Усвоение новых знаний и способов действий. Корень

Открытый урок

в 3 «Б» классе МОУ «СОШ № 94»

Корень слова

учитель начальных классов МОУ «СОШ № 94» г. Саратова Гордеева Светлана Александровна


Тема урока: Корень слова.
Цели урока: 1.Уточнить представление о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково; корень – общая часть однокоренных слов, передающая их основное значение; отрабатывать умение распознавать однокоренные слова и выделять корень. 2. Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, мышление, внимание, навыки самостоятельной работы. 3. Воспитывать интерес к предмету, заботливое отношение к окружающему миру, природе, чувство справедливости, отзывчивости; учить заботиться о своём здоровье.
Оборудование: Таблица «Корень слова», буквы, иллюстрация злобного Вируса, рисунки леса и волшебного дерева, карточки для каждого ученика.
Ход урока.
    Организационный момент.
У. Сегодня мы продолжим раскрывать тайны русского языка. Мы многое повторим, узнаем что–то новое, обобщим то, что уже знаем.
    Мобилизующий этап. Определение темы и цели урока.
У. Для начала мы немного поиграем и узнаем тему урока. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Игра «Я вижу орфограмму». (Учитель диктует слово, ученик выходит к доске и проговаривает его, называет орфограмму и правило).
К о вёр, Р ига, тупи к , друз ь я, вет е р, ва нн а .
(Буквы, обозначающие орфограммы, выставляются на фланелеграфе: О, Р, К, Ь, Е, Н). У. Злой Вирус и здесь успел всё перепутать. Расшифруйте слово и тогда узнаете тему нашего урока. Д. Здесь зашифровано слово корень .(У доски ребёнок выставляет на фланелеграфе это слово.) У. Где в природе, в нашей жизни мы можем встретиться с корнем? Д. Корень есть у дерева, у зуба. У. Без здорового корня не будут расти ни деревья, ни зубы. Но и в русском языке мы тоже уже встречались с корнем. Кто сможет определить тему нашего урока? Д. Корень есть в словах, значит тема урока: «Корень слова». Тема урока на доске: Корень слова. У. Что такое корень слова? Д. Корень – это общая часть родственных слов. У. А кто попробует сказать, что мы будем делать на уроке. С помощью опорных слов определите цель нашего урока.
Уточнить представление …. Выяснить роль … . Отрабатывать умение … .
    Чистописание.
У. Я подготовила вам букву для чистописания, а её кто-то повредил. Наступила осень. Бесспорно, красивое время года, но и опасное, потому что это время, холодное и сырое, благоприятно для злых болезнетворных бактерий и вирусов. Вот и на нашу букву напал злой Вирус. Какую букву он повредил?

Д. Злой вирус повредил букву К. У. Давайте её вылечим: соберём элементы и пропишем целую строчку. Определите закономерность написания букв и элементов.
Ка / ККб // ККв /// Д. Увеличивается количество заглавных букв К , к ним добавляется каждый раз строчная буква по алфавиту, увеличивается количество прямых наклонных линий. У. Что вы знаете о букве К ? Д. Это согласная буква. Она даёт два согласных глухих звука: твёрдый [к] и мягкий [к’]. У. Пропишите буквы и элементы букв, соблюдая закономерность.

