьева, или дворового человека князя Утятина, песня «Про холопа примерного, Якова верного» – своего рода притчи, поучительные примеры того, к какому духовному холопству, нравственной деградации приводило крепостное право крестьян, и прежде всего – дворовых, развращенных личной зависимостью от помещика. Это некрасовский упрек великому и могучему по своей внутренней силе народу, смирившемуся с положением раба.

Лирический герой Некрасова активно протестует против этой рабской психологии, зовет крестьянство к самосознанию, призывает весь русский народ освободиться от векового угнетения и ощутить себя Гражданином. Поэт воспринимает крестьянство не как безликую массу, а как народ-созидатель, считал народ настоящим творцом человеческой истории.

Однако самое страшное последствие векового рабства, по мнению автора поэмы, заключается в том, что многие крестьяне довольны своим униженным положением, поскольку не мыслят себе иной жизни, не представляют, как вообще можно существовать по-другому. Например, лакей Ипат, раболепствующий перед своим господином, с благоговением и чуть ли не с гордостью рассказывает о том, как барин окунал его зимой в прорубь и заставлял играть на скрипке стоящим в летящих санях. Холуй князя Переметьева гордится своей «барской» болезнью и тем, что «с французским лучшим трюфелем тарелки он лизал».

Рассматривая извращенную психологию крестьян как прямое следствие самодержавно-крепостнического строя, Некрасов указывает и на другое порождение крепостного права – беспробудное пьянство, ставшее сущим бедствием русской деревни.

Для многих мужиков в поэме представление о счастье сводится к водке. Даже в сказке о пеночке семь мужиков-правдоискателей на вопрос о том, чего бы им хотелось, отвечают: «Кабы нам только хлебушка… да по ведру бы водочки». В главе «Сельская ярмонка» рекой льется вино, идет массовое спаивание народа. Мужики пьяными возвращаются домой, где становятся настоящим несчастьем для своей семьи. Мы видим одного такого мужика Вавилушку, пропившего «до грошика», который сокрушается, что не может даже купить козловые ботиночки свей внучке.

Другая нравственная проблема, которую затрагивает Некрасов, – проблема греха. Путь к спасению души человека поэт видит в искуплении греха. Так поступают Гирин, Савелий, Кудеяр; не таков староста Глеб. Бурмистр Ермил Гирин, послав в рекруты сына одинокой вдовы, тем самым избавив собственного брата от солдатчины, искупает свою вину служением народу, остается верен ему даже в минуту смертельной опасности.

Однако самое тяжкое преступление перед народом описывается в одной из песен Гриши: сельский староста Глеб утаивает от своих крестьян известие о раскрепощении, таким образом оставляя восемь тысяч человек в кабале рабства. По мнению Некрасова, подобное преступление ничем невозможно искупить.

У читателя некрасовской поэмы возникает чувство острой горечи и обиды за предков, надеявшихся на лучшие времена, но вынужденных жить в «пустопорожних волостях» и «подтянутых губерниях» спустя более чем сто лет после отмены крепостного права.

Раскрывая сущность понятия «народное счастье», поэт указывает, что единственно верный путь для его достижения – крестьянская революция. Идея возмездия за народные страдания наиболее четко сформулирована в балладе «О двух великих грешниках», которая является своего рода идейным ключом ко всей поэме. Разбойник Кудеяр сбрасывает с себя «бремя грехов» только тогда, когда убивает пана Глуховского, известного своими злодеяниями. Убийство злодея, по мнению автора, не преступление, а подвиг, достойный награда. Здесь некрасовская идея вступает в противоречие с христианской этикой. Поэт ведет скрытую полемику с Ф.М. Достоевским, утверждавшим недопустимость и невозможность построения справедливого общества на крови, считавшим, что сама мысль об убийстве – уже преступление. И я не могу не согласиться с этими утверждениями! Одна из важнейших христианских заповедей гласит: «Не убий!» Ведь человек, лишающий жизни себе подобного, убивает тем самым человека в себе, совершает тяжкое преступление перед самой жизнью, пере Богом.