    Работа по теме урока.
У. Сегодня мы отправимся путешествовать по словам. Что такое слово? Д. Слово – это единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, признаков, состояний, действий и т. д. У. Где можно найти значение слова слово и любого другого слова? Д. В толковом словаре Ожегова С. И. , Даля В. В. У. Вчера мы начали говорить о том, что слова объединяются в гнёзда. Как называются слова, которые входят в одно гнездо? Д. Однокоренные. У. Какие слова называются однокоренными?
У. Слова, которые имеют общий корень и общее значение.
У. Итак, мы готовы к путешествию, запаслись знаниями и в путь, к словам. Посмотрите, куда мы пришли. Ничего не понимаю. И здесь успел побывать злобный Вирус. Ребята, понятно какие слова здесь записаны? Почему? Вирус успел уничтожить важную часть в словах - корень. Нам нужно вылечить слова и узнать, куда же мы попали.
ничество
пере … ок … ой
овичок … истая (местность) ? овик … ничий ок … ник
Дети подбирают корень и записывают однокоренные слова. Д. Мы пришли в лес. У. Был ли понятен смысл слов, значение слов, пока мы не вставили корень? (нет). Какой вывод можно сделать? Что такое корень? На доске схема: КОРЕНЬ Главная часть Передаёт основное . слова. значение слова.
    Физкультминутка.
И здесь мы победили злого Вируса. Справились с болезнью. А кто знает, что нужно делать человеку, чтобы не болеть, быть всегда здоровым и не бояться злых бактерий и вирусов? (Нужно закаляться, делать зарядку, принимать душ). А ещё можно сделать прививку в самое опасное время года – осенью и тогда зимой вы не заболеете гриппом. Прививка вас защитит. Давайте немного поиграем в игру на внимание. Разбейтесь на пары. Ведущий будет называть пары слов. Если вы услышите однокоренные слова, хлопайте друг друга в ладоши, а если не однокоренные, вставайте друг к другу спинами. (Данную физкультминутку составила Погосян Сусанна).
    Продолжение работы по теме урока.
У. Продолжим путешествие. У нас в лесу есть замечательный сад. Как – то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – слово корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов.

САД-
У. Вот это дерево. Какую пользу приносят деревья? Д. Выделяют кислород, поглощают углекислый газ. У нашего дерева, как у любого другого, есть корень. Чего же не хватает? Д. Злой Вирус съел все листочки – слова. У. Подберите однокоренные слова с корнем -САД- и тогда наше дерево будет здоровым и красивым. Д. Садовник, садовод, сажать, садовый, посадить, пересадить, садовод … . У. Как называются все эти слова? Д. Однокоренные. У. Какие слова называются однокоренными? Д. Слова, у которых одинаковый корень и одинаковое значение. У. Что ещё можно сказать о корне? Д. Корень – главная часть слова, общая часть всех однокоренных слов В схему КОРЕНЬ добавляется ещё одна часть: общая часть однокоренных слов. КОРЕНЬ Главная часть Передаёт основное Общая часть слова. значение слова. однокоренных слов.

Задание: спишите слова, распределив их по группам. На какие 3 группы можно разделить эти слова, ведь они все однокоренные? (По частям речи). Повторим правила о тех частях речи, с которыми знакомы. (Под схемой КОРЕНЬ появляется вывод: однокоренные слова могут относиться к одной или разным частям речи.)

    Работа с учебником.
У. Путешествуя по саду, мы увидели, что от корня образовались новые слова. В каком –то гнезде однокоренных слов много, в каком-то поменьше. В русском языке есть специальный раздел, который называется «Словообразование». Почему он так называется? Что он изучает? Д. Он изучает части слова, образование новых слов. У. Сейчас и мы попробуем последить за тем, откуда берут свои названия некоторые слова - предметы. Стр. 49, упражнение 123(1). Чай из листиков нарезан, Снятых с чайного куста. Человеку чай полезен – Чайник в доме неспроста.

У. Почему чайник так назвали? Д. В нём заваривают чай. У. Почему чай так назвали?
Д. Его делают из листиков чайного дерева. У. Какое задание можно выполнить с этим текстом? Д. Можно выписать однокоренные слова и выделить в них корень.