Поэтому, оправдывая насилие с позиции революционной демократии, лирический герой Некрасова зовет Россию «к топору» (по выражению Герцена), что, как мы знаем, привело к революции, обернувшейся самым страшным грехом для ее исполнителей и самым большим бедствием для нашего народа.

1. Какие типы крестьян изобразил Н. А. Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо"?

Н. А. Некрасов создает несколько типов крестьян. Это семеро мужиков, ищущих счастливых людей на Руси. Второй тип - борцы за народ: Савелий-богатырь святорусский, Ермил Гирин, разбойник Кудеяр. Третий тип - труженики, которые еще терпят, но протест у них уже зреет: Матрена Тимофеевна, Яким Нагой. Поэт не идеализировал крестьян. Он показывает и тип холопов, рабов, упивающихся своим рабством: Ипата - лакея князя Утятина, "холопа примерного, Якова верного" - дворового князя Переметьева.

2. Какова роль "сказа о двух грешниках" в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"?

В сказе "о двух великих грешниках" звучал призыв к борьбе с угнетателями. Разбойнику Кудеяру прощаются все грехи за то, что он убил пана Глуховского. Значит, борьба с панами - святое дело.

3. Каково значение главы "Пир на весь мир" в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"?

Глава "Пир на весь мир" показывает состояние Руси, когда она проснулась, заговорила. Это праздничный пир духовного пробуждения, на котором звучат новые песни.

4. В каком образе поэмы Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" воплощена судьба дореформенного крестьянина?

Дореформенный барщинный мужик показан в образе Калинушки.

Беден, нечесан Калинушка,Нечем ему щеголять,Только расписана спинушка,Да за рубахой не знать.С лаптя до воротаШкура вся вспорота,Пухнет с мякины живот.Верченый, крученый,Сеченый, мученыйЕле Калина бредет.

5. Как в судьбе героини поэмы Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" Матрены Тимофеевны отразилась жизнь русской женщины-крестьянки?

История жизни Матрены Тимофеевны типична для русской женщины-крестьянки. В ней "нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой". Трудовую жизнь она начала "по пятому годку". В семье мужа она терпела побои, издевательства. Она пережила огромное горе - смерть любимого сыночка. Но несмотря на все тяготы жизни, Матрена Тимофеевна не стала покорной рабыней: "Я потупленную голову, сердце гневное ношу".

6. В чем состоит художественное своеобразие поэмы Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"?

7. В чем выражается связь поэмы Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" с народным творчеством?

Своеобразие поэмы Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" определяется прежде всего связью с народно-поэтическим творчеством. Поэма начинается со сказочного зачина. Ее сюжет образуется мотивом путешествия, странствия в поисках счастливого человека. В поэме много песен, построенных по принципу народных: "Барщинная", "Голодная", "Солдатская", "Веселая", "Соленая". Призывом к борьбе звучит "сказ о двух великих грешниках", в поэму включен еще один сказ - "Крестьянский грех"; используются сказочные образы говорящей птички, скатерти-самобранки. Некрасов обогащает язык поэмы народными пословицами и поговорками ("Наши топоры лежали до поры", "Хвали траву в стогу, а барина в гробу"), загадками про эхо, снег, замок, топор, звездное небо ("Никто его не видывал, а слышать всякий слыхивал, без тела - а живет оно, без языка - кричит"). Сам стих произведения близок народному белому стиху.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Стихотворения В дороге Я за то глубоко презираю себя... Перед дождем Тройка Вчерашний день, часу в шестом... Несжатая полоса Замолкни, Муза мести и печали... Поэт и Гражданин Тишина Размышления у парадного подъезда Комментарии Анализ стихотворений "В дороге" "Тройка" "Вчерашний день, часу в шестом..." Поэзия Н. А. Некрасова в оценке критиков А. В. Дружинин Из некролога Н. А. Некрасову Г. В. Плеханов П. Вайль, А. Генис Темы сочинений по творчеству Н.
    1. В каких стихах Н. А. Некрасов показал тяжелую судьбу русской женщины? А. "Родина" Б. "Размышление у парадного подъезда" В. "Несжатая полоса" Г. "Мороз, Красный нос" Д. "Тройка" Е. "Элегия" 2. Что объединяет А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского в изображении Петербурга? А. Восхищение "градом Петра" Б. Изображение контрастов города В. Изображение города как фона драматической жизни Г. Любование архитектурой Петербурга 3. В чем проявляется демократизм поэзии Н. А. Некрасова? А. Интерес к жизни народа Б. Использование в языке диалектизмов В. Вера
    Поэму "Кому на Руси жить хорошо" можно назвать энциклопедией народной жизни. Сам Некрасов говорил перед смертью, что в эту поэму он "хотел ввести... весь опыт, данный ему изучением народа, все сведения о нем, накопленные по словечку в течение двадцати лет". В поэме отразились многие аспекты русской действительности после отмены крепостного права. Здесь воссоздан целый ряд колоритных, своеобразных народных характеров. Но главная цель Некрасова - создание коллективного образа народа. Избранный поэтом композиционный
    Почти былинный зачин, "Пролог" к поэме "Кому на Руси жить хорошо" включает в себя не только экспозиционные элементы, но и уже начавшееся действие - спор и странствие, и именно тут уже появляется рефрен "кому живется весело, вольготно на Руси", который пройдет через всю поэму. В "Прологе" следует завязка: семеро крестьян отправляются на поиски истины. До этого спорщики были заняты обычными своими делами: один из них шел в кузницу, другой "соты
    1. Каковы основные мотивы лирики Н. А. Некрасова? Приведите примеры стихов. Мотив любви к Родине - "Тишина", "Родина", "Ты и убогая, ты и обильная"; мотив тяжелой судьбы народа - "На Волге", "Железная дорога", "Размышление у парадного подъезда"; мотив обездоленности русской женщины - "Мороз, Красный нос", "Тройка", "Орина, мать солдатская", "В полном разгаре страда деревенская"; городские мотивы - "Еду ли ночью по улице темной", "О погоде", "Царь-голод", "На улице"; мотив крестьянской недоли-
    В поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" полнее и ярче, чем в других произведениях, выступает основной герой творчества великого поэта - народ. Здесь Некрасов рисует различные типы крестьян, всесторонне показывает их жизнь - и в горе, и в "счастии". Одним из самых ярких в поэме является образ Матрены Тимофеевны, типичной русской крестьянки, образ, воплотивший в себе черты всех женщин матушки - Руси с их тяжелой, а порой и трагичной судьбой,
    Величайший памятник русской народной жизни XIX в. - поэма "Кому на Руси жить хорошо" создавалась Николаем Алексеевичем Некрасовым в течение четырнадцати лет (1863-1876 гг.) и, к сожалению, так и осталась незавершенной. Смерть помешала поэту закончить ее. В своей поэме Некрасов воссоздает подлинную картину жизни пореформенной России. Основной интерес поэта - положение русского крестьянина. Поэму "Кому на Руси жить хорошо" называют эпосом народной жизни. Однако, несмотря на присущие этому произведению эпические

1. О чем заспорили мужики? 2. Откуда идут мужики? [Назвать губернию, уезд, волость, деревни.] 3. Какую клятву дали мужики, получив от пеночки скатерть самобраную? 4. Какие особенности устного народного творчества нашли отражение в “Прологе”? 5. Каково композиционно-сюжетное значение “Пролога”?

Задание. Используя данный план, сделать краткие записи применительно к каждой главе поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Записи делать, по возможности, словами текста; если в той или иной главе не содержится ответа на какой-либо вопрос, значит этот вопрос остается без ответа.

1. Назвать часть и главу. 2. Нашли ли мужики счастливого? 3. Как понимают герои счастье? 4. Принесла ли отмена крепостного права счастье народу? 5. Есть ли намеки или прямые указания на пути, которые ведут к счастью народному? 6. В чем близость данной главы к произведениям устного народного творчества?

Задание. Подготовить ответ на вопрос

Многообразие крестьянских типов в поэме И. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Первую часть ответа (Осуждение покорности и раболепия в образах крестьян - холопов и предателей) подготовить по учебнику. Во вторую часть ответа (Крестьяне - борцы и правдоискатели) войдет литературный монтаж, который может быть составлен по данному плану-конспекту.