VIII. Гимнастика для глаз.
IX. Закрепление. Самостоятельная работа.У. Давайте обобщим всё, что узнали на уроке. 1.Что такое корень слова? (см. таблицу); 2. Как найти в слове корень? (Подобрать однокоренные слова и выделить общую часть).
У. Теперь вы готовы к самостоятельному путешествию по словам. Оно не простое. На столе у вас карточки № 1 с группами слов. Вирус перемешал слова. Задание: из каждой строчки выпиши только однокоренные слова, обозначь в них корень.
1 вариант: Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисёнок. Лось, лоскут, лосёнок. Храбрый, смелый и смельчак.
2 вариант: Моряки, морской, моржи. Корень, коренной, коржи. Холод, холмик, холодок. Горка, горный, городок. Школа, школьник, ученик.
X. Творческая работа. Мы многое повторили, чему – то научились. Мы победили сегодня злого Вируса, помогли однокоренным словам с ним справиться. Урок подходит к концу. Заканчивается и осень. Совсем скоро придёт зима и тому, кто знает, как бороться с болезнетворными микробами и вирусами, не страшны ни холод, ни мороз. Надеюсь, вы получите только радость и удовольствие от прихода зимы. Давайте сейчас представим себе зиму, с её пушистым снегом, морозом, румяными щеками и, конечно же, с зимними забавами. В заключение урока одной группе учащихся предлагаю написать интересный рассказ о зиме. Но… , рассказ не простой. Я дала вам начало рассказа, а ещё словосочетания, которые вы можете использовать в своём рассказе. И самое главное. В каждом предложении вашего рассказа должно быть слово с корнем снег (снеж). Скоро зима. Замелькают в воздухе, теплым одеялом, метели заметут, лесные тропинки, дети рады, будут лепить.
Вторая группа учащихся получила другое задание. Вам дан текст, в каждое предложение которого, вам нужно вставить подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем снег (снеж). Скоро зима. Замелькают в воздухе первые … . Тёплым одеялом укроет землю … . … метели заметут лесные тропы. Дети рады … . Будут лепить … , строить крепости.
XI.Итог урока. Выставление оценок. Как называется тема нашего урока? Что нового вы узнали на уроке? Что мы сегодня повторили? Какое задание показалось самым трудным? Какое самым интересным? Что нужно делать человеку, чтобы не заболеть, быть здоровым?
XII.Домашнее задание. Продолжается конкурс по подбору однокоренных слов. В словарики однокоренных слов запишите как можно больше слов с корнями, которые предложены в упражнении 129.

Тема урока - «Корень слова»

Дидактическая цель: познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова».

Тип урока : усвоение новых знаний

Задачи урока:

Формировать понятие «корень слова», «однокоренные слова»;

Развитие умения распознавать и подбирать родственные слова, учить выделять и характеризовать корень;

Развивать речь учащихся, расширять кругозор;

Воспитывать интерес к предмету.

Методы обучения: словесные (беседа, фронтальный опрос), наглядные (демонстрационный материал), практические (упражнения), аналитический

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Средства обучения для учителя:

- таблица состава слова; плакат с изображением дерева (с однокоренными словами), интерактивная доска

Средства обучения для учащихся:

- таблица состава слова; словообразовательный словарь А.Н.Тихонова

Диск «Русский язык 2 класс» Уроки Кирилла и Мефодия.

Ход урока.

1. Организационный момент:

Прозвенел звонок и смолк.

Вот и начался урок.

А ну проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке,

Книжки, ручки и тетрадки.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

3. Целеполагание и мотивация.

Сообщение темы урока.

Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака - из множества водяных капелек, лес - из деревьев, кустарников, трав, животных. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного» материала. И каждый из «кирпичиков» вносит в свою часть смысла - «смыслиночку». А может кто-нибудь из вас уже знает, как называется «главный кирпичик» слова - главная его часть? (Корень)

Правильно. Корень. Это слово многозначное. Где в жизни вы уже встречались с этим словом? (Корень- это часть растения, корень есть у зуба, волоса, ногтя).

У всех этих слов есть общее значение - оно важная часть своих предметов. А мы будем говорить о корне как части слова.

4. Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы)

Прочитайте слова, являются ли они родственными? Почему?