  1. Что заставило крестьян-правдоискателей идти по Руси в поисках счастливого: “Мы мужики степенные, из временнообязанных...”.
  2. В своем путешествии они встречаются с людьми разных званий. Попадают и на сельскую ярмарку, где в качестве счастливых им пытаются представить себя люди из народа: “Пришел дьячок уволенный...”.
  3. Мужики не признали счастливым ни одного из них:

Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, Горбатое с мозолями, Проваливай домой!

  1. Народ понимает, кто виноват в бедственном положении его, о чем свидетельствуют слова Якима Нагого, крестьянина, задавленного тяжелой работой, но сохранившего ясный ум; Яким Нагой произносит перед народом резкую обличительную речь, чтобы объяснить, почему мужик пьет. [Речь Якима Нагого полностью.]
  2. Протест Якима Нагого - это стихийный протест. Но есть среди крестьян и такие, кто поднимается до сознательного протеста. Это прежде всего - Ермил Гирин. Мужики-правдоискатели не встретили Ермилу Гирина, они слышали о нем от других. [Рассказать, кто такой Ермил Гирин и чем заслужил он уважение крестьян. Какова его судьба: “Как бунтовалась вотчина...”]
  3. А вот другой протестант, о котором рассказывает странникам Матрена Тимофеевна: Савелий, богатырь святорусский, отбыл двадцатилетнюю каторгу за то, что принял участие в убийстве управляющего - немца Фогеля. [Рассказать, за что мужики убили управляющего.] Вернувшись с каторги, он с достоинством рассказывает о своем участии в убийстве управляющего, и на грубость родственников, обзывающих его клейменым, с гордостью отвечает: “Клейменый, да не раб!”
  4. Убийство помещика и любого другого угнетателя крестьяне не считают преступлением, наоборот, они верят, что это - подвиг и что за него бог простит все грехи. [Наизусть или пересказать “Легенду о двух великих грешниках”.]

Вывод. Таким образом, рисуя различные типы крестьян, Некрасов утверждает, что счастливых среди них нет, что крестьяне и после отмены крепостного права по-прежнему обездолены. Изменились теперь только формы угнетения: “...на место цепей крепостных люди придумали много иных” (“Свобода”). Но среди крестьян появляются люди, способные к активному сознательному протесту.

Задание. В поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” перечитать часть “Крестьянка”; используя данный план, подготовить художественный рассказ Некрасов - певец печальной женской доли

1. При каких обстоятельствах встретили странники Матрену Тимофеевну? 2. Портрет Матрены Тимофеевны. [Наизусть: “Матрена Тимофеевна осанистая женщина...”] 3. За что народ считает ее счастливой? 4. Как отвечает Матрена Тимофеевна на вопросы мужиков-странников, в чем счастье ее? [Кратко рассказать об основных событиях из жизни Матрены Тимофеевны.] 5. Можно ли назвать жизнь Матрены Тимофеевны счастливой? 6. Что говорит сама Матрена Тимофеевна о женском счастье? [Наизусть: “Ключи от счастья женского...”]

Задание. Ответить на обобщающие вопросы по теме Крестьяне в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.

1. Какие типы крестьян изображены в поэме “Кому на Руси жить хорошо”? 2. Каково экономическое положение крестьян? Принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянину? 3. На какие группы можно разделить крестьян, описанных в поэме? 4. Какие высокие нравственно-психологические качества находит Некрасов у крестьян? 5. Какие отрицательные стороны крестьянской жизни изображает Некрасов? 6. Какой грех крестьяне считают “крестьянским грехом” и как они наказывают за этот грех? 7. На какие размышления наводят читателя образы крестьян в поэме?

Задание. Используя данный план, подготовить ответ на вопрос Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.

  1. Назвать помещиков, описанных в поэме. [Словами текста.]
  2. Сатирические портретные характеристики Оболта-Оболдуева, князя Утятина - Последыша.
  3. Ироническая родословная Оболта-Оболдуева.
  4. Сарказм в изображении отношений помещиков и крестьян до отмены крепостного права: 1) как Оболт-Оболдуев “заботился” о своих мужиках и как мужики “любили” его за это; 2) как Шалашников выколачивал оброк из мужиков; 3) какие “милости” оказывал князь Утятин слуге своему Ипату.
  5. Нелепые, комические положения, в которых оказываются помещики: 1) Оболт-Оболдуев в своем презрении к труду; 2) князь Утятин, не признавший отмены крепостного права (комедия, которую разыгрывают его сыновья и бывшие крепостные крестьяне; нелепые распоряжения князя).

Задание. С помощью данной системы заданий и вопросов проанализировать те части поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, в которых действует Гриша Добросклонов.

  1. Прочитать главу “Доброе время - добрые песни”. Составить портретную характеристику Гриши Добросклонова. Выделить ту часть текста, в которой содержится прямая авторская характеристика родителей Гриши, материального положения его. Кратко пересказать этот отрывок.
  2. Прочитать песню “Соленая”, а также предшествующую и последующую строфы. Ответить на вопросы: 1) Почему Гриша в семинарии часто певал эту песню? 2) Что твердо знал Гриша уже в пятнадцать лет?
  3. Прочитать песню “Средь мира дольнего...” и следующую за ней строфу. Ответить на вопросы: 1) Какой из этих двух путей выбрал Гриша? 2) Что готовила ему судьба на этом пути? 3) Только ли Гриша выбрал этот путь?
  4. Прочитать песню “В минуты унынья, о родина-мать!” и предшествующие ей две строфы. Ответить на вопросы: 1) Как характеризует эта песня Гришу? 2) Какие слова песни говорят о вере Гриши Добросклонова в силы русского народа?
  5. Прочитать песню “Бурлак” и ту часть текста, которая ей предшествует (от слов: “Сманила Гришу узкая, извилистая тропочка...”). Ответить на вопросы: 1) Какую страшную картину увидел Гриша? 2) Какие слова песни говорят о тяжелой доле бурлака?
  6. Прочитать песню “Русь” и предшествующую ей строфу. Каким представляется Гриша Добросклонов как автор этой песни?
  7. Прочитать последнюю строфу поэмы, определить идейный смысл ее.
  8. Записать в обобщенной форме ответ на вопрос Что мы узнали о Грише Добросклонове:

1) Гриша Добросклонов - выходец из народа, семинарист;

2) по своим общественно-политическим взглядам Гриша Добросклонов - революционер-демократ;

3) любовь к родине и народу - основной мотив его песен и подвигов, к которым он готовит себя;

4) Гриша - тот самый счастливый, которого искали мужики:

Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного - Пел он воплощение счастия народного!..

5) счастлив тот, кто отдает жизнь свою борьбе за освобождение народа,- вот мысль, которую вызывает у читателя образ Гриши Добросклонова.

Задание. Составить планы развернутых ответов на вопросы по поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.

  1. Народность поэмы “Кому на Руси жить хорошо”.
  2. Проблема счастья в поэме “Кому на Руси жить хорошо”.
  3. Мастерство Некрасова в изображении народной жизни в поэме “Кому на Руси жить хорошо”.

Сравним два вопроса, которые часто смешивают: Народность поэмы “Кому на Руси жить хорошо” и Мастерство Некрасова в изображении народной жизни в поэме “Кому на Руси жить хорошо”.

Чтобы ответить на первый вопрос, надо вспомнить признаки народности произведения: 1) постановка вопросов общенародной значимости и разрешение их в интересах народа; 2) такое изображение жизни, характеров действующих лиц, какое способствует духовному росту народа; 3) доступность художественного произведения для широких читательских масс и по тому, что изображено в произведении, и по тому, как изображено.

Затем, опираясь на эти положения, следует построить ответ как систему доказательств: 1) доказать, что Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо” поставил вопросы общенародной значимости и разрешил их в интересах народа; 2) доказать, что поэма “Кому на Руси жить хорошо” способствует духовному росту народа; 3) доказать, что поэма “Кому на Руси жить хорошо” доступна для широких читательских масс и по содержанию, и по форме.

Формулировка второго вопроса требует, чтобы отвечающий указал прежде всего на объем понятия “народная жизнь”, т.е. какими образами и картинами представлена народная жизнь: 1) индивидуализированные образы крестьян, 2) массовые сцены, 3) крестьянские поля, луга... Далее надо определить, какие художественные средства использует Некрасов в изображении народной жизни. Необходимо обратить внимание на способы организации поэтической речи в поэме: авторская речь - авторские описания, рассуждения, авторское повествование; речь действующих лиц - монологи, диалоги, в том числе многоголосие.