Сад, сады, в саду, по саду (при обсуждении мнения детей разделились)

Вода, водичка, водитель, водица, наводнение, водить (при обсуждении мнения детей разделились)

Бой, сражение, битва, война. (при обсуждении мнения детей разделились)

5. Усвоение новых знаний и способов действий.

Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

1. Работа с наглядным материалом.

Много - много лет тому назад появилось слово. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посади меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».

Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот такое дерево выросло! (На доске открывается плакат с изображением дерева (с однокоренными словами).)

Прочитайте внимательно слова, посмотрите, может быть вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (Ответы детей)

Правильно (открывается корень ВОЗ). Эта часть ВОЗ. И вот тогда решили люди назвать общую часть слов КОРНЕМ. Потом на глаза им попался ещё один маленький корешок ХОД, такой грустный, но уже очень юркий. И попросил он людей его тоже посадить в землю, пообещав разрастись в большое дерево. Какие ростки появятся от одного маленького корешка ХОД?

Записываем слова на доске и в тетрадях. (Вход, выход, походка, переход, ходить….)

Чем же похожи эти слова? Какая часть в этих словах будет корнем? (Ход)

Правильно, корень ХОД и выделяется корень дугой. (Выделяем.)

Прочитаем один только корень, вы поняли, что означает это слово? (Да.)

А теперь закройте корень и прочитайте оставшиеся части слова. (Читают.)

Понятен ли смысл слова? (Нет.)

Какой же вы сделаете вывод, что такое корень слова? (Ответы детей.)

Правильно, корень - это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него «растут» другие однокоренные слова.

2. Работа с учебником.

Прочитаем о корне на стр. 75 .(Чтение правила вслух.)

6. Первичная проверка понимания.

1.Дидактическая игра «Найди свой дом».

А сейчас мы поиграем. У меня три домика. В первом живёт корень ЗЕМЛ, во втором - ЗВЕР, в третьем - ВОД. У вас на столах карточки со словами. Прочитайте внимательно и найдите домик для своего слова.

Начинаем заселять дома: (Дети по очереди прикрепляют свои слова.)

Внимательно посмотрите и скажите, всё ли верно? (В 3 столбике слово ВОДИТЕЛЬ «лишнее».)

А почему вы так решили? (Дети объясняют, используя правило со стр.75)

Чтобы слову ВОДИТЕЛЬ было не скучно, давайте подберём ему однокоренные слова. (Письмо с комментированием на доске и в тетрадях: ВОДИТЕЛЬ, ПРИВОДИТЬ, ПРОВОДНИК, ПРОВОДЫ.)

7. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу (первичное закрепление).

1.- Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

Спиши слова, выдели корень

1 вариант:

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Нож, ножницы, ножик.

Снеговой, снег, снежинка.

2 вариант:

Сад, посадка, посадил.

Роза, розовый, розовеет.

Труд, трудовой, трудится.

Гриб, грибник, грибок.

2. Работа в рабочей тетради «Пишем грамотно», автор Кузнецова М.И.(упр. 6 стр.13)

3. Работа по определению границ корня (по диску)

(Работа на интерактивной доске)

Физминутка

Раз - подняться, потянуться

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений (применение знаний и умений в новой ситуации).

1.Сценка «Родственники».

Кто вы такие?

Я - гусь. А я -гусыня. А это наши гусята.

А я их тетя гусеница.

Ребята, вы согласны?

Вывод делают дети:

Важно вдуматься в смысл слова.

2. Работа в группах, работа со словообразовательным словарей А.Н.Тихонова

Давайте подберём однокоренные слова с корнем - снег- (снег, снежный, белоснежный, снеговик, снежок, снежинка, снегирь, снеговой, Снегурочка)

Что заметили в корне? (Чередование согласных в корне)

3. Попробуйте с этими словами сочинить небольшой рассказ (дети сочиняют и записывают свои небольшие рассказы).

9. Обобщение и систематизация знаний.

Что нового вы узнали на уроке? (Ответы детей.)