Литература

  1. Богомолов. Е.И.Пособие по литературе.
  2. Соколов А.Н. Теория литературы.
  3. Краткая литературная энциклопедия.

Индивидуальные карточки при работе над поэмой

Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?"

Главная проблема изучения литературы в старших классах – это большое количество произведений и их объем. Каждый учитель решает эти проблемы по – своему.

На помощь учителю приходит педагогическая технология индивидуальных заданий.

На мой взгляд, это одна из благоприятных технологий в широком многообразии применяемых методик в старших классах.

Приступая к созданию индивидуальных карточек, учитель должен иметь в виду следующее:

1.Учитывать род, жанр, индивидуальные особенности стиля произведения.

2.Учитывать объём произведения, степень погружения учащихся в текст.

3.Видеть сегодняшний уровень развития ученика и перспективу его развития.

4.Оформлять карточки - задания определенным образом.

5.Использовать карточки на каждом уроке.

Вот примеры карточек для работы.

Задание № 1

    Прочитайте часть «Крестьянка».

    При каких обстоятельствах встретили странники Матрёну Тимофеевну Корчагину?

    Какой предстает она в поэме? (портрет, черты характера)

    Кратко расскажите основные факты её жизни?

    За что народ считает Матрену счастливой? Можно ли её назвать таковой?

Задание № 2

    Прочитайте часть «Крестьянка» (особенно главы «До замужества» и «Песни»)

    Какие фольклорные жанры используются в рассказе Матрёны о своей жизни?

    Почему Некрасов обращается к ним?

    Какие народные обряды крестьянской жизни упоминаются в этой части?

    Как изобразительно – выразительные средства помогают раскрыть образ крестьянки?

Ваш ответ должен быть полным и чётким, для удобства прослушивания на уроке записан в тетрадь и прочитан для всех учащихся. Время для ответа около 5 минут.

Задание № 3

Прочитайте гл. «Сельская ярмонка» и «Пьяная ночь»

    Эти главы, даже в народной поэме одни из самых народных. Почему?

    Расскажите о крестьянских образах, созданных Некрасовым.

    Докажите текстом, что народу свойственна душевная красота, чуткость и суеверие.

    Материал о Якиме Нагом в ваш ответ не входит…

Ваш ответ должен быть полным и чётким, для удобства прослушивания на уроке записан в тетрадь и прочитан для всех учащихся. Время для ответа около 5 минут.

Задание № 4

Прочитайте гл. «Пьяная ночь»

Кто такой Яким Нагой? (портрет, черты характера)

Докажите текстом, что его можно назвать народным заступником?

Ваш ответ должен быть полным и чётким, для удобства прослушивания на уроке записан в тетрадь и прочитан для всех учащихся. Время для ответа около 5 минут.

Задание № 5

    Прочитайте часть «Последыш»

    Происходящие события в части дважды названы «камедью»? Почему?

    Докажите примерами из текста, что это игра?

    Какое чувство вызывает у вас рассказ о вахлаках? Почему?

    Кто такие Ипат, Клим Лавин, Агап, Влас? Что они рассказывают о своей жизни?

    Почему слово «вахлак» стало нарицательным? Что оно означает?

Ваш ответ должен быть полным и чётким, для удобства прослушивания на уроке записан в тетрадь и прочитан для всех учащихся. Время для ответа около 5 минут.

Задание № 6

    Прочитайте части «Последыш» и «Крестьянка».

    Соберите материал о жизни крестьян в этих частях поэмы.

    Что открывается правдоискателям о жизни крестьян Корёжского края и вахлацкого?

    Каковы взаимоотношения крестьян с помещиками этих двух миров?

Ваш ответ должен быть полным и чётким, для удобства прослушивания на уроке записан в тетрадь и прочитан для всех учащихся. Время для ответа около 5 минут.

В данной статье представлены не все карточки – задания. Поняв структуру составления подобных заданий, учитель сам сможет составить подобные индивидуальные карточки.