Что же такое корень? (Главная часть однокоренных родственных слов.)

Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково.)

10. Контроль и самопроверка знаний.

Тест - опрос

Если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», если не согласны - знак «-«

1. Слова жёлудь, желудёвый, желудочек являются однокоренными, т.к. имеют общую часть слова.

2. Корень - это общая часть родственных слов.

3. Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов и выделить в них общую часть.

Самопроверка

11. Домашнее задание.

Правило стр. 75, упр.2.

12. Рефлексия (подведение итогов)

Чтобы скачать материал или !

Кравченко Галина Сергеевна

МАО УСОШ № 1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева

Учитель биологии

Тема урока : Корень

Предмет : биология

Класс : 6.

УМК : Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я.Колесникова Биология Живой организм 5 – 6 класс Москва «Просвещение» 2013 год

Урок № 6

Дата:

Учитель: Кравченко Г.С

Тема урока: Корень

Цель:рассмотреть строение и функции корня, как важного вегетативного органа растения.

Образовательные: формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении;

Развивающие: развитие умений сравнивать объекты на примере строения мочковатой и стержневой корневых систем;

Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе на примере важности корневой системы для жизни растения.

Формирование УУД

Коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД – проявлять познавательный интерес к изучению строения органов растений; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

Целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата; - коррекция; - оценка. - волевая само регуляция.
Познавательные УУД - включают обще учебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем, структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы; представлять информацию в виде рисунков;

Тип урока: открытия нового знания.

Оборудование : гербарии растений, презентация

Ход урока

Организационный момент.

(учитель приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу, проверяет готовность рабочего места учащихся).

Проверка знаний и умений.

Фронтальный опрос.

Игра- соревнование на знания терминов.

Как различается внутреннее строение световых и теневых листьев?

Из каких тканей состоят кожица и мякоть листа?

Чем обусловлено разное расположение устьиц у растений, обитающих в разных средах жизни?

Индивидуальный опрос

Работа по карточкам (Приложение 1)

Актуализация знаний.

Учитель - С какими органами растений мы уже познакомились?

Определите, какой орган мы будем сегодня изучать?

Продолжи предложения:

Слайд №2

Сегодня на уроке :

    мы будем …

    если будет трудно…

— С какой целью каждый урок начинаем

с чистописания?

Повторяйте движения руки за мной.

ли

Вспомните слова, которые начинаются

с данного слога. Кто вспомнил два слова, поднимите руку. Назови их. Кто назовёт слово, которое никто не вспомнил?

ле

— Посмотрите, какие слова вспомнила

я к данному слогу.

лень, ленивый, лентяй, лента

— Найдите лишнее слово.

Лень- 1 слог, мягкий знак – показатель мягкости согласного.

Ленивый – имя прилагательное.

Лента – неродственное слово.

— Запишите родственные слова. Как вы определили, что они родственные?

Слайд №3

родственные слова

близкие по смыслу общая часть

корень

— Запишите слова. Выделите корень. Что содержится в корне? (общее значение, смысл)

— Молодцы, хорошо справились с заданием. Чтобы справиться с другими заданиями нам нужна лень? (нет)

Слайд №4

-А теперь помогите Сереже определить корень в слове МОРЯК.

— Что нужно сделать, как вы думаете?

Составляется алгоритм:

1. Определить значение слова.

2. Подобрать родственные слова.

3. Найти общую часть – корень.

Моряк, морской, море

Какая тема урока? Чему будем учиться? (находить корень)

— Кто уже запомнил алгоритм, как найти корень? Давайте прочитаем об этом в учебнике. Правильно ли мы сделали?

(с. 85 правило)

— Самостоятельно определите корень в слове ГРИБОК. Как лучше спланировать работу. (повторить правило)

(гриб, грибной, грибник)

— Встали, выпрямили спинки.

И следите все за мной:

Покачали головой.

Руку правую подняли,

Ею дружно помахали

Опустили, поморгали,

Руку левую подняли,

Ею дружно помахали.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Будто ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Если я называю родственные слова – хлопок, нет — руки вверх.

Сахар –сахарница

Коробка — коробок

Лиса — лисёнок

Учебник- книга

Ручка – карандаш

Голова- шапка

Рука – ручной

Варенье – варить

Работа в паре Слайд №5

— Подберите однокоренные слова к иллюстрации. Корень выделите.

(рыбка, рыба, рыбачить, рыбалка, рыболов, рыбёшка, рыбак)

— Поднимите руку, кто подобрал 3, 4 слова? Назовите. У кого есть слова, которые ещё не прозвучали. Какой корень в словах?

— Устно составьте с придуманными словами предложение, стараясь употребить как можно больше однокоренных слов. (Кот-рыбак поймал рыбку на рыбалке.)

Задание по выбору (карточка)

1. Найди родственные слова. Выпиши родственные слова. Выдели корень.

— стул, кресло, скамейка

— лист, листик, листва

2. . Прочитай внимательно диалог. Выпиши родственные слова. Выдели корень.

— Вы кто такие?

— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто?

— А я ваша тетка – гусеница.

3. Составь из слогов слова. Подбери родственные слова.

кот

сад

ик

дом

Слайд №6

Слайд №7

Продолжи предложения:

Сегодня на уроке:

    мы учились…

    мы смогли…

    было трудно…

с 82,№2, правило

Пасечник Н. В. МБОУ школа №17 г. Феодосии

Корень. Строение корня. Виды корней.

Типы корневых систем.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Использованные педагогические технологии: ИКТ, критического мышления, проблемного обучения.

Задачи урока: изучить строение и функции корня, виды корней и корневых систем.

Цели урока:

дидактические: формирование понятий – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верхушка корня, зоны корня; знакомство с особенностями строения и функциями корня, строением и образованием корневых систем.

развивающие: продолжить формирование навыков работы с биологическими терминами, учебником, микроскопом; развитие творческого и экологического мышления, монологической речи; развитие умений исследовать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
воспитательные:формирование информационной культуры, культуры общения и рефлексивных качеств личности; формирование коммуникативной компетентности.

Формы организации учебной деятельности.

Работа в парах с микроскопами и с натуральными объектами, фронтальная беседа, работа с учебником.

Оборудование: мультимедийный комплекс, микроскопы, микропрепараты,

натуральные объекты, схемы корневых систем и видов корней.

1. Организационный момент 1 мин.

2. Актуализация опорных знаний (проводится в форме фронтальной

Из каких органов состоит растение?

На какие группы делятся органы растения по функциям? (вегетативные

и генеративные).

На какие группы делятся органы растения по расположению?

(подземные и надземные).

Назовите надземные органы. (Побег).

Какие органы относятся к подземным? (Корень).

Что такое ткань?

Какие виды тканей встречаются у растений?

Мотивация и целеполагание.

Мы изучили строение стебля и листа, нам предстоит изучить корень.

Таким образом в ходе коллективного обсуждения формулируются цели

урока: изучение корня,видов корней и типов корневых систем и

задачи урока:

Изучить внутреннее строение корня;

Изучить виды корней;

Изучить типы корневых систем;

Установить биологическую роль корня;

Выяснить возможности влияния агротехнических приемов на формирование корневой системы.

Для того, чтобы выяснить биологическую роль корня, изучим его клеточное

строение. Для этого воспользуемся учебником $ 31 стр. 80,а также проекцией микропрепарата на мультимедийной доске.

Учащиеся в парах работают с учебником над заполнением таблицы:

Клеточное строение корня

Зоны корня

Виды тканей образующих

Роль зоны

Корневой чехлик

Покровная

Защитная

Зона деления

Образовательная

Образование новых

Зона растяжения и

Образовательная

Рост корня в длину

Зона всасывания

Всасывающая – разновид –

ность покровной ткани

Всасывание воды и

растворенных мине –

ральных солей из почвы

Зона проведения

Проводящие: флоэма и кси-

лема, покровная, основная.

Проводит растворы ми –

неральных солей вверх,

а растворы органичес-

ких веществ вниз.

После заполнения и обсуждения таблицы формулируется проблема, а какие

функции может выполнять корень в соответствии с его строением.

В результате обсуждения проблемы выясняются основные функции

Укрепление растений в почве (корень – якорь).

Минеральное питание растений (всасывание воды и растворенных минеральных солей и подъем их вверх по ксилеме).

Учащимся предлагается выяснить роль корневых волосков (увели –

чивают площадь контакта с почвой).

После этого учитель демонстрирует натуральные корнеплоды свеклы и моркови и предлагает выяснить, какова их биологическая роль и какая ткань в каких корнях больше развита (запасающая- основная).

Учитель демонстрирует корневые черенки облепихи, малины с почками

и предлагает установить их роль в жизни растении (вегетативное размножение растений).После демонстрации растения из семейства Орхидных с зелеными корнями учащиеся приходят к выводу, что корни могут выполнять и функцию фотосинтеза.

Демонстрация корней растений из семейства Бобовые позволяет установить

функцию взаимодействия растений с представителями другого царства (бактериями) с помощью корней т.е. формирование микоризы.

Таким образом, в процессе поисковой беседы формулируются возможные функции корня.

Динамическая и офтальмологическая паузы (4 -5) минут.

После этого учащиеся приступают к выполнению лабораторной работы по

выяснению видов корней и типов корневой системы. По ходу выполнения

работы обучающиеся заносят результаты в рабочие тетради:

1. Виды корней

Главный Боковые Придаточные

(формируется из (отрастают (развиваются

корешка зародыша) от главного на стебле и листьях)

и придаточных)

2.Корневая система-

3. Типы корневых систем

Стержневая Мочковатая

(главный корень (система придаточных

хорошо выражен) корней)

Делают выводы о сходстве и различии между стержневой и мочковой

корневой системой.

Перед учащимися ставится вопрос какая корневая система эффективнее

выполняет свои главные функции? (Это зависит от условий обитания растения), а после ответов формулируется проблема: может ли человек

повлиять на развитие корневой системы и для чего это можно было бы

сделать? В ходе обсуждения проблема решается, что сделать это можно с

помощью окучивания или пикировки с целью повышения интенсивности

минерального питания в условиях, создаваемых человеком при выращивании растений, что приведет к повышению урожайности. Учащиеся делятся опытом о применении таких приемов при выращивании растений на дачных участках.

Ученики оформляют лабораторную работу в тетради.

После изучения осуществляется первичный контроль и коррекция с помощью игрового момента «светофор»:

учащиеся поднимают зеленую карточку при правильном утверждении и

красную при неправильном.

1. Корень осевой орган растения.

2. Корни растут по направлению к солнцу.

3. Корни имеют двухстороннюю симметрию.

4. Образовательная ткань корня прикрыта корневым чехликом.

Выберите один правильный ответ:

1. Корневой чехлик образован тканью:

а) проводящей; б) покровной; в) основной; г) механической. (1 б).

2. Корневые волоски расположены в зоне:

а) проведения; б) деления; в) всасывания; г) растяжения. (2 в).

а) корневой чехлик; б) всасывания; в) роста; г) проведения. (3 г).

4. Из корешка зародыша развивается корень:

а) главный; б) боковые; в) придаточные; г) все корни. (4 а).

Рефлексия:

Выполнили ли мы цель и задачи урока?

Какие трудности при этом возникли?

Где и как можно будет применять полученные знания?

После этого задается дифференцированное домашнее задание:

$ 31 стр. 80 – 81, дополнительно желающие могут подготовить информа –

ционное сообщение по темам:

Видоизменение корней.

Подыскать литературные произведения, где упоминались бы корни